Сергей дивин, эпам системз: потребности белорусской it-отрасли в несколько раз превышают возможности вузов. Самый подробный фоторепортаж из нового офиса EPAM Systems в самом сердце ПВТ Для чего все это детям

Дивин Сергей Федорович - генеральный директор Epam Systems с 2001 года.

Биография, карьера

Родился в 1972 году в городе Бобруйск (Республика Беларусь), в 1990 году закончил Бобруйский государственный механико-технологический по специальности "электроснабжение". В 1993-1997 году учился в Белорусском институте правоведения по специальности "бизнес-право" на экономическом факультете. С 1998 по 2000 год получал дополнительное образование в Белорусском институте общественных отношений в области менеджмента в сфере общественных связей. В 1998 - 2002 годах получил второе высшее образование в Белорусском государственном экономическом университете по специальности "международные экономические отношения".

До прихода в EPAM Сергей Дивин работал ведущим юристом в финансово-кредитной организации, а затем возглавлял юридический отдел холдинговой компании, занимаясь вопросами экспортно-импортных операций, корпоративным и контрактным правом. В 2000 году пришел в Epam Systems, возглавив юридический департамент, а потом и став генеральным директором компании.

Сергей Дивин является членом совета научно–технологической ассоциации "Инфопарк", объединяющей более 50 предприятий-разработчиков информационных технологий на территории Белоруссии и возглавляет комитет по законопроектной деятельности ассоциации. Имеет более чем десятилетний опыт работы в сфере регулирования иностранных инвестиций, налогового законодательства, защиты коммерческой информации, авторского права при создании объектов интеллектуальной собственности, в том числе при разработке программного обеспечения в России и Белоруссии.

Цитаты, интервью

  • У Белорусии хорошие шансы - интервью Экономической газете
  • ОСТАНОВИМ ЛИ ОТЪЕЗД «ЛИКВИДНЫХ» ЭМИГРАНТОВ? - интервью Экономической газете

«На сегодня потребности белорусской IT-отрасли в несколько раз превышают текущие возможности вузов по выпуску студентов. Если бы профильные вузы увеличили выпуск студентов в три раза, они все были бы востребованы» (о перспективах ИТ в Белоруссии)

«Сюда ходи, туда не ходи. Реализую мыслеобразы в практически осяззаемые вещи».

Когда-то было немало написано о сказочном успехе белоруса Аркадия Добкина, который, уехав в 1992 г. в Америку, основал компанию «EPAM Systems», превратившуюся со временем в крупнейшего поставщика услуг в области разработки программного обеспечения на территории бывшего Советского Союза и в Центральной и Восточной Европе. Компания, чья главная штаб-квартира находится в Штатах, имеет сегодня 17 представительств в 8 странах мира.

С прошлого года развитие «EPAM Systems» обещает быть еще более динамичным - в июне компания стала резидентом Парка высоких технологий. О том, какие преимущества она получила, зарегистрировавшись в белорусской Силиконовой долине, и какие перспективы ожидают компанию в дальнейшем, корреспонденту «ЭГ» рассказал генеральный директор иностранного предприятия «ЭПАМ Системз» Сергей ДИВИН.

– Сергей Федорович, о каких результатах участия ИП «ЭПАМ Системз» в ПВТ можно говорить на сегодняшний день?

В целом, о конкретных результатах говорить пока рано, поскольку Парк и мы в качестве его резидента существуем всего лишь полгода. Действующий в рамках ПВТ специальный правовой режим позволил нашей компании высвободить дополнительные денежные средства и направить их на развитие инженерной инфраструктуры, на создание новых рабочих мест. В 2006 г. значительно расширился портфель заказов «EPAM Systems». Мы создали 428 новых рабочих мест, увеличили рентабельность производства до 116%, экспортную выручку - на 180%. Инвестиции компании в основной капитал за счет собственных средств составили 2 млрд. 765 млн. Br. Такой рост по всем направлениям произошел во многом благодаря тому, что мы стали резидентом Парка.

– В какую сумму обходится компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, создание одного рабочего места, и каким образом регистрация в Парке способствовала увеличению портфеля заказов?

Для создания одного рабочего места требуется примерно 5 тыс. USD. Это с учетом необходимой инфраструктуры, аренды помещения, покупки необходимого оборудования, обучения. В 2006 г. мы инвестировали в создание новых рабочих мест более 2 млн. USD. Что касается портфеля заказов, то все наши партнеры знают, что ИП «ЭПАМ Системз» стало резидентом Парка высоких технологий. Многие из них после этого побывали у нас, в администрации Парка, что само по себе способствовало установлению более стабильных контактов. Кроме того, создание Парка демонстрирует поддержку IT-отрасли со стороны государства, это также привлекает заказчиков IT-технологий из многих стран мира.

– В Положении о ПВТ (утверждено Декретом Президента N12) говорится о таком виде господдержки резидентов Парка, как освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РБ для осуществления определенных видов инновационной деятельности, в том числе анализа, проектирования и программного обеспечения информационных систем. ИП «ЭПАМ Системз» пользуется этой льготой?

Пока нет. Насколько я знаю, для ее обеспечения требуется разработка дополнительного нормативного акта. Освобождение от таможенных пошлин - сложный вопрос, т.к. существует опасность беспошлинного ввоза высокотехнологичного оборудования для дальнейшей продажи, а не осуществления проектов в рамках ПВТ. Когда этот вопрос будет урегулирован, для резидентов Парка и, что особенно важно, для промышленных предприятий Беларуси внедрение информационных комплексов станет более доступным.

– Почему «EPAM Systems» как международная компания, имеющая офисы во многих странах мира, не стала до сих пор резидентом какого-либо зарубежного технопарка?

Мы следим за развитием IT-отрасли и в других странах. Нам уже предлагали стать резидентами нескольких российских технопарков. Но поскольку изначально «EPAM Systems» создавалась в Беларуси и ее основной центр разработки также находится здесь, руководство компании считает, что ее развитие должно происходить именно здесь. К тому же при сравнении законодательства о зарубежных IT-парках и законодательства о белорусском Парке участие в последнем, пусть не диаметрально, но все же оказывается более выгодным. Например, принцип экстерриториальности как критерий выбора резидентов ПВТ позволяет высокотехнологичным предприятиям (или проектам) из любой области Беларуси быть зарегистрированными в ПВТ.

– Проект ПВТ не в последнюю очередь направлен на решение такой общей для всех развивающихся стран проблемы, как миграция высокотехнологичных кадров, главным образом программистов. Как обстоят дела с кадрами у вас?

В настоящее время основная часть белорусских программистов мигрируют в Россию, где IT-технологии также развиваются очень быстрыми темпами. Нередко бывает, что белорусский программист может с понедельника по пятницу работать в Москве, а на выходных он опять в Минске. В нашей компании мы также наблюдаем подобные тенденции. В прошлом году многие уволившиеся из «ЭПАМ Системз» уехали в РФ. Но с учетом вновь принятых на работу кадровый прирост значительно выше и составил в 2006 г. 400 человек.

В целом же проблемы развития IT-отрасли в Беларуси, по моему мнению, на 90% заключаются в дефиците квалифицированных кадров. На сегодня потребности белорусской IT-отрасли в несколько раз превышают текущие возможности вузов по выпуску студентов. Если бы профильные вузы увеличили выпуск студентов в три раза, они все были бы востребованы.

– Каковы планы «ЭПАМ Системз» по увеличению штата сотрудников?

У компании выработана стратегия развития на ближайшие годы. Уже на сегодняшний день у нас работают совместные учебные лаборатории в БГУИР, БГУ, БАТУ, университетах Гомеля, Могилева. Мы рассчитываем не только на сегодняшних студентов и уже готовых профессионалов. Сейчас мы готовим совместный проект с Институтом технологии информатизации и управления БГУ. В рамках этого проекта планируется привлекать специалистов непрофильных отраслей для их переквалификации. Это наш экспериментальный проект, при помощи которого мы хотим узнать, насколько отзывчив этот сегмент рынка трудовых ресурсов. Курс обучения будет весьма небольшим - порядка 4 месяцев на дневной форме обучения и около 6 на вечерней.

– Какой процент продукции вашей компании в настоящее время экспортируется?

Порядка 90%. В настоящее время Беларусь рассматривается международными специалистами как один из наиболее привлекательных регионов для развития экспортно-ориентированного программирования в Восточной Европе, в первую очередь, благодаря признанному во всем мире высокому уровню квалификации программистов.

– В настоящее время ИП «ЭПАМ Системз» экспортирует услуги и решения в области разработки программного обеспечения, разве не выгоднее производить законченный программный продукт?

Естественно, выгоднее. Мы к этому стремимся, но это длительный процесс. Для того чтобы разработать программный продукт, к примеру, стратегического управления предприятием, требуется задействовать сотни специалистов, на одни только исследования потребуются миллионы долларов. Например, индийским компаниям, чтобы перейти на уровень производства законченного программного продукта, потребовалось 30 лет. Здесь же был разработан не один концептуальный документ по развитию IT-индустрии. Сейчас у Беларуси очень хорошие шансы для того, чтобы занять в будущем достойное место на мировом рынке IT-технологий. Главное - не упустить эти шансы.

СПРАВКА «ЭГ»

«EPAM Systems» создана в 1993 г. В штате компании насчитывается 2200 сотрудников, 1500 из которых работают в Беларуси. «EPAM Systems» выполняет проекты более чем в 30 странах мира. Среди клиентов «EPAM Systems» - «Газпромнефть», «Роснефть», БМЗ, Мозырский НПЗ, «Росэнергоатом», Российский фонд федерального имущества, «Силовые машины», “Северсталь”, “Вымпелком» и др.

В 2006 г. «EPAM Systems» в третий раз подряд продемонстрировала улучшение своих показателей в известном отраслевом рейтинге Software-500, поднявшись с 312-го на 272-е место. Список включает в себя ведущих мировых производителей программного обеспечения и поставщиков IT-услуг. При этом «EPAM Systems» - единственная белорусская компания, отмеченная в рейтинге.

Наталья ВЕРБИЦКАЯ

"Наступает эра автоматизации, скоро все будет роботизировано. А у нас до сих пор на уроках труда в школах дети выпиливают лобзиком", - говорит гендиректор белорусского подразделения EPAM Systems Сергей Дивин. Вместе с единомышленниками руководитель главного резидента Парка высоких технологий пытается внедрить у нас в стране популярное сегодня на Западе образование с привлечением новых технологий. TUT.BY побывал на необычном совмещенном уроке физики, инженерного дела и робототехники в одной из гимназий Минска.



Сергей Дивин уверен, что очень скоро количество рабочих мест для низкоквалифицированных кадров будет резко уменьшаться. "У нас об этом не говорят, а в Америке не боятся заявлять открыто" . В эру, когда роботы полностью вытеснят ручной труд человека, будут востребованы только специалисты высокой квалификации. Лишь у них останутся шансы получить работу, считает он.


"Происходит ужасное, - Сергей Дивин серьезен, - несмотря на то, что в стране есть Парк высоких технологий и создается Китайско-белорусский индустриальный парк, школьники на уроках труда выпиливают лобзиком, школьницы – шьют платочки. Я не слышал, чтобы в индустриальном парке или в Парке высоких технологий регистрировались компании по выпиливанию лобзиком".

Уже сейчас наши заводы еле дышат, промышленности очень тяжело, говорит генеральный директор EPAM Systems. "Мы, конечно, можем закрыть все границы, придумать меры тарифного регулирования, чтобы импортный телевизор у нас стоил на 30% больше, чем белорусский. Но никакие меры не спасут, когда массово телевизоры начнут собирать роботы".

Дивин уверен: стране необходимо готовить инженерные кадры.


Начинать нужно со школы. Во-первых, в университетах сегодня ведется хоть какая-то работа. Во-вторых, профориентирование начинается в школе. "Сейчас Беларуси требуются STEM-школы и STEM-учителя, а не военруки или специалисты по лобзикам" .

Что такое STEM-образование?

STEM-образование (science, technology, engineering, mathematics) – это направление в образовании, при котором в учебных программах усиливается естественнонаучный компонент, плюс – в образовательный процесс внедряются инновационные технологии. Технологии используют даже в изучении творческих, художественных дисциплин.

Например, за рубежом музыкантов обучают не только музицировать, но и использовать компьютерные программы для создания музыкальных произведений. Без инженерных навыков сейчас не обойтись нигде, уверяет Дивин.


STEM-образованиe на Западе пользуется просто немыслимой государственной поддержкой, рассказывает Сергей Дивин. Одноклассник, единомышленник и коллега Дивина по новому проекту Андрей Чупиков совсем недавно три недели путешествовал по Соединенным Штатам Америки. Побывал при поддержке посольства США в Беларуси во всех ведущих американских STEM-центрах. "Оказывается, в Штатах на STEM-образование выделяют огромное финансирование. В школы за государственные деньги закупают оборудование для STEM-уроков".


Первые STEM-уроки в Беларуси на базе гимназии № 2 Минска – только эксперимент. Учебную программу для занятий разработали учитель физики и учитель математики Александр Францкевич . Уроки не являются частью школьной учебной программы. Скорее, это платный кружок. За четыре занятия в месяц родители отдают примерно 600 тысяч белорусских рублей.

Уроки во второй столичной гимназии – лишь начало. К октябрю команда инициаторов планирует открыть в Минске межшкольный STEMLAB-центр.


STEM-урок начинается

Общее ощущение, что мы пришли на урок физики с применением новых технологий.

Но разработчики учебной программы называют свои занятия объединенным уроком физики, математики, инженерного дела, программирования и робототехники. "Ведь ребята обычно комплектуют и программируют оборудование, на котором проводят опыты" , – рассказывает преподаватель и один из создателей образовательного центра STEMLAB, в прошлом учитель физики с 14-летним опытом работы .



Тема занятия – сила трения.

На урок пришли ребята из разных классов: с пятого по седьмой. В группах занимаются одновременно 10-12 человек.


Еще перед началом урока ребята собрали роботизированную установку для измерения силы трения из конструктора "Лего" (специальный образовательный набор). Обычно на настольных компьютерах дети сами пишут программу для робота, а вернее, составляют ее из готовых блоков. Но программа, которой будут пользоваться сегодня, уже написана. Ее закачивают в микрокомпьютер конструктора. Теперь роботизированная установка способна выполнять определенные задачи.


Учитель рассказывает, в чем измеряется сила трения, диктует формулу. Дети вместе с педагогом ищут ответ на вопросы: зачем на колесах машины есть протекторы, почему рыба выскальзывает из рук и другие.


И когда ребята понимают суть, им диктуют научную формулировку: "Сила трения – это сила, которая противодействует движению одного тела по поверхности другого".

На горизонтальную плоскость установки кладут игрушечное колесо, запускают программу – и плоскость начинает подниматься с одной стороны. "Когда колесо станет соскальзывать, сила трения уже не держит его" , – говорит учитель. Как раз в момент начала движения колеса по поверхности ребята должны выключить робота и посмотреть на экране оборудования значения, необходимые для расчета силы трения. Силу трения между колесом и плоскостью высчитывают.


Потом ее же определяет компьютер.

"Дети, вы высчитывали значение силы трения, а потом ее определял компьютер. Значения сошлись. Какой вывод можно сделать? – спрашивает Игорь Шевченко. – Правильно, расчет силы трения может выполнять и компьютер. Но программа, которая сегодня использовалась для установки, написана не вами. Человек должен проверить то, что сделал компьютер".


И еще пару заданий, чтобы закрепить материал.

"Машина едет по дороге. Силу трения между колесами и дорогой нужно увеличить или уменьшить? А силу трения между движущимися деталями автомобиля?"

"Загорелся красный свет светофора. Чтобы остановить машину, нужно увеличивать силу трения между деталями автомобиля или уменьшать?"


Для чего все это детям?

Пятиклассники хором говорят, что больше всего на STEM-занятиях им нравится складывать роботов из конструктора "Лего".

"Они еще не понимают, насколько такие уроки их дисциплинируют" , – говорит Марина Сухарева . Она преподает математику у этих пятиклассников и физику – у шестиклассников.

"У нас в гимназии все дети сильные, ведь все прошли испытания в пятый класс. Но мальчишки, которые стали с нового года посещать занятия с применением роботов, уже выделяются в классе. Если большинство детей этого возраста отвечают на уроке сумбурно, эти ребята логически выстраивают свои ответы. Они привыкают раскладывать информацию по полочкам, выстраивать алгоритм".

Польза для детей очевидна, считает учитель.


"Мы надеемся повысить интерес школьников к естественным наукам , – говорит Игорь Шевченко. – Хотим сделать так, чтобы больше ребят поступали сначала в классы с математическим уклоном, а потом и на инженерные специальности в вузы".

Организаторы ставят перед собой задачу вырастить особых специалистов. "Сегодня, чтобы решить определенную проблему, должны встретиться четыре профессионала: физик, математик, инженер и программист. Но рынок труда диктует новые запросы. И наша задача сделать так, чтобы один и тот же человек был специалистом во всех этих направлениях". Тогда решение на стыке дисциплин он будет находить самостоятельно.


Генеральный директор иностранного предприятия «EPAM Systems» Сергей Дивин рассказал о преимуществах своей компании после регистрации в Парке высоких технологий, а также о перспективах ее развития.

"Действующий в рамках ПВТ специальный правовой режим позволил нашей компании высвободить дополнительные денежные средства и направить их на развитие инженерной инфраструктуры, на создание новых рабочих мест, - рассказал глава "EPAM Systems" в интервью корреспонденту "Экономической газеты" . - В 2006 г. значительно расширился портфель заказов "EPAM Systems". Мы создали 428 новых рабочих мест, увеличили рентабельность производства до 116%, экспортную выручку - на 180%. Инвестиции компании в основной капитал за счет собственных средств составили 2 млрд. 765 млн. Br. Такой рост по всем направлениям произошел во многом благодаря тому, что мы стали резидентом Парка".

Сергей Дивин также отметил, что создание одного рабочего места обходится его компании примерно в 5 тыс. USD с учетом необходимой инфраструктуры, аренды помещения, покупки необходимого оборудования, обучения. Регистрация "EPAM Systems" в ПВТ способствовала установлению более стабильных контактов. Кроме того, создание Парка демонстрирует поддержку IT-отрасли со стороны государства, это также привлекает заказчиков IT-технологий из многих стран мира, заявил глава компании. Он также рассказал, что внедрение информационных комплексов станет более доступным после урегулирования вопроса об освобождении от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РБ для осуществления определенных видов инновационной деятельности, в том числе анализа, проектирования и программного обеспечения информационных систем.

Отвечая на вопрос о регистрации "EPAM Systems" в качестве резидента какого-либо зарубежного технопарка Сергей Дивин отметил: "Нам уже предлагали стать резидентами нескольких российских технопарков. Но поскольку изначально "EPAM Systems" создавалась в Беларуси и ее основной центр разработки также находится здесь, руководство компании считает, что ее развитие должно происходить именно здесь. К тому же при сравнении законодательства о зарубежных IT-парках и законодательства о белорусском Парке участие в последнем, пусть не диаметрально, но все же оказывается более выгодным. Например, принцип экстерриториальности как критерий выбора резидентов ПВТ позволяет высокотехнологичным предприятиям (или проектам) из любой области Беларуси быть зарегистрированными в ПВТ". По словам главы "EPAM Systems", в целом проблемы развития IT-отрасли в Беларуси на 90% заключаются в дефиците квалифицированных кадров. На сегодня потребности белорусской IT-отрасли в несколько раз превышают текущие возможности вузов по выпуску студентов . Если бы профильные вузы увеличили выпуск студентов в три раза, они все были бы востребованы.

В ближайших планах "EPAM Systems" по увеличению штата сотрудников экспериментальный проект по привлечению специалистов непрофильных отраслей для их переквалификации. "Уже на сегодняшний день у нас работают совместные учебные лаборатории в БГУИР, БГУ, БАТУ, университетах Гомеля, Могилева. Мы рассчитываем не только на сегодняшних студентов и уже готовых профессионалов. Сейчас мы готовим совместный проект с Институтом технологии информатизации и управления БГУ. В рамках этого проекта планируется привлекать специалистов непрофильных отраслей для их переквалификации, - рассказал Сергей Дивин, - Курс обучения будет весьма небольшим - порядка 4 месяцев на дневной форме обучения и около 6 на вечерней".

Глава "EPAM Systems" также отметил, что в настоящее время экспортируется порядка 90% продукции компании. "В настоящее время Беларусь рассматривается международными специалистами как один из наиболее привлекательных регионов для развития экспортно-ориентированного программирования в Восточной Европе, в первую очередь, благодаря признанному во всем мире высокому уровню квалификации программистов... Сейчас у Беларуси очень хорошие шансы для того, чтобы занять в будущем достойное место на мировом рынке IT-технологий. Главное - не упустить эти шансы".

Компания "EPAM Systems" создана в 1993 г. В штате компании насчитывается 2200 сотрудников, 1500 из которых работают в Беларуси. "EPAM Systems" выполняет проекты более чем в 30 странах мира. Среди клиентов "EPAM Systems" - "Газпромнефть", "Роснефть", БМЗ, Мозырский НПЗ, "Росэнергоатом", Российский фонд федерального имущества, "Силовые машины", "Северсталь", "Вымпелком" и др.

В 2006 г. "EPAM Systems" в третий раз подряд продемонстрировала улучшение своих показателей в известном отраслевом рейтинге Software-500, поднявшись с 312-го на 272-е место. Список включает в себя ведущих мировых производителей программного обеспечения и поставщиков IT-услуг. При этом "EPAM Systems" - единственная белорусская компания, отмеченная в рейтинге.

Вдохновения: Сергей Дивин

История о жизни, вдохновениях, бизнесе и детях

Несколько недель остается до старта школы бизнеса для подростков Teens2Business, и мы решили пообщаться с главным ментором нашего проекта, дизайнером образовательных траекторий, бизнес-ангелом образовательных проектов, а в прошлом генеральным директором EPAM Systems в Беларуси Сергеем Дивиным. Сергей рассказал о своем профессиональном пути, поделился мыслями о современной школе и идеями о том, какие навыки необходимы ребенку сегодня, чтобы стать успешным в будущем.

Сергей, как вы учились в школе? Какие предметы нравились?

Я был крепким середняком, практически все отметки – 4. Больше всего нравились гуманитарные предметы, но не могу выделить какой-то особый.

Ходили в кружки или спортивные секции?

Родители в детстве старались отдавать меня во всевозможные кружки. Сначала я попытался заняться музыкой. Потом оказалось, что у меня плохой слух, и я переключился на спорт. Играл за сборную Бобруйска по волейболу. Мы участвовали в большом количестве соревнований. Где-то побеждали, где-то, конечно, и проигрывали. Самую большую пользу от моих тренировок я ощутил в армии: спортивная подготовка позволила мне выдержать нагрузки двух лет службы.

Был ли у вас в юности учитель-пример для подражания?

К сожалению, нет. И это сожаление пришло спустя годы, когда я осознал, насколько важен в жизни ребенка человек-авторитет (не считая родителей), который подсказывал бы, как нужно развиваться и двигаться вперед.

А родители подсказывали?

Родители много работали и не навязывали мне свои ценности и жизненные установки. В этом и был, наверное, самый большой плюс. Так называемые soft skills во мне воспитывали двор и книги. Меня знали во всех библиотеках города Бобруйска, читал я очень много.

У вас была какая-то особая книга, повлиявшая на мировоззрение?

В детстве сильное впечатление производили книги о подвигах: «Повесть о настоящем человеке», «Как закалялась сталь». Немного позже я прочитал книгу «Сто лет одиночества». После нее долго не мог прийти в себя, ходил, оглядывался по сторонам, пытался осознать новую реальность в себе.

Представьте, что вы решили написать автобиографию, каждая глава которой – важный отрезок жизни. Как бы назывались эти главы?

За основу возьмем «Детство. Отрочество. Юность» Л.Н.Толстого. Первая глава называлась бы «Школа». Но школа не была для меня мотивирующим этапом, оставила ощущение уныния, серости. Следующая глава – «Техникум». Это было место, где решения уже принимались самостоятельно. Конечно же, один из важных этапов – "Армия". Здесь я приобрел внутреннюю силу, физическую закалку на годы вперед. А после армии – большая и неоконченная глава, посвященная профессиональной деятельности.

Давайте вернемся в сегодняшний день и поговорим о школе. Чего, на ваш взгляд, не хватает современному школьному образованию?

Школа сегодня - это часто место временного пребывания ребенка, где за 9-11 лет в него пытаются вложить большое количество знаний из разных областей человеческой деятельности. И большая часть этих знаний, к сожалению, мало пригодится для будущей профессиональной деятельности. Много лет я руководил компанией, в которой сейчас работает тысячи сотрудников (прим. EPAM Systems Беларусь) . По сути, видел что отдает система образования «на выходе» для рынка труда или предпринимательства. И, участвуя в многочисленных собеседованиях, я понимал, что школа пропускает навыки, которые очень важны для карьеры.

Речь идет в первую очередь о следующих навыках: умение брать на себя ответственность; умение сопереживать, понимать чувства другого; умение делать выбор; умение ставить перед собой цели и достигать результата; умение работать в команде; умение критически воспринимать информацию.

Я не раз замечал, что «троечникам» порой легче добиться больших результатов в бизнесе, чем отличникам. «Троечники» всегда находятся в некомфортной ситуации, следовательно, они постоянно учатся решать проблемы, выходить из сложных ситуаций, договариваться с родителями, учителями. Отличник же получает хорошие отметки, похвалы, ему комфортно. А когда он приходит на работу и там ему не ставят «10», а требуют решать проблемы, он не знает, что делать. Часто такие люди замыкаются и перестают двигаться вперед.

А что можно сказать о профориентации в школе?

Профориентация в наших школах сегодня, как и много лет назад, заключается в том, что девочек учат шить, пришивать пуговицы, а мальчиков – ровно выпиливать лобзиком и мастерить табуретки. При этом ландшафт профессий за последние годы сильно изменился, поэтому школа вполне могла стать местом, где дети бы получили необходимые знания для выбора профессии. Но пока она таким местом не является. Поэтому такой проект, как Teens2Business может помочь ребятам окунуться в разные сферы, понять, чем бы они хотели заниматься в будущем, и получить необходимые навыки для работы в компании или занятия бизнесом.

Ваши сыновья уже определились с будущей профессией?

Младший сын пока нет, а вот старший (ему 14 лет) уже создал свое резюме, завел профиль на LinkedIn. Поскольку, как и многие дети, играет в компьютерные игры, хочет в дальнейшем заниматься игровой разработкой. Я пытаюсь помочь ему выстроить образовательный маршрут, ориентируясь на это увлечение. Он уже участвует волонтером в игровом проекте и делает 3D модели для получения опыта. Не просит у меня: «Папа, дай денег!» А задает вопрос: «Где я могу заработать?» Я стараюсь помочь ему и нахожу какие-то подработки, а не просто даю деньги на карманные расходы.

Чего вы ждете от проекта Teens2Business?

На своем примере я хочу рассказать подросткам, какие возможности открывает предпринимательство. Хотел бы показать родителям, что подростки на самом деле способны на многое. Не нужно дожидаться окончания университета, чтобы начинать думать о бизнесе или профессии. Те, кто начинают прокачивать свои бизнес-навыки раньше, раньше добиваются успеха, примеров тому много. Сейчас мы видим большое количество успешных стартапов, основанных ребятами в 18-24 года. Они думают иначе, чем взрослые, им проще создавать новые сервисы и товары, которые решают проблемы современного поколения.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.