Варварская роскошь таможенных спрутов. Комличенко сергей григорьевич Комличенко сергей григорьевич фтс под следствием

Владимир Данченков, начальник Балтийской таможни

Вадим Бушуев, бывший начальник службы федеральных таможенных доходов СЗТУ

Сергей Комличенко, заместитель главы ФТСглава ФТС

Очередной громкий финансовый скандал произошел в ФТС, когда выяснилось, что сотрудники Балтийской таможни выплачивали бюджетные деньги за невыполненные госконтракты. К этим «махинациям» может быть причастно не только руководство Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), но и глава ФТС Андрей Бельянинов, сообщили корреспонденту The Moscow Post в силовых структурах.

Неожиданные обыски на Балтийской таможне

Скандалы с хищением бюджетных денег в структурах Федеральной таможенной службы (ФТС России) продолжатся. В этот раз «отличились» чиновники из Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), а, конкретно, - с Балтийской таможни.

Так полицейские оперативники из отдела по экономической безопасности и противодействию коррупции провели обыск в кабинете заместителя начальника Балтийской таможни Сергея Соколенко. Полиция изъяла документы, касающиеся исполнения госконтракта, заключенного между таможней и частной фирмой. Согласно этому договору, подрядчик должен был провести тепловизионное и энергетическое обследование ряда объектов Балтийской таможни. Работы были оценены в полмиллиона рублей.

Однако, по сути, данный контракт выполнен не был, а бюджетные деньги буквально ушли «в никуда», а, скорее всего, были банально «распилены»!

СЗТУ тоже «в доле»?

Как установили следователи, основываясь на актах приемки-передачи, СЗТУ перечислило коммерческой структуре причитающиеся ей средства. Однако, в действительности указанные в контракте экспертизы не проводились, а ответственные работники таможни подписали фиктивные бумаги.

И здесь возникает самый главный вопрос – как могли сотрудники СЗТУ подписать «откровенную липу» и отправить бюджетные деньги «неизвестно кому»?!!

По мнению экспертов, скорее всего руководящие кадры из СЗТУ и Балтийской таможни просто решили «распилить» эти 500 тыс.руб. и вывели их из бюджета через «тендерную схему». Однако, не ясно, был ли это единственный инцидент, или же вывод активов в результате вероятного сговора руководства СЗТУ и Балтийской таможни проводился на регулярной основе?!!

Уже известно, что уголовное дело по факту кражи 500 тыс.руб. возбуждено по ст. 159 УК РФ (мошенничество) в отношении неустановленных лиц. На сегодняшний день официальных подозреваемых в деле нет.

Новые таможенники махинируют «по-старому»?

Оба этих чиновника были назначены на свои должности относительно недавно, однако их подчиненные уже успели побывать фигурантами крупных коррупционных скандалов!

Эксперты заподозрили Козлова и Данченкова в возможном создании преступного сговора, однако лично к ним пока еще официальных претензий никто не предъявлял.

Дело Богданова

Поговаривают, что Алексей Богданов провернул эту «пенсионную махинацию» с молчаливого согласия своего начальства. Так, что, возможно, вскоре в деле Богданова появятся новые фигуранты!

Как «пилят» на Северо-Западе?

А ведь скандалы на СЗТУ происходят регулярно! Например, в конце 2013 года следователями Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя начальника отдела контроля таможенной стоимости службы федеральных таможенных доходов 35-летней Светланы Путковской. Она подозревается в получении взятки.

Так же стоит вспомнить схожее дело, произошедшее с начальником службы федеральных таможенных доходов СЗТУ генерал-майором таможенной службы Вадимом Бушуевым. Он был уволен приказом от 27.09.13 № 2829-к с 1 октября 2013 года.

При этом Бушуев находился в близких отношениях с господином Борисом Шкуркиным, начальником УРиОК ФТС, уволенным на 2 месяца раньше. А ведь в Интернете уже есть информация о том, что Бушуев и Шкуркин брали взятки (а вернее совершали ежемесячные поборы).

При этом эксперты считают, что от Шкурина «откаты» за «крышу» лично главе ФТС Андрею Бельянинову! Так что, возможно, что вскоре и его ожидает отставка!

Схема «РОСТЭКА»?

Стоит отметить, что руководитель Федеральной таможенной службы и сам оказался замешан в серии крупных коррупционных скандалов. К примеру, он в экспертных кругах считается причастным к преступлениям осужденного в мае 2014 года советника гендиректора ФГУП «РОСТЭК» Александра Романова, получавшего «дань» через посредников за «растаможку» автомобилей и вкладывавшего ее в строительство склада временного хранения, а так же – в отели за границей.

При этом в ходе судебного процесса глава ФТС Андрей Бельянинов лично поручался за Александра Романова, ведь, по слухам, он так же получал от него «откаты»!!!

Стоит отметить, что эти фирмы располагают счетами в банках, которые приобрели известность благодаря признаниям бывшего советника «РОСТЭКа» Александра Романова.

Кстати, Романов признался в ходе следствия, что сдавал мзду, полученную от руководителей филиалов «РОСТЭКа», в «Новикомбанк» и «Нефтепромбанк». Примечательно, что в «Новикомбанке» Александр Романов и Андрей Бельянинов работали в 90-х годах!

Из этого выходит версия, что Бельянинов вполне мог «крышевать» всю схему «РОСТЭКа». Похоже, что силовикам уже пришла пора проверить связь Романова и Бельянинова!!!

Коррупционеры в окружении Бельянинова?

Затем начальника Главного организационно-инспекторского Управления ФТС России Сергея Лобанова заподозрили в незаконном получении преференций, а именно - спецталонов на личные автомобили.

Более того, по мнению экспертов, за Кузнецовым и Лобановым мог стоять замглавы ФТС Сергей Комличенко, который «по странному стечению обстоятельств» ранее был личным водителем самого главы ФТС Андрея Бельянинова.

Поговаривают, что Бельянинов специально расставил в ФТС на нужных должностях «своих людей», чтобы ему было легче «рулить» так называемыми «теневыми схемами».

Очевидно, что подобные «схемы» по выводу бюджетных денег применяются и в СЗТУ, в других таможенных управлениях. Так, быть может, руководству страны уже пора остановить этот «коррупционный бардак» и отстранить Андрея Бельянинова от руководства российской таможней?!!

Смена руководства Федеральной таможенной службы (ФТС) внешне очень похожа на отставку одиозного министра обороны Сердюкова : чиновник уходит на фоне резонансного уголовного дела, которое затем "сдувается". Однако есть и существенные различия: отставка Бельянинова стала результатом не аппаратной борьбы внутри министерства, а многолетнего противостояния двух ведомств, каждое из которых не против контролировать крупнейшие денежные потоки, наполняющие государственный бюджет. Общий кризис стал только катализатором событий: "Жирных" мест стало меньше, борьба за обладание ими стала жестче, говорится в расследовании "Новой газеты".

Профилактика премудростью Божией

«Где посадки?» - обратился в 2009 году премьер-министр Владимир Путин к руководству силового блока. В течение короткого времени ФСБ провела ряд мероприятий, ставших известными как «дело Черкизона».

Скомпрометированный Игорь Завражный был отозван приказом директора ФСБ Александра Бортникова, а аппарат прикомандированных сотрудников (АПС) фактически прекратил свое существование в ФТС, напоминает сотрудник ФСБ. «Таковы зигзаги судьбы: Бельянинову удалось устранить из своего ведомства генерала ФСБ руками самой ФСБ», - говорит собеседник.

Распрощавшись с Завражным, Бельянинов устроил масштабную зачистку: часть сотрудников СЭБ ФСБ вернулись на Лубянку, часть - уволились из ФСБ и продолжили служить в ФТС.

В числе тех, кто предпочел снять погоны чекиста, оказался и тогдашний начальник правового управления таможни Андрей Струков , чей кабинет в июле нынешнего года также обыскивало УСБ ФСБ. «Но Струков не был для Бельянинова чужим - ранее они работали в Рособоронэкспорте, куда Струков был прикомандирован из департамента военной контрразведки ФСБ», - поясняет сотрудник ФСБ.

Впрочем, продолжает собеседник, уход Игоря Завражного и других АПС развязал руки СЭБ ФСБ, которая с тех пор начала наносить массированные удары по сотрудникам региональных таможенных управлений и центрального аппарата ФТС.

«Дошло до того, что 7-й отдел Управления «К» в течение года вышел в лидеры по количеству реализаций материалов, связанных с контрабандой и коррупцией в таможне. Правда, почти ни одно из них не привело к привлечению к ответственности близкого окружения главы ФТС», - говорит сотрудник ФСБ.

Слабые места: закупки и декларации

Новый руководитель ФТС Владимир Булавин, по словам сотрудника ФСБ, намерен пристально изучить два направления деятельности прежнего руководства: государственные закупки, совершенные Центральным информационно-техническим таможенным управлением и Главным управлением тылового обеспечения ФТС, и внедренные Андреем Бельяниновым центры электронного декларирования (ЦЭД).

Особый интерес вызывает последнее направление, говорит сотрудник ФСБ.

«До введения ЦЭД в 2011 году товар ввозился в пункте пропуска, а растаможивался в месте доставки. Но в определенный момент руководство ФТС приняло решение о внедрении новой технологии, позволяющей разделить место фактического ввоза товара и его таможенного оформления. Официально это было сделано в целях облегчения таможенного оформления для импортера. На практике же это обернулось облегчением сокрытия контрабанды. Универсальный пример: через условный пункт пропуска во Владивостоке ввозится контейнер, декларация на который подается в ЦЭД в Можайске. При этом в контейнере находится китайская одежда, а в поданной декларации указывается ламинат. Сотрудники ЦЭД, выпускающие товар, не могут и не должны проверять содержимое контейнера, а досмотровые инспекторы во Владивостоке, в свою очередь, удалены от ЦЭД семью часовыми поясами. Таким образом, для выявления недостоверного декларирования правоохранительным органам надо проводить оперативные мероприятия одновременно и во Владивостоке, и в Можайске. С точки зрения уклонения от возможного уголовного дела схема безупречна», - подчеркивает собеседник.

Еще одна интересующая ФСБ тема, по его словам, касается института уполномоченных экономических операторов (УЭО): «Компаниям, включенным в реестр УЭО, были созданы уникальные условия: предоставляя банковскую гарантию на сумму 1 млн евро, они освобождались от обязанности подавать декларацию на момент фактического выпуска товара в свободное обращение. Им разрешалось декларировать товар 10-го числа следующего месяца после его ввоза. То есть, ввозя контейнер с одеждой под видом ткани без подачи декларации, у контрабандистов исчезал риск быть пойманными. В ходе последних оперативных мероприятий были найдены отчеты привилегированных операторов, занижавших таможенную стоимость и подменявших номенклатуру товара. За незаконный ввоз одного контейнера такие операторы получали от 2 до 5 тысяч долларов».

Помимо этого ФТС может провести проверку отчуждения имущества, находившегося на балансе ФГУП «РОСТЭК», в пользу отдельных приближенных к руководству таможни бизнесменов. По данным источников в ФСБ, особое внимание привлекает пасынок бывшего сослуживца Бельянинова Сергея Лобанова, бизнесмен Сергей Лобанов-младший. «Начав работать в сфере околотаможенного бизнеса, Лобанов стал владельцем крупных долей в страховой группе «Арсеналъ», Нефтепромбанке, молдавском банке Victoria и компании-концессионере аэропорта Кишинева», - говорит собеседник.

Впрочем, по словам знакомого бизнесмена, в настоящее время Лобанов находится в Москве, руководит своими предприятиями и еще ни разу не вызывался на допрос. «Бизнес Сергея был действительно плотно встроен в систему таможенного регулирования, что вряд ли приятно новому руководству - все-таки это не их человек. Вместе с тем просто так взять и пересмотреть соглашения с той же СК «Арсеналъ» невозможно - ею застрахованы сотни автоперевозчиков. А объем подтвержденных перед ФТС обязательств об уплате этими перевозчиками таможенных платежей составляет около 11,5 млрд рублей», - говорит он.

Список Булавина

16 августа, спустя неделю после визита Андрея Бельянинова на Лубянку, начальник СЭБ ФСБ Сергей Королев передал новому главе ФТС Владимиру Булавину два списка с данными его подчиненных. Один список насчитывает около 80 фамилий - судьба этих людей будто бы зависит исключительно от личной воли Булавина. Во втором списке, который в ФТС успели окрестить «расстрельным», содержится 11 фамилий - эти люди якобы точно покинут свои посты до середины сентября. Более того, некоторые из них могут быть привлечены к уголовной ответственности. «Начальник Управления противодействия коррупции Франц Августинович, первый заместитель руководителя ФТС Владимир Малинин, начальник Центрального таможенного управления Сергей Прусов, руководство Главного управления таможенного оформления в полном составе, замглавы ФТС Татьяна Голендеева, замглавы ФТС Андрей Струков, начальник аналитического управления Филипп Золотницкий», - перечисляет некоторых из «расстрельного» списка сотрудник ФСБ.

По нашим сведениям, их должности, а также должности начальников Главного управления по борьбе с контрабандой, Управления специальных технических мероприятий и региональных оперативных таможен займут действующие офицеры Лубянки на основании закрытого межведомственного приказа ФСБ и ФТС о назначении прикомандированных сотрудников ФСБ категории «Б» (с обязанностью ведения в ведомстве оперативно-разыскных мероприятий).

Впрочем, новый порядок в ФТС действующие сотрудники, по признаниям некоторых из них, почувствовали еще до грядущих назначений. На следующий день после визита Сергея Королева у двери кабинета Владимира Булавина появилось объявление: «Вход только с папками для документов. Без портфелей, мобильных телефонов и других электронных устройств». «ФСБ не вернулась к нам. Это мы стали частью ФСБ», - заключает сотрудник таможенной службы.

Честно говоря, такой реакции на первый материал о ситуации, сложившейся в российской Федеральной таможенной службе (ФТС ), я, как автор, не ожидал. После публикации статьи «Таможня не отдаёт добро» со мной встретилось сразу несколько, скажем так, «не рядовых» сотрудников центрального аппарата ФТС. И помимо того, что они передали ряд сенсационных документов, у нас состоялся очень серьёзный разговор. Мы говорили, безусловно, и о коррупции, но главным образом о проваленной идее Таможенного союза и, самое главное, о том, что таможня может оказаться настоящим тормозом экономического развития всей страны.

Вы начали с РОСТЭКа, но надо понимать, что это лишь инструмент - речь идёт о том, что вся таможенная служба превратилась в огромный механизм по извлечению коммерческой прибыли в пользу строго конкретного круга лиц. Андрей Юрьевич Бельянинов (руководитель ФТС. - Ред.) часто любит повторять, особенно на встрече с руководством страны, что российская таможня - это 57% бюджета страны (около 6 трлн рублей в прошлом году), - говорят мои собеседники. - Парадокс ситуации в том, что если исходить из общего потока грузов, пересекающих нашу границу, то в наш бюджет должно поступать от 8 до 12 трлн рублей. Разница между реально перечисленными в бюджет 6,5 трлн и этими суммами и есть цена прямой коррупции на таможне!

Везите хоть атомную бомбу

В доказательство своих слов мои собеседники предъявляют ряд документов - как аналитику, так и конкретные факты. В частности, расчёты специальной группы под руководством члена-корреспондента РАН В. Цветкова, которая по заказу Государственной думы провела расчёты исходя из реального экспорта и импорта товаров через российскую таможню.

Но проблема даже не в этом. Дело в том, что и эти указанные плановые цифры таможня уже по факту сегодня не собирает, - утверждают мои собеседники. - По факту на 2013 год примерно одна шестая часть платежей (за два месяца) собрана авансом. То есть за 2014 год. Иными словами, план не выполнен примерно на 1 трлн рублей. Грубо говоря, у таможни образовался своего рода кассовый разрыв, и чтобы его закрыть в 2013 году, в декабре, ФТС обратилась к основным участникам внешнеэкономической деятельности, отчаянно требуя у них заплатить сборы авансом за первый квартал 2014 года. Наглядным примером, подтверждающим, как таможня работает с этими финансовыми дырами, стало возбуждение уголовного дела в отношении Центральной энергетической таможни (ЦЭТ) по факту исполнения судебного решения. Таможня взяла неправильно платёж с коммерсантов в районе 3 млрд рублей. Проиграла все арбитражные суды, но всё равно отказалась возвращать эти деньги по одной простой причине: они уже были официально зачислены в платёж. Если бы ЦЭТ вернула эти деньги на тот момент, когда ещё не было показано перед президентом выполнение плана по платежам, то у неё тут же образовалась бы дыра. Эта ситуация, кстати, хорошо показывает тот факт, что вся история - действительно финансовая пирамида и может рухнуть в любой момент. И, кроме всего прочего, это ещё и настоящее очковтирательство, обман всей страны. Это оборотная сторона коррупционных связей, которые установились на таможне. Система выстроена так, что теперь ведомство работает на государство по остаточному принципу - сначала рисует себе роскошный имидж, а потом уже думает о выполнении плановых показателей. Как я считаю, самое страшное, что многие таможенники это прекрасно понимают, но уже ничего изменить не могут - руководство просто не даёт. Сегодня наша таможня управляется, что называется, в ручном режиме. Не дай бог изменить эту систему в любом территориальном управлении - сразу последует грозный окрик руководства сверху: не сметь трогать, это наша поляна! Иногда такие крики происходят в буквальном смысле. Как, например, с известной историей на таможне в Кубинке, когда под видом благотворительного груза для фонда «Единство» просто внаглую завезли 400 тонн ширпотреба. Руководству ведь оперативные службы об этом докладывали прямо, что это уже просто какой-то беспредел, но, на мой взгляд, последовало указание никого не трогать. Люди всё правильно «растомаживали», то есть через подконтрольные им и РОСТЭКу фирмы, а значит, их не имели право трогать. Везите хоть атомную бомбу.

Какая свита делает короля?

[...] В прошлом материале я подробно рассказывал о деятельности главы Федеральной таможенной службы Андрее Бельянинове, скажем так, о его личном вкладе в сложившуюся ситуацию. Сегодня стоит рассказать, какая свита делает этого «короля». Тем более что поводов для этого более чем достаточно.

Персона № 2. Спрятанная сенсация

13 декабря прошлого года в одном московском ресторанчике задержали с поличным двух бизнесменов - Игоря Береговского и Станислава Сорокина. Оперативники взяли предпринимателей, когда те получали 7 млн рублей, как предполагает следствие, для передачи якобы первым лицам российской таможни. На первых же допросах задержанные начали сотрудничать со следствием и назвали имена первых лиц, а также будто бы упоминали первого заместителя руководителя ФТС генерала Владимира Малинина .

Здесь нужно отметить один момент: дело это действительно по всем меркам громкое. Поскольку, как читатель поймёт из дальнейшего, касалось если не первых лиц ФТС, то как минимум очень масштабной коррупции в центральном аппарате таможни. Причём, судя по присланному мне видео, по следам этих арестов в главном здании ФТС прошли очень серьёзные, что называется «силовые», обыски, с участием спецподразделений. Но ни в одном СМИ, даже в самом «сливном», не появилось ни строчки об этих событиях - представляете, какие силы были задействованы, чтобы не допустить даже мало-мальской утечки.

Как я считаю, смысл таких усилий заключался как раз в том, что нити этого дела могут привести к Владимиру Малинину, которого называют персоной № 2 на российской таможне. Широкой публике этот человек стал известен несколько месяцев назад по анекдоту. Якобы у него хватило ума на служебной машине с включённой мигалкой приехать сдавать брюки в химчистку. Однако профессиональному сообществу он хорошо известен прежде всего по скандалу вокруг блокирования таможней платёжной системы «Зелёный коридор» (а в настоящее время открытым лоббированием введённой вместо неё платёжной системы «Таможенная карта»).

Как писал тогда ряд изданий, платёжная система «Зелёный коридор» была вытеснена с таможни распоряжением Малинина. Причём до сих пор таможенные брокеры указывают на одно важное обстоятельство: система «Зелёный коридор» гарантировала равноценный доступ к таможенным финансовым услугам целому консорциуму банков (несколько десятков), а пришедшая ей на смену система сбора таможенных платежей под названием «Таможенная карта» является фактически «ведомственной платёжной системой».

И, как отмечают СМИ, хотя эта система работает и с другими банками, основные сливки в виде самых крупных платежей снимают в ней только два банка. Угадайте какие? Правильно, я писал о них в прошлом материале - «Новиком» и «Нефтехимпром» - банки, где, на мой взгляд, прослеживаются интересы Бельянинова и его окружения. Возможно, в рамках этого расследования я попытаюсь разобраться с этой ситуацией - кому всё же выгодно было, чтобы на смену «Зелёному коридору» пришла «Таможенная карта» и, самое главное, как работают огромные деньги, крутящиеся в новой платёжной системе? А пока давайте вернёмся к господину Малинину.

Когда Бельянинов сразу после своего назначения в 2006 году посадил этого человека в кресло первого зама, экспертное сообщество слегка недоумевало: Малинин был мало кому известен. Причём делались некие предположения, что в своё время этот человек якобы «двинул» Бельянинова на повышение в Рособоронэкспорт и сейчас в благодарность он устроил ему назначение своим замом. Тем не менее считалось, что он сильный экономист и аудитор, знающий тонкости финансового дела. Обратите внимание, самые авторитетные издания открыто тогда писали, что Малинин - это такой антикоррупционный человек, призванный Бельяниновым разгребать авгиевы конюшни, оставшиеся после предыдущего начальника ФТС. То есть этому человеку верили и надеялись на него.

И вдруг такое разочарование - уголовное дело, в котором он может быть замешан. Дело вот в чём: даже если следователи и не смогут доказать прямую заинтересованность генерала в указанных деньгах, на мой взгляд, ему всё равно не удастся выйти из этой ситуации без ущерба. Так как история, которую вскрыли следователи, сама по себе просто вопиющая и очень наглядно иллюстрирует, что творится в прямой зоне ответственности этого чиновника.

Аудитор-разочарование

Вернёмся к нашим задержанным. Я излагаю версию, которую рассказали Береговский и Сорокин. Суть истории в том, что некоторое время назад, под конец финансового года, в Главном управлении информационных технологий, а также в параллельном ему Центральном информационно-техническом таможенном управлении ФТС начали решать, куда истратить выделенные на программное обеспечение 330 млн рублей. Здесь надо объяснить, что оба управления напрямую подчинены Малинину. Причём с некоторых пор эти подразделения стали критиковать именно за раздутые финансы. Вот, например, что говорит депутат Государственной думы Дмитрий Горовцов, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции, руководитель секции по взаимодействию с правоохранительными органами, который уже не один год ведёт собственное расследование деятельности первых лиц ФТС:

В прошлом году на информационно-техническое обеспечение ФТС была выделена чудовищная сумма - 6,5 млрд рублей. Причём, если посмотреть в динамике, то год от года - больше и больше. То есть денег на это не жалеют, но при этом посмотрите, как они тратятся. Возьмите официальный сайт ФТС, который, с моей точки зрения, просто убогий. На него потрачено, по официальным данным, 40 млн рублей и ещё 12 запросили в этом году. А специалисты оценивают максимальную стоимость такого сайта не более 10 млн рублей, причём со всеми заявленными примочками и наворотами вроде прямой обратной связи, которых на нынешнем сайте пока нет. Спрашивается, на что ушли деньги? Кто вообще контролирует расходование средств по этим статьям?

Собственно, когда возникла необходимость истратить указанные 330 млн рублей, Береговский и Сорокин, по одной из версий, представившись людьми, близкими Малинину, обратились к некоему предпринимателю с предложением создать на базе платформы «Оракл» некий программный продукт для всего ФТС. Предприниматель подумал, посчитал - и сообщил, что сможет сделать эту работу за 120 млн рублей. Ему сказали - отлично, но ты должен осметить всё на 330 миллионов. А разницу ты нам вернёшь, причём 50 млн - наличными. Взамен Береговский и Сорокин якобы пообещали провести фирму предпринимателя через сито госзакупок.

Система госзакупок имеет чудовищные дыры

И здесь я хочу вновь обратить внимание: Береговский и Сорокин с лёгкостью обходят всю эту якобы очень совершенную систему госзакупок и действительно заключают с указанным бизнесменом госконтракт на сумму, которая как минимум в три раза завышена. Ещё раз: с лёгкостью! Буквально за какие-то считанные дни, чтобы успеть уложиться в финансовый год! То есть как минимум эта наша система госзакупок имеет чудовищные дыры. И вывод здесь самый очевидный - без помощи первых лиц таможни в центральном аппарате ФТС такой контракт в такие сроки просто невозможно заключить.

Но тем не менее идём дальше. Наш предприниматель (его имя в интересах следствия не раскрывается) на этой стадии подумал-подумал - да и написал заявление в органы. И собственно при передаче первого платежа господ посредников и повязали.

Даже если бы дело ограничилось только этим, то всё равно на некотором руководстве ФТС было бы очень серьёзное пятно. Здесь есть как минимум вопросы к генералу Малинину - как он вообще допустил подобное в своём ведомстве? Но следователи начали, что называется, копать вглубь. По одной из версий следствия, указанные товарищи - Береговский и Сорокин, - поскольку долгое время работали с Малининым, вообще играли роль таких, я бы сказал, «генеральных посредников». Операция с «Оракл», судя по всему, лишь одна из множества. В частности, сейчас, насколько известно, следователи с подачи этих задержанных активно изучают ситуацию с поставками офисного оборудования для ФТС.

Следователи наткнулись на интересный факт - много лет ФТС пользуется оборудованием исключительно американской фирмы «Хьюлетт Паккард» (НР) . Это само по себе вопрос - почему на всех аукционах побеждают поставщики именно этой фирмы? И вот, по версии следствия, утверждается, что в российском представительстве этой фирмы работает женщина по фамилии Миркотан, которая может быть близким другом Малинина. То есть из самых близких, которых называют боевыми подругами. Эта женщина, работая в компании НР, якобы могла получать некие личные скидки на поставки оборудования НР. В некоторых случаях - до 40%. Но самое интересное заключается в том, что, несмотря на колоссальные скидки, которые могли быть использованы для экономии бюджета, выбиралась фирма, которая побеждала в конкурсах ФТС, выставлявшая цену на лоте без учёта этого дисконта. Тем самым осваивалась вся бюджетная сумма, принося фирме сумасшедшую прибыль. Конечно, можно сказать, что это личное дело каждого, но здесь всё может поменяться, если следствие установит тесные отношения Миркотан с Малининым. Кроме того, надо знать, что все контракты на поставки НР заключаются на начало года, а по факту они поступают, как правило, в конце. Хитрость заключается здесь ещё и в том, что оборудование, которое было заявлено в начале года как самое новое, к концу года устаревает и чаще всего вообще распродаётся как товарные остатки. И если сложить всё вместе, то получается, что общий дисконт по этим поставкам может составлять до 90%. То есть «навар» как минимум может составлять просто астрономические суммы. По моей информации, на закупки оборудования в прошлом году ФТС потратила 1,2 млрд рублей. Вот и считайте сами.

И вот здесь у меня вопрос. Сможет ли следствие установить причастность к этому делу якобы друзей генерала Малинина: Березовского, Сорокина, Миркотан? Когда дело дойдёт, в конце концов, до самого Малинина? И самое главное - этот человек пришёл в ведомство под видом борца с коррупцией. Какое разочарование! И вот сейчас у него в ведомстве происходит такое - я буду очень смеяться (горько, конечно), если нам в очередной раз скажут, что этот генерал ничего не знал про коррупцию у него под носом. И, само собой, никаких купонов с этого не стриг.

Пирамида может рухнуть в любой момент

Таким образом, если подытожить всё вышесказанное, выражая исключительно своё личное мнение, то, наверное, можно сказать так: Бельянинов извратил систему таможенных платежей, загнав её в авансовую сферу. То есть, как часто говорят экономисты, просто тупо рисуя отчётность на бумаге. И это, между прочим, идёт вразрез с позицией Владимира Путина, который требует фактического зачисления платежей. То есть бюджет должен работать не с тем, что нарисовано на бумаге, а с тем, что есть в наличии. Иными словами, речь идёт о реальной экономике. Даже не надо особых расчётов, чтобы понимать, что таможня ходит по краю - в любой момент построенная ею финансовая пирамида может рухнуть, и тогда какие будут последствия для страны? Ведь эти сборы - половина бюджета?

Марат Хайруллин

****

За таможню обидно

Как считает депутат Государственной думы Дмитрий Горовцов, в 2012 году около 80% всех таможенных платежей, перечисленных таможней в бюджет, составляли пошлины и акцизы за экспорт углеродов. А в 2013 году это соотношение предположительно превысило уже 90%. Представляете, что происходит? Мы везде декларируем, что ВВП нашей страны растёт, внешняя торговля расширяется, мы переводим экономику на инновационные рельсы, а если исходить из официальных данных, кстати говоря, самой таможни, мы становимся исключительно нефтяной провинцией мира. В чём же тут дело? Вот что говорят мои собеседники.

Я продолжаю разговор с сотрудниками центрального аппарата Федеральной таможенной службы (ФТС), которые предложили встретиться после первой публикации.

В первой статье я ссылался на обнародованное в YouTube видео, где человек, похожий на главу Федеральной таможенной службы, поёт песни. Многие восприняли это как личное дело - мол, у человека хобби такое. Караоке в исполнении первого лица - это у нас уже притча во языцех. В последние годы практически каждое выездное совещание ФТС с участием первого лица ведомства превращается в корпоратив. Причём, что называется, не отходя от рабочего места - прямо в помещениях таможни. В какой-то момент Андрей Юрьевич, если говорить образно, насытившись атмосферой, выходит на сцену и порой часами поёт песни. У него, конечно, красивый голос, но есть и оборотная сторона этих выступлений - после таких «мероприятий» главу ведомства иногда подолгу не видят на рабочем месте. Знаете, в стране ведь на самом деле очень непростая ситуация, особенно с бюджетом - экономика замедляет свой рост, соответственно падают платежи и сборы. А глава ведомства, которое собирает больше половины бюджета, не на рабочем месте. Насколько это вообще соответствует статусу государственного деятеля такого масштаба?

50 тысяч бюрократов

В подтверждение своих слов собеседники из ФТС показали мне видео с телефона, где нетвёрдо стоящий на ногах человек самозабвенно пел песню. Человек действительно был очень похож на главу Федеральной таможенной службы.

Но самое важное, как многие в ведомстве считают, - следствием такого отношения к делу стала очень опасная ситуация, сложившаяся с платежами в бюджет страны, за перечисление которых отвечает таможня.

Если принять эти цифры за точку отсчёта, то тогда встаёт вопрос: а зачем нам вообще такая таможня? Сейчас её штат составляет более 60 тыс. человек и продолжает расти. При таком раздутом штате реальный доход в бюджет приносят не более тысячи человек. Это аппарат Центральной энергетической таможни и собственно аппарат ФТС. А зачем тогда остальные 59 тыс. бюрократов? Чем они занимаются, если структура платежей в бюджет не отражает итогов их деятельности?

Но самый главный здесь вопрос: куда же деваются деньги, прежде всего от многократно выросшего импорта в Россию? Давайте ещё раз вернёмся к исследованиям члена-корреспондента РАН Валерия Цветкова. Он сравнивает цифры официального импорта в Россию ООН и Всемирной торговой организации с цифрами, которые предоставляет официально российская ФТС. И здесь получается, что по некоторым группам товаров наша российская таможня даёт практически в два раза более низкие цифры. Причём не занижая объёмов поставок. То есть, говоря образно, получается, что при пересечении российской границы ряд иностранных товаров вдруг резко дешевеет - в два, иногда в три-четыре раза.

В чём тут фокус? - объясняют мне таможенники. - Система выстроена таким образом, что на ряде направлений, мы подчёркиваем, в массовом порядке, поставка товаров в Россию осуществляется якобы через так называемые налоговые гавани специальными фирмами-посредниками. Грубо говоря, предприниматель хочет ввезти партию товара. Он может задекларировать реальную цену на границе с Россией и условно заплатить 20% от 100 рублей. А может обратиться в такую фирму-посредник, которая переоформляет товар в налоговой гавани, например в Эстонии, на себя и уже декларирует, допустим, цену товара не 100 рублей, а 30 и платит уже 20% сбора от 30 рублей. Понятно, что при таких условиях, вероятно, нужно заплатить «откат». Кому? Догадаться очень просто, потому что, как правило, большинство тропинок от таких фирм ведут в так горячо любимый Андреем Юрьевичем РОСТЭК.

Самое смешное и горькое во всей этой ситуации то, что эти махинации - секрет Полишинеля только для россиян, всему остальному миру это очень хорошо видно. Потому что в Европе подобное занижение товарной стоимости с целью ухода от налогов - тяжёлое уголовное преступление. Именно поэтому наша страна - один из лидеров всевозможных коррупционных рейтингов. Потому что составители этих рейтингов прекрасно видят, что происходит в массовом порядке на нашей границе! И по одному этому можно судить, что творится в стране.

Тем не менее сейчас стоит продолжить перечисление первых лиц нашей российской таможни, которые, по моему мнению, несут личную ответственность за создание такой системы.

Персона номер три: генерал-водитель

Сегодня в Сети разгорается очередной скандал. На этот раз вокруг федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница). На некоторых сайтах появилась информация, что руководителя «Росграницы» Дмитрия Безделова уволили из-за подозрения в коррупции: якобы по его попустительству был допущен серьёзный перерасход государственных средств, выделенных на обустройство российской границы. И что интересно, ряд СМИ при назначении Безделова открыто писали, что это прямая креатура главы ФТС Андрея Бельянинова. И вот теперь его сняли в общем-то по серьёзным обстоятельствам. Но, внимание, на тех же сайтах тут же появилась информация, что Андрей Юрьевич теперь хлопочет о назначении на это место своего заместителя по тыловому обеспечению генерала Сергея Комличенко.

Здесь надо понимать, кто такой Комличенко. Его называют человеком номер три по влиянию в российской таможне. Долгие годы он работал личным водителем Бельянинова, а потом пошёл на повышение. И фактически за четыре года (!) стал генерал-лейтенантом. Как пишут в Сети, Бельянинов вроде как возил его на встречу с Рогозиным. Представляете, что произойдёт, если такой человек без фактического опыта управления сложными государственными структурами будет главой Росграницы!

Здесь вывод напрашивается сам собой: получается, что Бельянинов очень заинтересован, чтобы на этом месте сидел не просто «его» человек, а «совсем его», такой как бывший личный водитель (который наверняка знает про его дела больше, чем, например, супруга или ближайшие друзья), что называется, проверенный, который рядом с ним долгие годы. Для чего? Мне на ум приходит только одно объяснение: чтобы прикрыть от чего-то самого Бельянинова.

И здесь нелишне внимательно присмотреться к человеку, которого называют номером три в иерархии ФТС. В прошлом году тот же депутат Горовцов опубликовал документы, касающиеся служебного самолёта Ту-134, переданного ФТС для оперативных целей. По распоряжению Бельянинова, Комличенко за счёт бюджета оборудовал его вип-салоном. И самое главное, депутат подозревает, что Бельянинов мог использовать его для «неслужебных» целей, в частности для поездок в Тель-Авив, Стамбул и даже Италию.

Но, с моей точки зрения, самым показательным является скандал с так называемыми талонами оперативного обеспечения, который также разразился прошлым летом. Это специальные талоны, гарантирующие, что машины с оперативниками таможни, которые выслеживают контрабандистов, не будут досматриваться сотрудниками МВД. Это нужно для того, чтобы гарантировать оперативников от утечки информации, например, со стороны коррумпированных гаишников и так далее. Что же происходит с этими талонами? До прошлого года, по моей информации, примерно на четыре оперативных подразделения ФТС выделялось около 200 таких талонов. Некоторая часть из них якобы передавалась в центральный аппарат. Как их использовали, до поры до времени никто не знал. Но, судя по всему, они играют какую-то очень важную роль для руководства ФТС. Потому что в этом году в связи с сокращениями оперативных функций таможни ФТС дали порядка 50 талонов. И примерно 25 из них глава ФТС предположительно забрал на центральный аппарат.

А затем произошла следующая ситуация. Совершенно случайно сотрудники МВД в рамках спецоперации остановили автомобиль с таким талоном. И за рулём оказался совершенно посторонний человек. Да ещё лишённый прав за пьяную езду. Единственное достоинство указанного гражданина заключалось в том, что он являлся соседом по даче Бельянинова.

Разразился страшный скандал. Потому что это очень серьёзные документы, но при этом было допущено их прямое использование не по назначению. Но суть даже не в этом. Когда с проверкой пришли в службу тыла и автохозяйство центрального аппарата ФТС, то выяснилось, что такие талоны получили не только первые замы, но, например, и его советник по фамилии Лобанов. По некоторой информации, и прочим посторонним лицам выдавались такие талоны. И здесь я хочу задать вопросы: а зачем всем этим людям эти талоны и где остальные два десятка талонов? У кого они?

Речь ведь идёт на самом деле о весьма серьёзных делах. Вы только вдумайтесь, какая удобная вещь - эти талоны! Например, под их прикрытием очень удобно возить крупные суммы. Вспомните дело Александра Романова. Я уже рассказывал о том, что согласно материалам следствия большие суммы взяток якобы передавались Романову в одном из ресторанов. Иногда из рук в руки могло переходить и до 30 млн рублей и больше. Представляете, как удобно можно было бы возить эти деньги под таким прикрытием?

Только одна эта ситуация со спецталонами может демонстрировать уровень вовлечённости Комличенко в эти дела. Мало того, что этот человек, с моей точки зрения, очень мало заслуживает звания генерала, так он ещё и вполне может иметь отношение к делам, касающимся теневой жизни ФТС. И его прочат в руководители Росграницы...

Таможенный мезальянс - вместо эпилога

Знаете, лучше всего показывает состояние дел в Российской таможне ситуация с Таможенным союзом. Заключая его, наши государственные деятели исходили из того, что Россия всё-таки лидер среди наших трёх стран по товарообороту и соответственно по развитию таможенного дела. То есть мы рассчитывали, что наша ФТС станет таким локомотивом развития Таможенного союза. Что произошло на деле? При всех очевидных плюсах российской таможни поставщики товаров стали предпочитать провозить товары через белорусские и даже казахские таможни? Почему? Ответ открыто печатают в наших и международных СМИ. Вы только вдумайтесь - ни одна машина, ни одна партия грузов через российскую таможню не может проехать без поборов. И поэтому импортёры готовы делать многокилометровые петли, стоять в многокилометровых очередях. Только ради того, чтобы не иметь дела с нашей таможней. То есть вместо равноправного союза у нас случился мезальянс. Мы активно поддержали экономику братских Казахстана и Белоруссии. Вернее, с моей точки зрения, господин Бельянинов и Ко.

В правительстве определились с кандидатурой нового руководителя Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница). Как стало известно "Ъ", возглавить ведомство может Сергей Комличенко, занимающий сейчас пост заместителя главы Федеральной таможенной службы (ФТС). Его кандидатура согласована с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, который в ближайшее время порекомендует его назначение премьеру Дмитрию Медведеву.


Как рассказал "Ъ" высокопоставленный источник в аппарате правительства, вчера днем господин Комличенко прибыл в Белый дом, где встретился с Дмитрием Рогозиным (он курирует деятельность Росграницы). Несмотря на то что повестка встречи формально не разглашалась, заместитель главы ФТС, по данным "Ъ", был осведомлен о возможном предложении стать главой Росграницы. Как говорит собеседник "Ъ" в правительстве, Дмитрий Рогозин счел кандидатуру господина Комличенко подходящей для руководства ведомства. В ближайшее время вице-премьер направит соответствующее представление о назначении Сергея Комличенко Дмитрию Медведеву.

Созданное указом президента Владимира Путина 11 октября 2007 года ведомство отвечает за обустройство государственной границы, создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска. Большую часть времени его возглавлял Дмитрий Безделов, уволенный 21 октября 2013 года. Как сообщал "Ъ", поводом стали результаты работы ревизионной комиссии, которая выявила серьезные нарушения как в самом ведомстве (распределение денег по ФЦП "Развитие государственной границы РФ на 2003-2011 годы" объемом около 150 млрд руб. было сведено к "банальному освоению бюджетных средств"), так и в деятельности господина Безделова (около 1 млрд руб. из той же целевой программы оказалось на счетах банка "Агросоюз", главным бенефициаром которого является отец экс-руководителя ведомства). Спустя сутки в Росгранице и подконтрольном ему федеральном казенном управлении "Росгранстрой" сотрудники ФСБ провели задержания. Вопросы возникли к начальнику управления капитального строительства и эксплуатации Даниле Вавилову и еще нескольким сотрудникам (см. "Ъ" от 23 октября 2013 года).

Поиск нового главы проходил при содействии Федеральной службы безопасности (в нее входит пограничная служба, являющаяся основным заказчиком услуг Росграницы). По сведениям "Ъ", господин Комличенко был не единственным претендентом на эту должность. Помимо него рассматривались еще три кандидата — исполнявший обязанности главы ведомства Юрий Мальцев, первый зампред комитета по обороне Госдумы Сергей Жигарев (ЛДПР), а также один из высокопоставленных сотрудников спецслужб. По словам собеседника "Ъ" в правительстве, господин Жигарев хоть и был внесен в шорт-лист, но реальных шансов занять эту должность не имел — вариант с его назначением не устраивал ФСБ. Кандидатуру Юрия Мальцева до последнего лоббировали в самой Росгранице, однако в его случае негативно сказался факт многолетней работы с Дмитрием Безделовым. Более того, по данным "Ъ", несколько недель назад Дмитрий Рогозин вызывал чиновника к себе на разговор, требуя от него отдачи по работе — вице-премьер посчитал, что господин Мальцев не справляется с обязанностями. Ставить же "чистого силовика", по признанию правительственного источника "Ъ", было также не совсем желательно: несмотря на специфику работы, в ведомстве нужен был человек с опытом управленца в госструктурах.

Впрочем, у Сергея Комличенко, судя по всему, есть опыт работы в органах госбезопасности: в открытых источниках информации о его деятельности содержится крайне мало. Известно, что он родился 15 мая 1971 года на Украине, в Киевской области. С конца 1990-х работал в госкомпании "Росвооружение" (с 2000 года — "Рособоронэкспорт"), а впоследствии стал начальником главного управления тылового обеспечения ФТС. В марте 2010 года его повысили до заместителя руководителя ведомства Андрея Бельянинова, круг курируемых вопросов он сохранил. Впоследствии указом президента Путина получил повышение и в звании, став генерал-лейтенантом таможенной службы. По отзывам коллег господина Комличенко, за время его работы в ФТС у него сложились хорошие отношения с господином Бельяниновым, поэтому в случае необходимости последний может дать положительные рекомендации в его адрес.

Одной из основных задач, которые будут поставлены перед господином Комличенко, станет наведение финансового порядка в ведомстве с учетом обновленной федеральной целевой программы на 2012-2020 годы, бюджет которой предусмотрен на уровне 134 млрд руб.

Вокруг назначения нового главы Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница) произошел крупный скандал. Ведь основной претендент на эту должность, заместитель главы Федеральной таможенной службы Сергей Комличенко, по слухам, уже попал в поле зрения Следственного Комитета РФ, сообщили корреспонденту The Moscow Post в СКР

Отбор у Рогозина

Тот факт, что именно заместителя главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Сергея Комличенко назначат на пост руководителя главы Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница), подтвердили журналистам сразу несколько источников в Правительстве РФ. Все дело в том, что накануне Сергей Комличенко побывал в Белом доме, где встретился с Дмитрием Рогозиным, который курирует деятельность Росграницы.

Именно на этом совещании у Рогозина Комличенко, по слухам, и проинформировали о грядущем назначении.

Более того, в ближайшее время вице-премьер направит соответствующее представление о назначении Сергея Комличенко Дмитрию Медведеву.

Отметим, что эксперты видят немалый риск в этом назначении, ведь одной из основных задач, которые будут поставлены перед господином Комличенко, станет наведение финансового порядка в ведомстве с учетом обновленной федеральной целевой программы (ФЦП) на 2012-2020 годы, бюджет которой предусмотрен на уровне 134 млрд руб .

Однако, сможет и захочет ли Комличенко уберечь эту ФЦП от «откатов» и «распилов» - большой вопрос!

Как Безделов остался без дела

Напомним, что Росграница была создана указом президента Владимира Путина 11 октября 2007 года, как ведомство, отвечающее за обустройство государственной границы, создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска.

Так вот большую часть времени его возглавлял Дмитрий Безделов, со скандалом уволенный 21 октября 2013 года .

Дмитрий Безделов

Кстати, отставке Безделова предшествовала инициированная вице-премьером Дмитрием Рогозиным проверка ведомства.

В ее ходе выяснилось, что около 1 млрд руб. из целевой программы «Развитие государственной границы РФ на 2003-2011 годы» оказались на счетах банка «Агросоюз», крупнейшим бенефициаром которого является отец экс-главы Росграницы Александр Безделов. Материалы проверки, как ожидается, будут направлены в правоохранительные органы.

Более того, в сделках Росграницы было зафиксировано немало подозрительных махинаций!

Вот, к примеру, что получилось со строительством пункта пропуска на автодороге Краскино - госграница с Китаем, где должны были обеспечить пропуск 250 автомашин в сутки!

Так в начале 2013 года ГУ МВД по ДФО возбудило уголовное дело по статье «мошенничество» в отношении гендиректора компании-подрядчика «Стройконструкция». Выяснилось, что он подписал с одним из замруководителей Росграницы акт о приемке фактически не выполненных работ. Кроме того, подрядчик самовольно изменил проект пропускного пункта, из-за чего изменились расчеты объемов и стоимости работ. Общий ущерб федеральному бюджету оценен в полмиллиарда рублей.

Летом Росграница с трудом расторгла этот контракт в арбитражном суде. Однако пропускной пункт Краскино до сих пор не построен.

Похожая ситуация сложилась с пропускным пунктом «Пограничный», являющимся крупнейшим автомобильным узлом Дальнего Востока на российско-китайской границе. Подрядчик ООО «Стройсити» сорвал сроки, и Росгранице пришлось опять в арбитражном суде Москвы аннулировать контракт и и взыскать аванс и пени на 1,2 млрд руб. Аналогичные вещи происходили в других местах, например, при реконструкции железнодорожного пункта пропуска «Адлер» в Сочи. Судебная тяжба на 1,5 млрд руб. с подрядчиком «РСУ№5» продолжается до сих пор

В итоге вопросы возникли к начальнику управления капитального строительства и эксплуатации Даниле Вавилову и еще нескольким сотрудникам.

Но знал ли об этих аферах господин Безделов?! Эксперты уверяют, что он не просто знал об этих аферах, но и, возможно, был одним из их организаторов!..

Список «технических» претендентов

И вот теперь на борьбу с подобными сомнительными схемами вызван из ФТС Сергей Комличенко. Впрочем, пока что у него ест формальные конкуренты – это исполнявший обязанности главы ведомства Юрий Мальцев, первый зампред комитета по обороне Госдумы Сергей Жигарев (ЛДПР), а также один из высокопоставленных сотрудников спецслужб.

Сергей Комличенко

Причем, кандидатуру Жигарева из-за его связей с целым рядом коррупционных скандалов сразу же забраковали в ФСБ, силовика в Росгранице якобы не захотели видеть в Белом Доме, а Юрий Мальцев, назначение которого лоббировали сами сотрудники Росграницы, по слухам, не устроил Кремль (как выходец из команды Безделова)

Таким образом, Сергей Комличенко фактически остался без конкурентов!

Обыкновенный лоббизм?

При этом, по слухам назначение Сергея Комличенко на должность главы Росграницы – это результат усилий по лоббированию своего протеже со стороны главы ФТС Андрея Бельянинова.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.