Легкий авианосец ВМС Италии «Cavour. Авианосцы: прошлое и будущее

Петербургский Крыловский государственный научный центр занялся разработкой концепции легкого многоцелевого авианосца, сообщает FlotProm со ссылкой на осведомленный источник в оборонной промышленности. Строительство новых кораблей можно будет вести на северодвинском заводе «Севмаш» или керченском «Залив».

В июне текущего года заместитель главкома ВМФ России по вооружению Виктор Бурсук заявил, что для флота планируется построить новый авианосец; работы начнутся в 2024 году. При этом российский флот пока еще не выбрал проект, по которому будет построен новый корабль.

Принято считать легкими авианосцами считаются корабли длиной до 270 метров и водоизмещением до 27 тысяч тонн, а тяжелыми - корабли длиной до 315 метров и водоизмещением до 75 тысяч тонн. Эта классификация не является каноничной. Так, в США легкими авианосцами считаются корабли водоизмещением до 50 тысяч тонн, тяжелыми - до 70 тысяч тонн, а «суперавианосцами» - свыше 70 тысяч тонн.

Достоинствами авианосцев - плавучих аэродромов - является возможность обеспечивать воздушное прикрытие на большой площади. Тяжелый авианосец может нести большее количество самолетов, чем легкий. При этом легкий авианосец имеет меньшую осадку и может заходить в относительно мелководные районы.

Проект легкого российского авианосца предполагает разработку корабля водоизмещением 30-40 тысяч тонн. Он сможет нести до 40-50 самолетов и вертолетов. Предполагается, что на нем будут базироваться палубные истребители Су-33 и МиГ-29К, палубные версии Су-35, а также вертолеты и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения.

Когда именно планируется завершить этот проект, пока неизвестно. Крыловский государственный научный центр занимается разработкой корабля в инициативном порядке.

В мае 2015 года Крыловский государственный научный центр представил проект тяжелого авианосца 23000Э «Шторм» . Новый корабль, как ожидается, сможет ходить вдали от побережья в открытом море, наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолетов авиагруппы, а также обеспечивать противовоздушную оборону.

Длина авианосца составит 330 метров, ширина - 40 метров. Авианосец водоизмещением около ста тысяч тонн сможет развивать скорость до 30 узлов. В авиагруппу «Шторма» будут входить палубные истребители МиГ-29К, палубные версии Су-57 . самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и многоцелевые вертолеты Ка-27. Полетная палуба авианосца будет смешанного типа с четырьмя стартовыми позициями.

В настоящее время на вооружении российского флота стоит только один авианесущий крейсер - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», построенный по проекту 1143.5 «Кречет» в 1980-х годах. Его водоизмещение составляет 61,4 тысячи тонн при длине 306 и ширине 71,9 метра. Авианесущий крейсер способен развивать скорость до 29 узлов, а дальность его хода составляет 8,4 тысячи миль.

На борту корабля могут базироваться 26 истребителей Су-33 и МиГ-29К, а также 24 противолодочных вертолета Ка-27 или Ка-29, Ка-27ПС и Ка-31. Корабль вооружен противокорабельными ракетами, ракетами противоторпедной защиты, зенитными ракетными и зенитными артиллерийскими комплексами.

Где-то во френд-ленте видел отголоски замшелого уже холивара о перспективах легких авианосцев с акцентом на "УДК без док-камеры" . Насколько я понимаю, тогда все затихло в связи с отсутствием возможности проверить на практике результаты мысленных экспериментов. Прошлогодний поход "Кузи" в Средиземку ни на роль подтверждения, ни опровержения не подходит в силу известных причин. Но тут вдруг сами американцы собрались подбросить дровишек в топку приутихшей было дискуссии.

Лично для меня тема представляет интерес чисто академический, но кому-то может быть интересна. Одна беда – текст голый совсем, без картинок. Ни рендеров, ни компьютерных анимаций почему-то нарисовать еще не успели, хотя вроде бы времени вполне хватало. Так что придется читателям терпеть многабукафф, а в качестве единственной иллюстрации пусть будет первое попавшееся, что более-менее подходит:

Звено F-35B "Лайтнинг-2" над УДК "Америка" © Photo: Andy Wolfe / US Navy

Вопрос об окончательном выборе количества кораблей в серии атомных авианосцев (АВМА) типа "Форд", которые планируются к постройке для ВМС США, в настоящее время остаётся открытым. Во многом это обусловлено запредельно высокой стоимостью строительства и эксплуатации каждого нового корабля, в связи с чем, вся программа подвергается резкой критике. Идут дебаты в конгрессе, министерстве обороны и ВМС США, вплоть до появившихся предложений разработать более дешевый легкий авианосец LAC (Light Aircraft Carrier) для замены или в дополнение к тяжелым, к каковым относят все корабли этого класаа, водоизмещением более 70 тыс. тонн.

Утверждается, что LAC смогут решать задачи, которые не требуют полного использования возможностей тяжелого авианосца и его авиагруппы (охрана заданного района, воздушная поддержка операций низкой интенсивности, усиление амфибийно-десантных и крейсерско-миноносных групп, конвойные действия, проецирование силы и демонстрация военного присутствия). В повседневных условиях это позволит экономить драгоценный ресурс тяжелых авианосцев для его использования в военное время. В случае войны лёгкие авианосцы могут также придаваться для усиления авианосных ударных групп тяжелых авианосцев.

Принципиально это соответствует концепции "Распределенного ударного потенциала" (Distributed Lethality - DL), которая с 2017 года официально является составной частью доктрины использования надводного флота ВМС США. Согласно её положениям, использование бóльшего числа корабельных групп должно повысить оперативную доступность надводных сил.

Большим сторонником нового подхода оказался председатель комитета по обороне верхней палаты конгресса США небезызвестный сенатор Джон МАККЕЙН. В январе 2017-го в своем специальном докладе он заявил, что в течение следующих пяти лет американские ВМС должны начать переход от закупки универсальных десантных кораблей (УДК) к строительству лёгких авианосцев в качестве дополнения к имеющимся тяжелым. По его мнению, передача флоту первого такого корабля должна состояться не позднее середины 2030-х годов.

В том же январе 2017-го в докладе "Восстановление американской морской мощи" (Restoring American Seapower) НИИ центра бюджетного и стратегического анализа (Center for Budgetary and Strategic Analysis) рекомендовал строить легкие авианосцы водоизмещением 40-60 тыс. тонн с обычной энергетической установкой. Его основные характеристики будут почти вдвое меньше соответствующих характеристик АВМА типа "Нимиц"/"Форд" (водоизмещение 100/110 тыс. т, длина 330/340 м, 80 самолётов, включая 48 ударных) и примерно соответствуют характеристикам французского атомного авианосца "Шарль де Голь" (43тыс. т, 283 м, 28-40 самолётов) или нового английского "Куин Элизабет" (65 тыс. т, 283 м, до 36 F-35), которые, кстати, у себя дома никто легкими не считает.

Заданным параметрам также соответствуют американские УДК, которые в ходе последних конфликтов фактически уже многократно использовались в роли легких авианосцев за счет вооружения самолётами с вертикальным взлётом и посадкой (СВВП) AV-8B "Харриер". После снятия их с вооружения с аналогичными целями планируется использовать СВВП F-35В "Лайтнинг-2". Следовательно, новые УДК типа "Америка" (45 тыс. т, 257 м, 20 самолётов) могут рассматриваться как основа для разработки проекта легкого авианосца, если решение о его создании всё-таки будет принято.

Кроме того, очевидно, что будут рассмотрены и другие концепции. Так, в июне 2017 года некто Бредли МАРТИН (Bradley Martin) в сотрудничестве с Майклом МАКМЕХОНОМ (Michael E. McMahon) под брендом корпорации "РЭНД" опубликовали доклад "Варианты будущего авианосцев" (Future Aircraft Carrier Options), в котором анализируются четыре возможных альтернативы продолжению строительства АВМА типа "Форд", включая:

1) тот же авианосец "Форд", но с более дешевыми и экономичными системами;

2) атомный авианосец водоизмещением 70 тыс. тонн с авиагруппой, аналогичной по составу авиакрылу АВМА типа "Форд";

3) вариант на основе проекта УДК типа "Америка";

4) чисто легкий авианосец водоизмещением около 20 тыс. тонн с авиагруппой из десяти СВВП.

Сторонники концепции легких авианосцев считают, что они получатся намного дешевле тяжелых. В частности, в долгосрочной перспективе расходы на закупку новых авианосцев типа "Форд" оцениваются в 11,4 млрд. долл. за один корабль, тогда как новый УДК типа "Америка" стоит "всего" 3,4 млрд., а стоимость разработанного на его базе лёгкого авианосца якобы не должна превысить 5 млрд. долларов.

Впрочем, совершенство таких расчётов обоснованно оспаривается. Если легкие авианосцы пойдут в дополнение к тяжелым , а не вместо них, то это потребует соответствующего сокращения, если не остановки программы строительства УДК. Статьи закупок военного бюджета и так чрезвычайно перегружены, поэтому средства для строительства новых крупных боевых кораблей могут быть получены только за счёт сокращения других программ. А ведь командование морской пехоты несколько лет кряду жалуется, что количество кораблей амфибийно-десантных сил в боевом составе флота уже сейчас не обеспечивает выполнение всего спектра стоящих перед корпусом задач.

Если же легкие авианосцы будут вместо тяжёлых , это однозначно приведет к снижению ударной мощи флота. В частности, легкий авианосец на основе проекта УДК типа "Америка" из-за своей короткой полётной палубы будет способен нести лишь СВВП. Это приведёт к уменьшению радиуса действия его авиагруппы в сравнении с самолетами классической схемы взлёта-посадки. Также веским аргументом противников концепции является то, что в настоящее время нет СВВП ДРЛО и РЭБ, аналогичных E-2D "Эдвансед Хокай" и F/A-18G "Гроулер", без которых воевать считается немыслимым.

В среднесрочной перспективе эти недостатки частично можно устранить внесением изменений в конструкцию УДК типа "Америка" с удлинением его полетной палубы, установкой носовой рампы и стартовых катапульт или разработкой полностью нового корабля водоизмещением 60-70 тыс. тонн. Но это, в свою очередь, приведет к существенному удорожанию проекта, что, по меньшей мере, ставит под сомнение экономические преимущества новой программы в сравнении с продолжением строительства тяжелых авианосцев.

Так, согласно расчетам в докладе "РЭНД", постройка авианосца водоизмещением 70 тыс. тонн будет всего на 25% меньше стоимости постройки АВМА типа "Форд", однако он будет значительно уступать последнему в боевой эффективности, обеспечивая на 50% меньше самолётовылетов в сутки. Также у легкого авианосца меньше автономность, дальность плавания и живучесть. Последние факторы особенно актуальны для двух последних из четырех альтернативных вариантов в докладе.

В заключение специалисты "РЭНД" делают вывод, что легкий авианосец водоизмещением 20 тыс. тонн сможет использоваться только в кризисных ситуациях низкой интенсивности или для сопровождения тяжелого авианосца в составе АУГ. На основании этого рекомендуется продолжить строительство серии АВМА типа "Форд", не исключая в случае необходимости разработку для них менее затратного в производстве и эксплуатации атомного реактора.

В самих американских ВМС особой радости от возможных перспектив не испытывают. По мнению командования, только использование тяжелых авианосцев обеспечивает сочетание высоких наступательных (ударных) возможностей, требуемых темпов ведения операций и длительного участия в военных конфликтах средней и высокой интенсивности. Понимая, что такие высокие материи мало волнуют политиков, выражаются опасения, что количество атомных авианосцев в боевом составе ВМС США придется сократить до 6-9 единиц только для того, чтобы высвободить личный состав на формирование экипажей новых кораблей и комплектование летно-техническим персоналом авиагрупп легких авианосцев.

Как бы то ни было, но в том же в июне 2017-го бюджетное управлением Конгресса США (Congressional Budget Office – CBO) внесло поправку в проект военного бюджета на 2018 год, предусмотрев выделение 30 млн. долларов на разработку первоначальной концепции легкого авианосца. В рамках принятия окончательного решения об их строительстве для американских ВМС в Сенате планируют рассмотреть важнейшие технологические вопросы, обосновывающие оперативную и экономическую целесообразность такого решения. Старый авианосник и палубник МАККЕЙН радостно потирает руки – уж теперь он им всем там покажет!

А напоследок хотел бы обратить внимание коллеги

Лёгкий авианосец (англ. Light aircraft carrier) - подкласс авианосцев, отличающихся от многоцелевых авианосцев уменьшенными размерами и ограниченными боевыми возможностями. Появились в годы Второй мировой войны как следствие стремления воюющих государств быстро ввести в строй максимальное количество авианесущих кораблей с умеренными затратами. При этом новый класс должен был оперировать в составе ударных соединений флота и соответственно иметь высокую скорость и солидную систему ПВО, что отличало лёгкие авианосцы от эскортных авианосцев появившихся в то же время. Первыми лёгкими авианосцами стали корабли типа «Индепенденс», вступившие в строй в 1943 году.

Лёгкие авианосцы США времен Второй мировой войны

Лёгкие авианосцы франции

Первыми лёгкими авианосцами ВМС Франции планировались Авианосцы типа Joffre, которые создавались для замены устаревшего авианосца Béarn , который не соответствовал требованиям к скорости хода. Первый авианосец типа Joffre, был заложен в 1938 году, закладка второго корабля серии была запланирована на лето 1940 года, но начало Второй мировой войны и последующая капитуляция Франции в июне 1940 года вызвали прекращение дальнейших работ по ним. Тем не менее позже достройкой Joffre занялись немцы.

PA 28 - проект лёгкого авианосца ВМС Франции. Разрабатывался в конце 1940-х годов, однако эскизный проект был подготовлен к августу 1947 года. По сравнению с авианосцем Joffre у PA 28 был увеличен ангар и он обладал двумя катапультами . Первый корабль этого проекта планировалось заложить на верфи военно-морского арсенала в Бресте. Он должен был получить название Clemenceau (не путать с настоящим авианосцем Clemenceau). Конструкция базировалась на проекте недостроенного из-за начала Второй мировой войны авианосца Joffre, но была значительно усовершенствована. В 1950 году проект был закрыт на стадии разработки прототипа.

После Второй мировой войны ВМС Франции были переданы в аренду лёгкие авианосцы других стран. Например в 1946 году Британский лёгкий авианосец типа Colossus был передан в аренду французскому флоту, и переименован в Arromanches. В январе 1951 лёгкий авианосец США типа Independence USS «Lafayette» был передан в аренду ВМС Франции под таким же названием (фр. La Fayette) и номером R 96, возвращён США в 1964, в том же году сдан на слом. Еще один Independence - USS Belleau Wood США передали Франции в 1953 году по соглашению MDAP, с опцией на выкуп через 5 лет. Он вошёл в состав ВМС Франции под названием Bois Bello и бортовым номером R 97.

Проекты лёгких авианосцев Германии

Командование Кригсмарине изначально не уделяло большого внимания авианосцам, больше полагаясь на крупные артиллерийские корабли. Разработка авианосцев началась в Германии в конце 1933 года и предполагала постройку ограниченного количества кораблей, предназначенных для рейдерских операций в Атлантике. Однако строительство авианосца Graf Zeppelin , начатое в 1936 году по различным причинам тормозилось, постройка второго корабля этого типа прекратилась почти сразу после закладки. Между тем, к 1942 году германское военно-морское командование убедилось в высокой ценности авианосцев и выдвинуло ряд проектов перестройки в авианесущие кораблей других типов. Хотя классификация Кригсмарине не предусматривала деление авианосцев на подклассы, два из предложенных проектов можно отнести к лёгким авианосцам.

В мае 1942 года было принято решение о преобразовании в авианосец почти законченного тяжёлого крейсера Seydlitz , принадлежавшего в типу Admiral Hipper . После утверждения этого проекта А. Гитлером в в декабре 1942 года начались работы по демонтажу орудийных башен и надстроек крейсера. Однако работы велись неспешно и в июне 1943 года прекратились окончательно. По своей архитектуре несостоявшийся авианосец напоминал Graf Zeppelin, но его ангар был гораздо меньше и вмещал лишь 18 самолётов. Предполагалось составить авиагруппу из 10 истребителей Bf-109T и 8 пикирующих бомбардировщиков Ju-87D.

После неудачyых попыток достроить захваченный в Сен-Назере французский авианосец Joffre , немецкое военно-морское руководство решило превратить в авианосец недостроенный французский лёгкий крейсер De Grasse , находившийся на эллинге верфи Лорьяна. Предложение было выдвинуто в августе 1942 года, а в январе 1943 года проект был подготовлен и утвержден. Однако огромный объём предстоящих работ и недостаток комплектующих механизмов вынудил германское командование уже в феврале 1943 года отказаться от конверсии De Grasse в авианосец. Проектом предусматривалось создание небольшого авианосца с авиагруппой из 11 истребителей и 12 торпедоносцев-бомбардировщиков.

Проекты лёгких авианосцев СССР

Советский флот, признавая огромное значение авиации в борьбе на море, до середины 1930-х годов не стремился получить авианосцы, придерживаясь теории «малой войны на море». В 1920-х годах были выдвинуты предложения по конверсии в авианосец недостроенного линейного крейсера «Измаил» и учебного судна «Комсомолец» в учебный авианосец, аналогичным образом собирались перестроить пострадавший от пожара линейный корабль «Полтава». Хоть предполагаемые советские авианосцы укладывались в налагаемые Вашингтонским договором ограничения - до начала работ дело так и не дошло, не составили даже эскизного проекта. Отсутствие средств на переоборудование кораблей и разработку технических проектов, а также желания производить какие-либо работы в данном направлении предопределили судьбу этих проектов - никаких результатов не было. Строительство флота согласно концепции «Малого флота» исключало всякую возможность строительства авианосцев. На десять лет они исчезают из планов судостроения.

«Измаил» разобрали на металлолом, а переименованную в «Михаил Фрунзе» «Полтаву» собрались превратить в линейный крейсер. Учебный корабль «Комсомолец» продолжил службу до 1956-го года, а в 1956 году корабль был превращен в плавучую казарму, а затем исключен из состава флота.


4. Классификация авианосцев
5. Стратегия и тактика боевого применения
6. Список кораблей

Исторические классы

Легкий авианосец - авианосец, рассчитанный на ношение 20-50 летательных аппаратов.

Эскортный авианосец - подкласс легкого авианосца, представляющий собой легкий авианосец построенный на базе и по технологиям гражданского кораблестроения. Часто перестраивались из торговых судов или танкеров. Отличием от легкого авианосца была низкая скорость, малая живучесть и сравнительно небольшая авиагруппа.

Тяжелый авианосец - авианосец, рассчитанный на ношение 70-100 летательных аппаратов. После Второй Мировой слился с классами "линейный авианосец" и "быстроходный авианосец" в единую группу суперавианосцев.

Быстроходный авианосец - выделяемый военно-морскими теоретиками 1930-1940 класс авианосцев, обладающих скоростью, сравнимой со скоростью крейсеров и предназначенный для совместного оперирования с быстроходными соединениями. К Второй Мировой Войне практически все не-эскортные авианосцы, за редкими исключениями относились к быстроходным. В связи с полным исчезновением из флотов не-быстроходных авианосцев класс с окончания Второй Мировой не применялся.

Линейный авианосец - выделяемый некоторыми историками подкласс авианосцев, обладавших высокой живучестью, и приспособленных к активному выдерживанию атак противника. К линейным авианосцам относятся британские авианосцы с бронированой полетной палубой класса "Иластриес" и японский "Тайхо". С повышением живучести авианосцев как таковых, класс слился с обычными авианосцами.

Вспомогательный авианосец - класс кораблей, предназначавшихся для вспомогательных функций - доставки на передовую запасных самолетов, обучения экипажей. К таким относятся британский "Уникорн" и японский "Синано"

Учебный авианосец - специфический класс кораблей, используемых для обучения летчиков морской авиации. Устаревшие авианосцы часто переводились в разряд учебных. Известны только два авианосца, построенных специально как учебные - американские "Росомаха" и "Сейбл", перестроенные в 1942 году из колесных паромов на Великих Озерах. Эти авианосцы претендуют также на звания единственных в истории колесных авианосцев и единственных в истории пресноводных авианосцев.

Катапультный корабль - специфический класс в ВМВ авианосцев, рассчитанных только на взлет колесных самолетов. Посадка предполагалась на береговые аэродромы, либо на воду. Создавались как примитивная форма эскортных авианосцев, способная решить проблему отражения самолетов-разведчиков от конвоев. Применялись в ВМФ Великобритании. В ВМФ Италии и Японии делались попытки переоснащения крейсеров в крупные катапультные корабли для решения проблемы недостаточной дальности истребителей берегового базирования.

Торговый авианосец - специфический класс в ВМФ Великобритании торговых кораблей, оснащенных полетной палубой для ношения летательных аппаратов прикрытия. Использовался примерно в той же роли, что и эскортный авианосец, но в отличие от него предназначался для перевозки грузов.

Десантный авианосец - специфический класс авианосцев японской армии, создававшихся для проведения и прикрытия десантных операций. Представляли собой авианосцы, предназначенные для старта армейских самолетов. Являлись результатом глубоких противоречий армии и флота, не позволявших надеяться на содействие флотских авианосцев в армейских десантных операциях. Представляют собой в определенном смысле подкласс CAM-кораблей.

Современные классы

Суперавианосец он же ударный авианосец - условное название крупных авианосцев водоизмещением 50000-100000 тонн с атомной или обычной силовой установкой и большим количеством базирующихся на них летательных аппаратов горизонтального взлета и посадки. Все современные авианосцы США относятся к суперавианосцам.

Многоцелевой авианосец - авианосец водоизмещением около 30000-50000 тонн, с атомной или обычной силовой установкой и способностью принимать самолеты горизонтального взлета и посадки. Авианосцы такого класса имеют сходные функции с суперавианосцами, но обычно уступают им по численности авиагруппы, запасам авиатоплива, боевой живучести и автономности, или по спектру выполняемых функций. На данный момент к этому классу относятся французский атомный "Шарль де Голль", российский ТАВКР "Адмирал Кузнецов" и бразильский "Сао-Пауло". В этот класс также попадает строящийся для Индии авианосец "Викрамадитья"

Легкий авианосец, он же авианосец СВВП - авианосец небольших размеров, приспособленный исключительно к использованию самолетов вертикального взлета и посадки. Такие авианосцы обладают весьма ограниченным военным потенциалом, но из-за сравнительной дешевизны используются разными странами, не способными содержать тяжелые или многоцелевые авианосцы. Примером подобных являются английские авианосцы класса "Инвинсибл", испанский "Принсипе де Астуриас", индийский "Викрант", итальянский "Джузеппе Гарибальди" и тайский "Чакри Нарубет"

Универсальные десантные корабли - десантные вертолетоносцы с гладкой полетной палубой и возможностью принимать небольшую авиагруппу СВВП поддержки. Такие корабли имеют водоизмещение около 20000-45000 тонн, и возможности, сравнимые с легкими авианосцами, но имеют более расширенный список десантных функций в ущерб авиационным. Примерами таких кораблей являются УДК класса "Уосп", "Тарава", "Америка" ВМС США, класс "Оушен" Великобритании, класс "Докдо" Республики Корея и класс "Хиуга" ВМС Японии.

Авианесущий крейсер Авианосная ударная группа >>>

Военно-морской флот РФ в обозримом будущем получит в свое распоряжение экспериментальный плавающий аэродром. Новый корабль будет в два раза меньше обычных авианосцев, при этом на нем смогут разместиться столько же самолетов и вертолетов.

Над созданием уникального судна трудятся специалисты Крыловского государственного научного центра. Свой концепт они представили в рамках форума "Армия-2018".

"Этот авианосец отличается тем, что у него качественный состав авиакрыла такой же, как на тяжелом авианосце. Это – тяжелые истребители типа Су-33, легкие истребители типа МиГ-29К, многоцелевые и спасательные вертолеты, 4 самолета радиолокационного дозора, всего – 46 летательных аппаратов", – передает "Интерфакс-АВН" слова руководителя центра Владимира Никитина.

Для сравнения, на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов" водоизмещением 60 тыс. т проектом предусмотрено размещение 50 самолетов и вертолетов, но в реальности их всегда было намного меньше.

Скорее всего, на новом корабле будут размещаться уже самолеты нового поколения, созданные на базе Су-35. При этом легкие истребители, вероятно, останутся в прежнем варианте – МиГ-29К, поскольку этот самолет "отработан и серийно производится". "Такая номенклатура обеспечивает качественное выполнение любых задач", – подчеркнул Никитин.

Уникальность перспективного авианосца состоит в том, что, проигрывая тяжелым авианосцам по абсолютным физическим параметрам, он обладает той же емкостью. Оригинальная компоновка корпуса позволила сделать огромную палубу, на которой комфортно разместятся все воздушные суда.

"Корпус легкого авианосца меньше по абсолютным размерам, то есть у него длина 260 м вместо 300 м, как у тяжелого авианосца. Водоизмещение 44 тыс. т вместо 90 тыс. т, то есть по корпусу выигрыш получается в два раза. Его стоимость может быть несколько сотен миллиардов рублей, то есть почти в два раза меньше, чем у полноразмерного", – рассказал глава Крыловского центра.

Характеристики корабля поражают воображение. Легкий авианосец будет способен нести авиационный боезапас в 600 т, запас авиакеросина – до 2 тыс. тонн. Авианосец предполагается оснастить газотурбинной главной энергетической установкой из четырех турбин М-90ФР при общей расчетной мощности 81 МВт. Дальность плавания составит 8 тыс. миль, автономность – 60 суток. Авианосец получит мощную противовоздушную, противоторпедную и противолодочную защиту.

Не исключено, что заказы на уникальный корабль поступят не только от Министерства обороны РФ. По сведениям "Российской газеты", представленным проектом заинтересовались иностранцы, в частности французы.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.