Реестр субъектов малых предпринимателей. Кто относится к субъектам малого предпринимательства по закону? Какие документы подтверждают субъект малого предпринимательства

Государственные закупки - это федеральная система размещения заказов для муниципальных или государственных нужд. Здесь заявлены большие объёмы для поставщиков товаров и исполнителей услуг, а малый бизнес пользуется в конкурсном отборе особыми привилегиями. В этой статье вы найдёте образец декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, который надо подавать при участии в торгах вместе с другими документами.

Кто относится к субъектам малого бизнеса

Декларация о принадлежности к СМП (субъекту малого предпринимательства), согласно требованиям по 44 ФЗ, подготавливается в свободной форме. Вы можете скачать наш образец, актуальный для 2018 года, или составить свой вариант, однако, с 1 августа 2016 ситуация изменилась.

В середине 2016 года Федеральная налоговая служба разработала российский . Теперь информация о соответствии критериям СМП доступна государственным заказчикам и любым заинтересованным лицам. Сведения из Реестра находятся в открытом доступе, чтобы получить их, достаточно указать в строке поиска ИНН или наименование организации (полное имя ИП).

Информация из реестра формируется в виде файла формата PDF или Excel и включает в себя такие данные:

  • наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения и ИНН;
  • категория субъекта МСП;
  • все коды деятельности по ОКВЭД.

По заявлению бизнесмена в реестр можно также добавить его полные контактные данные, информацию о производимой продукции, об участии в госзакупках и заключении контрактов.

В Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2016 г. N 719 говорится, что декларация о соответствии участника торгов субъектам малого предпринимательства уже не является обязательной. Для подтверждения этого статуса достаточно представить сведения из Единого реестра. Более того, в Постановлении прямо сказано, что заказчик не вправе требовать иного подтверждения, если данные участника торгов есть в реестре.

Однако может сложиться ситуация, что сведения о бизнесмене не внесены в реестр или они искажены. В этом случае единственный вариант подтверждения - декларация СМП в свободной форме.

Вам понадобится

  • - заявление на внесение в реестр, при необходимости с приложениями;
  • - выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • - коды статистики (для юрлиц);
  • - сведения о среднесписочной численности работников с отметкой налоговой инспекции за прошлый год;
  • - налоговая отчетность или декларация фирмы или предпринимателя за прошлый год с отметкой налоговой;
  • - выписка из реестра акционеров (только для ЗАО и ОАО);
  • - доверенность;
  • - паспорт.

Инструкция

Заполните заявление о включении в реестр. Вы можете найти его в интернете на сайтах структур по поддержке предпринимательства (в Москве департамент поддержки малого и среднего бизнеса или центры поддержки предпринимательства административных округов). При наличии филиалов и представительств заполните также соответствующее приложение к заявлению. Для внесения в реестр юрлица нужно также заполнить приложения для сведений об учредителях и формах бухгалтерской отчетности.

Подготовьте доверенность на представителя, который будет подавать документы в службу одного окна департамента поддержки малого бизнеса. Для фирм она обязательна, предприниматели, если подают документы сами, могут обойтись без доверенности. Нотариальное заверение не требуется, достаточно или предпринимателя и печати.

Соберите пакет необходимых документов. В основном это документация, которая уже находится на руках у представителей фирмы или предпринимателя: - отчетность в налоговую и сведения о среднесписочной численности работников с отметкой налоговой;- коды статистики (только для фирм);- реестра акционеров (только для ЗАО и ОАО). Вам потребуется взять актуальную выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, так как срок ее действия ограничен. Большинство документов предоставляются в оригинале для сверки и возвращаются заявителю. В службе одного окна остается только заявление и доверенность.

Весь пакет документов отнесите в приемные часы с службу одного окна департамента поддержки малого и среднего предпринимательства в своем округе. Обычно они находятся в том же помещении, что и окружной центр поддержки предпринимательства. Точные адреса и часы работы можно найти на сайте департамента или окружного ЦРП.

Если документы в порядке, в названный сотрудником службы срок вы получите свидетельство о включении в реестр. Стадию готовности свидетельства вы можете отследить на сайте ЦРП своего округа.

Обратите внимание

Главная выгода для малого и среднего бизнеса - возможность применения упрощенной системы налогообложения. Однако для перехода на нее подтверждать статус малого предприятия не нужно. Достаточно подать заявление установленной формы в налоговую - оптимально сразу при подаче документов на регистрацию фирмы или ИП. Критерии возможности применения упрощенки несколько строже, чем отнесения к малым предприятиям.
Каких-либо ощутимых преимуществ пребывание предприятия в реестре малого и среднего бизнеса не дает.

Совет 2: Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Субъекты частного предпринимательства могут быть классифицированы на субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства по определенным критериям. Эти критерии определяются в законодательном порядке.

Как выявить статус субъекта предпринимательства?

Предпринимателю следует в процессе регистрации бизнеса сам выбирать статус формируемого предприятия. Но при этом он должен придерживаться требований и условий, предписанных законом. В противном случае, статус просто будет утрачен.

Статус субъекта предпринимательства обычно подвергается серьезному воздействию таких параметров, как: среднегодовая численность работников, разновидности деятельности и стоимость активов за определенный период времени. Если говорить о списочной численности работников за год, то она выявляется путем суммирования численности работников за прошедшие месяцы и отчетного года. Соответственно полученную сумму нужно будет разделить на двенадцать.

Для правильного выявления среднегодовой стоимости активов, бухгалтерии необходимо суммировать стоимость активов на первое число каждого месяца и разделить это число на тринадцать. В результате получится нужная сумма.

Разновидности субъектов малого предпринимательства

Субъект частного предпринимательства может относиться к одной из трех существующих категорий субъектов. Итак, к субъектам малого предпринимательства причисляют: индивидуальных предпринимателей со среднегодовой численностью сотрудников, которая не превышает пятьдесят человек; юридических лиц со среднегодовой стоимостью активов не более 60000-кратного МРП и таким же числом работников.

Помимо этого, субъектами малого предпринимательства принято считать различные коммерческие организации, в уставном капитале которых, доля участия благотворительных фондов, а также общественных организаций не превышает двадцать пять процентов. Физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без формирования юридического лица, аналогично могут быть причислены к субъектам малого предпринимательства. Некоторые организации и индивидуальные предприниматели с предельной численностью сотрудников до пятнадцати человек могут относиться к субъектам малого предпринимательства. В подобной ситуации на них распространяется упрощенная система учета и налогообложения.

Малым предприятие следует считать лишь в том случае, когда сумма выручки от реализации товаров или каких-то работ в течение нескольких кварталов не превышала размера, равного 1000-кратному МРОТ. Почти всегда активное развитие малых предприятий могут поддерживать кредитные организации.

В 2019 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2019

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС . Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП . Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье .

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации . Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Вклады малых преприятий теперь застрахованы

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

" № 3/2016

Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2015 № 408-ФЗ.

Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в различных отраслях законодательства предусмотрено много льгот. Но хозяйствующим субъектам необходимо строго придерживаться критериев, по которым они могут получить статус малого предприятия.

Этот статус нужно определять в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». И следует учитывать, что Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ в данную статью внесены заметные поправки. Они вступили в силу уже с 01.01.2016.

Хотя согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ до 01.08.2016 для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ в прежней редакции.

Уточнено, какие именно хозяйствующие субъекты могут считаться субъектами малого или среднего предпринимательства. Так, до 31.12.2015 ими могли быть:

  • потребительские кооперативы;
  • коммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Важное замечание. Специально указывалось, что юридические лица должны быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ, а предприниматели – в ЕГРИП. Теперь в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ не конкретизируется, что регистрация должна быть обязательно произведена в упомянутых реестрах, а говорится лишь, что она осуществляется в установленном законодательством порядке. Что, впрочем, практически и означает необходимость регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Отдельно были выделены потребительские кооперативы как единственный вид некоммерческих организаций, которые могли претендовать на статус малого или среднего предприятия. Отметим, что такие кооперативы могут быть разных типов:

Теперь из всего этого списка в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ упоминаются только сельскохозяйственные потребительские кооперативы, остальные не могут претендовать на статус субъекта малого или среднего предпринимательства, включая также и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, фонды проката, которые пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ также относились к потребительским кооперативам.

А вот вместо коммерческих организаций упоминаются отдельно хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Здесь, очевидно, учтено, что именно такие группировки юридических лиц введены в последнее время в ГК РФ.

Формы, в которых могут создаваться коммерческие организации, перечислены в п. 2 ст. 50 ГК РФ. Это хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Для ГУПов и МУПов ничего не изменилось, они теперь просто не упоминаются в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства (ранее они были единственным прямо упоминаемым исключением из числа коммерческих организаций, к которым данный статус не мог применяться).

Но добавились еще коммерческие организации, которые не могут теперь быть малыми или средними предприятиями. Дело в том, что хозяйственным обществом согласно п. 4 ст. 66 ГК РФ могут быть только акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

Полное товарищество или товарищество на вере () относятся к хозяйственным товариществам, это согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ отличает их от АО и ООО. А хозяйственные товарищества не упоминаются в новой редакции ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Что касается хозяйственного партнерства, то оно создается в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ.

Надо соблюсти долю в уставном капитале

Дополнительные критерии, которые позволяют предприятию или предпринимателю считаться субъектом малого или среднего предпринимательства, ранее были изложены в той же ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. Теперь для них отведена специальная часть – 1.1 этой статьи.

Важным критерием остается соблюдение доли участия определенных лиц в уставном капитале хозяйствующего субъекта. Но прежде это условие относилось ко всем юридическим лицам, а теперь только к хозяйственным обществам и партнерствам (за некоторыми исключениями, которые имелись и ранее, о них будет сказано далее). То есть производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства – юридические лица освобождены от соблюдения данного критерия.

Итак, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%. Но это теперь касается только уставных капиталов ООО (ранее распространялось на всех юридических лиц).

Зато ограничение в виде того, что суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%, относится ко всем хозяйственным обществам и партнерствам.

Исключения в соблюдении доли в уставном капитале

Как и раньше, некоторые предприятия могут не соблюдать условие о соблюдении доли участия определенных лиц в уставном капитале. Но должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

1. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 156. Это новое условие.

2. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

Причем учредителями этих хозяйственных обществ и партнерств являются либо бюджетные, автономные научные учреждения, либо бюджетные учреждения, автономные учреждения образовательных организаций высшего образования. Таким учредителям должны принадлежать исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности.

3. Хозяйственное общество, хозяйственное партнерство имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

4. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Заметим, что этот перечень весьма ограничен (см. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 № 1459-р).

Численность работников и доход имеют значение

Следующие критерии, которые должны соблюдаться, относятся ко всем хозяйствующим субъектам, указанным в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, в том числе к индивидуальным предпринимателям.

Согласно п. 77 данного приказа средняя численность отличается от среднесписочной тем, что первая включает в себя численность внешних совместителей и тех, кто выполняет работы по договорам гражданско-правового характера. Правда, в прежней редакции таких работников тоже следовало учитывать при определении статуса хозяйствующего субъекта, это устанавливалось в ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

А вот другой существенный и необходимый для исполнения критерий по-настоящему «потяжелел». Согласно прежней редакции надо было определять выручку, полученную от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС или (вместо этого) балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Теперь не предоставляется выбор между выручкой и балансовой стоимостью активов, последнюю исключили из числа рассматриваемых критериев. Но вместо выручки, полученной от реализации, надо определять доход в порядке, установленном законодательством.

Определение дохода дается в п. 1 ст. 41 НК РФ. Под ним понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Эта оценка должна производиться по правилам, установленным в гл. 25 НК РФ (для организаций) или гл. 23 НК РФ (для индивидуальных предпринимателей).

Значит, и в целях определения статуса хозяйствующего субъекта как малого или среднего предприятия надо помимо доходов, полученных от реализации, учитывать также , но исключать доходы, которые не учитываются в целях обложения налогом на прибыль или НДФЛ.

В этом смысле некоторая сложность может возникнуть у тех организаций и предпринимателей, которые не являются плательщиками соответственно налога на прибыль или НДФЛ. При приближении к предельным значениям дохода им придется заняться расчетом данных налогов, хотя непосредственно для налогообложения они от такой необходимости освобождены.

При этом необходимо учесть доход по всем налоговым режимам, которые применял налогоплательщик в течение года, включая тот (по нашему мнению, фактический, а не вмененный), который получен от деятельности в рамках уплаты ЕНВД или нахождения на патенте.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 применяются следующие предельные значения выручки: для микропредприятий – 120 млн руб. в год, для малых предприятий – 800 млн руб., для средних – 2 млрд руб.

Правительство подготовило проект другого постановления, в котором значения предельных величин останутся те же, но они будут относиться именно к показателю дохода, как и предусмотрено новой редакцией ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Изменения коснулись и некоторых общих правил, приведенных в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. В частности, согласно ч. 3 данной статьи в прежней редакции категория субъекта малого или среднего предпринимательства определялась в соответствии с наибольшим по значению условием выручки и численности. Аналогичное правило сохранено и теперь.

Пример

Организация в предыдущем календарном году имела среднесписочную численность, равную 90 человек. Но доход ее в тот же период составил 1 млрд руб.

По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму – среднего. Следовательно, она должна быть признана именно средним предприятием.

Однако в ч. 3 теперь учтено несколько специфических ситуаций, которые могут возникнуть на практике. Так, если предприниматель не привлекал наемных работников, то его категория, без вариантов, определяется только по величине дохода за прошлый год. Если же предприниматель находился на патенте, а видами деятельности, облагаемыми в соответствии с другими режимами налогообложения в истекший год не занимался, то он признается микропредприятием.

И это неудивительно, ведь он бы утратил право на применение патента, если бы превысил годовой уровень дохода в размере 60 млн руб., умноженный на коэффициент-дефлятор (см. пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ), а численность не должна превышать 15 человек, хотя и средняя (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Также микропредприятиями считаются хозяйственные общества, у которых соблюдается условие по ограничению участия российских и иностранных лиц в уставном капитале, все производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, созданные (зарегистрированные) в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом.

По истечении этого периода их статус будет определяться в общем порядке, что следует из новой части – 4.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. То есть категория такого субъекта малого или среднего предпринимательства изменится только в случае, если предельные значения окажутся выше или ниже предельных значений среднесписочной численности или дохода в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Следите за тем, внесены ли вы в реестр

Вероятно, самой важной новинкой, вводимой Федеральным законом № 408-ФЗ, следует признать создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр). Он начнет применяться с 01.07.2016.

Этот реестр будет содержать сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вести его будет ФНС на основании данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год , сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.

Получается, что реестр будет формироваться без практического участия самих хозяйствующих субъектов. Поэтому, если они заинтересованы в своем присутствии в реестре, им необходимо проверять, включены ли они в него в текущем периоде. И такая возможность им будет предоставляться благодаря тому, что сведения из реестра будут общедоступны в сети Интернет (видимо, на сайте www.nalog.ru), обновляться 10-го числа каждого месяца и сохраняться в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Из новой редакции ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ следует, что вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на формы поддержки, предусмотренной данным законом, только если они включены в реестр и заявили об этом по форме, которая будет утверждена Правительством РФ.

Обратите внимание

В 2016 году ООО вносятся в реестр независимо от выполнения условия об участии российских организаций в их уставном капитале (п. 5 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ).

Напомним, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ и ранее федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, оказывающим поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, поручалось вести реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки. Это требование сохранено.

Немного об ответственности за нарушения при ведении предпринимательской деятельности

Федеральный закон № 408-ФЗ также несколько ужесточил ответственность для хозяйствующих субъектов за нарушения при ведении предпринимательской деятельности. Речь идет, прежде всего, о ст. 14.1 КоАП РФ.

В части 3 данной статьи установлено наказание за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, определенных специальным разрешением (лицензией). Она предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.; на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

Но в ч. 4 той же статьи мы находим более высокие ставки наказаний, если это же нарушение признано грубым. Правда, в КоАП РФ не поясняется, что понимается в данном случае под грубым нарушением, лишь указывается, что такое понятие устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Так вот, с 01.01.2016 эти более высокие, чем в обычном случае, ставки выросли еще. Так, на предпринимателей налагался штраф в пределах от 4 000 до 5 000 руб., теперь верхняя граница данного диапазона поднялась до 8 000 руб. (вместо этого по-прежнему возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Для должностных лиц повышены и верхняя, и нижняя планки штрафов, первая с 4 000 до 5 000 руб., вторая – с 5 000 до 10 000 руб. Также и для юридических лиц нижняя граница повышена с 40 000 до 100 000 руб., верхняя – с 50 000 до 200 000 руб. (для них также вместо этого наказания в качестве альтернативного сохранено приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Кроме того, осуществление деятельности, на которую обязательно получение разрешения (лицензии), не всегда связано с извлечением прибыли. Но и в этом случае нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наказание, хотя и в меньших размерах:

  • на граждан – предупреждение или штраф от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц – от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на предпринимателей – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб. (с 01.01.2016 – от 100 000 до 150 000 руб.).

Для такой деятельности также определены повышенные ставки наказаний в случае грубого нарушения упомянутых требований и условий:

  • для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для предпринимателей – от 10 000 до 20 000 руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • для юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб. (с 01.01.2016 – от 150 000 до 250 000 руб.) (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Статья 110 Жилищного кодекса относит к ним и жилищно-строительные кооперативы.

В № 1, 2016 в новостях мы сообщали о том, что этот приказ должен был утратить силу с 01.01.2016 в соответствии с Приказом Росстата от 26.10.2015 № 498. Однако действие Приказа Росстата № 498, в свою очередь, неожиданно и оперативно было отменено этим ведомством (Приказ от 03.12.2015 № 613). То есть в 2016 году следует применять Приказ Росстата № 428.

Вероятно, будет использоваться форма, установленная Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@, которую в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ следует подавать не позднее 20 января года, следующего за истекшим календарным периодом (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована)).

С 4 июня 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2014 №140-ФЗ. Указанный закон возложил на государственных и муниципальных Заказчиков обязанность по осуществлению закупок для своих нужд у СМП в размере не менее 15% от совокупного годового объема закупок.

Введение указанной нормы неизбежно повлекло за собой необходимость привлечения к участию в закупках большего количества участников из числа СМП, что в свою очередь повлекло за собой необходимость определения статуса СМП как участника закупок.

Проблема: В связи с наличием неопределенностей в порядке подтверждения статуса СМП при различных формах участия в закупках, Заказчики часто необоснованно отказывают в рассмотрении заявок на участие в закупке, со ссылкой на несоответствие участника закупки требованиям, предъявляемым к СМП либо с указанием в качестве мотива отказа – «не предоставление документов, подтверждающих статус СМП».

Определение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства

Статус СМП напрямую определен в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон «Об СМП»).

Согласно указанной норме к субъектам малого предпринимательства относятся организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие одновременно следующим требованиям:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышала 100 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ или услуг) либо балансовая стоимость активов не превышает 400 млн. рублей

Вопрос: Как определить статус СМП, если организация только начала свою деятельность и никакой отчетности в контрольные органы не предоставляла?

Ответ: В приведенном примере статус СМП будет определяться исходя из базовых параметров субъекта, желающего продекларировать себя как СМП, учитываемых в период их деятельности в течение первого года. Таким образом, если в течение 1 календарного года с момента создания организации или регистрации ИП, ни один из показателей субъекта не выйдет за пределы указанных выше границ, то он будет признаваться СМП.

Вопрос: Компания осуществляет деятельность в течение 2-х лет. В первый год деятельности размер ее выручки составил 300 млн. рублей, а по итогам 2-го года, выручка составила 500 млн. рублей, при соответствии компании другим показателям статуса СМП. Утратила ли компания статус СМП при продолжении работы в 3-м году?

Ответ: Нет, компания не утратила статус СМП, так как в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона об СМП, статус может быть изменен только при условии выхода любого из указанных выше показателей за установленные границы в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Формы привлечения СМП к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд

  • непосредственное участие (когда СМП принимается участие в закупке путем подачи необходимого пакета документов);
  • опосредованное участие, когда на победителя закупки возлагается обязанность привлечь СМП в качестве субподрядной организации в объеме определенном контрактом.

В извещения о проведении закупки часто указывают 2 вида информации по СМП:

  • преимущества, предоставляемые СМП;
  • ограничение на участие в закупке только СМП.

Данные понятия необходимо различать, так как в первом случае, СМП допущены к участию наряду с другими участниками, а преимущество им будет предоставлено в виде права заключить контракт только при совпадении параметров поданных заявок на участие в закупке. Во втором случае указана ситуация, когда в закупке принимают участие только СМП, а иные участники, не относящиеся к СМП, к участию в закупке не допускаются.

Вопрос: В каком случае Заказчик может установить ограничение для участия в закупке только СМП?

Ответ: Такое ограничение может быть установлено только в том случае, когда начальная максимальная цена закупки не превышает 20 млн. рублей. Если сумма закупки выше, Заказчик сможет только предоставить преимущества СМП, и обязан провести закупку без учета данного ограничения к субъектному составу участников.

Способы подтверждения статуса СМП

В зависимости от формы привлечения СМП к участию в закупке будут различаться и способы подтверждения их статуса.

До конца марта 2014 года этот вопрос вызывал очень много споров, однако в апреле 2014 года этот вопрос был разрешен Минэкономразвития.

В Письме Минэкономразвития России №7158-ЕЕ/Д28 и ФАС России №АЦ/13590/14 от 04.04.2014 определено, что участники СМП подтверждают свой статус путем подачи соответствующей декларации. Другой способ подтверждения такого статуса Законом о закупках не предусмотрен.

Однако при опосредованном участии, Заказчик также проверяет привлекаемого субподрядчика на предмет его соответствия статусу СМП, но не через декларирование, а через запрос документов.

Вопрос: Какие документы могут подтвердить статус СМП?

Ответ: Для подтверждения каждого из указанных выше параметров применяются определенные документы:

Исключение: в некоторых субъектах РФ статус СМП может быть подтвержден особым свидетельством, выдаваемым органом исполнительной власти субъекта РФ. (Такие свидетельства, в частности, выдавались Правительством г. Москвы).

Вместе с указанным пакетом документов рекомендуется представлять также пояснительную записку, с аргументацией своего статуса СМП со ссылкой на представляемый пакет документов. В этом случае, риск необоснованного отказа в признании вас СМП будет существенно снижен.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.