Вологодские кружева урок изо с презентацией. Конспект и презентация к уроку ИЗО "Роль природных условий в характере традиционной культуры народа

Конспект

Урок ИЗО в 1-м классе МБОУ «СШ № 29» г. Иваново

по теме "Белоснежные узоры. Вологодские кружева»

Учитель: Кантеева Марина Тимофеевна, 1 категория, педагогический стаж – 22 года

Задачи:

1.Образовательные:

    учить различать оттенки красок;

    закрепить знания о процессе рисования в технике «набрызга»;

    познакомить с понятием «композиция»;

    продолжить формирование

    закрепить умение анализировать готовый рисунок.

2. Развивающие

    развивать наблюдательность;

    развивать творческую активность, интерес у детей к данному виду деятельности;

    развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение;

    развивать творческие способности;

    развивать эстетический вкус и интерес;

    развивать умение самостоятельно работать по плану;

    развивать умение оценивать работу одноклассников и свою работу;

3. Воспитательные:

    воспитывать у детей интерес и любовь к изображению окружающей действительности;

    воспитывать аккуратность;

    воспитывать уважение к труду, самостоятельность;

    воспитывать уважение к чужому труду;

    воспитывать уважение к мнениям одноклассников;

    воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к одноклассникам;

    воспитывать уважение и любовь к Родине.

- Ребята, посмотрите: на улице бело!

И снег кружится за окном.

И захотелось это волшебство

Перенести на наше полотно!

Ребята, как у вас настроение? Начнем урок ИЗО?

Выход на тему, цель, учебные задачи.

Выход на тему урока.

Сегодня мы отправимся в старинный русский город Вологда, СЛАЙД 2

Расположен город Вологда среди лесов, богатыми грибами, ягодами, птицей и зверем.

В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшая тонким белым узором окна домов. СЛАЙД 3

Местные жители в это время брались за всякие работы, дававшие дополнительный заработок: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево. СЛАЙД 4

Темными зимними вечерами, когда на улице мороз, Вологодские девушки плели кружева, которые стали известными во всем мире. СЛАЙД 5,6


Подведе-ние детей к формули-рованию темы и постановке задач урока. Составле-ние плана работы .

Что я вижу! Что за диво!

Сколько кружева вокруг!

Правда, дети, здесь красиво?

Аж захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты. СЛАЙД 7-11





Скажите, а как вы думаете, где и как наблюдали свои узоры вологодские кружевницы? (Дети высказывают свои предположения. )

Может быть, глядя в морозные окна…

Работа над темой

Подведе-ние детей к самостоя-тельному выводу

Мороз – художник лучший,
По городу идет.
То щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью,
И на окне нарисовал
Сверкающие листья. СЛАЙД 12-19






Может быть, глядя в морозные окна и скучая по лету, они видели и элементы природы. Какие элементы природы вы заметили на вологодских кружевах и узорах на окнах?

Скажите, а как вы думаете, что же сегодня на уроке мы будем рисовать?

(Интерактивная доска выключается)

Физкультминутка для глаз

Проверка понимания способа действия

Работа в парах .

Давайте вспомним правила работы в парах

(На доске:

1. Работать должны оба.

2. Один говорит, другой слушает.

3. Свое несогласие высказывай вежливо.

4. Если не понял – переспроси.)

Возьмите белый конверт, достаньте из него частички пазлов, составьте из него картинку.

Что у вас получилось? (Во время работы дети могут поднять сигнальные карточки: зеленые, если они все поняли и хотят работать самостоятельно, или красные, если им требуется помощь. Пары, которые задание выполнили, поднимают вверх соединенные руки.)

Какие элементы составили зимний узор?

Закреп-ление матери-ала

Выявление возможных ошибок, неточнос-тей в знаниях

На доске представлены элементы зимнего узора, составьте из него морозный узор на доске.

Какие элементы ты взял? (2-3 человека)

Развитие умения работать по алгоритму

Рисовать мы будем в технике набрызга. Этот способ нам уже знаком.

Помогите мне составить план нашей работы.

    Приготовим краску для работы

    Подготовимся сами (закатать рукава и т.д.)

    Выложим на альбомный лист нашу композицию морозного узора с помощью трафаретов

    Нанесем брызги краски оттенков синего цвета с помощью щеточки

    Уберем трафареты

    Уберем свое рабочее место

    Оформим выставку работ на доске (Каждый пункт плана появляется на доске по мере его называния)

Давайте проверим, все ли у нас готово.

Что нам потребуется для работы?

Нам потребуется: альбом, краски, непроливайки с водой, щетки, трафареты, тряпочки для рук, сигнальные карточки.

Физкультминутка

Снятие усталости

Ну, а сейчас физкультминутка. Кто из ребят поможет мне ее провести?

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз,
(Присели.)
Тронет руку, тронет нос
(Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать,
(Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть.
(Прыжки)

Самопроверка

Закрепле-ние умения работать по алгоритму

Оттенки какого цвета нам понадобятся при изображении морозного узора? (синего)

Приготовим краски для работы – капнем в краску воды.

Откройте цветной конверт, достаньте из него детали.

Что вы видите? (трафареты для морозного узора на окне)

Составим на белом листе морозный узор .(пройти, посмотреть, проверить)

- Используя щетку, мы будем наносить брызги на нашу выложенную композицию. Работайте осторожно. Держа щеточку щетиной вниз, проводите движение большим пальцем по щетине к себе. Брызги полетят от вас на лист бумаги, нанося при этом фон.

Подведение итогов

Соотнесе-ние постав-ленных задач с до-стигнутым результа-том, фиксация нового знания, постановка дальней-ших целей

Заканчиваем работу. Убираем краски, выливаем воду, моем кисточки и непроливайки. Чтобы рисунок не испортился и хорошо подсох, аккуратно убираем на край стола.

Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места. Сейчас на доске мы оформим выставку из ваших рисунков.

Посмотрите на работы.

Какая задача стояла сегодня перед нами?

Как вы думаете, получились ли у нас морозные узоры?

Понравилось ли вам рисовать морозный узор?

Какой рисунок вы считаете самым выразительным и почему? У кого работа получилась очень хорошо, кто выполнил все требования к работе, кто добавил что-то своё?

Молодцы!

У кого работа сегодня не заладилась, что-то не получилось, что не успели?

Как вы думаете, почему? Что нужно предпринять, чтобы в следующий раз все получилось?

Заключительный этап и рефлек-сия.

Обеспече-ние пози-тивного на-строя на дальнейшее получение знаний

Что нового вы узнали на уроке, чему научились? (На доске – таблица-помощница: «Я узнал…» « Я могу…» « Я научился…». Дети при ответе пользуются ею.)

Что вы расскажете родителям?

А где вы можете применить новые знания и умения?

Урок окончен. Все молодцы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию, художественному творчеству в старшей группе «Волшебные снежинки».

Программное содержание

Образовательные задачи:

Познакомить детей с вологодскими кружевами, их плетением и использовании их в жизненном быту.

Закрепить знания о снежинках: каждая снежинка имеет неповторимый узор, состоит из 6 ледяных лучиков. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь,точно употреблять слова по смыслу и выслушивать ответы других детей.

Формировать умение подбир ать слова-определения (снежинка белая,чудесная,кристальная,сверкающая,сказочная,серебристая,воздушная,лёгкая и т.д.). Совершенствовать навык восприятия художественного произведения: стихотворение. Развивающие задачи :

Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

Развивать артистические качества, поощрять импровизацию в играх.

Развивать умение осознанно и творчески выполнять физические упражнения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: привычку сообща играть, рисовать, наблюдать, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников

Оборудование, материалы : мультимедийное оборудование, аудиозаписи классической музыке о зиме, слайды вологодских кружев, снежинка (пластик),слайд с изображением снегиря, квадраты чёрных, фиолетовых, коричневых цветов по количеству детей. Баночки с белилами, клей ПВА поднос с блёстками, стаканчики с водой, кисти, подставки, салфетки, лист ватмана квадратной формы с украшенными краями (платок).

Ход непосредственной образовательной деятельности.

В: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом. Что значит поздороваться? (это значит пожелать здоровья). Возьмёмся за руки и почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и скажем другу: «Как я рад тебя видеть».Я тоже очень рада всех видеть и желаю всем хорошей творческой работы. В: Ребята,вы хотите отправиться в сказочное путешествие?Тогда пойдёмте за мной. Возьмемся за руки и пойдем. Сколько снега намело, сугробы высокие, перешагиваем через сугроб, а теперь наклоняемся и проходим под ветками деревьев. Ой,ручеёк не замёрз, перепрыгиваем через ручеёк.

Слайд №1 «Зимний лес»

В: Как здесь холодно, погрейте себя,обнимите себя руками, похлопайте руками перед грудью. В какой лес мы с вами попали? (зимний, сказочный, красивый и т.д) Как вы догадались, что лес зимний?(деревья в снегу ит.д

Слайд №2 «Прилет снегиря на ветку» Кто это?(снегирь) Как вы думаете почему прилетел снегирь, а не другая птица?(так как снегирь-зимующая птица). Он нам что-то принёс. Что это? (снежинка).

Звучит музыка

Слайд № 3 «Падающие снежинки»

Читаю стихотворение К.Бальмонта «Снежинка».

Светло-пушистая, Но вот кончается

Снежинка белая, Дорога дальняя,

Какая чистая, Земли касается,

Какая смелая! Звезда кристальная.

Дорогой бурною Лежит пушистая,

Легко проносится, Снежинка смелая.

Не в высь лазурную, Какая чистая,

На землю просится. Какая белая!

Ребята, встаньте в круг. Давайте будем передавать снежинку друг другу и скажем, какая она? (снежинка- белая, чудесная кристальная, сверкающая, сказочная, серебристая, воздушная, лёгкая и т. д.).

Слайд № 4 «Вьюга » Игровое упражнение дыхательной гимнастики «Снежинка»

Вот они во круг нас, глубоко вдохнули, сделали губы трубочкой, сильно, сильно подуйте, летят снежинки! А вот снежинка села вам на нос, нижнюю губу оттопырьте, подуйте на кончик носа, чувствуете ветерок, снежинка полетела дальше с вашего носа. А вот протяните ладошки, снежинка села на них, сделайте губы трубочкой, подуйте.

Давайте посидим на волшебной полянке, отдохнём.

Слайд №5 «Вологодские кружева»

Люди смотрели на красивые снежинки, на морозные узоры и создали удивительные кружева.

Мы с вами любуемся вологодскими кружевами. Они так называются, потому что их плетут в городе Вологда. Как называются кружева? (Вологодские).

Слайд №6 «Мастерицы»

Посмотрите, вот мастерица с помощью тонких-тонких белых ниток плетёт кружева. Делает она это по рисунку, очень внимательно, старательно, с помощью специальных инструментов: валика, коклюшек и многочисленных булав. Вот девочки сидят на полянке и плетут каждая свой узор. Что же изображено на вологодских кружевах?

Слайд № 7 «Кружева».

Какими узорами украшены кружева? (белые листочки, снежинки, деревья, цветочки, бабочки.)

Слайд №8 «Воротнички»

Как вы думаете, а для чего нужны такие кружева? (кружевные воротнички, жилеты делают одежду красивой, праздничной, нарядной. Кружевные салфетки, шторы украшают дом, делают его уютным и неповторимым).

А вы хотите изобразить морозные снежинки, похожие на кружева? Пройдёмте за столы, мы в нашей художественной мастерской. Каждый из вас выберет по своему желанию бумажный квадрат - фиолетового, синего, коричневого цвета и нарисует на нём снежинку необыкновенной красоты. Рисовать будем тонкими-тонкими кисточками белой краской гуашь. Все снежинки разные, нет не одной похожей на другую, но в основе имеют общую форму. Сколько лучей у снежинки? (шесть, они все расходятся из одной точки). Как можно украсить лучи? (кружочками, травинками, бараньими рожками). Что бы снежинки были блестящими, посыпьте их блёстками, пока краска не высохла, лишнее стряхните на поднос.

Под музыку Вивальди «Зима» дети рисуют снежинки

Рефлексия.

Принесите свои снежинки и разложите на нашем платке. Какая у платка форма? (квадрат) Было много маленьких работ, а получилась одна, красивая, потому что мы работали вместе.

С чем познакомились? (с вологодскими кружевами). Почему они называются вологодские? (потому что плетутся в городе Вологда)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История города Вологда Старинный русский город Вологда, история которого началась в 12 веке, можно по праву считать хранителем древних традиций культуры Севера. Заслуженную известность и широкое признание за высокую художественность, декоративное богатство, совершенство техники исполнения снискало вологодское кружево.

Современный город Вологда

Вологодские кружевные изделия

Вологодские кружевные изделия

Вологодское кружево состоит из крупного, выразительного узора, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине плавной полотнянкой, чётко вырисовывающейся на фоне узорных решёток. Скань толстая, часто цветная. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров.

Материалы и инструменты для плетения кружев Для выполнения кружевных изделий прежде всего требуются коклюшки - деревянные палочки с шейкой, на которую наматываются нитки. Коклю́шка, также кока, коко, коклюха - деревянная палочка, на которую наматываются нитки, для плетения кружева. Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом». Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие. Дерево может быть разным. Береза, ёлка, клён, - самые популярные материалы для легких коклюшек.

Чтобы удобно было работать, подушку надо класть на подставку. Подставка может быть небольшой сборной для установки валика на столе. Для закрепления переплетённых ниток в кружеве используют булавки.

Сколок - рабочий рисунок кружева. Его наносят на плотную и достаточно эластичную бумагу или картон в виде точек. Подушка, в виде валика, на которой производится плетение кружев.

Элементы кружев Плетешок Сетка-решётка, которая служит фоном.

Элементы кружев Тесьма-полотнянка (вилюшка). Насновки – небольшие фигурки очень плотного плетения.

Цветовое решение Белый Голубой Чёрный Кремовый Серый

Образцы кружев

Образцы кружев

Необходимые материалы Черный или фиолетовый матовый картон. Шаблон кружева. Простой карандаш. Белый корректор в карандаше.

Технология рисования Наложить шаблон кружева на картон, закрепив их скрепкой между собой. Простым карандашом обвести рисунок на шаблоне, сильно надавливая на карандаш. Убрать шаблон, на картоне останется видимый оттиск. Обвести полученный оттиск белым корректором. Рисунок кружева готов.

Список использованных материалов http:// www . etoretro . ru / pic 26229. htm http:// lubimoe - delo . ru / index . php / archives /200 http:// fototerra . ru / Russia / Vologda / Westa -4003. html http://fototerra.ru/Russia/Vologda/Westa-4003.html http:// www . snejinka . ru / index . php ? cPath =194_174 http://www.linens.ru/catalogue/vologda_laces/


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вологодское кружево

Прекрасен морозный узок на стекле! Только жалко, что красота эта недолговечна – быстро тает. А эти ажурные изделия, эта сказочная красота не исчезнет, не растает, потому что её создали руки искусных мастериц, а не мороз и снежные вьюги.

Кружева плели во многих уголках России – в Рязани, Вятке, Ельце. Славилась кружевами и Вологда. Там выращивают лён. А льняные нити – прекрасный материал для плетения кружев.

На вологодских кружевах мы видим и заснеженный лес, и морозные узоры на стекле, и белоснежные пушистые снежинки, сказочных птиц, звезды, цветы. Мастерицы сами придумывают свои узоры.

В наши дни, как и в старину, кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки. Коклюшки – это круглые деревянные палочки.

Перед кружевницей на специальной подушечке-валике изображен узор линиями и булавками, воткнутыми в подушку, - рисунок будущего кружева.

Мастерица быстро и ловко перебрасывает коклюшки из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок,и получается прекрасный кружевной узор.

Труд вологодских мастериц и сегодня в почете и уважении. Вологодскими кружевами украшают одежду, бельё, салфетки, шали.

Окружают меня кружева – Одуванчик, дрожащий едва, Пенный гребень на гладкой волне И узор на морозном окне. Кружева – в стрекозиных крылах И в летящих сквозных облаках, В паутине воздушной лесной, В невесомой тени вырезной. Кружит лист кружевной надо мной, Заплелась кружевами трава – Кружева, кружева, кружева. Л. Яхнин

Работу выполнила воспитатель МБДОУ детского сада №1 Демидова О.В. Литература: Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Картинки для слайдов взяты из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по декоративному творчеству "Вологодские кружева"

Занятие проводится с детьми старшшего дошкольного возраста в целях расширеняи знаний о вологдских кружевах...

Конспект занятия по рисованию на тему "Кружево" рисование тушью. Дидактическая игра "Нарисуй ниткой узор салфетки" Представлена дидактическ...

Cлайд 1

Cлайд 2

Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетeнного на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника)

Cлайд 3

История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».

Cлайд 4

Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.

Cлайд 5

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году - 40 000.

Cлайд 6

В 1919-1921 годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений.

Cлайд 7

В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом 40000 кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении артелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий.
2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.