Перелетные птицы список для детей. Лексическая тема "перелётные птицы"

Организация: МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 34

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Время занятия: 30 минут.

Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

Способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;

Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Речевое развитие:

Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

Активизировать словарь: зимующие, перелетные.

Художественно-эстетическое развитие:

Упражнять в раскрашивании, не выходя за контур.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

Организационный момент: (1 мин)

Проводится вводная малоподвижная хороводная игра «Маланья». По ходу игры все дети становятся в круг.

I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

(демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

Предлагаю сесть на стульчики.

II.Актуализация знаний. (8 мин)

А как вы думаете, зачем птицам перья?

Ответы детей.

Где же можно встретить птиц?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

Расскажите, где живут птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

Кто скажет, чем похожи птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.

Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.

Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

Каких из них вы знаете, назовите.

Ответы детей.

Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

Молодцы, правильно догадались.

Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

Все дети становятся возле знаков.

Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

Положите картинки возле знаков. (Фото № 2)

Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

III Затруднение ситуации (1 мин)

Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

Ответы детей.

Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?

IV Введение нового (1 мин)

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.

У меня есть магнит. (Показываю детям).

Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

Давайте попробуем.

V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)

Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц. (Фото № 1)

А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

Поиграем?

Дидактическая игра «назови ласково».

Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

Воробей. Дети: - Воробышек.

Синица. Дети: - Синичка.

Галка. Дети: - Галчонок, галочка.

Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.

Молодцы!

А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.

У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.

У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.

Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.

Корова мычит, а птицы?…..

Дети произносят разные звуки.

Какие звуки вы услышали?

Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:

Гуси – гогочут.

Воробей?

Ворона – каркает.

Дятел – стучит.

Кукушка – кукует.

Сова – ухает.

Сорока – стрекочет.

Соловей – поет.

Голубь – воркует.

Ласточка – щебечет.

Журавль – курлычет. И т.д.

(Можно добавить или убрать название 2, 3 птиц.)

А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Физкультминутка. (1 мин)

Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

Разминка: Летели птички, собой невелички.

Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,

Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,

Сели, посидели, взвились, полети.

Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками.

Молодцы!

Работа в командах. (2 мин)

Ребята, а вы знаете, что едят птицы?

Ответы детей.

Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

Вот задание команде девочек.

А вот задание команде девочек.

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. (Фото № 3)

Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Рефлексия. (3 мин)

Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.

Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.

Работа индивидуально. (Фото № 4)

Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?

V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)

- Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.

А теперь

Воспитатель развешивает готовые работы на магнитной доске, просит детей подойти.

Воспитатель просит детей оценить свою работу и работы других ребят.

Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка.

Список использованной методической литературы:

О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», Сфера, 2015

О.С.Ушакова «Придумай слово», Москва: Просвещение, 1996

О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно», Литера, 2015

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Мозаика-Синтез, 2014

Хрестоматия для детей старшего возраста, Москва, 2000гО.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Москва, 2016г

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников) Сфера 2016

Интернет ресурсы.


Зимующие птицы - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю. Тех, которые улетают на юг, называют перелетные птицы. А есть ещё птицы кочующие. Кочующими называют , которые постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Кочующих птиц можно встретить и зимой, и летом. Но чаще всего мы их видим зимой. Почему? Да потому, что в поисках еды птицы зимой постоянно жмутся к человеческому жилью. Поэтому зимой можно увидеть зимующих и кочующих птиц. Их всех можно назвать зимующими.

А какие птицы остаются зимовать? Казалось бы, ответ на этот вопрос ясен. Остаются те, которые способны переносить холод. Но это совсем не главная причина. Холод способны переносить только сытые птицы. Поэтому остаются только те птицы, которые способны зимой найти себе еду. Те же, которые питаются насекомыми , не смогут зимой прокормиться. Все насекомые во время холодов исчезают. Некоторые прячутся в теплые и укромные места. Большинство насекомых просто умирают, предварительно оставив достаточный запас яиц. Вот и вынуждены птицы улетать в те края, где нет зимы и пищи вполне достаточно. Зимовать остаются только те, кто питается семенами, зёрнами, ягодами. Но и им приходится нелегко.

Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным пернатым. Из-за холода много тепла теряют зимние птицы. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и зимой еды им нужно намного больше чем летом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Темнеет быстро, а в темноте корма не найти. Поэтому с рассвета и до темноты птицы зимой ищут себе еду. А уж кто остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! «Сытому морозы не страшны» - так можно сказать о птицах.

И всё же в сильные морозы зимним птицам очень плохо. Особенно, когда мороз затяжной. Во многих сказках северных народов говорится: «Стояла такая стужа, что птицы замерзали на лету».

Часто в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Почему? Оказывается, они не летают в мороз, потому что птица в полете мерзнет намного быстрее. Когда птица сидит, у нее находится между перьями неподвижный воздух. Он не пропускает холод к телу птицы и задерживает тепло. В полете же со всех сторон к телу птицы устремляется морозный воздух, и она мерзнет на лету.

А еще можно увидеть в зимние морозы, как птица стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем она это делает? Птица обогревает свои ноги, попеременно поднимая их с холодной земли.

Чтобы согреться, пернатые тесно прижимаются друг к другу, прячут клювы под крыло. Сбиваются в стаи даже те птицы зимой, которые летом живут в одиночку. Так им легче перенести зиму. Нашла одна птичка корм – сразу же оповестила всех. Вот все и сыты. Стае легче заметить приближающуюся опасность. Да и согреваются птички, прижавшись друг к другу.

А как ещё птицы спасаются от холода?

Тетерева, рябчики, глухари и куропатки спасаются от холода в глубоком снегу. Вечером стая с деревьев камнями падает в сугроб и прячется в нём от ветра и мороза. А утром взлетает, чтобы снова кормиться почками и хвоей. В сильные морозы стая может весь день оставаться в снегу. Но и в сугробе птиц может подстерегать опасность, если на нём образуется твёрдый наст, и птицам не хватит сил, чтобы пробить его и выбраться наружу.

Некоторых птиц долгая зима заставляет делать солидные запасы. Так кедровка запасает кедровые орехи. Она делает в укромных местах десятки тысяч закладок орехов по 10–20 штук и помнит о них несколько месяцев! Конечно, часть запасов, разворовывают другие обитатели тайги от бурундуков до медведей, иногда забытые «клады» прорастают, дают начало новым рощам сибирской сосны.

Есть птица, которая настолько приспособилась к условиям зимы, что даже выводит зимой птенцов. Это клёст. В нашей стране обитает клёст-еловик. Эти птицы питаются семенами из шишек хвойных деревьев, ловко извлекая их из шишек скрещённым клювом. В январе-феврале они начинают вить тёплые двухслойные гнёзда. Сидящей на гнезде самке пищу приносит самец, она высиживает яйца чуть больше двух недель, а потом ещё родители три недели кормят птенцов.

Шумно перелетают с одного дерева или мелкоплодной яблони на другое стайки ярких снегирей и свиристелей. На снегу поддеревьями остается множество расклёванных ягод. Перезревшие ягоды во время оттепели могут забродить, тогда птицы, наевшись их, ведут себя как пьяные. Они теряют ориентацию, бьются о стены и падают.

Птицам зимой нужно помогать, делать для них кормушки и регулярно насыпать туда корм.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Пословицы и поговорки о зимних птицах

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз.

Стихи о зимующих птицах

Стихи про Ворону

Окраской – серовата,

Повадкой – воровата,

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Серая ворона!

Стихи про Воробья

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью -

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень -

Буду петь вам целый день,

Чик-чирик!

Стихи про Сороку

Прилетела к нам сорока

Белогруда, белобока,

Потрещала, поскакала,

Грядку рыхлую примяла,

Клювом кое-где порыла,

Хвостик в луже помочила,

Потом пёрышки встряхнула,

Разбежалась и вспорхнула!

Стихи про синиц

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!

Стихи про свиристелей

За окном метут метели,

Но случается порой -

Прилетают свиристели

Ягод поклевать весной.

Куст боярышника гнётся

От напора птичьих стай.

Звон серебряный несётся,

Славя стылый урожай.

На рябину пересели,

Алых ягод напились,

И в морозный воздух трели

Тонким эхом понеслись.

Стихи про Снегиря

Снегири - смешная птица,

Зиму вовсе не боится,

В зиму в гости прилетает,

Холодов не замечает.

Эта с красной грудкой птица,

Леса зимнего певица.

Лес ей в зиму славный дом,

Снегири там ищут корм.

Птица малая размером,

Может многим стать примером:

Как в лесу холодном жить,

Жить и вовсе не тужить.

Стайкой снегири летают,

Дары леса собирают:

Сухие семена цветов,

И ягодки лесных кустов.

Их стайки красногрудых в ряд,

Для леса будто бы парад.

Частенько стайки снегирей,

Влетают в города людей.

Рябину зимнюю съедают,

Весну все вместе поджидают.

Для всех нас является давно известным тот факт, что многие птицы с наступлением зимы из северных широт улетают на юг, в теплые края. Однако есть и зимующие птицы, которые остаются в России. Для детей небесполезным будет узнать, какие именно птицы зимуют на территории нашей страны. Познакомить малышей с этими видами поможет презентация «Зимующие птицы». Здесь вы обнаружите фото, на которых представлены зимующие птицы России.

Презентация

Нажмите на картинку ниже, чтобы скачать презентацию

Плакаты-картинки

Кто остается в России на зимовку?

Вопрос этот будет актуален уже для детей детсадовского и школьного возраста. Презентация и фото, представленные в ней, помогут сориентироваться в этом материале не только ребятам, но и их наставникам. Картинки не только показывают, как выглядят зимующие птицы, но и дают их названия и краткие сведения. Кроме того, малыши смогут узнать, какие перелетные и зимующие птицы обитают на нашей территории, в частности, здесь представлены зимующие птицы Подмосковья.

На территории России обитает огромное количество птиц. Многие остаются зимовать, а некоторые прилетают к нам из других стран. Фото и картинки помогут ребятам не только познакомиться с теоретической информацией, но практически различать, выходя на прогулку, какие птицы зимуют, а какие, наоборот, прилетают к нам в снежные зимы.

Плакат: «Поможем зимующим птицам»

Чем мы можем помочь птицам зимой?
Чем их можно и нельзя кормить?

Конечно, далеко не все дети выберутся зимой в лес, чтобы полюбоваться на птиц, которые остаются зимовать в России. Фото и картинки в презентации, как и наставники детей, учителя, не должны ставить целью обучить малышей четко различать в природе все виды птиц. Так, синичку и снегирей видели все. Но немногие дети и даже взрослые знают, что это оседлые птицы: они обитают в лесу, а зимой прилетают в город, чтобы прокормиться. Зимующие птицы – это и известные нам голуби, которых мы подкармливаем в парках и площадях. На этом, как правило, познания детей о птицах заканчиваются. Фото и картинки имеют целью расширить представления ребят об окружающей их природе. Что касается птиц, улетающих в теплые края, то здесь существующие представления ребят весьма ограничены. Мало кто может назвать хотя бы два-три вида мигрирующих птиц. Однако все наблюдали летом за ласточками, грачами и наверняка видели этих представителей перелетной братии. Презентация поможет собрать воедино имеющиеся знания, упорядочить их.

Карточки-картинки по теме

Знакомить детей с данной информацией лучше накануне наступления зимы или с началом весны. В первом случае есть возможность наблюдать в природе отлет птиц и посмотреть, какие зимующие птицы остаются в России. Просмотрев иллюстрации, дети смогут распознать многих из них. Во втором случае можно наблюдать, кто из птиц возвращается из теплых стран, чтобы вывести потомство на нашей территории. Подробно изучить этот материал с детьми можно в течение всей зимы, чтобы к весне ребята имели четкие, сформированные знания.

Птицы – самые мобильные из живущих на земле существ. Благодаря наличию крыльев, они без труда могут мигрировать на большие расстояния в связи с изменением погодных условий или ухудшением экологии. По способности к перелетам птиц подразделяют на две большие группы:

  • зимующие:
  • оседлые (никогда не покидают обжитой территории);
  • кочующие (постоянно в движении: перемещаются с места на место, желая добыть корм);
  • перелетные (совершают постоянные перемещения, зависящие от времени года).

Перелетные птицы – знакомство

Эти птицы будто живут на два дома: место зимовки и место гнездовий у них различные, могут находиться друг от друга на значительном расстоянии. Часто миграция проходит в несколько этапов , между которыми пернатые делают перерыв на отдых. Список таких птиц достаточно обширен.

Покидать свое постоянное место обитания птицы начинают в разные периоды: так, иволги, соловьи, стрижи начинают собираться в путь в конце лета, хотя стоят еще теплые дни и пищи для них – настоящее изобилие. А водоплавающие (лебеди, утки) покидают свои водоемы очень поздно, дожидаясь первых заморозков.

Причины перелетов

Пернатые – чаще всего теплолюбивы, тело их отличается повышенной температурой (зачастую она превышает 40°С). Однако перья неплохо защищают их от стужи, вот почему жить в холодных условиях суровой зимы они, конечно, смогут. Но для этого нуждаются в большем количестве корма . А в заснеженное время года пропитание достать нелегко! Вот почему птицам приходится оставлять насиженные гнезда и лететь в далекие страны, богатые пищей.

Как правило, более подвержены перелетам обитатели тундры и тайги, где природные условия наиболее суровы, а корма в зимнее время крайне мало. Также выявлена закономерность: чаще всего мигрируют насекомоядные и плотоядные пернатые, реже – зерноядные. Причина этому налицо: зерно в зимнее время найти можно, а вот насекомых из-под снега не достанет даже самый острый клюв. Велико число перелетных и среди обитателей средней полосы.

Поскольку их очень много, представим перечень наиболее известных представителей пернатого мира:

  • ласточка;
  • жаворонок;
  • коростель;
  • дрозд певчий;
  • трясогузка;
  • рябинник;
  • чибис;
  • соловей;
  • иволга;
  • малиновка;
  • кукушка;
  • зяблик;
  • цапля;
  • вальдшнеп;
  • серая мухоловка.

Именно эти птицы ближе к осени срываются с мест, чтобы весной вернуться для размножения.

Интерес представляют овсянки: раньше они были оседлыми и всю зиму питались на конюшнях . Однако в связи с развитием городской жизни и постепенным угасанием села, конюшен становится все меньше, поэтому птицам пришлось перейти на перелетный образ жизни. С утками ситуация противоположная: в городских водоемах благодаря человеку теперь достаточно корма, поэтому они могут проводить там всю зиму, то есть становятся зимующими.

Разновидности перелетных птиц

Среди мигрирующих пернатых можно выделить два основных типа:

Инстинктивные – это, как правило, насекомоядные птицы , которые покидают свои гнезда заранее, не дожидаясь прихода холодов. Они словно инстинктом чувствуют приближение осени, хотя стоят еще теплые дни. Понять, что пора отправляться в путь, им позволяет сокращение длины светового дня.

Погодные – чаще всего это зерноядные или птицы со смешанным типом питания. Они улетают если существенно ухудшается погода, на небольшое расстояние и короткое время.

Почему они возвращаются

Четкого ответа на вопрос, что побуждает птиц покидать теплые места, богатые кормом и возвращаться, преодолевая огромные расстояния к оставленным гнездам, пока нет. Учеными высказано несколько гипотез .

Многих интересует вопрос, является ли клест перелетным? Нет, это кочующий вид , что доказывают следующие признаки:

  • он совершает перемещения, не связанные с сезонностью, а в поисках пищи,
  • миграции происходят не по определенному маршруту, а в хаотичном порядке;
  • район гнездования напрямую зависит от количества пищи: семян сосны, ели, лиственницы.

Похожим образом ведут себя и кедровики, свиристели, щуры, поэтому они также являются кочующими представителями пернатого мира.

Тетерев и ворона

А тетерев перелетная птица или нет? Несмотря на самые суровые стужи и нехватку корма, эта птица остается на месте своего обитания и не совершает миграции. Особые приспособления помогают этому зимующему пернатому не погибнуть в мороз: они с головой зарываются в мягкий снег и греются , поскольку в получившейся лунке воздух от дыхания нагревается. А для питания тетерев использует заранее припрятанные в зоб ягоды и почки.

А вороны? Эти птицы – зимующие. Перелеты они не совершают, предпочитают жить в городской среде, питаться падалью или на помойках, промышляют и разорением чужих гнезд, и охотой на мелких грызунов. Благодаря своему плотному оперению и неприхотливости в еде, ворона достаточно легко переживают зимнюю стужу.

Сова

Эта мудрая пернатая ведет оседлый образ жизни, не совершая миграции. В холодное время в лесу для совы достаточно корма, поэтому она без труда справляется с трудностями зимовки. Благодаря тому, что эта хищница имеет цепкие когти , сова может ловить мелких грызунов, которые и бывают в ее рационе наиболее часто в холодное время.

Мир перелетных птиц очень богат и многообразен, многие из них ведут совершенно уникальный образ жизни. Однако и оседлые пернатые представляют интерес благодаря тому, как им удается приспособиться к неблагоприятным условиям и выжить в голодную зиму. Остается только восхититься логикой и продуманностью природы!

Этим летом я первый раз услышала, как поет соловей: проснулась утром на даче от заливистых трелей. Какая прелесть! Весь день ходила в прекрасном настроении. Может, конечно, я и раньше слышала соловья, но не обращала внимания. Хотя в городе их услышать сложно - селятся они там крайне редко, а зимой их и вовсе не увидишь, соловьи относятся к перелетным птицам.

Какие птицы улетают в теплые края

К сожалению, зимой птичек у нас становится гораздо меньше, не все они в состоянии вынести похолодание, да и прокормиться в это время года многим труднее. Вообще птиц делят на:

  • оседлых;
  • кочующих;
  • перелетных.

Перелетные птицы не все сразу покидают родные края. Первыми улетают пернатые, кормом которым служат насекомые. Например, соловьи, стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки, щеглы. Когда невозможно найти уже и растительной пищи, на юг отправляются: перепелка, трясогузка, чиж, скворец, иволга, зяблик. А последними улетают водоплавающие птицы, застывшие водоемы заставляют их покидать обжитые места.


Если пернатые не торопятся улетать, значит, осень будет теплая, но почувствовав приближение холодных дней, они быстренько пускаются в путь.

Куда летят перелетные птицы

Улетают пернатые в края, где погодные условия не сильно отличаются от их родных мест, так им легче прокормиться. Некоторые, например, полярная крачка, преодолевают при этом расстояния в десятки тысяч километров.

До сих пор ученые не могут однозначно ответить на вопрос: как птицы ориентируются в воздухе. Получается, что эта информация сохраняется у них на генетическом уровне. Но не только инстинкты помогают птицам ориентироваться в полете. Чтобы не сбиться с дороги они используют небесные светила, магнитное поле Земли, воздушные потоки.

Недавно вычитала, что мигрируют даже птицы, которые не умеют летать.


Например, императорские пингвины. С похолоданием и наступлением полярной ночи они плывут в Индийский океан. Считается, что их заставляет это делать не только суровая зима, но и темнота: там их подстерегает больше опасностей.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.