Обзор периодической печати по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста. Электронные периодические издания для детей и воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Обращаем ваше внимание на то, что данный список содержит примерные темы дипломных работ. При формулировании темы студенческой дипломной работы ее название должно быть конкретизировано в части типа работы (анализ, исследование, проблемы проектирования, опыт внедрения и т. п.), направления исследования, и привязана к конкретному объекту исследования. Теоретические темы студенческих работ следует рассматривать как исключение, а не, как правило. В исторических темах необходимо уточнять хронологические рамки исследования.

Темы дипломных работ

по кафедре документоведения

1. Анализ организации документационного обеспечения деятельности коммерческой структуры и его совершенствование (на примере конкретной коммерческой структуры).

2. Анализ постановки документационного обеспечения деятельности учреждения, организации и направления его совершенствования (на примере конкретного государственного учреждения, организации).

3. Анализ документирования основной деятельности организации и направления ее совершенствования (на примере организаций любой организационно-правовой формы).

4. Документационное обеспечение управления в органах государственной власти и управления (на примере конкретной организации).

5. Организация документационного обеспечения деятельности службы кадров и направления его совершенствования (на примере конкретной организации).


6. Документирование деятельности кадровой службы и направления его совершенствования (на примере конкретной организации).

7. Проблемы автоматизации документационных процессов в отечественной и зарубежной литературе.

8. Исследование вопросов создания «автоматизированной», «безбумажной» канцелярии (по отечественным и зарубежным публикациям).

9. Зарождение, становление и развитие экспертизы ценности документов в делопроизводстве.

10. Законодательное и нормативное регулирование делопроизводственных процессов (в различные исторические периоды).

11. Внутренняя регламентация организации делопроизводства в конкретной организации.

12. Автоматизация системы делопроизводства (на примере конкретной организации).

13. Законодательно-нормативное регулирование управления документацией в странах Западной Европы и США (по выбору).

14. Организация управления документацией за рубежом (страна по выбору).

46. Вопросы документирования и работы с документами в нормативно-правовых актах Российской Федерации о государственной военной службе.

47. Вопросы документирования и работы с документами в нормативно-правовых актах Российской Федерации о государственной правоохранительной службе.

48. Вопросы документирования государственной службы российского казачества в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

49. Кадровая служба государственного органа и документирование прохождения государственной гражданской (правоохранительной, военной) службы Российской Федерации - по нормативно-правовым актам РФ.

50. Нормативно-правовое и документационное обеспечение организации и прохождения государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации – по нормативно-правовым актам субъекта РФ.

51. Анализ нормативных требований к документационному обеспечению прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации.

52. Анализ нормативных требований к организации и документационному обеспечению прохождения государственной гражданской службы субъекта федерации (субъект по выбору).

53. Нормативно-правовое и документационное обеспечение прохождения государственной гражданской службы

54. Нормативно-правовое и документационное обеспечение прохождения федеральной военной службы (на примере конкретного государственного органа).

55. Нормативно-правовое и документационное обеспечение прохождения федеральной правоохранительной службы (на примере конкретного государственного органа).

56. Документирование прохождения государственной службы (на примере конкретного государственного органа).

57. Документационное обеспечение процедуры аттестации государственного гражданского служащего РФ или субъекта федерации - по нормативно-правовым актам РФ или субъекта.

58. Организация государственной гражданской службы и кадрового делопроизводства в федеральном государственном органе или государственном органе субъекта федерации (на примере конкретного государственного органа).

По дисциплине «Современная организация государственных учреждений России»

59. Организация работы канцелярии государственного учреждения России XVIII – XIX вв.

60. Организация работы канцелярии государственного учреждения в советский период отечественной истории.

61. Организация работы канцелярии государственного учреждения России на рубеже XX – XXI вв.

62. Институт секретарства в государственном аппарате России XVIII – XIX вв.

63. Институт секретарства в государственном аппарате России XX – начала XXI вв.

64. Организационно-правовое и документационное обеспечение управления государственного учреждения (на конкретном примере).

65. Организационно-правовое и документационное обеспечение управления государственного органа (на конкретном примере) .

66. Организационно-правовое и документационное обеспечение управления муниципального органа (на конкретном примере) .

67. Организация представительной (законодательной) власти в субъекте Российской Федерации и информационно-документационное обеспечение её деятельности (по нормативно-правовым актам).

68. Институт президентства Российской Федерации (субъекта федерации) и информационно-документационное обеспечение его деятельности.

69. Правительство Российской Федерации (субъекта федерации) и информационно-документационное обеспечение его деятельности.

70. Проблемы совершенствования государственного аппарата Российской Федерации и его документационного обеспечения.

71. Вопросы документирования деятельности государственного аппарата в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

72. Вопросы документирования деятельности органов местного самоуправления

73. Вопросы организации работы с документами в государственном аппарате в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

74. Вопросы организации работы с документами в органах местного самоуправления в нормативно-правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

75. Вопросы документирования создания и деятельности акционерных обществ в нормативно-правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Введение 3
1.Обзор современных исследований по документационному обеспечению управления в современной периодике 7
1.1.Основные направления научных исследований по документационному обеспечению управления 7
1.2. Перспективы современного делопроизводственного процесса 11
2.Правовые вопросы документационного обеспечения управления в специализированных периодических изданиях 18
2.1.Правовое и нормативно-методическое регулирование организации работы с документами 18
2.2.Значимость и необходимость экспертизы ценности электронных документов 23
Заключение 29
Список использованной литературы 32

1. ГОСТы по документационному обеспечению (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»). - М., 2006. - С. 36-48.
2. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения управления. - М.: Главархив, 1991. - 75 с.
3. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (с изменениями на 15.08.2006).
4. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
5. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Утверждены приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76.
6. IV Всероссийская конференция «Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе». - М., 24-25 апреля 2002 г.
7. Андреева В.И. Делопроизводство. Организация и ведение. - М., 2010. - 296 с.
8. Андреева В.И. Экспертиза ценности документов // Справочник секретаря и офис-менеджера. - 2008. - № 5. - С. 32-39.
9. Афанасьева Л.П. Электронные документы в документообороте и архиве организации // Секретарское дело. - 2006. - № 2 (66). – С. 34-39.
10. Бобылева М.П. Корпоративное регулирование документационного обеспечения управления в банке // Деньги и кредит. - М., 2002. - № 3. - С. 18-26.
11. Документооборот отдела кадров // Управление персоналом. - 2005. - № 1/2. - С. 40-41.
12. Доронина JI.A. Основы делопроизводства. - М., 2007. - 182 с.
13. Дроков С.В. Современные возможности экспертизы ценности и учета электронных документов // Отечественные архивы. - 2003. - № 5. - С. 26-32.
14. Иритикова B.C. Делопроизводство // Секретарское дело. - 2007. - № 1. - С. 20-27.
15. Катузо А.В. Шесть вопросов на тему автоматизации делопроизводства // Делопроизводство. - 1998. - № 1. - С. 35-39.
16. Конференция «Электронные документы в делопроизводстве и архивном деле». - М., 25 ноября 2003 г.
17. Конференция «Электронные документы и архивы: теория и практика». - М., 8-9 апреля 1999 г.
18. Кошелева Е.А. Законодательные и нормативные акты по хранению и использованию документов // Секретарь-референт. - 2004. - № 8. - С. 46-48.
19. Кузнецов C.Л. Автоматизированные системы регистрации и контроля исполнения // Секретарское дело. - 1996. - № 4. - С. 24-29.
20. Кузнецов С.Л. Применение современных технологий в работе с документами // Секретарское дело. - 1996. - № 3. - С. 23-26.
21. Кузнецов С.Л. Примерное техническое задание на систему автоматизации делопроизводств // Делопроизводство. - 2005. - № 3. - С. 47-52.
22. Кузнецов С.Л. Проблемы долговременного хранения электронных документов // Делопроизводство. - 2007. - № 2. - С. 42-46.
23. Кузнецова Т.В. Ведение контроля за сроками исполнения // Секретарское дело. - 1999. - № 4. - С. 3-5.
24. Кузнецова Т.В. Делопроизводство. - М., 2003. - 360 с.
25. Кузнецова Т.В. Для чего секретарю нужны нормативно-методические документы по делопроизводству // Секретарское дело. - 2002. - № 1. - С. 3-5.
26. Кузнецова Т.В. Изменение в законодательно-правовой и нормативно-методической базе ДОУ: 2009-2010 гг. // Делопроизводство. – 2011. – №1. – С. 3 – 8.
27. Кузнецова Т.В. Инструкция по делопроизводству: порядок составления // Секретарское дело. - 1999. - № 2. - С. 3-6.
28. Кузнецова Т.В. Нормативно-методические акты, определяющие порядок документирования и работы с документами // Делопроизводство. - 2007. - № 4. - С.10-15.
29. Кузнецова Т.В. Организация делопроизводства требует профессиональных знаний // Делопроизводство. – 2010. – №1. – С. 3 – 6.
30. Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии. - М., 1998. - 264 с.
31. Литвинова Н.Н. Электронные документы: отбор, использование и хранение // Библиотека. - 2005. - № 6. - С. 6-9.
32. Максимович Г.Ю. Новые возможности автоматизации делопроизводства // Секретарское дело. - 1999. - № 4. - С. 19-25.
33. Менова Н.Ф. Создание электронного архива: необходимость и реальность // Вопросы статистики. - 2005. - № 8. - С. 72-73.
34. Непогода А.В., Семченко П.А. Делопроизводство организации: подготовка, оформление и ведение документации (75 образцов основных документов). - М.: Омега-Л, 2007. – 246 с.
35. Румынина Л. А. Документационное обеспечение управления: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.А. Румынина. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 224 с.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://borbit.ucoz.ru/bibl/doy/dokumentacionnoe_obespechenie_upravleniya.pdf.
36. Сайт ВНИИДАД [Электронный ресурс]. – URL: www.vniidad.ru
37. Сокова А.Н. Электронное делопроизводство // Делопроизводство. - 2000. - № 1.- С. 32-37.
38. Сокова А.Н. Электронный документ и электронный архив // Делопроизводство. - 1999. - № 1. - С. 6-10.
39. Сокова А.Н. Идеальное делопроизводство // Секретарь-референт. – 2004. - № 11. – С.13-18.
40. Тихонов В.И. Аутентичность и целостность электронных документов при долговременном хранении // Вестник архивиста. - 2002. - № 4. - С. 5-10.
41. Тихонов В.И. Информационные технологии и электронные документы в контексте архивного хранения. - М., 2009. - 384 с.
42. Тихонов В.И. Методологические и практические аспекты экспертизы ценности электронных документов // Вестник архивиста. - 2007. - № 3-4. - С. 15.
43. Тихонов В.И. Организация «безбумажного делопроизводства»: нормативно-методические проблемы и возможности // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2006. - № 4. - С. 28-29.
44. Тихонов В.И. Текст выступления на конференции «Архивы Москвы и архивоведение XXI века». - М., 25 ноября 2004 г.
45. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
46. Фионова Л.Р. Организация и технология документационного обеспечения управления: Конспект лекций. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2008. - 159 с.
47. Храмцовская Н.А. Актуальные проблемы современного делопроизводства и документооборота // Секретарь-референт. – 2008. - № 5. - С. 15 - 20
48. Храмцовская В.А. Новые Правила делопроизводства: пристальный взгляд специалиста // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2009. - № 8. - С. 14-23.
49. Чуковенков А.Ю. Регламентация делопроизводства в организации // Секретарь-референт.- 2007. - № 3. - С. 32-37.
50. Янковая В.Ф. Инструкция по документационному обеспечению управления (делопроизводству) [Электронный ресурс] // Секретарь-референт. – 2007. - № 9. – URL: http://www.profiz.ru/sr/9_2007/instrukciya_po_DOU/
51. Янковая В.Ф. Нормативное обеспечение делопроизводства в учреждении, организации, на предприятии // Делопроизводство. - 2001. - № 1. - С. 21-25.
52. Янковая В.Ф. О новых Правилах делопроизводства // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2009. - № 8. - С. 6-13.

Тема: Отражение вопросов документационного обеспечения управления в современных специализированных периодических изданиях
Артикул: 1203646
Дата написания: 29.11.2014
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Документоведение в системе ГМУ
ВУЗ: Приамурский государственный университет имени Шолом Алейхема
Научный: -
Оригинальность: Антиплагиат.ВУЗ - 60%
Количество страниц: 36

Анна Пастор
Обзор периодической печати по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста

Сегодня я хотела бы предложить Вашему вниманию обзор периодической печати . Цель обзора : знакомство педагогов с наиболее интересными публикациями, посвященными вопросам воспитания и , кадровому обеспечению в группах раннего возраста , в разных изданиях.

Актуальность темы определяется современным состоянием практики воспитания детей раннего возраста , резервы которого часто не реализуются.

У нашего детского сада оформлена подписка на такие издания как «Воспитатель ДОУ » , «Справочник старшего воспитателя » , «Дошкольное воспитание » . Для подготовки к обзору я решила проанализировать эти издания за период с 2013 по 2016 гг . В ходе работы я пришла к выводу, что проблеме воспитания и обучения детей раннего возраста в периодической печати уделяется недостаточно внимания. Вследствие ограничений журналами, оформленными по подписке, я была вынуждена воспользоваться сетью Интернет , где нашла фонд с архивами других изданий, таких как , «Дошкольная педагогика» , «Современное дошкольное образование. Теория и практика» , «Детский сад от А до Я» . Однако не все издания оказались доступными в электронной версии. Особенно хотелось бы рекомендовать журнал «Теория и практика дошкольного образования» . Журнал адресован воспитателям , методистам, педагогам-специалистам и руководителям дошкольного учреждения. Несмотря на периодичность его выпусков (4 раза в год, издание является очень информативным, и окажет посильную помощь в работе педагогов. В результате анализа научно-методических статей, мной было принято решение разделить публикации на тематические блоки. И вот то, что я хотела бы Вам представить.

1 блок :

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада :

К. Печора. Проблемы адаптации к новым условиям жизни. // Дошкольное воспитание . 2013.-№ 9.- с. 44.

В статье раскрыта ведущая проблема - адаптация детей к новым условиям жизни.

Автор дает определение психологической адаптации как виду социальной адаптации и отмечает связь чувства привязанности к близким с формированием адаптационных механизмов. В статье рассматриваются виды привязанности. Даны сравнительные сведения по результатам исследований о готовности детей к ДОУ и об исходе адаптации.

Также приведены :

Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к переходу в новые условия жизни (с 1 года до 1 года 5 месяцев) ;

В. А. Кулганов. Особенности адаптации детей к условиям детского сада. // Дошкольная педагогика. 2015.-№ 4.- с. 4.

Обеспечение оптимального состояния здоровья ребенка;

Предварительная вакцинация в соответствии с возрастом ребенка ;

максимальное приближение домашнего режима к режиму детского сада;

Разъяснительная работа с родителями.

Барышникова Елена Викторовна. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. // Концепт. – 2015. – № 03.

Статья посвящена изучению психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. В ней дается понятие «психологическая адаптация» , рассматриваются виды адаптации, раскрываются факторы, влияющие на адаптацию детей к дошкольному образовательному учреждению.

2 блок :

Здоровье

Есипенко Наталья Сергеевна, Цудзевич Ирина Анатольевна. Использование малых фольклорных форм с целью профилактики психосоматических заболеваний у детей раннего возраста . //Теория и практика дошкольного образования. - 2016.-№ 1.- с. 73.

В статье освещается проблема укрепления здоровья и профилактики инфекционных и психосоматических заболеваний у детей раннего возраста .

Авторы статьи делятся опытом работы по использованию малых фольклорных форм в работе с маленькими детьми как средства продуктивной работы по решению этой проблемы, раскрывают методы и приемы, понятные и доступные детям, соответствующие их возрастным особенностям .

3 блок :

Взаимодействие с родителями

Рыкманова Ольга Юрьевна. Практико-ориентированные семинары как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями детей раннего возраста . // Теория и практика дошкольного образования. - 2014.-№ 1.- с. 78.

Автор статьи Ольга Юрьевна, педагог-психолог, считает, что восполнить дефицит знаний о психологии детей раннего возраста в современных семьях можно с помощью проведения практико-ориентированных обучающих семинаров .

В статье дана структура семинаров, выстроенная по единой схеме : название, цель, задачи, психологическая разминка, теоретическая часть, практическая часть, рефлексия.

Рассмотрено содержание и некоторые формы работы в рамках данных семинаров.

4 блок :

Баландина Нина Константиновна. Особенности обучения детей раннего возраста . // Теория и практика дошкольного образования. - 2016.-№ 2.- с. 45.

В данной статье обосновываются особенности обучения детей раннего возраста . Обучение должно опираться на зону ближайшего развития детей раннего возраста .

Автор раскрывает содержание психолого-педагогической работы с детьми, основанной на непосредственном контакте с взрослым и создании условий для отражения полученных на занятиях знаний и умений в самостоятельной деятельности ребенка.

Также в статье подчеркнута роль применения игровых приемов как средства повышения активности детей на занятиях .

Белова Е. С. Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №6. – С. 32–42.

В работе затронута проблема развития речи детей посредством игровой деятельности. Это связано с тем, что игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми.

В данной работе раскрывается значение игр и их роль в развитии речи детей раннего возраста .

Актуальность работы заключается в том, что ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма, период , когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка, что является одним из основных новообразований периода раннего детства . В это время происходит становление и развитие всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей .

Василенко Евгения Вячеславовна. Формирование представлений о множестве у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

https://interactive-plus.ru/action/105/action_articles

В статье рассматриваются вопросы формирования понятия количества у детей раннего возраста . Описываются особенности понятия множества, количества, числа и счета детьми, исходя из их возраста . Раскрываются этапы формирования представлений о множестве у детей раннего возраста в дошкольном учреждении, в результате проделанной работы выявлено заметное повышение знаний детей о количестве .

5 блок :

Психолого-педагогические основы дошкольного образования

Н. Афонина. Диагностическое исследование когнитивной сферы ребенка раннего возраста , воспитывающегося в национально-смешанной семье. //Дошкольное воспитание . – 2015.-№ 1.- С. 90-96.

6 блок :

Эмоциональный интеллект педагогов групп раннего возраста

Волик И. Г. Проблемы эмоциональной чувствительности педагогов групп раннего возраста . //Воспитатель ДОУ . – 2016.-№ 4.- С. 116-119.

Одним из таких практикумов педагог-психолог Волик И. Г. делится в настоящей статье.

Н. Моторина. Развитие эмоционального интеллекта дошкольных образовательных организаций. // Дошкольное воспитание . – 2015.- № 1.- С. 118-122.

Статья посвящена проблеме эмоционального взаимодействия воспитателя и детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Делается вывод о влиянии уровня эмоционального интеллекта воспитателя на благополучие процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО . Приведены результаты исследования эмоционального интеллекта

воспитателей групп раннего возраста , представлена программа по его развитию, предложены практические рекомендации.

Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель в дошкольной образовательной организации должен учитывать множество ньюансов. Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать прежде всего как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации методического кабинета

Слово «организация» происходит от латинского «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организуют материальные средства, то или иное дело, но прежде всего организуют людей. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс с детьми.

Этап организации включает в себя ряд моментов:

Изучение наличного состояния, в том числе ответы на вопросы: что было сделано к данному моменту, есть ли традиции в организуемом деле или проблема решается впервые, что в наибольшей мере может повлиять на успех дела и т.д.;
- постановка цели и определение рабочих задач (необходимо ясно представлять себе то, чего желаешь достичь сразу или по этапам и т.п.), планирование подготовки и проведения дела;
- разработка и отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности (тут же оценивается объем работы, приемы, способы, средства, которыми будут пользоваться, и т.д.);
- обеспечение условий предстоящей работы;
- постановка задач перед исполнителями и создание общего настроя на работу, инструктаж исполнителей;
- непосредственная помощь людям в процессе реализации того или иного дела, который включает оценку и квалификацию итогов, а также поощрение за добросовестность и инициативу.

Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника.

Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель должен помнить главное: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Здесь должны быть сосредоточены информация об учреждении и авторских разработках, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы. Все оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе и творческой работе.

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать прежде всего как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.

Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию.

Материал методического кабинета можно рассортировать на несколько разделов:

Нормативные и инструктивные материалы,
- методические материалы,
- методическая и справочная литература,
- дидактический и наглядный материал,
- ТСО.

Библиотека

Важное место в работе кабинета следует отвести правильной организации библиотеки. Весь книжный фонд детского сада можно условно разделить на три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования.

Ядром педагогического кабинета является методическая литература по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, так как его главная задача - обеспечение воспитателей надежной и оперативной информацией о новых педагогических и психологических исследованиях. Обязанностью методиста является пополнение этого арсенала педагогической мысли. Важно следить за выходом социальной методической литературы, знакомясь с перспективными планами и каталогами педагогических издательств, и своевременно заказывать необходимую литературу. Размещать методическую литературу следует по разделам: «Физическое развитие», «Нравственное воспитание», «Игра», «Развитие речи», «Все о природе», «Музыкальное развитие» - и т.д.

Необходим в методкабинете и специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии. Основу его могут составить собрания сочинений или избранные произведения Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я.Корчака, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и других видных ученых.

В разделе «Справочная литература» можно поместить различные энциклопедии, справочники, журналы. Для совершенствования речевой культуры работников ДОУ в качестве настольных книг должны быть словари: «Толковый словарь русского языка» В.Даля, «Словарь русского языка» С.Ожегова, словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение», «Педагогический словарь», «Словарь по этике» и др.

Значительное место отводится в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» (с приложением), «Дошкольное образование», «Детский сад», «Семья и школа», «Няня», «Наш малыш», и др. Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы. Поэтому старший воспитатель должен первым изучить, отобрать и предложить для работы педагогам поступающие в ДОУ периодические издания.

В библиотеку детской художественной литературы должны входить прежде всего произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел войдут сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Расставить детские книги можно в алфавитном порядке (по фамилиям авторов) и по возрастному принципу, пометив цветной каймой, - это облегчит пользование художественным фондом. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, лучше всего составить библиографические списки или каталоги по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам. Также важно ввести систематический каталог журнальных и газетных статей, в которых освещаются актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста. Весь книжный фонд должен учитываться.

Работа методиста заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого методистом составляются соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.

Если в ДОУ групп много, а старший воспитатель один, можно привлечь воспитателей, чтобы они помогли обработать имеющийся материал, разобраться в журналах и книгах, выбрать то, что нужно для работы, составить картотеку с аннотациями и т.д. Работа в методкабинете поможет им в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в обилии методических материалов и книг.

Надо так организовать работу в кабинете, чтобы воспитатели могли посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт. Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом. Для этого помещение должно быть соответствующим образом подготовлено: здесь нужно расставить большие удобные столы и стулья (не детские), организовать мягкий уголок с чайными атрибутами, в помещении должно быть светло и спокойно.

Документы и методические материалы

В методическом кабинете собираются нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями. Этот материал печатается в «Вестнике образования» - справочно-информационном издании Министерства образования РФ, журналах «Обруч», «Дошкольное воспитание» и др., в том числе и в местных изданиях.

Обязательно должны быть документы, определяющие характер деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», «Закон РФ об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации», - и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники ДОУ. Нормативные и инструктивные документы являются обязательными для выполнения.

Отдельно могут быть представлены методические материалы. Сюда относятся различные рекомендации Министерства образования РФ, органов управления образованием. Здесь может быть представлен опыт работы лучших педагогов, планы методических мероприятий, работы с родителями и т.д. Однако это не только тот печатный материал, который поступает из вышестоящих организаций. Методические рекомендации - это в первую очередь материал, который готовит методист в помощь своим воспитателям.

Рекомендация является одним из способов принятия руководителем решения и доведения его до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием, подчеркивающим нужное направление в работе, в выполнении задания. Методист изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, и на основании этих положений, а также исходя из анализа работы своего коллектива разрабатывает собственные памятки, советы, рекомендации для педагогов ДОУ. Так появляется материал под рубриками: «Советы воспитателю», «Это интересно, прочти», «Узелки на память»; проблемные странички: «Твое мнение», «Читай, думай, спорь», «Очень Короткие Новости» (ОКНО), «С улыбкой и всерьез», «Учимся вместе», «Советы мастеров» - и др. Оформление материалов должно быть привлекательным, сопровождаться пояснительными рисунками и схемами, которые могут использоваться и при индивидуальных консультациях. После знакомства с этими письменными материалами необходимо привлечь воспитателей к обсуждению тех или иных проблем с последующим высказыванием своего мнения в письменном виде. О том, как педагоги воспользовались рекомендациями в своей работе, можно рассказать в рубрике «Два взгляда в конце недели» или «Взгляд через розовые или темные очки».

Обмен опытом

Материал, представляющий опыт работы лучших педагогов, должен быть соответствующим образом оформлен. На видном месте должен находиться дополнительный справочный материал для воспитателей, где представлены:

1) уровни педагогического опыта (лучше по М.Н. Скаткину, М.Р. Львову);
2) критерии ППО;
3) классификация ППО (лучше по Ю.К. Бабанскому);
4) основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (лучше по Р.Г. Амосовой);
5) формы описания ППО.

Можно также добавить материал о коллективных формах обобщения и распространения передового педагогического опыта.

Опыт отдельного воспитателя может быть представлен в следующем виде:

Фотография воспитателя, представляющего опыт работы;
- основные данные его биографии;
- основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;
- доклад, представленный на педсовете,
- из опыта работы; выступления на МО;
- детские работы;
- конспекты занятий, выписки из календарного плана работы;
- перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми;
- высказывания детей;
- вопросы к беседам;
- фотографии деятельности детей;
- сценарии праздничных утренников и развлечений;
- видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;
- рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.

Интересный ППО работы воспитателей других дошкольных учреждений, а также опыт, с которым знакомят на страницах периодики, нужно представить с обязательной аннотацией и рекомендациями по его использованию. Необходимо проанализировать его и отметить, что в нем интересного, нового, что можно взять для работы воспитателям разных групп, как примерно распределить свою работу, чтобы внедрить его в практику. Такой опыт можно поместить также под разными рубриками: «Передовой опыт - в практику», «Мастера воспитания», «Внимание! Интересный опыт» - и т.д.

Наглядный материал

Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также должен быть соответствующим образом организован; крупно, ярко, эстетически оформлен. Должна быть определенная система в распределении наглядного материала, причем желательно, чтобы она совпадала с размещением методического материала. Так, если методические материалы по теме «Ознакомление с природой» хранятся в папке под номером 5, то и наглядный материал, и детская познавательная литература должны быть на полках под этим же номером.

На весь наглядный материал также должна быть составлена картотека с указанием, где он находится (номер шкафа, полки), для какого возраста предназначен, с какой целью используется. (Можно дополнить, на каких занятиях.)

Вместе с педагогическим активом можно составить тематическую картотеку, помогающую молодым воспитателям спланировать работу. Например, по теме «Осень» в картотеке можно найти следующий материал:

1) Тематика занятий с детьми по данной теме в каждой возрастной группе.
2) Примерное программное содержание.
3) Материал, используемый для проведения занятий и других видов деятельности (картины, пособия, иллюстрации, литература для детей, подборка стихов по теме и т.д.), с указанием местонахождения и желательно цветовым обозначением.
4) Сезонный календарь природы и погоды.
5) Примерные планы проведения прогулок и экскурсий.
6) Рекомендации по работе с детьми разных возрастных групп на участке и в уголке природы.

Весь наглядный материал, так же, как и книжный фонд, должен строго учитываться и регистрироваться в специальных журналах: «Поступление методических пособий и литературы», «Получение материалов методкабинета». Можно завести индивидуальные книжечки для каждого педагога и дневник учета выдачи и возвращения пособий для кратковременного пользования (для занятий).

Отдельно можно создать картотеку демонстрационных картин, к оформлению которых предъявляются те же требования: на каждую картину (можно на обороте) составляется краткая аннотация, даются рекомендации по ее использованию в разных возрастных группах с различными образовательными целями, в разной цветовой окантовке. Такая систематизация помогает экономить время и представляет возможность воспитателю самостоятельно подготовиться к тому или иному виду работы.

Выставки

В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными выставками являются, например, такие: «Передовой опыт - школа мастерства», «Новинки литературы», «Наш календарь», «Знакомьте детей с природой (по сезонам)», «В помощь воспитателю (самообразованию)» - и др. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.

К эпизодическим выставкам можно отнести следующие: «Изучаем педагогическое наследие», «Знакомимся с творчеством писателя (художника, музыканта и др.)», «Занимательная психология», «Готовимся к смотру-конкурсу» (аттестации, итоговым занятиям и др.); «Альтернативы» (о разных программах и передовых технологиях развития дошкольников) - и многие другие, потребность в которых возникает в течение учебного года.

Тематика выставок может быть самая разнообразная, но при их оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:

1. Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и т.д.), то должен быть представлен план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других ДОУ и т.д.
2. Методические рекомендации по данной теме.
3. Опыт работы, связанный с этой темой (детских садов своего города, других городов, зарубежных стран).
4. Литература по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или картотеку).
5. Наглядный материал, связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.

Новые материалы

Помимо этого, в методическом кабинете должен быть представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе. Он может быть представлен под самыми разными рубриками: «Размышляем, вникаем, спорим», «Задание на дом», «Объявляется конкурс», «Спешите участвовать», «Спор-площадка приглашает», «Переменка», «Проверьте себя сами», «Методическая копилка», «Ситуация», «Информация», «Суперновинка!» - и т.д.

Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками, красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагога. Надо предусмотреть и такую возможность, что воспитатель возьмет этот материал в группу, чтобы обсудить его с другими воспитателями (родителями), а иногда и использовать в работе с детьми. Поэтому требования к этому материалу должны быть следующие:

Размещение, по возможности, на одном листе;
- обязательно напечатан;
- краткое и четкое изложение содержания;
- привлекательное оформление, которое при этом должно обеспечивать долговременное использование (лист плотный или наклеен на картон, запаян в пластик, крепится на скоросшивателе или фотоуголках и т.д.).

Работа с родителями

В педагогическом кабинете должно быть накоплено достаточно материала по работе с родителями. Ведь в группах необходимо иметь наглядный и текстовый материал для проведения педагогического просвещения родителей. Нередко это вызывает определенные трудности: воспитатели не всегда могут методически грамотно сменять такой материал в зависимости от сезона и темы родительского собрания, характер его чаще всего довольно однообразен, и, как результат, он не достигает главной цели - родители с ним не знакомятся. Помощь старшего воспитателя (методиста) заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала для родителей. Такой материал может сосредотачиваться под разными рубриками: «Совет врача», «Родителям о физическом воспитании», «Почему ребенок не слушается», «Одаренные дети», «Скоро лето» - и др. На одну и ту же тему может быть несколько материалов по одной страничке «с приложением». Для подготовки таких материалов можно привлечь воспитателей, занимающихся самообразованием, готовящих отчет о своей деятельности или знакомящих с опытом работы, ведущих подготовку к мероприятиям для родителей.

Постепенно в методическом кабинете накопится достаточно материала, для того чтобы педагоги ДОУ могли пользоваться им и часто сменять. Такая форма работы нравится и воспитателям, и родителям. Родители с удовольствием читают яркий, эстетично оформленный и интересный по содержанию материал, в котором могут быть предусмотрены проблемные вопросы семейного воспитания, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, проблемы здоровья, развития, готовности к школе, высказывания и рассказы детей и многое, многое другое. Информацию менять можно в каждой группе ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр и других нетрадиционных форм работы с семьей.

Сосредоточение этого материала в методическом кабинете помогает упорядочить его использование воспитателями. К каждой рубрике должны быть составлены рекомендации по его использованию в разных возрастных группах.

Работа с воспитателями

При организации материала методического кабинета важно прислушаться к мнению воспитателей, для которых он и создан. Полезно проанализировать характер обращений педагогов к старшему воспитателю по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются чаще, а какие не используются совсем; кто из воспитателей постоянно пользуется литературой, пособиями, а кто редко и т.д. Факты для такого анализа предоставит тетрадь (дневник, журнал) выдачи методических пособий, который ведется в методкабинете. Провести такой анализ помогут собеседование или небольшая анкета, предложенная воспитателям, в которой могут быть, например, такие вопросы:

Как часто вы пользуетесь материалами методкабинета?
- Достаточно ли хорошо, на ваш взгляд, он оснащен наглядными и дидактическими материалами?
- Удобно ли расставлена мебель в кабинете, расположены материалы, литература?
- По каким разделам вы пользуетесь материалом больше всего?
- По каким разделам требуется дополнительный материал?
- Что бы вы изменили в размещении материала?
- Удобен ли для вас график работы методкабинета?

По результатам анкетирования можно провести совместное обсуждение и в результате прийти к такой организации методического кабинета, которая будет удобна для всего педагогического коллектива (а возможно, и родителей). Только тогда, когда воспитатели смогут свободно ориентироваться в содержании материалов и самостоятельно подбирать материал для подготовки к занятиям, можно говорить о правильной организации методического кабинета.

В дошкольном учреждении должен быть составлен график работы методического кабинета, в котором определено время выдачи литературы и пособий. Это время должно быть выбрано таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие как в первую, так и во вторую смену. Надо приучить воспитателей заранее, накануне, готовиться к предстоящему рабочему дню. Совершенно недопустимо, когда воспитатель приходит за нужной картиной или раздаточным материалом перед занятием. Как правило, это показатель того, что воспитатель не продумал предстоящую работу. В то же время неожиданный приход воспитателя нарушает заранее спланированную деятельность методиста и может повлечь за собой целый ряд сбоев в плане его работы.

Строгое соблюдение времени выдачи литературы и пособий - это не формализм, а необходимое требование научной организации труда методиста и воспитателей, позволяющее бережно относиться к рабочему времени. Методист не должен планировать на это время каких-то серьезных дел. Ведь выдача материалов является хорошей возможностью для того, чтобы провести индивидуальную беседу с педагогом по поводу предстоящей деятельности, помочь уточнить методику преподнесения того или иного материала, узнать о попытках использования нестандартных приемов в работе с детьми, предупредить возможные ошибки.

Возвращение материала - также хороший повод для привлечения воспитателя к самоанализу своей деятельности. Методист должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.

Все пособия и материалы методического кабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в работе с детьми, для повышения обобщения и распространения лучшего опыта работы. Конечным продуктом работы воспитателя будут знания, умения, навыки, уровень воспитанности детей, их интеллекта. Поэтому одной из главных задач старшего воспитателя является умение направить внимание педагогов на то, что поможет им в достижении этой цели. Необходимо, чтобы все формы организации работы педагогического кабинета, методы и приемы формировали интерес к систематическому и углубленному изучению психологической и педагогической литературы, обеспечивая тем самым непрерывное образование воспитателей, их творческий рост. Не менее важной задачей методиста считается формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями, стремление к созданию авторской модели дошкольного учреждения, где внедряются современные научные исследования и лучший педагогический опыт с учетом всех запросов воспитателей.

Таким образом, методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации, «мозгом дошкольного учреждения», лабораторией творческого труда воспитателей, чтобы каждый приход сюда приносил им новые знания, новые мысли и идеи, обогащал их опыт.

Если все эти условия будут выполняться, то методический кабинет в дошкольном учреждении принесет огромную пользу и в деле повышения квалификации сотрудников, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане ДОУ.


Журнал как средство социальной коммуникации занимает доминирующее место среди источников информации, предназначенных для специалистов, преподавателей и студентов. На это обращали внимание публикации, посвященные анализу периодических изданий по документоведению и ДОУ.

Для того чтобы отметить особенности данного вида издания, на примере двух важнейших журналов («Делопроизводство» и «Секретарское дело») показано своеобразие потока публикаций по вопросам документационного обеспечения управления за десятилетний период (конец XX – начало XXI в.).

Использование технологии информационного мониторинга позволило тщательно проанализировать журнальные материалы по многим аспектам с учетом количественных параметров, авторского состава, тематики, видового разнообразия. В результате обзорно-аналитические статьи, посвященные 5- и 10-летию журналов « Секретарское дело » и « », отразили уровень развития документоведческой мысли и практической деятельности в области ДОУ.

Следующим этапом стало издание подготовленных проф. ПГИИК А. И. Исаченковой под ред. проф. РГГУ Т. В. Кузнецовой двух библиографических указателей, отражающих содержание этих периодических изданий за десять лет. Была выполнена работа, не имеющая аналогов в данной области знания. Об этом свидетельствуют появившиеся в печати отклики.

Как библиографический жанр указатели содержания периодических изданий выполняют значимые информационные функции, реализация которых позволяет не только свободно ориентироваться в тематической направленности журналов, но и моделировать развитие потока публикаций исходя из типовидового разнообразия помещаемых материалов.

Осуществление функции библиографического подытоживания способствовало кумуляции материалов за определенный период. Тем самым в рецензируемых библиографических пособиях наглядно представлено количество опубликованных работ с учетом содержательного признака.

Статистический анализ показал, что в совокупности оба библиографических пособия включают сведения о 1739 публикациях из 100 номеров журналов. Представлено 1157 статей из журнала «Секретарское дело » (68 номеров) и 582 – из журнала «Делопроизводство » (32 номера).

Указатели содержания отражают широкий круг документов – нормативно-правовые и нормативно-методические; статьи теоретического, исторического характера, дискуссионные, обзорные, производственно-практические, учебно-методические; информационные заметки, интервью и др. Массив выявленных материалов способствовал всестороннему и комплексному раскрытию особенностей ДОУ как области практической деятельности и документоведения как научной дисциплины.

Рецензируемые указатели имеют и ярко выраженную эвристическую роль. Библиометрический анализ документального потока, отраженного в журналах « Делопроизводство » и «Секретарское дело», позволяет обнаружить предметное поле этих областей деятельностей. Тематика статей позволяет выяснить круг смежных периодических изданий, в которых публикуются аналогичные материалы.

Информационно-поисковый потенциал любого библиографического пособия во многом зависит от применяемых методов характеристики документов. В этом отношении более информативным является полностью аннотированный указатель содержания журнала «Делопроизводство ».

Анализ содержания, структуры, объема, стиля аннотаций свидетельствует о том, что составитель – библиограф по специальности – успешно реализовала методические требования при составлении 582 монографических и групповых аннотаций. Различные способы аннотирования содействовали уточнению и дополнению заглавий статей. Краткая характеристика их содержания сопровождается сведениями об авторе, о территориальных и хронологических границах рассматриваемых вопросов. В некоторых аннотациях есть указания на материалы, представляющие особую научную и практическую ценность. Даны ссылки на дискуссионные аспекты, оригинальные авторские разработки, архивные документы. Единство методики аннотирования проявилось в последовательности включенных в аннотации элементов, применении унифицированной терминологии. Аннотации немногословны, доступны для восприятия благодаря большому редакторскому и библиографическому опыту составителя.

Известно, что аннотирование – один из самых сложных и трудоемких процессов библиографирования, требующий не только хорошего знания предмета, но и значительных затрат времени. К сожалению, указатель содержания журнала « Секретарское дело » аннотирован частично – очевидно, ввиду слишком короткого временного отрезка, отведенного на эту работу.

Автором указателя было принято верное решение по группировке библиографических записей на основе синтеза двух подходов: проблематики вузовских учебных дисциплин специальности «Документоведение и ДОУ» и соответствия структуре журнала, названиям его постоянных рубрик. Так, в указателе содержания «Секретарского дела» остались неизменными привычные для читателей наименования некоторых структурных делений издания («Секретарские судьбы», «Искусство нравиться», « Деловой этикет » и т. д.).

Группировка библиографических записей отразила содержательные различия журналов, предоставив читателям возможность анализировать материалы тематических рубрик. Поскольку оба журнала начали издаваться в один и тот же период, их главный редактор – ученый и педагог, профессор Т. В. Кузнецова совместно с коллегами последовательно решала непростые задачи комплексного раскрытия проблематики ДОУ, ориентируя различные категории потребителей информации, в том числе и секретарский корпус, во всех профессиональных достижениях.

Тщательно разработанная тематическая группировка библиографических записей делает легко обозримым весь массив статей. При необходимости можно получить исчерпывающую информацию о степени освещенности и разработанности тех или иных тем. Ценно то, что эти сведения весьма полно раскрыты в обзорно-аналитических статьях составителя, вошедших в структуру указателей содержания.

Являясь ведущим преподавателем документоведческих дисциплин в ПГИИК, автор хорошо ориентируется в их тематике. Это помогло избежать дублирования библиографической информации в разделах, связав воедино посредством системы ссылок однородный по характеру материал. Ссылки имеются в большинстве разделов. Поэтому читатель может быстро выявить сведения о публикациях, относящиеся к интересующему его вопросу, даже если они находятся в иных подразделах.

Самостоятельное значение с точки зрения поисковых возможностей имеют вспомогательные указатели авторов и работ, изданных под заглавием. С помощью авторского указателя можно выяснить, например, какие работы написаны определенным автором, или уточнить сведения о статье (точное заглавие, год, номер, страницы), если автор известен пользователю.

Ознакомление с указателями авторов наглядно демонстрирует авторский состав журналов. В «Секретарском деле» опубликованы работы 382 авторов, 49 из них выступили в качестве гостей, давших интервью редакции. Указатель авторов журнала «Делопроизводство» насчитывает 286 фамилий, из них 81 человек одновременно являлись авторами обоих журналов. Дополнительно желательными вариантами вспомогательных «ключей» могли бы стать географический указатель, определяющий территориальную принадлежность авторов, и/или указатель организаций, учебных заведений, авторы которых представлены на страницах данных периодических изданий.

Относительно небольшие тиражи очень полезных указателей содержания журналов («Секретарское дело» – 100 экз., «Делопроизводство» – 200 экз.) приводят к мысли о необходимости формирования их ежегодно обновляемой сетевой версии. Электронная версия указателя содержания журнала « » размещена на сайте консалтинговой группы «Термика», имеющем полный комплект этого периодического издания в электронном виде, поэтому все желающие могут ознакомиться с данным справочником.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.