Чем отличается карьерный рост от профессионального? Профессиональный и карьерный рост Карьера и профессиональный рост.

Определение карьерного роста

Не секрет, что современная система повышения квалификации работников образования очень быстро развивается, улучшается, обновляется. Почти все ориентируется на энергичностью самого преподавателя, которая, в свою очередь, конкретно зависит от его собственных карьерных устремлений, установленных профессиональных целей и задач, личных потребностей.

Карьерный рост можно определить по-разному, но в самом общем виде под ним подразумевают преднамеренно избранный и реализуемый работником путь должностного либо профессионального продвижения, что гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в согласовании с уровнем его квалификации. В психолого-педагогической науке проблемой карьерного роста занимались Э.Шейн, М. В. Александрова, Д. А. Аширов, В. Г. Поляков, Б. З. Вульфов, С. Д. Резник и др. Достаточно обстоятельно разработана концепция карьеры в менеджменте организации. Так, к примеру, в 1971 г. доктор Массачусетского института технологии Э.Шейн внес предложение рассматривать карьеру в организации в виде трехмерного конуса. Э.Шейн выделяет, что планирование карьеры – это медлительный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, мотивов, потребностей, взаимоотношений и ценностей. Успешная карьера находится в зависимости не только от побуждений и мотиваций на той или другой личности, но и от возможностей.

В отечественной педагогике до недавнего времени понятие «карьера» фактически не использовалось, и в основном слово «карьера» обладало негативным смысловым оттенком. В последние годы данный негативный оттенок стал пропадать. В данный момент человек, «делающий карьеру», рассматривается скорее как имеющий ориентацию на реализацию личного и профессионального потенциала.

Длительное время удачной считалась лишь та карьера, которая подразумевала перемещение вверх. Но для одного человека успех это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для иного – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности. Поэтому сейчас слово «карьера» вообщем и в системе воспитания в частности понимается в 2-ух смыслах: а) вертикальная карьера, преполагающая продвижение вверх по служебной лестнице; б) горизонтальная карьера, отражающая продолжение профессиональных способностей преподавателя в отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей. Ряд исследователей считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры – это не только различные методы жизни в профессии, но и различные методы жизни вообщем.

Профессиональный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности. Образцом горизонтальной карьеры может служить усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог английского языка создает собственный интернет-сайт, на котором разговаривает со своими слушателями, тем самым увеличивая свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Другой преподаватель осваивает новейшие технологии и достигает такого, что становиться создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • точка зрения руководителя;
  • наличие внешних характеристик успешности перемещения в специальности (заслуги, итоги научно-исследовательской деятельности и др.);
  • наличие адекватной системы оценивания, ее соотнесение с ценностями определенного работника;
  • помощь и стимулирование творчества;
  • формирование рефлексивно-творческих свойств.

Конкретно сейчас, когда удачно реализуется Государственная программа становления воспитания на 2011-2020 годы, раскрываются огромные способности для тех преподавателей, кто не хочет покидать любимую работу, кто искренне любит учить и понимает, как это делать мастерски. Осуществление предоставленной программы создает такие условия для возможностей карьерного роста, как стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии; муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей; одобрение наилучших преподавателей. А это, в свою очередь, провоцирует преподавателей к изучению новейших способов методической работы, научному изучению, осознанию значимости своей практической деятельности.

В последнее время существенно повысилось количество педагогов, решивших заняться научно-исследовательской работой, что также содействует их карьерному продвижению. Естественно, пока данный признак еще сравнительно невелик в системе повышения квалификации, однако подъем численности преподавателей, жаждущих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность, значительно возрос.

Это только некоторые возможности карьерного роста современного преподавателя. Очевидно, имеется и другие пути становления и развития карьеры в системе образования, так как карьеру нужно рассматривать не только как восхождение по административной лестнице, а как вероятность стать успешным специалистом в собственной деятельности.

Профессиональный рост

Рассматривая карьерный рост преподавателя как динамический процесс, необходимо подметить, что он напрямую связан с профессиональным ростом как личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках имеющейся профессиональной деятельности. Под профессиональным ростом понимается развитие, интеграция и осуществление в педагогическом труде профессионально важных личных свойств и возможностей, профессиональных познаний и умений, функциональное высококачественное преображение человеком собственного внутреннего мира, приводящее к сознательно новому способу жизнедеятельности.

Главная роль в профессиональном росте принадлежит лично преподавателю, его ожиданиям, представлениям о своём трудовом будущем.

Сейчас карьера преподавателя требует особенного внимания. Прогрессивному сообществу небезразлично, кто будет работать с учителями: бесстрастный к занятию исполнитель либо стремящийся к наибольшему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Этим продиктована необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, нацеленных на помощь, сопровождение, побуждение и использование всех реальных способностей его карьерного роста.

Можно выделить следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.

Педагогическая умелость - это та база мастерства учителя, в отсутствии которой невозможно действовать в школе. Она основывается на необходимой теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и улучшаться в школе.

Следующей ступенью профессионального роста учителя считается педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как высококачественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя - это доведенная им до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость. Естественно, для выработки педагогического мастерства преподаватель обязан владеть необходимыми природными данными, неплохим голосом, слухом, наружным обаянием и т.д. Но, невзирая на принципиальный смысл этих природных, личных данных, способствующих удачной педагогической деятельности, определяющую роль играют обретенные свойства.

Существенной спецификой обладает педагогическое творчество. Педагогическое творчество включает в себе конкретные составляющие новизны, однако чаще всего данная новизна связана не столько с выдвижением новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько с видоизменением способов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизацией.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя считается педагогическое новаторство. Педагогическое новаторство включает в себя внесение и реализацию новейших, современных мыслей, основ и способов в процесс изучения и обучения и существенно изменяет и увеличивает их качество.

Существует крылатая фраза: «Самое трудное - это борьба с самим собой». Она же, как нельзя больше, подходит и в качестве объяснения тому факту, что как профессиональный, так и личностный рост представляют собой, если не борьбу, то постоянную тяжелую работу над самим собой... При этом, начало этой работы является самой настоящей битвой со своими сложившимися установками и стереотипами, сложившимися в обществе, а логическое завершение, по сути, отсутствует, так как «нет предела совершенству». Давайте попробуем вместе подробнее разобраться в том, что же все-таки, на самом деле, означают понятия: «личностный рост» и «профессиональный рост», а также с какими сложностями чаще всего приходится сталкиваться на пути саморазвития.

Ошибочное мнение о том, что необходимо для профессионального и личностного роста.

Одним из самых известных пожеланий является: « Здоровья, успехов в карьере и счастья в личной жизни!». Что наглядно объясняет, что для достижения удовлетворенности жизнью, кроме здоровья, - финансовое благополучие и состояние гармонии с самим собой и своими близкими - это одни из самых необходимых условий.

Сами определения понятий «профессиональный рост» и «личностный рост», расшифровываются, как: постоянное развитие человека и накопление им разнообразного опыта и знаний в течение жизни.

Естественное накопление жизненного опыта без дополнительного саморазвития личности, зачастую, приводит к ситуации, когда все уже ясно и понятно, но, увы, уже слишком поздно (см. ).

Кажется вполне логичным, что для развития и накопления большего количества опыта, за меньшее количество времени, необходимо больше времени посвятить изучению информации по интересующим вопросам. То есть, для активного профессионального роста : как минимум - постоянно повышать свою квалификацию, а, как максимум – получить дополнительное образование, быть в курсе всех изменений и нововведений в той профессиональной области, которая вас интересует.

Соответственно, для личностного роста : изучать психологическую литературу, узнавать механизмы и тактики поведения в той или иной ситуации и пр. Понятно, что образование требует определенного количества времени, усидчивости и трудолюбия, но вот, пресловутой «самой высочайшей степени сложности» пока вроде не наблюдается, правда?

«В чем же непосильная трудность?», - спросите вы. А за плечами у вас наверняка уже школа, ВУЗ или колледж, а возможно, и не одни курсы повышения квалификации. Так что опыт изучения и накопления информации, скорее всего - довольно обширный. Да и определенный житейский опыт тоже, безусловно, присутствует, а, быть может, вы уже давно интересуетесь всякого рода психологической литературой.

С чего в реальности начинается профессиональный и личностный рост.

Начнем, как обычно, с теории. Выделяют основные элементы, определяющие личность:

  • Познание себя.
  • Побуждение себя.
  • Продвижение профессионального и личностного роста.
  • Самореализация.

«Профессиональный и личностный рост – это не только количество прочитанной в книгах или прослушанной на специальных курсах профессиональной и психологической информации. Рост личности происходит только тогда, когда человек может эти знания применить с пользой для своей жизни. Плюс, каким бы образованным не был человек, в узкоспециализированной области своей профессиональной деятельности, без навыков ответственности, общения и взаимодействия, ему вряд ли удастся достичь весомых карьерных высот.

Это формирование абсолютно нового взгляда на свою жизнь и возможные перспективы (как профессиональные, так и личные)». Можно прочитать неимоверное количество литературы, сходить не к одному психологу, посетить приличное количество тренингов личностного и профессионального роста. Но пока все полученные вами знания лежат «мертвым грузом» исключительной теории, ни о профессиональном, ни о личностном росте и речи быть не может. А вот начать внедрять полученные знания в жизнь – это действительно куда сложнее, поскольку именно с этого момента вы начинаете меняться и, соответственно, сталкиваться с ответными реакциями, как собственной психики, так и окружающего мира.
Ответная реакция собственного организма на начальные этапы вашего развития личности и профессионального роста: страх и попытка вернуть ситуацию в привычное русло .
Итак, вы перелопатили большое количество литературы, основательно покопались в себе, возможно, сходили к психологу, или на , осознали возможные проблемы с самооценкой, неуверенность в себе и негативные установки, которые мешают вашей жизни и успешному воплощению ваших планов и желаний. Теоретически, понимаете «откуда ноги растут» и что именно хотели бы поменять, но, в первую очередь, вас терзает безумный страх навредить и сделать все только хуже, чем есть на данный момент.

Страх показаться глупым и смешным, боязнь наворотить ошибок, которые невозможно будет исправить. Плюс, личностный и профессиональный рост на начальном этапе нельзя ощутить и измерить, чтобы убедиться в верности своего пути.

К примеру, если вы решили похудеть и накачать определенные мышцы, то отражение в зеркале, весы и свободно болтающаяся одежда, которая раньше сидела в обтяжку, уже буквально через считанные недели подскажут Вам, что вы все делаете правильно, или о том, что где-то надо что-то поменять. Плюс, эйфория от первых достигнутых результатов будут подбадривать на покорение новых вершин. В случае с саморазвитием все происходит несколько иначе и дорога значительно длиннее и тернистее.

Возможно, на каком-либо тренинге, вы даже с успехом выполнили определенные упражнения, и это подзарядило вас энергией на некоторое время. Но одно дело игровая ситуация, а совсем другое – реальная жизнь. В реальной жизни гораздо тяжелее сказать «нет» близким людям или коллегам на работе, которые нагружают вас лишними, мешающими вашему развитию просьбами, или пытаются использовать вас и ваше время в своих корыстных целях.

Сложнее взять на себя ответственность за выполнение конкретного задания по работе или за принятие решения о том, что больше не намерены терпеть пренебрежительное отношение от коллег или знакомых. Так что в мечтах, конечно, полетать приятно, но реальность пугает и шипит, призывая не покидать свою уютную норку, в которой «тепло и сыро».

Страх и неуверенность могут сильно помешать даже самой сильной мотивации, лишить покоя и сна и даже спровоцировать панические атаки и психосоматические заболевания, как ответную реакцию организма, при помощи которой он старается защитить свой сложившийся внутренний мир от серьезных изменений.
Ответная реакция общества на начальные этапы вашего личностного и профессионального роста: непонимание и агрессия.
Представьте себе замкнутую систему, населенную некими организмами. Каждый из них занимает определенное место и выполняет определенные обязанности. Кто-то занял более удобные ниши, кому-то досталось что-то попроще, но все привыкли и всех более-менее все устраивает. И вдруг, один из организмов выбивается из привычного ритма и начинает вести себя совсем иначе, нежели раньше. Как вы думаете, системе это понравится? Примерно так же происходит и в том случае, когда вы начинаете менять свою, привычную для общества, линию поведения и систему реагирования. Одно дело, когда вы просто изучаете что-то непонятное. На это обычно реагируют в духе: «Тратит время на, черт знает что, лучше бы отдохнул, телек посмотрел, да пивка попил с нами. Ну да и фиг с ним!». Это банальное непонимание.

А вот, когда вы переходите от теории к действиям, начинается реальная ответная агрессия, ибо всех устраивал незаметный «Вася Пупкин» или «Маша Иванова», которые тихо сидели и корпели за весь отдел, даже не намекая о премии/повышении, или тихий муж/жена, кладущие свою жизнь, на благо родных и близких. А пресловутые «Вася» или «Маша» вдруг возомнили себя достойными стать руководителями, отказываются выполнять чужие обязанности.

Или тихая жена и мать семейства вспомнила о себе, не позволяет задвигать свои потребности на последнее место, придумывает новые обязанности для членов семьи и пр. В подобной ситуации даже самые близкие люди начинают борьбу за «возвращение блудного попугая» на привычную жердочку и в ход идут, в первую очередь, призывы опомниться, не страдать фигней из которой, по любому, ничего путного не выйдет (по их мнению, разумеется).
Выход есть: не ставьте глобальных целей, не корите себя и продолжайте гнуть свою линию!
Подводя промежуточные итоги, можно подумать, что задачи личностного и профессионального роста действительно непомерно сложны и лучше даже и не пытаться «высунуть нос» за рамки обыденного, предоставив жизни идти своим чередом. Ведь в то время, когда и так безумно сложно и страшно сделать первые шаги, вместо малейшей поддержки на пути будет встречаться лишь отторжение и агрессия. Проще всего все забросить и продолжить жить так, как раньше: иногда мечтая, о большем, но сразу одергивая себя, что воплотить эти мечты в реальность непосильно сложно, и вы уже было попытались раз или два, да не вышло.

Выход есть!

Но выход действительно есть, и он заключается:

  1. В разбивании каждой крупной цели на несколько мелких.
  2. В поощрении любых своих достижений (даже самых минимальных).
  3. В грамотном анализе возможных промахов. Ведь, как известно: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

Все это, в совокупности, поможет личности сначала адаптироваться к начавшимся переменам, сформировать адекватную самооценку, а впоследствии к формированию адекватного и трезвого взгляда на вещи, для приобретения более удобных форм поведения, которые, в свою очередь, помогут выдержать ответную реакцию общества более уверенно и независимо и не свернуть с намеченных целей.

Постепенно появятся и первые положительные результаты, а с ними и азарт на новые свершения. На работе вас будут воспринимать совсем иначе, да и вы будете получать от рабочего процесса гораздо более положительные эмоции.

Со временем, может прийти в голову идея сменить сферу деятельности или открыть свое дело, и если, по-прежнему, продолжать двигаться небольшими, но уверенными шагами к новым и новым целям, то рано или поздно вы осознаете, что между мечтой и реальностью вовсе не пропасть, а четкая стратегия.

Родные и близкие постепенно не только примут ситуацию, но и начнут вами гордиться. Круг общения, возможно, изменится, но в лучшую сторону и по вашему же, непосредственно, желанию.
Удачи и терпения вам в этих непростых начинаниях на пути личностного и профессионального роста, ведь благодаря самореализации жизнь способна заиграть новыми яркими красками и обрести совершенно иные перспективы!

Профессиональный рост часто отождествляется с карьерным, хотя на самом деле это совершенно разные понятия. Что включает в себя профессиональный рост? Как именно можно «вырастить» профессионала в себе? Обо всем этом подробнее расскажет Страна советов.

При правильном подходе профессиональный рост действительно сопровождается карьерным , и тогда довольны остаются все: специалист, получивший заслуженное повышение, и работодатель, получивший ценного сотрудника. Однако в некоторых случаях профессиональный и карьерный рост идут не «рука об руку», а порознь. Почему так происходит?

Дело в том, что профессиональный рост и карьерный рост осуществляются, если можно так выразиться, в разных плоскостях. Профессиональный рост направлен на расширение профессиональной компетенции сотрудника или же на погружение в одну определенную узкую область профессии. В свою очередь, карьерный рост практически всегда направлен вверх и подразумевает освоение сотрудником новых навыков , расширение его полномочий.

Карьерный рост, как правило, более заметен, чем профессиональный. Ведь профессиональный рост не сопровождается такими значительными изменениями: повышение заработной платы, повышение социального статуса, обретение некоторых привилегий. Заметить профессиональный рост специалиста можно по более качественному или более быстрому выполнению им поставленных задач, повышению востребованности данного специалиста среди постоянных клиентов и т. д.

Многие специалисты жалуются, что на текущем месте работы возможности профессионального роста им недоступны . Однако, если посмотреть «глубже», может оказаться, что это далеко не так. Ведь критерии своего профессионального роста каждый специалист определяет самостоятельно.

Так, для одних профессиональный рост - это достижение целей с минимальными затратами ресурсов , для других - признание в профессиональных кругах, третьим важнее всего повышение заработной платы. Поэтому важно установить определенные критерии профессионального роста именно для себя, чтобы понять, насколько активно происходит профессиональное развитие и происходит ли вообще.

С чего должен начинаться профессиональный рост? В идеале - с правильного выбора профессии. Если свою профессиональную деятельность специалист начал не по собственному желанию, а в силу каких-то сторонних обстоятельств, то профессиональный рост в таком случае будет сильно осложнен. Только большая заинтересованность человека в своей профессии способна побудить его развивать свои профессиональные навыки и умения, обретать новые знания, опыт.

Во многих компаниях для повышения профессионального уровня сотрудников проводятся различные семинары и тренинги. Если специалист стремится профессионально вырасти, ему следует принимать участие в подобных мероприятиях, а также самостоятельно развивать собственную базу профессиональных знаний: изучать специализированную литературу, осваивать новые методики и закреплять их на практике.

К примеру, мастер-парикмахер может попробовать себя в новых сложных стрижках и прическах, повар - в приготовлении блюд иностранной кухни, педагог может попробовать новаторские методики обучения. Границ для самосовершенствования нет и каждый специалист, будь он простым механиком или топ-менеджером крупной компании, может начать свой профессиональный рост.

Личностный и карьерный рост - это два, казалось бы, разных понятия, которые, тем не менее, психологи всегда рассматривают в неразрывной связке. Часто у людей появляется гнетущее ощущение, что их профессиональная деятельность застряла на месте, и ни занимаемая должность, ни положение больше не удовлетворяют их амбиций. Осознание данного факта - это признак того, что вам пора задуматься о своем карьерном росте. О нем говорят много, но чаще на поверхностном уровне, не до конца вникая в сложную суть этого понятия.

Отправить заявку на консультацию психолога

Полная конфиденциальность

Профессионализм


Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций


Выбор места проведения консультации

Виды и цели карьерного роста

Стандартное понимание этого явления сводится к метафоре карьерной лестницы: начать с низов и достичь руководящих должностей. Но это лишь одна из сторон многогранного понятия. Современные психологи выделяют три вида карьерного роста, каждый из которых имеет свои цели:

Должностной рост

Его суть как раз наиболее точно отражает та самая метафора карьерной лестницы, когда человек продвигается вверх по должностной иерархии с целью получения более высокой заработной платы и повышения своей социальной важности. Смена должностей может происходить размеренно и поэтапно, а также, наоборот, скачкообразно или стремительно.

Профессиональный карьерный рост

Он предполагает совершенствование (углубление и расширение) имеющихся навыков и знаний, получение нового опыта, ценного с профессиональной точки зрения. Как правило, такое карьерное продвижение сопровождается увеличением зарплаты, но это не является приоритетной и мотивирующей целью.

Социальный карьерный рост

Желание занимать такие должности, которые позволят в том числе принадлежать к определенной социальной группе. Для таких людей перспективы карьерного роста неразрывно связаны с социализацией и поиском своего места в общественной жизни.

Таким образом, можно понять, для чего разным людям нужен карьерный рост. Для кого-то основным мотивирующим фактором выступают деньги, для кого-то совершенствование себя как специалиста в конкретной сфере, а кто-то рассматривает успешную карьеру как возможность получить значимый социальный статус и найти свое место в жизни.

Новые статьи на сайте

Личностные качества, необходимые для карьерного роста

Люди, планирующие построить успешную должностную карьеру, должны не только демонстрировать бескомпромиссный профессионализм в своей области, но и отличаться рядом важных личностных черт.

  • Иметь универсальные коммуникативные задатки, т.е. уметь налаживать эффективное межличностное общение с коллегами, вне зависимости от их места в должностной иерархии.
  • Умение оказывать влияние на других людей, активность и целеустремленность - это также важные личностные черты, для тех, кто строит карьеру.
  • Достичь самого верха невозможно без высокого самоуважения (реалистично сопоставленного с вашими возможностями и способностями), надлежащего уровня самоконтроля и умения с холодной головой решать наиболее нестандартные проблемы.

Если к должностному росту (вертикальному) больше тяготеют люди с системным и аналитическим мышлением, то профессиональный карьерный рост (горизонтальный) больше присущ творческим личностям. Людей добивающихся успехов в этом направлении отличают такие личностные черты как дипломатичность, неконфликтность, постоянная открытость к новым знаниям, отсутствие заносчивости.

Консультация онлайн: задать вопрос психологу

Планирование карьерного роста всегда должно включать в себя работу с личностными качествами. Выстраивание грамотной стратегии начинается с понимания сильных и слабых сторон своего характера. Сформулировать задачи карьерного роста, стоящие перед вами, четко продумать стратегию и проработать свои личностные качества на соответствие своим планам, вы обязательно удовлетворите свои амбиции и достигнете успеха.

Развитие карьеры начинается не с первого дня работы, а гораздо раньше, когда человек впервые осознает, как люди зарабатывают. Уже тогда формируются первые представления о разных видах деятельности и личное отношение к ним. Позже человек выбирает профессию и критерии карьерного роста исходя из своих амбиций, стиля жизни и поставленных целей.

Виды карьерного роста

Традиционно выделяют два вида два вида карьерного роста: горизонтальный и вертикальный. Названия соответствуют направлению развития карьеры работника в иерархии одной или нескольких компаний.

Вертикальный рост – это классическое понятие подъема по карьерной лестнице, то есть получение более высокой должности. Вертикальное движение может быть стремительным или, наоборот, последовательным. Во многих компаниях для повышения необходимо пройти весь путь от низшей должности до руководящего поста. Вертикальный карьерный рост характерен для большинства предприятий и зачастую это именно то, чего желают добиться при поступлении на работу.

Горизонтальный рост означает профессиональный рост в определенной сфере. Сюда входят повышение квалификации, получение новых навыков и умений, что делает сотрудника более ценным и востребованным специалистом. Например, получение ученой степени означает горизонтальный карьерный рост. Зачастую такое развитие выбирают люди творческих или научных профессий, которые не мечтают о кресле начальника, а хотят реализовать свои таланты в определенной области.


В соответствии с предпочитаемым видом карьеры формируются и критерии успешности.

Основные критерии успешной карьеры

Специалисты, проводящие исследования в сфере профессионального роста, выделяют два основных типа критериев успешной карьеры: объективный и субъективный. Объективно карьерный рост работника оценивают по двум параметрам: движение внутри организации и движение внутри профессии. Субъективный, или внутренний критерий успешности карьеры – это личная оценка человеком своих рабочих достижений.

  • Занимаемая должность;
  • Скорость продвижения по карьерной лестнице, или карьерная мобильность;
  • Уровень зарплаты;
  • Достижения.

В соответствии с выбранным критерием и оценивается успешность карьерного роста того или иного работника. Рассмотрим эти критерии подробнее.

Должностной статус

Чаще всего именно занимаемую должность считают ключевым критерием успеха. Люди, которые стремятся подняться служебной лестнице, строят вертикальную карьеру – движение вверх по ступеням иерархии компании. Их мотивацией является желание занять более высокую и солидную должность. Такой подход распространен в нашем обществе и вполне оправдан, ведь повышение по службе означает повышение социального статуса и почти всегда – зарплаты, а также более престижную запись в трудовой книжке.

Карьерная мобильность

Под карьерной мобильностью понимают скорость продвижения по службе. В современных компаниях карьерная мобильность считается высокой, если человек пребывает на одной должности два-три года. Если же работник долго занимает одну и ту же позицию, начальство считает, что он «застоялся» и потерял конкурентное преимущество. Высокая скорость подъема по карьерной лестнице – это показатель компетентности сотрудника, который осваивает новые навыки с каждой более высокой должностью. Кроме того, это указывает на пробивные личностные качества человека: амбициозность и целеустремленность.


Заработок

В теории «денежной» карьеры компетентность оценивается в денежном эквиваленте, и работник стремится стать лучшим специалистом, чтобы стоить дороже. Этот критерий успешности карьеры распространен, к примеру, в американском обществе. У нас также деньги играют не последнюю роль при выборе профессии. С другой стороны, часто молодые специалисты отказываются от денежно выгодных предложений в пользу более высокого социального статуса. Мало кто хочет идти работать электриком, ведь это непрестижно, и гораздо лучше звучит должность младшего менеджера. В это время профессиональный электрик может получать в два раза больше, чем начинающий офисный работник.


Карьера достижений

Люди, которые ставят перед собой цель совершить как можно больше крупных проектов, выбирают путь карьеры достижений. Они азартны и готовы рисковать, их не привлекают сухие цифры зарплат и названия должностей. Несмотря на то, что они не гонятся за деньгами, часто им удается «сорвать большой куш» и даже получить высокий социальный статус. Обычно они реализуют в себя в сферах искусства, финансов, науки и добиваются впечатляющих результатов.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.