Эксперименты с широкополосниками ссср в разном оформлении. Ортодинамические и изодинамические стереотелефоны

Всё началось с того, что друг подарил мне магнитофон Весна-212, в нерабочем состоянии, вот такой:

(фото с сайта rw6ase.narod.ru)

Сначала у меня было желание его реанимировать, но, разобрав, я понял, что лучше не стоит тратить время – вся резина в лентопротяжном механизме либо рассыпалась, либо растрескалась, а достать пассики нужного диаметра в наше время затруднительно. Да и вообще, эта модель не отличалась ни качеством звука (динамики в пластиковом корпусе, вперемешку с платами и механизмом, УНЧ на К174УН7), ни надёжностью.

Вот и валялся этот аппарат в полуразобранном виде, пока, проходя мимо, я не обратил внимание на динамики, в нём находящиеся. Это оказались 5ГДШ-5-4 (бывшие 4ГД-53), очень неплохие советские широкополосники. На форумах я читал о хороших качествах и высокой чувствительности этих динамиков, и у меня сразу зачесались руки их как-то применить. Как раз неплохо было бы заменить на что-нибудь 2.1 комплект F&D возле компьютера, очень уж маленькие и слабенькие у него сателлиты.

Динамик 5ГДШ-5

Назначение - применение в открытых акустических системах автомобильной радиоаппаратуры для работы в помещениях и на открытом воздухе. Исполнение общепромышленное, экспортное, тропическое. Головка громкоговорителя электродинамического типа, широкополосная, овальная, с неэкранированной магнитной цепью. Диффузородержатель изготовлен штамповкой из стали. Диффузор конической формы с синусоидальным подвесом изготовлен из бумажной массы. Центрирующая шайба и колпачок изготовлены из ткани с пропиткой.

Технические характеристики

Эффективный рабочий диапазон частот Гц 100 ... 12500
Уровень характеристической чувствительности, не менее Дб 92,5
Рабочая мощность Вт 1
Неравномерность АЧХ Дб 14
Среднее стандартное звуковое давление Па 0,28
Полный коэффициент гармонических искажений при подведении мощности, соответствующей номинальному звуковому давлению, %, на частотах Гц
ниже 1000 5
выше 1000 3
Номинальное электрическое сопротивление Ом 4
Предельная шумовая (паспортная) мощность Вт 5
Предельная долговременная мощность Вт 8
Предельная кратковременная мощность Вт 15
Частота основного резонанса Гц 150+-30
Полная добротность 1,3+-0,5
Габаритные размеры мм d125x49
Масса г 600

Сведения о конструкции звуковой катушки

Марка провода Гц ПЭВЛ
Диаметр провода мм 0,14
Количество слоев намотки 2
Количество витков в 1-ом слое 43
Количество витков во 2-ом слое 40
Омическое сопротивление катушки Ом 8 +-0,6
Высота звуковой катушки мм 13
Внутренний диаметр мм 15,4
Внешний диаметр, вместе с намоткой мм 16,1

До этого я никогда не делал акустики своими руками, но много читал и знал, что без расчётов корпуса, измерения параметров Тилля-Смолла и прочих таинств в этом деле не обойтись. И стало мне интересно, как будут звучать колонки, сделанные без каких-либо расчётов, как попало и из чего попало.

Так как, согласно паспортным данным, 5ГДШ-5 выше 12500 Гц не звучат, решено добавить в колонки высокочастотные динамики. Идём в радиомагазин и покупаем самые лучшие из самых дешёвых высокочастотники Alphard, аж по 13 грн за штуку. Прикидываем размеры, минимально необходимые для того, чтобы уместить 2 динамика в колонке, глубину рассчитываем по удобству расположения колонок на столе.

Из имеющихся в доме обрезков ламинированного ДСП вырезаем детали корпусов. Для того, чтобы ровно резать китайским электролобзиком, нужен многолетний опыт и твёрдая рука. Ни того, ни другого у нас нет, поэтому всё получается довольно криво. В лицевых панелях вырезаем отверстия под динамики – маленькое корончатым сверлом по дереву, большое «балеринкой». Собираем всё до кучи на саморезах, их утапливаем поглубже в панели. Вот что у нас получилось:

Изнутри промазываем стыки силиконом:

Шпаклюем поверхности шпаклёвкой по дереву в несколько проходов, пытаясь добиться ровных плоскостей. Затем снаружи оклеиваем самоклеящейся плёнкой, а изнутри – звукопоглотителем на основе вспененной резины:

Монтируем динамики. Высокочастотник подключаем параллельно через конденсатор 4,7 мкф. Стык динамиков с корпусом промазываем силиконом:

Люди говорят, что динамики 5ГДШ-5 хорошо звучат в корпусе открытого типа, поэтому задней стенки у колонок нет.

Контрольное прослушивание показало, что колонки неплохо звучат на средних и высоких частотах, замечательно передают вокал и акустические инструменты. Низких частот недостаточно, но от этих динамиков их ждать не стоит. Пробовал заглушать объём колонок тряпками – впечатление неоднозначное. Низкие частоты становятся глубже, но теряется детальность на средних. Наиболее приемлемый результат проявился, когда колонки встали на своё место возле монитора компьютера – объём не заглушен, стоят задними стенками почти вплотную к стене.

Последний штрих – вырезаем кольца из крышек от майонезных вёдер, натягиваем и приклеиваем к ним суперклеем радиоткань, наклеиваем поверх отверстий широкополосников.

тонкий слой раствор* № 1 ширимой

2...3 см (каплю раствора «растягивают» по поверхности, как при крашении).

Параметры головки можно измерять только на следующий день после доработки.

По приведенной методике были доработаны головки 2ГД-40, 3 ГД-4 2,

После доработки головок их АЧХ излучения стали более гладкими. На рис. 2 показана зона разброса, в которую уложились АЧХ излучения всех 18 головок (характеристики нормировались относительно значений на частоте 250 Гц).

При подаче на доработанные головки синусоидального сигнала мощностью в Вт в диапазоне частот выше 500 Гц посторонних призвуков не было обнаружено ни у одной головки, что свидетельствует о значительном снижении нелинейных искажений, вносимых диффузором.

Благодаря высокой повторяемости формы АЧХ излучения доработанных голояои пояяляется возможность дальнейшего ее выравнивания яо всем диапазоне воспроизводимых частот с помощью коррекции АЧХ усилителя. Принципиальная схема корректора с АЧХ, показанной на рис. 2 (кривая 1), прияедеиа на рис. 3.

При подключении любой из 18 доработанных головок к скорректированному усилмталю неравномерность их АЧХ излучения а диапазоне 150... 12 000 Гц не превышала ±3 дБ, а на частота 18 кГц у некоторых головок

иеблюдалсв спад не более -б дБ. Тм- повав АЧХ излучение головки с корректором приведена на рис. 4, а ее типовая переходная характеристике - не рис. 1. д.

АЧХ корректора имеет значительный подъем не высших частотах, однако это не приводит к заметному уменьшению динамического диапазоне УМЗЧ, тек как амплитуда высокочастотных составляющих в спектра музыкального сигнала невелика. В ряда случаев можно ограничиться коррекцией АЧХ излучения головки до частоты 14..Л 6 кГц, тогда подъем в АЧХ корректора на высшей рабочей частоте будет значительно ниже.

Этот же корректор можно использовать и для коррекции АЧХ головок ЗГД-42. ЗГД-38 м 4ГД-53 (автором было доработано по дав головки каждого из перечисленных типов, АЧХ всея доработанных головок уложились в приведенную на рис. 2 зону разброса).

Описанная яыше доработка влияет и на другие параметры головок; повышается ма 5... 10 % собственная резонансная частота, снижается не 20... 40 % акустическая добротность (при зтом полная добротность остается практически неизменной), за счет незначительного увеличения мессы диффузора на 1...2 дБ снижается отдача, значительно повышается механическая прочность диффузора и гофра.

Хочется обратить внимание радиолюбителей на тот факт, что снижение чувствительности головки на 1...2 дБ эквивалентно уменьшению ее КПД не

20..-37 %. Это накладывает определенные ограничения не применимость указанной выше доработки: а конструкциях, где нет запаса УМЗЧ по мощности, а также там, где важна экономичность источника питания, следует ограничиться доработкой, рекомендованной ,

Следует также отметить, что корректор улучшает звучание головок, доработанных не только по денной методике и по методике , но деже и недоработанных головок. Во асах случаях заметно выреениваютса АЧХ излучения головок, в при сравнительном прослушивании эксперты отмечают более приятное звучание головок с корректором (оно становилось «мягким», «сочным», более «мягко» а сравнении с высокочастотными головками воспроизводились высшие звуковые частоты).

Звучание доработанных головок заметно выигрывает при воспроизведении сигнала повышенной мощности, поэтому их можно рекомендовать для использования в стационарной аппаратуре, а также в двухполосных громкоговорителях я качестве средне частотных и высокочастотных излучателей

лосного громкоговорителя с головками 15ГД-11А м 10ГД-Э5. Всеми слушателями было отмечено, что качество звучания однополосного громкоговорителя не уступает деухполосному, е некоторые даже отдали предпочтение однополосному.

Метод улучшение параметров широкополосных головок посредством механического демпфирования материала диффузора весьма эффективен и применительно к высокочастотным головкам с бумажным диффузором (ЗГД-Э1, 2ГД-36 и 1ГД-3). Причем головки ЗГД-31 и 2ГД-36 яиечале рекомендуется доработать по приведенном в (2] методике (войлок можно заменить полосками герлена). Посев разборки головки на внутреннюю поверхность гофра и прилегающую к нему часть диффузора шириной 1...1.5 см следует нанести две слоя раствора № 1, е после ее сборки аналогично обработать и наружную сторону диффузора. У головок 1ГД-3 раствор рекомендуется наносить ив внешний край диффузора шириной 3...4 мм.

Такая доработка высокочастотных головок сгладила их АЧХ излучения и переходные характеристики при сохранении прежней чувствительности, позволила значительно уменьшить акустическую добротность и вносимые диффузором нелинейные искажения в нижней чести воспроизводимого ими диапазона частот (два последних фактора позволяют снизить требования и используемому совместно с высокочастотной головкой разделительному фильтру).

В заключение следует отметить, что полностью реализовать асе преимущества, которые дает механическое демпфирование диффузоре, гофре, воротника и центрирующей шайбы головки можно только в заводских условиях. Ведь благодаря значительному повышению механической прочности гофре и диффузоре появляется возможность делать их болев тонкими, что позволило бы сохранить или даже повысить чувствительность головок, снизить их резонансную частоту до 50... 80 Гц, а оптимизацией пропитки диффузоров сгладить их АЧХ излучения. Но реализовать указанные возможности можно лишь на стадии проактирования...

В. ЖБАНОВ

г. Ковров

Владимирской об л

ЛИТЕРАТУРА

1 lllopoa В. Улучшение готовок гром яогояормтглгА Радио. 1086, М 4.

2 Манта коя С., Горев Ю. Усопсрикн ствованпс головок ЗГД-31 1300.- Радио. 1982. М 7. с. 44

♦ РАДИО HI S, 19ВЯ г.

Улучшение звучания 15ГД-11А и 10ГД-35 (6ГДВ-6-16)

В журнале "Радио" не раз публиковались предложения по модернизации акустической системы 35АС (различных модификаций), предусматривающие замену головок, фильтров и даже корпуса. В публикуемой ниже статье вниманию читателей предлагается еще один довольно простой способ доработки этой АС, позволяющий всего за один день заметно улучшить ее звучание. Следует отметить, что результаты доработки 35АС проверялись только на слух, посредством оценки качества звучания экспертами.

ЛИТЕРАТУРА
1. Жагирновский М., Шоров 8. Улучшение звучания 35АС-1 и ее модификаций. - Радио, 1987, № 8, с. 29, 30.
2. Шоров В. Улучшение головок громкоговорителей. - Радио. 1986, № 4, с. 39-41.
3. Алдошина И., Войшвилло А. Высококачественные акустические системы и излучатели. - М.; Радио и связь. 1985.
4. Жбанов В. Механическое демпфирование диффузоров. - Радио, 1988, № 5, с. 41-43.
5. Маслов А. Еще раз о переделке громкоговорителя 35АС-212 (S- 90). - Радио, 1985. № 1, С. 59.
6. Жбанов В. О демпфировании динамических головок. - Радио, 1987, № 8, с. 31-34.

В журнале «Радио» не раз публиковались предложения по модернизации акустической системы 35АС (различных модификаций), предусматривающие замену головок, фильтров и даже корпуса. В публикуемой ниже статье вниманию читателей предлагается еще один довольно простой способ доработки этой АС, позволяющий всего за один день заметно улучшить ее звучание. Следует отметить, что результаты доработки 35АС проверялись только на слух, посредством оценки качества звучания экспертами. Известно, что при линейной АЧХ номинальная и шумовая мощности громкоговорителя в значительной степени определяются мощностью и чувствительностью СЧ головки. К тому же воспроизводимые этой головкой средние частоты, как наиболее информационно значимые, существенно влияют на качество звучания любой АС.

К сожалению, заменить головку 15ГД-11А практически нечем, и остается один путь улучшения звучания 35АС - доработка СЧ головки, что и было сделано автором. Эксперименты с головкой 15ГД11-А показали, что ее структурные призвуки можно существенно уменьшить, создав на ее основе комбинированный, конусно-купольный тип головки с сопряженными оболочками, иначе говоря установив поверх пылезащитного колпачка дополнительный излучающий купол. Доработанная таким образом головка интересна тем, что обе оболочки (колпачок и купол) сильно демпфированы находящимся между ними объемом воздуха, а это позволяет получить купол приемлемой жесткости без применения сверхтвердых материалов. После установки купола уменьшаются деформации колпачка и исключается излучение им колебаний непосредственно в воздух. Жесткий край купола стабилизирует также и центр диффузора, препятствуя возникновению заметных деформаций на самом значимом для влияния на качество звучания головки участке диффузора. Деформации на периферийных его участках при этом не уменьшаются, но хорошо маскируются излучением купола, имеющего высокий КПД. В целом вся подвижная система головки работает в режиме, более близком к поршневому. Технология переделки головки 15ГД-11А довольно проста, и при точном соблюдении приводимых ниже рекомендаций ее может выполнить даже начинающий радиолюбитель.

В качестве купола использована половина целлулоидного шарика для игры в настольный теннис. Предварительно шарик следует распилить или разрезать скальпелем точно по линии сварного шва. который хорошо виден на просвет. Края полученных таким образом половинок шарика нужно выровнить на мелком наждаке. Изнутри утолщение сварного шва удалять не надо, достаточно лишь слегка соскрести наплывы ножом так, чтобы купол без усилий и люфта легко надевался на пылезащитный колпачок.

Полученные заготовки закрепляют на оправках (удобно использовать элементы питания 373) резиновым клеем выпуклостью вверх. Для удаления неровностей внешнюю поверхность шариков следует зачистить мелкой шкуркой и в дальнейшем постараться не касаться руками. Затем нужно развести 0,5 см3 эпоксидной смолы с двойным количеством отвердителя и полученным составом покрыть шарики очень тонким, ровным слоем. Все излишки смолы нужно удалить чистой не оставляющей волокон тряпочкой.

Через пятнадцать минут следует осмотреть поверхность шариков и при необходимости еще раз протереть (но не насухо) их тряпочкой. Если слой клея достаточно ровный, можно приступать к дальнейшей отделке поверхности шариков графитовым порошком, который можно получить, натерев грифель простого карандаша средней твердости на мелкой шкурке. Порошок обильно наносят на поверхность шариков, затем слой порошка разравнивают пальцем и полируют ваткой, все время добавляя порошок. Движения должны быть легкими, скользящими, чтобы не сдвинулась тонкая пленка нанесенной на шарик смолы. Такое покрытие обеспечивает необходимую жесткость купола при его небольшом весе, поэтому здесь важно соблюсти меру. Если протереть заготовки купола слишком сильно, так что через графит будет просвечиваться шарик, то могут появиться нежелательные «целлулоидные» призвуки, если же слой покрытия слишком толстый, то купол получится тяжелым и звук будет глухим. Когда заготовки приобретут сильный металлический блеск, работу можно считать законченной. Остается полностью просохшие купола приклеить по краям поверх пылезащитных колпачков головок жестким, лучше всего нитроцеллюлозным клеем («Суперцемент», «АГО» и др.). Шов должен быть герметичным.

Демпфирование СЧ головок, произведенное ранее по рекомендациям, приведенным в . оказалось недостаточным. Поэтому их диффузородержатели были дополнительно обтянуты поролоновыми кольцами, изготовленными из заготовок 10х27х355 мм. концы которых склеены клеем «Момент» встык. Боксы СЧ головок полностью заполнены ватой. Полезно прослушать звучание переделанных головок в СЧ диапазоне, срезав низшие и высшие частоты эквалайзером. Если приблизить ухо к самой головке, то можно легко услышать малейшие помехи, таким же способом можно на слух подобрать оптимальное демпфирование.

Несмотря на простоту, переделка заметно изменила свойства головки, улучшив сразу целый комплекс ее параметров. Прежде всего, новая головка практически не меняет тембровую окраску воспроизводимого сигнала, т. е. приближает звучание к звучанию исходной программы. Такая головка уверенно воспроизводит самый жесткий реальный сигнал с амплитудой свыше 12В. тогда как непеределанная головка в таких случаях просто отказывает: появляются хрипы и шорохи, что делает сигнал неразборчивым. Как и ожидалось, полоса частот расширилась до 6,5 кГц. т. е. исчез главный недостаток головки 15ГД-11А .

Благодаря форме и малым размерам основного излучателя заметно лучшей стала характеристика направленности головки. Полностью исчезли резкие провалы АЧХ по звуковому давлению при смещении с акустической оси, причем в пределах угла примерно ±30° спад вообще не уловим на слух. Широкая характеристика направленности излучателя не только сильно расширила зону прослушивания. но и позволила улучшить звучание и в центре зоны, т. е. создала эффект равномерного звукового поля.

Интересно, что несмотря на увеличение подвижной массы и сильное демпфирование. отдача головки не снизилась. а возросла приблизительно на 3 дБ. Это явление, на первый взгляд кажущееся парадоксальным, легко объясняется высоким КПД жесткого излучателя и уменьшением акустических потерь «в целлюлозе».

Уместно отметить существенный недостаток 35АС-1 и различных ее модификаций, о котором их владельцы обычно не подозревают. До переделки в АС ощущался хронический дефицит «высоких» частот (в данном случае тона выше 0,5... 1 кГц), не исправимый никакой коррекцией АЧХ (это справедливо как для 35АС-1, так и для 35АС-212 (S-90), 35AC-013 и т. д.), что часто объясняли возрастной деградацией слуха слушателей. После переделки «все прошло».

Наконец улучшился параметр, не определяемый численно, но весьма заметный:

слитность звучания на «высоких» частотах. Этот фактор, в частности, также уменьшает привязку звука к громкоговорителю. Источник звучания как бы размывается, не ухудшая локализации кажущихся источников звучания. Разумеется, чтобы получить все перечисленные преимущества АС. предварительно следует «вылечить» и головку 10ГД-35 (10ГДВ-2-16), а сделать это еще проще. Достаточно зашунтировать ее режекторным фильтром, настроенным на частоту 3 кГц. Он представляет собой высокодобротный последовательный LC-контур [б]. Емкость конденсаторов контура - 6,6 мкФ (МБГО и МБМ с допустимым отклонением от номинального значения ±10%), индуктивность катушки - 0.43 мГн, ее обмотка содержит 150 витков провода ПЭВ-1 0,8, намотанных на каркасе диаметром 22 и длиной 22 мм с диаметром щечек 44 мм. По этим данным можно собрать контур без LC-метра, поскольку важен не точный номинал, а «захват» резонансной частоты, имеющей определенный разброс. В идеальном случае лучше настроить контур на конкретную головку, хотя острой необходимости в этом нет. Контур смонтирован на фанерке размерами 75х30 мм, которая через слой резины приклеена клеем «Момент» на стенку АС. Один вывод, например от конденсаторов, подпаивают к проводу, соединяющему аттенюатор с головкой, другой - к общему проводу.

В результате описанной доработки удалось избавиться не только от призвуков и дребезга на любой громкости, исчезло и характерное «сипение», обычно считающееся неотъемлемым свойством головки 10ГД-35. Теперь головка работает ничуть не хуже, а лучше головки 6ГД-13 (6ГДВ-4-8), особенно на пиках громкости, прежде всего, в силу большей мощности и широкополосности, т. е. меньшего влияния системы подвеса.

Результаты экспертизы полностью подтвердили верность теоретических предпосылок, положенных в основу модернизации. При экспертизе с участием профессиональных музыкантов-классиков использовались, согласно стандартным методикам, отрывки музыкальных произведений различных жанров, исполняемые на разных инструментах. В качестве источника сигнала использовались фонограммы, записанные на высококачественных DMM-пластинках, воспроизводимых головкой звукоснимателя «Корвет-128» и высоколинейным усилителем на полевых транзисторах с номинальной мощностью 90 Вт.

Все эксперты (испытания проводились каждым отдельно) прежде всего отметили высокую естественность звучания - в принципе, самодостаточный критерий качества звучания.

Чистота и ясность звучания, без заметных призвуков, сохраняются в широком диапазоне мощностей - вплоть до максимальных. При обычном же прослушивании АС имеет солидный запас до 20...30 дБ на пиковые значения сигнала, которые звучат очень легко и ярко. Отсюда следует важный вывод. Не секрет. что 35АС считаются системами с недостаточным динамическим диапазоном (к сожалению, замена СЧ головки еще более его ограничивает). При этом даже номинальный диапазон не может быть удовлетворительно реализован из-за лавинообразного роста искажений. Последнее обстоятельство создает впечатление ограничения амплитуды. Предложенная модернизация. таким образом, может рассматриваться как расширяющая динамический диапазон, причем до уровня, удовлетворяющего любым условиям домашнего прослушивания. Номинальная мощность переделанной АС составляет не менее 53 Вт, что соответствует звуковому давлению 103 дБ. В режиме максимальной мощности этот показатель равен 105... 106 дБ, что не является пределом. Переделанная СЧ головка при подаче на нее максимальной мощности звучит лучше, чем исходная при номинальной, т. е. мощностные характеристики АС при условии высокого качества прежде всего ограничиваются мощностью резисторов фильтра и, в меньшей степени, крутизной фильтров. Другими словами, путем несложного усовершенствования можно получить АС с максимальной мощностью до 130 Вт и звуковым давлением 107 дБ, что соответствует международному уровню на престижные системы. При этом мощность и искажения АС будут определяться только НЧ головкой, искажения СЧ и ВЧ тракта по-прежнему не превысят номинальных, Так же можно переделать и другие АС с аналогичными головками, например, 25АС-109.

Литература:

1. Жагирновский М., Шоров 8. Улучшение звучания 35АС-1 и ее модификаций. - Радио, 1987, № 8, с. 29, 30.

2. Шоров В. Улучшение головок громкоговорителей. - Радио. 1986, № 4, с.

3. Алдошина И., Войшвилло А. Высококачественные акустические системы и излучатели. - М.; Радио и связь. 1985.

4. Жбанов В. Механическое демпфирование диффузоров. - Радио, 1988, № 5, с.

5. Маслов А. Еще раз о переделке громкоговорителя 35АС-212 (S- 90). - Радио, 1985. № 1, С. 59.

6. Жбанов В. О демпфировании динамических головок. - Радио, 1987, № 8, с.

Р. Кунафин, г. Москва

7240

Эксперименты с акустическим оформлением широкополосных динамиков производства СССР дают великолепные результаты по звуку








Надо подстраховаться и взять на дачу вместе с японскими широкополосниками 3,5" еще что-то взамен










Про расчеты акустики и мое к этому отношение

Был в гостях у Михаила Уракова, проговорили больше 2-х часов. Время пролетело абсолютно незаметно. Поговорили и про динамики, и про диффузоры, и про акустику Терагаки, и про асимметрию, и про психоакустику... Михаил очень интересный собеседник, очень много всего знает в самых разных областях. Можно было бы и еще несколько часов пообщаться, да уезжать пора было. В общем здорово, с пользой провел время.

Когда работал программистом в отделе инженерных расчетов, занимался написанием компьютерных программ для расчета деталей автомобиля для НИИ Автопрома. Так как этот компьютерный расчет должен был быть абсолютно полным, приходилось в технической библиотеке сначала брать всю литературу, написанную ранее разными авторами по расчетам этой детали. Обычно это было 5-6 работ, иногда больше десяти. И как же я ругался, когда пытался скомпоновать все эти расчеты в единый комплекс, учтя труды всех авторов. Сделать это было крайне трудно, так как у всех был свой расчет, с учетом своих особенностей, не понятно из каких соображений выбранных. Ну и соответственно, у всех получался абсолютно различный результат для расчета одной и той же детали. Иногда просто доходило до абсурда, расчеты были настолько различными (и результаты - соответственно), что возникали сомнения в здравомыслии авторов.

Но до строителя Александра это не доходит, у него свой путь - строительный. Как же, сам Эфрусси, и сам Малинин расчеты делали. Да повидал я таких Эфрусси и Малининых кучу, иногда такую белиберду писали. Хрен без бутылки разберешься, как их с другими авторами состыковать, которые писали такую же белиберду, но в противоположном направлении. И все это на расчет одной и той же детали. В аудио точно такая же картина происходит с расчетом выходных трансформаторов и рупоров. А по большому счету, как подозреваю, и со всеми остальными расчетами. Поэтому я полагаюсь только на свои уши, они у меня авторитетнее всех громких имен в аудиотехнике.

Эксперименты с широкополосниками

Сегодня, перед отъездом доделал вторую колонку и поставил туда широкополосник 4ГД-28. Стоял он в каком-то приемнике, вид имеет страшненький, потрепала его жизнь. В отличии от 4ГД-35 бумага у него более рыхлая, не такая плотная и более толстая. Такое ощущение, что диффузор не штамповался, как у 4ГД-35, а свободно отливался. Немного его послушал, звучание его понравилось больше, оно более свободное, пушистое, более интеллигентное, что ли. Лучше работает на воспроизведении мелких нюансов, звук породистый и мягкий и в то же время очень ясный и музыкальный. Пожалуй, в этой акустике установлю именно 4ГД-28, звучит очень здорово, заслушаешься. Вот не знаю, покрывать ли диффузор прополисом - боюсь испортить. Фабричная пропитка, наверное, за эти более чем 50 лет уже испарилась и нужно ли ее восстановить прополисом. Хотя и в таком страшненьком виде звучит очень здорово.

Кстати послушал оцифровки Виталия. Раньше, когда я их слушал в стерео, у меня были к ним претензии. А вот в моно, слушал я одну колонку - прозвучали они на удивление здорово. Прослушал все, оторваться не смог - отлично звучат. Почему так получилось? А фиг его знает. Но факт - его оцифровки в моно просто бесподобные, а вот в стерео - не очень. Аномалия…

Давно мечтал попробовать одно очень интересное акустическое оформление, но как оно будет звучать - неизвестно… Так как ничего подобного никто не делал. Делать его в большом масштабе без предварительного ознакомления как-то не хотелось, затраты слишком большие при неизвестном результате. И тут, когда пилил фанеру на мой последний проект - осталось 4 куска размером 360 на 430 мм. Размер конечно маловат, ничего путного вроде бы не получится. И тут вспомнил, что мой знакомый отдал мне пару широкополосников 3.5" со своего сломавшегося телевизора, который, по его словам - очень прилично звучал. А что, если на них попробовать? размера 360 Х 430 мм для них может и хватить. Решено, буду пробовать, и опять - без формул, без расчетов, без литературы Алдошиной, без приборов. Кстати, вот они на фото - красавчики! Диффузор и визер - тонкая бумага, приличный "мотор", экранированный 8 Ом, сделано в Японии.

Тут подумал, а ведь надо подстраховаться и взять на дачу вместе с японскими широкополосниками 3,5" еще что-то взамен. Это на случай, если они не зазвучат в том оформлении, в котором я хочу их попробовать. Тоже широкополосники и тоже небольшие - 5" максимум. Полез рыться в закромах, нашел две пары раритетных динамиков 2ГД-3. Одна в идеальном состоянии, вторая - чуть похуже, но тоже "на ходу". Ну и еще одну надо взять, пожалуй, на всякий случай. Выбор пал на 4ГД-53 (4ГДШ-3) диаметром 4,5". Все они имеют разный размер. Начну с японца, не понравится - следующий 4ГД-53. Если и этот не подойдет - ну уж тогда самый лучший поставлю: 2ГД-3. Нашел еще один широкополосник 1ГД-4А новый, в упаковке. И как это я про него забыл и не взял на дачу для экспериментов… И ведь раньше слушал, и его звучание мне очень понравилось. Тут многие, наверное - в недоумении, зачем я экспериментирую с маленькими широкополосниками. А я вам скажу! Многие знают про драйверы для рупоров. В чем их основное преимущество? Мембрана (диффузор), да и вся подвижка почти невесомы. А отсюда - почти полное отсутствие инерционности при ее движении. И как следствие - очень быстрый звук, чистый, детальный, акцентированный и как следствие - отлично передающий все нюансы звукоизвлечения и голосоведения. А значит и чувства исполнителей и музыкантов, их профессиональные навыки. Но, есть и "но":

  • Мембрана (диффузор) у них часто - металлические, иногда синтетическая пленка, бумажных практически не бывает. И это сказывается на звуке;
  • Даже самые хорошие драйвера "тянут" с 500 Гц, не ниже. А это значит, что им в обязательном порядке требуется НЧ звено. А это уже двухполоска, а не ШП звучание из одного динамика;
  • Рупора у них практически всегда из металла или из пластика, а это сказывается на звуке;
  • Рупора, из чего бы они не были - имеют свою особенность рупорного звучания. Из дерева, конечно - лучше, но они почти никогда не применяются.

И так как драйвера имеют и хорошие качества и, еще больше, плохих, я и подумал - а почему бы не поэкспериментировать с маленькими широкополосниками с бумажным диффузором? В смысле - а что из них можно выжать, если задастся этой целью. Вы спросите - а зачем? А я вам отвечу - в них так же подвижка почти невесомая (больше, чем в драйверах, но - все же), а, следовательно, инерционность ее небольшая. Отсюда быстрый ясный артикулированный звук и как следствие - хорошая музыкальность. Я в этом убедился уже два года назад, когда начал с ними эксперименты. Уже два года у меня на даче играет широкополосник размером 5" в достаточно большом, относительно его размеров - рупоре. Конечно требовать от него баса с 20 Гц я бы не стал. Но вот с 60 Гц он работает вполне полноценно. Вы скажите - мало, надо с 20 Гц, а кому это надо и на какой музыке? Лично мне - на определенной музыке этого вполне хватает (А - треш, хеви металл я и не слушаю). Нет, орган там конечно не "идет" полноценно. Впрочем, как и литавры. А вот все остальное, даже контрабас - уже вполне. А зато какая скорость, какая ясность, детальность, артикулированность! Какие мелкие нюансы музыки раскрываются! За ЭТО - многим можно пожертвовать. Тем же органом с литаврами, которые можно послушать и на другой системе. А систем должно быть несколько, по крайней мере две - как минимум. Осталось только выяснить, до каких пор можно уменьшать размер широкополосного динамика, чтобы еще можно было слушать полноценно музыку, которая мне нравится и которую я предпочитаю слушать. 5" - можно, а -меньше? Поэтому и выбраны были динамики 3,5" и 4,5", с ними в последние дни и работал.

Я понимаю, что 60 Гц, это - мало, и акустика должна иметь запас по низу. Одним широкополосником - не обойтись. Теоретически нужен лопушок, чтобы он с 40 Гц работал, а отсюда и усилитель нужен более мощный. Как большой симфонический оркестр слушать, если баса не будет, большой барабан с контрабасом не слышно... Но на практике, на широкополоснике размером всего 5" все слышно - отлично. Контрабас - без вопросов, ну а литавры - а их, по времени от времени всего концерта, процента три-четыре. Литаврами можно и пожертвовать, но при этом - выиграть отличное звучание оставшихся 96-97 процентов музыки.

Начал с широкополосника 3,5". Хотя, широкополосник он или нет, не знаю - надо было бы АЧХ снять. Но все спешка. Как потом выяснилось, он скорее - среднечастотник. Спектроанализатора на даче не было, использовал тестовый диск, поэтому - никаких конкретных цифр. Одно только скажу - слушал на громкости в 2 ватта с расстояния 4 метра с тестового диска. Частота в 70 Гц уже слышна, но слабо. Впрочем, частоты в 80, 90, 100, 125 и 150 Гц примерно - так же, на том же уровне. Из чего я сделал вывод, что это скорее СЧ-ВЧ динамик, а не широкополосник. Хотя выглядит круто, резиновый подвес, значит - длинноходовой. Но из-за длинного хода и малая чувствительность. Может быть ему надо было задать жару ватт так на 10, но транзисторный усилитель поленился подключить. А на ламповом с двумя ваттами мощности на НЧ один пук, хотя и обозначенный. А вот СЧ и ВЧ вполне на уровне, можно слушать, совсем неплохо для такого малыша. Сначала послушал его на щите, потом применил то оформление, с которым хотел поэкспериментировать. Конечно НЧ немного поднял, но совсем - немного. Так что этот широкополосник неплохо будет работать, как сателлит с поддержкой по НЧ одним иди двумя сабвуферами. Потом, попозже, попробую, хотя 2 полосы мне как-то не очень.

Удивительные широкополосники из СССР

Потом настал черед 4ГД-53, сначала тоже на щите. Этот уже 4,5"… прогресс! Включил и обалдел… Играет - супер! Выключать не хочется. До чего же здорово звучит, я был просто в шоке… Настолько был впечатлен его звучанием, что забыл про экспериментальное акустическое оформление. А, дайка, я думаю - сделаю этому широкополоснику - мини АМЛ+, раз он так здорово звучит. И сделал… Поставил туда, включаю - звучит мерзко. Не пойдет. Поставил обратно в щит - опять выключать не хочется. Не знаю, что там конструктора нахимичили, но получается, что ему - только щит. Даже ОЯ, каковым является АМЛ+, уже не подходит. Про другое и говорить не стоит. Вот вам и расчеты… Какие там на хрен расчеты, ересь одна! Только ушками, ушками, больше - ни как. Кстати звучит он вполне полноценно Гц с 60-70. Скорость, драйв, ясность, артикулированность звука - просто обалденные! Но только в щите. Сделаю ему щит побольше, размером так 450 Х 450 мм, там он будет играть бесподобно.

Остался мини АМЛ+… Ну и куда его? А ведь я еще один широкополосник привез: 2ГД-3. Этот уже 5". Немного переделал АМЛ+ (с 4,5" на 5"), поставил туда этот динамик - отлично звучит. Вот вам и расчеты! 2ГД-3 такой же широкополосник для открытого оформления, как и 4ГД-53. А один АМЛ+ не принял, а другой - за милую душу. Считать конечно можно долго и упорно, даже - целый год. Но потом все равно все придется переделывать, не сообразуясь уже с расчетами, а на основании прослушивания. И не факт, что расчеты можно будет оставить. А скорее всего придется их здорово подкорректировать или совсем выкинуть псу под хвост, вместе с годом, потраченным на никому не нужные расчеты.

Да, совсем забыл. До этого экспериментировал с двумя практически однотипными динамиками 4ГД-35 и 4ГД-28. Фактически это почти одно и то же. Ну так вот - для 4ГД-35 лучшее звучание оказалось с щелевым круговым фазоинвертором, сформированным отражательной доской. А вот 4ГД- 28 этого оформления категорически не принял, звук был мерзкий. И только когда я убрал эту доску и перешел к почти открытому ящику, динамик зазвучал как ему и подобает, то есть здорово. И вот вам опять пример - широкополосники почти одинаковые, значит и звучать вроде бы должны одинаково в одинаковом оформлении, по расчетам. А на самом деле, лучше всего звучат в совершенно разном оформлении. Я конечно понимаю, что тугоухим или совсем глухим приходится все делать по расчетам. Понимаю, но мне их жаль, потому как - получиться по расчетам без доводки на слух, у них может только - говно или около того. Кстати это относится не только к акустике, но и ко всему остальному в аудио. Расчеты расчетами, но окончательное решение принимается только исключительно по результатам прослушивания и больше ни как иначе. Чего и всем остальным желаю.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.