Лекарственные препараты. Презентация на тему: Лекарственные средства Информационный проект по лекарствам химия

Парацельс “ Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств. ” (1493-1541) Парацельс (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Гогенгейм), так же Хоэнхайм) (родился в конце 1493 г. в городе Эйнзидельн, кантон Швиц, умер 24 сентября 1541 г. в Зальцбурге) - знаменитый алхимик, врач и оккультист. Ему также приписывается именование цинка.

Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов (XVII в. до н. э.) описываются лекарственные препараты растительного происхождения(например, касторовое масло)

Великий древнегреческий ученый Гиппократ (460-377 г. до н. э.) искал причины болезней уже не в злых духах, а в окружающей среде, климате, образе жизни и питания. Именно он «приземлил» медицину, призывая лечить не болезнь, а больного

А что в России? Из древних рукописей известно, что в 1547 г. Царь Иван Грозный направляет посла в «немецкую землю» для привоза «мастера для изготовления квасцов», применявшихся для лечения огнестрельных ран, различных болезней и опухолей

Помните! Взаимодействие с другими лекарствами Может усилить или ослабить действие лекарства. Состояние организма При заболевании печени или почек лекарства применяют с осторожностью. Особенности профессии Могут понизиться внимание, быстрота реакции, появиться сонливость. Водителям, работникам, ответственным за жизнь людей, такие лекарства принимать нельзя.

Лекарственные формы

Вещества, влияющие на психику человека, вовсе не изобретение наших дней. С незапамятных времен опий, а затем и морфин врачи использовали как обезболивающее, снотворное и успокаивающее средство, но с тех же пор было хорошо известно, что применять его надо с большой осмотрительностью. У человека, несколько раз принимавшего морфин, возникает привыкание к нему, он уже не может обходиться без него.

Морфин Морфин - один из главных алкалоидов опия. Морфин имеет низкую (около 26 %) биодоступность при энтеральном (внутрь) приёме. При внутривенном введении морфин интенсивно поглощается тканями, в течение 10 минут после внутривенного введения 96-98 % морфина исчезает из системного кровотока. Пик концентрации при внутримышечном введении отмечается через 7-20 минут. Агонистическое влияние морфина на опиатные рецепторы сопровождается снижением уровня сознания, ощущением тепла, сонливостью и эйфорией (у некоторых лиц при первичном введении препарата развивается дисфория).

Аспирин Аспирин (ацетилсалици́ловая кислота) - лекарственное средство, оказывающее обезболивающее, жаропонижающее, противовоспалительное и антиагрегантное действие. Белые мелкие игольчатые кристаллы или легкий кристаллический порошок, мало растворим в воде при комнатной температуре, растворим в горячей воде, легко растворим в спирте, растворах едких и углекислых щелочей.

Антибиотики - мощное оружие. Попадая в организм, они уничтожают не только патогенные, но и полезные микроорганизмы, например микрофлору кишечника. Кроме того, болезнетворные микробы, в свою очередь, приобретают устойчивость к «знакомым» им антибиотикам, а они активно помогая организму бороться с болезнью, позволяют ему «расслабиться», постепенно снижая уровень иммунитета, ослабляя его собственные защитные реакции.

Пенициллин Пенициллин является одним из главных представителей группы антибиотиков, препарат обладает широким спектром бактериостатического и бактерицидного действия (из препаратов пенициллина наиболее активен бензилпенициллин).

Дело лишь в дозе!!! Лекарства, хоть и полезны, но вредны!

Описание слайда:

История открытия антибиотиков Много веков назад было замечено, что зеленая плесень помогает в лечении тяжелых гнойных ран. Но в те далекие времена не знали ни о микробах, ни об антибиотиках. Первое научное описание лечебного действия зеленой плесени сделали в 70-х годах 19 века русские ученые В.А.Манассеин и А.Г. Полотебнов. После этого на несколько десятилетий о зеленой плесени забыли, и только в 1929 году она стала настоящей сенсацией, перевернувшей научный мир. Феноменальные качества этого неприятного живого организма изучил профессор микробиологии Лондонского университета Александр Флеминг. Опыты Флеминга показали, что зеленая плесень вырабатывает особое вещество, обладающее антибактериальными свойствами и подавляющее рост многих болезнетворных микроорганизмов. Это вещество ученый назвал пенициллином, по научному названию вырабатывающих его плесневых грибов. В ходе дальнейших исследований Флеминг выяснил, что пенициллин губительно действует на микробы, но вместе с тем не оказывает отрицательного действия на лейкоциты, принимающие активное участие в борьбе с инфекцией, и другие клетки организма. Но Флемингу не удалось выделить чистую культуру пенициллина для производства лекарственных препаратов. Учение об антибиотиках - молодая синтетическая ветвь современного естествознания. Впервые в 1940 году был получен в кристаллическом виде химиотерапевтический препарат микробного происхождения – пенициллин - антибиотик, открывший летоисчисление эры антибиотиков. Побочные действия Однако антибиотики - это не только панацея от микробов, но и сильные яды. Ведя на уровне микромира между собой смертоносные войны, с их помощью одни микроорганизмы безжалостно расправляются с другими. Человек подметил это свойство антибиотиков и использовал его в своих целях - начал расправляться с микробами их же собственным оружием, создал на основе природных сотни еще более мощных синтетических препаратов. И все же предначертанное антибиотикам самой природой свойство убивать по-прежнему неотъемлемо от них. Все антибиотики, без исключений, обладают побочными действиями! Это следует уже из самого названия таких веществ. Естественное природное свойство всех антибиотиков убивать микробы и микроорганизмы, к сожалению, невозможно направить на уничтожение только одного вида бактерий или микробов. Уничтожая вредные бактерии и микроорганизмы, любой антибиотик неминуемо оказывает такое же угнетающее воздействие и на все схожие с "врагом" полезные микроорганизмы, которые, как известно, принимают активное участие практически во всех процессах, происходящих в нашем организме.

1 слайд

2 слайд

Лекарственные препараты – это соединения, применяемые для лечения и предупреждения заболеваний. Например: нитроглицерин аспирин салол глутаминовая кислота анестезин новокаин n-аминосалициловая кислота

3 слайд

Из истории Лекарственные вещества известны с очень древних времен. Например, в Древней Руси мужской папоротник, мак и другие растения употреблялись как лекарства. И до сих пор в качестве лекарственных средств используются 25-30% различных отваров, настоек и экстрактов растительных и животных организмов. В последнее время биология, медицинская наука и практика все чаще используют достижения современной химии. Огромное количество лекарственных соединений поставляют химики, и за последние годы в области химии лекарств достигнуты новые успехи.

4 слайд

Из истории Для лечения использовали растения в разных видах (отвары, настойки), высушенных насекомых, органы животных.

5 слайд

С развитием научных знаний из природных источников были получены индивидуальные, чистые вещества. Например, так были получены алкалоиды, гормоны, витамины и т.д.

6 слайд

Лекарственные вещества могут быть разделены на две большие группы: неорганические и органические. Те и другие получаются из природного сырья и синтетически. Сырьем для получения неорганических препаратов являются горные породы, руды, газы, вода озер и морей, отходы химических производств. Сырьем для синтеза органических лекарственных препаратов служат природный газ, нефть, каменный уголь, сланцы и древесина. Нефть и газ являются ценным источником сырья для синтеза углеводородов, являющихся полупродуктами при производстве органических веществ и лекарственных препаратов. Полученные из нефти вазелин, вазелиновое масло, парафин применяются в медицинской практике.

7 слайд

Синтетические лекарственные препараты 1887 г. – фенацетин 1896 г. – пирамидон 20 в. – веронал Появились в 19 в.

8 слайд

Современные лекарственные средства по характеру действия, оказываемому на организм Противомикробные Излечивают: ангину воспаление легких скарлатину и др.инфекционные заболевания Болеутоляющие (аспирин, парацетамол, анальгин) Воздействующие на сердце и кровеносные сосуды (нитроглицерин, анаприлин, дибазол) Антигистаминные (супрастин, димедрол; лечение аллергических заболеваний) Противоопухолевые (дактиномицин, митомицин) Психофармокологические (клозапин, дикарбин, тиоридазин)

9 слайд

Противомикробные препараты Фурацилин Показания: гнойные раны; ожоги II–III ст.; конъюнктивит; фурункулы наружного слухового прохода; остеомиелит; острый наружный и средний отит; стоматит; гингивит; мелкие повреждения кожи (в т.ч. ссадины, царапины, трещины, порезы)

10 слайд

Болеутоляющие препараты Анальгин Показания: головная боль; зубная боль; невралгия; послеоперационная боль; лихорадочные состояния при инфекционно-воспалительных заболеваниях. Показания: болевой синдром различной локализации (суставные, мышечные, головная, зубная боли); лихорадочные состояния. Аспирин

11 слайд

Воздействующие на сердце и кровеносные сосуды Нитроглицерин Дибазол Показания: Приступы стенокардии Показания: Артериальная гипертензия, спазм артерий спазм гладкой мускулатуры внутренних органов (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, кишечная колика) заболевания нервной системы

12 слайд

Антигистаминные препараты Показания: крапивница; сывороточная болезнь; аллергический ринит; конъюнктивит; контактный дерматит; кожный зуд; острая и хроническая экзема; атопический дерматит; пищевая и лекарственная аллергия; аллергические реакции на укусы насекомых. Супрастин Показания: Аллергические заболевания; аллергодерматозы; язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; Бессонница; морская болезнь; лучевая болезнь; Димедрол

13 слайд

Противоопухолевые препараты Митомицин Показания: Рак желудка, рак поджелудочной железы, рак пищевода, рак печени, рак желчных протоков, рак толстой и прямой кишки, злокачественные опухоли головы и шеи,

14 слайд

Психофармакологические препараты Дикарбин Показания: Шизофрения, алкогольный психоз, абстинентный синдром Показания: бессонница, Тревожные состояния, неврозы, депрессии, психопатии у возбужденных больных, агрессивность, дисфория. Клозапин

15 слайд

Лекарственные препараты Причинные (действуют непосредственно на болезнь, устраняя её) акрихин (поражает возбудителя малярии) сердечные препараты (возвращают больной сердечной мышце нормальную силу) Симптоматические (не устраняя заболевание, уничтожают лишь вызванные им отклонения от нормы) аспирин (снижает t) пирамидон (устраняет невралгическую боль)

16 слайд

Снотворные Вещества, вызывающие сон, относятся к разным классам, но наиболее известны производные барбитуровой кислоты. Ее производные называются барбитуратами. Все барбитураты угнетают нервную систему. Амитал обладает широким спектром успокоительного воздействия. У некоторых пациентов этот препарат снимает торможение, связанное с мучительными, глубоко спрятанными воспоминаниями. Организм человека привыкает к барбитуратам при частом их употреблении как успокаивающих и снотворных средств, поэтому люди пользующиеся барбитуратами, обнаруживают, что им нужны все большие дозы. В качестве успокаивающего и снотворного средства широко используется димедрол. Он не является барбитуратом, а относится к простым эфирам.

17 слайд

Сульфамидные препараты Стрептоцид, норсульфазол, сульфадимезин, этазол, сульфадиметоксин - легко всасываются, быстро накапливаются в нужных концентрациях в крови, применяются при лечении инфекционных заболеваний. Фталазол, фтазин - трудно всасываются, долго находятся в кишечнике в высоких концентрациях, применяются при инфекционных заболеваниях Ж-К тракта

18 слайд

Сульфамидные препараты Всасывание и скорость выведения из организма определяют дозу и частоту приема лекарств. Сульфамидные препараты, задерживающиеся в организме долгое время, достаточно применять один раз в день. От химических свойств вещества зависит и время приема лекарства: до или после еды. В практике лечения заболеваний обнаружилось явление привыкания микроорганизмов к препарату, т.е. привычные лекарства уже не действуют, а болезнь труднее поддается лечению, поэтому требуется обновлять лекарственные препараты.

19 слайд

1. Нужно строго следовать инструкции. Особенно это касается соотношения приема лекарств и еды. От строгого соблюдения данного требования будет зависеть не только эффективность лечения, но и состояние пищеварительной и выделительной систем. Ведь лекарств, которые необходимо принимать натощак, практически не существует. 2. Не допускается самолечение. Большинство больных считает себя самым лучшим врачом. А естественно, и лечатся сами, принимая лекарства по рекомендации знакомых. Правила приема лекарственных препаратов

20 слайд

3. Принимайте лекарства через равномерные промежутки времени. Известно, что концентрация лекарственных препаратов в крови наибольшая после приема препарата, потом, с каждым часом она постепенно снижается. Если устраивать большие промежутки между приемами лекарств, то наступит такой период, когда в крови концентрация лекарства будет очень низкая. Поэтому их нужно принимать 2, 4, 6 раз в сутки, а промежутки между приемами должны быть равномерными. Правила приема лекарственных препаратов

21 слайд

4. В какое время суток лучше всего принимать лекарства? Боль сильнее всего чувствуется ночью, поэтому обезболивающие препараты очень важно принимать вечером. Сосудорасширяющие препараты целесообразно принимать утром. Ведь в этот период опасность инфаркта миокарда достигает пика. А вот вечером, дозы этих лекарств можно уменьшить без последствий для здоровья. Противоревматические препараты также необходимо принимать вечером. Это уменьшить боль в суставах и улучшит их подвижность после сна. Также вечером, но поздним, надо принимать противоаллергические лекарства, так как именно ночью в организме вырабатывается наименьшее количество гормона, который тормозит аллергические реакции. Учитывая, что желудочные соки очень агрессивные в ночное время, то лекарства против язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки наиболее целесообразно принимать в больших дозах незадолго до сна. Несколько правил приема лекарственных препаратов

23 слайд

6. Если назначено несколько лечебных препаратов, принимать их необходимо отдельно. Даже самые безвредные для организма лекарства при залповом приеме, т. е. одновременным приемом нескольких препаратов, дадут большую нагрузку на желудок и печень. Значит, прием лекарственных средств нужно развести по времени, чтобы промежуток между приемом составлял не менее 30 минут. Правила приема лекарственных препаратов

24 слайд

7. Употребляя таблетированные препараты, необходимо их разжевывать. Исключение из этого правила составляют таблетированные и порошковые лекарства, что находятся в желатиновых капсулах, оболочках, облатках, назначение которых защитить от раздражения пищеварительный тракт. Остальные таблетки, даже если они очень горькие, рекомендуется разжевывать, тогда они начнут всасываться еще во рту и продолжат быстро всасываться в желудке, не потеряв своих лечебных свойств, что позволить быстрее достичь терапевтического эффекта. Правила приема лекарственных препаратов

25 слайд

8. Лекарства необходимо обязательно запивать. Даже миниатюрные таблетки нужно запивать, поскольку высокая концентрация действующего вещества может нанести вред желудку. Лучше всего запивать лекарства теплой кипяченой водой. Не допускается запивать соками, газированной водой, молоком (если только это не предусмотрено инструкцией), кефиром и т. д. Ведь в молоке и кефире, даже обезжиренных, присутствует жир, который обволакивают таблетки, не позволяя полностью и без задержки всасываться. Правила приема лекарственных препаратов

27 слайд

10. В связи с тем, что лекарственные препараты чужды и токсичны для организма, очень важна их правильная дозировка! Правила приема лекарственных препаратов

Урок по теме «Лекарства»

Цель урока:

Дидактическая:

Развивающая:

Воспитательная:

Задачи урока:

Познакомить учащихся с научными и практическими достижениями медицинской химии и фармакологии;

Познакомить учащихся с проблемами человечества, которые возникли в результате безконтрольного производства и употребления лекарственных препаратов.

Оборудование: компьютер (ноутбук), экран, презентация к уроку, аптечка с лекарственными препаратами, химические реактивы – гидроксид натрия, вода, спирт, ацетилсалициловая кислота, аспирин, держатель для пробирок, спиртовки, спички, глюконат сальция, фенюльс, феррум Лек

Ход урока:

    Орг.момент .

    Изложение нового материала

Я хотела бы на наш урок пригласить змею, так как вы думаете, что она символизирует? (Мудрость, хитрость, смена кожи, регенерация и т.д.)

Демонстрационный опыт: Например, для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени спиртовки таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Из таблетки выползает змея, объем которой намного превышает объем исходного вещества. Разложение глюконата кальция, имеющего состав Ca(CH2OH(CHOH)4COO)2, приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды (формулы веществ записать на доске). Древним фармацевтическим символом является змея, которая опоясывает чашу познания.

Перед вами имена знаменитых, талантливых людей и причина их смерти:

Шуберт 1797-1828 (31год) - тиф

Вагнер 1747-1779 (32года) – туберкулез

Гауф 1802-1827 (25лет) – тиф

Чайковский 1840-1893 (53года) - холера

Рафаэль 1483-1520 (37лет) – сердечная недостаточность

Учитель : Перед вами различные лекарственные препараты. Как вы думаете, что связывает между собой понятия – змея, болезнь, таблетки.

Учитель: Назовите тему нашего урока.

Учащиес я называют тему урока?

Сформулируйте цели нашего урока.

Отметьте – знал, узнал, хочу узнать.

В далеком прошлом лекарства и яды обозначались одним и тем же словом. Так, древнегреческое слово «фармакон» и древнерусское «зелье» приобрели однозначно ядовитый смысловой оттенок, а лекарства стали называть «снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство – снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждое лекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многие яды находят применение как лекарства. Условность границы между ними определяется общим способом действия на организм.

Учитель : Скажите, какие возникают у вас ассоциации со словом лекарства – аптека, фармацевт, провизор, рецепт, лекарство, врач.

Мы все сегодня находимся в аптеки, и вы все являетесь провизорами. А кто они такие?

Лекарства - это группа веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей форме, действию и динамике;

Лекарства (лекарственные средства) - это вещества и продукты, применяемые для профилактики, диагностики и лечения болезней человека и животных.

Лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению

Лекарственный препарат – это вещество, изменяющее работу организма. Препараты можно глотать, вдыхать, вводить посредством инъекций, они впитываются через кожу, закапываются в глаза

Для чего применяют лекарства?

Лекарства как химические вещества применяют внутрь или наружно с целью: лечения, диагностирования заболевания или уменьшения боли; оценки физического, функционального или психического состояния больного; восполнения потерь крови или других жидкостей организма; обезвреживания болезнетворных микроорганизмов; влияния на функции организма или психическое состояние человека и т.д.

-- Как называется наука, занимающаяся изучением лекарственных средств? (Наука, которая занимается изучением лекарственных средств, называется фармакологией).

Фармаколо́гия (от греч. φάρμακον - «лекарство», «яд» и λόγος - «слово», «учение») - медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм; в более широком смысле - наука о физиологически активных веществах вообще и их действии на биологические системы. Если вещества используются в фармакотерапии, их называют лекарственные средства.

Учитель : Для того чтобы быть провизором, нужно знать история фармакологии и лекарственных препаратов. Для этого вы будите работать в группах. Работа с учебником и дополнительной литературой по вопросам:

1 группа – Заслуги Гиппократа

Иатрохимия Авицена

Развитие медицины в России

2 группа - Дэви и веселящий газ

Открытие пенициллина.

Вывод:

Учитель: Мы узнали историю фармакологии. Скажите, какие лекарственные препараты выпускаются во всем мире.

Слайд № Лекарственные формы

1. Растворы (водные, спиртовые, масляные, глицериновые).

2. Настои.

3. Отвары.

4. Настойки.

5. Микстуры.

7. Эмульсии.

8. Суспензии.

1. Порошки.

2. Гранулы.

3. Таблетки.

5. Пилюли.

6. Капсулы.

7. Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья.

4. Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением.

Лекарственных препаратов очень много. 1891 году русским ученым Д.Л. Романовским был сформулирован принцип: «вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте».

В медицинской практике используются около 25 тыс. лекарственных препаратов. При этом почти 90 % лекарств разработаны в последние десятилетия, что позволяет говорить о «фармацевтическом взрыве». Растет не только число лекарственных средств, но и сила их воздействия на организм. Различные государства, фармакологические заводы выпускают разные лекарственные препараты. Как вы считаете, одинаковые ли все они. Разные цены, а каково их действие. Вот это мы сейчас с вами и определим.

Лабораторный практикум.

Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты .

    Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается?

    Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле.

    Взболтайте по 0.1 г препарата с 2-3 мл воды и добавьте по 2-3 мл разбавленного раствора NaOH. Изменилась ли растворимость веществ?

Лабораторный опыт 2:

2. Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария,

Пояснения: Fe +2 , Fe +3 и анионов SO 4 -2 , Cl - FeSO 4 .

Учитель: изучив химический состав лекарственных препаратов, к какому выводу вы пришли? Лекарства может быть как лекарственным препаратом, так и ядом в большом количестве.

    VI . Обобщение знаний

Давайте попытаемся обобщить полученные знания и сделать основные выводы

(в предложении вставить пропущенные слова или словосочетания )

6. Подведение итогов урока

Английский врач Дэвид Уильямс высказал мысль: «Сегодня рядовой Homosapiens обладает значительной свободой определять собственную судьбу. Поэтому его следует ознакомить с химией в достаточной мере, чтобы он представлял результаты применения лекарственных препаратов или их комбинаций»

Мне открылось в результате урока:

- Три самых важных имени –

- Три самых важных события –

- Урок навёл меня на размышления-

--оценки за урок

VIII. Рефлексия

IХ. Домашнее задание параграф параграф 20, стр 155

Рецепт «идеального лекарства»: возьмите синеву неба, тихий шелест ветра, добавьте пение жаворонка, бабочку на цветке. Разбавьте водой чистого озера, подогрейте на лучах солнца, дайте настоятся в течение всех времен года. Принимай вместе со свежим воздухом и хорошим настроением 3 раза в день курсом 365 дней. Крепкое здоровье в этом случае гарантируется. И вам не нужны ни какие лекарства.

Маршрутный лист

1 группа – Заслуги Гиппократа

Аптекарская наука Клавдия Галена

Иатрохимия Авицена

– Основы медицинской химии Парацельса

Развитие медицины в России

Лабораторный практикум.

Для работы вам необходимо взять салициловую кислоту, аспирин.

Вывод .

2. Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле. Результаты эксперимента показали , что АСПИРИН (Российского производства) лучше растворяется в этаноле, чем в воде, но выпадает в осадок в виде игольчатых кристаллов, АСПИРИН (производство - Германия) частично растворился, а часть лекарства образовала хорошо различимый белый осадок, так же белый осадок, мы наблюдали в пробирке. Следует сделать вывод о недопустимости применения алкоголь содержащих лекарств совместно с аспирином, а тем более с алкоголем.

4. Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавьте несколько капель раствора хлорида железа. Что наблюдается? В результате, было выявлено, что при гидролизе российского аспирина образуется больше уксусной кислоты, чем фенолпроизводных, вследствие того, что фиолетовой окраски не появилось. А при гидролизе АСПИРИНА С(Германия) наоборот, больше образуется фенолпроизводных, чем уксусной кислоты. Затем мы выяснили, что фенолпроизводное, это очень опасное для здоровья человека вещество, и предположили, что возможно, фенольное соединение влияет на появление побочных эффектов на организм человека.

Лабораторный опыт 2: Определение качественного состава препарата.

Измельчите таблетку феррум Лек и фенюльс (этот препарат содержит соли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (5-10 мл). Разделить смесь на 2 пробирки.

1. Проведите качественные реакции.

2. Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра

3. Сделайте вывод о качественном составе препарата.

Пояснения: Основываясь на предложенной информации, исходя из названия препарата и используя метод исключения, учащиеся делают предположение о наличии в составе соли катионов Fe +2 , Fe +3 и анионов SO 4 -2 , Cl - . Экспериментальная проверка гипотезы позволяет сделать вывод, что состав соли – FeSO 4

    Опыты с раствором иода Получение иодоформа.

2NaOH + I 2 = NaI + NaIO + H 2 O;

CH 3 -CH 2 -OH + NaIO = CH 3 -CHO + NaI + H 2 O;

CH 3 -CHO + 3I 2 + 3NaOH = I 3 -CHO + 3NaI = 3H 2 O;

I 3 -CHO + NaOH = CHI 3 ↓ + HCOONa.

Ощущается резкий неприятный запах иодоформа.

Обобщение знаний

Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.

слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.

Маршрутный лист

Работа группы 2 группа

Дэви и веселящий газ

Открытия Луи Пастера и Пауля Эрлиха, ставших нобелевскими лауреатами.

Открытие пенициллина.

Вывод: Какой вклад внесли выдающиеся деятели каждого исторического периода?

Лабораторный практикум.

Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты.

Для работы вам необходимо взять салициловую кислоту, аспирин.

1. Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается? Вывод : результат данного опыта показывает, что среди выбранных для исследования лекарств, содержащих ацетилсалициловую кислоту, аспирин российского производства малорастворимый в воде, поэтому попав в желудок, есть риск того что он прикрепится к стенкам желудка, что может вызвать эрозивно-язвенные поражения и желудочно-кишечные кровотечения.

2. Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле. Результаты эксперимента показали, что АСПИРИН (Российского производства) лучше растворяется в этаноле, чем в воде, но выпадает в осадок в виде игольчатых кристаллов, АСПИРИН (производство - Германия) частично растворился, а часть лекарства образовала хорошо различимый белый осадок, так же белый осадок, мы наблюдали в пробирке. Следует сделать вывод о недопустимости применения алкоголь содержащих лекарств совместно с аспирином, а тем более с алкоголем.

3. Взболтайте по 0.1 г препарата с 2-3 мл воды и добавьте по 2-3 мл разбавленного раствора NaOH. Изменилась ли растворимость веществ?

    Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавьте несколько капель раствора хлорида железа. Что наблюдается?

В результате, было выявлено, что при гидролизе российского аспирина образуется больше уксусной кислоты, чем фенолпроизводных, вследствие того, что фиолетовой окраски не появилось. А при гидролизе АСПИРИНА С(Германия) наоборот, больше образуется фенолпроизводных, чем уксусной кислоты. Затем мы выяснили, что фенолпроизводное, это очень опасное для здоровья человека вещество, и предположили, что возможно, фенольное соединение влияет на появление побочных эффектов на организм человека.

Лабораторный опыт 2: Определение качественного состава препарата.

Измельчите таблетку феррум Лек (этот препарат содержит соли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (5-10 мл).

1. Проведите качественные реакции. В две пробирки налить данного раствора и добавить + Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра.

2. Сделайте вывод о качественном составе препарата.

Пояснения: Основываясь на предложенной информации, исходя из названия препарата и используя метод исключения, учащиеся делают предположение о наличии в составе соли катионов Fe +2 , Fe +3 и анионов SO 4 -2 , Cl - . Экспериментальная проверка гипотезы позволяет сделать вывод, что состав соли – FeSO 4

3. Опыты с раствором иода

Получение иодоформа.

В пробирку наливают 1 мл спиртового раствора иода и приливают к нему 2 М (8%) раствор NаОН до обесцвечивания. Выпадают характерные светло-желтые кристаллы иодоформа:

2NaOH + I2 = NaI + NaIO + H2O;

CH3-CH2-OH + NaIO = CH3-CHO + NaI + H2O;

CH3-CHO + 3I2 + 3NaOH = I3-CHO + 3NaI = 3H2O;

I3-CHO + NaOH = CHI3↓ + HCOONa.

Ощущается резкий неприятный запах иодоформа

Обобщение знаний

Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.

слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.

Анализ урока

Данный урок разработан в соответствие программой О.С.Габриеляна, проводится в 10 классе. Комбинированный метод обучения (словесно-наглядный) с использованием проблемного изложения и информационных технологий, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, их самостоятельности и творчеству, прививает интерес к предмету. На уроке представлена технология проблемного и критического мышления, которая рассматривается в педагогике как наиболее успешная. А использование в учебном процессе практических работ и заданий исследовательского характера способствует мотивации для обобщения учебного материала, расширяет возможности для индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, повышает творческую активность, позволяет расширить кругозор учащихся. Прикладная направленность создает условия для выработки у учащихся умений применять полученные знания при решении реальных задач повседневной жизни и грамотно обращаться с лекарственными препаратами.

По типу - урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

Цель урока:

Дидактическая:

Изучение понятия «лекарственные препараты» и истории их создания;

Дать понятие о классификации лекарственных препаратов и их формах;

Выявить зависимость организма человека от лекарственных препаратов.

Развивающая:

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ и жизнедеятельностью организма;

Выяснить влияние различных лекарственных препаратов на живые организмы и окружающую среду.

Воспитательная:

Показать практическое значение лекарственных препаратов;

Показать результаты работы медицинской химии как науки.

Данный урок способствует формированию учебно-познавательных компетенций.

Групповая форма организации учебной деятельности на уроке исключительно эффективна при проведении практических работ, а также она способствует формированию коммуникативной компетенции.

Фронтальная форма организации способствует установлению особенно доверительных отношений, позволяет учить рассуждать и находить ошибки, активизировать деятельность учащихся.

Практическая работа используется как средство контроля сформированности практических умений и навыков.

Слайд 2

Лека́рственныесре́дства- химические соединения природного или синтетического происхождения и их сочетания, применяемые для лечения, предупреждения и диагностики заболеваний человека и животных. К лекарственным относят также препараты для предупреждения беременности.

Слайд 3

Слайд 4

Все современные лекарственные средства группируются по следующим основным принципам:

Слайд 5

Группы:

  • Слайд 6

    Некоторые лекарственные препараты

  • Слайд 7

    Аспирин

    Его нельзя принимать людям с неконтролируемо высоким кровяным давлением, а также при нарушении свертываемости крови. Не рекомендуется он страдающим астмой, язвой и тем, у кого чувствительный желудок или аллергия на аспириноподобные препараты. Нельзя принимать аспирин детям до 12 лет: в младшем возрасте аспирин может спровоцировать у ребенка развитие смертельно опасного заболевания, известного как синдром Ре-йе.

    Слайд 8

    Парацетамол

    Парацетамол меньше, чем аспирин, раздражает желудок. Если принимать парацетамол долго и регулярно, пострадают почки и печень. Опасна для печени и передозировка парацетамола, что может привести к смерти. Чтобы вызвать гибель этого важного органа, достаточно выпить 10-15 г (20-30 таблеток) лекарства. Нельзя принимать парацетамол людям с заболеваниями печени, а также тем, кто постоянно выпивает. Даже небольшие дозы алкоголя в сочетании с парацетамолом представляют смертельную угрозу.

    Слайд 9

    Анальгин

    Анальгин - самое популярное обезболивающее средство, им «лечат» мигрени, больные зубы, менструальные боли, похмельный синдром. А вот в большинстве западных стран анальгин уже давно не используют. В США, Норвегии, Великобритании, Швеции, Голландии его исключили из фармакопеи еще в 1970-х годах. Даже одной таблетки анальгина бывает достаточно, чтобы нанести организму значительный урон. Особенно опасен анальгин для детей, беременных и кормящих матерей. Это лекарство подавляет деятельность костного мозга, что приводит к снижению выработки лейкоцитов, которые защищают организм от инфекций. Передозировка анальгина может привести к смерти. Анальгин дешев и известен каждому, поэтому многие девушки и женщины пьют его горстями, чтобы избавиться от головных болей и неприятных ощущений в «критические дни». Мало кто из них догадывается о том, что эксперты ВОЗ уже давно и настойчиво предлагают всему миру отказаться от этого опасного лекарства.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Правила приема лекарственных препаратов

    1. Нужно строго следовать инструкции. Особенно это касается соотношения приема лекарств и еды. От строгого соблюдения данного требования будет зависеть не только эффективность лечения, но и состояние пищеварительной и выделительной систем. Ведь лекарств, которые необходимо принимать натощак, практически не существует. 2. Не допускается самолечение. Большинство больных считает себя самым лучшим врачом. А естественно, и лечатся сами, принимая лекарства по рекомендации знакомых.

    Слайд 13

    3. Принимайте лекарства через равномерные промежутки времени. Известно, что концентрация лекарственных препаратов в крови наибольшая после приема препарата, потом, с каждым часом она постепенно снижается. Если устраивать большие промежутки между приемами лекарств, то наступит такой период, когда в крови концентрация лекарства будет очень низкая. Поэтому их нужно принимать 2, 4, 6 раз в сутки, а промежутки между приемами должны быть равномерными.

    Слайд 14

    4. В какое время суток лучше всего принимать лекарства? Боль сильнее всего чувствуется ночью, поэтому обезболивающие препараты очень важно принимать вечером. Сосудорасширяющие препараты целесообразно принимать утром. Ведь в этот период опасность инфаркта миокарда достигает пика. А вот вечером, дозы этих лекарств можно уменьшить без последствий для здоровья. Противоревматическиепрепараты также необходимо принимать вечером. Это уменьшить боль в суставах и улучшит их подвижность после сна. Также вечером, но поздним, надо принимать противоаллергические лекарства, так как именно ночью в организме вырабатывается наименьшее количество гормона, который тормозит аллергические реакции. Учитывая, что желудочные соки очень агрессивные в ночное время, то лекарства против язвеннойболезни желудка и 12-перстной кишки наиболее целесообразно принимать в больших дозах незадолго до сна.

    Слайд 15

    5. Если назначено несколько лечебных препаратов, принимать их необходимо отдельно. Даже самые безвредные для организма лекарства при залповом приеме, т. е. одновременным приемом нескольких препаратов, дадут большую нагрузку на желудок и печень. Значит, прием лекарственных средств нужно развести по времени, чтобы промежуток между приемом составлял не менее 30 минут.

    Слайд 16

    6. Лекарства необходимо обязательно запивать. Даже миниатюрные таблетки нужно запивать, поскольку высокая концентрация действующего вещества может нанести вред желудку. Лучше всего запивать лекарства теплой кипяченой водой. Не допускается запивать соками, газированной водой, молоком (если только это не предусмотрено инструкцией), кефиром и т. д. Ведь в молоке и кефире, даже обезжиренных, присутствует жир, который обволакивают таблетки, не позволяя полностью и без задержки всасываться.

    Слайд 17

    7. Не допускается прием лекарств с истекшим сроком годности. Самое малое, что будет от этого - неэффективность лечения, а самое большое – непоправимый вред здоровью. Это же в ровной мере касается и препаратов, которые хранились неправильно (не соблюдалась температура, влажность, световые предостережения). 8. В связи с тем, что лекарственные препараты чужды и токсичны для организма, очень важна их правильная дозировка!

    Посмотреть все слайды

  • 2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.