Оружие. Мировое оружие

Самолет «Мираж«>2000 выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом и одним двигателем. Крыло многолонжеронное с зализами, обеспечивающими плавное сопряжение с фюзеляжем, профиль несимметричный с переменной по размаху относительной толщиной, удлинение 2,03. По всему размаху крыла установлены двухсекционные отклоняемые носки, которые при отклонении несколько перемещаются вперед по направляющим без образования щели (для получения более плавной верхней поверхности крыла и небольшого увеличения его площади). Максимальный угол отклонения внутренних секций 17,5 град., внешних 30 град. Двухсекционные элевоны слоистой конструкции (с углепластиковой обшивкой и металлическим саговым заполнителем), также по всему размаху крыла, отклоняются на углы до 25 град, вверх н до 15 град. вниз. Из-за малой толщины крыла узлы навески элевонов выступают в поток на нижней поверхности крыла. Носки отклоняютсяя в зависимости от угла атаки и числа М и используются совместно с элевонами для изменения кривизны профиля крыла при маневрировании и на взлетно-посадочных режимах. На верхней и нижней поверхностях консолей крыла установлены четыре воздушных тормоза.

Фюзеляж тина полумонокок, выполнен по правилу площадей и изготовлен в основном из металлических сплавов; панель небольшого гаргрота за кабиной, в котором размещается отсек БРЭО, и ряд панелей нижней обшивки слоистые с углепластиковой обшивкой и металлическим сотовым заполнителем, носовой обтекатель антенны РЛС имеет оживаль-ную форму и выполнен из стеклопластика. По бокам передней части воздухозаборников установлены небольшие гребни с выраженным положительным поперечным V, предназначенные для улучшения поперечной и продольной устойчивости самолета на больших углах атаки.

Киль двухлонжеронный стреловидностью 53 град, по передней кромке, диапазон углов отклонения руля направления от +25 до -25 град. Киль и руль направления слоистой конструкции, большая часть обшивки киля и вся обшивка руля направления выполнены из боро- и углепластика, используется сотовый заполнитель из материала номекс (киль) или легкого сплава (руль направления).

Кабина герметическая с системой кондиционирования и наддува фирмы ABG-SEMCA.

Фонарь с неплоским лобовым стеклом, откидывается вверх-назад. На самолете «Мираж»2000D для снижения радиолокационной заметности остекление фонаря имеет золочение (приобретая электроводность, фонарь не допускает проникновение электромагнитного излучения внутрь кабины и переотражение его от внутренних элементов конструкции).

Шасси трехопорное фирмы «Месье-Испано-Бугатти». Двухколесная передняя стойка убирается назад по полету, одноколесные основные стойки - к фюзеляжу. Носовая сгонка управляемая с электро-гидравлической ci iсхемой поворот а на угол от+45 до -45 град, при рулении, при буксировке ограничитель разворота может быть выключен и стойка может быть повернута па ЗбО град. Амортизаторы масляно-пневматические. Пневматики бескамерные, на носовой сгойке с размерами 360x135-6 мм и давлением 8,2 кге /см2, на основных стойках с размерами 750x230-15 мм с давлением 15,3 кгс/см2. Колеса основных стоек имеют дисковые углеродные тормоза с автоматом торможения. База шасси 5,00 м, колея 3,40 м. Установлен посадочный крюк. В обтекателе в корневой части киля размещен тормозной парашют.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. На опытных самолетах в начале был установлен ТРДДФ SNECМА М53-2 (1x8500 кге), который в 1980 г. был заменен па М53-5 (5550/9000 кге).

Первые серийные самолеты «Мираж»2000С также оснащались М53-5, но начиная с 38-и серийной машины в 1987 г. поставляются с М53-Р2 с форсажной тягой, увеличенной до 9700 кгс. Велись работы по еще более мощной модификации - М53-Р20 (10 000 кге), однако в дальнейшем работы по этой программе были прекращены.

М53 - одновальный двигатель модульной конструкции (12 модулей в варианте М53-Р2) с трех-ступенчатыч вентилятором и пятиступенчатым компрессором, кольцевой камерой сгорания, двухступенчатой охлаждаемой "турбиной и электронной САУ (аналоговой на М53-5 и цифровой на М53-Р2).

При отказе системы смазки двигатель сохраняет рабо тоспособность в течение 15 мин., межремонтный ресурс М53-Р2 составляет 300 ч. Степень двух-котпурпости двигателя 0,35, расход воздуха 86 кг/с М53-5) или 96 кг/с (М53-Р2). Длина М53-Р2 5,07 м. максимальный диаметр 1,055 м. сухая масса 1500 кг.

Воздушные входы - боковые полукруглые, peгyлируемые по числу М с помощью подвижных полу-конусов.

Емкость внутренних топливных баков 4000 л («Ми-раж»2000С) или 3920 л (Мираж 2000В). Предусмотрена подвеска ПТБ на центральном подфюзеляжном узле (1300 л) 11 двух ПТБ на внутренних подкрыльных узлах (2x1700 л). "Мираж"2000 и «Мираж»2000N могут подвешиваться баки по 2000 л (в дальнейшем, после доработки, подобными баками планируется оснащать и самолеты <*Мираж»2000С).

Перед кабиной по правому борту части самолетов устанавливается съемная неубирающаяся в полете штанга системы дозаправки топливом в полете. Масса комплекта - 250 кг. Самолет может нести контейнер «Интертекник» 231-300 с оборудованием для дозаправки топливом в полете других самолетов.

РАЗМЕЩЕНИЕ ЭКИПАЖА. На самолете установлено катапультируемое кресло «Мартин-Бейкер» F10Q, обеспечивающее покидание самолета на стоянке.

ОБЩЕСАМОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ. Система управления полетом активная, электродистанцион-пая, с четырехканальной схемой резервирования в контурах продольного и поперечного управления и трехканальной схемой резервирования в контуре путевого управления. Предусмотрен аварийный канал, питаемый от аккумуляторной батареи. Резервная механическая проводка управления отсутствует.

Продольное и поперечное управление осуществляется с помощью элевонов, путевое управление - с помощью руля направления.

Имеется автопилот «Секстант» АР-605 (на самолете «Мираж»2000N - АР-606, на «Мираже»2000D -607, а на «Мираже»2000-5 и 2000-9 -АР-608}, обеспечивающий искусственную устойчивость самолета на некоторых режимах полета.

Гидравлическая система состоит из двух независимых систем с давлением, увеличенным на французском самолете) до 286 кгс/см- для уменьшения диаметра трубопровод©]? и размеров гидроагрегатов (экономия массы составила 25%). Гидросистема обеспечивает привод поверхностей управления и откло! шемых носков крыла, уборку и выпуск шасси, работу тормозов колес и механизма поворота носовой стайки. Малые размеры гидроприводов позволили вписать их в контуры крыла и киля. Трубопроводы выполнены из титанового сплава.

Система электроснабжения включает два генератора с воздушным охлаждением «Оксилек» 20110 мощностью по 20 кВ А (по 25 кВ А на Мираж 2000-5) переменного трехфазного тока напряжением 115/200В стабилизированной частоты 400 Гц. Потребители постоянного тока питаются от двух трансформаторов-выпрямителей фирмы «Бронзавиа». Имеется аккумуляторная батарея SAFT емкостью 40А ч. В аварийном режиме питание основных потребителей переменного тока осуществляется от аккумуляторной батареи через 2 статических преобразователя ATEI.

ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Для оснащения экспортных самолетов типа «Мираж*>2000 фирмой «Томсон-CSF Детсксис» разработана многофункциональная доплеровская радиолокационная станция RDM (Radar Dopplci Multifonction), а для самолетов ВВС Франции - более совершенная БРЛС RDI (Radar Doppler a Impulsions). Однако из-за задержек по программе разработки станции RD1 па первых 37 самолетах «Мираж >2000С, выпущенных до 1987 г., была установлена РЛС RDM. В дальнейшем в ходе плановой модернизации эти истребители переоснастили станции RD1.

БРЛС RDI предпочитают и экспортные заказчики. RDI - импульсно-доплеровская РЛС с передатчиком на лампе бегущей волны (ЛБВ) и щелевой антенной решеткой. Она работает в 1-диапазоне частот и оптимизирована для обнаружения воздушных целей (в том числе на фоне подстилающей поверхности и в свободном пространстве). Рабочие режимы включают поиск воздушных целей, их сопровождение и наведение УР. Возможно также измерение дальности до наземных целей, картографирование местности и определение ее рельефа

RDM - многофункциональная доплеровская БРЛС с антенной Кассегрена. Она работает в диапазоне частот I/J и по сравнению с RDI имеет дополнительные режимы «воздух-земля», включающие обход наземных препятствий и обеспечение атаки наземных целей. Однако в реяшме «воздух-воздух» RDM уступаем’ станции RDI.

Обе РЛС имеют дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР 5 м2 в свободном пространстве около 70 км и на фоне земли 60 км.

Истребители-бомбардировщики «Мираж» 2000N и D оснащены многорежимной импульсно-доплеровской РЛС ESD/«Tomcoh-CSF Детексис» «Антилопа»}, работающей в диапазоне частот J и обеспечивающей следование рельефу местности на высоте примерно 60 м, картографирование земной поверхности и коррекцию навигационной системы.

На многоцелевом истребителе «Мираж»2000-5 и его модификациях установлена усовершенствованная импульсно-доплеровская БРЛС со щелевой антенной «Томсон-CSF Детексис» RDY, работающая в

диапазоне частот X. Она обеспечивает одновременное обнаружение до 24 целей и сопровождение па проходе до восьми из них. Станция RDY состоит из восьми быстросменных блоков, включая программируемый сигнальный процессор, автоматически выбирающий нужную частоту повторения импульсов (высокую при работе в условиях помех от земли, среднюю - при поиске на средней дальности и низкую - для обзора в свободном пространстве). Дальность обнаружения типовых воздушных целей по сравнению в RD1 и RDM несколько увеличена и, по некоторым источникам, достигает 110 км (впрочем, эта цифра вызывает некоторые сомнения: реальная дальность, вероятно, не превышает 80-90 км).

Режимы "воздух-земля" включают обход наземных препятствий, картографирование на дальности до 148 км и индикацию движущихся целей. Групповые надводные цели RDY может обнаруживать па дальности до 300 км.

Самолет оснащен центральной БЦВМ «Томсон-CSF Дстсксис» ESD 2084, связанной с другими бортовыми системами цифровой шиной данных «Дижн-бюс» (на самолете «Мираж»200(Ю - 2084-XR, а на «Мирте»2000-5 - XR13).

Имеется радиовысотомер «Томсон-CSF Комью-никейшн» AHV-6, AHV-12 или AHV-17.

Навигационное оборудование самолета «Ми-раж»2О00С и В включает инерциальную платформу SAGEM ULISS 52Е. На самолетах «Мираж»2000И и D установлена сдублированная ИНС ULISS 32Р, а на «Мнраж»2000-5 - ULISS 52ES. На истребителях «Мп-раж»2000В и «Мираж»2000-5 ИНС дополнена приемником спутниковой навигационной системы. «Мираж»2000-9 оснащен инерциальной навигационной системой «Секстан» «Тотем»3000 па лазерных кольцевых гироскопах.

Установлены радионавигационное оборудование TACAN «Томсон-CSF Комыоникейшн» NC12 (или «Делтак»), VOR/ILS SOCRAT 8900, маркерный приемник Ю-300-А.

Комплекс радиосвязного оборудования включает приемопередатчик метрового и дециметрового диапазонов «Томсон-CSF Комыоникейшн» ERA7000, а также УКВ диапазоне ERA7200 или SCP 3000 (с крпптограф1 [ческой приставкой).

Имеется система «свой-чужой» «Томсон-CSF Комыоникейшн» NRAI-7A/NRAI-1 1 (на самолете «Мираж»2000-5 - SC10/IDEE1).

Самолеты «Мираж»2000С и «Мираж»200(Ж оснащены системой предупреждения о радиолокационном облучении «Томсон-CSF Детексис» «Сервал >. Антенны системы расположены на концах крыла и киля. В кабине размещен инд] 1катор облучения VCM-63.

Для постановки активных радиолокационных помех служат станции «Томсон-CSF» Детексис «Сейбр» «Мираж»2000С), «Камелон» («Мираж»2000N) или *Камелон»С2 («Мираж»200(Ю). Передатчики помех размещены в обтекателе на носке киля и у основания руля направления.

Кроме того, на подкрыльевых узлах внешней подвески могут размещаться два контейнера постановки радиоэлектронных помех «Томсон-CSF» DB 3141/3163 «Ремора». Масса каждого контейнера -182 кг

Первые 92 истребителя «М и раж»2000С были оснащены системой постановки пассивных ИК-помех «Томсон-CSF > «Эклайр» с ручным управлением от стрела ловушек (контейнеры с патронами располагались на месте, позже занятом контейнером тормозного парашюта). Самолеты более позднего выпуска получили автоматизированную систему постановки пассивных помех «Матра ВАе» «Спираль». Контейнеры с тепловыми ловушками и дипольными отражателями размещены в задних корневых наплывах крыла, а также на нижней хвостовой части фюзеляжа.

На хвостовой части подкрыльевых пилонов для ракет «Мажик» с 1995 г. на самолетах «Мираж»2000N и «Мираж»2000К монтируются ИК-датчики обнаружения подлета ракет SAGEM SAMIR Подобные датчики смонтированы и на самолетах «Мираж»2000С, принимавших участие в боевых действиях на Балканах.

Для оснащения модернизированных самолетов «Мираж»2000С и установки на различных вариантах экспортного истребителя «Мираж»2000Е (в частности, на 40 машинах «Мираж»2000ЕС и BG ВВС Греции) фирмой «Томсон-CSF Эклайр» создан интегральный комплекс РЭБICMS (Integrated Counter-measures Suite) Мк 1, перекрывающий активными помехами диапазоны частот 0,5 до 40 ГГц). Он включает систему предупреждения о радиолокационном облучении (на основе станции «Серваль»), передатчики низко- и высокочастотных помех и систему выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей «Матра» «Спираль». Возможно подключение к комплексу аппаратуры постановки помех в миллиметровом диапазоне, лазерного устройства предупреждения о квантовом облучении, а также ИК-станции предупреждения о ракетной атаке. Система 1CMS Мк.1 полностью перепрограммируемая и имеет блок сопряжения с аппаратурой индикации в кабине летчика.

На многоцелевом истребителе «Мираж»2000-5 установлена автоматическая комплексная система РЭБ ICMS Мк.2. включающая три приемника радиолокационного облучения, систему радиотехнической разведки, фиксирующую работу в передней полусфере самолета командной системы наведения противника, а также И К-датчик, фиксирующий подлет ракет и систему «Спираль».

На переднем правом подфюзеляжном узле истребителя-бомбардировщика «Мираж»2000D может подвешиваться контейнер с лазерным целеуказателем «Томсон-CSF» «Атлис» и координатором цели, использующим данные целеуказания.

Ci стема кабииной индикации, разработанная фирмой «Томсон-CSF», включает ИЛ С VE-130 и многофункциональный трехцветный индикатор на ЭЛТ VMC-180 (на самолете «Мираж»2000И - два VMC-180) с экраном размерами 3x5 дюймов. На истребителе «Мираж»2000-5 установлен голографический широкоугольный ИЛС «Томсон-CSF» VEII 3020 н четыре индикатора на цветных ЭЛТ, один из которых сфокусирован на бесконечность.

Для решения разведывательных задач самолет может нести контейнеры «Дассо-Бреге» COR2 с несколькими аэрофотоаппаратами или контейнер Дассо-Бреге» АА-3-38 «Гарольд». Возможна подвеска различных контейнеров с оборудованием РЭП.

ВООРУЖЕНИЕ. На истребителях «Мираж»2000С, "Мираж" 2000Е и «Мираж»2000-5 в нижней части фюзеляжа под воздухозаборниками установлены две 30-миллиметровые пушки DEFA 554 (1800 выстр./мин.. 2x125 патронов). На самолетах «Мираж»2000В, D, N и S пушечное вооружение отсутствует.

Максимальная масса целевой нагрузки на внешних узлах составляет 5800 кг. Имеется девять узлов подвески: пять под фюзеляжем и четыре под крылом. Центральный подфюзеляжный и внутренние подкрыльные узлы рассчитаны на нагрузку по 1800 кг, четыре остальные подфюзеляжные узла - на нагрузку по 400 кг, внешние подкрыльные - на нагрузку по 300 кг.

Типовая загрузка самолета «Мираж»2000С при решении задач ПВО включает две ракеты средней дальности Матра ВАе «Супер»530Р (на самолетах раннего выпуска с немодернизированной БРЛС RDM) или «Cynep»530D, размещенные на внутренних подкрыльевых пилонах.

Ракета «Супер»330D, оснащенная радиолокацион-ной полуактивной системой самонаведения (с импульсной системой подсвета), имеет стартовую массу 245 кг и способна поражать не маневренные и ограниченно маневренные цели на дальности до 25 км (в том числе и на фоне подстилающей поверхности).

Усовершенствованный вариант ракеты «Cynep»530D (стартовая масса 270 кг, максимальная дальность 40 км) имеет систему подсвета непрерывного излучения Для ведения ближнего маневренного воздушного боя истребитель оснащается двумя-четырьмя УР «Матра ВАе» R 530 «Мажик» или «Мажик»2 (стартовая масса 90 кг, максимальная дальность пуска, соответственно, 3 и 10 км).

На многоцелевом истребителе «Мираж»2000-5 предусмотрено применение УР «Матра» «Мика» с максимальной дальностью пуска 60 км, которые могут подвешиваться и под фюзеляжем. «Мика» - первая западноевропейская ракега класса «воздух-воздух», оснащенная инерциальной системой наведения, работающей на маршевом участке траектории, и ГСН (актив1 юй радиолокационной или инфракрасной) для конечного участка полета. В результате «Мираж»2000-5 стал первым французским истребителем, способным поражать воздушные цели на большой дальности ракетами по принципу «запустил-забыл». Типовое вооружение самолета "Мираж"2000-5 при решении задач ПВО включает две УР «Мажик» и четыре УР «Мика» при размещении на остальных точках наружной подвески трех ПТБ. Возможен одновременный пуск четырех УР «Мика» по четырем различным целям. Неуправляемые средства поражения могут включать:

До 18 авиабомб калибром 250 кг (как обычных, так и снабженным тормозными парашютами для бомбометания с малых высот);
- малокалиберные бетонобойные авиабомбы «Томсон-Бранд т» ВАР 100 (масса - 32,5 кг):-до 16 проникающих авиабомб «Матра ВАе» «Дюрандаль» (масса - 219 кг):
- пять-шесть кассетных авиабомб «Матра ВАе» «Белуга»;
- пять-шесть модульных бомбовых кассет TDA ВМ 400 (400 кг);
- американские свободнопадающие авиабомбы типа Мк.20 и Мк.82 (400 кг):
- два-четыре контейнера «Матра ВАе» LR F4 с НАР (18x68 мм);
- две НАР калибром 100 мм;
-один контейнер «Дассо-Бреге» ССбЗО с двумя пушками (30 мм, 600 патронов, масса 765 кг).

Самолет может нести высокоточное управляемое оружие класса «воздух-поверхность»:
- одну-две корректируемые авиабомбы «Матра ВАе» BGL калибром 1000 кг с лазерной системой наведения или американские КАБ GBU-10 и GBU-12 с аналогичной системой самонаведения;
- две УР «Аэроспасьяль» AS.30L с лазерным полу-активным самонаведением (стартовая масса 520 кг, максимальная дальность 10 км);
- две противорадиолокационные paкеты «Матра ВАе» ARMAT (дальность 90 км. стартовая масса 550 it);
- две противокорабельные УР «Аэроспасьяль» AM 39 «Экзосет» (максимальная далыгость 50 км. стартовая масса 670 кг);
Истребитель-бомбардировщик «Мираж» 2000N вооружен сверхзвуковс i (М=3) крылатой ракетой ♦Аэроспасьяль Матра» ASMP с ядерной БЧ мощностью 150 Кт. имеющей максимальную дальность пуска до 300 км. Ракета со стартовой массой 860 кг имеет 5,38 м и размещается на центральном подфюзеляжном узле.

Самолет Мираж 2000D, а также экспортные модификации «Мираж»2000-5 с 2002 года получат на вооружение оперативно-тактические крылатые ракеты APACHE-АР (стартовая масса 1230 кг, максимальная дальность 140 км, кассетная БЧ) и APACHE-SCALP (300 км).

В середине 1980-х годов фирма Дассо приступила к работам по глубокой модернизации самолета «Мираж» 2000С. Направления модернизации, в целом были аналогичны тем, которые избрали советские и американские конструкторы при совершенствовании самолетов МиГ-29 и F-16: придание истребителю многофункциональности посредством установки нового бортового оборудования и оснащение истребителя ракетами нового поколения, способными применяться по принципу «запустил-забыл».

В 1986 г. в инициативном порядке на фирме начались работы по программе «Мираж»2000-3. Программа преследовала две цели: отработка информационно-управляющего поля кабины истребителя нового поколения «Рафаль» и создание кабины для модернизированного самолета «Мираж»2000. Комплекс кабинных индикаторов, отрабатывавшийся па «Мираже» 2000-3, получил обозначение APSI (Advanced Pilot System Interface) и включал пять жидкокристаллических индикаторов и пультов.

Самолет «Мнраж»2000-3 (переоборудованный из одного из опытных истребителей) совершил первый полет 10 марта L988 г. В дальнейшем на этой машине проходил летные испытания и прототип многофункционального радара RDY, разработанного фирмой «Томсон-CSF» для оснащения модернизированного истребителя «Мираж»2000. Импульсно-доплеровская БРЛС, со щелевой антенной решеткой, имеющей электронное сканирование по углу места, и механическое - по азимуту, должна была обеспечивать обнаружение и сопровождение наземных целей, а также возможность применения новых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности «Матра» «Мика».

Позже для испытаний РЛС RDY было переоборудовано еще два «Миража». Первая летающая лаборатория - BY1 - поднялась в воздух в мае 1988 года. Вскоре к ней присоединилась и BY2.

Для отработки ракеты "Мика" фирмой "Дассо" (вновь на собственные средства) в конце 1980 х гг. был создан опытный самолет «Мираж»2000-4. Первый пуск новой УР по реальной воздушной цели (радиоуправляемой мишени) был выполнен 9 января 1992 г.

Работы по программам «Мираж»2000-3 и «Мираж»2000-4 заложили фундамент для создания полноценного боевого самолета поколения «4+» - многоцелевого истребителя «Мираж»2000-5. Разработка этой машины шла практически одновременно с реализацией программы истребителя «Рафаль». Вероятно, ВВС Франции рассматривали модернизированный «Мираж» в качестве своеобразного «запасного варианта» в случае, если программа «Рафаля» затянется (что, собственно, и случилось) или вообще будет «завалена» по техническим или финансовым причинам. Кроме того, огромную роль играли и соображения экспорта французской авиационной техники: «Рафаль» был слишком дорогой и сложной машиной, недоступной большинству прежних «клиентов» Франции, в то время как значительно более дешевый Мираж 2000-5 мог бы без особых сложностей дополнить парк самолетов типа «Мираж»2000Е и прийти на смену таким машинам, как «Мираж»III, «Мираж»5/50», «Мираж»F1, F-5 или МиГ-21.

«Мираж»2000-5 оснастили многофункциональной РЛС RDY. новым центральным процессором, комплексом РЭБ ICMS Мк.2, новым комплексом ка-бинного приборного оборудования (отработанным на «Мираже»2000-3), а также расширенным составом вооружения, включающим, в частности, ракеты «Мика», APACHE и корректируемые авиабомбы с лазерным самонаведением.

Прототип самолета «Мираж»2000-5. переоборудованный из двухместного учебно-боевого самолета «Мираж»2000В, совершил первый полет 24 октября 1990 г., а 27 апреля на летные испытания вышел и одноместный «Мираж»2000-5, полностью соответствующий «штатной» конфи гурации. Испытания самолета по применению ракстногр оружия класса «воздух-воздух» завершились в июле 1996 г., а в мае следующего года «Мираж» 2000-5 был отработан и в ударном варианте.

ВВС Франции отказались от закупок новых самолетов «Мираж»2000-5. Вмесго этого в 1992 г. было решено доработать в этот вариант 37 истребителей «Мираж»2000С (в основном раннего выпуска, с БРЛС RDM). Работы велись на авиаремонтном предприятии в Оранже. Общая стоимость программы модернизации составила 830 млн долл.

Бюджетные ограничения сильно повлияли на сроки поведения модернизации: в 1994 г. удалось изыскать средства для того, чтобы поставить на доработку лишь одну машину. Однако в дальнейшем темп был восстановлен. Первый модернизированный истребитель «Мираж»2000-5Е был передан заказчику в 1997-м, а последний - в 2000 г. Доработка каждого самолета занимала в среднем 10 месяцев. В 1995 г. ВВС Франции получили уже 10 модернизированных истребителей (им было присвоено обозначение <Мираж»2000-5F).

Как и самолеты «Мираж»2000С, модернизированные истребители, несмотря на их «многофункциональность», в ВВС Франции предназначены для решения задач ПВО. Их типовое вооружение состоит из двух ракет «Мика» и двух «Мажик» 2 (хотя допускается и подвеска четырех «Мик»),

В дальнейшем предполагается доработать самолеты «М и раж»2000-5F (стандарт SF1) до стандарта SF2. Истребители получат приемник спутниковой навигационной системы NAVSTAR, нашлемный при-

цел-индикатор, а также оптико-электронную станцию визуального опознавания целен па большой дальности. Предполагается, что «Миражи»2000-5F coxpaняться в строю французских ВВС до 2020-х гг. Первым зарубежным покупателем нового истребителя стали ВВС Тайваня, остро нуждавшиеся в обновлении своего авиационного парка после того, как США, под нажимом КНР, сильно урезан военно-техническую помощь этому «государственном)7 образованию». Заказ на 60 машин был сделан еще 17 ноября 1992 г, однако первый полет головного самолета «тайваньской» серин был выполнен лишь в конце

1965 г. 9 мая 1996 г. эта машина была передана ВВС Тайваня, однако по-прежнему оставалась на "территории Франции, используясь для переучивания тайваньских летчиков на новую технику. Первые пять истребителей по морю прибыли на Тайвань 5 мая 1997 г., а поставки всей партии завершились в октябре того же года.

Следуют отмстить, что появление на вооружении тайваньских ВВС новых «Миражей» не произвело особо сильного впечатления на Китай. К этому времени ВВС НОАК уже начали получать истребители V-27C, по своим боевым возможностям (в качестве самолетов завоевания превосходства в воздухе) превосходящие французские машины.

48 самолетов, поставленных ВВС Тайваня, выполнены в одноместном варианте («Мнраж»2000-5Е1) и 12 - в двухместном («Мифаж»2000-5Di). В 1997 г. было объявлено о намерении Тайваня приобрести еще одну партию из 60 «Мпражей»2000-5.

31 июля Катар заключил контракт на закупку 12 самолетов «Мирлж»2000-5 (девять одноместных Мираж»2000-5ЕОА и три двухместных «Мираж» 2000-5DDA). Катарские самолеты отличались от своих тайваньских «собратьев» более полной комплектацией бортовым радиоэлектронным оборудованием. В частности, они были оснащены приемником спутниковой навигации и станцией РЭБ MS Mk.2. В перспективе планируется и установка системы «Спираль», предназначенной для автоматического выброса ИК-ловушек.

Первый самолет, построенный для ВВС Катара, поднялся в воздух в конце 1995 г., а поставка всей партии осуществлена в 1997-98 гг. Параллельно с самолетами была закуплена большая партия ракет «Мика» и «Мажик» 2, а также тактические крылатые ракеты «Блек Пиэрл» (экспортный вариант КР APACHE).

Специально под требования ВВС Объединенных Арабских Эмиратов, нуждающихся в многоцелевом самолете с расширенными ударными возможностями и увеличенной дальностью, была создана новая модификация - «Мираж»2000-9, отличающаяся усиленным ударным вооружением. В частности, самолет мог нести ракеты «Блек Шахин» и «Хаким». Самолет получил и усовершенствованную радиолокационную станцию RDY-7 с режимами синтезирования апертура и доплеровского обострение луча.

13 декабря 1997 г. был подписан контракт на поставку ОАЭ 30 новых самолетов «Мираж»2000-9, а также на доработку в этот вариант 33 ранее закупленных истребителей типа «Мираж»2000Е. Общая стоимость контракта составляла 5,5 млрд долл., однако собственно па самолеты приходилось лишь 3,4 млрд долл. На остальную сумму приобреталось авиационное вооружение и оборудование, в частности - ракеты «Блек Шахин» (экспортный вариант УР SCALP), УР класса «воздух-воздух» «Мика» (как с радиолокационным, так и с ИК-самонаведением), комплексы РЭБ ICMS Мк.З (включающие системы «Спираль» и «Эклайр»), системы оповещения о подлете ракет противника DDM, а также контейнеры с системой лазерной подсветки целей «Шехаб» (экспортный вариант системы «Дамокл»/PDLCT-S).

На базе самолета «Мираж»2000-9 в начале 1999 г. был создан вариант «Мираж»2000-5 Мк.2, имеющий:

Усовершенствованную модульную авионику;
- ИНС па лазерных гироскопах;
- новый автопилот, обеспечивающий возможность автоматического маловысотного полета в режиме следования рельефу местности по данным цифровой карты местности;
- усовершенствованный комплекс РЭБ ICMS Мк.З;
- систему радиокоррекции УР «Мика» на маршевом участке траектории, обладающую увеличенной дальностью;
- новую бортовую систему регистрации;
- нашлемный прицел индикатор;
- усовершенствованное ннформационно-управляющее поле кабины с использованием цветных многофункциональных дисплеев на жидких кристаллах.

Самолет может нести контейнер с системой лазерной подсветки «Томсон-CSF» «Дамокл», обеспечивающий применение корректируемых авиабомб. Альтернативным вариантом подвески является контейнер с навигационной тепловизионной системой «Нахар», обеспечивающей возмож1 ость маловысотного полета Bi ie зависимости от времен! i суток и погод! 1ых условий.

Усовершенствованный вариант БРЛС RDY способен одновременно сопровождать несколько малоразмерных целен, летящих на предельно малых высотах, осуществлять картографирование земной поверхности с высокой степенью разрешения, а также сопровождать мобильные наземные малоразмерные цели.

Конструкция планера самолета «Мираж»2000- 5 Мк.2 несколько усилена. Максимальная взлетная масса возросла до 17 500 кг. 30 апреля 1999 г. был подписан контракт на закупку Грецией 15 истребителей «Мираж»2000 Мк.2. Кроме того, соглашением предусматривается доработка в этот вариант еще 10 ранее полученных «Миражей»2000. Поставки самолетов начались в 2001 г.

Самолет Mirage 2000 – продолжение успешной серии истребителей-перехватчиков 60-х годов XX века Мираж III-001, которые за некоторые удачные решения признавались главной ударной силой Франции в небе.

Свою службу самолет «Дассо» Mirage 2000 продолжал с момента первых испытаний в 1978 году до 2007 года, когда состоялась последняя поставка. За столь долгий срок было создано множество модификаций, но главное качество, которым обзавелся истребитель – это бесценный боевой опыт, которым после крупных сражений Второй Мировой войны обладали далеко не все модели самолетов. Это помогло Франции создать на основе двухтысячной модели еще более успешные варианты самолетов следующих поколений, которые сегодня пришли на смену легендарному «Миражу».

История возникновения

Началом работ по созданию Dassault Mirage 2000 считается 1972 год, когда были получены первые указания для проектирования принципиально нового истребителя для Французской республики.

Главные качества, которые ставились перед разработчиками – это возможность преодолевать скоростной рубеж в 1400 км/ч, подниматься до потолка в 15 километров и иметь возможность нести разные типы вооружения («воздух-воздух» и «воздух-земля»). Требовалась возможность вести прицельный огонь по самолетам противника в пределах визуального контакта.

Прототипом для Dassault Mirage 2000 послужила модель «Дассо-1000».

Поначалу проект считался малоперспективным, но в ходе многочисленных доработок получился качественный и, главное, практичный самолет, который позже стал основной боевой единицей ВВС Франции и многих ее союзников. Как это часто бывает, военное руководство отдало предпочтение серии 2000 по той причине, что ее было несложно производить, она дешевле стоила в случае массовых закупок и считалась очень универсальной базой для разных боевых задач.

Изначально компания создала два проекта:

  • Dassault Mirage 2000 – легкая модель с ориентированностью на бюджетное исполнение специально для поставок в страны Третьего мира, не позволявших себе больших трат;
  • Dassault Mirage 4000 – более дорогая модель с улучшенным вооружением.

Первый полет на модели 2000 был совершен уже в 1978 году (всего через три года после подготовки проекта и чертежей). Столь быстрая работа конструкторов обусловлена тем, что технически самолет вобрал в себя множество опробованных решений предшественника – МиражаIII. Он получил такую же форму крыла, похожий фюзеляж. Изменения коснулись управления истребителем, было усилено крыло и установлен новый двигатель.

В 1983 году начались серийные поставки машины на вооружение Франции, и почти сразу они начали регулярную службу в частях. Начало 90-х годов ознаменовалось крупными закупками Миражей из-за рубежа. Первые контракты подразумевали сборку и поставку 440 истребителей в разные концы света.

Конструкция

Истребитель имеет классическую обтекаемую форму, когда крыло плавно сопрягается с фюзеляжем. Но большая площадь треугольного крыла – это достаточно редкий выбор в военной сфере. С другой стороны, такая форма консолей вместе с развитой механикой крыла позволяет машине оставаться одной из самых маневренных на планете.

В начале испытаний Mirage 2000 был способен сохранять управляемость на низких скоростях (200 км/ч) и высоком угле атаке (26 градусов).

При ручном управлении в таком режиме риск потерпеть катастрофу высок. Поэтому разработчики в новой машине отдали предпочтение электронно-дистанционной системе управления, которая имеет 4-кратное резервирование. А использование дополнительного аккумулятора позволяло управлять самолетом даже при отказе всей основной электроники на борту.

Важнейшая часть самолета – его крыло. Оно в Mirage 2000 имеет стреловидность в 580. На истребителе нет хвостового оперения. Этот подход принят конструкторами по той причине, чтобы истребитель мог эффективно маневрировать. Действительно, модель 2000 получила отличную возможность менять направление движение даже на высоких скоростях.

Кроме этого, большая площадь крыла повышала максимальный потолок истребителя, а также его подъемную нагрузку. Также Мираж остался экономичным самолетом с низкими показателями сваливания на сверхмалых скоростях.

Воздухозаборники на самолете расположили традиционно – по бокам фюзеляжа. Киль увеличили в сравнении с предшественником, и этот выбор тоже позволил сделать маневренность еще лучше.

Высокая прочность самолета достигнута за счет использования металлических сплавов (крыло почти полностью исполнено из алюминия AG5).

Композитные материалы применялись незначительно (элевоны и некоторые другие элементы механизации крыла сделаны из углепластика). На истребители ставили трёхопорное шасси: одна стойка в носовой части, две – в задней части крыла.

Сначала проект не предусматривал установку собственной РЛС на борту, чтобы снизить расходы. Но позже французские военные предпочли сделать истребитель автономным и независимым от указаний с земли, поставив БРЛС.


В отличие от многих конкурентов, Dassault Mirage 2000 обладает качественными системами живучести. Все электронное управление неоднократно дублируется и резервируется, а установленный автопилот способен провести полет на стандартных режимах без участия человека.

Разработчики выбрали двигатель SNECMA M53-P2, который выдавал тягу на 10000 кгс. Его расположили в задней части фюзеляжа.

Благодаря бортовой РЛС Мираж получил возможность «вести» до 8 целей одновременно и открывать огонь по двум из них на удалении до 85 километров.

Огневая мощь истребителя представлена управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» «MICA», «R550 Magic» или управляемыми «воздух-земля» «SCALP», «APACHE». Возможно вооружение бомбами с наведением лазером BRL-1000 «Arcole» или свободнопадающими MBDADurandal или MBDABeluga.


Имеется стрелковое оружие с калибром 30 мм. Допустимая оружейная нагрузка – 6,2 тонны. Вооружение размещается на подвесах крыла (4) или под фюзеляжем (5). Там же возможно размещение дополнительных баков (на 1700 л. или 2000 л. каждый справа и слева от фюзеляжа, под крылом, и на 1300 л под фюзеляжем).

Летно-технические характеристики

Во время своей боевой службы, Миражи 2000 нередко сталкивались со своими основными конкурентами в небе. Так, в арабо-израильском конфликте за господство в воздухе Mirage 2000 боролись с Миг-29, воевавших на стороне Египта. Греко-турецкий конфликт за остров Крит обернулся открытым противостоянием с F-16 Figting Falcon.

F-16 Fighting Falcon Миг-29
Размеры (длина/размах крыла/высота), м 14,36 / 9,13 / 5,14 15,03/ 9,45/ 5,09 17,32/11,36/4,73
Площадь поверхности крыла, кв. м. 41 27,87 38
Вес, т 7,5 (пустой), максимальный взлетный вес – 17, максимальный посадочный вес – 16,7 8,9(пустой), максимальный вес на взлете – 21,7 10,9(пустой), максимальный вес на взлете – 18,5
Топливные баки 4000 л. или 3,16 т. 3986 л. 4300 л.
Потолок, км 16,46 15,24 18
Практическая дальность, км 1852 1,315 1430
Максимальная скорость, км/ч У земли – 1380 на высоте – 2534, крейсерская скорость – 885, посадочная скорость 144, сваливание на 185 У земли – около 1100, на высоте – 2120. У земли – 1500, на высоте – 2450, крейсерская скорость – 850.

Настоящий военный истребитель проверяется в бою, а не на испытаниях. А востребованность французских, русских и американским основных истребителей в мире позволила им неоднократно встречаться в небе. Так, соотношение потерь с Мигами было примерно равным.


С F-16 конфликтов было меньше. Известно, что над Средиземным морем Mirage сбил турецкий F-16. Но в том противостоянии не было серьезных боев в небе.

Модификации

Главная особенность модельного ряда в том, что совершенствовалось вооружение или технические характеристики, а компоновка оставалась прежней. Модификации получили большое по площади крыло и отсутствие оперения на хвосте:

  • Mirage 2000 – базовая модель, рассчитанная на одного пилота;
  • Mirage 2000B – учебно-тренировочная серия на два пилота с функционалом боевого варианта;
  • Mirage 2000C – истребитель-перехватчик с 1 креслом для пилота;
  • Mirage 2000D – способен нести ядерное вооружение и оставаться незаметным для вражеской ПВО на сверхмалой высоте;
  • Mirage 2000E – истребитель многоцелевого назначения, для отправки на экспорт;
  • Mirage 2000N – истребитель-бомбардировщик;
  • Mirage 2000R – самолет для ведения разведки;
  • Mirage 2000-5 – последняя модификация серии.

Участие в боевых операциях

За время службы, самолет Dassault Mirage 2000 и его модификации участвовали в военных конфликтах. Некоторые бои говорили о том, что истребитель получился надежным (ценилась маневренность), некоторые обнажали очевидные проблемы в конструкции истребителя.


Предшественник серии 2000 – Mirage III – участвовал в «Шестидневной» войне. Израильские ВВС (имевшие на вооружении Миражи) хозяйничали в небе, легко расправляясь с устаревшими египетскими самолетами Миг-17 и Миг-21 (потери 1 Мираж на 4 Мига). Только помощь СССР в виде новых машин Миг-23МЛ помогла уравнять шансы.

В конце 90-х годов Миражи участвовали в греко-турецком конфликте, где доказали, что по многим параметрам превосходят F-16C.

Масштабная военная компания для этих машин прошла в Индии. В ходе Каргильского конфликта зафиксировали больше полутысячи самолетовылетов. Преимущественно Миражи использовались для бомбардировки, а за их прикрытие в небе отвечали Миг-29.

Последнее применение истребителя – Ливийский конфликт на стороне коалиции против Каддафи.

Французские власти сделали удачный выбор, когда поставили серию 2000 в массовое производство. Благодаря оптимальной цене и надежности, самолет применялся в конфликтах по всему миру и заслужил звание неприхотливого истребителя, перехватчика, бомбардировщика. Во многом, это объясняет продолжительный выпуск Миражей и их востребованность на рынке.

Видео

Dassault Mirage 2000 – это французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, который разработан компанией Dassault в 70-х годах. В конце 20-начале 21 веков – главный самолет французских Военно-Воздушных Сил.

Производство истребителей завершилось в 2007 году. Последняя партия была поставлена Греции. Во Франции Dassault Mirage 2000 заменит Dassault Rafale, который был принят на вооружение в 2006 году.

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

Самолеты третьего поколения «Миражей», в целях устранения недостатков были оснащены электродистанционной системой управления и приобрели неустойчивость по каналу тангажа. Объединяет Mirage 2000 с предыдущими поколениями планер с бортовым оборудованием и топливными баками внутри, и крыло. Дата начала разработки истребителя относится к 1972 году. Тактико-техническое задание к нему было получено в 1976 году. Принимать на вооружение одноместные перехватчики Mirage 2000С начали в 1983-м, в первичную боеготовность они пришли в следующем году. В 1979 году компания –производитель подписала договор об изготовлении прототипов ударного истребителя в количестве двух единиц под обозначением Mirage 2000N. Его особенность заключалась в усиленном планере, предназначенным для высокоскоростных полетов на малых высотах и в радиолокационной станции Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5, у которой есть режимы следования рельефу, картографирования, наведения на цель управляемых ракет «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» и навигации. Радиолокационная станция делает возможным автоматический полет с огибанием рельефа на скорости до 1112 км/ч, на высоте примерно 90 метров. Также изменилась авионика.

4. Конструкция

Проект истребителя сделан по схеме «бесхвостка» с треугольным однокилевым низкорасположенным крылом. Шасси является трехстоечным и имеет носовую опору. «Мираж» имеет такие особенности в конструкции, как развитую и сильную механизацию крыла, а также значительную долю композитных материалов. Каждая консоль крыла имеет по два воздушных тормоза. Воздухозаборники ТРДДФ SNECMA M53 оборудованы генераторами вихрей. Их конструкция снабжена подвижным полуконусом.

Конструкция крыла является цельнометаллической многолонжеронной с низкой удельной нагрузкой, заполнитель сделан из алюминиевого сплава AG5. Его конструкция является сотовой. Элевоны обшиты углепластиковым волокном. Панели отсека радиоэлектронного оборудования произведены по такому же методу. Обшивка руля и киля произведена из эпоксидных угле-и боропластиков. Заполнитель руля направления выполнен из алюминиевого сплава по сотовой конструкции.

4.1 Бортовые системы

Система управления является электродистанционной, с 4-кратным дублированием. Также она оснащена аварийным каналом, который питается от специального аккумулятора. Такая система управления гарантирует управляемость и устойчивость на всех скоростях и высотах, и в опасных условиях при больших углах атаки и небольших скоростях.

Две гидравлические независимые системы, чье рабочее давление составляет 280 атмосфер, отвечают за выпуск и уборку воздушных тормозов и шасси, а также за функционирование приводов поверхностей управления. Электрическую энергию производит аккумулятор в 40 амперчасов и два генератора переменного тока по 20 кВА.

5. Варианты

  • Mirage 2000 — базовая модификация.
  • Mirage 2000С — истребитель-перехватчик с одним креслом.
  • Mirage 2000В — учебно-боевой вариант 2000С с двумя креслами
  • Mirage 2000D — ударный истребитель-бомбардировщик, с обычным вооружением. Он является первым во Франции, в способности которого входит преодоление системы противовоздушной обороны на малых высотах и атака целей, располагающихся на земле при любых погодных условиях и времени суток, посредством высокоточного авиационного управляемого оружия с лазерными системами наведения, а также ядерным.
  • Mirage 2000Е — многоцелевой истребитель, для продажи иностранным клиентам.
  • Mirage 2000ED — учебно-боевой вариант 2000 Е с двумя креслами.
  • Mirage 2000N — ударный истребитель-бомбардировщик, способен перевозить ядерное оружие.
  • Mirage 2000R – разведчик с одним креслом.
  • Mirage 2000S — 2000D для продажи иностранным клиентам.
  • Mirage 2000-5 – модернизация для продажи иностранным клиентам.

6. Боевое применение

  • В 1995 году истребитель, принадлежащий Франции, был сбит из переносного зенитного ракетного комплекса «Игла» противовоздушной обороны Сербии.
  • В 1996 году истребитель, принадлежащий Греции сбил над Эгейским морем истребитель F-16 Fighting Falcon, принадлежащий Турции.
  • В 1999 году истребители, принадлежащие Индии успешно участвовали в Каргильском конфликте.
  • В 2011 году истребители, принадлежащие Франции воевали с армией Ливии.

7. Тактико-технические характеристики

7.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел: 1
  • Длина, см: 1436
  • Размах крыла. см: 913
  • Высота, см: 514
  • Площадь крыла, м²: 41
  • Удлинение крыла: 2
  • Стреловидность по передней кромке. градус: 58
  • Колея шасси. см: 350
  • База шасси. см: 500
  • Нормальная взлётная масса, т: 14
  • Максимальная взлётная масса, т: 17
  • Максимальная посадочная масса, т: 16,7
  • Масса пустого. т: 7,5
  • Масса топлива во внутренних баках, т: 3,16, плюс 4,14 в подвесных топливных баках
  • Объём топливных баков. л: 4000
  • Силовая установка: один ТРДДФ SNECMA M53-P2, форсажная тяга: 1 × 95,1 кН, бесфорсажная тяга: 1 × 64,3 кН.

7.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: на высоте: M=2,2, у земли: M=1,2
  • Посадочная скорость, км/ч: 144
  • Крейсерская скорость, км/ч: 885
  • Скорость сваливания, км/ч: 185
  • Перегоночная дальность с подвесными топливными баками, км: 3333
  • Практическая дальность, км: 1852
  • Практический потолок, км: 16,46
  • Скороподъёмность, м/с: 284
  • Тяговооружённость при максимальной взлётной массе: 0,57
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/-3,2 g.

7.3 Вооружение

  • Стрелково-пушечное: две пушки DEFA 554, калибра 30 мм. Боекомплект каждой — 125 патронов
  • Точки подвески: четыре под крылом, пять под фюзеляжем
  • Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» — две Super 530 и/или две-четыре R550 Magic либо MICA (у Мираж 2000-5), ракеты «воздух-земля» — APACHE или SCALP (у Мираж 2000D), одна ASMP (у Мираж 2000N), две Armat либо AS.30L либо АМ.39
  • Неуправляемые ракеты: четыре блока MBDA LR F4 с восемнадцатью ракетами 68 мм
  • Бомбы разнообразные, в том числе: свободнопадающие — Mk20 и/или Mk82, шестнадцать MBDA Durandal по 219 кг, пять-шесть TDA BM 400 либо кассетных MBDA Belouga по 305 кг, корректируемые: GBU-12, либо GBU-24, одна-две MBDA BGL по 990 кг
  • Подвесные топливные баки, л: один на 1300 под фюзеляжем и два на 1700 либо 2000 под крылом
  • Подвесные артустановки: Dassault CC 630 с двумя пушками калибра 30 мм с боезапасом 600 патронов.

История создания

18 декабря 1975 года правительство Франции приняло решение о создании для ВВС истребителя нового поколения, предназначенного для завоевания господства в воздухе и решения задач ПВО. Первый опытный самолет Mirage-2000 поднялся в воздух 10 марта 1978 года. Параллельно с одноместным боевым самолетом был разработан двухместный учебно-боевой Mirage-2000В, его первый полет состоялся в 1980 году. Mirage-2000В послужил основой для создания целого семейства двухместных ударных самолетов, пришедших на смену истребителям-бомбардировщикам Dassault Mirage-III и Mirage-V (эти машины описаны в книге В. Е. Ильина и М. А. Левина "Современные истребители") и "евростратегических" бомбардировщиков Dassault Mirage-IV. В 1983 году был создан двухместный истребитель-бомбардировщик Mirage-2000N, предназначенный для доставки французских ядерных боеприпасов. фактически на этот самолет были возложены задачи, аналогичные задачам американских истребителей-бомбардировщиков F-100 и F-101 конца 1950-х - начала 1960-х годов. Создание французской бомбы началось еще в 1945 году, когда по указанию президента Шарля де Голля был образован Комиссариат по атомной энергии СЕА (Commissariant a l"Energie Atomique), на который возлагались задачи по организации национальной ядерной программы. В.1951 году началась непосредственная разработка ядерного оружия, координировавшаяся созданным для этого Управлением по специальному вооружению (Commandement des Armes Speciales). В декабре 1954 года на основании секретного указа премьер-министра эти работы были ускорены, а в мае 1955 года началось проектирование конкретных "спецбоеприпасов". В ноябре 1956 года СЕА приступил к подготовке первого французского взрыва опытного ядерного устройства, который произвели 11 февраля 1958 года. В апреле того же года была принята программа оснащения ВВС Франции ядерным оружием, в соответствии с которой в 1960-64 гг. предполагалось изготовить 40 ядерных бомб для вооружения бомбардировщиков Dassault Mirage-IV. 13 февраля 1960 года на полигоне в Алжире была взорвана первая французская плутониевая (Pu 239) ядерная бомба AN-11 мощностью 60-79 Кт. В дальнейшем этот боеприпас подвергся ряду усовершенствований, направленных на снижение его массы. В окончательном виде (взрыв 1 мая 1962 г.) бомба имела мощность 50 - 60 Кт. Ее первый сброс с реального самолета-носителя - бомбардировщика Mirage-IVА - состоялся 19 июля 1966 г., однако развертывание ядерного оружия началось несколько раньше - осенью 1964 года. Бомба массой 1500 кг имела корпус оживальной формы длиной 6,6 м с развитым оперением и размещалась в полуутопленном положении под фюзеляжем самолета Mirage-IV (каждый бомбардировщик мог нести лишь один боеприпас). Имелся взрыватель с временным механизмом, обеспечивающий подрыв боеприпаса на большой высоте, а также радиовзрыватель (для низковысотного взрыва). 40 бомб AN-11 поступили на вооружение 36 бомбардировщиков Mirage-IV. Mirage-IVА с бомбой AN-11 и двумя ПТБ имел боевой радиус действия 1500 км (по профилю большая-малая-большая высота) и мог рассматриваться лишь как оперативно-тактическая система оружия. По американским данным, в 1964 году ВВС Франции располагали четырьмя ядерными бомбами, в 1965 году их число увеличилось уже до 32, а в 1966 году до 36. Совершенствование советской системы ПВО заставило ударную авиацию перейти к действиям на малых высотах. Однако конструкция бомбы AN-11 позволяла применять ее лишь с больших высот. Потребовалось создание маловысотной модификации, снабженной тормозным парашютом. Модернизированный боеприпас, получивший обозначение AN-22, имел несколько увеличенную мощность (до 100 Кт) и усовершенствованную предохранительную систему. Масса бомбы составила 1400-1500 кг. В 1968 году началось переоборудование бомб AN-11 в AN-22. Всего ВВС Франции получили 36 бомб AN-11, которыми вооружались 36 бомбардировщиков Mirage-IVА (одновременно эти самолеты были оснащены системой дозаправки в воздухе и приобрели способность наносить стратегические удары по территории СССР). В 1972 году число AN-22 было сокращено до 32, в 1983-85 гг. - до 28, в 1986-87 гг. -до 24 и в 1988 году - до восьми. В начале 1990-х годов эти боеприпасы были сняты с вооружения. 2 июля 1966 году был испытан первый французский "тактический" ядерный боеприпас - плутониевая бомба AN-52. Мощность взрыва оценивалась в 30 Кт. В 1972 году бомба поступила на вооружение тактической авиации, а 28 августа 1973 г. на атолле Мороруа самолетом Dassault Mirage-IIIЕ было выполнено первое реальное бомбометание этим боеприпасом (мощность взрыва составила 6,6 Кт). Кроме того, AN-52 была использована в качестве боевой части тактической ракеты "Плутон", поступившей на вооружение французской армии. Существовало два варианта боеприпаса AN-52, имевшие мощность 6-8 и 25 Кт (из 80-100 изготовленных боеприпасов AN-52 2/3 имели уменьшенную мощность). Масса ядерной бомбы AN-52, внешне напоминающей подвесной топливный бак, составляла 455 кг, длина - 4,2 м, диаметр - 0,6 м, размах оперения - 0,8 м. Бомба имела тормозной парашют, стандартная высота подрыва составляла 150 м. Для подвески тактических ядерных бомб было оборудовано 30 истребителей-бомбардировщиков Mirage-IIIЕ (использовались в этом качестве в

1973-88 гг.) и 45 SEPECAT Jaguar А (1974-91 гг.). Кроме того, в составе ВМС имелось 24 истребителя-бомбардировщика Super Etendard, также способных нести ядерное оружие. На самолетах Mirage-IIIЕ и Jaguar A боеприпас AN-52 подвешивался на центральном подфюзеляжном узле, а на истребителе-бомбардировщике Super Etendard - под правой консолью крыла на узле подвески №6. В 1991 году бомбу AN-52 также сняли с вооружения.

68 самолетов французских ВВС North American F-100D Super Sabre, базировавшихся в Западной Германии в 1961-66 гг., оснащались американскими термоядерными бомбами В28. Это были модификации В28ЕХ (массой 925 кг) и B28RE (984 кг), мощность которых составляла 70 Кт. Контроль за боеприпасами осуществлялся персоналом США. Официально французское правительство до сих пор не подтвердило факта обладания в 1960-х годах ядерными бомбами американского производства. В 1970-х годах начались работы по созданию авиационного ядерного оружия нового поколения - сверхзвуковой крылатой ракеты Aerospatiale ASMP (Air-Sol Moyenne Portee). 17 июля 1974 году была испытана ядерная боевая часть TN-80 мощностью 300 Кт, предназначенная для комплектования ракеты. Испытания этой БЧ завершились в 1980 году, и первые ракеты ASMP с TN-80 поступили на вооружение ВВС Франции в сентябре 1985 года. В 1984 году начались испытания облегченной БЧ TN-81 (масса 175-200 кг), завершившиеся в 1985 году. Ракета ASMP оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем (в качестве топлива используется керосин) и стартовым твердотопливным ускорителем. Максимальная скорость на большой высоте соответствует М=3, у земли - М=2. Диапазон дальностей пуска 100-300 км (очевидно, для ракеты с БЧ TN-80) или 90 - 350 км. Стартовая масса КР - 840 кг. Всего изготовлено 90 ракет ASMP и 80 ядерных БЧ для них. Первоначально носителями ракет являлись 18 самолетов Mirage-IVP (с мая 1986 года переоборудовавшихся из бомбардировщиков Mirage-IVА), однако в 1997 году Mirage-IVР был снят с вооружения и единственными "атомными" самолетами во французских ВВС остались 42 истребителя-бомбардировщика Mirage-2000N (из 45 построенных), начавшие поступать в строевые части с июля 1988 года. ВВС Франции получили 25 самолетов этого типа 1-й серии, имевших обозначение Mirage-2000N-К1 и несущих только ракету ANSP. Самолеты оснащены БРЛС "Антилопа", обеспечивающей полет в режиме следования рельефу местности, а также дублированной ИНС и сдвоенным радиовысотомером. С 1988 по 1993 год строились ударные самолеты Mirage-2000N-К2, способные применять как ядерные ракеты ASMP, так и обычные боеприпасы. Всего предполагается построить 75 истребителей-бомбардировщиков Mirage-2000М. На базе Mirage-2000N в 1991 году был создан многоцелевой ударный самолет Mirage-2000D, первоначально именовавшийся Mirage-2000М, предназначенный для доставки различных типов неядерного оружия класса "воздух-поверхность" (в составе его вооружения отсутствует ракета ASMP). Самолет оснащен системой следования рельефу местности с БРЛС Антилопа-50 и усовершенствованными средствами РЭП. В 1994 году самолеты этого типа начали поступать на вооружение ВВС Франции (до 1999 года должно быть поставлено 90 самолетов этого типа). Первые шесть бомбардировщиков Mirage-2000D (R1N1L) оснащались исключительно ударным оружием с лазерным наведением (контейнер "Атлис", две УР Aerospatiale AS.30L или три КАБ), а также двумя ракетами Matra Magic. Самолеты Mirage-2000D серии R1 могут нести весь комплекс ударного вооружения ВВС Франции (свободнопадающие бомбы, НАР). Истребители-бомбардировщики Mirage-2000D серии R2, поставка которых началась в 1997 году, должны нести тактическую крылатую ракету "Апаш" (Apache). Вместе с истребителями Mirage-2000С истребители-бомбардировщики Mirage-20000 в составе межнациональных сил НАТО приняли участие в "миротворческих" действиях в Боснии. ВВС Франции сообщили о потере истребителя Dassault Mirage-2000D, 30 августа 1995 года сбитого в районе города Пале сербской ПВО. Оба летчика катапультировались. Mirage-2000D участвовал в налете на позиции сербских ЗРК, а также склады боеприпасов и амуниции, сосредоточенные в этом районе. Ударные варианты Mirage-2000 применялись в боевых действиях против Югославии в 1999г.

Особенности конструкции

Планер и общесамолетные системы ударных вариантов самолета Mirage-2000 подобны планеру УБС. Фонарь кабины истребителя-бомбардировщика Mirage-20000 имеет золочение, снижающее радиолокационную заметность. Самолеты могут оснащаться неубираемыми приемниками системы дозаправки в воздухе.

Силовая установка

На самолете установлен один ТРДДФ SNECMA M53-Р5(1х9900 кгс).

Бортовое оборудование

Многоцелевая допплеровская БРЛС Dassault Electronics/Thompson-CSF "Антилопа", обеспечивающая автоматическое следование рельефу местности на высоте 60 м при скорости до 1112 км/ч. БРЛС Антилопа-5 на самолете Mirage-2000М обеспечивает коррекцию навигационной системы по высоте. Станция Антилопа-5-3C (Mirage-2000D) имеет режим картографирования местности, обеспечивающий экстремальную корреляционную навигацию. Самолет имеет встроенный комплекс РЭП ICMS, в состав которого входит приемник радиолокационного излучения Thompson-CSF Serval, автоматическая система выброса ИК ложных целей Матра "Спираль" (размещена в зализах в местах сопряжения крыла и фюзеляжа). Имеется система активных помех Dassault "Камелеон". Mirage-2000М оснащен двумя инерциальными платформами SAGEM, двумя усовершенствованными радиовысотомерами TRT AHV-12 и встроенным вертикальным АФА "Омера" (для контроля результатов бомбометания). В передней и задней кабине самолета "Mirage." 2000N имеется по одному цветному индикатору на ЭЛТ фирмы Thompson-CSF, а также ИЛС VMC-180 (в передней кабине). Самолет Mirage-2000D оснащен также многофункциональными экранными индикаторами (один - у летчика и два - у оператора). На подфюзеляжном узле подвески может размещаться РЛС БО Thompson-CSF "Рафаэль", малогабаритный контейнер для ведения фоторазведки Dassault COR2 (масса - 400 кг), длиннофокусная фотоаппаратура для съемки на большой дальности Dassault АА-3-38 "Гарольд" (680кг). Самолет Mirage-2000D может нести контейнер с тепловизионной аппаратурой (FUR) Dassault/TRT/Intertechinc Rubis (110 кг), телевизионно-тепловизионную всепогодную систему слежения Thompson-CSF PDLCT (340 кг; на экспортных самолетах Mиpaж-2000S - CLDP/ "Атлис"2). Для ведения радиоэлектронной разведки самолет может оснащаться контейнером Thompson-CSF TMV 004 (CT51J) "Кайман" массой 550 кг или контейнером Thompson-CSF "Астак" (400 кг). Подвесные средства РЭП включают два контейнера активных Thompson-CSF DB3141/3163 "Ремора" (2х182 кг). На бомбардировщиках, участвующих в боевых действиях над Боснией, в 1994 г. установлена ИК-система оповещения о приближении ракет SAT SAMIR (размещена на АПУ ракет Magic).

Вооружение

Встроенное пушечное вооружение отсутствует. Ракеты класса "воздух-поверхность" Aerospatiale AS.30L; КР Aerospatiale ASMP с ядерной БЧ (Mirage-2000М); тактическая крылатая ракета с неядерной БЧ Matra Apache (Mirage-2000D, дальность пуска до 150 км, поступление на вооружение ожидается в 1997 г.) или SCALF (программа ATPGD, 400 км, 2001 г.), свободнопадающие бомбы и НАР общей массой до 6300 кг. Для самообороны самолет может оснащаться двумя УР Matra R.550 Magic или Magic-2 с ТГС.

Источники и ссылки

  • Ильин В.Е. Многоцелевые истребители зарубежных стран
Основные характеристики многоцелевого истребителя Mirage-2000
Mirage-2000
Фирма-изготовитель Dassault
Начало работ по программе 18.12.1975
Первый полет 10.03.1978
Размеры
Mirage-2000
Размах крыла, м 9,13
Длина самолета, м 14,55
Высота самолета, м 5,20
Площадь крыла, м 2 41,0
Массы, кг
Mirage-2000
Максимальная взлетная 17 000
Нормальная взлетная 12 200
Пустого самолета 7600
Взлетная без внешних подвесок 10 960
Топлива во внутренних баках 3100
Топлива в ПТБ 3720
Силовая установка
Mirage-2000
Фирма-изготовитель SNECMA
Тип ТРДДФ
Марка M53-P5
Тяга, кгс 9900
Количество 1
Летные характеристики
Mirage-2000
Максимальная скорость, число М 1,4
Максимальная скорость на малой высоте соответствует, М 1,2
Практический потолок, м 16 460
Перегоночная дальность, км 3330
Длина разбега, м 600
Максимальная эксплуатационная перегрузка 8,0
Вооружение
Mirage-2000
Встроенное пушечное Отсутствует
Ракеты класса "воздух-поверхность" AS.30L, КР ASMP с ядерной БЧ (Mirage-2000N), ТКР Apache (Mirage-2000D, КР SCALF
Ракеты класса "воздух-воздух" До двух ракет Magic или Magic-2
КАБ До трех
НАР и бомбы до 6300 кг
Фотографии и схемы
2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.