Современная русская литература 21 века презентация. Звездный ряд русских писателей xxi века центральная городская библиотека г.сочи представляет


Черты современной литературы 1. Абсолютная свобода – писатель творит в бесцензурном пространстве; 2. Жанровые трансформации, стирается грань между художественной литературой и документалистикой. Популярен жанр рассказа, романа, документальные хроники; 3. Диалог культур (связь с зарубежной литературой); 4. Поиск нового героя (скептик, склонен к рефлексии, беззащитен); 5.Интертекстуальность; 6. Связь с русской классикой, трансформация классической литературы.


Четыре «поколения» современных писателей Писатели-шестидесятники – «прогульщики соцреализма» «Характерными чертами этого поколения служат известная угрюмость, созерцательность, нежели активное действие. Их ритм – moderato, их мысль – рефлексия, их дух – ирония, их крик – но они не кричат…» (М. Ремизов) Виктор Астафьев Фазиль Искандер Владимир Войнович Валентин Распутин Евгений Евтушенко Василий Аксенов


Четыре «поколения» современных писателей Писатели семидесятых – «поколение отставших» Саша Соколов Венедикт Ерофеев Владимир Маканин Людмила Петрушевская Аркадий и Борис Стругацкие Андрей Битов Мы были ненасытными читателями и впадали в зависимость от книг. Книги обладали абсолютной властью над нами. На место психологической прозы приходит психопатологическая. Нас интересует уже не ГУЛАГ, а сама распадающаяся Россия».


Четыре «поколения» современных писателей Писатели восьмидесятых – «поколение перестройки» Владимир Сорокин Юрий Мамлеев Татьяна Толстая Алексей Слаповский Виктор Пелевин «Эта проза возродила интерес к «маленькому» человеку, затрагивала неизвестные ранее темы русской литературы. Для них современный – это концентрация социального ужаса, принятого за бытовую норму»


Четыре «поколения» современных писателей Писатели 90-х-2000-х – «поколение next» Илья Стогов Евгений Гришковец Дмитрий Быков Павел Санаев Олег Шишкин «Молодые писатели – первое за всю историю поколение России поколение свободных людей, без цензуры. Новая литература не верит в «счастливые» социальные изменения и моральный пафос. Ей надоели бесконечные разочарования в человеке и мире. Вместо пародий на старую литературу она балдеет от её «большого стиля».


Зарубежная литература Ирвин Уэлш (Англия) Джулиан Барнс (Англия) Эрленд Лу (Норвегия) Фредерик Бегбедер(Франция) Мишель Уэльбек (Франция) Джон Бойн (Ирландия) Жорди Гальсеран (Испания) Раймонд Карвер (США) Патрик Зюскинд (Германия) Бернар Вербер (Франция)


Литература и интернет. Литература и PR «Общая закономерность: все авторы Интернета пишут плохо. Как дебютанты, так и те, кто уже состоялся по ту сторону Зазеркалья. Искушает легкость сетевой публикации. Набрал, щелкнул «мышкой» - и планетарный читатель гарантирован. Экран преуменьшает достоинства произведения, укрупняя его недостатки» (журнал «Новое литературное обозрение») «В новой ситуации роль писателя изменилась. Раньше на этой рабочей лошадке ездили, теперь она должна сама идти и предлагать свои рабочие руки и ноги» (Татьяна Толстая)


Литература и интернет. Литература и PR произведения авторов, принадлежащих к разным поколениям здесь можно получать сведения о современных литераторах и виртуально познакомиться с ними - объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое расположилась на портале сетевого «Русского журнала». Всего здесь размещено 24 журнала одни из -крупнейших электронных библиотек современной и классической русской и зарубежной литературы.


Премии в области литературы (Россия) Русский букер - литературная премия за лучший роман на русском языке, впервые опубликованный в минувшем году. Вручается с 1992 года (лауреаты – Елена Колядина «Цветочный крест» (2010) Национальный бестселлер - вручается в Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Девиз премии «Проснуться знаменитым!». Вручается с 2001 года. (лауреаты – Дмитрий Быков «Остромов, или ученик чародея» (2011) «Дебют» - присуждается авторам литературных произведений на русском языке, не превысивших на момент награждения возраст 35 лет, вне зависимости от места их проживания. Премия ежегодно вручается по пяти-семи номинациям, отражающим основные типы художественной литературы. (лауреаты «Крупная проза» - Ольга Римша за повесть «Тихая вода». «Малая проза» - Анна Гераскина за рассказ «Я тебя не слышу». «Большая книга» национальная литературная премия. Является крупнейшей в России и СНГ литературной наградой и второй по величине литературной наградой в мире по размеру призового фонда (5,5 млн руб.) после Нобелевской премии по литературе. (2010 г Павел Басинский, «Лев Толстой. Бегство из рая»


Премии в области литературы (за границей) Нобелевская премия по литературе - награда за достижения в области литературы, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме, вручается с 1901 года (2010 г. – Марио Варгас Льоса «Война конца света», «За детальное описание структуры власти и за яркое изображение восставшего, борющегося и потерпевшего поражение человека» Букеровская премия (Международная) одна из самых престижных наград в мире английской и мировой литературы. Присуждается автору, проживающему в одной из стран Содружества наций, Ирландии, за роман написанный на английском языке. Вручается с 1969 года (мировая – раз в два года) (2011 год – Филип Рот, США – «Немезида») Гонкуровская премия - самая престижная литературная премия Франции за лучший роман, названа в честь братьев Гонкур (2010 г. – Мишель Уэльбек «Карта и территория»)


Основные направления в современной литературе Неоклассическая проза – обращается к социальным и этическим проблемам, исходя из традиций русской литературы (В. Распутин, В. Астафьев); Условно-метафорическая проза – характерна сказовая манера повествования, фантастичность (В. Маканин, Ф. Искандер, братья Стругацкие); «Другая» проза - ироническое переосмысление культурных традиций (Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Ерофеев, С. Каледин) Постмодернизм - (В. Пелевин, В. Сорокин, С. Соколов, Вен. Ерофеев) Брутальная проза – (Захар Прилепин, И. Стогов); Неореализм – (Юрий Мамлеев, К. Плешаков, О. Зоберн); Драматургия – (Е. Гришковец, Н. Коляда); Поэзия: концептуализм (Т. Кибиров, Д. Пригов), материализм (И. Жданов, О. Судакова).

КОНЕЦ 20-НАЧАЛО 21
ВЕКА

Литературные премии

Большая книга
Национальный бестселлер
Ясная Поляна
Русский Букер
Премия им. А. Солженицына
Патриаршая литературная премия
Премия Дельвига
Книга года

Литературные премии

Нос
Дебют
Бунинская премия
Платоновская премия
Новая Пушкинская премия
Премия Андрея Белого

Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015)

Произведения В.Г. Распутина конца 20-начала 21 века

Рассказы:
«В ту же землю»
«Нежданно-негаданно»
«Видение»
«Изба»
Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003)

«Распутин вообще не умеет, не
любит описывать лад, гармонию,
совпадение, его как художника
влечет к человеческой
неустроенности, к горю, к беде,
катастрофе, одиночеству, к
смерти, наконец, и в этой точке
он необыкновенно близок к
самому гениальному русскому
писателю ХХ столетия Андрею
Платонову. Их объединяет
проникновенное, философское
отношение к жизни и смерти, и
это родство Распутин и сам
почувствовал, дав Платонову
одно из наиболее точных
определений - "смотритель
изначальной русской души"».
А. Варламов.

«Валентин Григорьевич
всегда умел приковывать
внимание общества к
самым важным темам:
разрушению русской
деревни («Прощание с
Матёрой»), экологическому
безумию самонадеянного
человечества (поворот
северных рек и загрязнение
Байкала), нравственному и
этническому насилию над
русской жизнью («Дочь
Ивана, мать Ивана»).
А. Шорохов

«Что касается «знакового»
художественного образа
для выражения нынешнего
состояния России – его
литература предложить не
смогла. Я думаю, потому,
что реальность оказалась за
гранью возможностей
литературы. Больше того –
наступила эпоха за гранью
жизни. Для нее есть
единственный образ –
Апокалипсис в Откровении
Иоанна Богослова».
В. Распутин.

«Дали еще полежать Аксинье
Егоровне под небом, с которого,
набираясь, спадал снег. До чего
кстати этот снег - словно всем им
даровалось прощение за
беззаконные действия. Словно
высшая сила сникала над
человеческой слабостью и
своевольством. Ветер затихал,
прохаживаясь остывающими
порывами, небо белело, и
лиственницы-близнецы,
возвышающиеся над соснами,
стояли в нем красиво и грозно».
В. Распутин. В ту же землю.

Леонид Бородин 1938-2011

«Деревенскую прозу я
предпочитал всей
современной русской
литературе как
наиболее
традиционную.
Духовно мне близки
люди, которые любят
Россию. С теми же, кто
считает ее
историческим
недоразумением, у
меня не может быть
ничего общего».
Л. Бородин.

«Леонид Бородин – один из
самых выдающихся русских
прозаиков второй половины века
минувшего и начала века
нынешнего. Один из последних
русских романтиков и вместе с
тем мастеров социальнопсихологической прозы, то есть
той прозы, в которой именно
русское Слово достигло
высочайших вершин Искусства.
Бородин написал не много, но
при этом сумел охватить самые
разные пласты российской
жизни, и современной, и
исторической. Кто он? Городской
писатель, «деревенщик», певец
природы или историк? И то, и
другое, и третье». П. Басинский.

Повесть странного времени
Год чуда и печали (1981, Мюнхен;
1994, Россия)
Третья правда
Расставание
Ловушка для Адама
Без выбора. Автобиографическое
повествование. - 2003.
Царица смуты (Повесть о Марине
Мнишек) – 1997.
Собрание сочинений в 7 т. – М.: Издво журнала «Москва», 2013.

«Не все необычное есть чудо.
Чудо - понятие нравственное. …
Чудо, что откроется вам, если вы
сядете в иркутскую электричку у
окна по ходу поезда, зовется
Байкалом, и он будет одним из
главных героев повести, которую
я начинаю наконец, заверяя
читателя в абсолютной
правдивости каждого и впредь
сказанного мною слова!» Л.
Бородин. Год чуда и печали.

Владимир Маканин

Романы
Андеграунд, или Герой
нашего времени (1998)
Испуг (2006)
Асан (2008)
Две сестры и
Кандинский (2011)

«Асан» - ну да, очередная
книга на «чеченскую» тему
- на самом деле очень
странный роман; в нем не
просто очень подробно, в
деталях, показана
оборотная,
нелицеприятная сторона
войны - здесь произошел
фундаментальный взлом
матрицы военного романа».
Л. Данилкин о романе
«Асан»

Повести и рассказы:
Безотцовщина (1971)
Старые книги (1976)
Ключарёв и Алимушкин
(1977)
Отдушина (1979)
Река с быстрым течением
(1979)
Погоня (1979)
Антилидер (1980)
Голоса (1982)
Голубое и красное (1982)
Предтеча (1982)
Человек свиты (1982)
Где сходилось небо с
холмами (1984)
Утрата (1987)

Один и одна (1987)
Отставший (1987)
Лаз (1991)
Долог наш путь (1991)
Сюжет усреднения (1992)
Стол, покрытый сукном и с
графином посередине (1993)
Гражданин убегающий
(1978)
Сюр в Пролетарском
районе
Кавказский пленный (1994)

"И что здесь такого особенного? Горы?.."
проговорил он вслух, с озленностью не на кого-то,
а на себя. Что интересного в стылой солдатской
казарме да и что интересного в самих горах? думал
он с досадой. Он хотел добавить: мол, уже который
год! Но вместо этого сказал: "Уже который век!.."
он словно бы проговорился; слова выпрыгнули из
тени, и удивленный солдат додумывал теперь эту
тихую, залежавшуюся в глубине сознания мысль.
Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые
домишки горцев, слепившиеся, как птичьи
гнезда.
Но все-таки горы?!. Там и тут теснятся их
желтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы.
Который год бередит ему сердце их величавость,
немая торжественность, но что, собственно,
красота их хотела ему сказать? зачем окликала?»
В. Маканин. Кавказский пленный.

«В колышущейся свечной
полутьме Батя снова обращается
- теперь к Инне:
- Я, дочка, прощенный. Я как
только вышел на пенсию - сразу
этим заболел… озаботился. У
меня камень на сердце. Я, Инна,
написал им… Реабилитации были
полагерно. Либо уже по
поселениям. По выселкам… Я
ведь знал по бумагам - кто где…
Перед пенсией меня как раз
повысили - заставили сидеть на
бумагах. На этих, как говорили
начальники, белых бумагах…
Переписал адреса. Поехал. Я
ездил и ездил. И меня простили».
В. Маканин. Две сестры и
Кандинский

Алексей Варламов

Здравствуй, князь!: Сентиментальная история // Знамя.
- 1992. - № 9.
Рождение: Повесть // Новый мир. - 1995. - № 7.
Затонувший ковчег: роман // Октябрь. - 1997. - № 3.
Затонувший ковчег: роман // Октябрь. - 1997. - № 4.
Дом в деревне: Повесть сердца // Новый мир. - 1997. -
№ 9.
Купол: роман // Октябрь. - 1999. - № 3.
Купол: роман // Октябрь. - 1999. - № 4.
Ночь славянских фильмов: рассказы // Новый мир. -
1999. - № 10. - С. 75-93.

Пришвин. - 2003.
Александр Грин. - 2005.
Григорий Распутин-Новый. -2007.
Михаил Булгаков. - 2008.
Алексей Толстой. - 2008.
Андрей Платонов. - 2011.
Мысленный волк. - 2014.
Варламов А. Шукшин. -2015.

«Я сумел полюбить своего героя несмотря на все его заблуждения.
Я не собираюсь выдавать черное
за белое, но интонация моей
книги - милосердная,
сочувственная, я пытался
оправдать Булгакова даже в тех
случаях, когда он не прав. Мне не
близко его мировоззрение, но
ведь человек не сводится только к
своему мировоззрению...
Есть в биографии Булгакова две
даты, в которых я вижу нечто
сокровенное. Знаменитый его
разговор со Сталиным состоялся
в Страстную Пятницу, а умер он в
Прощеное Воскресенье. И я
надеюсь, что он – прощен».
А. Варламов о своем романе
«Михаил Булгаков»

Алексей Иванов

Романы
1992 - Общага-на-Крови (опубл. 2006)
1995 - Географ глобус пропил (опубл.
2003)
2003 - Сердце Пармы (в первом издании
2000 года - «Чердынь - княгиня гор»)
2005 - Золото бунта
2009 - Летоисчисление от Иоанна
2012 - Комьюнити
2015 - Ненастье

“Земля летела сквозь
таинственные радиопояса
вселенной, и холод мироздания
лизал ее круглые бока. Тонкие
копья вечной тишины
хрустальными остриями глядели
в далекое, узорчато заиндевевшее
небо. Искры бежали по
невидимым дугам меридианов
над головой, а из-за горизонта
тянулся неслышный звон
качающихся полюсов. Дым от
костра сливался с Млечным
Путем, и казалось, что костер
дымится звездами” (“Географ
глобус пропил”, 1995).

«Локальный мир Иванова
населяют люди, духи и даже боги.
Но места для христианского Бога
там нет, потому что само
понятие вселенского Бога
несовместимо с художественным
миром писателя. Боги здесь
только свои, местные,
этнические: “Наши боги
рождены нашей судьбой, нашей
землей. А их (христиан.- С.Б.) бог
рожден <...> где-то на краю мира,
где садится солнце и почва от его
жара бесплодна, суха и горяча,
как жаровня. Что делать этому
богу у нас, среди снегов, пармы,
холодных ветров?” С. Беляков о
романе «Сердце Пармы».

Документальная литература
2004 - Вниз по реке теснин
2005 - Железные караваны
2007 - Message: Чусовая
2008 - Уральская матрица
2009 - Хребет России
2009 - Дорога Единорога
2012 - Увидеть русский бунт
2013 - Горнозаводская цивилизация
2014 - Ёбург

Евгений Водолазкин

Дмитрий Лихачев и его эпоха:
Воспоминания. Эссе. Документы.
Фотографии. - СПб.: Logos, 2002.
Соловьёв и Ларионов - М.: Новое
литературное обозрение, 2009.
Лавр. - М.: АСТ: Редакция Елены
Шубиной, 2012.
Совсем другое время.
Сборник рассказов. - М.: АСТ, 2013.
Детский мир: Сборник рассказов /
Сост. Д. Быков. - М.: Редакция
Елены Шубиной, 2014.
Пара пьес. - Иркутск: Издатель
Сапронов, 2014.
Авиатор. - М.: АСТ, Редакция Елены
Шубиной, 2016.
Все в саду: [рассказы, эссе] / Сост. С.
Николаевич, Е. Шубина. - М.: АСТ:
Редакция Елены Шубиной, 2016.

…много раз я сожалел о словах,
которые произносили уста мои,
но о молчании я не жалел
никогда.
…Ангелы не устают, ответил
Ангел, потому что они не
экономят сил. Если ты не будешь
думать о конечности своих сил,
ты тоже не будешь уставать.
Знай, Арсение, что по воде
способен идти лишь тот, кто не
боится утонуть.
Е. Водолазкин. Лавр.

Виктор Пелевин

Романы
1992 - Омон Ра
1993 - Жизнь насекомых
1996 - Чапаев и Пустота
1999 - Generation «П»
2004 - Священная книга оборотня
2006 - Empire V
2013 - Бэтман Аполло
2014 - Любовь к трём цукербринам
2015 - Смотритель
2016 - Лампа Мафусаила, или
Крайняя битва чекистов с масонами

В наше время люди узнают о том,
что они думают, по телевизору.
«Generation "П"»
Милосердие в том, что вместо
крематориев у вас телевизоры и
супермаркеты. А истина в том,
что функция у них одна.
«Generation "П"»
Когда не думаешь, многое
становится ясно.
«Generation "П"»
Телевизор – это просто
маленькое прозрачное окошко в
трубе духовного мусоропровода.
«Чапаев и Пустота»

- А голова твоя где?
- На плечах.
- А плечи где?
- В комнате.
- А где комната?
- В доме.
- А дом?
- В России.
- А Россия где?
- В беде, Василий Иванович.
«Чапаев и Пустота»

Жила Россия своим умом тысячу
лет, и неплохо выходило,
достаточно на карту мира
посмотреть.
«Священная книга оборотня»
Протяженность человеческой
жизни была рассчитана таким
образом, чтобы люди не успевали
сделать серьезных выводов из
происходящего.
«Ампир "В"»
...и он с грустью подумал, что
Россия, в сущности, тоже страна
восходящего солнца - хотя бы
потому, что оно над ней так ни
разу по-настоящему и не взошло
до конца.
«Чапаев и Пустота»

Была б душа, а мытарства
найдутся.
В. Пелевин «Чапаев и
пустота»

«…никакой Пелевин не
постмодернист, а просто один из
самых грустных и точных летописцев
нашей эпохи, и вдобавок прямой
наследник все той же русской
традиции - кто-то называет ее
«реалистической», кто-то -
«высокодуховной»... Текст для
Пелевина ни в коем случае не игра. И
главный мотор большинства его
сочинений - тоска и омерзение; а уж
в этих ощущениях он идеально
совпадает с читателем. Этими
омерзением и тоской, загнанными,
правда, глубоко в подтекст,
достигается та великолепная
точность, которая позволяет
Пелевину не только смешно и
лаконично описывать наше
настоящее, но и почти всегда
предугадывать будущее». Д. Быков

Повести
1990 - Затворник и Шестипалый
1991 - Принц Госплана
1993 - Жёлтая стрела
Рассказы
1989 - Колдун Игнат и люди
(Сказочка)
1991 - Вести из Непала
1991 - Жизнь и приключения
сарая Номер XII
1991 - Луноход (отрывок из
повести «Омон Ра»)
1991 - Музыка со столба
1991 - Онтология детства
1991 - Синий фонарь
1991 - Спи
1991 - Ухряб
1991 - Хрустальный мир
1992 - Ника
1993 - Бубен Верхнего мира

Вот был такой случай, – заговорил
Толстой после паузы. – Договорились
несколько человек напугать своего
приятеля. Переоделись они
мертвецами, подходят к нему и
говорят: «Мы мертвецы. Мы за тобой
пришли». Он испугался и убежал. А
они постояли, посмеялись, а потом
один из них и говорит: «Слушайте,
ребят, а чего это мы мертвецами
переоделись?» Они все на него
посмотрели и не могут понять, что
он сказать хочет. А он опять: «А чего
это от нас живые убегают?»
– Ну и что? – спросил Костыль.
– А то, – ответил Толстой. – Вот тут-то
они все и поняли.
– Что поняли?
– А что надо, то и поняли.
В. Пелевин. Синий фонарь.

Захар Прилепин

Романы:
«Патологии» - 2004
«Санькя» - 2006
«Грех» - 2007
«Чёрная обезьяна» - 2011
«Обитель» - 2014

«Дымящимся ледяным утром,
когда танки начали бить по
школе, она была уже пуста.
Мы, очумевшие за ночь,
потерявшие рассудок от холода,
едва рассвело, побрели куда-то,
не способные ни к чему, тупые…
Стояли по пояс в воде, глядя на
школу, кривили рты, издававшие
сиплые звуки. А школа была
пуста. Там уже убили почти всех,
кто приехал сюда за тем, чтобы
умереть. Мы, оставшиеся, стояли,
с обожженными лицами, с
обледеневшими ресницами, с
больным мозгом, с пьяным
зрением, с изуродованными
лёгкими, испытавшими долгий
шок…»
З. Прилепин. Патологии.

Сборники:
«Ботинки, полные горячей водкой» (сборник
рассказов) - 2008
«Я пришёл из России» (сборник эссе) - 2008
«Восьмёрка» (сборник повестей) - 2012
«Летучие бурлаки» (сборник эссе) - 2015
«Не чужая смута. Один день - один год»
(сборник эссе) - 2015
«Семь жизней» (сборник малой прозы) - 2016

Биографии:
«Леонид Леонов: Игра его была огромна» - 2010
изд. «Молодая гвардия», серия Жизнь
замечательных людей
«Непохожие поэты. Трагедии и судьбы
большевистской эпохи: Анатолий Мариенгоф.
Борис Корнилов. Владимир Луговской» - 2015 изд.
«Молодая гвардия», серия Жизнь замечательных
людей

Премии
Лауреат премии газеты «Литературная Россия» (2004)
Лауреат Всекитайской Международной Литературной
премии «Лучшая иностранная книга 2006-го года» (2007)
Лауреат ежегодной литературной премии «Ясная
Поляна» имени Льва Толстого (номинация «XXI век») за
роман «Санькя» (2007)
Лауреат литературной премии «России верные сыны»
имени Александра Невского за роман в рассказах «Грех»
(2007)
Лауреат всероссийской премии Института
национальной стратегии «Солдат Империи» (2008)
Лауреат премии «Национальный бестселлер» за роман в
рассказах «Грех» (2008)

Лауреат премии «Супер Нацбест», роман в рассказах «Грех»
назван лучшей книгой десятилетия (2011)
Лауреат премии «Книга года» в номинации «Проза года» за
роман «Обитель» (2014)
Лауреат «Книжной премии Рунета-2014» в номинации
«Лучшая художественная книга» за роман «Обитель» (2014)
Лауреат премии «Большая книга» за роман «Обитель» (2014)
Лауреат премии Рязанской области имени Сергея Есенина
в области литературы и искусства в номинации «Создание
высокохудожественных, глубоко нравственных,
патриотических произведений в русле реалистических
традиций отечественной и мировой классической
литературы» (2015)

Роман Сенчин

2001 - Афинские ночи: Повести и рассказы
2002 - Минус: Повесть.
2003 - Нубук: Роман.
2008 - Вперёд и вверх на севших батарейках:
Роман.
2009 - На чёрной лестнице: Роман
2009 - Ёлтышевы: Роман
2010 - Изобилие: Рассказы.
2011 - Информация: Роман.
2013 - Чего вы хотите?: Повести.
2015 - Зона затопления: Роман.

«Обезлюдевали деревеньки – эти
несколько избушек, – и сырая
темная тайга сразу наваливалась
на отвоеванные у нее когда-то
деляны; дикие травы засыпали
огороды, дворы, улицы семенами,
сосны и ели швыряли
расщеперенные шишки; на
срубах поселялся мох,
расползался по плахам крыш
лишайник. Снег и ветер валили
заборы, дождь разъедал бревна,
доски, слеги, по стайкам шастали
лисы, напрасно вынюхивая кур,
на чердаках и вышках строили
гнезда белки, долбили городьбу
дятлы… Природа забирала
обратно свою территорию».
Р. Сенчин. Зона затопления

Юрий Поляков

Сто дней до приказа (1980, публикация в 1987)
ЧП районного масштаба (1981, публикация в
1985)
Работа над ошибками (1986)
Апофегей (М., Литфонд РСФСР, 1990)
Парижская любовь Кости Гуманкова (М.,
Литфонд РСФСР, 1991)
Демгородок (М.,1994)
Козлёнок в молоке (1995)
Небо падших (1997)
Порнократия. М., 1999
Замыслил я побег… (М., Молодая гвардия, 1999)
Возвращение блудного мужа (2002)
Грибной царь (2005)
Гипсовый трубач (2013)
Любовь в эпоху перемен (2015)

Пьесы. «Одноклассники», АСТ,
2009
«Женщины без границ», АСТ, 2011
«Как боги», АСТ, 2014
«Чемоданчик», «У Никитских Пьесы Юрия Полякова – редкое
ворот», 2015
явление нынешней драматургии.
Они очень современны, хотя
написаны по классическим канонам
без хаотичного новаторства,
скрывающего беспомощность. Он
мастер, кажется, это давно поняли
все, кроме жюри «Золотой маски».
Его герои говорят на живом,
настоящем русском языке, но
обходятся без мата, без которого
почему-то двух слов связать не могут
нынешние авторы. Видимо, они
плохо владеют родным языком или
полагают, будто Гоголь не знал
неприличных слов и потому не
использовал их в своих комедиях. С.
Говорухин.

Сергей Шаргунов

Катаев. Погоня за вечной весной. - 2016.
1993. Семейный портрет на фоне
горящего дома. - 2013
Книга без фотографий. -2011.
Ура! -2003.
Птичий грипп. -2008.

ПОЧЕМУ КАТАЕВ?
Почему первоклассный писатель
забыт? Вопрос.
Или подзабыт?.. Все равно -
вопрос.
Литература-то бесспорная.
Во всей советской прозе, на мой
взгляд, катаевская была самой
яркой и зрелищной. А
пребывание его имени в траве
забвенья для меня очевидность и
несправедливость.
Первоклассный, быть может,
лучший из лучших, вытеснен на
обочину, в тень травы, которая
все гуще и выше. С. Шаргунов.

Премии
2001 - Премия «Дебют» в номинации
«Крупная проза»
2011 - Премия «Arcobaleno» (Италия)
2014 - Всероссийская литературная
премия Антона Дельвига
2014 - Международная
литературная премия «МоскваПенне»
2014 - Премия «Слово к народу» за
«Донбасский дневник» - репортажи
и беседы.
2014 - Международная
литературная премия «Белые
журавли России» за роман «1993».
2015 - Горьковская литературная
премия в номинации
«Художественная проза» за семейноисторический роман «1993».
2016 - Всероссийская историколитературная премия «Александр
Невский» за книгу «Катаев. Погоня за
вечной весной».

Женская проза

Л. Петрушевская
Т. Толстая
Л. Улицкая
Д. Рубина
М. Кучерская
К. Букша
А. Козлова
А. Матвеева
М. Степнова
И. Мамаева
А. Старобинец

М. Кучерская

Nostalgia; Человек в картонной коробке: Рассказы //
«Волга». 1996.
Кукуша: Пасхальный рассказ // «Знамя». 2008. № 10.
Тётя Мотя. М.: Астрель, 2012.
Плач по уехавшей учительнице рисования. М.:
Астрель, 2014.

Анна Матвеева

Матвеева Анна. Па-де-труа: Роман, повесть, рассказы.
2001.
Матвеева Анна. Небеса: Роман. - М.: АСТ, 2004.
Матвеева Анна. Голев и Кастро. - М.: АСТ, 2005.
Матвеева Анна. Перевал Дятлова. - М.: АСТ, 2005.
Матвеева Анна. Найти Татьяну: Повесть и рассказы.
- М.: АСТ, 2007.
Матвеева Анна. Подожди, я умру - и приду. 2012.
Матвеева Анна. Девять девяностых. -2014.
Матвеева Анна. Завидное чувство Веры Стениной.
2015.
Матвеева Анна. Лолотта и другие парижские
истории., 2016.

Событие, о котором идет речь в
этой книге, подлинное. Более сорока
лет назад загадочная гибель
девятерых туристов потрясла
Свердловск, хотя за пределами
города мало кто знал о ней. Военные
ведомства и партийное руководство
взяли все под свой контроль. Однако
эта трагедия не переставала
волновать людей. В этой книге мне
хотелось показать историю 1959 года
глазами человека, переживающего
эту трагедию в году 2000. Передо
мной не стояла цель раскрыть
страшную тайну Горы Мертвецов эта цель стоит перед Вами, дорогой
читатель, а я лишь старалась сделать
все, чтобы облегчить решение этой
задачи. А. Матвеева.

«Издалека Джоконда укоризненно
смотрела из рамы, поджав губы. Вера
смерила картину ответным взглядом.
Никогда её не любила – и вообще,
любить то, что нравится каждому,
это как жить в Свердловске начала
девяностых: привезли на
Центральный рынок партию
румынских кофточек с чёрными
«огурцами», и весь город в них ходит,
как в спецодежде.
Вот и с Джокондой так. Вера считала
её славу преувеличенной. Она
любила Дюрера, простодушного
Конрада Витца, Венецию у
Каналетто, любила Сарджента,
Ренуара – и зрелого, и старого, с
привязанной к руке кисточкой.
Повесьте напротив Джоконды
портрет Жанны Самари – ещё
неизвестно, кто кого». Завидное
чувство Веры Стениной.

Анна Старобинец

«Вспарываю кожу на запястье.
Ощущения, оказывается, такие
же, как если оцарапать руку
листком бумаги: сначала холодок
в позвоночнике и плечах, только
потом, с большим опозданием, –
больно. Совсем чуть-чуть больно.
Крови нет. Кожа странно
отслаивается от моей руки
мокрым лоскутком, под ней я
вижу маленькую, из тончайшей
пластмассы, пластину с двумя
аккуратными плоскими
кнопками. На одной значится:
ПЕРЕЗАГ, на другой – ВЫКЛ.
Какие еще Живые? Их нет. Они
проиграли.» А. Старобинец.
Живые.

2005 - «Переходный возраст». Сборник мистических
повестей и рассказов в жанре «лирического хоррора».
2006 - «Убежище 3/9». Роман, мистический триллер.
2008 - «Резкое похолодание». Сборник повестей и
рассказов.
2009 - «Страна хороших девочек». Книга для детей.
2011 - «Живущий». Роман, антиутопия. Вошёл в шот-
лист Национального бестселлера за 2012 год. Лауреат
премии «Портал».

Литература конца 20 - начала 21 вв. Доминирование прозы. «Конец века лирики» (М. Липовецкий). Утрата читательского внимания. Предельная усложненность языка. Элитарность; ориентация на поэзию Серебряного века и постоянно растущий интерес к творчеству И. Бродского. Постмодернистские тенденции; материализм как одна из ведущих тенденций развития современной поэзии. Звучание шестидесятников: А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова. Елена Шварц. Ольга Седакова. Лев Лосев. Татьяна Вольтская.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Неоклассическое (реалистическое) направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжает традиции русской литературы с ее проповеднической и учительской позицией; ей свойственны психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем; диалог автора с читателем. К этому направлению относят в основном писателей старшего и среднего поколения: А. Солженицына, В. Астафьева, В. Белова, Г. Владимова, В. Распутина, В. Аксенова, Б. Васильева и др.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Писатели условно-метафорического направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров. В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль. Писатели этого направления часто обращаются к жанрам притчи, легенды. Это писатели Ф. Искандер, А. Ким, В. Крупин, Л. Петрушевская, В. Пелевин


Литература конца 20 - начала 21 вв. «Другая проза». Термин «другая проза» появился в русской литературе в конце 1980-х годов. Произведения Т. Толстой, В. Пьецуха, С. Каледина, Л. Габышева и других оказались острополемическими по отношению к советской действительности и способам ее изображения. Этому направлению свойственны отрицательная реакция на официоз, изображение мира абсурдным, нелогичным. В мире «другой прозы» нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели. Авторская позиция замаскирована либо отсутствует: писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления. В конце 80-х «другой прозе» прочили большое будущее. Но сегодня она утрачивает свои позиции, поскольку исчезает та действительность, которая вызвала ее к жизни.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Постмодернизм как литературное направление, сложившееся на Западе в 6080-е годы XX века, в Россию пришел позднее и достиг расцвета в 90-е годы. Возникновение постмодернизма связывают с общей духовной, культурной и социальной ситуацией в мире. «Ситуация эта характеризуется... все большей атомизацией, разделением, отчуждением людей, мировоззрений... утратой цельности и во внутреннем мире человека, и в людских сообществах», все усиливающимся «чувством глобального одиночества человека в доме, в стране, на Земле, в космосе и соответственно чувством безнадежности и беззащитности». Это провоцирует утрату общей шкалы ценностей, каких бы то ни было авторитетов и ориентиров. Центральными моментами постмодернистской картины мира является обесценивание реальности, разрушенная иерархичность, смешение стилей, теснейшая связь с современной субкультурой, полифонизм культур, обязательный элемент игры, интертекстуальность. Утверждая постулат о «конце литературы», когда уже ничего нового написать нельзя, постмодернизм воспринимает чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные и из них, как из осколков или пазлов, строит новый художественный мир.


Литература конца 20 - начала 21 вв. И. Солженицын. Двучастные рассказы: «Настенька», «Абрикосовое варенье», «На краях» Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве, невозможность свободы личности. В. П. Астафьев. «Пролетный гусь» Трагедия военного поколения. Ю. В. Буйда. «Ева Ева» (из книги «Прусская невеста») Страшные последствия войны; война и дети, война и женщина, война и народы.


Литература конца 20 - начала 21 вв. «Женская проза»: Л. Улицкая. «Дочь Бухары», «Народ избранный» (из цикла «Бедные родственники); В. Токарева. «Я есть. Ты есть. Он есть»; В. Соловьева. «Войти дважды». «Женская проблематика»: любовь, семья, материнство и т. п. Л. Петрушевская. «Глюк», «Мост Ватерлоо»; В. Токарева. «Самый счастливый день», Г. Щербакова. «Мальчик и девочка» Проблемы молодого поколения: поиски идеала, одиночество, взаимоотношения со взрослыми и т. п.


Литература конца 20 - начала 21 вв. В. Г. Распутин. «Женский разговор», «В ту же землю» Нравственные устои, роль женщины в обществе, семья, любовь. Нравственный выбор, сохранение традиций, проблема власти, поиск положительного героя. «Другая проза» Л. Петрушевская. «Свой круг», «Новые Робинзоны» Душевное одиночество, безысходность человеческого существования 1 В. Пьецух. «Киллер Миллер», «Мужчины вышли покурить...» Т. Толстая. «Факир», «Сомнамбула в тумане», «Пламень небесный» Предельно сгущенная погруженность в быт, тема одиночества, отсутствие целей, идеалов, авторская позиция лишена учительства, назидательности и т. п.


Литература конца 20 - начала 21 вв. В. Пелевин. «Жизнь насекомых», «Желтая стрела»Духовная неполноценность людей воплощена в метафоре В.Маканин. «Кавказский пленный» Разрушение духовного начала в человеке в бесконечной, «дурной» войне, полемика автора с Достоевским. Ю. Буйда. «Синие губы» (из книги «Прусская невеста») Проблема человеческой памяти, полемика автора с Набоковым


Литература конца 20 - начала 21 вв. Т. Толстая. «Сюжет» Полифонизм культур, стилей, художественных языков в рассказе С. Михайлов. «Амба» Толерантность, уважение к другому, городские мотивы в повести Постмодернизм - доминирующее направление литературы конца ХХ начала XXI в. Постмодернизм как художественная система; включение опыта постмодернизма в современную реалистическую литературу.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Отличительные черты массовой литературы Отличительные черты элитарной литературы Использование набора сюжетных штампов и клише, строгой системы жанров (детектив, мелодрама, триллер, боевик, фэнтези и т. п.) Художественный эксперимент Размытая авторская позиция или ее отсутствие. Ярко выраженная авторская позиция. Стереотипизация, адаптация идей подлинного искусства. Обращение к человеческим инстинктам, желаниям. Уникальная авторская идея. Обращение к традиционным нравственным ценностям.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Характерные черты современной литературы: 1. Абсолютная свобода писатель творит в бесцензурном пространстве. Это обернулось, особенно в начале 90-х годов, так называемой «ликвидацией лакун» обращением к запретным темам (социальное дно, эротика, мистика и т. п.). 2. Переходность, переклички с литературой Серебряного века «сегодня литература живет по законам рубежа веков, так же, как и сто лет назад, содержанием литературы являются трагические противоречия действительности» ; «Подведение итогов, апокалипсические настроения, спор с классической традицией, дискуссии о новом герое, поиски адекватного наступающему веку языка это все черты литературы рубежа веков, символически зажатого между словами конец и начало».


Литература конца 20 - начала 21 вв. 3. Жанровые трансформации, поиски нового слова писатели активно занимаются жанротворчеством. Стирается грань между художественной литературой и документалистикой: сегодня популярны жанры мемуаров, документальных хроник, исторических романов, различных форм автобиографий. В художественной прозе предпочтение отдано малой прозе: жанр-фаворит рассказ. 4. Диалог культур проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов: М. Кундеры, М. Павича, X. Мураками, П. Коэльо и других. «В новой России писатель обречен быть современным. Он стоит у той же развилки, что и любой другой автор, живущий в самом конце XX века».


Литература конца 20 - начала 21 вв. 5. Многоголосие отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. Современная литература это пространство сосуществования и взаимодействия разных художественных языков. 6. Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений. Это писатели-шестидесятники (В. Аксенов, В. Войнович, А. Солженицын, Ф. Искандер и др.); авторы поколения 70-х (С. Довлатов, А. Битов, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Токарева и др.); поколение «перестройки» (В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая, В. Сорокин, А. Слаповский, В. Тучков, О. Славникова и др.); молодые писатели, пришедшие в литературу в конце 90-х годов (А. Уткин, А. Гостева, И. Cтoгoff, E. Радов, Б. Ширянов, И. Денежкина и др.).


Литература конца 20 - начала 21 вв. 7. Поиск нового героя одна из ключевых проблем смены эпох. Особенно остро она стоит в прозе молодых авторов: А. Уткина, Е. Радова, С. Шаргунова, И. Cтoгoffa и др. Собирательный портрет попыталась составить критик М. Ремизова в статье «Детство героя»: «Приходится признать, что лицо типического героя современной прозы искажено гримасой скептического отношения к миру... Поступки его страшат, и он не спешит определиться ни с собственной личностью, ни с судьбой. Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет.) Он раним, как оранжерейное растение, и склонен отрефлексировать даже тень эмоции... Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии он являет собой наглядный пример действия энтропии, поразившей мир и обитающее в нем человечество. Он страшно слаб, этот герой, и по-своему беззащитен. При всей его романтизированной надменности, он всего лишь заговоривший о себе маленький человек»

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Презентацию на тему "Писатели XX-XXI века" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Литература рубежа XX –XXI веков

С 1990 года – это литература переходного периода. Переход от советской литературы подцензурной к существованию литературы в совершенно иных условиях свободы слова. Современный литературный процесс XXI века сопоставляют с литературным процессом начала XX века – с серебряным веком и литературой двадцатых годов.

Слайд 3

Слайд 4

Первая – половина 90-х годов

В 1-й – половине 90-х годов, в перестроечную эпоху, Россия испытывает литературный бум. Гласность, полная отмена политической цензуры привели к обилию переводной зарубежной литературы, мы все стали зачитываться детективами Чейза, Агаты Кристи. К нам вернулась запрещенная в советских условиях русская литература. «Возвращенная литература» - роман Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», Борис Пастернак «Доктор Живаго», Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Дети Арбата А. Рыбакова, проза И.Бабеля, А. Платонова и многих других.

Слайд 5

4 «поколения» современных писателей

1 поколение современных писателей Писатели-шестидесятники, которые ворвались в литературу во время оттепели 1960- х годов, символы своего времени – В.Аксенов, В.Войнович, Ф.Искандер, В. Распутин. Сегодня – это признанные классики современной литературы, отличающиеся иронической ностальгией и приверженностью к мемуарному жанру

Слайд 7

2 поколение - авторы поколения 1970-х, дети победителей войны, советское поколение. Уже писали в условиях творческой несвободы. Это – В.Ерофеев, А.Битов, В.Маканин, Л.Петрушевская, В.Токарева. Для них актуальным и близким стала фраза «Человек хорош, обстоятельства плохи».

Слайд 9

3 поколение писателей

3 поколение писателей С перестройкой в литературу пришло новое поколение писателей – В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, О.Славникова, В.Сорокин. Начали работать без цензуры, свободно осваивая литературные эксперименты, затрагивали запретные ранее темы.

Слайд 11

4 поколение молодых писателей

4 поколение молодых писателей В конце 1990-х годов появляется другое поколение совсем молодых писателей. Русская литература открывает новые литературные имена таких ярких прозаиков, как – Д. Гуцко, А. Геласимов, И. Стогоff, С. Шаргунов, И. Кочергин, Р. Сенчин, З. Прилепин.

Слайд 12

Слайд 13

Особое явление - феномен литературных премий

Литературные премии ставят своей целью воздействовать на литературный процесс, открывать новые имена. В настоящее время в России существует несколько сот литературных премий. Самые значимые литературные премии. В 1991 году по британскому образцу был основан Русский Букер – первая негосударственная премия в России после 1917 года. Цель премии – «привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг. Премия «Букер», вручается за лучший отечественный роман года, написанный на русском языке, независимо от места его издания. Отличительная особенность: акцент на диссидентской литературе. За 20 лет существования премии ее победителями стали такие известные писатели, как В.Аксенов, Г.Владимов, В.Маканин, Б.Окуджава, Л.Улицкая и другие.

Слайд 14

Самая молодая литературная премия

Самая молодая литературная премия, основанная в 2005 году, - «Большая книга» Самая значимая и главная литературная премия страны по величине вознаграждения. 1 премия – 3 млн. рублей, 2 премия – 1,5 млн. руб., 3 премия – 1 млн. руб. Денежную составляющую в основном обеспечивает «Газпром». Премирование не только художественных произведений, но и литературы в жанре нон-фикшн (беллетризованные биографии великих людей). Вторая в мире после Нобелевской. У «Большой книги» самый высокий рейтинг. Она «раскручивает» писательские имена. Она делает скромных писателей «медийными» персонами, приковывает к ним внимание.

Слайд 16

Эксперименты в литературе

Пережив «переходный период», литература стала развиваться интересней, в ней начался откровенный эксперимент, пришли новые темы и направления. Сегодня литературный процесс включает в себя множество направлений: светский реализм, массовая литература, литература для клерков, блоггеровская литература, роман - антиутопия, постмодернизм.

Слайд 18

Разновидностью массовой литературы является бестселлер. Рейтинговые списки продажи книги, большие тиражи. Бестселлеры являются той литературой массового спроса, что востребуется в первую очередь. Бестселлер отнюдь не только дешёвое чтиво, в списках наиболее ходовых книг числятся и истинно замечательные образцы массовой литературы. Среди наиболее интересных, читаемых книг числятся такие авторы – Татьяна Устинова, Полина Дашкова, Сергей Лукьяненко, Евгений Гришковец, Дарья Донцова, Борис Акунин, Александра Маринина.

Слайд 19

Современный литературный процесс рубежа XX - XXI веков

Современный литературный процесс рубежа XX - XXI веков заслуживает особого внимания: 1) литература конца века подводит итог художественным и эстетическим исканиям всего столетия; 2) новейшая литература помогает понять всю сложность и дискуссионность нашей действительности; 3) своими экспериментами и художественными открытиями она намечает перспективу развития литературы XXI века.

Слайд 20

Неповторимые личности

Утонченная Людмила Улицкая, возведенный почитателями в ранг провидца и гуру Виктор Пелевин, гранд-мастер отечественного интеллектуального детектива Борис Акунин, молодой писатель Дмитрий Глуховский. Это авторы, которые делают настоящую русскую литературу. Неповторимые личности творят неповторимую литературу, что было всегда характерно для живой и свободной русской литературы.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Современная русская поэзия (конец XX – начало XXI вв.) Подготовила: Климентьева Анна Проверила: Петрова Е. Ю. п. Петровское 2011 год.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Завершившийся XX век ушел в историю, постепенно открывая все более широкие возможности для осмысления новейших литературных стилей. Период литературного развития (1990-е годы), максимально приближенный к сегодняшнему дню, труднее всего поддается изучению. Сложность и уникальность литературной ситуации последних полутора десятилетий XX века заключается в многообразии эстетических исканий современных писателей.

    3 слайд

    Описание слайда:

    В основу творчества многих современных поэтов положены лучшие традиции русской литературы. Глушкова Татьяна Михайловна следовала главной и единственной, по её мнению, традиции - пушкинской. Она была известна не только как поэт, но и как литературный критик. Ее критическое слово отличалось многомерностью, тонким проникновением в материю стиха.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Глушкова Татьяна Михайловна Глушкова Татьяна Михайловна (21.12.1939-22.04.2001), поэт, прозаик, критик. Родилась в Киеве. Великую Отечественную войну пережила в малороссийском селе. В 13-летнем возрасте осталась без родителей. В 1960 окончила Литературный институт. До 1964 работала экскурсоводом в Пушкинском заповеднике в Михайловском, затем радиожурналистом и библиотекарем в Киеве.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Храм Киевская София Не случайно родители назвали её Татьяной - в честь любимой героини Пушкина. Её душа была истинно русской, как у пушкинской Татьяны. И язык её стихов и прозы - глубинно русский. "Все в моей семье были беспартийные, их идеологию я определила бы как страстный культ труда во имя Отечества, культ всякого нестяжания", - говорит Татьяна Глушкова о своих родителях. И эту родовую линию служения Родине она продолжила с отвагой и бескомпромиссностью. В 1960-м году в разгар хрущёвских гонений на церковь, она пишет цикл стихов о храме Киевской Софии. Руководитель её семинара в литинституте, классик советской литературы, отказал ей за такие стихи в защите диплома. Татьяна Глушкова - хранитель русского слова, носитель русского духа. То, что произошло с её Родиной, - произошло с ней самой. Это крик её души. Поэты, наверное, сказали бы - крик раненой птицы. Я имею в виду прежде всего стихи о 91-м годе, когда был разрушен многолетний союз советских республик.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Час Беловежья Когда не стало Родины моей, я ничего об этом не слыхала: так, Богом бережённая, хворала! – чтоб не было мне горше и больней... Когда не стало Родины моей, я там была, где ни крупицы света: заслонена, отторгнута, отпета – иль сожжена до пепельных углей. Когда не стало Родины моей, я шла тропою к Неземной Отчизне. Но даже там, как на горючей тризне, не пел волоколамский соловей... Когда не стало Родины моей, в ворота ада я тогда стучала: возьми меня!.. А только бы восстала страна моя из немощи своей. Когда не стало Родины моей, воспряла смерть во всём подлунном мире, рукой костлявой на железной лире бряцая песнь раздора и цепей. Когда не стало Родины моей, Тот, кто явился к нам из Назарета, осиротел не менее поэта последних сроков Родины моей. 8 апреля 1992

    7 слайд

    Описание слайда:

    В творчестве Э. Асадова также заметно влияние русской классики: гражданская лирика, романтические стихи о любви, цикл о природе, в котором слышна есенинская интонация, особенно в стихотворении о рыжей дворняге. На жизнь Асадова наложила печать война, оставив его инвалидом. Но несмотря на это, именно он автор самых искренних и нежных стихов о любви, которые интересны и современной молодежи.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Родился 7 сентября 1923г. в городе Мерв Туркестанской АССР в армянской семье. Учился в 38-й московской школе, которую закончил в 1941 году. Через неделю после выпускного вечера началась Великая Отечественная война. Асадов ушёл добровольцем на фронт, был наводчиком миномёта, потом командиром батареи «Катюш» на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь под Бельбеком получил тяжелейшее ранение осколком мины в лицо. В 1946 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, который с отличием окончил в 1951 году. В том же году опубликовал первый сборник стихов «Светлая дорога» и был принят в члены КПСС и в Союз писателей. Умер 21 апреля 2004 года в Одинцово. Своё сердце Эдуард Асадов завещал захоронить на Сапун-горе в Севастополе, однако, по свидетельствам работников музея на Сапун-горе, родственники были против, поэтому завещание поэта выполнено не было. Эдуард Аркадьевич Асадов

    9 слайд

    Описание слайда:

    Россия начиналась не с меча, Она с косы и плуга начиналась. Не потому, что кровь не горяча, А потому, что русского плеча Ни разу в жизни злоба не касалась... И стрелами звеневшие бои Лишь прерывали труд ее всегдашний. Недаром конь могучего Ильи Оседлан был хозяином на пашне. В руках, веселых только от труда, По добродушью иногда не сразу Возмездие вздымалось. Это да. Но жажды крови не было ни разу. А коли верх одерживали орды, Прости, Россия, беды сыновей. Когда бы не усобицы князей, То как же ордам дали бы по мордам! Но только подлость радовалась зря. С богатырем недолговечны шутки: Да, можно обмануть богатыря, Но победить - вот это уже дудки! Ведь это было так же бы смешно, Как, скажем, биться с солнцем и луною, Тому порукой - озеро Чудское, Река Непрядва и Бородино. И если тьмы тевтонцев иль Батыя Нашли конец на родине моей, То нынешняя гордая Россия Стократ еще прекрасней и сильней! И в схватке с самой лютою войною Она и ад сумела превозмочь. Тому порукой - города-герои В огнях салюта в праздничную ночь! И вечно тем сильна моя страна, Что никого нигде не унижала. Ведь доброта сильнее, чем война, Как бескорыстье действеннее жала. Встает заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, И потому она непобедима!

    10 слайд

    Описание слайда:

    В 1979 году было написано это стихотворение, размышление о судьбе родины, об истоках героизма русичей, о загадке русской души. Непобедимость русского народа основана на доброте, любви к мирному труду и готовности защищать свою родину. Защитникам родины помогает родная земля, их вдохновляет слава отцов и дедов. Стихотворение осталось актуальным и в 21 веке, именно поэтому оно было переиздано в 2003 году. В 1979 году было написано это стихотворение, размышление о судьбе родины, об истоках героизма русичей, о загадке русской души. Непобедимость русского народа основана на доброте, любви к мирному труду и готовности защищать свою родину. Защитникам родины помогает родная земля, их вдохновляет слава отцов и дедов. Стихотворение осталось актуальным и в 21 веке, именно поэтому оно было переиздано в 2003 году.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Беллу Ахмадулину Иосиф Бродский считал «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис - вязкий и гипнотический - в значительной мере продукт ее подлинного голоса».

    12 слайд

    Описание слайда:

    Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу - в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество - она считает одним из самых сильных человеческих чувств. Дружбе в равной мере присущи и страсть («Свирепей дружбы в мире нет любви», в сб. «Сны о Грузии», 1977), и горечь («По улице моей который год…»; там же). Одним из показателей популярности можно считать тот факт, что стихотворение «По улице моей который год…» было положено на музыку и вошло в фильм „ Ирония судьбы“.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Ахмадулина Белла Ахатовна Один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Беллы Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР. В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Ни слова о любви! Но я о ней ни слова, не водятся давно в гортани соловьи. Там пламя посреди пустого небосклона, но даже в ночь луны ни слова о любви! Луну над головой держать я притерпелась для пущего труда, для возбужденья дум. Но в нынешней луне - бессмысленная прелесть, и стелется Арбат пустыней белых дюн. Лепечет о любви сестра-поэт-певунья - вполглаза покошусь и усмехнусь вполрта. Как зримо возведен из толщи полнолунья чертог для Божества, а дверь не заперта. Как бедный Гоголь худ там, во главе бульвара, и одинок вблизи вселенской полыньи. Столь длительной луны над миром не бывало, сейчас она пройдет. Ни слова о любви! Так долго я жила, что сердце притупилось но выжило в бою с невзгодой бытия, и вновь свежим-свежа в нём чья-то власть и милость. Те двое под луной - неужто ты и я?

    15 слайд

    Описание слайда:

    Это строки о вечной любви в постоянно меняющемся и обновляющемся мире. Казалось бы, всё в прошлом, душа притерпелась ко всему, но чудная лунная ночь пробуждает воспоминания. И в обликах юных влюбленных героиня узнаёт свои черты и черты своего возлюбленного. Значит любовь жива, она обновляется и продолжается.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Надежда Полякова прожила очень сложную, богатую событиями жизнь, много путешествовала. И с высоты своего опыта она чувствует горечь за судьбу России, которая менялась у нее на глазах, а также – за всех нас. Понимая, что она не в силах что-то изменить («Литую чашу с дьявольским причастьем / Не мне дано от мира оттолкнуть»), она оставляет за собой право странницы «обгоревшим посохом стучаться не в двери, а в закрытые сердца», право художника изображать мир таким, какой он есть, право человека быть честным с самим собой. Андрей Игнатьев, научный сотрудник краеведческого музея.

    18 слайд

    Описание слайда:

    Снятся сны не по нашей воле, Как под чью-то диктовку стих. Выступаю все в той же роли В сериалах этих ночных. Все бегу от кого-то куда-то, Замираю в густой траве. Вижу снова шинель солдата В пятнах крови на рукаве. Вижу тех, кто давно убиты, Не уйдя от шального огня. И гудят надо мной “мессершмитты” И выискивают меня. Ох, как эти сны надоели! Только снятся все вновь и вновь. Просыпаюсь в своей постели И открещиваюсь от снов. В этой жизни была я нелишней, Приняла все, что было дано. Разве нет в киностудии высшей Для просмотра другого кино? Плач поэтов по России Что слова бормотать пустые, Кулаками стучать о стол? Не стихами спасать Россию - Возрожденьем безлюдных сел. Только кто из вас в глушь поедет, В лопуховый простор страны? Ни родни там, и ни соседей, И ни плуга, ни бороны. Золотым представляется детство, Что голодным было, босым. Сгнило дедовское наследство, Из трубы не струится дым. Не пройтись беспечной походкой, С трав душистых сбивая росу. И роняете в рюмки с водкой Ностальгическую слезу.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Через всю свою долгую жизнь Надежда Полякова пронесла память о войне. Яркими эпизодами врывалась война в её ранние стихи, страшными снами приходит она в позднюю лирику. Это её тяжелый крест, незаживающая рана. Защищавшая свою родину в бою, поэтесса не может оставаться равнодушной к её дальнейшей судьбе. В стихотворении последних лет упрёк молодому поколению, прозябающему в бездействии. Предельно заострён риторический вопрос: " Только кто же из вас в глушь поедет, в лопуховый простор страны?" А ехать необходимо, потому что брошенные деревни и села, сгнившее дедовское наследство, представляют настолько ужасную картину, что воспоминания о голодном босоногом детстве, по сравнению с ними, представляются золотыми снами. С болью в сердце автор описывает пьяную ностальгию, захлестнувшую современников. Не нытьё и бездействие, а реальные поступки нужны, чтобы через "возрожденье безлюдных сёл" спасти Россию, прежде всего вернувшись к истокам, к природе, к исконной деревенской жизни.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Современная поэзия продолжает развиваться в лучших традициях русской литературы. Незаживающей раной живет в лирике современных авторов память о Великой Отечественной войне. Распад Советского Союза, межнациональные конфликты, осложнения международной обстановки, экологические катастрофы – все проблемы конца 20 – начала 21 века находят отражение в творчестве поэтов. Сейчас поэзию определяют не группы и направления, а небольшой круг поэтических имен, принадлежащих разным поколениям и представляющих различные поэтические склонности. Кажется, не критики, а поэты ощущают сейчас неисчерпанность классических путей, возвращаются на них для того, чтобы пройти непройденное, тем самым возвращая в поэзию и в нашу жизнь достоинства – стиха, слова, личности.

    2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.