Блаватская Е.П. Изида (журнал) Изида журнал

Ежемесячный журнал оккультных наук «Изида» был основан в Санкт-Петербурге в октябре 1909 года мартинистами И. К. Антошевским (1873-1917), А. Мирковичем, Ч. фон Чинским (1858-1932). Редактором-издателем с октября 1909 года по сентябрь 1911 года был И. К. Антошевский, с октября 1911 года до конца 1916 года — А. В. Трояновский.

В журнале печатались статьи российских и зарубежных оккультистов, спиритуалистов, содержащие теоретические и практические знания по алхимии, астрологии, гипнотизму, магии, магнетизму, герметической медицине, каббале, ментализму, спиритизму, телепатии, факиризму и др. В издании размещены биографии с портретами наиболее известных в то время распространителей оккультизма: Ж. Анкоса (Папюса), С. В. Тухолки, Марнэса, Э. Леви, Ч. фон Чинского и др. Есть материал с отчетами обществ, собраний и сеансов, посвященных изучению оккультизма, приведена широкая библиография книг по эзотерике. Журнал проиллюстрирован рисунками и фотографиями на данные темы.

Оформление издания:
Формат издания: 190x270мм
Издание облачено в кожаный переплет с многоцветным тиснением; кругленый корешок украшен бинтами и декоративным узором; дизайнерская бумага; каптал и ляссе из шелка, подобранные под общую цветовую гамму.

, мартинизм

Периодичность ежемесячник Язык русский Адрес редакции Санкт-Петербург Церковная ул. (ул. Блохина), 4а (с 1909)
9-я Красноармейская ул. , дом № 17 (с 1911)
«Книжный склад Трояновского»
Главный редактор Антошевский И. К. , Трояновский А. В. (с 1911) Учредители Ч. Чинский Страна Российская империя Российская империя Издатель Антошевский И. К. , Трояновский А. В. Дата основания 1909 год , октябрь Последний выпуск 1916 год Медиафайлы на Викискладе

Сыграл наибольшую роль в распространении астрологических и оккультных знаний в предреволюционной России. «Книжный склад Трояновского » предлагал широкий выбор литературы по эзотерике (десятки наименований).

История

Гипотеза о названии

Издания

Среди изданий были как статьи российских эзотериков , так и переводы иностранных оккультистов (частью сделанные Трояновским), издавался приезжавший в те годы в Россию Папюс - глава мартинистов . Некоторые из переводов:

  • Ледбитер Ч. , Астральный план / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. , 1912
  • Ледбитер Ч. , Ментальный план
  • Папюс , Философия оккультиста. Анализ теории философии в приложении к оккультизму. / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. : А. А. Улыбин, 1908. (2-изд. 1918)
  • Папюс , Человек и Вселенная. Лекции 1, 2 и 3-я, читанные в 1908 г. В Париже. Серия «Обзор оккультных знаний». Вып. I / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - М. : Книгоиздательство «Спираль», 1909. - 112 с.
  • Папюс , Каббала, или наука о Боге, Вселенной и Человеке. / Пер. с франц. А. В. Трояновского, под ред. ориенталиста и переводчика Талмуда Н. А. Переферковича. - СПб. : Изд. В. Л. Богушевского, 1910. - 272 с.
  • Папюс , Предсказательное Таро, или Ключ всякого рода карточных гаданий. Полное восстановление 78 карт египетского Таро и способа их толкования. 22 старших и 56 младших арканов . С альбомом гадательных карт и рисунками в тексте Габриеля Гулината . Воспроизведение редких и никогда не изданных карт Этейлы и Элифаса Леви. / Пер. с франц. под ред. А. В. Трояновского. - СПб. : Типография «Печатный Труд», 1912. - 240 с.
  • Папюс , Человек и Вселенная (Эзотерические беседы). Лекции, читанные в Париже. Серия «Общий обзор оккультных знаний». Вып. II / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. : Издание журнала «Изида», 1913. - 119, с.
  • Папюс , Практическая магия (Черная и белая). В двух частях: репринт. изд. 2-е изд., доп. / Пер. А. А. Трояновского. - СПб. : <Б. и.>, 1912-1913.
  • Папюс , Магия и гипноз
  • Поль Седир . Индийский факиризм или практическая школа упражнений для развития психических способностей. (Le fakirisme Hindou). Серия «Библиотека оккультных наук». Вып. III / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. : Типография И. Лурье и Ко, 1909. - 126 с.
  • Поль Седир , Оккультная медицина / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. , 1912. - 42 с.
  • Поль Седир . Магические растения. Ботанический словарь герметической медицины. / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. : Типография «Печатный Труд», 1909. (Магические растения. Оккультная ботаника. Герметическая медицина. Палингенезия. - Универсал из росы. Ботанический словарь. (Le Paintes Magiques). 2-е изд. доп. / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. : Типография «Печатный Труд», 1912. - 232 с.)
  • Поль Седир . Заклинания. (Les Incanatations) / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. : Типография М. И. Фоминой, 1913. - 160 с.
  • Агриппа , Магия Арбателя . (AGRIPPA - «Magie d’Arbatel»). / Пер. с франц. А. В. Трояновского. - СПб. : Типография «Печатный Труд», 1912. - 46 с.
  • Сент-Ив д’Альвейдр, Жозеф Александр , Ключи Востока. Тайны рождения. - Пол и любовь. - Тайны смерти. Согласно указаниям восточной каббалы. / Пер. с франц. М. А. Радынского, под. ред. А. В. Трояновского. С 7-ю рисунками Рихарда Бургсталя - СПб. : Типография «Печатный Труд», 1912. - 44 с.
  • Ленен, Лазарь . Каббалистическая наука, или способ узнавания добрых духов, влияющих на судьбу человека
  • Виллар, Никола Пьер Анри де Монфокон де , Граф Габалис или Посвящение в тайную науку. / Пер. с англ. А. В. Трояновского. - СПб. : Издание журнала «Изида», 1912. - 88 с.
  • Сефариал . Астрология: Как составить и истолковать свой собственный гороскоп. / Пер. с англ. под ред. А. В. Трояновского. - СПб. : Типография «Печатный Труд», 1912. - 136 с.
  • Пуассон, Альберт , Теории и символы алхимиков. Великое делание. / Пер. под ред. А. В. Трояновского. Со многими рисунками. - Петроград: Издание журнала «Изида», 1912. - 116 с.
  • Йог Рамачарака , Основы миросозерцания индийских йогов . / Пер. с англ. Под ред. А. В. Трояновского. - СПб. : Издание журнала «Изида», 1913

Ссылки

Примечания

  1. Весь Петербург за 1910 год. Указатель организаций. стлб. 819 . В 1936 году на этом месте построено нынешнее здание школы-детсада № 624.

В журнале "Light" (от 8 июля) Ч.К.М. приводит цитату из примечания редактора к статье "Кажущиеся противоречия", напечатанной в журнале "Theosophist" за июнь 1882 г. Затем из рецензии на книгу "Совершенный путь" в этом же номере он подробно цитирует "авторитетное учение более позднего времени", по его довольно язвительному замечанию. Далее снова следует длинный абзац из "Разоблаченной Изиды". Три цитаты и замечания нашего друга выглядят так:

Никогда не было и быть не может каких-либо существенных расхождений между учениями, изложенными в "Разоблаченной Изиде", и учениями нашего позднего периода, поскольку и те и другие произошли из одного и того же источника – Братства Адептов (Примечание редактора к статье "Кажущиеся противоречия").

Обратив внимание своих читателей на вышеприведенное утверждение, Ч.К.М. продолжает цитировать, с целью показать, как он считает, его ошибочность.

Начнем с того, что перевоплощение, если принять во внимание другие миры помимо этого, – распространенное явление в природе. Но перевоплощение в следующем, более высоком объективном мире – это одно, а перевоплощение на нашей земле – совсем другое. Даже земное воплощение повторяется снова и снова до тех пор, пока человечество не достигнет наивысшего состояния, какое только можно представить в настоящее время на этой земле, а не в загробной жизни, и в этом кроется ключ к разгадке.

Но как только посредством последовательных перевоплощений человек достигает предела совершенства, положенного в условиях современной расы, его следующее воплощение осуществляется на первых ступенях более высокого мира, где самые начальные уровни развития намного выше наших самых высоких. Ужасной ошибкой современных сторонников перевоплощения является предположение, что на нашей земле возможен возврат к более низким физическим формам и поэтому человек не воплощается каждый раз человеком на этой земле. Неверность такой теории доказана ясно и однозначно в вышеприведенных отрывках. (Рецензия на книгу "The Prefect Way" в журнале "Theosophist").

А теперь из "Разоблаченной Изиды":

"Сейчас мы представим несколько фрагментов из этой таинственной доктрины о реинкарнации, отличной от метампсихоза, которую мы получили из авторитетного источника. Перевоплощение, то есть появление на свет одной и той же индивидуальности или, вернее, ее астральной монады, дважды на одной и той же планете не является законом природы, это исключение, вроде тератологического феномена двуглавого младенца. Этому предшествует нарушение законов гармонии, и это случается только тогда, когда природа, желая восстановить потревоженное равновесие, с силой вталкивает в земную жизнь астральную монаду, вырванную из круга необходимости преступлением или несчастным случаем. Так, при абортах, при врожденном и неизлечимом идиотизме, в случаях смерти младенцев ранее положенного возраста нарушается первоначальный замысел природы создать совершенного человека. Следовательно, ввиду того, что грубая материя каждого из этих немногочисленных существ распыляется после смерти в обширном царстве жизни, бессмертный дух и астральная монада идивидуальности – последняя отделяется, чтобы оживить физическое тело, а первый, чтобы наполнить его своим божественным светом, – должны предпринять вторую попытку выполнить задачу, стоящую перед созидающим разумом.

Если разум развивается настолько, что становится активным и проницательным, то необходимость воплощаться на этой земле отпадает, поскольку три составные части триединого человека объединяются, и он получает возможность стремительно продвигаться вперед. Но когда новое существо не соответствует требованию, предъявляемому монаде, или же, как в случае идиотизма, отсутствует триединство, бессмертная искра, светящаяся в нем, должна вновь войти в земной план, так как она не проявилась во время своей первой попытки.

Далее, та же оккультная доктрина признает другую возможность, правда, настолько редкую и достаточно неопределенную, что даже нет смысла ее упоминать. Даже современные западные оккультисты отрицают ее, хотя она общепризнанна в странах востока". Это редкие случаи возвращения крайне порочных человеческих духов, которые были низвергнуты в восьмую сферу, – нет необходимости полностью цитировать этот отрывок. Исключениями из этой редкой и сомнительной возможности, когда происходит перевоплощение на этой земле, в соответствии с "Разоблаченной Изидой", – я процитировал с. 351-352 первого тома – являются только три случая: аборты, очень ранняя смерть и идиотизм.

Я, многострадальный исследователь таинственного, охотнее признаюсь в собственной глупости, чем позволю сделать "кажущиеся противоречия" предметом насмешек. Но в конечном итоге два плюс три не равняется четырем; черное не является белым, а "да" не значит "нет", во всяком случае в отношении простых и определенных утверждений. Если и есть такая вещь, которую я очень хотел бы понять, так это истина о проблеме перевоплощения. Надеюсь, от меня не требуют, как от исполнительного теософа, чтобы я безропотно примирил утверждение из "Разоблаченной Изиды" с заявлением авторитетного обозревателя. Но есть одно утешение.

Высокоученый автор "Разоблаченной Изиды" не мог полностью забыть изложенного там учения по этому вопросу. Поэтому скорее всего не он диктовал эти утверждения обозревателю. Если, как я предполагаю, за последним стоит Кут Хуми, тогда, очевидно, Кут Хуми не является псевдонимом мадам Блаватской, как поговаривают злые языки.

Ч.К.М.

Мы надеемся, что нет – для блага самого Кут Хуми. Мадам Блаватская была бы слишком тщеславна и горда, имей она хотя бы возможность мечтать о такой чести. Но, как справедливо заметил французский классик: "La critique est ais"ee, mais I"art est difficile" – хотя мы более настроены униженно склонить наши головы в искреннем сожалении и воскликнуть "Et tit Brute!", чем повторять старые истины.

Как можно найти это (даже) "кажущееся несоответствие" между двумя приведенными отрывками, – это не распространяется на тех, кто совсем не знаком с оккультной доктриной, – будет действительно самой большой загадкой для каждого восточного оккультиста, который приобщается к тайным знаниям и учится в одной школе с рецензентом "The Perfect Way". Тем не менее последний был выбран в качестве оружия, чтобы разбить нас наголову.

Достаточно прочитать отрывок № 1 во "Фрагментах оккультной истины" и поразмыслить над семеричным составом человека, на который оккультисты подразделили тройственное человеческое существо, чтобы понять, что "астральная" монада не является "духовной" монадой, и наоборот. Легко можно доказать, что между двумя утверждениями нет противоречия, что мы и собираемся сделать с помощью нашего друга-"рецензента". Самое большее, что можно сказать о процитированном из "Изиды" отрывке, это то, что он не завершен, хаотичен, расплывчат, возможно, неуклюж, как и большая часть этой работы, первого литературного труда иностранки, которая даже сейчас не может похвалиться знанием английского языка.

Поэтому, основываясь на утверждениях из очень точной и блестящей рецензии на "The Perfect Way", мы снова говорим, что "реинкарнация, то есть появление одной и той же индивидуальности или, вернее, ее астральной монады (или личности, как ее называют современные реинкарнисты) дважды на одной и той же планете не является нормой в природе" и что "это является исключением". Попытаемся еще раз пояснить нашу мысль.

Рецензент говорит о "духовной индивидуальности", или бессмертной Монаде, как ее называют, что соответствует седьмому и шестому принципам во "Фрагментах оккультной истины". В "Разоблаченной Изиде" речь шла о личности, или конечной астральной монаде, состоящей из невесомых элементов пятого и четвертого принципов. Духовная индивидуальность, будучи эманацией Единого Абсолюта, вечна; личность, как сложное соединение, временна и обречена в конечном итоге на разрушение, за исключением более одухотворенных частей пятого принципа (манаса, или ума), которые ассимилируются шестым принципом, когда он уходит вслед за седьмым в его "состояние созревания", чтобы вновь родиться или нет, в зависимости от обстоятельств, в apyna-локе (бесформенном мире). Семь принципов, образующих, так сказать, триаду и четверицу, или, как некоторые называют, "сложное триединство", подразделенное на триаду и две дуады (пары), можно понять с помощью следующей схемы групп принципов.

Группа I

7. Атма – "чистый Дух".

6. Буддхи – "духовная Душа, или познавательная способность".

Дух

Духовная монада, или Индивидуальность, и ее проводник.

Вечна и неуничтожима

Группа II

5. Манас – "ум, или животная душа".

4. Камарупа форма "желаний", или "страстей".

Душа

Астральная монада, или личное эго, и ее проводник.

Переживает принципы группы III и разрушается через некоторое время, если только не перевоплощается, как было сказано, при исключительных обстоятельствах.

Группа III

3. Лингашарира – "астральное, или жизненное, тело".

2. Джива – "жизненный принцип".

1. Стхулашарира – "физическое тело".

Тело

Составное физическое, или "земное эго".

Все три его части всегда умирают вместе.

А теперь, спрашиваем мы, где же "несоответствие" или противоречие? В зависимости от того, каким был человек – хорошим, плохим или посредственным, группа II должна стать либо "шелухой", либо перевоплотиться один или несколько раз при "исключительных обстоятельствах". В нашей оккультной доктрине делается существенное различие между безличной Индивидуальностью и индивидуальной личностью. Ч.К.М не будет перевоплощаться, то есть в своем следующем рождении он будет не Ч.К.М., а совсем другим существом, созданным из мыслей и поступков Ч.К.М.: его собственным творением, ребенком и плодом его теперешней жизни, следствием причин, которые он сейчас порождает. Можем ли мы в таком случае говорить, подобно спиритуалистам, что Ч.К.М., человек, которого мы знаем, родится снова? Нет, но его божественная монада будет тысячи раз до конца Великого Цикла одеваться в различные человеческие формы, каждая из которых будет новой личностью. Как могучее дерево, которое каждую весну покрывается новой листвой, увядающей и опадающей осенью, так и вечная монада проходит через серию меньших циклов, всегда одинаковая и все же вечно меняющаяся и облачающаяся при каждом рождении в новое одеяние. Почка, не сумевшая распуститься в этом году, вновь набухнет в следующем; но лист, достигший зрелости и умерший естественной смертью, – никогда не сможет родиться на том же дереве. Нам не разрешали вдаваться в подробности при написании "Разоблаченной Изиды", отсюда – нечеткие обобщения. Теперь нам велели это сделать – и мы выполняем распоряжение.

Таким образом, в конечном итоге похоже, что "два плюс три" все-таки "равняется именно четырем", если "три" не принимать ошибочно за цифру. Мы знаем случаи, когда то, что общепризнанно считалось очень "черным" – до невозможности, вдруг вновь становилось "белым", как только было разрешено пролить на него дополнительный свет. Что ж, возможно, настанет такой день, когда во многом непонятые оккультисты предстанут в новом свете. Vaut mieux tard que jamais!

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.