Световая кисть в фотографии как снимать. Техника съемки со "световой кистью" для чайников

Световая кисть – сегодня довольно распространённый способ съемки, суть которого в том, что фотограф, двигая по композиции узкий направленный пучок света, высвечивает нужные ему детали, как бы «рисуя» светом. Использование такой техники позволяет получить необычный световой рисунок, не такой, как при съемке обычного натюрморта.

На самом деле, техника съемки световой кистью совсем не так сложна, как может показаться. Совсем наоборот – для новичков съемка с помощью световой кисти может оказаться даже проще, поскольку для создания красивых фотографий в большинстве случаев не требуется профессиональное студийное оборудование, и творчеством можно заниматься дома. Все, что вам потребуется, я перечислила ниже:

Инвентарь

Темная комната

Темная комната обязательна, т.к. рисовать светом мы будем в темноте. Зимой с темной комнатой проще, а вот летом приходится либо ждать позднего вечера, либо уходить в ванную.

Штатив

Камеру обязательно придется устанавливать на штатив, поскольку мы будем работать на довольно длинных выдержках в несколько секунд.

Камера

Камера может быть любой – хоть цифровой, хоть пленочной. Главное условие – вы должны иметь возможность устанавливать на камере ручные настройки и включить ручной фокус.

Для новичков цифровая камера, пожалуй, будет более удобной, т.к. с ее помощью проще делать несколько дублей и сразу смотреть на результаты.

Светосильный объектив

Почему объектив должен быть светосильным? Как я уже сказала, работать мы будем на довольно длинных выдержках. Если мы снимаем цифровой камерой, каждая лишняя секунда весьма ощутимо добавляет на наш кадр цифровой шум, что, безусловно, портит итоговое изображение.

Несколько фонариков

Фонарики – это и есть «световая кисть». На самом деле, настоящая профессиональная световая кисть – это довольно сложный и дорогой прибор, который умеет держать постоянную цветовую температуру около 5500 K (что соответствует дневному свету), позволяет использовать различные насадки и фильтры.

Однако на деле дорогущий профессиональный прибор можно заменить набором обычных недорогих фонариков, которые продаются в любом магазине техники. По крайней мере, я с успехом их использую и разоряться на дорогой «прибамбас» не планирую.

Крем

Крем может быть любым – для рук, для лица, для тела. Главное – крем должен быть бесцветным.

Крем я наношу прямо на фонарик - это как раз смягчает и свет, и тени. Чем гуще слой крема, тем мягче свет. Но имейте в виду – перед каждой новой съемкой необходимо очистить фонарик от крема и намазать новым слоем, иначе засохший крем даст очень неэстетичные полоски, которые могут быть плохо заметны на экране камеры, зато на мониторе выявят себя препротивным образом.

Кусок битого хрусталя

Хрусталь, как и крем, я использую в качестве фильтра. Пропуская пучок света через хрусталь, можно получить разные красивые блики и всполохи.

Объекты съемки

Это объекты, из которых вы будете строить свою композицию. Тут все зависит от вашей выдумки и фантазии.

Подготовка к съемке

Итак, весь нужный нам инвентарь готов, начинаем готовиться к съемке.

Составляем композицию нашего натюрморта, ставим камеру на штатив, выбираем нужный ракурс, кадрируем будущий снимок.

Я всегда сначала выставляю натюрморт в комнате при свете. Фокусируюсь в нужную точку на автоматическом фокусе, потом ОБЯЗАТЕЛЬНО перевожу на ручной фокус и стараюсь уже не сдвигать камеру. Зачем переводить камеру в режим ручной фокусировки? Если мы этого не сделаем и попытаемся снять натюрморт на автоматическом фокусе, то после выключения света камера начнет долго искать, целиться, и в результате кадр будет убит.

Теперь устанавливаем на камере нужные нам настройки - диафрагму, ИСО и выдержку. Я всегда снимаю на ручных настройках. При этом я стараюсь не ставить ИСО больше 160, а выдержку не делаю дольше 8 секунд, в противном случае могут появиться шумы. Как я уже писала чуть выше, каждая лишняя секунда тут играет роль. Если натюрморт уж очень большой, то лучше снять два кадра, а потом склеить.

Теперь ставим задержку съемки. Очень советую либо ставить задержку съемки на несколько секунд, чтобы не прыгать от камеры к натюрмортному столу, либо пользоваться пультом. Сама я пульты не очень люблю, но многим с пультами удобнее.

Съемка

Наконец, все готово – осталось только выполнить съемку. Выключаем свет, жмем на спуск, встаем сбоку от нашего натюрморта и снимаем! Почему надо встать сбоку от натюрморта? Потому что освещать композицию лучше всего именно боковым светом. Боковой свет создает объем. Если же светить, стоя около камеры, то луч «припечатает» объекты к фону, и кадр получится плоским.

Какой должен быть порядок съемки? Обычно я сначала подсвечиваю фон, особенно тогда, когда хочу «нарисовать» светом на фоне лучи «солнца». Чаще всего я свечу треть времени на фон, треть времени – на сами объекты, прорисовывая предметы и сюжетно важные точки композиции. Свечу всегда строго по очереди, не перескакивая. Последнюю треть времени я направляю свет в потолок. В моей древней квартирке потолки совсем низкие и при этом белые. Они срабатывают как отражатель – рассеивают свет и смягчают натюрморт. Если потолки высокие, то можно над головой прикрепить ватман, как крышу. Некоторые авторы советуют в последние секунды просто включить свет в комнате. Я так не делаю НИКОГДА и НИ ЗА ЧТО. Свет будет по температуре обязательно отличаться от фонаря, яркость будет другая. Возьни с обработкой прибавится.
Обычно я делаю по 4-6 дублей. Понятно, что не получится сделать все дубли совершенно одинаковыми – ведь траектория движения луча фонарика будет каждый раз хоть чуть-чуть отличаться. Но к последним кадрам уже будут видны все ляпы, и траекторию подсветки можно будет скорректировать:-).

Источники света для фотографа являются инструментами, именно с их помощью появляется картина, прорисовываются детали, добавляется интрига и создается сюжет и внутренняя философия. Световая кисть – тонкий точечный луч, управляемый художником при создании шедевров. С ее помощью можно аккуратно и ненавязчиво выделить сразу несколько участков снимка, расставить акценты и подчеркнуть фактуру, форму или цвет объекта съемок. Существуют несколько видов техники применения световой кисти в фотографии, возможности и рамки ограничены только фантазией фотографа.

Что такое световая кисть

Если говорить технически, световая кисть – небольшой пучок света, направляемый фотографом на небольшой участок снимаемого объекта. Таким образом источник должен быть подвижным, регулируемым и компактным. Самый простой пример световой кисти – обычный карманный фонарик. Он дает узкий направленный луч при настройке на самый узкий диаметр, расстояния вполне достаточно, чтобы комфортно управлять его местоположением на снимаемом объекте.

Существуют специализированные устройства для подачи света точечно, главный их недостаток – высокая цена, как и любого профессионального оборудования. Лампа такого источника имеет постоянную цветовую температуру (примерно 5500 К), а также позволяет использовать цветные фильтры и различные насадки. Если вы снимаете натюрморты и портреты световой кистью достаточно часто и занимаетесь таким жанром профессионально, то целесообразно будет ее приобрести. Фотографу любителю, когда он редко пользуется этим приемом, достаточно будет самодельно устройства. Светит хороший фонарик также, а некоторые неудобства можно потерпеть.
Световая кисть используется наиболее часто в съемках натюрмортов, а также для портретной или предметной фотографии. Высшим пилотажем можно считать использование данного приема в пейзаже, но тогда «фонарик» должен быть значительно мощнее.

Сделать световую кисть своими руками

Можно приобрести оборудование в магазине, тогда будет проще настраивать подачу света, диаметр пятна, добавлять фильтры. Но можно сделать световую кисть самостоятельно и сэкономить. В интернет магазинах устройство будет стоить от 3000 до 15000 рублей.
Первое, что нужно взять – правильный фонарик. Лучше всего использовать галогеновый, он достаточно яркий и не изменяет цвета объекта. При выборе попробуйте максимально сузить световое пятно, чем меньше диаметр можно сделать, тем точнее будет прорисовка на фотографии. Еще один важный момент – вес фонаря, его придется держать долгое время, если он будет тяжелый, руки быстро устанут и точность направления луча значительно снизится.

Для более точной направленности света можно применить просто дополнение – тубу из картона или бутылки. Они крепятся на фонарик создавая ограничитель для светового потока. Свет меньше рассеивается и в большем объеме попадает на объект съемки. Конструкция с возможностью перемещать фонарь внутри трубки даст возможность регулировать ширину пучка света.

Такое устройство позволит вам «рисовать» по объекту бликами света, высветляя из темноты нужные элементы. Конструкция достаточно легкая, рука не устанет даже после нескольких часов работы с ней, быстро разбирается и собирает, а также просто дополняется фильтрами для создания нужных эффектов.

Готовимся к съемке

Процесс подготовки к съемкам можно условно поделить на 2 этапа: Приобретение необходимого оборудования и детальная проработка макета или задумки. Все это необходимо для упрощения создания фотографии, чтобы не отвлекаться и не нарушать творческий процесс. Для создания снимка световой кистью понадобятся:

  • Камера. Ваш фотоаппарат должен давать возможность настроить экспозицию, выдержку, ISO и диафрагму. Необходимо использовать ручные настройки, они позволяют создать нужные акценты. Хорошим плюсом будет возможность удаленной связи с ПК, чтобы отсматривать уже снятые кадры.
  • Объектив. Выбирайте модель с фокусным расстоянием от 85 мм, такая оптика позволит снизить искажения перспективы до минимальных значений, что актуально при съемках с близкого расстояния.
  • Источник света. Использовать можно все варианты, остановимся на фонарике небольшого размера. Выбирать нужно яркий и с одной лампочкой или светодиодом, несколько будут выдавать блики и точки. Первый вариант подходит для создания эффекта состаренных фото, лампочки дают мягкий теплый свет. А вот светодиоды будут более холодные и отлично подойдут для металлических и стеклянных поверхностей. Важный момент – кнопка включения фонаря, она должна быть мягкой, чтобы в момент нажатия рука не дрогнула от усилий.

  • Штатив. Съемка будет производиться с длинной выдержкой с фиксированным фокусом, камера должна быть зафиксирована. Выбирайте штатив по весу камеры с регулировкой положения в 3 плоскостях минимум, тогда можно выбрать оптимальный ракурс.
    - Спусковой механизм – пульт ДУ, тросик, кнопка, то есть любое приспособление, позволяющее удаленно открывать затвор, исключая колебания и движения руками.
  • Секундомер или таймер. Он позволит правильно отмерить экспозицию.
  • Дополнительные инструменты и атрибуты для создания различных эффектов : стекло, фильтры, насадки, отражатели, горючие жидкости для обрамления объектов в пламенное кольцо, рамки, декоративные элементы.

Фонарики можно брать нескольких вариантов, даже на одном снимке комбинируя ламповые и светодиодные модели, можно добавлять цвет, фоновый свет, блики и другие эффекты. Все зависит от задумки автора, его творческого видения ситуации и возможностей камеры.

Основная «борьба» ведется в графическом редакторе при составлении слоев, настройке баланса белого, усилении или ослаблении подаваемого света, наложении эффектов. Шедевр создается совокупностью всех важных элементов и способностью автора на эксперименты и интересные решения.

Проработка макета должна быть максимально детальной, начиная от расположения каждой семечки и ниточки, заканчивая маршрутов световой кисти по объектам и времени экспозиции каждого элемента. Для этого делаются пробные кадры незафиксированной камерой, выбирается лучший ракурс, композиция и подбираются эффекты. Затем тестируются скорость движения световой кисти по объектам, экспозиция, выдержка, моменты включения и выключения фонаря. На пробных снимках отмечаются элементы, которые необходимо подсветить, последовательность и интенсивность освещения.


Настройки камеры при применении световой кисти

После подготовки всех необходимых инструментов и аксессуаров, после проработки композиции и процесса съемки, можно начинать настраивать камеру. Основные параметры, необходимые для фотографии с применением световой кисти:

  • ISO или светопоглощение;
  • Степень открытие диафрагмы;
  • Длительность выдержки и экспозиции
  • Баланс белого.

Выбираем полностью ручной режим настроек, выставляем максимальный уровень ISO, потому что будет важен каждый квант света. Диафрагму ставим, исходя из мощности фонаря и фокусного расстояние, обычно выходя средние параметры f/8-16. С показателем можно «поиграть», получая интересные эффекты. После настроек диафрагму не трогаем, нам нужна постоянная глубина резкости, а менять резкость и другие параметры можно, за счет ISO и выдержки.

Снимать световой кистью нужно при длительной выдержке, только так можно прорисовать во времен отдельные элементы. Длительность выдержки придется выбирать опытным путем, только так можно понять, оптимальное время на подсвечивание нужного объекта. Обычно ставится не менее 20 секунд.

Можно двигать кистью в реальном времени и получать освещенность большого участка, а можно делать отдельные кадры на каждый луч света, если детали маленькие и такого подхода будет достаточно. Потом все кадры собираются в один путем наложения слоев.

Большинство настроек будут выставляться на месте по ситуации, подбирая оптимальное сочетание «на объекте». Единых рекомендаций и требований невозможно найти, каждый натюрморт уникален, как и творческий подход фотографа.


Процесс съемки с использованием световой кисти

Камера настроена, фотограф готов, все подготовительные мероприятия завершены. Пришло время для решающего этапа – съемки со световой кистью. Поднимается затвор и начинается самое интересное. Нужно перемещать луч фонаря по заданному маршруту не спеша, без резких рывков, для этого используется секундомер. После оформления одного объекта, фонарик выключается или створки закрываются. А луч света переводится на второй объект и так продолжается до момента достижения необходимой освещенности натюрморта или портрета.

С первого раза вряд ли получится высокий уровень, обычно требуется несколько часов, чтобы отработать объект на 100%. Создается нужное количество вариантов с запасом, чтобы затем использовать их в редакторе для сборки общей картины.

Снимать лучше в RAW, чтобы было больше возможностей для редактирования. В процессе работы выводите на экран гистограмму кадра, она четко покажет, что изменить, а где подкорректировать. Если есть возможность вывода снимков на большой экран, обязательно используйте ее, на дисплее не всегда видны детали.


Обработка финальных снимков в редакторе

С камеры фотографии или их заготовки попадают в ПК в графический редактор, самый популярный уже многие годы – Adobe Photoshop, его используют 90% фотографов для работы со слоями и эффектами. Для начала выравниваем баланс белого на всех снимках, отрегулировать яркость и контрастность, особенно актуально, если использовалось несколько источников света.

Для наложения слоев используем режим черной маски, обозначая кисточкой нужные участки на каждом кадре. Соединяем слои, проходим штампом, регулируем резкость и получаем снимок, готовый к наложению эффектов – огонь, текстуры, блики.

Светографика – вариант использования световой кисти

Совсем другой смысл приобретает прием «световой кисти», если использовать его в качестве основного объекта. На длинной выдержке при максимальном ISO в темноте фонарем или другим источником света можно нарисовать практически любую фигуру. Такой прием используется для съемок огненных или световых шоу, когда участники на высокой скорости двигаются огненными шариками или светодиодными фигурами. На выходе получается картина перемещении яркого объекта в течении работы камеры. Длительность выдержки следует выбирать, исходя из скорости движения объекта, если передержать, можно получить хаотичные блики или непонятный узор.






Маленький постскриптум

Чтобы создавать шедевры не требуется специализированная техника, инструменты и аксессуары. Для съемок в технике «световая кисть» понадобится объект, камера, штатив и источник света. Какую подсветку бы вы не выбрали, при правильном применении можно создать уникальную композицию. Этим и отличаются профессионалы от любителей – нужно уметь снимать в любых условиях.

  1. Снимайте как можно больше, берите камеру с собой. Только опыт и выработка интуиции помогут вам легко создавать фотографии.
  2. В качестве световой кисти берется обыкновенный фонарик, им прорисовываются отдельные элементы на снимке.
  3. Съемки должны проходить в абсолютно темном помещении, весь свет создается искусственно.
  4. Тени создаются подсветкой с одной стороны, если хотите добавить их на снимок, подержите фонарик подольше в таком положении.
  5. Комбинируйте фоновый контровый, заполняющий свет, остальное дорисовывайте точечно.
  6. Камера работает в ручном режиме с длительной выдержкой, поэтому крепится к штативу.
  7. Одевайтесь в темную одежду, исключите блики, в том числе и от дисплея камеры.
  8. Не бойтесь экспериментировать с освещением, в этом и заключается «работа» фотографа.
  9. Технику «световая кисть» можно с успехом применять для портретов и натюрмортов, но и в пейзажной съемке добавление точечных участков света может дать интересные эффекты. Тут можно брать фонарик помощнее и побольше, выделять участки стены, деревья, машины и многое другое. Световая кисть поможет вам создавать сюрреалистические композиции, фантастические сюжеты и качественные правильно освещенные снимки. Некоторые эффекты невозможно изобразить никаким другим методом.

В исполнении данная техника считается одной из самых простых, даже новичку будет несложно тренироваться создавать фотографии с подобной подсветкой. Тренируйтесь больше и создавайте шедевры.

В этом уроке мы рассмотрим оригинальную технику съемки неподвижных объектов, которая называется «Световая кисть». Как правило, эту технику применяют при съемке натюрмортов, чтобы обогатить сюжет необычным освещением, которое невозможно выполнить другим способом. Кроме предметной съемки, технику световой кисти используют, правда значительно реже, например, для съемки интерьеров, но в качестве освещения используют другие приборы, нежели тот, о чем пойдет речь в этой статье.

В качестве наглядного примера мы рассмотрим процесс создания натюрморта на кофейную тему. Предлагаю вам проявить фантазию и самостоятельно подобрать предметы для вашей композиции.

Процесс съемки в технике световой кисти условно можно разделить на три этапа: подготовка, съемка и обработка.

Этап первый. Подготовка.
Итак, для съемки, кроме композиции, нам понадобится нейтральный фон, темное помещение и некоторый набор инструментов.


Как вы уже, наверное, догадались, ключевой момент в съемке световой кистью является непосредственно сама световая кисть или, как еще говорят, световое перо. Проще говоря, специальный фонарик. Они существуют в фабричном исполнении, но довольно редки и недешевы. Но такая мелочь, никогда не остановит вдохновленного фотолюбителя. Световую кисть можно довольно быстро изготовить своими руками в домашних условиях из обычного и насадки, задача которой преобразовать широкоугольный свет фонарика в узкий луч. Вариантов изготовления насадки в сети великое множество. Я предпочел использовать черный картон из детского набора для поделок.

Как это делается? Сворачиваем картон в узкую конусную трубочку. Диаметр одного ее конца делаем соответствующим наружному диаметру передней части фонарика, а противоположный скручиваем диаметром примерно в 1 см. Чтобы картон не раскручивался обратно, скрепляем трубочку бумажным или другим скотчем. Бумажным скотч менее липкий и легко отклеивается, если что-то пошло не так, но при этом держит достаточно крепко. Для лучшего отражения света внутри конуса неплохо выполнить внутреннюю поверхность из отражающего материала, например пищевой фольги, скрутив ее одновременно с картоном. Я же использовал фольгированную бумагу, изготовив из нее точно такой второй конус, который вставил внутрь первого. Теперь необходимо надежно, чтобы она случайно не слетала, закрепить полученную насадку на фонарик. Лучше примотать ее скотчем или, например, черной изолентой. Обратите внимание, чтобы при включении фонарика свет ни откуда не пробивался наружу. Это может привести к засветам во время съемки.



Пример разницы светового луча фонарика и фонарика с готовой насадкой.

Наша световая кисть готова! Пора приступать к съемке.

Этап второй. Съемка.
Все приготовления сделаны, сцена подготовлена. Прежде чем установить камеру на штатив, сделайте несколько кадров с разных ракурсов, чтобы выбрать наиболее удачный, а уже потом надежно зафиксируйте камеру. Малейшие сдвиги фотоаппарата могут испортить вам всю работу. Следует сказать несколько слов о подготовке самой камеры к съемке. Есть несколько вариантов съемки: съемка с длительной выдержкой и пошаговой подсветкой всех ключевых зон сцены в течение одной экспозиции, покадровая съемка с подсветкой отдельных элементов в отдельных кадрах. Остановимся на втором способе. Во-первых, он позволяет быстро переснять кадр с неудачным взмахом нашей кисти, во-вторых дает возможность в перерывах между кадрами выйти на свет, чтобы передохнуть и продумать дальнейшие действия, а в-третьих, вы сможете внести некоторые корректировки при последующей обработке отснятого материала, но об этом позже.

Переведите камеру в ручной режим, в том числе и автофокус. Установите значение ISO - 100, чтобы минимизировать шум, а значение выдержки - 15 секунд. Подойдет и более короткое время, но лучше оставить небольшой запас. Диафрагму в зависимости от используемого объектива подберите самостоятельно. Следует помнить, что значение диафрагмы влияет на величину ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Проще говоря, если вы хотите чтобы часть объекта была резкой, а часть выходила из фокуса, устанавливайте меньшее значение диафрагмы и наоборот. Сцены с натюрмортами воспринимаются лучше, если вся композиция находится в фокусе. Также необходимо установить в камере ручной баланс белого, поскольку свет фонарика с лампой накаливания придаст фотографии излишнюю желтизну. Я использовал светодиодный фонарик и в качестве эксперимента для баланса белого установил режим вспышки. Результат меня устроил.


Перед тем как погасить свет подготовьте дистанционный пульт и заранее продумайте, какие участки композиции вы хотите подсветить. Последовательность в нашем случае не столь важна. Главное, не упустить важных деталей и избежать провалов в тенях.

Итак, гасим свет так, чтобы в кадре единственным источником света была наша световая кисть, и нажимаем на кнопку спуска на пульте ДУ. В зависимости от желаемого результата взмахи световой кисти могут различаться. Это могут быть продольные взмахи, круговые движения или точечные мазки.



Подсвечиваем правую часть кофемолки и свиток слева.



Освещаем центр композиции и делаем акцент на плитках шоколада.



Подсвечиваем ящичек и выделяем непосредственно его внутренности.



Освещаем кофейные зерна в кофемолке и подчеркиваем деревянную ручку.

Лучше снимать не в полной темноте, а оставить какой-нибудь тусклый источник света или, например, оставить приоткрытой дверь в помещение. Это даст вам возможность видеть композицию, а не махать световой кистью в полной темноте в поисках объекта съемки. Важно чтобы свет не попадал в объектив. Иначе на снимке будут засвеченные области. Можно воспользоваться и таким способом: сначала включаем фонарик, направляем его луч на объект и нажимает на кнопку затвора. Время подсветки фонариком отдельной точки примерно 3 секунды. Следует отметить, что более темные объекты требуют более длительной подсветки. Например, кофемолка в данном случае подсвечивалась 5-6 секунд.

Прорабатывая светом элементы композиции, не забудьте подсветить и фон, на котором она расположена, чтобы избежать эффекта возникновения вашего натюрморта из полной темноты, за исключением случаев, когда вы сознательно хотите этого добиться.


Когда, наконец, все кадры отсняты, перейдем непосредственно к обработке.

Этап третий. Обработка.
Для обработки отснятого материала нам понадобится Фотошоп. Особых познаний в мастерстве владения этим программным продуктом не потребуется. Все что нужно, это загрузить все получившиеся фотографии в один файл таким образом, чтобы каждый снимок был отдельным слоем. Теперь выбираем в свойствах слоя режим «Lighten» (Осветление). В результате мы получим вот такую картинку.

При необходимости можно подкорректировать яркость отдельных слоев, чтобы компенсировать недостаточную освещенность или наоборот, убрать пересвет отдельных элементов. По завершении можно добавить художественный эффект по вашему усмотрению. У меня получился вот такой результат:

Экспериментируйте! И удачных вам снимков!

Оставайтесь на связи!

Свет является неотъемлемой частью любой фотографии. Даже если мы обратимся непосредственно к происхождению слова «фотография», мы обнаружим там греческое слово «фотос», то есть «свет». А если буквально, то фотография – это светопись, рисование светом. Даже если вы не умеете рисовать, то самое время научиться – сегодня мы научимся создавать интересные натюрморты с помощью… световой кисти. Об этой интересной технике расскажет вам фотограф и преподаватель Ольга Брага.

Световой кистью называют небольшой источник света, который даёт узкий направленный луч. Техника съёмки состоит в том, чтобы в течение длительной выдержки освещать этим лучом каждый предмет натюрморта. При помощи световой кисти можно получить освещение, которое невозможно повторить, пользуясь другими источниками света, расставить акценты. К тому же, мы сможем осветить наши предметы чуть ли не со всех сторон, в течение одной экспозиции и с помощью единственного источника света.


Техника световой кисти особенно интересна, поскольку для получения впечатляющих результатов не требуется никаких особенных технических устройств и условий. Снять эффектный кадр, которому позавидуют многие, вы вполне сможете в домашних условиях!

Что нам понадобится?

    Темнота при съёмке. Чтобы успеть прорисовать все предметы, понадобится длинная выдержка. В помещении не должно быть никаких других источников света – они могут и засветить снимок, и нарушить задуманный световой рисунок. Так что лучше дождаться ночи!

    Световая кисть. Может показаться, что световая кисть – это дорогостоящий прибор. Конечно, «фирменные» кисти существуют в природе, но для наших целей подойдёт обыкновенный фонарик, он справится с задачей ничуть не хуже. Нужно обратить внимание на цветовую температуру - светодиодные фонарики дают слишком холодный свет голубоватого оттенка, поэтому придётся повозиться с настройкой баланса белого. Лучше подобрать фонарик, который даёт нейтрально-белый или тёплый свет. Важно обратить внимание на то, чтобы фонарик давал узкий луч и небольшое световое пятно, тогда вы сможете точечно осветить даже мелкие предметы. Если световой поток слишком широкий, его можно сузить при помощи тубуса или конуса из тёмной бумаги, обклеенного фольгой изнутри.

    Штатив. Так как выдержка будет достаточно длинной, камеру необходимо прочно укрепить на штативе или другой устойчивой опоре. Это поможет добиться необходимой резкости кадра.

    Фотокамера, поддерживающая ручную установку экспозиции. Нам понадобится выставить выдержку и диафрагму вручную: выдержка должна быть длинной, чтобы мы смогли все осветить. Кроме того, глубина резкости должна быть достаточно велика, чтобы в неё попадали все предметы натюрморта, поэтому диафрагму лучше прикрыть.

Съёмка

Для съёмки натюрморта я настроила камеру следующим образом: выдержка 30 секунд, диафрагма f/11, ISO 200. На резкость лучше навестись заранее, а затем отключить автофокусировку: в темноте фокус может уйти с нужной точки. Чтобы не сдвинуть камеру в момент нажатия на спуск, желательно воспользоваться автоспуском с задержкой, а лучше всего - спусковым тросиком.


Итак, выключаем свет, спускаем затвор и начинаем рисовать! В зависимости от вашего желания, свет можно получить или более жёсткий, точечный или более рассеянный. Все зависит от направления света, расстояния от фонарика до предмета и от времени, на которое луч задержится. Можно даже добиться практически заполняющего света, равномерно «заштриховав» весь натюрморт световой кистью, а можно высветить отдельные детали в полной темноте - здесь работает только ваша фантазия. Световая кисть – это очень интересная и непредсказуемая техника съёмки, где результат зависит исключительно от вас.



Павел Шубин: «Полная темнота, выдержка 20 сек. и попытка экспериментировать со световой кистью. Результат очень впечатлил даже после первой попытки, все кадры получаются потусторонне-нереальными. Долго выбирал, какой же кадр из пяти удачных отправлять, в каждом что-то своё, уникальное. Буду обязательно продолжать в этом направлении».


NadezhdaZ: «Здесь световая кисть. Только это не кисть, а очень сильный фонарищще. :) Подсвечивала цветы сверху в полной темноте, по этому свету фокусировалась. В момент нажатия на кнопку фонарик резко убирала вверх. Было несколько дублей: убирала фонарик вверх, вбок, по косой. Когда поняла, что косая линия света на стене смотрится лучше всего, сделала несколько таких снимков. Этот - самый удачный».

Как известно, слово «фотография» означает «рисование светом». Световая кисть придает этому слову буквальное значение.

Световой кистью называется инструмент и техника фотографии, в которой этот инструмент используется. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч. Техника съемки состоит в том, что каждый объект освещается отдельно, «прорисовываясь» на фотографии движущейся световой кистью. В результате получается уникальный световой рисунок, который невозможно воспроизвести другими способами.

Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. Свет строго заданной цветовой температуры, соответствующий дневному свету или свету вспышки, позволяет снимать с такой световой кистью на пленку без цветокорректирующих фильтров. Насадки расширяют возможности инструмента, давая фотографу дополнительные изобразительные возможности.

Но профессиональная световая кисть - дорогой прибор. При съемке на цифровую камеру цветовая температура не имеет принципиального значения, да и насадки не всегда бывают полезны. Поэтому в качестве световой кисти для ознакомительных и учебных целей вполне можно использовать простой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, и вы сможете точно высвечивать мелкие объекты. Лучше всего использовать фонарик с белым светодиодом в качестве источника света. Его свет практически точно соответствует дневному по цветовой температуре, и он очень экономно расходует энергию батареек.

Что необходимо

Съемка со световой кистью не так сложна, как может показаться. Если у вас нет навыков такой съемки, то вам потребуется цифровая камера. Она даст вам возможность сразу же просматривать результат и корректировать свои действия. Очень важно внимательно просматривать каждый кадр сразу же после съемки, пока вы еще точно помните порядок своих действий со световой кистью. Маленького дисплея камеры недостаточно для изучения всех деталей фотографии, поэтому желательно подсоединить камеру к компьютеру и фотографировать с автоматическим отображением снятого кадра на мониторе. Все цифровые зеркалки и многие компактные цифровые камеры имеют такую возможность. Для этого требуется наличие на фотоаппарате разъема для подсоединения к компьютеру (обычно это USB, иногда FireWire) и специальной программы, которая чаще всего прилагается в комплекте. Если у вас нет такой возможности, то рекомендуется снимать небольшими сериями с контролем по дисплею фотоаппарата, а затем переносить их в компьютер для более детального изучения.

Если у вас нет спускового тросика (пульта) для камеры, то используйте режим спуска с задержкой по таймеру. Если есть, то установите режим ручного контроля выдержки (Bulb), а на пульте используйте блокировку кнопки спуска на время выдержки. Бывают пульты с собственным таймером (например, Canon TC-80N3), которые позволяют выставить время длительной выдержки и отрабатывают ее автоматически.

Что делать, если максимальная выдержка вашей камеры недостаточна для воплощения замысла, спускового тросика нет и в программе, управляющей съемкой с компьютера, нет возможности выставить нужную выдержку? В этом случае можно отснять фотографию в несколько экспозиций, а затем совместить кадры в один при помощи графического редактора.

Установите камеру на штатив, включите ручной режим съемки. Наведите и сфокусируйте объектив. Если вы использовали автофокус, отключите его. Выключите яркий свет. Оставьте лишь приглушенный, достаточный для того, чтобы четко видеть объект, который фотографируете. Если вы снимаете объект с гладкой блестящей поверхностью, например стеклянный или металлический, то постарайтесь убрать или прикрыть все предметы с бликующими поверхностями, находящиеся поблизости, - на них может попасть свет от световой кисти, и вы получите их отражения на фотографии.

Техника съемки световой кистью

При работе со световой кистью экспозицию приходится подбирать экспериментально. Установите диафрагму исходя из необходимой вам глубины резкости . Выдержки длительностью 1 минуту будет достаточно на освещение небольшого предмета или композиции из нескольких предметов. Чтобы избежать шумов на такой длинной выдержке , используйте низкую чувствительность, например 100 ISO. Если в процессе съемки вы обнаружите, что выдержки не хватает для создания задуманного светового рисунка, или, наоборот, она слишком длинна - скорректируйте ее так, как вам требуется.

Принцип создания освещения прост. Сначала необходимо высветить нужные фрагменты объекта. То, что хотите сделать ярче, освещайте дольше. Если вам требуется яркое пятно света с небольшими размерами и резкими границами, то держите световую кисть ближе к объекту. Напротив, если требуется размытое неяркое пятно, то держите световую кисть дальше. В конце экспозиции дайте немного заполняющего света - поводите по воображаемой полусфере над объектом на таком расстоянии, чтобы весь объект попадал в пятно света. Можете просто подержать световую кисть на таком расстоянии неподвижно - тогда получатся тени. Еще можно создать контровый свет - осветить объект с тыльной стороны, тогда светом будут четко обрисованы контуры.

Особо следует заметить, что прежде чем открывать затвор камеры, необходимо четко представить себе будущую фотографию. Это вообще полезная привычка, а при съемке со световой кистью просто необходимая. Вы должны решить, что и как вы хотите осветить, и представлять, каким образом это сделать. Для удобства можно набросать эскиз будущей фотографии и обозначить на нем схему движения световой кисти с длительностью освещения на каждом участке. При съемке вам будет намного легче точно отрабатывать все движения по этой схеме и с секундомером в руках, чем по памяти и руководствуясь внутренним чувством времени. Кроме того, вы ничего не забудете и сделаете меньше дублей.

Хитрости и эффекты съемки

Интересный эффект дает использование двух разных фонариков: светодиодного и с лампой накаливания. Лампа накаливания дает свет с низкой цветовой температурой (проще говоря, желтый).Бывают фонарики с галогенной лампочкой, их свет имеет более высокую цветовую температуру (такие фонарики выпускаются под известными марками Phillips, Energizer и т.д.). Свет фонарика на белом светодиоде практически неотличим от дневного света. Если установить баланс белого на камере (или для уже готового снимка, в графическом редакторе) в промежуточное значение между светом лампы накаливания (примерно 2800 К) и дневным светом (5500 К), то на снимке вы получите световой рисунок с сочетанием желтого и голубого цветов. Такое сочетание выглядит красиво, потому что голубой и желтый являются дополняющими цветами.

Вместо фонариков с разными типами источников света можно просто использовать светофильтры . Тогда вы не будете ограничены только желтым и голубым цветами, а сможете выбирать практически любые цветовые сочетания.

В качестве светофильтров можно использовать цветные фильтры для объективов. Например, красный, оранжевый, зеленый и другие. Можно использовать цветную полимерную пленку. Такая пленка применяется в качестве светофильтра для студийных источников освещения, а также в оформительских целях. Можно поискать ее в магазинах художественных материалов, канцелярских магазинах и отделах упаковки. Кусок незасвеченной и проявленной цветной фотопленки тоже может быть использован в качестве цветного фильтра, создающего свет приятного янтарного цвета.

Отдельно стоит упомянуть съемку предметов с бликующими поверхностями. На фотографиях таких объектов блики должны быть обязательно, ведь иначе их поверхность потеряет свою форму и будет безжизненно черной. Но блики легко дают пересветы на снимке. Чтобы избежать этого, освещайте блестящие поверхности, проводя по ним лучом световой кисти без остановки. Чтобы отражение источника света попало на снимок, помните, что угол падения луча на поверхность равен углу отражения. Для упрощения задачи можно воспользоваться описанным выше приемом - снимать блики отдельной экспозицией и совмещать кадры в графическом редакторе.

Съемка со световой кистью - сложный и увлекательный процесс. Не все будет получаться сразу. Запаситесь терпением - первые несколько кадров почти наверняка будут неудачными. Внимательно рассматривая каждый кадр, постарайтесь понять причину ошибок и старайтесь исправить их при следующей попытке. В итоге результат будет все лучше и лучше.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.