Что такое главная мысль в русском языке. Основная мысль текста

Текст - это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Тема текста - это то, о ком или о чем говорится в тексте. Предложения в тексте объединены одной темой.

«Гусята очень быстро растут. Их не надо обучать кашу есть. Не надо учить плавать. Они самостоятельные».

Э. Шим

Проверим: о ком говорится в тексте? - о гусятах. Все предложения связаны одной темой.

По Н. Садкову

В данном тексте рассказывается о ручьях: в первом предложении говорится, какие бывают ручьи, во втором - куда они спешат, в третьем - как разгадать тайну ручейка.

Мы видим, что все предложения соответствуют теме «ручьи».

«Был жаркий день. В саду под скамейкой спала собака Жучка. Леня взял палку и стал дразнить собаку. Жучка зарычала и бросилась на мальчика. Леня побежал, но Жучка успела укусить его. Леня заплакал».

Предложенные темы:

1. Был жаркий день.

2. Леня.

3. Жучка.

4. Леня и собака Жучка.

Вариант «Леня и собака Жучка» более полно определяет тему, то есть называет то, о ком идет речь в тексте.

4. Определить тему и основную мысль текста:

«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».

Тема - букварь.

Основная мысль: «Букварь - важная и нужная книга».

Иногда в тексте есть предложение, в котором и заключена основная мысль.

5. Определить тему и предложение, в котором заключена основная мысль:

«Банановые пальмы - это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Целый лес с прохладной тенью. Но все-таки это трава. Гигантская трава, трава великанов, но трава».

В. Абдулова

Тема - банановые пальмы. Основная мысль заключена в первом предложении: именно о том, что «банановые пальмы - это трава», и хотел рассказать автор.

«Скворцы прилетели в марте. Они устроились в дупле березы. Птицы работали весь день. Скворцы носили в гнездо перья, траву, сухой мох. Вечером они садились на ветку и пели. Берегите скворцов, они наши друзья».

Тема - скворцы, основная мысль - берегите скворцов, они наши друзья.

7. Каждый текст имеет название, заголовок, который указывает на то, о чем пойдет речь в этом тексте. Текст можно озаглавить.

Задание

«Лисичка зимой мышкует - мышей ловит. Она вступает на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит - кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!»

Е. Чарушин

О чем говорится в тексте? О том, как лиса охотится на мышей.

Варианты:

1. Лиса.

2. Пушистая охотница.

3. Лиса и мыши.

Самый удачный вариант - пушистая охотница.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

13. Прочитайте.

Два молодых петушка подрались, и один победил. Побеждённый забился под сарай. Победитель взлетел на крышу и заорал во всё горло: ку-ка-ре-ку! Откуда ни возьмись ястреб: схватил крикуна и унёс к себе на ужин.

(К. Ушинский)

  • Докажите, что вы прочитали текст. Определите тему текста: о ком и о чём в нём рассказывается?
  • Почему петушок-победитель попал в когти ястреба? Когда так говорят: заорал во всё горло, откуда ни возьмись ?
  • Придумайте к тексту заголовок.
  • Запишите ответ на вопрос: что сделал ястреб?

14. Прочитайте. Докажите, что данные предложения не составляют текст.

В наших лесах живут лоси. Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж. У реки расцвели незабудки. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

  • Спишите те предложения, которые могут составить текст. Определите тему текста и озаглавьте его.

15. Прочитайте.

      С кем поведёшься,
      от того и наберёшься

      Простой цветочек дикий
      Попал в один букет с гвоздикой.
      И что же? От неё душистым стал и сам.
      Хорошее знакомство - в прибыль нам.
      (К. Ушинский)

  • В каком или в каких предложениях говорится о самом главном, о чём хотел нам сказать автор?
  • Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста. В каких ещё случаях так говорят?
  • Спишите предложения, в которых выражена главная мысль.

16. Прочитайте заголовок и текст.

Находчивый муравей

Тащил муравей щепочку. Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.

Столкнул тогда муравей щепочку в воду и поплыл на ней, как по лодочке. Так до своего муравейника и доплыл.

(В. Степанов)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста.
  • Спишите предложения, в которых говорится о том, как муравей укрылся от дождя.

17. Прочитайте. Почему так говорят?

Сентябрь без плодов не бывает.

  • Докажите, что это не текст, а предложение.
  • Спишите. Проверьте себя.
  • Устно составьте небольшой текст, заголовком которого будет данная пословица.

§ 1 Выделение темы в тексте

Текст представляет собой высказывание, которое состоит из двух или более предложений, связанных между собой по смыслу. Определенный порядок предложений в тексте позволяет передать развитие мысли. Все предложения в тексте объединяет общая тема. Научимся выделять в тексте его основную мысль как главную, ради которой он написан.

Прочитайте текст.

Весна в лесу

Ранней весной в лесу начинает пробуждаться бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны усыпанные смолистыми почками тонкие ветки берёз. Всё больше и больше слышится в лесу птичьих голосов.

О чем говорится в этом тексте? О весне. Значит тема текста - весна или, если точнее, весна в лесу.

Какую общую мысль развивают все предложения текста? Самая важная, основная мысль данного текста выражена в первом предложении: Ранней весной в лесу начинает пробуждаться бурная жизнь. А остальные предложения её развивают, т.е. пробуждение видно в таянии снега, появлении почек, пении птиц.

§ 2 Основная мысль текста

Основная мысль может быть заявлена в начале текста (в таком случае последующие предложения её развивают), а также может являться выводом из всего текста.

Прочитайте следующий текст.

Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног маленький лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать».

(по И. Соколову-Микитову)

О ком этот текст? Правильно, о старой лосихе и её лосёнке.

Какую основную мысль хочет донести до нас автор, для чего он рассказывает эту историю? Автор повествует нам о том, что лосиха всегда защитит своего лосёнка. Эта мысль выражена в последнем предложении и является выводом из всего текста: Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

Итак, чтобы найти тему текста нужно задать вопрос: о ком или о чём данный текст?

А чтобы узнать его основную мысль нужно задать вопрос: для чего написан текст?

Название произведения может соответствовать его теме, а может выражать основную мысль.

Текст может быть написан как для выражения какой-то основной мысли, так и для передачи какого-то главного переживания, впечатления.

Прочитайте отрывок из сказки Сергея Козлова, который называется «Зимняя сказка»:

«С утра падал снег. Медвежонок сидел на опушке леса, на пеньке, задрав голову и считал и слизывал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали сладкие, пушистые, и прежде чем опуститься совсем, привставали на цыпочки. Ах, как это было весело!»

Из текста понятно, что настроение у Медвежонка было радостное, веселое. Это видно из последнего предложения: Ах, как это было весело! Оно восклицательное по интонации.

В данном предложении выражается не основная мысль, а главное переживание текста. Кто же так воспринимает зимнее утро: автор, Медвежонок или снежинки? Конечно Медвежонок, ведь это именно он рассматривает, пробует снежинки на вкус, радуется. И название соответствует не теме, а главному переживанию.

§ 3 Пример выделения темы и основной мысли

Рассмотрим ещё один отрывок из сказки Сергея Козлова, найдем его тему и главное переживание.

«Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик. Распустились деревья, зазеленела травка, и тысячи вымытых дождями птиц запели в лесу. Сначала цвели голубые подснежники. Потом зацвели одуванчики. Даже старый пень выпустил зеленые побеги».

Тема этого текста: красота весенней природы. Главное в нем - чувство восхищения весной, переживание красоты пробуждающегося леса. Об этом говорится в первом предложении: Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик. Передается главное переживание героя сказки - Ёжика. Следовательно, отрывок можно озаглавить Необыкновенная весна, что будет соответствовать переживанию Ёжика.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч. / Н.А.Чуракова; под ред. М.Л.Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
  2. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч. /М.Л.Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2.
  3. Русский язык: 2 кл. Методическое пособие/ М.Л.Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
  4. Секреты орфографии: Кн.для учащихся 5-7 кл./Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Просвещение, 1991

Использованные изображения:

Здравствуйте, уважаемая редакция «Русского языка»!
Пишет вам ваш постоянный читатель – Михайлова Валентина Михайловна. Живу я в сельской местности. Ваше приложение – большое подспорье в моей работе. К сожалению, сельский учитель лишен многого: сельские библиотеки бедны, до города далеко, да и дорого. И вот единственный выход – подписка.
Работаю я в национальной школе, где русский язык является неродным языком обучения. С сожалением приходится констатировать такой факт: с каждым годом на изучение русского языка отводится в нерусских школах все меньше и меньше часов. В начальных классах, например, русскому языку ученики могут обучаться в течение 7 часов в неделю. И все. Преподавание других предметов ведется на родном языке. Дальше от класса к классу количество часов, отведенных на изучение русского языка, уменьшается.
И вот после окончания школы ученик, обучавшийся по программе национальных школ, наравне с лицеистами, гимназистами, с русскоязычными школьниками должен выдержать ЕГЭ по русскому языку. Разве это справедливо?
Для русских школ разработано большое количество учебников. А что же предлагают ученые национальной школе? Один-единственный утвержденный учебник для каждого класса, качество которого оставляет желать лучшего. Где же выход? Выход прост: использовать то, что наработано для русских школ.
Очень мне нравятся книги авторского коллектива Г.Г. Граник, Л.А. Концевой, С.М. Бондаренко. Вот и книга этого авторского коллектива «Когда книга учит», написанная живым, образным языком, стала для меня опорой в обучении школьников навыкам самостоятельной работы с учебной книгой. Подобные книги я называю книгами для ума и сердца.
Предлагаю вашему вниманию урок, проведенный по этой книге в 7-м классе в конце I четверти. Один из нескольких. Хочется особо выделить то, что проводилась не эпизодическая, а целенаправленная работа. В конце плана-конспекта урока привожу небольшие выдержки из сочинений учеников. Они несовершенны. Прошу отнестись к ним с пониманием. Очень трудно ученику, думающему на родном языке, выразить свои мысли на русском языке.
Моим ученикам очень нравится такая работа. Во-первых, они учатся самостоятельно добывать знания; во-вторых, обогащают свой словарный запас.
Надеюсь, включат работу с книгой в свою практику учителя, работающие в сельских школах. Я не уверена в том, что наши учителя имеют в своих личных библиотеках эту книгу. Значит, у них появится повод «достать» ее. К сожалению, должна признаться в том, что новые учебные пособия, выпускаемые этим авторским коллективом, мне не удалось приобрести.
С уважением,

Валентина Михайловна Михайлова

В.М. МИХАЙЛОВА,
Республика Чувашия

Тема урока: «Выделение главной мысли в тексте»

7 класс

Цель : развитие навыков выделения главной мысли в тексте.

ХОД УРОКА

I. Повторение.

(Удивительно, как быстро мы забываем. Единственный способ удержать знания в памяти – это повторение .)

– Умение самостоятельно работать с учебником и любой другой книгой необходимо не только тогда, когда вы сидите за партой: приобретать знания самостоятельно придется всю жизнь. Из чего же складывается это умение? Усвоить текст – это значит прежде всего понять и запомнить его. Что такое запомнить текст, понятно: пересказал без потерь – значит, запомнил. А что такое понять содержание текста?

Прочитав заданный материал, поняв его и хорошо запомнив, вы оказываетесь у доски. Пока вы пересказываете выученное, все идет прекрасно. Но вот учитель начинает задавать вопросы. И происходит нечто неожиданное для вас: на некоторые вопросы, относящиеся к этому как будто бы усвоенному материалу, вы ответить не можете. Почему? И возникает сомнение: а поняли ли вы текст? Стало быть, нет!

Как же надо работать с текстом, чтобы глубже его понимать и легче запоминать? На прошлых уроках мы с вами сконструировали модель «идеального читателя». Какова последовательность работы «идеального читателя» с текстом?

    (1-й этап. Работа до начала чтения.

    2-й этап. Работа во время чтения.

    3-й этап. Работа над текстом после прочтения .)

– Что включает в себя работа до начала чтения? (Работу с заголовком. Заголовок – это «входная дверь» текста. Мысленная обработка заголовка – первый шаг к уяснению идеи автора. Прочитав заголовок, «идеальный читатель» спрашивает себя: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать?».

Работу с эпиграфом. Эпиграф – полномочный представитель главной мысли. Наряду с заголовком верное прочтение эпиграфа – «пусковой» момент на пути к главной мысли: ведь эпиграф чаще всего выражает мысль текста обобщенно, иносказательно.)

– Обратимся к работе читателя на 2-м этапе, т.е. по ходу чтения. К уроку по этой теме мы подобрали эпиграф:

Моя отрада – мысленный полет
По книгам, со страницы на страницу.

У этого этапа работы свой стержень, основное направление чтения. Это диалог с текстом. Что значит вести диалог с текстом?

(Если читатель не безразличен к содержанию текста, то по ходу чтения у него возникают вопросы: почему? Что из этого следует? Постановка этих вопросов и нахождение ответов на них ведут к пониманию причинно-следственных отношений, пронизывающих текст. )

– После того как диалог с текстом закончен, «идеальный читатель» начинает работу, относящуюся ко всему тексту в целом. Что же он вначале выделяет в тексте?

II. Объяснение нового материала. Выделение главной мысли.

– Представим себе, что вы научились беседовать с текстом. Достаточно ли этого для полного понимания материала? К сожалению, умение вести диалог с текстом не всегда приводит к основному результату понимания – выделению главной мысли. В тексте может быть воплощена не одна мысль, а совокупность мыслей, равнозначных или организованных иерархически. Даже самый маленький текст может содержать не одну значительную мысль. Приведу в качестве примера анонимную испанскую эпиграмму XVIII века:

Как отношусь я к королю?
Да так же, как и все на свете.
Я от души его люблю
Изображенным на монете.

В этих четырех строчках по крайней мере две мысли. Первая: автор эпиграммы так же, как и все на свете, любит короля только после его смерти. (В Испании тех времен изображения на монете чеканились только после смерти короля.) Вторая – что это любовь на самом деле не к королю, а к деньгам.

В развернутых текстах может быть много мыслей с разными уровнями обобщения – от обобщения в контексте данного произведения до обобщения на уровне общечеловеческих духовных ценностей.

Известный педагог прошлого В.И. Водовозов как-то читал своим маленьким ученикам басню Крылова «Стрекоза и Муравей» и хотел, чтобы дети пришли к выводу о ценности трудолюбия, а легкомыслие осудили. Но учеников растрогала судьба бедной стрекозы. Они говорили: «Муравей такой жестокий! Конечно, он прав, что заранее подумал о зиме, он трудился. Но стрекоза такая красивая! И что плохого она сделала? Пела все лето и прыгала. Так ведь весело было! Летом под каждым ей листком был готов и стол и дом.

О различии в понимании одних и тех же произведений людьми разного возраста хорошо сказал один из восточных мудрецов: «Читать книгу в юности – все равно что глядеть на луну через щелку. Читать книги в зрелости – все равно что смотреть на луну посреди своего двора. Читать книги в старости – все равно что любоваться луной с высокой открытой террасы. Потому что глубина проникновения в прочитанное соответственна накопленному жизненному опыту». (Ч.Чжан . Тени спокойных снов // Листая вечные страницы. М., 1983. С. 132.)

Значит ли это, что основной смысл произведения есть нечто лишенное объективного значения и зависит от субъективного подхода читателей? Отнюдь нет. Различия, которые появляются при прочтении одного и того же произведения разными людьми, колеблются только в тех пределах, которые «задает» текст. Ничего чуждого тексту не может быть ему навязано.

Чтобы научиться и приучиться выделять главную мысль, надо развивать «умственную механику», несущую ответственность за выделение главной мысли.

III. Тренировочные задания.

Раздел I . Здесь представлены тексты, в которых главная мысль выражена словами, и ее надо найти.

Задание 1 . Найдите в тексте строчки, выражающие главную мысль.

Старик моряк говорил о море.
– Море бывает щедрым, – сказал он.
– Бывает оно печальным, – сказал он.
– Бывает жестокосердным, – сказал он.
– Бывает оно отчаянным, – сказал он.
– Море бывает разным, – сказал он.
– Чистым бывает и грязным, – сказал он.
– Таинственным и раскрытым,
Могучим, ворчливым, сердитым...
Море – как человек!

(Расул Рза)

(Море бывает разным. Море – как человек! )

Задание 2 . Найдите в тексте слова, выражающие главную мысль, и объясните их значение.

Закатилось солнце
за лесок,
стал лесок
и темен,
и высок.
Кто-то притаился
за сосной,
что-то прошуршало
за спиной,
загорелись в елках
огоньки...
Ой! –
Глаза у страха
велики.

(В.Левановский )

(Глаза у страха велики .)

Раздел II . В этом разделе предлагаются тексты, в которых главная мысль вытекает из содержания, но не сформулирована прямо. Надо ее вывести и выразить своими словами.

Задание 1 . Объясните главную мысль этих стихотворений.

С возу яблоко упало
и, как водится, пропало,
потому что не попало
ни в повидло,
ни в компот.
Хорошо, что не попало,
превосходно, что пропало,
расчудесно, что упало,
видишь – яблоня растет!

(В.Левановский)

(В этом стихотворении речь идет о том, что не надо огорчаться из-за маленьких потерь, а надо радоваться, если своя потеря оборачивается чем-то хорошим для других людей .)

Я слышал:
Ежонка ежиха
Звала – зазывала домой,
Шептала спокойно и тихо:
– Мой гладенький,
Мягонький мой...
Качала
Жучиха жучонка,
Качала
Под вишней в тени
И пела протяжно и тонко:
– Мой беленький мальчик,
Усни...
Зайчонка зайчиха
Будила:
– Ну что же ты, львенок мой,
Спишь?
Пойдем на охоту, мой милый,
Мой сильный,
Мой храбрый малыш...
А мы с тобой
Весело пляшем,
Цветы собираем во рву.
И я тебя
Солнышком нашим
И радостью нашей
Зову.

(Д.Блынский)

(Главная мысль этого стихотворения в том, что все мамы на земле очень любят своих детей и считают их самыми лучшими .)

Задание 2 . Объясните, в чем суть лечения, которое доктор рекомендовал больному.

САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ РЕЦЕПТ

Англичанин Роберт Тибсон давно страдает от своей полноты. Тем более что большинство его друзей и знакомых – классические англичане, сухие и худощавые – все время над ним подтрунивают.
Врач, к которому решил обратиться за помощью Тибсон, сказал: «Я вас научу одному очень простому упражнению, и вы быстро обретете форму».
«Как, доктор, – удивился Тибсон, – всего одно упражнение? Вы шутите? Не поможет...»
«Поможет, и очень быстро.
Всякий раз, когда вам предлагают что-нибудь вкусное, отрицательно покачайте головой. Каждый раз повторяйте это движение, не ленитесь!
Уверяю вас: очень скоро вы скинете лишний вес.
Мой рецепт – самый новый, не сомневайтесь!»

IV. Работа с текстом.

Многие писатели и ученые строят тексты так, «чтобы словам было тесно, мыслям – просторно» (Н.Некрасов). Из таких текстов можно вычерпать больше содержания, чем на первый взгляд заключено в словах.

(Предлагаемый учащимся текст, как и все уже предложенные тексты, имеется у каждого ученика .)

Две с половиной тысячи лет назад жил царь Кир. Он покорил много земель и уничтожил тысячи вражеских воинов.
Об этом царе можно прочитать в каждом учебнике истории.
В это же время на маленьком острове посреди Средиземного моря правил своим народом король Пансо. Он ничего не завоевывал, никого не уничтожал, и учебники истории не упоминают о нем. Только старая-старая притча донесла до нас его имя.
Однажды, рассказывает притча, разразилась буря, и корабль царя Кира поспешил укрыться в тихой бухте маленького зеленого острова. Царь Кир оказался во владениях короля Пансо. Киру захотелось узнать, по каким законам живет народ в этом королевстве. В это время к королю Пансо пришли двое жителей с просьбой рассудить их. «Король Пансо! – сказал один из пришедших. – Я купил у этого человека пустошь, стал там рыть землю и нашел клад. – Возьми себе, – говорю я ему, – этот клад: я купил у тебя пустошь, а не золото». Другой отвечал: «Я, как и ты, боюсь греха присвоения чужого. Я продал тебе пустошь вместе со всем, что в ней находится, от недр земных до высот небесных». «Имеешь ли ты сына?» – спросил король одного из них. «Имею». «А у тебя дочь есть?» – спросил король другого. «Есть». – «Пожените их, а клад отдайте им в приданое». Видя удивление царя Кира, король Пансо спросил его: «Разве нехорошо я рассудил этих людей? А как в вашей стране решили бы подобный спор?» – «Я, – ответил Кир, – отрубил бы обоим жалобщикам головы, а клад забрал бы в царскую казну». – «Светит ли солнце в вашей стране?» – спросил Пансо. «Светит», – ответил Кир. «И дожди идут?» – «Идут». «А есть ли скот у вас?» – «Есть». – «Проклятия достойны люди у вас», – тихо сказал Пансо, бесстрашно глядя в глаза грозному царю. (А.Шаров).

– Что вам непонятно в этом тексте? (Повторяю этот вопрос 3 раза. К сожалению, новое, незнакомое слово проскальзывает мимо сознания учеников, не вызывает желания узнать, что это такое. Ученик должен понимать каждое слово, каждое словосочетание, каждый фразеологический оборот, входящий в текст. Если ученики ответят, что им все понятно, можно спросить у них, кто такой царь Кир, что означают слова притча, бухта, пустошь и т.д., сочетание грех присвоения чужого...)

– А теперь расскажите как можно больше о каждом из правителей и о жизни их народов, ничего не «присочиняя», но и ничего не упуская из виду.

Вариант ответа из сочинения школьника, данный авторами книги «Когда книга учит». (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. Когда книга учит. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1991. С. 95.)

Великий и грозный царь Кир уничтожил тысячи жителей в землях, которые он завоевал. Но и его народ потерял в этих завоеваниях много здоровых и сильных юношей. Власть царя Кира была страшной для его подданных: он мог обобрать и убить любого ни в чем не повинного человека. Его народ был задавлен и несчастлив, и великие победы Кира ни в малейшей степени не облегчали жизнь простых людей.
Во владениях короля Пансо народ был добрым и честным и не терял сыновей в завоевательных войнах. Люди шли к своему королю открыто и доверчиво, и он разрешал их споры справедливо и доброжелательно. Это был небольшой, небогатый, но счастливый народ.

Приведу отрывки из сочинений моих учеников.

«Жил великий и грозный царь Кир. Он завоевал много земель и уничтожил тысячи вражеских воинов, не пощадив и мирных жителей. Кир был жестоким, жадным. Победы тешили его самолюбие. И народ, которым правил он, достоин своего царя. Как сказал король Пансо: «Проклятия достойны люди у вас...» (Яковлева Т. )

«...Он был жесток не только с врагами, но и со своим народом. Его “великие” победы не принесли счастья простым людям. Сколько матерей, наверное, оплакивало своих сыновей, павших на войнах, затеянных Киром из-за непомерного честолюбия!..» (Московская Е .)

«Кир был очень жестоким, уничтожил тысячи вражеских воинов, жителей в покоренных землях. Мне кажется, что его народ очень боялся своего правителя. В тексте говорится, что Кир отрубил бы головы жалобщикам. Его народ жил в страхе. Кир умел только убивать.
Король Пансо был справедливым, добрым, поэтому люди шли к нему с просьбой рассудить их в том или ином споре. Его народ радовался солнцу, дождю... Боялся греха присвоения чужого, т.е. жил по божеским законам. Всякая война начинается с желания присвоения чужого, поэтому и не затевал войн король Пансо...» (Максимова Е .)

«Король Пансо справедливо рассудил жалобщиков, только об одном не подумал: полюбят ли друг друга их дети? Женитьба не по любви может привести к несчастью...» (Павлова Т.)

«Я думаю, что счастлив народ этого маленького острова посреди Средиземного моря, потому что им правит король Пансо. Король Пансо не воюет со своими соседями. Люди живут в мире. Народ не теряет своих сыновей в войнах. Он радуется солнцу, дождю. Люди в этом королевстве честны, боятся греха присвоения чужого...» (Васильев О .)

V. Задание на дом.

Расскажите более подробно о каждом из рабочих, описанных в тексте.

Один путешественник проходил мимо большой стройки, на которой трудилось множество рабочих. Он остановил одного рабочего, который вез тяжелую тачку с камнями, и спросил его: «Что ты делаешь?». «Разве ты не видишь? – ответил тот. – Толкаю тяжелую тачку, будь она проклята!». Затем путешественник задал этот же вопрос второму рабочему, который вез такую же тачку. «Я зарабатываю хлеб для семьи», – с достоинством ответил второй рабочий. Третий рабочий с такой же тачкой на тот же вопрос путешественника гордо ответил: «Я строю прекрасный храм!».

В данной статье вы ознакомитесь с тем, что такое главная тема и мысль. Вы научитесь определять и выделять важные детали .

В школе на уроках часто дают задание определить мысль текста , вынести какой – то урок, но этому тоже надо учиться. Чтобы понять, какие чувства вложил автор в свое произведение нужно ознакомиться с биографией автора.

Для полного понимания текста следует прочитать и критические статьи . Не всем дано с первого раза вникать в суть вещей и замечать важные детали. Не нужно расстраиваться и отчаиваться, можно просто перечитать книгу.

Чтобы текст выглядел гармонично и затягивал читателя, авторы используют различные средства выразительности, части речи. Конечно же, больше всего затягивает читателя уникальность текста.

Почти все люди любят классику, а те, кто не любит, уважают . Уважать классику можно за ее неповторимость, раньше не было интернета и развитых технологий, каждый писатель писал по своему и создавал свой особенный стиль.

Правильное построение текста и предложений это залог успешного формирования темы и мысли. Тема текста – это то, что хочет сказать или выразить писатель своим произведением.

Бывает такое, что мы читаем заголовок или эпиграф и даже представить себе не можем как это связано с содержанием, но в последней странице мы откроем для себя всю скрытую суть.

Что нужно, чтобы научиться определять главную мысль текста? Есть несколько простых советов для новичков в этом деле.

Также нужно обращать внимание на эпиграфы и заголовки, они несут в себе смысловую нагрузку.

Задайте себе вопрос, на чем сконцентрировал внимание автор ? Следите за описанием деталей. Иногда писатель может высказывать об обыденных вещах непонятные мысли, но это только первоначально.

После каждой главы пересказывайте прочитанное , таки образом в голове происходит анализ. Очень полезно порассуждать о произведении с друзьями, которые также его читали, только в споре рождается истина , значит можно и поспорить о написанном.

Чтобы подойти к анализу произведения серьезно, нужно понять стиль, речевые обороты, язык автора.

Чтобы обратить внимание на читателя в тексте должны быть повторы, нужно их запоминать или выписывать, все самое главное в деталях .

В работах классиков: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова мысль текста заключена в названии. Из названия “Война и Мир” мы уже можем представить о чем будет идти речь.

Конечно глубина мысли – это война среди классов, но и поверхностное восприятие нас не подвело.

“Преступление и наказание” – название, говорящее за себя . Да, за преступление Раскольников получила наказание, но не физическое, а больше моральное .

В романе “Мастер и Маргарита” рассказывается не только о жизни Мастера с Маргаритой, но и о демонах Маргариты и Рассказе Мастера. В каждом названии есть ключ к разгадке главной мысли.

Но чтобы понять ее, нужно приложить не мало усилий. Давайте ознакомимся и с тем, что такое средства выразительности , и зачем они нужны. Существует несколько типов средств выразительности:

  • Синтаксические
  • Фонетические
  • Лексические

К фонетике относится анафора и эпифора , они используются в стихотворениях, для передачи звуков, или музыки.

Тропы – это слова и фразы в переносном значении , они заставляют задуматься и создают образы. К тропам относится:

  • Олицетворение – когда неживые предметы или явления наделяются признаками живых существ
  • Метафора – переносное значение
  • Гипербола – сильное преувеличение, несвойственное предмету, противоположность гиперболе – литота, это преуменьшение

Также в литературе есть стилистические фигуры , такие как градация (расположение схожих по смыслу слов в порядке убывание или увеличения важности), оксюморон (намеренное слияние противоречий), риторические вопросы (используются для усиления мысли или чтобы заставить читателя задуматься).

Чтобы разобраться во всех литературных приемах и стилях потребуется много времени, но после этого вы будете настоящим профессионалом и смело сможете рассуждать о произведениях, выделять главную мысль и тему текста.

Это поможет в написании собственных статей или произведений, расширит кругозор и в целом будет полезно для общего развития .

Желаем вам удачи в постижении новых вершин и расширении границ познания. Каждому по силам понимать литературу.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.