Рабочая программа кружка "я пчеловод". Любительская пасека Финансовый план пасеки

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образованием г. Тавда

Муниципальное казенное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Ленино

Утверждена приказом директора. от « » 2016г . № ___

Рабочая программа

Наименование учебного Я пчеловод

предмета кружок

Уровень образования Основного общего образования

Программу составили: Янкевич Анна Анатольевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка:

Пчеловод или пасечник – одна из древнейших сельских профессий. Раскопки одной из египетских пирамид свидетельствуют: египтяне свыше 5 тысяч лет назад занимались в обширных масштабах медовым промыслом, который уже тогда считался не только высокодоходным, но и очень почетным: фараонам даже присваивался титул «повелителя пчел». В одном из музеев хранится монета из древнего города Эфес, основанного во 2-м тысячелетии до нашей эры. На её лицевой стороне – пчела. В древней мифологии это насекомое – перевоплощенная богиня Артемида. По другому преданию нимфы научили Аристона – сына Аполлона мастерству пчеловождению.

ЦЕЛЬ: обеспечить необходимыми и достаточным объемом знаний и умений, позволяющим в дальнейшем использовать их на любительской пасеке.

По завершении кружка «Я пчеловод» учащиеся приобретут элементарные практические и теоретические знания в области пчеловодства, разработать и защитить проект собственного фермерского хозяйства.

Пчеловодством всю свою жизнь занимались такие великие люди, как Лев Николаевич Толстой, основатель органической химии и теории структурного строения вещества Александр Михайлович Бутлеров. Они имели обширные пасеки, на которых не только с увлечением проводили время за любимым занятием, но и постоянно внедряли что – то новое, передовое. Разведение пчел, кстати, немногих из одомашненных человеком насекомых, это не, только, одно из интереснейших занятий, но и высокодоходное дело.

Пчелы дают мёд, воск, прополис, пчелиный яд, пергу (смешанную с медом и потому надолго законсервированную пыльцу растений). Эти продукты пчеловодства весьма полезны для здоровья человека, а потому они всегда в хорошей цене. Да и само пчеловождение – это ежедневное общение с природой, пребывание на чистом воздухе, насыщенном в период медосбора неповторимым ароматом зелени и цветов, наблюдения и уход за насекомыми – этими извечными тружениками, с которых не плохо бы было нам, людям, брать пример. Поэтому, видимо, неспроста многие пчеловоды славятся отменным здоровьем уравновешенным, характером и как следствие – долголетием.

Актуальность: Предлагаемый кружок « Я – пчеловод» разработан исходя из современных потребностей сельской школы и по причине отсутствия в обращении подобных программ.

Учебный курс дает возможность учащимся расширить знания о профессиях на пороге окончания школы, призван обеспечить минимум знаний, необходимых для самостоятельной работы на любительской пасеке приусадебного хозяйства, воспитать интерес к сельскохозяйственному труду. Курс по пчеловодству поможет проверить себя и сделать свой профессиональный выбор.

При изучении курса будут использоваться современные образовательные технологии: выполнение индивидуальных творческих работ, исследовательские и практические работы, наблюдения.

В настоящей программе ставятся следующие ЗАДАЧИ:

1. В условиях предстоящего профильного обучения в 5-9 классах ориентировать учащихся на изучение естественно – научного цикла предметов, в частности биологии.

2. Через практические работы (лабораторные работы, экскурсии), опираясь на предшествующие знания по ботанике, зоологии, анатомии и гигиене человека, развить у учащихся интерес к биологическим знаниям.

3. В плане профессиональной ориентации помочь будущим выпускникам в выборе профессии и самоопределении во взрослой жизни.

4.Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет биологии на повышенном уровне.

Информационные задачи :

Сформировать у учащихся представление о пчелиной семье;

Сформировать основные навыки поведения в природе, умение вести наблюдение за насекомыми, вести записи в дневнике наблюдений, уметь работать с художественной и научной литературой (научно-публицистической литературой), рецензировать ответы.

Воспитательные задачи :

Формировать у учащихся научное мировоззрение на основе современных исследований в области изучения насекомых и в частности пчелиной семьи;

Формировать культурно-исторические знания: современные исследователи-биологи и их достижения в области изучения данного направления в биологии.

Развивающие задачи :

Развивать интеллектуальные способности учащихся;

Развивать познавательный интерес через интересные сведения дополнительной литературы.

Через исследовательскую работу: наблюдения за медоносной пчелой на пасеке, текстом, тестом и т.д.

В ходе прохождения программы кружка учащиеся углубляют знание предмета через раскрытие соответствующих каждому виду умений.

Через познавательные умения:

Систематизировать объекты по признакам;

Выявлять биологические объекты и явления;

Добывать биологические знания самостоятельно;

Устанавливать факты взаимодействия организмов и неживой природы;

Пользоваться лабораторным оборудованием для приобретения новых знаний и умений.

Через ценностно-ориентированные умения:

Систематизировать природные объекты и явления по биологическим признакам;

Анализировать собственное поведение сообразно нормам экологической этики;

Оценивать степень выраженности биологического признака.

Через преобразовательные умения:

Демонстрация алгоритма действия по практической деятельности в природе;

Решать проблемы сохранения здоровья человека и окружающей среды локального значения;

Элементы деловой игры.

Через коммуникативные умения:

Соблюдать нормы и правила поведения в природе;

Корректировать поступки людей в соответствии с нормами экологической этики;

Участвовать в беседах, диспутах биологического содержания;

Общаться с природой как общечеловеческой ценностью.

Поиски новых идей в реформировании образования в нашей стране привели в октябре 2000 года к принятию правительством РФ «Национальной доктрины образования в Российской Федерации». Доктрина дает представления об общих контурах, целях и задачах развития российского образования лишь на ближайшие годы, являясь переходной концепцией от «советской» модели образования «к рыночно-демократической». Данная Доктрина соответствует периоду развития России, связанному с выходом страны из системного кризиса, и призвана создавать условия, обеспечивающие разработку новой модели образования для ХХI века, на которую мировое сообщество решило перейти в третьем тысячелетии.

Новая система образования ориентирована на модель устойчивого развития мирового сообщества, принятая главами правительства и лидерами 179 стран мира на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года.

Свердловская область в настоящее время также принимает активное участие в разработке новой модели образования.

С целью обеспечения нового качества образовательного процесса на базе общего и дополнительного образования детей взаимодополняющими друг друга компонентами мною была создана программа курса « Я пчеловод ». Также с целью обогащения и расширения знаний по предмету биологии по курсу биологии (5-9класов), развития когнитивных способностей учащихся.

Данная программа возникла на основании многолетнего опыта наблюдения автором и изучения поведения и развития пчелиных семей.

Занятия со сверстниками и педагогом, увлеченными общим интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия, толерантности. Поскольку в основе занятий лежит личностная мотивация («мне интересно», «мне это надо» и т.д.), можно с уверенностью сказать, что данный курс:

1.способствует углублению и расширению знаний учащихся по основным предметам естественного цикла;

2.стимулирует учебно-исследовательскую активность школьников;

3.реально адаптирует учеников к определенным аспектам жизни в современных условиях.

Исходя из основной возможности и педагогической целесообразности введение данного курса важно для формирования в процессе изучения умений и способов деятельности при решении практически важных задач, продолжения профориентационной работы, осознания возможностей и способов реализации выбранного по увлечению курса.

В программе курса предусмотрены различные формы организации работы с учащимися: традиционная классно- урочная, групповая и индивидуальная через уроки, лекции, экскурсии лабораторные и практические работы, итоговую конференцию. Ученики ведут конспекты занятий, готовят доклады и сообщения, рефераты, гербарии медоносных растений.

Исходя из особенностей программы курса, а именно тесной логической связи материала с ранее полученными знаниями по ботанике, зоологии, гигиене человека, думается, что будет более целесообразна линейная структура изложения содержания, то есть, последовательное и целесообразное продвижение по мере изучения курса к конечной поставленной цели. Это соответствует культур сообразности изложения данного рода материалов.

Курс «Я пчеловод» направлен на формирование представлений о биологии медоносной пчелы. Знания по биологии пчел позволяют не только значительно расширить и систематизировать представления о биологии общественных насекомых, но и необходимы дл теоретической научно-обоснованной технологии ухода за семьями пчел.

Общепризнанно, что важнейшим прогрессивным этапом в развитии пчеловодства предшествовали крупные научные открытия в биологии медоносной пчелы. В частности, с открытием партенокарпического развития трутней у медоносной пчелы выяснились новые возможности для селекционной работы в пчеловодстве. Изучение закономерностей развития маток, трутней, рабочих пчел, вскрытие фактов сходства на ранних стадиях личиночного развития маток и рабочей пчелы, выявление возможности изменение хода онтогенеза.

    Р езультат ы освоения курса внеурочной деятельности

Освоение и расширение знаний федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в разделе «Насекомые» (Insecta).

Знание

состав пчелиной семьи

морфологические, физиологические и функциональные особенности пчел

размножение пчелиных особей и семей

жизнедеятельность пчелиной семьи в течение года, сезонные работы

виды ульев, пчеловодное оборудование, пасечные постройки

Умение

распознавать но внешним признакам пчелиную матку, трутня, рабочих пчел, определять возраст личинок, куколок и рабочих пчел, медовый запас местности

составлять медовый баланс пчелиной семьи и пасеки, график перевозки

Учащиеся должны знать:

- историю пчеловодства, перспектива развития местного пчеловодства

Требования, предъявляемые к профессии пчеловода

Виды сезонных работ на пасеке

Правила поведении на пасеке

Учащиеся должны уметь:

Работать с источниками информации

Различать вид пчелы (матку, трутня, рабочую пчелу)

Ф ормы организации и виды деятельности обучающихся : собеседования, обсуждение докладов, рефератов, самооценка по итогам анкетирования и тестирования, выставки результатов индивидуальной работы, итоговые конференции по разделу курса, защита школьных научных проектов.

Из этого следует, что только на основе прочных знаний биологии медоносной пчелы можно рассчитывать на успешное овладение техникой пчеловождения.

Введение 2 час.

Систематическое положение медоносной пчелы. Виды общественных пчел рода Apis. Пчеловод профессия древняя. Что дают нам медоносные пчелы. Ознакомление с продуктами пчеловодства. Краткая история улья, видя ульев. Видя пасек. Пасечный инвентарь. Правила поведения на пасеке.

Образ жизни медоносной пчелы - 2 часа

Понятие о пчелах. Медоносная пчела. Сообщество медоносной пчелы и его индивиды. Породы пчел разводимые на Урале.

Внешнее строение пчелы медоносной 5 часов

Головной отдел по Снодграссу, изучение швов головной капсулы. Грудной отдел (переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь, проподеум). Внутренний скелет.

Лабораторная работа №1 Внешнее строение особей пчелиной семьи (строение головы, ротовой аппарат, усики). Ножки, функции ножек. Формирование обножки.

Лабораторная работа №2 Строение ножек и крыльев особей пчелиной семьи.

Брюшной отдел. Жалоносный аппарат. Жалоносный аппарат. Пчелиный яд.

Анатомия и физиология 3 часа

Органы пищеварения. Пищеварение. Пища медоносной пчелы.

Лабораторная работа №3

Лабораторная работа № 4

Лабораторная № 5 Строение дыхательной системы пчелы

Пчелиное гнездо 4 часа

Расположение и структура сотов в естественном гнезде. Строительная деятельность пчел. Виды ячеек. Восковыделительные железы

Лабораторная работа № 6 Строение восковых зеркалец.

Тестирование по пройденному материалу.

Размножение 4 часа

Половая система трутня. Сперматогенез. Полова система матки. Половая система рабочей пчелы. Пчелы трутовки. Оогенез.

Лабораторная работа № 7

Полиморфизм 2 часа

Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Стадии (личинки, предкуколки, куколки, имаго). Обмен веществ в постэмбриональный период

Лабораторная работа № 8

Поведение 4 часа

Строение нервной системы. Органы чувств и их восприятии (механическое чувство, химическое чувство, зрение, чувство времени). Рефлексы. Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел. Ориентирование пчел в пространстве. Смена функций рабочих пчел на протяжении жизни. Ориентирование по аромату нектара, запаха. Феромоны. Пищевые контакты. Сигнальные контакты. Разделение труда. Взаимодействие с цветковыми растениями.

Годичный цикл пчелиной семьи 6 часов

Жизнедеятельность пчелиной семьи весной, сезонные работы. Особенности поведения пчелиной семьи весеннее-летний период, сезонные работы на пасеке. Летняя деятельность пчел. Роение. Медосбор. Пасечные работы. Особенности поведения пчелиной семьи осенний период. Сезонные работы на пасеке. Подготовка пчел к зиме. Физиологические особенности пчел, идущих на зимовку. Структура зимнего клуба. Активность пчел к концу зимовки. Пчелиные заболевания.Гнилец, назематоз, аскофероз, варротоз

Разработка бизнес-плана «Развитию пчеловодства в Тавдинском районе» 3 часа

Защита бизнес-плана перед аудиторией

4. Тематическое планирование

Введение 2ч.

История развития пчеловодства. Пасека. Пчеловодство.

Пчеловод профессия древняя. Краткая история улья, видя ульев. Видя пасек. Пасечный инвентарь. Правила поведения на пасеке.

Систематическое положение пчелы медоносной. Продукты пчеловодства.

Систематическое положение медоносной пчелы. Виды общественных пчел рода Apis.. Что дают нам медоносные пчелы. Ознакомление с продуктами пчеловодства.

Образ жизни медоносной пчелы 2 ч.

Медоносная пчела

Понятие о пчелах. Медоносная пчела

Породы пчел Урала

Сообщество медоносной пчелы и его индивиды. Породы пчел разводимые на Урале.

Внешнее строение пчелы медоносной 5 ч.

Строение головы пчелы медоносной

Головной отдел по Снодграссу, изучение швов головной капсулы

Строение грудного отдела пчелы медоносной

Грудной отдел (переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь, проподеум). Внутренний скелет.

Наружные покровы пчелы медоносной

Лабораторная работа №1 Внешнее строение особей пчелиной семьи (строение головы, ротовой аппарат, усики).

Органы передвижения. Крылья.

Ножки, функции ножек. Формирование обножки.

Лабораторная работа №2 Строение ножек и крыльев особей пчелиной семьи

Строение брюшка.

Брюшной отдел. Жалоносный аппарат. Пчелиный яд.

Анатомия и физиология 3 часа

Пищеварительная система

Органы пищеварения. Пища медоносной пчелы. Пищеварение. Лабораторная работа №3 Строение кишечного канала и желез.

Кровеносная и выделительная системы

Органы кровообращения и их функции. Строение и работа сердца, циркуляция гемолимфы, местные пульсирующие органы. Выделительная система и функции.

Лабораторная работа № 4 Кровеносная и выделительная системы.

Дыхательная система и газообмен

Строение дыхательной системы, процесс дыхания.

Лабораторная № 5 Строение дыхательной системы пчелы.

Пчелиное гнездо 4 ч.

Пчелиное гнездо

Расположение и структура сотов в естественном гнезде.

Пчелиное гнездо

Строительная деятельность пчел. Виды ячеек. Восковыделительные железы

Лабораторная работа № 6 Строение восковых зеркалец.

Факторы и восковыделение

Восковыделение и факторы влияющие на строительную деятельность семьи (медосбор, сила семьи, выращивание расплода, влияние матки)

Контрольное занятие

Тест по пройденному материалу

Размножение 4ч.

Органы размножения трутня

Половая система трутня. Сперматогенез.

Органы размножения матки

Половая система матки.

Половая система рабочей пчелы

Половая система рабочей пчелы. Пчелы трутовки. Оогенез

Лабораторная работа № 7 Строение половой системы особей пчелиной семьи.

Процесс спаривания

Спаривание матки с трутнем. Оплодотворение яиц и откладка их маткой.

Полиморфизм 2ч.

Стадии развитии особей пчелиной семьи

Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Стадии (личинки, предкуколки, куколки, имаго). Обмен веществ в постэмбриональный период.

Особенности развития матки и трутня

Особенности развития матки и трутня

Лабораторная работа № 8 Внешнее строение яйца, личинки, предкуколки и куколки.

Поведение 4 ч.

Нервная система

Строение нервной системы. Органы чувств и их восприятии (механическое чувство, химическое чувство, зрение, чувство времени).

Рефлекторная деятельность пчел

Рефлексы. Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел.

Ориентировка.

Ориентирование пчел в пространстве. Смена функций рабочих пчел на протяжении жизни. Ориентирование по аромату нектара, запаха.

Обучение. Формы взаимосвязи в пчелиной семье.

Феромоны. Пищевые контакты. Сигнальные контакты. Разделение труда. Взаимодействие с цветковыми растениями.

Годичный цикл пчелиной семьи 6 ч.

Особенности поведения пчелиной семьи весной

Жизнедеятельность пчелиной семьи весной, сезонные работы.

Особенности поведения пчелиной семьи весеннее-летний период

Особенности поведения пчелиной семьи весеннее-летний период, сезонные работы на пасеке.

Особенности поведения пчелиной семьи летний период

Летняя деятельность пчел. Роение. Медосбор. Пасечные работы.

Особенности поведения пчелиной семьи осенний период

Особенности поведения пчелиной семьи осенний период. Сезонные работы на пасеке.

Особенности поведения пчелиной семьи зимний период

Подготовка пчел к зиме. Физиологические особенности пчел, идущих на зимовку. Структура зимнего клуба. Активность пчел к концу зимовки.

Пчелиные заболевания

Пчелиные заболевания. Гнилец, назематоз, аскофероз, варротоз

Разработка бизнес-плана «Развитие пчеловодства в Тавдинском районе»

Бизнес-план

Составление и разработка бизнес-плана

Бизнес-план

Составление и разработка бизнес-плана

Бизнес-план

Защита бизнес-плана перед аудиторией

У пчел существует свой ежегодный цикл, в котором все строго распланировано и находится в полном соответствии с природой. Поэтому пчеловод, чтобы не вносить хаоса в пчелиную жизнь своим вмешательством, должен придерживаться графика жизни пчелосемьи. Для этого существует календарь пчеловода, и не обязательно на бумаге, а большей частью в голове каждого пасечника, знающего и уважающего уклад жизни этих разумных насекомых.

В течение года у пчеловода очень много работы по уходу за пчелами. Это в большей мере касается тех, кто занимается промышленным пчеловождением.

Календарь жизни пчел и работ пчеловода

Начало отсчета нового года пчелиной семьи начинается в феврале, после выхода из зимовки, с первого очистительного облета.

Февраль

В феврале начинается кладка яиц маткой, но делает она это вяло и неактивно. Температура воздуха в гнезде поддерживается на уровне 35 °C: так нужно для развития появляющегося расплода.

За время зимовки в организме пчел накопилось много отходов, их беспокоящих. Для этого и нужен сверхранний облет, который организует пчеловод для облегчения состояния пчел после долгой зимы.

Для вылета пчел из гнезда в феврале пчеловод очищает пространство перед ульем от снега или покрывает его соломой. Если пчелы зимуют в омшанике, то пчеловод готовит ульи к выставке из зимовника.

Март

В марте пчеловоду нужно провести беглый осмотр пчелосемей, для того чтобы определить силу семьи после зимовки, количество корма, определить, есть ли матка в гнезде, не погибла ли она (это видно по наличию расплода).

После осмотра обязательно проводится очищение дна в улье для удаления подмора. Для того чтобы сподвигнуть матку на более активную яйцекладку, пчеловод добавляет в гнездо корма: мед, а если его нет, то тесто из меда и сахарной пудры, приготовленное в пропорции 1 к 4 (к 1 кг меда добавляют 4 кг пудры и 100 мл воды, так готовят канди). Тесто в полиэтиленовом пакете пчеловод выкладывает сверху на рамки, и пчелы постепенно его разбирают.

Апрель

В апреле проводится основная проверка гнезд на пасеке (ревизия), и по ее результатам пчеловод предпринимает дальнейшие действия по наращиванию семей. Семьи обеспечиваются пергой, медом и белковым кормом. Ульи полностью комплектуются рамками с сушью и вощиной. Ставятся поилки с водой и весы для контрольного улья.

Ульи, освобожденные от пчел, очищаются и дезинфицируются. Как правило, чистка гнезд проводится в одно время с ревизией, чтобы лишний раз не беспокоить насекомых. После этого пчеловод чистит рамки. Годные соты убирает на хранение, а старые перетапливает на воск.

Также принимают меры для утепления гнезда, если холодно. Тепловой режим можно держать на нужном уровне путем сокращения гнезда. При сокращении гнезда оставляют минимальное количество рамок, так, чтобы все они были покрыты пчелами. Так семье легче поддерживать тепло в гнезде. Проводят ограничение пчелиных гнезд по Блинову.

Май

Пчеловод расширяет гнезда на пасеке, проводит ветеринарное обследование пчелосемей на наличие болезней, оценивает маток, выводит молодых, проводит образование новых семей.

По выводу новых маток пчеловод в мае придерживается отдельного календаря. При выведении маток ведется учет происхождения личинок и маточников. При выполнении этой работы у пчеловода будет в наличии полная информация о своих матках.

В гнезде в это время должен быть белковый корм. Для этого пчеловод готовит медово-перговое тесто (пропорция 1:4) и выкладывает подкормку на рамки перед тем, как выставить прививочную рамку.

При расширении гнезда берутся маломедные соты, одновременно пополняются запасы корма. Пустые ячейки в сотах поливают медовой сытой. Это побуждает пчел к чистке ячеек, а матку – к активной кладке.

Пчелосемьи быстро нарастают, перезимовавшие пчелы сменяются молодыми. Семьи быстро растут, пчел рождается гораздо большее количество, чем гибнет. Некоторые пчеловоды начинают формирование отводков с 10 до 20 мая.

Июнь

Пчелосемьи сильно увеличились, и если пчеловод вовремя не расширит гнезда и не применит другие методы для остановки роения, то начнется роевая пора. Этот процесс сильно сказывается на медосборе. Пчеловод проводит работы по расширению гнезд, формирует отводки, загружает пчел работой на медосборе, на отстраивании сот, убирает старых маток.

Для предотвращения роения до того, как пчелы перейдут в роевое состояние, пчеловод проводит искусственное роение, применяя следующие методы:

  • деления семьи,
  • налет на матку,
  • формирование отводков.

Цебро В.П. предложил жесткий календарь работ на пасеке, направленных на безроевое пчеловождение. Соблюдение такого графика работ называется методом Цебро.

Июль

В это время пчеловод выполняет работы по поддержанию силы семьи на высоком уровне.

В июле пчеловод вывозит пчел на кочевые места, туда, где много разнообразных медоносных растений и пчелоопыляемых. Добавляет дополнительные соты в гнезда.

Пчелы затрачивают много энергии на переработку нектара, на его осушение, на вентилирование гнезда, выезд на кочевку осуществляется для того, чтобы облегчить жизнь пчелам в этот период.

Август

Во время окончания взятка пчелы перестают кормить трутней, а затем совсем выгоняют их из гнезда.

Пчеловод предварительно начинает готовиться к зиме на пасеке: ремонтирует омшаник, при необходимости, снимает магазинные надставки и убирает корпуса. Производится наращивание силы семьи, ведется учет запасов корма, при нехватке корма запасы пополняются.

Пчеловод удаляет недостроенные рамки и рамки с искусственной вощиной, уменьшает ширину летка и заделывает щели в ульях.

Сентябрь

Проводится осенняя проверка состояния гнезд на пасеке. Пчеловод оценивает количество личинок, запасы корма. Проводятся мероприятия по усилению семьи и дополнительному выводу пчел к зиме.

В гнезда ставятся заготовленные в зиму рамки с пергой и медом. Соты, освободившиеся от расплода, убираются из гнезда. Готовится сахарный сироп для подкормки пчел в зиму, раскладывается в пакетах по 900 м на рамки на день. В последнее кормление пчелам дается препарат от нозематоза.

Происходит биологический процесс формирования «зимних» пчел. Такая пчела должна прожить не менее полугода, чтобы перезимовать, а затем воспитать первый расплод. Тело пчелы готовится к зимовке: происходить процесс удаления влаги, накапливаются в организме питательные вещества, также развиваются железы глоточные, тело накапливает жир.

Октябрь

Температура на пасеке опускается ниже 12 градусов. Пчелы начинают собираться в клуб. В дневные часы, когда еще достаточно тепло, клуб распадается, пчелы вылетают для очищения, а возвращаясь, опять образуют клуб.

Для образования клуба пчеловод ставит в самом низу улья пустые соты, на них и собирается клуб, сверху ставятся соты с кормом.

Пчеловод готовится к зимовке: убирает магазинные надставки до следующего лета, лишние корпуса, сортирует соты, старые и испорченные перетапливает на воск, проверяет и консервирует оборудование для кочевки.

Ноябрь

Обрабатываются сотовые рамки от восковой моли, готовятся ульи и приобретаются рамки к следующему сезону, проверяется состояние ульев и инвентаря на пасеке.

Декабрь

Пчеловод продолжает работу по утеплению ульев в зависимости от состояния пчел и климатических условий местности. Ульи присыпают снегом, летки прикрываются. В зависимости от климата во второй половине декабря ульи заносятся в зимовник, при условии зимовки пчел в омшанике.

Январь

В январе пчелы находятся в клубе, поддерживая при этом температуру от 14 °C до 25 °C. На поверхности клуба поддерживается температура около 6 °C. Пчелы постоянно перемещаются с поверхности клуба в центр. Ход зимовки семей на пасеке можно держать под контролем, определяя количество подмора.

Пчеловод выполнил свою задачу по обеспечению семей кормом (медом и пергой), благодаря этому пчелы поддерживают нужную температуру в гнезде.

К сведению, все вопросы пчеловода гарантировано решат методы пчеловождения Владимира Петровича Цебро. Его способы содержания семей в трехкорпусных ульях на пасеке, годовой календарь пчеловода, методы зимовки идеально подходят пасечникам-новичкам.

Начальное вложение средств составляет 518000 рублей. Согласно представленному здесь бизнес-плану пчеловодства (пасеки), чистая прибыль в пределах 58,6 процентов годовых.

Мед – это продукт, который издавна считается самым полезным и пользующимся спросом у населения нашей страны, однако российский рынок только на половину удовлетворяет эту потребность, вторая половина – это зарубежные поставки от китайского производителя. Поэтому организация частного бизнеса в пчеловодческом деле будет перспективным решением. Предлагаем проанализировать бизнес-план пасечного угодья, разобраться с затратами, рисками, с ожидаемой прибылью и сбытом продукции.

Описание и цели проекта

Мед – это продукт, который известен человечеству, как полезнейший деликатес, обладающий противовоспалительными и антибактериальными свойствами, содержащий массу минеральных веществ и ферментов. Он восстанавливает силы и тонизирует организм.

Цель проекта – открытие частной пасеки.

Описание рынка сбыта

Российский рынок представляет около 300000 тонн меда в год, однако российское производство позволяет получить только 150000 тонн. Это связанно с нехваткой квалифицированных кадров, так как ни один ВУЗ нашей страны не подготавливает специалистов-пчеловодов. Китайский мед всегда ставится под сомнение из-за широкого использования генетически модифицированных культур. Низкое качество зарубежного (китайского) меда привели к ограничению поставок в США (основной покупатель).

Мед используется не только для домашнего потребления. Большое его количество применяется при производстве продуктов питания, кондитерских изделиях, в качестве заменителя сахара. Поэтому изделия, включающие в свой состав мед, считаются более качественными и полезными для потребителя.

Сегодня, основными поставщиками продукта на российском рынке стали частные пасеки.

Организационный этап

Первый шаг – это закупка готовых ульев. Средняя стоимость одного составит около 3000 рублей. Кроме этого, потребуется приобрести полноценную пчелиную семью, стоимость которой составит 2000 рублей. Помимо меда пчелы способны производить медовуху, пыльцу, прополис. За сезон (май-август) с пасеки собирается до 7 тонн меда.

Итак, основные компоненты пасеки – это пчелосемьи и пчелиные улья. Также потребуются дополнительные средства в работе – это инвентарь, спецодежда, пчеловода. Дополнительные затраты составят примерно 18000 рублей.

Персонал

Организовывают пчелиные угодья обычно пчеловоды-любители, у которых дело пчеловода передается от отца к сыну. Но привлечение сотрудников со стороны тоже будет необходимо. Для производства потребуется внештатный бухгалтер с заработной платой 6000 рублей и 2 пасечника с окладом 30000 рублей. Для поиска опытных пчеловодов можно обратиться в общество пчеловодов. Хороший оклад, это отличное средство для привлечения к работе опытного пчеловода, но будет правильным предлагать не найм, а скорее деловое сотрудничество. Такой вариант пчеловодства имеет ряд преимуществ. Партнер окажет вам не только квалифицированные услуги, но и поможет в организации селекционных пчелосемей, количество меда от которых увеличится на 25-30%.

Ценообразование на мед

Так как 1 кг меда на рынке оценивается в 150 рублей, соответственно годовой объем прибыли частной пасеки по пчеловодству составит 1 млн. 50 тыс. рублей. Единовременные затраты составят 518000 рублей, из них: на приобретение ульев пойдет 300000 рублей; на инвентарь – 18000 рублей; закупка пчелосемей – 200000 рублей.

Для пчеловодства и реализации меда следует рассматривать не только частных потребителей. Стоит попытаться заключить контракты и с кондитерскими фабриками, аптеками.

Данный бизнес-план пасеки и пчеловодства рассчитан на ежегодное увеличение пчелосемей и количества ульев. Поэтому для сбыта продукции нужен будет постоянный поиск заказчиков. Этим делом может заняться агент, но для того, чтобы поручить ему это, нужно будет установить свои фиксированные цены.

Финансовые показатели

Пчеловодство относится к сезонному бизнесу, поэтому расчет проекта отражает среднюю прибыль. В осенне-зимний период уход за ульями минимальный, но по финансовым параметрам закладывается 3000 рублей за услуги пчеловода, который занимается мониторингом состояния пчелосемей.

Месяц Доход Расход Прибыль Нарастающая прибыль
1 0 518 000 -518 000 -518 000
2 0 3000 -3000 -521 000
3 0 3000 -3000 -524 000
4 0 3000 -3000 -527 000
5 262 500 36 000 262 500 -300 500
6 262 500 36 000 262 500 -74 000
7 262 500 36 000 262 500 152 500
8 262 500 36 000 262 500 379 000
9 0 3000 -3000 376 000
10 0 3000 -3000 373 000
11 0 3000 -3000 370 000
12 0 3000 -3000 367 000
Итого: 304 000 руб. (за вычетом налогов)

Сумма налоговых отчислений составит 6% от общего дохода или 63000 рублей.

Риски

Основной проблемой в индустрии пчеловодства являются плохие погодные условия. Засухи или дожди могут негативно отразиться на сборе меда. Минимизировать данный риск помогает кочевой метод перемещения ульев переезжающих в наиболее благоприятную местность. Такой метод позволит увеличить объем продукции до 40кг меда с каждого улья. Но появятся транспортные расходы и затраты на аренду грузового автомобиля для перевозки «пчелиных домов». Кочевой метод популярен среди пчеловодов России, так как он позволяет увеличить объем получаемой продукции от пчеловодства и возможность скооперироваться для совместной стоянки с другими предпринимателями.

Арендная плата за размещение ульев с пчеловодов, зачастую, не берется.

Пчелы обеспечивают опыление культур, поэтому фермеры крайне заинтересованы в пчеловодстве. На западе, к примеру, фермеры оплачивают пчеловодам до 20% от общего дохода за опыление пчелами их культур. Получив разрешение местного лесничества, возможно размещение пчелиных ульев и в лесном массиве. Лесное хозяйство также охотно сотрудничает с частными пчеловодами.

Надеемся, что готовый пример бизнес-плана пчеловодства поможет вам открыть свою пасеку.

Большинство пчеловодов-любителей содержат свои маленькие пасеки в стесненных условиях садовых кооперативов. В пору огородной страды, когда кругом соседи, приходится решать, как обезопасить их от пчел, нередко склонных к злобивости и ройливости.

Очень важно сосредоточить работу летных пчел на низких высотах в одном месте. Для этого нужно поставить ульи компактно, предварительно определив главное направление лёта. Такую возможность дает линейное размещение, которое применяю с 1994 г. Кроме того, когда ульи расположены в ряд на двух брусьях, то их значительно удобнее обслуживать, чем когда они стоят отдельно на подставках. Все под рукой: дымарь, холстики, инструмент лежат на крышах соседних ульев; ящик пчеловода и прочее - на брусьях.


Сдвигая улей по брусьям в сторону, весной можно переставить его на чистое дно, а летом - добавить новый улей для увеличения пасеки или деления семьи на пол-лета. Если летки ульев направлены в одну сторону, можно с одной точки наблюдать за летной активностью и облетами десятков семей. За линией пчелиных семей можно сделать дорожку из плитки или досок, чтобы пчеловоду было удобнее работать. Я такую дорожку сделал пока только за третьей линией.

Еще с 1988 г. стал применять ряд приемов для снижения злобивости пчел: выбраковывал агрессивные семьи, заменял в них маток, переставлял их ульи подальше от соседей, оберегал каждую пчелу при осмотрах, работая предельно аккуратно. Однако все впустую.

Перелом наступил в 1998 г., когда начал подсаживать в злобивые семьи маток приокской породной группы среднерусской породы, купленных в Краснополянской опытной станции пчеловодства. Благодаря такому приему за минувшие шесть сезонов медовая продуктивность пасеки не снизилась, а люди и пчелы теперь могут работать рядом.

Вместе с тем ройливость на моей пасеке до 2000 г. продолжала быть высокой. Приходилось беспокоить соседей, снимая рои с их яблонь. Кроме того, во время роения в семьях накапливается большое число бездеятельных молодых пчел, которые гроздьями висят на рамках. Начал расширять гнезда семей, вошедших в роевое состояние, но это не всегда помогает: из 20–22 семей теперь удается уберечь от него 16–18.

Делаю это так. Ставлю на семью, в роевом настроении, еще один-два корпуса (использую ульи Дадана) и распределяю по ним рамки из гнезда, расставляя между ними медовые, с вощиной и сотовые, все маточники при этом удаляю. Грозди пчел под рамками немедленно исчезают, начинается активное строительство сотов, матка откладывает яйца на сотовых рамках, стоящих между расплодом. На следующий день в 14–16 ч пчелы этой семьи уже дружно облетаются. Она быстро растет и при наличии качественной матки к главному медосбору занимает уже три корпуса.

Пчелиным семьям с хорошими молодыми матками бывает достаточно одного расширения, чтобы они работали не роясь. Ройливые семьи нуждаются в двух-трех.

Целью настоящего проекта является производство экологически чистых продуктов пчеловодства на основе разведения пчелосемей. Предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение потребительского спроса населения.

Основной вид деятельности:

  • разведение пчелосемей;
  • получение продуктов пчеловодства.

Общая стоимость проекта составляет 60000 рублей.

Чистая прибыль за 1 год - 21290 руб., за 2 год - 203999 руб.

Рентабельность продаж первого года - 37 %.

Рентабельность продаж второго года - 53 %.

Срок окупаемости проекта: 2,8 года.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Пчеловодство - одно из древнейших занятий человека. Исследователями установлено, что на Руси им занимались еще в XI веке. В начале люди использовали мёд только для питания, затем и для лечения. Позже было найдено применение и воску. Оба продукта в настоящее время являются важнейшим сырьем пищевой, фармацевтической и радиоэлектронной промышленности. После того как были открыты лечебные свойства яда насекомых и найден способ его получения в чистом виде, люди стали проявлять к пчёлам ещё больше интереса.

Пасека - производственная единица пчелофермы или пчеловодного хозяйства, пасечная территория, на которой размещены ульи с семьями пчёл, пасечные постройки и пчеловодные сооружения. Большое значение имеют хорошие подъездные дороги, наличие питьевых источников, а также микроклимат, свойственный естественной среде обитания пчел. Располагают пасеку вблизи массивов медоносов, на сухом ровном месте с небольшим уклоном для стока талых и дождевых вод, хорошо защищенном от ветров и солнцепёка деревьями, кустарником. Нельзя размещать пасеку вблизи больших рек и озер, особенно если на противоположной стороне реки или озера расположены массивы медоносов. Пасека не должна находиться поблизости от проезжих дорог, скотных дворов, общественных мест, предприятий, перерабатывающих сахаристые вещества, а также на перелетах (в местах, где на пути к медоносам пчёлы перелетают другие пасеки). Очень важно размещать пасеки в радиусе надёжной пространственной изоляции (5-7 км). Это даст возможность пчеловоду (в том случае, если на пасеках нет заразных заболеваний) использовать общие кормушки.

Ульи на пасеке размещают из расчета 20-40 м2 на пчелиную семью; расставляют их рядами в шахматном порядке - на расстоянии 6 м один от другого и не менее 4 м между рядами, или группами по 3-5 ульев, или попарно, но летками в разные стороны. Устанавливают ульи на подставках или колышках с небольшим уклоном вперед, чтобы в летки не затекала дождевая вода. На пасеках приусадебного типа ульи расставляют более уплотненно. Так, на участке площадью 3×5 м в павильоне могут находиться одновременно до 15 пчелиных семей.

Установлено, что на обслуживание одной пчелиной семьи в течение одного года требуется 834 минуты. Для обслуживания 10 пчелиных семей в течение одной недели в весенне-летний период требуется 5-6 часов. Практика пчеловодов показывает, что высоких медосборов можно добиться при условии сохранения сильных пчелиных семей. Сильная семья легче переносит неблагоприятные погодные условия, зимовку, более устойчива к заболеваниям. Сильная семья выращивает потомство, лучшее по качеству, более выносливое. Поскольку в сильной семье большие группы пчел находятся в разных физиологических состояниях, она более тонко реагирует на изменения внешней среды, лучше использует взяток. И, как следствие, собирает больше мёда и выделяет больше воска, качественнее опыляет сельскохозяйственные культуры.

Сильные семьи - это результат круглогодичной работы пчеловода. Иметь полноценные пчелиные семьи весной можно лишь в том случае, если помочь им выйти из зимовки без потерь, жизнедеятельными (для этого в первую очередь надо правильно подготовить пчёл к обитанию в зимних условиях и организовать их зимовку). В весенне-летний период необходимо создать им все условия для выращивания сильного, полноценного, хорошо развитого потомства, регулярно в течение всего сезона обеспечивать им устойчивый и обильный взяток, поддерживать в семьях работоспособное состояние.

Огромный недобор меда получается на пасеках из-за того, что мало применяется кочёвка пасек к медоносам. Ценность этого мероприятия давно известна, применение его даёт огромный эффект. Чтобы получать от пчелиных семей много мёда и воска, надо, помимо всего прочего, обеспечить пчёл соответствующим пастбищем, которое давало бы им возможность собирать достаточно нектара. Если же хорошего пастбища нет, то как бы ни был опытен пчеловод и как бы ни были сильны пчелиные семьи, пчелы много нектара в улей не внесут - им негде его будет взять. Пчеловоды должны заранее составлять планы кочёвок пчел в целях опыления сельскохозяйственных культур и использования медоносных угодий. Основательно подготовиться к кочевке с пчелами, начиная с ранней весны, поможет календарь цветения медоносов на тех угодьях, куда намечено перевозить пчёл для сбора нектара. Все это в свою очередь поможет точно определить наиболее подходящие сроки роения и наращивания пчел, чтобы возможно производительнее использовать их на главном взятке. Кочёвка пасеки на медоносы может быть организована каждым пчеловодом, а польза от кочевки пасеки очень большая: кочующая пасека всегда дает мёда больше, чем пасеки, весь сезон стоящие на одном точке.

Деятельность разделяется на следующие этапы:

  • оборудовать пасеку на 8 пчелосемей;
  • за сезон 8 пчелосемей дадут 280 килограмм продукции в виде меда;
  • также планируется получать сопутствующие продукты - прополис, воск, пыльцу.
  • довести пасеку на 2-ой сезон до 53 пчелосемей.

При благополучном медоносе планируется получить с каждой пчелосемьи в среднем по 35 кг мёда за сезон. В 1-й год осуществления деятельности планируестся реализовать мёд от 8 пчелосемей общим весом 280 кг. Цена на производимый мною 1 кг мёда планируется в среднем 200 рублей.

Описание продукции

Мёд пчелиный - продукт питания, представляющий собой частично переваренный в зобе медоносной пчелы нектар. Мёд содержит 13-20 % воды, 75-80 % углеводов (глюкоза, фруктоза, сахароза), витамины В1, В2, В6, Е, К, С, провитамин А-каротин, фолиевую кислоту. Особый вкус и аромат мёда, наряду с его полезностью, заставляет многих людей предпочитать именно мёд всем другим подсластителям.

Товарные виды мёда

По товарному виду мёд разделяют на центробежный и сотовый. Центробежный мёд получают при выкачке его из ячеек сотов с помощью медого́нки.

Сотовый мёд - мёд, не извлечённый из восковых сотов, продаётся рамками или небольшими прямоугольными вырезками. Внутри сота мёд может быть как жидким, так и севшим. Торговля сотовым мёдом имеет в нашей стране меньший оборот, это объясняется:

  • более высокой ценой такого мёда за килограмм;
  • неудобством транспортировки;
  • потерей ценного продукта - воска;
  • сложностью получения товарного сотового мёда.

Качественный сотовый мёд должен иметь сплошную печатку (все ячейки запечатаны восковыми крышечками сплошь). Белого или светло- жёлтого цвета должна быть не только печатка мёда, но и собственно сот.

Виды мёда по консистенции

По консистенции центробежный мёд может быть жидким или закристаллизовавшимся («севшим»). Жидкий мёд - нормальное состояние свежего мёда после откачки из сотов (обычно мёд текущего пчеловодного сезона). Жидкий мёд имеет разную степень густоты (вязкости). Вязкость мёда зависит от бо́льшего или меньшего содержания в нём воды и отчасти от температуры окружающего воздуха. Жидкий мёд может получаться также нагреванием закристализовавшегося мёда, при этом могут теряться некоторые полезные свойства мёда. Слишком жидкий мёд может свидетельствовать о недостаточной выдержке его в сотах, его называют «незрелым».

Закристаллизовавшийся («севший») мёд образуется естественным путём из жидкого мёда при перепадах температуры. Севший мёд не теряет своих свойств в результате кристаллизации. В севшем мёде в зависимости от величины кристаллов различают крупнозернистую, мелкозернистую и салообразную садку. В крупнозернистом мёде сростки кристаллов сахара бывают более 0,5 мм в диаметре, в мелкозернистом - менее 0,5 мм, но ещё различимы невооружённым глазом.

Виды мёда по цвету, прозрачности, вкусу и запаху

По цвету мёд делят на светлый и тёмный с многочисленными переходными оттенками от белого до красновато-коричневого. Цвет мёда зависит от растений, из нектара которых получен мёд: относительно светлые мёда получаются из соцветий липы, подсолнечника, акации и др., относительно тёмные - из гречихи, молочая и др.

Прозрачность жидкого мёда зависит, прежде всего, от количества попавшей в мёд при откачке перги. Мёд может мутнеть и в результате начавшегося процесса его кристаллизации. Мёд, собранный пчёлами с одного определённого растения, имеет обычно свой характерный вкус и аромат. Для получения ходового цвета и аромата разные виды мёда могут смешиваться в ходе предпродажной подготовки.

Пчелиный воск - продукт жизнедеятельности пчёл, сложное органическое соединение. Пчелиный воск выделяется специальными железами медоносных пчёл, из него пчёлы строят соты. Представляет собой твёрдое вещество от белого до жёлто-бурого цвета с характерным медовым запахом. При температуре 35 °C он становится пластичным. В состав воска входит около 50 различных химических соединении, среди них сложные эфиры (до 75 %), предельные углеводороды (11-17 %), свободные жирные кислоты (13-15 %), вода - до 2,5%. Пчелиный воск обладает сильными бактерицидными свойствами. Он используется для производства фармацевтических препаратов, при лечении ран, ожогов, язв, воспалительных процессов кожи и слизистых оболочек.

Про́по́лис - пчелиный клей, уза - тёмное смолистое вещество, вырабатываемое пчёлами для замазывания щелей и изоляции посторонних предметов в улье. Прополис - это не просто смола растений, которую собирают пчелы, насекомые модифицируют своими ферментами собранные с весенних почек деревьев (тополь, ольха, берёза и др.) клейкие вещества. Пчеловоды собирают прополис специальными решётками, или про- сто соскабливают его с рамок и стенок. С каждого улья в сезон собирают 50–150 г прополиса. Некоторые пчеловоды переплавляют собранный прополис на водяной бане, отделяя от механических примесей; при этом он практически полностью сохраняет свои свойства. Прополис содержит более 50 органических компонентов и минеральных элементов (калий, кальций, фосфор, натрий, магний, сера, хлор, алюминий, ванадий, железо, марганец, цинк, медь, кремний, стронций, селен, цирконий, ртуть, фтор, сурьма, кобальт и др., в повышенных количествах - цинк и марганец), около 10 жизненно важных витаминов, в том числе В1, В2, В6, Витамин А, Е, никотиновая, пантотеновая кислоты и др., 17 аминокислот (аспарагин, глутамин, триптофан, фенилаланин, лейцин, цистин, метионин, валин, гликокол, гистидин, аргинин, пролин, тирозин, треонин, аланин, лилизин).

3. Продажи и маркетинг

4. План производства

Общая стоимость проекта составляет 60000 рублей, из них:

  • субсидия (финансовая помощь) на реализацию бизнес проекта, предоставляемая центром занятости населения - 58000 рублей;
  • собственные средства - 2000 рублей.

На средства, полученные от Центра занятости, приобретается необходимое оборудование, материалы и изготавливаются 8 ульев.

Для производства пчелиного мёда планируется приобрести:

Необходимое оборудование, материалы

№ п/п

Наименование

Кол-во

Цена за 1 ед. в руб.

Сумма в руб

Медогонка

Доски на изготовление ульев и рамок

Пчелосемья

Стамеска

Проволока

4 катушки

Пыльцеуловитель

Кормушки

Спецодежда

Фильтр медовый

Сетка разделительная

Щётка пасечная

Комбинированный каток

Вилка для распечатывания медовых рамок

Загродительная решетка

Прополиса сборник

Маточная клеточка

Итого

На второй год планируется увеличить количество пчелосемей до 53.

Схема размножения пасеки из 3-10 пчелосемей

Количество семей

Деление семей шт.

Основные

Результат

Таблица служит ориентиром пчелоразведенческой деятельности, определяет средние показатели для нормальной средней пасеки. Структурная схема ускоренного размножения пчелосемей даёт более точное наглядное представление этого метода.

Структурная схема ускоренного размножения пчелосемей

В основе ускоренного размножения лежит принцип деления пчелосемей и участия в размножении всё большего и большего числа маток. Молодые матки ведут довольно долго кладку яиц. Для продления периода яйцекладки и увлечения расплодной площади гнезда, необходимо семьи держать сжатыми, 8-9мм. По структурной схеме видно, что у пчеловода имеется возможность произвести третий деления - создания дополнительных, новых молодых семей. Для этого создаются сборные отводки из 3-4 семеек с плодными матками. Из каждой молодой семьи отбирается по одной рамке с печатным расплодом, подсаживается молодая матка. Этим семьям во второй половине августа придётся подставлять медовые кормовые рамки за счёт основных семей, в среднем 3-4 рамки и дать подкормку −7-8 л сиропа на каждую. Как правило, молодые матки зимуют очень хорошо.

5. Организационная структура

Предпринимательская деятельность регистрируется в налоговых органах в качестве ИП. Стоимость регистрации на получение свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - 800 рублей.

Персонал: В начале деятельности планируется обойтись малым количеством персонала. Основную работу предприниматель может взять на себя. Во время вывоза пасеки на кочевку планируется нанять дополнительно 4 рабочих. Привлечения наёмных работников в количестве 2 человек планируется на время кочевки пасеки.

6. Финансовый план

Специфика работы: Пчеловодство имеет сезонный характер. Сезон у пчеловода длится с апреля по октябрь. С середины июня до августа включительно продолжается сезон медосбора.

План доходов

Всего

1 год

Всего

2 год

Мёд (кг)

Цена (руб.)

Выручка (руб.)

Воск (кг)

Цена (руб.)

Выручка (руб.)

Прополис (кг.)

Цена (руб.)

Выручка (руб.)

Цветочная пыльца (кг)

Цена (руб.)

Выручка (руб.)

Итого

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (статья 346.4 НК РФ), ставка налога 15%. С момента регистрации нужно платить взносы в ПФР на пенсионное страхование и в ФФОМС на медицинское страхование- 23 153.33 рубля. Из этой суммы часть нужно перечислить в ПФР - 19 356.48 рублей, а остальную часть в ФФОМС - 3 796.85 рублей.

План расходов

Всего

1 год

Всего

2 год

Корма

Лекарства

Заработная плата

Страховые взносы


Транспортные расходы

Изготовление ульев рамок

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.