Классный час мы будущие избиратели с презентацией. Мы - будущие избиратели

Классный час « Мы - будущие избиратели»

Общая характеристика классного часа

Цель классного часа: создать условия для формирования у обучающихся гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций на основе расширения и систематизации знаний о правах и обязанностях гражданина.

Задачи:

Образовательная: дать обучающимся представление об избирательном праве.

Развивающая: развивать познавательные возможности обучающихся, умение анализировать, способствовать развитию у обучающихся коммуникативных умений.

Воспитательная: формировать у обучающихся ценностное отношение к Родине, содействовать обучающимся в понимании их личной ответственности за будущее России.

Ключевые понятия : Конституция, гражданин, избирательное право, выборы, избиратель, депутат.

Методы: словесные, наглядные, метод формирования интереса (анализ жизненной ситуации), дедуктивный метод.

Личностно-значимая проблема : Так уж ли важно, чтобы каждый участвовал в выборах?

Ход классного часа:

Минутка психологического настроя.

Кл. руководитель: С каким настроением вы пришли на классный час?

Чего ожидаете от классного часа?

А я в свою очередь предложу вам:

    открыть для себя новое,

    выразить собственные мысли,

    задуматься над поднятой в ходе нашего разговора проблемой.

    Вступительная часть.

Цель: создание положительной мотивации

Кл. руководитель:

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Родина – это место, где человек родился и вырос, где прошло его детство, где жила или живет его семья, его близкие и родные люди. Родина – это то место, где тебя любят и ждут, куда хочется вернуться, где все такое родное. Для нас с вами Родина - это наша страна Россия.

Что же нас объединяет?

Верно, все мы граждане России.

Как вы думаете, кто такой гражданин?

Правильно, гражданин – человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства.

Начиная с античных времен и до наших дней, это слово имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами, как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать Отечество.

Я – гражданин России!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Для того, чтобы граждане в нашей большой стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы.

Давайте вспомним, что такое закон?

Правильно, закон – это правила, установленные государственной властью, их должны исполнять все граждане страны.

Как называется главный закон Российской Федерации?

Верно, Конституция. В знак уважения к основному закону России слово Конституция мы пишем с заглавной буквы. Знаете ли вы, что 12 декабря 2013 г. исполнилось 20 лет со дня принятия первой в истории страны демократической Конституция Российской Федерации. В Конституции написаны основные права и обязанности гражданина нашей страны.

2.Основная часть

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Давайте вспомним, какие права и обязанности есть у гражданина России. Я предлагаю вам распределить в две группы «обязан» и «имеет право» следующие карточки:

    заботиться о своих детях,

    заботиться о своих родителях,

    свободу мысли и слова,

    заботиться о сохранении истории страны и ее культуры,

    свободу и равенство,

    платить налоги,

    сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам,

    неприкосновенность личности, жилища,

    защищать Отечество,

    на семью,

    на здоровье,

    на труд и на отдых,

    на образование.

(На доске рисунок человечка. Дети распределяют карточки в две группы «Обязан» и «Имеет право»)

ОБЯЗАН ИМЕЕТ ПРАВО

заботиться о своих детях

заботиться о своих родителях

платить налоги

сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

заботиться о сохранении истории страны и ее культуры

свободу мысли и слова

свободу и равенство

неприкосновенность личности, жилища

на здоровье

на труд и на отдых

на образование

защищать Отечество

Молодцы!

Мы перечислили не все права гражданина России. Мне бы хотелось добавить еще одно очень важное право – «избирательное право».

Именно этому праву посвящен сегодняшний классный час, который я назвала «Мы-будущие избиратели». Как вы думаете, какова будет цель нашего классного часа?

Верно, мы узнаем, что такое избирательное право, определим значение этого права для гражданина и государства.

Чтобы понять, что такое избирательное право, я предлагаю вам подобрать однокоренные слова к слову «избирательное».

Попробуйте теперь предположить, что означает избирательное право. Давайте проверим.

Статья 32 Конституции РФ гласит:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Таким образом, мы определили, что избирательное право подразумевает две стороны процесса: избирать и быть избранным .

А сейчас я предлагаю вам выбрать правильные ответы из предложенных на следующие вопросы:

1. ЭТО ГРАЖДАНИН страны, имеющий ПРАВО ВЫБИРАТЬ президента, депутата, главу муниципального образования и т. д. В России это право получают граждане, когда им исполняется 18 лет, в Японии и Швейцарии - 20 лет, на Кубе и в Бразилии - 16 лет.

Ответ: избиратель

2. Как называются ЛЮДИ, которые СОЗДАЮТ ЗАКОНЫ, чтобы в стране или в регионе был порядок? Этих людей избирают граждане. В России ИМИ МОЖНО СТАТЬ с 21 года, в Италии и США - с 25, а в Турции - с 30 лет.

Ответ: депутаты.

(У обучающихся на партах лежат карточки с вопросами и ответами).

Молодцы. Как вы думаете, а каким должен быть депутат? Давайте составим характеристику человека, который хочет стать депутатом. Я предлагаю вам выполнить это задание в парах.

(Классный руководитель записывает на доске предложенную обучающимися характеристику).

Вы верно подметили, депутат должен быть честным, умным, ответственным, уметь держать свое слово, думать о других людях, быть гражданином.

У вас на партах лежат карточки со словами «урна», «бюллетень», «выборы», «избиратель», «избирательная комиссия». Какое из данных понятий будет общим для всех остальных?

Верно, выборы. Кстати, знаете ли вы, что первые выборы в России состоялись при Иване Грозном? Именно с тех пор граждане России пользуются избирательным правом.

Следует особо отметить, что гражданин пользуется свои избирательным правом, потому что он неравнодушен к судьбе своей страны, своего региона, своего города, села.

Проблемная ситуация

Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в каких бы то ни было выборах против воли. Участие гражданина в выборах добровольно. А как вы думаете, обязательно ли надо участвовать каждому в выборах?

Я предлагаю вам поучаствовать в решении проблемы, возникшей в одной семье.

(Родители обучающихся обыгрывают ситуацию).

Мама: Погода действительно, отличная. Да и детям лучше на свежем воздухе, ведь две недели просидели дома: болели. Давай поедем, отдохнем на природе.

Классный руководитель: Как вы думаете, каково было решение Крыловых?

Предположите, почему неучастие в выборах приводит граждан к проблемам?

Уважаемые родители! А вы всегда пользуетесь своим избирательным правом? Почему?

Бесспорно, избирательное право – одно из самых главных прав гражданина, поэтому чтобы участвовать в формировании государственной политики, на выборы надо ходить обязательно!

    Заключительная часть.

Цель: определение результативности поставленных задач

Давайте подведем итоги нашего классного часа.

Что нового для себя вы узнали?

Рефлексия.

Понравился ли вам классный час? Что заставило задуматься?

Я предлагаю вам написать дома письмо взрослым о необходимости пользования избирательным правом. Самые интересные работы будут представлены на классном и общешкольном родительском собрании.

Вы – граждане России, а значит – будущие избиратели. Совсем скоро вы переступите порог школы и будете обладать всеми правами гражданина в полном объеме. Одно из главных прав в вашей жизни – это право выбора. От того, какой вы сделаете выбор, будет зависеть будущее страны.

Выбор – дело каждого,

Нужное и важное.

Выбор сделать все должны

Чтобы лучше жили мы!

Cлайд 1

Cлайд 2

День молодого избирателя – новая торжественная дата в Российском календаре. Центральная избирательная комиссия, откликнувшись на растущий интерес молодежи к выборам, приняла решение проводить этот праздник каждое третье воскресенье февраля. В этом году этим днем будет 21 февраля.

Cлайд 3

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 28 декабря 2007 г. № 83/666-5 Москва О проведении Дня молодого избирателя Заслушав информацию секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.Е. Конкина о сложившейся в ряде субъектов Российской Федерации практике проведения Дня молодого избирателя и в соответствии с подпунктом «в» пункта 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: Согласиться с предложением ряда избирательных комиссий субъектов Российской Федерации о ежегодном проведении в субъектах Российской Федерации Дня молодого избирателя. Проводить День молодого избирателя в субъектах Российской Федерации каждое третье воскресенье февраля. Утвердить Рекомендации по проведению Дня молодого избирателя в субъектах Российской Федерации. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации: учитывать при формировании ежегодных планов мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов, программ информационно-разъяснительной деятельности проведение Дня молодого избирателя; ежегодно представлять в Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации до 15 января программу проведения Дня молодого избирателя, до 10 марта - информацию о проведении указанного мероприятия. 28 декабря 2007 г. № 83/666-5

Cлайд 4

14 марта 2010 года – дополнительные выборы депутатов Совета депутатов Рузского муниципального района

Cлайд 5

Кандидаты в депутаты Совета депутатов сельского поселения Старорузское: Морозов Валерий Викторович Зацерковный Анатолий Викторович Куль Павел Павлович Левина Татьяна Александровна Кутьинов Владимир Иванович Эминов Орест Митрофанович Васьковский Сергей Сергеевич Яковлев Аркадий Сергеевич Шаклеина Анжелика Александровна Саркисова Анна Робертовна

Cлайд 6

Марченко Василий Степанович Ивлиева Галина Дмитриевна Иванченко Григорий Алексеевич Козлов Юрий Иванович Вахрушев Сергей Анатольевич Гамзюков Игорь Викторович

Cлайд 7

«Сегодня ты прошел мимо избирательного участка, завтра жизнь пройдет мимо тебя!», читаем на красочном плакате. Так ли это? И почему необходимо юным гражданам задолго до 18-летия изучать правила и законы избирательного права. Наступило время – выбор, Что нас ждет впереди? Ты решай сегодня И назад нет пути Если примешь ты решенье, Будешь нацелен на успех - Только лучше делай дело Для себя и для всех.

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

ПЕРЕЧЕНЬ заданий областной Интернет-викторины среди молодежи по избирательному праву «Идем на Выборы - 2010!» I. Тестовые задания: 1. Каким избирательным правом пользуется гражданин, пришедший в день голосования на избирательный участок: а) активным избирательным правом; б) пассивным избирательным правом; в) и тем, и другим; г) гражданским. 2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является: а) обязательным, но почетным; б) свободным и добровольным; в) желательным и контролируемым; г) независимым, но подотчетным. 3. Уклонения избирателей от участия в голосовании – это: а) популизм; б) анархизм; в) абсентеизм; г) пацифизм. 4. По какому документу, удостоверяющему личность, избиратель может получить бюллетень: а) по военному билету; б) по студенческому билету; в) по водительским правам; г) по заграничному паспорту. 5. Несовершеннолетний гражданин, придя на избирательный участок вправе проголосовать: а) при предъявлении паспорта гражданина РФ; б) при предъявления паспорта и свидетельства о браке; в) при предъявлении паспорта и свидетельства об эмансипации; г) только с согласия законных представителей; д) ни при каких обстоятельствах.

Cлайд 11

6. Граждане могут быть выдвинуты кандидатами в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность путем: а) выдвижения только в составе списка кандидатов; б) только по инициативе избирательного объединения; в) только самовыдвижения кандидата; г) непосредственно либо в составе списка кандидатов. 7. Получив деньги из бюджета, зарегистрированный кандидат может: а) истратить их по своему усмотрению; б) вручить все деньги соответствующей избирательной комиссии, чтобы она финансировала его расходы по выборам; в) финансировать все действия по агитации и избранию и в определённый срок отчитаться за израсходованные средства, возвратив остаток в бюджет государства; г) оплачивать из них всю свою предвыборную компанию, в том числе услуги радио-телевещания, а также расходы на подарки избирателям. 8.Депутатом представительного органа субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, достигший возраста: а) 18 лет; б) 21 года; в) 25 лет; г) 35 лет.

Cлайд 12

. 9.Запрещается привлекать к предвыборной агитации на муниципальных выборах: а) лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет; б) лиц, не достигших на день голосования возраста 21 года; в) лиц, осуществляющих педагогическую деятельность; г) лиц, осуществляющих врачебную деятельность. 10. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов представительного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления на основе: а) всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; б) всеобщего равного избирательного права; в) всеобщего прямого избирательного права при открытом голосовании; г) прямого избирательного права при тайном голосовании. 11. На местный референдум могут быть вынесены вопросы: а) о принятии устава муниципального образования, внесении в него изменений и дополнений; б) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования; в) о персональном составе представительного органа местного самоуправления; г) о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования.

Cлайд 13

12. В местном референдуме имеют право участвовать: а) все граждане РФ, достигшие 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными; б) все граждане РФ, достигшие 18 лет, за исключением содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. в) все граждане РФ, достигшие 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; г) все граждане РФ, достигшие 18 лет. 13. Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран: а) только гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет; б) гражданин РФ, а так же иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории этого муниципального образования достигший 18 лет, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации; в) только гражданин Российской Федерации, достигший 21 года; г) гражданин РФ или имеющий гражданство иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, достигший возраста 21 год. 14. Ограничение по возрасту для кандидатов на должность главы муниципального образования не может превышать: а) 18 лет; б) 21 год; в) 25 лет; г) 35 лет.

Cлайд 14

15. Виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения определяются: а) уставом муниципального образования; б) постановлением главы избирательной комиссии; в) законом субъекта Российской Федерации; г) постановлением главы муниципального образования. 16. Муниципальные выборы депутатов представительного органа назначаются: а) главой муниципального образования; б) законодательным органом соответствующего субъекта Российской Федерации; в) представительным органом, а в некоторых случаях соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом; г) населением муниципального образования. 17. Избирательная комиссия муниципального образования является а) муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления; б) государственным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления; в) муниципальным органом, который входит в структуру органов местного самоуправления; г) государственным органом, который входит в структуру органов местного самоуправления.

Cлайд 15

18. Кандидат на должность главы муниципального образования имеет право представить письменное заявление о снятии своей кандидатуры: а) не позднее чем за двое суток до дня голосования; б) не позднее чем за три дня; в) не позднее чем за пять дней; г) кандидат не имеет права снять свою кандидатуру. 19. Минимальная численность явки избирателей на голосование, которая должна быть достигнута для того, чтобы выборы главы муниципального образования считались состоявшимися, составляет: а) 50 % от числа избирателей, включенных в списки; б) 25 % от числа избирателей, включенных в списки; в) 20 % от числа избирателей, включенных в списки; г) явка одного избирателя. 20. Признать муниципальные выборы недействительными вправе: а) суд общей юрисдикции; б) прокуратура; в) орган внутренних дел; г) арбитражный суд.

Cлайд 16

Наши одноклассники, которые 14 марта 2010 года будут участвовать в выборах: Лопатин Алексей Савкина Наталья Стельмашонок Максим Адылгареев Рустам Литвинов Владимир Денюшкина Наталья Антипенко Людмила Ты идёшь голосовать, Гражданин? Будь осторожным, Чтобы голос не отдать Болтунам пустопорожним! Не нужны говоруны, Много лодыри не стоят. Нам строители нужны: Новый мир они построят!..

Cлайд 17

Твой выбор – России польза! Приходи голосовать! Постарайся ты сегодня Этот выбор не проспать! Твой голос – это судьба России! Твой голос – поможет сделать жизнь красивей! Твой голос – решающим может стать, И общий выбор подержать!














19 августа 1905 года Николай II издал два основополагающих для государственного устройства империи документа - "Манифест об учреждении Государственной думы" и "Положение о выборах в Государственную думу








ВЫБОРЫ демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах ИЗБИРАТЕЛЬ – тот, кто участвует в выборах или имеет на это право ПРАВА ИЗБИРАТЕЛЯ - свободное волеизъявление граждан на выборах


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ – ЭТО: Конкурентные выборы, т. е. все политические силы и кандидаты имеют возможность вести предвыборную агитацию, выступать по ТВ, радио, в печати. Периодические, что избавляет общество от злоупотребления властью одной политической силой. Представительные, т. е. в выборах должно участвовать большое количество граждан. Иначе установится власть не получившая всеобщего одобрения.


ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ Всеобщее избирательное право - избирать могут все, кроме категорий граждан, оговоренных в законе. Равное избирательное право, т. е. один человек - один голос. Прямое избирательное право, т. е. избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно. Тайное голосование, т. е. исключается контроль за волеизъявлениями избирателей.






1. Идя на выборы, умей думать! 2. Будьте неподкупны! Помните! Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. 3. Ищите достойных: подумайте, что реально может сделать этот человек для вас лично и для других! 4. Имейте своё мнение, а значит свой выбор! 5. Живите своим умом!

Мы - будущие избиратели!

Ты творец своей судьбы,

Строишь сам её ты с детства,

Выбор твой, уже учти,

Есть решающее средство!


Тест:

1. Представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств, достоинств и недостатков называется:

А) самовоспитание;

Б) самосознание;

В) самооценка.






Ключ к тесту:



План урока:

2. Кого мы выбираем.

3. Для чего выбираем.

  • 1. Что такое политические выборы. 2. Кого мы выбираем. 3. Для чего выбираем.

1. Выбор

Выбор – наличие различных вариантов для осуществления воли.


2. Право выбора

  • Право выбора –возможность действовать на свое усмотрение, самому определять, как поступать в той или иной ситуации.
  • Государство предоставляет каждому гражданину право выбора кандидатов в органы власти, право выбора политических партий и их программ развития страны.


Римская республика V-I века до н.э.

  • В мировой истории институт выборов известен со времен римской республики.

Заседание Земского собора 1613 года

Миниатюра из рукописи «Избрание на царство

М.Ф. Романова» 1673 года




Активное и пассивное избирательное право

Право избирать органы власти называется активным избирательным правом .

Право выдвигать свою кандидатуру для избрания в органы власти называется пассивным избирательным правом.


Правом избирать органы власти (активным избирательным правом) обладают:

  • гражданин Российской Федерации,
  • достигший на день голосования возраста 18 лет

Органы власти, формируемые выборным путем:

Президент РФ (избирается сроком на 6 лет);

Государственная Дума РФ (избирается сроком на 5 лет).


Задание:

Найдите в Конституции кто может быть Президентом РФ и депутатом Государственной Думы ?



Значение выборов:

1. Способ выражение мнения населения;

2. Способ непосредственного участия населения в управлении государством;

3. Способ формирования органов власти с учетом мнения большинства;

4. Возможность каждого гражданина выдвинуть свою кандидатуру в органы управления

5. Разработка политическими партиями и кандидатами предвыборных программ, которые содержат различные предложения по совершенствованию той или иной сферы. Самые лучшие из этих предложений претворяются в жизнь, даже если партия не победила на выборах.


Участие в выборах

Участие в выборах - проявление социальной ответственности, совести и политической зрелости каждого взрослого человека, каждого гражданина.


Молодые избиратели определяют будущее страны

«Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего»

( Т. Джефферсон ).

Современная молодежь – это инициативность, активность и креативность. Будь собой, активно участвуй в выборах, сам определяй свое будущее, не позволяй другим делать выбор за тебя.


Домашнее задание:

Рассуждение на тему «Почему необходимо участвовать в выборах?»

Цель:

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ-СОШ с. Карпенка Краснокутского района Саратовской области.

Ролевая игра

для старшеклассников

Козловская Маргарита Владимировна

с. Карпенка

2012г

«Мы - будущие избиратели».

Ролевая игра для старшеклассников.

Цель: пропаганда политической и правовой культуры среди молодежи.

Задачи: показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе;

формировать активную гражданскую позицию и способности школьников к осознанному выбору, личному самоопределению;

развивать у учащихся интерес к изучению социальных дисциплин.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент. На мероприятие приглашены старшеклассники, которые предварительно были ознакомлены с избирательным правом, процедурой проведения выборов.

Учитель: Сегодня мы проводим с вами игру «Мы - будущие избиратели», на которой каждый из вас может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, членом избирательной комиссии, представителем СМИ. Часто люди жалуются на то, что тот или иной депутат не справляется с возложенной на него ответственностью, не помогает людям справиться с проблемами! А если люди не ходили на выборы, то они его не выбирали! Тогда предъявлять к нему какие-либо претензии безосновательно. Быть избирателями не так просто, это - сложная и ответственная задача. Участвуя в политической жизни, мы можем изменить свою жизнь или жизнь своих близких в лучшую сторону. Так, что же такое избирательное право? (заслушиваются ответы учащихся).

2. Выдвижение кандидата.

Игра начинается с того, что желающие из присутствующих выдвигают себя «кандидатами» в депутаты или на должность президента. На этом этапе проходит обсуждение кандидатур (можно в шутливой форме). «Кандидаты» пишут заявления о своем выдвижении. При этом следует оговорить то, что по закону кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы, Государственной Думы РФ может быть гражданин, достигший 21 года, а в президенты – 35 лет.

На основании этого заявления составляются подписные листы и затем пускаются по рядам для того, чтобы все остальные участники игры поставили на этих подписных листах свои подписи в поддержку того или иного «кандидата». Каждый «избиратель» может ставить только одну подпись на подписном листе. Учащимся напоминаю: « В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» в поддержку кандидатов должно быть собрано не менее одного миллиона подписей избирателей».

Учитель: Что является основаниями для регистрации кандидатов? (заслушиваются мнения учащихся).

Вывод: 1.Наличие необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, избирательного объединения;

2. Решение о выдвижении кандидатов политической партией, которая представлена в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а на выборах регионального и местного значения – также и в Саратовской областной Думе.

После составленных заявлений участники «подписной кампании» регистрируют «кандидатов»; последние получают удостоверения о том, что они зарегистрированы как «кандидаты». «Кандидатам» сообщается, что список с указанием их данных передается СМИ.

Ситуация: « При сборе подписей одного из кандидатов я не смогла присутствовать, но моя подруга, зная, что я разделяю его точку зрения по многим вопросам, расписалась за меня, впоследствии я подтвердила эти намерения. Будет ли “моя” подпись признана достоверной?»

3.Предвыборная агитация.

Участники разбиваются на 3 группы: одна представляет СМИ, другая – кандидатов в депутаты и на должность президента, третья – избирателей.

Учитель обращает внимание, что предвыборная агитация начинается с момента регистрации и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация в день голосования и предшествующий ему день запрещается.

Учитель зачитывает права и обязанности доверенных лиц, объединений, блоков и инициативных групп избирателей, представляющих кандидатов.

1. Проводить предвыборную кампанию через СМИ;

2. Проводить публичные предвыборные мероприятия (события, встречи с избирателями, публичные дебаты и дискуссии, демонстрации и так далее);

3. Выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы и др.

Разыгрывается ситуаци я. «Доверенные лица» организовали «встречу с избирателями», на ней выступают «кандидаты» и те, кто их представляют. «Избиратели» и «представители СМИ» задают вопросы. «Кандидаты» излагают свои позиции.

Задание: Составьте вопросник для возможного кандидата на должность Президента РФ.

В игре полезно зафиксировать внимание на вопросе равенства возможностей тех или иных «кандидатов» получить доступ к экрану ТВ или микрофону на радио, на страницы газет. В соответствии с законом представители государственных СМИ отводят для предвыборных выступлений кандидатов и иных лиц равное количество бесплатного времени. В игре «телевизионщики» и «кандидаты» проводят обсуждение времени в эфир, соотнесения с другими передачами, возможности приглашения деятелей искусств и других известных лиц.

Учитель: Выборы – довольно дорогостоящее дело. Чтобы они проходили эффективно, их необходимо финансировать. В Российской Федерации расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов осуществляются за счет федерального бюджета. Все средства поступают в Центральную избирательную комиссию, а оттуда – в избирательные комиссии субъектов РФ и далее в другие избирательные комиссии.

Задание: Почему государство оплачивает основные расходы по выборам в органы власти и не дает дело их финансирования в руки частных лиц? (обсуждение учащихся)

Учитель: Деньги из бюджета получают не только избирательные комиссии, но и кандидаты в депутаты и на должность Президента РФ. Эти деньги составляют основу их избирательных фондов. Кроме этих средств, избирательные фонды могут включать личные средства кандидатов, а также добровольное пожертвование физических и юридических лиц. По окончании избирательной кампании кандидаты представляют финансовые отчеты в вышестоящие избирательные комиссии в строго определенные сроки по форме, установленной избирательной комиссией.

На этом заключительном этапе избирательной кампании особое значение приобретает четкое и точное следование процедуре, предусмотренной в законах о выборах. Можно тщательным образом реализовать все предшествующие этапы избирательного процесса, но стоит допустить сбой на этом, завершающем, - и результаты выборов потеряют законную силу, не приобретут того знания, которое они должны иметь в политической жизни страны.

К этому дню вы уже внимательно ознакомились со списком кандидатов, с предвыборными платформами кандидатов, посетили предвыборные собрания, посетили избирательный участок, заранее ознакомились с образцами избирательных бюллетеней и так далее. Сейчас я процитирую вам выдержку из Федерального закона «О выборах Президента РФ»: «В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования. Кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями».

На доске рисуется схема зала.

Почему закон предусматривает специальные помещения для тайного голосования?

Внимательно изучите схему зала для голосования. Поскольку у вас уже есть достаточно полное представление об избирательном праве и избирательном процессе, попытайтесь самостоятельно ответить на следующие вопросы:

1. Зачем в зале предусмотрены две двери: вход и выход?

2. Почему нет общего стола для выдачи бюллетеней, а предусмотрен ряд таких столов, на каждом из которых – часть списков избирателей?

3. Почему после заполнения бюллетеней в кабине голосования избиратель выходит к избирательным ящикам не в ту сторону, где располагаются члены избирательной комиссии, а в -противоположную?

4. Чем обусловливается выбор места для наблюдателей?

День выборов на избирательном участке начинается с того, что в восемь утра представитель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем с соблюдением четких правил в ящики опускаются бюллетени тех, кто проголосовал досрочно. После этого начинается голосование. Допустим, вы вошли в зал для голосования. Вы сможете сделать это в день выборов с восьми до двадцати часов по местному времени. Дальше вы идете к тому столу для членов комиссии, стоят таблички с буквами, среди которых – начальная буква вашей фамилии (или улица, на которой вы живете). Там вам выдадут избирательные бюллетени. При выборах Президента РФ избиратель получает один бюллетень, в котором в алфавитном порядке приведены фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных кандидатов и их данные: год рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства. В ходе выборов депутатов Государственной Думы избиратель получает два бюллетеня разной формы: избирательный бюллетень по одномандатному избирательному округу и избирательный бюллетень по федеральному избирательному округу. При этом вы должны подать свой паспорт членам избирательной комиссии и поставить подпись за полученные бюллетени. В конце перечня кандидатов помещается строка: «Против всех кандидатов». Вы ставите крестик или другой знак против фамилии одного из кандидатов или в графе «Против всех кандидатов» (в зависимости от ваших личных предпочтений).

Начинаются выборы. В ходе игры создаются нестандартные ситуации: например, один из «избирателей» выходит из кабины и подходит не к ящику, а к «членам комиссии» и говорит, что он испортил бюллетень и хотел бы повторно проголосовать. Каковы действия игроков? Или: кто-то из «избирателей» делает пометки в бюллетенях, не войдя в кабину. Можно представить себе и некоторые грубые нарушения избирательных прав граждан (попытка запугивания «избирателей», продолжение предвыборной агитации в день голосования и др.)

Вопросы для обсуждения. 1. Студент академии права г.Саратова, обучающийся на очном отделении, имеет временную прописку в общежитии данной академии, а постоянное место его проживания п.Степное. На каком из участков он будет голосовать? (голосует по месту нахождения общежития; гл 2 ст. 16 п. 5)

2. Все вы знаете, что участковая комиссия обычно работает до глубокой ночи. Наблюдатель от одной из партии предложил свою помощь в подсчете голосов на участке, но комиссия ему в этом отказала. Правомерны ли действия участковой комиссии, поясните ответ? (Правомерны. Так как наблюдатель не имеет право принимать участие в подсчете голосов; гл. 4 ст. 30 п.7)

3. Если на момент голосования вы уезжаете в другой город и точно знаете, что в день голосования вас не будет какой документ вы должны получить в участковой или территориальной комиссии. (открепительное удостоверение)

4. Во сколько открывается участок в день голосования, и до какого времени вы имеете право голосовать на своем участке (с 8.00 до 20.00; гл 10 ст. 75 п.1)

5. На избирательных участках, образованных в воинских частях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях участковая комиссия может объявить голосование законченным раньше времени в каком случае? (если все проголосовали; гл 10 ст. 75 п.3)

6. В какой день недели назначается голосование на выборах? (воскресенье)

7. Когда прекращается агитационный период? (в день голосования и предшествующий ему день или в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования; гл. 8 ст. 56 п.1)

8. Сколько наблюдателей от одной партии может находиться одновременно на избирательном участке?

Учитель: Члены комиссии дожидаются двадцати часов, чтобы приступить к подсчету голосов. Процедура подсчета голосов включает ряд существенных требований, которые строго соблюдаются членами избирательной комиссии, в частности проверку целостности печатей и пломб на ящиках, отсев недействительных бюллетеней и т.д. Действительные бюллетени членами избирательной комиссии, группируются по каждому кандидату или объединению (блоку), затем подсчитываются их количество. После этого в присутствии наблюдателей и других аккредитованных лиц составляются протокол по итогам голосования.

Задание: Исходя из содержания краткой сравнительной таблицы и опираясь на собственный опыт, определите, кому сложнее достичь своей цели: кандидату в депутаты Госдумы или кандидату на должность Президента РФ? Почему?

Детали положений о выборах кандидатов

Кандидаты в депутаты Госдумы

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.