Десантные корабли типа Mistral. Нужен ли Российскому флоту вертолетоносец «Мистраль»? Корабль типа мистраль максимальная ширина

Издание Egypt Independent сообщило, что российско-египетская сделка по палубным вертолетам Ка-52К (морская версия) для двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль» вступила в завершающую фазу. В самое ближайшее время, не позднее конца мая, Арабская Республика Египет (АРЕ) примет окончательное и ожидаемое решение .

УДК «Мистраль», как известно, может нести до 16 вертолетов, однако, скорей всего, Каир закажет по 8 машин на один корабль. По имеющейся информации, сейчас идет работа по адаптации Ка-52К под требования египетской стороны.

Кроме «Аллигаторов» Москва, во-первых, вернет на «Мистрали» снятое после разрыва известного контракта оборудование, во-вторых, вместе с Парижем обеспечит техническое обслуживание кораблей и, в-третьих, подготовит египетские экипажи. Таким образом, можно говорить о начале формирования нового стратегического союза на Ближнем Востоке.

Напомним, в январе 2017 года Египет объявил о создании своего Южного флота. Помимо «Мистралей», построенных компанией STX France из Сен-Назера (Франции), в его состав войдут многоцелевой фрегат FREMM франко-итальянского производства, 4 корвета класса Gowind 2500 и 4 дизель-электрические субмарины проекта 209 немецкой постройки. Очевидно, что возможности этой группы боевых кораблей без воздушной поддержки не соответствуют заявленным геополитическим амбициям.

В этом вопросе крайне важную роль играет России, которая совместно с Францией продавила сделку по продаже «своих бывших» «Мистралей» конкретно Египту, у которого резко испортились отношения с Соединенными Штатами летом 2013 года - после свержения с поста президента-исламиста Мухаммеда Мурси. Беспардонное вмешательство США во внутренние дела АРЕ путем поддержки так называемой «арабской весны» стало холодным душем для большинства египтян, осознавших, в какую пропасть их толкают американцы.

Логично, что Каир в вопросах военного сотрудничества стал предпочитать Париж и Москву, которые, несмотря на давление Вашингтона , смогли сохранить между собой деловые контакты. Египетский журналист Ахмед Сайед, отслеживающий историю с вертолетоносцами, отметил особые теплые отношения между египетскими, французскими и российскими специалистами, работающими на кораблях.

Дело в том, что отказ от поставки в нашу страну «Мистралей» негативно сказался на репутации компании STX France в частности, и имидже всего ВПК Франции. Об этом говорил опрос французского общества в 2015 году, когда 72% граждан 5-й Республики были убеждены, что соблюдение военных контрактов отвечает национальным интересам, тогда как их срыв - чреват большими экономическими рисками.

Именно поэтому Париж сделал всё, чтобы, и волки были сыти, и овцы - целы. Франция вернула России 949,7 млн евро предоплаты, и фактически передала три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralteïski . Газета Le monde оценила стоимость полученной Москвой конструкторской документации на УДК в сумме 220 млн евро.

При этом с формальной точки зрения, Франция выполнила все требование «вашингтонского обкома » по бойкоту Москвы. В итоге репутация Парижа, как надежного поставщика оружия, была восстановлена, что положительно отразилось на результатах французской системе военного экспорта, которая смогла резко нарастить объемы поставок.

С самого начала обсуждения деталей продажи «Мистралей» АРЕ было ясно, что египетские моряки будут нуждаться в активной поддержке со стороны нашего Минобороны. Вертолетоносцы были построены с учетом российских требований и под российские системы. Перестроить их под стандарты НАТО технически возможно, но коммерчески не оправдано: дешевле отправить на лом.

Во всяком случае, Генеральный секретарь по обороне и национальной безопасности 5-й Республики Луи Готье , который был главным переговорщиком от французов, признал, что многие трудные договоренности остались за кулисами, куда не пустили даже эмиссаров Обамы . Между тем, если вернутся к первоначальному российско-французскому контракту по «Мистралям», то вопрос передачи технологий входил в повестку договора в качестве неотъемлемой его части.

Если в вертолетном тендере победит РФ (а вероятность - очень высока), то египетские специалисты допустят российских военно-морских инженеров и проектировщиков ко всем системам «Мистраля». Это позволит нашим спецам на практике понять, как функционируют натовские вертолетоносцы. Собственно, в Минобороны РФ не скрывают, что опыт такого сотрудничества будет учитываться при разработке аналогичных судов.

Судя по всему, все участники сделки держат закулисные обещания, игнорируя окрики из Вашингтона.

По большому счету, Россия изначально планировала строить вертолетоносцы по французскому проекту на своих верфях. А заказ сначала одного, а потом и двух УДК можно рассматривать, как своего рода коммерческую уступку. Если назвать вещи своими именами, то Москва получила документацию на «Мистраль» даром. Точнее - за деньги Каира.

Но вполне вероятно, что самой выигрышной стороной окажется АРЕ. После развертывания египетского Южного флота Каир станет региональной морской державой и сможет защитить недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны гигантское месторождение газа. Сейчас на этот актив претендуют Турция, Израиль, Кипр и Греция. Как показывает опыт разрешения такого рода споров, лучшим аргументом являются боевые корабли.

Нужны «Мистрали» Египту и для решения текущих задач, в частности, по охране торгового морского пути в районе Аденского пролива, а также для сдерживания Ирана и Саудовской Аравии в их конфликте вокруг хуситов в Йемене.

Таким образом, никто из участников этой сделки не остался внакладе. 5-я Республика, ослушавшись США, получила дополнительные военные контракты; Россия - документацию на «Мистраль» и нового стратегического союзника, а Египет - обрел статус морской державы.

Французская компания DCNS на верфи в Сен-Назере спустила на воду первый десантный вертолетоносный корабль-док типа «Мистраль», строящийся в интересах ВМФ России. Как сообщает РИА Новости, корабль, получивший имя «Владивосток», позднее будет переведен в Россию на петербургский завод «Северная верфь» для дооснащения и вооружения. В состав Тихоокеанского флота «Владивосток» войдет 1 ноября 2014 года.

Закладка второго вертолетоносца ─ «Севастополь» ─ состоялась во Франции в июне 2013 года. Как ожидается, этот корабль войдет в состав Тихоокеанского флота в 2015 году. Строительство кораблей ведется при участии российских предприятий. В частности, сборкой частей корпусов кораблей занимается «Балтийский завод». Формирование экипажей перспективных российских вертолетоносцев уже началось. Кроме того, определен и состав авиационных групп кораблей типа «Мистраль», в которые будет включена палубная модификация ударного вертолета Ка-52, получившая индекс Ка-52К.

Давайте посмотрим подробнее, как идет строительство этого корабля...

Новейшие российские системы вооружения ударного и оборонительного назначения, в том числе сверхзвуковые крылатые ракеты, будут установлены на всех четырех десантно-вертолетных кораблях-доках (ДВКД) типа «Мистраль», построенных для ВМФ РФ как во Франции, так и в России. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе России.

«Планируется, что и первые два «Мистраля» французской постройки, и следующие два ДВКД, построенные уже в России, будут оснащены самыми современными отечественными системами вооружения, в том числе пусковыми установками сверхзвуковых крылатых ракет, новейшими системами и комплексами противоракетной, противовоздушной и противолодочной обороны», — уточнил источник.
Конечно, «Мистрали» примут на борт ударные и противолодочные вертолеты, артиллерию, десантно-высадочные средства, катера, бронемашины и другую технику и оружие, добавил он.
Работы по установке на первых двух ДВКД французской постройки российских вооружений будут вестись в России на одном из ее оборонных предприятий после прибытия туда кораблей из французского Сен-Назера, отметил источник.

Заложено 14 ноября 2012 года на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». Заводской №880

В Генштабе ВС РФ подтвердили эту информацию. «Нам не нужны безоружные ДВКД, которыми располагают французские ВМС. Такие «Мистрали» по сути — гигантские плавающие транспортеры с современными системами боевого управления, навигации, разведки и связи, своего рода беззащитные плавучие командные пункты, которые надо прикрывать и с моря, и с воздуха другими боевыми кораблями и авиацией», — отметил источник в Главном штабе.

«ДВКД нашего ВМФ должны не только управлять действиями различных родов сил военно-морских группировок (надводных кораблей, подлодок, морской авиации) или даже действиями межвидовых группировок на морских и океанских театрах военных действий, не только доставлять и высаживать на берег морскую пехоту на бронемашинах с помощью вертолетов и десантно-высадочных средств, но должны и сами обладать достаточной огневой и ударной мощью, чтобы быть полноценными самозащищенными многофункциональными боевыми кораблями в составе этих группировок», — подчеркнул он.
«Поэтому российские ДВКД будут оснащены крылатыми ракетами с увеличенной дальностью стрельбы, новейшими средствами ПВО-ПРО и ПЛО», — заключил источник в Генштабе.

Установка на стапель элемента строящейся секции ДВКД “Владивосток”, “Балтийский завод”, 01.10.2012 г. (фото -http://fontanka.ru , http://bmpd.livejournal.com).

22.06.2012
В августе 2012 года на российской верфи Балтийского судостроительного завода в Санкт-Петербурге начнутся работы по строительству блоков кораблей класса BPC типа «Мистраль» для ВМФ России, часть кораблей класса BPC, заказанных «Рособоронэкспортом» в июне 2011 года у компании DCNS, будут построены в России по договору о передаче технологии.

17.07.2012
ВМФ России с 2013 г. начнет подготовку летного состава, который будет базироваться на закупаемом во Франции универсальном десантном корабле (УДК) «Мистраль», сообщил исполняющий обязанности начальника морской авиации генерал-майор Игорь Кожин. Подготовка строящихся во Франции универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль» под российские условия эксплуатации «выполняется в полном соответствии с графиком». Как отмечается в поступившем в ИТАР-ТАСС заявлении компании-производителя — судостроительной корпорации DCNS, — «сейчас идет второй этап адаптации» в соответствии с требованиями РФ, который завершится к сентябрю текущего года.

18.07.2012
«Российская спецификация, в первую очередь, предполагает, что УДК смогут принимать вертолеты компании «Камов» с соосным расположением несущих винтов. Кроме того, подрядчик должен установить на кораблях российское оборудование, за исключением вооружения, — отмечается в коммюнике. — «Мистрали» также будут подготовлены к навигации в холодных климатических условиях, что означает увеличение мощности электрогенераторов. Это отчасти необходимо для того, чтобы обеспечить частичное таяние льда на взлетной площадке. К тому же все системы управления кораблями и сигнальные табло будут переведены на русский язык».
Во французском городе Сен-Назер полным ходом идет строительство «Мистралей» для РФ, подчеркнули в DCNS. «В сентябре текущего года будет готов первый 100-тонный корпусный блок УДК. На кильблоки его установят в начале 2013 года, что ознаменует собой начало этапа сборки», — говорится в заявлении компании.
В постройке двух «Мистралей» также примет участие российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Как сообщили в DCNS, она «построит 12 корпусных блоков из кормовой части для каждого корабля».
Первый корабль серии «Мистраль» должен быть поставлен ВМФ РФ в 2014 году, второй — в конце 2015 года. Французская сторона в соответствии с контрактом по «Мистралям» передаст России технологии по постройке надводных судов, а также боевую информационно-управляющую систему SENIT-9, которой оборудованы французские десантные корабли. Впоследствии эти технологии будут использованы при строительстве двух других УДК типа «Мистраль» на российских судоверфях. Постройку третьего и четвертого УДК типа «Мистраль» Россия осуществит самостоятельно. (АРМС-ТАСС)

http://www.fontanka.ru).

На «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге 26 июня 2013 года спустили на воду корму нового корабля «Мистраль», построенного совместно с французской компанией STX для российского военно-морского флота. Теперь кормовую часть «Мистраля» (ее масса составила 6,4 тысячи тонн) отбуксируют на французскую верфь Сен-Назари.

«25 июля корма прибудет в Сен-Назар, где стартуют работы по ее стыковке с остальными частями и постройке карабля, - сообщил директор программ французской компании военного судостроения DCNS Ив Дестефанис.

Церемония спуска на воду кормовой части головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, “Балтийский завод”, 26.06.2013 г. (http://www.fontanka.ru).

Церемония спуска на воду кормовой части головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, “Балтийский завод”, 26.06.2013 г. (фото – Игорь Руссак, http://ria.ru).

В пресс-службе Объединенной судостроительной корпорации агентству сообщили, что спуск кормовой части на воду был произведен в 10 утра по московскому времени в соответствии с контрактом. Спуск кормы на воду был произведен в присутствии руководителей ОСК, французских компаний STX-France и DCNS и «Рособоронэкспорта».

Десантный вертолетоносный корабль-док “Владивосток” – ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, июнь 2013 г. (фото – Vincent Grоizеlеаu, опубликовано 20.06.2013 г., http://www.meretmarine.com viahttp://bmpd.livejournal.com).

25.07.2012
Судостроительная корпорация DCNS сообщила о некоторых особенностях проекта универсального десантного корабля (УДК) типа «Мистраль» водоизмещением 22 тысячи тонн, который будет построен для российского ВМФ. В соответствии с межправительственным франко-российским соглашением, подписанным в январе 2011 г., DCNS и «Рособоронэкспорт» в июне 2011 г. подписали контракт на постройку во Франции двух УДК. Корпорация DCNS является головным контрактантом и будет также отвечать за интеграцию корабельной боевой информационно-управляющей системы (БИУС) и систем связи. Французская компания STX France будет вести строительство кораблей по субконтракту с DCNS.

Согласно информации DCNS, полученной агентством АРМС- ТАСС, перечень модификаций конструкции УДК в соответствии с требованиями российского ВМФ в настоящее время находится на весьма продвинутой стадии согласования. Первый этап работ был завершен в апреле с предоставлением предварительного анализа проекта PDR (preliminary design review). После этого был начат второй этап, включающий детальное исследование конструкции корабля, который будет завершен в сентябре 2012 г.

Российские требования предусматривают модификацию конструкции УДК для базирования палубных вертолетов Ка-29К и Ка-52К. Корабли также будут модифицированы для эксплуатации в арктических условиях, что означает увеличение мощности системы энергоснабжения для обеспечения таяния льда на летной палубе. Все системы управления кораблями и сигнальные табло будут переведены на русский язык.

Кормовая часть головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, “Балтийский завод”, начало июля 2013 г. (фото -http://pfc-joker.livejournal.com).

04.10.2012
В 2013 году Минобороны сформирует новые батальоны морской пехоты, предназначеные для размещения на десантных вертолетоносных кораблях-доках «Мистраль», как пояснил источник в главкомате ВМФ, за основу штата новых батьальонов был взят американский опыт.22.10.2012
«РТИ им.академика Минца» заключил договор с Минобороны РФ на серийную поставку аппаратуры «БРИЗ» для вертолетов Ка-52 и его модификаций, аппаратура позволяет передавать видеоизображение с вертолета в реальном времени, дистанционно принимать решения по управлению авиационной группировкой и применению авиационных средств поражения, а также контролировать результаты их применения, в том числе для управления посадкой вертолетов на вертолетоносцы типа «Мистраль».

Кормовая часть ДВКД “Владивосток” прибыла в г.Сен-Назер, Франция, 23.07.2013 г. (фото – DCNS via http://ria.ru).

30.10.2012
Система управления балластировкой многотоннажного корабля, установленная на французских «Мистралях», в российском варианте вертолетоносцев отсутствует, что может негативно сказаться на их безопасности.

«На трех французских «Мистралях» установлена и хорошо зарекомендовала себя уникальная интегрированная автоматизированная система управления всеми техническими средствами корабля, разработанная известной норвежской фирмой «L3Marin». Она специализируется на разработках для крупнотоннажных судов, которые нуждаются в автоматизированном контроле за балластировкой», – сообщил бывший заместитель начальника Главного штаба ВМФ контр-адмирал запаса Владимир Пепеляев.

Он напомнил, что в российско-французском контракте по приобретению кораблей «Мистраль» было условлено, что если цена не превышена и система не хуже, то производитель вправе поставить свою. Чем французы и воспользовались, намереваясь установить на российские вертолетоносцы собственную систему управления техническими средствами, отработанную на своих фрегатах и корветах. «Это корабли имеют гораздо меньшую тоннажность, и на них, соответственно, нет системы управления балластировкой», — пояснил адмирал.

«Спрашивается, если у французов система лучше, то почему они не ставят ее на свои корабли, а покупают у норвежцев»? — задается вопросом эксперт, и продолжает: «Производителей «Мистралей» понять можно — они хотят вместе с кораблем продать нам собственные системы и не дать заработать норвежским конкурентам. ВМФ от этого процесса, практически, отодвинут, а «Рособоронэкспорт» уполномочен оформлять документы и выполнять волю заказчика — российского министерства обороны, которое почему-то не настаивает на получении вместе с «Мистралем» передовых технологий, в частности, проверенной всемирно известной системы. (Военно-промышленный курьер)


Десантный вертолетоносный корабль-док “Владивосток” – ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, июнь 2013 г. (фото – Vincent Grоizеlеаu, опубликовано 20.06.2013 г., http://www.meretmarine.com viahttp://bmpd.livejournal.com).

1.02.2013
Главкомат ВМФ России сформировал требования к новой боевой машине пехоты, которая должна будет десантироваться с десантных вертолетоносных кораблей-доков типа «Мистраль». Как пишет газета «Известия», машина должна отличаться высокой плавучестью, вмещать не менее 15 бойцов со штатным оружием и экипировкой, иметь минометы, автоматические гранатометы, переносные зенитные ракетные комплексы и крупнокалиберные пулеметы, по словам источника газеты, новая машина должна быть больше уже стоящих на вооружении БМП-2, БМП-3 и БТР-80, масса новой БМП для «Мистралей» должна быть около 30 тонн.

Кроме того, на броневик должны быть установлены комплекс пассивной защиты и активной защиты типа «Арена». Мощность силовой установки для БМП должна быть не менее 400 лошадиных сил, причем на нее необходимо установить либо газотурбинный двигатель с электротрансмиссией, либо двигатель мощностью 750 лошадиных сил от перспективных бронемашин «Курганец-25″ или БМП-3Ф.
Как ожидается, разработчик перспективной БМП будет определен до конца 2013 года по итогам открытого конкурса. На весну 2014 года запланирована защита проекта, а затем разработка и производство.

По оценке Главкомата ВМФ России, разработка тяжелой десантной машины необходима, чтобы следовать мировым тенденциям — загоризонтному методу высадки морской пехоты посредством вертолетов и десантных катеров. При этом бронетехника преодолевает расстояние в 30-40 километров до берега самостоятельно.

16.04.2013
Вертолетоносцы типа «Мистраль» будут базироваться не только во Владивостоке, но и в Петропавловске-Камчатском, остальные точки рассматриваются, сообщил в интервью РИА Новости директор департамента государственного заказчика капитального строительства Минобороны России Роман Филимонов.

«Рассматривалось несколько вариантов (базирования), но выбор остановился на Владивостоке, так как там можно использовать уже имеющуюся транспортную инфраструктуру. В перспективе надо создать условия для временной стоянки, пополнения запасов, погрузки-выгрузки войск и отдыха экипажей в Петропавловске-Камчатском. Другие точки базирования - на стадии проработки и рассмотрения», - сказал Филимонов.

Сейчас начинается активное проектирование, подготовка производственной базы и производственных мощностей в регионе, отметил он. Минобороны планирует «выйти на широкий комплекс строительно-монтажных работ уже в начале следующего года». Согласно плану, необходимо сделать новый причальный фронт на оба корабля и развитую обеспечивающую инфраструктуру в 2015 году - к моменту готовности перехода первого «Мистраля» в Приморье.

«Организовав базирование «Мистралей» в крупном населенном пункте, мы решим целый комплекс социальных вопросов для их экипажей - прежде всего, обеспечение военнослужащих и их семей служебным жильем. В ближайшее время завершится создание значительного фонда служебного жилья в микрорайоне Владивостока Снеговая Падь», - подчеркнул собеседник агентства.
РИА Новости

30.04.2013
Французская компания STX Lorient, входящая в группу STX France, построит четыре десантных катера «баржеподобного» типа и в 2014 году передаст их Министерству обороны России. Как сообщает Mer et Marine, эти катера будут использоваться на десантных вертолетоносных кораблях-доках «Владивосток» и «Севастополь» типа «Мистраль», которые также строятся во Франции компанией DCNS по заказу российской стороны.

Ранее сообщалось, что Министерство обороны России планировало закупить для российских «Мистралей» французские десантные тримараны проекта L-CAT (EDA-R), однако после смены руководства ведомство без объяснения причин отказалось от покупки таких катеров. В сентябре 2012 года также сообщалось, что российское оборонное ведомство не смогло найти подходящих катеров для «Мистралей».
Позднее источник агентства «Интерфакс» в оборонно-промышленном комплексе заявил, что «Владивосток» и «Севастополь» могут быть оснащены танко-десантными катерами проектов 11770 «Серна» и

21280 «Дюгонь». При этом собеседник агентства отметил, что «проблема с катерами абсолютно надумана», поскольку «Серна» и «Дюгонь» по массо-габаритным показателям полностью подходят для «Мистралей».
Лента.ру

22.05.2013
Стали известны планы Минобороны относительно второго вертолетоносца, который строят для нашего ВМФ на французских верфях. Этот корабль планируют включить в состав Черноморского флота и дать ему имя города-героя русских моряков — «Севастополь». Торжественное событие в штаб-квартире ЧФ надеются отпраздновать через четыре года — в 2017-м. Но, как говорят адмиралы, местом приписки вертолетоносца, скорее всего, станет не крымский берег, а новый военный порт в Новороссийске.

03.06.2013
В Японии обеспокоены в связи с договоренностью между Москвой и Парижем о поставках в Россию двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль». Об этом 2 июня 2013 года заявил в Сингапуре японский министр обороны Ицунори Онодэра на переговорах со своим французским коллегой Жан-Ивом Ле Дрианом, прошедших «на полях» форума руководителей военных ведомств стран Азиатско- Тихоокеанского региона в рамках так называемого «Диалога Шангри-ла». »Это решение нарушает баланс сил на Дальнем Востоке», — подчеркнул И. Онодэра.

В настоящее время на французской верфи в Сен-Назере идет строительство двух УДК типа «Мистраль» («Владивосток» и «Севастополь»), предназначенных для передачи российскому ВМФ.
Ранее в Генштабе ВС России отмечали, что по меньшей мере один из них может быть передан Тихоокеанскому флоту.
АРМС-ТАСС

04.06.2013
В Екатеринбурге 28 мая состоялось четырнадцатое заседание российско-французского Комитета по военно-техническому сотрудничеству, сообщила пресс-служба ФСВТС. Стороны подвели итоги деятельности рабочих групп в военно-морской, сухопутной и авиационной областях и определили перспективные направления сотрудничества, представляющие взаимный интерес. Стороны с удовлетворением отметили ход работ по строительству десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль» в интересах ВМФ РФ и договорились о дальнейшем расширении военно-технического сотрудничества, сообщает пресс-служба ФСВТС.

Вот так кормовая часть шла во Францию:

Начало стыковки корпуса ДВКД “Владивосток” – ДВКД типа Mistral для ВМФ России – завершена. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 25 июля 2013 г. (фото STX France via http://bmpd.livejournal.com).

Десантный вертолетоносный корабль-док “Владивосток” – ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 23 июля 2013 г. (фото – Gilbert Cailler, http://www.shipspotting.com/gallery/photo.php?lid=1843349).

Стыковка корпуса ДВКД “Владивосток” – ДВКД типа Mistral для ВМФ России – завершена. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 25 июля 2013 г. (фото STX France via http://bmpd.livejournal.com).

06.06.2013
В соответствии с условиями российско- французского контракта по постройке первых двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль», кормовая часть первого УДК в июле будет отправлена из России во Францию. Об этом сообщил сегодня ИТАР-ТАСС осведомленный источник в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). «ОАО «Балтийский завод — Судостроение» в Санкт-Петербурге завершает подготовку к спуску на воду в контрактные сроки кормовой части первого ДВКД типа «Мистраль».

19.06.2013
Закладка второго корабля типа «Мистраль» состоится во вторник на французских верфях в Сан-Назере, сообщил РИА Новости высокопоставленный представитель военно-промышленного комплекса, который находится в составе российской делегации на выставке в Ле-Бурже. Первый корабль типа Мистраль «Владивосток» был заложен в 2012 году. «Сегодня состоится торжественная церемония официальной закладки второго корабля типа «Мистраль» «Севастополь», сказал собеседник агентства. На торжественную церемонию из Парижа в Сан-Назер вылетала российская делегация, в составе которой генеральный директор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин.

19.06.2013
Минобороны отказалось от плана изготовления в России кормовой части для первого российского вертолетоносца класса «Мистраль», который строится во Франции. Как сообщает агентство РИА Новости, об этом заявил во вторник, 18 июня, заместитель министра обороны Юрий Борисов. По словам Борисова, теперь решено изготавливать корму во Франции, где строительство десантного вертолетоносного корабля «Владивосток» началось в 2012 году. Изменение плана замминистра объяснил тем, что санкт-петербургская компания «Северная верфь» не укладывается в поставленные сроки: «Рисковать не будем, чтобы не держать контракт».
Лента.ру

19.06.2013
ОАО «Балтийский завод-Судостроение» 26 июня 2013 года, в срок? согласованный с французской стороной, произведет в Санкт-Петербурге спуск на воду кормовой части первого десантного вертолетоносного корабля-дока (ДВКД) типа «Мистраль», строящегося в кооперации с Францией для ВМФ РФ. Об этом сообщает агенство Portnews со ссылкой на пресс-службу ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОАО «ОСК»). В связи с этим ОАО «ОСК» отмечает, что информация о переносе во Францию строительства кормовых блоков первого из двух строящихся для России ДВКД типа «Мистраль», ранее появившаяся в некоторых СМИ, не соответствует действительности.

19.06.2013
ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» (г.Санкт-Петербург) не имеет никаких контрактов на строительство кормовой части первого десантного вертолетоносного корабля-дока (ДВКД) «Владивосток» типа «Мистраль». В связи с этим размещенная в некоторых СМИ информация об имевшем место срыве сроков строительства кормовой части для первого ДВКД типа «Мистраль» со стороны ОАО СЗ «Северная верфь» является недействительной.
Пресс-служба ОАО СЗ «Северная верфь»

04.07.2013
Опытная эксплуатация первого и второго вертолетоносцев типа «Мистраль» позволит оценить потребность в третьем и четвертом кораблях этого класса, заявил заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков. «Первый опыт по приемке двух кораблей и их дооборудование системами вооружения покажет, нужны ли нам остальные вертолетоносцы. Тогда и будет принято решение о строительстве третьего и четвертого кораблей. Нужно сначала завершить строительство первых двух, организовать их прием и опытную эксплуатацию», – сказал Федотенков в ходе открытия Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге.
ВПК

Десантный вертолетоносный корабль-док “Владивосток” типа Mistral для ВМФ России перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото – Даниил Низамутдинов, http://en.ria.ru).

есантный вертолетоносный корабль-док “Владивосток” типа Mistral для ВМФ России перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото – Frank Perry, AFP, http://www.lexpress.fr).

02.09.2013
Обслуживанием первого российского десантного вертолетоносного корабля-дока «Владивосток» типа «Мистраль» будет заниматься предприятие «Дальзавод» во Владивостоке. Об этом в эфире телеканала «Россия 24» заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин. «Первый корабль называется «Владивосток», и поэтому он во Владивостоке обслуживаться и будет», ─ отметил вице-премьер. Рогозин также рассказал, что в октябре 2013 года состоится заседание военно-промышленной комиссии, на котором будут обсуждаться вопросы вооружения вертолетоносца.

Винто-рулевая колонка ДВКД “Владивосток” типа Mistral. Перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото – Даниил Низамутдинов, http://en.ria.ru).

16.10.2013
На Тихоокеанском флоте проводится набор в экипажи десантных вертолетоносцев «Владивосток» и «Севастополь».
Экипаж этих кораблей составит более двухсот человек и будет комплектоваться исключительно из офицеров мичманов и контрактников. Отбором занимаются специалисты отдела кадров ТОФ.

Десантный вертолетоносный корабль-док “Владивосток” типа Mistral для ВМФ России незадолго до спуска на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. сентябрь 2013 г. г. (фото – AFP, http://legatus-minor.livejournal.com/).

17.10.2013
Техзадания на оснащение кораблей типа «Мистраль» десантными катерами и бортовыми системами разрабатываются строго в соответствии с графиком, сообщил РИА Новости 15 октября высокопоставленный представитель ВМФ.

Так он опроверг информацию некоторых СМИ о том, что якобы главное командование ВМФ РФ не сформулировало технические задания для оснащения первого вертолетоносца этого типа «Владивосток» системами вооружения и десантными катерами.

«Достройка корабля в России запланирована на 2014 год, и этот план будет соблюдаться. Все технические задания на оснащение ДКВД типа «Мистраль» десантными катерами и бортовыми системами вооружений разрабатываются с учетом их наиболее эффективного использования после передачи корабля Военно-морскому флоту. Поэтому говорить о каких-то проволочках в работе военно-морских специалистов, по меньшей мере, некорректно», - сказал представитель ВМФ.

25.10.2013
Набережная для ремонта десантных кораблей типа «Мистраль» появится на территории центра судостроения «Дальзавод» к 2016 году. Об этом сообщил исполнительный директор ЦС «Дальзавод» Игорь Евдокимов в ходе выездного заседания комитета ЗС ПК по экономической политике и собственности по вопросу «О состоянии судостроения и судоремонта в Приморском крае», сообщает корр. РИА PrimaMedia.

Первый корабль типа «Мистраль» должен подойти во Владивосток в конце 2014 — начале 2015 года. Набережную для его ремонта и сервисного обслуживания оборудуют к 2016 году на территории центра судостроения «Дальзавод», — сказал Игорь Евдокимов.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ MISTRAL

Тоннаж (стандартный) 16 500 тонн
Тоннаж (полный) 21 300 тонн
Тоннаж (предельный) 32 300 тонн
Длина наибольшая 199 м
Ширина по ватерлинии 32 м
Высота 64,3 м
Высота борта на уровне полетной палубы – 27 м
Осадка (с ГАС) 6,42 м (при водоизмещении 22600 тонн)
Бронирование нет
Силовая установка:
- 3 дизель-генератора «Вяртсиля» 16 V32 (6,2 MВт)
- 1 дизель-генератор «Вяртсиля» 18V200 (3,3 MВт)
- 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт)
Мощность 20 400 л. с. (15 MВт)
Винты 2 x 5-лопастных
Скорость максимальная 19 узлов
Скорость крейсерская 18 узлов
Дальность плавания:
- 10 800 км (5800 миль) на 18 узлах (33 км/ч)
- 19 800 км (10 700 миль) на 15 узлах (28 км/ч)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 177 человек (20 офицеров) + 481 человек морской пехоты
Вооружение
Радиолокационное вооружение: 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR3D-NG
Зенитное вооружение: 2×2 ПУ ЗРК Simbad, 2 30-мм артустановки Breda-Mauser, 4 12,7-мм пулемета «Браунинг»
Авиационная группа: 16 тяжелых вертолётов или 32 легких вертолёта

Десантный вертолетоносный корабль-док “Владивосток” – ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, 21.10.2013 г. г. (фото – Gilbert Cailler, http://www.shipspotting.com/).

Десантный вертолетоносный корабль-док “Владивосток” – ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 08.09.2013 г. г. (фото – Christian Plague, http://www.shipspotting.com/ via http://prokhor-tebin.livejournal.com/).

http://www.shipspotting.com/).

Десантный вертолетоносный корабль-док “Владивосток” – ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, 21.10.2013 г. г. (фото – brunoh, http://www.shipspotting.com/).

А это уже Универсальный десантный корабль «Севастополь». Заложен на стапеле ООО «Балтийский завод — судостроение» 4 июля 2013 года.

А вот таким они в общем то должны получиться:

И еще несколько интересных тем по теме, но из США: вот например , а вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

тип Mistral

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Зенитно-ракетный комплекс

  • 2 × ПУ ЗРК Simbad класса земля-воздух.

Пушки

  • 2 х 30мм спаренных автоматических Breda-Mauser .

Пулеметы

  • 4 х 12,7 мм M2-HB Browning .

Авиагруппа

  • 16 тяжелых или 35 легких вертолётов.

Средства доставки

  • 4 катера CTM (chaland de transport de matériel) или, 2 судна на воздушной подушке LCAC .

Десант

  • 450 (долговременно) 900 (кратковременно).

Наземный транспорт на борту

  • до 70 единиц (включая 13 танков AMX-56 Leclerc ).

Построенные корабли

Mistral,Tonnerre, Dixmude, Владивосток, Севастополь

История создания

Предшественники

Сравнение типов кораблей Mistral и Foudre

Предпосылки появления

Перед DCNS стояла задача увеличить количество перевозимой живой силы и наземной техники одновременно с приоритетом господства в воздухе. Для проектирования были выбраны следующие ориентиры - 1400 морских пехотинцев, 280 единиц наземной техники и 30 вертолётов должны вести боевые действия в течение десяти дней с глубиной фронта в 100 км. Эта сила должна иметь возможность вмешаться в любом месте в 5000 километров от французской метрополии.

Развитие концепции

Французские кораблестроители всегда славились тем что, не пытались бездумно скопировать зарубежные проекты кораблей, и нетривиально подходили к решению задач которые перед ними ставили военные. Работы над многоцелевым кораблём вмешательства (BIP ) начались в то время, когда военно-промышленный комплекс готовился к реструктуризации и интеграции. BIP должен был стать модульным масштабируемым кораблем, который мог строиться в кооперации с различными странами Евросоюза. Однако различные политические события, в частности связанные с рынком труда в ЕС вернули проект в сугубо французское производство.

В 1997 году появилась серия проектов кораблей под общим названием nouveau transport de chalands de débarquement (NTCD) , созданных по мотивам неудавшегося ядерного вертолётоносца PH 75 .Крупнейшим из них был BIP-19 , который позже стал основой кораблей типа Mistral . Размеры BIP-19 190 метров в длину, 26,5-метров в ширину, осадка 6,5 метров, и водоизмещение 19 000 тонн, что превышало по всем показателям требования концепции NTCD . Было спроектировано еще три меньших корабля, на основе версии BIP-19 с общей шириной 23 метров: BIP-13 (13000 тонн, 151 метров), BIP- 10 (10000 тонн, 125 метров), и BIP-8 (8000 тонн, 102 метров). BIP-8 напоминал итальянский десантный транспорт типа San Giorgio , но включал ангар для вертолётов.

На стадии проектирования, концепция NTCD предусматривала 4 подъемника для вертолётов по левому и правому борту, один в центре, и один перед надстройкой. Позже количество подъемников уменьшилось до двух, а расположение изменилось. Концептуальные рисунки и описания сделанные Direction des Constructions Navales (DCN) , одним из вовлеченных в проектирование кораблестроителей, демонстрировали различное оборудование используемое на авианосцах, включая рампу-трамплин для STOBAR (Sort Takeoff But Arrested Recovery) («короткий взлет» с трамплина и посадка, с помощью аэрофинишера (системы тросов натянутых поперек угловой палубы авианосца)), позволяющий использовать самолёты AV-8B Harrier II и F-35 Lightning II-B , 4 или 5 площадок для взлёта/посадки вертолётов, включая одну усиленную, способную принимать вертолёты типов V-22 Osprey или CH-53E Super Stallion , а также мокрый док для судов на воздушной подушке или десантных катеров типа Sabre .

После рассмотрения сенатом Франции концептуальных проектов сенаторы сочли самолёты STOBAR излишним и было принято решение изменить конструкцию.

Строительство

Сборка кормовой части Mistral в Бресте в сентябре 2003

На выставке Euronaval 1998 французы подтвердили, что они планируют построить серию судов, основанных на концепции BIP-19 . Тем не менее, разрешение на строительство двух кораблей, Mistral и Tonnerre , не было получен до 8 декабря 2000 года. Контракт на постройку судов был опубликован 22 декабря 2000 года и и, после получения одобрения от комиссии по государственным закупкам (Union des groupements d"achats publics, UGAP ) 13 июля 2001 года, был отдан Direction des Constructions Navales (DCNS) и Chantiers de l"Atlantique в конце июля.

Сборка носовой и кормовой части Mistral

Сборка Mistral в Бресте

Mistral схема

Команда дизайнеров и инженеров собралась в Сен-Назере (Saint-Nazaire ) в сентябре 2001, и приступила к изучению и адаптации концепции BIP-19 . В процессе проектирования, была изготовлена и испытана в аэродинамической трубе модель в масштабе 1:120. Испытания показали, что при сильных встречных ветрах, из-за высоты корабля и удлиненной надстройки создается турбулентность вдоль взлетной палубы. Дизайн был изменен, чтобы минимизировать эти эффекты и обеспечить лучшие условия для эксплуатации вертолётов.

Корабли должны были строиться по частям на разных верфях и предприятиях. Распределённое строительство подразумевало создание двух основных модулей и нескольких второстепенных, которые впоследствии должны были быть собраны воедино в завершении строительства. DCNS назначенная главой строительства и отвечающая за 60% бюджета и 55% рабочего времени собирала двигатели в Лорьяне (Lorient ), боевые системы в Тулоне (Toulon ), а корму судна, в том числе надстройку в Бресте (Brest ). STX Europe , дочерняя компания STX Shipbuilding Южной Кореи, отвечала за постройку носовых частей каждого корабля в Сен-Назер (Saint-Nazaire ), и за их транспортировки на завод DCNS в Бресте для окончательной сборки. Еще несколько компаний принимали участие в постройке двух первых судов серии: Некоторые сборочные работы осуществлялись польской компанией Stocznia Remontowa в Гданьске (Gdańsk ), А компания Thales собирала радары и системы связи. Предполагалось что строительство каждого корабля займет 34 месяца и обойдется в 685 миллионов евро за оба судна, приблизительно как стоимость постройки одного корабля типа HMS Ocean или USS San Antonio , и приблизительно та же стоимость как и у предшествующих кораблей типа Foudre , которые были в состоянии перевозить вдвое меньший груз и постройка которых занимала 46,5 месяцев.

Начиная с Dixmude , остальные французские Мистрали и первые два российских Мистраля, все построены или будут строиться в Сен-Назер (Saint-Nazaire ) на верфях компании STX France , которая находится в совместной собственности STX Europe , Alstom и французского правительства, с контрольным пакетом акций у STX Europe . DCNS будет обеспечивать лишь боевые системы кораблей.

Любой вертолёт стоящий на вооружении французской армии в состоянии использовать корабль типа Mistral в качестве носителя. В базовом составе ударной вертолётной группы 8 десантных вертолётов NH90 и 8 штурмовых вертолётов Tigre .

28 сентября 2012 года стало известно, что французская компания Sagem получила субконтракт от кораблестроительной корпорации DCNS . Согласно условиям контракта, Sagem произведёт для российских универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» оптронные поисково-прицельные системы Vampir NG .

Запланированное число кораблей серии 2+2 Число заложенных кораблей серии 1 Число построенных кораблей серии 3 Число действующих кораблей серии 3 Стоимость корабля серии ~600 млн евро Спущен на воду 6 октября 2004 года В составе флота с декабрь 2005 года Современный статус в строю Параметры Тоннаж (стандартный) 16 500 тонн Тоннаж (полный) 21 300 тонн Тоннаж (предельный) 32 300 тонн Длина наибольшая 199 м Ширина по ватерлинии 32 м Высота 64,3 м Осадка (с ГАС) 6,3 м Бронирование нет Технические данные Силовая установка 3 дизель-генератора «Вяртсиля» 16 V32 (6,2 MВт) 1 дизель-генератор «Вяртсиля» 18V200 (3,3 MВт)
2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт) Мощность 20 400 л. с. (15 MВт) Винты 2 5-лопастных Скорость максимальная 19 узлов Скорость крейсерская 18 узлов Дальность плавания 5800 миль (10 800 км) на 18 узлах (33 км/ч)
10 700 миль (19 800 км) на 15 узлах (28 км/ч) Автономность плавания 30 суток Экипаж 160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность) Вооружение Радиолокационное вооружение 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR3D-NG Артиллерийское вооружение АК-630 Тактическое ударное вооружение Сверхзвуковые крылатые ракеты «Калибр» Зенитное вооружение 2x2 ПУ ЗРК Simbad, 2 30-мм артустановки Breda-Mauser, 4 12,7-мм пулемета «Браунинг»; "3М47" Гибка Авиационная группа 16 тяжелых вертолётов или 32 легких вертолёта;

Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолетов Ка-52К и Ка-29 или Ка-27М

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» (фр. BPC de la classe Mistral ) - класс универсальных десантных кораблей -вертолётоносцев , находящихся на вооружении ВМС Франции . Корабль способен выполнять сразу четыре разных задачи: десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем. На корабле могут одновременно располагаться десант численностью 450 человек (кратковременно до 900 человек) и до 16 вертолетов массой 12 тонн. Для них предусмотрен ангар площадью 1800 кв. метров .

Заказ ВМФ России

На палубе «Мистраля»

Высота ангара позволяет размещать российские вертолеты Ка-27 , Ка-29 и Ка-52К на ангарной палубе, что было подтверждено во время визита УДК «Мистраль» в Санкт-Петербург при выполнении тестовых посадок вертолётов на палубу. Однако проем в районе лифтов имеет недостаточную высоту для Ка-29 и будет увеличен . Кроме того, планируется использовать этот вертолетоносец в северных широтах, во льдах. Для этого потребуется усилить борта корабля. Однако это не повлечет серьёзных изменений в конструкции и техническом оснащении «Мистраля». Россия покупает вертолетоносец «Мистраль» со всем навигационным и технологическим оборудованием, включая боевую навигацию, но вооружение и вертолеты на корабле будут российские .. Договор подписан Игорем Сечиным и Аленом Жюппе 25 января 2011 года в Сен-Назере . Протокол о намерениях был подписан 10 июня 2011 года в Париже , подписание окончательного контракта произошло в рамках Петербургского международного экономического форума 17 июня 2011 года .

Первые два десантных вертолетоносных корабля-дока (ДВКД) «Мистраль», построенные на французских верфях для ВМФ России, будут переданы в состав Тихоокеанского флота. При этом инфраструктура военных городков и гарнизонов Восточного военного округа будет существенно модернизирована за счет выделенных на это значительных средств. Особое внимание будет уделено соединениям, дислоцированным на островах Курильской гряды .

По информации от генерального конструктора ОКБ Камова Сергея Михеева на российских кораблях типа «Мистраль» будут размещаться 16 вертолетов в комбинации 8 Ка-52К + 8 Ка-29 , то есть восемь боевых и восемь транспортных, но эта комбинация может быть изменена в зависимости от поставленных задач .

Мы собираемся поставить ракетные комплексы для самообороны, чтобы повысить защищенность средствами ПВО . Применение вертолетной составляющей усилим в плане выполнения противолодочных задач. На «Мистралях», которые строятся для ВМФ России, возможно размещение оружия со специальной боевой частью российской разработки.

Все системы и устройства на борту корабля будут русифицированы. На "Мистрали" будет устанавливаться российское и французское оборудование управления и связи; DCNS необходимо будет обеспечить совместимость систем. Часть такого оборудования будет установлена на корабль на верфи в Сен-Назере, часть - на одной из российских верфей. Кроме того, в Сен-Назере строящийся корабль получит российские системы управления огнем.

По данным DCNS, "Мистрали" для России получат артиллерийские установки АК-630 калибра 30 миллиметров в передней части по правому борту и в задней части корабля по левому борту. Зенитные ракетные установки 3М47 "Гибка" разместятся спереди по правому борту и сзади - по левому. DCNS подготовит места для установки вооружения, в то время как сами боевые системы будут установлены на корабль уже в России.

В качестве основной обзорной радиолокационной станции на российском "Мистрале" будет использоваться французский радар Thales MRR-3D-NG, работающий в G-диапазоне волн. Аналогичные радары стоят и на трех вертолетоносцах типа "Мистраль" в составе ВМС Франции.

Система имеет два режима работы: "океанский" режим для дальнего наблюдения в открытом море, "прибрежный" режим для прибрежных акваторий.

Представители

Название Верфь Заложен Спуск на воду Дата подписания
приёмного акта
Флот Состояние Примечания
«Mistral » DCNS/Alstom 10 июля 2003 6 октября 2004 Февраль 2006 ВМС Франции В строю
«Tonnerre» DCNS/Alstom 26 августа 2004 26 июля 2005 Декабрь 2006 ВМС Франции В строю
«Dixmude» DCNS/Alstom 18 апреля 2009 18 декабря 2010 Январь 2012 ВМС Франции В строю
«Владивосток» Alstom/Балтийский завод 1 Февраля 2012/1 октября 2012 сентябрь 2013 2014 Тихоокеанский флот ВМФ России Заложен
«Севастополь» Alstom/Балтийский завод 2015 Тихоокеанский флот ВМФ России Заказан На Балтийском заводе будет построено 20% корпуса.
« » Планируется к постройке
« » Планируется к постройке

21 декабря 2012 года, появилась информация, что заказ на строительство 2-х УДК в России аннулирован, однако чуть позже выяснилось, что военные приняли решение перенести сроки реализации опционов на строительство двух дополнительный кораблей, заказанных в 2011 году у Франции, с 2013-го на 2016 год.

См. также

  • (англ.) русск.

Примечания

Ссылки

  • Как устроен «Мистраль» Взгляд.

О происхождении «Мистралей» известно в мельчайших подробностях. Универсальные десантные вертолетоносцы-доки, принятые на вооружение ВМС Франции в количестве трех единиц. Крупные корабли полным водоизмещением свыше 20 тыс. тонн со сплошной полетной палубой, ангаром для размещения авиатехники и кормовой доковой камерой для десантных катеров.

Строятся по модульному принципу в соответствии со стандартами гражданского судостроения, что положительным образом сказывается на снижении стоимости и ускорении темпов их постройки. Максимальная длительность постройки с учетом всех выявленных проблем и неизбежных задержек не превышает 34 месяцев . Стоимость покупки двух кораблей в рамках «российского контракта» составила 1,2 млрд. евро, что соответствует стоимости одного десантного транспортного корабля-дока типа «Сан Антонио» (США). Впечатляет.

Использование в конструкции УДК норм и технологий гражданского судостроения представляется оправданным решением - концепция применения УДК не подразумевает прямого участия в боевых действиях. Высокая живучесть, стойкость к гидродинамическим ударам и боевым повреждениям, наличие ударного вооружения - все эти пункты к «Мистралю» не относятся.

Задачами корабля-парома являются :
— доставка экспедиционного батальона морской пехоты в любую точку мира;
— загоризонтная высадка личного состава и техники в конфликтах низкой интенсивности с использованием вертолетов и морских десантных средств;
— участие в гуманитарных миссиях;
— выполнение функций госпитального корабля и командного пункта.

Боевой информационный центр на борту французского «парома» оснащен на уровне БИЦ крейсера с .

Насколько «Мистраль» является «французским»?

Проект УДКВ «Мистраль» появился на свет благодаря усилиям Генеральной делегации по вооружениям (Délégation Générale pour l’Armement) и французской государственной оборонной компании DCNS (Direction des Constructions Navales) с привлечением ряда зарубежных подрядчиков:
— финской Wärtsilä (судовые дизель-генераторы),
— шведского отделения Rolls-Royce (винторулевые колонки типа «Азипод»),
— польской Stocznia Remontowa de Gdańsk (блоки средней части корпуса, образующие вертолетный ангар).

Разработка боевой информационной системы и средств обнаружения корабля была доверена международной промышленной группе Thales Group - мировому лидеру в разработке радиоэлектронных систем для авиакосмической, военной и морской техники. ЗРК самообороны поставила европейская компания MBDA.

Мультинациональный формат проекта ничуть не смущает французов - единое европейское пространство с единой валютой, живущее по единым законам и правилам. Общие цели и задачи. Флот, строящийся по единым стандартам НАТО.

Но, что самое удивительное, проект не ограничивается европейским континентом: нити этой истории тянутся далеко на восток, в южнокорейский Кёнсан-Намдо. Туда, где находится штаб-квартира STX Corporation.

«Мистрали» для ВМС Франции стоились по следующей схеме: корпус УДК в конечном итоге формировался из двух крупных секций - носовой и кормовой. Кормовая часть и надстройка «Мистраля» строилась на собственных мощностях DCNS при участии множества субподрядчиков: остов стоящегося корабля регулярно буксировался с одной французской верфи на другую, где происходило его постепенное насыщение оборудованием.

Основная часть сборочных работ была произведена в Бресте, двигатели и винторулевые колонки «Роллс-Ройс Мёмейд» смонтировали в Лорьяне. Окончательным насыщением готовой секции корпуса, установкой электроники и радиотехнических систем занимались специалисты судоремонтного завода в Тулоне. Всего на долю DCNS пришлось порядка 60% выполненных работ.

Носовая часть десантного вертолетоносца строилась в Сен-Назере, на знаменитой верфи «Шантье де л’Атлантик», принадлежавшей в то время французскому промышленному гиганту Alstom. Это место стало колыбелью для самых впечатляющих проектов в области крупнотоннажного судостроения - отсюда отправился в свой путь легендарный лайнер «Куин Мэри 2». Здесь, в 70-е годы строилась серия супертанкеров типа Batillus с дедвейтом более полумиллиона тонн! Здесь же собирались носовые части каждого из .

В 2006 году верфь «Шантье де л’Атлантик» перешла в собственность норвежской промышленной группы Aker Yards. Однако вскоре, в 2009 году верфь, как и вся группа Aker Yards, была поглощена южно-корейской корпорацией STX. Третий по счету корабль типа «Мистраль» - Dixmude (L9015) - достраивали уже корейцы.

Вертолетоносцы «Мистраль» строили всем миром. Франция при участии Польши, Швеции, Финляндии… - весь Евросоюз в сборе! На французских и южнокорейских верфях. Несмотря на столь сложную промышленную цепочку и огромное количество зарубежных контрагентов, новые УДК, в целом, оправдали ожидания командования ВМС Франции - универсальное и сравнительно дешевое средство для доставки гуманитарной помощи и экспедиционных частей в страны Африки и Ближнего Востока.

К примеру, УДК «Диксимьюд» принял участие в операции «Сервал» (подавление беспорядков в Мали,2013 г.), доставив из Франции на Африканский континент подразделения 92-го пехотного полка.

«Мистраль» — корабль без Родины

С французскими «Мистралями» все предельно очевидно - корабли построены совместными усилиями стран-партнеров. Тесные экономические, политические и военные связи между странами Еврозоны и даже такой далекой, но на деле близкой, Республикой Кореей не подлежат сомнению. Единые международные стандарты и транснациональные компании стирают границы государств, объединяя под своим началом научный и промышленный потенциал многих стран.

Но где и как строятся УДК «Владивосток» и «Севастополь» - два десантных вертолетоносца, предназначенные для ВМФ России?

Согласно контракту, ставшему крупнейшей военной сделкой между Россией и странами Запада с момента окончания Второй мировой войны, в 2014 и 2015 году корабельный состав отечественного ВМФ должен пополнится двумя импортными УДК российско-французской постройки. От слов быстро перешли к делу:

1 февраля 2012 года в Сен-Назере началась нарезка металла для первого корабля, получившего название «Владивосток». 1 октября того же года начались работы на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге - согласно контракту, отечественные судостроители должны построить 20% секций кормовой части вертолетоносца.

Нетрудно догадаться, что генеральным подрядчиком стала южнокорейская STX - именно она, при поддержке французской оборонной компании DCNS и ряда сторонних поставщиков, строит вертолетоносцы для ВМФ России на верфи «Шантье де л’Атлантик» в Сен-Назере.

26 июня 2013 года Балтийский завод выполнил в срок запланированный объем работ, спустив на воду корму нового «Мистраля» - спустя месяц кормовая секция была благополучно доставлена в Сен-Назер для последующей стыковки с основной частью корабля.

15 октября 2013 десантный корабль «Владивосток» был официально спущен на воду. После завершения всех работ на французской верфи, он перейдет к достроечной стенке завода «Северная верфь» (Санкт-Петербург) для окончательного насыщения отечественным оборудованием.

Ожидается, что новый вертолетоносец войдет в состав ВМФ России в конце 2014 - начале 2015 гг. Менее трех лет с момента закладки! Невиданный результат для отечественного кораблестроения, где один фрегат может строиться на протяжении 8 лет.

Второй корабль «русской серии» - «Севастополь» - был заложен 18 июня 2013 года. Он будет строиться по аналогичной схеме, лишь с той разницей, что Балтийский завод обеспечит строительство 40% корпуса УДК. Корабль должен войти в строй до конца 2015 года.

Также договор между Россией и Францией включает в себя опционы на постройку третьего и четвертого вертолетоносца по лицензии на собственных промышленных мощностях - предполагается, что для этих целей будет сооружена новая верфь на о. Котлин. Но, как стало известно в конце 2012 года, планы по реализации данных опционов были перенесены с 2013 на 2016 год, что придает всей истории туманный оттенок неопределенности.

Среди поставщиков и контрагентов во всемирной промышленной цепочке значатся : российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), государственная оборонная компания DCNS, верфь «Шантье де л’Атлантик» южно-корейской компании STX, финская Wärtsilä и шведское подразделение Rolls-Royce (силовые установки и движители). Чрезвычайно важным представляется участие Thales Group - оборудование и системы, поставленные этой компанией представляют наибольший интерес для российского ВПК (в первую очередь - боевая информацинно-управляющая система «Зенит-9»).

Также, российский вертолетоносец обещают оснастить инфракрасными поисково-прицельными системами Vampir-NG французской фирмы Sagem. Несмотря на обилие иностранного оборудования, французы обещают провести полную русификацию всех систем корабля во избежание возникновения каких-либо проблем при его эксплуатации в составе ВМФ России.

Авиагруппа будет представлена отечественными транспортно-боевыми вертолетами Ка-29 и ударными машинами . Первый из российских «Мистралей» придется оснастить скоростными катерами французского производства - компоновка и размеры док-камеры изначально рассчитывались под габариты техники НАТО. Потому эффективное размещение внутри «Мистраля» существующих десантных средств российского производства не представляется возможным. Впрочем, это не самая большая проблема, к тому же, она была успешно решена.

Считая количество субподрядчиков, принявших участие в создании вертолетоносца для ВМФ России, можно спеть «Интернационал» - французский десантный корабль оказался по факту «Ноевым ковчегом», вобравшим в себя технологии и участников со всего света. И стоит признать: проект удался на все 100%.

Несмотря на гневные упреки в «растрате» государственных средств, «Мистрали» получились ОЧЕНЬ дешевыми . 600 млн. евро (800 млн. долл.) за каждую боевую единицу - даже с учетом всех дополнительных процедур, связанных с доводкой систем корабля, проведением его испытаний и устранения выявленных недостатков - стоимость «Мистраля» не превысит миллиарда долларов. Это невероятно много с точки зрения среднестатистического россиянина. Но сущие копейки по меркам современного кораблестроения.

800 млн. долларов - за такие деньги сейчас не построить даже нормальный эсминец. Американские обходятся Пентагону по 1,8-2 млрд. долларов за штуку. Стоимость маленького российского , по словам Главкомата ВМФ, может достигать 560 млн. долл. (18 млрд. руб.)!

В данном случае мы имеем крупный вертолетоносец водоизмещением 20 тысяч тонн. К тому же построенный в предельно сжатые сроки - результат налицо, и какой-либо коррупционной составляющей здесь заметить сложно. Построить что-либо подобное за меньшую цену не представляется возможным.

«Мистраль» — особенности эксплуатации

Опасения в том, что «Мистраль» не сможет эксплуатироваться при температурах ниже +7 градусов Цельсия, совершенно безосновательны.

Россия, наряду со Скандинавией и Канадой, несомненно, являются самыми северными странами в мире. Но позвольте узнать, как это относится к «Мистралю»? Никто не говорит о его базировании на Крайнем Севере - Россия, к счастью, чудовищно велика и у нас достаточно других мест базирования с более адекватными природно-климатическими условиями. Новороссийск. Прогноз погоды на 1 декабря - плюс 12°С. Субтропики.

Владивосток холоднее. Широта крымская, долгота колымская. Тем не менее, и там эксплуатация УДК не должна столкнуться с какими-либо критическими затруднениями - операционная зона Тихоокеанского флота включает в себя весь Азиатско-Тихоокеанский регион и Индийский океан, где, как известно температура редко опускается ниже +7° по Цельсию.

«Мистраль» не годится для действий в Арктике . Но ему там попросту нечего делать. Но зато есть чем заняться в Средиземке и других южных морях.

Заявления о несоответствии инфраструктуры мест базирования и стандартов отечественной солярки европейским нормам не стоят свеч. «Мистраль» не настолько велик, как его представляют - например, он меньше атомного крейсера «Петр Великий». Длина вертолетоносца всего на 35 метров превышает длину среднестатистического БПК или эсминца. Порожнее водоизмещение этого «парома» с выгруженным авиакрылом, катерами, техникой, запасами вооружения и топлива не должно превышать 15 тыс. тонн.

УДК «Диксимьюд» (L9015) по сравнению с фрегатом типа «Лафайет» (полное в/и 3600 т.)

Единственная проблема может быть связана с обслуживанием винторулевых колонок типа «Азипод». В принципе, с этим вопросом следовало бы обратиться в судоремонтные центры на Балтике и на Севере, однако, не так давно были обозначены планы о строительстве крупного судостроительного предприятия на Дальнем Востоке в сотрудничестве с Южной Кореей - к тому времени, когда прибудут «Мистрали» все должно быть решено.

УДК «Мистраль» по размерам в два раза меньше советских авианесущих крейсеров - будем надеяться, что он не повторит их судьбу и получит вовремя всю необходимую береговую инфраструктуру.

Что касается несоответствия отечественных марок и сортов ГСМ высокотехнологичным двигателям «Мистраля»… Кого сейчас удивишь «диковинной» импортной техникой - финскими дизель-генераторами фирмы «Вяртисля»?

Самые грозные обвинения, предъявляемые к французским «паромам» - их низкий боевой потенциал и абсолютная бесполезность в рамках оборонительной концепции применения отечественного ВМФ. «Каютоносец» сам нуждается в качественном прикрытии с моря и с воздуха и не способен участвовать в морском бою. Полный ход 18 узлов. Вместо серьезных систем самообороны - ПЗРК и пулеметы. Мощные радиолокационные средства? Гидролокатор? Ударное вооружение? Противолодочные ракетоторпеды? Ничего этого нет и быть не может - оттого и столь низкая цена за столь крупный корабль. С точки зрения военно-морского флота, «Мистраль» представляет собой пустую коробку . Наличие 16 вертолетов уже ничего не значит в современном бою - Ка-52 не конкурент истребителю-бомбардировщику.

Но стоит открыть подшивку новостей за 2013 год - где и чем занимается отечественный ВМФ - все немедленно становится на свои места. «Мистраль» не годится для борьбы с АУГ «вероятного противника», зато идеально соответствует задачам обеспечения присутствия ВМФ России на просторах Мирового океана . Крупный корабль с монументальным внешним обликом и современным дизайном, способный месяцами находиться «на передовой» - у побережья Сирии или где требуется. Комфортабельные помещения для батальона морской пехоты. Грузовая палуба для бронетехники. Вертолеты. При необходимости можно доставить «гуманитарную помощь» союзникам - причем самыми разными способами. Неоверсия советского БДК!

В целом, вердикт положительный. Единственный по-настоящему стоящий вопрос: мог бы ВМФ России обойтись без покупки этих кораблей? Эксперты различного уровня сходятся во мнении, что покупка «Мистралей» - далеко не самое рациональное решение. У нас пока еще достаточно БДК из «советского задела». Строятся новые - проект 11711 «Иван Грен» . Но ощущается критическая нехватка боевых кораблей I и II рангов - крейсеров, эсминцев, фрегатов. Настолько, что приходится собирать средиземноморскую эскадру со всех четырех флотов.

Наконец, если нашим специалистам так не терпелось познакомиться с «продвинутыми» западными технологиями - можно было приобрести технику интереснее, чем французский «паром». Пусть даже с БИУС «Зенит-9» и ИК-сенсорами Vampir-NG.

Например, было бы любопытно осмотреть вблизи франко-итальянский фрегат (эсминец) типа «Горизонт» - самый мощный и совершенный корабль ПВО в мире после британского «Дэринга». Если «Горизонт» окажется слишком секретным, в качестве «демонстратора» новых технологий могла подойти неатомная подлодка типа «Скопрен» с двигателем Стирлинга. То есть посмотреть то, аналогов чего у нас пока нет. Французы (DCNS) и испанцы (Navantia) с удовольствием строят такую технику на экспорт: для флотов Индии, Малайзии, Бразилии, Чили…

Увы, интересы моряков остались в тени геополитических интриг. Мы выбрали . Так забирайте его скорее, без лишних слов! Пока выделенные средства не ушли в оффшоры.

Тем более, кораблик и вправду вроде неплох.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.