Развитие способностей у человека. презентация к уроку на тему


Классификация способностей в соответствии со сферами деятельности: 1. Интеллектуальная наблюдателен; разносторонне любознателен; имеет исключительную память; охотно и легко учится; знает многое, о чем его сверстники и не подозревают; умеет хорошо излагать свои мысли.


2. Академических достижений Математика: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.


Чтение: часто выбирает своим занятием чтение; использует богатый словарный запас; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; демонстрирует умение читать. Естествознание: внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;


3. Творческого или продуктивного мышления чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.


4. Общения и лидерства легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.


5. Художественной деятельности Изобразительное искусство: проявляет очень большой интерес к визуальной информации; проводит много времени за рисованием или лепкой; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; осознанно строит композицию картин или рисунков его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; Музыка: проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает.


6. Двигательная проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).






Советы родителям Наблюдайте за ребенком. Это поможет вам распознать его склонности и развить его природный потенциал. Чем раньше вы сделаете выводы в данном направлении, тем успешнее будет двигаться по пути развития ребенок. Хвалите ребенка. Для того, чтобы успешно развивать способности ребенка, необходимо сформировать положительное представление ребенка о себе. Для этого необходимо как можно чаще акцентировать его хорошие стороны.


Окружите ребенка любовью. Стоит только ребенку почувствовать себя любимым и желанным в окружении дружной семьи, как это уже станет мощным стимулом для развития его мозга. Дарите ребенку свое внимание и время. Чем больше времени вы проводите со своим ребенком, тем крепче становится ваша привязанность друг к другу. У детей при этом формируются навыки общения. Развивайте самостоятельность ребенка. Поощряйте активность ребенка



Слайд 2

Уровень способностей Врожденные и приобретенные способности Формирование способностей

Слайд 3

Способности не равняются знаниям, умениям, навыкам. Это ошибка. Хотя между ними существует тесная связь. Способности получают в ходе развития. Знания тоже зависят напрямую от способностей.

Слайд 4

Способности делятся на общие и специальные. Способности - индивидуальные психологические особенности человека отвечают требованиям деятельности и являются условием успешности (быстрота и качество овладения деятельностью).

Слайд 5

С одинаковыми способностями двух детей не бывает, поэтому сравнивать их нельзя. Прежде всего, у детей развиваются общие способности: хорошая память хорошее мышление хорошо развитая речь трудолюбие настойчивость сила воли

Слайд 6

Специальные способности делятся на 4 уровня: 1 уровень – учебные. Это способности, которые позволяют овладеть уже известными знаниями 2 уровень – творческие 3 уровень – талант 4 уровень – гениальность Одаренность – талант, высокий уровень развития способностей. Вундеркинд – чудо ребенок, проявление яркой одаренности.

Слайд 7

Помнить: Способного, но ленивого учить даже труднее, чем неспособного! Пустая голова не думает. Без информации нет фактических знаний!

Слайд 8

Способности зависят от совокупности факторов: Способности бывают врожденные, наследуются (биологический фактор) Способности бывают приобретенные, формируются в жизни (природный фактор). Важно желание учителя и ученика.

Слайд 9

На способности оказывают влияние: а). задатки (1%) - некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов (история развития ребенка). Это важнейшее условие, от которого зависит дальнейшее развитие ребенка. На формирование задатков влияет абсолютно все условия развития ребенка до рождения (эмбриональная педагогика). Задатки формируют тип темперамента – тип деятельности высшей нервной системы.

Слайд 10

Помнить: Идеальный вариант, когда класс комплектуется учащимися по темпераменту и подбирается такого же темперамента учитель!

Слайд 11

б). способности формируются (99%). Они растут при деятельности. Деятельность должна быть интересной. Подавляющее большинство детей приходит в школу с желанием учиться. Но с каждым классом интерес к учебе у детей падает.

Слайд 12

А.А.Люблинская падение интереса учащихся к учебе изобразил в следующем графике.

Слайд 13

Одна из причин этого – принуждение. Принуждение со стороны родителей, учителей. Если у детей есть интерес, то они могут заниматься и 12 часов и не устанут. Деятельность должна быть интересной и развивающей! Поэтому в основе обучения в школе должен лежать ИНТЕРЕС! В школе должны быть созданы все условия для реализации интересов ребенка.

Слайд 14

Помнить: «Школа не цирк»,- говорит функционер. Но школа и не ринг, где ученик воюет с учителем.

Слайд 15

Низкая самооценка тоже убивает талант и способности, не дает развиваться интеллекту. Внушать неуверенность, неверие в способности, возможности и силу ребенка – недопустимо! Воспитывать не страхом! Существует прямая зависимость между методикой обучения и способностями. Поэтому обучение должно быть развивающим: учить не мыслям, а мыслить!

Слайд 16

Развитие личности: мышление, воображение, речь, память, внимание, чувства. 3 способа усвоения знаний: Слушать (эффективность – 15%) Глядеть (эффективность – 15%) Делать самому (эффективность – 70%)

Слайд 17

Важно НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ: Управлять своим вниманием Учить запоминать Проявлять воображение Научить чувствовать

Слайд 18

Помнить: Ребенок в школе на уроках ежедневно говорит в среднем 2 минуты. Хорошо усваивает материал тот ученик, который успевает за учителем проговаривать. При рыночных отношениях РЕЧЬ – это товар № 1.

Слайд 19

Б.П.Никитин открыл закон НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Есть периоды, когда обучающее развитие происходит наиболее успешно. Для развития речи, например, это возраст от 1,5 до 3 лет.

Слайд 20

Помнить: Начальная школа – это тот фундамент, на котором в дальнейшем будет построен храм или темница. Для развития свойств личности учебно-воспитательный процесс необходимо заменить воспитательно-учебным процессом. Важно, чтобы в человеке осталась человечность! Душу надо воспитывать, а чтобы воспитать надо самому иметь! Моя главная цель – дать человеку лицо! Е.Н.Ильин

Слайд 21

Обучение должно опережать развитие ребенка на расстояние зоны ближайшего развития (ЗБР - Выготский). Биологический и психологический возрасты ни одно и то же. Каждый психически нормальный ребенок обучаем. Есть учителя обучаемые, есть – необучаемые.

Слайд 22

Требования к личности учителя: Профессионально-значимые качества личности (моральный облик, уровень культуры, правильное нравственное поведение и др.). Положительное отношение к педагогической деятельности. Знания, умения, навыки. Учитель должен быть интересен для детей. Учитель должен обладать педагогическими способностями. Это имеет исключительное значение.

Слайд 23

Структура педагогических способностей учителя: I. Личностные. Связаны с отношением к ученику. Их три: Расположенность к детям Выдержка и самообладание Способность управлять настроением, своим психическим состоянием

Слайд 24

II. Дидактические способности. Связаны со способностью обучать. Их три: Академические способности (эрудиция, широта умственного кругозора, желание постоянно пополнять свои знания, умение «к себе сходить на урок»); Способность объяснять (не просто проговорить, активизировать мышление, воображение); Речевые способности (ясно и четко выражать свои мысли, так ясно, чтобы можно было понять и запомнить, речь должна быть эмоциональной, образной, чтобы в ней была и шутка и юмор, разная сила голоса и т.д.)

Слайд 25

III. Организационно-коммуникативные способности. Их семь: Организаторские Коммуникативные Педагогическая наблюдательность (психологическая зоркость, способность проникнуть во внутренний мир другого человека) Педагогический такт – способность находить педагогическую целесообразность (одобрение и осуждение, доброжелательность и чуткость, отзывчивость и др.) Суггестивные способности (с лат. – основанные на внушении) – эмоционально-волевое воздействие на людей, добиваться выполнения своих требований спокойно, без крика и угроз. Крик закладывает «код злости». Этот код когда-нибудь все равно расшифруется.

Слайд 26

Помнить: Два подхода к воспитанию 6-7 месячных детей: - первая вкусно кормила, но не улыбалась - вторая не кормила, но воркала с детьми и они тянулись ко второй. Доброта – основное в отношении к человеку, в развитии личности. «Нельзя воспитывать щенков, Посредством крика и пинков. Щенок, воспитанный пинком, Не будет преданным щенком. Где раздают щенкам пинки, Там – воспитатели пеньки». (С.Михалков) «Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то ты потерял все Педагогическое воображение (вера в успех, в возможности человека). Распределение внимания, точность

Посмотреть все слайды

Слайд 1: Способности ребёнка - как их распознать и развить?

Родительское собрание
2 а класс

Классный руководитель: Билявская Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

«Способность - природная одаренность, талантливость»

«Способный - обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством. Способен трудиться»

“Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
Слайд 3: Способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.
Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности. (“ Педагогический энциклопедический словарь”)

Психолог Крутецкий В.А. считает, что способность формируется, а следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности.

Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.

Слайд 5: Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Слайд 6: Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой - в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Слайд 7: В психолого-педагогической литературе различаются специальные и общие способности.

Общие - включают в себя (успехи человека в самых различных видах деятельности) умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь.

Слайд 8: Специальные способности - это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой - нибудь одной определенной деятельности - музыкальной, художественно- изобразительной, математической, литературной, конструктивно- технической и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

Слайд 9: Специальные - определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых нужны задатки и их развитие
/ музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные /.

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот.

А нередко они взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Слайд 11: Учебные и творческие способности

Отличаются друг от друга. Учебные определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности.
Творческие- создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.

Слайд 12: Способности к общению

К ним относится речь как средство общения (ее коммуникативные функции) Межличностное восприятие и оценивание людей, входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.

Отсутствие у человека таких способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Слайд 13: Общие умственные способности

К ним относят например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико - синтетической деятельности, сосредоточенное внимание

Слайд 14: Высокий уровень развития способностей называется ТАЛАНТОМ.

Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей.
Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливый может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и квалифицированный рабочий.

Слайд 15: Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:

“ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные”.
Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.

Способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки.

Задатки определяются как анатомо-физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств

Слайд 17: От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности.

Это происходит лишь тогда, когда условия и обстоятельства жизни ребёнка благо -приятствуют проявлению природных наклонностей. Задача родителей - создать эти условия. Даже если вы выделите в квартире уголок для занятий живописью или не жалеете денег на покупку конструкторов, вы содействуете развитию сына или дочки. А если ребёнок ходит в музыкальную, художественную, спортивную школы, в кружки ЦДТ, РДК, шансы на будущий успех будут гораздо выше.

Слайд 18: Если ваш ребенок не выказывает какой-то особой одаренности, это вовсе не повод называть его ни к чему не способным. Чаще всего взрослые обращают внимание на склонности и способности ребенка к математике или к овладению иностранным языком, к литературному и изобразительному творчеству.

Слайд 19: Гораздо реже отмечают склонность ребенка к экспериментированию, его организаторские и лидерские способности... Зачастую творчество детей в этих областях совсем не поощряется родителями.

Слайд 20: У большинства школьников индивидуальные предпочтения в учебных предметах или внешкольных занятиях проявляются к моменту окончания начальной школы. Если этого не произошло, стоит обратиться за консультацией к специалисту. Или попробовать самим определить способности и склонности ребенка с помощью специальной анкеты.

Слайд 21: Вы обязательно обнаружите у него более сильные стороны, которые нужно поддерживать и развивать. Так можно повысить его уверенность в себе, скорректировать самооценку, преодолеть кажущееся безразличие к учебным предметам, организовать его досуг.

Слайд 22 - 39: Фотографии учеников 2 "а" класса, показывающие их увлечения, способности.

СпособностиВыполнила:
Студентка
Группы ДО-4-15
Иванова Анастасия
Преподаватель: Михайлова Ольга Клементьева

Понятие

Способности
– такие индивидуально психилогические особенности человека,
которые отвечают требованиям данной
деятельности и являются условием
успешного выполнения.

Признаки

Способности
включают в себя три признака:
1. Под способностями понимают
индивидуальные психологические
способности отличающие одного человека от
другого.
2. Способностями называют лишь такие
индивидуальные способности, которые имеют
успешность выполнения деятельностей.
3. Под способностями подразумевают
индивидуальные особенности которые не
сводятся к наличным знаниям, умениям и
навыкам, но которые могут объяснить
легкость и быстроту приобретения этих
знаний, умений и навыков.

Виды способностей

1. Учебные – связаны с
усвоением уже известных
способов выполнения
деятельности приобретением
знаний, умений и навыков.
2. Творческие – связаны с
созданием нового
оригинального продукта с
нахождением новых способов
выполнения деятельности.
3. Общие – проявляются во
многих областях знаний и
деятельности.
4. Специальные – связаны с
определенной
деятельностью, которые
помогают человеку достигать
высоких результатов.

Виды специальных способностей

Математические
большую роль играет
математическая память, легкое и свободное
переключение от одной операции к другой.
Конструктивно – технические – точность и
живость пространственных представлений.
Музыкальные – ладовое чувство,
проявляющееся в эмоциональном восприятии
и легком узнавании мелодий.
Литературные – творческая активность и
эстетическая позиция.
Художественно – изобразительные –
способность правильной оценки пропорций,
чувствовать выразительную функцию цвета.

Природные предпосылки

Формирование
способностей происходит на
основе врожденных задатков.
Задатки – анатомо – физиологические
особенности мозга, нервной системы,
составляющие природную основу развития
способностей.
В способностях неразрывно переплетаются
природное (задатки) и приобретенное человеком
в процессе деятельности (социальное). Ведущую
роль играет социальный фактор.

Уровни развития способностей

Выделяют
два уровня:
1. Репродуктивный – высокая способность
овладевать умениями, усваивать знания,
овладевать деятельностью и осуществлять
ее по предложенному образцу в
соответствии с предложеной идеей.
2. Творческий – создание нового
оригинального продукта.

Уровни развития творческих способностей

Одарённость – своеобразное
сочетание способностей,
которое обеспечивает
человеку возможность
успешного выполнения какой –
либо деятельности.
Талант – высокая ступень
развития способностей.
Талантливыми называют
людей способных быстро
усваивать знания и правильно
применять их в жизни и в
своей деятельности.
Гениальность – наивысшая
ступень проявления
творческих сил человека.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие способностей у человека Выполнила: Кочурова С. А.

ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно является наиболее узким и наиболее точным.

Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни: 1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. 2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства. 3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности. 4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей. 5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ 1. Начальный этап развития способностей. Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет.

2. Условия раннего проявления способностей у детей. Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

3. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей. Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.

4. Психологические требования к деятельности, формирующей способности человека. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности

5. Способности и интересы. Существенно важный фактор разви­тия способностей человека - устойчивые специальные интересы. Специальные интересы - это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладе­ние приемами и способами деятельности. Упрочившиеся интересы ребенка - это «лакмусовая бумажка» его способностей, сигнал, который должен заставить окружающих задуматься - не дают ли себя знать зарождающиеся способности. У подростка эти интересы приобретают характер увлечений кратковременных, хотя и страстных. Свойственные подростковому и юношескому возрасту разнообразные и нередко вскоре угасающие интересы играют важную роль в выявлении способностей развивающейся личности.

Сущность способностей

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет. 1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях

1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях...

Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Человек- творец"(старшая группа)

Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Детей на занятии знакомят с тем, что предметы созданы руками человека,они облегчают и улучшают нашу жизнь....

«Непрерывная образовательная деятельность «Круг» как средство развития способности к контакту, общению, игре и развитию познавательных способностей детей со сложным дефектом»

В данном методическом пособии представлен совместный опыт работы учителя-дефектолога и педагога-психолога по развитию способности к контакту, общению, игре и развитию познавательных способностей детей...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС...

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.