Круглый год: в столице расширяется ярмарочная торговля. Круглый год: в столице расширяется ярмарочная торговля Ярмарочная торговля как вид коммерческой деятельности

В качестве организаторов торговли выступают оптовые ярмарки и выставки, которые можно рассматривать как периодически действующий рынок, организуемый в определенном месте, в определенное время и на определенный срок. Они дают хорошую возможность продавцам представить свой товар и ознакомиться с товарами конкурентов, а покупателям - о рынке конкретного товара, условиях его приобретения.

В основные задачи оптовых ярмарок входят:

возможность для оптовых и розничных торговцев закупить товар для удовлетворения спроса своих покупателей;

формирование хозяйственных связей по поставкам продукции и заключение договоров поставки, а также содействие деловым контактам;

изучение спроса и предложения на конкретные товары и исследование рыночной конъюнктуры;

усиление воздействия потребителей на повышение качества производимой продукции, расширение ее ассортимента и внедрение в производство новых, наиболее прогрессивных видов изделий;

продвижение на рынок новых товаров посредством проведения рекламных мероприятий, ознакомления покупателей с опытными образцами изделий, выявления потенциального спроса.

Ярмарки различны по своему характеру и назначению. В зависимости от продолжительности работы они могут быть постоянно действующими и периодически проводимыми. Последние устраиваются с определенной периодичностью, приблизительно в одно и то же время.

В зависимости от товарной специализации различают специализированные и универсальные ярмарки. Специализированные оптовые ярмарки проводятся с участием определенной группы отраслей народного хозяйства. На них предлагаются товары одной или нескольких родственных товарных групп. В универсальных ярмарках принимает участие большое количество производителей и оптовых торговцев, в данном случае предлагается широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

По территориальному признаку выделяют международные, республиканские, региональные и межрегиональные ярмарки. В качестве участников международных ярмарок наряду с отечественными товаропроизводителями и оптовыми торговцами могут выступать зарубежные фирмы. В республиканских ярмарках участвуют отечественные производители и оптовые фирмы и предлагаются товары отечественного производства. На региональных и межрегиональных ярмарках, которые имеют местное значение, обычно предлагаются товары местных производителей.

Руководит подготовкой и проведением ярмарки ярмарочный комитет и дирекция ярмарки.

Ярмарочный комитет является коллегиальным органом и избирается самими участниками. В его функции входят следующие:

до начала ярмарки определяет состав ее участников, занимается вопросами рекламы, а также решает все задачи, связанные с подготовкой ярмарки;

во время работы ярмарки организует встречи ее участников, руководит заключением сделок, рассматривая при этом возникающие разногласия;

после проведения ярмарки подводит ее итоги, отчитывается перед устроителями и разрабатывает мероприятия, которые позволят улучшить проведение следующих ярмарок.

Дирекция ярмарки является исполнительным органом ярмарочного комитета, а директор обычно входит в состав этого комитета. В задачи дирекции входит оперативное руководство работой ярмарки и выполнение решений ярмарочного комитета. Дирекция берет на себя ответственность за всю хозяйственную сторону работы ярмарки, т.е. она определяет порядок приемки и отгрузки экспонатов, обеспечивает их размещение и сохранность.

Для успешной работы ярмарки создаются комиссии и службы, в числе которых могут быть транспортная, рекламно-информационная, техническая, юридическая, медицинская, финансовая, безопасности. В зависимости от комплекса услуг, предлагаемых участникам организаторами ярмарки, могут создаваться и другие службы. В частности, если в ходе ярмарки планируется проведение конкурсов, имеющих цель выявить лучшие образцы товаров, создается конкурсная комиссия.

Процесс подготовки и проведения ярмарки достаточно сложный и требует значительных затрат времени. При этом можно выделить три этапа: подготовительный; непосредственного проведения ярмарки; подведения итогов.

Подготовительный этап проведения ярмарки направлен на решение всех вопросов организационного характера. Прежде всего, на данном этапе: определяются конкретные сроки проведения ярмарки, а также определяются ее цели и ставятся задачи; создается ярмарочный комитет и распределяются функции среди его членов; на основе имеющейся базы данных определяется круг возможных участников. Ярмарочный комитет разрабатывает информационные сообщения и направляет их всем заинтересованным предприятиям и организациям. В этих сообщениях обычно указывается время проведения и тематика, регистрационный сбор, стоимость аренды площади на весь период ярмарки, стоимость включения информации об участнике ярмарки в официальных каталогах. На подготовительном этапе также разрабатывается укрупненная смета доходов и расходов. Важным моментом подготовительного этапа следует рассматривать рекламу предстоящей ярмарки, ибо от этого во многом зависит ее успех. На последней стадии данного этапа подготавливаются выставочные площади, коммуникации и складские помещения, монтируются экспозиции и размещаются экспонаты.

Любой потенциальный участник ярмарки, прежде чем принять решение о целесообразности участия в ней, должен получить для себя ответ на следующие вопросы:

носит ли ярмарка региональный или межрегиональный характер и какое количество потенциальных покупателей ожидается;

предполагается ли участие представителей зарубежных фирм;

имеет ли возможность участник ярмарки достойно представить свои товары;

планируется ли подготовка каталога ярмарки с адресами ее участников и сведениями о предлагаемой ими продукции

Цель следующего этапа - собственно проведение ярмарки. На данном этапе можно выделить важнейшие задачи: регистрация участников и их размещение в гостиницах; обеспечение средствами транспорта, связи и организация питания; реклама и информация о всех проводимых на ярмарке мероприятиях; обеспечение заключения сделок и разрешение возможных при этом разногласий.

Предприятиям-производителям и торговым фирмам, участвующим в ярмарке, необходимо в полной мере использовать все возможности для изучения спроса на свою продукцию. Для этого они должны постоянно проводить опрос посетителей стенда. В ходе этого опроса, который может проводиться как устно, так и с помощью кратких стандартных анкет, выясняются мнение покупателей о товарах и пожелания, направленные на дальнейшее совершенствование качества и расширение ассортимента. Важное значение имеет наблюдение за поведением конкурентов.

Подведение итогов работы ярмарки является заключительным этапом ее работы. Оргкомитет составляет отчет о прошедшей ярмарке, выявляет ее основные недостатки и подчеркивает все положительные моменты. На этой основе разрабатываются предложения по совершенствованию, которые должны быть использованы при подготовке и проведении следующих ярмарок. Подводятся также финансовые итоги.

Итоги ярмарки подводят и ее участники. С этой целью персонал стенда, имевший непосредственные контакты с посетителями, готовит письменный отчет, в котором отражаются все пожелания потенциальных покупателей по поводу ассортимента и качества товаров, а также все то, что мешало успешной работе и что не должно иметь места в ходе проведения следующих ярмарок. Достаточно просто подсчитать и экономический эффект от участия в ярмарке.

Пример 8.1. Оптовая фирма, торгующая канцелярскими товарами, в но-нбре 2000 г. приняла участие в республиканской оптовой ярмарке. Было арендовано IО м выставочной площади, и за 5 дней работы за это уплачено 220 тыс. р. В ходе ярмарки с покупателями заключено контрактов на поставку товаров на сумму 50 млн р. При средней рентабельности 12 % к товарообороту предполагаемая сумма прибыли - 6 млн р., что свидетельствует о целесообразности участия в ярмарке.

В последние годы все большее распространение получают торгово-промышленные выставки, которые преследуют цель показать основные научно-технические достижения в отдельных отраслях. На этих выставках, организаторами которых могут выступать государственные и общественные организации и предприятия различных форм собственности, возможно совершение коммерческих сделок по выставленным образцам. Такие выставки могут быть краткосрочными и длительными, а также передвижными и стационарными. По данным Центра исследований выставочной деятельности, приводимым Р.Крэнделлом, затраты на заключение сделки с клиентом, на товары, приобретенные на выставке, на 62 % ниже, чем те, что требуются для получения заказа в обычной рабочей обстановке.

Ярмаркой по розничной продаже товаров принято называть периодические, как правило, крупные розничные торги, с целью продажи товаров народного потребления проводятся в условленном месте в установленные и сроки при участии многих организаций и предприятий оптовой и розничной торговли, промышленных и сельскохозяйственных предприятий - производителей товаров народного потребления, других субъектов предпри мницькои деятельности, а также культурно-просветительских учреждений (которые обеспечивают проведение массовых гуляний, игр, аттракционов, катание на каруселях и т.д..

Во время проведения ярмарки реализацию товаров организуют прежде магазины и предприятия мелкорозничной торговли. Как правило, продажа товаров на ярмарках осуществляется через торговые ряды с вы изначенимы торговыми местами, временные павильоны, автомагазины и автоприцепы, активно используются также средства переносной торговлиі.

С учетом целевого назначения и времени проведения ярмарок различают сезонные (весенне-летние, осенние) и традиционные ярмарки, с учетом продолжительности проведения ярмарок различают короткотерми и новые и действующие (то есть функционирующие на протяжении длительного времени) ярмарки. Традиционные ярмарки проводятся ежегодно в определенное время (примером традиционного ярмарке может быть всемирно известный. Сорочинская ярмарка, проведение которого приурочивается к окончанию полевых работ и сбора урожая). На сезонных ярмарках продаются продовольственные и / или непродовольственные товары широкого ассортимента, провода ться сезонная распродажа товаров по ценам со скидкой, организуется выездная и выносная торговляля.

Для проведения ярмарки создается организационный комитет (координационный комитет, секретариат), в состав которого входят представители органов местной власти, торговых систем и отдельных торговых их предприятий, других заинтересованных предприятий и учреждений. Оргкомитет несет ответственность за подготовку и проведение ярмарки, утверждает условия участия в нем, утверждает план проведения ярмарки и к ошторис расходов тощо.

Порядок проведения ярмарок определяется оргкомитетом по согласованию с органами местной власти, порядок проведения общегосударственного ярмарки определяется отдельным положением, которое разрабатывается и утв верджуеться органами исполнительной власти (КМУ). В последнем случае обязанности по непосредственному проведению ярмарки и его подготовки возлагаются на определенную оргкомитетом способом конкурсного отбора юридических ичну лицо - генерального распорядителя ярмаркеу.

В обязанности генерального распорядителя входит:

Выполнение мероприятий по подготовке и проведению ярмарки;

Определения даты окончания и ежедневного режима работы ярмарки, в отдельных случаях - также условия участия в нем

Рассмотрение заявок на участие в ярмарке и заключение договоров с участниками ярмарки;

Регистрация участников и составление отчета об итогах проведения ярмарки;

Распределение выделенных на подготовку и проведение ярмарки средств;

Обеспечение хозяйственного обслуживания деятельности ярмарки (водо-, энергоснабжение, связь, обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического состояния территории, обеспечения пожарной безопасности, организ зация работы пунктов массового питание)

К участию в ярмарке приглашаются предприятия оптовой торговли, производственные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, имеющих право па осуществление розничной торговли собственной продукцией. Для участ те в ярмарке эти предприятия должны подать соответствующие заказы (которые служат основанием для их дальнейшей регистрации), определить форму участия в ярмарке (выставка, выставка-продажа), уплатить установленный сбор, зарегистрировать своих представителей и обеспечить доставку и своевременное установление экспозиции товарев.

Проведение ярмарок требует значительной подготовительной работы, в процессе которой необходимо выбрать место и определить время проведения ярмарки, обустроить территорию, возвести необходимые сооружения, определить и укомпле проектировать ассортимент товаров для реализации, подобрать состав торгового и другого персонала, провести рекламную робот.

Довольно часто время проведения ярмарок подбирается с учетом сроков окончания весенних или осенних сельскохозяйственных работ, сроки проведения ярмарки согласовываются с органами местной власти

Как правило, для размещения ярмарки наиболее удобно использовать площади, стадионы, специально оборудованные площади, продовольственные и вещевые рынки и рыночные комплексы. Место ярмарке целесообразно оградить или обозначить его контуры специальными средствами. При организации ярмарок особое внимание необходимо обращать на наличие хорошо развитой, удобной системы транспортных путей. В ходе подготовки к ярмарки рекомендуется определять также порядок посещения ярмарки жителями близлежащих сельских населенных пунктетів.

При подготовке к ярмарок целесообразно развернуть рекламную кампанию в прессе, других средствах массовой информации, в частности, способом интервью, бесед с ведущими специалистами производственных предприятий, тор ргивли, учеными, из которых население может узнать о целях проведения ярмарки, режим и порядок его проведения, ожидаемые выгоды как для участников, так и для населения.

В системе ярмарок особое место занимают сезонные ярмарки. В практике отечественной торговли наиболее часто сезонные ярмарки проводятся с целью активизации продажи таких продовольственных товаров, как картоп пля, плоды, овощи, а в торговле не продтоварами - для активизации продажи одежды, обуви, тканей, товаров для садоводов и других сезонных товаров. Организация сезонных ярмарок (сезонной торговли) пере дбачае продажа товаров повседневного и наиболее частого спроса в течение 5-6 месяцев весенне-летнего и осеннего периодов года с организацией постоянно действующих торговых зон для продажи различных групп товар ей. Проведение такой формы продажи товаров создает дополнительные условия для быстрого обслуживания населения, сокращения очередей во времена наиболее интенсивных потоков покупателей, а также разгружает сеть магази нов для активизации в них торговли другими группами товарерів.

Организация сезонных ярмарок одним из основных элементов включает обеспечение рекламно-информационного оформления как мест продажи товаров (павильонов, автомагазинов, палаток), так и торговых зон в эти илому. Основной задачей при этом является привлечение внимания покупателей, обеспечения их информации о реализуемые товары, поощрения посетителей к импульсивным покупкам и, в итоге, к увеличению това рообигу и более полного удовлетворения спроса населения на товары народного потребленияя.

Определяя состав рекламно-информационных средств для торговых зон на территории ярмарки, необходимо в первую очередь учитывать ассортимент реализуемых товаров, конструкцию павильонов, палаток, их взаем мне расположения, характер ярмарки. При этом в одних случаях как носитель рекламной информации может выступать сам товар, в других - специальный носитель рекламной информации, который отделен от товару.

При организации ярмарок необходимо стараться обеспечить комплексные информационные услуги для покупателей и рекламные транспаранты, уличных информационных щитов, печатной рекламы, объявлений мних объявлений в аудио-средствах (местное радио и телевидение) и печатных издания.

Понятие, виды рынков, основы их организации

Базары - это форма периодических розничных торгов товарами народного потребления, которые организуются торговыми системами и предприятиями и органами государственного управления торговлей (управление торг гивли и бытового обслуживания. ОГА) в дни, предшествующие общенародным праздникам или приурочиваются к определенным календарных да.

Цель проведения базаров - удовлетворение спроса населения на отдельные товары, резко возрастает в определенные периоды года зависимости от ассортимента реализуемых товаров торговыми предприятиями, разрезной няют книжные, школьные (перед началом учебного года), елочные (накануне новогодних и рождественских праздников), овощные базары; ассортимент предпраздничных базаров может включать самые как прод овольчи, так и непродовольственные товари.

Для предприятий торговли организация рынков связана с необходимостью увеличения численности торгово-оперативного персонала, досрочным накоплением товарных запасов, разработкой мер по совер оналення обслуживания покупатели.

Места для организации базаров, как правило, выделяются по решению органов местного управления на специально отведенных территориях. Базар может проводиться как на открытых территориях, так и в закрытых помещениях. При этом рынок может быть организован как в одном помещении, так и в нескольких расположенных поблизости друг от друга павильонах и палатках (торговых палаткахх).

Крупные предприятия торговли (универмаги, универсамы, специализированные магазины) часто организуют базары на территории, прилегающей к магазину, благодаря чему исчезает необходимость организовывать транспортные и операции по доставке товаров к местам торговли. Для проведения базаров рядом со стационарной торговой сетью используют свободные площади и помещения спортивных и выставочных комплексов, стадион ей, вокзалов и других помещений неторгового назначения.

Как и при проведении ярмарок, продажа товаров во время проведения базаров осуществляется через торговые ряды. При этом на рабочем месте каждого продавца должна быть установлена??табличка с указание ям названия, места расположения и номера телефона субъекта хозяйствования, который организовал выездную (выносную) торговлю, а также фамилии, имени и отчества продавца. На рабочем месте гражданина пред принимателя должна быть установлена??табличка с указанием его адреса, номера свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйствования и названия органа, осуществившего эту регистрацію.

Поскольку продажа товаров во время проведения базаров осуществляется, как правило, через пункты и средства (павильоны для сезонной торговли, торговые палатки, автомагазины, прицепы, развозки и др.), принадлежали ать к предприятиям мелкорозничной торговой сети, то основным нормативным документом, регламентирующим порядок реализации товаров и в целом работу участников рынка, являются. Правила работы дрибнорозд рибнои торговой сети (утв. Нак. МЗЕЗиТ от 080796 № 369 369).

При организации базаров большое внимание необходимо обращать на их оформление, проведение рекламных мероприятий, радиофикацию территории

Ярмарочная и выставочная деятельность по многим признакам относится к конкурентным формам коммерции и имеет богатую историю, которая заслуживает рассмотрения.

Ярмарочная торговля представляет собой кратковременную и периодически повторяющуюся реализацию товаров с последующим совершением актов купли-продажи на основе осмотра и подбора образцов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Принципы ярмарочной торговли лежат в основе организационного построения и функциональной деятельности выставок-продаж, выставок-салонов, поэтому целесообразно рассмотреть ярмарочную, выставочную торговлю в тесной взаимосвязи.

Ярмарки (от шла.Jahrmarkt - «ежегодный рынок»; регулярные торжища широкого значения; рынок, регулярно организуемый в традиционно определенном месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов).

Ярмарки возникли в Европе в раннее Средневековье в условиях господства натурального хозяйства и экономической разобщенности, когда торговля носила непостоянный, эпизодический характер и обслуживала преимущественно состоятельные слои общества, снабжая их главным образом редкими и дорогостоящими привозными товарами.

Узость рынка и небезопасность торговых путей побуждали купцов объединяться в караваны для совместной торговли, концентрируясь в специально избранных и хорошо защищенных пунктах (у стен замка или монастыря и т. п.), где собирались значительные массы людей: на пересечении торговых путей и в местах, где проходили народные собрания, большие церковные праздники и другие публичные события.

В раннее Средневековье ярмарки играли существенную роль как единственные крупные пункты сосредоточения обмена, особенно там, где еще не сложились города как центры ремесла и торговли.

Необходимость регулирования ярмарочной торговли привела к возникновению особого ярмарочного права.

Нередко ярмарки имели определенную специализацию. Так, итальянские ярмарки славились дорогими тканями и восточными товарами, французские - вином и сукном, английские - шерстью, грубым сукном, оловом, углем, южногерманские - вином, датские - сельдью, шведские - железом и медью. Крупнейшие ярмарки были центрами международной торговли.

В период становления капитализма ярмарочная торговля потеряла прежнее значение. Непосредственный сбыт товара сменился продажей по образцам, а затем и по стандартам. В XIX в. крупные оптовые ярмарки превратились в выставки товарных образцов, где торговля производилась, как на товарной бирже. Наибольшую известность в Западной Европе в XIX в. приобрели Международные лейпцигские ярмарки (весенняя и осенняя), на которых большое место занимала продажа мехов и пушнины. C развитием оптовой торговли и расширением регулярной торговой сети ярмарочная торговля сократилась. Сохранились сезонные распродажи (для закупки сельхозтоваров, главным образом местных) и местные регулярные торжки. Крупные региональные ярмарки почти исчезли.

После Второй мировой войны получили развитие международные ярмарки, представляющие собой выставочные мероприятия коммерческого характера, где наряду с демонстрацией образцов товаров заключались торговые сделки в национальном и международном масштабах. По своему характеру и целям они практически не отличаются от регулярных коммерческих выставок и салонов.

Основные направления деятельности международных ярмарок регламентируются Союзом международных ярмарок (СМЯ), созданным в 1925 г. в Париже с целью более эффективной организации работы международных ярмарок (выставочных мероприятий) и дальнейшего развития межгосударственного товарообмена.

Ярмарки в России. В дореволюционной России ярмарки обычно приурочивались к церковным праздникам. Наиболее древняя ярмарка - Арская (близ Казани) известна с середины XIII в. В связи с грабежами русских купцов татарами Василий III запретил поездки на эту ярмарку и основал в Васильсурске в 1524 г. новую ярмарку, которая позднее была передана Желтоводекому (Макарьеву) монастырю. C развитием торговых связей и образованием русского централизованного государства количество ярмарок и их обороты увеличивались. Ярмарки были центрами зарождения всероссийского рынка. Продолжительность их была различной (от одного дня до нескольких месяцев). Главные предметы торговли - сельскохозяйственные продукты, скот, кустарные и промышленные изделия, пушнина, кожа и т. д.

В 1865 г. в России действовало 6500 ярмарок. Сложились две группы крупнейших ярмарок - уральская (Ирбит, Мензелинск и др.) и украинская (Харьков, Полтава, Ровно и др.). C началом широкого железнодорожного строительства во второй половине XIX в. значение ярмарок во внутренней торговле России начинает падать, их то- варообороты уменьшаются. Но в целом по России количество ярмарок росло. В 1911 г. действовало 16 000 ярмарок. Около 87% из них составляли мелкие ярмарки, устраиваемые в селах в дни церковных праздников.

Существовало специальное ярмарочное законодательство для руководства торговлей на крупных ярмарках, создавались ярмарочные комитеты.

Возрождение ярмарочной торговли в России на новой экономической основе относится к 1991 г. В 1993 г. в Мадриде Всероссийскому акционерному обществу «Нижегородская ярмарка» была вручена высокая награда Arch of Europe Star for Excellence and Quality («Арка Европы Золотая Звезда Качества»), которая ранее вручалась лишь четырем компаниям планеты - из Японии, Германии, Мексики и Испании.

Ярмарочная торговля в России как организационная форма установления коммерческих связей достаточно широко распространилась. Традиционно ярмарочные торги получили свое выражение также через организацию торговли в виде выставок-продаж или выставок- салонов.

Отличительными чертами ярмарочной торговли являются:

Оптовая реализация товаров по представленным образцам;

Периодичность торгов;

Предварительное установление сроков и места продажи;

Единовременное и массовое участие продавцов и покупателей.

Как правило, открытие и проведение ярмарок-выставок осуществляется на основе решения учредителей совместно с государственными и местными органами власти. В результате издается приказ, в котором определяются сроки проведения, порядок и условия участия, назначаются ответственные лица за проведение этих мероприятий. При организации ярмарочной и выставочной торговли следует выделить три важных этапа: предварительный, организационный и подведение итогов.

Предварительный этап включает принятие решения и подготовку приказа о проведении ярмарки. На этом этапе создается ярмарочный комитет и формируется рабочая труппа, которые обязаны разработать положение о проведении ярмарки и разослать информационные письма для участников с исчерпывающими сведениями об условиях участия в ярмарке. Рабочая труппа разрабатывает рекламные материалы в виде пригласительных билетов, рекламных буклетов, карточек гостя и др. Издается рекламная брошюра с подробной информацией об условиях участия, то есть о стоимости участия с экспонатами и без них, цене аренды павильонов, стоимости заочного участия с использованием рекламных материалов и т. д.

Основными источниками доходов от проведения ярмарочной торговли является плата за участие, аренду под экспозиции, транспорт, аренду складских площадей, бронирование и приобретение билетов, осуществление погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиторских работ, проведение технической и информационно-коммерческой консультации и комплекса дополнительных услуг.

Организационный этап заключается в подготовке рекламного каталога, включающего всех участников ярмарки, подавших заявки. Попасть а рекламный каталог в качестве участника ярмарки весьма престижно, так как предоставляется возможность заявить о своей фирме, предлагаемых товарах и услугах. Помимо сведений об участниках, в каталогах публикуется и иная рекламная, научная и научно-техническая информация о других передовых фирмах России и мира, о передовом опыте, соответствующем профилю и тематике ярмарки или выставки- продажи. Организационный этап включает также оперативную работу по размещению гостей, организации их досуга, проведению ежедневных показательных ярмарочных торгов, презентаций и др.

Заключительный этап является весьма ответственным и включает в себя подведение итогов с выделением как положительных, так и отрицательных сторон в работе ярмарки. Именно этот этап представляет собой основу для принятия стратегических решений по дальнейшей перспективе ярмарочной торговли.

Организационное построение ярмарки включает в себя функционирование ярмарочного комитета вместе с его исполнительным органом - рабочей группой. Каждый член оргкомитета, возглавляемого председателем, имеет право решающего голоса. В некоторых организационных структурах по управлению ярмарочной торговлей предусматривается генеральный директор с его исполнительной дирекцией, который решает вопросы по оперативному руководству работой ярмарки-выставки, определяет порядок ее работы и осуществляет контроль за работой подчиненных ему служб по завозке образцов, их складированию, хранению. В его подчинении находятся многочисленные ярмарочные службы: технические, юридические, медицинские, правовые, транспортные, финансовые, рекламно-информационные и издательские, службы гостиничного и общего хозяйства, а также сервиса.

В целях отбора лучших образцов на время работы ярмарки создается конкурсная комиссия, в которую приглашаются ведущие ученые, промышленники, крупные бизнесмены, представители органов власти.

Основная цель ярмарочных торгов - оптовая продажа товаров, заключение прямых договоров между продавцами и покупателями. Предметом деятельности ярмарки является оказание комплекса услуг участникам по заключению процесса оптовой торговли, анализу и подготовке конъюнктурной информации, организации рекламы.

В Федеральном законе «О государственном регулировании торговой деятельности» сформулированы «требования к организации продажи товаров на ярмарках, которые устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ о защите прав потребителей, законодательством РФ в областях: обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, охраны окружающей среды и др.» .

В отличие от ярмарок выставки-продажи, как правило, систематизируются по научным направлениям и тематике.

В мире проводится ежегодно множество тематических выставок. Наиболее популярные из них:

По проблемам экологии - в Ганновере, Нижнем Новгороде;

По проблемам металлургии и изготовлению машиностроительной продукции - в Москве, Дюссельдорфе;

Авиасалоны-выставки - Le Bourget (Франция), Farnborough International (Великобритания), «МАКС» (город Жуковский, Московская область), KADEX (Казахстан), комплексные - в Лейпциге, Монреале.

В России в связи со спадом производства, особенно в обрабатывающих отраслях, выставки играют очень важную роль. Они позволяют ознакомиться с новейшей информацией об образцах более дешевых и более качественных товаров, получить сведения о более перспективных направлениях научных и информационных технологий.

Цель выставки-продажи - демонстрация с последующей реализацией новых видов продукции, подготовка новейшей информации и создание условий для установления деловых контактов с потенциальными покупателями.

Выставочная продажа является целесообразной формой исследования и экспериментальной проверки рынка новейших товаров, реализация которых только начинается, то есть они находятся на начальной стадии своего жизненного цикла, еще не произведены массовыми партиями из-за опасения понести неоправданные убытки изготовителями в случае отсутствия спроса на эти товары.

Предметом деятельности выставки-продажи (выставки-ярмарки) является оказание услуг по ознакомлению с новыми видами товаров и заключению торговых сделок по ним, а также предоставление коммерческой и научно-технической информации с привлечением ведущих ученых и специалистов.

Классификационными признаками ярмарочно-выставочной торговли являются:

Товарный, или продуктовъш., выделяющий ярмарки-выставки специализированные, на которых происходит показ и торговля определенными видами продукции той или иной отрасли, и универсальные, на которых проводятся различные виды торгов разных отраслей как промышленного, так и сельскохозяйственного комплекса;

Отраслевой признак разделяет ярмарки-выставки на отраслевые и межотраслевые; среди межотраслевых следует выделить ярмарки, которые охватывают многоотраслевую продукцию, такие как медицинская, машиностроительная, биохимическая, космическая и т. д., а не товары какой-либо одной отрасли;

Территориальный признак по масштабу деятельности и объему товарооборота подразделяет ярмарки-выставки на международные, российские, мелсрегионалъные, зональные и местные, ориентированные на территорию и масштабы внутреннего, национального, местного или внешнего рынков.

В современных условиях создаются новые организационные формирования по типу ярмарочно-выставочных организаций. К ним относятся ведущие ярмарочно-выставочные комплексы, такие как Внешнеторговое объединение АО «Экспоцентр», Всероссийское акционерное общество «Нижегородская ярмарка», внешнеэкономическое объединение «ЛенЭкспо», региональный коммерческий центр «Сибирская ярмарка» и др. Только одна Нижегородская ярмарка провела в конце XX в. 20 международных выставок с участием многочисленных представителей как из России, так и из-за рубежа.

При определенной общности ярмарочно-выставочной деятельности выставки имеют и весьма существенную специфику.

Выставки - публичные демонстрации достижений в области материальной и духовной деятельности человека.

Современные выставки независимо от разнообразия их наименований и организационных форм можно подразделить:

По ирлям проведения - на торговые, которые организуются в основном с коммерческой целью; просветительно-познавательные (художественные, научно-технические, достижений в области промышленности, транспорта и т. п.); не преследующие, как правило, коммерческих целей;

По периодичности проведения - на регулярно проводимые (ежегодно, через год, два и т. п.); нерегулярные, организуемые в связи с юбилейной датой, конгрессами, съездами или по случаю других событий, и постоянно действующие (например, Российский выставочный центр);

По составу участников - на всемирные, международные, национальные, региональные и местные.

Организация выставок имеет также богатую историю, начиная с первых выставок в Европе, которые были организованы в конце XVI в. и имели чисто показательно-демонстрационные цели, а затем начали приобретать и коммерческий характер.

Со второй половины XIX в. постепенно складывались принципы выставочных экспозиций, прошедшие эволюцию от простой демонстрации экспонатов до размещения их по детально разработанной программе, с использованием специального оборудования, средств архитектуры и оформительского искусства. Появление международных промышленных выставок вызвало строительство специальных выставочных павильонов большой площади, с легко обозреваемым и хорошо освещенным пространством. Таким образом, выставки превратились в эффективные коммерческие комплексы.

Контрольные задания

1. Сформулируйте сущность и назначение торгов в коммерческой деятельности.

2. Приведите основные преимущества торгов.

3. Назовите основные виды конкурентных торгов.

4. Раскройте назначение, основные преимущества и виды аукционов.

5. Охарактеризуйте порядок проведения и подведения итогов аукционов.

6. Сформулируйте назначение и преимущества конкурсных торгов.

7. Назовите основные виды и условия конкурсных торгов.

8. Раскройте назначение и роль тендеров в коммерческой деятельности.

9. Назовите организационные и методические основы ярмарочной торговли.

10. Охарактеризуйте историю развития ярмарочной торговли за рубежом и в России.

11. Определите роль и место выставок в коммерческой деятельности.

12. Раскройте роль и значение выставок на современном этапе.

1.1. Ярмарка - самостоятельный торговый формат, представляющий собой ограниченное во времени, как правило, периодически повторяющееся торговое или торгово-праздничное мероприятие, организуемое в заранее определенном месте (на ярмарочной площадке), с установленным временем и сроком проведения, а также периодичностью (для регулярных ярмарок), на котором множество продавцов (участников ярмарки) предлагают покупателям товары (работы, услуги) в соответствии с типом (специализацией) ярмарки.

Ключевым отличием ярмарок от иных торговых форматов (кроме розничных рынков) является наличие на одной ярмарочной площадке множества самостоятельных мелких хозяйствующих субъектов и граждан, являющихся собственниками товара, которые реализуют однородные группы товаров, конкурируя друг с другом.

Это обстоятельство дает возможность потребителю выбрать оптимальную цену, торговаться или приобрести товар со значительной скидкой при завершении работы ярмарки. По этой причине чем больше ярмарка, то есть чем больше торговых мест с однородными группами товара на ярмарке, тем выше конкуренция и ниже розничные цены, что подтверждается практикой. И наоборот: чем меньше ярмарка и меньше конкуренция между продавцами однородных групп товаров на ней, тем хуже ассортимент, выше цены и ниже качество обслуживания покупателей.

Указанные обстоятельства следует учитывать при организации и размещении ярмарок.

1.2. Ярмарочная торговля является важнейшим элементом нормальной экономики и комфортной среды (как для предпринимателей, включая производителей, так и для граждан).

Ярмарки являются эффективным бизнес-инкубатором - то есть инфраструктурой, позволяющей с минимальными затратами и рисками начинающему предпринимателю открыть торговое дело, а небольшому производителю - открыть или расширить производство с гарантированным сбытом. В этой связи ярмарки являются важной инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Для проведения ярмарки не требуется выделения земельного участка и оформления земельно-правовых отношений, так как ярмарка может быть организована на любой подходящей площадке, в первую очередь на территориях общего пользования - площадях, улицах, скверах, бульварах, парках и т.д.

Каждая новая ярмарка позволяет вовлечь в торговлю продукты, производимые недалеко от населенного пункта. Это позволяет небольшим производителям в меньшей степени применять технологии, увеличивающие сроки годности продуктов. Соответственно, улучшается качество продуктов питания.

Ярмарки формируют определенную социокультурную среду и увеличивают привлекательность и комфортность города как для туристов, так и для его жителей. Развитая уличная торговля и ярмарки в том числе - неотъемлемый элемент современного комфортного города, в том числе крупных городов и мегаполисов. Исторические центры городов мира, места массового посещения туристами и жителями невозможно представить без повсеместной ярмарочной торговли, в том числе изделиями народных художественных промыслов, ремесел, текстильной продукцией, продуктами питания, в том числе аутентичными местными продуктами, а также разнообразных точек быстрого питания (фаст-фуда). Поэтому неверно воспринимать ярмарки исключительно как способ удовлетворить потребности граждан в продовольствии без важнейшей культурной и эстетической составляющей ярмарок.

Ряд товаров, прежде всего свежие овощи, фрукты, ягоды, традиционно лучше продаются на открытом воздухе (за исключением территорий с совсем неблагоприятными климатическими условиями). В европейской части и на юге России потребители традиционно предпочитают приобретать свежую плодоовощную продукцию на ярмарках, открытых площадках рынков и с лотков.

На ярмарках, особенно в части сельскохозяйственной продукции, товар, как правило, реализуется без упаковки, вразвес. Это снижает себестоимость товара, уменьшает затраты производителя, но также позволяет не использовать различные средства и консерванты для увеличения срока реализации продукции и довести продукты до покупателя максимально свежими.

Деньги, заработанные торговцами на ярмарках, не выводятся из страны или региона, а тратятся в местах их проживания и работы. Закупка товара производится, в большинстве случаев, у местных производителей или оптовых организаций. То есть деньги, генерируемые ярмарочной торговлей, остаются в экономике города или региона, совершая в ней несколько оборотов, благодаря чему достигается максимальных стимулирующий эффект. Деньги, заработанные крупными торговыми структурами, особенно интернациональными, выводятся из экономики региона и работают на экономику других регионов или стран.

1.3. В зависимости от периодичности проведения ярмарки подразделяются на регулярные ярмарки и разовые.

Под регулярными ярмарками понимаются ярмарки, которые проводятся регулярно (с определенной периодичностью) на определенной ярмарочной площадке. Ввиду регулярного характера размещения на определенной площадке в течение достаточно длительного времени регулярные ярмарки являются важным элементом местной торговой инфраструктуры.

К регулярным ярмаркам относятся: ярмарки выходного дня, иные еженедельные ярмарки, сезонные и прочие ярмарки с установленной периодичностью, а также постоянно действующие ярмарки.

Регулярные ярмарки являются постоянным стабильным каналом сбыта для производителей, а также предоставляют стабильную возможность для занятия малым торговым предпринимательством.

Еженедельная ярмарка, в том числе ярмарка выходного дня - ярмарка, проводимая еженедельно, например по пятницам - воскресеньям, либо иному графику.

Разовые ярмарки не имеют установленной регулярности проведения. К ним, в частности, относятся праздничные, сезонные и тематические ярмарки, если они не носят регулярный характер.

Праздничные и тематические ярмарки - ярмарки, приуроченные к государственным, религиозным праздникам, торжественным и памятным датам, а также иным общественно-значимым событиям (например, началу или окончанию учебного года, выборам в органы государственной власти и местного самоуправления), культурным событиям, народным гуляниям.

1.4. В зависимости от товарной специализации ярмарки могут быть общей специализации (универсальные ярмарки) и специализированными.

На универсальных ярмарках осуществляется реализация широкого круга товаров разных товарных групп. К ним относятся, в частности, еженедельные ярмарки.

Специализированная ярмарка - ярмарка, проводимая, как правило, регулярно через равные промежутки времени, либо разово, на которой множество продавцов предлагают покупателям товары (работы, услуги), определяемые специализацией ярмарки.

К специализированным ярмаркам, в частности, относятся:

Сельскохозяйственные (продовольственные) ярмарки - ярмарки, на которых осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;

Ярмарки по продаже определенных видов товаров (ярмарки меда, рыбные ярмарки, книжные ярмарки и т.п.);

- "блошиные рынки" - ярмарки по продаже старинных, винтажных, антикварных вещей, предметов старины, народных ремесел и художественных промыслов;

Вернисажи - уличные выставки-продажи картин, художественных произведений, предметов искусства и народного творчества;

Садовые ярмарки - ярмарки по продаже рассады, дачных и садовых растений и принадлежностей;

Любые иные тематические ярмарки.

1.5. Ярмарочная торговля обладает уникальными особенностями, отличающими ее от других торговых форматов. Нестационарный, легковозводимый характер размещения торговых объектов (лотков), образующих ярмарку, позволяет организовывать торговлю практически на любых площадках и освобождать их, в случае необходимости, в кратчайшие сроки.

Благодаря низким затратам на проведение ярмарки создается возможность максимально быстро задействовать значительное количество организаторов и участников торговой деятельности и обеспечить значительное увеличение каналов сбыта продовольственных товаров, прежде всего отечественных и местных производителей.

Создание условий для развития регулярных ярмарок является важной мерой, способной улучшить ситуацию для всех участников рынка:

Для потребителей - повышение экономической и физической доступности продовольственных товаров, особенно местного производства, разнообразие ассортимента;

Для производителей - наличие канала сбыта продукции. Для продукции мелких и средних производств, фермерских хозяйств и хозяйств населения ярмарки - один из немногих, а порой единственный, путь к потребителю. Такие производители не могут и не должны работать с розничными сетями;

Для торговцев и организаторов ярмарок - возможность открывать и развивать свой бизнес. Причем, в ярмарочной торговле иногда производитель и продавец - это одно лицо, что особенно свойственно представителям фермерских и личных подсобных хозяйств, а также при реализации изделий народных художественных промыслов и ремесленничества. В этом случае, успешная реализация произведенной продукции мотивирует к увеличению производства, что позитивно влияет на повышение уровня предпринимательской активности среди населения.

Уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать максимальное содействие для расширения ярмарочной торговли, особенно регулярных ярмарок, как способа вовлечения в оборот продукции мелких производителей и хозяйств, обеспечения роста предпринимательской активности и самозанятости населения, а также действенного фактора для оптимизации и сдерживания розничных цен.

Для мелких производителей реальная возможность гарантированного и удобного сбыта продукции является основополагающим фактором, необходимым для функционирования и роста. Только при наличии этого фактора гораздо большее, чем сегодня, количество мелких производителей будет переходить в разряд средних, а средних - в разряд крупных.

ИСТОРИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ЯРМАРОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

в XVII-начале XX в.

ассистент кафедры истории Комсо-мольского-на-Амуре государственного педагогического университета

Татьяна Викторовна КИТ,

В настоящее время получают большое распространение международные, краевые, городские ярмарки, стимулирующие развитие рынка. Ярмарочная торговля способствует активизации конкуренции, создает благоприятные условия для продвижения к потребителю новых видов продукции, а также для развития передовых технологий и методов торговли. Поскольку история ярмарок в России насчитывает не одно столетие, полезным для современного развития Дальнего Востока является изучение исторического опыта организации ярмарочной торговли в регионе, государственной торговой политики.

Рост численности и значения городов в XVII в. заставил правительство установить правила ведения торговых операций, определить правовое положение купцов. Соборное Уложение 1649 г. сделало торговлю монополией посадских жителей: только посадские люди могли заниматься торговлей и ремеслом (гл. 19 «О посадских людях», ст. 1, 17)1. Крестьяне могли продавать лишь с возов и стругов.

Государство стимулировало развитие внутренней и внешней торговли, проводило протекционистскую политику (Торговые уставы 1653 и 1667 гг.): вместо множества пошлин устанавливался единый налог, ограничивалась торговая деятельность иностранцев в России. Для ее поощрения на окраинах страны, в первую очередь в Сибири, власть воевод над «купецкими людьми» ограничивалась «таможенным уставным правом» (Новоторговый устав 1667 г., ст. 35)2.

Торговые отношения, особенно касавшиеся иногородних и иноземных купцов, регулировались в законодательном порядке. Поскольку на ярмарках местные купцы чаще всего встречались с приезжими, торговля подлежала специальной регламентации. Определялся порядок ввоза и вывоза товаров, контролировалось их качество. Если купец вез купленный в своем городе товар в другой город, то он должен был объявить об этом в таможне и записать товар в отпускную книгу. Он подавал выпись в таможню, где голова сверял наличный товар. При обнаружении чего-либо сверх выписи голова брал товар «на великого государя» (ст. 28). Если на ярмарке выявлялись «худые товары», то их отсылали с «...бесчестьем с ярманки, чтобы впредь таких худых не возили и добрым товарам цены не портили» (ст. 45)3.

Свобода торговли иностранных купцов в Русском государстве значительно ограничивалась. Тот же Новоторговый устав запретил иноземцам продавать свои товары приезжим торговым людям, а продавать купецким людям того города, в котором, собственно, торговля и происходит, «и у них також товары всякие покупать» (ст. 60). Лишь на ярмарках и в пограничных городах разрешалось московским купецким людям торговать «с иноземцы всякими товарами вольно» (ст. 61)4. Некоторые исключения, сделанные из общих правил для ярмарочной торговли, особое внимание за порядком продаж на ярмарках стимулировали еще большее развитие самой распространенной формы русской торговли.

В эпоху Петра I произошли изменения в экономической жизни страны, которые неоднозначно сказались на положении крупного купечества. Менялись условия и структура торговли, пересматривались традиционные для Московской Руси нормы взаимоотношений купечества с государством. Однако правительство продолжало политику широкого распространения и поощрения ярмарочных торгов, в то же время узаконивались государственные налоги с ярмарок. В регламенте Главного магистрата (гл. 17) зафиксирована такая его обязанность, как «пещись об умножении ярманок»5, поскольку благодаря ярмаркам и торгам «...умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промыслы»6.

Сбор государственных пошлин на ярмарках производился при посредстве таможенного начальства уезда или города. На крупных ярмарках для взимания сборов назначались таможенные головы и целовальники. Помимо платы за право торговли в пользу государства существовали арендные сборы за торговые места в пользу местного собственника земли, на которой проходила ярмарка: монастыря, церкви, частного лица или города.

Царским Указом от 16 января 1721 г. все городское население, кроме иностранцев, дворян, духовенства и «подлых людей», было разделено на две категории, которым разрешалось открывать свои дела-торговать, оказывать услуги. Этим Указом купечество лишилось былой монополии-теперь могли торговать все кроме военных.

В 1754 г. был принят закон «О суде и о хранении купцов от обид на яр-манках», согласно которому под ведомством магистратов и ратуш в Москве и других городах создавались Словесные суды между купцами, в них входили по два человека из купечества по выбору и по одному человеку из членов магистратов и ратуш. Два купеческих выборных менялись погод-но. Законодатель беспокоился о «нечинении обид и притеснений купцам, приезжающим наярманку». Из ближних городов от губернских, провинциальных и воеводских канцелярий было необходимо определять «пристойные команды», чтобы они в случае необходимости помогали купцам и от обид их охраняли, «.дабы чрез то ярманки умножаться, а купецкие люди в лучшее состояние приходить могли»7. Необходимость торгового регулирования, обеспечения ярмарочного мира привела к возникновению особого ярмарочного права.

В русле политики поощрения внутренней торговли вышел в 1755 г. Таможенный устав, который разрешил «.все российские товары на внутренний расход российским купцам продавать, покупать и внутри России торговать беспошлинно» (гл. 1)8. В восьмой главе устава, озаглавленной «О суде и о хранении купцов от обид на ярманках» подтвержда-

ются принятые ранее положения о создании Словесного суда и пристойных команд. Устав предусматривал ситуацию, когда судом в «купеческих просьбах. удовольствия чинено не будет», тогда «.просить определенного от Магистратов и Ратуш члена, который должен чинить по справедливости»9.

Таможенный устав стал в то же время первым шагом в изменении прав торговавших на ярмарках, что было связано с завершением формирования новой социальной и торговой политики, основанной на принципах сословности. «Свободная торговля на ярмарках, даже и вне городских поселений, предоставлена была только купцам, а крестьянская торговля была ограничена покупкою или продажею только определенных предметов, необходимых большей частию для удовлетворения нужд сельского населения»10. Еще большие сословные ограничения в ярмарочной торговле устанавливались Положением о процентном сборе с капитала 1775 г. и Городовым положением 1785 г. («Грамота на права и выгоды городам Российской империи»). Они закрепили отстранение от ярмарочной торговли не только сельского населения, но и части купечества и городского посада.

В период реформ 70-80-х гг. XVIII в. оформилась организация гильдейского купечества, была продолжена правовая регламентация торговых отношений. По Городовому положению каждый, каким бы он ни был (пола, лет, рода, поколения, семьи, состояния, торга, промысла, рукоделия или ремесла), мог записаться в купеческую гильдию. Единственное условие - объявление капитала: для первой гильдии - от 10 до 5 0 тыс. руб., для второй-от 5 до 10 тыс. руб., для третьей - от 1 до 5 тыс. руб. Принадлежность к гильдии определяла социально-экономические права купца. Купцам первой гильдии дозволялось «.производить всякие внутри и вне империи торги» (ст. 104)11, иметь фабрики, заводы и морские суда. Купцы второй гильдии могли торговать лишь внутри империи и «.товары возить водою и сухим путем по городам и ярманкам» (ст. 108)12. Не запрещалось им иметь фабрики, заводы и речные суда. Купцам третьей гильдии «.не только дозволялось, но и поощрялось производить мелочный торг по городу и по уезду, продавать мелочный товар в городе и в округе, и тот мелочный товар возить водою и сухим путем по селам, селениям и сельским торжкам, и на оных торжках продавать, выменивать и покупать потребное для мелочного торгу оптом или подробно в городе или округе» (ст. 114)13.

Городовое положение не делало внутреннюю торговлю привилегией лишь гильдейского купечества, но права на ведение торговых операций другими социальными категориями были урезаны. Посадские могли иметь в своем доме лавку с «собственным рукоделием или с мелочию. продавать плоды, овощи» (ст. 141-144)14, т.е. торговля жителей посада ограничивалась его территорией так же, как ограничивалась торговля купцов третьей гильдии уездом того города, в котором они были записаны. Неограниченное право торговли на ярмарках всей России имели только купцы двух первых гильдий. Крестьяне могли заниматься торговлей (имелось в виду профессиональное занятие) только в том случае, если поступали в купцы и брали на себя несение городского тягла.

В целом система ограничений осуществлялась определенным порядком.

1.На городских ярмарках могло торговать местное население, несущее купеческое или мещанское тягло. Из приезжих иногородних могли торговать оптом или в розницу только купцы первой и второй гильдий. Дворянам разрешалось торговать оптом и лишь продуктами собственного хозяйства или изделиями своих фабрик и заводов, а крестьянам - предметами своего хозяйства. Крестьяне могли закупать оптом и в розницу разрешенные им к продаже товары.

2. На уездных сельских ярмарках могли торговать оптом или в розницу только купцы первой и второй гильдий. Купцам третьей гильдии разрешалось торговать оптом и в розницу на тех ярмарках, которые проходили в городах уезда, где эти купцы были записаны. Дворяне и крестьяне торговали на уездных ярмарках на тех же основаниях, что и в городах, причем крестьянам на ярмарках предоставлялось право розничной продажи товаров, перечисленных в Таможенном уставе15.

Городовое положение регламентировало порядок проведения ярмарок и еженедельных базаров. Назначалось в городе «.место, куда, и время, когда привозить, продавать и покупать удобно, что кому потребно, и на том месте городовой магистрат велить поднять знамя, и в те часы, пока знамя поднято, запрещается продавать или покупать; со спущением же знамени запрещение таковое снимается» (ст. 25)16.

В каждом городе согласно Городовому положению должна учреждаться одна ежегодная ярмарка или более «.смотря по обстоятельствам и удобности» (ст. 26). Для этого назначалось время и место, куда «.иногородние люди всякие товары беспрепятственно привозить, торги, покупки и продажи производить могли, непроданное же не запрещается за город отвозить» (ст.26)17.

Процедура открытия ярмарок предусматривала инициативу и установление контроля местной и центральной властей. В городах купеческое и мещанское общества могли подавать ходатайства губернаторам после обсуждения их на городских купеческих и мещанских собраниях. Побудительной причиной для городских обществ была материальная выгода, которую приносили ярмарки вследствие оживления в городе торговой деятельности и культурно-общественной жизни. «Увеличение численности населения города за счет покупателей и торговцев на период ярмарки приносило городу доход от сдачи в аренду мест и лавок на торговых площадях, горожанам - от сдачи квартир под жилье, а хозяйственных построек - под склады»18.

В губерниях и уездах открытие ярмарок регулировалось Общим губернским учреждением. Инициаторами могли выступать сельское общество или губернская администрация. В отличие от городских сельские ярмарки часто возникали как стихийные «торговые дни» во время приходских церковных праздников, стечения народа на богомолья к чудотворным иконам и лишь после того, как сроки и время торговли становились более-менее постоянными, учреждались официально. Многие сельские ярмарки, начавшись с сезонной торговли, получали статус торжка, а затем-ярмарки.

После проведенной Александром I административной реформы вопросы торговли и промышленности перешли в ведомство Министерства внутренних дел, в том числе проблемы создания частных торгов, учреждение ярмарок, сведения о движении на них товаров. Правительство

продолжало политику поощрения развития ярмарочной торговли. Была пересмотрена проблема ограничения крестьянской торговли, поскольку именно крестьяне составляли основную массу податного населения. Для стимулирования торговли среди крестьян государство разрешило им торговать по специальным свидетельствам, оплачиваемым пошлинами по трем разрядам. Однако, уравняв крестьян в торговых правах с купцами, правительство невольно ущемило их интересы в ярмарочной торговле, так как раньше крестьяне могли беспошлинно торговать предметами собственного хозяйства и промыслов.

В 1814 г. министр внутренних дел ознакомился с частными просьбами о разрешении иногородним купцам 3-й гильдии и другим низшим классам, крестьянам участвовать в ярмарочной торговле, чего ранее не допускалось, так как пространство их торга по Городовому положению должно было ограничиваться тем уездом или городом, где они записаны. Кроме того, «.постановление о сборе с крестьян пошлин за торговые свидетельства затрудняло допущение на Макарьевскую ярмарку крестьян, не имеющих свидетельства»19. По представлению нижегородского губернатора выяснилось, что с самого начала существования ярмарки в Нижнем Новгороде на ней торговали все свободно, и от этого со временем она увеличивалась. Поскольку торговавших разночинцев было почти вдвое больше, чем торговых гостей высшего класса, то при воспрещении им торга, как утверждал губернатор, «купцы терпят важную расстройку».

Исходя из полученных сведений министр внутренних дел нашел, что «ярмарки учреждать дозволено именно для того, дабы иногородние могли туда привозить, покупать, продавать товары. без ограничения какого-либо класса. ярмарка не что иное, как общий рынок, где свободная троговля всем состояниям должна быть дозволена беспрепятственно»20. В результате 29 мая 1814 г. вышел закон «О дозволении производить торговлю на ярмарках всем состояниям». Суть этого закона заключалась в предоставлении всем состояниям беспрепятственной свободной торговли на всех существовавших в России ярмарках во «.время продолжения оных; по окончании же срока ярмарок распродажа товаров должна подвергаться общим государственным постановлениям»21.

Для стимулирования экономического развития государства, увеличения оборотов внутренней торговли ярмарки были выделены в особую беспошлинную форму торговли. Согласно принятому в 1826 г. закону «О допущении некоторых облегчений по части гильдейских повинностей» сделки купли-продажи на ярмарках «.оставлены свободными, кроме того, что особенно постановлено относительно иностранцев, то и никакой проверки торговли на ярмарках и при проезде на оные не делать»22.

В 1827 г. было подтверждено право торговли на ярмарках без покупки торговых свидетельств.

Торговый устав, действовавший в первой половине XIX в., включал в себя уставы 1832, 1842, 1857 гг., изложенные в XI томе Свода законов Российской империи. Все они основаны главным образом на законе от

14 ноября 1824 г. «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний». Торговля признавалась преимуществом городских сословий: купеческого и мещанского. Чтобы лицо, не принадлежавшее к этим сословиям, могло заняться торговлей, оно должно было записаться в мещане или в одну из купеческих гильдий, что было

сопряжено с отбыванием всех повинностей того сословия, к которому обыватель приписывался. Исключение сделали только для крестьян, которым торговать разрешалось без «записки» в купеческое и мещанское сословие: для них была установлена запись в особые торговые разряды (Устав торговый, ст. 13, 337, 343). Лавочная торговля, мелкие промыслы в селах и деревнях были предоставлены исключительно крестьянам, причем в своем селе они могли торговать и промышлять беспошлинно. Городским обывателям - купцам, мещанам и посадским-лавочный торг в селениях и вне города был воспрещен. Лишь на сельских ярмарках городские жители могли вести торговлю (там же, ст. 344, 345, 349, 351)23.

Таким образом, в законодательном порядке ярмарочная торговля была выделена в особый вид торговых отношений, регулируемый специальными нормами права. В отличие от других видов торговли ярмарочная не облагалась пошлинами и на нее не распространялся принцип сословности. По Уставу торговому ярмарки определялись как общие торги, на которых в продолжение определенного законом или обычаем времени дозволялась вольная и беспрепятственная торговля для всякого рода товарами. Такая правительственная политика делала ярмарки привлекательной и доступной формой торговли и способствовала их распространению.

После освобождения крестьян были изданы новые положения о пошлинах за право торговли и других промыслов (законы 1 января 1863 г. и 9 февраля 1865 г.), установленные на иных началах. В законе 1863 г. говорилось, что «свидетельства, как купчие, так и промысловые, могут выдаваться лицам обоего пола русским подданным всех сословий и иностранцам»24. Мелочные, разносные торги и мещанские промыслы были дозволены лицам всех состояний. Однако прочие виды торговли (оптовая, розничная) остались преимуществом купеческого сословия.

Ярмарочная торговля была особым привилегированным видом торговли, на который не распространялись некоторые ограничительные правила, характерные для торговой политики. В сентябре 1864 г. приняли «Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета» о применении существующих для Нижегородской ярмарки правил к другим ярмаркам25. Тем самым подтверждался вышедший в 1814 г. закон о дозволении производить на ярмарках торговлю всем состояниям. Закон 9 февраля 1865 г. «О пошлинах на право торговли и промыслов» освобождал торги, совершаемые на ярмарках, от платежа торговых пошлин.

Развитие капиталистического рынка в России во второй половине XIX в. в корне меняло характер и значение торгового капитала. Если ярмарки были основными центрами торгового оборота в экономике крепостнической России, то с развитием сети железных дорог, укрупнением купеческого капитала стала складываться единая постоянно действующая система организации торговли. С ростом внутреннего товарооборота на первое место по значению вышла стационарная торговля.

Во второй половине XIX в. произошла смена правительственного курса по отношению к ярмаркам. В 1869 г. Министерство внутренних дел сделало предложение по поводу некоторых изменений и дополнений в положения о пошлинах на право занятий торговлей и промыслами. Министерство находило «.необходимым отменить льготу с платежа пошлин ярмарочных торгов»26. По мнению министерства, такое приви-

легированное положение ярмарок отрицательно сказывалось на развитии местной стационарной торговли.

Основная причина пересмотра льгот для ярмарок заключалась в том, что государство теряло доход, который мог бы поступать в казну с данного вида торговли, как и с остальных видов и форм торга. Появилась целая категория купцов, уклонявшихся от уплаты торговых пошлин. Они вели свои торговые операции только на ярмарках, переезжая с одной на другую и не платя ничего в казну. Если бы они занимались стационарной торговлей, то им пришлось бы выкупать свидетельства и билеты, а также платить установленный процент с товарооборота.

Ярмарочная торговля, как объяснялось в министерской записке, - это торговля вразвоз, «.и если закон облагает пошлиной ничтожную развозную торговлю, то нет оснований оставлять беспошлинной ту же торговлю в более широких размерах»27.

В 1876 г. Министерство финансов и Министерство внутренних дел приступили к разработке проекта об отмене беспошлинной ярмарочной торговли. 3 марта 1883 г. Государственный совет рассмотрел проект закона

об отмене беспошлинной торговли на ярмарках Российской империи, согласно которому все ярмарки делились на пять разрядов. К первому относилась Нижегородская ярмарка; ко второму-ярмарки, длившиеся более чем двадцать один день; к третьему-от пятнадцати до двадцати одного дня; к четвертому-от восьми до четырнадцати дней; к пятому-ярмарки, длившиеся менее семи дней.

От уплаты торговых пошлин освобождались:

Торговля сельскохозяйственными предметами, продуктами, кустарными произведениями;

Развозная и разносная торговля мануфактурными товарами, но только мещанами, имевшими специальные свидетельства;

Стационарная торговля в помещениях в пределах местности, отведенной под ярмарку;

Предприниматели, имевшие право на мелочный торг и ведущие исключительно мелочный торг;

Вся торговля на ярмарках пятого разряда.

Остальные разряды ярмарок, действовавших более семи дней и имевших крупный товарооборот, подлежали обложению пошлинами.

При выдаче ярмарочных билетов независимо от казенных пошлин взимался процентный сбор в пользу города или земства. Если в городе не действовало положение о городах и земствах, то взыскивался сбор в пользу государства. Оптовые торговцы должны были приобрести билет первой гильдии, розничные - второй гильдии, мелочные - билеты на мелочный торг, а приказчики - свидетельства. Ярмарочные билеты и свидетельства приказчиков сохраняли свою силу в течение всего срока торгов.

Проект, утвержденный Государственным советом 26 апреля 1883 г., лишил ярмарочную торговлю одной из ее привилегий - беспошлинно-сти торгов. Другая прерогатива ярмарок-бессословный принцип торговли стал характерен для всех видов торговой деятельности и перестал служить поощрением ярмарочной торговли.

В конце XIX в. окончательно потеряли силу сословные ограничения в торговой политике. Положение о государственном промысловом налоге от 8 июня 1898 г. обусловило право производства всех видов торговли

выборкою промысловых свидетельств, которые никаких сословных преимуществ не предоставляли. С них взимались сборы в зависимости от разрядов торговых предприятий. Налог брался с цены промысловых свидетельств на торговые предприятия первого и второго разрядов, включая и ярмарочные. Однако государственному промысловому налогу не подлежали торговые предприятия третьего, четвертого и пятого разрядов, личные промысловые занятия на всех ярмарках, а также все торговые предприятия на базарах и ярмарках, продолжавшихся не более четырнадцати дней.

Торговля на окраинах государства остро нуждалась в поощрительных льготах, как и мелкие ярмарки четвертого и пятого разрядов. Поэтому от уплаты пошлин освобождалась торговля и другие промыслы, производимые донскими и уральскими казаками в пределах их войсковых земель, а амурскими и уссурийскими казаками - в Амурской и Приморской областях (Положение о государственном промысловом налоге)28.

В развитии ярмарочного права в России можно выделить следующие этапы:

Середина XVII в. - началась специальная регламентация торговых отношений на ярмарках, появились поощрительные исключения из правил торговли для них;

Середина XVIII в. - вышли особые законы о порядке ярмарочных торгов, возникло ярмарочное право;

Первая четверть XIX в. - выделение ярмарочных торгов в особую беспошлинную форму торговли, введение бессословного принципа ярмарочной торговли;

Вторая половина XIX в. - смена правительственного курса по отношению к ярмаркам, отмена беспошлинности ярмарочной торговли кроме торговли на ярмарках пятого разряда;

Конец XIX в. - искоренение принципа сословности торговых отношений, освобождение от пошлин ярмарок, продолжавшихся менее четырнадцати дней.

Развитие стационарной торговли оттеснило ярмарки на второй план, привилегии сохранились лишь за небольшими ярмарками.

Изменения затронули также порядок открытия и закрытия ярмарок.

2 января 1845 г. были учреждены губернские правления, в компетенцию которых вошли дела по учреждению ярмарок. Открытие в уездных селах новых ярмарок и базаров зависело от губернаторов. Местные жители извещались об этом через губернские ведомости. Если открытие ярмарки или базара намечалось в городе, губернатор вместе с губернским правлением составлял соответствующее представление в Министерство внутренних дел, которое решало вопрос29.

Особыми полномочиями обладали комитеты казачьих войск на территории своих поселений. В мае 1886 г. было принято Положение военного совета «О предоставлении комитету казачьих войск разрешать перенесение ярмарок, а также открытие и закрытие оных». Комитет в поселениях казачьих войск имел право разрешать перенесение времени ярмарок в том пункте, где они учреждены, перемещать ярмарки из одного места в другое, открывать и закрывать ярмарки в тех случаях, когда к удовлетворению ходатайств местных начальств не встречались препятствия со стороны министерств30.

Согласно Торговому уставу в течение года в населенном пункте могла состояться одна ярмарка, но при необходимости учреждалось и более. Это обуславливалось тем, что в определенное время года в город или село стекалось большое количество торговцев и покупателей и обороты товарообмена представляли интерес и с точки зрения экономического развития региона, и с точки зрения фискальной, так как с каждой ярмарки шел определенный доход в местную казну в виде ренты, выплачиваемой с арендных площадей и помещений. Инициаторами открытия торгов могли быть мелкие торговцы, крестьяне и сельские общества.

Ежегодные статистические сведения о численности ярмарок, их товарооборотах, денежных сборах поступали в казну и собирались департаментом торговли и мануфактур Министерства финансов. К сожалению, ни одним ведомством не было составлено полного списка ярмарок, существовавших в империи.

С появлением в ходе земской реформы новых органов местного управления порядок открытия ярмарок изменился. Согласно ст. 83, п. 7 Положения о земских учреждениях 1890 г. открытие новых ярмарок, перенесение их в другие местности, продление сроков прохождения ярмарок и закрытие разрешалось министром внутренних дел. Предварительно ходатайства сельских обществ и частных владельцев по вопросам, касавшимся ст. 83, п. 7, рассматривались уездными и губернскими земскими собраниями и передавались затем начальникам губерний на окончательное заключение губернских по земским и городским делам присутствий31.

Министерство внутренних дел составляло сообщение об открытии ярмарок и передавало его в Третье отделение Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов. Третье отделение рассматривало все препровождаемые бумаги (постановления земских собраний, заключения местных начальств) и, если встречало во всех отзывах единогласие, сообщало Министерству внутренних дел о неимении препятствий к открытию новых ярмарок. Если из переписки усматривались неясности или разногласия, например между земством и губернатором, то о действительном положении дела и нуждах местной торговли запрашивались управляющие казенными палатами и составлялся ответ Министерству внутренних дел.

В большинстве случаев ходатайства губернаторов удовлетворялись министром внутренних дел по соглашению с финансовым ведомством. «Вследствие согласия в точке зрения двух Министерств на значение ярмарок для нашей торговли, случаи отказов в открытии оных-редкие исключения»32.

В губерниях, где Положение о земских учреждениях не было введено в действие, губернаторы по ходатайству местных сельских и городских общественных учреждений разрешали посредством губернского правления открытие новых и закрытие в селениях, городах, посадах и местечках старых ярмарок, как и перевод с места на место торгов, торжков и базаров, изменение их сроков. Открытие ярмарок по ходатайству местных общественных учреждений разрешалось губернаторами в том случае, если определяемый для ярмарок срок не превышал одной недели (Свод губернских учреждений, т. 2, изд. 1892 г., ст. 331).

Обилие инстанций, рассматривавших вопрос о ярмарках (два земских собрания, губернатор, губернское по земским и городским делам

присутствие), в достаточной степени гарантировало правильность его решения, но в то же время создавало волокиту и промедление. Поэтому в 1899 г. министр финансов направил министру внутренних дел предложение во избежание излишней переписки между ведомствами «.передать разрешение вопросов, связанных с открытием, перенесением в другие местности, продлением сроков и закрытием ярмарок, местным начальст-вам»33. Министр финансов полагал вполне достаточным для губернаторов требовать заключение по данным вопросам от управляющих местными казенными палатами, представителей интересов финансового ведомства в губерниях. В этом случае ходатайства относительно ярмарок могли бы рассматриваться местными инстанциями и разрешаться губернаторами; и лишь при несогласии с мнением губернских присутствий управляющих казенными палатами вопрос должен был поступать на окончательное решение министра внутренних дел по соглашению с министром финансов.

На данное предложение министр внутренних дел ответил согласием. В свою очередь он предлагал к делам, означенным в п. 7 ст. 83 Положения

о земских учреждениях, применить установленные в ст. 82 и ст. 84 того же положения правила относительно постановлений земских собраний, подлежавших утверждению губернатора, чтобы «.на рассмотрение губернского присутствия подлежали передаче также и те из указанных в п. 7 ст. 83 Положения о земских учреждениях дел, по которым не состоится соглашение губернатора с управляющим казенными палатами, а окончательное разрешение сих дел зависело бы от министра внутренних дел по соглашению с министром финансов»34.

Министр внутренних дел находил нужным соответственно изменить и ст. 331 Общих губернских учреждений, предоставляя власти губернаторов разрешение ходатайств об открытии ярмарок на срок свыше одной недели, а также о закрытии или переводе с одного срока на другой или с одного места на другое ярмарок уже существовавших.

Проект постановления, предложенный министром внутренних дел,

28 апреля 1900 г. был рассмотрен на Государственном совете, а 5 июня 1900 г. утвержден Его Императорским Величеством. Появился новый закон «О ярмарках», согласно которому вопросы, касавшиеся открытия и закрытия ярмарок, перенесения их в другие местности, изменения сроков ярмарок, передавались на рассмотрение и решение местным властям. Лишь в случае несогласия управляющих местных казенных палат с мнением губернского присутствия упомянутые вопросы должны были решаться министром внутренних дел по соглашению с министром финансов. К компетенции губернаторов по новому закону относилось удовлетворение ходатайств об открытии ярмарок на срок более одной недели. Это способствовало быстрому открытию новых ярмарок и было особенно важно для местностей, удаленных от городов и торговых путей.

В соответствии с законом открывались ярмарки и базары и на Дальнем Востоке. В середине 80-х гг. XIX в. в с. Никольском Приморской области была сделана попытка учредить ярмарку, но вследствие малонаселенности с. Никольского и окрестностей, а также из-за отсутствия путей сообщения она не осуществилась.

В начале XX в. в г. Никольске-Уссурийском картина экономического развития была иной. Проведение железной дороги привело к наплыву новых переселенцев. Из деревень стали ежедневно приезжать крестьяне для

сбыта своих продуктов, а в праздничные дни их наплыв был настолько велик, что на базаре не хватало места для возов. Поэтому собрание уполномоченных города решило ходатайствовать об учреждении в Николь-ске-Уссурийском ярмарки и высказало свои соображения: «.город находится на скрещении двух железнодорожных линий, в связи с чем он стал центром района Южно-Уссурийского края, населенного почти исключительно земледельческими крестьянами и корейцами. Из Европейской России переселяются только землепашцы (т.к. малоземелье), кустари остаются в центре России, поэтому кустарные производства в крае находятся в зачаточном состоянии и деревни вынуждены приобретать на стороне простейшие предметы ремесла. Ярмарки здесь более необходимы, чем в Европейской России»35. Поскольку более оживленный обмен сельскохозяйственными продуктами и привозными товарами осуществлялся в городе весной и осенью, то уполномоченные предлагали проводить ярмарки в это время.

Сообразуясь с ярмарками в окружающих город селениях, уполномоченные полагали более подходящим для Никольска-Уссурийского назначить весеннюю ярмарку 17 марта, в день Алексея, человека Божия, а осеннюю -22 октября, в день Казанской Божьей Матери36. Оба праздника были хорошо известны в простонародье. В это время дороги были сухими, твердыми, а население свободно от зимних и летних работ.

Постановление уполномоченных об учреждении в г. Никольске-Уссу-рийском ярмарки было представлено городским общественным управлением в присутствие Приморского областного правления 17 июля 1901 г. Основываясь на статьях Устава торгового, изданного в 1893 г., на ст. 331 Общего губернского учреждения, изданного в 1892 г., на ст. 108 Городового положения, на циркуляре хозяйственного департамента 10 октября 1879 г., Приморское областное правление определило разрешить создание двух пятидневных ярмарок в Никольске-Уссурийском, но предварительно было необходимо разрешение военного губернатора Приморской области, который утвердил постановление областного правления и согласно ст. 331 Общих губернских учреждений обратился за одобрением своего решения к министру внутренних дел 25 июля 1901 г.

Последовательный порядок рассмотрения проблемы открытия ярмарки в Никольске-Уссурийском можно представить таким образом:

Постановление собрания уполномоченных города;

Представление городского общественного управления;

Определение Приморского областного правления;

Утверждение военного губернатора Приморской области;

Уведомление министра внутренних дел.

Одновременно в г. Хабаровске рассматривался вопрос, поднятый Городской управой, об учреждении двух ежегодных ярмарок. 20 марта 1901г. Городская управа вошла с докладом в Городскую думу о необходимости учреждения в Хабаровске ярмарки. Управой были представлены доводы.

1. В бытность Хабаровска еще селением при губернаторе генерале Тих-меневе с открытием весной навигации существовал съезд инородцев, привозивших на продажу пушнину и покупавших предметы домашнего обихода и орудия лова зверей. Этот съезд существовал и в начале XX в.

2. Весной с первыми пароходами сверху, с рек Сунгари, Амура и Уссури, открывалось массовое движение грузов в Хабаровск. Зерновым

хлебом, рогатым скотом, растительными маслами снабжались потом весь Северо-Уссурийский край и низовья Амура.

3. Осенью, с половины сентября, начиналась доставка в город предметов добывающей промышленности, огородных овощей, фруктов, изделий кустарных промыслов.

4. По отзывам торгующих, потребителей можно разделить на четыре категории: 40 % - горожане,10%- переселенцы, 10-15 % - инородцы, 35-40% - казаки и крестьяне, т.е. 60% товаров, находившихся в городе, приобретались чуждым городу населением.

Исходя из сведений управа сделала вывод: «Экономический рост города в торговом отношении, что подтверждается данными пароходных обществ, железных дорог и фирм за последние пять лет увеличился вдвое; необходимо открыть в городе две ярмарки: с 10 мая по 1 июня и с 15 сентября по 1 октября»37.

Рассмотренные Городской думой документы были переданы Городскому голове, который в свою очередь ходатайствовал перед военным губернатором Приморской области об учреждении в Хабаровске двух ежегодных ярмарок.

Военный губернатор Приморской области по областному управлению

20 октября 1901 г. составил представление приамурскому генерал-губернатору и приложил копию ходатайства Городского головы. Военный губернатор отмечал, что «ввиду того крупного в экономическом и торговопромышленном смысле значения для города Хабаровска и тяготеющих к нему поселений, которое будут иметь проектируемые ярмарки, я нахожу ходатайство думы заслуживающим удовлетворения»38.

3 ноября приамурский генерал-губернатор сообщил на благоусмотрение министра внутренних дел о намерении открыть в Хабаровске две ежегодные ярмарки: первую (весеннюю) Николаевскую (с 9 мая по 1 июня) и вторую (осеннюю) Воздвиженскую (с 14 сентября по 1 октября).

Для открытия ярмарок в Хабаровске были задействованы иные органы местного управления в отличие от Никольско-Уссурийского. Схематично порядок создания ярмарок в Хабаровске можно изобразить в таком порядке:

Доклад Городской управы;

Решение Городской думы;

Ходатайство Городского головы;

Представление военного губернатора Приморской области;

Сообщение приамурского генерал-губернатора министру внутренних дел.

Развитие ярмарочного права в России происходило в тесной взаимосвязи с поощрительной политикой государства в области внутренней торговли. Во второй половине XIX в. государственные приоритеты изменили роль и место ярмарок в экономической жизни страны. Власть переключила внимание на стационарные формы торговли, однако не могла не стимулировать и развитие мелких ярмарок, поскольку крестьяне были основными налогоплательщиками и получаемый ими доход от продажи товаров гарантировал своевременную уплату податей. Поэтому в конце XIX-начале XX в. была упрощена процедура открытия ярмарочных торгов и подтвердилось освобождение от пошлин ярмарок низших разрядов.

1 Российское законодательство X-XX веков. М., 1985. Т. 3. С. 201-205.

2 Там же. Т. 4. С. 123.

3 Там же. С. 122-125.

4 Там же. С. 127.

5 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Типография II отделения с. е. и. в. канцелярии, 1830. Т. 6. 1720-1722.

6 РГИА Ф. 1287, оп. 4, д. 3382, л. 25.

7 ПСЗРИ. Т. 14. 1754-1757. С. 66-67.

8 Там же. С. 463.

9 Там же. С. 473.

10 Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири в XIX-начале XX в.: Из истории формирования и развития всероссийского рынка. Барнаул, 2001.С. 49.

11 Российское законодательство. Т. 5. С. 92.

12 Там же. С. 93.

13 Там же. С. 94.

14 Там же. С. 122-123.

15 Щеглова Т.К. Ярмарка юга Западной Сибири. С. 50.

16 Российское законодательство. Т. 5. С. 73.

17 Там же. С. 74.

18 Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири. С. 53.

19 РГИА. Ф. 20, оп. 4, д. 3382, л. 26.

20 ПСЗРИ. Т. 32. 1812-1815. С. 808.

21 Там же. С. 806.

22 Там же. Собрание второе. СПб., 1868. Т. 1. С. 685.

23 Вольтке Г. Право торговли и промышленности в России в историческом развитии. СПб., 1905. С. 4-20.

25 ПСЗРИ. Собрание второе. СПб., 1868. Т. XLIII. С. 278.

26 РГИА. Ф. 20, оп. 4, д. 3382, л. 23.

27 Там же. Л. 25.

28 ПСЗРИ. Собрание третье. СПб., 1901. Т. 18. 1898. С. 494.

29 Шумилов М.М. Губернатор и экономическая жизнь губерний России на рубеже 50-60-х годов XIX века // Проблемы социально-экономической истории России. СПб., 1991. С. 180-181.

30 ПСЗРИ. Собрание третье. СПб., 1888. Т. 6. 1886. С. 245.

31 РГИА. Ф. 22, оп. 4, д. 466, л. 1-2.

32 Там же. Л. 2.

34 Там же. Л. 4.

35 Там же. Ф. 1287, оп. 26, д. 1337, л. 2.

36 Там же. Л. 3.

37 Там же. Л. 7.

38 Там же. Л. 5.

SUMMARY: “Fair Trade in the Russian Far East in the 17th-the Early 20th cc.” is the title of the article by Tatyana Kim from Komsomolsk-on-Amur State University. The author thinks that the development of the Laws dealing with fairs in Russia were in close connection with encouraging policy of state in the field of domestic commerce.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.