Евгений носов биография для детей презентация. Презентация, доклад евгений иванович носов

Носов Евгений Иванович, прозаик. Родился 1 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Евгений иванович Носов (1925-2002)

Ев Курска. Носов Евгений Иванович, прозаик. Родился 1 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.

В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности. После войны продолжил учебу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу.

В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей тропе". В 1961 возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Окончив их в 1902, продолжает серьезно заниматься самообразованием. В эти годы были опубликованы "Тридцать зерен" (1961), "Дом за триумфальной аркой"(1963), "Где просыпается солнце" (1965). Произведения Е.Носова печатаются в журналах "Новый мир", "Наш современник", "Огонек", занимая достойное место в русской литературе.

Большой успех имела повесть " Усвятские шлемоносцы " (1980); в 1986 под этим названием выходит его сборник повестей и рассказов (1986); в том же году - книга очерков "На дальней станции сойду"; в 1989 - книга рассказов для младших школьников "Где просыпается солнце"; в 1990 - повести и рассказы "В чистом поле"; в 1992 - книга рассказов для старших школьников "Красное вино победы". Е.Носов живет и работает в Курске. Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты.

Книги, написанные Евгением Носовым Сонет Лесная тишина. Лишь дальний крик сорок. У наших ног пылает костерок. Снежинки робкие на ворсе теплой шубы, Ладошки тонкие, простертые к огню, И детски радуются выпавшему дню Твои зардевшиеся губы... Но час придет - И это все пройдет, И след костра сугробом занесет. Минувший день отложится преданьем, И глядя из окна в заснеженный простор, На дальнем друг от друга расстоянии, Мы будем вспоминать погасший тот костер, И буду шепотом неповторимое молить, Чтобы оно смогло все это повторить. Евгений Носов

Памятник Е.И. Носову в Курске

В октябре 2005 г. в Курске, на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев, был открыт памятник известному русскому писателю, Герою Социалистического Труда, почетному гражданину г. Курска, члену Академии российской словесности, лауреату различных литературных премий, кавалеру многих орденов и медалей Е.И. Носову работы скульптора В. Бартенева. На церемонии открытия памятника с теплыми и благодарными словами в адрес писателя выступили губернатор области А. Михайлов, мэр Курска В. Суржиков, секретарь правления Союза писателей РФ Ю. Пахомов, скульптор В. Бартенев, ответственный секретарь Курского отделения Союза писателей РФ В. Детков, сын писателя Е. Носов.Они говорили о большом вкладе Мастера в русскую культуру, о неизмеримой любви знаменитого курянина к России и ее народу, к родному краю, о большом значении творчества литератора для современных читателей... Открыли памятник губернатор области А. Михайлов, мэр Курска В. Суржиков и сын писателя Е. Носов. Взорам собравшихся предстал величественный монумент. Люди, хорошо знавшие писателя, дружившие с ним, увидели Е. И. Носова в бронзе таким, каким знали его в жизни в минуты отдыха: сидящего, как представляется, на берегу реки и вдохновенно-задумчиво созерцающего окружающий мир.Многочисленные участники церемонии во главе с губернатором области возложили к памятнику цветы. Артисты драмтеатра им. А.С. Пушкина, музыкальные коллективы города посвятили мастеру художественного слова свои выступления.

Презентация по слайдам

Текст слайда: Евгений Иванович Носов 85 – лет со дня рождения (1925 – 2002) Подготовила Ковальчук Т.В.

Текст слайда:

Текст слайда: Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво под Курском, на высоком берегу Сейма, - в краю, отмеченном летописями, воспетом автором «Слова о полку Игореве», Тургеневым и Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным…

Текст слайда: Отец Евгения Ивановича, Иван Георгиевич Носов, ударник первых пятилеток, был потомственным мастеровым, перенявшим кузнечное ремесло от деда, походившего на былинных ковалей. У людей, занятых трудным добыванием хлеба, и досуг, как правило, бывает здоровым, осмысленным и праздничным. детство

Текст слайда: Отец по воскресеньям, надев чистую рубаху, брал ножницы и принимался вырезать из бумаги фигурки… однотипные, примитивные подобия лошадей и наклеивал их на оконное стекло. «А сейчас собаку сделаем», - приговаривал он и вырезал такую же лошадиную фигурку, но только с крючкообразным хвостом».

Текст слайда: «Отцовские «наскальные» кони, - вспоминал Евгений Носов, - побудили меня внимательно вглядываться в окружающий мир, разожгли негасимый мальчишеский интерес ко всему живому, страстное желание воспроизвести всё это с помощью ножниц, а затем и карандашом. Рисовать я научился рано, что-то с пяти лет. Этим я обязан своему отцу, о чём он даже не подозревал».

Текст слайда: Пристрастясь к рисованию, промышляя в детстве рыбной ловлей, охотой, собирательством трав, Евгений Носов до необычайной остроты развил в себе способности пластического, живописного восприятия действительности во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний.

Текст слайда: Становление Пережив тяготы фашистской оккупации на родной земле, будущий писатель, свидетель одного из крупнейших, переломных для второй мировой войны сражений – на Курской дуге, восемнадцатилетним юношей попадает на фронт, становится артиллеристом противотанковой бригады в армии маршала К.К.Рокоссовского, доходит с боевыми друзьями до цитадели немецкого фашизма – Восточной Пруссии.

Текст слайда: На подступах к Кёнигсбергу будущий писатель 8 февраля 1945 года был тяжело ранен, и его, вместе с другими бойцами, подобрали в Мазурских болотах, «промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики».Май сорок пятого года встретил в госпитале, в старинном подмосковном городе Серпухове. И через двадцать с лишним лет об этих днях напишется рассказ «Красное вино победы».

Слайд №10

Текст слайда: Осенью 1945 года, выписавшись из госпиталя с пособием по инвалидности, Евгений Носов решает продолжить учёбу в средней школе (до войны он окончил восемь классов), однако, вспоминает писатель, «когда я впервые зашёл в класс в гимнастёрке и при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель…» и мысль о школьном образовании пришлось оставить, тем более что надо было зарабатывать на жизнь.

Слайд №11

Текст слайда: Будущий прозаик уезжает в Среднюю Азию, в Казахстан, работает в газете – художником-оформителем, затем литературным сотрудником. Начал печататься в 1947 году. Это были стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии. В 1951 году возвращается вместе с семьёй в родной Курск.

Слайд №12

Текст слайда: В 1957 году Евгений Носов опубликовал в областном альманахе свой первый рассказ для детей - «Радуга», в 1958 году вышел первый сборник рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и "естественному" бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной "деревенской прозы" как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт Ивана Сергеевича Тургенева, Ивана Алексеевича Бунина и Николая Семёновича Лескова.

Слайд №13

Текст слайда: Как и другие видные писатели-"деревенщики" (Виктор Петрович Астафьев, Василий Иванович Белов) учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960-1962), активно публиковался в столичной периодике в журналах - "Новый мир", "Наш современник" и др., выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…, 1990, и др.).

Слайд №14

Текст слайда: В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и "неправильность" непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости ("…Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это - не-е!…" - И уплывают пароходы, и остаются берега).

Слайд №15

Текст слайда: Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, "детскому" восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны.

Слайд №16

Текст слайда: Посвященное этой теме вершинное произведение Носова - повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии - нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других "деревенщиков", проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.

Слайд №17

Текст слайда: «Но только ли на людях - на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили…»

Слайд №18

Текст слайда: Грустная тональность произведений Носова конца 1980 - 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое…) связана с ощущением у писателя невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в "перестроечном" обществе (в том числе на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма.

Слайд №19

Текст слайда: Рассказы о природе Природа в произведениях Носова живая, с душой и сердцем, как и человек: «всякая тварь к душевности понятие имеет, что рыба, что птица, что зверь какой».

Слайд №20

Текст слайда: Книги Е.И.Носова

Слайд №21

Текст слайда: Ратный труд Евгения Ивановича Носова отмечен орденами Отечественной войны и Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией». Звания и награды

Слайд №22

Текст слайда: Литературная деятельность Евгения Ивановича Носова была отмечена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени (дважды). В марте 1990 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда. - Лауреат Государственной Премии. - Лауреат Премии Александра Солженицына (2001). - Почётный гражданин города Курска.

Слайд №23

(1925-2002)

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с.Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т.п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.

Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы..., 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле..., 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («… Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...» – И уплывают пароходы, и остаются берега).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова – повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях – на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»).

Грустная тональность произведений Носова конца 1980–1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое...) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А.А.Фету).

Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

1 слайд

Евгений Иванович Носов 85 – лет со дня рождения (1925 – 2002) Подготовила Ковальчук Т.В.

2 слайд

4 слайд

Отец Евгения Ивановича, Иван Георгиевич Носов, ударник первых пятилеток, был потомственным мастеровым, перенявшим кузнечное ремесло от деда, походившего на былинных ковалей. У людей, занятых трудным добыванием хлеба, и досуг, как правило, бывает здоровым, осмысленным и праздничным. детство

5 слайд

Отец по воскресеньям, надев чистую рубаху, брал ножницы и принимался вырезать из бумаги фигурки… однотипные, примитивные подобия лошадей и наклеивал их на оконное стекло. «А сейчас собаку сделаем», - приговаривал он и вырезал такую же лошадиную фигурку, но только с крючкообразным хвостом».

6 слайд

«Отцовские «наскальные» кони, - вспоминал Евгений Носов, - побудили меня внимательно вглядываться в окружающий мир, разожгли негасимый мальчишеский интерес ко всему живому, страстное желание воспроизвести всё это с помощью ножниц, а затем и карандашом. Рисовать я научился рано, что-то с пяти лет. Этим я обязан своему отцу, о чём он даже не подозревал».

7 слайд

Пристрастясь к рисованию, промышляя в детстве рыбной ловлей, охотой, собирательством трав, Евгений Носов до необычайной остроты развил в себе способности пластического, живописного восприятия действительности во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний.

8 слайд

Становление Пережив тяготы фашистской оккупации на родной земле, будущий писатель, свидетель одного из крупнейших, переломных для второй мировой войны сражений – на Курской дуге, восемнадцатилетним юношей попадает на фронт, становится артиллеристом противотанковой бригады в армии маршала К.К.Рокоссовского, доходит с боевыми друзьями до цитадели немецкого фашизма – Восточной Пруссии.

9 слайд

На подступах к Кёнигсбергу будущий писатель 8 февраля 1945 года был тяжело ранен, и его, вместе с другими бойцами, подобрали в Мазурских болотах, «промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики».Май сорок пятого года встретил в госпитале, в старинном подмосковном городе Серпухове. И через двадцать с лишним лет об этих днях напишется рассказ «Красное вино победы».

10 слайд

Осенью 1945 года, выписавшись из госпиталя с пособием по инвалидности, Евгений Носов решает продолжить учёбу в средней школе (до войны он окончил восемь классов), однако, вспоминает писатель, «когда я впервые зашёл в класс в гимнастёрке и при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель…» и мысль о школьном образовании пришлось оставить, тем более что надо было зарабатывать на жизнь.

11 слайд

Будущий прозаик уезжает в Среднюю Азию, в Казахстан, работает в газете – художником-оформителем, затем литературным сотрудником. Начал печататься в 1947 году. Это были стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии. В 1951 году возвращается вместе с семьёй в родной Курск.

12 слайд

В 1957 году Евгений Носов опубликовал в областном альманахе свой первый рассказ для детей - «Радуга», в 1958 году вышел первый сборник рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и "естественному" бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной "деревенской прозы" как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт Ивана Сергеевича Тургенева, Ивана Алексеевича Бунина и Николая Семёновича Лескова.

13 слайд

Как и другие видные писатели-"деревенщики" (Виктор Петрович Астафьев, Василий Иванович Белов) учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960-1962), активно публиковался в столичной периодике в журналах - "Новый мир", "Наш современник" и др., выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…, 1990, и др.).

14 слайд

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и "неправильность" непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости ("…Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это - не-е!…" - И уплывают пароходы, и остаются берега).

15 слайд

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, "детскому" восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны.

16 слайд

Посвященное этой теме вершинное произведение Носова - повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии - нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других "деревенщиков", проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.