Как завязать платье для окрашивания батик. Техника и виды батика для начинающих – мини-энциклопедия для ищущих новое хобби

XII открытая научно-практическая конференция

«Достижени-Я»

Тема: Танцевальное платье в технике «холодного» батика

«Волшебство маковых цветов »

Секция: «Художественно-прикладная (декоративно-прикладное творчество)»

Дроздова Наталья ,

учащаяся учебного объединения «Батик. Банан» МБОУДОД «Дом детского творчества» г. Чебоксары ЧР

Руководитель:

Наумова Ирина Гавриловна ,

педагог дополнительного образования МБОУДОД «ДДТ» г. Чебоксары ЧР, член Союза художников РФ и ЧР, член Союза дизайнеров РФ и ЧР

Чебоксары, 2015

Содержание

2.1.

Введение

2.2.

Основная часть

2.2.1.

История батика

2.2.2.

Виды батика

2.2.3.

Технология изготовления изделия (практическая часть)

1) Выбор рисунка и разработка эскиза.

2) Рисование эскиза.

3) Выбор ткани.

4) Выбор модели платья и раскрой изделия.

5)Перевод рисунка с эскиза на ткань, натяжка ткани на раму, нанесение резерва по контуру.

6) Выбор красок и роспись ткан, эксперимент.

7) Пошив платья

    Процесс изготовления головного убора из цветов мака.

2.2.4.

Приложение 1

«Горячий» батик

«Холодный» батик

«Узелковый» батик

«Свободная» роспись

Роспись по сырому

Приложение 2

Я ПОСЕТИЛА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ


Приложение3

ПОСЕТИЛА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ВЫСТАВКУ ПО БАТИКУ

«ДПИ в современном мире» (Декоративно-прикладное искусство)



Приложение 4

МАКИ



Приложение 5

шифон

Шелк (иск.)

хлопок

Цена (руб.)

110

300

свойство

Общими свойствами материи являются: тонкость, прозрачность, легкость, хорошая драпируемость. Все эти свойства позволяют создавать легкую многослойную одежду сложного кроя с большим количеством декоративных элементов: оборок, воланов, рюшей и т.п. Но при этом даже простой фасон благодаря мягкости материала будет смотреться выигрышно.

Шёлк - мягкая из нитей, добываемых из . Изначально шёлк происходил из и был важным товаром, который доставлялся в по . Длина шёлковой нити (шелковины ) из одного кокона достигает 800-1000 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, отражает свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

Хло́пок - растительного происхождения, покрывающее семена , важнейшее наиболее дешёвое и распространённое растительное волокно .

Приложение 6

РЕЗУЛЬТАТ ПРОВЕДЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Акриловые краски

Гуашь

Приложение 7

(с учетом стоимости работы)

пп

Необходимые материалы

Стоимость

Ткань основная (шифон)

2 м. по 130 руб.

2x 130=260 руб.

Ткань подкладочная (атлас)

1м. по 180 руб.

1х180=180 руб.

Состав резервирующий «Батик»

15 руб.

Краски акриловые « DECJLA »

5х5=25 руб.

10квт/час по 2руб. 33 коп

Раскрой и пошив платья

По договоренности: раскрой – 100руб., пошив 800 руб.

900 руб.

Ручная работа

1 кв. м. = 3000 руб.

1,5х3000=4500 руб.

Итого:

5900руб. 33 коп.

Материалы, необходимые для росписи ткани и пошива платья для танцев

(без учета стоимости работы)

пп

Необходимые материалы

Условная цена за единицу предмета

Стоимость

Ткань основная (шифон)

2 м. по 130 руб.

2x 130=260 руб.

Ткань подкладочная (атлас)

1м. по 180 руб.

1х180=180 руб.

Состав резервирующий «Батик»

15 руб. (что использована лишь часть резерва)

15 руб.

Краски акриловые « DECJLA »

5 руб. (5 цветов с учетом, что использована лишь часть краски)

5х5=25 руб.

Затраты на электроэнергию (пошив, глажка и пр.)

10квт/час по 2руб. 33 коп

2руб.33 коп.х10=20руб. 33 коп

Раскрой и пошив платья

По договоренности: раскрой – 100руб.

100 руб.

Итого:

600 руб. 33 коп.

Приложение8

В РЕЗУЛЬТАТЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДАННЫЕ:

60% опрошенных сказали, что у не слышали ни разу слово «батик»

35% знают, что такое «батик»

25% имеют представление о том, что такое «батик»

    Для многих учащихся «батик» – понятие малознакомое.

    Радует, что некоторые учащиеся знают, что такое «батик» и даже знакомы с его видами.

    Некоторым даже известно, какие краски используются при росписи ткани.

Приложение9

Следующий метод исследования – сравнение.

Я сравнила ручной и производственный способы росписи ткани.

Результаты мы можем увидеть в представленной таблице.

Характеристика

Производственный способ (роспись)

Ручной способ (роспись)

форма

Массовое производство, похожи друг на друга

Индивидуальная нестандартная

цвет

Неестественные тона

Мягкие природные тона

материалы

Вредные красители

Натуральные, экологически чистые

функциональность

Стандартна, притупляет вкус к разнообразию и фантазии

Позволяет мечтать и фантазировать, приучает к труду и рукоделию

цена

Дорогая

Менее затратна, так как сделана своими руками

Приложение10

АНКЕТА

Здравствуйте!

Просим Вас принять участие в опросе, посвященном изучению батика. Просим Вас ознакомиться с данной анкетой и ответить на содержащиеся в ней вопросы.

Вопросы анкеты

    Знаете ли Вы, что такое батик?

    Да

    Нет

    Какие виды батика Вы знаете?

    Да

    Нет

    Какие материалы используются в батике?

_________________________________________________

    Для чего нужен батик?

________________________________________________________________

    Знаете ли Вы откуда в России появился батик?

    Да

    Нет

    Хотели бы Вы иметь дома картины или одежду, расписанную в технике батик?

    Да

    Нет

Укажите, пожалуйста, некоторые данные о себе:

Ваш пол: мужской

женский

Ваш возраст:

Благодарим Вас за помощь в проведении исследования!

Узелковый батик по праву считается самым простым видом росписи тканей. Здесь не требуется особых художественных талантов или предварительной подготовки эскизов, даже резервирующий состав не нужен – только ткань, краситель и различные шнурки, веревочки, камушки, пуговки и прочая мелочь, с помощью которой можно создать узоры на ткани. Сегодня мы сделаем узелковый батик по пошаговому мастер-классу, который будет описан в нашей статье!

Техника выполнения узелкового батика заключается в определенном складывании или завязывании ткани с последующим нанесением красителя, при этом в места перевязанные узлами краситель не попадает и образует причудливые и непредсказуемые узоры и переливы цветов.

Узелковый батик отлично подходит для начинающих рукодельниц, которые только начинают осваивать этот вид искусства, с его помощью можно наглядно увидеть и понять, как смешиваются краски между собой, как ведут себя на различных тканях, чтобы потом применить эти знания в более сложных видах росписи. К тому же не нужно покупать дорогостоящие материалы, инструменты, красители и прочие атрибуты для росписи тканей – для первого раза можно попробовать создать замысловатый узор на футболке или окрасить шарф. Способы складывания ткани в узелковом батике могут быть самые различные – можно просто завязать несколько узлов, можно перевязать часть ткани шнурками, а можно сложить в технике оригами – все, что будет угодно для вашей фантазии. С узелковым батиком очень приятно экспериментировать – каждый раз получается что-то новое и интересное.

В узелковом батике используются анилиновые краски для хлопчатобумажных тканей, которые можно купить в специализированном магазине. Если у вас другая ткань, то и краски выбирайте соответствующие, иначе конечный результат может быть не таким, как описано на тюбике с краской.

Некоторые художники в своих работах совмещают узелковый и холодный батик, окрашивая сначала фон с помощью узлов и перевязок, а затем уже наносят определенные рисунки на готовый фон или с помощью узелков получают определенные рисунки, а затем дорисовывают к ним остальные элементы. Получается очень необычно и оригинально.

Для более подробного ознакомления с технологией узелкового батика, предлагаю вашему вниманию мастер-класс по окрашиванию обычной светлой бязи (можно взять любую другую хлопковую ткань, главное чтобы она была светлого цвета).

Мастер-класс по окрашиванию ткани в технике узелковый батик

Необходимые материалы и инструменты:

  • Кусок хлопковой ткани размером около 40*40см;
  • Простой карандаш;
  • Прочные нитки для прошивания;
  • Красители;
  • Кальцинированная сода (необходима только для краски под запаривание «Гамма» или порционных красителей);
  • Швейная игла;
  • Шприц для инъекций без иглы.

Этапы работы.

Готовим раствор кальцинированной соды в теплой воде в соотношении 1/4 стакана соды на литр воды, хорошо размешиваем до полного растворения соды. На подготовленном кусочке ткани прочерчиваем абсолютно произвольно три геометрические линии.

По размеченным линиям прокладываем разнообразные стежки (не забудьте завязать узелки на конце нити, чтобы строчка не распустилась).

Все прошитые строчки аккуратно стягиваем до предела и закрепляем узелками, чтобы ткань не распускалась, должна получиться вот такая картина

Получившийся узелок погружаем на 30 минут в заранее подготовленный раствор кальцинированной соды.

Через 30 минут вытаскиваем узелок из раствора, отжимаем излишки жидкости и раскладываем ткань на полиэтилене.

Поливаем нашу ткань красителем темного цвета с помощью шприца, затем помещаем ее в полиэтиленовый пакет и оставляем прокрашиваться примерно на сутки.

Когда ткань достаточно прокрасилась, прополаскиваем ее вначале в холодной, затем в теплой воде, затем аккуратно распускаем строчки и простирываем ткань в теплой воде с туалетным мылом. После высыхания разглаживаем утюгом. Работа завершена.

При окрашивании различными красителями и разных тканей необходимо строго соблюдать инструкцию на упаковке, иначе есть риск безвозвратно испортить ткань или вещь, которую решите украсить подобным образом.

Такая технология окрашивания позволяет создавать оригинальные платки, шарфы или салфетки, используя самые простые материалы (например, из старого постельного белья можно сделать комплект кухонных салфеток).

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов, из которых вы сможете более наглядно узнать, что же такое узелковый батик и как сделать оригинальные вещи из обычных материалов.

Интересуетесь интересными хобби? Не упустите возможность попробовать одну из древнейших техник рисования – батик. Немного усилий и в руках окажется настоящий шедевр.

Батик – искусство нанесения рисунка на ткань, известное с древних времен. На протяжении многих веков предметы из батика высоко ценились, а мастерство некоторых художников достигало невероятного уровня. Интересно, что во многих уголках мира – Индии, Африке, Индонезии, Японии искусством батика традиционно занимались исключительно женщины. Возможно, это связано с тем, что ремесло это требует кропотливой работы, внимания к деталям, а также тонкого женского чутья в выборе цвета.

История магического ремесла

Первые ткани с рисунками появились еще в 4 веке до н. э.. Это были материи, которые египтяне использовали для ритуального погребения мумий. В 7 веке н. э. батик начал распространятся в Китае и Японии. Это искусство стало широко известным в Персии, Шри-Ланке, Малайзии, Перу.

Пожалуй, наиболее известная своим неповторимым батиком страна это Индонезия, где искусство художественной росписи по ткани пустило корни еще в 12 веке. Вариаций традиционных изображений для батика здесь насчитывается около трех тысяч! Узоры наносятся воском – индонезийская технология относиться к горячему батику. К этому виду искусства у местных жителей отношение особое – здесь до сих пор верят в его магические и целебные свойства.

Так, например, в свадебном обряде батиковым платком принято связывать молодых, дабы объединить их души воедино. А младенцев в этих краях заведено носить, обернув в расписной шарф, переброшенный через плечо. Индонезийцы также верят, что батик имеет мощную энергетику и способен даже исцелить от недуга.

Большое значение также придается цветовой гамме – считается, что каждый цвет батика может определенным образом влиять на человеческую натуру. К примеру, сиренево-розовый помогает сохранить красоту и продлить молодость.

В начале 20-го века искусство батика стало особенно популярным среди некоторых племен Африки, в частности проживающих в Нигерии и Сенегале. Традиционный батик народности йоруба носит название адире – он до сих пор широко популярен среди нигерийцев.

Следуя многовековой традиции, узоры наносят крахмальной массой при помощи перьев, затем ткань окрашивают натуральным красителем в цвет индиго. Из такой ткани шьют как повседневную, так и праздничную одежду. При этом рисунки являются своеобразным кодом, несущим в себе историю племени.

Также среди африканских народностей популярен и другой способ орнаментирования материи: до погружения в краску ее прошивают или завязывают определенным образом – так мастера получают причудливые узоры на ткани. Этот способ называют также «узелковым» батиком.

Огромной популярностью он пользовался в 60–70-е годы 20-го века среди представителей движения хиппи. Благодаря такому окрашиванию ткани на одежде молодых людей появлялись яркие психоделические разводы с эффектом сияния.

Виды и классификация батика

В зависимости от техники исполнения, различают такие виды батика:

  • холодный – для этой техники контур рисунка наносится резервирующим веществом на основе бензина, резинового клея и парафина;
  • горячий – рисунок наноситься жидким восковым составом (горячим) не только на контур, но и на каждый цвет; после окончания работы воск снимают при помощи бензина;
  • узелковый – узор получают, завязывая ткань определенным способом (без использования резерва) и либо окуная в краситель, либо нанося его кистью.

Техника холодного батика

Горячая техника

Иногда в отдельный вид выделяют свободную роспись, в которой контурная жидкость (резерв) не используется, а рисунок просто наносится краской.

Технология горячего батика более сложная и трудоемкая, поэтому новичкам лучше остановиться на холодном варианте. Что касается узелкового батика, то эксперименты с этой техникой в домашних условиях могут оказаться весьма интересными, причем получить впечатляющие результаты можно уже с первого раза.

Особенности техники холодного батика

Батик как хобби подойдет собранным и терпеливым людям, так как процесс этот довольно трудоемкий и длительный. Однако получив первые результаты своего творчества, вы не пожалеете ни на минуту, что выбрали именно роспись по ткани. Техника батика для начинающих мало чем отличается от техники для профессионалов. Существует ряд требований, которые необходимо выполнить прежде, чем браться за работу.

Для холодного батика хорошо иметь отдельное рабочее место – идеально подойдет балкон, или другое хорошо-проветриваемое помещение, так как вдыхать пары резервирующего вещества не слишком полезно для здоровья (в его состав входит бензин).

Если вы планируете использовать расписанную ткань для практического применения (в виде шарфа, скатерти и т.п.), то имейте в виду, что в этом случае потребуется дополнительный этап по закреплению краски – иначе при первой же стирке все краски смоются.

Существует несколько способов закрепления в домашних условиях:

  • запекание изделия в духовке при температуре ~ 150 градусов в течение 15-20 минут (ставить изделие нужно в холодную духовку, предварительно обернув в белую хлопковую ткань, после выключения духовки батик не стоит доставать в течение часа);
  • запаривание на водяной бане без контакта изделия с водой или конденсатом (в этом случае батик оборачивается в ткань и в бумагу несколько раз, а затем помещается в кастрюлю с кипящей водой так, чтобы до воды было около 5-ти сантиметров: либо привязывается к ручкам кастрюли за веревочки, либо крепится на сетку сверху);
  • закрепление утюгом происходит так: каждые 10 см кв. проглаживаются в течение 3-х – 5-ти минут (режим глажки должен соответствовать ткани);

Успех закрепления цветов зависит также от качества самих красок, однако в любом случае, стирать батик стоит только в прохладной воде с небольшим добавлением уксуса.

Что нужно приготовить для первых занятий

Пяльцы или рама

Если вы собираетесь наносить рисунок на небольшую площадь ткани, вам подойдут пяльцы для . Если же вы хотите работать с большим форматом, вам понадобится специальная рама для батика или обычный подрамник, на котором нужно будет закрепить ткань.

На раме ткань крепится на специальные крючки, которые обычно идут с ней в комплекте. На подрамнике можно закрепить ткань с помощью нитки и иголки так, чтобы сама ткань не соприкасалась с рамой. Возможен и более простой вариант: закрепить ткань кнопками или мебельным степлером (естественно с шелком так поступать не стоит).

Ткань

Для батика лучше всего использовать тонкие натуральные ткани: шелк, батист, двунитку. Плотная ткань не подходит, так как резерв может не пройти сквозь толстые волокна и в этом месте затем возникнет «взрыв» краски – один цвет будет затекать на территорию другого. Для лучше остановить свой выбор на батисте.

Бумага

Для предварительного эскиза вам потребуется лист тонкой бумаги такого же размера как область рисунка на батике.

Материалы и инструменты

Краски, резервирующее вещество, стеклянная трубочка для резерва – обычно все это есть в наборе для батика. Иногда можно встретить контурную жидкость, уже готовую к нанесению, – в виде тубы с тонким наконечником. В таком случае стеклянная трубочка не понадобится.

Можно пойти и более сложным путем – сварить резерв в домашних условиях, а вместо трубочки приспособить бутылочки с подходящими насадками. Однако варить смесь из бензина и резинового клея – занятие не только не из приятных, но еще и пожароопасное.

Поэтому приобрести готовый набор материалов из всего, что нужно для батика – наилучший вариант. Краски в нем чаще всего идут в виде жидкости, реже в виде порошка, который нужно развести с водой.

Для работы с батиком лучше всего надевать рабочий халат или одежду, которую не жалко запачкать, так как с выведением пятен от краски могут возникнуть проблемы. Кисти для батика должны быть не жесткие – идеально подходят мягкие синтетические или беличьи.

От подготовки к шедеврам

Этапы работы над батиком:

  1. На первом этапе нужно натянуть ткань так, чтобы она не провисала; часто мастера батика предпочитают натягивать материю в мокром виде – после высыхания она становится более упругой;
  2. на втором этапе ведется подготовка эскиза – его рисуют на бумаге карандашом, хорошо надавливая на стержень.
  3. На третьем этапе эскиз переводится на ткань – бумагу закрепляют под материей, чтобы линии рисунка можно было обвести на ткани карандашом (для этой цели подойдет мягкий карандаш).
  4. На четвертом этапе следует обвести контуры резервом – он останется белым (при желании можно окрасить резерв с помощью подходящего пигмента); резерв набирается таким образом: носик стеклянной трубочки опускается в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставляется резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость всасывается в трубочку.
  5. На пятом этапе нужно провести проверку контура – после полного высыхания резерва на батике нужно кистью смоченной в воде пройтись по всему рисунку по одну сторону от контура, и через несколько минут проверить, не перешла ли вода за линию резерва; если вы обнаружили места, где контур оказался слабым, нужно после полного высыхания ткани снова пройтись резервом по этим местам;
  6. На шестом этапе происходит окрашивание батика.
  7. На седьмом этапе батик снимается с рамы и закрепляется при помощи запекания, запаривания или проглаживания.

После окончания сеанса, резерв нужно выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине, иначе остатки резервирующего вещества затвердеют, и инструмент будет не пригоден для дальнейшего использования. Готовую работу хорошо оформить в раму с широким паспарту.

Интересный эффект получается от нанесения крупной соли на влажную окрашенную ткань – она оставляет белесые разводы, впитывая в себя часть краски. Иногда, мастера батика умудряются создавать интересные композиции, пользуясь исключительно этим приемом, даже без использования резерва.

От хобби к профи

Занимаясь росписью ткани, вы непременно почувствуете свою причастность к высокому искусству. Батик в качестве хобби сегодня особенно популярен. Это связано, прежде всего, с тем, что этот вид творчества открывает перед начинающим художником огромные возможности для самореализации. Посвящая время батику, вы будете постоянно находиться в поиске новых идей, тем или приемов. А ощутив прелесть растекания красок по материи, рисование по бумаге покажется вам скучным занятием.

При серьезном подходе к работе вы сможете вскоре стать настоящим профи в этом деле. Большинство людей, для которых батик является основным доходным занятием, когда-то начинали с него в качестве хобби. К тому же роспись по шелку и сейчас ценится очень дорого и, воспользовавшись нашими , вы сможете заработать на этом хобби.

Цель: Развить интерес у воспитанников к популярному виду искусства – узелковому батику.

  • познакомить детей с техникой создания узелкового батика;
  • научить создавать декоративные узоры на ткани при помощи завязывания узлов различной сложности;
  • научить применять данную технику в готовых изделиях;
  • самостоятельно выполнять швейное изделие с последующим украшением узелковой техникой;
  • формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;
  • формировать качества творческой личности такие как: художественное самовыражение, развитие чувства композиции, эстетическую культуру выполнения изделий для быта и одежды.

Тип урока.

1-я часть урока: Теория. Наблюдение, усвоение нового материала.

2-я часть урока: Практика. Импровизация и фантазия.

  1. История возникновения батика.
  2. Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков на ткани.
  3. Инструменты и приспособления.
  4. Правила техники безопасности
  5. Определение расположения узора на изделии (эскизы).
  6. Определение цветогаммы для узора.
  7. Определение способа завязывания узлов.
  8. Красители естественные.

Методическое оснащение урока.

  • Швейный кабинет
  • Стол раскроя
  • Манекен
  • Инструменты и приспособления
  • Ткань для узелковой техники
  • Информационный материал в виде иллюстраций
  • Образцы узелковой техники, имитирующие переднюю часть топа
  • Салфетки для самостоятельной работы
  • Схемы завязывания узелков в эскизах
  • Терминология (новые слова)
  • Образцы готовых изделий с применением узелковой техники
  • Стенд с эскизами изделий с различным цветовым решением и расположением узора на ткани
  • Таблица “Изменение цвета путём смешивания двух красителей”
  • Иллюстрации моделей из журналов мод

Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Проверка явки учащихся.
  • Проверка готовности к занятию.
  • Организация рабочих мест.

Изложение нового материала. История возникновения батика .

Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей.

Так, например в Индии широко распространился способ “бандхари ”.

Перед окрашиванием ткани определённые её участки крепко перевязывались суровой нитью или сама ткань завязывалась узлом. Так на цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия.

Это название изменилось сегодня и звучит – “бандана”, что означает “обвяжи – окрась”.

Уже в самом переводе заложен смысл узелковой техники. К сведению: знаменитая краска “индиго” в Европу была завезена также из Индии.

Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии.

В Европе этот вид художественной росписи стал известен в ХIХ веке.

В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.

Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки…

Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире, в том числе и в России.

Существует несколько видов батика:

  • техника горячего батика (парафин);
  • техника холодного батика (резерв);
  • техника набивного батика (штамп, трафарет);
  • техника узелкового батика (узлы).

Сегодня мы изучим технику узелкового батика

С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине.

А главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.

Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ.

Часто изделия, выполненные в этой технике, дополняют вышивкой, бисером, жемчужинами, стразами, блёстками…

Расписывать ткань можно в домашних условиях, но обязательно соблюдать технику безопасности.

Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов.

Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура.

Для получения симметричных узоров, ткань складывается в два раза и только потом на ней завязываются узлы.

Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость узора.

Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.

Иногда результат крашения может огорчить, т.к. ткань может быть неправильно заложена, слабо затянута шнуром или место узора определено неудачно.

Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах.

Немного о красках и красителях.

В художественной росписи тканей используются красители, хорошо растворимые в воде, имеющие большую гамму чистых и ярких красок.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных красителей, но в зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и естественные. Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители, однако для росписи ткани предпочтение отдаётся натуральным красителям, которые получают из природных материалов.

Естественные красители бывают растительного происхождения. Они содержатся в корнях, листьях, древесине, коре деревьев, а также в плодах и цветах различных растений.

Так, например:

Оттенки жёлтого цвета

Растения

1 Ярко-жёлтый Листья берёзы Начало лета
2 Тёмно-жёлтый Старые пихтовые шишки Весна
3 Тёмно-жёлтый Луковая шелуха
Оттенки коричневого цвета
1 Светло-коричневый Молодые шишки пихты Весна
2 Коричневый Опавшие листья яблони Осень
3 Чёрно-коричневый Листья и стебли картофеля
4 Бежевый Крапива Всё лето
5 Ярко-коричневый Опавшие листья осины Осень
Оттенки зелёного цвета
1 Зелёный Пихта Весна
2 Светло-зелёный Листья осины Лето
3 Тёмно-зелёный Картофельный стебель и листья Период цветения
Оттенки синего цвета
1 Синий Полевой василёк Период цветения
2 Светло-синий Корни пырея Лето
Оттенки красного цвета
1 Пурпурно-красный Опавшие листья клёна Осень
2 Ярко-красный Плоды черешни Начало лета
3 Тёмно-красный Корни и листья щавеля Весна
4 Сине-красный Цветы подорожника Лето
Оттенки чёрного цвета
1 Чёрный с коричневым оттенком Кожура граната

Техника безопасности:

  • При крашении работать в перчатках;
  • Пользоваться посудой с устойчивым дном;
  • Накрывать стол плёнкой;
  • Не ставить краски на край стола;
  • Вынимать изделие из кастрюли щипцами;
  • Соблюдать осторожность у электроплиты;
  • Волосы убрать под косынку;
  • Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.

Самостоятельная работа

Занятие упражнений и экспериментирования.

Для работы нужны следующие материалы:

  • Однотонная ткань светлых тонов;
  • Крепкие нитки или шнур;
  • Анилиновый краситель;
  • Уксус, соль, свеча.

И приспособления:

  • Эмалированная кастрюля;
  • Деревянные щипцы для помешивания ткани;
  • Резиновые перчатки;
  • Прищепки;
  • Крупные бусины или камушки (для обвязки шнуром).

1-й этап выполнения узелкового батика:

  • Создать эскиз изделия;
  • Определить и наметить расположение узора на изделии;
  • Определить цвет для окрашивания;
  • Определить способ завязывания узла.

Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах

Итак, на сегодняшнем занятии будем выполнять узор “солнышко” на хлопчатобумажных салфетках.

Узор “Солнышко”

Для получения узора “солнышко” на ткани карандашом нарисовать круг и по контуру прошить смёточным швом, стянуть и плотно обмотать ниткой. В другом месте можно завязать узел (плотно), чтобы краситель во время крашения не проникал в складки ткани, образуя лучевидные разводы.

Можно в намеченное место для узора вложить крупную бусину и обвязать её шнуром, затем чуть ниже снова обвязать крепко шнуром и так несколько раз.

Можно также самостоятельно придумать узор комбинированный, состоящий из нескольких узоров “солнышко”.

Узлы завязывать необходимо очень туго, чтобы краситель не проник в завязанную часть ткани. Для этого можно шнур или нитки обработать парафиновой свечой. Итак, салфетки с завязанными узлами готовы, теперь необходимо выбрать цвет красителя, можно несколько цветов. Экспериментируйте, создавайте свой неповторимый узор, чтобы придать своей работе выразительность, гармоничность.

Сохраняющие здоровье технологии: Физкультминутка.

Снятие усталости с глаз:

  • Быстро и сильно потереть ладони друг о друга так, чтобы они стали горячими. Затем приложить ладони к глазам и подержать минуту.

Снятие напряжения со спины:

  • Откинуться на спинку стула, медленно поднять руки вверх, делая глубокий вдох и медленно опуская руки – глубокий выдох. Повторить несколько раз.

Подготовка красителя и крашение заготовки (на занятии используем анилиновый краситель).

  • Подобрать краситель.
  • Высыпать порошок в стеклянную банку, добавить 1 стакан горячей воды, размешать.
  • Профильтровать раствор через марлю.
  • Осторожно влить раствор в кастрюлю и разбавить водой (до 2-х литров).
  • Перед окраской нагреть раствор до 40-50%.
  • Намочить ткань и опустить в красящий раствор.
  • Красить на медленном огне 20-30 минут, периодически помешивая ткань.
  • Приподнять щипцами ткань и добавить в раствор 2 столовые ложки соли.
  • Опустить ткань, выключить плиту и оставить в растворе на несколько минут.
  • Осторожно вынуть ткань, прополоскать в тёплой воде, затем в холодной, добавив 1 столовую ложку уксуса на 4-5 л воды.

Следующий этап работы это крашение заготовок.

Дети по очереди подходят к заранее подготовленному красящему раствору, который стоит на электроплите доведённый до необходимой температуры, и осторожно опускают свои работы в определённый цвет красителя.

Инструктаж во время проведения крашения салфеток:

  1. Перед работой надевать резиновые перчатки.
  2. Салфетку держать в растворе не более 1 минуты (только для данного занятия, в целях сокращения учебного времени).
  3. Вынимать салфетки из раствора щипцами. ОСТОРОЖНО!

Главный этап работы – развязывание узлов!

Прополоскать в холодной воде, отжать и осторожно развязать узлы!

  • Анализ завязанных узлов.

После того, как все дети окрасили свои салфетки, приступаем к анализу завязанных узлов и получившихся узоров.

  • Удовлетворение результатами крашения.

Вопрос педагога: Все ли довольны полученным узором?

  • Разбор типичных ошибок.

В тех салфетках, где узор нечёткий, расплывчатый, узлы были недостаточно туго завязаны.

  • Заинтересованность техникой узелкового батика.

Вопрос педагога: Понравилось ли вам заниматься узелковым батиком? Появилось ли желание окрасить для себя банданы, топы, футболки?

  • Благодарность воспитанникам за работу.

Молодцы! Сегодня вы все активно, заинтересованно и результативно поработали!

И самое главное – рационально использовали рабочее время.

Актуализация полученных знаний по теме.

Фронтальный опрос.

  • В чём секрет техники узелкового батика?
  • Какие бывают красители?
  • Что такое естественные красители?
  • Где и когда появилась техника узелкового батика?
  • Чем можно дополнять узелковый узор?
  • Техника безопасности при работе с нитками во время окрашивания изделия?

Подведение итогов занятия:

Домашнее задание.

  1. Выпарить краску из луковой шелухи.
  2. Покрасить салфетки.
  3. Подготовить старые топы, платки, футболки для выполнения узоров на них.

Уборка рабочих мест.

Мы сможем любую вещь сделать уникальной.

Узелковый батик встречается в культуре многих народов. Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы. Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.

Узелковый батик в Африке

В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.

Узелковый батик в Индии

В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.

Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.


Процесс работы в технике узелкового батика

Подготовка ткани

Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.

Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.

Завязывание узелков

Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.

Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.

Узоры и эффекты в узелковой технике

Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.

Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.

Окрашивание ткани

Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:

  • Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
  • Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.

Многоцветное окрашивание

  1. На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
  2. На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом. Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.
  3. После этого работу снова погружают в раствор красителя более насыщенного оттенка или более темного цвета, чем предыдущий.

Процедуру можно повторить несколько раз. Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.

Закрепление красителя

При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.

При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.

При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.

Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.

При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).

Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.

Сочетание узелкового батика с другими техниками

Узелковый батик можно сочетать с другими техниками - с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.

В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.

Использование узелкового батика

Узелковый батик – техника, не сложная в исполнении, которая позволяет в короткий срок создать эксклюзивный принт, применимый для одежды или интерьера. Кроме того, эту технику можно использовать при окрашивании отшитых предметов одежды. Так, например, часто можно увидеть футболки, окрашенные в этой технике.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.