Проект "Геометрия вокруг нас". Проект "геометрия вокруг нас"

Паспорт проекта

    Название проекта: «Геометрия вокруг нас».

    Учебный предмет, в рамках которого реализуется проект:

    геометрия

    Тип проекта:

    по виду деятельности – исследовательский и познавательный

    по организационной форме – сочетает коллективный

    по содержанию – межпредметный

    по времени выполнения – кратковременный (2 урока)

    Цель проекта:

    выяснить, присутствуют ли геометрические фигуры в окружающем нас мире,

    развитие творческих, познавательных способностей учащихся, «геометрической» зоркости, интуиции, воображения,

    развитие познавательного интереса к предмету.

Задачи проекта:

    провести наблюдение дома, на улице. Сопоставить геометрические фигуры и различные предметы.

    написать мини отчет о проделанной работе.

    убедится в том, что геометрические фигуры присутствуют в окружающих нас предметах.

    формировать качества личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и четкость мысли;

    Руководитель проекта: Федоткина Елена Павловна

    Участники проекта: (7 класс – 3 человека)

8.Аннотация проекта:

Геометрия изучает формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их свойств: массы, цвета и так далее. Геометрия не только дает представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить. Данный проект предназначен для того, чтобы глубже понять каков он – мир геометрических фигур. Благодаря этому проекту учащиеся получат возможность углубить и закрепить свои знания по геометрии, узнать много нового и интересного. Научатся наблюдать и видеть мир вокруг себя. Проект предназначен для того, чтобы геометрия стала ближе и понятнее учащимся, для понимания значимости предмета в практической жизни.

    Предполагаемый продукт проекта:

    Сообщения обучающихся, выпуск школьной газеты

    Этапы работы над проектом:

    Планирование работы: обсуждение с обучающими вопросов проекта и сроки выполнения;

    Реализация проекта: работа с Интернет ресурсами, литературой по поиску информации данной темы ««Геометрия вокруг нас», экскурсии по улицам села, наблюдения дома.

    Представление проекта: сообщения учащихся

    Необходимое оборудование и ресурсы:

    Депман И.Я., Виленкин Н.Я. “За страницами учебника математики” Дрофа 2003

    Козлова Е.Г. Сказки для математического кружка. – М.: Мирос, 1994

    Тихомирова Л.Ф «Развитие интеллектуальных способностей школьника», - Ярославль «Академия развития», 2006

    Шарыгин И.Ф., Л.Н. Ерганжиева. Налядная геометрия. 5 – 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2002

В настоящее время в начальной школе мало уделяется внимания на изучение геометрического материала. Геометрия является очень сложным звеном в математике. Практика показывает, что в среднем звене дети испытывают большие трудности при изучении самостоятельного предмета “Геометрия”. Это связано в первую очередь с тем, что у обучающихся слабо развито пространственное воображение, нет практических навыков в построении геометрических фигур. Геометрия изучает формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их свойств: массы, цвета и так далее. Геометрия не только дает представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить. Данный проект предназначен для того, чтобы глубже понять каков он – мир геометрических фигур. Благодаря этому проекту учащиеся получат возможность углубить и закрепить свои знания по геометрии, узнать много нового и интересного. Научатся наблюдать и видеть мир вокруг себя. Проект предназначен для того, чтобы геометрия стала ближе и понятнее учащимся, для понимания значимости предмета в практической жизни. Проектная деятельность способствует развитию у школьников познавательных процессов, ориентировки в пространстве, совершенствованию сенсорного развития и развития речи.

Проект «Геометрия вокруг нас» реализован учащимися 7 класса.

В ходе реализации проекта учащиеся смогут ответить на следующие вопросы:

1. Для чего нужны геометрические фигуры?

2. Какие геометрические фигуры чаще всего встречаются в окружающей жизни?

3. Что могут дать разные комбинации геометрических фигур?

4. Каковы связи геометрии с окружающим миром?

План проведения проекта

1. Организационное занятие, знакомство с проектной деятельностью;

2. Индивидуальная консультация;

3. Консультация «Вопрос-ответ» (учитель разъясняет ученикам все возникшие вопросы по работе в проекте и проблемные места);

4. Сбор учащимися материала, анализ собранного материала.

5. Работа учащихся над проектом.

6. Подготовка презентации «Геометрия вокруг нас»;

7. Демонстрация проекта (показ работ учащихся)

Ожидаемые результаты проекта

В результате внедрения предлагаемого проекта по геометрии позволяет формировать геометрические понятия на основе предметов из окружения ребенка. Это позволяет ученику усваивать данный материал более непринужденно, опираясь на собственный опыт. Включение в программу курса исторических сведений по геометрии расширяет кругозор учащихся, вызывает интерес к предмету и помогает учащимся понять суть геометрических понятий. Также данный проект способствует развитию логического мышления, пространственного воображения, основных мыслительных операций. После завершения проекта учащиеся смогут:

приобрести навыки проектной, организаторской деятельности;

развивать навыки самостоятельного поиска необходимого учебного материала;

получить дополнительные сведения по истории геометрии;

Итак, мы выдвинули гипотезу: все вокруг – геометрия!

Реализация проекта

Геометрия у нас дома . Все предметы в нашем доме напоминают различные геометрические фигуры. Рассмотрим и опишем некоторые из них. Заглянем на кухню. Холодильник, микроволновая печь, газовая плита, кухонный шкаф, стиральная машина имеют форму прямоугольного параллелепипеда. Потому, что, как и у параллелепипеда, все противолежащие грани прямоугольники их всего 6, 12 ребер, 8 вершин, есть три измерения – длина, ширина, высота. Кастрюли цилиндрической формы, а основанием является окружность и т.д. (тарелка, стакан). Тарелки напоминают круг, край тарелки - окружность. Крышка стола прямоугольник, измерения углов показали, что они прямые. Давайте заглянем вовнутрь холодильника и что же мы видим, и здесь без геометрии не обошлось. На полках стоят «цилиндры» - банка сгущенки, банка молока, консервы, кусок колбасы, а пакет с соком напоминает параллелепипед, призму, а его кусочек прямоугольник и треугольник соответственно. Прогуляемся по спальне. Шкаф, кровать, трельяж, стол – прямоугольные параллелепипеды. Ковер на полу прямоугольной формы. Толстая книга похожа на параллелепипед. Двери имеют форму прямоугольников. Стены, потолок, окна так же напоминают прямоугольники. Вывод: В числе всего разнообразия предметов, имеющих сходство, с какими либо геометрическими фигурами у нас дома преобладают отрезки и фигуры прямоугольной и круглой формы.

Вывод: В числе всего разнообразия предметов, имеющих сходство, с какими либо геометрическими фигурами у нас дома преобладают отрезки и фигуры прямоугольной и круглой формы.

Геометрия на улице.

Если мы выйдем на улицу, то видим постройки, дома различной геометрической формы. Например, дом имеют форму параллелепипеда. Крыши дома – треугольные призмы. Столб, бочка для воды имеют форму цилиндра. В огороде можно тоже встретить геометрию. Грядки как напоказ вычерчены прямоугольники. Капуста, арбуз – шар. На улице мы видим предметы, изготовленные человеком и предметы природного происхождения. Например: жилой дом, построенный человеком. Это параллелепипед. Фонарные столбы вдоль дороги напоминают отрезки прямой. Крыша трансформаторной подстанции это треугольная призма. У неё есть две треугольные стороны, лежащие в параллельных плоскостях и боковые поверхности, которые и образуют призму. А провода можно представить, как параллельные прямые.

Геометрия в космосе .

Поиск геометрических фигур в предметах, которые нас окружают, был бы не полным, если бы мы не обратились к космическим объектам и не определили, форму каких фигур они имеют. Рассмотрим форму планет, звёзд, галактик и траектории их движения в пространстве. Планеты: Имеют шарообразную форму. Доказано, что все планеты солнечной системы своей формой напоминают шар. Звёзды: Являясь космическими объектами, звёзды, так же как и планеты имеют форму шара. Солнце напоминает огромный шар. Галактики: Учёные установили, что галактики очень часто имеют форму геометрической фигуры, которая называется спираль.

Заключение

Наука геометрия очень важна для человека. Геометрия развивалась за несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте и Греции. Сегодня уже в начале XXI столетия мы можем повторить восклицание архитектора Корбюзье с ещё большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника – всё имеет геометрическую форму. Геометрические знания являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей: для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и учёных. И уже этого достаточно, чтобы ответить на вопрос: «Нужно ли нам Геометрия?»

Во-первых, геометрия является первичным видом интеллектуальной деятельности, как для всего человечества, так и для отдельного человека. Мировая наука началась с геометрии. Ребёнок, ещё не научившийся говорить, познаёт геометрические свойства окружающего мира. Во-вторых, геометрия является одной из составляющей общечеловеческой культуры. Человек не может по-настоящему развиться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию; геометрия возникла не только из практических, но и из духовных потребностей человека. Итак, Геометрия – один из важнейших предметов в школе. Учащиеся отметили, что в нашей жизни мы часто встречаем геометрические тела и фигуры. Из них состоят все предметы, которые нас окружают, начиная с тарелки, с которой едим, и заканчивая телевизионной тарелкой, которая передает программы со всего мира. В квартирах, домах нас окружают геометрические фигуры: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги, окружности, кубы и прямоугольные параллелепипеды. А также предметы, состоящие из сочетания этих геометрических фигур. Необходимо уметь строить все эти геометрические фигуры на листе бумаги, для изготовления чертежа или схемы. Но для начала надо иметь пространственное представление о геометрических фигурах, а это нужно развивать… Так, учащиеся постарались смоделировать и построить дом из картона, что было очень увлекательно и интересно…

Разнообразие формы и цвета Нам подарила родная планета! А геометрия - это Наука о форме предмета…

Значимость нашей работы заключается в том, что многие ученики, познакомившись с данным исследованием, на вопрос о необходимости изучать геометрию - ответят положительно! И, конечно же, будут с интересом изучать сложную, но увлекательную науку – геометрию!

Дорогие друзья.

Представляю вашему вниманию новый контент-проект Геометрии под названием "Кадры". Сейчас он размещен в виде промоблоков на главной странице и в разделе "репортажи", чуть позже появится одноименный раздел "Кадры" в главном меню.

промо-блок в разделе "Репортажи"

Что такое Кадры?

" " - это ежедневно наполняемый раздел лучшими, эксклюзивными фотографиями Геометрии.
Фотографии для раздела выбираются из репортажей Геометрии и сортируются по жанрам, таким как:
- красивые люди
- креатив (преимущественно абстракции)
- экшн (сюжетные кадры с действием)
- атмосфера (преимущественно пространства)
- стиль (фотографии моды и дизайна)
- аксессуары (элементы одежды и стиля)
и др.

Хочу подчеркнуть, что раздел кадры, это не просто набор лучших фотографий, это своего рода лицо и отражение стиля всей Геометрии, показатель нашего творческого потенциала.

Заглядывая в раздел вы обратите внимание, что находящиеся там фотографии претендуют на статус произведения искусства, к чему собственно и стремится любой профессиональный фотограф Геометрии в отличие от множества фотографий, публикуемых на разнообразных других клубных ресурсов.

Обратите внимание так же на то, что вы тоже можете принять участие в формировании коллекции произведений искусства Геометрии.
Делается это следующим образом. Если вы видите фотографию, которая на ваш взгляд выделяется из общей массы особым качеством и содержанием, добавьте этой фотографии "тег" (метка, ярлык, определение), Вы можете выбрать подходящий тег из списка или добавить свой. Таким образом, если фотография действительно соответствует высокому стилю и качеству Геометрии, через некоторое время она появится в разделе Кадры.

Если вы обладаете хорошим вкусом, вам нравится искусство и творчество, безусловно раздел Кадры станет для вас одним из самых интересных мест на ресурсе Геометрия.

Здравствуйте дорогие читатели моего отзыва. Я Елена, в данный момент нахожусь в декретном отпуске. И я, так же как и многие, всегда искала подработку через интернет. Так как данный способ самый доступный в моем случает. И наткнулась на проект Geometrika .

Посмотрела презентацию, посмотрела отзывы на сайте реальных людей и решилась. Почему решилась, так это потому, что изначально считала это обманом. Но на личном опыте проверила и убедилась в возможности заработать в проекте геометрика .

И так о проекте. Старт проекта герметика был 31 августа этого года. На сегодняшний день проекту всего 2 месяца. Геометика- это матрица в которой ты зарабатываешь за счет приглашенных людей. Что же нам нужно, чтоб стать участником проекта? А нужно совсем немного это Qiwi-кошелек и наличие на нем 100 рублей. Все!

В проекте герметика имеется 4-ре уровня. Каждый из этих уровней имеет свою стоимость. Сто рублей необходимо для того, чтоб приобрести 1-й уровень. И это будет единственное вложение в данный проект. А заработок безграничный и он будет зависеть только лишь от вас. От вашего желания и стремления.

Вы спросите: – А почему только сто рублей? А как же купить 2-й, 3-й и 4-й уровень? Ответ простой, следующие уровни вы приобретете за деньги, которые вы получите от людей купивших у вас первый уровень.. Таких людей вы можете пригласить неограниченное количество. Зачем нужны уровни? В проекте геометрика рефферальная программа в 4-ре линии. Это значим, что вы приглашаете человека, он приобретает у вас первый уровень за сто рублей. Потом ваш партнер приглашает человека который в свою очередь приобретает у вас 2й уровень, для того, чтобы иметь возможность продавать 2й уровень и так до 4 го партнера вглубь. Следовательно, нужно строить свою структуру, как вглубь, так и в ширину. Так как ширина это стабильность, а глубина это доход.

В проекте герметика нет риска потерять свои деньги, так как в система они не хранятся. Деньги переводятся от участника, к участнику через Qiwi кошелек. Значит бояться, что проект закроется не стоит. Вступив в проект вы все рано остаетесь в плюсе. Свой вклад возвращаете с первым реффералом. А Остальные реффералы - это ваш заработок. Проект геометрика обещает 2-х реффералов, которые распределяются между участниками в порядке очереди. Но когда эта очередь дойдет неизвестно, поэтому я всех своих партнеров призываю действовать самим.

И так подведем итог, о проекте герметика.

1. Вход в проект 100 рублей, вложение из ваших личных средств единственное.

2. Риска нет, так как деньги не хранятся на сайте. Сайт необходим для регистрации вашей структуры.

В проекте могут участвовать все пользователи, имеющие свободный доступ в интернет. В связи с этим, у многих пользователей возник вопрос о том, проект "Геометрика" - правда или развод. Отзывы, представленные в данной статье, расскажут о реальном положении дел и сути данного проекта.

Общая информация

Участникам проекта предлагается создать надежную и большую структуру рефералов. Создатели разработали четырехуровневую реферальную матричную систему. Проект не предусматривает ограничений по ширине уровней. Участники могут производить реинвест матрицы, который позволяет зарабатывать большие деньги. «Геометрика» использует платежную систему QIWI. На проекте отсутствуют внутренние счета, поэтому взаиморасчеты осуществляются между "Киви-кошельками" участников. Проект «Геометрика» отзывы имеет разноплановые, поскольку не все люди верят в получение сверхприбыли в интернете без больших усилий.

«Геометрика» предусматривает несколько уровней в общей матрице. Каждый из представленных уровней имеет свою стоимость. На первом уровне участникам предлагается инвестировать 100 рублей. На втором уровне - 200 рублей, на 3-м уровне - 400 рублей, на 4-м уровне - 800 рублей. Каждый последующий уровень стоит дороже, однако на нем обещают заработать больше денег. Разобравшись в данной структуре, многие пользователи в один голос говорят о мошенничестве и очередной схеме развода на деньги. Отзывы пользователей утверждают, что реальный заработок в интернете не подразумевает дополнительных финансовых вложений.

Участники оплачивают каждый уровень постепенно, и по желанию переходят на следующий. Таким образом, создатели свели риск инвестирования к нулю. Однако, отзывы «Геометрика» имеет разные у реальных участников, поскольку у многих возникают сомнения относительно легальности данного вида заработка. Часть пользователей утверждают, что инвестированные 100 рублей вернутся обратно уже с первым рефералом. Некоторые отзывы о «Геометрике» говорят о том, что это единственный вид бизнеса с минимальных входом и безграничным доходом.

Как начать?

Для новичков разработан специальный курс, который предоставляет необходимые материалы и информацию для работы. Участники бесплатно пользуются сайтом и выстраивают собственную реферальную сеть. Для начала работы достаточно зарегистрировать на данной платформе. Система самостоятельно осуществляет автоматический учет всех участников и регулирует распределение их в матрице. Поэтому сайт представляет собой автоматический инструмент для заработка. При получении денежных средств на кошелек пользователю приходит СМС-оповещение о сумме перевода.

Многим пользователям не удалось заработать на данном сайте, поскольку выстроить реферальную сеть достаточно сложно. Не все знакомые и друзья дают добровольное согласие на участие в подобных проектах. Большинство людей считает такие схемы заработка лототроном и настоящим разводом на деньги. Однако разработчики утверждают, что данная проблема была устранена, поскольку система автоматизировала процесс и участники находятся в живой очереди в режиме онлайн.

Некоторые отзывы о «Геометрике» говорят о том, что на данном проекте можно действительно заработать большие деньги и сформировать постоянный пассивный доход. Платформа работает без обмана, а денежные средства своевременно поступают на киви-кошелек. Положительные комментарии о данном проекте оставляют заинтересованные люди, поэтому не стоит верить в их честность.

Своеобразная игра «Геометрика» отзывы получает сплошь негативные, поскольку пользователи прощаются со своими денежными средствами, не зарабатывают реальных денег. Система ориентирована на массовость, поэтому чем большие участников инвестируют денежные средства, тем больше заработают создатели проекта. Чем больше пирамида разрастается, тем выше вероятность того, что она рухнет и денежные средства безвозвратно уйдут. Отзывы о подобных проектах наполнены негативом, поскольку создатели данной платформы зарабатывают баснословную прибыль на вкладчиках обманным путем.

Особенности участия

Для того чтобы перейти на следующий уровень, участнику потребуется его открыть. Если инвестор желает получить денежные средства с рефералов первого уровня, необходимо перечислить 100 рублей спонсору проекта первого уровня. Чтобы открыть второй уровень, участнику необходимо перечислить 200 рублей спонсору второго уровня. Для перехода на третий уровень участнику потребуется заплатить 400 рублей. Затем необходимо перевести денежные средства спонсору третьего уровня и т. д.

В результате автоматического распределения рефералов участники проекта могут сформировать пассивный доход. Это позволит зарабатывать денежные средства, не прилагая усилий и не приглашая никого в проект. Несмотря на то, что создатели сайта уверяют в легальности и надежности данной платформы, многие пользователи видят в этом проекте скрытую финансовую пирамиду. Поэтому негативные отзывы о «Геометрике» предостерегают людей от участия в данном проекте.

Краткое резюме

Разработчики данной платформы утверждают, что модель бизнеса позволит иметь свободный график и достойное вознаграждение. Легенда проекта «Геометрика» гласит о том, что любой желающий может создать постоянный источник стабильного дохода через интернет. При этом, от участников требуются минимальные инвестиции и большой энтузиазм. У истоков проекта можно выстроить огромную команду, которая позволит зарабатывать большие деньги.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение "ЦО №22- лицей искусств"

Тема проекта: Геометрия вокруг нас .

Выполнили ученицы 7 Б класса

Апарина Вероника, Тарасова Анастасия

Проверил руководитель: Федина Марина Александровна

Задача нашей работы - исследовать какие геометрические фигуры, тела встречаются вокруг нас.

Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

1.Узнать о развитии геометрии,

2.Узнать о геометрии в XXI веке,

3.Узнать о геометрии в быту,

4.Узнать о геометрии в архитектуре,

5.Узнать о геометрии в транспорте,

6.Узнать о природных творениях в виде геометрических фигур,

7.Узнать о геометрии у животных,

8. Узнать о геометрии в природе.

    История развития геометрии

    Геометрия в XXI веке

    Геометрия в быту

    Геометрия в архитектуре

    Геометрия в транспорте

    Природные творения в виде геометрических фигур

    Геометрия у животных

    Геометрия в природе

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИИ.

Геометрия возникла очень давно, это одна из самых древних наук. Заглянем в прошлое, когда зародилась наука геометрия....

Более двух тысяч лет назад в Древней Греции впервые стали складываться и получили первоначальное развитие основные представления и обоснования науки геометрии. Этому периоду развития геометрии предшествовала многовековая деятельность сотен поколений наших предков. Первоначальные геометрические представления появились в результате практической деятельности человека и развивались чрезвычайно медленно.

Еще в глубокой древности, когда люди питались только тем, что им удавалось найти и собрать, им приходилось переходить с места на место. В связи с этим они приобретали некоторые представления о расстоянии. Вначале, надо полагать, люди сравнивали расстояние по времени, в течении которого они проходили. Например, если от реки до леса можно было дойти за время от восхода солнца до его захода, то говорили: река от леса находится на расстоянии дня ходьбы.

Такой способ оценки расстояния дошел и до наших дней. Так, на вопрос: «Далеко ли ты живешь от школы?» - можно ответить: «В десяти минутах ходьбы». Это значит, что от дома до школы надо идти 10 минут. С развитием человеческого общества, когда люди научились делать примитивные орудия: каменный нож, молоток, лук, стрелы,- постепенно появилось необходимость измерять длину с большей точностью. Человек стал сравнивать длину рукоятки или длину отверстия молотка со своей рукой или толщиной пальца. Остатки этого способа измерения дошли и до наших дней: примерно сто- двести лет назад холсты (грубую ткань изо льна) измеряли локтем- длиной руки от локтя до среднего пальца. А фут, что в переводе на русский язык означает нога, употребляется как мера длины в некоторых странах и в настоящее время, например, в Англии. Развитие земледелия, ремесел и торговли вызвали практическую необходимость измерять расстояния и находить площади и объемы различных фигур.

Из истории известно, что примерно 4000 лет назад в долине реки Нил образовалось государство Египет. Правители этого государства- фараоны- установили налоги за земельные участки на тех, кто ими пользовался. В связи с этим требовалось определять размеры площадей участков четырехугольной и треугольной формы.

Река Нил после дождей разливалась и часто меняла свое русло, смывая границы участков. Приходилось исчезнувшие после наводнения границы участков восстанавливать, а для этого их вновь измерять. Выполняли такую работу лица, которые должны были уметь измерять площади фигур. Появилась необходимость изучить приемы измерения площадей. К этому времени и относят зарождение геометрии. Слово « геометрия» состоит из двух слов: «гео», что в переводе на русский язык означает земля, и «метрио» - мерю. Значит, в переводе «геометрия» означает землемерие. В своем дальнейшем развитии наука геометрии шагнула далеко за пределы землемерия и стала важным и большим разделом математики. В геометрии рассматривают формы тел, изучают свойства фигур, их отношения и преобразования.

В развитии геометрии можно указать четыре основных периода, переходы между которыми обозначали качественное изменение геометрии.

Первый - период зарождения геометрия как математической науки - протекал в Древнем Египте, Вавилоне и Греции примерно до 5 в. до н. э. Первичные геометрические сведения появляются на самых ранних ступенях развития общества. Зачатками науки следует считать установление первых общих закономерностей, в данном случае - зависимостей между геометрическими величинами. Этот момент не может быть датирован. Самое раннее сочинение, содержащее зачатки геометрии, дошло до нас из Древнего Египта и относится примерно к 17 в. до н. э., но и оно, несомненно, не первое.

Как наука, геометрия оформилась к III веку до нашей эры благодаря трудам ряда греческих математиков и философов.

Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств), был древнегреческий математик Фалес. Фалес Милетский основатель милетской школы, один из легендарных "семи мудрецов". Фалес в молодости много путешествовал по Египту, имел общение с египетскими жрецами и у них научился многому, в том числе геометрии. Возвратившись на родину, Фалес поселился в Милете, посвятив себя занятиям наукой, и окружил себя учениками, образовавшими так называемую Ионийскую школу. Фалесу приписывают открытие ряда основных геометрических теорем (например, теорем о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника, равенстве вертикальных углов и т. п.).

Наиболее удачно была изложена геометрия, как наука о свойствах геометрических фигур, греческим ученым Евклидом (III в. до н. э.) в своих книгах «Начала». Произведение состояло из 13 томов, описанная в этих книгах геометрия получила название «Евклидова». Конечно, геометрия не может быть создана одним ученым. В работе Евклид опирался на труды десятков предшественников и дополнил работу своими открытиями и изысканиями. Сотни раз книги были переписаны от руки, а когда изобрели книгопечатание, то она много раз переиздавалась на языках всех народов и стала одной из самых распространенных книг в мире. В одной легенде говорится, что однажды египетский царь Птолемей I спросил древнегреческого математика, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который описан в его знаменитом труде, содержащемся в 13 книгах. Ученый гордо ответил: " В геометрии нет царской дороги". В течение многих веков «Начала» были единственной учебной книгой, по которым молодежь изучала геометрию. Были и другие. Но лучшими признавались «Начала» Евклида. И даже сейчас, в наше время, учебники написаны под большим влиянием «Начал» Евклида.

Евклидова геометрия не только возможна, но она открывает перед человечеством новые области знаний, которые являются практическим применением математики.
Никогда еще отрицание какой-либо теории не оказывалось для человечества настолько полезным, как это произошло при отказе от пятого постулата Евклида.

ГЕОМЕТРИЯ В XXI веке.

Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Сегодня уже в начале XXI столетия мы можем повторить это восклицание с еще большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника – все имеет геометрическую форму. Геометрические знания являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей: для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых. И уже этого достаточно, чтобы ответить на вопрос: «Нужна ли нам Геометрия?»

Во-первых, геометрия является первичным видом интеллектуальной деятельности, как для всего человечества, так и для отдельного человека. Мировая наука начиналась с геометрии. Ребенок, еще не научившийся говорить, познает геометрические свойства окружающего мира. Многие достижения древних геометров (Архимед, Аполлоний) вызывают изумление у современных ученых, и это несмотря на то, что у них полностью отсутствовал алгебраический аппарат.

Во-вторых, геометрия является одной составляющей общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одними из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию; геометрия возникла не только из практических, но и из духовных потребностей человека.

Основой курса геометрии является принцип доказательности всех утверждений. И это единственный школьный предмет, включая даже предметы математического цикла, полностью основанный на последовательном выводе всех утверждений. Людьми, понимающими, что такое доказательство, трудно и даже невозможно манипулировать. Итак, Геометрия - один из важнейших предметов, причем не только среди предметов математического цикла, но и вообще среди всех школьных предметов. Ее целевой потенциал охватывает необычайно широкий арсенал, включает в себя чуть ли не все мыслимые цели образования.

Некоторые люди, возможно, считают, что различные линии, фигуры, можно встретить только в книгах учёных математиков. Однако, стоит посмотреть вокруг, и мы увидим, что многие предметы имеют форму, похожую на уже знакомые нам геометрические фигуры. Оказывается их очень много. Просто мы их не всегда замечаем.

ГЕОМЕТРИЯ В БЫТУ

Мы приходим домой и здесь вокруг нас сплошная геометрия. Начиная с коридора, повсюду прямоугольники: стены, потолок и пол, зеркала и фасады шкафов, даже коврик у двери и тот прямоугольный. А сколько кругов! Это рамки фотографий, крышка стола, подносы и тарелки.

Любой предмет изготовленный человеком берёшь в руки и видишь, что в нём «живёт» геометрия.

Стены, пол и потолок являются прямоугольниками (не будем обращать внимания на проёмы окон и дверей). Комнаты, кирпичи, шкаф, железобетонные блоки, напоминают своей формой прямоугольный параллелепипед. Посмотрим на паркетный пол. Планки паркета - прямоугольники или квадраты. Плитки пола в ванной, метро, на вокзалах чаще бывают правильными шестиугольниками или восьмиугольниками, между которыми уложены небольшие квадратики.

Многие вещи напоминают окружность - обруч, кольцо, дорожка вдоль арены цирка. Арена цирка, дно стакана или тарелки имеют форму круга. Фигура, близкая к кругу, получится, если разрезать поперек арбуз. Нальем в стакан воду. Её поверхность имеет форму круга. Если наклонить стакан, чтобы вода не выливалась, тогда край водной поверхности станет эллипсом. А у кого-то есть столы в виде круга, овала или очень плоского параллелепипеда.

Со времени изобретения гончарного круга люди научились делать круглую посуду - горшки, вазы. На геометрический шар похожи арбуз, глобус, разные мячи (футбольный, волейбольный, баскетбольный, резиновый). Поэтому, когда у футбольных болельщиков до матча спрашивают, с каким счетом он кончится, они часто отвечают: "Не знаем - мяч круглый".
Ведро имеет форму усеченного конуса, у которого верхнее основание больше нижнего. Впрочем, ведро бывает и цилиндрической формы. Вообще, цилиндров и конусов в окружающем нас мире очень много: трубы парового отопления, кастрюли, бочки, стаканы, абажур, кружки, консервная банка, круглый карандаш, бревно и др.

ГЕОМЕТРИЯ В АРХИТЕКТУРЕ

Конечно, говорить о соответствии архитектурных форм геометрическим фигурам можно только приближенно, отвлекаясь от мелких деталей. В архитектуре используются почти все геометрические фигуры. Выбор использования той или иной фигуры в архитектурном сооружении зависит от множества факторов: эстетичного внешнего вида здания, его прочности, удобства в эксплуатации. Эстетические особенности архитектурных сооружений изменялись в ходе исторического процесса и воплощались в архитектурных стилях. Стилем принято называть совокупность основных черт и признаков архитектуры определенного времени и места. Геометрические формы, свойственные архитектурным сооружениям в целом и их отдельным элементам, также являются признаками архитектурных стилей.

Современная архитектура.

Архитектура в наши дни имеет все более необычный характер. Здания становятся самых разных форм. Многие здания украшаются колоннами и лепнинами. Геометрические фигуры различной формы можно увидеть в постройке конструкциях мостов. Самые «молодые» здания- это небоскребы, подземные сооружения с модернизированным дизайном. Такие здания проектируются с использованием архитектурных пропорций.

Дом приблизительно имеет вид прямоугольного параллелепипеда. В современной архитектуре смело используются самые разные геометрические формы. Многие жилые дома, общественные здания украшаются колоннами.

Окружность как геометрическая фигура всегда привлекала к себе внимание художников, архитекторов. В неповторимом архитектурном облике Санкт-Петербурга восторг и удивление вызывает "чугунное кружево" - садовые ограды, перила мостов и набережных, балконные решетки и фонари. Четко просматриваемое на фоне фасада зданий летом, в изморози зимой, оно придает особое очарование городу. Особую воздушность придают воротам Таврического дворца (созданного в конце ХIII в. архитектором Ф.И. Волковым) окружности сплетенные в орнамент. Торжественность и устремленность ввысь - такой эффект в архитектуре зданий достигается использованием арок, представляющих дуги окружностей. Это видим на здании Главного штаба. (Санкт-Петербург). Архитектура православных церквей включает в себя как обязательные элементы купола, арки, округлые своды, что зрительно увеличивает пространство, создает эффект полета, легкости.

А как красив Московский Кремль. Прекрасны его башни! Сколько интересных геометрических фигур положено в их основу! Например, Набатная башня. На высоком параллелепипеде стоит параллелепипед поменьше, с проемами для окон, а ещё выше воздвигнута четырехугольная усечённая пирамида. На ней расположены четыре арки, увенчанные восьмиугольной пирамидой. Геометрические фигуры различной формы можно узнать и в других замечательных сооружениях, возведенных русскими зодчими.

Геометрическая форма сооружения настолько важна, что бывают случаи, когда в имени или названии здания закрепляются названия геометрических фигур. Так, здание военного ведомства США носит название Пентагон, что означает пятиугольник. Связано это с тем, что, если посмотреть на это здание с большой высоты, то оно действительно будет иметь вид пятиугольника. На самом деле только контуры этого здания представляют пятиугольник. Само же оно имеет форму многогранника.

ГЕОМЕТРИЯ В ТРАНСПОРТЕ

По улице движутся автомобили, трамваи, троллейбусы. Их колеса с геометрической точки зрения – круги. В окружающем нас мире встречается много различных поверхностей, сложных по форме, не имеющих специальных названий. Паровой котел напоминает цилиндр. В нем находится пар под высоким давлением. Поэтому стенки цилиндра слегка (незаметно для глаза) изгибаются, образуя поверхность очень сложной и неправильной формы, которую инженеры должны знать, чтобы суметь правильно рассчитать котел на прочность. Сложную форму имеет и корпус подводной лодки. Он должен быть хорошо обтекаемым, прочным и вместительным. От формы корабельного корпуса зависит и прочность корабля, и его устойчивость и скорость. Результат работы инженеров над формой современных автомобилей, поездов, самолетов - высокие скорости движения. Если форма будет удачной, обтекаемой, сопротивление воздуха значительно уменьшается, за счет чего увеличивается скорость. Сложную форму имеют и детали машин – гайки, винты, зубчатые колеса и т.д. Рассмотрим ракеты и космические корабли. Корпус ракеты состоит из цилиндра (в котором находятся двигатель и горючее), а в конической головной части помещается кабина с приборами или с космонавтом

ПРИРОДНЫЕ ТВОРЕНИЯ В ВИДЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

До сих пор рассматривали некоторые геометрические формы, созданные руками человека. Но ведь в самой природе очень много замечательных геометрических форм. Необыкновенно красивы и разнообразны многоугольники, созданные природой.
Кристалл соли имеет форму куба. Кристаллы горного хрусталя напоминают отточенный с двух сторон карандаш. Алмазы чаще всего встречаются в виде октаэдра, иногда куба. Существуют и многие микроскопические многоугольники. В микроскоп можно увидеть, что молекулы воды при замерзании располагаются в вершинах и центрах тетраэдров. Атом углерода всегда соединен с четырьмя другими атомами тоже в форме тетраэдра. Одна из самых изысканных геометрических фигур падает на нас с неба в виде снежинок.
Обычная горошина имеет форму шара. И это неспроста. Когда стручок гороха созреет и лопнет, горошины упадут на землю и благодаря своей форме покатятся во все стороны, захватывая всё новые территории. Горошины кубической или пирамидальной формы так и остались бы лежать возле стебля. Шаровую форму принимают капельки росы, капли ртути из разбитого градусника, капли масла, оказавшиеся в толще воды… Все жидкости в состоянии невесомости обретают форму шара. Отчего шар так популярен? Это объясняется одним замечательным свойством: на изготовление шара расходуется значительно меньше материала, чем на сосуд любой другой формы того объёма. Поэтому, если вам нужен вместительный мешок, а ткани не хватает, шейте его в форме шара. Шар - единственное геометрическое тело, у которого наибольший объём заключен в наименьшую оболочку.

ГЕОМЕТРИЯ У ЖИВОТНЫХ

Принцип экономии хорошо «усвоили» животные. Сохраняя тепло, на холоде они спят, свернувшись в клубочек, поверхность тела уменьшается, и тепло лучше сохраняется. По этим же причинам северные народы строили круглые дома. Животные, конечно, же геометрию не изучали, но природа наделила их талантом строить себе дома в форме геометрических тел. Многие птицы - воробьи, крапивники, лирохвосты - строят свои гнёзда в форме полу шара. Есть архитекторы и среди рыб: в пресных водах живет удивительная рыба колюшка. В отличие от многих своих соплеменников она живет в гнезде, которое имеет форму шара. Но самые искусные геометры - пчёлы. Они строят соты из шестиугольников. Любая ячейка в сотах окружена шестью другими ячейками. А основание, или донышко, ячейки представляет собой трехгранную пирамиду. Такая форма выбрана неспроста. В правильный шестиугольник поместится больше меда, а зазоры между ячейками будут наименьшими! Разумная экономия усилий и строительных материалов.

Геометрия в природе

Фигура, близкая к кругу, получится, если разрезать пополам апельсин, арбуз. Дугу можно увидеть после дождя на небе - радугу. Некоторые деревья, одуванчики, отдельные виды кактусов имеют сферическую форму. В природе многие ягоды имеют форму шара, например, смородина, крыжовник, черника. Двойной спиралью закручена молекула ДНК. Ураган закручивается по спирали, спирально плетёт свою паутину паук.
Фракталы
Другими интересными фигурами, которые мы можем повсеместно увидеть в природе, являются фракталы. Фракталы - это фигуры, составленные из частей, каждая из которых подобна целой фигуре.
Деревья, молния, бронхи и кровеносная система человека имеют фрактальную форму, идеальными природными иллюстрациями фракталов называют также папоротники и капусту брокколи. Трещины на камне: фрактал в макро.
Удар молнии - фрактальная ветка.
Замечали ли вы когда-нибудь растение, которое приковывает к себе взгляд своими правильными линиями, геометрическими формами, симметричным рисунком и другими внешними признаками. Например, Алоэ Polyphylla, Амазонская кувшинка, Крассула «Храм Будды», Цветок-калейдоскоп, Росолист лузитанский, Спиралевидный суккулент.

Геометрия в космосе

Орбиты планет - окружности, центром которых является Солнце. Спиральная галактика. Один из самых геометрически ясных феноменов Солнечной системы - странный «островок стабильности» на штормовом Северном полюсе Сатурна, имеющий четкую форму шестиугольника. Геометрия может помочь больше узнать о космосе и космических телах. Например, древнегреческий ученый Эратосфен с помощью геометрии измерил длину окружности земного шара. Он обнаружил, что когда Солнце стоит в Сиене (Африка) над головой, в Александрии, расположенной в 800км, оно отклоняется от вертикали на 7°. Эратосфен заключил, что из центра Земли Солнце видно под углом 7° и, следовательно, окружность земного шара равна 360:7 800=41140км. Есть много и других интересных опытов благодаря которым мы все больше и больше узнаем о космосе с помощью геометрии. Представьте себе космический корабль, который приближается к какой-то планете. Системы астронавигации корабля состоят из телескопов с фотоэлементами, радиолокаторов, вычислительных устройств. Пользуясь ими, космонавты определяют углы, под которыми видны различные небесные тела, и вычисляют расстояния до них. Штурман экипажа установил расстояние до планеты. Однако ещё неизвестно, над какой точкой поверхности планеты корабль находится. Ведь этим расстоянием, как радиусом, можно очертить в пространстве целую сферу, шар, и корабль может быть в любом месте его поверхности. Это и есть первая поверхность положения, которую можно сравнить – хотя и условно – с улицей из нашего “земного” примера. Но если штурман определит расстояние до другой планеты и вычертит второй шар, пересекающийся с первым, положение корабля уточнится. Вспомните: пересечение двух сфер даёт окружность. Где-то на этой окружности и должен находиться корабль. (Вот он, “переулок”!) Третье измерение – относительно ещё одной планеты – отметит на окружности уже две точки, одна из которых и есть место корабля.



Вывод: в нашей работе исследовали, какие геометрические фигуры и тела окружают нас, и убедились, сколько самых разнообразных геометрических линий и поверхностей использует человек в своей деятельности - при строительстве различных зданий, мостов, машин, в транспорте. Пользуются им не из простой любви к интересным геометрическим фигурам, а потому, что свойства этих геометрических линий и поверхностей позволяют с наибольшей простотой решать разнообразные технические задачи.

А природные творения не просто красивы, их форма целесообразна, то есть наиболее удобна. А человеку остается только учиться у природы - самого гениального изобретателя.

Следует отметить до начала работы над темой, не замечали или мало задумывались о геометрии окружающего нас мира, теперь же не только смотрим или восхищаемся творениями человека или природы. Из всего сказанного делаем вывод, что геометрия в нашей жизни на каждом шагу и играет очень большую роль. Она нужна не только для того, чтобы называть части строений или формы окружающего нас мира. С помощью геометрии мы можем решить многие задачи, ответить на многие вопросы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Шарыгин И.Ф., Еранжиева Л.Н. Наглядная геометрия: учебное пособие для учащихся 5-6 классов.-М. : Дрофа,2002.

2.Энцеклопедический словарь юного натуралиста/ сост.А.Г Рогожкин. – М. : Педагогика,1981.

3.Энциклопедия для детей. Математика. – М. : Аванта +, 2003.Т, 11.

4.http: //ilib.mccme.ru/djvu/geometry/geom_ rapsodiya.htm/ - Левитин К.Ф. Геометрическая рапсодия.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.