Как фотографировать натюрморты. Как сфотографировать натюрморт

17927 Повышаем мастерство 2

В самом начале нашего урока давайте разберемся, что же такое натюрморт. Выражение «натюрморт» происходит от французского слова nature morte, что переводится как мёртвая природа. В изобразительном искусстве это выражение обозначает изображение совершенно разных неодушевлённых предметов. Это могут быть предметы повседневного быта, украшения, плоды, овощи и многое другое.

Натюрморт – самостоятельный жанр художественной фотографии, у него есть свои задачи, темы и сюжеты. При съемке применяются многие из известных приемов фотографии. Разные световые решения и композиции могут сочетаться между собой.

На мой взгляд, натюрморт достаточно сложный жанр фотографии, так как роль моделей отведена молчаливым предметам. С другой стороны, это делает его наиболее загадочным и интересным, как для зрителя, так и для фотографа. Конечно при съемке натюрморта нет эмоциональной связи с моделью, но это только на первый взгляд. Чаще всего идее создания натюрморта способствует какой-либо предмет, вызвавший эмоции и определенное настроение у фотографа еще до начала работы. Задачей натюрморта является передать то самое настроение посредством композиции, светового рисунка и обработки в графических редакторах. Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности.

Сначала о фототехнике, необходимой для съемки. Натюрморт абсолютно не привередлив к выбору камеры, объектива и другой фототехники, тут все зависит от технического оснащения и замысла фотографа. Лучше использовать штатив, так как через видоискатель очень удобно наблюдать за общей композицией, меняя и переставляя предметы в кадре. Относительное отверстие диафрагмы объектива при съемке может лежать в пределах 5,6-11. Этим достигается передача необходимой глубины пространства.

Конечно, каждый художник имеет свой алгоритм действий при работе, так что мы рассмотрим общий план действий, который впоследствии трансформируется в ваш собственный стиль.

Первый этап. Идея

Все начинается с идеи. Запомните – без конкретно сформулированной идеи начинать снимать натюрморт нельзя. Принцип «раскладу предметики и посмотрю, что из них получится» только убивает время фотографа и дальнейшее желание снимать. Идея вызревает на основе впечатлений, желаний и фантазии фотографа, в период вызревания идея заключается в рамки, во-первых композиционных стандартов, во-вторых наличием средств воплощения идеи, то-есть, предметов. Поиск предметов для воплощения идеи в материальную композицию – довольно тяжелое и, иногда, дорогое занятие. Предметы можно покупать или брать у знакомых. Иногда, имея один ключевой предмет, возникает сразу десяток идей с разными композициями, в которых он может фигурировать. Обдумав сюжет натюрморта, нужно держать в голове те средства (предметы), которыми Вы располагаете (или докупить что-то), одновременно нужно мысленно складывать композицию из этих предметов, которая бы максимально удовлетворяла вашу идею.

Этап второй: подготовка места съемки

Подойдет удобный журнальный столик на колесиках, который может занять нужное положение к окну или вспышке. Столик – это просто основа, на фотографии его видно не будет. То, что будет видно на фото позади них - задник. Задником может служить плотный лист приблизительно 200х200 см, с одной стороны покрашенный в темный цвет (вишневый, синий или иной), а с другой – светлый (желтый, оливковый, например). В 90% случаев вам хватит именно этого задника. Под предметами находится подстилка, и она тоже должна быть под рукой различной – доски светлого дерева, мешковина, разного цвета ткани и т. д. Очень важно, чтобы задник и подстилка не были активными и не выпадали из общей тональности натюрморта.

Этап третий: расстановка предметов

У Вас в голове всегда представляется картина по-другому, нежели она будет выглядеть в реальности. Причины этому – мелочи. Никогда нельзя точно предсказать, какого размера будет яблоко и в какой пропорции оно будет с чайником, как ляжет свет и т.д. Поэтому расстановка предметов является воплощением в жизнь фантазий, а жизнь, к сожалению, не идеальна.

Итак, какие же правила в композиционном построении натюрморта нужно знать?

Во-первых, расположение рядом чёрного и белого, изобилие резких, ломаных линий приводят к ощущению борьбы и драматизма.

Во-вторых, темнота на снимке, притягивающая взгляд, всегда является таинственной и тревожной. И наоборот, обилие света, плавные округлые линии успокаивают и радуют глаз.

В-третьих, эмоциональное построение композиции должно быть в соответствии с сюжетом снимка.

На «подгонку» предметов друг к другу порою уходят часы. Каждый миллиметр имеет свое значение. Часто так бывает, что разложив все на столе, идея терпит крах. Да, полный крах, потому что в реальности этот натюрморт выглядит скучным или неправильным. Вот тогда стоит напрячь мозги и выжать хоть что-нибудь из идеи. Если композиция хоть как-то складывается – не стоит ее крушить, а лучше доработать и снять.

Очень важно располагать предметы не хаотично, а в определенном порядке. Это не значит, что их надо ставить все в один ряд (как на уроке физкультуры - в линейку и по росту). Нет, наоборот, в натюрморте важен «художественный беспорядок», то есть, надо постараться разместить предметы в кадре так, чтобы они смотрелись интересно и воспринимались глазом, как единое целое.

Еще один важный момент при постановке натюрморта – выбор формата изображения. Формат в фотографии – это соотношение длины и высоты кадра или отпечатка. Формат бывает квадратным, горизонтальным или вертикальным. Квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности, горизонтальный – впечатление широты, панорамности, а вертикальный уводит взгляд вверх, подчеркивает торжественность, монументальность изображения. Когда высота предметов, из которых вы составляете натюрморт, больше ее ширины, предпочтительнее выбрать вертикальный формат. И наоборот, горизонтальный формат больше подходит для такого снимка.

Как проверить, правильно ли поставлен натюрморт? Попробуйте убрать тот или иной предмет. Если его исчезновение никак не нарушает общее впечатление, значит он – лишний. Если же ощущается пустота, верните его на место.

Этап четвертый: постановка света

Это долгая тема. Хочу только сказать, что в зависимости от сюжета и сезона, можно снимать при дневном свете, или при вспышке. При дневном свете из окна хорошо снимать фрукты и цветы, «мужские» же натюрморты, с книжкой, трубкой, коньяком - лучше снимать при вспышке – она дает ощущение вечера или ночи, одиночества и успокоения. Но все можно и переиграть, поставив 2 вспышки, изменив баланс белого и т.д. Можно использовать отражатели. Без этого не будет светового рисунка. Каким будет световой рисунок, зависит от моей идеи и настроения.

Как известно, объем предметов лучше всего передавать с помощью бокового освещения. Фактуру изображаемых предметов более мягко способен вырисовывать рассеянный свет. Зачастую для того, чтобы передать объем предметов, недостаточно только бокового освещения. В связи с этим необходимо осветить натюрморт заполняющим светом, уменьшив тем самым контрастность изображения. Ведь не секрет, что повышенная контрастность изображения может отрицательно сказаться на качестве фотоснимка.

Если Вам необходимо, к примеру, сфотографировать натюрморт из фруктов, либо из клубков ниток, лучше всего освещать его с помощью одного источника света. В этом случае следует заметить, что направление света должно быть обязательно боковым. Чтобы смягчить контрастность, используйте боковые отражатели.

Для этих целей Вы можете применять обычные белые простыни или белые листы ватмана. Для того чтобы наилучшим образом выявить мельчайшие детали натюрморта, свет главного источника должен быть непременно скользящим. Помните, что прямой свет не будет способствовать надлежащей передаче объема предмета натюрморта.

Довольно сложно фотографировать натюрморт, который составлен из стеклянных предметов. Исходя из тех задач, которые ставит перед собой фотограф, эти предметы могут освещаться с помощью прямого и контрового света.

Те стеклянные предметы, которые не имеют граней, фотографируют, осветив при этом фон. Так Вам удастся отлично передать прозрачность стекла. Существуют также и некоторые другие варианты для освещения натюрморта (например, моделирующий свет, контровый свет). В каждом конкретном случае вопрос выбора освещения решает сам мастер.

Фотографирование деталей машин и отдельных механизмов можно рассматривать как фотосъемку натюрморта. При этом так называемое бестеневое освещение будет вызывать особый интерес. Его следует применять в тех случаях, когда необходимо снять какие-то мелкие детали, например, к часам. Фотосъемка осуществляется по следующему принципу: все детали расположите на стекле, за которым поместите экран желаемого цвета. Фон при этом должен контрастировать с тональностью самого натюрморта, то есть быть либо светлее, либо темнее от него. Так Вы сможете лучше выявить отдельные детали.

Фотосъемка натюрморта из цветов, овощей и фруктов, пожалуй, самая популярная как у фотолюбителей, так и у профессиональных фотографов. При фотографировании подобных композиций характер освещения должен помогать передаче объема. Располагая предметы на плоскости фотоснимка, учитывайте обязательные требования равновесия кадра, а также цельность и неделимость композиции.

Этап пятый: съемка

После установки света и закрепления камеры на штатив, начинается этап съемки. Съемка тоже накладывает некие ограничения. На снимке композиция может выглядеть немного иначе и нужно предметы опять немного переставлять, менять направление света и т.д. Пятый этап тесно переплетен с третьим этапом, поэтому тоже занимает большое количество времени, плюс настройки камеры…

Добившись на экранчике фотоаппарата того снимка, который вы хотите увидеть, рекломендуем послмотреть снимок на компьютере - благо времени при съемке натюрморта предостаточно. Чаще всего тут обнаруживаются мелкие недочеты, например, промах фокуса и т.д.

При съемке натюрморта очень важно выбрать точку съемки и угол наклона фотоаппарата. Типичная ошибка начинающих фотолюбителей – все снимать с уровня груди. Чаще всего эта точка съемки – самая неинтересная. Попробуйте присесть или, наоборот, встать повыше и наклонить фотоаппарат под более острым углом.

Этап шестой: обработка

В интернете сейчас нет фотографий без обработки. Где-то она меньше применяется, где-то больше. Графический редактор открывает еще одну грань для творчества. 90% схема обработки состоит из таких шагов:
- открытие RAW-файла и его редактирование;
- придание «живого» контраста;
- осветление и затемнение конкретных участков изображения;
- наложение текстур;
- последние штрихи типа поднятия резкости, мелкой ретуши дефектов предметов;

Сохранение.

Вот так, в общих чертах, и снимают натюрморты. Надеюсь, было интересно. Всего Вам фотографического!

Ее роскошные натюрморты можно встретить в журналах и рекламе по всему миру. Наташа живет в Бельгии уже почти шесть лет, и все это время посвящает себя любимой работе. О том, как проходит съемка, что служит вдохновением, как выходить из сложных съемочных ситуаций и многое другое - в этом интервью.

Как бы вы назвали жанр, в котором работаете?

Я специализируюсь на предметной съемке. Не могу назвать себя стопроцентным фуд-фотографом, потому что я с одинаковым удовольствием люблю снимать и букеты, и новогодние или пасхальные декорации. Но еду я снимаю все же чаще.

Что вас привлекает в этом виде съемки?

В предметной фотографии я вижу для себя гораздо больше возможностей для самовыражения, чем, например, в пейзажной или даже в работе с моделями. Мне нравится продумывать сюжет, выбирать реквизит, расставлять композицию . Еще мне нравится простота и доступность предметной съемки. Я не завишу от погодных условий или от других людей, которые должны приехать на съемку. А то, что я работаю со стоками, делает меня еще и абсолютно независимой от заказчиков и начальников. Я снимаю, что хочу, когда хочу и не работаю, когда мне не хочется. Думаю, что это достаточное основание, чтобы очень ОЧЕНЬ любить свою работу:)

Как начинали снимать? Были ли условия?

Условий, конечно, не было никаких. Я ходила с маленьким карманным фотоаппаратом и снимала все, что попадалось на улицах во время прогулок с ребенком. Я была молодая мать и меня очень волновала мысль, что же я буду делать, когда все мои мысли перестанут занимать вопросы грудного кормления и памперсов:) Потом муж мне подарил на Новый год профессиональный фотоаппарат и понеслось. Ну а после того, как на сток приняли моего первого голубя (кажется это был именно голубь) и даже начали покупать остальные фотографии, я уже не могла остановиться.

Как считаете, можно ли обойтись без искусственного света, чтобы получать эффектные натюрморты?

Без искусственного света вполне можно обойтись – я знаю немало фотографов, которые предпочитают естественное освещение и используют его всегда, когда позволяют погодные условия. Но если вы в своей работе зависите от погодных условий и времени суток, то, согласитесь, на производительность труда, да и (что особенно важно!) на настроение это будет влиять не лучшим образом.

Расскажите немного о свете. Есть ли любимые световые схемы?

У меня есть несколько любимых и привычных световых схем. Например, если я снимаю букет, то люблю, чтобы цветы казались более объемными, и выставляю контровый свет таким образом, чтобы лепестки казались полупрозрачными. Это хорошо для букетов еще и тем, что такое освещение имитирует свет из окна, а именно такими мы и привыкли видеть букеты, стоящие на подоконниках. Фотографии получаются очень живыми и атмосферными.

Для съемки стекла я меняю световую схему, использую черные флаги, достаю стрипбоксы и вообще много экспериментирую.

У меня до сих пор нет четкого плана действий и схемы освещения, когда снимаю стекло. Всегда все получается по-разному. Даже если свет выставлен хорошо и стеклянные предметы не сливаются с белым фоном, то все равно стекло на белом часто выглядит недостаточно контрастно для создания яркого снимка, поэтому я часто, например, помещаю за стеклянный предмет что-то яркое, на фоне чего стекло выглядит четко и не сливается.

В ложках и вилках отражение получается растянутое, нечеткое, в нем важны не столько очертания предметов, сколько цвета. Один раз, например, я фотографировала шоколадный торт с ягодами красной смородины и букетом алых роз в вазе рядом. Все было в шоколадно-красных тонах, но я не заметила, что в ложке ярким пятном отразилась моя полосатая оранжево-голубая рубашка. Ретушировать пришлось много и долго:)

В фотографировании новогодних шаров есть секрет: матовые шары помещаете на передний план, а глянцевые - на задний. Таким образом вы убиваете сразу двух зайцев: у вас нет ненужных отражений в четких шарах на переднем плане, зато из расфокусированных глянцевых игрушек на фоне получится отличное новогоднее боке с огоньками

Откуда черпаете вдохновение?

Вдохновение - оно вокруг, нужно только поймать. Работы талантливых фотографов в журналах, красивая музыка, ваза в магазине, в которой просто не возможно не сфотографировать весенние тюльпаны, да что угодно может быть источником вдохновения.

У вас много красивой посуды. Как она попадает к вам в дом?

Чаще всего я покупаю посуду, когда вижу, что она обязательно пригодится, как только придет ее очередь. Даже если еще нет сценария конкретно под эту посуду, то, если она фотогеничная, сценарий рано или поздно появится. Иногда идеи появляются только от одного взгляда на тарелку, старую доску или бокал.

Как выбираете фрукты, овощи, цветы? На что обращаете внимание при покупке?

Несмотря на то, что у меня большой сад, в котором растут самые разные цветы и фрукты-овощи, для съемки я их почти не использую. Самым важным критерием при выборе реквизита является свежесть и отсутствие каких-либо дефектов.

Овощи и фрукты из моего сада несомненно без удобрений и полезнее магазинных, но при этом они часто выглядят «беднее», не так ярко. Да и цветы из моего сада, пережив один сильный ветер или дождь, обеспечат мне долгое сидение в Фотошопе.

Поэтому овощи и цветы, купленные для съемки и для себя – это в моем случае две большие разницы.

В садовых магазинах продаются, в основном, цветы, выращенные в теплицах и оранжереях, они абсолютно глянцевые, без изъянов. Скорее всего они также как и овощи щедро поливаются удобрениями. Это может повредить здоровью, но фотографии только улучшит.

Расскажите о процессе съемки, как он проходит. Когда приступаете к съемке, держите под рукой зарисовки будущих снимков или все потихоньку само выстраивается?

Я всегда пишу сценарий. Он является как бы необходимым минимумом. Если съемка будет удачная, то, скорее всего, дополнительно придут идеи, которых и не было в сценарии. Но сценарий - это скелет съемки.

В зависимости от тематики покупается необходимый реквизит, обговаривается время, когда я смогу, не отвлекаясь ни на что, провести целый день в студии.

Ну и, конечно, у меня есть свои ритуалы, которые мне помогают настроиться. Много кофе, много музыки, отключенный телефон, полная концентрация. Если долго гипнотизировать взглядом реквизит, то он, в конце концов, сдаётся и позволяет родиться десяткам фотографий:)

На что опираетесь, складывая композицию?

Дело в том, что я всегда фотографировала по наитию и была удивлена, когда узнала, что все это давно описано. И «золотое сечение», и диагональные композиции, которые я так часто использую. Я всегда делала просто «красиво» и «чтобы мне хотелось купить», а оказывалось, что я четко и до мелочей следовала каким-то основным правилам композиции.

Если говорить о хитростях, то я никогда не начинаю со сложных композиций. Всегда с простого и потом добавляю. Иногда очень увлекаюсь добавлениями и фотографии получаются, на мои взгляд, перегруженными. Один из моих друзей в Livejournal назвал меня мастером художественной россыпи:)

Действительно, иногда от сложных композиций возникает ощущение, что предметы просто рассыпали. Но художественно:)

Много времени уходит на ретушь?

Время на ретушь я стараюсь минимизировать. Отличное качество реквизита и изначально хорошо выставленный свет – большие в этом помощники. Иногда хочется сделать сложную обработку, наложить текстуру или как-то по-особенному тонировать фотографию, тогда можно повозиться с обработкой. Но это только в исключительных случаях.

Как думаете, какими качествами должен обладать фотограф, чтобы создавать идеальные натюрморты?

Я думаю, что он должен быть немного социофоб и немного зануда, зацикленный на деталях и идеальности:)

Если серьезно, то, на мой взгляд, фотограф всегда должен искренне любить то, что он фотографирует и получать от самой съемки удовольствие. Понимать, что нет понятий «правильно»-«неправильно» и «хорошо»-«плохо» в оценке фотографий. Будьте смелее. Покажите простые вещи так, как еще никто не показывал. Думаю, что фотограф должен уметь немного приподняться над обыденностью. Не быть нытиком, который твердит, что все, что можно, уже сто раз сфотографировали и он уже ничего нового не сможет изобрести. Никто до вас еще не показывал людям мир вашими глазами, а значит у вас еще куча дел!

При съемке натюрморта вы создаете образ, а не фиксируете момент. Вы составляете фотографию: от фона до предмета и света. Работа с неодушевленными предметами позволяет уделить время усовершенствованию схемы освещения и экспериментам с композицией. Это очень приятный способ фотографировать, к тому же вам не понадобится какое-то сверхъестественное оснащение. Это также отличный способ изучить освещение и композицию, ключевые элементы любого стиля фотографии.

Предмет для съемки натюрморта

Предмет на самом деле не имеет значения. В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами. Но по существу, если предмет недвижим, то это натюрморт.

Если предмет недвижим, то технически это натюрморт. Это кусочек сушеных водорослей на ситце.

Вы можете собрать несколько вещиц просто потому, что они вам нравятся или выглядят приятно, или взять связанные по смыслу предметы и рассказать историю. Изображение в начале этой статьи рассказывает историю о моем завтраке.

Или вы можете найти уже существующие натюрморты, их истории и настроение уже созданы для вас.

Семейные реликвии на прикроватной тумбочке друга - это уже готовый натюрморт.

Вы можете использовать вещи, которые просто приятны на вид, или являются чем-то личным. Если вы застряли в поисках предмета для натюрморта, то я предлагаю поискать вещи, которые являются важными и личными для вас, чтобы придать фотографии значение. К тому же, потом у вас будет фотография важных для вас вещей. Бонус!

Фоны для съемки натюрморта

Хороший фон в самом деле может сделать натюрморт. Ткань, картон или бумага, или существующая стена – все это легко доступные фоны. Для изображения моего завтрака я использовала старый мешок из-под картофеля. Только убедитесь, что ваш фон не отвлекает от главного предмета. Пусть он будет простым. Если вы используете ткань, то сначала обязательно прогладьте ее. Сложно найти что-то более отвлекающее, чем мятый фон.

Мне нравится называть это фото Натюрморт со слегка сморщенным фоном.

Яркий цвет или назойливость фона могут привлекать слишком много внимания в отличие от главного предмета. Простой фон нейтрального цвета будет хорошей отправной точкой для экспериментов. Вы можете быть удивлены, какой фон в конце концов сделает ваше изображение действительно крутым.

Попробовав разноцветные, простые фоны для этого изображения, я поэкспериментировала с отражающим картоном, что сработало гораздо лучше.

Вы также можете экспериментировать с фокусом и глубиной резкости, сделав все изображение резким или только определенные элементы, как, например, задний план в мягком фокусе. Размытый фон может выручить, если под рукой нет утюга, чтобы избавиться от складок на ткани.

Освещение

Ничего особого для освещения натюрморта вам не понадобится. Природное освещение из окна прекрасно справится. Лампа, рисование светом с помощью фонарика или импровизированный софтбокс будут отличной основой для экспериментов.

Натюрмортная фотография хорошо получается на длинных экспозициях, позволяя использовать действительно очень слабый источник света, как, например, одна свеча. Вам понадобится штатив или же просто установите камеру на твердую коробку или стопку книг. Вы буквально можете разрисовывать ваш натюрморт, используя технику рисования светом, и все что вам понадобится, это маленький фонарик.

Разные виды освещения. Слева на право: естественный свет из близлежащего окна, рисование светом с помощью фонарика, освещение одним софтбоксом.

Ваш предмет является натюрмортом и никуда от вас не убежит, поэтому не торопитесь и поиграйте со светом.

Попробуйте разную интенсивность света, используя штору для освещения из окна, или перемещая ваш источник света ближе и дальше. Вы также можете сочетать разные источники света, как например, подсветить темные участки фонариком при съемке в естественном освещении, или, возможно, используйте лампу и свечу. (Но помните, что производимый свет может быть разного цвета).

Угол наклона тоже важен. Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Если вы используете естественный свет, то, очевидно, что вам придется перемещать свой предмет, чтобы изменить угол наклона; это гораздо проще, чем перестроить окно! Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. Обратите внимание, куда падают тени, также, как и на то, что происходит с отражающими поверхностями. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры.

Композиция

Навыки хорошей композиции в натюрморте требуют пройти долгий путь и важны также, как и хорошее освещение. Знание таких понятий, как правило третей, может быть очень полезным, если даже в последствии вы не воспользуетесь ими.

В натюрмортной фотографии изменяя расположение элементов вашей композиции, вы обязательно найдете идеальную. Просто не зацикливайтесь на первом варианте. Следите, чтобы не было чрезмерно пустых участков или слишком загроможденных. Расположение предметов под углом будет работать, как направляющая линия, поэтому обратите внимание, куда она ведет – из кадра или незаметно подводит к другому элементу? Небольшая корректировка угла, под которым расположен ваш предмет, может сыграть важную роль.

Также пробуйте фотографировать под разными углами. Даже если вам нужно сфотографировать предмет непосредственно спереди, попробуйте приподнять или опустить камеру на нескольких снимках, затем приблизьтесь или отдалитесь, и посмотрите, что происходит. Возможно, это сработает, а возможно нет, вы не узнаете этого, пока не попробуете.

Редактирование

На стадии редактирования есть множество прекрасных возможностей. Различные процессы могут полностью изменить ваш натюрморт. В этом жанре очень популярен процесс превращения в HDR, и это может быть весьма эффективно. Или вы можете поиграть с масками слоев с различной экспозицией, и рисовать на разных участках изображения. Мне нравится добавлять текстуру, чтобы придать изображению вид нарисованного полотна.

Добавление текстуры на этапе редактирования может создать эффект полотна.

Экспериментируйте и получайте удовольствие

В отличие от большинства форм фотографии, создавая натюрморт, вы действительно можете не спешить и наслаждаться процессом. Не ограничивайте себя традиционным натюрмортом, экспериментируйте с предметами, освещением и способом редактирования. Наслаждайтесь фотоигрой!

Композиция из статуэтки обезьян возле почтовой открытки была сделана для интересного натюрморта.

В данной статье мы разберем основные правила, которые помогут вам понять, как правильно фотографировать натюрморт. И, вполне возможно, что данный жанр вас заинтересует. А ведь на самом деле профессиональная съемка натюрмортов имеет множество плюсов, которые многие недооценивают, к примеру, финансовая сторона дела. Такие фотографии часто заказывают для журналов, сайтов и другой продукции.

Приступим к работе и рассмотрим основные заблуждения начинающих фотографов. Для съемки натюрмортов, вопреки распространенному мнению, вам не потребуется студия. Достаточно обычного пространства вашего дома, а в качестве света для съемки используйте природное освещение из окна.

Так же знайте, что при создании натюрморта вам нужно учесть гораздо меньше деталей, чем при съемке пейзажа или портрета. А создавая будущий снимок, у вас есть множество возможностей выставить предметы в кадре и тратить на съемку столько времени, сколько вам необходимо.

Выбор объекта съемки

То, что будет на вашей фотографии целиком и полностью зависит от вас. Если посмотреть вокруг, то вы найдете множество интересных достойных вещей, которые заслуживают кадра. Вам не следует зацикливаться только лишь на классических темах натюрмортов, которые состояли из цветов и фруктов. То есть, если вам нравятся эти темы, то снимайте их, но не стоит думать, что это единственное направление натюрморта. В этом стандартном жанре особо сильно приветствуется нестандартное мышление!

Для успешной съемки натюрмортов вам необходимо выработать умение обращать внимание на мелочи. Так же необходимо уметь смотреть на вещи с разных ракурсов и под разными углами. Выбирая объект для съемки, постарайтесь избежать отражающих поверхностей, типа стекла и металла. Эти объекты могут искажать свет и портить кадр, но так же, вам следует знать, что именно с этими объектами можно получить самые лучшие кадры, только это намного сложнее.

Освещение для съемки натюрморта

Многие думают – для понимания того как правильно фотографировать натюрморт, необходим профессиональный студийный свет. Но, это совсем не так, вначале статьи я говорил, что для натюрморта вполне достаточно освещения из окна. Так же вам никто не запрещает использовать подручные средства и приборы.

Следует понять, что для подсветки натюрморта не нужен мощный, а значит дорогой свет, который может стоять на расстоянии нескольких метров от объекта съемки, как это необходимо в портретной фотографии. Достаточно нескольких десятков сантиметров и грамотного расположения. Используя искусственный свет, экспериментируйте с углами, так как прямое освещение в большинстве своем просто скучно. Если же у вас нет дополнительных приборов, но есть хорошо освещенное окно, используйте отражатель и создайте красивый рисунок. Вы удивитесь, сколько всего можно придумать с простыми источниками света!

Фиксация камеры и углы съемки

Скорее всего, при вашей работе, вам потребуется штатив, точнее со штативом будет удобнее и проще. Используя этот простой аксессуар, вы сэкономите кучу времени и нервов, ведь если вам не нравится какая-то деталь, то вы ее измените, а при съемке без штатива время и силы будут затрачиваться на восстановление предыдущей композиции. Так же с помощью штатива у вас появится возможность использования длинных выдержек. Вы сможете больше закрывать диафрагму, что позволит создавать более красивые и глубокие кадры.

Один из самых главных, хоть и простых уроков работы со штативом, который вам нужно усвоить, перед тем как фотографировать натюрморт, звучит так: штатив это помощник, а не ограничитель. Многим начинающим фотографам заимевшим штатив становится лень менять композицию или угол зрения. Они начинают выстраивать картинку вокруг фотоаппарата, прикрепленного к штативу, а не используют его как вспомогательный инструмент. Избегайте подобных ошибок!

Выбор фона

Если вам удалось найти красивый фон, то половина натюрморта у вас уже есть. Лучше всего, что бы фон был простым, но в тоже время красивым и не отвлекал глаз зрителя от главных объектов кадра. В качестве фона лучше всего использовать стены однотонной окраски, большие листы белой или аккуратно окрашенной бумаги, возможно, грубые однотонные ткани.

Композиция фотографии

Композиция натюрморта – это еще один важнейший момент при съемке натюрморта. Так как кадр статический, то вы можете заранее и качественно продумать ее. Обратите внимание, основные способы построения композиции – правило третей и золотое сечение.

Для создания успешного и интересного натюрморта следует учиться мыслить не стандартно. Так же стоит очень глубоко понимать то, что вы показываете, так можно разбираться, зачем и сколько пустого пространства в кадре. Как показать главный объект в выигрышном и интересном свете? Отвечая на эти и другие вопросы, вы сможете создать прекрасный снимок!

Так же, перед тем, как фотографировать натюрморты, вам стоит запомнить еще одну вещь. В этом жанре за нерезкие и смазанные кадра вам не видать прощения и не найти оправданий. У вас нет ограничения по времени и поэтому будьте бдительны и очень аккуратны.

Вдохновение натюрмортов

Последнее что стоит обсудить при съемке натюрмортов – это вдохновение. При выборе света, композиции объектов и прочего, вы можете просмотреть любимые фотографии и рисунки классиков, которые вдохновят вас на создание нового шедевра! Так же в фотографиях мастеров вы сможете найти ответы на многие свои вопросы, что так же очень полезно!

Удачных вам съемок!

Здравствуйте, друзья! Продолжаем знакомство с теорией фотографии.

Натюрморт - один из популярных и любимых жанров и сегодня мы хотим рассказать об основных принципах и правилах его фотографирования.

При съемке натюрморта перед каждым фотографом стоит основная задача – расположение предметов композиции, их связь между собой, а также точная передача на плоскости фотоснимка формы предметов и их объема.

Выбор объекта

Что вы фотографируете, полностью зависит от вас. Если оглянуться вокруг, можно найти множество интересных и увлекательных вещей, которые достойны кадра. Не следуйте стереотипам и не снимайте исключительно цветы и фрукты, возможных объектов съемки гораздо больше. Нестандартность мышления, приветствуется даже в самом стандартном жанре.

Обращайте внимание на вещи вокруг себя, старайтесь найти образы и сюжеты для натюрморта в обычных бытовых вещах. Смотри на тот, или иной потенциальный объект съемки под разными углами и с разных сторон.

Освещение

Освещение для съемки натюрморта не обязательно должно быть дорогим, вполне можно обойтись и подручными приборами.Использовать стандартные лампы можно очень продуктивно, если знать как с ними работать. Обязательно попробуйте подсветить объект с разных сторон, вариант с прямым освещением не всегда удачен, а иногда, просто скучен. Если у вас есть яркий и красивый источник света из окна попробуйте фотографировать и с ними. Иногда приходится использовать отражатель, особенно при съемке с естественным светом. Если у вас нет отражателя, вы можете создать его своими силами, например, из фольги и картона.

Если поверхность предмета имеет неоднородную или выраженную текстуру, самым лучшим образом ее можно показать, используя боковое освещение. Если свет падает сбоку, он хорошо прорисовывает детали.

Отражающие поверхности

Особого внимания заслуживают предметы со стеклянными или металлическими поверхностями, то есть любые блестящие объекты, поверхность которых создает блики и отражения света. Съемка таких предметов достаточно сложна, но в то же время очень привлекательна, поскольку объекты из стекла или хромированного металла могут интересно смотреться в кадре. С ними можно экспериментировать и творчески подходить к самому процессу съемки.

На что в первую очередь обратить внимание при съемке предметов из стекла, чтобы получать качественные результаты?

1. Отключите вспышку

Она дает очень яркий и резкий свет, способствующий возникновению бликов и отражений, портящих изображение.

2. Используйте равномерное освещение.

Это наилучшим образом позволяет подчеркнуть форму предмета, выявить его объем. В случае со съемкой какой-либо стеклянной вещи правильное, равномерное освещение также помогает показать матовость или фактуру стекла. Обычно стекло смотрится лучше, если освещено сзади
рассеянным светом. Таким светом можно подсветить жидкость, налитую в бокал или стакан. Другой свет, идущий сбоку, эффектно подчеркивает форму бокала.

3. Выбирайте правильный фон

Действительно, фон играет значимую роль при съемке стекла и вещей с гладкими, бликующими поверхностями. Лучше всего применять однотонный фон для точной передачи формы предмета и мелких деталей. Классикой является белый или черный фон. Иногда интересные эффекты можно получить, если сфотографировать стекло на фоне ткани с многочисленными складками или объекта, имеющего какую-либо сложную структуру. Правда, здесь нужно следить за тем, чтобы форма предмета из стекла не затерялась на таком сложном фоне.

5. Боремся с бликами

Существует несколько способов борьбы с бликами и нежелательными отражениями на блестящих поверхностях. Например, можно попробовать внести стеклянное изделие с холода в теплое помещение, либо же наполнить его ледяной водой. Фотографировать нужно сразу же, когда стеклянная поверхность немного запотеет, и на ней еще не успеют образоваться крупные водяные капельки. Поверхность на время превратиться в матовую и некрасивые блики исчезнут. Можно перед самой съемкой положить в стеклянный фужер или вазу кусочек льда – эффект будет тот же самый. Этот способ можно использовать и для съемки металлической посуды.

Незаменимым при съемке стеклянных предметов может стать поляризационный фильтр. С его помощью можно убрать значительную часть световых бликов. Поляризационный фильтр хорошо использовать при фотографировании сквозь стеклянные поверхности, а так же при съемке изделий из стекла, фарфора, полированного или лакированного дерева, пластика.

Штатив и углы съемки

В зависимости от освещения, вам может понадобиться использовать штатив. Он поможет вам использовать длинные выдержки и при этом создавать красивые кадры.

Постарайтесь сделать так, чтобы штатив ни ограничивал вас. Меняйте углы и точку зрения, не ленитесь лишний раз переставить, или перенастроить камеру и по-новому устанавливать её на штатив. Иначе, вы получите целую серию однотипных, даже скучных, кадров с небольшими изменениями сюжета.

Фон

Наличие красивого и удачного фона – это уже половина успеха натюрморта. Лучше всего, когда фон при съемке будет простым, таким, чтобы не отвлекал от предметов натюрморта. В качестве фона неплохо подойдут однотонно окрашенные стены или большой лист белой или цветной бумаги с простым узором, или вообще без него.

Подумайте о том, как фон контрастирует с предметом. Если вы не хотите снимать на простом фоне, то подумайте какой бы оттенок хорошо и гармонично смотрелся с вашим кадром и смог бы дополнить образ натюрморта. Для небольших объектов вам не понадобится фон, как таковой, но вместо этого потребуется поверхность для размещения предметов. Тут в качестве фона хорошо будет смотреться черный бархат или просто сплошная черная поверхность, которая хорошо поглощает свет.

Композиция натюрморта

Композиционный элемент вашей фотографии - это важнейший компонент удачного снимка. Создавая композицию фотографии, учтите правило третей, подумайте, как их можно применить в вашем кадре, чтоб создать сильную композицию.
Чтобы создать интересную и запоминающуюся фотографию очень важно мыслить нестандартно. Куда падает взгляд при просмотре? Как вы используете пустое пространство в кадре? Как преподнести предмет зрителю, что бы он смотрелся максимально привлекательно и выигрышно? Ответив на эти вопросы, вы сможете создать хорошую композицию и удачно сфотографировать натюрморт.

Атмосфера и настроение

Как бы смешно это не звучало, но на качество создаваемых фотографий влияет атмосфера и ваше настроение. Причем это правило работает не только при съемке натюрмортов. Когда вы расслаблены, сосредоточены и получаете удовольствие от процесса съемки, можете быть уверены в успешности своих попыток. Фотографируя натюрморт, важно никуда не спешить.
В отличие от уличной и репортажной съемки, где состав кадра все время меняется и нужно вовремя успеть сделать снимок, натюрморт статичен. На создание одной фотографии натюрморта у вас может уйти столько времени, сколько вы пожелаете. Именно поэтому, следует уделять внимание мелочам и готовиться к кадру столько, сколько потребуется. Установите освещение, объекты съемки и присмотритесь, что получается, если нужно, внесите коррективы и приступайте к фотосъемке.
При съемке натюрмортов у вас не будет никаких оправданий нечетких и смазанных кадров. У вас есть неограниченное количество времени для того, чтобы сфокусироваться.


Вдохновение в классике

Создавая собственные натюрморты, думая об освещении, композиции и идее, не забудьте обратиться за помощью и вдохновением к классикам жанра. Живописные натюрморты создаются уже на протяжении сотен лет. Возможно, вы найдете ответы на многие из своих вопросов в картинах художников Возрождения или современных фотографов.
Изучение картин поможет вам думать о форме, оттенках и цветах. Изучение различных решений приведет к созданию собственных неповторимых образов в фотографиях.


Пришло время фотографировать!

Выберите подходящий день, когда вы точно знаете, что не будете отвлекаться и торопиться. Объедините все полученные ранее советы и приступайте к работе.
Подготовьте требуемые компоненты натюрморта, зарядите и настройте фотокамеру, позаботьтесь об освещении и творите. Можно попытаться фотографировать с открытой диафрагмой f/1.8, если у вас есть светосильный объектив, он поможет в достижении художественного размытия фона.
И помните, что натюрморт – это не только композиция из овощей, фруктов и цветов, это может быть что угодно. Найдите предмет, который вдохновит вас, и фотографируйте его!

Использованы материалы сайтов:
2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.