Что такое высокий ключ в фотографии. Уроки мастерства фотографирования - съемка в высоком ключе (high key)

Вспоминая недавнее видео о том, как превратить фотографию в подобие карандашного наброска. Наверняка Вы встречали фотографии, выполненные в такой манере.

Такая техника называется «высокий ключ» (high key).

Очень похоже на обработку в Фотошопе, не правда ли? При некотором умении такие фотографии получаются без всякого Фотошопа. Правда, при этом требуется не столько умение управляться с фотоаппаратом, сколько навыки использования освещения.

Эта техника характеризуется преобладанием светлых тонов над темными. Советская фотошкола требовала, чтобы при съемке в светлом ключе самые темные участки кадра не должны быть темнее светло-серого. Даже тушь для таких портретов старались подбирать не черную, а серую. (Если Вы внимательно посмотрите на пример, приведенный выше, то заметите, что на этом фото как раз нет очень темных участков).

Западные фотошколы допускают наличие черных или очень темных деталей

В высоком ключе чаще всего снимают:

  • портреты (обычно детей или женщин, причем со светлыми волосами);
  • пейзажи (например, зимние заснеженные);
  • натюрморты.

Съемка в высоком ключе очень популярна при съемке женского портрета. Портреты получаются нежные, кожа выглядит чистой, безупречной. Понятно, что портрет мужчины в такой технике будет смотреться не вполне адекватно:)

Как делается снимок в технике «высокий ключ»?

Обычно такие фотографии делают в студии.

  • Очень важно подобрать светлый фон. Новичкам проще всего работать с белым фоном. Фон должен быть хорошо освещен (отдельным источником света), яркость его должна быть сравнима с яркостью снимаемого объекта или чуть выше.
    В качестве фона может послужить светлая ткань или белая бумага. Иногда съемку можно вести на фоне светлого окна.
  • Фотомодель желательно одеть в светлую одежду. Также предпочтительно, чтобы модель была со светлыми волосами. Черные волосы могут получиться на снимке слишком большим черным пятном, которое разрушит восприятие фотографии.
  • Снимаемая модель освещается максимально большими источниками мягкого света (софт-боксами). Основная задача — чтобы не было глубоких, насыщенных теней.
  • Настройки фотоаппарата выбираются таким образом, чтобы снимок получался достаточно светлым, а не «средне-серым». Как правило, потребуется несколько пробных снимков с разными значениями параметров, чтобы «пристреляться». Можно упростить себе задачу, просто выбрав нужную экспокоррекцию в плюс.
  • Старайтесь следить за гистограммой. Снимок не должен быть слишком уж пересвеченным (что такое «слишком» — решать Вам… и зрителям:)
  • Вот как выглядит схема расстановки света при съемке в высоком ключе:

    Впрочем, если Вы снимаете небольшой натюрморт или лицевой портрет, то вполне можно обойтись только одним источником света. Его лучше расположить спереди-сбоку, чтобы он освещал одновременно и модель, и фон. Если Вы при этом будете использовать какие-нибудь отражатели, чтобы смягчить тени, будет еще лучше.

    При съемке пейзажей фоном может служить белый снег или светлое небо. Да и вообще любой достаточно светлый фон.

    Чаще всего фотографии в высоком ключе переводят в черно-белый вариант, так они смотрятся более комфортно.

    Сегодня с Вами был
    Вячеслав Слободчук.

    Что такое «высокий ключ»? Как используется, какие нюансы необходимо учесть при работе при съемке «в высоком ключе»?

    Итак, что такое высокий ключ (также иногда называемый «светлый ключ»)? Это техника фотосъемки, характеризуемая преобладанием светлых тонов над темными. В Советской фотошколе (Фельдман-Курский) указывается, также, что при съемке в светлой тональности - в темных участках кадра не должно быть тонов темнее светло-серого, но если обратиться к зарубежным авторам - то таких жестких ограничений мы не увидим.

    На снимке, сделанном в данной технике, обычно имеется всего несколько темных участков в более светлом окружении.

    Что чаще всего снимают в светлом ключе? Чаще всего это портреты (особенно детей и женщин) и зимние «снежные» пейзажи.

    Matteo. Младенец. Фотография сделана в технике "высокий ключ". Attribution: Share Alike. Some rights reserved by Tom Cuppens
    Камера: Nikon D40
    Выдержка: 0.017 sec (1/60)
    Диафрагма: f/10.0
    Фокусное расстояние: 42 mm
    ISO чувствительность матрицы: 200

    Почему съемка в в этой технике так популярна при съемке женского портрета? Дело в том, что утопающая в свете софт-боксов кожа становится визуально как будто более гладкой, безупречной – а не к этому ли, чаще всего, стремиться и визажист, и сама фотомодель-клиент, и фотограф? Не это ли - элементы идеального женского образа ? То же и с детьми – хотя кожа младенца и без того гладка и шелковиста, это часто подчеркивается – в частности с помощью фотосъемки в высоком ключе.

    Иной подход к высокому ключу.
    В данном случае пост обработкой у фотомодели сильно выделены глаза и губы, намечен контур лица.
    Из-за насыщенно-черных глаз - фотография не в полном смысле может считаться представительницей обсуждаемой нами технике съемки техники. Ибо в классической Советской/Российской традиции высокий ключ столь темные области исключает, из-за этого даже туш на глаза фотомодели может наноситься не черная - а серая.
    Однако данный подход вполне традиционен в Европейской / Американской традиции. И образ фотомодели остается весьма светлым:)
    "Naty2 High Key " Attribution: No Derivative Works.
    Some rights reserved by quiroso

    Как делается снимок в технике «высокий ключ»? Рассмотрим на примере съемки в фотостудии.

    1. Выбирается светлый фон. Обычно – белый. Фон должен быть хорошо освещен, яркость его должна быть сравнима с яркостью снимаемого объекта.
    2. Подготавливаются софт-боксы максимального размера, ими освещается фотомодель. Как именно расположить софт-боксы и использовать ли еще и рисующий свет – фотограф выбирает самостоятельно, главное - не допустить глубоких, насыщенных теней.
    3. В настройках фотоаппарата выбирается положительная коррекция экспозиции – например на одну ступень (подбирается экспериментальным путем).
    4. Фотомодель также рекомендуется одеть в наиболее светлые одежды. Не стоит использовать одежду – если ее тон сильно темнее тона кожи.
    5. Обработка фотографии. Часто фотография сделанная в светлом ключе при последующей обработке – обесцвечивается, что придает фотографии определенный шарм. Однако это не обязательное условие.
    6. Фотографировать желательно в формат RAW! Тогда у Вас будет возможность скорректировать экспозицию уже на компьютере – если при съемке произошла незначительная ошибка.

    При съемке портрета в этой технике, рекомендуется выбирать фотомоделей исключительно со светлыми волосами и кожей (особенно, если Вы желаете поработать в "классическом" высоком ключе, хотя на практике часто фотографируют и брюнетов...). Для темнокожих и брюнетов - можно использовать "низкий ключ".

    Photoshop и другие фоторедакторы позволяют и многие обычные фотографии превратить в фото сделанные в технике высокого ключа. Для этого применяются специальные плагины или алгоритмы работы в самом фоторедакторе. (см. видео чуть ниже)

    Нижеприведенная схема дает очень красивый и любимый мною High key Высокий ключ «). На словах можно подумать, что ничего сложного в этой схеме постановки студийного света нет, но на практике добиться правильного Высокого ключа довольно сложно.

    Пару слов о тональности Высокий ключ: это портрет, где преобладают только белый и светло-серый цвет. Если это цветной портрет — оттенки цветов должны находится в светлых своих значениях (в прямом смысле). Исключение составляет лишь элементы волос, кожи, одежды модели. Но и тут нужно постараться грамотно все высветлить.

    Пример снимка в светлой тональности Высокий ключ. Автор фото: pinmarklet

    Как видно из снимков — нужно очень много света. Причем нужно не просто , или открыть диафрагму на полную, а именно заполнить все светом.

    Схема №2. С тремя вспышками. High key

    • Во-первых нужен чисто белый фон. Для этого мы направляем на него 2 вспышки. Можно даже с серебристыми зонтиками. Белый фон, особенно бумажный, сам по себе хороший отражатель, он поможет залить помещение светом.
    • Во-вторых, ставим перед моделью вспышку с большим софтбоксом. Если этого мало — используем отражатели или дополнительные вспышки. Главное — минимум теней, но никаких пересветов на коже. Вспышка с заполняющим светом (он же и рисующий при такой схеме) должна быть довольна мощная, хотя бы 250 дж. Большой софтбокс или октобокс требует много энергии, но зато он рассеивает свет очень хорошо.
    • Обычно, мощность фоновых вспышек должна быть больше, чем заполняющего света перед моделью где-то на 2 ступени.

    В последствии снимок можно для красивых переходов с серого в белый, но без правильно снятого оригинала лучше ничего не делать (в сети много псевдо high key, когда из снимка обычной тональности фотошопят высокий ключ, но это же непрофессионально! 🙂)

    Уделяйте внимание теням, особенно под носом у модели. Если заполняющий свет поднят слишком высоко — тень обязательно появится и тогда high key будет испорчен. Вот почему большие софтбоксы и нужны — их не нужно поднимать над моделью чтобы скрыть «невыспаность» под глазами, можно просто поставить на уровне лица модели.

    Как и в предыдущий схеме — фотограф находится где-то очень близко к софтбоксу, а сам осветительный прибор точно напротив модели.

    Высокий ключ (High Key), иногда неправильно именуемый «светлым ключом», является высшей степенью лиричности изображения. Некоторые начинающие фотографы испытывают затруднение в технике съемки в этом стиле. Если выполнить следующие пять правил, то высокий ключ получится сам собой:

    1. Используйте белый или светлый фон.
    2. Снимаемые предметы должны быть белые или светлые.
    3. Тени должны быть неглубокими, светлыми, легкими, прозрачными.
    4. Площадь теней должна быть незначительна.
    5. Ключевой (рисующий) свет должен быть мягким, объемным, то есть иметь большой размер.

    Иногда, читая статьи о технике съемки в высоком ключе , я встречаю заблуждения и вредные советы. О них и поговорим.

    «Чтобы сделать фотографию в высоком ключе, надо переэкспонировать кадр». Этот прием срабатывал при съемке на фотопленку, благодаря тому, что ее фотоширота больше, чем у цифровых камер. У цифровых же фотоаппаратов переэкспозиция светлых предметов приводит к тому, что в фотографии появляются участки, в которых нет абсолютно никаких полутонов (идеальный белый). Фотографы называют такие места - «дырка в светах» (фото 1 ). А хорошее «дыркой» не назовут. При правильно экспонированной фотографии светлые объекты не являются абсолютно белыми (исключение допускается на фоне, источниках света попавших в кадр или их отражениях). И высокий ключ не исключение из этого правила. Переэкспозиция – вынужденная мера, когда вы не выполнили первые четыре условия для получения высокого ключа. Однако, в цифровой фотографии, лучше изначально иметь снимок с правильной светлотой, а затем, аккуратно и контролируемо, осветлить его в Фотошопе (о чем будет рассказано в другой статье). Но даже Фотошоп не поможет получить эффектный высокий ключ , если вы сделали фотографию на темном фоне, с темными предметами и глубокими тенями большой площади.

    Фото 1: "дырка" на щеке модели.
    Фото 2: в этой фотографии искусственно завышена светлота темных объектов для достижения "правильного высокого ключа".
    Фото 3: на снимке темным пятнам просто неоткуда взяться, и выглядит он вполне естественно.
    Фото 4: небольшие по площади темные объекты, пятна, делают фотографию в высоком ключе эффектней.
    Фото 5: бестеневое освещение убило бы идею этой фотографии.

    «Фотография в высоком ключе имеет ограниченный тональный диапазон». Переведу на русский: «высокий ключ подразумевает отсутствие черных и темных областей». Встречалось даже вычисление, какое цифровое значение должна иметь самая темная точка при «правильном высоком ключе » (фото 2 ). Действительно, если в обычной фотографии глубокие тени или черные объекты присутствуют почти всегда, то в высоком ключе , их может и не быть, и отсутствие темных тонов вполне оправдано (фото 3 ).

    Однако, черные области не только могут присутствовать в высоком ключе , но и делают его более эффектным (фото 4 ). Но надо помнить, что площадь таких участков должна быть незначительна. Например, в портрете зачастую это брови, ресницы и радужка глаз модели. Волосы брюнетки, в съемке портрета крупным или средним планом, будет иметь слишком большую площадь черного для высокого ключа . Поэтому, чтобы спрятать волосы брюнетки, используют светлые головные уборы. Можно не скрывать волосы брюнетки, если съемка проходит ростовым планом, ведь тогда доля прически в площади кадра будет незначительна. Так же можно не прятать прическу, когда она является главным сюжетом съемки. И всё же, для большинства съемок в высоком ключе я рекомендую подбирать модель со светлыми волосами.

    «При съемке в высоком ключе используется бестеневое освещение». Бестеневое освещение может использоваться, но оно не обязательно. Я считаю, что светотеневые рисунки дают более интересный результат(фото 5 ), надо лишь не забывать, что контраст светотени должен быть предельно низким (для меня это 1 ступень).

    «Высокий ключ требует непрямого освещения». То есть свет должен быть отражен от отражателей. Да, в прошлом столетии жесткий «прожекторный» свет приходилось смягчать таким способом, чтобы выполнить пункт 5. Но, господа, мы же в 21-м веке, и софтбоксы доступны в любом уголке России и не дорого.

    И всё же, иногда результат съемки может «недотягивать» до светлого ключа . Фотошоп вам в помощь, но это тема для другого урока.

    Дата публикации: 14.02.2017

    Эта статья продолжает цикл уроков по студийной предметной съёмке. Мы уже разбирали особенности работы с матовыми и глянцевыми объектами, а сегодня рассмотрим специфику съёмки стеклянных объектов на светлом фоне.

    NIKON D800 / 85.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 160, F11, 1/200 с, 85.0 мм экв.

    Основная задача рекламной фотографии - показать предмет с лучшей стороны: максимально привлекательно и ярко. При съёмке флакона с духами, бутылки с напитком, фужера с вином или любого другого стеклянного предмета требуется точно передать цвет содержимого (при его наличии), а также подчеркнуть форму и объём ёмкости.

    NIKON D800 / 24.0-120.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 80, F20, 1/250 с, 120.0 мм экв.

    Чтобы содержимое флакона «заиграло», его нужно снимать на просвет. Поэтому я всегда начинаю съёмку стеклянных объектов на светлом фоне с постановки контрового света. Для этого можно поставить снимаемый объект на стол, а позади него расположить источник света с софтбоксом в качестве фона. Регулировать степень просветки стекла и содержимого флакона можно за счёт изменения расстояния между источником света и объектом, мощности освещения.

    Важно помнить, что стекло и содержимое флаконов часто обладают разной плотностью и цветом. Поэтому следует подбирать оптимальную степень освещённости под ваш объект. Например, для просвета бутылки из тёмного цветного стекла с плотной жидкостью понадобится большая мощность источника света, чем для бутылки из прозрачного стекла со светлой жидкостью.

    Пример №1. Фон освещён недостаточно: содержимое бутылки выглядит тёмным и непривлекательным.
    Пример №2. Стекло и содержимое бутылки оптимально освещены.
    Пример №3. Фон освещён слишком сильно: пропадают границы предмета, содержимое бутылки выглядит ярче, чем в реальности.

    Здесь мы пока не обращаем внимания на этикетку, крышку бутылки и другие не пропускающие свет поверхности. Для них мы позже поставим дополнительный передний или боковой свет. На этом этапе нам нужно подобрать оптимальное освещение для просвета стекла и содержимого бутылки.

    Когда вы добились нужной степени освещённости, можно приступать к внешней проработке объёмов и формы предмета. Для этого поставьте дополнительные источники света спереди и/или по бокам от объекта. Здесь мы будем руководствоваться теми же принципами, что и при съёмке глянцевых объектов .

    Для создания красивых бликов на стеклянных объектах я обычно использую стрипбоксы или фрост-фильтры (Frost), которые натягиваются на специальные прямоугольные рамы, крепящиеся к стойкам, или растягиваются между двумя стойками. Эта конструкция размещается между источником света и снимаемым объектом.

    Схема №1: два стрипбокса по бокам от снимаемого объекта позволяют создать чёткие блики с двух сторон.
    Схема №2: два рефлектора, светящие через фрост-фильтры, позволяют создать мягкие растушёванные блики с двух сторон.
    Схема №3: стрипбокс создаёт чёткий блик с одной стороны, а рефлектор, светящий через фрост-фильтр, даёт мягкий растушёванный блик с другой стороны.
    Схема №4: стрипбокс создаёт чёткий блик с одной стороны, а отражатель слегка подсвечивает объект с другой стороны.

    Вы можете использовать одну из этих схем для съёмки стекла. Выбор зависит от формы и цвета объекта, плотности его содержимого, наличия на лицевой стороне этикетки и дополнительных элементов из других материалов, а также общей эстетики снимаемой картинки.

    Ниже для наглядности я приведу примеры готовых фото с используемыми вариантами освещения.

    NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 125, F16, 1/250 с, 85.0 мм экв.

    Сначала при съёмке бутылок с напитком (Пример №1) я использовала первую схему освещения с двумя стрипбоксами по краям. Но второй чёткий блик с правой стороны показался мне слишком навязчивым, и я решила попробовать третью схему освещения (Пример №2), заменив стрипбокс с правой стороны на рефлектор с фрост-фильтром. Это позволило сделать блик более мягким и растушёванным.

    NIKON D800 / 85.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 125, F16, 1/250 с, 85.0 мм экв.

    При съёмке коктейля использовалась третья схема освещения. Но так как в стакане находился лёд, он быстро запотевал. В итоге блик слева от софтбокса выглядит не очень чётким.

    В примере №1 во время съёмки не сработал задний софтбокс, из-за чего стекло и содержимое стакана выглядят тускло и невзрачно. Даже если сделать обтравку этого фото и поставить его на белый фон, будет заметно, что стакан снят на сером фоне. Вариант №2 с включённым задним софтбоксом на фоне стал итоговой фотографией, взятой для ретуши.

    2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.