Форсайт сессия. Думать о будущем с помощью “foresight”

Ни для кого не секрет, что человеку для поддержания жизнедеятельности на высоком уровне необходим белок - своеобразный строительный материал для тканей организма; в состав белков входят 20 аминокислот, названия которых вряд ли что-то скажут обычному офисному работнику. Каждый человек, особенно если говорить о женщинах, хоть раз слышал о коллагене и кератине - это протеины, которые отвечают за внешний вид ногтей, кожи и волос.

Аминокислоты - что это такое?

Аминокислоты (или же аминокарбоновые кислоты; АМК; пептиды) - органические соединения, на 16 % состоящие из аминов - органических производных аммония, - что отличает их от углеводов и липидов. Они участвуют в биосинтезе белка организмом: в пищеварительной системе под влиянием ферментов все белки, поступающие с едой, разрушаются до АМК. Всего в природе существует около 200 пептидов, но в построении организма человека участвуют всего 20 основных аминокислот, которые подразделяются на заменимые и незаменимые; иногда встречается и третий вид - полузаменимые (условно заменяемые).

Заменимые аминокислоты

Заменимыми называют те аминокислоты, которые как потребляются с продуктами питания, так и воспроизводятся непосредственно в теле человека из других веществ.

  • Аланин - мономер биологических соединений и белков. Осуществляет один из главенствующих путей глюкогенеза, то есть в печени превращается в глюкозу, и наоборот. Высокоактивный участник метаболических процессов в организме.
  • Аргинин - АМК, способная синтезироваться в организме взрослого, но не способная к синтезу в теле ребёнка. Содействует выработке гормонов роста и других. Единственный переносчик азотистых соединений в организме. Содействует увеличению мышечной массы и уменьшению жировой.
  • Аспарагин - пептид, участвующий в азотном обмене. В ходе реакции с ферментом аспарагиназой отщепляет аммониак и превращается в аспарагиновую кислоту.
  • Аспарагиновая кислота - принимает участие в создании иммуноглобулина, деактивирует аммиак. Необходим при сбоях в работе нервной и сердечно-сосудистой систем.
  • Гистидин - используется для профилактики и лечения болезней ЖКТ; оказывает положительную динамику при борьбе со СПИДом. Уберегает организм от пагубного воздействия стресса.
  • Глицин - нейромедиаторная аминокислота. Применяется в качестве мягкое успокоительное и антидепрессивное средство. Усиливает действие некоторых ноотропных препаратов.
  • Глутамин - в большом объёме Активатор процессов восстановления тканей.
  • Глутаминовая кислота - обладает нейромедиаторным действием, а также стимулирует метаболические процессы в ЦНС.
  • Пролин - является одним из составляющих практически всех протеинов. Им особенно богаты эластин и коллаген, отвечающие за эластичность кожи.
  • Серин - АМК, что содержится в нейронах головного мозга, а также способствует выделению большого количества энергии. Является производной глицина.
  • Тирозин - составляющая тканей животных и растений. Может воспроизводиться из фенилаланина под действием фермента фенилаланингидроксилазы; обратного процесса не происходит.
  • Цистеин - один из компонентов кератина, отвечающего за упругость и эластичность волос, ногтей, кожи. Ещё он является антиоксидантом. Может производиться из серина.

Аминокислоты, не способные к синтезу в организме, - незаменимые

Незаменимыми аминокислотами называют те, которые не способные генерироваться в организме человека и способны поступать только с продуктами питания.

  • Валин - АМК, которая содержится практически во всех белках. Повышает координацию мышц и снижает чувствительность организма к температурным перепадам. Поддерживает гормон серотонин на высоком уровне.
  • Изолейцин - естественный анаболик, который в процессе окисления насыщает энергией мышечную и мозговую ткани.
  • Лейцин - аминокислота, улучшающая метаболизм. Является своеобразным «строителем» структуры белка.
  • Эти три АМК входят в так называемый комплекс BCAA, особо востребованный среди спортсменов. Вещества этой группы выступают в качестве источника для увеличения объема мышечной массы, уменьшения жировой массы и поддержания хорошего самочувствия при особо интенсивных физических нагрузках.
  • Лизин - пептид, ускоряющий регенерацию тканей, выработку гормонов, ферментов и антител. Отвечает за прочность сосудов, содержится в мышечном белке и коллагене.
  • Метионин - пронимает участие в синтезе холина, недостаток которого может привести к усиленному накоплению жира в печени.
  • Треонин - придает эластичность и силу сухожилиям. Очень положительно влияет на сердечную мышцу и зубную эмаль.
  • Триптофан - поддерживает эмоциональное состояние, так как в организме преобразуется в серотонин. Незаменим при депрессиях и других психологических расстройствах.
  • Фенилаланин - улучшает внешний вид кожи, нормализуя пигментацию. Поддерживает психологическое благополучие, улучшая настроение и привнося ясность в мышление.

Другие методы классификации пептидов

С научной стороны 20 незаменимых аминокислот подразделяют, основываясь на полярности их боковой цепи, то есть радикалов. Таким образом, выделяются четыре группы: (но не имеющие заряда), положительно заряженные и отрицательно заряженные.

Неполярными являются: валин, аланин, лейцин, изолейцин, метионин, глицин, триптофан, фенилаланин, пролин. В свою очередь, к полярным, имеющим отрицательный заряд относят аспарагиновую и глутаминовую кислоты. Полярными, имеющими положительный заряд, называют аргинин, гистидин, лизин. К аминокислотам, обладающим полярностью, но не имеющим заряда, относят непосредственно цистеин, глутамин, серин, тирозин, треонин, аспарагин.

20 аминокислот: формулы (таблица)

Аминокислота

Аббревиатура

Аспарагин

Аспарагиновая кислота

Гистидин

Глутамин

Глутаминовая кислота

Изолейцин

Метионин

Триптофан

Фенилаланин

Основываясь на этом, можно отметить, что все 20 в таблице выше) имеют в своем составе углерод, водород, азот и кислород.

Аминокислоты: участие в жизнедеятельности клетки

Аминокарбоновые кислоты участвуют в биологическом синтезе белка. Биосинтез белка - процесс моделирования полипептидной («поли» - много) цепи из остатков аминокислот. Протекает процесс на рибосоме - органелле внутри клетки, отвечающей непосредственно за биосинтез.

Информация считывается с участка цепи ДНК по принципу комплементарности (А-Т, Ц-Г), при создании м-РНК (матричная РНК, или и-РНК - информационная РНК - тождественно равные понятия) азотистое основание тимин заменяется на урацил. Далее всё по тому же принципу создается переносящая молекулы аминокислот к месту синтеза. Т-РНК закодирована триплетами (кодонами) (пример: УАУ), и если знать, какими азотистыми основаниями представлен триплет, можно узнать, какую именно аминокислоту он переносит.

Группы продуктов питания с наибольшим содержанием АМК

В молочных продуктах и яйцах содержатся такие важные вещества, как валин, лейцин, изолейцин, аргинин, триптофан, метионин и фенилаланин. Рыба, белое мясо обладают высоким содержанием валина, лейцина, изолейцина, гистидина, метионина, лизина, фенилаланина, триптофана. Бобовые, зерновые и крупы богаты на валин, лейцин, изолейцин, триптофан, метионин, треонин, метионин. Орехи и различные семена насытят организм треонином, изолейцином, лизином, аргинином и гистидином.

Ниже приведено содержание аминокислот в некоторых продуктах.

Наибольшее количество триптофана и метионина можно обнаружить в твёрдом сыре, лизина - в мясе кролика, валина, лейцина, изолейцина, треонина и фенилаланина - в сое. При составлении рациона, основанного на поддержании АМК в норме, стоит обратить внимание на кальмаров и горох, а наиболее бедными в плане содержания пептидов можно назвать картофель и коровье молоко.

Нехватка аминокислот при вегетарианстве

То, что существуют такие аминокислоты, которые содержатся исключительно в продуктах животного происхождения, - миф. Более того, учёные выяснили, что белок растительного происхождения усваивается человеческим организмом лучше, чем животного. Однако при выборе вегетарианства как стиля жизни очень важно следить за рационом. Основная проблема такова, что в ста граммах мяса и в таком же количестве бобов содержится разное количество АМК в процентном соотношении. На первых порах необходимо вести учёт содержания аминокислот в потребляемой пище, затем уже это должно дойти до автоматизма.

Какое количество аминокислот нужно потреблять в день

В современном мире абсолютно во всех продуктах питания содержатся нужные для человека питательные вещества, поэтому не следует переживать: все 20 белковых аминокислот благополучно поступают с пищей, и этого количества хватает для человека, ведущего обычный образ жизни и хоть немного следящего за своим питанием.

Рацион спортсмена же необходимо насыщать белками, потому что без них просто невозможно построение мышечной массы. Физические упражнения ведут к колоссальному расходу запаса аминокислот, поэтому профессиональные бодибилдеры вынуждены принимать специальные добавки. При интенсивном построении мышечного рельефа количество белков может доходить до ста граммов белков в день, но такой рацион не подходит для ежедневного потребления. Любая добавка к пище подразумевает инструкцию с содержанием разных АМК в дозе, с которой перед применением препарата необходимо ознакомиться.

Влияние пептидов на качество жизни обычного человека

Потребность в белках присутствует не только у спортсменов. Например, белки эластин, кератин, коллаген влияют на внешний вид волос, кожи, ногтей, а также на гибкость и подвижность суставов. Ряд аминокислот влияет на в организме, сохраняя баланс жира на оптимальном уровне, предоставляют достаточное количество энергии для повседневной жизни. Ведь в процессе жизнедеятельности даже при самом пассивном образе жизни затрачивается энергия, хотя бы для осуществления дыхания. Вдобавок невозможна и когнитивная деятельность при нехватке определенных пептидов; поддержание психоэмоционального состояния осуществляется в том числе за счет АМК.

Аминокислоты и спорт

Диета профессиональных спортсменов предполагает идеально сбалансированные питание, которое помогает поддерживать мышцы в тонусе. Очень облегчают жизнь разработанные специально для тех спортсменов, которые работают на набор мышечной массы.

Как уже писалось ранее, аминокислоты - основной строительный материал белков, необходимых для роста мышц. Также они способны ускорять метаболизм и сжигать жир, что тоже важно для красивого мышечного рельефа. При усердных тренировках необходимо увеличивать потребление АМК ввиду того, что они увеличивают скорость наращивания мышц и уменьшают боли после тренировок.

20 аминокислот в составе белков могут потребляться как в составе аминокарбоновых комплексов, так и из пищи. Если выбирать сбалансированное питание, то нужно учитывать абсолютно все граммовки, что трудно реализовать при большой загруженности дня.

Что происходит с организмом человека при нехватке или переизбытке аминокислот

Основными симптомами нехватки аминокислот считаются: плохое самочувствие, отсутствие аппетита, ломкость ногтей, повышенная утомляемость. Даже при нехватке одной АМК возникает огромное количество неприятных побочных эффектов, которые значительно ухудшают самочувствие и продуктивность.

Перенасыщение аминокислотами может повлечь за собой нарушения в работе сердечно-сосудистой и нервной систем, что, в свою очередь, не менее опасно. В свой черед могут появиться симптомы, схожие с пищевым отравлением, что тоже не влечет за собой ничего приятного.

Во всем надо знать меру, поэтому соблюдение здорового образа жизни не должно приводить к переизбытку тех или иных «полезных» веществ в организме. Как писал классик, «лучшее - враг хорошего».

В статье мы рассмотрели формулы и названия всех 20 аминокислот, таблица содержания основных АМК в продуктах приведена выше.

Современная система образования ставит своей приоритетной задачей воспитание успешных людей, готовых к выбору, к принятию самостоятельных, конструктивных решений. Планирование жизненных и профессиональных перспектив, выбор ценностных приоритетов вызывают у обучающихся образовательных организаций затруднения. Узкая и непростроенная перспектива профессионального и личностного развития обрекает их на ограниченный диапазон жизненных проявлений, при этом исчезает интерес к профессиональному будущему как полю самореализации.

Для совершения оптимального выбора в ситуации профессионального самоопределения человеку необходимо обладать навыками формирования временной перспективы жизни, моделирования картины в будущем. Временная перспектива будущего является ментальной проекцией смысловой сферы человека, которая сочетает в себе стремления, опасения, надежды и планы. Чтобы предметно беседовать о будущем, разработаны и всё более активно используются различные инструменты коллективного прогнозирования и проектирования, одним из которых является форсайт.

Форсайт — технология работы с образами будущего. Форсайт исходит из того, что существует множество вариантов возможного будущего, и то будущее, которое действительно наступит, во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня. Таким образом, форсайт требует сознательной, «активной» позиции по отношению к будущему и признания того, что выбор, сделанный сегодня, может влиять на формирование или даже создавать картину завтрашнего дня. Методы форсайта можно воспринимать как своеобразные ускорители сознания. Насколько прорывными окажутся идеи, зависит от исходного творческого потенциала команды и отдельных ее участников, от их способности творчески использовать предлагаемые упражнения.


Открытой проектной мастерской для осознания студентами наиболее актуального и экологичного направления развития своей жизни, создания основы для принятия эффективных решений, появления свежих, простых в реализации идей, заряда энергии и уверенности в будущем может стать форсайт-сессия. Она существенно отличается от «глобальных» форсайтов, носит сугубо прикладной характер, и ее продолжительность составляет от 2 до 4 часов.

Задача участников сессии — не просто создать образ своего будущего, но и разработать «дорожную карту», своеобразный стратегический навигатор, который поможет оперативно прокладывать маршрут на пути к поставленным целям.

При проведении сессии ВАЖНО:

Использовать энергию позитивного мышления команды, когда совместный проект представляет собой визуализацию желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»);

Эффективно и в правильной последовательности сочетать этапы творческого и аналитического мышления.

Модель проведения форсайт-сессии

Пример проведения форсайт-сессии «Эффективные технологии успеха»

Цель: создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения. Задачи:

Формирование единого «поля представлений» участников сессии об актуальных трендах и событиях будущего. Составление участниками сессии «карты будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на достижение желаемых целей. Согласование участниками сессии своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на достижение поставленных целей. Формирование «дорожной карты» успешного будущего.

Необходимые материалы: доска или флипчарт, бумага для флипчарта, цветные маркеры, ватман для каждой малой группы, набор стикеров.

Ведущий (фасилитатор): педагог-психолог, социальный педагог, куратор, тьютор.

Целевая аудитория: 15–25 человек.

Время проведения сессии: 2–4 часа

Введение

    проговаривает и прописывает (на флипчарте либо на презентационном слайде) цель и основные задачи сессии, маршрут работы, основные результаты, которые должны быть получены в ходе групповой деятельности; объявляет регламент работы; устанавливает правила группового взаимодействия.

Далее ведущий дает участникам определение форсайта, разбирает с ними понятие тренда1, проводит небольшую дискуссию на тему, что такое успех, успешная личность, успешное будущее. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.

Задание № 1.

Команда участников делится на несколько малых групп. В малых группах проводится мозговой штурм на тему поиска актуальных трендов в современном обществе. Также группы определяют, какие тренды нужно поддерживать для формирования успеха в разных сферах общества и своей жизни, а какие тренды мешают для развития и совершенствования личности и общества в целом. Каждый выделенный тренд записывается на стикере, затем его приклеивают на флипчарт.

Задание № 2.

Группам дается задание с учетом выделенных ранее положительных трендов смоделировать и нарисовать свой образ успешного будущего, каким они его видят через пять лет.

Можно предложить группе представить будущее метафорически с помощью упражнения «Карта успешного будущего». Упражнение позволит повысить уровень своих потенциальных возможностей, расширить горизонт мировосприятия, научиться более четко и осознанно формулировать цели.


Упражнение «Карта будущего».2

Начертите карту своего успешного будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти.

Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем?

Какие препятствия вам предстоит преодолеть?

На какую помощь вы можете рассчитывать?

Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?

Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь?

Вы можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний-рисунков, вырезанных из журналов.

Задание № 3.

После окончания работы по моделированию успешного будущего группам предлагается разработать личности на 5 лет и внести основные мероприятия в дорожную карту.

Пример дорожной карты (тренды и основные мероприятия прописаны на стикерах).






В завершении сессии участникам необходимо презентовать свои проекты.

Заключение

На последнем этапе группа при поддержке ведущего:

    обозначает результаты («Чего же мы все-таки достигли?»); принимает решения в отношении выработанных на сессии стратегий; дает оценку совместной работы во время сессии и делает выводы на будущее.

Форсайт-сессия считается успешной, если участники прошли все три стадии: создали образ будущего, нарисовали карту сценариев и договорились о путях достижения. Если за одну сессию не получается проработать все три позиции, то фасилитатор проводит с группой несколько циклов форсайт-сессий.

Форсайт-сессия может заложить качественный фундамент для организации работы по профессиональному и личностному сопровождению обучающихся. Рассматривая и анализируя мероприятия «дорожной карты», педагогам можно активно включаться в совместную работу с обучающимися, предлагая им сотрудничество и поддержку. Возможно проведение тренингов, семинаров, организация различных проектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Теория и методика » http://lit. lib. ru/t/trushnikow_d_j/indexdate. shtml «Генерация Прорывных изнесе». — М.: МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР, 2015.

1 Тренд — тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.

2 http://trenerskaya. ru/article/view/uprazhneniya-pro-celi

Руководитель ЦИЧП ИСИ РБ, сертифицированный форсайт-модератор, к.т.н. Денис Попов со студентами Башкирского государственного университета и провел рапид-форсайт по теме «Молодежь в цифровой экономике 2030». Приводим вводную часть, где он рассказывает о Форсайт-методике и рапид-форсайте.

«Метод форсайта известен более пятидесяти лет и используется чтобы строить стратегии развития как стран, так и отдельных отраслей экономики.

В России чуть менее десяти лет практикуется метод rapid-foresight, который мы сегодня и будем практиковать (со студентами БашГУ). Эта методика позволяет получить общее представление круга экспертов что нас ожидает в будущем в пределах компетенции собравшихся экспертов.

Собственно, рапид-форсайт – это инструментарий, который позволяет работать с группой и вывести группу экспертов на выработку новых идей о перспективах отрасли, компании, страны или региона.

В целом по стране есть несколько сотен специалистов, которые владеют этим методом и ряд сессий Стратегии-2030 были проведены с использованием этого метода.

Если перевести буквально, то «Foresight» значит «Взгляд из будущего». Мы говорим что надо делать сейчас через образ будущего, который мы определенным образом строим. Строится этот образ группой экспертов – такой фокус-группой – с помощью специальной технологии форсайтной групповой работы.

В результате получается картина, где можно понять нынешнее состояние через тренды настоящего, можно увидеть угрозы и возможности – это раз. Через тренды мы формируем образ будущего и уже с точки будущего, «оглядываясь» назад экспертное сообщество рассматривает проекты. Цель – достичь Образа желаемого будущего.

Наша первая задача – описать, где мы находимся сейчас. Задача сложная. «Настоящее» у каждого свое и нам предстоит составить коллективное представление о том, где мы находимся здесь и сейчас.

Как это сделать?

Если начнем спрашивать по классической методике «Как вы относитесь к …?» «Как оцениваете …?» «Назовите пять положительных и пять отрицательных …» — то мы можем представить, что получим в итоге – каждый будет называть какие-то проблемы (а они действительно есть!), недостатки (и без них никуда). В ответах члены фокус-группы будут отражать свое нынешнее недовольство, да и о позитиве будут говорить в ярких эмоциональных тонах.

Насколько это полезно? Это полезно для того, чтобы люди выговорились. Но с конструктивной точки зрения– даже вредно, поскольку отнимает время и энергию, но не очень приближает нас к построению образа будущего. Если ты знаешь, что плохо – это не значит, что ты знаешь что надо делать.

Поэтому метод простого опроса или привычного мозгового штурма «Как вы видите настоящее?» в данном случае не работает.

С помощью простого опроса настоящее не описать еще вот почему: каждый видит мир по-своему и вкладывает свой смысл в предложения. Как, например, криминалистов в нашей Школе МВД учат, что каждый свидетель обязательно видит свое на месте происшествия.

Поэтому если мы каждый будем размышлять и оценивать – ни к чему конкретному это не приведет. Мы будем спорить, доказывать – это получится обычный научный семинар, как мы привыкли: все высказали свои мнения и разошлись по лабораториям. И поэтому применяются методы форсайта, которые базируются на трех базовых принципах.

Базовые принципы форсайта:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;
  • Будущее вариативно — оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров;
  • Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

Чтобы достичь конструктива мы применяем понятие тренда. Это очень важное понятие – краеугольный камень форсайт-методики. Правильное определение трендов позволит более точно спрогнозировать их развитие.

Что такое «тренд»?

У нас есть некое настоящее – оно является продолжением того, что было в прошлом и имеет развитие в настоящем с прицелом в будущее. Мы можем описать что происходит с нами сейчас не просто сделав «фотографию» сегодняшнего дня, а через те изменения, которые мы наблюдаем в сравнении с тем, что было раньше. Это некая «дельта».

Приведу некую упрощенную формулу уже готового тренда. Формула тренда начинается со слов «УМЕНЬШЕНИЕ/УВЕЛИЧЕНИЕ» — это первое слово, без которого никак нельзя. Итак, «уменьшение/увеличение» какого-то ФЕНОМЕНА, ЯВЛЕНИЯ. В определенной локации – ТЕРРИТОРИИ, ОТРАСЛИ.

Например, РАСТЕТ (первое слово) ПРЕСТУПНОСТЬ (второе) В РАЮ (локация – третье слово). Может уменьшаться, может быть “потребление каких-то препаратов” в “сфере дошкольного образования в Уфе”.

Для рапид-форсайта важно придерживаться четко этой формулы: было меньше, стало больше и, скорее всего, завтра это еще увеличится. Все это вносится в КАРТУ БУДУЩЕГО

Тренды – это именно не только наблюдения как “снимок настоящего”, но наблюдения за изменениями, которые происходят сейчас. Это ключевой момент, который необходимо запомнить.

Правила построения форсайта

Тренд – базовая сущность форсайта. «Начальные» тренды фиксируют «отправную точку» форсайта, а развитие этих трендов (и производных явлений) на карте времени задает процесс наполнения форсайта. Остальные объекты вносятся на карту только относительно трендов — как кульминация трендов или как «ответ на вызов».

Объекты, не связанные ни с одним трендом, на карте появляться не должны. Таким образом, либо на карту довносятся значимые тренды, которые ведут к возникновению объекта, либо сущность не появляется на карте. Появление, изменение или прекращение трендов должно быть обосновано – воздействием других трендов и/или действием продуктов / технологий / событий / законов.

Чем хороши тренды? Тем, что доля субъективного здесь ничтожно мала. Вы говорите об увеличении или об уменьшении и группа либо принимает это как тренд, либо не принимает. В первом случае мы это фиксируем, а во втором случае – просто забываем.

Заметьте – никакой субъективной оценки здесь нет.

Говорить тренды “все обо всем” – не стоит. Например, “глобализация”, “урбанизация” и прочее. То есть имеется, конечно, набор глобальных общемировых трендов, но нас интересует локальное, которое касается темы нашего форсайта.

Ловушка в определении трендов заключается в “хотелках” и мы порой желаемое выдаем за фактическое. Для этого и есть групповая работа.

Как работают тренды?

Хорошо. Мы выявили тренды. И что это нам даст?

Представьте, что возле корпуса БашГУ поставили каток, а вы сами находитесь внизу, возле речки. Каток начинает медленно, но верно спускаться вниз. А вы стоите внизу и он катится на вас. Тренд – это и есть тот самый каток, который объективно имеет место быть и он на вас катится. И как вы к нему относитесь – роли, по-большому счету, не играет. Ему все равно. У вас есть несколько вариантов.

Можно поступить как делает большинство людей – закрыть глаза и сказать “Я его не вижу – и ладно. Пока он где-то там далеко, авось пронесет”. 98 процентов населения обычно так себя и ведет, когда есть какие-то объективные тренды: “Ну ладно, что мы можем сделать?” или возмущаются. Но есть люди, которые активно начинают что-то делать. Что можно предпринять? В сторону отойти? А вы точно знаете куда надо отходить? Может он как раз туда и катится? Этот каток – объективные процессы, которыми мы управлять не можем. Можно отбежать в сторону, забраться в речку – авось не докатится, можно препятствие поставить. Можно еще один каток запустить – новый тренд.

“Быть в тренде” – это значит либо оказаться под этим катком, либо зацепиться за него и использовать его движение.

Те, кто может управлять трендами – трендсеттеры, термин, который используется в маркетинге. Таких людей очень мало и чаще всего это организованная группа, которая профессионально умеет это делать.

Задачи создавать тренды в рапид-форсайте не ставится. Сейчас мы их можем обозначить, чтобы использовать.

Основой рапид-форсайт метода является выделение следующих элементов карты будущего:
1. Тренды – существующие и зарождающиеся;
2. Технологии – поддерживающие существующие тренды или запускающие новые;
3. Форматы – технологии социального взаимодействия;
4. Ключевые события, запускающие, переламывающие или изменяющие скорость роста тренда;
5. Законопроекты и нормативные акты, легитимизирующие форматы;
6. Угрозы, которые могут негативно повлиять на агентов (бизнес-организации, образовательные учреждения, рынки и тд).

Реальная форсайт-сессия – это когда людей на пять дней вырывают из контекста, закрывают в ограниченном пространстве – флот либо кемп, так, чтобы они не могли уехать оттуда, чтобы связь была плохая. Из-за связи обычно используется формат флота. И на пятый день и возникают проекты, которые способны изменить тренды.

Если выделенные нами тренды будут развиваться, то в какой-то момент времени это приведет к формированию будущего – “продолженного настоящего”, которое будет не очень для вас приятным, не очень удобным и не будет нравиться. Об этом сужу по опыту. Почему-то всегда так получается.

Не обязательно продолженное настоящее будет таким. Тренды разнонаправлены и один может мешать другому. А кроме того, обязательно будут люди, которые изменят направление этих трендов и создадут новые. Этот момент нужно понимать: будущее детерминированно из прошлого не выводится – это самый важный момент.

Мы будем рассматривать карты будущего. Они состоят из трех основных горизонтов: ближнего, среднего и дальнего.

Ближний горизонт – это ближайшее неизбежное будущее, которое вполне может быть описано данными трендами. Это есть в настоящем и сильно не изменится. Неизбежное настоящее, которое не изменится, если не будет каких-то форс-мажоров.

Математические методы анализа здесь нам могут помочь.

Например, студенты второго курса, скорее всего, ближайшие два-три года будут учиться в университете и, вероятно, у них в жизни изменится немного.

Но это «немного» задает развитие событий в будущем.

Они решили (раз мы говорим о трендах, надо говорить и коллективном решении и действии) они решили учиться проектному менеджменту или изучить иностранный язык. В ближнем горизонте это ничего не даст и их будут спрашивать «Ну и что это тебе дало?» Они потратили деньги и время, которое вполне могли потратить на развлечения и отдых от учебы.

Но через пять или десять лет они формируют проектную группу, которая в новых условиях становится более конкурентоспособной. И здесь мы переходим к среднему горизонту – то, что можно предположить, и, собственно ради чего производились действия в «ближнем» горизонте.

Мы можем представить только примерно что будет через десять лет. Например, не знаем, каким будет курс доллара.

А как они будут развиваться через двадцать-тридцать лет – это уже дальний горизонт, который виден плохо, но вполне понятен в виде некоего образа будущего.

Тот образ будущего – продолженное настоящее – что мы с вами сделаем на рапид-форсайте вряд ли вам понравится. Потому что «живем как живем» — это позиция того самого закрывшего глаза перед катящимся на него катком. Это какой-то фильм ужасов.

У нас в голове обычно присутствует некий образ ЖЕЛАЕМОГО будущего. Возможно, что он не сформулирован – это как раз и предстоит определить в ходе рапид-форсайта – и, где-то пересекается с образом продолженного будущего, который строится на продолжении ныне действующих трендов.

Образ желаемого будущего – это продолжение проектов, которые мы реализуем в жизни. Либо это использование или даже изменение действующих трендов.

Поэтому создав образ желаемого будущего мы можем проложить в нынешних трендах тот путь, который приведет нас к желаемому. Видится вполне определенно и ради этого мы готовы какие-то усилия прикладывать.

Образ желаемого будущего – это тоже плод коллективного разума. То есть в одиночку действовать с трендами очень сложно – нужна группа единомышленников, которые также понимают будущее как и вы сами.

В рапид-форсайте:
— определяются тренды
— перспективы развития трендов в ближнем, среднем и дальнем горизонтах
— выстраивается карта угроз и возможностей
— создается образ продолженного настоящего
— создается образ желаемого будущего
— исходя из ОЖБ «отматывая» временную ленту назад строятся проекты, которые необходимо реализовать уже в ближайшей перспективе, а начать надо уже сейчас.

Ресурсный подход: Есть сто рублей и надо их потратить. А подход форсайта – В будущем у вас есть миллиард рублей и что нужно сделать сейчас, чтобы их обрести? Мы наши действия в ближайшем горизонте определяем через видение своего ОЖБ.

Что нужно, чтобы образ желаемого будущего был более реальным? Обычно форсайты проводятся теми, кто имеет реальные возможности здесь и сейчас влиять на ситуацию. Если берем студентов, то они определяют в пределах своих возможностей. Это стейкхолдеры.

Форсайт – это прежде всего инструмент коммуникации людей по поводу своего будущего. Чем больше влияние у людей на это будущее — тем более сильный случается форсайт. В ситуации, когда борятся много разных структурированных образов будущего, важны люди, которые за ними стоят. В ситуации, когда конкурирующих образов будущего немного, или практически нет, вы способны входить в будущее и его формировать не за счёт ваших капиталов, власти, силы, связей, а за счёт формирования своей повестки дня.

Группа лиц, имеющих реальный ресурс и сформировавшие образ желаемого будущего (своего), построив проекты с учетом действующих трендов – они и достигают желаемого.

Трендсеттер (читается «трэндсэ́ттэр»; англ. Trendsetter, Early Adopter; от англ. Trend - «тенденция», to set - «устанавливать, начинать») - инноватор, воспринимающий новые идеи или тренды раньше других и своим примером внедряющий новшество в массовое использование.

Форсайт-сессия «Школа будущего» Образование будущего – одна из наиболее интересных и активно обсуждаемых тем.

Лучшие умы современности делают прогнозы и ведут дискуссии о том, каким должно быть образование следующих поколений. Как внедрить смешанное обучение? Станет ли образование непрерывным на протяжении всей жизни? Без каких технологий будет невозможно представить школу будущего? К чему приведет нарастающая популярность домашнего обучения?

На все эти вопросы эксперты дают свои, весомые заключения.

Задача форсайт-сессии «Школа будущего» - спуститься на «виток» ниже, к конечным потребителям и вступить в активный диалог с теми, кто сегодня имеет непосредственное отношение к школе.

Впервые к обсуждению одновременно приглашаются учителя школ, ученики и родители. Какой образ будущего поддержат они? Совпадет ли их мнение с экспертами? Что нового появится в совместной дискуссии?

Форсайт-сессия позволит:

Учителям- обозначить свою позицию в отношении реформ и стать проводниками изменений в образовании будущего.

Родителям - рассказать об опыте взаимодействия со школами, найти свои зоны влияния и ответственности в процессе преобразований и наладить кооперацию школы и родителей в будущем.

И главное - форсайт-сессия как групповое мероприятие позволит состояться полноценному диалогу родителей, детей и учителей. Создав согласованную картину будущего, участники откроют для себя новое видение ситуации, новые возможности и пути их воплощения.

Форсайт-сессия пройдет 9 и 10 ноября (обязательно присутствие в течение 2-х дней) с 15:00 до 18:00 по адресу: Хорошевское шоссе д.21 (здание ГБОУ Школа №1288)

Главный модератор форсайт-сессии - Иванчук Елена

Организаторы:

Общероссийский проект «Поколение 2084» https://www.facebook.com/groups/pokolenie2084

Центр «StartUp в жизнь» (проект Школы Новых Технологий и Школы №1288)

Контактные данные:

Ольга Куваева (куратор центра «StartUp в жизнь», +7 985 224 01 43, )

Иванчук Елена (руководитель общероссийского проекта «Поколение 2084»)

Проект «Поколение 2084» стартовал в феврале 2016 года. В основе - новая конкурсная методика.

  • Система экспоненциального развития прикладных знаний
  • Кадровый экспорт
  • Лидирующие позиции в мировых рейтингах образовательных учреждений
  • Внедрение системы непрерывного профессионального образования
  • Продвижение профессий будущего
  • Ранняя профессиональная самоидентификация дошкольников и школьников
  • Внедрение системы проектного обучения
  • Культура преемственности поколений
  • Развитие системы наставничества
  • Умение работать и развиваться в команде
  • Создание благоприятной среды для взаимодействия молодежи и будущих работодателей

Группа для участников

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.