Где есть большой пластилин. Старт в науке

Лубошнова Аделина и Лубошнова Ольга

В данной проектно-исследовательской работе можно познакомиться с новыми приёмами работы с пластилином.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старочукальская основная общеобразовательная школа»

Шемуршинского района Чувашской Республики

Секция - начальные классы (технология)

Творческий проект

«Волшебный пластилин»

Выполнили:

Лубошнова Аделина и

Лубошнова Ольга -

учащиеся 3 класса

Руководитель:

Можаева Надежда Вадимовна,

учитель начальных классов

2011-2012

Введение………………………………………………………………….. 3 стр.

  1. Основная часть……………………………………………………….5 стр.
  1. Когда, зачем и где придумали пластилин?..................................5 стр.
  2. Пластилин - это больше, чем хобби………………………………6 стр.
  3. Что такое пластилин…………………………………………………8 стр.
  4. Наши исследования…………………………………………………..9 стр.
  5. Какие бывают пластилины………………………………………….10 стр.
  1. Практическая часть…………………………………………………..11 стр.

2.1. Инструменты, правила безопасности……………………………..11 стр.

2.2.Основные техники……………………………………………………...11 стр.

  1. Заключение…………………………………………………………….14 стр.

Список использованной литературы …………………………………15 стр.

Введение

Мы с малых лет лепили из пластилина разные самодельные скульптуры и дарили маме на 8 марта. Для большинства жителей нашей планеты поделки из пластилина связаны с детством. Этот универсальный материал традиционно используется для развития мелкой моторики рук малышей, при обучении ребят постарше художественным навыкам, а также для изготовления оригинальных и незатейливых вещей.

Тема нашей творческой работы будет актуальна, наверняка, ещё много лет. Потому что изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает интерес к творческому процессу и приносит удовлетворение результатами труда, побуждая к последующей деятельности.

По результатам анкетирования все дети любят лепить из этого гибкого чудесного материала. Актуальность ещё подтверждается тем, что наши одноклассники тоже увлеклись этой темой, оставались вместе с нами после уроков и творили, создавали великолепные работы, вместе с нами осваивали новые техники.

Материалы, информация нашего проекта имеют практическую значимость, их можно использовать не только на уроках, но и во внеклассных занятиях. Мы думаем, что они будут интересны не только малышам, но и учащимся старшего возраста.

Нам нравится работать с пластилином. Он яркий, мягкий, эластичный, и главное из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ. Мы уже умеем лепить всевозможные фигуры: кукол, зверей, загадочных существ. Но хотелось бы узнать больше о возможностях пластилина. Поэтому цель нашей работы такова - освоить другие техники работы с пластилином.

Чтобы достичь этой цели, мы должны решить следующие задачи :

  1. Познакомиться с научной литературой по теме.
  2. Узнать на основе эксперимента свойства пластилина.
  3. Пополнить свою «копилку» новыми поделками.

Сначала будем анализировать литературу по этой теме, собирать разный материал с Интернета. Затем будем осваивать разные техники. Мы надеемся, что у нас всё получится.

  1. Основная часть
  1. Когда, зачем и где придумали пластилин?

Давайте разберемся, как возник пластилин, из чего он сделан и как к нам попал. Слово пластилин берет свое начало от итальянского слова plastilina, и от греческого plastós, что означает лепной. Как материал для лепки, пластилин был известен очень давно, им пользовались для выполнения работ еще в средние века. В его изначальный состав входил очищенный и размельчённый порошок глины с добавлением натурального или минерального воска - озокерита, сала и других веществ.

История пластилина начинается со спорного вопроса об авторстве изобретения . Существуют две версии происхождения пластилина, которым мы сейчас пользуемся.

Первая версия. Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки.
Неизвестно как он чистил обои, но детям, вещество, не пачкающее руки и более пластичное, чем глина, пришлось по нраву. Скоро совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать его на занятиях. Коммерческий успех пришел к пластилину в 1955 году, когда на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги: покупатели буквально сметали с полок в отделах игрушек баночки с беловатым податливым веществом.

Сейчас в пластилиновых наборах можно встретить не только все цвета радуги, но даже серебряную и золотую массу для лепки. Которая стала поистине золотой жилой для своего изобретателя, Джо Маквикер стал миллионером в 27 лет.

Вторая версия. В 1897 году английский преподаватель школы искусств Вильям Харбут разработал новый, знакомый всем нам, пластилин, взяв за основу его первоначальный состав и добавив в него красок растительного происхождения. Затем он получил патент в 1899 году, а в 1900 году на заводе Bathampton началось его промышленное производство. Первоначальный пластилин производили в четырех цветах.

Кто же автор изобретения пластилина? Общественное мнение все же ссылается именно на Харбатта, как на автора. В “глину которая никогда не высыхает”, как он ее вначале назвал, влюбились не только художники, но и шестеро детей самого Вильяма. Название “Пластицин” придумывали всей семьей.

В 1900 году Харбутт открыл свою фабрику, которая проработала до пожара 1968 года, в данный момент производство перенесено в Таиланд.

  1. 2. Пластилин - это больше, чем хобби

Но для многих детей уже в подростковом возрасте пластилин теряет свою притягательность и волшебную силу преображения. У них появляются другие увлечения. Однако есть и такие энтузиасты, которые проносят любовь к пластилину через всю жизнь. Для них этот материал превращается из хобби в настоящее творчество.

Пластилин оказался настолько удачным материалом, что, начиная с двадцатого века, ни один скульптор уже без него не обходился. Так, например, восстановление знаменитой янтарной комнаты в Царском Селе мастера начинали с того, что вылепили ее из пластилина в натуральную величину. Да, именно в натуральную величину!

На создание чудесного мультфильма «Пластилиновая ворона» ушло восемьсот кг пластилина. А в северной столице появился памятник «Пластилиновой вороне».

Так, например, известный голландский дизайнер Маартен Баас умело и с интересом создает и выставляет на всеобщее обозрение пластилиновую мебель и муляжи бытовой техники: стулья, столы, вентиляторы и радиоприемники.

Испанская художница Ирма Грюнхолз делает из пластилина реалистичные объемные картины-сюжеты.

В 2010 году британский телеведущий Джеймс Мэй (James May) при помощи более чем 2000 участников создал настоящий сад с цветами, деревом, спелой клубникой и цветной капустой в натуральную величину , состоящий исключительно из пластилина, и назвал его “Пластилиновый Рай”. На создание такого сада ушло 6 недель и 2,6 тонны пластилина 24 цветов. По словам Мэя, это самая большая и сложная композиция подобного типа когда-либо созданная.

Однако для некоторых умельцев поделки из пластилина давно стали настоящей работой. Помимо удивительно красивых мультфильмов сейчас при помощи этого материала создают живые комиксы, небольшие киноленты и модели для рекламы.

Так, например, недавно жители Лондона получили возможность лицезреть прямо на улице ярко-синий пластилиновый Chevrolet Orlando MPV весом в 1,5 тонны. Его создали 8 человек в рамках рекламной компании этого автомобиля и установили на обочине проезжей части между настоящих припаркованных машин.

  1. 3. Что такое пластилин и зачем он нужен?

Вы никогда не задумывались, из чего делают пластилин? А мы вот задумались. Сначала мы думали, что пластилин состоит из каких - то сложных веществ. Однако, покопавшись в Интернете, мы нашли состав. Состав пластилина, не такой и сложный.

Пластилин - это та же глина , с которой человек знаком вот уже несколько тысячелетий. Он только технологически усовершенствован и более приспособлен к изготовлению прикладных изделий. Поэтому в состав современного пластилина помимо мелкого очищенного глиняного порошка входят еще и красители, воск, животное сало, озокерит нефтяного происхождения и производный от него церезин, а также вазелин и другие вещества, не дающие пластилину высыхать и затвердевать.

Кстати, помимо заводского пластилина существует еще и его самодельный аналог. Для изготовления этого материала в домашних условиях необходимо в стакане миксера смешать 200 грамм соли, 400 грамм муки и столовую ложку аптечного медицинского порошка «alann» наподобие желатина.

Затем туда же следует влить пол-литра кипятка и быстро все перемешать, чтобы не осталось комочков. Далее в смесь требуется добавить 1 столовую ложку подсолнечного масла и много яркой пищевой краски. Когда масса станет густой и миксер уже не сможет ее перемешивать, необходимо пластилин вынуть из стакана и хорошенько замесить как тесто.

Хранить такой домашний материал для лепки следует в закрытом пакете или банке.

  1. 4. Наши исследования

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина», - поётся в известной песне из одного кинофильма.

Пластилин является популярным материалом для лепки. Поделки из пластилина имеют ряд преимуществ по сравнению с глиняными изделиями. Мы сравнили свойства глины и пластилина:

  1. Глина - быстро сохнет, а пластилин - не сохнет и не твердеет.
  2. Глина - крошится, растрескивается, а пластилин - нет.
  3. Глина - теряет свои качества при длительном хранении, а у пластилина - срок годности не ограничен.
  4. Глина - бесцветный материал, а пластилин - цветной.
  5. Глина - сильно прилипает к рукам, а пластилин - не прилипает.
  6. Глина - могут жить там разные червячки и их личинки, а пластилин - экологически чистый, безвредный. Мы узнали секреты пластилина. Это - пластичность; вязкость, «прилипчивость»; цветность; термолабильность.

Каким должен быть хороший пластилин:

  1. легко разрезаться пластмассовым ножичком;
  2. быстро согреваться в руках и становиться мягким;
  3. не крошиться, но и не размазываться;
  4. не таять;
  5. легко отмываться с рук теплой водой.
  1. 5. Какие бывают пластилины?

В анкетировании мы хотели узнать, какие пластилины знают учащиеся. Дети знают, что пластилины бывают съедобные, ароматные, цветные, белые, с блёстками, мягкие.

Сейчас на прилавках любых книжных и художественных магазинов можно найти пластилины даже самых необычных оттенков и видов.

Различают обычный пластилин для детей, специальный скульптурный мягкий и твёрдый .

Также существуют пластилины, светящиеся в темноте, затвердевающие при высыхании, плавающие в воде, прыгающие , состоящие из маленьких шариков , соединенных между собой тоненькими клейкими нитями, и умный пластилин или по-другому Фанпластик, Хэндгам или Хэппигам. Умный пластилин (дословно - ручная жвачка, англ.), это вещество на основе силикона, на ощупь напоминает жевательную резинку, может принимать любую форму и всячески изменять свое состояние: рваться и течь, затвердевать и отскакивать от пола словно упругий мяч, может ещё магнититься, светиться, менять цвет. Вещество нетоксично, не имеет ни запаха, ни вкуса, не прилипает к рукам и не пачкается.

II.Практическая часть

2.1.Инструменты, правила безопасности

Прежде чем начать лепить, кроме пластилина необходимо обзавестись нехитрыми инструментами. Это различные деревянные или пластмассовые палочки, стеки, да и любые подручные средства. Годятся гвозди, иглы, зубочистки, любые рельефные поверхности - шестерёнки, крышки от бутылок, трубочки, а также кондитерские или медицинские шприцы для выдавливания мягкого материала.

И нужно вспомнить правила безопасной работы с пластилином:

  1. Нельзя брать пластилин в рот!
  2. Нельзя тереть глаза грязными руками!
  3. Помни , что инструменты острые!
  4. Обязательно мой руки после работы с пластилином!

2.2.Основные техники

Помимо традиционных детских поделок из современного пластилина мы создали самые удивительные вещи. Нам понравилось рисовать пластилином. Оказывается, этот материал может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре. Да, пластилином можно рисовать картины. Начинать осваивать технологию работы с пластилином мы начали с небольших рисунков. Рисование пластилином - один из самых молодых видов живописи . Техника пластилиновой живописи уникальна. Мы с удовольствием придумывали новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками. Пластилинография - нетрадиционная техника работы с пластилином, это создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

В процессе лепки мы смачивали пальцы водой, чтобы к ним не приставал пластилин. А начинается создание пластилинового шедевра с эскиза, который рисуют обычными красками или карандашами на листе бумаги, или используют готовые раскраски. При этом очень часто картины «рисуют» не чистыми пластилиновыми цветами, а получают нужные оттенки путем смешения двух или трёх цветов. Получаются сложные цветовые оттенки.

Какие существуют техники и приёмы рисования пластилином?

Сама техника нанесения пластилина может быть разной. Можно рисовать, используя необычную методику накладывания мазков на основу. Крупные красочные мазки создают иллюзию подвижности, мерцания.

, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию. В настоящее время при производстве пластилина используют также высокомолекулярный полиэтилен(ВМПЭ), поливинилхлорид (ПВХ), каучуки и другие высокотехнологичные материалы. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей , произведений малых форм.

Вопрос о том, кого считать изобретателем пластилина, является спорным. В Германии им считают Франца Колба (патент 1880 года), в Великобритании - Уильяма Харбута (патент 1899 года). Существует ещё одна версия создания пластилина, согласно которой это вещество придумал Джо Маквикер. Первоначально пластилин должен был использоваться для очистки обоев от пятен. Родственница Маквикера, работавшая в детском саду, получив посылку с пластилином, показала его детям, которые по достоинству его оценили, и через некоторое время пластилин стал использоваться повсеместно, вытеснив глину, которой раньше отдавалось предпочтение.

Пластилин используется детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев. Для детского творчества желательно применение безопасного пластилина, изготовленного на растительной основе.

Состав и свойства пластилина

Для медальерных работ наиболее приемлем твердый пластилин марки Т, который состоит из петролатума (марки ПС) - 32 %, парафина (марки Т) - 8 %, канифоли сосновой (марки А) - 4,5 %, масла машинного (марки 45) - 3,97 %, белил цинковых (марки М-1) −4,8 %, каолина (марки Р-1-С) - 46,5 %, сажи газовой - 0,23 %, придающей пластилину серый цвет, сажа газовая может быть заменена окисью хрома для получения зеленоватого цвета (содержание масс компонентов пластилина дано в процентах).

Другой вид пластилина - мягкий, состоит из следующих компонентов: петролатума (марки ПС) - 38,7 %, парафина (марки Т) - 4,9 %, канифоли сосновой (марки А) - 1,067 %, масла машинного (марки 45) - 4,9 %, каолина (марки Р-1-С) - 49,9 %, окиси хрома - 0,5 %, сажи газовой - 0,039 %.

Второй вид пластилина - мягкий (марки М) - может быть пригоден для медальерных работ после добавления цинковых белил, которые отсутствуют в составе этого пластилина, для придания наиболее высокой твердости в пластилин может быть добавлена сера.

Кроме пластилинов, современные медальеры для моделирования используют восковую композицию, применяющуюся при прецизионном литье из бронзы и чугуна по выплавляемой модели. Эта восковая композиция состоит из 30 % пчелиного воска, 35 % парафина и 35 % стеарина. Кроме того, иногда медальеры работают и с огнеупорной глиной, которую потом обжигают.

Умный пластилин

Умный пластилин, или как его ещё называют - хендгам (дословно - ручная жвачка, англ.) - это вещество на основе силикона, на ощупь напоминает жевательную резинку , но обладает интересными свойствами тиксотропных жидкостей . За счёт этого он течет, рвётся, ломается и т. д. За счет других составляющих может ещё магнититься, светиться, менять цвет. Похожими свойствами обладает гудрон при относительно низких температурах.

Недостатки пластилина

  • Выцветание на свету
  • Прилипание пыли
  • Расплывание на жаре
  • Загрязнение рук вследствие работы с пластилином
  • Некоторые виды пластилина горят

См. также

Источники

  • Ватагин В. Как лепить животных // Художник. 1962, № 5. С.53-56.

Напишите отзыв о статье "Пластилин"

Ссылки

  • . .

Отрывок, характеризующий Пластилин

– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Сегодня в цивилизованных странах нет ни одного человека, который бы не знал о пластилине и хотя бы раз не держал этот материал для рукоделия в своих руках. С лепкой из пластилина многие из нас знакомы еще с детского сада, и в этом нет ничего удивительного ведь данный материал признан одним из лучших для развития важных в процессе взросления и формирования личности ребенка качеств и навыков: начиная от мелкой моторики и заканчивая критическим мышлением.

Пластилин дает возможность изготавливать самые разнообразные поделки, включая:

  • аппликации на бумаге и прочих поверхностях;
  • статуэтки представителей животного мира;
  • любые растения, овощи и фрукты;
  • модели машин, самолетов и прочей техники;
  • статуэтки сказочных животных и персонажей;
  • множество других поделок.

Однако, хотя сегодня данный материал и используется в качестве инструмента для эффективных образовательных программ для детей дошкольного возраста, история появления пластилина не имеет никакого отношения ни к образованию, ни к рукоделию в целом.

Когда появился пластилин

Изобретение пластилина принято приписывать сразу двум людям – фармацевту Францу Колбу и изобретателю Вильяму Харбутту, а случилось это более сотни лет назад. Первый из них запатентовал модельную массу под названием «Plastilin» в 1880 году, а второй изготовил не засыхающую глину в 1987 году, которую назвал «Plasticine»ю изобретения оказались практически идентичны и в скором времени получили одно общее название «пластилин».

Интересным является тот факт, что на заре своего существования пластилин имел только один цвет – серый. Однако с ростом популярности данного изобретения, как материала для изготовления поделок, в продажу начала поступать масса для лепки в четырех цветовых решениях. Первая же фабрика по изготовлению пластилина была основана Харбуттом уже через пару лет после его открытия и просуществовала до 1968 года, когда из-за пожара производство было перенесено в Таиланд.

Что же касается второго изобретателя Франца Колба, то его оригинальный изготовленный по его рецептуре материал для лепки можно найти в продаже и сегодня под названием «Мюнхенский художественный пластилин».

На сегодняшний день сфера использования пластилина невероятно обширна. Его применяют:

  • в детских садах для развития мелкой моторики воспитанников и их знакомства с окружающим миром;
  • в сфере моделирования;
  • в качестве материала для рукоделия (популярность такого хобби, как пластилиновая лепка, и сегодня продолжает расти);
  • в мультипликации и многих других сферах человеческой жизнедеятельности.

Несмотря на более чем вековое существование пластилина его популярность продолжает расти, а области применения только расширяются. Кроме того, различные поделки, композиции и прочие изделия из этого материала неоднократно попадали в книгу рекордов Гиннесса.

Первый патент на изобретение пластилина был выдан Францу Колбу в 1880 году. Пластическая масса так и называлась «Пластилин». Сегодня этот пластилин можно найти под торговым названием «Мюнхенский художественный пластилин».

Второй патент на практически такой же состав получил в 1899 году англичанин Вильям Харбутт. Именно он впервые применил пластилин как развивающую игрушку для детей. Отсюда и начинается история изобретения пластилина.

Изначально цель Харбутта, преподавателя школы искусств, была несколько иная. Он искал состав, который был бы удобен в использовании для начинающих скульпторов. Применявшаяся до того глина имела существенный недостаток – очень быстро засыхала, после чего исправить работу было невозможно. К тому моменту, когда учитель мог проверить работу студента, глина часто успевала схватиться корочкой. Именно стремление легко исправлять мелкие недостатки в скульптурах своих студентов и побудила Харбутта искать новый состав глины.

Несмотря на невзрачный серый цвет, изобретение учителя очень понравилось его собственным шестерым детям. Довольно быстро его дом наполнился разными строениями, машинами и животными из пластилина. Некоторые из них нравились изобретателю с художественной точки зрения. Так что Вильям Харбутт первый столкнулся с проблемой:

Довольно быстро пластилин стал популярным среди профессиональных художников. Это навело Харбутта на мысль о промышленном производстве. Для получения патента требовалось придумать изобретению короткое и емкое название. «Глина, которая долго не засыхает» - было не слишком благозвучно. Коммерческое название «Пластицин» помогли придумать первые и самые верные поклонники пластического состава – родные дети изобретателя. Уже в 1900 году Харбутт открыл собственную фабрику, и пластилин появился в свободной продаже. На тот момент он имел уже четыре цвета, что значительно увеличивало его художественную ценность.

Надо сказать, что пластилин оказался не только удобен, но и достаточно дешев. Он был доступен для большинства детей того времени. Лепка из пластилина стала любимым занятием детей по всей Европе. Поколение художников начала двадцатого века буквально выросло на пластилине. Одним из этих художников стал родившийся в 1904 году Сальвадор Дали. Уже будучи знаменитым художником, он продолжал создавать пластилиновые модели для своих живописных полотен. Эти модели помогали ему полнее выразить задуманное в картинах.

Популярность пластилина росла. Ему находились все новые и новые области применения. Часть из них была описана в брошюре «101 способ применения пластилина Харбутта».

Памятник Вильяму Харбутту, создателю пластилина. Автор Джеймс Мэй, 2009 г.

В 2009 году Джеймс Мэй представил на выставке «Chelsea flower show – 2009» инсталляцию «Пластилиновый рай», на которую ушло две с половиной тонны пластилина 24 оттенков. В центре сада Мэй установил памятник Вильяму Харбутту из серого пластилина. Цветы из пластилина хоть и не заняли призового места, но весьма впечатлили посетителей выставки. Жюри тоже по достоинству оценило кропотливый труд автора и его преданность любимому материалу, вручив ему особый приз – пластилиновую медаль.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение. Актуальность: пластилин используют не только как материал для лепки детей, но и его используют в разных целях.

В детском саду, на уроках технологии мы работали с пластилином. Меня заинтересовала история возникновения пластилина, какой бывает пластилин, что можно сделать из пластилина.

Цель: Изучить историю возникновения пластилина, познакомиться с разновидностью пластилина, приготовление пластилина в домашних условиях и выполнить изделия из пластилина.

Задачи:

    Изучить литературу по данному вопросу.

    Провести практическую работу:

    Приготовление пластилина в домашних условиях

    Изготовление изделий из пластилина

    Сделать вывод о том, какой вид пластилина использовать для творчества детей.

Методы исследования : изучение литературы, наблюдения, практическая работа, анализ.

Гипотеза : пластилин не только материал для творчества детей, но и материал для производства.

Объект исследования : пластилин, как материал используемый в разных практических целях.

Предмет исследования: изделия из пластилина.

2.Литературный обзор

2.1. История изобретения пластилина

Пластилин - это материал, использующийся для лепки различных изделий. Название «Пластилин» произошло от итальянского plastilina, которое, в свою очередь, древнегреческого слова plastos, означающего «лепной».

Известно, что пластилин был изобретен преподавателем Школы искусств Вильямом Харбаттом в Англии в 1897 году (Приложение I. Рис.1). До этого для лепки использовалась исключительно глина, и Харбатт хотел обеспечить своих студентов таким материалом, который бы не высыхал при создании скульптур и мог быть использован многократно.

Вначале Вильям планировал использовать свое изобретение в образовательных целях. Но, увидев, какое удовольствие от пластилина получила его семья, принял решение о продаже пластилина, чтобы и другие дети могли ему радоваться. Название « Пластилин» придумывали всей семьей.

В 1900 году Харбутт открыл свою фабрику, которая проработала до пожара 1968 года, в данный момент производство перенесено в Тайланд.

В Германии изобретателем пластилина считают Франца Колба. (Приложение I. Рис.2). Пластилин по его рецептуре до сих пор продается под названием «Мюнхенский художественный пластилин».

С тех пор художники, архитекторы, инженеры и дети использовали тонны пластилина для создания самых разных вещей.

2.2. Изготовление пластилина

Изготавливают пластилиниз очищенной и измельченной в порошок глины. Для того чтобы пластилин не засыхал на воздухе, в глиняный порошок добавляют воск, животное сало, озокерит, церезин, вазелин. Сначала в промышленном производстве находился пластилин только серого цвета (тот который был изобретен англичанином). Но позже стали добавлять краску, и появилось четыре основных цвета.

2.3.Отличие пластилина от других материалов

Отличие пластилина от других материалов заключается в том, что он имеет различные оттенки, остается мягким и не твердеет на воздухе (за исключением отдельных разновидностей), практически не липнет к рукам. В зависимости от температуры имеет разную степень мягкости. Пластилин практически безвреден и не имеет срока годности.

В основном пластилин используется для детского творчества в качестве материала, развивающего творческие навыки и координацию пальцев.

Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой.

    1. Разновидности пластилина

Сегодня материал для лепки представлен в широком ассортименте.

Разновидность пластилина: обычный детский пластилин, профессиональный скульптурный, плавающий, восковой, АРТ пластилин, шариковый, прыгающий, съедобный.

Скульптурный пластилин , как правило, бывает черного или темно-оливкового цвета, и продают его в больших брикетах. Его недостатком является сложность работы с ним: сначала с помощью взрослых необходимо отрезать ножом часть брикета, затем нагреть его в горячей воде в течение 15-20 мин. В процессе работы он более упругий, чем обычный пластилин, и достаточно скучного цвета.

Восковой пластилин. Состав воскового пластилина традиционный, но имеет усовершенствованную формулу - добавление большего количества натурального воска.

Воск — клейкое вещество животного или растительного происхождения, состоящее из эфиров, жирных кислот и других компонентов. Воск пластичен, водонепроницаем, размягчается при невысокой температуре. С глубокой древности использовался для лепки.

Восковой пластилин идеально подходит для детей.

Шариковый пластилин .

Отличительная особенность этого пластилина заключается в том, что он состоит из небольших мягких шариков поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями. Крупнозернистый шариковый пластилин выпускается на глицериновой основе. Он целиком безопасен.

Арт-пластилин. Отличается тем, что затвердевает под воздействием тепла, например в микроволновой печи, духовом шкафу или в горячей воде. Бывает двух видов. Мягкий предназначен для плоского моделирования, создания аппликаций и картин. Твердый используют для создания объемных форм, каркасных кукол и игрушек.

Прыгающий пластилин, или«Жвачка для рук» - пластилин, способный принимать любую форму. Изобрели в Америке в 1943 году. Обладает одновременно рядом свойств: может тянуться, рваться, быть твердым и жидким, способен менять цвет, магнититься и светиться. «Умный пластилин» не маслянистый, поэтому не пачкает ни одежду, ни руки. Его можно мыть. Он не токсичен, гипоаллергенен и целиком безопасен. В упаковке умный пластилин может храниться пять лет и при этом не потерять своих свойств. Плавающий пластилин . Настолько легкий, что слепленные из него фигурки не тонут в воде. С ним можно играть даже во время купания

Съедобный пластилин. Съедобный пластилин выпускается в основном зарубежными производителями и состоит из муки, растительных масел и огромного количества соли.

Съедобным такой пластилин называют формально. Им не отравишься, но особо и не поешь. Впрочем, для начинающих маленьких скульпторов, отправляющих в рот все предметы без исключения, такой вариант очень удачный.

    Применение пластилина

3.1. Пластилин в детском творчестве.

Лепка из пластилина способствует развитию мелкой моторики, речи, воображения, пространственного мышления, учит быть аккуратным и внимательным, расширяет наш кругозор. Этот материал легко лепится к бумаге, дереву, пластмассе, картону. Поэтому пластилин - неиссякаемый источник для развития детской фантазии и творчества. Слепленная из качественного пластилина поделка не теряет свою форму и может долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств.

    1. Профессии, связанные с лепкой.

Профессии, связанные с лепкой: скульптор, гончар, военный, инженер, врач-ортодонт, мультипликатор.

Скульптор — художник или мастер, изготовляющий произведения скульптуры. Он создает объемные художественные произведения из дерева, металла, гипса и т.д. Основные способы: резьба, высекание, лепка, литье. (Приложение I. Рис. 3).

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

Некоторые скульпторы используют пластилин и в крупных работах, в основном для лепки тонких деталей, которые в глине быстро сохнут. Но для этого пластилин подвергается дополнительной переработке. Он переваривается, т.е. расплавляется до жидкого состояния, в него добавляются пластификатор и цветовой пигмент, чтобы пластилин попал в цвет и среднюю мягкость глины, из которой сделана вся скульптура.

Гончар. Гончара, горшечники - мастера, изготовляющие различные изделия из обожженной глины. Гончара занимаются обработкой, обжиганием глины для превращения её в предметы домашнего обихода, созданием керамики. Основным материалом для выделки всяких изделий служит глина. Для работ этого рода избирают по возможности чистую «горшечную» глину, обладающую должною вязкостью и таким сопротивлением жару, который отвечает назначению изделий. (Приложение I. Рис.4).

Архитектор. Архите́ктор — специалист, который занимается, разработкой планов зданий, их фасадов — в целом и в деталях, а также внутренних пространств. Архитектор может заниматься и расчётом конструкций зданий. Современный архитектор, в широком смысле — это создатель материальной части городской среды. Конкретно это могут быть отдельные здания, общественные комплексы, в некоторых случаях — целые поселки и даже города. (Приложение I. Рис.5).

Военный . Военные используют восковые рельефные карты, так как они обладают наглядностью, то есть дают возможность зрительно воспринимать пространственные формы, размеры и размещения изображенных объектов. К специальным картам, создаваемым для войск, относятся дорожные, аэронавигационные и ряд других. Карты с данными о поверхности дна морей, океанов и других водоемов называются морскими навигационными картами. (Приложение I. Рис.6,7)

Ортодонт. Врач-ортодонт изучает и лечит аномалии прикуса, положения зубов, формы зубных дуг, улучшает пропорцию лица, а также занимается профилактикой подобных нарушений. Изготавливает слепки зубов при протезиировании. (Приложение I I. Рис. 1).

Мультипликаторы. Мультипликаторы — художники, занимающиеся созданием мультипликации.Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма, анимацией персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы). Обычно над мультфильмом трудятся несколько специалистов, и каждый из них выполняет свою часть работы. (Приложение I I. Рис.2).

Инженер. Инженер — это специалист с высшим техническим образованием. Инженеры работают во многих отраслях народного хозяйства: на заводах, стройках, шахтах, в военном деле, авиации, транспорте, ведут разработки в научно-исследовательских институтах. Оказывается, инженеры тоже лепят. Это модели машин, приборов. Модель первого космического скафандра тоже была слеплена из пластилина. (Приложение I I. Рис.3).

    Практическая часть.

    1. Правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином.

Работая, с пластилином я составила памятку работы с ним и предложила её одноклассникам.

1. Во время лепки нужно следить, чтобы пластилин не падал на пол или застелить пол газетами.

2. Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.

3. После работы с пластилином следует вымыть руки с мылом. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах останутся жирные пятна.

4. Даже маленькие кусочки пластилина, оставшиеся от работы, не стоит выбрасывать, а следует складывать их в отдельный пакет или пластиковый контейнер, так как они могут пригодиться для другой поделки.

5. Поделку, которая не получилась, не стоит сминать в один комок; нужно аккуратно разобрать ее по цветам, так как чистые цвета всегда могут пригодиться для другого изделия.

6. Наиболее успешные работы можно сфотографировать для домашней коллекции.

7. После занятий лепкой нужно убрать свое рабочее место. Рабочую доску следует очищать от пластилина стекой, а с пола собрать пластилин и по возможности рассортировать его по цветам или убрать в отдельный контейнер, в котором хранятся чистые остатки разноцветного пластилина.

8 .Готовую или неготовую поделку убирайте в коробку для поделок.

9 .Стеки нужно протереть чистой тряпкой и убрать в коробку или пакет.

    1. Изготовление пластилина в домашних условиях

В промышленных условиях пластилин изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, церезина, жира и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. (Приложение I I. Рис.4,5,6,7,8).

В Интернете мы с мамой нашли около 10 различных способов изготовления пластилина в домашних условиях. Решили выбрать самый доступный, его компоненты есть на любой кухне. Нам потребовалось:

    3,5 стакана муки,

    0,5 стакана соли,

    1 ложка картофельного крахмала,

    2,5 столовой ложки растительного масла или глицерина,

    2 стакана воды,

    пищевые красители,

    1 ч.л. лимонного сока или яблочного уксуса (для стойкости цвета)

    большая чашка для замешивания и деревянная ложка. В кипящую воду добавляем пищевой краситель. Снимаем воду с плиты и добавьте в нее уксус и масло. Смешиваем сухие ингредиенты в большой чашке и медленно добавляем цветную воду с маслом. Тщательно перемешиваем массу с помощью деревянной ложки. Когда смесь остынет, нужно вымесить её руками до тех пор, пока она не достигнет пластичной консистенции. Этот продукт можно хранить в герметичном контейнере в течение неограниченного времени.

Для сравнения мы приготовили пластилин другим способом. (Приложение III. Рис.1,2,3) Ингредиенты: воск, глицерин и белая глина (порошок, который на самом деле имел зелёный оттенок). Вместо воска взяли парафин от растопленной свечи. Влили его в сухую глину. Парафин быстро остыл и взялся хлопьями. Добавили по каплям глицерин и стали пальцами разминать эту массу, напоминающую грязь и трудно отстающую от пальцев. У нас получился комок тёмно-зелёного цвета. Он имел слоистую структуру. При формировании «рулетика» масса не проявляла эластичных свойств, ломалась и крошилась. Возможно, в этом рецепте нужно использовать именно воск, т.к. это компонент природного происхождения, будет становиться мягким и пластичным от тепла рук. Парафин имеет неприятный запах, я не советую его использовать детям.

    1. Изготовление изделий из пластилина

Из литературы я узнала, пластилин бывает: обычный детский пластилин, скульптурный, восковой, шариковый, АРТ пластилин, прыгающий, плавающий, съедобный. Я решила выполнить из разного вида пластилина различные изделия.

Выполнила несколько поделок из обычного пластилина. (Приложение III. Рис.4)

Из скульптурного пластилина телесного цвета я вылепила лошадку. (Приложение III. Рис.5). Я потратила достаточно много времени на изготовление туловища. Гриву и хвост я сделала из обычного пластилина, т.к. хотелось украсить и скорее закончить поделку.

На занятиях изобразительного искусства в детском клубе «Солнышко» мы выполняли поделки из белой, серой и коричневой глины. Все мои работы представлены на фотографиях. (Приложение III. Рис.6).Глину, как и скульптурный пластилин, перед работой нужно размягчить в теплой воде. Преимуществом белой глины является её цвет (лошадка, в стиле дымковской игрушки). Больше всего мне понравилось заниматься с серой глиной, которую можно купить в магазине. Лягушка на листе лилии выполнена из этого материала. Серая глина более гладкая, однородная, на неё хорошо ложится гуашь. Коричневая глина - природный материал, она очень вязкая, липнет к рукам. На такую поделку (котёнок с клубком) уходит много краски, она ложится неравномерно. Все изделия из глины должны сохнуть не менее трёх дней и только затем подлежат окрашиванию. Я заметила, что после высыхания, на моих работах появились трещинки. А пока я несла их домой, некоторые детали откололись. Части изделий можно склеивать клеем ПВА - и мои животные были спасены!

В отличие от глины, пластилин остается мягким и практически не твердеет и не сохнет. Он не прилипает к рукам. Имеет широкий спектр цветов. Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет продолжать с ним работу через любой промежуток времени.

Из мелкозернистого шарикового пластилина я слепила цветок и бабочку. (Приложение III. Рис.7) Я заметила, что этот пластилин липнет к рукам, имеет сильный запах, цвета плохо смешиваются. Однако, он яркий и лёгкий. После высыхания поделка похожа на объёмную картину.

    Заключение.

В своей работе я изучила историю возникновения пластилина, разновидность пластилина, составила правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином, в домашних условия изготовила пластилин и выполнила изделия из пластилина. Сделала вывод: детям для работы скульптурный пластилин не подойдёт, так как слишком твёрдый и имеет небольшую гамму цветов. Восковой, шариковый, отскакивающий, « Умный пластилин», плавающий - эти виды пластилина хорошо подойдут для творчества детей. Съедобный пластилин подходит для лепки лишь малышам. Школьникам для обычной лепки не подходит. Мягкий АРТ пластилин хорошо использовать детям для рисования на плоскости. Твёрдый АРТ пластилин не подходит для повседневной лепки. Из него можно слепить сувенирные работы.

Пластилин стал очень популярен среди аниматоров, благодаря простоте использования: ему легко придать нужную форму, он достаточно гибкий, чтобы персонаж мог двигаться, и хорошо держит форму, особенно если использовать арматуру. Ярким тому примером служит мультфильм «Пластилиновая ворона». Меня очень заинтересовал процесс «оживления» пластилиновых фигур, и я хотела бы на следующий год создать свой собственный мультфильм.

Литература.

    Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. - М.: Айрис- пресс, 2005.- 175 с. : ил.- (Внимание: дети!)

    Белова Е. Фигурки, игрушки и зверюшки в разных техниках: пряжа, бисер, пластилин, бумага. Ярославль, 2013.- 111с. : цв. ил.- (100 идей для творчества)

    Анистратова А. А. Поделки из пластилина и слоёного теста.- М.: Ин-т инноваций в образовании, 2010.- 44с.: ил.- (Развиваем творческие способности)

    Кард В.А. Сказки из пластилина.- СПБ., 1997.- 157с. : ил.- (Учить и в оспитывать, развлекать)

    Игры из пластилина// Подарки для друзей: поделки из природных материалов.- Смоленск: Русич, 2002.- с.5-112

Приложение I.

Рис. 1. Вильям Харбатт Рис. 2. Франц Колба.

Рис.3. Мастерская скульптора Рис. 4. Гончар

Рис.5.Архитектор. Рис.6. Военный.

Рис.7. Восковая рельефная карта.

Приложение I I.

Рис.1. Ортодонт. Рис.2. Мультипликатор.

Рис.3. Инженер Рис. 4 Изготовление пластилина

Рис. 5,6,7,8. Изготовление пластилина.

Приложение I I I.

Рис.1,2,3. Выполнение изделия из пластилина.

Рис.4. Из детского пластилина Рис.5. Лошадка из скульптурного пластилина

Рис.6. Изделия из глины Рис.7. Изделия из шарикового пластилина

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.