Колокол журнал 19 века. "Колокол" - издание на злобу дня: практическое следствие и историческое значение

Перед нами - небольшого формата газета на восьми тонких страницах. В верху первой страницы: КОЛОКОЛ, прибавочные листы к «Полярной звезде».

В 1855 г. в книжных магазинах Западной Европы и нелегально в России впервые появились толстые сборники, на обложках которых значилось: Полярная звезда. Издание Вольной русской типографии, Лондон.

Название было вызовом. Тридцатью годами раньше Рылеев и Бестужев издавали свою «Полярную звезду». Много лет спустя дело декабристов продолжалось. Об этом говорили и портреты пяти казненных на заглавном листе, и все содержание «Полярной звезды»: отрывки из герценовского «Былого и дум» помещались рядом с запрещенными стихами Пушкина и письмом Белинского к Гоголю.

В Лондон к изгнаннику - революционному эмигранту Александру Герцену приехал его друг и единомышленник Николай Огарев. Друзья не виделись десять лет.

Огарев, привезший с собой русские чувства и настроения 1856 г., подтвердил мысль, уже возникшую у Герцена: «Полярная звезда» выходит слишком редко. Между тем события в России несутся быстро, их надобно ловить на лету, обсуживать тотчас».

Огарев сказал Герцену: «Нам нужно бы издавать правильно журнал, хоть в две недели, хоть в месяц раз; мы бы излагали свои взгляды, желания для России и прочее».

1 июля 1857 г. вышел первый номер «Колокола». В названии герценовской газеты слышатся отзвуки революционного набата и шиллеровская «Песнь о колоколе»: «Свободны колокола звуки...»

Под звонким заглавием звучный латинский эпиграф: Vivos voco! - Живых зову!..

Это из эпиграфа к шиллеровской «Песни о колоколе» .

Кто живые? Герцен отвечает: «Это те рассеянные по всей России люди мысли, люди добра всех сословий, мужчины и женщины, студенты и офицеры, которые краснеют и плачут, думая о крепостном состоянии, о бесправии в суде, о своеволии полиции, которые пламенно хотят гласности, которые с сочувствием читают нас».

Зову живых! - это боевой клич газеты в сражении с двумя главными противниками - крепостничеством и самодержавием.

«Колокол» - газета битвы, не им начатой и не при нем завершенной.

О чем же пишет газета? Об освобождений крестьян и положении печати, о политике Александра II и телесных наказаниях, о царских министрах и Польше, о генералах и дипломатах, о социализме и новых подпольных изданиях, о прошлых восстаниях и будущей революции. И все это служит той борьбе, которую Герцен и Огарев ведут в союзе с демократическими силами в самой России.

В России подготавливалась отмена крепостного права, но ни один журнал не мог открыто выступить в защиту интересов крестьян. Только Герцен на страницах вольного «Колокола» постоянно воюет против крепостного права и обсуждает коренные вопросы освобождения: о крестьянских наделах и должны ли крестьяне платить за них выкуп, о правах бывших крепостных после освобождения...

Из России ежегодно отправлялось за рубеж много людей. Немало русских, посещавших Лондон, считали своим долгом побывать у Герцена. Некоторые даже специально путешествовали, чтобы пожать руку легендарному Искандеру (псевдоним Герцена). «Кто только не перебывал, - вспоминает один из сотрудников Герцена. - Бывали губернаторы, генералы, купцы, литераторы, дамы, старики, старухи, бывали студенты - точно панорама какая-то проходила перед нами, точно водопад лился, и это не считая тех, с которыми Герцен видался с глазу на глаз...»

С приветом от товарищей заходят офицеры с русского корабля. Заезжий студент привозит подпольные стихи, рассказывает, как на университетском банкете подняли тост за отсутствующих студентов Московского университета и как все догадались, что речь идет о Герцене и Огареве.

Часто наезжает И. С. Тургенев. Среди гостей Герцена и Огарева - Н. Г. Чернышевский и Л. Н. Толстой, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, В. В. Стасов и Н. Г. Рубинштейн... Впрочем, имен многих посетителей мы не знаем. В доме Герцена отлично понимали, что тайная полиция царя имеет уши даже в Лондоне. Поэтому имена гостей, как правило, не назывались.

«Нам пишут» - так начинались многие статьи и заметки «Колокола». Писали отовсюду. Французский писатель Виктор Гюго и знаменитый итальянский революционер Гарибальди, революционеры польские и венгерские, но больше всех, конечно, писали из России - от столиц до медвежьих углов. «Какие письма приходят иногда, - говорит Герцен Тургеневу, - ...из Казани, из Оренбурга...»

Не так просто было переправить сведения в «Колокол». Конверт с адресом «Лондон, Герцену» мог стать путевкой в Сибирь. И все же секретнейшие материалы попадали в «Колокол» из губернских канцелярий, министерств, царского дворца. Рязанский губернатор с «возом розог» отправляется «вразумлять» непокорную деревню - «Колокол» печатает подробнейший отчет о всей операции. «В Тамбовской губернии, - сообщалось в другом номере, - крепостной человек убил своего помещика, вступившись за честь своей невесты. И превосходно сделал, прибавим мы».

Царь созывает тайное заседание Государственного совета по крестьянскому делу. Присутствуют только крупнейшие сановники, протокол не ведется. Однако через две недели в «Колоколе» появляется полный отчет!

Через полгода арестовали журналиста Эраста Перцова и в его бумагах нашли черновик того же отчета. Брат Э. Перцова был крупным чиновником в министерстве внутренних дел. Вероятно, он добыл сведения у еще более высокой персоны. Однако власти так и не докопались до истины.

Государственный бюджет тогда не сообщался народу. «Колокол» помещает его полностью и за 1859 и за 1860 гг.!

Одним из самых реакционных министров, тормозивших даже умеренные реформы, был граф В. Панин. Из номера в номер Герцен «беседует» с ним и о нем, находчиво обыгрывая и очень длинный рост, и различные недостатки графа. «Обращаемся снова к вам, продолжительный в пространстве и во времени министр юстиции! Дайте нам право забыть вас... Гумбольдт умер, Закревский уволен - решайтесь поскорее на то или другое. Вы, вредный человек, вспомните, что и вы обязаны для России что-нибудь сделать!» Граф ворует много и безнаказанно. «Колокол» получил подробности и рассказывает о них читателю.

Н. П. Огарев (слева) и А. И. Герцен. Фотография 1860 г.

Но и «Колокола» не хватает: целый выпуск приложения «Под суд» заполняется панинской карьерой. «Колокол» лишь добавляет: «Безнаказанность воров, поставленных так высоко, что их, как адмиралтейский шпиль, видно отовсюду, - служит особенным поощрением маленьким воришкам».

Почти в каждом номере журнала вырастает среди двух вопросительных знаков знаменитое герценовское: «Правда ли?» «Правда ли, - спрашивал Колокол», - что дело о грабежах, открытых во время Крымской кампании, замяли, потому что между ворами нашлись сильные армии сей?»

«Правда ли, что академик Вассин бьет учеников Академии художеств? Правда ли (если это правда), что ученики его еще не поколотили?» К иным обращаются прямо: «Эй ты, фельетонист! Мы читали в «Московских ведомостях», что ты в какой-то русской газете упрекал учителей воскресных школ, что они говорят ученикам «Вы». Сообщи, братец, нам твою статью, название газеты и твое прозвище, ты нас этим одолжишь».

Трудно представить объем громадной работы издателей «Колокола». А ведь Вольная типография выпускала не только газету, но и другие периодические издания: «Полярную звезду», сборники «Голоса из России», книги.

«Колокол» на первом месте. Его ждут. Он должен выйти вовремя. Сначала раз в месяц, потом два, в наиболее горячее время - еженедельно. Надо успеть еще прочесть массу русских и иностранных журналов и газет.

На столе Герцена лежит недописанная глава «Былого и дум», у Огарева - незаконченное стихотворение.

Нет времени. Но их работа - это настоящее дело, о котором они мечтали в юности.

«Борьба - моя поэзия», - признавался Герцен. Из двух с лишним тысяч статей и заметок, появившихся в «Колоколе» за десять лет, он написал больше тысячи. Даже легкое прикосновение его пера к письму или документу, пришедшему из России, придает «соль», заостряет мысль.

Нелегким был путь номера «Колокола» в Россию. Свежий номер «Колокола» приближался к русской границе. С другой стороны к той же границе несутся циркуляры, указания, распоряжения таможням, пограничным кордонам, цензуре.

«Кто сильнее - власть или мысль?» - спрашивает Герцен.

К русской границе с турецкой стороны подъезжают возы дров. Под поленьями притаились экземпляры «Колокола» и «Полярной звезды».

Одесса. Южный порт России. Ночью в условленные места привозят табак, ткани, вина и листы «Колокола». В Одессе достаточно людей, могущих не только переслать, но и прочесть «Колокол». Связь налажена. Герцена извещают: «О закрытии для «Колокола» одесского порта не беспокойтесь - ничего не сделают».

Петербургские таможенники просматривают прибывшие иностранные книги. 200 экземпляров басен Лафонтена подозрения не вызывают. Один том бегло просматривается, остальные пропускаются без осмотра, а в них - почти все листы вставные - герценовские. Было немало и других каналов, по которым «Колокол» попадал в Россию.

Полиция неожиданно налетает на книжные лавки, ищет. Один московский книготорговец охотно объясняет, что сочинения Искандера бывают редко и за большие деньги молниеносно распродаются избранным лицам.

Петербург, конечно, главный потребитель «Колокола». Через каких-нибудь две недели после отправки газета попадает прямо в столицу. Здесь особенно много друзей, направляющих затем «Колокол» в разные места России. На нижегородской ярмарке, пока полиция хватилась, успели распродать сотни журналов и книжек Вольной типографии. Московские студенты, получив «Колокол», принимаются за его перепечатку. Воронежские читатели, добыв экземпляр «Колокола», сделали с него несколько рукописных копий и распространяют их по городу, приписав несколько эпизодов о злоупотреблении местной власти.

«Колокол» гремел десять лет - и каких! Сначала средь бурь невиданного прежде общественного подъема 1857 - 1862 гг., когда каждый горячий год стоит десяти «спокойных» (см. ст. «Современник». Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов»); затем в горькие времена террора, расправы, когда ушли на эшафот, каторгу наиболее смелые революционеры России и Польши, главные корреспонденты и читатели «Колокола» (см. ст. «Восстание 1863 года в Польше, Литве и Белоруссии»). Наконец, в годы затишья, безвременья - перед новыми общественными битвами, когда Россия, казалось, спала, а многие, прежде рукоплескавшие Искандеру, испугались, отдалились, примирились с властью. Вместо нескольких тысяч номеров газеты, распространявшихся в дни подъема (число по тем временам огромное), теперь расходилось лишь несколько сотен. Герцен и Огарев не сдаются, в 1865 г. переносят издание в Женеву, поближе к России и революционной эмиграции, сосредоточенной тогда в Швейцарии. И все же весной 1867 г. принимается решение приостановить журнал.

1 июля 1867 г., ровно через десять лет после первого лондонского номера, вышел на 16 страницах прощальный 244/245 номер «Колокола». «Сегодняшним листом заключается наше десятилетие, - говорилось в передовой, подписанной Герценом и Огаревым. - Десять лет! Мы их выдержали и, главное, выдержали пять последних, они были тяжелы».

Герцен и Огарев ждали новых революционных событий в России и Европе, чтобы снова ударить в «Колокол». Но они не дожили.

«Колокол» ушел, оставив огромный мыслительный капитал в головах и душах современников и - будущим поколениям. Сотни вопросов, им поднятых, оставались; сотни мыслей и решений, им предлагаемых, были верны, а ошибки - важны, ибо в них мучительные поиски истины, без которых не существует истины найденной. А. М. Горький писал: «Герцен представляет собой целую область, страну, изумительно богатую мыслями».

Герценом было сделано великое открытие: свободное и звучащее русское слово - громадная сила. Открытие было не забыто и развито следующими революционными поколениями.

«Герцен, - писал В. И. Ленин, - создал вольную русскую прессу за границей - в этом его великая заслуга. «Полярная звезда» подняла традицию декабристов. «Колокол» (1857 - 1867) встал горой за освобождение крестьян. Рабье молчание было нарушено».

Из книги: Б.И. Есин. История русской журналистики Х1Х века: Учеб. для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Б.И. Есин.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 101-113.

Журнально-издательская деятельность А. И. Герцена и

Н. П. Огарева. «Полярная звезда», «Колокол»

«Полярная звезда», «Колокол» Герцена сыграли выдающуюся роль в истории русской журналистики, в революционном движе­нии. Со страниц герценовских изданий звучал пламенный голос русской революционной демократии, призывавший угнетенные крестьянские массы и передовых людей своего времени из дво­рянской и разночинской интеллигенции к борьбе за землю и волю, за освобождение от крепостного права, против произвола поме­щиков и царизма. Опыт организации вольной русской типографии в Лондоне не имел аналогов в Европе.

«...Герцен, - отмечал В. И. Ленин в статье "Памяти Герце­на", - первый поднял великое знамя борьбы путем обращения к массам с вольным русским словом», и в этом его бессмертная зас­луга перед русским освободительным движением, журналистикой».

За границей Герцен был целиком поглощен революционными событиями 1848 г. Он надеялся, что революция в Европе принесет народам свободу, откроет дорогу социализму. Однако этого не про­изошло, что привело Герцена к глубокому духовному кризису после поражения революции 1848 г.

Русский революционер, с воодушевлением встретивший со­бытия 1848 г., был глубоко разочарован результатами революци­онной борьбы. Кровь была пролита напрасно. Буржуазия изменила делу революции. Не понимая буржуазно-демократического харак­тера революции 1848 г., Герцен усомнился в победе социализма в Европе вообще.

Отражением скептицизма и пессимизма Герцена, его духовно­го кризиса явился цикл статей, изданных отдельной книгой в Лон­доне под названием «Письма с того берега ». Но скептицизм Герце­на не был формой перехода к предательству народных интересов, не был связан с отказом от революционной борьбы, как это слу­чилось с буржуазными и дворянскими либералами. Герцен по-пре­жнему оставался революционером. Горечь поражения, горечь раз­битых иллюзий скоро прошла, хотя и не бесследно. Теперь Герцен отдает все свое внимание России и осуществление социалистиче­ских идеалов целиком связывает с Россией, славянским миром. Он создает свою теорию русского утопического социализма , ос­новываясь на признании особой роли русской сельскохозяйствен­ной общины, где нет частной собственности, позволяющей избе­жать западноевропейского пути развития, прежде Запада достичь справедливого общественного устройства. Герцен видел социализм в освобождении крестьян с землей, в общинном землевладении. Свои излюбленные мысли на эту тему он развивал бесчисленное количество раз.

Герцен не понимал, что освобождение крестьян в России при любых условиях приведет к развитию капитализма. Он полагал, что с полным уничтожением крепостничества наступит эра всеобщего благополучия, что крестьянская революция может привести к установлению социалистических порядков. В этом была его ошиб­ка, его историческое заблуждение, обусловленное характером раз­вития России. Но это не умаляло его антикрепостнического пафоса.

В 1840-е годы под воздействием окружающей действительности и пропаганды Белинского лучшие люди России думали о раскрепо­щении крестьян. Вопрос освобождения крестьян стал насущной необходимостью. Даже правящие классы вынуждены были загово­рить об освобождении. Но революционные события во Франции и других странах Европы напугали их и заставили правительство пе­рейти к политике реакции. Всякие разговоры об отмене крепост­ного права были запрещены. «До 1848 года русская цензура была крута, но все-таки терпима, - писал Герцен. - После 1848 года там уже нельзя было печатать ничего, что мог бы сказать честный человек» (Т. 12. С. 78).

В связи с этим у Герцена еще в 1849 г. возникла мысль об изда­нии литературы на русском языке за границей, без цензуры. Одна­ко это намерение было осуществлено только в 1853 г., когда Гер­цен на свои средства организовал Вольную русскую типографию в Лондоне .

В первое время пребывания за границей Герцен знакомит пе­редовое западноевропейское общество с положением дел в крепо­стной России, со взглядами и настроениями борцов против само­державия и в этом видит свою задачу русского революционера. Этому посвящены статьи и брошюры «Россия», «Русский народ и соци­ализм», «Русское крепостничество», книга «О развитии револю­ционных идей в России» и другие произведения.

Подобная деятельность была важна, но она не удовлетворяла Герцена. Он хотел более активно влиять на русские дела, способ­ствовать пробуждению революционной активности в других. Путь к этому был один - начать издание революционной литературы для России. «Время печатать по-русски вне России, кажется нам, пришло». «Открытая, вольная речь - великое дело; без вольной речи - нет вольного человека... Открытое слово...- переход в дей­ствие», - писал он (Т. 12. С. 62).

Герцен правильно оценил значение слова как проявления революционной активности.

«Основание русской типографии в Лондоне является делом наи­более практически революционным, какое русский может сегод­ня предпринять», - утверждал Герцен (Т. 12. С. 78). Весной 1853 г. в листовке-обращении «Вольное русское книгопечатание в Лондоне. Братьям на Руси» Герцен объявил о создании такой типографии и обосновал необходимость вольного слова. Он страстно призывал поддержать вольную типографию, убеждал и даже уговаривал своих соотечественников воспользоваться его печатным станком: «Если мы все будем сидеть сложа руки и довольствоваться бесплотным ропотом и благородным негодованием, если мы будем благора­зумно отступать от всякой опасности и, встретив препятствие, останавливаться, не делая опыта ни перешагнуть, ни обойти, тог­да долго не придут еще для России светлые дни». «Хочу... восполь­зоваться моим положением, чтоб вашим невысказанным мыслям, вашим затаенным стремлениям дать гласность» (Т. 12. С. 63).

Герцен просил присылать нелегально распространяемые в Рос­сии произведения Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Полежаева. «Присылайте что хотите, все написанное в духе свободы будет напечатано». Он обещал, что будет строго хранить тайну авторства и никого не поставит под удар самодержавия.

В 1853-1855 гг. Герцен напечатал в вольной русской типогра­фии такие прокламации и брошюры, как «Юрьев день! Юрьев день!», «Крещеная собственность», «Тюрьма и ссылка», «Письма из Франции и Италии» и другие произведения.

В листовке-обращении «Юрьев день! Юрьев день!» Герцен зат­рагивает наиболее жгучий вопрос современности - крепостное право. Остро и взволнованно пишет Герцен об этом зле, о позор­ном состоянии русского народа. Он обращается к передовому дво­рянству в надежде, что в среде дворян не иссякли декабристские настроения, что среди дворян есть силы, способные противосто­ять самодержавию и крепостничеству. «Из ваших рядов, - пишет он, - вышли Муравьев и Пестель, Рылеев и Бестужев. Из ваших рядов вышли Пушкин и Лермонтов. Наконец и мы, оставившие родину, для того, чтобы хоть вчу­же раздавалась свободная русская речь, вышли из ваших рядов» (Т. 12. С. 80). Герцен пытается воздействовать на ум и чувства дво­рян, предрекая неизбежную катастрофу, пугачевщину, если они не найдут в себе силы уничтожить крепостничество, воздейство­вать на царя. Но если дворяне не окажутся способны изменить по­ложение в стране, то Герцен оставляет за собой право призвать народ к освобождению своими силами.

В брошюре «Крещеная собственность» Герцен снова ставит воп­рос об освобождении крестьян. Он предполагает, что «узел помещичьей власти», вероятно, все-таки разрубится топором мужика. Он подробно излагает свои взгляды на роль общины в дальнейшей судьбе русского крестьянства, надеется, что при освобождении крестьян с землей русская община может сыграть важную, реша­ющую роль для установления социалистических отношений. Ос­новная задача этого произведения заключалась в том, чтобы дать такую характеристику русского народа и крепостнических поряд­ков, которая побуждала бы к переустройству русской жизни и ук­репляла бы веру в Россию как в молодую и мощную страну, обла­дающую великим будущим.

Поражение в Крымской войне и смерть царя Николая I вызва­ли оживление в общественно-политической жизни России. Воп­рос об отмене крепостного права вновь стал открытым вопросом всей русской жизни, всей прессы.

Герцен чутко отреагировал на это изменение атмосферы в стране и принял решение об издании за границей периодического органа под названием «Полярная звезда». Объявление об издании «По­лярной звезды» было опубликовано в 1855 г. в виде листовки. Им же открывался и первый номер издания. «План наш, - писал Гер­цен, - чрезвычайно прост. Мы желали бы иметь в каждой части одну общую статью (философия революции, социализм), одну историческую или статистическую статью о России или о мире славянском; разбор какого-нибудь замечательного сочинения и одну оригинальную литературную статью; далее смесь, письма, хрони­ка и пр.» (Т. 12. С. 270).

Назвав свой периодический орган так же, как назывался аль­манах декабристов («Полярная звезда»), он тем самым хотел под­черкнуть преемственность с декабристами. Связь с традициями декабристов Герцен подчеркивал не только заглавием своего пе­чатного органа, но и изображением на его обложке портретов пяти казненных революционеров и даже днем выхода первого номера. «Полярная звезда» появилась в годовщину казни декабристов.

«Полярная звезда» издавалась ежегодно. Всего с 1855 по 1862 г. вышло семь номеров «Полярной звезды».

Значение «Полярной звезды» в развитии русской общественной мысли и журналистики велико. Здесь впервые были опубликованы важные политические статьи, запрещенные стихотворения, воспо­минания революционеров и другие материалы. Со страниц «Поляр­ной звезды» звучало смелое свободное слово о самых острых вопро­сах русской жизни. «Полярная звезда» сделала много для политического просвещения, пробуждения политической активности, для воспитания революционного поколения, смелого, отважного, гото­вого отдать себя целиком делу революционно-демократических пре­образований. В его альманахе русские читатели впервые находили прямую открытую постановку острых социальных вопросов.

Здесь были опубликованы стихи Пушкина «Вольность», «Де­ревня», стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», стихи Ога­рева, главы «Былого и дум», воспоминания и письма декабристов. В первом номере «Полярной звезды» были опубликованы «Пись­мо к Гоголю» Белинского, статья Герцена «К нашим» и другие материалы. Вслед за вводной статьей было напечатано «Письмо к императору Александру II». В нем публицист требует как минимум двух вещей: свободы слова и освобождения крестьян с землей.

Герцен признает свою непримиримость с царем, но готов идти на компромисс: «Разумеется, моя хоругвь - не ваша, я неиспра­вимый социалист, вы самодержавный император», но «я готов ждать, стереться, говорить о другом, лишь бы у меня была живая надежда, что вы что-нибудь сделаете для России» (Т. 12. С. 273).

Апелляция Герцена к царю была обусловлена его положением, который еще не видит революционного народа и надеется на мир­ный исход освобождения «сверху».

Однако тут же издатель «Полярной звезды» печатает произве­дения, где положение вещей в стране называет безумием, клей­мит рабов самодержавия и крепостничества.

Выход второго тома «Полярной звезды» вполне определил ус­пех предприятия Герцена. Были укреплены связи с Россией, по­явились люди, которые захотели воспользоваться услугами Воль­ной русской типографии. Вторая книга «Полярной звезды» разош­лась успешно, стала широко проникать в Россию. В Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, в Сибири восторженно читались произведения Герцена, отпечатанные в Вольной русской типогра­фии. В числе столичных читателей был и молодой студент Добро­любов. Чернышевский штудировал философские материалы вто­рой книги «Полярной звезды».

Весной 1856 г. в Лондон прибывает Н.П. Огарев - старый друг и единомышленник Герцена. Он принял немедленное участие в изданиях Герцена. Больше того, он предложил Герцену, учитывая оживление общественной жизни на родине, начать издание пери­одического органа, выходящего чаще «Полярной звезды». Эта мысль была подхвачена Герценом, который и предложил назвать этот орган «Колоколом».

Революционная газета «Колокол» начала издаваться с июля 1857 г. С момента организации и до 1861 г. она имела подзаголовок «Прибавочные листы к "Полярной звезде"». Однако с первых же номеров «Колокол» стал вполне самостоятельным изданием. Вы­ходил он один раз в месяц, затем, с 1858 г., два раза в месяц, а иногда еженедельно, объемом не менее восьми страниц большого (альбомного) формата на тонкой прочной бумаге, отпечатанный мелкими шрифтами.

«Колокол» имел эпиграф, взятый из Шиллера: «Vivo voco!», т.е. «Зову живых!».

Открывался первый номер стихотворным предисловием Ога­рева, за которым шла программа «Колокола». Издание «Колокола» объяснялось желанием более оперативно откликаться на события русской жизни. Направление провозглашалось таким же, как в «Полярной звезде»: «Везде, во всем, всегда быть со стороны воли против насилия, со стороны разума против предрассудков, со сто­роны науки против изуверства...». Самыми неотложными делами считались «освобождение слова от цензуры, освобождение кресть­ян от помещиков, освобождение податного сословия от побоев». Впрочем, добавляли издатели, «Колокол» будет звонить, чем бы ни был затронут - нелепым указом или глупым гонением рас­кольников, воровством сановников или невежеством Сената. Смеш­ное и преступное, злонамеренное и невежественное - все идет под «Колокол» (Т. 12. С. 357-358). Такая программа помогла собрать вокруг «Колокола» все оппозиционные антикрепостнически на­строенные элементы русского общества, звала всех на борьбу с крепостничеством.

В основном «Колокол» заполнялся статейным материалом . В нем впервые появились руководящие передовые статьи . Но кроме автор­ских статей Герцена и Огарева большое место в газете занимали злободневные и острые сообщения из России, блестяще обработан­ные редакцией и снабженные яркими примечаниями, комментари­ями. Печатались полемические статьи. Изредка помещались стихо­творения. Требования к стихам в газете были очень высокими. Так, публикуя стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда», редакция замечала: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

В «Колоколе» была опубликована целая серия заметок под выразительным заглавием «Правда ли?» (вопросительный знак наби­рался в перевернутом виде). Здесь сообщались такие вопиющие факты насилия, беззакония, что разум отказывался верить в их существование. Ряд материалов печатался под рубрикой «Под спу­дом». В ней редакция предавала гласности то, что тщательно скры­валось от общества.

Впервые русская печать систематически и открыто стала ра­зоблачать злодеяния царской бюрократии и крепостников-поме­щиков, полицейский произвол, безнаказанные убийства и наси­лия помещиков, хищения сановников, аморальность правящих классов. Герцен предупреждает своих добровольных корреспонден­тов: сообщайте только верные, проверенные факты. Как никто другой, издатель «Колокола» понимал губительность неверной информации.

Основой всесторонних обличений в газете был горячий патри­отизм издателей. «Одна горячая любовь к России, одно глубокое убеждение, что наш обличительный голос полезен, заставляет нас касаться страшных ран нашего жалкого общественного быта и их гноя. Мы крик русского народа, битого полицией, засекаемого помещиками», - писали издатели «Колокола» (Т. 13. С. 80).

Однако «Колоколу» были присущи и либеральные тенденции. Особенно это относится к первому (1857-1861) периоду. Они вы­ражались прежде всего в том, что издатели «Колокола» обраща­лись с увещеваниями к царю в надежде на мирное разрешение сверху назревших вопросов общественной жизни. Обещания, дан­ные Александром II в 1857 г. о подготовке отмены крепостного права, породили особенно сильные иллюзии Герцена. Герцен, не отрицая в принципе революционного пути преобразования стра­ны, готов в это время согласиться и на освобождение сверху, лишь бы крестьянам была дана вместе с волей земля.

В публицистиче­ской деятельности Герцена, как справедливо указывают современ­ные исследователи, нет момента, который можно было бы оха­рактеризовать как проведение либеральной линии: для Герцена характерны лишь колебания от демократической позиции к либе­ральной. Одновременно с письмами к царю в «Колоколе» публи­ковались статьи, письма к редактору, где указывалось, что царь заодно с крепостниками и что надо готовиться к борьбе за осво­бождение от царя и помещиков. Весной 1860 г. сам Герцен уже не считает возможным далее надеяться на царя, правительство. В этих условиях русские либералы (Кавелин, Боткин, Чичерин и др.) советуют Герцену не увлекаться «крайностями», сбавить тон. Но Герцен и Огарев не вняли уговорам.

С другой стороны, либеральные настроения Герцена не могли не привести к конфликту с новым поколением русских революци­онеров-демократов, группировавшихся вокруг Чернышевского и Добролюбова.

В ряде статей 1859 г. «Колокол» упрекал «Современник», рус­ских революционеров-разночинцев в излишне резких нападках на «лишних людей» из дворянского сословия, на либералов, либе­ральную гласность («Veri dangerous!!!», «Лишние люди и желчевики»). Статьи свидетельствовали об известном отрыве Герцена от русской жизни, от нового поколения революционных демократов. Статьи Герцена могли дезориентировать часть молодежи, мешали успешному натиску на самодержавие. Такая позиция «Колокола» не могла не вызвать возражений со стороны революционно-демократического движения. И вот в № 64 «Колокола» появилось «Письмо из провинции », подписанное «Русский человек». Текст этого письма и предисловие, предпосланное ему Герценом, весь­ма наглядно показывают суть разногласий двух течений революци­онной мысли в России.

Русский человек в очень энергичных выражениях упрекал Гер­цена за его «гимны» Александру II. Русский человек предупреж­дал, что царь Александр II заодно с помещиками, скоро покажет «николаевские зубы», и единственный выход для России видел в революции. «К топору зовите Русь!» - восклицал в конце письма Русский человек.

Герцен проявил большое гражданское и профессиональное мужество, опубликовав письмо, но в предисловии к нему объяс­нил свою позицию желанием избежать насилия, противопоставил тезису «К топору зовите Русь!» лозунг «К метлам!». Тем не менее и автор «Письма из провинции», и Герцен считают друг друга дос­тойными уважения, демократами, людьми одного направления.

С 1861 г . в содержании «Колокола» происходят существенные изменения. Издатели «Колокола» были глубоко не удовлетворены характером крестьянской реформы 1861 г. Внимательное изучение Манифеста об освобождении крестьян показало им антинародную суть реформы. Активные выступления крестьян, недовольных «ос­вобождением», общий подъем революционного движения в Рос­сии, жестокая расправа над крестьянами и революционной интел­лигенцией оказали большое влияние на руководителей «Колоко­ла». Газета дает информацию о многочисленных случаях возмущения крестьян, печатает поименный список всех крестьян, убитых в селе Бездна. Огарев в № 101 (июнь 1861 г.) пишет в статье «Разбор нового крепостного права» о том, что «крепостное право заменено новым. Народ царем обманут».

Проклятья и негодование звучат теперь в статьях Герцена, об­ращенных в адрес самодержавия. Царь первый прибег к силе, к кровавой расправе над недовольными «освобождением». Церковь осталась в стороне от народного дела. «Колокол» прямо обращает­ся к народу, мечтает о том, чтобы быть услышанным простыми людьми. С 1861 г. в «Колоколе» печатается ряд статей-прокламаций: «Что нужно народу?», «Что надо делать войску?» и др. Герцен и Огарев дают практические советы революционерам, обращаются к революционному студенчеству с призывом включиться в рево­люционную работу.

С конца 1861 г. «Колокол» выходит то еженедельно, то сдвоен­ными номерами. Герцен приветствует создание в России революционной организации «Земля и воля». «С жадностью будем мы следить каждый шаг ваш, с трепетом ждать от вас вестей, с любовью будем передавать их» (Т. 17. С. 56). С мая 1865 г. слова «земля и воля» были прибавлены к эпиграфу «Колокола» как выражение основ­ного требования революционной демократии. Эти слова станут боевым лозунгом революционных народников и полтора десяти­летия будут вдохновлять их в борьбе против самодержавия. Герцен по-новому оценивает деятельность «Современника», его роль в освободительной борьбе. Горячо защищает он сосланного прави­тельством поэта Михайлова, с гневом пишет об аресте и ссылке Чернышевского, акте гражданской казни над ним.

Все это не могло не привести к разрыву с либералами, осужде­нию их позиции по ряду общественных вопросов (Кавелин, Тур­генев). Один из главарей русского либерализма Кавелин прямо оправдывал репрессии против демократии, арест Чернышевского. Герцен все более твердо укрепляется на позициях интернацио­нализма, горячо защищает право польского народа на самостоя­тельное государственное устройство, выступает за свободу других народов. Польское восстание 1863 г. против самодержавия нашло у Герцена и Огарева искреннюю поддержку. «Мы с Польшей, пото­му что мы за Россию... Мы хотим независимости Польши, потому что одна цепь сковывает нас», - писал Герцен в 1863 г. Выступая против приверженцев царизма, шовинистов, Герцен подчерки­вал, что ружья, которые стреляют в восставших поляков, - это ружья, из которых расстреливали русских крестьян в Бездне. Герцен призывает солдат и офицеров не принимать участия в подав­лении восстания, пропагандирует пример русского офицера, пе­решедшего на сторону восставших.

«Придет время, не "отцы", так "дети" оценят и тех трезвых и тех честных русских, которые одни протестовали и будут протес­товать против гнусного умиротворения... Память, что не вся Рос­сия стояла в разношерстном стаде Каткова, останется», - писал Герцен в письме Тургеневу (Т. 27, кн. 2. С. 454-455).

По просьбе Герцена В. Гюго написал воззвание к русским, опубликованное в «Колоколе», в котором французский писатель призывал русских воинов не сражаться с поляками: «Перед вами в Польше не неприятель, а пример».

События в Польше резко размежевали русское общество. Либе­ралы вместе с конверваторами стали плотной толпой у царского трона. Когда все «образованное общество» отвернулось от «Коло­кола», Герцен не смутился, не сдался. Он продолжал отстаивать свободу Польши и бичевать усмирителей.

Итак, когда Герцен увидел в 1861 г. революционный народ в России, он безбоязненно встал на сторону революции, он смело поднял, по словам В.И. Ленина, знамя революции. В этом суть пореформенной эволюции «Колокола».

Успех «Колокола» был несомненен. Революционную газету жад­но читали в России, десятки людей становились корреспондента­ми Герцена. Разоблачительных статей и заметок «Колокола» боя­лись чиновники-бюрократы, помещики-крепостники, сановники-казнокрады, правящие круги империи. «Колокол» с благоговением читал Т. Шевченко, хорошо знал его актер Щепкин, поэт Курочкин, революционное студенчество Москвы и Петербурга, Киева и Казани. В провинции молодежь, переписывая материалы из «Ко­локола», присовокупляла к ним местные добавки.

Правительство принимало ряд мер, чтобы обезопасить пропа­ганду «Колокола». Оно добивалось через дипломатические каналы запрещения произведений Герцена в отдельных странах. К Герце­ну подсылались шпионы и осведомители, направлялись аноним­ные письма с угрозой физической расправы, лица, поддерживав­шие отношения с Герценом, преследовались. За границей некто Шедо-Ферроти - барон Фиркс, подкупленный русским правительством, выступил с клеветническими брошюрами против Герцена. В 1862 г. Каткову было разрешено открыто полемизировать с Гер­ценом в русской печати: скрывать деятельность Герцена было уже невозможно. Но все эти меры не приводили к нужным правитель­ству результатам. Имя Герцена продолжало оставаться популярным в русском обществе. «Колокол» сохранял огромный авторитет.

Успех «Колокола» во многом держался на трудах Герцена, его идейной убежденности, исключительном мастерстве публициста. Многие заметки, статьи Герцена написаны в стиле свободного разговора с читателем, что создавало особую атмосферу доверия и контакта. Боевые броские заголовки, богатая образность, ирония, парадокс, ритмическая организация речи - все служило действен­ности герценовских статей и комментариев. Любимым жанром Гер­цена были письма, но он умел написать и фельетон, и памфлет, и поэтический очерк. О друзьях по борьбе, жертвах царизма Герцен мог писать лирично, возвышенно. Причем публицист не стремил­ся к нарочитому «оживлению» своих статей: так писалось от пол­ноты души, от идейной убежденности в правоте своего дела.

Немалый вклад в содержание «Колокола» вносил Н.П. Огарев. Его перу принадлежат такие статьи, как «На Новый год», «Разбор нового крепостного права», «Ход судеб», «Надгробное слово». Ряд статей был им написан совместно с Герценом, Обручевым и др. Огарев писал резко, откровенно, доступно, вкладывая в свои про­изведения жгучую ненависть и презрение к самодержавию, эксп­луататорам, защищая «волю народную», «правду человеческую», достойную жизнь для всех людей на земле.

С конца 1863 г. в условиях спада революционного движения в России несколько падает и популярность «Колокола». Вместо 2500-3000 экземпляров стало распространяться около тысячи и менее экземпляров. С 1864 г. «Колокол» вновь начинает выходить раз в месяц. Характеризуя обстановку в стране, Герцен писал: «Рев, вой, шипенье казенного свирепого патриотизма заглушает всякое че­ловеческое слово». Но журналист не сдавался. Он писал: «Надо иметь дух» продолжать речь, «продолжать для того, чтобы не умолк последний протест, чтоб не заглохло угрызение совести, чтоб не было вдвойне стыдно потом» (Т. 18. С. 238, 239).

«Колокол» оставался революционно-демократическим органом и во второй половине 1860-х годов. Больше того, в последние два-три года его существования в статьях Герцена известное место за­нимают вопросы, связанные с деятельностью западноевропейско­го пролетариата, с деятельностью I Интернационала. Особенно интересны в этом отношении «Письма к старому товарищу», на­писанные уже после закрытия «Колокола». Это обращение к концу жизни (Герцен умер в 1870 г.) и к I Интернационалу подчеркива­ет чуткость русского журналиста ко всем новым фактам революционной деятельности на Западе. Но главная боль Герцена была в России: ни свободы, ни демократии в ней не осуществилось.

«Колокол» прекратился в 1868 г., хотя на русском языке он перестал «временно» издаваться в 1867 г. (1868 год «Колокол» вы­ходил на французском языке).

В Лондоне с 1857 по 1867 годы. Выходил от 1 до 4 раз в месяц; всего вышло 245 номеров. Возникнув как «прибавочные листы» к «Полярной звезде» , «К.» быстро превратился в самостоятельное издание, воплотив насущные потребности русского революционного движения: он «…встал горой за освобождение крестьян. Рабье молчание было нарушено» (Ленин В.И., Соч., т. 18, с. 12). Выходя с девизом на титульном листе «Vivos voco» («Зову живых» - начальные слова из «Песни о колоколе» Ф.Шиллера), «К.» стал голосом и совестью эпохи, сплотив вокруг себя передовые общественные силы в России и в эмиграции на почве широкой программы социально-политических преобразований. Определяя смысл развернутой «К.» агитации, Ленин писал, что Герцен «поднял знамя революции», «великое знамя борьбы путем обращения к массам с вольным словом» (там же, с. 14, 15). Лицо газеты определяли выступления Герцена и Огарева, а также статьи, заметки и письма из России, программные документы подпольных революционных организаций (например, «Земли и воли»), материалы по истории освободительной борьбы, секретные правительственные постановления, проникавшие в «К.» через широкую сеть тайных корреспондентов. Среди последних - представители различных оппозиционных кругов, от крупных чиновников до опальных декабристов и петрашевцев, в том числе писатели, публицисты, критики (П.В.Анненков, М.А.Бакунин, Н.А.Добролюбов, С.С.Громека, Н.А.Мельгунов, К.Д.Кавелин, И.С.Тургенев, Н.И.Тургенев, Е.Тур, Н.И.Утин и др.). В «К.» участвовали также Дж.Гарибальди, В.Гюго, Дж.Мадзини, Ж.Мишле, П.Прудон и др. Обилие обличительного материала привело к выпуску с 1859 года особого приложения к «К.» - «Под суд!». «К.» читался по всей России: в царском дворце и среди студенчества, в министерствах и крестьянских избах. В годы революционной ситуации 1859-1861 годов тираж достигал 2000-2500 экземпляров. Спад революционного подъема проявился в резком снижении общественного влияния «К.». Надеясь восстановить авторитет «К.», Герцен в 1865 году переносит издание в Женеву. Но разногласия с женевской «молодой эмиграцией», ослабление живых контактов с Россией, усиление политической реакции и другие причины вынудили прекратить издание. Попытка возобновить «К.» на французском языке (1868) не нашла поддержки среди французской буржуазной демократии.

Вопросы литературы и искусства были подчинены в «К.» задачам революционной агитации, разоблачения политики царизма, дискредитации ее представителей. «Смешное и преступное, злонамеренное и невежественное - все идет под «Колокол» (Герцен А.И., Собр. соч., т. 12, 1957, с. 358). В соответствии с этим находилась и проблематика литературных публикаций «К.», где печатались стихи М.Ю.Лермонтова, («Увы! как скучен этот город…»), Н.А.Некрасова («Размышления у парадного подъезда»), обличительные стихи Огарева, М.Л.Михайлова, П.И.Вейнберга, В.Р.Зотова и др. Время от времени Герцен публиковал в «К.» отрывки из «Былого и дум». Борьба за беспощадный реализм объединяла «К.» и «Современник», несмотря на расхождения по частным вопросам, например, в оценке так называемого «обличительного направления», принятого Герценом за предвестие широкой демократической гласности. Следствием либерально-просветительских иллюзий Герцена явилась его статья “Very dangerous!!!” («Очень опасно», 1859), положившая начало полемике «К.» с «Современником». В то же время «К.», как и «Современник», осуждал «бегство от общественных вопросов», восставал против эстетической критики. «К.» отстаивал идею преемственности революционных поколений, защищая в этой связи «лишних людей» 30-40-х годов как жертв николаевской реакции. В статье «Лишние люди и желчевики» (1860) Герцен выступил против скептической оценки «Современником» исторической роли дворянства, особенно дворянской интеллигенции эпохи Белинского и Грановского. «…Лишним людям тех времен, - указывал Герцен в «Письмах к будущему другу» (1864), - обязано новое поколение тем, что оно не лишнее» (там же, т. 18, 1959, с 89). К середине 60-х годов издатели «К.» сознали правоту Чернышевского и Добролюбова, связав свои надежды с революционным разночинчеством - «молодыми штурманами будущей бури». Общественным и эстетическим идеалом «К.» был тип «Дон-Кихота революции». Черты этого «высшего типа человечества» Герцен находил в Пестеле, Рылееве, Белинском, Мадзини, Гарибальди. Преданность революции и нравственная безупречность были для Герцена одним из решающих критериев в оценке творчества Тургенева и Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Достоевского, Григоровича и Гончарова. Требуя соответствия этического и эстетического, «К.» негодовал против мещанской ограниченности буржуазного общества, которое обезличивает человека, изгоняя «художественный элемент в самой жизни». Буржуазная действительность, говорилось в «К.», враждебна полноценному искусству, лишая его положительного содержания. В сознании безысходности - величие и предел буржуазного искусства, наиболее отдаленного от мещанства. В этом направлении оценивалось в «К.» Творчество Дж.Байрона, В.Гюго, Ч.Диккенса, Жорж Санд и др.

Газета формировала демократические взгляды на международную политику, европейскую философию и социологию (комментировались сочинения Фурье, Сен-Симона, Прудона, Л.Блана, Милля, Шопенгауэра и др.). «К.» наметил основные вехи в истории социализма в России: указал историческое место петрашевцев и Белинского, дал характеристику учения Чернышевского, защитил «нигилизм» писаревцев как «науку и сомнение, исследование вместо веры» («Порядок торжествует!», 1886). Теория «русского социализма» Герцена и Огарева внедряла в сознание передового общества уважение к народу как к творящей силе истории. От имени народа «К.» произносил суд над грабительской реформой 1861 года, срывал маски с либерально-охранительных партий, негодуя по поводу «рабской» философии славянофильских изданий («Русская беседа» , газета «День»), приспособленчества «Отечественных записок» , угодливой реакционности «Русского вестника» , «Московских ведомостей» . Большое место в «К.» занимала борьба с цензурными репрессиями.

Требование «земли и воли», призыв «В народ! К народу» («Исполин просыпается!», 1861) нашли горячий отклик в передовой русской литературе. «К.» оказал влияние на многих писателей. Спор с позицией «К.» относительно судеб России и Европы определил полемический план романа Тургенева «Дым». Чутко реагировал на публикации «К.» М.Е.Салтыков-Щедрин в «глуповских» очерках, «Сатирах в прозе», хронике «Наша общественная жизнь». Внимательно прислушивался к пропаганде Герцена Л.Н.Толстой, посетивший издателей «К.» в 1861 году. Направлению газеты сочувствовали Д.И.Писарев, Т.Г.Шевченко, Н.Г.Помяловский, В.А.Слепцов и другие писатели и критики. В спорах с «К.» формировались социально-этические идеалы Ф.М.Достоевского.

Чтение «К.» и связь с его издателями карались в России каторгой и ссылкой. Царское правительство принимало ряд мер для противодействия его влиянию. Однако газету продолжали «прятать, но читать». «К.» способствовал развитию сатирической журналистики 60-х годов («Искра» В.С.Курочкина). Разящий юмор «К.», его излюбленные жанры - памфлет, фельетон, иронический комментарий - вошли в арсенал сатирической публицистики. Отмечая преемственность революционных традиций, Ленин называл общедемократическую печать с «К.» во главе предшественницей рабочей печати (см. Соч., т. 20, с. 233). Опыт «К.» был широко использован в ленинской «Искре» и других большевистских газетах.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.3, М., 1966

Литература:

Ленин В.И., Памяти Герцена, Соч., 4 изд., т. 18;

Ленин В.И., Из прошлого рабочей печати в России, там же, т. 20;

Плеханов Г.В., Герцен-эмигрант, Соч., т. 23, М.-Л., 1926;

Рейсер С.А., Тургенев - сотрудник «Колокола», в сборнике: И.С.Тургенев, Орел, 1940;

Клевенский М.М., Герцен - издатель и его сотрудники, «Литературное наследство», т. 41-42, М., 1941;

Смолин И.С., «Колокол» (1857-1861), «Ученые записки ЛГПИ им.А.И.Герцена», 1941, т. 39;

Смолин И.С., Царизм в борьбе с вольной печатью Герцена, там же, 1947, т. 61;

Ямпольский И.Г., Некрасов и Герцен, «Научный бюлл. ЛГУ», 1947, № 16-17;

Ямпольский И.Г., «Искра» В.Курочкина и Герцен, «Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук», 1948, в. 13, № 90;

Базилева З.П., «Колокол» Герцена, М., 1949;

Козьмин Б.П., Журнально-публицистическая деятельность А.И.Герцена. «Полярная звезда» и «Колокол», М., 1956;

Козьмин Б.П., Выступление Герцена против «Современника» в 1859 году, «Известия АН СССР. ОЛЯ», 1952, т. 11, в. 4;

Козьмин Б.П., Поездка Н.Г.Чернышевского в Лондон в 1859 году и его переговоры с А.И.Герценом, там же, 1953, т. 12, в. 2;

Дементьев А.Г., «Колокол» и вольная печать А.И.Герцена, в его книге: Очерки по истории русской журналистики 1840-1850 годы, М.-Л., 1951;

Нечкина М.В., Н.Г.Чернышевский и А.И.Герцен в годы революционной ситуации (1859-1861), «Известия АН СССР. ОЛЯ», 1954, т. 13, в. 1;

Дрыжакова Е.Н., Полемика «Колокола» и «Современника» в 1859-1860 годах, «Ученые записки ЛГПИ им.А.И.Герцена», 1956, т. 18, в. 5;

Радченко Е.С., (сост.) «Колокол». 1857-1867. Систематизированная роспись статей и заметок, М., 1957;

Соколова М.А., Анонимные статьи Герцена в «Колоколе», в сборнике: Проблемы и учения Герцена, М., 1963;

Порох И.В., Герцен и Чернышевский Саратов, 1963.

  1. 30 09 13 Основные произведения иностранной художественной литературы Европа Америка Австралия

    Интернет справочник

    Legende d"Ulenspiegel. 1867 ) - своеобразный, ... истории человечества в основных этапах развития , соглашаясь с автором... Теккерей сотрудничал в газетах радикального направления, ... (Barchester towers. 1857 ) - роман, ... черной птицы; «Колокола» , где средствами...

  2. Основные 1 сми в информационном обществе

    Документ

    Финансовой элиты. Новый этап в развитии государства и средств... были плохие. Летом 1867 Краевский согласился на... : очень многочисленная и влиятельная. В основном - газеты , и в столице, и в... идею, и появилась газета Колокол ” (с июля 1857 , до 1861 - ...

  3. Автореферат диссертации

    Период § 1. Основные проблемы развития 1857 год 12 ... герценовского "Колокола" . Он... 202 и 5984; в 1867 газеты этапа развития народного образования в...

  4. Содержание введение глава i зарождение и развитие системы образования на кубани в предреформенный период § 1 основные проблемы развития системы образования в россии в xix - начале xx веков

    Автореферат диссертации

    Период § 1. Основные проблемы развития системы образования в... 243 1857 год 12 ... герценовского "Колокола" . Он... 202 и 5984; в 1867 году - 209 школ... богословию, а также газеты и журналы. ... начала послереформенного этапа развития народного образования в...

В 1855 г. А. И. Герцен начал издавать в Лондоне альманах «Полярная звезда» . И название, и силуэты на обложке говорили о том, что герценовское издание продолжает их традиции. В альманахе печатались материалы о , Пушкине, Белинском.

Успех «Полярной звезды» навел Герцена на мысль о выпуске зарубежного периодического издания, которое могло бы быстро откликаться на события, пропагандировать идеи освободительного движения. С 1 июля 1857 г. стали выпускать газету «Колокол» .

В первом номере российской революционной газеты Герцен выдвинул программу из трех пунктов:

1) освобождение крестьян;
2) упразднение цензуры;
3) отмена телесных наказаний.

Позднее Герцен уточнил, что имеется в виду освобождение крестьян с землей, выкупленной государством.

Это была программа-минимум. В то время Герцен не ставил даже вопрос о конституции. Но исполнение такой программы во многом изменило бы обстановку в стране. В открытом письме , называя себя «неисправимым социалистом» , Герцен подчеркивал умеренность и реализм своих конкретных требований: «Я стыжусь, как малым мы готовы довольствоваться; мы хотим вещей, в справедливости которых Вы так же мало сомневаетесь, как и мы. На первый случай нам и этого довольно» .

Издание «Колокола» стало вершиной общественно-политической деятельности Герцена. Его незаурядное мастерство писателя, публициста, редактора содействовало успеху первой бесцензурной русской газеты. Газету Герцена и Огарева «Колокол» читали в России все образованные люди, от высших сановников до гимназистов, о нем спорили, его передавали из рук в руки. На Нижегородской ярмарке «Полярная звезда» и «Колокол» были в числе самых ходких товаров.

«На меня, — вспоминал впоследствии Герцен, — обрушился ливень писем и корреспонденции из всех частей России» . Иногда в его руках оказывались целые дела, разоблачающие злоупотребления высокопоставленных бюрократов. Не жалея времени и сил, Герцен разбирался с этими бумагами. В «Колоколе » появился особый отдел «Под суд ». Разоблачений в этом отделе боялись не меньше, чем официального суда.

Между тем в России продолжалось смягчение режима. В 1856 — 1857 гг. вернулись из ссылки декабристы и петрашевцы. Им, правда, запретили жить в столицах. Бывшие ссыльные разъехались по провинции и в дальнейшем приняли активное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы. Многие из них гласно или негласно сотрудничали в «Колоколе » и «Полярной звезде».

В 1858 г. журналам было разрешено печатать статьи по крестьянскому вопросу nогда же опубликовал в «Современнике» записку Кавелина. И Чернышевский, и Кавелин были в то время сторонниками сверху, в результате реформы. Хотя это совпадение не говорило об их идейной близости.

Кавелин был либерал, приверженец западного пути развития России. Социалистических идей он не разделял, но к их сторонникам относился с присущей ему терпимостью.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.