Презентация афинская демократия при перикле чтобы отвечать. Афинская демократия при Перикле

Опрос Д. з:

I. Вопросы и задания для повторения:

1. Разгадайте кроссворд: 1

5

1. Место для зрителей.

2. Полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.

3. Место, где прикрепляли декорации, хранились маски и костюмы.

4. Спутники Диониса, исполнявшие хвалебные песни богу.

6. Вид театрального представления, где изображались подвиги героев, страдания и гибель.

2. Реши анаграммы . Чем прославились эти драматурги?

ЛИСХЭ, ЛОФОКС, ДИПИЭВР, НАФАСТИРО

(Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан)

3. Что это значит:

· петь дифирамбы;

· песнь козлов;

· веселое шествие?

Переход к изучению нового материала:

Беседа:

Как называется страна, в которой мы живем?

Как называется высшее должностное лицо в нашем государстве?

Кто у нас сейчас президент?

Как он стал президентом?

Как называется государство, в управлении которого участвует народ?

У нас демократическое государство, потому что выбирает народ.

В каком государстве Древнего мира был похожий порядок управления?

О чем пойдет речь у нас на уроке?

Тема нашего сегодняшнего урока - Афинская демократия при Перикле (записать в тетрадь).

Изучение нового материала.

Слово учителя: Между тем в V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

Как афиняне называли управление в своём государстве? (Демократия)

Кто считался афинским гражданином? (Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя - как отец, так и мать - были гражданами)

Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, "корабельная чернь" - гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники, крутильщики корабельных канатов, лодочники, а также трактирщики в Пирее и Афинах, земледельцы Аттики.

Весь этот в массе своей небогатый люд управлял Афинским государством. Во главе их в это время стоял Перикл - один из крупнейших афинских государственных деятелей, происходил из аристократического рода. В 443 году до н.э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе.

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел.

Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе - пологом холме под открытым небом в западной части города.

Верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию - высшему органу власти, выражавшему волю народа.

Читаем пункт 1 на стр. 191. и потом составляем схему.

Как часто собиралось Народное собрание для решения государственных дел?

Кто не участвовал в Собрании?

Учитель: - Переселенцы, женщины, а тем более рабы ни под каким предлогом не могли даже присутствовать на собрании.

Кого выбирало Собрание?

(Народное собрание выбирало каждый год 10 стратегов. Граждане поднятием рук выражали свою волю. В обязанности первого стратега входило руководить армией и флотом, ведать отношениями Афин с другими государствами. Заметьте, если бы стратег совершил ошибку, потерял доверие демоса, то не был бы избран на новый срок.)

Какие функции выполняло Народное собрание?

В Афинах кроме стратегов существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? И тогда тянули жребий: кому достанется белый боб тот и считается избранным.

Стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые.

Как вы думаете почему? Первоначально никакой оплаты за занимаемые должности не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьевки. Но в середине V века до н.э. по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Поэтому у него были как враги, так и друзья. Среди друзей Перикла были такие знаменитые люди как Анаксагор, Софокл, Геродот, Фидий. И все эти люди собирались для бесед и споров в его доме и доме его жены Аспасии

Закрепление: Игра Да-нетка

1. Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - способен участвовать в управлении государством? (да)

2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)

3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)

4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)

5. Верно ли, что оратор - это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)

6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)

7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)

8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)

9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)

Рефлексия: Синквейн

1 строка - тема или предмет (одно существительное); Народное собрание
2 строка - описание предмета (два прилагательных); свободное, долгое
3 строка - описание действия (три глагола);обьявляло, утверждало, принимало
4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; участие демоса в управлении гос.
5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). управление



фараон Хаммурапи Моисей стратег

каста метеки Конфуций демос

Соломон Драконт Народное собрание ареопаг неприкасаемые демократия

Солон 1500 г. до н. э.

594 г. до н.э. архонт


Проблема урока

  • Можно ли Афинскую демократию во времена Перикла считать образцом для подражания?
  • Действительно ли, эпоха Перикла была «золотым веком» демократии?
  • Что в Афинской демократии было положительным, а что -отрицательным?

План урока

1. Личность Перикла.

2. Чем занималось Народное собрание. Нововведения Перикла.

3. Перикл, его друзья и враги.


Поэты воспевали могущество Перикла:

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить,

и стены снова разрушить.

В руках его все:

и союзы, и власть, и богатство.


Перикл был величайшим государственным деятелем Греции. Перикл принадлежал к знатному роду. Природа щедро наградила Перикла. Стройный, крепкий телом, он обладал к тому же проницательным умом.

Его стремление учиться в полной мере могло быть удовлетворено в Афинах, ставших центром притяжения лучших умов со всей Греции. Перикл получил воспитание у прославленных учителей музыки, риторики, философии, в том числе у Анаксагора, который стал его другом.




Какие изменения произошли после реформы Солона в управлении полисом?

Составьте схему управления Афинами из предложенных карточек.


(следил за исполнением законов)

Схема управления афинским полисом,

при Солоне

9 архонтов

(и знать, и демос)

Народное собрание

(все граждане)

Народный суд

(судьей мог стать бедняг)

Совет ПЯТИСОТ

СТРАТЕГИ

(руководство войском и флотом)

(наблюдение за порядком в городе)


Народное собрание

  • Участвовали все граждане (мужчины, достигшие 20 лет, родители которого афиняне)
  • Собиралось 3-4 раза в месяц
  • Решало вопросы мира и войны, принимало новые законы, распоряжалось казной.

Клепсидра – приспособления для

измерения времени выступления


Стратег Совет 500

  • Избирался на
  • Военачальник,

руководил войском и флотом,

ведал отношениями

с другими

государствами.

  • Наблюдение за порядком в городе;
  • Обсуждение законов.

  • Все граждане, которым исполнилось 30 лет
  • Ежегодно избирали 6 тысяч судей
  • Для разных дел – разные комиссии
  • Голосование жетонами

с отверстием – виновен,

без отверстия - невиновен


Задание.

Составьте схему управления Афинами, при Перикле.


Схема управления Афинами при Перикле

СОВЕТ

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

НАРОДНЫЙ

ВОЙНА И МИР


Реформа государственного управления, проведенная Периклом

Миниатюра на

древнегреческой вазе.

В отличие от стратегов претенденты на другие должности выбирались жребием. В начале должности были бесплатными и их занимали только богачи.

Перикл, бывший стратегом 15 лет, провел реформу, и теперь за исполнение должности платили жалование.


Перикл и его друзья

Аспасия

Сократ

Геродот

Софокл

Фидий


Положительные и отрицательные стороны афинской демократии

Власть народа, равноправие граждан

Граждане – меньшинство населения Афин

Должности выборные

Женщины не участвовали в управлении Афинами

Отчетность должностных лиц

Законы защищали только граждан

Плата за исполнение должностных обязанностей



Проверь себя

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин в школе


Задание. С помощью стрелок соотнесите органы управления и функции, которые эти органы выполняют.

Рассмотрение судебных дел и вынесение решений

Народное собрание

Обсуждение предложенных законов, наблюдение за порядком в городе

Стратеги

Объявление войны, заключение мира, утверждение законов, распоряжение казной

Совет пятисот

Народный суд

Руководство войском и флотом, ведение переговоров с другими государствами


В ваших рабочих листах нарисуйте звёздочку-индикатор, которая будет отображать ваши чувства после урока:

· зелёный цвет – мне было интересно;

· желтый – было интересно, но кое-что осталось непонятно;

· красный – я с этим не согласен;

· фиолетовый – мне это безразлично, «фиолетово»;

· чёрный - было скучно


Домашнее задание

  • § 40, ответить на вопросы

2. *Напишите рассказ от лица грека, который побывал на Народном собрании.

3. **Прочитайте документ на стр. 194.

Считаешь ли ты правильным поступок Сократа? Насколько его взгляды актуальны в наши дни?


Спасибо за урок!










Реформы Солона 594 год до н. э. Греко - персидские войны год до н. э. Возвышение Афин при Перикле 443 год до н. э.




Народное собрание Власть народа Стратег - Перикл Принимает законы Принимает решение о начале войны и подписании мир Проводит выборы стратега и других ответственных должностей Распоряжается казной Способствует исполнению законов Руководит защитой города Отчитывается перед народным собранием о выполнении поставленных задач и использовании государственных средств








Перикл - оратор Однажды спартанский царь спросил знаменитого борца, кто сильнее – он или Перикл. Тот ответил: « Даже если я положу Перикла на обе лопатки, то и тогда он докажет, что побежден я, и народ ему поверит!» О каких качествах Перикла это говорит? Кто такой оратор? Оратор – это человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей










Демократия при Перикле достигла своего расцвета. Об этом свидетельствует: Решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот. При Перикле существовало много государственных должностей. Государственные должности кроме стратегов можно было занять путем жеребьевки. Благодаря Периклу тем, кто занимался политикой, стали выплачивать жалование. Не будь оплаты судьям, суд очутился бы в руках одних богатых. Теперь бедные граждане Афин тоже смогли участвовать в управлении государством Перикла 15 раз выбирало Народное собрание первым стратегом. Граждане ему доверяли. Решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот. При Перикле существовало много государственных должностей. Государственные должности кроме стратегов можно было занять путем жеребьевки. Благодаря Периклу тем, кто занимался политикой, стали выплачивать жалование. Не будь оплаты судьям, суд очутился бы в руках одних богатых. Теперь бедные граждане Афин тоже смогли участвовать в управлении государством Перикла 15 раз выбирало Народное собрание первым стратегом. Граждане ему доверяли.




Выполните задания 3. Приведите в соответствие имена или название и деятельность, описание Имена, название Деятельность, описание 1) Софокл А) Первый стратег, при котором Афины переживали период своего расцвета 2) Парфенон 3) Перикл 4) Мирон Б) храм в Афинах, посвященный покровительнице города В) скульптор, создавший статую дискобола Г) автор трагедии «Антигона»



2. Плата за исполнение должностных обязанностей 5. Отчетность должностных лиц 8. Выборные должности 9. Равноправие граждан 3. Власть народа 1. Граждан – меньшинство 4. Женщины не участвовали в управлении Афин 7. Законы защищали только граждан 6. Жребий при голосовании (должность может занять недостойный)


Средняя активность работы на уроке, ответы не полные, без использования ист. терминов

выполнение всех заданий и устных и письменных по схемам


  • Афиняне придумали самое лучшее устройство - демократию. Все люди были равны, и каждый мог проявить себя, если хотел и у него были способности. А во времена Перикла Афины стали самым могущественным демократическим полисом Греции
  • А ты знаешь, что примерно треть афинского населения были рабами? «Раб есть одушевлённая собственность и самое совершенное из всех орудий».
  • Сравни мнения Антошки и учёных. Какое наблюдается противоречие?
  • Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским.

ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!


Афинская демократия при Перикле

Рисунок – журнал «Новый солдат» № 83


1. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

2. ВОЖДЬ НАРОДА

3. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ


ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Необходимый уровень. Выбери в таблице утверждения, которые относятся к понятию «демократия», и отметь их знаком «+».

Повышенный уровень. Запиши в таблицу факты из истории Древней Греции, соответствующие каждому верному утверждению.

Полис - это город-государство, община свободных полноправных граждан , имеющих право на участие в его управлении.

Способ правления государством, при котором все основные вопросы власти решаются большинством голосов граждан, называют аристократией .

Раб - это человек, лишённый свободы.

В древнегреческих полисах граждане не имели права на участие в управлении своим государством.

Для выполнения задания необходимо воспользоваться встроенными средствами Microsoft PPT в режиме просмотра (инструмент «ПЕРО»)


РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Предположи, на чём держится благосостояние семьи ремесленника.

Анимация поставлена на щелчок. Происходит выцветание задания и появление рисунка стр. 168). Выполнение задания в режиме просмотра осуществляется при помощи встроенных средств Microsoft PPT

В доме афинского гончара-живописца


РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Повышенный уровень. Определи, какие выгоды давало грекам использование труда рабов.

Аргумент(ы)

Я считаю, что _______

Но, с другой стороны, ________________

потому что_________

__________________,

потому что________

__________________

__________________ ________________

________________

________________ __________________


АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Необходимый уровень. запишите в таблицу признаки афинской демократии.

Повышенный уровень. В свободной части таблицы запишите доказательства того, что Афины V века до н.э. являлись демократией рабовладельцев

Максимальный уровень: сделай вывод

Признаки афинской демократии

_________________

Доказательства демократии

_________________

_________________________

рабовладельцев

_________________

_________________________

_________________________


ВОЖДЬ НАРОДА

с помощью параграфа 40, пункта 1 и 2 составьте по 3 вопроса к пунктам.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Древний бюст


ВОЖДЬ НАРОДА

Почему правление Перикла считают временем расцвета афинской демократии?

____________________________

____________________________ ____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Древний бюст


ВОЖДЬ НАРОДА

Необходимый уровень. Расставь события и явления в правильной последовательности.

1. Теперь любой - и богатый, и бедный - мог быть избран одним из должностных лиц.

2. Участие в народном собрании и служба на выборных должностях оплачивались из казны полиса.

3. После побед в Греко-персидских войнах на рынках Эллады было продано в рабство более 150 тысяч военнопленных.


ВОЖДЬ НАРОДА

Повышенный уровень. Какой процесс здесь представлен: упадка или расцвета афинской демократии при Перикле? Запиши в таблице одно доказательство своего утверждения. Приведи одно–два доказательства своей точки зрения.

Максимальный уровень. Запиши в таблице два-три доказательства своего утверждения.

Аргумент(ы)

Я считаю, что _____________________

потому что________________________

________________________________,

_________________________________


  • Параграф 40, вопросы устно.
  • Подготовится к разно уровневой проверке

Сравните афинскую демократию при Солоне и при Перикле. Ответ оформите в виде таблицы

общее

различия

Демократия при Солоне

Демократия при Перикле


ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

ВО ВРЕМЕНА ПЕРИКЛА АФИНЫ СТАЛИ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ И ДЕМОКРАТИЧНЫМ ПОЛИСОМ ГРЕЦИИ.


ПРОБЛЕМА УРОКА

ПОЧЕМУ СВОБОДНЫЕ ГРЕКИ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ТРУДОМ РАБОВ?

Анимация поставлена на щелчок. Вопрос исчезает, возникает авторская формулировка проблемной ситуации


РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Как ты, человек XXI века, считаешь: можно ли различными выгодами оправдать применение рабского труда? Объясни свой ответ.

Повышенный уровень. Запиши два-три аргумента или рассмотри данное историческое явление с разных позиций, подтвердив каждую аргументом.

Максимальный уровень. Выполни задание на повышенном уровне, но используй дополнительную информацию, не изученную на уроках.

Аргумент(ы)

Я считаю, что _______

потому что_________

Но, с другой стороны, ________________,

_________________,

потому что________

__________________

__________________ _________________________________

________________

________________ ________________________________

Анимация поставлена на щелчок. Происходит выцветание задания и появление таблицы.


выполнение всех заданий и устных и письменных по схемам, активная работа на уроке, аргументированные ответы с использованием ист.терминов

выполнение всех заданий и устных и письменных по схемам, 1 устный ответ на уроке

выполнение всех заданий и устных и письменных по схемам

Демократия- уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. А эпоха Перикла названа историками «Золотым веком» демократии: именно в период его деятельности понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки.


Объясните, почему период правления Перикла называют "расцветом афинской демократии".



Вождь афинской демократии Перикл 1. Вождь афинской демократии Перикл После греко-персидских войн начинается расцвет Афин Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Затем его переизбирали еще 15 раз. Историки рассказывают, что Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он (славился как замечательный оратор. Красноречие (умение правильно и убедительно говорить) было очень важным качеством для политика. Ведь тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения. Чтобы достичь успеха нужно было убедить народное собрание в своей правоте За силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом. Перикл отдавал все свои силы и все врем заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. "Хотя он сделал город... величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов... писал исторг Плутарх, он ни на одну драхму (драхма -афинская монета) не увеличил своего состояния по сравнению с тем, которое оставил ему отец Перикл внес несколько изменений в управление полисом, в права граждан. Тем самым продолжил реформы Солона и Клисфена. При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия.




2. Народное собрание. Главным органом правления было народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого и мать и отец были афинянами. Народное собрание собиралось 34 раза в месяц и обычно проходило в центре города на холме Пникс. На собрании решали все основные вопросы жизни города-государства, принимали новые законы.




Любой гражданин имел право высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Один современник писал: "Всякий, вставши, подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, купец, судовладелец, богатый, бедняк, благородный, безродный".





3. Должностные лица. Народное собрание выбирало многочисленных должностных лиц полиса (мы могли бы назвать их чиновниками). Через год они отчитывались перед собранием. Тех, кто плохо работал, наказывали, чаще всего они платили штраф. Должностные лица занимались разными вопросами: следили за поступлением в казну денег, за соблюдением законов и правил торговли на рынке, за чистотой на улицах и т. д.


4. Суд Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа.


5. Введение оплаты Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли приходить на заседания народного собрания и суда, быть чиновниками. Бедняки должны были постоянно работать: крестьяне обрабатывать свою землю, ремесленники трудиться в мастерской. Для них каждый раз возникал вопрос: пойти сегодня на заседание или заработать деньги на жизнь? Перикл считал, что это неправильно. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.


Как рассказывают древние авторы, по его предложению государство стало оплачивать судей. Когда они заседали, то получали денег столько, сколько нужно, чтобы прожить один день. Потом ввели оплату некоторых должностей. Позднее начали платить и тем, кто приходил на заседание народного собрания. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Перикл добился и установления пенсий сиротам и инвалидам.


Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило при­мерно 200 тысяч человек, а граждан насчитыва­лось лишь 3040 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание. Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.


6. Строительство в Афинах при Перикле. Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции. Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.



7. Военная сила Афин Перикл много сделал для укрепления могущества своего полиса. Главную силу Афин он видел во флоте. Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время тоже платили деньги. Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли. Афинский порт Пирей превратился в крупнейший центр торговли. Здесь собирались иногда до 400 кораблей. От торговли афиняне имели большую выгоду.




8. Рабы. Значительную часть жителей Афин составляли рабы. "Рабы есть у всех", утверждал один из писателей. "Мы свободные, ведь живем трудом рабов", вторил ему известный оратор. Невольники трудились на полях, в мастерских, в домах граждан. Больше всего рабов использовали на серебряных рудниках, где они трудились день и ночь. Главным источником рабов была война. Многие рабы рождались уже в доме господина. Греков среди рабов было мало, ведь попавших в плен обычно выкупали родственники. В основном рабов привозили из других стран Фракии, Северного Причерноморья и Малой Азии. В Греции было несколько известных рынков рабов. В первый день каждого месяца торговали рабами и на афинской агоре. Раб поднимался на помост, и глашатай восхвалял его достоинства с целью повысить цену. Раб был совершенно бесправен. Он не имел ни имущества, ни семьи. В нем не видели человека, его называли говорящим орудием. Иногда рабы бежали от хозяев. Пойманных били плетьми и выжигали на лбу надпись: "Держи меня. Я убегаю". Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самым гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучий общественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории. Юный ученик Сократа – Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. " Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость?" - вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: " Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?" Так родилась первая философская утопия о "справедливом" (для своего времени) общественном строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие утопического социализма

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.