На чем рисуют батик. Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты

Батик – это ручная роспись по ткани. Своеобразная технология нанесения рисунка на материю возникла в 16 веке в Индонезии. В Европе батик стал известен в 19 веке, а распространение получил с изобретением анилиновых красителей. Анилиновые красители заменили природные и позволили ускорить процесс изготовления батика.

В наше время батик становится популярным видом искусства во всём мире, так как с помощью техники батика можно создавать уникальные работы, которые существуют в единственном экземпляре, повторить выкрашенную в технике батика вещь один в один не возможно, ведь не известно как растекутся краски.

В технике батика можно расписать любой предмет одежды (галстук, блузку, шарфик, юбку, сумку), только расписывать следует светлую ткань, на тёмной не будет видно рисунка.

Расписывать ткани можно в домашних условиях, но обязательно соблюдать правила техники безопасности.

В технике росписи по ткани есть свои секреты. Она отличается от рисования на бумаге. Однако законы цвета и гармонии остаются в силе здесь.

Виды батика

В настоящее время батиком называют практически все виды ручной росписи ткани. Рассмотрим четыре основных способа:

Техника горячего батика;

Техника холодного батика;

Набивной батик или набойка;

Техника горячего батика

В технике горячего батика используется так называемый резервирующий состав. Резерв нанесённый на ткань не пропускает через себя краску и не даёт ей смешаться с разными цветами, он служит барьером для них. В качестве резерва в горячем батике используют воск или парафин.

Заранее выбранный рисунок переводят на ткань. Затем натягивают ткань с рисунком на подрамник. Закрепляют ткань по краям кнопками. Ткань должна быть натянута туго, как барабан.

Щетинной кистью №1 или 2 наносят узкий слой резерва по контурам рисунка. Ткань должна насквозь пропитаться горячим парафином. Когда парафин застынет, ткань покрывают краской в соответствии с рисунком и дают ей высохнуть. Затем снимают ткань с подрамника.

Проглаживают ткань горячим утюгом через слой пористой бумаги, чтобы в неё впитался парафин. Эту операцию можно проделать 2 – 3 раза, пока с ткани полностью не сойдёт парафин.

Техника холодного батика

В качестве резерва в данной технике может использоваться резиновый клей, или клей ПВА. Так же в наборах батика продают специальный уже готовый резерв в баночке или в тюбике.

Изделия выполненные в технике холодного батика нельзя стирать. Техника холодного батика позволяет нанести на изделие рисунок, не окрашивая при этом всю вещь целиком.

Замкнутость контура любой детали в рисунке – обязательное условие. Если рисунок в данной технике нужно нанести на футболку, то сначала переводят рисунок, а затем часть футболки туго натягивают на деревянные пялцы. По контуру рисунка проводят резервирующим средством тонким слоем, для тонких линий используют специальные трубочки.

После этого можно приступать к заливке цветом. Краситель наносят либо беличьей кисточкой, либо ватным тампоном.

Когда краска высохнет. её надо закрепить. Для этого прокрашенную ткань проглаживают утюгом через слой бумаги. Если ткань предполагается стирать в будущем, то следует сразу покупать дорогие хорошие краски и пропарить ткань утюгом.

Набивной батик – это роспись по ткани с помощью штампов, сделанных из различных материалов. Это могут быть картон, клеёнка древесина.

На материал для штампа наносят рисунок, вернее, те его элементы. которые должны быть покрыты краской.. Это могут быть листья, лепестки цветов, изображения животных, звёздочек и так далее. Вырезанный рисунок и представляет собой штамп.

На штамп кисточкой наносят краску и способом печати набивают рисунок на поверхность ткани. Затем рисунку дают высохнуть и производят тепловую обработку ткани.

Техника узелкового батика

Нанесение рисунка на ткань с помощью завязанных на ней узлов – одна из древнейших форм ручной отделки текстиля. Техника эта проста дешёва и не трудоёмка.

Неокрашенное полотно крепко перевязывают в нескольких местах шнурами или верёвками. Затем ткань прокрашивают в красителе. После крашения ткань прополаскивают в холодной воде. затем просушивают не развязывая узлов. После просушки изделие развязывают и проглаживают утюгом.

Также можно камешки положить под ткань в нескольких местах, плотно обтягивают ткань и перевязывают нитками. Затем изделие подвергают крашению.

Таким образом в этой технике можно сделать модные платки на шею или на пляж под цвет вашего купальника.

Все необходимые материалы, инструменты, оборудования

Для работы потребуются следующие инструменты:

Кисти беличьи № 1, 2, 3, 4;

Кисти щетинные №1, 2;

Набор стеклянных трубочек для резерва;

Техники батика — один из основных вопросов для тех, кто увидел однажды расписанный вручную платок или картину в стиле «батик».

Существует несколько техник батика, каждый различен по степени сложности, эффекту получаемого изображения и материалам и приемам, которые используются для росписи ткани. Самая древняя техника батика —

Горячий батик

Сразу обмолвлюсь, что горячий батик, ко всему прочему, еще и один из самых сложных видов росписи ткани. Но зато и эффект, который выйдет у вас, будет необычайным, запоминающимся, очень интересным. Вот почему, наверное, говорят, что если тебе однажды понравиться горячий батик, трудно потом уже от него отказаться.

Сама я еще не решила для себя, нравится ли мне работа с горячим воском и всем прочим. Честно говоря, пробовала еще слишком мало. Но то, что делают мастера горячего батика – да. Очень нравится. Итак,

Суть горячего батика

Так прозвали его неспроста. Дело в том, что работа здесь ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстренько (чтоб не успели застыть во время «пути» наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины. Обычные тут не годятся.

Есть такое специальное приспособление для нанесения контура из расплавленного воска, называется оно . Выглядит так:

Места, которые покрыты воском, краска не затрагивает. Можно достичь великолепных эффектов «лепки цветов», сочетая прокрашенные и непрокрашеные места полотна. Кроме того, в красиво создаются некоторые эффекты, например, эффект «кракле» или «кракелюр».

После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет. Куда более прост —

Холодный батик

Его изобрели уже гораздо позже, с развитием химической промышленности, упросив работу тех, кто любит батик, но кому кажется чрезвычайно сложным работа с воском, вытравливание его с готового изделия и прочие премудрости.

Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.

Свободная роспись

Такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.

Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта.

Батиком (индон. ba — хлопчатобумажная ткань, tik — точка, капля) принято называть роспись по ткани. Родиной этой техники считается Индонезия, хотя батик также издавна практикуется в Японии, Индии и Китае.

Техника батик основывается на том, что перед тем как покрасить ткань, на нее воском, парафином либо другими специальными составами наносится рисунок. Эти составы называются резервирующими, поскольку не пропускают краску (резервируют отдельные участки ткани от краски), и благодаря им рисунок после окрашивания ткани имеет четкие контуры.

Виды батика

Существуют следующие виды батика: горячий, холодный, солевой эффект, свободная роспись, техника сибори и бандан. При применении горячей техники в качестве полотна используется в основном хлопчатобумажная ткань. Резервирующий состав наносится на ткань специальным инструментом, который называется чантингом.

Он похож на крошечную медную лейку, прикрепленную к деревянной ручке. Когда идет процесс нанесения рисунка, резервирующий состав должен всегда находиться в отдельной емкости на водяной бане в растопленном виде, так как его нужно периодически зачерпывать чантингом и затем достаточно быстрыми и уверенными движениями наносить рисунок на ткань через тонкий носик инструмента. После полного высыхания уже готового изделия резервирующий состав можно легко удалить, прогладив изделие горячим утюгом через слои газет.

Солевая техника

Очень интересный и необычный эффект батика дает солевая техника. В основном применяется крупная и средняя соль (пищевая либо соль для ванн без красителей и добавок). После того как ткань окрасили, ее сразу же посыпают солью и дают высохнуть, а соль просто стряхивают. Соль впитывает в себя краску, и в зависимости от того, какое количество соли рассыпано по ткани, получаются необычные и даже неожиданные эффекты, вплоть до полного выбеливания отдельных участков. Солевую технику можно смешивать с горячей и холодной.

Техника холодного батика похожа на горячий, но она немного проще и безопаснее, так как не нужно ничего плавить. Резервирующие составы для холодной техники продаются уже готовыми к применению. Технику холодного батика применяют в основном при нанесении на шелк или шифон.

Техника свободной росписи

Техника свободной росписи напоминает акварельную живопись фактически без применения резервирующих составов. Окрашивание ткани производится анилиновыми красителями либо масляными красками с растворителями. Резервирующие составы применяются только в том случае, если надо где-то провести границу между цветами.

Также свободную роспись можно производить по влажной ткани, образуя при этом очень плавное перетекание одного цвета в другой.

Сибори

Технику сибори (или шибори) еще называют складной техникой, так как при окрашивании этим способом ткань складывается определенным образом. Это древняя японская техника, поэтому способы складывания ткани перекликаются с самым любимым японцами видом искусства — оригами. Сложенная ткань окунается в кипящий красящий раствор и кипятится около получаса.

После остывания, полоскания и просушки получается узор, похожий на картинку из калейдоскопа.

Бандан

Родиной техники бандан считается Индокитай. Применение бандана предусматривает завязывание на окрашиваемой ткани различных узелков, поэтому эту технику называют также узелковой. Здесь фантазия может не ограничиваться, узелки можно вязать где угодно и как угодно, под ткань можно подкладывать пуговицы, бусинки, камешки и затем окрашивать.

Чтобы приступить к росписи ткани в технике батик, следует, прежде всего, подобрать ткань и натянуть ее на подрамник. Далее нужно решить, какой рисунок вы хотите увидеть на этом пока еще чистом «холсте». Если вы не очень хорошо рисуете или затрудняетесь с выбором, можно использовать специальные шаблоны рисунков для батика, которые можно найти в Интернете .

Рисунки для начинающих

Рисунки для начинающих очень просты, но ваш первый шедевр всё равно будет единственным и неповторимым, впрочем, как и все последующие, ведь даже при нескольких одинаковых шаблонных рисунках окраска ткани будет абсолютно разной, потому что краска не умеет растекаться по шаблону.

А еще хочется добавить, что батик — это очень увлекательное занятие не только для взрослых, но и для детей. Дайте своему ребенку несколько шаблонных рисунков для детского батика, все необходимые материалы и принадлежности и простор для воображения — и его новое увлечение, возможно, перерастет в прекрасное хобби, приносящее ни с чем не сравнимое удовольствие.

Мастер-класс по технике батик:

Мода меняется постоянно. Каждый сезон мы видим новые коллекции одежды, выпущенные известными бутиками. Изо дня в день дизайнеры трудятся над созданием уникальных вещей, быстро теряющих свою актуальность. Поэтому так цениться авторская одежда , сделанная в единственном экземпляре. Однако бытует мнение о том, что предметы гардероба, выполненные по вашему заказу, это безумно дорого.

Стоит сказать сразу, что это всего лишь миф, ведь можно сделать красивую одежду самостоятельно, прибегнув к технике батика - ручной росписи ткани. И даже если ваша работа будет выполнена руками начинающих, выглядеть она будет все равно не хуже работы всемирно известного дизайнера! Если посмотрите на определение, которое дает нам Википедия, становится понятно, почему: «Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества».

Расписывать ткань люди стали очень давно. Батик был популярен и в Азии, в Африке и в северных странах - археологи находят раскрашенные полотна по всему миру.

Именно на этом острове технике дали прозвище «амбатик», вследствие которого она и получила своё нынешнее название. Термин «батик» стал использоваться впервые ещё в XVIII веке в Нидерландах.

Яванцы настолько хорошо владеют техникой, что прославились на весь мир. Женщины острова создавали огромные полотна, веря в то, что они обладают целительными и лечебными свойствами. Каждая семья передаёт свои знания и умения из поколения в поколение. При этом у каждого рода есть свой выдержанный стиль росписи. Раньше расписанную одежду могли позволить себе иметь только аристократы, но спустя время украшать свои вещи начали и простые люди.

В кругах археологов и учёных часто ведутся споры на тему времени зарождения тканевой росписи. Некоторые утверждают, что батик появился в XIV веке, а другие склоняются к тому, будто украшать вещи красками стали ещё в начале нашей эры. Так или иначе, горячий батик появился задолго до батика холодного. Это связано с тем, что раствор, который позволял бы наносить рисунок на ткань без нагрева, изобрели только в начале ХХ столетия.

Галерея: горячий и холодный батик (25 фото)


















Виды батика

Существуют разнообразные виды росписи ткани. По большей части это связано с тем, что с помощью батика украшают разного рода изделия. Соответственно, эффект от нанесения краски отличается.

Самые распространённые направления в росписи тканей:

  1. холодный батик . На будущем изделии наносится изображение, на контуры которого аккуратно накладывается резервирующий состав, предотвращающий попадание красителя за пределы линии. Для нанесения резерва используют специальную трубочку. После того как ткань высохнет, её разукрашивают жидкими красками;
  2. горячий батик . Этот тип росписи характерен тем, что на картину, закреплённую на подрамнике, наносится горячий воск. После того как он застывает, изделие красят;
  3. шибори . Эта техника нанесения красок родом из Японии. Проще говоря, это рисунок, который получается при складывании ткани в несколько слоёв;
  4. узелковый батик . На ткани завязывают узлы и перекручивают её, что позволяет получить красивые разводы и узоры;
  5. свободная роспись . Не предполагает нанесение резервирующего состава, используются краски с загустителем.

Допустим, если вы хотите расписать платок, чаще всего в этом случае резерв не наносят, экспериментируя в технике шибори . А если перед художником стоит цель создать большую работу на подрамнике, то он сделает выбор в пользу свободной росписи или холодного батика - во многом все зависит от жанра.

Материалы и инструменты

Если вы решили освоить батик, нужно заранее запастись всеми необходимыми материалами и инструментами.

Нам понадобятся:

  1. краски - продаются специальные красящие составы специально для батика - как от импортных, так и от отечественных производителей. Отличаются они составом, ценой и способом закрепления. Например, некоторые краски закрепляются с помощью пара и утюга, а для других нужна обычная вода;
  2. кисти - могут понадобиться кисти разных размеров, поэтому стоит подготовить их заранее;
  3. ткань - в выборе ткани для батика вы никак не ограничены. Можно использовать и шёлк, и шифон, и атлас, и даже обычный хлопок. Также можно попробовать расписать уже готовое изделие;
  4. трубочки для нанесения резерва - пригодятся, если вы работаете в технике холодного батика. С их помощью удобно наносить резерв;
  5. резервирующий состав - некоторые мастера рекомендуют покупать резерв той же марки, что и краски. Обычно состав бесцветный, но иногда встречается пигментированный, например, чёрный. Его можно смешать с нужным цветом непосредственно в процессе работы;
  6. воск - используется в технике горячего батика. Продаётся готовым, но его так же можно сделать своими руками;
  7. рама для батика - она необходима для того, чтобы фиксировать ткань в натянутом положении. Можно купить уже готовую раму или сделать её самостоятельно;
  8. палитра - понадобиться для смешивания красок;
  9. пипетки - могут пригодиться для набора краски или резерва;
  10. скотч - используется для защиты рамки от попадания красок. Если не использовать скотч, то можно запачкать светлую ткань, используемую в следующий раз;
  11. булавки , кнопки или степлер - потребуются для закрепления ткани на раме;
  12. спирт - нужен для разбавления некоторых красителей;
  13. крупная соль - может быть использована в качестве средства, помогающего высохнуть отдельным участкам ткани как можно быстрее. Также используют для получения точечного узора;
  14. вода - нужна для разведения некоторых красок и очищения кистей;
  15. простой карандаш или ручка - необходимы в случае, если на ткань наносится иллюстрация.

Холодный батик

Холодный батик относительно прост, если сравнивать его с горячим, процесс более безопасен, поэтому его чаще чем горячий выбирают в качестве техники для детей. Резерв, используемый при этой технике, удалять нет необходимости: он ложится тонким слоем и выглядит аккуратно. Главное, не рисовать слишком жирный контур, так как резерв наносится именно на него, чтобы цветные краски не растекались и не перемешивались. Нагревать состав тоже нет никакой необходимости: он полностью готов к использованию и продаётся практически в каждом магазине канцелярии. Картинки для росписи малыши могут изобретать самостоятельно.

Для начала выбираем ткань и натягиваем её на раму, заранее подготовив все необходимое. Переносим изображение на материю, а после наполняем трубочку резервирующим составом, проходясь по контуру.

Когда ткань подсохнет, разводим краску с водой, чтобы они были максимально жидкими, но насыщенными и яркими. Краску следует наносить осторожно, чтобы не зайти за контур. В противном случае цвета смешаются, и работа будет выглядеть грязно.

Готовое изделие можно украсить, к примеру:

  • гелем с блёстками;
  • стразами;
  • пайетками.

Иногда работы, выполненные в технике холодного батика, расшивают бисером - здесь все зависит исключительно от фантазии художника.

Горячий батик

Горячий батик, техника выполнения которого считается наиболее сложной и кропотливой, позволяет создать красивые узоры на ткани. Благодаря воску создаётся необычный эффект, похожий на «кракелюр» или «кракле». Освоив технику, можно расписывать ткань, добиваясь интересных сочетаний прокрашенных и непрокрашенных мест на полотне, варьируя яркие и пастельные оттенки.

Раньше для росписи в технике горячего батика использовали чантинг - специальный инструмент для работы с расплавленным воском. Сейчас же появилась куча альтернативных способов нанесения парафина: например, специальные штампы.

Для начала нужно подготовить материал и все необходимые инструменты для горячего батика. Первый шаг в выполнении работы заключается в вымачивании ткани. Это необходимо, чтобы вымыть из неё все химические растворы, добавляемые производителями при изготовлении материи. Для этого берётся обычная столовая сода и растворяется в чистой проточной воде. Ткань отмачивается в приготовленной жидкости около получаса.

Далее материя крепится на подрамнике. Для этого, как уже упоминалось выше, нужны кнопки, скрепки или булавки. Лучше запастись канцелярскими кнопками, так как они хорошо держаться и их легко снимать. Скрепки подходят для тех работ, которые остаются на этом же подрамнике. То есть их снять гораздо труднее, к тому же ткань сильно деформируется. Но если вы не планируете оформлять работу в другую рамку, то отдайте предпочтение степлеру.

Первый слой цвета можно наносить ещё до рисования эскиза. Важно, чтобы материя пропитывалась красителем последовательно, от светлого к тёмному.

Далее рисуется эскиз. Можно использовать ручку или простой карандаш, в зависимости от тонов работы, от того, какая гамма преобладает. Если цветовая гамма тёплая или пастельная, то ручкой ни в коем случае пользоваться не стоит. Продавливать материал карандашом тоже не нужно, следует рисовать очень аккуратно, чтобы не деформировать поверхность. Если используется очень светлая или полупрозрачная ткань основа, можно подложить под неё лист с иллюстрацией маркером или фломастером, чтобы её было видно через полотно на подрамнике.

Переходим к самому интересному - нанесению воскового резерва и раскрашиванию полотна. Им пропитывают все части, кроме самых светлых. Засохший парафин снимается при помощи утюга и бумаги. Для экономии можно воспользоваться старыми газетами или вырезками, которые не жалко выкинуть. Делается это таким образом: после высыхания красящих средств утюгом проглаживают материал, чтобы весь застывший резерв оказался на бумаге или газете. После краску закрепляют и повторяют процедуру перенесения воска на бумагу вновь, если раствор все ещё остался на ткани.

Шибори и узелковый батик

Эти техники чаще всего используются именно для украшения одежды. Если вы хотите разукрасить свои платки, футболки, майки разными узорами, то это то, что вам нужно. Шибори и узелковый батик отличаются от двух вышеописанных техник. Резервирующий, восковой и ещё какой-либо состав не используется.

Шибори, отдалённо напоминающее оригами, предполагает складывание ткани в несколько слоёв для получения симметричного узора. Узелковый же батик заключается в беспорядочном завязывании узлов. Позже из того, что получилось, формируется рисунок, или оформляется какой-либо узор.

Свободная роспись

Эта техника замечательна по-своему: она также не предполагает использование резерва, но эффект создаётся более чем впечатляющий. Свободная роспись сравнима с акварельными работами, но по влажной ткани. В этой технике создаются красивые переходы от цвета к цвету.

Кистью водят без предварительного эскиза или зарисовки - именно поэтому технология батика получила такое название.

Вся работа производится очень быстро, ведь материя быстро высыхает, из-за чего краска может образовать некрасивые подтеки.

Мастер-классы

В заключение стоит сказать, что начиная заниматься чем-то новым, всегда полезно изучить информацию. Новичку очень поможет просмотр мастер-классов. Они демонстрируют роспись по ткани, показывая все нюансы и мелочи в работе. А чтобы написать красивую картину, важно учитывать каждую деталь.

Поэтому важные аспекты в технике батика - мастер-классы, обучение, изучение информации. Тогда вы точно добьётесь того результата, которого ожидали.

Помните, что обучение - неотъемлемая часть всего процесса.

Холодный и горячий батик могут показаться сложными техниками, но это лишь на первый взгляд. Любой может создать красивые картины, одежду и много чего ещё. Горячий батик, мастер-класс по которому сможет помочь вам в его освоении, позволяет сделать то, что не купишь ни в одном магазине.

Шибори хоть и не похожа на остальные виды батика, но тоже очень увлекает. Тем более, эта технология позволяет делать своими руками уникальные предметы гардероба. Отличная идея для модниц и модников, которым нравится выделяться в толпе. К слову, собравшись впервые поэкспериментировать с собственной одеждой, вам бы тоже не мешало посмотреть мастер-классы - это позволит избежать множества ошибок. Мы постарались подготовить исчерпывающий доклад про батик, надеемся, он был вам полезен.

Наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина , бензина , на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии , Индии и др. В Европе - с XX века .

Происхождение

Батик - batik - индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска» . Membatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать . Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей , а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.

Географический ареал

Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Технология

Существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.

Горячий батик

В качестве резерва в горячем батике используется воск . Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом . Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Холодный батик

Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. В технике холодного батика используют краски на основе анилина . При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина).. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами - стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком.

Свободная роспись

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.

Техника сибори

«Сибори » - так называемый складной батик. Результат достигается также путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.

Техника («бандан»)

Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов - техника «планги» - был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

Двухцветная окраска футболки

В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) - более плавные границы перехода.

Библиография

  1. Искусство батика. - М., ООО Изд-во АСТ. 2001
  2. Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. - «Профиздат», М., 2001
  3. Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: «Радуга», 2002, 2-е изд. - 2008.
  4. Синеглазова М. О. Батик. - «МСП», 2004
  5. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. - «Владос», 2004
  6. Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. - «АСТ-Пресс», 2005
  7. Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. - СПб, «Паритет», 2007
  8. Погадаев, Виктор . «Магия батика» - в «Восточная коллекция », N 6 Москва: Российская государственная библиотека, 2002, 71-74.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Батик" в других словарях:

    - (малайск.), техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Рисунок наносят тонким слоем воска, материю опускают в краску, которая окрашивает непокрытые воском части ткани. Роспись батик издавна известна у народов Индонезии,… … Художественная энциклопедия

    Батик - Батик. БАТИК (малайское), техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Рисунок наносится тонким слоем воска, материя опускается в краску, которая окрашивает непокрытые воском части ткани. Роспись батик распространена у народов… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    батик - а, м. batique <индонезийское ambatik. Техника окрашивания хлопчатобумажных тканей резервированием. Заключается в том,что рисунок наносится на ткань от руки тонким слоем расплавленного воска, а затем погружается в чан с красителем, где… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.