Open Library - открытая библиотека учебной информации. Роль воображения в художественном творчестве Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Этапы творческого воображения

Виды воображения

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, здесь фантазия может создать образы, которые не реализуются и зачастую не бывают осуществленными. Данная форма воображения принято называть пассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы, фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит в основном при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремном состоянии, в состоянии аффекта͵ во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).

В случае если пассивное воображение может быть подразделœено на преднамеренное и непреднамеренное , то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целœеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Этапы творческого воображения:

· возникновение творческой идеи;

  • “вынашивание” замысла;
  • реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

· агглютинация - “склеивание” различных в повсœедневной жизни несоединимых качеств, частей;

  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета͵ а также изменение отдельных частей;
  • схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  • типизация - выделœение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Как же можно способствовать развитию мышления. Отметим, прежде всœего, особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен осознать основные приемы умственного труда, уметь управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата - всœе это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - один из важнейших факторов продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение нарушает использование полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, появляется тенденция к стереотипизации. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Перечислим основные факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу:

1. косность, стереотипность мышления;

2. излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу “по-новому”;

3. страх ошибки, боязнь критики, страх “оказаться глупым”, излишняя критичность к своим решениям;

4. психическая и мышечная напряженность и т.д.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, к примеру “мозговой штурм ” или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения “мозгового штурма”:

1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности, в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. “Запрет критики” - чужую идею нельзя прерывать, можно лишь похвалить, развить чужую или предложить свою идею.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, ᴛ.ᴇ. в состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов - специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав “жюри-экспертов” не включают.

Эффективность “мозговых штурмов” высока. “Мозговой штурм”, который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синœектики , предложенной американским ученым У. Гордоном. При “синœектическом штурме” предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решается задача, похожая на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определœение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - методфокальных объектов . Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инœерцию и косность. Так, если случайным объектом взят “тигр”, а фокальным “карандаш”, то получается сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш” и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Для усиления творческих мыслительных возможностей используют и “экзотические” приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активация бессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, к примеру, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчество у обычного человека.

Для повышение эффективности умственной деятельности применяется и методика “гимнастика ума”, направленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений (см. Приложение №3).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Роль воображения в художественном творчестве»

Введение

1. Воображение как предмет исследования в психологии

1.1 Сущность понятия воображения

1.2 Функции и виды воображения

2. Значение воображения в художественном творчестве

2.1 Основные этапы творческого воображения

2.2 Влияние воображения на формирование творческой идеи

2.3 Значение воображения в создании художественного образа

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В последнее время наблюдается заметное пробуждение исследовательского интереса к проблеме воображения. Исследование такого интересного и не до конца изученного процесса как воображение актуально в любое время, а понимание его роли в художественном творчестве особенно важно, так как в наше время огромными темпами возрождается культура, а соответственно и интерес к спектаклям, выставкам, вернисажам, концертам и другим мероприятиям.

Потребность в творческой деятельности обуславливается общественной необходимостью в конкретном новом продукте. Именно это и ведет к возникновению творческой идеи, замысла, служит побудительной силой в создании нового. Одновременно, процесс создания качественно нового продукта деятельности обусловлен функционированием психических процессов человека, а также его субъективных личностных структур. Однако художественное творчество как один из видов творческой деятельности личности чаще характеризуется по наличию и развитости её способностей, что порождает проблему соответствия психических процессов и творческой деятельности, тем более что воображение как психический процесс однозначно не определен.

Цель работы: изучить роль воображения в художественном творчестве.

Рассмотреть понятие воображения, его виды и функции;

Определить значение воображения в художественном творчестве.

При написании работы было использовано двадцать три источника литературы, основными из которых являлись работы: Выготского Л.С., Басина Е.Я., Дудецкого А.Я., Пономарева Я.А., Рубинштейна С.Л., Якобсона П.М., и других. В книге Выготского Л. С, «Воображение и творчество в детском возрасте» рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. В работе В. И. Петрушина «Психология и педагогика художественного творчества» раскрыты исторические этапы становления психологии художественного творчества, рассмотрено развитие психических познавательных процессов в художественном творчестве.

Материалы курсовой работы могут быть использованы в подготовке к итоговой государственной аттестации по дисциплинам «Психология» и «Педагогика», а также могут быть использованы в работе творческого коллектива.

1. Воображение как предмет исследования в психологии

1.1 Сущность понятия воображения

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.

Другими словами, воображение есть особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью (характерно только для человека).

Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений и знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта. По мнению И. М. Сеченова: "Через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли, которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила".

Воображение своеобразно отражает действительность. Оно обусловлено жизнью. Образы воображения отличаются от образов представлений. Образы воображения - это образы предметов и явлений, которых мы раньше не воспринимали (например, атомного взрыва и его последствий или состояния невесомости в космосе и др.). Они могут возникнуть лишь на основе имеющихся представлений, благодаря их переработке и комбинированию. А это невозможно без мышления. Но воображение тесно связано не только с памятью, представлениями и мышлением. Большое влияние на него оказывают потребности человека, его желания, интересы, воля, отношение к действительности. В свою очередь под влиянием воображения возникают те или иные чувства и желания.

В зависимости от содержания деятельности различают такие виды воображения, как художественное, научное, техническое и др.

Хорошо развитое воображение - одно из условий новаторства во всех областях жизни. Оно необходимо не только ученому, художнику, писателю, но и конструктору, инженеру, специалисту в области менеджмента и маркетинга, представителям большого числа других профессий и специальностей. воображение художественный творчество психология

Виды воображения

1. Непроизвольное (или пассивное), то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).

Неудовлетворение материальной или духовной потребности может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой эта потребность могла бы быть удовлетворена. Возникающие в той или иной обстановке чувства и эмоциональные состояния также могут быть причиной появления образов непроизвольного воображения.

2. Произвольное (или активное) - пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы.

Произвольное воображение связано с активностью второй сигнальной системы, с ее возможностью регулировать функции первой сигнальной системы, которая лежит в основе, прежде всего, образного отражения действительности. Основными формами произвольного воображения являются:

а) воссоздающее - процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. д.;

б) творческое - более сложный процесс - это самостоятельное создание образов объектов, которых пока еще нет в действительности. Благодаря творческому воображению рождаются новые, оригинальные образы в различных областях жизни.

3. Мечта - своеобразный вид воображения - это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами.

Если же мечта реальна и связана с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели. В этом случае мечта является стимулом к действию и развитию лучших качеств личности.

Воображение, или фантазия, как мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных [Выготский]. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности. Строго говоря, для того чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол, как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, - одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программ поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее

Воображение-способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им . Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти. Однако степень этой зависимости может быть большей или меньшей. В связи с этим различают воспроизводящее и творческое воображение.

Воссоздающие воображение есть создание образа на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта. Под воспроизводящим воображением психологи понимали такую деятельность психики, при которой мы воспроизводим в сознании ряд образов, пережитых нами, но восстанавливаем их тогда, когда непосредственных поводов для восстановления нет.

Творческое воображение - вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества. Творческое воображение- это самостоятельное создание новых, оригинальных образов. Творческое воображение художника позволяет зрительно воссоздавать картины прошлого, исторические события в жизни общества, а также будущего, подчас только предполагаемого, фантастического.

Особыми видами воображения являются фантазии, галлюцинации, сновидения, мечты, грезы. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. К примеру, в психологии издавна термины «воображение» и «фантазия» абсолютным большинством авторов считались тождественными. И хотя полного единодушия в идентичном понимании этих слов не было и раньше (например, их противопоставлял А.П. Нечаев), в последнее время намечается тенденция к увеличению числа сторонников смыслового разделения их.

Принципы разграничения не всегда ясны и мотивированы. Иногда это или просто беглое замечание относительно того, что «фантазия разновидность воображения» (Е. И. Игнатьев), или более пространное, но также неизвестно на чем основанное рассуждение о том, что «в воображении человек использует модели и функции оригиналов, сохраняя при этом отчет о своем допущении; в фантазии этот отчет значительно ослабевает, по этому признаку фантазия занимает промежуточное место между воображением и сновидением -- в последнем упомянутый отчет полностью отсутствует»!. Чаще всего, однако, суть разграничения выражается в том, что воображение рассматривается психической деятельностью, в ходе и результате которой связь с реальностью, якобы, прослеживается более отчетливо, чем в процессе фантазирования. С этих позиций творческое воображение обособляется от творческой фантазии, а образы воображения от образов фантазии (Н. С. Шабалин).

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иных нарушений психики или работы организма.

Мечта - воображение, направленное на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, так как в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

В мечтах человек создает образы желаемого. Значение мечты в жизни человека огромно. Она корректирует направленность деятельности человека, побуждает к борьбе с трудностями, под ее влиянием формируется воля, характер, способности личности. Полезная, общественно направленная мечта поднимает человека на борьбу, вдохновляет на труд. Но бывают мечты беспредметные, совершенно оторванные от действительности. Такие мечты превращаются в пустое фантазерство, в «маниловщину». Часто такие мечты называют грезами. Грезы уводят человека от мира действительных предметов и явлений в мир фантазий, делают его труд не интересным и утомительным. Основное средство борьбы с грезами - это активное участие в труде, в жизни коллектива. Грезы в отличии от галлюцинаций- это вполне нормальное психическое состояние, представляющие собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущем.

Если исходить из широкого понимания воображения как охватывающего любой психический процесс в образах, то именно потому, что этот термин включит в таком случае и память, придется, внося двойственность в термины, обозначить воображение в более узком и специфическом смысле слова в его отличии от памяти. Поэтому целесообразнее сохранить термин «воображение» для обозначения этого последнего специфического процесса. Воображение- это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.

1.2 Функции и виды воображения

Исследователи выделяют следующие функции воображения:

1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен, хотя бы отчасти, удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4. Формирование внутреннего плана действий - способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

5. Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Важное значение воображения состоит в том, что оно позволяет человеку представить результаты труда до его начала. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем, человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Основная функция воображения заключается в организации таких форм поведения, которые еще ни разу не встречались в опыте человека, в то время как функция памяти заключается в организации опыта для таких форм, которые примерно повторяют уже бывшие раннее. В зависимости от этого у воображения намечаются несколько функций совершенно различной природы, но тесно связанных с основной функцией нахождения поведения, соответствующего новым условиям среды.

Первая функция имагинативного поведения может быть названа последовательной, и она представляет наиболее важное значение для педагога. Все, что мы познаем из не бывшего в нашем опыте, мы познаем при помощи воображения; конкретнее говоря, если мы изучаем географию, историю, физику или химию, астрономию, да и любую науку, мы всегда имеем дело с познаванием таких объектов, которые непосредственно не даны в нашем опыте, но составляют важнейшее приобретение коллективного социального опыта человечества. И если изучение предметов не ограничивается одним словесным рассказом о них, а стремится проникнуть сквозь словесную оболочку описания в самую их сущность, оно непременно должно иметь дело с познавательной функцией воображения, оно должно использовать все законы деятельности воображения.

Другую функцию воображения следует назвать эмоциональной; она состоит в том, что всякая решительно эмоция имеет свое определенное, не только внешнее, но и внутреннее выражение, и, следовательно, фантазия является тем аппаратом, который непосредственно осуществляет работу наших эмоций. Из учения о борьбе за общее двигательное поле мы знаем, что далеко не все находящиеся у нас импульсы и влечения получают свое осуществление. Спрашивается, какова судьба тех нервных возбуждений, которые возникают совершенно реально в нервной системе, но не получают своего осуществления. Само собой разумеется, что они получают характер конфликта между поведением ребенка и окружающей средой. Из такого конфликта возникает при сильном напряжении заболевание, невроз или психоз, если он не получает иного выхода, т.е. если он не сублимируется и не превращается в другие формы поведения.

И вот функция сублимации, т.е. социально высшей реализации неосуществившихся возможностей, выпадает на долю воображения. В игре, во лжи, в сказке находится бесконечный источник переживаний, и фантазия, таким образом, открывает как бы новые двери для наших потребностей и стремлений к выходу в жизнь.

Эта эмоциональная функция фантазии незаметно переходит в игре в новую функцию. Можно сказать, что психологический механизм игры всецело сводится к работе воображения и что между игрой и имагнитивным поведением можно провести знак равенства. Игра есть не что иное, как фантазия в действии, фантазия же не что иное, как заторможенная и подавленная, необнаруженная игра. Поэтому на долю воображения выпадает еще третья функция, назовем ее воспитательной, назначение и смысл которой - организовывать повседневное поведение человека. Таким образом, три функции фантазии всецело согласуются с ее психологическим свойством - это поведение, направленное на формы, еще не бывшие в нашем опыте.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде, как готовое изделие, но и его промежуточные результаты в данном случае те детали, которые надо последовательно готовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение человека в процессе деятельности создает психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, и способствует его предметному воплощению.

Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», ибо системы образов и понятий тесно связаны: выбор, например, способа действия, осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.

2. Значение воображения в художественном творчестве

2.1 Основные этапы творческого воображения

Исходя из невозможности для ассоциативной психологии объяснить творческий характер воображения, интуитивистическая психология сделала в этой области то же, что и в области мышления: и там и здесь она, по выражению Гёте, проблему сделала постулатом. Когда требовалось объяснить, как в сознании возникает творческая деятельность, идеалисты отвечали, что сознание присуще творческое воображение, что сознание творит, что ему присущи априорные формы, в которых оно создает все впечатления внешней действительности. Ошибка к ассоциативной психологии, с точки зрения интуитивистов, заключается в том, что они исходят из опыта человека, из его ощущений, из его восприятий, как из первичных моментов психики и, исходя из этого, не могут объяснить, как возникает творческая деятельность в виде воображения. На самом деле, говорят интуитивисты, вся деятельность человеческого сознания проникнута творческим началом. Само наше восприятие возможно только потому, что человек привносит нечто и от себя в то, что воспринимает во внешней действительности. Таким образом, в современных идеалистических учениях две психологические функции поменялись местами. Если ассоциативная психология сводила воображение к памяти, то интуитивисты пытались показать, что сама память есть не что иное, как частный случай воображения. На этом пути идеалисты часто доходят до того, что и восприятие рассматривают как частный случай воображения. Восприятие, говорят они, есть воображаемый, строящийся умом образ действительности, который опирается на внешнее впечатление как на точку опоры и который обязан своим происхождением и возникновением творческой деятельности самого познания. Таким образом, контроверза между идеализмом и материализмом в проблеме воображения, как и в проблеме мышления, свелась к вопросу о том, является ли воображение первоначальным свойством познания, из которого развиваются постепенно все остальные формы психической деятельности, или само воображение должно быть понято как сложная форма развитого сознания, как высшая форма его деятельности, которая в процессе развития возникает на основе прежней.

Творческое воображение рассматривается как особая деятельность, представляющая особый вид деятельности памяти, а, следовательно, и мышления. Потому сначала весь процесс творческого воображения проходит в сознании и лишь, потом воплощается в реальности.

Этапы творческого воображения

1. Возникновение творческого идеала.

2. «Вынашивание» замысла

3. Реализация замысла.

Есть общие психологические механизмы всякой творческой деятельности, актуализирующиеся, однако, по-разному в неодинаковых проявлениях творчества. Такие, например, значимые психологические механизмы, как воображение, эмоциональное напряжение, память, которую еще Сеченов характеризовал как краеугольный камень всякого психического развития, имеют существенное значение в художественном творчестве. Разумеется, здесь речь идет именно о механизмах творчества, а не о специфическом направлении их действия.

Нередко самое существенное в особенностях художественного творчества связывается с ролью и значением личностного начала в процессе творчества. Своеобразие художественного творчества усматривается именно в том, что оно носит ярко выраженный личностный характер.

В художественных произведениях представлены результаты, в определенной мере непосредственно или опосредованно объективирован сам процесс творческой деятельности, материализованы (или могут быть материализованы) некоторые особенности творческого акта. (Так, например, Пушкин в тексте «Евгения Онегина» отметил, как и когда он стал различать «даль свободного романа».) Художественное произведение дает основания для возможного интроспективного анализа: от результатов к истокам. Оно позволяет осуществить мысленный эксперимент -- по характеру материализации художественной мысли строить гипотезу: как создавалось само произведение, каковы были некоторые особенности самого творческого акта.

Анализу психологических аспектов художественной деятельности может способствовать учет самых разнообразных данных. Среди них -- собственные свидетельства самого художника, воспоминания людей, окружавших автора произведения, показания современников, соответствующая переписка, подготовительные материалы, этюды, наброски, ранние редакции, правка текста и -- что особенно интересно -- характеристики личности художника, его интересов (не только художественных), привычек, направления мысли, его культуры и т. д.

Значительный интерес представляют подготовительные материалы, варианты, этюды, наброски, литературная правка и корректировка и т. д. Как документ самого; искусства, а не суждений о нем они -- более достоверное свидетельство. Эти материалы позволяют выявить некоторые этапы становления произведений, но они являются результатом материализации (пусть неокончательной, становящейся) творческой мысли художника и не всегда дают достаточное представление о подлинных мотивах, побуждающих художника двигаться в том или ином направлении.

Я.А. Пономарев выделяет четыре фазы творческого процесса:

Первая фаза (сознательная работа)- подготовка (особое деятельностное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).

Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).

Третья фаза (переход бессознательного в сознание)- вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).

Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Этапы художественного творчества:

1. Обдумывание идеи (здесь огромную роль играет вдохновение).

2. Создание модели (моделирование творения в сознании; активное участие воображения).

3. Выполнение набросков для решения, намеченного в модели (моделирование на бумаге).

4. Завершение композиционного построения (детальное моделирование).

5. Корректировка композиции (обдумывание правильности построения).

6. Окончательная обработка (необходимые исправления; завершение работы).

Важнейшим этапом творчества является обдумывание идеи. Момент, когда появляется образ предвосхищаемого творения, по сути, появляется сама цель работы. Этот этап напрямую зависит от вдохновения, одного из самых необъяснимых психических процессов.

2.2 Влияние воображения на формирование творческой идеи

При рассмотрении механизма воображения, нельзя не затронуть процесса преобразования творческой идеи.

Так называемый творческий акт, или то, что скромно именуют «решением проблем», имеют одинаковую психологическую структуру. Представим ее в виде условных пяти этапов:

I. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования задачи. Четкая формулировка задачи -- это половина решения.

II. Сосредоточенные усилия и поиски дополнительной информации. Если задача все же не поддается решению, наступает следующий этап.

III. Кажущийся уход от проблемы, переключение на другие занятия. Это период инкубации.

IV. Озарение, или инсайт. Это не всегда гениальная идея, порою лишь весьма скромных масштабов догадка. Внешне озарение выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении. У высокоодаренных людей этот скачок огромен. Но в любом акте творчества, даже при решении школьником задач по арифметике, есть такой разрыв.

V. Проверка.

Следовательно, если этапы научного и художественного творчества и не совпадают полностью, то во многом сходны. Особенно это относится к подсознательным периодам инкубации и озарения, но есть сходство также между фазой замысла в художественном творчестве и формулированием задачи в научном.

Материалы исследования показали, что полноценный образ воображения формируется, во-первых, при условии оптимального взаимодействия всех трех его циклов: диспозиции, собственно перцепции и концептуально-смыслового обобщения и, во-вторых, наиболее полной завершенности таких характеристик художественного образа восприятия, как динамичность, целостность, взаимодействия образа с деталями и сенсорно-чувственной фактурой образа.

В результате различного сочетания этих свойств возникают три основные «модификации» образа воображения: символическая, «миметическая» и художественно-реалистическая.

«Символический» художественный образ имеет преимущественно философско-содержательный характер, в нем на первый план выдвигается смысловая сторона, внешняя, конкретно-чувственная как бы поглощается содержанием и сама по себе играет вспомогательную роль, выступая здесь как различитель смысла, как символ, как знак.

«Миметический» образ воображения характерен идентификацией внешней и внутренней формы. Внешняя форма образа здесь целиком подчиняет себе содержание, отождествляя его с собой. Художественно-реалистическому образу присуще диалектическое единство внутренней и внешней формы, преодоление, точнее преобразование внешней формы посредством внутренней, при ведущей роли последней.

Промежуточными точками «шкалы выразительности», как доказывает исследование, явились следующие «подтипы» образов воображения: «ассоциативно-назывной», в котором всецело преобладает внешняя форма, «сюжетно-ролевой» контекст, передающий «реальную» коллизию, «неопределенную» внутренней формой, «ассоциативно-художественный», в основе которого лежит ассоциация с фрагментами, заимствованными из художественных произведений и, наконец, «художественный» образ, в котором внешняя форма «реорганизована» внутренней. В полученной последовательности образов с некоторой условностью и допущением можно проследить психологические механизмы динамики становления художественного образа воображения: от «фотографического», «сканирующего» опознания объекта, узнавания в нем знакомых предметов и явлений до обобщенных, символических, а иногда и фантастических воображаемых образов.

Основной механизм продуцирования миметического образа -- узнавание в тест-объекте знакомого явления: это похоже «на кресло», «на собаку», «на змею» и т. д. Сам по себе характер узнавания лишен динамики и эмоциональности и вряд ли может быть причислен к разряду психолого-эстетических механизмов. Следующие два типа, в которых внутренняя форма получила свое развитие, можно называть пред эстетическими. Она характеризуется целостностью и динамичностью продуцируемых образцов, а также нюансировкой деталей и эмоциональным откликом.

Динамичность и целостность проявляется в таких реакциях: «жираф танцует летку-енку», «человек в прыжке», «спина прогнутая», «два птенчика, им холодно, они прижались», «на балерину, балерина танцует».

Подробное восприятие деталей проявляется в таких высказываниях: «ухо, мордочка олененка, глаз, рот, носик», «цапля с клювом», «чье-то лицо, глаза, нос, рот». Однако центральным механизмом продуцирования предэстетического образа является механизм взаимодействия целостности, динамичности и сенсорной чувствительности. Примеры взаимодействия: «Лесной мишка, голова, глаза, симпатичный, красивый мишка», «черепашка милая», «изящная змейка, лисица».

Другой предэстетический тип восприятия можно назвать сюжетно-ролевым. Он сохраняет все черты целостно-динамического типа, но значительно развивает динамичную ситуацию образа до маленького рассказа.

Следует отметить т. н. «квазихудожественный» тип образа, в котором преимущественно воспроизводятся реминисценции из художественных произведений: «на чертика похож, такая физиономия, носик, ротик, бородка напоминает чертика из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки», который летел по воздуху лапками вперед, а задние болтаются»; «... фигуру Родена, получилась картина, Боттичелли -- два ветра летят, по-моему, в «Весне».

В процессе создания «квазихудожественного» образа респондент, как мы видим, пользуется готовыми «художественными клише», заимствованными из произведений искусства. И, наконец, собственно художественный образ, являющийся продуктом творческого воображения и представляющий наиболее оптимальный вариант механизма взаимодействия таких специфических свойств, как динамичность, целостность, эмоциональность и сенсорность, предопределяет художественное «смыслообразование».

Главный механизм продуцирования образа воображения заключается в ассоциативном поиске второго, иносказательного смысла, предъявленного в эксперименте тест-объекта, в его «означении» к переводе в художественный план, т. е. в создании художественной метафоры как элементарной модели художественного образа. Полученный в результате эффект «сопряжения» и является энергетическим «аккумулятором» напряжения продуцируемого образа. «Да, этот корень значительно интересней, тем предыдущий, моментальная ассоциация поверженной лани, чего-то трепетного, чего-то умирающего, поникшее лицо, запечатлен момент тоски, последняя песнь, что-то доброе, грациозное, нежное, как у античных статуй, глаза, ресницы, ассоциация настолько интересна, что видеть другого ничего не хотелось бы, see время слежу взглядом за первым впечатлением, от него трудно отделаться, оно преследует, руководит мною и доставляет радость, удовольствие».

Следует отметить, что выявленная в эксперименте «шкала выразительности» образа воображения приобретала в ответах испытуемых художественно-эстетическую специфику: воссозданные «миметические» образы интерпретировались преимущественно как комические и безобразные, «реалистические» -- как прекрасные «символические» -- как возвышенные и трагические.

2.3 Значение воображения в создании художественного образа

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности. Мощь творческого воображения и его уровень определяется соотношением двух показателей:

1) тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений;

2) тем, насколько новы и оригинальны, отличны от непосредственно данного ему порождения.

Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно.

Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия - это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах. Самая элементарная форма синтезирования образов - агглютинация - предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых, качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, Пегас-кентавр и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяющий качества танка и лодки, аккордеон - сочетание фортепьяно и баяна).

По форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан огромный как гора, и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением: многорукие боги в индийской мифологии, драконы с семью головами и т.д.

Возможный путь создания образа фантазии - заострение подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, образ схематизируется. Хороший пример схематизации - создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Наконец, синтез представления в воображении может быть произведен при помощи типизации, широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для которых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается оттого, что наблюдается в процессах памяти). Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается, подчинено потребностям и мотивам творчества.

В процессе работы над произведением имеет место некоторая идентификация художника с творимыми им образами. Так, в творчестве актера центральной проблемой выступает перевоплощение в образ. В некоторых других искусствах без него можно обойтись. Но перевоплощение специфично не только для театра. В ряде других искусств, по крайней мере, в воображении, художник также часто идентифицирует свои создания с собой. Известные высказывайся художников типа флоберовского «Эмма -- это я» именно на это и указывают. Куприн сожалел, что он не может, хотя бы на несколько дней, стать лошадью, растением или рыбой. Ему хотелось побыть женщиной, испытать роды. В «Зеленых холмах Африки» Хемингуэй рассказывает, как однажды ночью он пережил все то, что должен пережить раненый лось, он испытал за него все, начиная с шока от пули и до конца его страданий. «Писательство,-- говорил К. Паустовский,-- сделалось для меня не только занятием, не только работой, а состоянием собственной жизни, внутренним моим состоянием. Я часто ловил себя на том, что живу как бы внутри романа или рассказа». Все эти очень ценные наблюдения художников не должны быть поняты буквально, в смысле прямого отождествления автора с его творением. Как бы ни воплощал себя художник в образ, между ними всегда сохраняется дистанция. Не забудем: художник не только воспроизводит жизнь, но и объясняет ее, выносит ей приговор. К. С. Станиславский, наиболее полно и всесторонне обосновавший принципы искусства переживания с присущим ему перевоплощением актера в образ, в то же время исходил из необходимости разграничения между перспективой роли и перспективой артиста, иначе -- не допускал их отождествления. В процессе творчества механизм идентификации не действует локально, вне связи с другими психологическими механизмами. Идентификация корректируется ими, она не абсолютна, в ходе воплощения художника в образ идет сопоставление ценностей, она (идентификация) носит оценочный характер.

С проблемой идентификации сопряжена способность вживания художника в образы своего произведения. Такое вживание (эмпатия) может быть разным не только в различных, но даже в одной и той же области искусства.

Заключение

Воображение - это психический процесс, который преображает данное и порождает на этой основе новые образы. Воображение как сложный психический процесс состоит из нескольких видов: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, воссоздающее, творческое, и другие.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющее человеку ориентироваться интуитивно и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень конкретности. Воображение надо рассматривать как более сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая функция состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Третья функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, планировании и программировании деятельности.

Воображение занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение неразрывно связано с процессом памяти, оно преобразует то, что есть в памяти. Также связано с восприятием, (обогащает новые образы, делает их более продуктивными) и мышлением. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Творчество является необходимым условием развития реальности, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. В процессе творчества накапливаются новые знания и переоцениваются ранее приобретенные, преобразуется их система, уточняется мировоззренческая позиция или меняется совсем.

Самое существенное в особенностях художественного творчества связывается с ролью и значением личностного начала в процессе творчества. Своеобразие художественного творчества усматривается именно в том, что оно носит ярко выраженный личностный характер.

Этапы развития художественного творчества: обдумывание идеи, создание модели, выполнение набросков для решения, намеченного в модели, завершение композиционного построения, корректировка композиции, окончательная обработка.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Воображение формулируется в процессе творческой деятельности, хотя творчество невозможно представить вне процесса фантазирования. Творчество без воображения выступает как цепь причинно - следственных связей, постоянно варьируемых и изменяемых.

Правильное уяснение всей сложности отношений между воображением и творчеством трудно достижимо без учета того, что социальный подход к творческому результату всегда утилитарен. Это ведет к тому, что при оценке творческого продукта общественное внимание в первую очередь концентрируется на его оригинальности. Мы судим, таким образом, об интеллектуальном своеобразии субъекта по его творческому итогу. Нередко тот высокий духовный уровень развития, которого достиг субъект в процессе творческого поиска и, благодаря ему, мы склоны рассматривать предшествующему началу творчества. Так рождается иллюзия предрешенности творческого успеха от личностных качеств субъекта, в частности, от развитости его воображения.

Список использованной литературы

1. Басин Е.Я. «Психология художественного творчества». - М., 1985.

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. Для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

3. Выготский Л.С. «Психология». М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002.

4. Выготский Л.С. «Психология искусства», изд-е 2-е. М., 1968.

5. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций».- М., 1970.

6. Выготский Л.С. «Собрание сочинений». В 6т. Т.2.-М., 1964.

7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии: информ. - метод. Пособие к курсу «Психология человека». - М.; Российское педагогическое агентство, 1998.

8.Дудецкий А.Я. «Теоретические вопросы воображения и творчества: цикл лекций спецкурса для студентов пед. ВУЗа и учителей общеобразовательной школы». - Смоленск: изд-во смоленского гос. пединститута им. К. Маркса, 1974.

9. Иванов С.М. «Быстрый холод вдохновенья». - М.,1978.

10.Игнатьев Е.И. «Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью». Сб. «Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания». Ярославль, 1966.

11. «Исследование проблем психологии творчества».- М.,1983.

12. «Искусствознание и психология художественного творчества». - М.,1988.

13. Калошина И.П. «Структура и механизмы творческой деятельности». - М.,1983.

14. Коршунова Л.С. «Воображение и его роль в познании». - М.,1979.

15. Крупник Е.П. «Психологическое воздействие искусства на личность». - М.,1999.

16. Лук А.Н. «Психология творчества». - М.,1978.

17. «Общая психология». Под ред. А.В. Петровского. - М.,1970.

18. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006.

19. Пономарев Я.А. «Психологическое моделирование научного творчества». Сб. «Научное творчество». М., 1969.

20. «Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная». - М.,1990.

21. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». Изд-е 2-е, М.,1946.

22. Смирнов А.А. «Избранные психологические труды». В 2т.- Т.1. М.,1987.

23.Эйзенштейн С.М. «Психологические вопросы искусства». - М.,2002.

24. Якобсон П.М. «Психология художественного творчества». - М.,1971.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Воображение - особая форма человеческой психики. Оценка природы воображения и проблемы творческого мышления с позиций психологии. Роль воображения в процессе творческого мышления в художественном и научном творчестве. Этапы художественного творчества.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Понятие о природе воображения, отличие собственно воображения от образной памяти. Виды воображения, связь воображения и творчества, значение воображения в художественном творчестве. Преобразование действительности в воображении, его закономерные пути.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2009

    Функции воображения. Роль воображения в построении образа и программа поведения в проблемной ситуации. Воображение как деятельность синтеза. Способы синтезирования в создании образов воображения. Виды воображения. Творческое воображение.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2006

    История и потенциал воображения в художественном творчестве. Классификация видов воображения. Исследование влияния воображения на психологические функции дошкольника. Изучение психологических условий развития воображения у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2016

    Воображение как форма психического отражения, создания образов на основе ранее сформированных представлений. Сущность, виды и роль воображения в научно-техническом и художественном творчестве. Развитие воображения в процессе творческой деятельности.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Специфические функции воображения в жизни человека. Различные формы и виды человеческого воображения, его проявления. Взаимосвязь воображения с творчеством. Периодизация возрастных периодов в психологии, разноречивость в определении возрастных границ.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Понятие, основные виды и функции воображения. Проблема творческого воображения в психологии. Воображение в структуре научного познания. Уровень детального отображения задуманной идеи. Связь тенденции к риску с наличием воображения и проработанностью.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Исследователи, работающие с системой ТРИЗ. Соотношение воображения с креативностью, мышлением, способностями к созданию художественного образа. Особенности воображения в школьном возрасте в художественной, моторной сфере и познавательной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Воображение как особая форма человеческой психики, ее отличительные признаки и значение. Понятие и особенности мысленного эксперимента. Влияние воображения и творчества на развитие познавательных процессов. Основные виды, источники и функции воображения.

    реферат , добавлен 14.12.2010

    Психологическая характеристика представлений, механизмы их возникновения, функции и классификация. Изучение понятия о воображении, механизмы процесса воображения, физиологические основы, виды, влияние воображения на творческую деятельность индивида.

Роль воображения в творчестве уникальна. Его можно определить как процесс преобразования представлений о реальной действительности и создании на этой основе новых образов. То есть воображение включается каждый раз, когда мы думаем о каком-либо объекте, не имея с ним непосредственного контакта. Творческое воображение позволяет это представление преобразовать.

Творчество – процесс, в результате которого появляются принципиально новые или значительно усовершенствованные пути решения определенных задач. Очевидно, что творческое мышление и воображение связаны между собой.

Можно выделить такие особенности творческого воображения:

  • с его помощью создаются совершенно новые образы, не на основе их описания, а на основе собственных мыслей субъекта;
  • может быть как произвольным, так и непроизвольным;
  • способность к творческому воображению отчасти определяется с рождения, но ее можно развивать;
  • взаимосвязь воображения и творчества можно увидеть в их сходных этапах и приемах.

Этапы творческого воображения:

  1. Возникновение творческой идеи. В сознании появляется смутный образ, первые задумки. Это не всегда происходит осознанно.
  2. Вынашивание замысла. Размышления о том, как можно воплотить идею в жизнь, мысленное усовершенствование и т.д.
  3. Реализация замысла.

Приемы творческого воображения можно выделить, изучив результаты творческих процессов. Например, для того, чтобы придумать большинство сказочных предметов и существ, были использованы такие приемы:

  1. Агглютинация – создание образа из двух разных идей (русалка, кентавр).
  2. Аналогия – создание образа по аналогии с другим.
  3. Преувеличение или преуменьшение (Гулливер и лилипуты).
  4. Типизация – отнесение объекта к определенному типу.
  5. Придача – объекту приписываются новые функции и свойства (ковер-самолет).
  6. Перемещение – субъективное перенесение объекта в новые, непривычные ситуации.

Методы развития творческого воображения

Развитие творческого воображения происходит от непроизвольного к произвольному, и от воссоздающего к творческому. Как и другие психические процессы, оно проходит определенные этапы развития. Первый охватывает детство и юность, характеризуется волшебными, фантастическими представления о мире и отсутствием рационального компонента. На втором этапе происходят сложные изменения, вследствие перестроек в организме и самосознании, процессы восприятия становятся более объективными. Рациональный компонент появляется на третьей стадии развития воображения, оно начинает подчиняться рассудку, и именно из-за этой практичности часто приходит у взрослых в упадок.

Связь воображения с творчеством выражается в том, что они опираются на представления. Развить воображение можно с помощью таких приемов:

Виды воображения

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, здесь фантазия может создать образы, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы, фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит в основном при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное , то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Этапы творческого воображения:

· возникновение творческой идеи;

  • “вынашивание” замысла;
  • реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

· агглютинация - “склеивание” различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
  • схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Как же можно способствовать развитию мышления. Отметим, прежде всего, особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен осознать основные приемы умственного труда, уметь управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата - все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - один из важнейших факторов продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение нарушает использование полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, появляется тенденция к стереотипизации. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.



Перечислим основные факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу:

1. косность, стереотипность мышления;

2. излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу “по-новому”;

3. страх ошибки, боязнь критики, страх “оказаться глупым”, излишняя критичность к своим решениям;

4. психическая и мышечная напряженность и т.д.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например “мозговой штурм ” или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения “мозгового штурма”:

1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности, в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. “Запрет критики” - чужую идею нельзя прерывать, можно лишь похвалить, развить чужую или предложить свою идею.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. в состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов - специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав “жюри-экспертов” не включают.

Эффективность “мозговых штурмов” высока. “Мозговой штурм”, который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики , предложенной американским ученым У. Гордоном. При “синектическом штурме” предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решается задача, похожая на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - методфокальных объектов . Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят “тигр”, а фокальным “карандаш”, то получается сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш” и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Для усиления творческих мыслительных возможностей используют и “экзотические” приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активация бессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, например, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчество у обычного человека.

Для повышение эффективности умственной деятельности применяется и методика “гимнастика ума”, направленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений (см. Приложение №3).

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение – это психический процесс создания новых образов предмета, ситуации на основе ранее воспринятых.

Воображение присуще только человеку, связано с такими процессами как восприятие, память, мышление.

Удерживаемые памятью образы представления являются строительным материалом, из которого формируются новые образы – образы воображения.

Воображение как процесс подключается, когда:

Ø проблемная ситуация носит неопределенный характер, т.е. когда данные с трудом поддаются точному анализу;

Ø когда необходимо представить то, что существует в действительности, но чего раньше не видел человек;

Ø когда необходимо представить образы исторического прошлого;

Ø когда необходимо представить то, что будет в будущем;

Ø когда необходимо представить то, чего не было в действительности.

Наиболее тесно воображение связано с мышлением. Они имеют сходства и различия.

Общее:

И воображение, и мышление возникают в проблемной ситуации;

Имеют опережающий характер;

Способствуют предвосхищению будущего.

Различия:

Воображение оперирует представлениями, мышление - понятиями;

Мышление имеет операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация,

а воображение имеет приемы: агглютинация, акцентирование или заострение, гиперболизация, схематизация, типизация;

Продукт мышления – понятие, суждение, умозаключение, а продукт воображения – новые образы.

Виды воображения.

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Активное воображение – вызываемые по собственному желанию, усилием воли разнообразные образы.

Активное воображение может быть творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным).

Творческое активное воображение – самостоятельное создание новых, общественно значимых образов, является неотъемлемой стороной технического, художественного, музыкального творчества. Критерием оценки является новизна, яркость, законченность образа.

  1. Возникновение творческих идей.
  2. Вынашивание замысла.

3. Реализация замысла.

Воссоздающее активное воображение – создание образов на основе описания. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт, чертежей.

Пассивное воображение – неосуществлённые образы, программы поведения, возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Например, сон.

Пассивное может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Например, грезы.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, при временном бездействии человека. Например, в полудремотном состоянии, во сне.

Опыт №16 (стр. 123 Петровский)

Цель: изучить репродуктивное воображение.

Оборудование: 5 задач.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.