Что значит прожить жизнь достойно диктант. Сочинение на тему: Что значит для меня жить достойно? О природе возникновения наших желаний

Перед вами сочинение на тему: Что значит для меня жить достойно?
Жизнь!.. А вы когда-нибудь задумывались над тем, что про­жить ее нужно достойно. А что значит жить достойно?
Наверное, каждый пытается оставить о себе хорошие воспо­минания. А как это сделать? Во-первых, чтобы жить достойно, нужно научиться жить для людей. Это значит, отдавать все свои душевные силы на то, чтобы люди вокруг тебя были духовно выше, счастливее. Нужно видеть в человеке человека, любить его таким, каков он есть. Также нужно научиться понимать других. Забота о мире и покое в семье, о радости и счастье роди­телей и близких людей, самосовершенствование должно стать смыслом твоей жизни. Помните, что в жизни все взаимосвяза­но: как вы будете относиться к своим родителям, так и ваши дети будут относиться к вам, когда вы станете родителями. Как говорил В. Сухомлинский: «Любовь к людям - это твоя нрав­ственная сердцевина. Живи так, чтобы твоя сердцевина была здоровой, чистой и сильной». Я думаю, что нужно приобретать хорошие манеры. Родители стараются вложить в нас то самое лучшее, что они могут дать своим детям. Любите и цените своих родителей!
Вначале все в детей закладывают родители, но откуда же тогда у хороших родителей появляются дети-хамы? Нередко хорошие люди могут обидеть, даже без злого умысла, потому что не подумали, т. е. без всякого намерения унизить, оскор­бить. Слово может поддержать, но ведь может и ранить челове­ка. Таким образом, хорошие манеры - это вклад человека в общество. Этот вклад приносит человеку хорошее настроение и хорошее расположение к нему других людей. Самообразование и самореализация тоже играют важную роль. Как важно много читать, узнавать об окружающем мире, о людях. Мы берем опыт героев из книг, учимся на их ошибках, задумываемся об их пло­хих или хороших поступках. Воспитывать себя, предъявлять к себе почти невыполнимые требования - это путь к нравствен­ной красоте. В наше нелегкое время люди, к сожалению, дума­ют только о своей наживе, о своих благах. Они живут в своем маленьком мирке. Ограниченность их интересов ведет к скуч­ному и однообразному существованию. Но зачем такая жизнь? Ведь мы можем сделать ее намного лучше и счастливее!
Что мы оставим своим потомкам? Какая память останется о нас? Жизнь делает людей черствыми, жестокими, бесчувствен­ными. Но только тот может сказать, что прожил достойно, кто выдержал все жизненные испытания.
Жить достойно - это цель для каждого из нас. Как говорил
В. Шукшин: «Народ за свою историю отобрал, сохранил, воз­вел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Помни это. Будь человеком».

Классный час: «Жить с достоинством - что это значит?»
Цель: раскрыть очень важное нравственное понятие «достоин­ство» и на конкретных примерах показать, что значит - жить с достоинством.
Материалы: написанные в виде плаката название урока, опре­деление понятия «достоинство», высказывание И. Канта: «Жить - с нравственным законом в душе», карточки с высказываниями выдающихся деятелей.
1) Вступление.

Ребята посмотрите на доску. На ней написаны две трактовки понятия «достоинство».


«Достоинство - категория этики, которая означает особое мо­ральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности»".

«Достоинство - совокупность свойств, характеризующих вы­сокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважение к себе» 2 .
Что их роднит?

А теперь, оперируя этим понятием, попробуйте определить, что означают слова - «чувство собственного достоинства». Мы слы­шим иногда, когда о человеке говорят: «У него есть чувство соб­ственного достоинства». Что это такое? Верно, это чувство «себя», своего «я».

А что главное в этом чувстве? Какова его основа? Правильно, самоуважение. Но оно не должно быть преувеличено, не должно доминировать над нравственностью, над моральными принципами.

А на чем же должно быть основано самоуважение? Только ли на отношении к себе или... Да, на уважении к другому. Только уважая другого, можно требовать уважения к себе.


2) Основная часть.

А теперь проанализируем две ситуации.

Ситуации пренебрежения и неуважения других

Ситуация 1.

Саша пришел в новую школу в 8-й класс. Скоро стало ясно: ров­ный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к, нему.

Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимание. Но вот однажды на уроке физики, после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности, педагог предложи­ла ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам - воз­можно, ее предложение нарушило Сашины планы. Но, желая смяг­чить отказ, он сказал:

- Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учи­тель, уже представляете мои возможности, а им, - он кивнул в сторону класса, - это ни к чему. Каждый может и должен искать сам...

Ситуация 2.

В один дом был приглашен на семейное торжество очень способ­ный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:

- Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя извест­ного ученого), да и заболтался.

Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя не­удобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно про­тягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта рас­крыть: говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.
Похожи ли эти ситуации? Чем?

(Ответы учащихся.)

Да, верно, герои очень ценят себя, уважают как личность, но пренебрежитель­но относятся к тем, кто их окружает. Что вы посоветуете героям?

Кто решает, как определить, что достойно, а что нет?

Почему мы все с вами увидели, что поступки юношей недостойны?

Да, ценность деяний человека определяет опыт предыдущих поколе­ний, многовековая культура. Так возникла и этическая культура как образ жизни, достойный или недостойный наивысших ценностей бытия. Поэтому не случайно существует выражение: общече­ловеческие ценности. Мы говорим: «Он вышел из этой ситуации достойно!» «Он не достоин этого звания», или: «Он достоин боль­шего». Жизнь каждой отдельной личности должна быть достойна нравственных ценностей.

А как вы понимаете, что значит - жить с достоинством? Это значит, жить согласно общечеловеческим нравственным ценно­стям или, как говорил известный философ И. Кант, «с нравствен­ным законом в душе».

Что же важно для нашей души? Какие нравственные качества вы бы выделили особо?

Проводится игра «Что угодно для души?».

Игре предшествуют слова:

В этой маленькой корзинке

Много качеств разных есть,

Всех их нам не перечесть,

Выбирая не спеши:

Бери, что важно для души.


(Ребятам предлагается учителем импровизированная корзинка.

Ученик вынимает листок в виде ромашки и заполняет его, выби­рая желаемое нравственное качество.)

Видите, все названные вами качества являются нравственны­ми ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности, - это и значит жить с достоинством. Обратимся еще к одной ситуа­ции.
В седьмом классе пропал журнал. Начались поиски. Все это было очень тревожно, потому что случилось это перед окончанием учебного года и журнал был необходим для подведения итогов успеваемости по всем дисциплинам. Казалось, всякая надежда была потеряна, и тут к воспитателю подошел юноша и заявил, что может назвать того, кто взял журнал. Педагог, подумав, ответил:

- Знаете, пожалуй, такой ценой мне журнал не нужен.

- Какой ценой? - остолбенел юноша.

- Ценой вашего падения.

Что больше всего ценил учитель в своих учениках? Достоин ли уважения данный юноша? Почему?

Рассмотрим еще одну жизненную ситуацию.

Игорь решил провести отпуск со своими друзьями у моря. В один из погожих дней компания вышла на маленьком рыболовном суденыш­ке в море. В трех милях от берега неожиданно отказал мотор, а затем, по непонятным причинам, баркас начал тонуть. Не успев понять, что происходит, Игорь, три его друга и хозяин судна оказались в воде. Рядом плавали обломки мачты и несколько деревянных палуб­ных решеток. Один из друзей признался, что не умеет плавать. Командование на себя взял Игорь:

- Приказ № 1: каждому, держась за обломок мачты или деревян­ную решетку, медленно плыть к берегу, работая только ногами.

При­каз № 2: Виктору (не умеющему плавать) просто держаться за мою доску, но не мешать мне плыть.

Как проявил себя Игорь в сложившейся ситуации? Достойно ли его поведение уважения? Почему? Какие нравственные черты характера проявились в его поступке?

Ребята! Достоинство, самоуважение, умение человека правильно их проявлять очень важны в жизни. Не случайно напутствия нам всем давали очень влиятельные люди: философы, писатели, критики.

Выберите в качестве напутствия для себя одно из изречений, объясните свой выбор.

Изречения напечатаны на компьютере и разложены на партах.
Один из высочайших принципов истинной нравственности зак­лючается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он - человек, а потом уже за его личные достоинства.

(В.Г. Белин­ский)
Наиболее полно и концентрировано выражается воспитанность и нравственная культура человека в том, чтобы мерить оди­наковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство.

(Ф. Бэкон)

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства.

(Ф. М. Достоевский)

Большая ошибка - мечтать о себе больше, чем следует, и це­нить себя ниже, чем стоишь.

(И. Гете)

От недостатка уважения к себе происходит сколько и от из­лишнего к себе уважения.

(М. Монтень)

Сомнение в своем достоинстве - малодушное самоуважение.

(В. Шекспир)

3) Подведение итогов.

Наш разговор подошел к концу. Какой вывод вы сделали для себя?

Заключительное слово педагога: «Ребята, в романе Ч. Айтматова «Плаха» есть очень хорошие слова: «Человек - сам судья и сам творец каждого дня нашего». Вот и мы с вами должны анализировать прожитый день: что сделано не так, что мы осудим в себе, что одобрим. Анализируя, мы должны помнить с вами: то, что направ­лено на благо других, достойно одобрения. И очень хотелось бы, чтобы вы каждый поступок свой оценивали с позиции самоуваже­ния и уважения к людям. Пусть о каждом из вас скажут: «Он, она - достойны уважения!» Спасибо за откровенный разговор».

Пятном размытым лицо сделав,
Черты его сотрут года.
В тумане время дымке белой,
Упрячут имя навсегда.

Не будет вечной о нас память,
И нас забудет мир людей.
Мы можем в нём тропу оставить,
Но след затопчут наш на ней.

Мы под себя мир...

https://www.сайт/poetry/192024

Любить - значит Жить,
Безудержно и смело,
Так как ты б хотела.
Строить планы и мечты,
Замки света, красоты.
Постигать законы, знанья,
Раскрывать понятья мирозданья,
Быть открытой ко всему,
Помнить главную мечту,
К ней всегда, всю жизнь...

https://www.сайт/poetry/135918

Вопрос есть простой и одновременно сложный ответ: надо видеть во всем глубину – глубину чувств, мыслей, смыслов, образов и т.д. во всем.Четырёхмерность – это глубина взгляда. Жить четырёхмерно в настоящий момент большинство людей не умеют – их жизнь, взгляды, видения и восприятия поверхностны и не глубоки. Более глубокий ответ состоит в следующем: Новая Эпоха...

https://www.сайт/religion/19677

С их энергиями. Наши предки ведали, что нужно жить по солнцу, так как это главная сила в этом мире, которая даёт жизнь всему живому. Что это значит ? А это значит , что вставать и ложиться спать, питаться и трудиться, ... , точнее от того, живём ли мы по солнцу. Вся энергия радости и счастья, которая существует в этом мире, исходит от солнца. Жить по солнцу означает не только вставать и ложиться рано. Жизнь по ра – это правильные взаимоотношения с окружающим миром. Солнце живёт, светит для...

https://www.сайт/journal/146761

Как жить целостно? Жить целостно, значит жить согласно c тем, чего хочет ваш дух, физическое тело, эмоциональное тело (сердце) и разум. Об этом пишет Стив Павлина в статье Living Congruently, ... по Абрахаму Маслоу. Дух - наше высшее я. Дух заставляет нас задумывать над вопросом: зачем я появился в этом мире? Что мне следует делать? Жить целостно, значит отвечать на все 4-е вопроса, которые нам задаёт наше тело, сердце, разум и дух. Например, следующим образом: Что я должен делать? Я должен...

https://www.сайт/psychology/13961

Жить по-людски в понимании разных культур

Признания, которое измеряется в денежных знаках. Это упрощённое и схематичное объяснение позволяет концептуально сравнить значение выражения «жить по-людски» с тем, как оно понимается представителями другой культуры – духовной и коллективисткой. Сразу хочу... ради истинного его благополучия (в церковной терминологии -спасения). Именно они определяли для русского человека, что значит жить по-людски, основным элементом которого было равенство всех перед Богом и нестяжательство. Именно в этом...

Люди говорят, что для того, чтобы прожить эту жизнь достойно, нужно сделать три вещи:
1. Посадить дерево
2. Построить дом
3. Вырастить сына

Если честно, не считаю это смыслом жизни. Не считаю также, что выполнив все эти три вещи, человек почувствует себя по-настоящему удовлетворенным, счастливым. Думаю, есть нечто большее, после чего человек никогда не будет сожалеть о прожитых годах.

И это совсем не говорит о том, что я - «против» или что я отрицаю важность всех этих дел. Отнюдь. Всё должно быть на своем месте. Просто я считаю эти вещи ЕСТЕСТВЕННЫМИ, которые и так можно совершить в течение жизни.

Я уверена, что каждый из нас призван и может достичь в этой жизни СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО. То есть чего-то нереального, на первый взгляд, невозможного. То, чего просто своими человеческими усилиями достичь невозможно.

Однажды Наполеон сказал:
«Если ты планируешь невозможное - ты получишь максимум,
если ты планируешь максимум - ты достигнешь минимума,
если ты планируешь минимум - ты ничего не достигнешь!»

Конечно, нужно не просто планировать, а потом лежать на диване, нужно идти и с дерзновением осуществлять свои грандиозные планы. По крайней мере, делать все, от тебя зависящее. Ну, а там, где кончаются твои собственные силы, сама Судьба, Бог, Фортуна (как угодно) начинают тебе помогать.

Открою для кого-то, может быть, секрет, если скажу, что мелкие вещи исполняются САМИ СОБОЙ. Их даже не нужно планировать и тратить на это свою энергию. А вот крупные дела, проекты редко кто осмеливается планировать и уж тем более озвучивать:
«А вдруг не получится!»

А вы возьмите и запланируйте - а вдруг получится?! Оставьте мелкое - сосредоточьтесь на великом!

Всем известно, что самая высокая гора в мире - Эверест. Очень долгое время эта гора оставалась непокоренной. Множество экспедиций возвращалось ни с чем, многие альпинисты получали травмы или вовсе погибали, но гора оставалась неприступной.

И вот появился один человек - альпинист Эдмонд Хиллари. Он долго готовился, и затем предпринял попытку покорить эту гору, но потерпел поражение. После этого он собрал пресс конференцию, на которой заявил, что намерен покорить эту гору. Конечно, многие журналисты над ним открыто смеялись, другие жалели его, в общем, мало кто верил в его сумасшедшую идею.

Тогда он повесил рисунок этой величайшей горы и сказал: «Уважаемые господа. Посмотрите на эту гору - какая она невероятно великая. Какая она неприступная и недоступная. Эта гора воистину гигант и на ее фоне все выглядит таким ничтожным и слабым...». Он продолжал говорить о величии этой горы довольно долго. Но потом остановился и произнес: «Но есть одно НО. Да, это великая гора. Но позвольте мне сказать следующее - она уже давно не растет. А Эдмонд Хиллари все еще продолжает расти и изменяться. И я вам говорю, что в своем сердце я намного больше этой горы».

Через год Эдмонд Хиллари стоял на вершине горы и вошел в историю как первый покоритель Эвереста. То, что хранилось в его сердце, стало реальностью.

Каждый из нас принимает решение - осуществить свою мечту или нет. Начать этот долгий и порой тяжелый путь к своему Эвересту, поверить ли в свой грандиозный план, начать расти, чтобы однажды стать победителем...

Я искренне желаю вам, друзья, чтобы в новом году вы замыслили что-то сверхъестественное, невозможное, возродили свою мечту (даже если она уже умерла, как вам кажется)...Чтобы вы запланировали нечто сверхъестественное в своей жизни и начали действовать!

"Не в наших планах жить вечно - в наших планах жить достойно!"

Что значит - жить достойно? Это значит - быть достойным человеком. А что значит быть достойным человеком? Это значит - ценить жизнь, ценить время, ценить близких. Отвечать за свои поступки. Не мешать другому жить так, как он хочет. Никогда не унывать. Всегда радоваться жизни.

Да. И не в наших планах жить вечно. Не просто не в планах, но даже не в силах. И из-за этого тоже нужно ценить жизнь, понимая, что всё хорошее когда-нибудь заканчивается, всё тленно, всё когда-то "сгорит", но останется вечное - душа человека.

Получается, что "жить достойно" - это цель бытия, а "невозможность жить вечно" - это самое жестокое обстоятельство. Но даже у жестокости есть свои положительные стороны. Например, некоторые свирепые обстоятельства, вынуждают жить правильно, по совести, а не так, как вздумается любому. То есть получается, что "жить достойно" - это даже не цель жизни, а вынужденная мера. Ибо никто не должен поступать так, как ему вздумается.

Но иногда бывают такие ситуации, когда так и хочется переступить черту дозволенного. И если хочется поступить неправильно, когда обстоятельства направляют в такое "безысходное" положение, надо наконец-то осмыслить - что хорошо, что плохо. Надо же различать чёрное и белое! Следует никогда не поддаваться на "провакации" жизни. И, просто убегать от проблемы, забыв про других - далеко не выход.

Главное в жизни, не стать жертвой обстоятельств, оставаясь при этом "достойным человеком"; осознавать своё ничтожество перед Богом, перед Вселенной, не смея поступить преступно. И тогда человек останется человеком.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.