Концептуальные космические корабли будущего (фото). Состояние и перспективы развития ракетно-космической промышленности сша Характернистики РН "Ангара А1-В" с использованием МРУ "Байкал"

Многоразовый ускоритель первой ступени «Байкал» в составе ракеты-носителя / Фото: www.gazeta.ru

"Роскосмос" готов приступить к созданию летного образца возвращаемой первой ступени ракеты- носителя. Для этого в Центре имени Хруничева собрана команда специалистов, разрабатывавших систему "Энергия - Буран", пишут "Известия" со ссылкой на Александра Медведева, генерального конструктора "Роскосмоса" по ракетным комплексам.



Александр Медведев / Фото: so-l.ru


"Приказом гендиректора Центра имени Хруничева на предприятии восстановлен департамент по многоразовым средствам выведения, - сказал А. Медведев. - Это произошло буквально месяц назад. Работать туда мы пригласили людей, которые создавали в свое время "Буран". Департамент возглавил Павел Анатольевич Лехов, один из проектировщиков системы "Энергия - Буран".

Как отмечает издание, российских инженеров не вдохновил опыт Илона Маска, основателя SpaceX, который сажает первые ступени ракеты Falcon 9 на баржу в Атлантическом океане. "Хруничев" проектирует "крылатую" первую ступень, которая сможет возвращаться на космодром, как самолет, и садиться на взлетно-посадочную полосу.

"Убежден, что для российских условий возвращаемая первая ступень с выходящими крыльями - это оптимальный вариант, - отметил А. Медведев. - Схема, по которой сажает первую ступень SpaceX, нам не подходит, поскольку с наших космодромов ракеты летят не над морем и у нас нет возможности подогнать в нужное место баржу. Даже если бы такая возможность была, не факт, что это оптимальный путь: в море почти всегда мешает боковой ветер и качка".

"Энергия - Буран" - советская многоразовая транспортная космическая система. Свой первый и единственный космический полет корабль "Буран" совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. Программа была начата в 1976 году, в 1992 году было принято решение о ее прекращении, сообщает ТАСС .

Техническая справка

"Байкал" спроектирован в ОАО "НПО "Молния"" по заказу ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. В беседе с корреспондентом Агентства военных новостей начальник сектора международных программ и проектов ГКНПЦ Олег Алексеевич Соколов сообщил, что работы по аналогичным ускорителям ведутся в США, европейских странах и, по некоторым данным, Китае, но в металле полноразмерный макет создан лишь в России.


Российский многоразовый ускоритель (МРУ) "Байкал" / Фото: www.objectiv-x.ru

НК подробно рассказывали о проекте МРУ еще два года назад, когда на 43-м салоне Ле Бурже выставлялась небольшая модель "Байкала". С тех пор в проекте произошел ряд изменений; появились также новые данные как о самом ускорителе, так и о семействе всеазимутальных РН "Ангара-В" на его основе.

По мнению разработчиков, концепция двухступенчатого средства выведения с многоразовой "атмосферной" первой ступенью дает возможность обеспечить гибкость в использовании различных верхних ступеней, среди которых могут и должны быть многоразовые космические корабли.


Фото: www.objectiv-x.ru

Подобная система будет иметь значительно меньшие габариты и массу, чем одноступенчатая многоразовая система, обладающая аналогичными показателями масс выводимой на орбиту и доставляемой на Землю полезных нагрузок (ПН), и, следовательно, более высокие технические показатели. Что касается общей стоимости разработки и эксплуатации, то отработка системы "по частям" может оказаться дешевле, чем доведение до рабочего состояния более крупного и сложного одноступенчатого носителя. С точки зрения проектантов, операция разделения двухступенчатой системы является хорошо отработанной в мировой практике процедурой и не должна потребовать значительных затрат.

Применение многоразовой "атмосферной" ступени для выведения одноразовых ПН может осуществляться не только в рамках концепции двухступенчатого носителя. Нагрузкой для многоразовой первой ступени может быть и сочетание конечной (целевой) ПН с одноразовыми верхними ступенями и разгонными блоками, которые должны быть в составе РН любого класса. Возможно сочетание многоразовых модулей с одноразовыми ступенями, начинающими работу с поверхности Земли (принцип модульности).

Такая концепция многоразовых ступеней-модулей заложена в основу перспективных разработок, проводимых ГКНПЦ совместно с НПО "Молния" в рамках проекта "Байкал". Использование ступеней-модулей, имеющих ракетный двигатель для старта и разгона и воздушно-реактивный двигатель (ВРД), поворотное крыло, аэродинамические органы управления и шасси для возвращения и посадки, предусматривается как в виде первых ступеней легких РН, так и в виде связок или навесных ускорителей в ракетах среднего и тяжелого классов.


Три проекции МРУ "Байкал" / Изображение: www.buran.ru

Особенность "Байкала": не только посадка МРУ на землю, но и возвращение его в точку старта с помощью средств обратного полета, включающих ВРД и систему управления, отработанную на орбитальном корабле "Буран". По расчетам разработчиков, применение "Байкала" на РН семейства "Ангара" позволит в 2-3 раза сократить расходы на вывод ПН на орбиту.

Изделие, демонстрировавшееся в Париже, оснащалось макетами ракетного двигателя РД-191М и турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой (ТРДДФ) РД-33, применяемого на истребителе МиГ-29.

РД-191М тягой у земли 196 т, удельным импульсом у земли 309 сек и в вакууме 337.5 сек, разработан в НПО "Энергомаш" им. В.П.Глушко. ЖРД массой 2.2 т работает на керосине и жидком кислороде и крепится в хвостовой части МРУ в карданном подвесе с углом качания плюс/минус 8º для управления по тангажу и рысканью. ТРДДФ РД-33 разработан санкт-петербургским НПО им. В.Я.Климова, имеет тягу 8.3 тс и массу 1050 кг. Его габариты: длина 4.3 м, ширина 2.0 м, высота 1.1 м. При работе на крейсерском режиме (высота 11 км и скорость полета 0.8 М) удельный расход топлива (керосина) составляет 0.961 кг/тс.час. РД-33 оборудован системами защиты и раннего обнаружения неисправностей.

Кроме того, в проекте рассматривается возможность установки на МРУ двигателя РД-35, разрабатываемого для Як-130.

Шасси ускорителя взяты с самолетов Як-42 и Су-17. Как рассказал Олег Соколов, МРУ "Байкал" рассчитан на 25 пусков, но в перспективе их число планируется довести до двухсот.

Макет, показанный в Ле Бурже, в дальнейшем будет использован для статических прочностных и других наземных испытаний. По словам одних представителей ГКНПЦ, в настоящее время в производстве находятся несколько "Байкалов", которые предназначены для летных испытаний. Однако по неофициальным заявлениям других, до изготовления летных изделий еще далеко, а представленный на выставке макет делался на "скорую руку" и далек по внешнему виду и конструкции от реального "Байкала", который будет запускаться с космодрома Плесецк.

Летные испытания МРУ будут проводиться в несколько этапов.

На первом - "Байкал" устанавливается на фюзеляже специализированного самолета-носителя ВМ-Т "Атлант". После взлета и набора высоты МРУ отделяется от носителя и в автономном режиме совершает посадку.

На втором этапе "Байкал" без второй ступени запускается со стартового комплекса РН "Ангара".

Третий этап ЛКИ предусматривает пуски "Ангары А1-В" в штатной конфигурации: МРУ плюс вторая ступень "Бриз-КМ".


Ракета-носитель "Ангара А1-В" с использованием МРУ "Байкал" / Изображение: www.buran.ru

Характеристики многоразового ускорителя "Байкал"

Характернистики РН "Ангара А1-В" с использованием МРУ "Байкал"


По самым оптимистичным заявлениям представителей Центра Хруничева, первый пуск "Ангары А1-В" с ускорителем "Байкал" планируется осуществить через 2-3 года. Тот же срок назывался и два года назад, на предыдущем салоне в Ле Бурже. Следовательно, темп работ пока невысок, или разработчики столкнулись с серьезными техническими и технологическими трудностями.

Олег Соколов особо подчеркнул, что унифицированный ускоритель "Байкал" может использоваться на РН различного класса, в т.ч. американских шаттлах, французской Ariane 5 и других носителях. На РН "Ангара" легкого класса "Байкал" будет первой ступенью. Однако рынок легких носителей в настоящее время не настолько широк, чтобы окупить создание столь дорогой многоразовой ступени.

В первой половине 90-х годов в мире говорилось о блестящих перспективах ракет легкого класса в связи с прогнозировавшимся резким ростом числа малых КА, рассчитанных на работу на низких орбитах, и развертыванием целой серии низко- и среднеорбитальных систем глобальной спутниковой связи.

Однако число проектов малых КА, финансируемых и находящихся в стадии реализации, за последние годы сократилось. Системы связи на базе "нестационарных" группировок небольших КА до сих пор не подтвердили свою экономическую окупаемость, а потому не получили широкого распространения. В связи с этим множества пусков РН легкого класса в действительности не потребовалось; закладываемый в "Байкал" ресурс из 200 полетов в варианте легкой ракеты может просто не выработаться к моменту морального "старения" носителя и окончания ресурса долговечности систем и агрегатов. Окупиться создание МРУ может, пожалуй, только при его использовании в более востребованных на рынке носителях среднего и, прежде всего, тяжелого классов.

Компоновочные схемы ракет / Изображение: www.buran.ru

Всеазимутальные РН "Ангара-В" среднего и тяжелого классов получаются путем замены боковых универсальных ракетных модулей (УРМ) ускорителями "Байкал". Так, на "Ангаре-А3" среднего класса планируется устанавливать два МРУ (вариант "Ангара А3-В"), а из РН тяжелого класса "Ангара-А5" заменой четырех боковых УРМ на четыре МРУ получается "Ангара А5-В". Прорабатывается и вариант использования ускорителей на тяжелой "Ангаре-А4" с кислородно-водородной второй ступенью ("Ангара А4-В"). Однако использование 2-4 МРУ на одной РН может создать целый ряд проблем. Компоновка вариантов "Ангара А5-В" и "Ангара А4-В" уже потребовала сделать складными горизонтальные хвостовые стабилизаторы у двух из четырех ускорителей. Кроме того, могут возникнуть серьезные сложности при одновременном возвращении на аэродром сразу четырех МРУ, отделившихся от РН.

Центр Хруничева и НПО "Молния" также исследуют вариант запуска РН "Ангара" с МРУ "Байкал" с самолета-носителя Ан-124 "Руслан", что, как упоминалось выше, тоже является развитием концепции многоразовых "атмосферных" ступеней.

Кроме того, в рамках перспективных исследований ГКНПЦ изучаются полностью многоразовые системы, состоящие из "Байкала" и многоразовой второй ступени. Однако их реализация является делом более отдаленного будущего и не стоит сейчас на первом плане работы Центра.

По мнению сотрудников ГКНПЦ, последовательное развитие "атмосферных" ступеней неизбежно должно привести к созданию гиперзвуковых самолетов-носителей "космических" ступеней. Таким самолетам до выхода на уровень одноступенчатого аэрокосмического многоразового средства выведения останется только пройти этап оснащения высокоэффективной комбинированной двигательной установкой. Для их создания, очевидно, потребуются более совершенные технологии, чем имеющиеся сейчас в распоряжении не только Центра Хруничева, но и вообще в мире.


Разделение стуреней РН "Ангара3-В" / Изображение: www.buran.ru

Характеристики семейства РН "Ангара-В" с использованием МРУ "Байкал"

РН А1-В А3-В А5-В А4-В
Стартовая масса, т 168.9
446
709
700
Число МРУ на первой ступени 1
2
4
4
Компоненты топлива:
первая ступень О2+РГ-1 О2+РГ-1 О2+РГ-1 О2+РГ-1
вторая ступень АТ+НДМГ
О2+РГ-1 О2+РГ-1 О2+H2
Масса полезной нагрузки при запуске с космодрома Плесецк:
на низкую орбиту, т
1.9
9.3
18.4
22.0
на геопереходную орбиту, т
-
1.0 4
4.4
5.66
на геостационарную орбиту, т
- - 2.5 3.2

По материалам проспектов ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, НПО "Молния", сообщениям агентства Интерфакс и Агентства военных новостей.

Отечественных космонавтов стоит готовить не для работы на МКС, а для экспедиций на Луну и Марс. Так считает заместитель начальника Центра подготовки космонавтики (ЦПК) по научной работе Борис Крючков. По его словам, существующая сегодня в России система отбора и подготовки космонавтов не в состоянии обеспечить должного уровня развития пилотируемой космонавтики. Главными задачами развития российской пилотируемой космонавтики до 2020 года являются эксперименты и исследования, проводимые на отечественном сегменте МКС, а также разработка новой системы транспортно-технического обеспечения на основе космического пилотируемого корабля нового поколения.

В то же время наша страна должна эффективно осваивать околоземное пространство и заниматься реализацией программы по освоению естественного спутника Земли и отрабатывать основные технологии для подготовки пилотируемого полета к Марсу и другим планетам нашей Солнечной системы. Очевидно, что развитие российской пилотируемой космонавтики в данном направлении не может являться полноценным без изменения существующей в РФ системы подготовки и отбора космонавтов, так как она предъявляет новые требования к задачам, используемым техническим средствам и условиям проведения подготовки и отбора.

Развитие пилотируемой космонавтики должно вестись именно в ключе стоящих перед нами перспективных задач. Одним из основных элементов развития и модернизации ЦПК должно стать создание современного научно-технического комплекса подготовки космонавтов, а также создание необходимой инфраструктуры, организация и проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ для развития пилотируемых полетов. Также очень большое значение будет иметь и подготовка квалифицированного персонала самого ЦПК, полагает Борис Крючков.

Перспективы развития российской космонавтики стали предметом встречи российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего вопросы развития ОПК, и руководства Роскосмоса, состоявшейся 23 сентября 2014 года. После того, как в нашей стране решили возобновить программу, направленную на освоение Луны, российские власти определились с началом ее активной фазы. По словам Олега Остапенко, занимающего пост главы Роскосмоса, полномасштабное освоение Луны Россией начнется в конце 20-х начале 30-х годов. В целом же на изучение космоса правительство готово предоставить 321 миллиард рублей до 2025 года, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

В оформленном виде, по словам Остапенко, новый проект российской Федеральной космической программы на 2016-2025 годы будет в ближайшее время согласован с правительством. По его словам, программа практически полностью закончила процесс согласования. Об этом он рассказал журналистам на совещании в Центре подготовки космонавтов. Новая российская программа предусматривает, в частности, разработку ракеты-носителя сверхтяжелого класса, активное освоение естественного спутника Земли, создание робота-космонавта, который будет оказывать помощь экипажу МКС во время совершения выходов в открытый космос.

По информации РИА « », часть из названной суммы будет направлена на разработку новых модулей для МКС, а также на развитие нового российского автоматического космического аппарата под названием «ОКА-Т». «ОКА-Т» - это автономный технологический модуль, планируемая многоцелевая космическая лаборатория, которая войдет в состав российского сегмента МКС. При этом модуль сможет работать в космосе отдельно от станции. Время от времени он будет осуществлять стыковку с МКС, экипаж которой возьмет на себя функции по заправке, обслуживанию находящейся на борту научной аппаратуры и другим операциям.

По словам заместителя председателя правительства, аппарат «ОКА-Т» предназначен для решения научных задач в условиях голубого вакуума. На данный момент времени все космические эксперименты на борту МКС осуществляются в соответствии с долгосрочной российской программой научно-прикладных исследований. Среди данных экспериментов - исследования химических и физических процессов, а также материалов в условиях их нахождения в космосе. Также, как отметил Рогозин, реализуются и запланированы исследования нашей планеты из космоса, биотехнологии, космическая биология, технологии освоения космоса. Много всего запланировано и реализуется, отметил Рогозин, подчеркнув, что сегодня государство выделяет на космические исследования значительные средства.

Также на совещании по развитию российской космонавтики Рогозин поставил вопрос о целесообразности развития пилотируемой космонавтики в аспекте Международной космической станции. Российский вице-премьер обратил внимание на текущую геополитическую ситуацию, отметив, что РФ должна быть максимально прагматичной в текущих реалиях. Ранее Дмитрий Рогозин уже говорил о том, что после 2020 года Россия может сосредоточить свои усилия на более перспективных космических проектах, чем МКС, обратив свое внимание на создание сугубо национальных проектов.

Возможное прекращение международного сотрудничества в рамках проекта МКС может произойти между 2020 и 2028 годами. Отечественная космическая промышленность готовится к такому развитию ситуации. РКК «Энергия» ранее уже выступала с предложением по разработке самостоятельного российского проекта орбитальной базы, расположенной на низкой околоземной орбите с применением трех российских модулей из состава МКС - двух научно-энергетических и одного узлового. Такая база может понадобиться в рамках создания на орбите космического порта. Без наличия такого порта трудно думать об освоении Солнечной системы и имеющихся в ней ресурсов. В перспективе на такой базе может быть налажен процесс сборки и обслуживания различных межпланетных космических комплексов. Кто-то скажет, что это дела далекого будущего, но специалисты РКК «Энергия» просто обязаны смотреть на десятилетия вперед, для того чтобы точнее определять вектор развития российской космонавтики.

В этом плане важное значение приобретает корабль-модуль «ОКА-Т», который должен появиться в составе инфраструктуры МКС в недалеком будущем. Этот свободно летающий на некотором удалении от станции технологический корабль планируется отправить в космос в 2018 году. «ОКА-Т» станет прообразом первого промышленного цеха, размещенного на орбите Земли. На борту корабля планируется осуществлять разнообразные научные исследования и получать новые материалы (в том числе и лекарственные средства), обладающие такими свойствами, добиться которых на Земле невозможно. На самой МКС наладить такое производство не представляется возможным по причине постоянных вибраций и наличия микрогравитации. В то же время на свободно летающем беспилотном корабле-модуле «ОКА-Т» условия для этого будут идеальными. Раз в 6 месяцев такой корабль будет осуществлять стыковку с МКС для проведения технического обслуживания и погрузки/выгрузки сырья и готовой продукции.

Источники информации:
http://vpk-news.ru/articles/22268
http://www.newsru.com/russia/23sep2014/luna.html
http://www.politforums.net/culture/1366236010.html
http://mir24.tv/news/Science/11284833

Космическая промышленность России считается одной из мощнейших в мире. Государство является лидером в запусках на орбиту и пилотируемых полетах, сохраняя с Америкой паритет в области навигации. Примерно 40% стартов, осуществленных в двадцать первом веке, произведены с отечественных космодромов и казахстанского «Байконура», арендованного РФ до 2050 года.

Ракетно-космическая промышленность РФ

В космической промышленности страны занято около сотни предприятий, на которых работает четверть миллиона человек. Большинство из них – «наследники» советских конструкторских бюро и заводов. Самым крупным подрядчиком пилотируемых полетов является корпорация «Энергия» им. Королёва. Здесь разрабатывают аппараты «Прогресс» и «Союз-ТМА», а также оборудование для международной программы по созданию МКС.

«ГКНПЦ» им. Хруничева и «ЦСКБ-Прогресс» специализируются на производстве ракет-носителей и разгонных блоков. Их продукция востребована не только отечественными, а и ведущими зарубежными центрами. В «Информационных спутниковых системах» разрабатывают спутники. В секторе межпланетных зондов лидером ракетно-космической промышленности считается НПО им. Лавочкина.

Космическая промышленность России в 2016-м

Прошлый год ознаменовался для отрасли потерей лидерства по количеству стартов. С американских и китайских площадок был произведен на один запуск больше (по 19). Увеличилось отставание от США и ЕС в ряде направлений, например, исследовании дальнего космоса, разработке устойчивой к радиации элементной базы и дистанционном зондировании планеты. Одной из главных тем 2016-го стало строительство космодрома «Восточный», сопровождавшееся многочисленными финансовыми скандалами.

В 2014 году была разработана «ФКП на 2016-2025 гг.» с бюджетом в 2,85 трлн рублей. Помимо стандартной поддержки отрасли, программа включает разработку сверхтяжелого ракетоносителя для пилотируемого полета на Луну и ряд других интересных проектов. Однако уже очень скоро стало понятно, что на обещанный объем финансирования космическая промышленность России в ближайшее время может не рассчитывать.

В 2015 году был подготовлен новый вариант, предусматривающий сокращение бюджета до двух триллионов рублей, но экономическое министерство соглашалось выделить только половину этой суммы. В результате жестких переговоров стороны сошлись на компромиссе в виде 1,406 трлн рублей. Если финансовая ситуация в стране улучшится, после 2020-го добавят еще 115 млрд.

Авторитетное мнение

Скандально известный вице-президент Д.Рогозин , являющийся по совместительству председателем наблюдательного совета «Роскосмоса», в конце мая минувшего года высказал мнение, что даже повышение производительности в полтора раза не позволит ракетно-космической промышленности РФ догнать США. По его словам, отставание страны в этой сфере является девятикратным. Главной причиной чиновник называет бюрократию, почему-то «забывая» при этом о коррупции.

Забавно, что еще пару лет назад Рогозин сам обрушился бы с жесточайшей критикой на любого, кто посмел бы озвучить подобную «ересь». В начале введения западных санкций политик отзывался об американцах исключительно в язвительном тоне. Знаменитые «батуты на Луну», рекомендованные США, давно стали интернет-мемом. С чем связано нынешнее самоуничижение, понять сложно.

Перспективы

Несмотря на пессимизм Рогозина, снижение финансирования образовательных и научных программ, а также отсутствие полностью независимого доступа на орбиту космическая промышленность РФ продолжает оставаться одним из мировых лидеров. Перед разработчиками стоит много интересных и важных задач. Перечислим лишь некоторые проекты, которые должны быть реализованы уже в ближайшие годы.

В первую очередь, это создание системы, способной обслуживать отдельные объекты на орбитах, разработка недорогих малогабаритных аппаратов для исследования лучей, возобновление комплексного анализа Луны с помощью автоматики, развитие и усовершенствование навигационной системы «Глонасс» . Кроме того, продолжатся работы по модернизации отечественных космодромов.

Одним из приоритетов космической промышленности является введение в эксплуатацию обсерватории инфракрасного и миллиметрового диапазона «Миллиметрон», оснащенной мощным криогенным телескопом. Запустить объект планируется после 2019 года. Отечественные специалисты продолжают активно участвовать в программе МКС и международных проектах по исследованию Юпитера, Марса и Луны. Пилотируемые полеты на другие планеты в ближайшие несколько десятилетий не планируются. Развитие частной космонавтики в РФ в нынешних реалиях выглядит малоперспективным.

Перевооружение флота и армии заключается не только в поставке в войска современной техники. В Российской Федерации постоянно создаются новые виды вооружений. Также решается их перспективное развитие. Рассмотрим далее новейшие военные разработки России в некоторых направлениях.

Стратегические межконтинентальной ракеты

Данный вид является немаловажным вооружением. Основой ракетного войска Российской Федерации являются жидкостные тяжелые МБР «Сотка» и «Воевода». Эксплуатационный срок им продлен втрое. В настоящее время для их замены разработали тяжелый комплекс «Сармат». Он представляет собой ракету стотонного класса, которая несет в головном элементе не меньше десяти разделяющихся боевых блоков. Главные характеристики «Сармата» уже назначены. Серийный выпуск запланировано начать на легендарном «Красмаше», на реконструкцию которого из бюджета Федерации выделено 7,5 миллиардов рублей. Уже создается перспективное боевое оснащение, в том числе блоки индивидуального разведения с перспективными средствами преодоления ПРО (ОКР «Неизбежность» - «Прорыв»).

Установка «Авангард»

Командующие РВСН в 2013 году провели экспериментальный пуск данной баллистической межконтинентальной ракеты среднего класса. Это был четвертый пуск с 2011 года. Три предыдущих запуска так же прошли успешно. В этом испытании ракета полетела с макетом боевой штатной части. Он заменил ранее используемый балласт. «Авангардом» является принципиально новейшая ракета, которая не считается продолжением семейства «Тополь». Командование РВСН рассчитало немаловажный факт. Он заключается в том, что «Тополь-М» могут поразить 1 или 2 противоракеты (к примеру, американского типа SM-3), а на один «Авангард» потребуется минимум 50. То есть эффективность прорыва ПРО значительно возросла.

В установке типа «Авангард» на смену уже привычной ракете с разделяющимся головным элементом персонального наведения пришла новейшая система, у которой имеется в наличии управляемый боевой блок (УББ). Это немаловажная инновация. Блоки в РГЧ ИН расположены в 1 или 2 яруса (точно так же, как и у установки «Воевода») вокруг двигателя ступеней разведения. Командой компьютера ступень начинает разворачиваться в сторону одной из целей. Затем небольшим импульсом двигателя осуществляется отправление освобожденного от креплений боевого блока в цель. Его полет осуществляется по баллистической кривой (как кинутый камень), не маневрируя при этом по высоте и курсу. В свою очередь управляемый блок, в отличие от указанного элемента, выглядит в виде самостоятельной ракеты с личной системой наведения и управления, двигателем и рулями, напоминающими конические «юбочки» в нижней части. Это эффективное устройство. Двигатель может позволить ему маневрирование в космосе, а в атмосфере - «юбочка». За счет этого управления боеголовка пролетает 16 000 км с 250-километровой высоты. В целом дальность действия «Авангарда» может быть больше 25 000 км.

Донные ракетные комплексы

Новейшие военные разработки России присутствуют и в этой сфере. Здесь тоже имеются инновационные внедрения. Еще летом 2013 года было осуществлено проведение испытаний в Белом море такого вооружения, как новая баллистическая ракета «Скиф», которая способна в ожидающем режиме на океанском или морском дне в нужный момент выстрелить и поразить наземный и морской объект. Она применяет толщу океана как оригинальную шахтную установку. Расположение данных систем на дне водной стихии обеспечит наличие необходимой неуязвимости оружию возмездия.

Новейшие военные разработки России - мобильные ракетные комплексы

В этом направлении было вложено немало труда. Минобороны России в 2013 году начало испытание новой гиперзвуковой ракеты. Скорость ее полета составляет примерно 6 тыс. км/ч. Известно, что на сегодняшний день в России исследуется по нескольким развивающимся направлениям гиперзвуковая техника. Наряду с этим Российская Федерация также производит боевые железнодорожные и морские ракетные комплексы. Это существенно модернизирует вооружение. В данном направлении активно проводятся опытно-конструкторские новейшие военные разработки России.

Также с успехом прошли так именуемые бросковые пробные запуски ракет «Х-35УЭ». Они были выпущены из установок, размещенных в контейнере грузового типа комплекса Club-K. Ракета противокорабельная «Х-35» различается полетом к цели и малозаметностью на высоте, не превышающей 15 метров, а на завершающем участке своей траектории — 4 метра. Наличие мощной боевой части и комбинированной системы самонаведения позволяет одной единицей данного вооружения полностью уничтожить военизированный корабль водоизмещением в 5 тыс. т. В первый раз макет данного ракетного комплекса был показан в Малайзии в 2009 г., в военно-техническом салоне.

Он сразу произвел фурор, так как из себя Club-K представляет типовые грузовые двадцати и сорокафутовые контейнеры. Данная военная техника России перевозится железнодорожным транспортом, на морских судах или трейлерами. В указанном контейнере осуществляют размещение командных пунктов и пусковых установок с многоцелевыми ракетами типа Х-35УЭ 3М-54Э и 3М-14Э. Они могут поразить как сухопутные, так и надводные цели. Каждый контейнеровоз, который перевозит Club-K, в принципе, является ракетоносцем с наличием сокрушительного залпа.

Это является немаловажным вооружением. Абсолютно любой эшелон с данными установками или конвой, в состав которого входят большегрузные автомобильные контейнеровозы, является мощными ракетным подразделением, которое способно появиться в любом неожидаемом месте. С успехом проведенные испытания доказали, что Club-K не является фикцией, это действительно боевая система. Данные новые разработки военной техники -подтвержденный факт. Так же готовятся подобные испытания с ракетами 3М-14Э и 3М-54Э. Между прочим, ракета 3М-54Э может полностью уничтожить авианосец.

Стратегический бомбардировщик новейшего поколения

В настоящее время компания «Туполев» разрабатывает и усовершенствует перспективный авиакомплекс (ПАК ДА). Он является российским стратегическим бомбардировщиком-ракетоносецем новейшего поколения. Данный самолет не является усовершенствованием ТУ-160, а будет инновационным аппаратом, который основан на последних решениях. В 2009 году между Министерством обороны РФ и компанией «Туполев» был заключен контракт на проведение НИОКР по основанию ПАК ДА сроком на три года. В 2012 году было сделано объявление, что аванпроект ПАК ДА уже окончен и подписан, а далее начинаются опытно-конструкторские новейшие военные разработки.

В 2013 году это было утверждено командованием ВВС РФ. ПАК ДА собой знаменит, как ядерные современные ракетоносцы ТУ-160 и ТУ-95МС.
Из нескольких вариантов остановились на дозвуковом самолете-невидимке, имеющего схему «летающее крыло». Данная военная техника России не способна преодолеть скорость звука из-за особенности конструкции и огромного размаха крыльев, но может быть незаметным для радаров.

Будущая противоракетная оборона

Продолжают вестись работы по созданию системы ПРО С-500. В данном новейшем поколении предполагают применять раздельное выполнение задач по обезвреживанию аэродинамических и баллистических ракет. С-500 отличается от С-400, рассчитанной на противовоздушную оборону, тем, что она создается как противоракетная система защиты.

Также она сможет вести борьбу с гиперзвуковыми средствами, активно развивающимися в США. Данные новые военные российские разработки являются немаловажными. С-500 является системой воздушно-космической обороны, которую хотят сконструировать в 2015 г. Она должна будет обезвреживать объекты, которые летят на высоте выше 185 км и на удалении более 3500 км от установки пуска. На данный момент уже окончен проект эскиза и в этом направлении ведутся перспективные военные разработки России. Основным предназначением этого комплекса будет поражение последних образцов оружия нападения воздушного типа, которое выпускается сегодня в мире. Предполагается, что данная система сможет выполнять задачи как в варианте стационарном, так и при выдвижении в зону боевых действий. которые Россия должна начать производить в 2016 г., будут оснащены корабельной версией противоракетной системы С-500.

Боевые лазеры

Имеется много интересного в этом направлении. Россия раньше Соединенных Штатов Америки начала военные разработки в данной сфере и имеет у себя в арсенале опытнейшие образцы высокоточных химических боевых лазеров. Первую такую установку российские разработчики испытали еще в 1972 г. Тогда уже при помощи отечественной мобильной «лазерной пушки» можно было с успехом поражать цель в воздухе. Так в 2013 г. Министерство Обороны России затребовало продолжить работы по созданию боевых лазеров, которые способны поражать спутники, самолеты и баллистические ракеты.
Это является немаловажным в современном вооружении. Новые военные разработки России в области лазеров ведет организация ПВО «Алмаз-Антей», Таганрогский авиационный научно-технический концерн им. Бериева и компания «Химпромавтоматика». Все это контролируется Министерством Обороны Российской Федерации. начал вновь модернизировать летающие лаборатории А-60 (на базе Ил-76), использующиеся для отработки новейших лазерных технологий. Они будут базироваться на аэродроме вблизи Таганрога.

Перспективы

В дальнейшем при успешном развитии в данной сфере Российская Федерация построит один из самых мощных лазеров в мире. Данное устройство в Сарове займет площадь равную двум футбольным полям, а в своей самой высокой точке достигнет размеров равных 10-этажного дома. Установку оснастят 192 лазерными каналами и огромной энергией лазерного импульса. У французского и американского аналога она равна 2-м мегаджоулям, а у России - приблизительно в 1.5-2 раза выше. Суперлазер будет способен создавать в веществе колоссальные температуры и плотности, которые такие же, как на Солнце. Данное устройство также будет в условиях лабораторий моделировать процессы, наблюдаемые вовремя испытания термоядерного оружия. Создание данного проекта будет оцениваться около 1,16 млрд евро.

Бронетехника

В этом плане новейшие военные разработки также не заставили себя ждать. В 2014 г. Министерство обороны России начнет закупку основных эффективных боевых танков, основанных на единой платформе тяжелой бронетехники «Армата». На основе успешной партии данных машин проведут подконтрольную войсковую эксплуатацию. Выпуск первого прототипа танка на базе платформы «Армата», в соответствии с действующим графиком, состоялся в 2013 г. Указанная военная техника России планируется поставляться в военные части с 2015 г. Разработку танка будет вести «Уралвагонзавод».

Еще одним проспектом российского ОПК является «Терминатор» («Объект - 199″»). Данная боевая машина будет предназначена для обезвреживания воздушных целей, живой силы, бронетехники, а также разнообразных укрытий и укреплений.

«Терминатор» способен создаваться на базе танка Т-90 и Т-72. Его штатное оснащение будет состоять из 2-х 30-миллиметровых пушек, ПТУР «Атака» с наличием лазерного наведения, пулемета Калашникова и 2-х гранатометов АГС-17. Эти новые разработки военной техники России являются значимыми. Возможности БМПТ разрешают осуществление огня значительной плотности по 4-м целям сразу.

Высокоточное оружие

ВВС Российской Федерации примут на вооружение ракеты для осуществления ударов по надводным и наземным целям с наведением по ГЛОНАСС. На полигоне в Ахтубинске ГЛИЦ имени Чкалова прошли испытания ракет С-25 и С-24, которые оснащены особыми комплектами с ГСН и накладками на рули управления. Это важное усовершенствование. Комплекты наведения ГЛОНАСС массово начали поступать на авиабазы в 2014 г., то есть российская вертолетная и фронтовая авиация полностью перешла на оружие высокой точности.

Ракеты неуправляемые (НУР) С-25 и С-24 останутся главным оружием бомбардировочной и штурмовой авиации РФ. Однако они бьют по площадям, а это является дорогим и неэффективным удовольствием. Головки самонаведения по ГЛОНАСС переведут С-25 и С-24 в оружие высокоточного класса, которое способно поражать небольшие цели с точностью до 1 метра.

Робототехника

Главные приоритеты в организации перспективных разновидностей военной техники и вооружения почти определены. Сделан упор на произведение наиболее роботизированных боевых систем, где человеку будет отведена безопасная операторская функция.

В данном направлении намечается комплекс программ:

  • Организация силовых доспехов, знакомых как экзоскелеты.
  • Работы по разработке подводных роботов самого разнообразного предназначения.
  • Проектирование серии беспилотных видов летательных аппаратов.
  • Планируется основать технологии по Они разрешат реализовать идеи Николая Теслы в промышленном масштабе.

Российские эксперты сравнительно недавно (2011-2012 год) осуществили создание робота SAR-400. Высотой он 163 см и выглядит как торс с двумя «руками-манипуляторами», оснащенными особыми сенсорами. Они позволяют оператору ощущать предмет, которого касаются.

SAR-400 способен выполнить несколько функций. Например, полететь в космос или провести дистанционную хирургическую операцию. А в военных условиях он вообще незаменим. Он может быть и разведчиком, и сапером, и ремонтником. По своим рабочим возможностям и ТТХ андроид SAR-400 превосходит (к примеру, по сжиманию кисти) зарубежных аналогов, и американских тоже.

Стрелковое оружие

Новейшие военные разработки России в настоящее время также активно ведутся в данном направлении. Это подтвержденный факт. Оружейники Ижевска начали разработку стрелкового автоматического вооружения новейшего поколения. Оно отличается от популярной во всем мире системы Калашникова. Подразумевается новая платформа, позволяющая конкурировать с аналогами последних моделей стрелкового оружия в мире. Это является немаловажным в данной сфере. В результате силовые ведомства могут быть обеспечены принципиально новейшими боевыми системами, которые соответствуют программе перевооружения армии России до 2020 г. Поэтому на данный момент ведутся существенные разработки в этом плане. Будущие стрелковые будут модульного типа. Это позволит упростить последующую модернизацию и производство. При этом чаще будет применяться схема, при которой магазин оружия и ударный механизм будут расположены в прикладе сзади спускового крючка. Для разработки новейших систем стрелкового оружия будут также применяться боеприпасы с инновационными баллистическими решениями. К примеру, повышенная кучность, значительная эффективная дальность, более мощная способность пробития. Перед оружейниками поставлена задача создания новой системы «с нуля», не основываясь на отживших принципах. Для достижения данной цели привлекаются новейшие технологии. В тоже время от работ по модернизации АК 200-й серии «Ижмаш» отрекаться не станет, так как поставками данного вида оружия уже заинтересованы спецслужбы России. В настоящее время проводятся дальнейшие военные разработки в данном направлении.

Итог

Все вышесказанное подчеркивает успешную модернизацию вооружения Российской Федерации. Главное - идти в ногу со временем и не останавливаться на достигнутом, осуществляя новейшие усовершенствования в данной области. На ряду с вышеизложенным существуют и секретные военные разработки России, однако их публикация ограничена.

Майор С. Градов,
А. Краснова

Ракетно-космическая промышленность (РКП) представляет собой совокупность предприятий, занятых разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и утилизацией ракетного оружия (РО), космической техники (КТ) и их компонентов. Соответственно, как и в других отраслях, в состав РКП входят производственные и ремонтные предприятия, научно-исследовательские организации и предприятия по утилизации. К производственным предприятиям относятся сборочные, двигателестроительные и предприятия по производству компонентов ракетно-космической техники (РКТ).

К продукции отрасли относятся ракетное оружие и космическая техника. Ракетное оружие включает стратегические, оперативно-тактические, тактические ракеты, ЗУР и ПТУР, а также противоракеты. К космической технике относятся ракеты-носители (РН), космические аппараты (КА, искусственные спутники земли) и космические корабли (станции).

Ракетно-космическая промышленность США имеет широкую научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и производственные предприятия, что позволяет полностью удовлетворять потребности национальных вооруженных сил во всех типах стратегического и тактического ракетного оружия, а также в РН и КА различного назначения.

Ракетно-космическая промышленность США в последнее десятилетие функционировала в целом достаточно устойчиво. С конца 2010 года возобновился рост основных экономических показателей отрасли; численность занятых и стоимость валовой продукции отрасли превысили докризисные уровни (2008 года). Согласно официальным статистическим показателям, в 2014 году стоимость валовой продукции в частном секторе отрасли достигла почти 30 млрд долларов (увеличение за четыре года почти на 16 %), прирост стоимости условно чистой продукции составил 6 % (15,2 млрд долларов в 2014 году).

В РКП США насчитывается около 70 основных предприятий с численностью занятых 90 тыс. человек. Имеются все виды и типы предприятий, то есть наблюдается полная внутриотраслевая структура.

Основу отрасли составляют 53 производственных предприятия, которые включают 19 сборочных заводов, 10 двигателестроительных и 24 основных предприятия по производству других компонентов ракетно-космической техники. На сборочных заводах работает более половины всех занятых на производственных предприятиях (около 49 тыс. человек). В составе первых имеются восемь заводов по выпуску РО и 11 по производству КТ.

Рассмотрение территориальной структуры ракетно-космической промышленности США выявило наличие предприятий отрасли в 23 штатах. По количеству заводов и по численности занятых лидирует штат Калифорния (21 % всех предприятий и более 29 % всех занятых в отрасли). Крупные заводы сосредоточены также в штатах Аризона и Алабама. Доля трех штатов - свыше 56 % всех занятых в отрасли.

Предприятия, выпускающие РКТ, расположены в 57 городах. Среди них по числу занятых выделяются Хантсвилл, Тусон, Денвер и Саннивейл (общее число составляет 38 %). По концентрации предприятий этой отрасли выделяются Тихоокеанское и Атлантическое побережья США, где расположено 19 и 10 предприятий соответственно.

Организационная структура РКП страны определяется военно-промышленной политикой государства, направленной на обеспечение лидирующего положения американских компаний на мировых рынках, в том числе в сфере разработки и производства ракетно-космической техники. Политика США в этой области реализуется в основном через министерство обороны, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства и Национальное управление по исследованию океана и атмосферы.

С начала 1990-х годов, в связи с сокращением военных заказов и усилением конкурентной борьбы на мировом рынке вооружения и военной техники (ВВТ), активизировался процесс реструктуризации военно-промышленного комплекса (ВПК) США. Масштабы и характер перестройки военной промышленности страны в целом и в ракетно-космической отрасли, в частности, оказали существенное влияние на современное состояние и перспективы развития РКП. Главным направлением структурной перестройки ракетно-космической промышленности стало повышение концентрации и монополизации военного производства за счет слияний и поглощений военно-промышленных компаний, в ходе которых получили развитие как процессы специализации на военном производстве, так и его диверсификация.

В настоящее время практически всю ракетно-космическую технику в США выпускают частные компании на собственных или арендуемых у государства предприятиях. В то же время в госсобственности и в эксплуатации государственных ведомств находятся крупные научно-исследовательские организации. Кроме того, утилизацию и ремонт РКТ проводят только государственные заводы.

По числу предприятий выделяются корпорации "Локхид-Мартин" (12 заводов), "Генкорп" (семь), "Эллайент тексистемз" (шесть), "Рейтеон" (пять) и "Боинг" (четыре). Всего у них 34 предприятия ракетно-космической промышленности, или 59 % их общего количества в частном секторе. По численности занятых явно лидирует корпорация "Локхид-Мартин" - свыше 23 тыс. человек или 31 % всех занятых в частном секторе отрасли. Далее следуют корпорации "Рейтеон" - около 15 тыс. (19 %) и "Боинг" - 10 тыс. человек (14 %). Доля трех корпораций составляет 64 %

Непосредственно на производстве продукции РКП специализируются корпорация "Орбитал", компании "Юнайтед лонч эллайенс" и "Спейс", которые занимаются производством ракет-носителей. Остальные корпорации являются более диверсифицированными, и на эту отрасль ориентирована только часть их подразделений. Так, доля занятых на предприятиях РКП в общей численности занятых в корпорации "Локхид-Мартин" составляет 20,3 %, "Рейтеон" - 23,3 %, "Боинг"-6,1 % По преобладающей продукции "Боинг" условно относится к авиационной промышленности, а корпорации "Локхид-Мартин" и "Рейтеон" - к радио-электронной.

В США продолжаются процессы укрупнения компаний за счет слияний и поглощений с последующей трансформацией в транснациональные корпорации в результате приобретения предприятий за рубежом. Одним из последних примеров является приобретение в 2012 году корпорацией "Ген-корп" подразделения "Пратт энд Уитни рокетдайн" у корпорации "Юнайтед текнолоджиз". После этого дочерняя компания "Аэроджет рокетдайн" корпорации "Генкорп" стала единственным в стране поставщиком ракетных двигательных установок всех типов.

В этих условиях целью более мелких компаний стало снижение стоимости собственной продукции и, соответственно, повышение ее конкуренто-спосособности. Так, особенностью предприятия компании "СпейсИкс" в г. Хоуторн (штат Калифорния) является то, что здесь осуществляется весь цикл производства РН "Фалкон". Кроме того, компания обладает большим количеством перспективных разработок.

Крупнейшее сборочное предприятие по производству ракетного оружия -производственный комплекс корпорации "Рейтеон" в г. Тусон (Аризона, 10,5 тыс. человек). К наиболее крупным относятся также заводы корпорации "Локхид-Мартин" в г. Саннивейл (Калифорния, 6 тыс.) и в г. Орландо (Флорида, 3,7 тыс. человек). Суммарно на трех предприятиях работают 20,2 тыс. человек (около 90 % всех занятых на сборочных предприятиях такого профиля).

Среди сборочных предприятий по производству космической техники выделяются пять заводов с численностью занятых от 2 до 7 тыс. человек. В общем на них работают 20,4 тыс. человек (78 %). Крупнейшими являются заводы корпораций "Локхид-Мартин" в г. Денвер (Колорадо, 7 тыс.) и "Боинг" в г. Эль-Сегундо (Калифорния, 5,5 тыс. человек).

Количество основных сборочных предприятий в течение длительного времени не менялось. Исключением является построенный в 2012 году новый сборочный завод корпорации "Рейтеон" (г. Хантсвилл, Алабама), занимающийся производством ЗУР и противоракет (ПР) "Стандарт-3" различных модификаций.

Многие сборочные предприятия выпускают несколько типов ракетного оружия или космической техники. Кроме того, некоторые из них заняты в производстве космических аппаратов гражданского назначения. Большинство сборочных предприятий РКП также занимаются модернизацией и испытаниями ракетно-космической техники, что позволяет более эффективно использовать имеющиеся производственные мощности.

Ракетно-космическая промышленность США обладает возможностями по разработке и производству всех типов ракетного оружия и космической техники и способна обеспечить их производство в количествах, удовлетворяющих потребности как национальных вооруженных сил, так и покупателей американского вооружения. Практически все образцы РО и КТ являются собственной разработкой США. Импорт образцов РКТ практически отсутствует.

Динамику общих объемов производства ракетного оружия определяют прежде всего поставки для национальных ВС, которые зависят от масштабов и хода реализации программ приобретения РО, финансируемых по бюджету Пентагона.

В 2015 году, оценочно, произведено: свыше 7 тыс. тактических ракет, почти 300 ЗУР большой и средней дальности, около 400 крылатых ракет. Кроме того, осуществлен пуск 20 РН различных классов.

В перспективе предполагается наращивание объемов выпуска ЗУР большой дальности и ПР, что обусловлено угрозой дальнейшего распространения баллистических ракет в развивающихся странах, в том числе с недружественными, по мнению руководства США, режимами.

По остальным типам ВВТ заметного изменения объемов производства не прогнозируется. Однако ВПК страны обладает значительными мобилизационными производственными мощностями, которые позволяют резко нарастить выпуск основных типов ВВТ.

К приоритетным программам производства ракетного оружия для ВС США относятся крылатые ракеты морского базирования "Тактический Томахок", различные ЗУР и ПР ("Патриот" ПАК-3, "Тхаад" "Стандарт-6" и "Стандарт-3" раз-. личных модификаций), тактические авиационные ракеты AMRAAM и "Сайдвиндер" класса "воздух - воздух", JASSM класса "воздух -поверхность" и другие.

Для большинства образцов ракетного оружия характерна также высокая экспортная ориентация производства. Так, на РО приходится 20 % всего стоимостного объема экспортных поставок ВВТ из США за период с 2010 по 2014 год (второе место после авиационной техники). Особенно велика доля производства на экспорт ЗУР (около 50 %). По ПТУР этот показатель составляет 30 %, по тактическим ракетам -20 %

Основными импортерами американского ракетного оружия за рассматриваемый период были Египет, закупивший, в частности, свыше 5,9 тыс. ПТУР BGM-71 "Тоу-2", и Саудовская Аравия, большую часть импорта которой составили 2,7 тыс. ПТУР BGM-71 "Тоу-2" и 2,6 тыс. ПТУР AGM-114 "Хеллфайр", а также ОАЭ, Пакистан и Кувейт.

Финансирование приобретения ракетно-космической техники для ВС США осуществляется за счет ассигнований МО по бюджетным статьям "Закупки ВВТ" и "НИОКР".

В 2014 году на закупки РКТ было выделено около 20 млрд долларов (из них 13 млрд - космическая техника, 7 млрд - ракетное оружие). Значительная часть ассигнований на закупки КТ проходит по секретным программам ВВС (оценочно, 10 млрд долларов).

Ассигнования на НИОКР по РКТ в 2014 году оцениваются в 13 млрд долларов (ракетное оружие - 6 млрд долларов, космическая техника - 7 млрд, включая более 3 млрд по секретным программам).

Самыми дорогостоящими в области РО являются программы приобретения авиационных ракет AMRAAM (24 млрд долларов), противоракет "Тхаад" (22 млрд) и ЗУР "Патриот" ПАК-3 (13 млрд), а в области космической техники - ракет-носителей по программе EELV (61,4 млрд), спутниковой системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе "Сбире" (свыше 18 млрд) и космической радионавигационной системы GPS.

По всем этим программам предусмотрены значительные объемы финансирования НИОКР, особенно по ПР "Тхаад" (17 млрд) и спутниковой системе "Сбире" (около 12 млрд).

Помимо утвержденных программ приобретения ведутся НИОКР по многим перспективным направлениям. В частности, в целях дальнейшего совершенствования корабельного ракетного оружия в США в последние годы проведена большая работа в области создания перспективных систем оружия с высокими скоростями полета (сверхзвуковые и гиперзвуковые ракеты).

Интерес, проявляемый к этому виду оружия, обусловлен перспективой получения, по сравнению с современными образцами вооружения, существенных боевых преимуществ, важнейшими из которых являются:
- малое подлетное время до цели, значительно снижающее время устаревания данных целеуказания и не позволяющее противнику принять меры эффективного противодействия (например, вывод из-под удара, задействование средств РЭБ, проведение мероприятий по маскировке и др.);
- сравнительно низкая уязвимость образцов гиперзвукового оружия, обусловленная минимальным временем пролета зон обнаружения, а также ограниченными возможностями их перехвата по скорости и высоте современными и перспективными средствами ПВО;
- высокая поражающая способность проникающих (бронебойных) боевых частей за счет значительной кинетической энергии;

Кроме того, исследования в области разработки новых образцов ракетно-космической техники направлены на создание зенитных управляемых ракет большой дальности и противоракет, ракет-носителей тяжелого и сверхтяжелого классов, системы космической оптико-электронной разведки "Си Ми" и других образцов РКТ.

Финансируются также НИОКР в сфере совершенствования ракетных двигателей и систем управления баллистических ракет, модернизации системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе, а также других образцов и компонентов РКТ.

С реализацией этих и других программ связаны перспективы развития национальной РКП.

Таким образом, США обладают высокоразвитой ракетно-космической промышленностью, занимающейся разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и утилизацией ракетного оружия и космической техники всех основных типов и классов. Для отрасли характерны довольно значительная численность занятых и большой стоимостной объем производства.

Наблюдается полная внутриотраслевая структура. Имеются все виды и типы предприятий. Для территориальной структуры отрасли характерна концентрация предприятий на Тихоокеанском и Атлантическом побережьях США.

Большинство производственных предприятий принадлежат частным компаниям или арендуются у государства. При этом последнее играет весьма важную роль в работе НИО, ремонтных предприятий и в сфере утилизации ВВТ. Отмечается высокая концентрация капитала и монополизация производства. Значительная часть предприятий является собственностью четырех корпораций.

Ведется крупномасштабное серийное производство многих основных образцов РКТ для национальных вооруженных сил. Значительных объемов достиг экспорт ракетного оружия.

Ракетно-космическая техника занимает важное место в общих объемах финансирования закупок и разработок ВВТ по бюджету МО США. В структуре ассигнований на приобретение РКТ лидируют министерство ВВС и Агентство ПРО. Значительная доля расходов связана с реализацией секретных программ.

Многие программы приобретения РКТ, особенно средств ПРО, относятся к числу наиболее дорогостоящих. Принят целый ряд новых программ закупки РКП, который определяет перспективы развития отрасли в целом.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.