Средневековые рыцари презентация. Презентация на тему Рыцари средневековья (6 класс)


Что такое рыцарство. (Панкова Валерия и Клюев Павел) Воспитание рыцарей. (Дейкин Дмитрий) 7 рыцарских добродетелей. (Гурин Андрей) Посвящение в рыцари. (Басенцян Мисак и Брянцева Ирина) Кодекс рыцарей. (Сенашенко Мария и Брянцева Ирина, Клюев Паша) Рыцари в бою. (Ветров Геннадий) Рыцарские турниры. (Крамарова Дарья и Гурин Андрей) Замки средневековья. (Исаева Марина) Знаете ли вы… (Иванов Илья) Часть первая




Кто из нас не грезил о далеких временах доблестных рыцарей, благородных и преданных дамах их пламенных сердцах, о странствующих героях романов Вальтера Скотта, о благородных крестоносцах, возглавляемых Ричардом Львиное Сердце, смешном идальго Дон Кихоте с его верным Санчо Панса. Этот период романтического прошлого был далеко не таким безмятежным и славным. Мы, ученики 6 «А» класса, решили узнать об этом как можно больше и рассказать нашим друзьям и сверстникам об этом интересном времени. Наш 6а класс подготовил альманах «Рыцари Средневековья» Готовясь к нашему альманаху, мы узнали много информации о средневековых рыцарях. За информацией для альманаха мы обращались к дополнительной справочной литературе: энциклопедиям, справочникам, словарям. Предлагая собранный нами материал, оформленный в виде альманаха, надеемся, что он вам понравится и откроет много новых страниц в истории рыцарей средневековья и эпохи, в которой они жили …



Рыцарство – особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период рассвета средневековья к рыцарству, по сути, относились все светские феодалы – воины. Но чаще этот термин употребляют в отношении средних и мелких феодалов в противовес знати.


В латинском языке слове «миль» означало «солдат». В раннем Средневековье это слово уже обозначает не простых солдат, а лиц, составлявших частные армии, либо тех, кто считался элитой. Эти люди могли позволить себе дорогостоящую экипировку. А «вооружится» по всем правилам было не просто. Шлем, латы, меч стоили дорого. Хороший конь стоил дороже, чем корова. Поэтому военным делом могли себе позволить заниматься только вассалы или свободные люди. Реже владельцы земель вооружали несвободных сервов, давая им деньги на приобретение лошади и оружия. Теперь представление о «миле» - воине – уже неразрывно связано с верховой ездой. Во всей Западной Европе с 7 по 9 век развивалось представление о профессиональном воине, обучавшемся ратному делу в течение нескольких лет. Такие люди или имели свои средства на коня и оружие, или входили в свиту знатного сеньора, который также платил ему за службу. От остальных жителей рыцари отличались ещё и личным статусом. Во время войны рыцарь обязан был встать под знамя своего сеньора. Однако отношения с ним у рыцаря не строились, как у крестьян, по принципу «господин и слуга». Слово «сеньор» означало только «старший». В этом слове отражалось и по – военному братское отношение к своему командиру. Оно свидетельствовало об особых – товарищеских – взаимоотношениях. Зарождение рыцарства


Рыцарское сословие – особая каста Средневековья, военный класс. Дословно слово «рыцарь» означает «всадник», и неслучайно – рыцари всегда сражались верхом. Рыцари стали единственной реальной силой, которая нужна была всем. Королям - чтобы использовать их в борьбе против других королевств, непокорных вассалов, крестьян и церкви. Феодалам помельче – графам и герцогам – против короля, соседей и крестьян. Крестьянам – против рыцарей, дававших вассальную клятву соседним владыкам. Такое разобщение – всё против всех – и стало главной причиной возникновения рыцарства. Произошло это в 9-10 вв. Рыцарство переживало разные времена. К вв. относится блестящий период рассвета рыцарства, позднее сменившийся упадком. В 10 – начале 11 века рыцари составляли определённую группу лиц, которых объединяло главное в их жизни – война. Конечно, были среди них рыцари и побогаче, и победнее, но образ жизни и те, и другие вели одинаковый. Они исключительно хорошо знали военное дело. Это отличало их от крестьян, которые должны были изо дня в день трудиться. И можно только представлять себе, как боялся простой крестьянин этого огромного воина на коне. В 10 веке рыцари сыграли огромную роль в борьбе с язычниками, защитив западный христианский мир.




Воспитание рыцарей начиналось с 7 лет. Юноша почти не бывал дома, в лесах сражался на палках, мечах и копьях. Занимался плаваньем и верховой ездой. В 10 лет он поступал в замок к своему синьору и получал звание пажа или валета. Паж выполнял обязанности слуги.. Он выполнял различные поручения сеньора и членов его семьи. В 14 лет юноша получал звание оруженосца. В замке он присматривал за лошадьми и собаками, встречал гостей.




У рыцарей были свои традиции, выполнение, которых являлось их долгом. Традиции требовали от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать «Семь рыцарских добродетелей». В «семь рыцарских добродетелей» входило: 1. -верховая езда; 2. -фехтование; 3. -искусное обращение с копьём; 4. -плаванье; 5. -охота; 6. -игра в шашки; 7. -сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.


Рыцарь должен был владеть не только этими навыками, но и приличным поведением за столом. В специальных поучениях на это счёт говорилось, что рыцарю не следует набивать рот обеими руками, вытирать нос рукой, ковырять ножом в зубах, распускать за столом пояс.



Посвящение в рыцари - символическая церемония вступления в рыцарство. Посвящение в рыцари знаменовало переход к зрелости и самостоятельности. Церемония состояла из нескольких этапов. Накануне будущий рыцарь должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом. На французском языке "опоясать мечом" и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием - главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: "Будь храбр". Подзатыльник назывался "куле". Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощёчина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря. Чаще всего посвящение в рыцари производили к религиозным праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве пажа проходил обучение у знатного, опытного рыцаря либо отца. Например, Карл Великий в 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. своего 15- летнего сына Карла.


Рыцарем долгое время мог быть сделан каждый. Сначала рыцарство давалось, по германской традиции, в 13, 15, 19 лет, но в XIII веке заметно стремление отодвинуть его к совершеннолетию, то есть к 21-му году. Посвящение чаще всего совершалось в праздники Рождества, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы; отсюда вытек обычай «ночной стражи» накануне посвящения. Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще всего это делали родственники посвящаемого; сеньоры, короли и императоры стремились утвердить это право исключительно за собой. В ХI XII вв. к германскому обычаю вручения оружия прибавились сначала только обряд подвязывания золотых шпор, облачение кольчуги и каски, ванна перед облачением; то есть удар ладонью по шее, вошёл в употребление позднее. К концу обряда рыцарь вспрыгивал, не касаясь стремени, на лошадь, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, утверждённые на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви; таким образом, стало проникать в обряд христианское начало.


Ночь юноша-оруженосец провел в храме. Здесь, под темными сводами, в полной тишине, он стоял на коленях у одного из алтарей, где мерцали свечи перед изображением Георгия Победоносца, покровителя рыцарства. Огоньки тускло поблескивали на металле тяжелых доспехов, лежащих тут же перед алтарем. Но вот сквозь разноцветные стекла витражных витрин в храм проникали первые солнечные лучи. Юноша терпеливо ждал. Наконец загремели тяжелые засовы железных дверей. Теперь оруженосцу предстояло омовение в приготовленной ванне – в знак начала новой жизни. Потом он снова вернулся в храм. Храм уже был заполнен толпой родственников и гостей, съехавшихся из всех окрестных замков. Епископ начал молитву. Оруженосец смиренно исповедался, причастился и опустился перед епископом на колени. Тот благословил его меч и вручил оружие будущему рыцарю.


И тогда наступил самый волнующий, самый торжественный момент. Рыцари, молодые дамы и девушки облачили юношу в доспехи. Он преклонил колени перед своим сеньором, и тот трижды прикоснулся к его плечу мечом со словами: «Во имя Божие, во имя Святого Михаила и Святого Георгия, я делаю тебя рыцарем, будь храбр и честен». Впереди торжественный пир в честь нового рыцаря, но прежде ему еще предстояло показать всем гостям свое воинское искусство. У выхода их храма ждал боевой конь; не касаясь стремян, юноша вскочил в седло и промчался во весь опор перед зрителями с копьем наперевес. Меткий удар, и чучело, облаченное в рыцарские доспехи, отлетело шагов на двадцать в сторону. Гости разразились криками восторга… Тысячи, десятки тысяч раз повторялись в средневековой Европе такие сцены. Вчерашний оруженосец после обряда посвящения становился полноправным членом особой касты – рыцарского сословия.




1.Рыцарский Кодекс Чести является обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя Рыцарями. 2.В случае нарушения Кодекса Рыцарем, его судьба будет вверена Сюзерену, вассалом которого он является, при уклонении же от Воли Сюзерена, данное лицо автоматически лишается благородного Рыцарского титула, всех земель и всех привилегий. 3.Каждый рыцарь должен ценой своей жизни защищать жизнь своего Сюзерена. 4.Каждый рыцарь должен держать данное им слово, ибо лишь трусость является для Рыцаря позором большим, чем клятвопреступление. 5.Каждый рыцарь должен иметь Грамоту, подтверждающую его благородное происхождение. 6.Каждый рыцарь должен принимать участие в Турнирах, где показывать доблесть ратную, храбрость и отвагу великую. 7.Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному. 8.Рыцарь не смеет причинить вред человеку вооруженному неравным оружием, иначе как на поле боя. Рыцарский Кодекс Чести


9.Рыцарь должен быть милосердым и кротким к слабому, и не отказывать тем кто просит о помощи. 10.Рыцарь должен быть безжалостен к лиходеям, врагам его и его сюзерена, и к людей обидчикам и зла причинителям. 11.Рыцарь должен быть галантен в обращении с благородными дамами. 12.Если между рыцарями возник спор, или один из них словом или поступками своими оскорбил другого, то рыцарь может требовать сатисфакции в честном поединке в присутствии секундантов, или отречения от своих слов и раскаяния в своих поступках. 13.На Рыцарском турнире запрещено использовать нечестные приемы. 14.Нет для Рыцаря вещи более отвратительной, чем предательство. 15.Рыцарь не может ударить поверженного противника (в честном поединке), а также противника, молящего о пощаде. 16.Рыцарь должен беспощадно карать любое оскорбление чести своего Сюзерена, чести Дамы (любой), и собственной чести. 17.Незнание Кодекса Рыцарской чести не является смягчающим вину обстоятельством для людей вероломных, отступивших от его правил.


Это интересно! Настоящий рыцарь должен был обходиться со своим пленником как с дорогим гостем, даже если до этого они были злейшими врагами не на жизнь, а на смерть. Ведь кто знает, мог наступить и такой день, когда сегодняшний пленник захватит в плен своего нынешнего господина. В бою рыцарь должен был нападать на врага в таком порядке: 1.Вражеский лидер. 2.Известные противники, вражеские флаги и штандарты. 3.Знатная или элитная конница врага. 4.Другая кавалерия. 5.Элитная пехота. 6.Лагерь и штаб. 7.Пехота. 8.Крестьяне и новобранцы.




Рыцари перед началом боя обычно выстраивались в линию и реже в глубокий боевой порядок – «клин». Для атаки в линию они строились «частоколом» - в одну разомкнутую линию на расстоянии 5-10 метров друг от друга. Интервалы существовали для того, чтобы рыцари могли свободно действовать длинными копьями и маневрировать на конях. За рыцарями на некотором удалении стояли оруженосцы, а за ними – конные и пешие лучники и копейщики. Атака «частоколом» применялась чаще всего в рыцарских сражениях, то есть при столкновении рыцарских войск. Атака же «клином» - главным образом против войск противника, в составе которых действовала пехота. Иногда рыцари вступали в сражение не одной колонной, а несколькими. Колонны для атаки выстраивались рядом с определенными интервалами.


Рыцари в основном атаковали врага в конном строю. Рыцарская конница долго была главной силой средневекового войска. Если на поле брани встречались два рыцарских войска, сражение превращалось в череду поединков. Перед сражением рыцарю должны были дать свежего коня и новое оружие. Каждый рыцарь старался выбрать противника познатнее, победа над которым могла бы принести больше славы.






Ры́царский турни́р военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI в. Родина турниров Франция «Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (первая половина XI в.). Назначение турнира демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д.


На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья. Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, так называемое «жюте».


Такой поединок назывался тиост поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп. С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжёлыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила своё значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.




Появление замков, укрепленных жилищ феодалов, относится к временам правления Каролингов, королевской династии франков. Самым известным представителем династии был легендарный Карл Великий. Самые древние замки представляли собой укрепленное жилище феодалов на вершине скалы, опоясанной высокой и толстой стеной, сложенной из каменных глыб. Выстроенной из тех же каменных глыб дом представлял собой хорошо укрепленную крепость. Сейчас я расскажу, что находится внутри замка. Огромную залу, темную и от этого мрачную, освещал огонь камина – тоже огромного, от одного окна к другому. Посредине большой стол. Золотые огоньки пламени поблескивают на золотых и серебряных сосудах и посуде. На каменном полу – травы, и от этого комната пахнет, как летний луг. Такой была главная комната замка.


Сюда можно попасть с верхней площадки каменной лестницы, пройдя обширный коридор, который тянется вдоль фасада здания. Это светлая галерея, здесь много окон. Удобства в зале мало. Однако стремление к целесообразности не отменяло стремление украсить свой дом: пол в зале хотя и каменный, но разноцветный. Плиты правильно чередуется между собой и составляют своеобразный узор. Смягчают мрачность помещения и побеленные стены, местами расписанные красками, увешанные оленьими рогами, щитами, копьями. Есть и фрески, краски на них однообразны, но даже они оживляют стены.




1. У рыцарей особенным позором считалось убийство безоружного противника. Ланселот, рыцарь без страха и упрека, не мог простить себе одной «оплошности»: как-то в пылу сражения он убил двух безоружных рыцарей и заметил это, когда, увы, поправить что-либо было уже поздно. Он почувствовал, что не просит себе такого тяжкого греха, и дал обещание совершит пешее паломничество в одной лишь рубахе, чтобы замолить свой грех. 2. Конские доспехи включали в себя «латный намордник» на голову коня, «нагрудник» или нагрудные латы, и «латы на круп» для защиты боков животного. Доспехи всадника состоят из нескольких частей. Легкий шлем носили с высоким защитным приспособлением для подбородка или горла и нижней части лица. Такой полный комплект доспехов имели рыцари Центральной и Западной Европы в конце XV века. Лошади рыцарей прикрывались попонами. На них размещалось оружие всадника, но, возможно, кожаная или подбитая ткань защищали лошадь еще от не погоды.


3. Двуручный меч На закате рыцарских времен (в XIV в.) кроме обычного меча и копья появились и другие виды вооружения, например огромный меч – длиной до 2 м. Держать его можно было только двумя руками, поэтому он так и назвался - двуручным. Был меч и «в полторы руки». Получили распространение пальцы, секиры, бердыши, которые предназначались для промывания металлических доспехов и шлемов. Однако эти виды вооружения использовались в основном не рыцарями, а наемными регулярными войсками, пехотой. 4. Кольчуга Уже к середине XII в. все рыцари оделись в кольчуги. На гравюрах того времени можно увидеть, что стальные кольчуги закрывали воина с головы до ног: из них детали и наножники, и перчатки, и капюшоны. Эту гибкую стальную одежду надевали на кожаную или стеганую поддеву, предохраняющую от ушибов, а они могли быть очень чувствительными, даже если меч или боевой топор и не разрубал стальных колец. Поверх же кольчуги надевали полотняную тунику, защищавшую ее от воздействия влаги и солнечных лучей. Шили ее из дорогой ткани, украшали вышивкой – обычно изображениями родового рыцарского герба. Современники утверждали что двигаться в ней было столь же легко и удобно, как и в обычной одежде.



Ричард Львиное сердце (1157 – 1199). Английский король Ричард первый получил прозвище Львиное сердце за свою он неистовую отвагу. Особенно он прославился во время 3-го крестового похода. Добираясь до Палестины на кораблях, Ричард захватил остров Кипр. В 1191 г. Двигаясь на Иерусалим во главе 100 тыс. крестоносцев, он разбил двухтысячное войско Саладина. Ричард появился на поле боя всюду, где было трудно, и врубался в ряды врагов. Войско Саладина бежало, но крестоносцы медлили и упустили возможность взять Иерусалим. Когда начался 1-ый крестовый поход ни меч, ни голод, ни чума не остановили крестоносцев. В 1099 г. Они взяли Иерусалим, истребив его жителей. В Палестине возникло Иерусалимское королевство крестоносцев. Но не прошло и ста лет, как Иерусалимом овладел султан Салах-ад-Дин (Саладин). В ответ на потерю Иерусалима начался 3-й поход, в котором и прославился Ричард. Ричарду 1-ому во Франции принадлежали немалые земли. Король Франции Филипп II (соратник по Крестовому походу) занял часть этих земель. В ответ Ричард 1-ый начал войну с Филиппом II. Во время осады одного из замков в Ричарда попала стрела, и он умер



Король Артур представлен как один из девяти достойнейших героев Средневековья. Молодой Артур, согласно преданию, стал королем после того, как добыл волшебный меч Эскалибур – меч владычицы чудесного озера. Король Артур прославился мудростью, мужеством, честью. Артур покончил с междоусобицами, объединил английские земли и изгнал саксонских завоевателей. Вместе с женой Гиньеврой он правил, находясь в красивом городе с названием Камелот. При своем дворе в Камелоте он собрал лучших рыцарей, чтобы все чувствовали себя равными, король и его рыцари восседали за круглым столом (именно из этих глубин времени пришло выражение «за круглым столом» – когда мнение каждого одинаково достойно внимания). После смерти Артура из вод озера поднялась таинственная рука и забрала меч Эскалибур.



Культ Прекрасной Дамы зародился в Южной Франции, в графстве Прованс, и оттуда распространился по всей Западной Европе. Прованс был богат, просвещен, здесь процветали торговля и ремёсла, развивалась литература. И положение дамы в Провансе тоже было несравненно более высоким, чем каких-либо других графствах, герцогствах и королевствах. Она могла сама распоряжаться своим имуществом, была абсолютно равна во всех правах с мужчиной. Культ Прекрасной Дамы заражался с особого поклонения Деве Марии. Она именовалась кроткой Дамой небес, небесной королевой, её изображения на иконах стали облекаться в драгоценные одежды, увенчиваться короной. Такое поклонение Богородице возвеличивало в свою очередь и земную женщину. Идеальный рыцарь теперь - честен, умён, скромен, щедр, смел, вежлив.


Служение Прекрасной Даме сделалось всеобщим обычаем, никто из рыцарского сословия не мог от него уклониться. Каждый после посвящения в рыцари должен был избрать себе даму, знатную или незнатную, замужнюю или нет, и добиться у неё дозволения служить ей. Добиться расположения выбранной дамы, как правило, нелегко. Нужно было совершить ряд подвигов во славу избранницы, одержать громкие победы на турнирах, и только тогда, когда подвигов по её мнению набиралось достаточно, приходило время особого обряда: дама принимала воздыхателя в свои рыцари. Если же дама допускает его к служению себе, рыцарь становиться услышанным.


Культ Прекрасной Дамы в изобразительном искусстве в Средневековье. Помимо поэзии образ Прекрасной Дамы имел отражение в Средневековом изобразительном искусстве, в таком, как гобелены. Гобелен или шпалера – это тканое полотно с рисунком, которое вешали на стенах в богатых, знатных домах. Гобелен чаще всего был свадебным подарком. Одним из самых распространенных в Средние века сюжетом было изображение Прекрасного Сада. В центре композиции, как правило, размещалось изображение Прекрасной Дамы и Единорога. По краям располагались изображения птиц, зверей. Могли быть также изображены орган или фонтан. Поле гобелена устилали травы и цветы. Для современных людей подобная картина не вполне ясна. Но для человека эпохи Средневековья каждая деталь гобелена имела свой очевидный смысл.


Дева и Единорог олицетворяли чистоту и невинность. Единорог был так же символом Христа – Единородного сына Божьего. Орган являлся атрибутом одного из семи божественных искусств – музыки. Фонтан был символом христианством – источником Веры. Древо с плодами было символом Древа жизни – райского Древа познания добра и зла. Лев – символ власти и могущества. Павлин отражал тему Рая, так как считался Райской Птицей. Собака – символ верности. Кролики символизировали деторождение. Олень – символ благородства. Даже простенький одуванчик имел скрытую символику, его горький сок символизировал горечь Страданий Христовых, а незабудки, по легенде, выросли на том месте, куда упали Слезы Богоматери.




Сервантес, Мигель де Сааведра () - знаменитый испанский писатель. В молодости служил в Риме, затем участвовал в морской битве с турками при Лепанто; позднее попал в плен к корсарам и был продан в рабство в Алжир, где пробыл 5 лет. Впоследствии Сервантес получил должность сборщика податей, а затем стал частным поверенным, уделяя большую часть своего времени литературе. Литературную деятельность Сервантес начал пастушеским романом "Галатея". Позднее он переходит к драматическим произведениям и пишет ряд комедий и трагедий. В 1605 г. Сервантес опубликовал роман "Дон-Кихот", доставивший ему мировую известность.


Сервантес, испанский писатель, в романе Дон Кихот описал, как благородный дворянин, начитавшись рыцарских романов, решил стать странствующим рыцарем. Совершать подвиги, защищать слабых, карать злодеев. Дон Кихота сопровождает веселый крестьянин Санчо Панса. Увы, в 16-м веке рыцарские добродетели, воспетые в старых романах, уже никому не нужны. Нажива – вот главное для людей. Но Дон Кихот не понимает этого. И после подвигов на него обрушиваются насмешки, а то и побои. А злые великаны, толпу которых он ясно видит и отважно атакует, оказываются ветряными мельницами. Однако, Дон Кихот снова и снова поднимает меч на злые силы. Роман Сервантеса это книга о книге, литература, которая продолжается в жизни, и жизнь, которая становится литературой. В чем же загадка Дон Кихота, где скрыт секрет его нестареющей актуальности, которая побеждает пространство и время? Думаю, Сервантесу парадоксально удалось схватить и запечатлеть в этом образе изначальную двойственность человеческой культуры, в основе которой противоречие между реальным и идеальным, между сном и явью, между тем, что человек хочет делать, и тем, что он делать вынужден. Вымышленный мир литературы, в котором живет Дон Кихот, часто не совпадает с реальной жизнью и в то же время невероятным образом проясняет ее суть. Получается своеобразная игра жизни с культурой, в которой действие подразумевает сюжет, а сюжет ведет к действию.



Рыцарь Мне чудится Рыцарь на белом коне И отблеск сверкающих лат. Увенчанный славой в бою и в огне, Бесстрашием светится взгляд. И весь его облик отвагой пылает, В нем твердость и сила и честь вековая. Измены и страха наш рыцарь не знает, Врага уничтожит, страну защищая. Ни перед кем не преклонит колено, Кроме возлюбленной дамы своей. Я же хочу, чтобы наши мужчины, Доблести были достойны твоей! Исаева Марина и Крамарова Даша * * * Рыцари отважные, Герои смелые и важные. Рыцарям всё по плечам, Побеждают они и тут и там! Лемешко Мария * * * Рыцарь победит всегда, Добьётся своего. Рыцарь самый храбрый. Лучше нет его! Панкова Валерия * * * Рыцарь любит воевать, Помогать и защищать. Рыцарь, он красивый, умный! Просто самый - самый лучший! Сенашенко Мария СТИХИ


Рыцарь – герой Смелый, добрый храбрый Защищает, побеждает Пахомова Ксения Рыцарь – защитник Смелый, отважный, умный Защищает, побеждает, Покоряет сердца дам. Ветров Геннадий и Басенцян Мисак Рыцарь – смелость Смелый, храбрый, отважный Не боится, борется Защищает детей и женщин Дейкин Дмитрий Рыцарь – победа Доблестный, отважный, смелый Побеждает, воюет Смелый рыцарь вышел на поле всех победил и остался доволен. Клюев Павел СИНКВЕЙНЫ



Герольд – судья на турнире. Вассал - феодал, получивший землю от более крупного землевладельца, господина, принёсший этому господину клятву верности. Латы - железная или стальная броня, надеваемая для защиты от холодного оружия. Ристалище – место проведения турнира, как правило прямоугольной формы. Рыцарь - (нем. Ritter, первоначальное значение - всадник), в Западной и Центральной Европе в средние века феодал, тяжеловооружённый конный воин. В рыцарской среде были выработаны идеализировавшие рыцарство понятия о благородстве, чести, долге. Титул - почётное звание (например, граф, герцог), наследственное или присваиваемое отдельными лицам для подчёркивания их особого, привилегированного положения и требующее соответствующего титулования (например, сиятельство, высочество).


Турнир – состязание рыцарей. Сюзерен - король, крупный феодал, любой вышестоящий феодал по отношению к нижестоящему, собственник земли. Трубадур - сказатель, певец, музыкант во Франции. Фреска - живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке. Краски разводят чистой или известковой водой. При высыхании штукатурка образует пленку, делающую фреску долговечной.





1. Словарь юного историка: Всеобщая история. - М.: «Педагогика – Пресс», Лукенбайн М. Рыцари. - М.: «АСТ», Микель П. Рыцари и замки. - М.: «Олма – Пресс», Энциклопедия для детей: т.1 -М.: «Аванта +», Энциклопедия для детей А и Ф. - М.: «А и Ф – детям», Всё обо всём. Рыцари. Турниры. Оружие. - М.: «Астрель», Всё обо всём. Знаменитые люди. – М.: «Планета детства», 2001.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда: Описание слайда:

При упоминании слова «рыцарь», наше воображение автоматически рисует образ благородного, мускулистого, благочестивого мужчины эпохи средневековья. Действительно слово «рыцарь» пришло к нам с той эпохи. Но вот образ, рисуемый нам изображением не слишком верен. Как выше было сказано, сегодня синонимом слову рыцарь, служит слово благородный. Но во время возникновения рыцарей синонимом было понятие воин. Оно же и характеризовало его поведение и с дамой и с врагом. Вообще очень удивительным можно назвать факт появления рыцарей в такую темную эпоху истории. Их с легкостью можно назвать прообразом современных спортсменов. Свои споры они решали честными поединками и турнирами, а не кровожадными методами. Черты, характеризовавшие принадлежность к рыцарской братии были следующими: погоня за славой, мужество, доспехи, подчеркивающие его красоту и естественно сила. Но все эти черты требовали постоянных доказательств, вынуждавших рыцарей совершать героические поступки, демонстрируя свои лучшие качества. Так же существовал и некий свод правил, а если быть точнее обязательств, присущих рыцарскому званию. Верхнюю строчку этих обязательств занимало служение государю, вслед за ним шел посвятивший рыцаря в этот сан, ну а затем своды этих правил обязывали помогать слабым (сироты, вдовы). В бою отношение рыцаря к сопернику было очень показательным, рыцарь был обязан почитать своего врага и если тот был слабее он должен был предоставить равные шансы боя, ибо победа над слабым не несла ни капли славы, а лишь позор. Очень важные элементы в рыцарской жизни занимали оружие и лошадь. Очень часто каждый из этих элементов носил собственное имя. Так же очень важной чертой рыцаря была необходимость в даме сердца. Хоть к нам и дошли отголоски истории, которые мы стараемся цитировать, именуя хорошие поступки рыцарскими деяниями, не стоит увлекаться. Ведь рыцари хоть и имели хорошие, даже показательные отношения с представительницами слабого пола, но их отношения были исключительно добрачными ведь такие понятия как женитьба и рыцарство, взаимоисключающие вещи. Это никак не разрушает стереотип «рыцарского поведения» ведь на сегодняшний день ничто не запрещает создавать семью. При упоминании слова «рыцарь», наше воображение автоматически рисует образ благородного, мускулистого, благочестивого мужчины эпохи средневековья. Действительно слово «рыцарь» пришло к нам с той эпохи. Но вот образ, рисуемый нам изображением не слишком верен. Как выше было сказано, сегодня синонимом слову рыцарь, служит слово благородный. Но во время возникновения рыцарей синонимом было понятие воин. Оно же и характеризовало его поведение и с дамой и с врагом. Вообще очень удивительным можно назвать факт появления рыцарей в такую темную эпоху истории. Их с легкостью можно назвать прообразом современных спортсменов. Свои споры они решали честными поединками и турнирами, а не кровожадными методами. Черты, характеризовавшие принадлежность к рыцарской братии были следующими: погоня за славой, мужество, доспехи, подчеркивающие его красоту и естественно сила. Но все эти черты требовали постоянных доказательств, вынуждавших рыцарей совершать героические поступки, демонстрируя свои лучшие качества. Так же существовал и некий свод правил, а если быть точнее обязательств, присущих рыцарскому званию. Верхнюю строчку этих обязательств занимало служение государю, вслед за ним шел посвятивший рыцаря в этот сан, ну а затем своды этих правил обязывали помогать слабым (сироты, вдовы). В бою отношение рыцаря к сопернику было очень показательным, рыцарь был обязан почитать своего врага и если тот был слабее он должен был предоставить равные шансы боя, ибо победа над слабым не несла ни капли славы, а лишь позор. Очень важные элементы в рыцарской жизни занимали оружие и лошадь. Очень часто каждый из этих элементов носил собственное имя. Так же очень важной чертой рыцаря была необходимость в даме сердца. Хоть к нам и дошли отголоски истории, которые мы стараемся цитировать, именуя хорошие поступки рыцарскими деяниями, не стоит увлекаться. Ведь рыцари хоть и имели хорошие, даже показательные отношения с представительницами слабого пола, но их отношения были исключительно добрачными ведь такие понятия как женитьба и рыцарство, взаимоисключающие вещи. Это никак не разрушает стереотип «рыцарского поведения» ведь на сегодняшний день ничто не запрещает создавать семью.

Слайд 28

Описание слайда:

Слайд 1

Работу выполнил: ученик 6 «в» класса Шашков Андрей

Слайд 2

Задачи: Узнать кто такой рыцарь? Из чего состоит его вооружение? Как воевали рыцари? Где жили рыцари?

Цель работы: изучить образ жизни рыцарей Средневековья.

Слайд 3

Введение

Рыцарь - это профессиональный воин. Но не просто воин. Рыцарь, рейтер, шевалье и т.д. на всех языках значит «всадник» . Но не просто всадник, а всадник в шлеме, панцире, со щитом, копьём и мечом. Рыцарь - это самый настоящий бесстрашный воин, давший начало культуре, под названием рыцарство.

Слайд 4

Всё рыцарское было весьма дорогим, рыцарем мог стать любой, кто имел достаточно средств, чтобы купить боевого коня, оружие и доспехи. Полный комплект самого простого рыцарского вооружения стоил очень дорого – за него надо было отдать не менее 45 коров или 15 кобылиц. А это величина стада или табуна целой деревни. Стать рыцаре м мог только сын рыцаря и обязательно пройти обряд посвящения.

История возникновения рыцарства

Слайд 5

Ритуал посвящения в рыцари

Будущему рыцарю наносили удар по затылку или щеке (или клинком меча по спине). Это был единственный удар который рыцарь мог получить, не возвращая

Слайд 7

Снаряжение рыцаря

Слайд 8

Доспехи рыцаря

Для защиты рыцарь носил щит. Главным оружием рыцарем были меч и копьё. К панцирю крепились: перчатки и металлические штаны, нагрудник и подбородник, а так же детали, защищавшие лицо.

Слайд 9

На голову рыцарь надевал кольчужный капюшон или кованный железный шлем остроконечной формы с пластинками для защиты щек и носа. Шлем представляет собой наиболее ответственный и важный элемент бронирования: потеряв руку, еще можно усидеть в седле, а вот потеряв голову...

1 - Итальянский 2 - Немецкий 3 - Французский 4 - Французский 1310 г. 5 - Немецкий 1318 г. 6 - Французский 1340 г 7 - Немецкий 8, 9, 10 - Французский 1370 г. 11 - Английский 12 - Фламандский 13 - Французский 1380 г. 14 - Шлем Епископа 15 - Французский 1400 г.

Слайд 10

Кожаная броня

Панцири первых европейских рыцарей были кожаными. Положительные черты кожаного панциря - его доступность и легкость. Но в целом он часто не оправдывал себя - даруемый им уровень защиты не окупал снижения подвижности. Они мало помогали от стрел и ударов копья, но, будучи твердыми, эффективно препятствовали разрубанию брони.

Слайд 11

Кольчуга

На смену латам из кожи пришла кольчуга с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками. Доспех полностью закрывал тело, весил около 10 кг движений почти не стеснял. Однако защиту давал весьма сомнительную. Кольчужные доспехи легко разрезались саблей, протыкались копьем и разрубались топором.

Слайд 12

Стандартным, переносимым в руке средством защиты воина от различного оружия противника являлся щит. Первоначальные щиты делались из легкого дерева и иногда обтягивались мехом обычно волчьим.

Слайд 13

Пластинчатые латы

Полные сочлененные латы не только обеспечивали высокий уровень защиты в рукопашном бою. Главное, они выполняли функцию своеобразного экзоскелета, и тем самым резко повышали живучесть воина.

Слайд 14

Ну, а как рыцари воевали? Перед битвой рыцарь собирал войско из оруженосцев и пехотинцев. Когда войско оказывалось на поле боя, то рыцари начинали построение, в первом ряду было около 5 рыцарей, затем следующим рядом вставали 7 рыцарей и с каждым рядом их количество увеличивалось. После построения рыцарей происходило построение конницы. Сам бой состоял из сотен, а то и тысяч схваток и мог длиться часами, без перерыва.

Слайд 15

Рыцарский турнир

Воинское мастерство оттачивалось на турнирах-состязаниях рыцарей в силе и ловкости. Благодаря турнирам рыцари, в мирное время, могли завоевать высокий авторитет в глазах представителей своего сословия.

Слайд 17

Рыцарский кодекс чести

Рыцарский кодекс чести – определенные правила поведения в своем сословии. Рыцарь – надежда слабых и униженных. Рыцарь должен был быть щедр. Рыцарю должна была быть чужда хитрость. Рыцарь должен был быть галантен с дамами, о даме сердца должен был быть верен до конца дней своих.

Слайд 18

Геральдика

Слайд 19

Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, объяснявшая смысл герба. Герб и девиз располагались на щите и были визитной карточкой рыцаря.

Слайд 20

Девизом всех рыцарей было следующее: “Бог, женщина и король”; они были настоящими защитниками отечества. Этот девиз сиял на роскошных и воинственных празднествах рыцарей, в их воинских играх, в торжественных собраниях удальцов и красавиц, в великолепных турнирах.

Слайд 21

Наказание рыцаря

Слайд 22

Если рыцарь величался своими подвигами, а на самом деле ничего не делал, то такого хвастуна наказывали следующим образом: на его щите укорачивали правую сторону главы герба. Если какой-нибудь рыцарь осмеливался убить военнопленного, то за это также укорачивали главу герба на щите, округляя ее снизу. Если рыцарь лгал, льстил и делал ложные донесения, чтобы втянуть своего государя в войну, то главу герба на его щите покрывали красным цветом, стирая бывшие там знаки. Если же рыцаря уличали в лжесвидетельстве или в пьянстве, то на обеих сторонах его герба рисовали две черные мошны. Если рыцарь уличался в трусости, то его герб был замаран с левой стороны.


















1 из 17

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Бургиньот Тип средневекового европейского шлема. Характеризовался сильно вытянутым назад скруглённым корпусом, снабжённым жёстким или подвижным назатыльником. Спереди снабжался направленным вверх козырьком. С боков на петлях крепились на уши, по типу которых можно классифицировать бургиньоты: Открытый тип. На уши соединяются подбородочными ремнями. Закрытый тип. На уши образуют подбородник, мог дополняться откидным на подбородником, образующим подобие забрала. Сверху шлем обычно дополнялся гребнем, на ранних бургиньотах их было три. На затылке, под гребнем часто устанавливалась гильза для султана. Бригантина Доспех из пластин, наклёпанных под суконную основу. Суконная основа рыцарских бригантин нередко покрывалась бархатом, часто с гербами, а заклёпкам придавалась декоративная форма. В XIII-XIV веках бригантина была типичным рыцарским доспехом, а в XV веке - типичным пехотным.

№ слайда 3

Описание слайда:

Бувигер Элемент шлема или отдельный элемент защиты головы, в виде полуошейника, также закрывающего часть груди, лицо снизу до подбородка а иногда и плечи. Как правило использовался со шлемами типа салад или шапель, с которыми мог составлять единую конструкцию. Бармица Элемент шлема в виде кольчужной сетки, обрамляющей шлем по нижнему краю. Закрывала шею, плечи, затылок и боковые стороны головы; в некоторых случаях грудь и нижнюю часть лица. Бармица встречалась в основном на Руси или в восточных странах. Бармица может быть открытой или закрывать низ лица (в этом случае часть, закрывавшая лицо, отстегивалась с одной или с двух сторон).

№ слайда 4

Описание слайда:

БацинетВид купола шлема XIV века с кольчужной бармицей. Бацинет появляется в 1330-1340 годах, представляя собой полусферическую каску. Бацинеты различают по виду забрала: забрало типа «хундсгугель» (нем. «собачья морда») представляет собой сильно вытянутое вперед конусовидное забрало. Хауберк Вид доспеха. Представлял собой кольчугу с капюшоном и рукавицами (капюшон и рукавицы могли выполняться как отдельно, так и составлять единое целое с кольчугой). Также дополнялся кольчужными чулками.

№ слайда 5

Описание слайда:

Шоссы Защита для ног, обычно изготавливаемая из кольчуги. Шоссы могли быть длиной до колена, или же охватывать ногу по всей ее длине. Они были стандартным металлическим доспехом для ног на протяжении большей части европейского средневековья. Обеспечивали они гибкую защиту ног, и были эффективны против режущих ударов, однако практически не защищали от дробящих ударов. Начиная с 13 века, шоссы стали укрепляться латными пластинами. Одним из первых мест, защищенных латными элементами, стало колено. Шоссы вышли из употребления в 14 веке с появлением латных доспехов. Шоссами также называли шерстяные чулки, как часть гражданской одежды. Барбют Итальянский пехотный шлем XV в., в значительной мере закрывающий лицо за счёт развитых нащёчников. Y-образный вырез некоторых барбютов XV века копирует античные шлемы гоплитов. Существует два объяснения этого названия, буквально означающего «бородатый»: шлем "с бородой", то есть с выступами, закрывающими щеки, и "шлем, из-под которого торчит борода владельца". Барбюты ковались разной формы - от полностью открывающих лицо до полностью закрывающих его.

№ слайда 6

Описание слайда:

АрметЗакрытый кавалерийский шлем XV-XVI века. Характерной чертой этого шлема являются: Шарообразный купол (до этого кавалерийские шлемы имели сфероконический купол); Подбородник, состоящий из двух раскрывающихся половинок, в закрытом положении соединяемых штифтом; Второе забрало, откидывающееся на затылок; Шлем плотно облегал голову и шею владельца. Большинство арметов (кроме ранних) оснащались защитой шеи и ключиц. Топфхелм Европейский кавалерийский шлем, появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. По форме цилиндрический, горшкообразный, бочкообразный или в форме усеченного конуса, полностью скрывает лицо обладателя. Ниже прорезей для глаз часто сверлились небольшие отверстия для улучшения вентиляции.

№ слайда 7

Описание слайда:

Шапель Тип стального шлема в форме шляпы. Единственный общий элемент конструкций - широкий край шлема, который предоставлял дополнительную защиту владельцу. Широкий край давал хорошую защиту против ударов сверху, таких как удары сабель конницы, и был очень полезен во время осады, поскольку широкий край защищал владельца от выстрелов или бросков сверху. Первые шапели были изготовлены в Англии приблизительно в 1011 году. Цервельер Европейский средневековый шлем. Использовался в XII-XIV веках. Представлял собой железный полусферический шлем, плотно облегавший голову, похожий на каску. Никаких элементов защиты лица не имел, разве лишь редкие шлемы дополнялись наносниками. Мог носиться поверх кольчужного капюшона незнатными воинами. Цервельеры могли снабжаться подкладками из рядов ткани, между которыми был амортизирующий материал.

№ слайда 8

Описание слайда:

Рондель Диск, закреплявшийся на латном наплечнике и прикрывающий подмышку спереди. Удобство его использования состояло в том, что когда тяжёлый кавалерист шёл в атаку, то рондель не мешал разместить копьё на упоре: он просто сдвигался в сторону, а потом в ходе рукопашного боя возвращался на место, не оставляя руку уязвимой. Если в ранней готике диски делались просто плоскими, то в более поздних образцах диск, как и весь доспех, ковался фигурной формы и украшался, в том числе насечкой и гравировкой. Поножи Часть доспехов, которая защищает переднюю часть ноги от колена до щиколотки. Поножи были частью доспехов Голиафа во время его битвы с Давидом. Получили широкое распространение в античном мире. Применялись, в частности, древнегреческими воинами (гоплитами), а также римскими легионерами времен республики. Бутурлык (Батарлыг) - ножной доспех на Руси, защищавший голень и верхнюю часть стопы всадника в схватках с пехотой. Налядвенник - ножной доспех, защищавший бедро от пояса до колена.

№ слайда 9

Описание слайда:

Пластинчатый доспех Общее название доспехов из пластин. В зависимости от эпохи и региона пластины могли быть не из металла, а из кости, клыков, рогов, вываренной кожи и даже дерева. Наплечники Наплечники – часть латного доспеха, носимая на плечах. Наплечники появились во время Средневековья, и использовались до эпохи Возрождения, когда популярность латных доспехов стала уменьшаться. В течение 14-15 веков защита плечей появилась как небольшая вогнутая пластина на вершине плеча, и несколько пластин, прикрепленных к ней и идущих вниз по руке. Как следствие желания увеличения защиты, размеры наплечников увеличивались для защиты подмышечных впадин, а также для защиты части спины и груди.

№ слайда 10

Описание слайда:

Максимилиановский доспех Германский доспех первой трети XVI века названный так по имени императора Максимилиана I, а также с намёком на максимальность защиты. Доспех характеризуется арметом и закрытым шлемом с гофрированным забралом, мелким веерообразным и параллельным рифлением, часто покрывающим большую часть доспеха, гравировкой, резко утоненной кирасой, и квадратными сабатонами. Салад Группа шлемов, ведущая своё происхождение от бацинетов, различных по форме (от похожих на каску, до похожих на шляпу), но имеющих в качестве общей черты наличие назатыльника (особенно длинного у германских салладов), а также продольного ребра жёсткости.

№ слайда 11

Описание слайда:

Готический доспех Германский доспех второй половины XV, характерной особенностью которого являются острые углы, особенно заметные на налокотниках, сабатонах (латной обуви) и перчатках, а также шлем - салад, в вариантах без гребня, очертаниями очень похожий на германскую каску. Кроме того, как правило, данный тип доспеха имел бросающееся в глаза гофрирование и рифление, которые повышали прочность доспеха в качестве рёбер жёсткости. Другой особенностью доспеха, которая не бросается в глаза, было то, что данный доспех был сконструирован так, чтобы обеспечить максимальную свободу движений, так, например, кираса имела конструкцию, позволяющую свободно сгибаться и разгибаться. Исключением были лишь полуперчатки - полурукавицы некоторых доспехов, лучше защищающие пальцы, чем перчатка, но более подвижные, чем рукавица, в которых большие фаланги четырёх пальцев руки состояли из одной рельефной пластины, при том, что остальные фаланги могли двигаться свободно.

№ слайда 12

Описание слайда:

Латный доспех Защищающий грудь и нижние конечности, использовался древними греками и римлянами, но вышел из употребления после краха Римской империи из-за стоимости и трудозатрат, требовавшихся для производства лорика сегментата или подобного латного доспеха. Полный латный доспех был очень дорог в производстве, и использовался в основном только верхними слоями общества; щедро украшенные доспехи оставались модными среди знати 18 века и генералов долго после того, как они потеряли военное значение на поле боя в следствие появления мушкетов.

№ слайда 13

Описание слайда:

Латная юбка Латная юбка была частью доспеха. Использовалась еще в древней Греции и Риме, в виде кожаных полос, спускающихся с кирасы. В средневековье латные юбки использовались сначала на бригантинах, потом стали частью белых лат. Является продолжением кирасы и как бы частью ее. Кулет Кулет - часть латного доспеха, состоящая из мелких горизонтальных пластин, для защиты низа спины и ягодиц. Пластины кулета обычно соединялись шарнирами, что давало доспеху определенную подвижность.

№ слайда 14

Описание слайда:

КирасаОбщее название доспехов, состоящих из одной цельной или нескольких соединённых между собой металлических пластин для защиты туловища. Изделие сложной формы, например, шлем, проще было отлить, чем выковать. Бронзовые доспехи, в том числе цельнолитые кирасы, вплоть до начала нашей эры употреблялись в Риме, шлемы же в Европе делали из бронзы и в XIX веке. Недостатком бронзы была, однако, её дороговизна. Необходимая для изготовления бронзы медь встречается несравненно реже железа, а олово было остродефицитным материалом ещё в глубокой древности.

№ слайда 15

Описание слайда:

Закрытый шлемЭто военный шлем, который носили рыцари и другие комбатанты в позднесредневековую эпоху и в раннее Возрождение. Он имел забрало, которое поворачивалось и полностью закрывало голову и шею. Закрытый шлем использовался в сражении, но был также популярен на турнирах, где иногда забрало было не сплошное, а имело больше прорезей, которые снижали степень защиты, но улучшали обзор. Закрытые шлемы турниров были более тяжелыми и весили до 5.5 кг, в то время как закрытые шлемы для обычного боя были легче и весили приблизительно 3.5 кг.

№ слайда 16

Описание слайда:

ГоржетПервоначально стальной воротник для защиты шеи и горла. Горжет был частью старинных доспехов и предназначался для защиты от мечей и других видов холодного оружия. Большинство средневековых горжетов были простыми щитками для защиты шеи, которые носили под нагрудником и наспинником. Эти пластины поддерживали вес носимой на них брони и зачастую были оборудованы ремнями для крепления других частей доспеха. Кольчуга Доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила в зависимости от разновидности различные названия: кольчуга, панцирь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг - от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков, покрывавших тело полностью, с головы до ног.

№ слайда 17

Описание слайда:

Рыцари в Средневековье

В 3 классе мы начали знакомиться с таким предметом как история. Мне понравилась тема средневековья. Особенно мне понравилось узнавать о рыцарях. Читая о них, я представлял себя на их месте. А чтобы обобщить свои знания я решил выступить на школьной конференции на эту тему.

Целью своей работы я поставил познакомиться с литературой по данной теме и составить свою презентацию, чтобы было более интересно рассказывать ребятам.

Задачи перед собой я поставил такие:

    Кто такие рыцари и как они выглядят?

    Кто может стать рыцарем?

    Где они жили?

    Были ли у них отличительные знаки?

    Есть ли в современном мире рыцари

Гипотеза: Я думаю, что рыцари - это такие воины, которые отличаются от всех других воинов своим обмундированием,имеют какие-то свои знаки отличия. Рыцарь (от нем. Ritter,«рейтар» первоначально - «всадник») - средневековый дворянский почётный титул в Европе. Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.В X веке комплект вооружения рыцаря стоил 45 коров или 15 кобылиц, а это величина стада или табуна целой деревни. Рыцарь не был бы рыцарем без верного коня. На коне он воевал, участвовал в турнирах, охотился. Боевые кони стоили очень дорого. Для участия в войнах отбирали коней специальных пород, которые отличались крепким сложением и могли быстро скакать. Эти качества развивались благодаря постоянным тренировкам. Особенно ценились боевые кони из Италии, Франции и Испании. Мальчиков из рыцарских семей с детства приучали носить доспехи. Для того, чтобы уметь пользоваться оружием, нужны были постоянные утомительные тренировки с самого юного возраста.В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, фехтованию, охоте, игре в шашки, сочинению и пению стихов в честь дамы сердца, владению оружием - прежде всего, мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Будущего рыцаря учили и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря. Умение читать и писать для рыцаря не считалось обязательным. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. В походе оруженосец вез снаряжение рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие. И только через несколько лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Для этого назначался день посвящения. Такой оруженосец несколько дней готовился к посвящению в рыцари; он соблюдал строгий пост и раскаивался в своих грехах. После исповеди его одевали в белую, как снег, льняную одежду. После этого он отправлялся в этом одеянии в церковь, где должен был провести всю ночь и молиться. Затем все собирались на ритуал посвящения. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед самым знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или щеке (или клинком меча по спине). Это был единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не возвращая. Рыцарь опоясывался мечом, надевал шпоры-знаки рыцарского достоинства. Затем он должен был показать свою ловкость – вскочить на коня и пронзить копьем мишень. Так появлялся новый рыцарь. Рыцари имели правила поведения, которые на­зывались «кодексом рыцарства». Рыцарь должен был обращаться со своим пленником как с почет­ным гостем, даже если они были жестокими вра­гами. Рыцарь не мог нападать на другого без объ­явления войны. Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства. В ходе церемонии с рыцаря снимали не только доспехи, но и например , являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 в.в. выработались правила рыцарских дуэлей. Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла.

Вооружение рыцарей Рыцари носили тяжёлые доспехи и имели различное вооружение .

Шлем Еще в античные времена для предохранения головы воина от ударов использовали шлем.(просмотр слайдов «Шлемы мастеров Средневековья»)Облачение в доспехи и освобождение от них было довольно сложным делом.Оборонительные рыцарские доспехи - панцирь или броня. Вначале броню делали из кожи и покрывали ее металлическими кольцами. Затем появилась кольчуга, сплетенная из стальных колец, иногда в 2-3 слоя. Кольчуга напоминала сетчатую тунику, свисала до колен и имела разряды спереди и сзади для удобства при верховой езде. С середины 14в. доспехи превратились в совершенно закрытые. Весило такое снаряжение 35 кг и более, и нужно было обладать большой физической силой, чтобы его носить и участвовать в битве. К панцирю крепились и другие детали одежды: перчатки и металлические штаны, нагрудник и подбородник, а также детали, защищавшие лицо. Рыцарь был вооружён щитом, копьём и мечом. Для защиты рыцарь носил щит. Главным оружием рыцаря были меч и копьё. Но рыцари владели также метательным копьём и луком.

Богатые рыцари жили в замках , обнесённых толстыми стенами, а часто – ещё и глубокими рвами. Простые рыцари жили в обычных каменных домах и защищали их узкими рвами с водой. Так как замки должны были обеспечить надёжную оборону, их строили на горе, у озера или реки. На равнинной местности замок окружали одним или несколькими рвами, наполненными водой. Уважающий себя рыцарь имел фамильный герб и родовой девиз. Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Это были отличительные черты каждого рыцаря, это был своеобразный язык, который для многих был более понятен даже чем обыкновенная грамота, ведь в те времена даже половина лордов и сеньоров была не обучена грамоте.Гербов очень много и каждый знак имеет свое символическое значение. Но и изображение для герба бралось не просто так. Треугольный –норманнский, овальный – итальянский, квадратный с округлостью внизу – испанский. Изображение на гербе рассказывало о личности рыцаря.Герб – отличительный знак рода. Девиз – краткое изречение, объясняющее смысл герба. Символика цветов на гербах: красный – «мужество»; голубой – «величие»; зелёный – «свобода, надежда»; чёрный – «печаль, скромность»; серебро – «благородство»; золото – «богатство, сила, верность», «знатность».Символика изображений на щитах : лев – отвага, сила; лилия – расцвет и успех; единорог – непобедимость; волк – злость, жадность; павлин – хвастовство и т.д. Внизу щита помещался девиз. Девиз на гербе был написан или на латыни или на национальном языке. Девизы: Победить или умереть. Честь превыше всего. Сила - это еще не справедливость, справедливость - вот истинная сила, и т.д. Во время крестовых походов, стали возникать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами. Самыми известными были: орден тамплиеров, орден госпитальеров, Тевтонский орден. Тамплиеры- символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом. Целью этого ордена было заботиться о дорогах, а особенно об охране паломников. Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение. Дисциплина была жесткой. К 12 в. Тамплиеры стали обладателями неслыханных богатств и владели не только землями, но имели и мощный флот. Они первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки. В 15 в король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от них. Он приказал тайно арестовать всех тамплиеров на территории королевства. Остатки этого ордена не смогли больше объединиться. Госпитальеры - Символом ордена стал восьмиконечный белый крест.Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными. Рыцари раздавали бесплатную помощь беднякам, устраивали для них 3 раза в неделю бесплатные обеды. С середины 12в главной обязанностью рыцарей становится война с неверными и охрана паломников. У них почти не было земель в Европе. Император Римской империи Карл V предложил для проживания Мальтийский архипелаг. Поэтому рыцари- госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Они вели борьбу с турками и морскими пиратами. К середине 19в Мальтийский орден превращается из военного в духовно-благотворительный, которым остается и ныне. Резиденция мальтийских рыцарей сейчас находится в Риме. Орден выдает собственные паспорта, печатает собственную валюту, марки и даже выдает автомобильные номера. Тевтонцы. Основан в конце 12в во время крестовых походов. Символом ордена являются белый плащ и простой черный крест. В отличие от других орденов, рыцари которых были разных национальностей, Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей. Орден был распущен во время Наполеоновских войн. Восстановление произошло в 19 в. и начал заниматься благотворительностью, помощью больным. Резиденция сейчас находится в Вене. Там же находятся казначейство ордена и библиотека, хранящая исторические архивы. Сам орден состоит в основном из сестёр, которые обслуживают больницы и частные санатории. Заключение. Я задумался о том: есть ли рыцари в современном мире? Может они выглядят так? (слайд 30) Мне хочется, чтобы было побольше мужчин похожих на "рыцарей": благородных, верных, честных! Ведь и сейчас так много людей способных умереть за семью, за страну. Но есть и такие, которые даже не способны уступить место в общественном транспорте пожилому человеку. Для многих становится привычным ударить слабого, обидеть ребенка. А рыцарь ни себе, ни другим такого не позволил бы... "Рыцарское" поведение для многих послужило бы хорошим примером, научило благородству. Именно поэтому я считаю, что рыцари в наше время нужны! Я немного пофантазировал и придумал для себя герб и девиз, если бы я жил в Средневековье. Он выглядел бы так:

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.