Что такое срочные социальные услуги. Формы социального обслуживания пожилых людей: срочные социальные услуги

Основной целью срочного социального обслуживания является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидов, остро нуждающихся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие гарантированные государством услуги: разовое обеспечение остронуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в получении временного жилья, оказание экстренной психологической помощи, юридической помощи в пределах своей компетенции и другие виды и формы помощи.

Деятельность службы строится на сотрудничестве с различными государственными, общественными организациями и отдельными гражданами. Эта служба предназначена прежде всего для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

В срочную службу обращаются ежедневно десятки людей. По различным вопросам звонят и из поликлиник, больниц, жилищно-эксплуатационных трестов, соседи и т.д. В службу срочной социальной помощи идут сообщения о тех, кто голоден, неухожен, нуждается в помощи и внимании.

Специалисты службы раздают одежду, продукты, поддерживают добрым словом, определяют престарелых, инвалидов в дома-интернаты, больницы, обследуют материально-бытовые условия. К работникам службы обращаются со всевозможными просьбами. Одни просят призвать к порядку сына или дочь, отнимающих у своих родителей пенсию, другие - лишить мать-алкоголичку родительских прав, третьи – наставить на путь истинный сына, вернувшегося из мест лишения свободы. Или соседи просят отправить в дом – интернат психически больную пожилую женщину, которая своими действиями нарушает покой жильцов, оказать помощь парализованным одиноким пенсионерам. И специалисты по социальной работе связываются с милицией, администрацией района, чтобы решить эти проблемы. Специалисты представляют интересы одиноких умерших в суде, выполняют и такие приятные поручения управления социальной защиты – поздравления с праздниками, приглашают на районные мероприятия.

В обеспечении обувью, одеждой, продуктами питания и другими предметами первой необходимости создана комната натуральной помощи, в которой есть вещи бывшего употребления – одежда, обувь, предметы личной гигиены, выдаваемые обратившимся гражданам бесплатно. Эта помощь идет в основном от населения. Имеется гуманитарная помощь из других стран, которая также пользуется спросом у населения. Новые вещи поступают от предприятий, организаций путем взаимозачетов – это и постельные принадлежности, и верхняя одежда (плащи, куртки), обувь, крупа, мука, сахар и другое.

Гуманитарная помощь, как правило, безвозмездна. Нормы и критерии, по которым распределяется гуманитарная помощь: приоритет при оказании помощи имеют нуждающиеся многодетные семьи, инвалиды, одинокие пенсионеры, доходы которых ниже прожиточного минимума. Поэтому специалисты решают, кому помощь нужна в первую очередь. Действует и заявительная форма. То есть механически ничего не раздается. Специалисты отделения срочного социального обслуживания следят и за конечным результатом.

В штате службы работают юрист и психолог, оказывающие консультативную помощь. В целях расширения сферы консультативных услуг в одном из отдаленных микрорайонов открыт консультативный пункт, где прием населения ведут специалисты по начислению пенсий, делам ветеранов, социальный педагог, врач, юрист, специалист по социальной работе.

В 2015 году вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который направлен на развитие системы социального обслуживания граждан нашей страны. Данный закон не только сохраняет все права граждан на социальное обслуживание, которые были ранее, но и расширяет их возможности.

Данным законом сохранены все формы социального обслуживания - на дому, в стационарной и полустационарной форме, а также срочные социальные услуги.

Срочное социальное обслуживание - это предоставление неотложной социальной помощи гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

Срочные социальные услуги предоставляются гражданам, проживающим или пребывающим на территории Челябинской области.

При определении необходимых гражданину видов срочных социальных услуг учитываются его нуждаемость в получении таких социальных услуг, обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, для организации оказания гражданину своевременной адресной социальной помощи. К данным обстоятельствам относятся:
- отсутствие работы и средств к существованию;
- утрата жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, пожара и тому подобного;
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличием насилия в семье;
- иные обстоятельства, требующие предоставления неотложной социальной помощи.

Необходимые документы для получения срочных социальных услуг:
- заявление гражданина;
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя или его законного представителя;
- справка о составе семьи, выданная органом местного самоуправления Челябинской области или жилищно-эксплуатационным предприятием;
- документы, подтверждающие наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности заявителя.

На данный момент существует стандарт предоставления срочных социальных услуг, включающий в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) разовая выплата единовременного социального пособия.

Для получения данной социальной услуги

Срочное социальное обслуживание предоставляется гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, также пожилым гражданам и инвалидам, гражданам независимо от их возраста, остро имеющим необходимость в социальной поддержке, срочной поддержки разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебник. -- М.: Юрайт, 2011. С.89..

Срочные социальные услуги, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг в неотложной помощи, предоставляются поставщиками социальных услуг без составления индивидуальной программы и заключения договора о предоставлении срочных социальных услуг.

Срочные социальные услуги предоставляются на основании заявления и акта о предоставлении срочных социальных услуг, содержащего сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт подтверждается подписью получателя срочных социальных услуг.

Срочные социальные услуги, предоставляемые в соответствии с пунктами 1-5 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013, №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // «Российская газета» от 30.12.2013, № 6271.:

1. Обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов. Поддержание и обеспечение жизнедеятельности граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающихся в социальной поддержке. Консультирование об условиях предоставления государственной социальной помощи, прием документов, проведение обследования материально-бытового положения с выездом по месту жительства заявителя, проведение проверки представленных заявителем сведений, представление документов заявителя на комиссию по предоставлению государственной социальной помощи с оформлением рекомендаций, информирование заявителя о принятом решении, получение заявителем горячего питания или продуктовых наборов.

2. Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости. Поддержание и обеспечение жизнедеятельности граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающихся в социальной поддержке. Консультирование об условиях предоставления натуральной помощи, прием документов, проведение обследования материально-бытового положения с выездом по месту жительства заявителя, проведение проверки представленных заявителем сведений, представление документов заявителя на комиссию по предоставлению государственной социальной помощи с оформлением рекомендаций, информирование заявителя о принятом решении, получение заявителем одежды, обуви, предметов первой необходимости.

3. Содействие в получении временного жилого помещения. Содействие в получении временного жилого помещения лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в связи с отсутствием своего жилья или невозможностью проживания в нем:

Выяснение трудной жизненной ситуации клиента,

Консультирование клиента об условиях предоставления временного жилого помещения по месту пребывания, в том числе в организациях социального обслуживания (дом-интернат, организации для лиц БОМЖ, социальная гостиница и др.),

Консультирование по сбору необходимых документов,

При наличии жилья - проведение обследования материально-бытового положения клиента,

Оказание содействия в сборе документов для получения жилого помещения в органе местного самоуправления (в учреждении социального обслуживания).

4. Содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание и защиту своих интересов, содействие клиентам в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, пенсионным обеспечением и другими социальными выплатами, получением установленных законодательством льгот и преимуществ, защитой и соблюдением прав детей на воспитание и заботу о них или в решении других правовых вопросов.

Выяснение жизненной ситуации клиента, информирование клиента о путях реализации его законных прав, разъяснение права на получение бесплатной юридической помощи.

5. Содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей. Безотлагательная (экстренная) психологическая помощь в кризисной ситуации, в том числе по телефону:

Оценка психического и физического состояния клиента в кризисной ситуации;

Восстановление психического равновесия;

Психологическая помощь в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния;

Расширение диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей

Привлечение квалифицированных специалистов, психологов, священнослужителей.

В последние годы все большее развитие получает служба срочной социальной помощи основной целью срочного социального обслуживания является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие, гарантированные государством, услуги: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по "телефону доверия"; оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными особенностями. Деятельность службы строится на сотрудничестве с другими государственными, общественными организациями и учреждениями, благотворительными фондами и отдельными гражданами.

Срочное социальное обслуживание осуществляется этими службами на базе социального обслуживания. Успешно действует, к примеру, служба срочной социальной помощи в Сахалинской области. Как отмечается в Положении, утвержденном Министерством социальной защиты населения РФ, эта служба предназначена, прежде всего, для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

Стационарные учреждения

Развивая и совершенствуя деятельность нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты, проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей и в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений. Характерно, что на протяжении длительного периода в стране сохранялось, по существу, одно и то же количество домов-интернатов при увеличении численности и доли престарелых.

Так, на начало 1975 года в РСФСР функционировало 878 домов для престарелых и инвалидов, в которых проживало более 200 тысяч человек, а на начало 1991 года их было 877 и в них находилось 261 тысяча человек. Отчасти это связано с тем, что расширялась практика оказания социальной помощи на дому нетрудоспособным гражданам, но, вместе с тем, и строительство новых домов-интернатов шло очень медленно из-за недостаточного выделения денежных средств и ряда других причин. В настоящее время в системе социальной защиты населения действует 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов.

Сейчас в дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.д. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включающая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожеланий в организации досуга и т.п. Все это имеет важное значение для создания нормального морально психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций.

Однако, функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде территорий РФ сохраняется очередь престарелых граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания (в последние десять лет очередь сохранялась на уровне 18-21 тысячи человек, хотя все же с созданием ЦСО наблюдается некоторое сокращение), с другой же стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них домашней обстановке.

Изменения, происходящие в жизни общества в связи с переходом к рыночным отношениям, потребовали внесения изменений в имеющиеся правовые документы о доме-интернате, специальном доме-интернате и принятия новых, а также подготовки нормативных документов о домах ночного пребывания, о доме (отделении) сестринского ухода, о центре социальной адаптации для трудоспособных лиц без определенного места жительства, об опорном доме-интернате, о территориальном объединении социального обслуживания престарелых. Ученые и практики вносят различные предложения о совершенствовании и перспективных формах домов-интернатов.

Некоторые из них считают, что необходим системный подход к планированию и оценке деятельности этих учреждений в общей структуре медико-социальной помощи престарелым и инвалидам, ее дифференциация и интеграция, специализация коечного фонда, предоставление широких лечебно-диагностических и медико-реабилитационных возможностей, создание на базе домов-интернатов учреждений и отделений сестринского ухода и т.д. Все это позволит улучшить помощь престарелым и инвалидам, более эффективно использовать и осуществлять дифференцированное финансирование, материально-техническое и лекарственно обеспечение, вести реконструкцию существующих новых домов-интернатов в соответствии с требованиями жизни.

Срочные социальные услуги

1. В комментируемой статье регламентировано предоставление такого самостоятельного вида услуг, указанного в п. 8 ст. 20 комментируемого Закона, как срочные социальные услуги. Ранее подобное регулирование содержалось в ст. 22 "Срочное социальное обслуживание" Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в Законе 1995 г. об основах социального обслуживания населения таких положений не было).

Положения ч. 1 комментируемой статьи определяют открытый перечень срочных социальных услуг. В частности, это:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные услуги.

Подобным образом в п. 2 ст. 22 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) предусматривалось, что срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) разовое оказание материальной помощи;

4) содействие в получении временного жилого помещения;

5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7) иные срочные социальные услуги.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что срочные социальные услуги предоставляются в целях оказания неотложной помощи, а также предусматривает, что предоставление таких услуг осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Тем самым определены характерные особенности срочных социальных услуг, позволяющие их выделить в самостоятельный вид социальных услуг.

В части 2 комментируемой статьи определены два вида оснований для предоставления срочных социальных услуг: 1) заявление получателя социальных услуг; 2) получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. В соответствии с ч. 2 ст. 15 комментируемого Закона решение об оказании срочных социальных услуг принимается уполномоченным органом субъекта РФ немедленно (для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании указанная норма отводит пять рабочих дней с даты подачи заявления).

Часть 2

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.