Морис Равель. Жизнь в искусстве

Слайд 2

Используя новейший музыкальный язык, Равель в то же время питал глубочайшее почтение к традиционным формам и оставался верен им в своих произведениях...

Слайд 3

В автобиографии, увидевшей свет в 1928 году, Морис Равель так описывал свои первые шаги в жизни и музыке: «Я родился 7 марта 1875 года в Сибуре (Нижние Пиренеи), близ Сен-Жан-де-Люза. Мой отец, родом из Версуа, на берегу озера Леман, был гражданским инженером. Мать принадлежала к старинной баскской семье. Мои родители переселились в Париж, когда мне было три месяца. С тех пор я жил там постоянно. Еще маленьким ребенком я был восприимчив к музыке - ко всякой музыке. Мой отец, более сведущий в этом искусстве, чем большинство любителей, стал с ранних лет развивать у меня эти наклонности и поощрять мое усердие.

Слайд 4

В возрасте шести лет, минуя сольфеджио, которое я так никогда и не проходил, я начал обучаться игре на рояле. Моими учителями был и Анри Гиз, затем М. Шарль-Рене, с которыми я впервые стал заниматься гармонией, контрапунктом и композицией. В 1889 году я поступил в Парижскую консерваторию, в подготовительный класс рояля к Антиому, а через два года перешел в класс Шарля Берио».

Слайд 5

Большое влияние на молодого композитора оказала русская музыка. Он восхищался произведениями Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского (впоследствии он даже оркестровал его «Картинки с выставки»). Впрочем, нужно отметить, что под очарованием русской музыки в то время находился весь Париж. К началу ХХ века Равель был уже довольно известен в авангардистских кругах как великолепный пианист и автор «очаровательно-странных» пьес.

Слайд 6

В последующие годы, вплоть до начала Первой мировой войны, слава Равеля росла, подпитываемая успехом его следующих произведений. В эти годы появились «Отражения», «Естественные истории», «Моя матушка-гусыня», «Ночной Гаспар» (пo мотивам «Гаспара из тьмы» Алоизиуса Бертрана), «Благородные и сентиментальные вальсы», «Испанская рапсодия», опера «Испанский час» и хореографическая симфония «Дафнис и Хлоя», написанная для балетной труппы Сергея Дягилева.

Слайд 7

Слайд 8

Одно из самых прелестных его сочинений 1920-х годов - опера-балет «Дитя и волшебство» (1925). Поставленная сразу же после написания в Монте-Карло, эта чарующая музыкальная сказка снискала самую горячую любовь публики. Вплоть до конца 1920-х годов Равель вел самую активную жизнь. Он много писал и ездил с выступлениями. К важнейшим его турне этих лет относятся гастрольные поездки по Англии (здесь его почтили степенью доктора Оксфордского университета), Канаде и Скандинавии. Блестящий прием ожидал композитора и в США. В 1928 году Равель по просьбе известной танцовщицы Иды Рубинштейн написал свое самое знаменитое произведение - «Болеро»

Слайд 9

Слайд 10

Интересные факты По происхождению Равель был отчасти швейцарцем, отчасти баском, что не могло не наложить отпечатка на его музыку. Он учился в Парижской консерватории, пять раз неудачно учувствовал в конкурсе на Римскую премию, но стал ведущим французским композитором.

Слайд 11

Дом М. Равеля

Слайд 12

Музыка к фильмам В 1934 году грандиозный успех «Болеро» подал Митчеллу Лейзену идею снять одноименный фильм с Кэрол Ломбард и Джорджем Рафтом. С тех пор музыка Равеля стала очень популярной в кино. Два относительно недавних примера – «Американский оборотень в Париже» (1997) с Томом Эвереттом Скоттом и Жюли Дельпи, где звучит музыка из «Дафниса и Хлои», и «Семейка Тоненбаумов» (2001) с Джином Хэкманом и Анжеликой Хьюстон, где использованы фрагменты Квартета Фа мажор.

Слайд 13

«Американский оборотень в Париже» (1997) с Томом Эвереттом Скоттом и Жюли Дельпи, Семейка Тоненбаумов

Слайд 14

В 1933 году композитор попал в автокатастрофу, результатом которой явилась тяжелая опухоль мозга. Болезнь прогрессировала, и в 1937 году врачи, почти не рассчитывая на успех, решились на оперативное вмешательство. Положительных результатов операция не принесла, и 28 октября Морис Равель скончался. Могила Мориса Равеля в парижском пригороде Леваллуа-Перре

Посмотреть все слайды

Слайд 2

«Болеро – испанский народный танец, зародившийся в Испании в конце XVIII столетия.

Слайд 3

Танцуется такое болеро под аккомпанемент гитары и барабана, а сами танцующие отбивают на кастаньетах дополнительно сложные ритмические фигуры, сплетающиеся в необычайно прихотливый узор. Из энциклопедии Искусства

Слайд 4

Удивительная динамическая сила, стреми­тельный порыв его музыки показывает, что Равель был совершенным мастером своего искусства. Эмиль Ветермоз Жозеф Морис Равель (Ravel) (1875-1937)

Слайд 5

Равель Морис Жозеф родился 7 марта 1875 года в небольшом французском городке Сибурне, недалеко от испанской границы. Нет ничего удивительного в испанских привязанностях французского композитора. Ведь его мать Мария Делург была испанкой.

Слайд 6

Русские связи Равеля дали внешний толчок к написанию «Болеро», так как долгие годы Равель был связан с деятелями русской культуры, особенно с композиторами, покорившими Париж в начале 90-х годов.

Слайд 8

«Болеро» Мориса Равеля – это симфонический шлягер ХХ века. «Болеро» появилось в 1928 году. На написание «Болеро» Равеля подвигнулаИда Рубинштейн - известная русская балерина, ученица Михаила Фокина, знаменитого русского балетмейстера-новатора.

Слайд 9

Её портрет, написанный Валентином Серовым, украшает коллекцию живописи Русского музея.

Слайд 10

По замыслу композитора действие должно было проходить на открытом воздухе: на фоне стены… заводского корпуса! (композитор всегда питал пристрастие к индустриальному пейзажу).

Слайд 11

Завод, рисовавшийся Равелю в «Болеро», существовал в действительности и находился неподалёку от того места, где композитор приобрёл небольшой дом под Парижем. Гуляя здесь с друзьями, Равель часто говорил, указывая на этот завод: «Завод из “Болеро”».

Слайд 12

«Болеро» - настоящий композиторский фокус Равеля: из обворожительной темы вырастает образ грандиозный по своим масштабам танец, в котором ощутима «высвободившаяся энергия и воля огромной массы людей».

Слайд 13

Не случайно эта музыка приобрела национально-патриотическое звучание и стала своего рода «испанской марсельезой» в период гражданской войны в Испании 1936 года.

Слайд 14

«Болеро» имело оглушительный успех в Европе. Тему «Болеро» напевали всюду – в коридорах отелей, в метро, на улице. Поистине это тема века. Её способен был напеть каждый любитель музыки.

Слайд 15

В равелевском «Болеро» есть и нечто воинственное – в звучании малых барабанов. Барабаны – глашатаи войны.

Слайд 1

Презентация на тему: Морис Равель «Болеро» Обысова Т.Г. Учитель музыки МБОУ «СОШ № 15» г. Новомовсковск Тульская область.

Слайд 2

МОРИС РАВЕЛЬ

Слайд 3

1928 г.
БОЛЕРО

Слайд 4

Родился 7 марта 1875 г. в городе Сибур на юге Франции. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер- путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Интерес к импровизации, появился у Равеля после знакомства с творчеством экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с композитором и пианистом Рикардо Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству. На последнем году обучения он попал в класс к Габриэлю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии - «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт».
О Морисе Равеле:

Слайд 5

Когда слушаешь музыку этого композитора, то создается впечатление, будто наблюдаешь, за работой художника создающего свое полотно. Однако, как и большинство композиторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано. Только после выступлений в его защиту крупнейших деятелей культуры Франции Р. Ролана и Г. Форе Равелю была присуждена большая Римская премия. Это позволило ему отправиться на трёхгодичную стажировку в Италию.

Слайд 6

Во время первой мировой войны Морис работал водителем грузовика на аэродроме. Прослужив более года, Равель был демобилизован после двух серьёзных ранений. После войны в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет сюиту «Гробница Куперена». Примерно в это же время Морис Равель знакомится со знаменитым русским продюсером и постановщиком С. Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны».

Слайд 7

Равель много гастролирует: выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей. По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет блестящую оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.

Слайд 8

В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе с выдающейся пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работы над новым произведением - балетом «Жанна д"Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается. Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора было «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.

Слайд 9

«Старинный менуэт» (1895) «Павана на смерть инфанты» (1899) «Игра воды» для фортепианно (1901) «Отражения» для фортепиано (1905) «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра (1907) «Испанский час», опера (1907) «Ночной Гаспар», или «Призраки ночи» для фортепиано (1908) «Дафнис и Хлоя», балет (1912) «Могила Куперена» (1917) «Дитя и волшебство», опера (1925) «Болеро» для симфонического оркестра (1928) Концерт № 1 соль мажор для фортепиано и симфонического оркестра Концерт № 2 ре мажор для фортепиано (левой руки) и симфонического оркестра, посвящён Паулю Витгенштейну
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОРИСА РАВЕЛЯ.

Слайд 10

Танец, возникший в конце XVIII века (по некоторым источникам, создан около 1780 г. танцовщиком Себастьяном Сересо), сопровождался пением и игрой на гитаре и барабане. Характерные музыкально-ритмические фигуры подчеркивались стуком кастаньет. В первые годы существования болеро называли «апофеозом нежности», но вскоре танец драматизируется, насыщаясь духом рыцарской героики.
БОЛЕРО - испанский народный парный танец. Темп движения умеренный, музыкальный размер 3-дольный. Ритмический рисунок зачастую близок ритму полонеза.

Слайд 11

Как правило, болеро состоит из 5 частей. 1 часть - хореографическое изображение прогулки. В средней части, импровизационной по характеру, танцующие поочередно демонстрируют свое искусство. Особенной сложностью отличаются «полетные» по характеру движения мужчин, благодаря которым, полагают исследователи, танец и получил название «болеро» (испанское volar – кружиться – в простонародной речи превратилось в bolar).

Слайд 12

Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар.

Слайд 13

В 1-й половине XIX века болеро, обычно исполнявшееся в Испании в дни народных праздников на улицах и площадях, переходит на сцену. Интерес к жанру начинает проявляться и за границей: танец включается в балеты и оперы, вдохновляет композиторов на создание многочисленных песен и романсов, а также инструментальных произведений.

Слайд 14

Вид большого симфонического оркестра, исполняющего "Болеро", едва ли не одно из самых ярких музыкальных зрелищ. Мало кто помнит, что первоначально эта музыка предназначалась для балета. Но, преодолев границы жанров так же, как критику и самокритику, "Болеро" остаётся самым "массовым" явлением симфонической культуры.

Слайд 15

Состав инструментов. Сначала звучат деревянные духовые – флейта, кларнет, гобой, фагот.

Слайд 16

Постепенно к ним присоединяются группы медных духовых труба с сурдиной,
саксофоны – это новые инструменты, в основном использовавшиеся в джазе,

Слайд 17

затем валторна и челеста

Слайд 18

Солирующий тромбон, трубы.

Слайд 20

Вот как характеризует “Болеро” сам композитор (Равель): Особенность «Болеро» состоит в неизменности. ‘Это танцевальная музыка, которая должна исполняться в ровном умеренном темпе; она построена на упорном повторении одной и той же мелодии и гармонии, однообразный ритм которых все время отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия в нем – это все нарастающее оркестровое crescendo’.

Слайд 21

Сам Равель видел в этой музыке большую танцевальную сцену, разворачивающуюся на открытом воздухе, с участием огромной толпы народа. «Болеро» не раз ставилось на сцене в виде балета. По мнению самого Равеля в декорацию надо было включить корпус завода с тем, чтобы рабочие и работницы, выходящие из цехов, постепенно вовлекались в общий танец. Почему такое представление было у самого Равеля? Скорее потому, что во время своего путешествия по Рейнской области он побывал на нескольких больших заводах, которыми он постоянно восторгался, а точнее, эти заводы стали его пристрастием. На один из таких заводов, перед которыми он любил гулять, Равель указывал: «Завод из «Болеро»». И, безусловно, что в кажущейся механичности движения (из-за многократного повторения двух тем) постепенно раскрывается образ грандиозного массового танца-шествия. Музыка производит гипнотизирующее, завораживающее впечатление.

Слайд 22

Н. Заболоцкий называет «Болеро» «священным танцем боя»: Но жив народ, и песнь его жива, Танцуй, Равель, свой исполинский танец. Танцуй, Равель, не унывай, испанец! Вращай, история, литые жернова! Будь мельничихой в грозный час прибоя! О, Болеро, священный танец боя!

Слайд 23

А вот несколько парадоксальных ситуаций, высказываний, связанных с историей этого сочинения. Морис Равель: «"Болеро" – мой шедевр? К несчастью, это пустая музыка!». После одного из исполнений "Болеро" неизвестная композитору дама воскликнула: "Сумасшедший!". Равель, усмехнувшись, произнёс: "Она поняла!" Морис Равель – Джорджу Гершвину: «Будьте осторожны, вы кончите тем, что напишете "Болеро"!».

МОРИС РАВЕЛЬ «БОЛЕРО»Презентацию подготовила учитель музыки г. Оренбурга
Презентацию подготовила учитель музыки г. Оренбурга
Хрипун Анна Борисовна
Хрипун Анна Борисовна

МОРИС РАВЕЛЬ
1875 - 1937
французский
Композитор-импрессионист,
дирижер,
один из реформаторов музыки XX века.

Начало 1928 года Равель провел в
гастрольной поездке по США. Еще до
отъезда он получил заказ от талантливой и
очень своеобразной танцовщицы, солистки
русского балета Иды Рубинштейн. Не
обладавшая исключительной классической
техникой, подобно Анне Павловой или
Наталье Трухановой, она отличалась
великолепным артистизмом и изумительной
внешностью, позволявшей ей блистать в
таких ролях, как Шехеразада или Клеопатра.
По словам художника В. Серова, написавшего
ее портрет, «сам Египет и Ассирия каким-то
чудом воскресли в этой необычайной
женщине». Ида Рубинштейн захотела, чтобы
композитор написал балет специально для
нее, для ее уникальных данных.

Возвратившись из Америки, Равель принялся за работу, и довольно быстро партитура балета, названного «Болеро», была закончена. Сам композит

Возвратившись из Америки, Равель
принялся за работу, и довольно быстро
партитура балета, названного «Болеро»,
была закончена. Сам композитор писал:
«В 1928 году, по просьбе госпожи
Рубинштейн я сочинил "Болеро" для
оркестра. Это - танец в очень умеренном
темпе, совершенно неизменный как
мелодически, так гармонически и
ритмически, причем ритм непрерывно
отбивается барабаном.
Единственный элемент разнообразия
вносится оркестровым крещендо». 22
ноября 1928 года, в один вечер с
«Вальсом» в Париже состоялась премьера
«Болеро», прошедшая с огромным
успехом

Произведение «Болеро», по мнению Александра Майкапара, обладает огромным гипнотическим воздействием; эти 15 минут звучания так эмоциональ

Произведение «Болеро», по мнению Александра Майкапара,
обладает огромным гипнотическим воздействием; эти 15
минут звучания так эмоционально воздействуют на
слушателя, что полностью вбирают его в себя, в свой
музыкальный строй.
Музыка оказалась столь блистательна, что существует сама
по себе, отдельно от хореографии, и рассматривается как
самостоятельное музыкальное произведение.
В «Болеро» Равеля очень мало общего с подлинным
испанским танцем, с настоящим испанским болеро-
название танца которого он взял.

«Болеро» Мориса Равеля - это симфонический «шлягер» ХХ века; «шлягер» - в смысле популярности, узнаваемости. Эту музыку не спутать ни с к

«Болеро» Мориса Равеля - это симфонический
«шлягер» ХХ века; «шлягер» - в смысле
популярности, узнаваемости. Эту музыку не спутать
ни с какой другой - даже теми, кто не считает себя
знатоками в музыке. Леонид Гаккель, доктор
искусствоведения, написал так:
„Болеро“, если угодно, это флаг Равеля, подобно
тому как „Весна священная“ - флаг Стравинского,
а „Поэма экстаза“ - Скрябина»

Премьера балета прошла 20 или 22 ноября 1928 года в парижском театре «Гранд-Опера»; дирижировал Вальтер Страрам, декорации выполнил художник

Премьера балета прошла 20 или
22 ноября 1928 года в парижском
театре «Гранд-Опера»;
дирижировал Вальтер Страрам,
декорации выполнил художник
Александр Бенуа.
Сцена представляла собой трактир
Барселоны, где на огромном столе
танцевала женщина, а вокруг
сгорало от страсти все мужское
население Барселоны. Танцующей
женщиной была, естественно,
сама Ида Рубинштейн

У леса на опушке жила Зима в избушке. Она снежки солила в березовой кадушке, Она сучила пряжу, она ткала холсты Ковала ледяные да над река

У леса на опушке жила Зима в избушке.
Она снежки солила в березовой кадушке,
Она сучила пряжу, она ткала холсты
Ковала ледяные да над реками мосты.
Припев:
Потолок ледяной, дверь скрипучая,
За шершавой стеной тьма колючая.
Как шагнешь за порог - всюду иней,
А из окон парок синий-синий.
Ходила на охоту, ковала серебро,
Сажала тонкий месяц в хрустальное ведро.
Деревьям шубы шила, торила санный путь,
А после в лес спешила, чтоб в избушке отдохнуть.
2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.