Поездной электромеханик обязанности. Должностная инструкция поездного электромеханика

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ

ЭЛЕКТРОМЕХАНИКУ

ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА

ПКБ ЦЛ

Общие положения

1.1 Инструкция электромеханику пассажирского поезда (далее - электромеханик) определяет права и обязанности по техническому обслуживанию пассажирских вагонов.
1.2 На работу электромехаником могут назначаться квалифицированные специалисты, ранее работавшие не менее одного года по одной из следующих специальностей: слесарь по ремонту вагонов, слесарь электрик или проводник пассажирского вагона.
На работу электромехаником скоростного пассажирского поезда назначаются квалифицированные специалисты, имеющие стаж работы по специальности не менее 2-х лет после сдачи экзаменов комиссии под председательство начальника пассажирского отдела отделения железной дороги или Дирекции по обслуживанию пассажиров.
1.3 Лица, принимаемые на работу электромехаником, проходят в установленном МПС России порядке медицинскую комиссию;
1.4 Электромеханик при исполнении своих рабочих обязанностей должен руководствоваться требованиями:
- настоящей Инструкции;
- Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации»;
- Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ);
- Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
- Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
- Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;
- Правил устройства электроустановок (ПУЭ), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТБ) Госэнергонадзора, Правил техники безопасности на железнодорожном транспорте Российской Федерации в установленном для электромехаников объеме;

Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов;
- Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
- Инструкций по техническому обслуживанию пассажирских вагонов;
- Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организаций движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов;

Инструкции по техническому обслуживанию оборудования пассажирских вагонов магистральных железных дорог,
- Инструкции начальнику пассажирского поезда;
- Инструкции по эксплуатации электрического и комбинированного отопления вагонов пассажирских и почтово-багажных поездов и других нормативных правовых и иных актов, относящихся к деятельности электромеханика.
1.5 В процессе обучения электромеханик проходит поездную практику, а по прибытии на постоянную работу в дело или на участок проходят стажировку общей продолжительностью не менее тридцати суток.
Электромеханикам, прошедшим стажировку и сдавшим экзамены, присваивается в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих квалификационная группа не ниже V.
1.6 Электромеханик подчиняется непосредственно руководителю поездных электромехаников предприятия, а в пути следования начальнику пассажирского поезда; при отсутствии начальника поезда электромеханик исполняет его обязанности. Электромеханик осуществляет также контроль за эксплуатацией вагонного оборудования проводниками пассажирских вагонов, работниками вагонов-клубов, вагонов технической пропаганды, вагонов с видеосалонами, вагонов с кафе-буфетом, вагонов-ресторанов, почтовых и других вагонов, следующих в составе пассажирского поезда и, при необходимости, оказывает им техническую помощь в эксплуатация вагонного оборудования.
1.7 Режим работы и отдыха для электромехаников в рейсе регламентируется графиком работы и отдыха, разрабатываемым на каждый поезд применительно к местным условиям.

Обязанности электромеханика при подготовке состава в рейс

2.1 Электромеханик должен прибыть на работу в установленное руководителем предприятия время.
2.2 По выходу на работу электромеханик должен получить инструктаж, ознакомиться с новыми нормативными, правовыми и иными актами и расписаться в соответствующем журнале. Получить рейсовый лист, форма которого приведена в приложении А настоящей Инструкции, маршрутный лист, комплект инструмента, измерительных приборов и необходимых запасных частей согласно приложения В, перчатки диэлектрические, а также ключ отопления поезда.
2.3 Ознакомившись с объемом ремонта и техническим состоянием вагонов состава по записям в Журналах приемки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона форма ВУ-З или в рейсовом листе электромеханик, приступает к осмотру состава и контролю проведения технического обслуживания вагонов в объеме ТО-1.

При осмотре вагонов в составе проверяются комплектация и исправность:

электрооборудования, в том числе высоковольтного;

электроотопительных и электроизмерительных приборов;

установки кондиционирования воздуха и принудительной вентиляции;

ручного тормоза и переходных площадок;

системы отопления (в отопительный период) и водоснабжения;

приводов генераторов;

установок пожарной сигнализации (УПС), пожаротушения; сигнализации системы контроля замыкания проводов на корпус вагона;

огнетушителя самосрабатывающего порошкового в пульте управления электрооборудованием;

оборудования кухонной плиты вагонов-ресторанов;

охладителя питьевой воды, бытовых холодильников;

системы контроля нагрева букс (СКНБ);

2.4 При обнаружении в процессе проверки неисправностей, электромеханик подает заявку с перечнем неисправностей старшим и сменным мастерам соответствующих участков.

2.5 Запрещается принимать вагоны при наличии в них неисправного электрооборудования, системы контроля нагрева букс, установок пожарной сигнализации, привода генератора, разряженной батареи, неисправных или отсутствующих межвагонных электрических соединений, при утечке тока на корпус вагона, с неработающими холодильниками, без приводных ремней привода генератора и другими неисправностями, угрожающими безопасности движения или пожарной безопасности, а также без первичных средств пожаротушения и самосрабатывающих порошковых огнетушителей.

Не допускать в пассажирский поезд вагонов с неисправными системами принудительной вентиляции, кондиционирования воздуха, СКНБ, пожарной сигнализации и пожаротушения.

2.6 При приемке пассажирского поезда постоянно действующей комиссией электромеханик совместно с мастерами (бригадирами) или старшими осмотрщиками производит контрольную проверку пассажирских вагонов.
При этом проверяют:
визуально состояние пультов управления, распределительных щитов (с лицевой и монтажной сторон), панелей автоматики, регуляторов, потребителей электроэнергии вагона, пакетных переключателей, тумблеров и автоматических выключателей;

состояние изоляции вагонных электрических цепей по сигнальным лампам или светодиодам системы контроля замыкания проводов на корпус вагона;
выборочно соответствие номиналов плавких вставок предохранителей величинам, указанным на пульте управления или распределительном щите и на электрической схеме;
наличие пломб на аппаратах регулирования, защиты, регулировочных резисторах и другого оборудования, где пломбирование предусмотрено конструкцией аппарата или оговорено в эксплуатационной документации; аппараты с нарушенной или отсутствующей пломбой считаются неисправными и должны быть заменены или проверены на соответствующих стендах;
степень зарядки аккумуляторных батарей по показанию вольтметра;

для этого необходимо включить в работу электродвигатель принудительной вентиляции и преобразователь для люминесцентного освещения или лампы накаливания; признаком заряженности аккумуляторной батареи является постоянство ее напряжения после включения нагрузки; падение напряжения ниже минимально допустимого указывает на то, что аккумуляторная батарея разряжена. В этом случае необходимо ее подзарядить;
работоспособность вентиляционных агрегатов на всех режимах работы
исправность сигнальных хвостовых фонарей, аварийного освещения, софитных светильников, настольных ламп и их выключателей;
2.7 При контрольной проверке подвагонного оборудования проверяется состояние узлов генераторов, их подвешивания и натяжение ремней. При плоскоременном приводе внимание обращается на правильность и прочность сшивки, отсутствие надрывов, расслоений в ремне и на соосность шкивов. В случае видимого смещения ведущего шкива, дают заявку на его перемонтаж.
2.8 У клиноременного привода проверяется наличие полного комплекта ремней, степень их натяжения.
2.9 У редукторно-карданных приводов всех типов проверяют отсутствие утечки масла, надежность крепления редуктора, карданного вала к фланцам редуктора и генератора, а также крепление предохранительных скоб.
2.10 При осмотре батарейных и аппаратных ящиков, проверяют плотность закрывания крышек, цельность прокладок, исправность замков, дефлекторов вентиляции и клапанов взрывобезопасности.
2.11 Проверяют работу электрооборудования холодильных агрегатов установок кондиционирования воздуха, холодильных шкафов и технологического оборудования вагонов с кафе-буфетами и вагонов-ресторанов.

2.12 Электрооборудование высокого напряжения осматривают при отсутствии на нем напряжения. Электромеханик проверяет межвагонные соединения головного и хвостового вагонов, наличие и исправность заземляющих устройств и работу автоматики управления. Он должен присутствовать при измерении сопротивления изоляции вагонной магистрали и подключении ее под напряжение от стационарного пункта отопления поездов или электровоза согласно Инструкции по эксплуатации электрического и комбинированного отопления вагонов пассажирских и почтово-багажных поездов.

2.13 После проведения приемки состава постоянно действующей комиссией предприятия приписки вагонов электромеханик проверяет выполнение работ по устранению обнаруженных комиссией недостатков по записям в журнале формы ВУ-8, где должны быть подписи работников выполнивших ремонт.

2.14 Электромеханик обязан следить за подготовкой вагонов под посадку пассажиров. До начала посадки в вагонах должны быть обеспечены требуемый температурный режим и освещение в ночное время.

2.15 До отправления поезда с путла формирования или оборота электромеханик обязан лично убедиться в исправности хвостовых сигнальных фонарей.

3 Обязанности электромеханика в пути следования поезда

3.1 После отправления поезда в рейс с пассажирской станции пункта формирования или оборота, электромеханик контролирует работу электрооборудования:
проверяет исправность хвостовых сигнальных фонарей на хвостовом вагоне;
осматривает электрооборудование внутри вагона и на наружной стороне щитов и пультов управления;
записывает в рейсовый лист показания электроизмерительных приборов;
проверяет работу цепей потребителей электроэнергии, сигнализации нагрева роликовых букс и установок пожарной сигнализации;
проверяет состояние изоляции электрооборудования по сигнализации замыкания на корпус;
контролирует работу электрооборудования высокого напряжения;
проводит дополнительный инструктаж проводников вагонов по особенностям эксплуатации конкретного типа вагонов непосредственно на рабочем месте проводника.

3.2 После 3-4 часов движения пассажирского поезда с пункта формирования или оборота электромеханик должен проверить показания электроизмерительных приборов и записать в рейсовом листе электромеханика ток заряда аккумуляторной батареи, ее напряжение, напряжение генератора и сети освещения каждого пассажирского вагона поезда.
3.3 Контроль за работой электрооборудования вагонов с записью показаний электроизмерительных приборов производится в пути следования не реже, чем три раза в сутки.
3.4 При срабатывании предохранители в цепи генератора, аккумуляторной батареи или любого потребителя электромеханик выявляет причину срабатывания, устраняет ее, заменяет плавкую вставку предохранители и проверяет работу электрооборудования вагона. Если отказы в пути следования устранить невозможно, на ближайшей остановке поезда потребители электроэнергии переключают на электроснабжение от соседнего исправного вагона.
При переходе на электроснабжение пассажирского вагона (не более одного) от исправного соседнего вагона, электромеханик обязан сначала убедиться в полной исправности электрооборудования вагона, от которого предполагается брать электроэнергию. При отсутствии плюсовых утечек тока на корпус в обоих вагонах подключить межвагонные соединения и включить пакетные выключатели на щитах или пультах обоих вагонов соответственно “Подача в магистраль” и “Прием из магистрали”. После этого не менее 15 мин. следует осуществлять непрерывный контроль за рабой электрооборудования обоих вагонов.
Перевод цепей потребителей электроэнергии на питание от другого пассажирского вагона оформляют актом произвольной формы за подписями начальника поезда, электромеханика, проводника, начальника или заместителя начальника почтового вагона аварийного и исправного.
На вагонах без аварийной осветительной магистрали в случае отказа системы энергоснабжения и невозможности восстановления ее работоспособности, электромеханик ставит об этом в известность начальника поезда.
3.5При обнаружении сработавшего предохранителя в цепи обмотки возбуждения генератора постоянного тока допускается на остановках вагона снять пломбу, вскрыть кожух угольного регулятора напряжения и заменить предохранитель, о чем должен быть составлен акт формы ФМУ-73 за подписью начальника и электромеханика поезда. При повторном срабатывании предохранители в цепи обмотки возбуждения генератора, потребители питают от исправного пассажирского вагона.
3.6 Сработавший аппарат токовой защиты в цепи какого-либо потребителя электроэнергии электромеханик восстанавливает после проверки цепи. Обнаруженные дефекты устраняются. В случае повторного срабатывания аппарата токовой защиты цепь потребителей электроэнергии отключается от системы электроснабжения до выяснения причины отказа в пункте формирования или оборота.

3.7 Работоспособность цепей потребителей электроэнергии проверяют в движении вагона путем включения их с пульта управления электрооборудованием вагона и наблюдения за показаниями электроизмерительных приборов и сигнализации.

3.8 Электромеханик участвует в осмотре подвагонного оборудования, производимого работниками пунктов технического обслуживания (ПТО). На промежуточных станциях электромеханик выясняет причины посторонних шумов или стуков, возникающих при движении поезда. Проверяет крепление генератора, привод генератора, ящики с электрооборудованием, состояние клеммных коробок, кабелей, разъемных соединений, крепление термодатчиков на буксах, дефлекторов аккумуляторных ящиков. При обнаружении отказов оборудования, расположенного под вагоном, или неудовлетворительного состояния его предохранительных устройств, принимает меры по обеспечению безопасности движения силами поездной бригады (на промежуточных станциях) или совместно с работниками ПТО.

3.9 При показаниях системы контроля замыкания проводов на корпус вагона, указывающих на снижение сопротивления изоляции в электрических цепях вагона, электромеханик на остановках должен определить цепи с пониженным сопротивлением изоляции и места нарушения изоляции в них.

Если выявить причину снижения сопротивления изоляции электрической цепи во время рейса невозможно, цепь отключают.

В скоростном поезде при срабатывании СКНБ или при обнаружении другой неисправности вагона, угрожающей безопасности движения поездов и жизни пассажиров, электромеханик должен немедленно сообщить об этом начальнику поезда, который по радиосвязи передает машинисту локомотива сообщение о необходимости немедленной остановки поезда. Если передать такое сообщение машинисту локомотива не представляется возможным, поезд должен быть остановлен стоп-краном.

Во всех случаях при отказе системы контроля нагрева букс электромеханик дает указание проводникам вагонов на остановках поезда проверять нагрев букс в соответствии с Инструкцией проводнику пассажирских вагонов.

3.10 В случае остановки поезда после срабатывании системы контроля нагрева букс электромеханик и начальник поезда должны лично проверить температуру букс на ощупь.

При значительном нагреве буксы электромеханик, начальник поезда и машинист локомотива устанавливают безопасный режим движения до ближайшей станции или ПТО, где колесную пару выкатывают из-под вагона для полной ревизии букс с целью установления причины нагрева.

При отказе термодатчика (обрыв) СКНБ допускается движение вагона до ближайшего ПТО с одним временно шунтированным термодатчиком.

При отказе цепи какого-либо пожарного извещателя в темное время суток (блок управления сигнализирует о пожаре или неисправности) допускается временно эксплуатировать установку с отключенной акустической сигнализацией до наступления светлого времени суток, а при невозможности установить и устранить причину отказа цепи извещателя в светлое время суток - до пункта формирования или оборота. В этом случае необходимо систематически проверять помещение и состояние оборудования в месте расположения отказавшего пожарного извещателя.

Во всех указанных случаях составляют акт формы ФМУ-73 в двух экземплярах за подписью начальника поезда, электромеханика и проводника вагона.

3.11 Во время проверки работы электрического оборудования главный пакетный переключатель режимов системы электроснабжения запрещается устанавливать в нулевое положение, так как системы контроля нагрева роликовых букс, установка пожарной сигнализации, цели автоматики, сигнализация в этом случае оказываются отключенными.

3.12 В случае возникновения возгорания или пожара в пассажирском вагоне электромеханик должен действовать согласно Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов и совместно с начальником поезда принимать участке в эвакуации пассажиров и тушении пожара.

3.13 В пути следования поезда при осмотрах составов поездов, сменах локомотивов, а также в пункте оборота и формирования электромеханик совместно с локомотивной бригадой или работниками указанных пунктов подключает высоковольтные соединения к локомотиву. При постановке состава пол электроотопление на станции от стационарного пункта высоковольтного энергоснабжения электромеханик подключает и отключает высоковольтную магистраль согласно местной инструкции.

3.14 В случае возникновения неисправности электрооборудования, которую невозможно устранить в пути следования, электромеханик через начальника поезда должен подать заявку на проведение ремонта в депо (на участке) пункта оборота или формирования.

3.15 В случае обнаружения работниками ПТО на промежуточных станциях или в пунктах оборота неисправностей, требующих замены колесных пар или демонтажа редукторно-карданного привода, составляется акт ФМУ-73 с указанием неисправности; при этом демонтированные детали редукторно-карданного привода доставляются в пункт формирования пассажирского поезда. Акт ФМУ-73 должен быть подписал работником ПТО, начальником поезда или электромехаником.

3.16 Электромеханику в пути следования запрещается:

производить ремонт электрооборудования при наличии напряжения в ремонтируемой цепи;

использовать нетиповые плавкие вставки, устанавливать в предохранители плавкие вставки, не соответствующие номинальным значениям защищаемой цепи;

работать с оборудованием, расположенным под вагоном, на неогражденном составе;

прокладывать временные кабели (провода) как внутри вагона, так и из вагона в вагон.


Похожая информация.


0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Поездной электромеханик 5-го разряда" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - полное или базовое общее среднее образование. Профессионально-техническое образование. Повышение квалификации. Стаж работы по технологически смежной или родственной профессии 4 разряда не менее 1 года.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- кинематические, электрические схемы и строение оборудования и установок пассажирских вагонов всех типов, обслуживаемых;
- технические характеристики отдельных деталей и узлов, установок и устройств вагонов;
- правила, технические указания, инструкции заводов-изготовителей, допуски и нормы срабатывания, которые допускаются во время эксплуатации и ремонта деталей и узлов вагонов;
- строение и конструкцию контрольно-измерительных приборов, устройств и инструментов, применяемых во время обслуживания, ремонта и испытания узлов пассажирских вагонов, правила пользования ими;
- основы электротехники и механики;
- порядок технической подготовки вагонов поезда в рейс;
- прием и сдача состава;
- способы выявления, предотвращения и устранения неисправностей в работе деталей и узлов вагонов;
- технологию обслуживания и контроля технического состояния вагонов и их экипировка;
- размещение пунктов технического обслуживания и экипировки вагонов на пути следования пассажирского поезда;
- расписание движения пассажирских поездов;
- инструкции по обеспечению безопасности движения и пожарной безопасности пассажирских поездов.

1.4. Поездной электромеханик 5-го разряда назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Поездной электромеханик 5-го разряда подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Поездной электромеханик 5-го разряда руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Поездной электромеханик 5-го разряда во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Проводит техническое обслуживание во время следования пассажирских поездов, которые состоят из вагонов без электроотопления или кондиционирования воздуха.

2.2. Проверяет техническое состояние, следит за работой, выявляет по показаниям приборов дефекты и устраняет неисправности, возникающие в работе электрооборудования, системы контроля нагрева букс с роликовыми подшипниками, редукторно-карданных приводов аккумуляторных батарей, устройств водоснабжения и отопления, внутривагонного электрического и холодильного оборудования, сети электрического освещения, генераторов, преобразователей тока, выпрямителей, компрессоров, конденсаторов, сигнализаторов налива воды, приборов обогрева, межвагонных электрических соединений, хвостовых сигнальных и посадочных фонарей, антенны радиопункта, вентиляционных установок, аппаратуры внутреннепоездной телефонной связи, радиосвязи и радиовещательной сети в вагонах всех типов, которые обслуживаются.

2.3. Проверяет качество и объемы ремонтных работ, выполняемых по заявкам поездного электромеханика в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов.

2.4. Ведет установленную документацию.

2.5. Инструктирует работников поездной бригады по техническому обслуживанию установок, которые эксплуатируются ими, и оборудование пассажирских вагонов, и принимает решение и действует в аварийной ситуации.

2.6. Ремонт электрооборудования вагонов в пути следования.

2.7. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.8. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Поездной электромеханик 5-го разряда имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Поездной электромеханик 5-го разряда несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Поездной электромеханик 5-го разряда несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Поездной электромеханик 5-го разряда несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Поездной электромеханик 5-го разряда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Поездной электромеханик 5-го разряда несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Поездной электромеханик 5-го разряда несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Поездной электромеханик 5-го разряда несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Добавлен на сайт:

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая "Инструкция по охране труда для поездного электромеханика в пассажирском хозяйстве ОАО "РЖД" разработана на основе , "Отраслевых в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта" ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02 и устанавливает основные требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте оборудования пассажирских вагонов, при обслуживании оборудования в пути следования поезда поездным электромехаником (далее - электромеханик).

1.2. К работе электромеханика допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обучение и проверку знаний по специальности и охране труда, предварительный (при приеме на работу) медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, противопожарный инструктаж, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

1.3. Электромеханик в процессе работы должен проходить:

1.3.1. повторные инструктажи не реже одного раза в три месяца;

1.3.2. целевые инструктажи при выполнении разовых работ;

1.3.3. внеплановые инструктажи:

При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

При нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, отравлению, аварии, пожару, взрыву;

По требованию органов надзора;

При перерывах в работе более чем на 30 календарных дней;

По решению работодателя (или уполномоченного им лица), руководителя подразделения;

При поступлении из аппарата управления ОАО "РЖД", железной дороги, других филиалов организационно-распорядительных документов о мерах по предупреждению травм, аварий, крушений, взрывов, пожаров, отравлений, происшедших в других подразделениях;

1.3.4. очередную проверку знаний по охране труда не реже 1 раза в 2 года;

1.3.5. внеочередную проверку знаний по охране труда:

При вводе в эксплуатацию нового оборудования, изменениях в техпроцессах, требующих дополнительных знаний по охране труда, при этом осуществляется проверка знаний по соответствующим изменениям;

После произошедших аварий или несчастных случаев на производстве, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками требований нормативных актов по охране труда;

При перерывах в работе более одного года;

1.3.6. периодические медицинские осмотры в установленном порядке;

1.3.7. периодическое обучение, не реже одного раза в год, по оказанию первой помощи пострадавшим;

1.3.8. проверку знаний по электробезопасности один раз в год.

1.4. У электромеханика должна быть группа по электробезопасности не ниже IV и допуск к работе с электроустановками с напряжением выше 1000 В.

1.5. В процессе работы на электромеханика могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

Движущийся подвижной состав и другие транспортные средства;

Повышенный уровень шума;

Повышенный уровень вибрации;

Повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

Расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола вагона);

Недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

Пониженная или повышенная температура поверхностей оборудования вагона;

Повышенная подвижность воздуха;

Повышенный уровень электромагнитных излучений;

Нервно-психические перегрузки;

Патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы).

1.6. Электромеханик должен знать:

Действие на человека опасных и вредных производственных факторов;

Требования электробезопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и места расположения первичных средств пожаротушения;

Схему формирования состава обслуживаемого поезда;

Устройство и характеристики оборудования вагонов;

Порядок проведения технологических операций при подготовке, экипировке, приемке и сдаче состава;

Способы предупреждения, выявления и устранения неисправностей в работе оборудования вагонов;

Световые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;

Правила оказания первой помощи и места расположения аптечек.

1.7. Электромеханик должен согласно статье 214 Трудового кодекса Российской Федерации:

Соблюдать требования охраны труда;

Правильно и своевременно применять средства индивидуальной защиты (СИЗ), выданные ему в установленном порядке;

Сообщить начальнику поезда о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или членов поездной бригады и оказать пострадавшим первую помощь;

В случае получения травмы или заболевания прекратить работу, поставить в известность мастера (бригадира), а в пути следования начальника поезда и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение;

Осуществлять контроль за работоспособностью вагонного оборудования, эксплуатируемого работниками поездной бригады, проводниками вагонов, работниками вагонов-клубов, вагонов технической пропаганды, вагонов с видеосалонами, вагонов с купе-буфетами, вагонов-ресторанов, почтовых и других вагонов, следующих в составе пассажирского поезда;

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха.

1.8. При нахождении на железнодорожных путях электромеханик должен соблюдать следующие требования:

Проходить по территории железнодорожной станции, территориям пункта формирования и оборота поездов, пункта отстоя вагонов по установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам, быть внимательным в темное время суток, при гололеде и при плохой видимости;

Выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков и надписей, а также показаний ограждающих светофоров и сигналов, подаваемых водителями транспортных средств, машинистами локомотивов, сигналистами и составителями поездов;

Проходить вдоль железнодорожных путей только по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям вагоны и локомотивы;

Переходить железнодорожные пути только под прямым углом, предварительно посмотреть на пути справа и слева от себя и убедиться, что в этом месте нет движущегося подвижного состава;

Переходить железнодорожный путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами или переходными площадками вагонов, проверив исправность поручней и подножек и при сходе располагаясь лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода;

При сходе с переходной площадки вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода;

Обходить группы вагонов или локомотивов, стоящих на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

Проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м.

1.9. Не допускается электромеханику при нахождении на железнодорожных путях:

Переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом и другими транспортными средствами;

Садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;

Находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

Переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и поперечных скреплений стрелочных переводов;

Становиться или садиться на рельс;

Становиться между остряком и рамным рельсом или в желоба на стрелочном переводе.

1.10. Выходя на железнодорожный путь из вагонов, помещений, из-за зданий, которые затрудняют видимость железнодорожного пути, необходимо, предварительно осмотрев пути справа и слева от себя, убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза не привыкнут к темноте.

1.11. На электрифицированных участках железных дорог электромеханику запрещается приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м, а также прикасаться к оборванным проводам контактной сети независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет.

При обнаружении обрыва проводов или других элементов контактной сети, а также свисающих с них посторонних предметов электромеханик обязан немедленно сообщить об этом начальнику поезда, в ближайший район контактной сети или дежурному по железнодорожной станции, поездному диспетчеру.

До прибытия ремонтной бригады опасное место необходимо оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

1.12. Электромеханику запрещается подниматься на крышу вагона на электрифицированных участках железнодорожных путей для производства каких-либо работ. Лестница для подъема на крышу вагона должна быть заперта трехгранным ключом и опломбирована.

1.13. Электромеханик должен выполнять требования пожарной безопасности, установленные Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов, утвержденной МПС России 04.04.1997 N ЦЛ-ЦУО-448, и Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте", утвержденными МПС России 11.11.1992 N ЦУО-112, в том числе:

Курить только в отведенных и приспособленных для этих целей местах;

Не применять для освещения открытый огонь;

Не пользоваться электронагревательными приборами в местах, не оборудованных для этих целей;

В случае обнаружения признаков замораживания трубопроводов производить их отогревание только горячей водой: не допускается производить отогревание трубопроводов факелом, горячим углем, паяльной лампой;

Знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

1.14. Электромеханик должен обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 28.12.2012 N 2738р "Об утверждении порядка обеспечения работников ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты" и приказа Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 N 582н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением":

костюм "Механик-Л";

ботинки юфтевые на полиуретановой подошве;

плащ для защиты от воды;

перчатки с полимерным покрытием;

боты диэлектрические дежурные;

перчатки диэлектрические дежурные;

жилет сигнальный 2 класса защиты.

При работе в неотапливаемых помещениях или на наружных работах зимой дополнительно:

костюм для защиты от пониженных температур "Механик" - по поясам;

сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;

сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР ЖД" в III, IV и особом поясах или

валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах;

галоши на валенки (сапоги валяные).

1.15. Электромеханик должен хранить личную одежду и спецодежду отдельно в шкафчиках в раздевалке, а также следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт. Шкафчики должны содержаться в чистоте и порядке.

1.16. Электромеханик должен соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой рук, мыть их теплой водой с мылом.

1.17. В пути следования электромеханик должен соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи, питьевой воды.

Воду пить только кипяченую или бутылированную.

1.18. Нарушение электромехаником требований настоящей инструкции влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Требования охраны труда перед началом работы и при подготовке вагонов в рейс

2.1. Электромеханик обязан явиться на работу одетым в форменную одежду, в установленное руководителем предприятия время.

2.2. Электромеханик должен иметь при себе удостоверение на допуск к работе в электроустановках.

2.3. Перед отправлением поезда в рейс электромеханик должен: получить целевой инструктаж, в том числе по мерам безопасности в аварийных ситуациях; получить необходимую документацию, комплекты инструмента, измерительных приборов и запасных частей, а также ключ отопления поезда и перчатки диэлектрические в количестве не менее 2-х пар.

Диэлектрические перчатки не должны иметь механических повреждений, быть влажными и должны иметь штамп о проверке. Отсутствие проколов или разрывов диэлектрических перчаток следует проверить путем скручивания их в сторону пальцев. Наличие воздуха в скрученной перчатке будет свидетельствовать о ее целостности. Влажные перчатки следует протереть сухой тканью снаружи и изнутри. При работе в перчатках их края не допускается подвертывать.

2.4. Перед началом работы электромеханик должен надеть исправные спецодежду и спецобувь, привести их в порядок:

Застегнуть на пуговицы обшлага рукавов;

Заправить свободные концы одежды так, чтобы они не свисали.

Не допускается носить расстегнутую спецодежду и с подвернутыми рукавами.

Закрепленные за электромехаником СИЗ должны быть исправны и подобраны по размеру.

Головной убор, надеваемый в зимнее время, не должен мешать хорошей слышимости сигналов.

2.5. Электромеханик перед отключением или подключением высоковольтной магистрали головного вагона к электровозу или к колонке стационарного пункта электроснабжения должен проверить, что переключатели режимов электроотопления всех вагонов установлены в нулевое положение.

2.6. Электромеханик должен соединять и разъединять высоковольтные соединения между электровозом и головным вагоном в диэлектрических перчатках в обязательном присутствии машиниста электровоза (в том числе работающего без помощника). У машиниста должны находиться блокирующие ключи выключателей пульта управления электровозом и реверсивная рукоятка контроллера машиниста.

При соединении и разъединении высоковольтных соединений на электровозе должны быть полностью опущены все токоприемники.

После соединения высоковольтной магистрали состава с электровозом электромеханик должен передать ключ отопления поезда машинисту электровоза.

С момента передачи ключа отопления машинисту электровоза высоковольтная магистраль поезда считается под высоким напряжением. Ключ отопления должен находиться у машиниста электровоза до возникновения необходимости отцепки электровоза, отцепки и прицепки вагонов, проверки исправности действия и ремонта высоковольтного электрооборудования вагонов.

3. Требования охраны труда во время работы в пути следования поезда

3.1. Электромеханик не должен допускать, чтобы главный пакетный переключатель в распределительном щите каждого вагона был установлен в нулевое положение (при этом отключится система контроля нагрева букс колесных пар), что может привести к аварийной ситуации.

3.2. Перед техническим обслуживанием и ремонтом высоковольтного и низковольтного электрооборудования вагона электромеханик должен отключить напряжение. Закрыть щит на ключ и повесить табличку "Работают люди". Произвести запись о выполнении работы в журнале.

3.3. Переключение электроснабжения неисправного вагона к соседнему исправному вагону (не более одного вагона) должно выполняться при остановленном поезде и при огражденных вагонах.

3.4. Все работы по ремонту, обслуживанию электрических защитных устройств, генератора электромеханик должен проводить только на стоянке поезда.

3.5. Во время стоянки, при выяснении причин посторонних шумов или стуков, возникших при движении поезда электромеханику запрещается подлезать под вагоны не огражденного состава.

3.6. При показаниях системы контроля замыкания проводов на корпус вагона электромеханик должен определить цепи с пониженным сопротивлением изоляции, места нарушения изоляции в ней и устранить неисправности, а при невыявленной причине снижения сопротивления изоляции отключить электрическую цепь.

3.7. Электромеханик должен надевать приводной ремень на шкив генератора или снимать его только после остановки поезда и его ограждения сигналами остановки.

3.8. При наличии напряжения в высоковольтной магистрали запрещается:

Открывать кожух нагревательных элементов котла;

Ремонтировать подвагонное оборудование;

Разъединять межвагонные электрические соединения;

Открывать подвагонный высоковольтный ящик.

3.9. При осмотре котельного отделения и техническом обслуживании отопительной установки боковые двери тамбура должны быть заперты.

Техническое обслуживание отопительной установки электромеханик должен выполнять в рукавицах.

3.10. Производить долив воды в систему отопления допускается только при выключенном электроотоплении на распределительном щите.

3.11. При устранении течи воды из котла комбинированного отопления вагона и удалении скопившейся воды электромеханик должен отключить высоковольтные нагреватели котла отопления установкой переключателя режимов отопления вагона в нулевое положение и снять предохранитель "отопление" или отключить автоматический выключатель "управление отоплением" на пульте вагона.

3.12. При прибытии поезда на станцию, где будет производиться смена локомотива, прицепка или отцепка вагонов в поезде и выполнение технологических операций соединения и разъединения высоковольтной магистрали между головным вагоном и электровозом, электромеханик должен находиться в головном вагоне.

3.13. В зимнее время при остановке состава на 15 и более минут электромеханик может проводить очистку снега и льда с подвагонного оборудования только после закрепления состава тормозными башмаками. Тормоз должен быть отпущен с проверкой отхода тормозных колодок от колес или тормозных накладок от тормозных дисков.

Для предотвращения переохлаждения и обморожения электромеханик должен использовать для обогрева перерывы в работе.

При производстве работ электромеханик должен надевать сигнальный жилет со световозвращающими полосами, головной убор или каску и защитные очки.

3.14. Электромеханику в пути следования запрещается:

Производить ремонт электрооборудования при наличии напряжения в ремонтируемой цепи;

Использовать нетиповые плавкие вставки, устанавливать в предохранители плавкие вставки, не отвечающие номинальным значениям защищаемой цепи;

Использовать временно проложенные кабели (провода), сращенные скруткой или пайкой, как внутри вагона, так и из вагона в вагон;

Садиться в вагон после начала движения, а также выходить из вагона до полной остановки поезда;

Открывать во время движения боковые тамбурные двери, спускаться на подножки вагона, высовываться из двери или окна тамбура, переходить с подножки одного вагона на подножку соседнего вагона;

Спускаться на подножки тамбура при движении поезда для наблюдения за работой подвагонного оборудования;

Производить соединение-разъединение электрических межвагонных соединений через открывающиеся фартуки переходных суфле;

Подниматься на крышу вагона при движении поезда, на остановках при неогражденном составе, в снег, дождь, при тумане или сильном ветре, а также на электрифицированных участках железнодорожных путей.

3.15. Разводные ключи, плоскогубцы, отвертки и другой слесарный инструмент должны быть с изолирующими рукоятками. Отвинчивание гаек, требующее применения больших усилий, необходимо производить ключами с удлиненными рукоятками. Не допускается наращивание ключей и заполнение зазора между губками ключа и гайкой прокладками. Не допускается отворачивать гайки зубилом и молотком.

3.16. Для снятия предохранителя, находящегося на распределительном щитке, электромеханик должен использовать специальную рукоятку.

Запрещается заменять предохранители, находящиеся под напряжением.

3.17. Не допускается переход электромеханика из вагона в вагон при наличии повреждений фартуков переходных площадок и их фиксаторов, резинового ограждения переходов, угрожающих безопасному проходу.

При поднятых фартуках опускать их необходимо плавно действием "от себя".

Для опускания фартука соседнего вагона необходимо выйти из вагона, перейти в соседний вагон и опустить фартук действием "от себя".

При переходе из вагона в вагон необходимо становиться на верхнюю поверхность фартука, а рукой держаться за специальную скобу межвагонного суфле.

В зимнее время переходные площадки могут быть покрыты льдом и снегом, поэтому становиться на поверхность площадки надо всей ступней.

Двери закрывать и открывать необходимо только за ручки дверей.

Держаться за дверные пазы, наружные решетки, а также закрывать снаружи боковые тамбурные двери, держась за решетку, не допускается.

3.18. При отсутствии высокой платформы перед выходом из вагона электромеханик должен поднять откидную площадку и надежно закрепить ее на фиксатор. Если откидная площадка не открылась под действием пружины, поднять откидную площадку вручную, находясь при этом на безопасном расстоянии от нее.

3.19. При осмотре и ремонте вагонного оборудования не допускается вставать на откидные столики, дверные ручки, упираться ногами в стенки и перегородки вагона, а также пользоваться стремянками на ходу поезда.

3.20. Для дополнительного освещения электромеханик должен применять переносной светильник с предохранительной сеткой и лампой напряжением не выше 42 В или переносной светильник с автономным источником питания.

3.21. Электромеханику в целях обеспечения пожарной безопасности в пути следования запрещается:

Включать силовую и осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, при нагреве аппаратов или отдельных мест на пульте управления;

Включать электроплитки и другие электроприборы, не предусмотренные электрической схемой вагона;

Хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, светильников и бытовых электроприборов, предусмотренных конструкцией вагона;

Включать электрообогреватели водоналивных и сливных труб, не имеющих устройств автоматического отключения, более чем на 15 - 20 минут;

Включать в ручном режиме обогрев вагона с электрическим отоплением более чем на 30 минут;

Включать электрокалориферы при неработающей вентиляции и допускать нагрев воздуха выше 28 °C;

Оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки;

Эксплуатировать неисправные аккумуляторные батареи и производить их зарядку неустановленным способом;

Закрывать переходные тамбурные двери при неисправной вызывной сигнализации на внутренний замок.

3.22. При производстве маневровых работ электромеханик, находящийся в вагоне, должен прекратить работу, сесть на диван и не производить никаких работ до полной остановки состава.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Действия электромеханика при возникновении аварий и аварийных ситуаций

4.1.1. В пути следования пассажирского поезда могут возникнуть аварийные ситуации, в том числе:

Вынужденная остановка поезда (неисправность локомотива или вагонов, отключение электроэнергии, неисправность железнодорожного пути);

Разрыв поезда в пути, сход подвижного состава с рельсов;

Возгорание в вагоне поезда, могущее привести к пожару или взрыву;

Обрыв контактного провода;

Обнаружение взрывных устройств, других подозрительных предметов.

4.1.2. При вынужденной остановке пассажирского поезда, разрыве его в пути следования или сходе состава с рельсов электромеханик, по указанию начальника поезда, выполняя операции по отцепке и прицепке вагонов в составе поезда, закреплению и ограждению поезда, проверке состояния сцепных приборов у разъединившихся вагонов, замене тормозных рукавов, контрольном опробовании тормозов должен соблюдать следующие требования безопасности:

При закреплении подвижного состава на путях использовать исправные тормозные башмаки;

При подкладывании и снятии тормозных башмаков держаться одной рукой за раму вагона;

При контрольном опробовании тормозов производить плавное открытие концевого крана, удерживая одной рукой тормозной рукав около головки;

Отцепку и прицепку вагонов в составе поезда производить под наблюдением начальника поезда;

Работы производить в рукавицах и перемещаться вдоль состава по обочине железнодорожного полотна.

4.1.3. При обнаружении задымленное в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда электромеханик совместно с членами поездной бригады должен действовать согласно Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов, утвержденной МПС России 04.04.1997 N ЦЛ-ЦУО-448:

Остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе, под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров из вагона и препятствующих тушению пожара;

Обесточить вагон, кроме цепи аварийного освещения в ночное время;

Открыть тамбурные боковые и торцевые двери и закрепить их на защелки;

Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров через тамбурные двери в соседние вагоны;

При невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери разбить или открыть аварийные выходы (окна) и произвести эвакуацию пассажиров через них;

Убедившись в полной эвакуации пассажиров из вагона, удалить в обязательном порядке предохранитель, расположенный в коробке на аккумуляторном ящике с целью полного обесточивания вагона;

Приступить к тушению пожара огнетушителем или другими средствами пожаротушения до прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда, а после прибытия командного состава пожарного подразделения на место происшествия руководствоваться его указаниями;

В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест с последующим выполнением всех вышеуказанных действий.

4.1.4. Электромеханик расцепку поезда с горящим вагоном должен производить в следующей последовательности:

Взять у машиниста локомотива или его помощника ключ отопления поезда и разъединить высоковольтную магистраль электровоза и головного вагона поезда согласно пункту 2.6 настоящей инструкции;

Поднять переходные площадки и разъединить межвагонные соединения с обоих концов горящего вагона;

Перекрыть концевые краны и разъединить тормозные рукава горящего и соседнего вагонов со стороны хвостовой части поезда;

Привести в действие автотормоза хвостовой, оставляемой на месте, части поезда;

Установить рычаг автосцепки горящего вагона со стороны хвостовой части поезда в положение расцепа;

Продвинуть головную часть поезда вместе с горящим вагоном электровозом на расстояние не менее 10 м от хвостовой части поезда;

Перекрыть концевые краны, разъединить тормозные рукава горящего и соседнего вагонов со стороны головной части поезда;

Привести в действие автотормоза горящего вагона полным открытием концевого крана;

Установить рычаг автосцепки горящего вагона в положении расцепа;

Продвинуть головную часть поезда на расстояние не менее 15 м от горящего вагона.

4.1.5. При отцепке хвостовой части поезда и горящего вагона, ограждении поезда на перегоне электромеханик должен подавать машинисту локомотива сигналы, установленные "Инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации".

4.1.6. При тушении пожара электромеханик должен применять только пенные углекислотные и порошковые огнетушители. Не допускается направлять струю углекислоты или порошка из огнетушителя в сторону людей.

При попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть ее платком или другим материалом и промыть водным раствором соды.

Не допускается при тушении углекислотными огнетушителями браться незащищенной рукой за раструб и подносить раструб ближе 2 м к пламени.

Не допускается при тушении порошковыми огнетушителями подносить пистолет-распылитель ближе 1 м к пламени.

4.1.7. Допускается тушить горящие предметы водой и воздушно-пенными огнетушителями только с разрешения руководителя работ или другого ответственного лица после снятия напряжения с контактной сети и ее заземления.

Допускается тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактного провода, без снятия напряжения с контактной сети. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м согласно Правилам электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" 03.07.2008 N 12176.

4.1.8. При тушении пламени кошмой, его накрывают так, чтобы огонь из-под кошмы не попал на тушащего человека.

4.1.9. При тушении пламени песком нельзя поднимать совок, лопату на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

4.1.10. Не допускается выход пассажиров из вагона при обнаружении находящегося под напряжением упавшего на вагон или рядом с ним контактного провода. При возникновении угрозы возгорания вагона покидать его необходимо не дотрагиваясь руками до наружных частей вагона. С подножки на землю необходимо спрыгнуть сразу обеими ногами. Удаляться от вагона, до снятия напряжения с контактного провода, можно только прыжками или мелкими шагами, не превышающими длины стопы, не отрывая ног от земли, чтобы не попасть под "шаговое напряжение".

При поражении электрическим током необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия электрического тока (отключить электроустановку, которой касается пострадавший, выключателем, рубильником или другим отключающим аппаратом, а также снятием предохранителей или разъемом штепсельного соединения), соблюдая при этом меры безопасности и не прикасаясь к пострадавшему голыми руками, пока он находится под действием тока.

Для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода с напряжением до 1000 В необходимо воспользоваться канатом, палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток. Можно оттащить пострадавшего от токоведущих частей за одежду (если она сухая и отстает от тела), избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и частям тела пострадавшего, не прикрытым одеждой. Можно оттащить пострадавшего за ноги, при этом оказывающий помощь не должен касаться его обуви или одежды без средств электрозащиты своих рук, так как обувь и одежда могут быть сырыми и являться проводниками электрического тока. Можно изолировать себя от действия электрического тока, встав на сухую доску. При отделении пострадавшего от токоведущих частей необходимо действовать одной рукой.

Если электрический ток проходит в землю через пострадавшего, сжимающего в руке провод, находящийся под напряжением, необходимо прервать действие электрического тока следующим образом:

Отделить пострадавшего от земли (подсунуть под него сухую доску или оттянуть ноги от земли веревкой или одеждой);

Перерубить провод топором с сухой деревянной рукояткой;

Перерезать провод, применяя инструмент с изолирующими рукоятками (кусачки, пассатижи).

Если пострадавший находится на высоте, то отключение установки и тем самым освобождение пострадавшего от действия тока может вызвать его падение с высоты. В этом случае необходимо принять меры для предотвращения дополнительных травм.

При напряжении выше 1000 В для отделения пострадавшего от токоведущих частей необходимо использовать средства защиты: надеть диэлектрические перчатки и боты и действовать штангой или изолирующими клещами, рассчитанными на данное напряжение.

4.1.11. При обнаружении подозрительных предметов (бесхозных вещей, посторонних предметов и т.д.) электромеханик должен изолировать доступ к ним пассажиров и немедленно информировать об этом начальника поезда, членов поездной бригады и работников правоохранительных органов.

Запрещается осуществлять какие-либо действия с обнаруженными подозрительными предметами.

4.1.12. При получении информации о готовящемся в поезде террористическом акте электромеханик должен немедленно сообщить об этом начальнику поезда или по поездной радиосвязи дежурному ближайшей железнодорожной станции и работникам правоохранительных органов.

4.2. Действия электромеханика по оказанию первой помощи

4.2.1. В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" первая помощь оказывается пострадавшему при наличии у него следующих состояний:

Отсутствие сознания;

Остановка дыхания и кровообращения;

Наружные кровотечения;

Инородные тела верхних дыхательных путей;

Травмы различных областей тела;

Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения;

Обморожение и другие эффекты воздействия низких температур;

Отравления.

4.2.2. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:

Определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья и для жизни и здоровья пострадавшего (есть ли загазованность, угроза взрыва, возгорания, обрушения здания, поражения электрическим током, движущимися механизмами и пр.);

Устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья (при условии обеспечения собственной безопасности);

Прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;

Оценка количества пострадавших;

Извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;

Перемещение пострадавшего (осуществляется только в тех случаях, если оказание помощи на месте происшествия невозможно).

После осуществления вышеуказанных мероприятий необходимо немедленно вызвать скорую медицинскую помощь или другую специальную службу, сотрудники которой обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

4.2.3. Необходимо определить наличие сознания у пострадавшего (отвечает на вопросы или нет).

4.2.4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего:

Запрокидывание головы пострадавшего с подъемом подбородка;

Выдвижение нижней челюсти (открыть пострадавшему рот);

Определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;

Определение наличия кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях.

При оценке состояния пострадавшего необходимо также обращать внимание на состояние видимых кожных покровов и слизистых (покраснение, бледность, синюшность, желтушность, наличие ран, ожоговых пузырей и др.), а также на позу (естественная или неестественная).

4.2.5. Если пострадавший не отвечает на вопросы и неподвижен, зрачки не реагируют на свет (нормальная реакция зрачка на свет: при затемнении - расширяется, при освещении - суживается) и у него отсутствует пульс на сонной или другой доступной артерии, необходимо немедленно приступить к проведению реанимационных мероприятий.

4.2.6. Правила проведения сердечно-легочной реанимации

4.2.6.1. Пострадавшего необходимо уложить на ровную жесткую поверхность, освободить грудную клетку от одежды и приступить к проведению наружного массажа сердца и искусственного дыхания.

4.2.6.2. Наружный массаж сердца выполняется выпрямленными в локтевых суставах руками со сложенными одна на другую ладонями путем надавливания резкими толчками на область нижней трети грудины. Глубина продавливания грудной клетки - не менее 3 - 4 см, частота надавливания - 60 - 70 раз в минуту.

4.2.6.3. Перед проведением искусственного дыхания необходимо, обмотав палец марлей или платком, очистить полость рта пострадавшего от инородных тел (сгустков крови, слизи, рвотных масс, выбитых зубов и др.)

4.2.6.4. При проведении искусственного дыхания способом "рот ко рту" необходимо зажать нос пострадавшего, захватить подбородок и выдвинуть нижнюю челюсть (открыть пострадавшему рот), запрокинуть его голову и сделать быстрый полный выдох в рот. Губы производящего искусственное дыхание (через марлю или платок) должны быть плотно прижаты ко рту пострадавшего.

После того, как грудная клетка пострадавшего достаточно расширилась, вдувание прекращают - грудная клетка спадает, что соответствует выдоху.

4.2.6.5. В случае, когда челюсти пострадавшего плотно сжаты, лучше применить способ "рот к носу". Для этого голову пострадавшего необходимо запрокинуть назад и удерживать одной рукой, положенной на темя, а другой - приподнять нижнюю челюсть и закрыть рот.

Сделав глубокий вдох, производящий искусственное дыхание должен плотно, через марлю или платок, обхватить губами нос пострадавшего и сделать быстрый полный выдох.

4.2.6.6. Гигиеничнее и удобнее производить искусственное дыхание при помощи специальных устройств, входящих в комплектацию аптечек первой помощи, в соответствии с требованиями прилагаемым к ним инструкциям.

4.2.6.7. На каждое дыхательное движение должно приходиться 3 - 5 массажных движений сердца.

4.2.6.8. Реанимационные мероприятия необходимо проводить до прибытия медицинского персонала или до появления у пострадавшего пульса и самостоятельного дыхания.

4.2.7. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:

Придание пострадавшему устойчивого бокового положения;

Запрокидывание головы с подъемом подбородка;

Выдвижение нижней челюсти (открыть пострадавшему рот).

4.2.8. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:

Обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;

Пальцевое прижатие артерии;

Наложение жгута;

Максимальное сгибание конечности в суставе;

Прямое давление на рану;

Наложение давящей повязки.

4.2.8.1. При венозном кровотечении кровь темная, вытекает сплошной струей. Способ остановки кровотечения - наложение давящей повязки в области ранения, приподняв пострадавшую часть тела.

4.2.8.2. При сильном артериальном кровотечении - кровь алая, вытекает быстро пульсирующей или фонтанирующей струей. Способ остановки кровотечения - сдавливание артерии пальцами с последующим наложением жгута, закрутки или резкое сгибание конечности в суставе с фиксацией ее в таком положении.

4.2.8.3. Жгут на конечности накладывают выше места ранения, обводя его вокруг поднятой кверху конечности, предварительно обернутой какой-либо мягкой тканью (бинтом, марлей), и связывают узлом на наружной стороне конечности. После первого витка жгута необходимо прижать пальцами сосуд ниже места наложения жгута и убедиться в отсутствии пульса. Следующие витки жгута накладывают с меньшим усилием.

4.2.8.4. При наложении жгута на шею требуется положить на рану тампон (упаковку бинта), поднять вверх руку пострадавшего с противоположной стороны раны и наложить жгут так, чтобы виток жгута одновременно охватил руку и шею, прижимая на ней тампон. После этого необходимо срочно вызвать врача.

4.2.8.5. При наложении жгута (закрутки) под него обязательно следует положить записку с указанием времени его наложения. Жгут можно наложить не более чем на один час.

4.2.9. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм и оказанию первой помощи при них:

Проведение осмотра головы;

Проведение осмотра шеи;

Проведение осмотра груди;

Проведение осмотра спины;

Проведение осмотра живота и таза;

Проведение осмотра конечностей;

Наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки;

Проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием изделий медицинского назначения);

Фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием изделий медицинского назначения).

4.2.9.1. В случае проникающего ранения грудной клетки при каждом вдохе пострадавшего воздух со свистом всасывается в рану, а при выдохе с шумом выходит из нее. Необходимо как можно быстрее наложить окклюзионную (герметизирующую) повязку - закрыть рану салфеткой (по возможности стерильной) с толстым слоем марли, а поверх нее закрепить кусок клеенки или любого другого материала, не пропускающего воздух.

4.2.9.2. При переломах, вывихах необходимо провести иммобилизацию (обездвиживание) поврежденной части тела при помощи шины (стандартной или изготовленной из подручных средств - доски, рейки, палки, фанера), обернутой мягким материалом, и с помощью бинта зафиксировать ее так, чтобы обеспечить неподвижность поврежденного участка тела.

При закрытом переломе шину необходимо накладывать поверх одежды. При открытых переломах необходимо до наложения шины перевязать рану.

Шину необходимо располагать так, чтобы она не ложилась поверх раны и не давила на выступающую кость.

4.2.9.3. При отсутствии шины необходимо применить аутоиммобилизацию (обездвиживание с использованием здоровой части тела пострадавшего), прибинтовав поврежденную ногу к здоровой и проложив между ними мягкий материал (свернутую одежду, вату, поролон).

4.2.9.4. При падении с высоты, если есть подозрение, что у пострадавшего сломан позвоночник (резкая боль в позвоночнике при малейшем движении) уложить на ровный твердый щит или широкую доску (дверь, снятую с петель).

Необходимо помнить, что пострадавшего с переломом позвоночника следует перекладывать с земли на щит осторожно, уложив пострадавшего набок, положить рядом с ним щит и перекатить на него пострадавшего.

Пострадавшего с травмой позвоночника запрещается сажать или ставить на ноги.

4.2.9.5. При болях в шейном отделе позвоночника необходимо зафиксировать голову и шею (вручную, подручными средствами, с использованием изделий медицинского назначения).

4.2.9.6. При повреждении головы пострадавшего уложить на спину, на голову наложить тугую повязку (при наличии раны - стерильную), положить холодный предмет и обеспечить полный покой до прибытия врачей.

4.2.9.7. При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения тугую повязку и холодный компресс.

Не допускается самим предпринимать каких-либо попыток вправления травмированной конечности.

4.2.9.8. При ранениях не допускается промывать рану водой, вливать в рану спиртовые и любые другие растворы, удалять из раны песок, землю, камни и другие инородные тела, наложить стерильную повязку.

Не допускается накладывать вату непосредственно на рану.

4.2.9.9. При всех видах механических травм пострадавшего необходимо доставить в ближайшее медицинское учреждение.

4.2.10. Термические ожоги

4.2.10.1. При ожогах первой степени наблюдается покраснение и небольшой отек кожи. При ожогах второй степени образуются пузыри, наполненные жидкостью. При ожогах третьей степени наблюдается некроз тканей.

При термическом ожоге 1 и 2 степени без нарушения целостности ожоговых пузырей следует охладить обожженную часть тела струей холодной воды (в течение 10 - 15 минут). Это способствует предотвращению воздействия высокой температуры на тело и уменьшению боли. Затем на ожоговую поверхность нужно наложить стерильную, лучше ватно-марлевую повязку с помощью перевязочного пакета или стерильных салфеток и бинта. При отсутствии стерильных перевязочных средств можно использовать чистую ткань, простыню, полотенце, нательное белье.

При термическом ожоге с нарушением целостности ожоговых пузырей необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку.

Не следует смазывать обожженное место жиром и мазями, вскрывать или прокалывать пузыри.

4.2.10.2. При ожогах третьей степени следует на обожженное место наложить стерильную повязку и немедленно отправить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.

Запрещается смазывать обожженное место жиром, маслами или мазями, отрывать пригоревшие к коже части одежды. Пострадавшему необходимо дать обильное питье.

4.2.11. При ожогах кислотами, щелочами, ядами обожженный участок тела следует обмыть чистой водой. На обожженный участок тела наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.

4.2.12. Отравления

4.2.12.1. При отравлении газами, аэрозолями, парами вредных веществ пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух или обеспечить приток свежего воздуха в помещение, открыв окна и двери, освободить от одежды, стесняющей дыхание, вызвать медицинский персонал.

4.2.12.2. При отравлении ядом прижигающего действия (концентрированные растворы кислот и щелочей) через желудочно-кишечный тракт пострадавшему до прибытия скорой помощи рекомендуется дать охлажденную воду.

В случае сильной боли в животе, кровавой рвоты пострадавшего следует уложить и на подложечную область приложить лед или холодный предмет.

4.2.12.3. Во всех случаях отравления пострадавшего необходимо направить в ближайшее медицинское учреждение.

4.2.13. Травмы глаз

4.2.13.1. При ранениях глаза острыми или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах пострадавшего следует срочно направить в ближайшее медицинское учреждение.

Попавшие в глаза предметы не следует вынимать из глаза, чтобы еще больше не повредить его. На глаз (оба глаза) наложить стерильную повязку.

4.2.13.2. При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза промыть их слабой струей проточной воды.

4.2.13.3. При ожогах глаз химическими веществами, необходимо открыть веки и обильно промыть глаза в течение 5 - 7 минут слабой струей проточной воды, после чего пострадавшего отправить в ближайшее медицинское учреждение.

4.2.13.4. При ожогах глаз горячей водой, паром промывание глаз не проводится. На глаз (оба глаза) накладывают стерильную повязку и пострадавшего направляют в ближайшее медицинское учреждение.

4.2.14. Переохлаждения и обморожения

4.2.14.1. При переохлаждении пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в теплое помещение. Пострадавшего тепло укрыть или надеть на него теплую сухую одежду. Дать теплое сладкое питье.

4.2.14.2. При обморожении пострадавшего доставить в помещение с невысокой температурой. С обмороженных конечностей одежду и обувь не снимать. Укрыть поврежденные конечности от внешнего тепла охлажденной теплоизолирующей повязкой. Нельзя ускорять внешнее согревание обмороженных частей (тепло должно возникнуть внутри с восстановлением кровообращения). Пострадавшему дать обильное теплое питье.

Нельзя растирать или смазывать обмороженную кожу чем-либо, помещать обмороженные конечности в теплую воду или обкладывать их грелками.

Если при обморожении появились пузыри, необходимо перевязать обмороженное место сухим стерильным материалом. Не допускается вскрывать и прокалывать пузыри.

4.2.14.3. Во всех случаях пострадавшего следует направить в ближайшее медицинское учреждение.

4.2.15. Электротравмы

4.2.15.1. При поражении электрическим током у пострадавшего возможны остановка дыхания и прекращение сердечной деятельности.

В случае отсутствия дыхания приступить к искусственной вентиляции легких, при отсутствии дыхания и прекращении сердечной деятельности применить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца делаются до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание пострадавшего или до прибытия врача.

При наличии у пострадавшего термического ожога, на пораженный участок кожи наложить стерильную повязку.

4.2.15.2. Пострадавшего от поражения электрическим током, независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб, следует направить в ближайшее медицинское учреждение.

5. Требования по охране труда по окончании работы

5.1. По прибытии в пункт оборота электромеханик должен сделать запись в рейсовом листе или журнале о неисправностях, возникших в пути следования.

5.2. После сдачи состава и оформления заявок на ремонт электромеханик должен:

Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах по их устранению сообщить начальнику поезда;

Сдать в комплектовочную кладовую ключ отопления поезда, диэлектрические перчатки, инструмент и другие приспособления;

Снять и убрать спецодежду в шкаф раздевалки.

5.3. Электромеханик загрязненную и неисправную обувь и спецодежду должен сдать в стирку, химчистку или ремонт.

5.4. После работы электромеханик должен вымыть руки с мылом или принять душ.

Для защиты и очистки кожных покровов электромеханик должен использовать смывающие и обезвреживающие средства согласно Нормам бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам ОАО "РЖД" и Методическим рекомендациям по выбору и применению смывающих и обезвреживающих средств для работников ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 17.12.2012 N 2587р.

Не допускается применение керосина или других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и СИЗ.

Поездной электромеханик

§ 51. Поездной электромеханик (5-й разряд)

Характеристика работ. Техническое обслуживание в пути следования пассажирских поездов, состоящих из вагонов без электроотопления или кондиционирования воздуха. Проверка технического состояния, наблюдение за работой, выявление по приборам дефектов и устранение возникающих неисправностей в работе ходовых частей, автосцепных устройств, пневмо- и электротормозного оборудования, системы контроля нагрева букс с роликовыми подшипниками, редукторно-карданных приводов, аккумуляторных батарей, устройств водоснабжения и отопления, внутривагонного электрического и холодильного оборудования, сети электрического освещения, генераторов, преобразователей тока, выпрямителей, компрессоров, конденсаторов, сигнализаторов налива воды, приборов обогрева, междувагонных электрических соединений, хвостовых сигнальных и посадочных фонарей, антенны радиопункта, вентиляционных установок, аппаратуры внутрипоездной телефонной связи, радиосвязи и радиовещательной сети в обслуживаемых вагонах всех типов. Проверка качества и объема ремонтных работ, выполняемых по заявке поездного электромеханика в пунктах формирования и оборота составов пассажирских поездов. Ведение установленной документации. Инструктаж работников поездной бригады по техническому обслуживанию эксплуатируемых ими установок и оборудования пассажирских вагонов, технике безопасности и приемам действий в аварийной ситуации. Ремонт электрооборудования вагонов в пути следования.

Должен знать: кинетические, электрические схемы и устройство обслуживаемого оборудования и установок пассажирских вагонов всех типов; технические характеристики отдельных деталей и узлов, установок и устройств вагонов; правила, технические указания, инструкции заводов-изготовителей, допуски и нормы износа, допускаемые при эксплуатации и ремонте деталей и узлов вагонов; устройство и конструкцию контрольно-измерительных приборов, приспособлений и инструментов, применяемых при обслуживании, ремонте и испытании узлов пассажирских вагонов и правила пользования ими; основы электротехники и механики; порядок технической подготовки вагонов поезда в рейс, приемки и сдачи состава; способы выявления, предупреждения и устранения неисправностей в работе деталей и узлов вагонов; технологию обслуживания и контроля технического состояния вагонов и их экипировки; расположение пунктов технического обслуживания и экипировки вагонов по пути следования пассажирского поезда; расписание движения пассажирских поездов; инструкции по обеспечению безопасности движения и мер пожарной безопасности пассажирских поездов.

При техническом обслуживании в пути следования пассажирских поездов, состоящих из вагонов с электроотоплением или кондиционированием воздуха - 6-й разряд.

I. При приёмке состава:

1. Ознакомиться с вновь поступившими телеграммами и распоряжениями ОАО «РЖД» и ФПД по безопасности движения и соблюдению правил технического обслуживания вагонов.

2. Ознакомиться с заявочным ремонтом ПЭМа, сдавшего состав и совместно с работниками электроцеха убедиться в его выполнении.

3. Проверить состояние аккумуляторных батарей (АБ), работоспособность оборудования, системы аварийной защиты (нажатием на кнопку «АВАРИЯ», СКНБ, комплектность и работоспособность СПС, комплектность и натяжение ремней ТРКП и ТК-2, наличие пломб на заливных пробках редукторов привода генераторов, состояние сигнальных фонарей хвостового и отцепных вагонов.

4. Проверить укомплектованность технической аптечки, наличие запасных частей и материалов.

II. В пути следования:

1. Контролировать величину тока зарядки АБ. При длительном повышенном зарядном токе, на стоянке не менее 15 минут, проверить АБ и при выявлении «глухих» элементов исключить их из схемы.

Снизить ток зарядки АБ до требуемой величины при помощи «Ручного режима» регуляторов заряда АБ. Если ток зарядки не снижается в вагонах с электроснабжением сети 54 В изъять оба предохранителя (60А) дополнительной обмотки генератора.

В случае если зарядный ток АБ не снижается в течении 2 часов принять меры к отключению генератора (кнопкой «Авария», либо на стоянке путём изъятия предохранителя «+» генератора). Далее следовать с питанием от АБ, но с периодической её подзарядкой через каждые 4-5 ч путём включения на 2 ч в работу генератора (цепь генератора восстанавливать только на стоянках). Можно также перевести электросеть вагона на питание от соседнего исправного вагона с последующей подконтрольной эксплуатацией.

2. При возникновении аварийных ситуаций на ходу поезда обесточивание вагона производится нажатием на кнопку «АВАРИЯ» с контролем по амперметрам тока генератора и АБ (стрелки амперметров должны подойти к «О»), после чего дополнительно изъять предохранитель «+» генератора. Если вагон кнопкой «Авария» не обесточивается, то предварительно тумблерами и кнопками отключаются все потребители (кроме аварийного освещения), после чего изъять предохранитель «+» генератора. Предохранитель (+) АБ не изымается до момента полной эвакуации пассажиров, т.к. обеспечивает аварийное освещение вагона.

3. Перед постановкой аварийного вагона на питание от соседнего исправного нужно убедиться в отсутствии утечек тока на корпус в обоих вагонах. Проверить целостность головок межвагонных соединений. Правильность постановки на питание аварийного вагона, в положении главного пакетного переключателя «Питание из магистрали», проверить путём пробного включения системы СКНБ аварийного освещения и хвостовых сигналов. Если питание от исправного вагона отсутствует, СКНБ и аварийное освещение не работают.

4. В пути следования ПЭМ обязан контролировать и обеспечить работоспособность СКНЪ, СКНР и СПС вагонов. Каждый случай аварийного отключения указанных систем безопасности должен быть оформлен актом соответствующей формы с подписями ЛНП, ПЭМ и проводников вагона.

5. При возникновении на ходу поезда повышенной вибрации, заклинивания колёсной пары (идёт юзом), посторонних шумов и ударов принять незамедлительные меры к остановке поезда стоп-краном. После остановки поезда произвести осмотр подвагонного оборудования. При обнаружении ослабления или обрыва болтов крепления карданного вала, обрыва болтов крепления редуктора, повышенного нагрева хвостовика редуктора привода от средней части оси - демонтировать карданный вал. При заклинивании редукторной колёсной пары, вывести блок малой шестерни редуктора из зацепления.

При не отпуске тормозов, произвести отпуск тормоза вручную. Если колодки не отходят, отключить воздухораспределитель (ВР) вагона с помощью разобщительного крана, вывернуть пробку тормозного цилиндра (ТЦ) и вручную развести колодки. Осмотреть поверхность катания колёсной пары на наличие ползунов и наваров, по результатам осмотра совместно с локомотивной бригадой принимается решение о дальнейшем следовании поезда до ближайшего ПТО.

6. При повреждении тормозной магистрали устранить утечку воздуха с помощью деревянной пробки или металлической пробки из техаптечки.

7. При остановке поезда по показаниям приборов безопасности на нагрев колёсных пар со шкивами ТРКП и ТК-2 демонтировать ремни. На стоянке поезда не менее 10 мин убедиться в отсутствии заклинивания генератора или редуктора путём проворота ведомого шкива и только после этого установить комплект ремней на место, проконтролировать их натяжение.

Приложение № 12

к приказу ФПД № 282

от « 10 » сентября 2008 года

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.