Современная библиотека и современное качество предоставления библиотечных услуг. Имидж и квалификация библиотечных работников Исследования проблем имиджа детских библиотек

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Механизм формирования имиджа. Правила формирования имиджа организации. С чего начинается создание имиджа. Представление о компании. Элементы плана по созданию имиджа. Фундамент имиджа. Формирование имиджа. Качество выпускаемой продукции.

    реферат , добавлен 04.05.2006

    Понятие внешнего имиджа, его структура. Специфика и концепция формирования имиджа. Влияние внутренних факторов на репутацию организации во внешней среде. Анализ внешнего имиджа компании "Очарование". Рекомендации по формированию благоприятного имиджа.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2011

    Понятие и составляющие элементы фирменного стиля. Основные носители фирменного стиля в предприятиях индустрии гостеприимства. Фирменный стиль как часть корпоративной культуры, корпоративного имиджа. Специфика создания имиджа и фирменного стиля санатория.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2012

    Сущность и значение имиджа. Самоимидж. Факторы, влияющие на формирование имиджа. Составные части имиджа. База формирования имиджа руководителя. Социально-психологические основы. Взаимоотношения руководителя с подчиненными.

    дипломная работа , добавлен 04.05.2004

    Понятие, составляющие и функции фирменного стиля организации. Особенности фирменного стиля компании "Спортмастер". Основные средства формирования положительного имиджа компании. Носители фирменного стиля, специфика их психологического воздействия.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2014

    Понятие благоприятного имиджа организации и характеристика формирующих его факторов. Существование идеального, зеркального и реального имиджа фирмы. Необходимость и этапы создания положительного имиджа организации, критерии правильности его построения.

    презентация , добавлен 12.05.2016

    Сущность, основные элементы, пути и средства формирования имиджа. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, конкурентов, фирменного стиля и рекламы предприятия. Совершенствование корпоративной культуры, как способ повышения эффективности его работы.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2015

    Сущность и функции имиджа предприятия, порядок и основные этапы его реализации, значение в деятельности. Корпоративная культура организации как средство формирования ее имиджа, разработка правил поведения на предприятии, а также имиджа руководителя.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2009

В БИБЛИОТЕКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЁ ПРЕКРАСНО!
ОБЩЕНИЕ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ.
ИМИДЖ БИБЛИОТЕКАРЯ

Общение - неотъемлемая часть человеческого поведения. Умение общаться означает, прежде всего, - заслужить доверие и интерес другого человека.
Качественное общение в библиотеке может обеспечить только гармонично развитая и подготовленная личность…
… Библиотекари должны обладать рядом опорных свойств личности, к которым относятся духовная культура, компетентность, ответственность, безупречность поведения…
…Библиотекарю должны быть свойственны положительные человеческие качества, посредством которых он проявляет свою духовную культуру: выдержка, чуткость, отзывчивость, скромность, справедливость, искренность. Именно в общении с учащимися и педагогами личность библиотекаря проявляется во всём многообразии и переплетении этих человеческих качеств.
Очевидно, что обеспечить комфортное общение способна только личность с позитивным отношением к действительности, с достаточно высоким уровнем самооценки, уверенная в себе, с достойным имиджем.
Пребывание учащихся в библиотеке, их участие в каких-либо мероприятиях проходит на фоне разностороннего общения библиотекаря и посетителей. От качества этого общения и зависит ощущение психологического комфорта…
Специалисты особенно выделяют умение находить контакт, общий язык и правильный тон с различными читательскими группами.
Выступления перед детьми требуют от библиотекаря следующих умений:
1. Излагать свои мысли чётко, логично, убедительно, образно и доступно.
Если слова или манеру говорить библиотекаря учащиеся находят неубедительными, вероятность того, что они его услышат, невелика. Опытный библиотекарь знает, что если дети не слушают сообщение или не уделяют ему должного внимания, сообщение не задерживается у них в памяти.
Выслушивать библиотекаря заставляет не только то, что он сообщает им устно или письменно, но и то, как он это делает. Опытные библиотекари, как правило, умеют красиво говорить, использовать возможности своего голоса, изменять темп речи, интонацию и делать значимые паузы.
Тихая и невнятная речь библиотекаря демонстрирует неуверенность в знании предмета, а может быть, и в себе, и способна вызвать постоянные переспрашивания и уточнения или пассивную потерю внимания аудитории.
Для удачного выступления библиотекарю необходимо:
. Мысленно выстроить план изложения, то есть собрать воедино все факты и идеи и расположить главные из них в логической последовательности. Надо спланировать высказывания и подобрать данные, которые помогут выразить мысль как можно точнее.
. Подобрать для иллюстрации сказанного нужные слова и образы, чтобы сообщение было понятным и соответствовало ситуации общения. Форма выражения мысли важна не менее её содержания. Слова способствуют возникновению определённых образов, чувств, настроения. Слова могут огорчить и обрадовать, ввести в уныние и развеселить. Подбирать слова следует так, чтобы они были правильно поняты. Использование общепринятой лексики в соответствии с нормами грамматики повышает вероятность того, что слова правильно истолкуют.
2. Ориентироваться при выборе форм и методов работы с читателями на возрастные особенности.
…С.Г.Матлина советует: «Если во время диалога с читателем возникает ощущение дискомфорта, нервозности или даже враждебности, первым должен улыбнуться и исправить морально-психологический климат библиотекарь» …
3. Работать над своим имиджем, выглядеть соответствующим образом.
Имидж - это искусство «управлять впечатлениями». Известно, что окружающие формируют своё мнение о библиотекаре в течение нескольких первых секунд, ещё до того, как он начал говорить. Библиотекарь может, например, проводить презентацию книги, делать обзор, отвечать на вопросы детей или просто беседовать - в любом случае очень важно, какое впечатление он производит…
Значение внешнего вида в создании положительного имиджа не следует преуменьшать. Как известно, визуальная информация составляет около 70%, но эти проценты включают ещё и манеру говорить, позу, мимику, жесты, осанку, походку. И всё это должно гармонично сочетаться и соответствовать обстоятельствам.
Большинство людей - визуалы и воспринимают других по внешнему виду. Имиджмейкеры советуют: всегда поддерживайте себя в форме, уверенный, со вкусом одетый человек легко и свободно «шагает по жизни».
Видимо, поэтому в новом Кодексе этики российского библиотекаря имеется такой пункт: «... заботится о своём внешнем виде, как неотъемлемой части формирования позитивного имиджа профессии».
Специалисты выработали ряд принципов формирования имиджа.
Один из них: влияние не только на сознание окружающих людей, но и на подсознание, чтобы у людей, помимо их воли, возникло чувство приятного ощущения, связанного конкретно с этим человеком («что-то есть в нём такое привлекательное...»).
Создание имиджа - дело тонкое. И не последнее место в этой работе отводится обаянию. Обаяние может проявиться и в одобрительной улыбке, огоньке в глазах, юморе, мягких жестах, и в чуткости, и во внимании, искренности... Обаяние глубоко индивидуально. В общепринятом смысле обаятельный человек - это человек, способный произвести неотразимое, чарующее впечатление своей внешностью или манерой поведения, суждениями, оригинальностью мышления, добротой и т.д.
Не последнюю роль здесь играют лидерские качества. Уверенное, открытое поведение выражается через такие жесты и действия, как:
- прямая спина, гордая осанка, прямой, открытый взгляд;
- во время общения - лёгкий наклон вперёд к собеседнику.
Для того чтобы создать свой положительный имидж, нужно не только осознавать необходи¬мость в этом, но и любить себя, и с открытостью и лёгкостью воспринимать свои недостатки.
В связи с общением нам представляется любопытным перечисление жестов и действий, которых следует избегать:
1) демонстрацией нервозности, неуверенности являются нетерпеливое постукивание по столу, частое покашливание, кручение авторучки в руках, когда руки прикрывают рот, когда человек часто снимает и надевает очки;
2) о напряжённости следует говорить при крепко сцепленных руках, частом прикосновении к шее, поправлении шейного платка или шарфа;
3) признаком закрытости будут скрещённые на груди руки, позы, когда всё тело «закрыто»;
4) выводы о скрытности и подозрительности могут быть сделаны на основании взгляда исподлобья, частого прикосновения к мочкам ушей, рту, носу;
5) скука проявляется в форме машинального рисования на бумаге, рассеянного взгляда, жестов и положений, при которых ладони поддерживают голову, и т.д.
Специалисты предлагают несколько советов по созданию имиджа, которые актуальны для библиотекарей в большей степени, чем для представителей других профессий:
«1. Перестаньте критиковать себя, отнеситесь к своим недостаткам как к возможности усовершенствования.
2. Будьте самодостаточны. Кроме вас, никто не сможет сделать вас счастливым, возьмите на себя эту ответственность и начните строить свой новый образ.
3. Перестаньте жаловаться. Жалобы не преображают ситуацию, а лишь только усугубляют проблемные моменты. Ищите пути, и тогда решение придёт к вам.
4. Будьте проницательными и внимательными к другим, окружающие предоставляют нам множество информации о том, в каком направлении стоит совершенствоваться».
Подводя итоги всему сказанному, констатируем: создать по-настоящему комфортную образовательно-воспитательную среду школьной библиотеки - дело многоаспектное и непростое. Однако и благодарное. В школьной библиотеке будет приятно находиться не только читателям - сам библиотекарь проникается социальным оптимизмом по мере продвижения по пути совершенствования среды своего обитания.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ветчанова 0. В. Общение в детской библиотеке: проблемы и пути их решения/0. В. Ветчанова. - Режим доступа: http://www.mcfr.ru/journals/ 91/244 23016/23025 /
2. Клименкова Н. В. Проблема общения в руководстве чтением [Текст] (на примере Минской ЦБС) / Н. В. Клименкова //Сов. библиотековедение. - 1983. - № 2. - С. 36-42.
3. Кузнецова Т. Я. Профессиональная этика современного библиотекаря: социально-коммуникативные аспекты формирования/Т. Я. Кузнецова// Информационный бюллетень РБА. - 2010. - № 56. - С. 127-129.
4.Матлина С. Г. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания / С. Г. Матлина. - Режим доступа: : http://lib.1september.ru/2004/19/19
5.Матлина С. Г. Библиотечное обслуживание как диалог [Текст] / С. Г. Матлина// Сов. библиотековедение. - 1990. - № 6. - С. 43-51.

Что такое имидж? Образ? Но имидж не равен образу. Имидж - это тот образ, к которому имеется отношение. Имидж отражает впечатление, которое производит его носитель. Но впечатление - это бытовой, а не научный термин. Итак, все-таки имидж - это мнение. Ваше мнение о данном человеке, о данной профессии. Написала и задумалась: а есть ли вообще проблема имиджа библиотечной профессии? Как же это определить? Статус-ит: как должно быть. Статус-кво: то, как нас воспринимают окружающие. Применительно к библиотечной профессии это выглядит так. Статус-ит: деловая женщина, профессионал, информационный менеджер. Статус-кво: «серая мышка», не профессионал в данной области, случайный человек в библиотеке. Итак, мы можем говорить о том, что вопрос об имидже профессии школьного библиотекаря правомерен. Считается, что имидж должен стать частью действий публичных людей. Тем более это относится к представителям библиотечной профессии. Кто как не библиотекари, школьные библиотекари ежедневно общаются с огромным количеством людей? Смело можно говорить о том, что они - публичные люди.

Долгое время в средствах массовой информации, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже забитая женщина). И что удивительно - библиотекари не пытались сломать данное представление о себе.
Но прошло время, и появился интерес к восприятию другими своей профессии. Это связано с изменениями в стране и в самом библиотечном сообществе. Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стан, и как следствие этого приходит понимания себя и место своей профессии в мире. Возникает потребность во взгляде на себя со стороны, возникает проблема имиджа библиотечной профессии.
Проблема имиджа библиотеки и библиотекаря изучается во многих странах (но, к сожалению, не в России). В австралийских исследованиях отмечается, что библиотекари сами поддерживают свой негативный имидж. В 1990 г. P.G. Schuman отметил, что имидж библиотекаря очень часто сосредоточивается на физических стереотипах. Критика выражается не столько в имидже застенчивой старой девы, сколько в отсутствии осознания обязанностей библиотекаря. От хранителей знаний, отвечающих на изолированные справочные вопросы, библиотекари должны переходить к роли деятельных профессионалов, ассистирующих пользователю в решении его проблем. В США было проведено исследование «Имидж библиотекаря медицинских библиотек США». Его результаты показали, что, с одной стороны, библиотекари воспринимаются как образованные люди, готовые прийти на помощь, а с другой - как люди старомодные, робкие, сосредоточенные на себе, следующие за буквой закона.
В нашей стране подобных исследований по изучению имиджа библиотекарей, а тем более школьных библиотекарей, не проводилось. В своей работе я хотела бы коснуться данной проблемы и определить, что же нужно сделать для формирования имиджа школьного библиотекаря.

«Не натягивайте на меня ваш костюмчик!», или «Зачем нам нужен имидж?»


Обращаясь с вопросом к своим коллегам и друзьям: «Как вы считаете, нужно ли проводить работу по формированию имиджа школьного библиотекаря?» Положительных ответов практически не было. Одни говорили: «О каком имидже может идти речь, когда я получаю копейки, колготки купить не на что. Сначала накормите людей, а потом об имидже говорите!» Другие возмущались: «Какой имидж? Нас воспринимают как объект для выдачи учебников!». Третьи: «Ты оторвана от жизни. Вот сначала поднимите зарплату, привлеките в школу профессионалов библиотечного дела, дайте компьютеры, учебники и т.д. - вот тогда и об имидже говорить будем». И мне стало грустно. Я поняла, что прежде всего, чтобы сломать негативное восприятие в обществе имиджа школьного библиотекаря, надо сломать это восприятие в душе каждого из них. И первое, что будет на этом пути, - это сопротивление переменам, пусть даже и положительным.
Моя близкая подруга, разговаривая со мной об имидже, бросила фразу: «Ты хочешь натянуть имидж на библиотекарей как костюмчик. Не натягивайте на меня ваш костюмчик!» Да и не собираюсь. Один из бизнесменов сказал, что об имидже нужно помнить, носить его и надевать в нужных ситуациях.

Ваша внешность как источник мнения о вас: габитарный имидж школьного библиотекаря


Восприятие человека по его одежде, макияжу, прическе, т.е. внешнему виду, называют «габитарным имиджем». У школьных библиотекарей он на низком уровне. И, наверно, главный враг на данном пути - низкая самооценка. Постоянные жалобы на нехватку денег, книжных фондов и т. д. Но если задать вопрос: «А вы пытались изменить ситуацию (найти работу с достойной зарплатой, написать программу по фондам и получить под нее деньги)?» - то в ответ услышите: «Да кто я такая? Я простой школьный библиотекарь!» Как же жива в нас это «простая советская женщина». Моя близкая подруга считает, что габитарный имидж не главное: «Пусть меня воспринимают такой, какая я есть, даже если я в рваных колготках и с немытой головой. Главное, какой я человек и специалист!» Не могу не прокомментировать данную позицию цитатой из книги Наталии Правдиной «Я люблю себя»: «Чувствуете себя свободными - станете свободными, чувствуете себя независимыми - станете независимыми, потому что Ваши мысли влияют и на то, как Вы двигаетесь, и на то, как Вы начинаете говорить и даже на скорость и легкость Вашей походки. Но для начала Вам стоит воспитать в себе отношение к своим заслугам. Поощрение Ваших успехов способно в несколько раз увеличить темпы их роста... Женщина чувствует себя так, как она выглядит... Мы можем подумать, что нас могут оценить не по достоинству? Что значит не по достоинству? Ведь достоинство определяется Вашим собственным к себе отношением. Эта та цена, которую мы сами себе назначаем. И получается, что чем более мы себя ценим, тем у насбольше шансов быть правильно оцененными. И чем больше мы себя ценим, тем больше это проявляется в нашем внешнем виде и в поступках. Женщина, которая себя высоко ценит, не позволит появиться на людях с немытыми волосами, в несвежей блузке, в стоптанных туфлях».
Одна из главных задач по формированию имиджа библиотечной профессии - это создание притяжения (аттракции), создание приятного мнения о специалистах в данной области. И если возможно не создавать искусственных препятствий на этом пути, то это нужно делать.


Имидж библиотекарей связан непосредственно с их профессиональным существованием. Если раньше школьные библиотекари, хорошо выполняющие свою работу, могли быть уверены в своем дальнейшем существовании, то современные школьные библиотекари нуждаются в активном маркетинге себя и своей роли в обществе. Библиотекарям не должно быть безразлично, как они выглядят со стороны, потому что через впечатление, производимое ими и их библиотеками на пользователей, лежит путь к определению статуса и роли данных библиотек.
J. Когеп считает, что имидж формируется под влиянием того комплекса услуг, который обеспечивает библиотека. Таким образом, если школьные библиотекари не рассматриваются как информационные работники, то они не могут брать на себя ответственность за обеспечение информационного обслуживания. Школьные библиотекари должны быть активны в предоставлении информационного сервиса, что будет влиять на их имидж. В современном обществе школьные библиотекари должны рассматриваться как информационные специалисты-профессионалы.
Стоп. Прозвучало слово «профессионал». И это, пожалуй, главный акцент в нашей работе. Ни о каком имидже школьного библиотекаря не может идти речь, если он не обладает профессиональным образованием. Интересен один документ, подтверждающий мое мнение. Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 8 в тарифно-квалификационные требования (характеристики) по должностям библиотечных работников внесены изменения: в связи с уточнением характера выполняемых работ в требованиях к квалификации по разрядам оплаты труда высшее образование заменено профессиональным высшим образованием.
Тем самым признано, что библиотекарь, библиограф - это такие же специалисты, как учитель, врач, инженер. И в работе библиотек имеется своя специфика, которая в большей степени понятна, знакома, выполняема людьми, специально обучавшимися этой профессии. И именно профессионал, несмотря на низкую зарплату, создаст современную школьную библиотеку. Потому что его так учили, а по-другому он не может.


Должна уйти в небытие «эпоха старых бабушек», которые заполонили собой школьные библиотеки. Работодатели должны понять, а мы им должны суметь доказать, что себе дороже брать на работу неспециалиста.
а) Рекламная деятельность школьного библиотекаря
Итак, на первое место выходит уровень профессиональной подготовки библиотекаря как специалиста с маркетинговым мышлением, заинтересованного в востребованности информации, собранной в фондах.
Как воспринимается библиотекарь в школе администрацией: «Объект для выдачи учебников / Идите на замену, вам все равно делать нечего». С одной стороны такое мнение подкрепляет деятельность некоторых школьных библиотекарей, которые только выдают книги. А с другой стороны, школьный библиотекарь чаще всего не знает, как самопрезентовать себя и свою деятельность в школе (если она ведется). Поэтому я считаю необходимым для успешной работы и создания положительного личностного имиджа владение основами PR и рекламы. Я считаю, что реклама одно из важнейших направлений деятельности школьной библиотеки и одна из составляющих ее имиджа. И если имидж библиотеки сформируется под влиянием того комплекса услуг, которые предоставляет данная библиотека, то именно из рекламы данной библиотеки вы и узнаете об этих услугах. Необходимо создание фирменного стиля в каждой школьной библиотеке (наличие визитки, рекламного буклета библиотеки, рекламных листовок, бланков писем с эмблемой библиотеки). От того, как мы представляем себя, зависит, как другие воспринимают нас.
б) Маркетинговые исследования в деятельности школьного библиотекаря
Школьные библиотекари нуждаются в активном маркетинге самих себя и ежедневном доказательстве своей важности для школы. Многие мои коллеги жалуются на отсутствие финансирования школьных библиотек, на то, что не могут реализовать различные проекты. Но никто из них не пытался написать программу комплектования фондов, концепцию развития библиотеки и доказать администрации, что реализация данных мероприятий необходима для успешной деятельности школьной библиотеки. Современная библиотечная жизнь в школе невозможна без таких понятий, как менеджмент, маркетинг, фандрайзинг. Но мало знать эти понятия, надо овладеть технологиями их практического применения. Так, фандрайзинг - деятельность по ходатайству о выделении или пожертвовании средств для осуществления каких-либо проектов или программ. С использованием в практике работы фандрайзинга всегда найдутся деньги для проектов.


Многие библиотекари считают, что для создания имиджа школьной библиотеки достаточно оснастить ее оргтехникой, компьютером, сделать ремонт. Но главное в нашей работе - это информационное обслуживание, предоставление пользователям необходимой информации. И как раз владение маркетинговыми методами позволяет провести маркетинговое исследование деятельности своей школьной библиотеки и ответить на вопросы: «Востребовано ли то, что вы делаете? Какие виды услуг необходимы в вашей библиотеке? Как изменились информационные запросы современных пользователей школьной библиотеки? Какие новые фонды необходимы в данной школьной библиотеке?»
Все вышеперечисленные методы (PR, реклама, маркетинг, фандрайзинг) способствуют созданию и утверждению образа школьной библиотеки как учреждения, необходимого не только школе, но и местному сообществу, формированию имиджа школьной библиотеки как квалифицированного и благожелательного партнера.
в) Профессиональный рост как составная часть имиджа школьного библиотекаря
И, наконец, самое главное - это потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как следствие - изменение пространства вокруг себя. Если раньше школьная библиотека с хорошим книжным фондом была пределом мечтаний, то современная информационная ситуация и появление новых нетрадиционных для библиотеки информационных продуктов ставит вопрос о создании на базе школьных библиотек медиатек. Благодаря Интернету, применению в практике работы библиотек компьютеров, оргтехники встал вопрос об обучении школьных библиотекарей современным информационным технологиям и влиянии последних на формирование имиджа современного школьного библиотекаря.


Умение работать на компьютере, свободное ориентирование в Интернете дает возможность узнавать о деятельности своих российских и зарубежных коллег, участвовать в проектах и конкурсах, обучаться дистанционно. И возникает следующая проблема - владение иностранным языком. Если этого нет, то многие интересные сайты международных библиотечных организаций в Интернете недоступны вам, так как они англоязычные. Как видим, современная жизнь все время поднимает уровень требований, которому должны соответствовать современные школьные библиотекари, и очень трудно удержаться на этом уровне.
Зарисовка из жизни. Когда я впервые пришла на работу в школу и начала создавать библиотеку в соответствии с современными требованиями, то одна из моих коллег в дружественной беседе посоветовала мне «не особо стараться, а то и нас заставят так же работать». Я считаю, что если вы не хотите хорошо работать на данном месте, то попробуйте реализовать себя в других профессиях. Не держите место. Нам очень нужны люди, желающие и умеющие работать, которые помогут изменить мнение о нас.

Позитивный личностный имидж школьного библиотекаря: то, чего нет, но очень хочется.


Вы можете меня упрекнуть, что в своей работе я говорю об отрицательном имидже школьных библиотекарей. Но это мой взгляд на проблему. Мне даже кажется, что сами школьные библиотекари не очень этим обеспокоены. Мало того, на сайте Библиотека.ru в статье «Феномен школьной библиотеки. 4.2» я прочитала: «Несмотря на низкую оплату труда, неадекватное восприятие библиотечной профессии, имидж школьных библиотек улучшается...» По сравнению с чем? Как можно говорить о том, чего нет! Да, конечно, у школьных библиотекарей есть своя профессиональная пресса. Но в ней по данной теме было не более трех-четырех статей. Нет в МГУКе (Университете культуры) ни учебной программы, ни спецкурса по теме «Организация деятельности современной школьной библиотеки», нет спецкурсов для школьных библиотекарей по темам «Маркетинг в школьной библиотеке», «Технология формирования имиджа современного школьного библиотекаря», «Реклама в деятельности школьной библиотеки». Курсы повышения квалификации школьных библиотекарей так же не касаются данных тем, все сводится к основам библиотечно-библиографических знаний. Я уже слышу возмущенные возгласы своих коллег: «Мы проводили конкурс «Имидж библиотекаря», деловую игру с одноименным названием». Знаю, знаю... Но также знаю, что большинство таких библиотечных мероприятий сводятся к основам знаний по данной профессии и к конкурсу кулинаров. Почему такое плачевное состояние? Чтобы правильно оценивать свой имидж, мало самооценки, нужен объективный взгляд как со стороны своих пользователей, так и профессиональных имиджмейкеров. Именно профессионалы в данной области должны вести спецкурсы «Технология формирования имиджа современного школьного библиотекаря», с их помощью должна быть разработана система мероприятий (спецкурсы, психологические тренинги, ролевые игры), направленная на изучение и формирование имиджа школьных библиотекарей. И как следствие этого создание библиотечного сообщества ЛИЧНОСТЕЙ с ПОЗИТИВНЫМ ИМИДЖЕМ.


Ведь только личности могут что-то изменить в этом мире, в том числе и библиотечном. Только личности смогут доказать власти необходимость и важность работы современных школьных библиотекарей, лоббировать их интересы на государственном уровне, поднять его на международную высоту. Главное - не опускать планку.

Вряд ли необходимо оспаривать необходимость создания привлекательного имиджа библиотеки. В самом сознании каждого современного человека может закрепиться представление об имидже именно как о конкретной ценности, и от наличия и качества полностью зависит успешность деятельности библиотеки.

Определение 1

Имидж библиотеки - довольно распространенный и очень устойчивый образ, который сформировался в сознании самых разнообразных групп населения от её работы.

Существуют меры, предпринимаемые для улучшения популярности имиджа библиотеки. Есть еще несколько трудно прогнозируемых факторов, самый главный – сложившийся под воздействием литературных источников и СМИ о представлении деятельности похожих библиотек. Также можно сказать, что имиджем является распространенный стереотипный образ определенного объекта (явления, предмета). Но имидж не является синонимом такого понятия, как «образ», потому как включает набор самых лучших качеств.

Виды имиджа библиотеки

Имидж любой библиотеки складывается из: внутреннего имиджа, независимого имиджа и внешнего имиджа.

Определение 2

Внешний имидж - восприятие каждой библиотеки субъектами внешней среды: средствами массовой информации и местной властью, населением, посетителями, так далее.

На формирование внешнего имиджа могут оказывать влияние:

  1. Внутренний и внешний вид здания, благоустроенность прилегающей территории и его местоположение.
  2. Качество услуг и продукта.
  3. Паблик рилейшнз и реклама.
  4. Внешний вид работников.
  5. Комфортность библиотечной среды.
  6. Умение поддерживать деловые отношения с пользователями или с партнёрами.
  7. Социальная политика (участие в различных благотворительных акциях).
  8. Финансовая стабильность.

Определение 3

Внутренний имидж - восприятие библиотеки ее работниками.

Внутренний имидж могут определять:

  1. История организации.
  2. Организационная культура: наличие фирменного стиля; миссия, ценности, стандарты, нормы, образцы поведения и формальные процедуры, принятые в организации.
  3. Организация внутренних коммуникаций.;
  4. Мотивация сотрудников, отношение к предприятию и всем служебным обязанностям.
  5. Стиль управления, политика в развитии и обучении трудового персонала, создания системы поощрений и планирования карьеры.
  6. Психологический климат в коллективе и так далее.

Как показали исследования, многие работники библиотек очень серьезно относятся к мысли, что именно от их отношения к данной профессии и имеющего соответствующего самоуважения зависит размер поддержки, которую оказывают библиотеке её читатели. На самом деле внутренний имидж надо рассматривать как главную составляющую внешнего имиджа.

Все работники являются главными информаторами пользователей о реальной работе и внутренней атмосфере, именно поэтому быстро привести к потере доверия у пользователей может негативный внутренний имидж также быстро, как и негативный внешний имидж. А положительный внутренний имидж сможет обеспечить сплоченность всего коллектива, дать уверенность каждому сотруднику в завтрашнем дне, будет стимулировать работника к активной работе, а также к повышению личной квалификации и прочее, все это положительно сможет отразиться на внешнем облике любой организации.

Независимым (от деятельности организации) имиджем является обобщенный образ, который складывается под влиянием обобщающего представления об аналогичных предприятиях в общественном сознании. Все получает свое отражение в виде типичных изображений и описаний, в кино, в художественной литературе и прочее.

Построение целостного имиджа это не одноразовые рекламные кампании и мероприятия, а постоянная работа по проведению и по разработке разных мероприятий, которые ориентированы на формирование элементов имиджа.

Существуют факторы, которые определяют внешний имидж библиотеки. Самым главным является качество ее продуктов и услуг. Конечно же, если услуги предлагаемые библиотекой не могут оправдать всех ожиданий пользователя, тогда не помогут ни реклама и PR-кампании, никакие затраты на создание привлекательного имиджа. Самое основное условие качества, по мнению многих специалистов, – это уметь слушать каждого пользователя, потому как в данном случае обслуживание будет полностью соответствовать их ожиданиям.

Самые главные элементы формирования имиджа

Самыми главными элементами, которые воздействуют на формирование имиджа здания библиотеки, являются:

  • состояние всей прилегающей территории, крыльца и ступеней, входной двери;
  • указатели и вывески, окна и двери;
  • вестибюль с разными объявлениями;
  • абонемент и читальный зал, лестницы;
  • оформление кафедр выдач, виды каталогов;
  • внутренний двор, отсутствие или присутствие бюстов и статуй.

Поэтому почти все специалисты предлагают свои рекомендации по оформлению всех данных зон.

Необходимо обратить особое внимание на благоустройство всей прилегающей территории. Поэтому привлекательность библиотеки сможет увеличить: терраса, садик; сопутствующая торговля (кафетерий, магазин, книжный киоск); навес для велосипедов, автомобильная стоянка; малые архитектурные формы, места для игр, детская площадка.

Большое значение имеет комфортность библиотечной среды для создания именно положительного имиджа библиотеки. Комфортной библиотечной средой называют среду, которая сможет благожелательно, оперативно и дифференцированно, красиво и легко удовлетворить все информационные потребности, способствовать их формированию.

Замечание 1

Целью по управлению комфортной библиотечной средой является создание необходимых условий для творческой деятельности всех читателей, а также каждого работника библиотеки, который участвует в процессе обслуживания.

Также степень комфортности среды можно легко определить именно количеством барьеров, которые пользователю надо преодолеть, чтоб получить необходимую информацию либо документальный источник. Самым идеальным считают такой вариант, когда пользователь может самостоятельно найти информацию, не обращаясь за помощью к сотрудникам библиотеки.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.