Узелковая техника. Магия батика

Узелковый батик встречается в культуре многих народов. Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы. Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.

Узелковый батик в Африке

В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.

Узелковый батик в Индии

В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.

Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.


Процесс работы в технике узелкового батика

Подготовка ткани

Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.

Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.

Завязывание узелков

Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.

Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.

Узоры и эффекты в узелковой технике

Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.

Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.

Окрашивание ткани

Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:

  • Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
  • Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.

Многоцветное окрашивание

  1. На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
  2. На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом. Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.
  3. После этого работу снова погружают в раствор красителя более насыщенного оттенка или более темного цвета, чем предыдущий.

Процедуру можно повторить несколько раз. Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.

Закрепление красителя

При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.

При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.

При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.

Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.

При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).

Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.

Сочетание узелкового батика с другими техниками

Узелковый батик можно сочетать с другими техниками - с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.

В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.

Использование узелкового батика

Узелковый батик – техника, не сложная в исполнении, которая позволяет в короткий срок создать эксклюзивный принт, применимый для одежды или интерьера. Кроме того, эту технику можно использовать при окрашивании отшитых предметов одежды. Так, например, часто можно увидеть футболки, окрашенные в этой технике.

Узелковый батик по праву считается самым простым видом росписи тканей. Здесь не требуется особых художественных талантов или предварительной подготовки эскизов, даже резервирующий состав не нужен – только ткань, краситель и различные шнурки, веревочки, камушки, пуговки и прочая мелочь, с помощью которой можно создать узоры на ткани. Сегодня мы сделаем узелковый батик по пошаговому мастер-классу, который будет описан в нашей статье!

Техника выполнения узелкового батика заключается в определенном складывании или завязывании ткани с последующим нанесением красителя, при этом в места перевязанные узлами краситель не попадает и образует причудливые и непредсказуемые узоры и переливы цветов.

Узелковый батик отлично подходит для начинающих рукодельниц, которые только начинают осваивать этот вид искусства, с его помощью можно наглядно увидеть и понять, как смешиваются краски между собой, как ведут себя на различных тканях, чтобы потом применить эти знания в более сложных видах росписи. К тому же не нужно покупать дорогостоящие материалы, инструменты, красители и прочие атрибуты для росписи тканей – для первого раза можно попробовать создать замысловатый узор на футболке или окрасить шарф. Способы складывания ткани в узелковом батике могут быть самые различные – можно просто завязать несколько узлов, можно перевязать часть ткани шнурками, а можно сложить в технике оригами – все, что будет угодно для вашей фантазии. С узелковым батиком очень приятно экспериментировать – каждый раз получается что-то новое и интересное.

В узелковом батике используются анилиновые краски для хлопчатобумажных тканей, которые можно купить в специализированном магазине. Если у вас другая ткань, то и краски выбирайте соответствующие, иначе конечный результат может быть не таким, как описано на тюбике с краской.

Некоторые художники в своих работах совмещают узелковый и холодный батик, окрашивая сначала фон с помощью узлов и перевязок, а затем уже наносят определенные рисунки на готовый фон или с помощью узелков получают определенные рисунки, а затем дорисовывают к ним остальные элементы. Получается очень необычно и оригинально.

Для более подробного ознакомления с технологией узелкового батика, предлагаю вашему вниманию мастер-класс по окрашиванию обычной светлой бязи (можно взять любую другую хлопковую ткань, главное чтобы она была светлого цвета).

Мастер-класс по окрашиванию ткани в технике узелковый батик

Необходимые материалы и инструменты:

  • Кусок хлопковой ткани размером около 40*40см;
  • Простой карандаш;
  • Прочные нитки для прошивания;
  • Красители;
  • Кальцинированная сода (необходима только для краски под запаривание «Гамма» или порционных красителей);
  • Швейная игла;
  • Шприц для инъекций без иглы.

Этапы работы.

Готовим раствор кальцинированной соды в теплой воде в соотношении 1/4 стакана соды на литр воды, хорошо размешиваем до полного растворения соды. На подготовленном кусочке ткани прочерчиваем абсолютно произвольно три геометрические линии.

По размеченным линиям прокладываем разнообразные стежки (не забудьте завязать узелки на конце нити, чтобы строчка не распустилась).

Все прошитые строчки аккуратно стягиваем до предела и закрепляем узелками, чтобы ткань не распускалась, должна получиться вот такая картина

Получившийся узелок погружаем на 30 минут в заранее подготовленный раствор кальцинированной соды.

Через 30 минут вытаскиваем узелок из раствора, отжимаем излишки жидкости и раскладываем ткань на полиэтилене.

Поливаем нашу ткань красителем темного цвета с помощью шприца, затем помещаем ее в полиэтиленовый пакет и оставляем прокрашиваться примерно на сутки.

Когда ткань достаточно прокрасилась, прополаскиваем ее вначале в холодной, затем в теплой воде, затем аккуратно распускаем строчки и простирываем ткань в теплой воде с туалетным мылом. После высыхания разглаживаем утюгом. Работа завершена.

При окрашивании различными красителями и разных тканей необходимо строго соблюдать инструкцию на упаковке, иначе есть риск безвозвратно испортить ткань или вещь, которую решите украсить подобным образом.

Такая технология окрашивания позволяет создавать оригинальные платки, шарфы или салфетки, используя самые простые материалы (например, из старого постельного белья можно сделать комплект кухонных салфеток).

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов, из которых вы сможете более наглядно узнать, что же такое узелковый батик и как сделать оригинальные вещи из обычных материалов.

Тема мастер-класса

«Узелковый батик». Изготовление салфетки.

Цели мастер-класса:

1. Способствовать развитию интереса к ДПИ участников мастер-класса, раскрытию их индивидуально-личностных особенностей;

2. Создать ситуацию успеха с использованием изобразительной деятельности;

3. Формировать эмоциональную сферу участников мастер-класса.

Практическая работа: Задание. Изготовление салфетки в технике узелкового батика.

Материалы и инструменты: белая бязь, фломастеры по ткани, краски для росписи, нитки для завязывания узелков, баночки для воды, клеенки, образцы работы, кисти, фен, ножницы, перчатки.

Форма работы: индивидуальная.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент:

· а) приветствие

Уважаемые коллеги в рамках моего мастер-класса я хочу вам предложить одно из занятий проводимых мною в студии ДПИ. Очень хочется, чтобы время, отведенное нам, мы провели все с хорошим настроением и получили прекрасный результат от работы. Вы сегодня будете в роли учеников впервые пришедших на занятие студии по узелковому батику.

2. Введение в тему занятия:

(знакомство с материалами и инструментами для узелкового батика)

· 1.Знакомство с узелковым батиком.

Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком). Название этой техники, как вы догадались, происходит от слова «узелки». Это самая древняя техника батика. Ее появление прогнозируют еще в 8-м веке, а родиной считается Индокитай. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно - или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий. Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения. В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры , покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.


Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.

Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.

Существует несколько видов батика:

· техника горячего батика (парафин);

· техника холодного батика (резерв);

· техника набивного батика (штамп, трафарет);

· техника узелкового батика (узлы).

· 2. Знакомство с тканями.

Ткани лучше всего использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин, тонкое простынное полотно. Они должны быть белые или светлых тонов, лучше однотонные или с редким набивным рисунком (горошек, полоска). Пригодны ткани, бывшие в употреблении, но выгоревшие или потерявшие яркость. По мере усвоения сложной узелковой окраски можно использовать натуральный шелк, чистую шерсть или вискозную ткань. Все ткани, применяемые для батика не должны быть синтетическими или иметь примесь синтетических волокон, так как для этих волокон необходимы более сложные красители. Если ткань имеет смешенные волокна, то при работе с анилиновыми красителями синтетические волокна не окрашиваются, т. е. получается не четкий, размытый рисунок.

· 3. Знакомство с красителями.

Для узелкового батика используются анилиновые красители для х/б тканей, которые продаются в магазине. Можно приготовить красители из природных материалов. Из луковой шелухи получается желтый или коричневый цвет, из листьев крапивы – темно-зеленый.

· 4. Тонкий шнур или крепкая нить - для подготовки ткани к покраске.

· 5. Вспомогательные предметы: мелкие камушки, скорлупа от яиц, кусочки дерева, плоские ровные дощечки, прищепки, для штампов можно использовать пробки, пластмассовые коробочки, крышки.

3. Знакомство с техниками выполнения узелкового батика

Различают несколько основных способов подготовки ткани к окрашиванию: завязывание, скручивание, складывание и подгибание, зашивание.

1. Способ завязывания.

Этот способ основан на механическом способе резервирования ткани. Ткань может собираться произвольно или заглаживаться и перевязывается нитью или завязываться узлом в нескольких местах.

Затем сложенную ткань перевязывают нитями, зажимают прищепками или струбцинами.

Ткань можно полностью окунать в раствор красителя или провести частичную окраску.


4. Способ зашивания ткани.

Мотивы узора предварительно прошиваются на ткани, а потом завязываются нитями. Такие узоры бывают более четкими и графическими. Можно прошивать узоры черной нитью, это создает дополнительный эффект, так как черная нить при кипячении окрашивает ткань.

Сегодня мы с вами будем осваивать некоторые приемы в технике узелкового батика. Несколько из них я покажу вам сама, а некоторые вы сможете, выполнить сами по своему желанию используя схемы и подручный материал. Который будет лежать в моей коробочке. На нашем занятии главными в вашей работе будет, конечно же, ваше воображение, а материалами изобразительной деятельности, с помощью которых вы будете фантазировать и воображать – ткань, краски.

Для того чтобы приступить к выполнению одного из приемов узелкового батика «спираль», вам необходимо смочить ткань (Демонстрация образца работы) . Возьмите в руки кисть, поставьте ее на середину салфетки и начните скручивать ткань вокруг кисти.(Демонстрация приемов работы.)

После того как вся ткань скрутилась, уберите кисть и зафиксируйте получившейся комочек при помощи ниток.

6. Практическая деятельность. Роспись ткани.

- Выберете цвета краски, которые вам больше всего сегодня нравиться.

Хочу вам напомнить, есть краски холодные – это синяя, фиолетовая, голубая. Если в палитре цветов не присутствует фиолетовая краска, то ее можно получить, смешивая красную и синею краски. В зависимости от того какой насыщенности вам нужен фиолетовый цвет, такое количество краски вы добавляете в красную краску. И краски теплые – это красная, оранжевая и желтая. Так как в вашей палитре цветов отсутствует оранжевая краска, то ее можно составить, смешав красную и желтую краски. Перед каждой сменой краски необходимо промыть кисть.

Участники мастер-класса приступают к работе и выполняют узор «спираль» и закрепляя ткань при помощи ниток.

- После того, как все расписано, ткань рекомендуют высушить, а только потом развязать узелки. По желанию это можно сделать и сейчас. При помощи маникюрных ножниц разрезать узелки, затем высушить ткань феном.

Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. На данном этапе особенно важна не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которые художник стремится передать с помощью различных художественных средств. Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно передать как орнаментальными, так и колористическими средствами различные настроения; весеннюю легкость, бурное движение или спокойную уравновешенность. Хорошо слаженная и продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. Следует начинать с наброска композиционной схемы в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. Не рекомендуется выполнять рисунок для четверти или половины изделия, так как впоследствии образуются некрасивые стыки отдельных частей. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку. Например, в шарфах, тканых и вышитых полотенцах, дорожках орнамент может располагаться на концах. Вдоль края или в середине изделия, по горизонтальным и наклонным полосам; в головном платке украшается центральное поле или, наоборот, основной орнаментальный акцент приходится на кайму.

Предлагаю участникам выполнить самостоятельно любой узор из предложенных в технологической карте мастер-класса.

Во время практической работы веду индивидуальную работу с участниками мастер-класса.

6. Итог занятия

Понравилось вам этот вид деятельности? (Ответы)

Получили ли вы удовольствие от занятия? (Ответы)

7. Применение для учащихся.

Узелковая техника доступна и легка в исполнении, ею можно овладеть, не имея художественных навыков, поэтому она может применяться как для кружковой работы с учащимися, так и в качестве вариативной части для проведения уроков технологии.

Узелковый батик

Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Однако гладкокрашенные ткани получают одноцветную окраску, а разные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками.

Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для летней одежды (майки, футболки, юбки, платья), для декоративных изделий (шторы, занавески, ширмы, чехлы), а также единичных изделий (шарфы, скатерти, салфетки). Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком).

Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения .

После крашения и промывки узелки развязывают, при этом можно получить разные, очень интересные и неожиданные рисунки одного цвета, но с растяжкой от светлого к темному оттенку, поскольку краска неравномерно впитывается материалом в связанных и не связанных узелками местах. Под нитками, которыми связана ткань, она не закрашивается и остается как есть, а на остальных участках ткань окрашивается неравномерно, и получается цветовая растяжка.

Чтобы получить более интересный и многоцветный рисунок, такое крашение можно повторить 2-3 раза красками других цветов. Для этого после первого окрашивания и промывки материала узелки не развязывают, а наоборот завязывают новые на других закрашенных уже участках ткани и снова красят в ванной другого цвета, так получают уже большее количество тонов и еще более интересный рисунок. Это можно повторить и третий раз, навязав новых узелков по полученному после второго крашения цвету. Такое крашение делается от светлого цвета (первое крашение) до самого темного (третье крашение). Но необходимо знать законы смешивания цветов, чтобы получить конечную красивую окраску.

Узелковое крашение делается на различных тканях - хлопчатобумажных, вискозных, льняных, шерстяных, натуральном шелке, ацетатных, триацетатных и капроне - разными классами красителей. Лучше всего для этого подходят прямые, активные, кислотные или дисперсные красители. Можно применять также и натуральные красители.

Во время завязывания узелков нитками их следует затягивать очень прочно и туго. Чем толще ткань, тем сильнее затягивается нитка, и тем тоньше она должна быть. Нитки берутся суровые или отбеленные, так как цветные нитки обычно при крашении линяют и дают нежелательную окраску. Однако цвет можно предварительно запланировать, используя во время вязания узелков нитки определенной окраски.

Способы складывания тканей и завязывания узелков

Чтобы получить самый простой орнаментальный узор , необходимо кусок ткани присобрать в одном месте и обвязать веревкой или шнуром (рис. 1). После крашения образуется слегка извилистая светлая полоса.

Орнаментальные полосы. Сначала следует пометить композицию полос на ткани, а потом равномерно проложить стежки иголкой с ниткой по намеченным линиям, концы ниток стянуть, проследить, чтобы складки образовывались равномерно. Ткань присобрать, и по стянутым ниткой участкам ткани прочно перевязать шнуром или нитками (рис. 2). После крашения ткань промывают в теплой и холодной воде, разрезают и вытягивают нитки, ткань подсушивают и во влажном состоянии проглаживают.

Орнаментальные полосы, но другого характера , можно получить при помощи двух дощечек. Ткань складывают «гармошкой», закладывают между двумя дощечками и, прочно зажав, перевязывают (рис. 3). Ширина полосы зависит от укладки ткани - чем дальше от краев дощечек будет выступать ткань, тем шире будут цветные полосы. Зажатую между дощечек ткань вместе с ними бросают в красильную ванну и красят. Дощечки должны быть из неокрашенного дерева, не покрытого ни морилкой, ни лаком.

Более простым способом можно получить параллельные полосы , сложив ткань в виде плиссировки, замотав нитками (рис. 4а). Более сложный узор получится если обмотать ткань в виде конуса (рис. 46). После крашения ткань тщательно промывают, и если в рисунке нужны еще полоски другого цвета, ткань заново складывают так, чтобы места запланированных полосок были на сгибах ткани.

Чтобы получить узор в клеточку , необходимо повторно сложить ткань «гармошкой» в противоположном направлении с одинаковой шириной складывания ткани, затем обвязать нитками (рис. 5). Клетчатый узор можно получить и одноразовым и многоразовым крашением. Ткань нужно сложить равномерно в одном, потом в другом направлении так, чтобы образовался квадрат. Рисунок квадрата можно получить и при помощи дощечек. Сложенную квадратом ткань зажимают между двумя дощечками и перевязывают. От того, насколько дощечки закрывают ткань, зависит размер белых квадратов на цветном фоне.

Чтобы получить более сложный рисунок в виде квадратиков , нужно по намеченным линиям прошить кусок ткани нитками (рис. 6), потом их стянуть. Хорошо стянутые нитки не дадут ткани покраситься в этих местах, образуя светлые полосы.

Можно этот рисунок усложнить: после того как нитки стянуты, можно другими нитками, хаотично, туго обмотать этот кусок ткани (рис. 7). Получится очень красивый рисунок: квадраты с мраморными разводами .

Простой мраморный эффект можно получить, обмотав в хаотичном порядке кусок ткани (рис. 8), а затем его покрасив.

Сделав наметки на ткани по диагонали, прошив, а затем затянув нитки по этим наметкам (рис. 9), получим диагональные полосы .

Более красивые и сложные диагональные полосы получатся если по намеченным линиям ткань сложить в виде плиссировки и обмотать нитками (рис. 10).

Если ткань сложить втрое, а затем; заплиссировать по диагонали и связать нитками (рис. 11), то после покраски мы получим красивый узор в виде елочки .

Сложенная вчетверо, а затем заплиссированная по диагонали и связанная нитками ткань (рис. 12), образует красивую звезду в виде креста .

Прямоугольную ткань складываем вдвое, потом еще раз вдвое, затем по намеченному рисунку прошиваем и стягиваем нитки (рис. 13). В результате этих операций получится четкий рисунок ромба .

Если ткань сложить по диагонали, а потом сделать плиссировку по намеченному рисунку и обмотать нитками (рис. 14), то получим диагональные полосы в сочетании с ромбами .

Если сложить ткань вдвое, а затем по намеченному рисунку в виде лучей, выходящих из одной точки, заплиссировать ее и связать нитками (рис. 15), то получим лучеобразный рисунок . Этот рисунок хорошо подходит для платья, так же, как и следующий рисунок V-образной формы : складываем ткань вдвое, а затем плиссируем по диагонали и крепко обматываем (рис. 16).

Красивый калейдоскопический узор получается если мы у куска ткани противоположные уголки сложим в виде конвертика несколько раз, а потом свяжем (рис. 17) и покрасим. Можно попробовать другие варианты: уголки не складывать, а откидывать назад и т.п.

Красивый узор в виде полоски с цветообразными розетками можно получить если ткань сложить и заплиссировать, а потом верхние уголки на сгибах загнуть вниз, обмотать и затянуть нитками (рис. 18).

Похожий, но более сложный рисунок мы получим если у заплиссированной ткани загнем уголки сначала в одну, потом в другую сторону, сложим пополам и затянем нитками (рис. 19).

Следующие два варианта дают нам зигзагообразный рисунок :

1) сложенную вчетверо ткань посередине отгибаем в разные стороны, уголки загибаем к середине, одну из половинок (верхнюю) откидываем назад, складываем пополам, завязываем и стягиваем нитками (рис. 20);

2) у сложенной вдвое ткани противоположные уголки дважды складываем к средней линии, одну часть отгибаем назад, складываем пополам и связываем нитками (рис. 21).

Красивый узор в виде цветочного венка можно получить таким образом: сложив вдвое ткань, получаем треугольник, у которого загибаем углы вниз, но не до края ткани. Загибаем углы еще раз по середине по центру. Вершину ткани загибаем вниз, потом верхние участки загибаем вперед к центру дважды, складываем ткань пополам и завязываем нитками (рис. 22).

Основным приемом в узелковом батике является завязывание ткани в обычные узлы . Это делается по долевой нитке (рис. 23а) или по диагонали (рис. 236).

Наиболее распространенным узором является так называемая «лучистая розетка» , которая в зависимости от способов ее перевязывания и крашения изменяет свой вид.

Самую простую розетку можно получить, взяв ткань за середину и обвязав в нужных местах. Более сложные розетки получаются, если прошить ткань и стянуть по намеченному рисунку в виде кругов (рис. 24), квадратов (рис. 25), или в виде других форм (зигзагообразных и т.д.).

Маленькие лучеобразные круги , или самые маленькие точки можно получить, поддевая ткань иголкой, обвязывая ее и затягивая петлю нитками (рис. 26). Самые разнообразные узоры в виде точек и кружочков разной величины можно получить этим способом.

Узоры в форме кружочков, розеток и точек можно получить, применяя самые разнообразные предметы - горошины, камешки, шарики, жемчужины, бусинки. Одно условие - эти предметы не должны линять. Обматываем любой из этих предметов тканью и затягиваем нитками (на рис. 27а использованы пуговицы). Можно красить в несколько цветов: после первого крашения снова обматываем нитками (рис. 276) и красим в более темный цвет.

В так называемой «шланговой технике» ткань не завязывается узлами, а скручивается (как для отжима белья при стирке) и фиксируется по концам. Затем складывается вдвое, скручивается, как пряжа, связываются концы, крепко завязывается и стягивается нитками (рис. 28).

Очень красивый, графический узор получается если кусок ткани по диагонали намотать на деревянную палку и завязать нитками, прочно затягивая (рис. 29 а, б, в). После крашения можно обвязать дополнительными нитками (рис. 29 г) и покрасить еще раз в более темный цвет. Эту процедуру можно повторить до 3-4 раз.

Изменяя пропорции свободных и перевязанных участков ткани, можно достичь разнообразных графических и живописных эффектов. Здесь представлены только некоторые варианты узелковых эффектов , но, работая в этой технике, можно найти новые и неожиданные варианты. Целесообразно экспериментировать и искать новые способы узелкового крашения.

Крашение можно выполнять одним или двумя-тремя цветами, больше нежелательно, потому что смешанные цвета (более трех, четырех) образуют грязные неприятные цвета. Крашение делают от светлого цвета к темному.

Когда все придуманные вами узелки скручены, связаны и т. д., приступаем к их крашению. Чтобы создать красильный раствор, необходимо подобрать красители соответственно, вашему материалу. Для крашения нужна довольно большая, обязательно эмалированная посуда: ведро, таз, кастрюля. Нужно, чтобы окрашиваемый вами материал свободно плавал в красильной ванне (обычно хватает около 3-4 л воды на 100 г сухой ткани). Вода для крашения должна быть мягкой (кипяченой). Ткань, которую мы будем красить, перед тем как бросать в красильную ванну, необходимо намочить (около 10 минут) в теплой воде (ни в коем случае нельзя бросать ее сухой) для того, чтобы было равномерное окрашивание.

Какой краситель нужно добавлять и каково его количество в процентном отношении к массе красильного материала следует определять из инструкции по применению, напечатанной на пачке или коробочке (упаковке), или же спрашивать при покупке. Не следует использовать краситель, не зная его класс.

Краситель (сухой порошок) растираем в керамической глубокой тарелке, добавляем понемногу кипяченую воду, растираем до пастообразного состояния. Затем разводим смесь водой до полного ее растворения и выливаем в бак для крашения (перед этим раствор можно процедить через очень мелкое сито).

Ванну постепенно нагреваем до температуры 40-50 °С, опускаем в нее предварительно намоченную ткань, и в течение 20-30 минут доводим раствор до кипения. Кипятить нужно на маленьком огне.

При крашении хлопчатобумажных тканей после 20 минут кипячения в красильную воду нужно влить раствор поваренной соли, примерно 10-30 г/л. Раствор соли желательно вливать двумя этапами. Сначала вливаем половину раствора, перемешиваем, затем через 10 минут вливаем остальной раствор. Раствор нужно вливать аккуратно, по стеночке ванны, отодвинув красящуюся ткань, при этом размешивая красящий раствор. Соль активизирует взаимодействие красителя с тканью, поэтому нежелательно прямое попадание раствора соли на окрашиваемый материал (во избежание неравномерного окрашивания).

После добавления раствора соли в красильную ванну кипятим еще 20-30 минут. Время выдержки ткани в красильной ванне (20 или 30 минут) зависит от красителя и от ткани. Если ткань красится в более темные тона и она более плотная, то естественно, время крашения больше.

Если ткань шелковая или шерстяная, то вместо соли в красильную ванну добавляют 30%-ную уксусную кислоту (примерно 15% от массы сухой ткани). Уксусную кислоту в красильную ванну можно добавлять до начала или во время крашения.

По окончании крашения ткань оставляем в ванне для остывания до 60-70°С, затем прополаскиваем ее сначала в теплой, потом в холодной воде, снимаем обмотки, развязываем узелки. Еще раз прополаскиваем ткань, затем подсушиваем и проглаживаем.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.