Типы построечных мест и их оборудование. Виды стапелей

(возможность изготовления блоков и секций «под крышей» позволяет повысить качество их сборки и сократить время изготовления). Одновременно со сборкой корпуса его насыщают крупногабаритным оборудованием. Процесс постройки судна на стапеле завершается его спуском .

Итак, стапель по определению - это построечно-спусковое сооружение, представляющее собой наклонную плоскость, на которой производится постройка судна. Спуск судна на воду осуществляется под действием его собственной массы, для чего наклонный стапель оборудуется спусковыми дорожками, по которым на салазках скользит построенное судно. Для обеспечения скольжения на спусковые дорожки наносится слой специальной спусковой насалки или салазок, которые имеют на соприкасающихся плоскостях покрытие из антифрикционных материалов (пластмасс). Различают наклонные стапели - продольные и поперечные, стапель-палубы, а также другие виды стапелей.

Наклонный стапель, как и стапельное место любого другого типа, снабжают подъёмно-транспортным оборудованием (портальными , башенными или козловыми подъёмными кранами), а также инженерными сетями для подачи электроэнергии, сжатого воздуха, газов, пара, воды. Недостатками наклонного стапеля являются: неуправляемый и неконтролируемый спуск судов, значительные усилия, действующие при спуске на корпус судна и спусковое устройство, невозможность нормального спуска судна при некоторых обстоятельствах (выдавливание насалки), необходимость постройки судов в наклонном положении (только для продольных наклонных стапелей), сложность перекрытия эллингами .

Поперечный стапель

Поперечный стапель обеспечивает спуск судна в направлении, перпендикулярном к диаметральной плоскости (боковой спуск). Судно строится в горизонтальном положении, что достигается разновысотностью опорного устройства по разным бортам. Уклон поперечного наклонного стапеля от 1:5 до 1:12. Число спусковых дорожек 2-20. Поперечный наклонный стапель не имеет осушаемой части. Его порог может быть под водой, у уреза воды и над водой.
На поперечном стапеле имеются наклонные спусковые полозья, находящиеся в одной плоскости и параллельные друг другу. В большинстве поперечных стапелях используют слипы.

Слипом (на рис) называют сооружение, состоящее из наклонной плоскости и горизонтальной площадки со стапельными местами. Суда строят и ремонтируют на горизонтальной площадке, а спуск (а также подъем судна на ремонт) производят по наклонной плоскости. На наклонной плоскости слипа уложены рельсовые пути 8, на каждом из которых установлена одна косяковая тележка 1, перемещаемая вверх и вниз тросом тяговой электролебедки 2. 1 - косяковая тележка, 2 - тяговая электролебедка, 3 - подъёмный кран, 4 - стапельные тележки, 5 - электрошпиль, 6, 11 - продольные и поперечные рельсовые пути, 7 - причальная бочка, 8 - рельсовый путь наклонной части, 9 - центральный пульт, 10 - электрораздаточные колонки

На горизонтальной площадке стапеля уложены продольные (откатные) 6 и поперечные (стапельные) 11 рельсовые пути, по которым на стапельных тележках 4 перемещают установленные суда. Управление перемещением косяковых и стапельных тележек осуществляют с центрального поста (пульта) 9, смонтированного на специальной вышке. Перед спуском судно перемещают на стапельных тележках по поперечным рельсовым путям до их пересечения с продольными путями. При помощи гидравлических домкратов стапельные тележки поднимают вместе с судном и разворачивают их рамы, устанавливая колёса на продольные рельсовые пути слипа. По этим путям судно перемещают к наклонной части слипа. Под судно заводят косяковые тележки и опускают его на них гидродомкратами стапельных тележек. Затем тяговыми лебёдками спускают судно в воду, после чего буксиром отводят судно к достроечной стенке, а косяковые тележки поднимают на наклонную плоскость слипа. Число спусковых тележек бывает пять-шесть и более; при строительстве крупных судов количество спусковых тележек доводят до 20. Поперечные стапели слипа обслуживают обычно башенными, портальными и железнодорожными кранами грузоподъёмностью до 25 т, используемыми при постройке и ремонте речных и морских судов длиной до 80-100 м.

Продольный стапель

Продольный стапель обеспечивает спуск судна в направлении его диаметральной плоскости. При этом основная плоскость строящегося на наклонном стапеле судна параллельна плоскости стапеля, которая имеет постоянный уклон в сторону акватории верфи от 1:12 до 1:24 (обычно 1:21-7-1:24). На некоторых продольных наклонных стапелях имеется переменный уклон, прогрессивно возрастающий в сторону акватории. Число спусковых дорожек 2-4. Спусковые дорожки продольного наклонного стапеля имеют надводные и подводные части, называемые фундаментами. Их подводное окончание называется порогом стапеля. Подводная часть спусковых дорожек может осушаться, для чего наклонный стапель в нижней части должен быть подобен сухому доку и иметь днище, стенки и головную часть с затвором.

Стапель-палуба

Стапель-палуба - палуба плавучего дока , на которой набивается килевая дорожка при постановке корабля в док. По сути говоря стапель-палуба - есть одно из важных частей плавучего дока. 1 - кран; 2 - стапель-палуба; 3 - башня; 4 - надстройка; 5 - переходный мостик; 6 - консольная площадка (авандек); 7 - служебные и жилые помещения

Плавучий док - плавучее судоподъёмное сооружение, обладающее способностью манёвра по вертикали. Для приёма корабля док погружается, поэтому он устанавливается на соответствующих глубинах, в котлованах, защищенных от волнения и ветра. Длина дока может быть несколько меньше длины наибольшего из намеченных к докованию кораблей.

Плавучие доки (на рис) изготовляются обычно из железобетона, реже из стали и имеют грузоподъёмность до 100 000 т. Плавучесть дока обеспечивается его понтонной частью. Понтоны сверху покрыты стапель-палубой с килевой дорожкой, состоящей из кильблоков , и клетками , на которые устанавливаются корабли. Жёсткость конструкции и дополнительная плавучесть дока обеспечиваются наличием двух (редко одной) башен.

См. также

Напишите отзыв о статье "Стапель (судостроение)"

Литература

  • Александров В. Л. и др . Технология судостроения. - Профессия, 2003. - 342 с.
  • Морской энциклопедический словарь в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Стапель (судостроение)

– Денисов, ты этим не шути, – крикнул Ростов, – это такое высокое, такое прекрасное чувство, такое…
– Ве"ю, ве"ю, д"ужок, и "азделяю и одоб"яю…
– Нет, не понимаешь!
И Ростов встал и пошел бродить между костров, мечтая о том, какое было бы счастие умереть, не спасая жизнь (об этом он и не смел мечтать), а просто умереть в глазах государя. Он действительно был влюблен и в царя, и в славу русского оружия, и в надежду будущего торжества. И не он один испытывал это чувство в те памятные дни, предшествующие Аустерлицкому сражению: девять десятых людей русской армии в то время были влюблены, хотя и менее восторженно, в своего царя и в славу русского оружия.

На следующий день государь остановился в Вишау. Лейб медик Вилье несколько раз был призываем к нему. В главной квартире и в ближайших войсках распространилось известие, что государь был нездоров. Он ничего не ел и дурно спал эту ночь, как говорили приближенные. Причина этого нездоровья заключалась в сильном впечатлении, произведенном на чувствительную душу государя видом раненых и убитых.
На заре 17 го числа в Вишау был препровожден с аванпостов французский офицер, приехавший под парламентерским флагом, требуя свидания с русским императором. Офицер этот был Савари. Государь только что заснул, и потому Савари должен был дожидаться. В полдень он был допущен к государю и через час поехал вместе с князем Долгоруковым на аванпосты французской армии.
Как слышно было, цель присылки Савари состояла в предложении свидания императора Александра с Наполеоном. В личном свидании, к радости и гордости всей армии, было отказано, и вместо государя князь Долгоруков, победитель при Вишау, был отправлен вместе с Савари для переговоров с Наполеоном, ежели переговоры эти, против чаяния, имели целью действительное желание мира.
Ввечеру вернулся Долгоруков, прошел прямо к государю и долго пробыл у него наедине.
18 и 19 ноября войска прошли еще два перехода вперед, и неприятельские аванпосты после коротких перестрелок отступали. В высших сферах армии с полдня 19 го числа началось сильное хлопотливо возбужденное движение, продолжавшееся до утра следующего дня, 20 го ноября, в который дано было столь памятное Аустерлицкое сражение.
До полудня 19 числа движение, оживленные разговоры, беготня, посылки адъютантов ограничивались одной главной квартирой императоров; после полудня того же дня движение передалось в главную квартиру Кутузова и в штабы колонных начальников. Вечером через адъютантов разнеслось это движение по всем концам и частям армии, и в ночь с 19 на 20 поднялась с ночлегов, загудела говором и заколыхалась и тронулась громадным девятиверстным холстом 80 титысячная масса союзного войска.
Сосредоточенное движение, начавшееся поутру в главной квартире императоров и давшее толчок всему дальнейшему движению, было похоже на первое движение серединного колеса больших башенных часов. Медленно двинулось одно колесо, повернулось другое, третье, и всё быстрее и быстрее пошли вертеться колеса, блоки, шестерни, начали играть куранты, выскакивать фигуры, и мерно стали подвигаться стрелки, показывая результат движения.
Как в механизме часов, так и в механизме военного дела, так же неудержимо до последнего результата раз данное движение, и так же безучастно неподвижны, за момент до передачи движения, части механизма, до которых еще не дошло дело. Свистят на осях колеса, цепляясь зубьями, шипят от быстроты вертящиеся блоки, а соседнее колесо так же спокойно и неподвижно, как будто оно сотни лет готово простоять этою неподвижностью; но пришел момент – зацепил рычаг, и, покоряясь движению, трещит, поворачиваясь, колесо и сливается в одно действие, результат и цель которого ему непонятны.
Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений этих 1000 русских и французов – всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей – был только проигрыш Аустерлицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, т. е. медленное передвижение всемирно исторической стрелки на циферблате истории человечества.
Князь Андрей был в этот день дежурным и неотлучно при главнокомандующем.
В 6 м часу вечера Кутузов приехал в главную квартиру императоров и, недолго пробыв у государя, пошел к обер гофмаршалу графу Толстому.
Болконский воспользовался этим временем, чтобы зайти к Долгорукову узнать о подробностях дела. Князь Андрей чувствовал, что Кутузов чем то расстроен и недоволен, и что им недовольны в главной квартире, и что все лица императорской главной квартиры имеют с ним тон людей, знающих что то такое, чего другие не знают; и поэтому ему хотелось поговорить с Долгоруковым.
– Ну, здравствуйте, mon cher, – сказал Долгоруков, сидевший с Билибиным за чаем. – Праздник на завтра. Что ваш старик? не в духе?
– Не скажу, чтобы был не в духе, но ему, кажется, хотелось бы, чтоб его выслушали.
– Да его слушали на военном совете и будут слушать, когда он будет говорить дело; но медлить и ждать чего то теперь, когда Бонапарт боится более всего генерального сражения, – невозможно.
– Да вы его видели? – сказал князь Андрей. – Ну, что Бонапарт? Какое впечатление он произвел на вас?
– Да, видел и убедился, что он боится генерального сражения более всего на свете, – повторил Долгоруков, видимо, дорожа этим общим выводом, сделанным им из его свидания с Наполеоном. – Ежели бы он не боялся сражения, для чего бы ему было требовать этого свидания, вести переговоры и, главное, отступать, тогда как отступление так противно всей его методе ведения войны? Поверьте мне: он боится, боится генерального сражения, его час настал. Это я вам говорю.
– Но расскажите, как он, что? – еще спросил князь Андрей.
– Он человек в сером сюртуке, очень желавший, чтобы я ему говорил «ваше величество», но, к огорчению своему, не получивший от меня никакого титула. Вот это какой человек, и больше ничего, – отвечал Долгоруков, оглядываясь с улыбкой на Билибина.
– Несмотря на мое полное уважение к старому Кутузову, – продолжал он, – хороши мы были бы все, ожидая чего то и тем давая ему случай уйти или обмануть нас, тогда как теперь он верно в наших руках. Нет, не надобно забывать Суворова и его правила: не ставить себя в положение атакованного, а атаковать самому. Поверьте, на войне энергия молодых людей часто вернее указывает путь, чем вся опытность старых кунктаторов.
– Но в какой же позиции мы атакуем его? Я был на аванпостах нынче, и нельзя решить, где он именно стоит с главными силами, – сказал князь Андрей.

Спуск судна на воду - знаменательное событие в жизни судна и трудовых буднях судостроителей. Но почему именно спуск на воду является знаменательным? Ведь это не более чем промежуточный этап постройки судна.

После спуска постройка судна продолжается иногда годами. Дело здесь, вероятнее всего, в двух обстоятельствах. Первое из них заключается в том, что в момент спуска на воду судно переходит из одной среды в другую, попадая в свою родную стихию. Второе обстоятельство: спуск судна на воду - единственный момент в процессе его постройки, который имеет четкую временную привязку. Действительно, когда начинается постройка судна, не знает никто, а вот окончание постройки четко определено. Этим моментом является подписание акта о приемке судна в эксплуатацию и подъем на нем флага заказчика. Однако, это только документальная сторона дела. А фактически судно в этот момент может быть еще не «построено». Явные недоделки и скрытые дефекты не так уж редки в практике судостроения, и их устраняют (по существу - достройка судна) уже после сдачи судна в эксплуатацию.

Спуск судна на воду однозначно соответствуют год, день и час. Именно поэтому спуск торжественно отмечался в судостроении во все века. Вначале торжества носили характер религиозного обряда. Затем все религиозное выветрилось, а своеобразный «обряд крещения» остался. И сегодня при спуске «крестная мать», как правило, женщина в присутствии большого числа свидетелей разбивает о борт судна традиционную бутылку шампанского.

Для спуска судов на воду в настоящее время используются различные способы и применяются разнообразные сооружения.

СПОСОБЫ СПУСКА СУДОВ НА ВОДУ

Спуском судов на воду завершается стапельный период постройки судов и начинается достроечный период. Современная технология предусматривает максимальную готовность судна перед спуском на воду. Момент выбирается в зависимости от принятой технологии, производственных условий завода-строителя и времени года. До спуска должны быть выполнены обязательные работы: сборочно-сварочные, обеспечивающие непроницаемость и прочность судна; окраска подводной части корпуса и нанесение грузовых марок; установка и испытание забортной арматуры; монтаж дейдвудного устройства; установка рулей, гребных валов и винтов, поворотных насадок; установка необходимых деталей швартовного устройства и аварийно-спасательного оборудования; закрепление механизмов и грузов, поданных на судно.

Существует несколько способов спуска судов : свободный - по наклонной плоскости под действием сил тяжести; всплытием - при поднятии уровня воды в спусковых сооружениях; принудительный - механизированный.

спуск судна на воду под действием силы тяжести

Спуск под действием силы тяжести (продольный и поперечный) наиболее сложен. Период собственно спуска при этом очень мал, а подготовительные работы занимают много времени.

продольный спуск

Продольный спуск судов осуществляется с продольных наклонных стапелей длиной от 100 до 350 м, расположенных перпендикулярно к береговой линии или под некоторым углом к ней. Стапель представляет собой сложное инженерное сооружение, имеющее железобетонное основание для размещения спусковых дорожек. Он состоит из надводной и подводной частей.

поперечный спуск

Поперечный спуск обычно применяют для спуска судов малого и среднего тоннажа на верфях, расположенных на реках. Для поперечного спуска судна на воду используют сооружения, состоящие из горизонтального стапельного места (предспусковой позиции) и наклонных спусковых дорожек, направленных перпендикулярно оси-стапеля. Уклон спусковых дорожек значительно больше, чем на продольных стапелях. Спусковые дорожки размещают на грунте или на железобетонном основании и заглубляют в воду на 1,5 м или совсем не заглубляют.

спуск судов всплытием

Спуск судов всплытием осуществляют в сухих доках, камеры которого наполняются водой, поступающей из акватории, в наливных доках и док-камерах, заполняемых водой при помощи насосных станций. Доки заполняют водой до уровня, при котором под днищем всплывшего судна будет обеспечен достаточный зазор для снятия его с кильблоков.

принудительный механизированный спуск

Принудительный механизированный спуск осуществляют с помощью следующих сооружений: поперечных и продольных слипов, вертикальных судоподъемников, кранов и плавучих доков.

поперечный свободный спуск

В основу поперечного спуска положен принцип свободного движения судна по наклонной плоскости под действием собственного веса. Конструкция спусковых устройств при этом способе значительно проще и спусковые дорожки короче, чем при продольных спусках. Сокращению протяженности дорожек способствуют большой уклон и применение особых разновидностей поперечного спуска: спуск прыжком, спуск броском и спуск с помощью понтона.

В зависимости от расположения стапельных мест поперечный спуск можно осуществлять по нескольким схемам.

Спуск непосредственно с места постройки (стапеля) происходит при помощи спусковых устройств, состоящих из нескольких поворотных балок (балансирных столов) и являющихся одновременно опорной поверхностью строительного стапеля.

Устройство, показанное выше, состоит из поворотной балки, поддерживаемой на удлиненном конце в сторону пусковых дорожек гидравлическим домкратом, шарнирной опоры и куркового зажима. Под действием опрокидывающего момента от веса судна балка наклоняется до совмещения спусковых салазок со спусковыми дорожками. Затем с помощью пневмоцилиндров освобождают курки задержников, и судно по насаленным дорожкам спускается на воду.

Спуск с перемещением судна на спусковые косяки. Для спуска судно на судовозных тележках перемещают на предспусковую позицию, где под него заводят косяки и спусковые полозья, закрепляемые специальными задержниками. Судно с тележек пересаживают на спусковые полозья и приспускают с помощью лебедок на спусковую позицию, откуда производится свободный спуск по насаленным дорожкам. Поскольку спусковые дорожки при поперечном спуске имеют уклон, то вес судна и спускового устройства создает движущую силу судна и силу нормального давления на стапель. Увеличение площади опоры полозьев влечет за собою увеличение веса спускового устройства и, следовательно, его стоимости. Особенностью поперечного свободного спуска является то, что с момента начала движения судна по спусковым дорожкам процесс спуска становится практически неуправляемым. С момента входа корпуса в воду в направлении движения появляется сила сопротивления, а в вертикальном направлении - сила поддержания. Судно не только движется поступательно, но начинает вращаться вокруг продольной оси, проходящей через центр тяжести его поперечного сечения. При равенстве веса и сил поддержания судно всплывает.

Поперечный спуск судна на воду включает в себя множество операций: подготовку стапеля и спускового устройства; составления спускового расписания и распределения рабочих, участвующих в спуске; осмотра водолазами подводной части спусковых дорожек; просушки дорожек и полозьев, нанесения насалки; перемещения на спусковую позицию судна с помощью специальной лебедки; заводки и закрепления под судном полозьев; устройства тросовой проводки для предупреждения заносов оконечностей; подъема судна гидравлическими домкратами и окончательной установки на штатных местах полозьев вместе с установленными на них кильблоками; закрепления полозьев на задержники и установки специальных закусок; пересадки судна на спусковое устройство с помощью гидравлических домкратов и выкатывание транспортных тележек из-под судна.

После спуска судна на воду специальная бригада, прибывшая с буксиром, производит тщательный осмотр отсеков всплывшего судна и устраняет замеченные дефекты. Судно переводят к пирсу для достройки и испытаний.

Возможно, в будущем появятся новые способы спуска судов на воду. Например, строящиеся суда будут спускать на воду по частям с последующей стыковкой их секций на плаву. Стыковка судов на плаву осуществляется уже давно. Для сварки стыкуемых частей судна используют кессоны или различные патентованные герметизирующие устройства. Кроме сварки для соединения частей возможно применение механических замковых устройств, подобных тем, которые используются при сцепке океанских барже-буксирных составов. В будущем, очевидно, способы и средства стыковки судов на плаву могут быть усовершенствованы. Здесь весьма широкий простор нашим потомкам для изобретательской и инженерной деятельности. Поэтому стыковка на плаву станет в XXII веке рядовой технологической операцией и прочно войдет в практику работы верфей крупнотоннажного судостроения. Это позволит ограничить грузоподъемность и размеры спусковых сооружений конструктивно и экономически разумными пределами. Такие сооружения позволят спускать на воду большие корабли и составные части крупнотоннажных судов.

См. также `Стапель` в других словарях

стапеля, мн. стапели-стапеля, м. (гол. stapel). 1. Место на судостроительной верфи, с наклонным к воде помостом, для сборки судовых корпусов и спуска судов на воду (мор.). Два корабля стояли на стапелях. А.Н. Толстой. 2. Подсобное сооружение для сборки самолета, а также каждая отдельная составная часть этого сооружения, приспособленная для постройки той или иной части самолета (тех.). Готовый самолет сошел со стапелей.

стапель

, мн. стапеля́ и ста́пели , м.

Бетонированный помост с наклоном к воде, служащий для постройки, ремонта и спуска судов на воду.

За темным каналом - это и была Пряжка - вздымались стапели судостроительных заводов. Паустовский, Александр Блок.

[голл. stapel]

Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957-1984

Стапель

см. в статье Сборочная оснастка.

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия Главный редактор Г.П. Свищев 1994

СТАПЕЛЬ (нидерл. stapel) - место постройки судов - наклонная к воде бетонная площадка, на которой располагаются опоры для судна (кильблоки).

Место постройки судов - наклонная к воде бетонная площадка, на которой располагаются опоры для судна, кильблоки.

стапель

помост, площадка

Словарь русских синонимов

СТАПЕЛЬ (голландское stapel), место стоянки строящегося или ремонтируемого судна - наклонная или горизонтальная площадка, имеющая подъемно-транспортное оборудование, инженерные сети для подачи электроэнергии, газа, воды и пр.

Стапель

специальное сооружение судостроительного завода для строительства и спуска корабля (судна) на воду.

Словарь военных терминов. - М.: Воениздат Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. 1988

1. Наклонный помост для спуска судов на воду.
2. Корабельная горка.

расположенная на берегу и наклоненная к воде площадка, оборудованная спусковыми дорожками и служащая для постройки, ремонта и спуска судна на воду

стапель

СТА́ПЕЛЬ -я; мн. стапеля́ и ста́пели; м. [голл. stapel] Спец. Бетонированный наклонный помост или фундамент для постройки, ремонта и спуска судов на воду. Поставить судно на стапеля. Со стапелей сошел новый корабль. Переоборудовать стапеля верфи.

Ста́пельный, -ая, -ое. С. фундамент.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

Я, мн. -я, -ей и -и, -ей, м. (спец.). Наклонная площадка на верфях для постройки, ремонта судов и спуска их на воду. Корабль сошёл со стапелей. II прил. стапельный, -ая, -ое.

Стапель A и C сущ см. _Приложение II

(помост с наклоном к воде, служащий для постройки, ремонта и спуска судов на воду)

Ста́пеля мн. ста́пели и́ стапеля́ ста́пелей и́ стапеле́й́

Словарь ударений русского языка .

м. англ. помост и все устройство на берегу, для стройки и спуска кораблей. Ныне стапели строят более крытые. Стапельный помост, спуск.

(нем. Stapel ). Помост, наклоненный к воде, на котором стоят корабли и с которого они спускаются в воду.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

наклонный к воде помост, на котором строятся корабли и с кот. они спускаются в воду. С. блоки, подставки, имеющие вид трапеции, на кот. лежит киль строящегося корабля.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)

нем. Stapel . Помост, на котором стоят корабли.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865) ...

стапель ста́пель м., морск., "помост и устройство для спуска кораблей". Из нидерл., нж.-нем. stареl – то же; см. Мёлен 199. Не из англ. staple (steipl) – то же, вопреки Бодуэну де Куртенэ (у Даля 4, 506). Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

Стапель (голл. stapel)

Этот способ спуска наиболее трудоемкий, требует монтажа сложного спускового устройства.

Основные элементы спускового устройства (рис. 13.41) - спусковые полозья, стяжные струны, распорные брусья, под-брюшины, клинья, сминающиеся прокладки, копылья, найтовы, задерживающие устройства, тормозное устройство, спусковые кильблоки.

Рис. 13.41. Схема спускового устройства танкера.

1 - спусковой полоз; 2 - распорный брус; 3 - подбрюшник; 4 - стяжная струна; 5 - найтов; 6 - копыл кормовой; 7 - копыл носовой; 8 - задержник носовой; 9 - спусковой якорь.

Рис. 13.42. Деревянный полоз.

Полозья бывают деревянные и металлические. Деревянные полозья (рис. 13.42) изготовляют из сосновых брусьев сечением 200 X 200-300 X 300 мм, укладываемых в один-три ряда в продольном направлении. В вертикальном и горизонтальном направлениях брусья полозьев соединяют сквозными стяжными болтами. Концы полозьев имеют в нижней части плавные закругления для предотвращения сдирания насалки со спусковых дорожек стапеля в процессе спуска судна. Между собой полозья соединяют при помощи планок с отдающимися стопорами. Длина полозьев 5-10 м в зависимости от длины судна и его спусковой массы.

Стяжные струны предназначены удерживать полозья от расхождения во время движения судна по спусковым дорожкам. Эти струны соединяют полозья противоположных бортов. Струны изготовляют из стальных полос или угольников. Для предотвращения самопроизвольного выдергивания струн их концы, выполняемые в виде штырей, пропускают сквозь полозья и с наружной стороны закрепляют с помощью гаек.

Распорные брусья служат для предотвращения сближения полозьев левого и правого бортов в процессе спуска. Распорные брусья, как правило, изготовляют из сосновых брусьев круглого или квадратного сечения. Иногда их выполняют из стальных труб, тогда они служат одновременно и стяжными струнами.

Подбрюшники предназначены для восприятия и передачи на спусковые полозья нагрузки судна. Обычно подбрюшник состоит из одного ряда горизонтально уложенных сосновых брусьев, соединенных стяжными болтами. Подбрюшник имеет такую же ширину, что и полоз, длина подбрюшника на 10-15 % меньше длины полоза. Между подбрюшником и корпусом судна набирают подушку, которую пригоняют по обводам корпуса судна. Для подушки используют сосновые брусья.

Клинья располагаются между подбрюшником и полозом. Они предназначены для прижима подбрюшника к корпусу. Клинья изготовляют из дуба или сосны. Закладной (нижний) клин обычно делают из сосны, а ходовой (верхний) - из дуба.

Ширина клиньев - 180-250 мм. Длина закладного клина равна ширине полоза или несколько больше ее; длина ходового клина на 300-400 мм больше ширины полоза. Угол заострения клиньев принимается в пределах 3-4°.

Сминающиеся прокладки представляют собой упругопластический элемент, вводимый в спусковое устройство для перераспределения на большие площади местных давлений, превышающих допускаемые. Сминающиеся прокладки обычно изготовляют из ели, липы или пихты. Прокладки устанавливают в плоскости клиньев (над или под ними).

Копылья являются опорами для оконечностей судна и поэтому подразделяются на носовые и кормовые. Конструкция копыльев может быть различной. Часто их набирают из деревянных брусьев или изготовляют стальными (из угольников или швеллерных балок). На верхней плоскости копыла (рис. 13.43) устанавливают башмак, изготовленный по шаблону, соответствующему обводам корпуса. Башмак служит опорой полотенцу, имеющему подшивку из сосновых досок. Нижний конец копыльев ставят на подбрюшник или на полоз. В последнем случае нижняя опорная плоскость копыльев должна иметь подшивку, в которую упираются клинья, для удержания от раздвижения служат стяжки. В целях обеспечения устойчивости копыльев по их наружным и внутренним сторонам устанавливают одну или несколько металлических продольных балок-оглобель.


Рис. 13.43. Конструкция копыла.

1 - полоз; 2 - копыл; 3 - башмак; 4 - полотенце; 5 - стяжка.

В момент всплытия кормы при спуске судно опирается на стапель лишь носовой частью. При этом возникает большое давление судна на стапель (называемое баксовым). Для уменьшения баксового давления его распределяют на большую длину спусковых дорожек, применяя поворотные носовые копылья, одна из конструкций которых показана на рис. 13.44.


Рис. 13.44. Носовой поворотный копыл.

1 - нижняя часть; 2 - верхняя часть; 3 - шарнир.

Найтовы предназначены для соединения конструкций спускового устройства с корпусом судна в целях предотвращения смещения спускового устройства относительно корпуса при спуске и удержания спускового устройства на корпусе судна после его спуска. Найтовы изготовляют из стальных полос, профиля или металлического троса.

Задерживающие устройства служат для удержания судна на стапеле после пересадки его со строительных опор на спусковое устройство до момента спуска. В качестве задерживающих устройств применяют стрелы, курки, носовые задержники.

Носовые задержники устанавливают в носовой части судна. Один конец крепят к форштевню судна или за носовой конец
спускового полоза, а другой - к стапелю. Перед спуском носовой задержник разрезают.

Тормозное устройство (временные якоря, иногда драги, тормозные щиты и др.) служит для торможения судна после схода его со стапеля.

Спусковые кильблоки предназначены для пересадки судна на спусковое устройство. Эти кильблоки должны легко отдаваться. Существует несколько конструкций таких кильблоков, некоторые из них были рассмотрены в начале этой главы.

Подготовка стапеля и спускового устройства включает большой комплекс работ: осмотр стапеля, очистку спусковых дорожек от старой насалки и грязи, осмотр спусковых дорожек, проверку их плоскости скольжения, подбор деталей спускового устройства, их осмотр, ремонт и др.

Одной из первых операций, предшествующих непосредственному монтажу спускового устройства на стапеле, является насалка спусковых дорожек и полозьев. Насалки подразделяют на две основные группы: минеральные и комбинированные. Минеральные насалки состоят из различных продуктов переработки нефти. Наиболее распространенными насалками этой группы являются парафино-петролатумная и парафино-вазелиновая. Комбинированные насалки состоят из продуктов переработки нефти, жиров и продуктов лесохимической промышленности. К этой группе относится мыльная насалка.

В последние годы на некоторых заводах насалка успешно заменяется специальной пластмассой с низким коэффициентом трения.

Монтаж спускового устройства начинают с установки слизней и затяжки спусковых полозьев.

Слизни предохраняют слой насалки от выдавливания в момент установки полозьев, а также при продолжительном пребывании спускового устройства на насалке. Слизни представляют собой стальные полосы шириной 80-120 мм и длиной, несколько большей ширины полоза. Их устанавливают в строго определенном количестве.

Полозья могут затягиваться с носа или с кормы. Часто полоз затягивают в сборе с подбрюшником. Полозья обычно затягивают стапельными кранами с помощью системы канифас-блоков. После затяжки полозьев устанавливают подбрюшник (если он не был установлен раньше) и копылья; затем стяжные струны, распорные брусья, найтовы и другие детали спускового устройства.

Спуск судна заключается в следующем: из-под полозьев вытаскивают слизни, затем убирают построечные кильблоки, оставляя лишь спусковые кильблоки. Затем выбивают упоры и подставы. Подбивают клинья спускового устройства, убирают спусковые кильблоки. В последнюю очередь отдают задержники. После этого судно начинает двигаться по стапелю и сходит на воду.

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 629.12. .002.28 (088.8) (72) Автор изобретения

А. С. Благовестный

Новочеркасский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт им. Серго Орджоникидзе (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО НЛЯ СПУСКА СУЛОВ

СО СТАПЕЛЯ

Изобретение относится к судостроению, а именно, к устройствам для спуска судов со стапеля.

Известно устройство для спуска судов с наклонных стапелей, состоящее из набора спусковых полозьев, имеющих снизу деревянную подшивку или обшивку из алюминиево-магниевого сплава, и дорожек стапеля, имеющих дубовый настил или покрытых щитами из антифрикционной пластмассы ПМ (1).

Недостатком известного устройства является необходимость пересадки судна перед спуском с опорного на спусковое устройство, трудоемкость нанесения слоя насадки или смазки на дорожки стапеля перед спуском и сложность ее удаления после спуска судна; невозможность управления величиной силы трения и скоростью движения судна во время спуска.

Наиболее близким решением из известных является устройство для спуска судов со стапеля, содержащее набор спусковых полозьев и дорожек стапеля, причем к полозьям подведены водяные магистрали с клапанами, а между дорожками установлеklb1 уплотнения (2).

Недостаток указанного устройства заключается в малой надежности при спуске су5 дов со стапеля.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств спускового устройства.

Указанная цель достигается тем, что спусковые полозья снабжены водонепроницаемым понтоном, к нижней части которого прикреплено опорное приспособление, состоящее из корпуса с направляющими, с перемещающейся llo ним рамкой, снабженной накладкой из антифрикционного материала, причем между корпусом и рамкой установлены механический ограничитель высоты подъема и упругие элементы, а снаружи корпуса установлены линейки, взаимодействующие с клапанами водяных магистралей, gQ подведенных к спусковым дорожкам, на клапанах которых установлены ролики, при этом корпус и рамки снаружи оборудованы охватывающим гибким уплотня|ощим элементом.

Формула изобретения

К;),:„)! о, II!)3 г!II э, ICìКОРДОВОЙ тки

Н ы ф1)г.)юкызы и общий IIH J ус го

На дорожки 1 стапеля устанавливаются спусковые полозья 2, состоящие из водонепроницаемых понтонов, к нижней части которых прикреплены опорные приспособления 3. К внутренним полостям опорных (I, .)Hспособлений по трубопроводу 4 через клапаны 5 подводится под избыточным дав,

Корпус 9 снабжен направляющими, вдоль которых перемещается рамка 11, снабженная накладкой 12 из антифрикционного, например, самосмазывающегося, матери..ла.

Между корпусом 9 и рамкой 11 установлен механический ограничитель высоты подъема! 3 и упругие элементы 14. Снаружи корпус 9 и рамка 11 охвачены гибким уплотняющим элементом 15, выполненным, например, из прорезиненной кордовой ткани. Внутренние полости корпусов 9 и рамок 11 образуют гидростатические опоры. Расстояние между трубопроводами, расположенными в дорожках стапеля и подводящими воду к гидростатическим опорам должно быть меньше длины полости гидростатической опоры.

Работа устройства. lод действием веса судна, собранного IIB спусковом устройстве, полозья 2 спускаIQTcII на рамки 1, прп этом линейками 7 открываются клапаны 5 для подвода воды к гидростатпческим olloрам, и сжимаются элементы!4. Перед спуском судна в трубопровод 4 подают под давлением воду. В результате этого корпус 9 каждого опорного приспособления поднимается над рамкой!1 и вес судна воспринимается гидростатическим давлением жидкости. Элементы 14 прижимают накладки

12 рамок ll к дорожкам стапеля с некоторой постоянной силой, необходимой для уменьшения утечки воды. Часть воды, вытека)ощая из-под накладок 12, выполняет роль технологической смазки и одновременно смывает загрязнения с дорожек стапеля. Для получения наибольшей скорости движения судна при спуске гидростатическое давлени

40 выть вес су ны, в эт

H силами граничного трения накладок по дорожкам стапеля. Таким образом может регулироваться скорость движения судна по дорожкам стапеля при спуске. Кal только трубопровод, по которому подводится вода к гидростатической опоре, окажется вне полости опоры, прекращается воздействие линейки 7 на ролик 6 управления клапаном подачи воды, и он перекрывает данный трубопровод. Таким образом предотвращается падение давления в полостях соседних гидростатических опор.

Спуск судов с помощью предлагаемого устройства можно также осуществить, подавая по трубопроводу 4 вместо воды под соответствующим давлением воз (ух. Устройство также может быть применено для подъема судов на стапель. Опорные устройства предлагаемой конструкции при подаче в них воздуха могут быть применены н высокоскоростном наземном транспорте на воздушной подушке и в контейнерном трубопроводном пневмотранспорте.

Устройство снижает трудоемкость процесса изготовления и спуска судна за счет проведения сборки судна непосредственно на спусковом устройстве и устранения необходимости применения насадки, ан;1 .ыдгезионной или какой-либо другой смазки, а также создание возможностей для управления силой трения и скорость)о дви)кения судна во время спуска.

1. Устройство для спуска судов со стапеля, содержащее набор спусковых полозьев и дорожек стапеля, причем к полозьям подведены водяные магистрали с клапанами, а между полозьями и дорожками установлены уплотнения, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств спускового устройства, спусковые полозья снабжены водонепроницаемым понтоном, к нижней час и которого прикреплено опорное приспособление, состоящее из корпуса с направляю

I7 uz. 5 (оставитель Г. Рои!сll) ин

Редактор К,. Бородин Те»рея О.,Луговая Корректор 1=.. 1и ии)(кая

Заказ 42(16 Тираж 513 Подписное!

1НИИПИ Государственного комитета СССР ио делам изобретений и открытии! 1 3035, Москва, Ж-35, Раугиская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 кой из антифрикционного материала, причем между корпусом и рамкой установлены механический ограничитель высоты подъема и упругие элементы, а снаружи корпуса установлс ны. Iи ней ки, Вза имодейству)оп!и с с кла панами водяных магистралей, подведенных к спусковым дорожкам, íà K13I13II3x которых установлены ролики, при этом корпус и рамки снаружи оборудованы охватывающим гибким уплотняющим элементом.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.