Флагман военно-морского флота Испании легкий авианосец «Principe de Asturias. Флагман военно-морского флота Испании легкий авианосец «Principe de Asturias Энергетическая установка и ходовые качества

«Принсипе де Астуриас» (исп. Príncipe de Asturias - «принц Астурийский») - испанский лёгкий авианосец. Был создан на основе нереализованного проекта авианосцев США «корабль морского контроля» (англ. Sea Control Ship) и предназначался для базирования на нём самолётов укороченного или вертикального взлёта и посадки и вертолётов. Был построен в 1979-1988 годах на верфях фирмы Bazán в Ферроле. Сменил в составе ВМС Испании устаревший авианосец «Дедало» периода ещё Второй мировой войны в роли флагманского корабля. В 1990 году «Принсипе де Астуриас» прошёл малую модернизацию, заключавшуюся в переделке надстройки и расширении жилых помещений авиагруппы. По состоянию на 2009 год, авианосец остаётся на вооружении ВМС Испании, являясь наиболее мощным их кораблём, и несёт активную службу.

«Принсипе де Астуриас» на учениях в 1992 году

Литература

  • Jane"s Fighting Ships 2004-2005 / S. Saunders. - Jane"s Information Group, 2004. - 947 с. - (Jane"s Fighting Ships).
  • All the World"s Fighting Ships 1947-1995 / R. Gardiner. - Лондон: Conway Maritime Press / US Naval Institute Press, 1996. - 675 с.

Вооружение

Однотипные корабли

Principe de Asturias (рус. «Принц Астурийский» ) - легкий испанский авианосец является третьим флагманом в истории испанской Армады, который пришел на смену американскому кораблю Dedalo (рус. «Дедало» ), типа Independence . Первоначальное название корабля было Canaries (рус. «Кенерис» ), потом Almirante Carrero (рус. «Альмиранте Карре-ро Бланко» ), но в последний момент перед спуском на воду был переименован в Principe de Asturias (рус. «Принц Астурийский» ). 6 февраля 2013 авианосец Principe de Asturias (рус. «Принц Астурийский» ) был выведен из боевого состава морской флотилии ВМС Испании .

Общие сведения

История создания

историческое фото авианосца «Cabot»/«Dedalo»

1977 стал для Испании веком индустриализации, на смену легендарного, в тоже время устаревшего, американского корабля Dedalo (рус. «Дедало» ), должен был придти к 1986 году авианосец Principe de Asturias (рус. «Принц Астурийский» ).
Проект нового испанского корабля был разработан американской компанией «Gibbs & Cox» (рус. «Гиббз энд Кокс» ) в 1970 годах, на основе одного из вариантов отвергнутого американскими ВМС SCS (рус. Корабли контроля моря ). Предназначался для базирования на нём самолётов укороченного или вертикального взлёта/посадки и вертолётов. Построен испанской судостроительной фирмой «E. N. Bazan » (рус. «Базан» ) в 1979-1988 годах в городе Ferrol (рус. Ферроле ), при содействии конструкторов из Америки, по немалоизвестному проэкту Sea Control Ship , который в свою очередь должен был обеспечивать контроль над морем в границах государства. Легкие авианосцы типа SCS должны были стать относительно недорогими и несущими небольшое количество самолетов и вертолетов, которая представляла из себя новую систему вооружения.
1979 год - произведена закладка корабля на верфи «E. N. Bazan » (рус. «Базан» ) в городе Ferrol (рус. Ферроле ).
22 мая 1982 год - был произведен спуск на воду.
В течении 5 лет корабль дорабатывался, требовалась замена аппаратуры связи и управления, для дальнейшего выхода в море.
И вот 30 мая 1988 года военный легкий авианосец Principe de Asturias (рус. «Принц Астурийский» ). встал на вооружение ВМС Испании .
Первоначальное название корабля носило Canaries , после Almirante Carrero Blanko , в итоге мнение судостроительной фирмы сошлось на названии Principe de Astruias под бортовым номером R11.
В зависимости от состава авиагруппы может использоваться для обеспечения ПВО, ПЛО в роли ударного десантного корабля и для решения других задач.

Описание конструкции

Палуба корабля

Конструировался Principe de Asturias на базе авианосцев со сплошной полетной палубой, для полетов самолетов с вертикальным (укороченным) взлетом и посадкой (V/STOL), расположенной по правому борту, а также небольшой надстройкой островного типа. Полетная палуба легкого авианосца Principe de Astruias снабжена термостойким покрытием и имеет размеры в длину 175,3 м на 29 м в ширину. В носовой части установлена 12-градусная рампа-трамплин, которая оснащалась авианосцами класса «Invincible» . Ангар размером 2300 м 2 находящийся под полетной палубой вмещает в себя 17 единиц летательной техники, а на полетной палубе можно разместить еще 12 действующих единиц. Ангар корабля снабжен всем необходимым оборудованием и приборами технического обслуживания, а также постами для заправки самолетов и вертолетов, кислородом и сжатым воздухом, пополнением боекомплекта. Подача самолетов и вертолетов из ангара на полетную палубу, легкого авианосца Principe de Asturias , производится двумя самолетоподъемниками, которые размещены в носу и корме корабля и соответственно имеют размеры (18 х 9 м) и (10 х 15м). Грузоподъемность каждого лифта - 29 т, время подъема 30 с. Для подъема находящихся на плаву аварийных летательных аппаратов на полетной палубе, перед надстройкой, смонтирован подъемный кран. Надстройка имеет небольшие размеры, при этом большая часть ее объема занята дымовой трубой и каналами для подачи воздуха в машинное отделение. В надстройке также оборудован флагманский командный пост, ходовая, штурманская и оперативная рубка, а также посты управления полетами и связи. Личный состав авианосца размещается в каютах и кубриках, оборудованных в надстройке, и на палубах под ангаром. Все жилые помещения и служебные помещения подключены к системам вентиляции и кондиционирования воздуха. В 1990 г. палубу оснастили английской системой световой сигнализации DAPS, а также переделали надстройки и расширили жилые помещения авиагруппы.

Корпус

Краткие характеристики:

Энергетическая установка и ходовые качества

Отличительной особенность легкого авианосца Principe de Asturias является одновальная ГЭУ, состоящая из двух газотурбинных двигателей LM-2500+, компании «General Electric » (рус. «Дженерал Электрик» ), работающих через редуктор (1:24) на один 5-лопастный винт диаметром 6,1 м. Для подавления шума винта установлена пузырьковая система «Pradera»/«Enmascarador » (рус. «Прерия»/«Маскер» ). Для малого хода (4,5 уз) в режиме поиска ПЛ имеется вспомогательный выдвижной винт, с приводом от двух электродвигателей общей мощностью 1600 л.с. Наибольшая скорость хода авианосца составляет 26 узлов. Дальность плавания крейсерской скоростью 20 узлов равна 6500 миль.

двигатель General Electric LM2500

Огромные размеры LM2500

ТТХ General Electric LM2500

ТТХ General Electric LM2500+

Вспомогательное оборудование

Корабль оснащен цифровой боевой информационно-управляющей системой (сокр. БИУС) «Тритан», сопряженной через терминалы цифровых линий передачи данных «LINK-11/-14» с американской БИУС NTDS, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, управления воздушным движением и стрельбой, а также средствами противодействия, в том числе радиоэлектронного. На борту корабля также имеется система противоторпедной защиты SLQ-25. Кроме того, он может нести два десантных катера и имеет два успокоителя качки.

Экипаж и обитаемость

Экипаж состоял общей численностью в 830 человек, из которых 90 офицеров остальные матросы, а 230 человек приходились на воздушный экипаж. Как было сказано выше, личный состав авианосца размещался в каютах и кубриках, оборудованных в надстройке, и на палубах под ангаром.

Вооружение

Зенитное вооружение

20-мм FABA Meroka Mod 2B

20 мм пушка Oerlikon L120 на системе FABA Meroka

Для самообороны на корабль устанавливались 4 зенитно-артиллерийские системы FABA Meroka Mod 2B , в которую входили 12 автоматических пушек 20 mm Oerlikon L120 и 2-6 салютных 37-мм пушек. Корабль был оборудован:

  • Четыре 20-мм зенитных автомата FABA Meroka Mod 2B
  • Две-шесть 37-мм салютных пушки

Основной целью ЗАС FABA Meroka Mod 2B является оборона корабля от противокорабельных ракет и различного высокоточного орудия. Однако ее можно использовать против самолетов, кораблей и других малых судов, береговым целям и плавающим минам.

ТТХ системы FABA Meroka Mod 2B

Авиационное вооружение

Взлет AV-8B Harrier II

Для этого корабля Испания закупила штурмовики с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой EAV-8B (VA.2) «Harrier II » (с 1996 года поставляются «Harrier II+ » с РЛС) и противолодочные вертолеты SH-60B «Seahawk ». Чтобы в случае опасности можно было перейти в наступление. Обычно в состав авиакрыла входит 24 самолета и вертолета, но в случае необходимости их количество может быть увеличено до 37 за счет размещения на полетной палубе.
Состав летательных аппаратов:

  • 6-12 AV-8B «McDonnell Douglas AV-8B Harrier II»
  • 2 SH-60 «Sikorsky SH-60 Seahawk»
  • 2-4 АВ 212 «Agusta-Bell 212»
  • 6-10 S-61 «Sikorsky S-61 Sea King»

McDonnell Douglas AV-8B Harrier II (рус. Макдоннел Дуглас AV-8B «Харриер» II ) Принадлежит к семейству американских штурмовиков вертикального взлёта и посадки. AV-8B «Harrier II » является развитием ранней модификации AV-8A «Harrier ».

Sikorsky SH-60 Seahawk (рус. Сикорский SH-60 «Си Хок» ) Принадлежит к семейству американских многоцелевых вертолётов. SН-60 разработан на основе вертолёта UH-60 в соответствии с конкурсной программой

Испанский легкий авианосец «Principe de Asturias » является флагманским кораблем ВМФ Испании и вторым по величине судном в составе флота. Также испанский авианосец является первым кораблем, созданным с учетом разработанной в США в 70-х годах концепции корабля контроля моря SCS (Sea Control Ship).

Появление этой концепции было обусловлено озабоченностью командования ВМС США сокращением числа ударных и противолодочных авианосцев в связи с неизбежным выводом в резерв и списанием кораблей, построенных во время второй мировой войны и первые послевоенные годы. Легкие, относительно недорогие и несущие небольшое количество самолетов и вертолетов авианосцы типа SCS должны были стать основой новой системы вооружений, способной обеспечить контроль над морем. В состав этой системы планировалось включить десятки кораблей типа SCS, палубную авиацию, и глобальные средства разведки и связи.

В силу ряда причин концепция SCS не получила дальнейшего развития, однако командование ВМФ Испании заинтересовались проектом разработанного в рамках этой концепции легкого авианосца и приняло решение создать на его базе многоцелевой легкий авианосец для испанского военно-морского флота.

Проектные работы велись с 1977 года испанской судостроительной фирмой «E. N. Bazan » при техническом содействии ряда американских предприятий. Закладка корабля состоялась 8 октября 1979 года на верфи «E. N. Bazan » в городе Ферроль, спуск на воду состоялся 22 мая 1982 года, а 30 мая 1988 года военный корабль «Principe de Asturias » вступил в строй. За время проектирования и строительства наименование корабля несколько раз изменялось. Сначала авианосец назывался «Canaries », затем «Almirante Carrero » и наконец - «Principe de Astruias ». Причем бортовой номер оставался постоянным R 11.

Авианосец «Principe de Astruias » является флагманским кораблем корабельной ударной группы «Альфа », входящей в состав испанских сил быстрого реагирования. На корабль возлагаются задачи борьбы с подводными лодками, надводными кораблями и авиацией противника, а также нанесение в случае необходимости ударов силами своих самолетов по береговым объектам.

легкий авианосец «SNS Principe de Asturias» бортовой номер R-11

По своей архитектуре «Principe de Asturias » относится к авианосцам со сплошной полетной палубой и небольшой надстройкой островного типа, расположенной по правому борту.

Полетная палуба легкого авианосца «Principe de Asturias » спроектирована для полетов самолетов с вертикальным взлетом и посадки и имеет размеры 29 м на 175,3 м, а также снабжена термостойким покрытием и рампой. С учетом опыта использования аналогичных рамп на авианосцах класса « » ей придан оптимальный угол наклона 12 градусов.

Находящийся под полетной палубой ангар способен вместить все летательные аппараты авиагруппы. В нем имеется все необходимое оборудование и приборы для технического обслуживания и ремонта самолетов и вертолетов. Здесь же располагаются посты для заправки их топливом, кислородом и сжатым воздухом, а также для пополнения их боекомплекта.

Подача самолетов и вертолетов из ангара на полетную палубу легкого авианосца «Principe de Asturias » производится двумя самолетоподъемниками. Для подъема находящихся на плаву аварийных летательных аппаратов на полетной палубе перед надстройкой смонтирован подъемный кран.

Надстройка имеет небольшие размеры, при этом большая часть ее объема занята дымовой трубой и каналами для подачи воздуха в машинное отделение. В надстройке также оборудован флагманский командный пост, ходовая, штурманская и оперативная рубка, а также посты управления полетами и связи.

Личный состав размещается в каютах и кубриках, оборудованных в надстройке, и на палубах под ангаром. Все жилые помещения и служебные помещения подключены к системам вентиляции и кондиционирования воздуха.

Авианосец «Principe de Asturias » считается первым достаточно крупным кораблем, снабженным всего одним гребным винтом. На линию вала работают два газотурбинных двигателя LM-2500 компании «General Electric », объединенных соответствующим редуктором. В качестве движителя использован , обеспечивающий при необходимости реверс тяги. Наибольшая скорость хода авианосца составляет 26 узлов. Дальность плавания крейсерской скоростью 20 узлов равна 6500 миль.

Кроме главной силовой установки, на имеется два вспомогательных движительных комплекса мощностью по 800 л. с. Они расположены побортно и используются для маневрирования на малых ходах до 5 узлов.

Базирующаяся на авианосце авиагруппа может включать до восьми истребителей вертикального или укороченного взлета и посадки «Harrier AV-8B », два вертолета «SH-60B », до десяти вертолетов «SH-3D/G » и четыре "AB-212 ". Все вертолеты противолодочные.

Оборонительное вооружение легкого авианосца «Principe de Asturias » включает только четыре зенитных артиллерийских комплекса, расположенные по два комплекта в носовой части и корме. В состав комплекса входят двенадцатиствольная 20 мм артиллерийская установка «Oerlikon » и система управления огнем. Комплекс обладает скорострельностью до 9000 выстрелов в минуту и одним залпом из 12 снарядов уничтожает противокорабельную ракету.

Средства радиоэлектронного вооружения авианосца «Principe de Asturias » вполне соответствует современным требованиям. Оно включает боевую информационно-управляющую систему, состоящую их четырех компьютеров, цифровых линий связи, станции спутниковой связи и навигационной системы.


«Дедало»


До вступления в 1967 г. американского авианосца "Кэбот" типа "Индепенденс" постройки 1943 г., получившего название R01 "Дедало", Испания не имела в составе ВМС авианесущих кораблей. Авианосец был взят у США в аренду сроком на пять лет, по истечении этого срока, в 1973 г., испанское правительство выкупило его у американцев.

На смену авианосцу "Дедало" пришел авианесущий корабль R11 "Принц Астурийский" ("Принсипе де Астуриас"). Хотя корабль целиком построен в Испании, он также имеет американские корни. С 1970 г. по 1974 г. в США велась разработка корабля контроля моря SCS (Sea Control Ship), предназначенного для размещения сверхзвуковых СВВП XVF- 12А и противолодочных вертолетов. Программа корабля SCS была прекращена в 1975 г. по финансовым соображениям и из-за серьезных проблем в разработке сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки. Проект был востребован по другую сторону океана. В 1977 г. в Испании при техническом содействии американских фирм Гиббс энд Кок, Бэз Айрон Уоркс и Сперри началось рабочее проектирование авианосца на базе корабля SCS. Корабль водоизмещением 15 750 т был заложен на верфи фирмы Эмпресса Насьональ Базан в Ферроле в октябре 1979 г., спущен на воду в 1986 г. и официально вошел в строй в мае 1989 г. После вступления в строй авианосца "Принц Астурийский" вокруг него было корабельное соединение, получившее название "группа Альфа". Группа "Альфа" является составной частью испанских сил быстрого развертывания. На базе проекта авианосца "Принц Астурийский" в Испании по заказу ВМС Таиланда был разработан и построен авианосец меньшего размера.


«Принц Астурийский»



Компьютерное изображение авианесущего корабля NOM


Фирма Эмпресса Насьональ Базан, что называется, вошла во вкус проектирования авианесущих кораблей, причем рассчитывает на заказы в основном из азиатских стран. Так в 1995 г. ВМС Китая были предложены два проекта авианосцев, проработка которых завершилась в 1994 г. Корабль проекта SAC 200 с угловой палубой имеет расчетное водоизмещение 23 000 т, на нем возможно базирование 21 самолета с нормальным взлетом и посадкой и четырех вертолетов. Для взлета самолетов предусмотрена установка двух паровых катапульт. Проект корабля SAC- 220 предполагает строительство авианосца с угловой палубой расчетным водоизмещением 25 000 т. Первый корабль любого проекта может бьпъ поставлен через пять лет после заключения контракта. Среди потенциальных заказчиков кроме Китая рассматриваются Аргентина, Бразилия, Индия и Япония.

Тактико-технические характеристики

«Принц Астурийский» (Principe de Asturias)
Водоизмещение: 16 700 т. полное.
Размерения: длина 195,9 м, ширина 24,3 м, осадка 9,4 м
ЭУ : одновальная газотурбинная (два двигателя LM 2500 компании «Дженерал электрик») общей мощностью 46 000 л. с.
Скорость хода: 26 уз.
Авиагруппа: см. по тексту
Вооружение: четыре 12-ствольше 20-мм ЗАК «Мерока»
РЭВ: РЛС - SPS-55 (ОНЦ), SPS-52 (трехкоординатная), четыре «Мерою» (управления стрельбой), SPN-3SA УВЩ. станция URN-22 навигационной системы TACAN; комплекс гидроакустического противодействия SLQ-25 «Никси»; четыре ПУ ложных целей Мк 36 SRBOC
Экипаж: 555 человек, авиагруппа и походный штаб - 208 человек.

29 июня 1977 года ВМС Испании заключили контракт на строительство корабля с газотурбинной ЭУ, который заменил бы в 1986-м устаревший авианосец «Дедало» (бывший американский легкий авианосец «Кэбот» типа «Индепенденс»). Проект нового испанского корабля был разработан американской компанией «Гиббз энд Кокс» (г. Нью-Йорк) на основе одного из вариантов отвергнутого американскими ВМС «корабля контроля морского пространства» (Sea Control Ship). Первоначально корабль получил название «Альмиранте Карре-ро Бланко», но перед спуском на воду был переименован в «Принц Астурийский». Во многих отношениях он аналогичен легким авианосцам типа «Инвинсибл» ВМС Великобритании.

«Принц Астурийский» был заложен на верфи компании «Базан» в г. Эль-Ферроль 8 октября 1979 года, спущен на воду 22 мая 1982-го и введен в боевой состав 30 мая 1988-го. Большой период достройки на плаву потребовался для замены аппаратуры связи и управления, а также установки дополнительного мостика на надстройке для походного штаба соединения.



«Принц Астурийский» имеет полетную палубу длиной 175,3 м и шириной 29 м, оснащенную интегрированным с носовою частью корабля трамплином с углом возвышения 12°. Для подъема на палубу самолетов и вертолетов из ангара площадью 2300 м2 имеются два подъемника, один из которых расположен в корме.
Для этого корабля Испания закупила штурмовики с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой EAV-8B (VA.2) «Харриер-2» (с 1996 года поставляются «Харриер-2+» с РЛС) и противолодочные вертолеты SH-60B «Сихок». Обычно в состав авиакрыла входит 24 самолета и вертолета, но в случае необходимости их количество может быть увеличено до 37 за счет размещения на полетной палубе. Типовое авиакрыло состоит из 6-12 AV-8B, двух SH-60B, 2-4 противолодочных вертолетов АВ 212 и 6-10 вертолетов SH-3H «Си Кинг».
Корабль оснащен цифровой БИУС «Тритан», сопряженной через терминалы цифровых линий передачи данных «Линк-11/-14» с американской БИУС NTDS, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, управления воздушным движением и стрельбой, а также средствами противодействия, в том числе радиоэлектронного. Кроме того, он может нести два десантных катера и имеет два успокоителя качки.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.