Профессия каскадер. Профессия — каскадер

Меню - видео - мои файлы - ролик «Глупая смерть».

Длительность 15 секунд.

…Лес, дорога, шлагбаум. На дороге два человека. Вжик - промчалась машина. Тело летит в кювет…

Это отрывок из сериала «Псевдоним Албанец - 2». Каскадер действительно погиб. Постановщик трюка не рассчитал скорость, каскадер не рассчитал расстояние. Актер Александр Дедюшко, который был с ним, успел отбежать - иначе машина сбила бы и его. Трагическая ошибка. Это бывает. Очень редко, но бывает. Такая профессия…

Кадр вошел в фильм.

«Претензий не имею»

этой истории странное, почти мистическое продолжение: через несколько дней в реальной автокатастрофе разбился и Дедюшко. Об актере знают все. О его смерти сообщалось в новостях, есть сайт его памяти в интернете. Известно даже, что сериал потом снимали без него, взяв на место погибшего как две капли воды похожего человека. Что касается каскадера, то интернет не выдает даже его имени…

Каскадера звали Александр Морин. Со мной согласился пообщаться его брат-близнец, Сергей Морин (Дракон). На съемках «Албанца» они работали вместе.

Это был какой-то нехороший фильм, полоса неудач. В первый день пришли - актера нет, во второй день - оружия нет. В том роковом трюке должна была работать «девятка», а вместо нее пригнали «семерку». Да еще снимали в пяти метрах от кладбища - плохая примета. Я как-то рядом с больницей работал - и голову разбил. А тут кладбище…

А о чем была снятая сцена?

Вообще-то ее должен был играть я. Это была маленькая роль. Мы как бы везем пленника. Дедюшко, бывший полицейский, переодетый дорожным рабочим, перегородил путь. Я выхожу из машины, Дедюшко меня задерживает, берет в заложники. А водитель дает по газам и сбивает обоих. Только вместо меня в тот день снялся брат.

Постановщик спросил: у кого из вас нога железная? А у меня штырь в ноге - сломал, когда с восьмиметровой вышки прыгал: мимо мата пришел. Ну, говорит, давай тогда пусть он делает. Я за брата совсем не волновался. Ну, говорю, пока, Сань, увидимся в следующей жизни. Пошутил, блин.

Так что произошло? Он что-то неправильно сделал?

Да нет, это постановщик виноват. Мне кажется, он вообще первый раз в жизни ставил сбивание. Такие трюки делают на скорости двадцать километров, не больше, а он дал все пятьдесят. И не притормозил. И еще эта «семерка». Через «девятку» он бы перелетел, поломался бы, конечно, но жив бы остался. А тут ударился в лобовое стекло - перелом черепа, две недели пролежал в коме.

А что постановщик? Он, наверное, должен был понести какую-то ответственность?

Да нет, я его отмазал.

Ну да, написал, что претензий не имею. Он мне сказал: ну вы же сами понимали, на что идете? Ну да, понимали… Я тогда подумал: какая разница, брата все равно не вернешь. Не такой я человек, чтобы кого-то в тюрьму сажать.

И что теперь?

Да ничего, работает потихоньку. Так больше мне ни разу и не звонил…

Дракон - очень хороший парень, простой, наивный и добрый. Братья пришли в кино, как многие каскадеры, из спорта: у себя в Волгограде занимались акробатикой и тхеквондо. Но мечтали сниматься в кино, как Джеки Чан. Сергей первым поехал в Москву, спросил, где «Мосфильм», пришел туда в надежде записаться в каскадеры, но там все было очень сложно, нужны пропуска. Хотел попытать счастья и перелезть через забор, но тут кто-то рассказал, что есть школа каскадеров «Мастер» на берегу Сетуни, в пяти минутах от «Мосфильма». Сергей пришел туда. Был готов работать кем угодно. Его поставили строить декорации на базе, таскать бетон, убирать территорию. «Чтобы стать каскадером, это надо заслужить», - сказал преподаватель школы Игорь Панин. Потом к Сергею приехал брат, они остались жить на базе и потихоньку осваивали профессию. К ним там все привыкли, прозвали их Джеки Чанами.

Я когда сломал ногу, мне ребята говорят: ничего, мол, нормально, не поломался - не Джеки Чан. Вон и у Панина скула сломана, лицо все в шрамах. Сейчас я понимаю, что ломаться не обязательно, наоборот: один раз облажался - потом долго не зовут на съемки.

А никогда не хотелось стать актером? Чтобы никого не дублировать, чтобы тебя все знали…

Да ну, зачем это? Актер - это человек, от которого ничего не зависит. Возьмут на роль - не возьмут, скажут, типаж не тот, фигура не подходит. Взятки давать, с продюсерами спать - это, конечно, больше про актрис, хотя, говорят, они теперь и мальчиков любят. А каскадер может сам себя сделать. Чего добьешься - столько ты и стоишь. Меня дома, в Волгограде, все уважают, знают, что я не актер какой-нибудь, а честный каскадер.

«Прыгайте грязно!»

Как сделать так, чтобы каскадеры не гибли? Да просто каждый должен заниматься своим делом. Некоторые относятся к этой профессии как к рискованной авантюре: «Повезет - сделаю, не повезет - ногу сломаю». Это непрофессионально. Хотя бы потому, что надо будет снимать дубли.

Я разговариваю с постановщиками трюков на съемках сериала «Грязная работа». Антона Смекалкина и Андрея Тюгая из Ассоциации каскадеров пригласили отвечать за сцену самоубийства: две детдомовские девчонки, уличенные в краже, выбрасываются с четвертого этажа. Девочку Милу играет Ася, а дублирует Маша, а девочку Олю играет Маша, а дублирует Оля. Актрисы - яркие, коммуникабельные, уверенные в себе, а дублерши - тихие, застенчивые, шестнадцатилетние. Они на самом деле гораздо больше похожи на забитых невзрачных детдомовок, чем их блистательные двойники.

Маша и Оля прыгают в большую воздушную подушку, которая постепенно сдувается после падения. Они с детства занимаются прыжками в воду, высота 15 метров для них не страшна.

Прыгайте грязно! - советует постановщик. - Не надо по-спортивному тянуть носочки, красиво группироваться. Попробуйте ручками-ножками помахать, как будто вам это непривычно.

Страшно, - улыбается Маша-каскадер.

Прыгать страшно?

Да нет, сниматься.

В советское время все каскадеры проходили аттестацию на «Мосфильме», - продолжает Антон Смекалкин. - Сейчас в постановщики трюков идет кто попало. Вот Панин из школы «Мастер» берет с детей деньги, учит их три года, а потом они калечатся. По-хорошему нужен мощный проф­союз и запрет на участие в съемках для тех, кто в него не входит. А то позанимались дети в «Мастере» и уже говорят: мы каскадеры, возьмите нас на работу. А к ним там относятся как к пушечному мясу: хочешь прыгать - да пожалуйста! А получил травму - выносят за пределы базы и вызывают «скорую». Мол, это не у нас произошло, не наша ответственность. Мы как-то работали на фильме с панинскими ребятами - пришлось их переучивать и даже переписывать сценарий. Гробит он людей.

А родители куда смотрят? Зачем отдают туда подростков?

Да все лучше, чем криминал и наркотики. Этот Панин умеет с ними разговаривать на их языке.

К счастью, девочки-воровки не погибли - ни в жизни, ни по сценарию.

«Будешь думать о плохом -оно случится»

Берег речки Сетунь, частокол из толстых неструганых бревен, над которым возвышается большая деревянная конструкция непонятного назначения. При входе в «зону» громоздятся друг на друге два мрачных броневика, алюминиевый конь и проволочный каркас самолета. Внутри - несколько разбитых машин, изрисованные граффити гаражи, собранный из металлолома четырехколесный корабль, «Веселый Роджер» на мачте. Псевдосредневековые хижины. В окне одной из них горит свет, там за узорной решеткой скрестили шпаги два фехтовальщика. Рядом крепость XII века - бутафорская, но уже достаточно старая, чтобы стать историей. На ней чужеродно в этом артхаусном антураже смотрится растяжка: «Историко-культурный центр “Сетуньский стан”. Молодая гвардия “Единой России”». Здесь по вечерам проходят тренировки того самого «Мастера».

Конфликт между Ассоциацией каскадеров, с представителями которой я общалась во время съемок, и объединением «Мастер» давний и общеизвестный. В Ассоциацию, которая тесно связана с «Мосфильмом», входят именитые старые каскадеры - это довольно закрытое сообщество. «Мастер» появился в 1991 году и возмутил всех тем, что привлек в профессию посторонних людей, сделав ремесло каскадера доступным любому. В итоге интересы разделились: «Мастер» делает очень крутые живые шоу, проводит ежегодный фестиваль «Прометей», каскадерскую Масленицу, работает с молодежью, но в кино снимается не очень много. Ассоциация же не участвует в фестивалях «Мастера».

На Западе это нормальная ситуация: профессиональные трюкачи и каскадеры - просто два разных бизнеса. У нас они не могут смириться с существованием друг друга, постоянно борются за статус, обмениваются взаимными обвинениями - «уголовники», «ископаемые» - и никак не поделят сферы влияния. Этот репортаж я переписывала четыре раза после очередного разговора то с теми, то с другими.

Завучем, лицом и символом «Мастера» работает легендарный каскадер Владимир Жариков, который делал трюк со «студебеккером» в фильме «Место встречи изменить нельзя». Сейчас он уже старый, но у него идеальная военная выправка: в кино он пришел после службы в советских спецвойсках во Вьетнаме. Жариков первым делом объясняет мне, что раньше было лучше: «Советская армия и нынешняя - это небо и земля, так и запишите». Сейчас он тренирует с начинающими каскадерами горение, рукопашный бой и актерское мастерство - учит их умирать красиво.

Мы пришли на занятия по автотрюкам. Ученики - подростки от тринадцати до восемнадцати лет, преподаватель - создатель школы Игорь Панин, тот самый, который считается отчаянным безумцем даже среди каскадеров. Панин очень странный мужик, небритый, обаятельный, с живым подвижным лицом, которое почти целиком закрывает мохнатая кавказская шапка. В том, как он, кашляя и хрипя голосом волка из «Ну, погоди!», говорит с детьми, чувствуется харизма и постоянно сдерживаемая дикая энергия. Есть такая порода мужчин, которые становятся подростковыми гуру - потому что они сами подростки в душе.

Дети по очереди с разбегу набрасываются на старую раздолбанную «ауди» и перекатываются через капот. Так продолжается несколько минут, потом Панин садится за руль и начинает, медленно двигаясь по кругу, «давить» тинейджеров. Девочки с визгом отскакивают, парни бьются об лобовое стекло и падают на снег. Со стороны это выглядит не так уж эффектно - машина-то едет на первой передаче, - но, оказывается, даже при такой скорости надо преодолевать страх.

Следующее задание. Отрабатываем элемент «волочение». Вопрос: подумайте, как эту машину можно использовать для волочения.

Дети облепили автомобиль, хватаются за дверные ручки, за фаркоп, за багажник. В итоге решают, что удобнее всего фаркоп.

Даю одну минуту. Выберите среди вас самого крутого. Если он продержится два круга, ставлю по бутылке шампанского на каждого… Так, одна минута прошла. Придется вам работать без шампанского, надо было быстрее думать.

Но дети уже забыли про шампанское - у них и без него пузырьки в голове. Я сажусь в машину к Панину, он совершает резкие повороты и зигзаги, пытаясь сбросить «крутого парня» с фаркопа.

Уже три ручки мне отломали и два зеркала.

Я тоже хочу попробовать…

Попробуешь… Всему свое время. Сначала походи в спортзал.

Неужели это так сложно?

Не так уж сложно, если знать тонкости… Ну как, едет он там? - спрашивает Панин, резко поворачивая руль.

Из машины не видно, но дети снаружи уже орут «Победа!» - значит, выдержал.

Следующий элемент - «волочение на дверной ручке». Это гораздо сложнее, потому что рядом колеса. Панин рулит, снег летит, дети визжат - кайф!

Ну, как ощущения?

Кру-у-то!

Ну а еще, кроме «кру-у-то»?

Лучше, чем «сбивание», не так страшно.

А мне было страшно! Я все думала, что ноги уйдут под колеса.

А что нужно, чтобы ноги не попали под колеса? Правильно, нужно об этом не думать. Если будешь думать о плохом - оно случится. А еще - общая физическая подготовка. Конечно, сейчас в кино вся работа идет со страховкой, но в мои времена многие трюки делались исключительно на физухе. Теперь домашнее задание. Машина будет стоять здесь два дня. В эти два дня вы можете отрабатывать «сбивание» - желательно, каждому три-четыре подхода по 15 минут. Задание номер два: придумайте новые способы «волочения». Кто придумает самый интересный, получит бонус. Кто наберет больше всех бонусов, в конце года получит подарок. И это - не шампанское. Это, - Панин кашляет, - это гораздо лучше, чем шампанское… Скажу вам в конце года.

«Никто не хотел быть Бэтменом»

Мы идем в офис «Мастера», который находится под потолком крепости: подни­маемся по витой деревянной лестнице на второй этаж, заходим в кабинет Панина. На стенах висят оленьи рога, бутафорские рыцарские доспехи, шкуры каких-то животных.

Какой самый сложный трюк вам приходилось делать? - задаю я стандартный журналистский вопрос.

Общение с чиновниками. Ничего сложнее в моей жизни не было. Война за территорию. Четыре гектара рядом с Третьим кольцом! Здесь же раньше свалка была. А теперь, - Панин ухмыляется, - детский городок. Вроде у нас и официально все: образовательное учреждение, культурная ценность - не к чему придраться. Но уж очень хочется этим чиновникам прогнать нас отсюда, построить тут торговый центр и заработать себе на парочку лишних квартир. Уж так им хочется, сил просто нет.

А это правда, что вы почти не ставите трюки в кино?

Да просто не такой я человек, чтобы вести переговоры, ходить по студиям, лизать жопу продюсерам. Пускай сами ко мне приходят. И ведь приходят! Тридцать процентов кинорынка по-любому мои.

А это правда, что у вас высокий травматизм?

Да завидуют они мне просто! - взрывается Панин. - Они сами скольких людей угробили! У нас травматизм гораздо меньше, и они это знают. Но при этом у меня дети пятнадцатилетние с пятидесяти метров в подушку прыгают, а взрослые - со ста. Нигде в мире больше такого нет. Ты видишь, как я их тренирую! Они готовят трюки от начала и до конца, и на страховке работают, чтобы понимать, как все делается. Никто здесь у меня еще не умер, ни один человек. Морин погиб на съемках, а съемки кто делал? Ассоциация. Да ему вообще нельзя было давать такой трюк, я и раньше ему это говорил! Завидуют они мне, потому что у меня хорошая база, техника, мотоциклы, бигфуты - и я ничего не боюсь. Когда на «Золотом орле» у Михалкова надо было, чтобы Бэтмен летал, так они все обосрались, я один согласился. Потому что это вживую надо делать, без всяких дублей.

А правда, извините, что вы - уголовник?

Нет, это миф. Но я его сам поддерживаю.

По традиции. С тех пор еще, когда я сделал базу и на меня наезжали. Пусть думают, что уголовник, больше уважать будут. «Работники ножа и топора-а-а-а-а-а-а, романтики с большой дор-р-р-р-р-роги»…

А это правда, что ваши дети - трудные подростки с криминальным прошлым?

А вот это отчасти правда. По два, по три привода у некоторых. Из неблагополучных семей. Нескольких человек мы официально отсудили, а то бы их в детдом отправили.

И теперь они стали каскадерами?

Они стали нормальными людьми! Они здороваться научились! Вот что главное! А каскадер - это не профессия. Это состояние души.

А что за подарок они получат? Который круче шампанского?

А, подарок-то? - Панин мечтательно глядит в потолок. - Они получат… работу в кино.

Мы выходим на улицу - посмотреть, как горит живой человек. Под одежду надевают асбестовый костюм, потом его мажут напалмом и каскадер бежит, в панике размахивая руками, по определенной траектории - к тушителям. На главной площади тем временем проходит репетиция завтрашней Масленицы, сценарий которой каскадеры придумывали всей своей подростковой коммуной: «Где Большой Джек? Кто будет драться с Одноглазым Биллом? Пираты, все сюда! Начинаем штурм корабля!» Звучат «Раммштайн» и Цой. Совсем недалеко, за Третьим кольцом, возвышаются в тумане недостроенные небоскребы «Москва-Сити». Дети играют в пиратов. Панин играет в разбойника. Мой внут­ренний подросток хочет остаться жить в этом разгильдяйском фэнтези-мире. Здесь и правда памятник истории, только не Древней Руси, а России девяностых. Если хотите почувствовать их бесшабашную атмосферу, надо приходить сюда, где в двух шагах от Бережковской набережной еще не построили торговый центр.

«К нам спецназ приходит учиться»

- Слушай, ты, доблестный сын Палестины! Если ты, падла, еще раз попробуешь сделать от меня ноги, я тебя порву от жопы до макушки!

Российский спецназовец везет в Москву еврейского банкира, который владеет важной финансовой информацией. Дело происходит на Мальте. Спецназовец - туповатый, грубый и крутой. Еврей - умный, циничный, самолюбивый. Вокруг - средиземноморские красоты и стремные люди в масках. Мы смот­рим шпионский боевик Олега Погодина «Непобедимый» вместе с постановщиком трюков, каскадером Александром Самохваловым. Агент Егор Кремнев совершает головокружительный паркур по мальтийским улочкам вслед за своим чудо-чемоданом, который похитили враги.

Это актер сам делает. А это уже дублер. А это актер. А это дублер. Актер. Дублер.

Кадры сменяют друг друга с интервалом в одну секунду, нет никакой возможности осознать, что в этой сцене на самом деле снимались два разных человека, просто никогда в голову не придет.

А вот взрыв. Видите - он упал. Если нет ранящих осколков и мелких предметов, это ощущается просто как сильный толчок. Главное - не поворачиваться к взрыву лицом.

Самохвалов и Панин похожи друг на друга, как лед и пламень. Панин - эксцентричный холерик и романтик, Самохвалов - уравновешенный сангвиник и прагматик. Панин учился каскадерскому мастерству прямо на съемочной площадке, Самохвалов получал специальное образование в Канаде. Панин через пять минут переходит на «ты» и начинает ругаться матом, забывая спросить, как тебя зовут; у Самохвалова голливудская улыбка и отстраненное западное дружелюбие. Панин интересуется высотами, скоростями, рекордами; Самохвалов - монтажом, бюджетом, съемками.

Знаете, в чем главная проблема российского кино? Все говорят: «У нас нет таких бюджетов, как в Америке». Это ерунда - у нас и цены совершенно другие. Все эти вертолеты, военную технику, костюмы в России можно иметь за копейки. Проблема в том, что у нас продюсеры не умеют планировать съемочный процесс. А ведь это процесс, во многом напоминающий строительный. Вы можете себе представить, чтобы архитектор, когда здание уже наполовину построено, сказал: «А давайте сделаем с этой стороны балкончик и подвинем несущую стену!» А в кино такое происходит сплошь и рядом: «Вы заливайте фундамент, а план мы вам дадим потом». В сложных сценах экшна, где задействованы кас­кадеры, это особенно важно. Ведь если они плохо подготовлены, если нет четкой договоренности со всеми участниками съемок, все приходится выдумывать прямо на площадке. А съемочный день стоит, например, 80 тысяч долларов.

Отдай штурвал, лярва! Ты не умеешь держать штурвал!

В фильме появилась девушка, которая не то помогает, не то мешает главному герою. Она мчится на катере среди скал, потом делает лихую дугу - и катер преследователей летит по воздуху, напоровшись на риф.

Очень талантливая актриса. За месяц мы научили ее обращаться со штурвалом. Эту сцену очень сложно было снять - водитель катера, на котором была установлена камера, боялся подойти слишком близко, чтобы правда не врезаться в риф, а она - ничего.

Так, значит, актеры сами могут делать трюки?

Да, мы стараемся по максимуму научить. Епифанцев, который играет агента, сорок дней тренировался, учился падать, репетировал с нашими ребятами перестрелки. Так делается во всех западных фильмах. Брюс Уиллис, например, знает, что если долго не стрелять, то возвращаются привычные рефлексы - глаза моргают. Поэтому за два дня до съемок он идет в тир. А вот эту сцену мы сняли одним кадром - чтобы было видно, что актер сам все делает…

Епифанцев и правда очень быстро и красиво перестрелял всех гадов. Фильм начинает мне все больше нравиться - сначала кажется, что он о доблестных российских воинах и продажных олигархах, но по ходу становится ясно, что это только пародия на такой фильм: герой на самом деле хоть и непобедимый, но лох - его все время обводят вокруг пальца, он попадает в абсурдные передряги, а в финале выясняется, что все усилия были напрасны, олигарх откупился, и его отпустили.

Актеру не говорили, что он снимается в комедийном жанре, поэтому агент Кремнев получился таким убедительным, - комментирует Самохвалов.

На площадке перед маленьким дачным домиком, где находится офис Самохвалова, проходит тренировка команды Shadow squad, в переводе - «Эскадрон теней». Так называется международный клуб каскадеров со штаб-квартирой в Монреале. Человек десять ребят, одетых в очень крутые спецназовские костюмы, ползут рядком вдоль забора, эффектно лупят друг друга по морде, картинно падают на снег, кувыркаются, кричат от боли. Это выглядит как военные учения, но интереснее. Наверное, в нашей армии позавидовали бы такой тщательной подготовке. Приглядевшись, я вижу, что один из «спецназовцев» - девушка.

Это как балет! - улыбается Самохвалов. - Мы репетируем мизансцены, которые могут понадобиться при съемке боевика. Вот герой сражается с двумя врагами: у одного отобрал автомат, другому дал по морде. Сзади подходит первый, герой бьет его прикладом. Это прос­тейшая азбука, из которой, как в конструкторе, складываются большие экшн-сцены. Потом мы уже сможем работать с режиссером, предлагая ему разные варианты.

А не заменит ли каскадеров компьютерная графика? Сейчас ведь почти все можно нарисовать.

В ближайшее время нет. Каскадеры дешевле. Нарисовать взрыв еще можно, а нарисовать, как умирает человек, - совсем другое дело. Хорошего каскадера не нарисуешь. Кстати, в Канаде я понял, чем наши каскадеры отличаются от западных. Наши приходят, как правило, из спорта. У них отличная физическая подготовка, но они не актеры - не умеют эффектно двигаться, играть лицом. А ведь на Западе каскадер получает столько же, сколько средний актер.

Пока чуть меньше. Мы стараемся поднять ставки - платим 15 тысяч за съемочный день, это почти столько же, сколько у актеров. Но мы хотим, чтобы наши ребята умели играть. Например, если отнимать пистолет как в жизни, это будет некинематографично. Вот так, смотрите - раз! Кажется, что человек просто его отдал. Поэтому для кино мы делаем это более эффектно - на раз-два-три. То же самое с автоматом. Вот держите. Видите, я отобрал его у вас на самом деле. Вы не смогли его удержать. Ровно так же делают настоящие спецназовцы, но, конечно, гораздо быстрее. Мы у них учимся, а они - у нас. На наши занятия иногда ходит один спецназовец, чтобы посмотреть, как организуется тренировка.

К вам? Спецназ?

- А никогда не хотелось стать актером? Чтобы никого не дублировать, чтобы тебя все знали… - Да ну, зачем это? Актер - это человек, от которого ничего не зависит. Возьмут на роль - не возьмут, скажут, типаж не тот, фигура не подходит

Ну да, у них же нет института подготовки инструкторов. Сам-то он все, конечно, умеет, но его интересует процесс обучения.

«Даю одну минуту. Выберите среди вас самого крутого. Если он продержится два круга, ставлю по бутылке шампанского на каждого… Так, одна минута прошла. Придется вам работать без шампанского, надо было быстрее думать»

Я все не решаюсь спросить у одного из каскадеров, почему у него такие странные глаза. Один, маленький, все время моргает, как будто очень напряжен, другой - прозрачный и круглый. В итоге не выдерживаю, задаю вопрос. Оказывается, в нем нет ничего неприличного.

Производственная травма. Помповые ружья разные бывают, - непринужденно улыбается Яша. - Зато теперь у меня киношная внешность. Играю бандитов всяких, ну и сумасшедших.

Я расспрашиваю каскадеров про адреналин: правда ли, что чем опаснее трюк, тем приятнее?

Да ерунда это все. На адреналине ничего не сделаешь. Это непрофессионально. Вы думаете, только вам страшно? Нам тоже. Страшно, неприятно, боишься, но делаешь.

«Проблема в том, что у нас продюсеры не умеют планировать съемочный процесс. Вы можете себе представить, чтобы архитектор, когда здание уже наполовину построено, сказал: “А давайте подвинем несущую стену!” А в кино такое происходит сплошь и рядом»

Зачем же вы тогда работаете? Ради чего?

Ну, я вот, например, честно говоря, работаю за деньги, - отвечает каскадер Саша.

Но страшно же! Можно же умереть!

А это кому как на роду написано.

Странная все-таки профессия. Делают взрывы - но без осколков. Рискуют жизнью - но со страховкой. Умеют то же, что и солдаты, - но не воюют. И слава богу.

Фотографии: Сергей Каптилкин для «РР»

Описания профессии «каскадёр» в реестре профессий Российский Федерации вообще нет, хотя в списке она присутствует. То есть, кто такой каскадёр, никто не может сказать, научиться нашему делу нигде нельзя, и пенсию в старости тоже никто не выплатит. Я, как и все каскадёры, в профессии оказался случайно: занимался дайвингом и по стечению обстоятельств попал на съёмочную площадку одного популярного реалити-шоу. Срочно нужен был человек, дублирующий главного героя.


Новых членов каскадёрской команды постановщик часто подтягивает из массовки. Но могут и специально искать человека для определённого трюка. Скажем, героине по сюжету нужно выпасть с восьмого этажа - зовут акробатку. Конечно, чтобы попасть на съёмочную площадку, нужно как минимум профессионально заниматься спортом. Часто к нам приходят эдакие Джеки Чаны лет 17 и говорят: «Хочу быть каскадёром, умею по крышам прыгать». Они не понимают, что ничего геройского в каскадёрской профессии нет. Ты не герой фильма, ты жертва. Тут бутылкой вдарили, тут избили битами, тут утопили. А в конце вообще умираешь.

Джеки Чан и травмы

Если вашего электрика из раза в раз бьёт током, он хороший электрик? Нет! У нас то же самое: профессия обычная, гражданская, но без профессиональных навыков может быть ох какой опасной. Все, конечно, думают, что каскадёр - самая опасная профессия в мире, моим родителям и жене все знакомые сочувствуют. Но поверьте, мазохистов среди нас нет, и травмы для каскадёра - это ненормально. У меня не было серьёзных увечий на площадке. Большинство своих травм я получил случайно: на репетиции сломал ногу из-за того, что сэкономил на кроссовках или по дороге на тренировку поскользнулся и ключицу сломал. А люди думают, что у нас ни одной целой кости нет, и вспоминают Джеки Чана с его многочисленными переломами. Тут как у Рентгена, который от лучей умер. Джеки Чан не использует стандартные техники, он изобретает собственные трюки и на себе же их обкатывает. Тут травма скорее побочный эффект нового приёма. К тому же Чан - и актёр, и продюсер, и режиссёр, и сценарист, и в случае чего он может остановить съёмку на полгода. Но форсмажорные ситуации редки, так как вся команда заточена под него. А если команда не слажена, то и получаются травмы на пустяках. У нас ребята после обычного падения на пол в больницу попадали. Ну там были, конечно, нюансы: верхом на каскадёре сидел человек, а падали они лицом на стеклянный стол. Трюк не считается сложным, просто кто-то не выполнил свои обязанности.

Коронные номера

На западе специфика работы каскадёра более узкая: если ты специалист по горению, то ты горишь. Все знают, что ты делаешь это хорошо, и обращаются именно к тебе. А в России стараются найти любого человека, который за небольшие деньги обольёт себя бензином и подожжёт. У нас, если ты специалист по падениям, ты можешь ждать своей роли несколько лет. А кормить семью как-то надо, соответственно все стараются расширять профиль. В съёмочную группу тебя обычно приглашают, потому что ты гонщик, дайвер, конник или дзюдоист. А уж если дело пошло и команде новый член нравится, то каскадёра отправляют на курсы: в МЧС, на скалодром, на ипподром и на курсы актёрского мастерства. Но основной опыт приобретается на съёмочной площадке. Мы работаем на грани и должны чувствовать реакцию своего организма в конкретной ситуации.

Дублёры

В некоторых фильмах мы сами играем в массовке, особенно если роль второстепенная, мало слов, много трюков. Но основная наша работа - это всё-таки замещать актёров во время сложных прыжков, поворотов, ударов. Приёмы не всегда сложные, но актёров всё равно до них не допускают. На них ведь все сроки съёмок завязаны.

Дублёров обычно подбирают по росту и телосложению актёра, но бывают и уникальные случаи. В сцене, где грузовик слетает с трассы и врезается в сугроб, девушку-актрису 160 см ростом и весом 45 кг дублировал каскадёр под два метра ростом и весом в центнер. И было, кстати, очень похоже! Девушек в коллективе немного, и они, вопреки общему мнению, хрупкие и нежные. Уговаривать их некогда, поэтому иногда приходится ставить перед фактом, чтобы не сопротивлялись: надели страховку, ногой в грудь и полетела вниз с 8-го этажа.

Свадьба в огне

Недавно мой товарищ по команде женился. Решили добавить к свадьбе немного профессионального колорита, придумали сюжет с парой трюков. По задумке, жених должен был нырнуть под лёд толщиной полметра и проплыть под ним 50 метров до следующей лунки. Это вам не кино, где кадр можно смонтировать. Когда жених не появился спустя 4 минуты, у гостей побежал холодный пот. Мы ещё в скорую решили позвонить, чтобы ситуацию подогреть. Народ не

понимал, что происходит, и на секунду почувствовал то важное, что мы зовём неизвестностью. Даже я напрягся. Когда он всё-таки вынырнул, гости просто взорвались. Невесте мы, конечно, сказали, что всё запланировано. После заплыва жениха ещё подожгли.

Дети-каскадёры

Маленькие каскадёры - это в основном наши «несчастные» родственники. Мой племянник - каскадёр, моя дочка, когда была маленькой, тоже трюковала. Доверяла папе. Отскакивала от машины в 8 лет, спускалась на верёвке с 3-го этажа, пока мама не видела. Ещё лет в 15 тестировали на её пальцах смесь для горения. Горело секунд 30. Ну а что, у нас на следующий день съёмки и нужны здоровые руки. А у неё как раз каникулы.

Мой знакомый часто показывает своему 4-летнему ребёнку съёмки с площадки. Кричит: «Смотри, смотри, щас тётю собьёт! Дыщ! О, видела, видела, тапочки остались, а тётю камазом сбило!». А я сижу и думаю: «Для чего ограничение +12 для наших фильмов делают?» Так закалять молодёжь - не самый плохой вариант. Дети на площадках более стрессоустойчивы и в критической ситуации смогут адекватно реагировать.

Сахарные бутылки и резиновые топоры

Получать по голове настоящей бутылкой больно. Поэтому существует сахарная, из полимера - она тоньше, легче разбивается и у неё нет острых краёв. Бутафория бывает разная, всё зависит от бюджета картины. Если денег мало, приходится бить настоящую. Но сахарная бутылка сахарной бутылке рознь. Как-то мне принесли две совершенно одинаковых: первую я протестировал на коллеге - всё нормально, жив-здоров. Вторую отдал постановщику, а она оказалась крепче. Благо с актёром хорошие отношения, он просто попросил так больше не делать.

Или другая история: одному матёрому каскадёру нужно было об голову разбить бутылку. Шея у него крепкая, координация хорошая. Ему бутылкой как треснут, а он стоит и не отыгрывает. Оказалось, он стоя потерял сознание и не упал. Потом очнулся и спрашивает: «Ну чо, снимать будем?» С тех пор мы решили сами изготавливать бутафорию. Помимо сахарной посуды, у нас ещё и резиновые топоры есть.

Инстинкт самосохранения

Вообще мало кто может вот так просто взять и упасть. Есть, конечно, определённые техники падения, но против инстинкта не пойдёшь. В Европе в каскадёры берут только после 30 лет, когда у человека пик активности прошёл, есть семья и имущество, а значит, ответственность и осознанность своих действий. Помимо каскадёра, на площадке всегда присутствует страхующий - это физическое воплощении инстинкта самосохранения. Он должен быть готов заменить каскадёра или пожертвовать собой, чтобы избежать серьёзных травм. Вот, предположим, человек прыгает с 10-го этажа дома. Внизу - подушка, или куб жизни, как мы его зовём. Страхующий ждёт прыжка. Каскадёр делает шаг, порыв ветра - и его сносит в сторону. Вы вот как думаете, зачем страхующий внизу стоит? Не для того, чтобы коробки собирать. В случае опасности он должен пожертвовать своим инстинктом и броситься под напарника. Были такие случаи - ломали себе руку, но жизнь человеку спасали.

Про кино


Сейчас в российском кино есть одна удручающая тенденция. Раньше кино чему-то учило, хоть и было излишне идеализированным, но люди задавали себе вопросы после просмотра. Современные фильмы сложно назвать творчеством. Хотя, присутствуя на съёмочной площадке, мы видим, как люди внутри команды искренне стараются сделать кино правильным и полезным. Но оно всё равно остаётся поточным бизнесом, кинокомпании снимают больше, быстрее и дешевле. Ситуацию нагнетает извечная русская экономность. Чтобы сделать хороший, качественный трюк, нужно закупить добротную технику и оборудование, а в итоге бюджета хватает только на трёхколёсную колымагу. График тоже стресса прибавляет. Даже эмчеэсовцы и пожарные работают день через три, чтобы накопленное напряжение скинуть. А нам иногда приходится за 36 часов на 7 площадках отняться. В итоге и получается: каскадёр летел с 18 метров, приземлился и уснул.

Даже в наш век высоких технологий в большинстве фильмов кроме актёров по-прежнему участвуют каскадёры. Их работу не сможет заменить ни один компьютер. Каскадёрская игра – это настоящее искусство, компьютерная графика не способна так натурально передать картинку. Поэтому профессия каскадер на сегодняшний день очень востребована.

Кто такой каскадер

Как правило, у людей этой профессии довольно узкая специализация. Сводится она к выполнению одного – двух трюков. Одни исполняют сцены борьбы с оружием и без него, другие – переворачиваются в машине, третьи работают с животными, например, очень популярны сцены с лошадьми. Причём последние трюки выполнять гораздо сложнее, чем гореть в машине, поскольку животные – существа непредсказуемые. Также очень популярны в фильмах сцены с открытым огнём. Есть, конечно, каскадеры – универсалы, которые могут выполнять большинство из перечисленных трюков, но таких профессионалов единицы.

Прежде всего, молодой человек, планирующий в будущем связать себя с каскадёрской деятельностью, должен быть в отличной физической форме, прекрасно владеть своим телом. Также он должен уметь водить машину или вертолёт. Конечно, необходимо знать и соблюдать технику безопасности.

По характеру каскадёр должен быть смелым и решительным, хладнокровным, не терять самообладание в критических ситуациях.

Плюсы и минусы профессии каскадер

Преимущества:

  • высокая оплата труда;
  • активная, интересная работа;
  • возможность зарекомендовать себя в шоу-бизнесе.

Недостатки:

  • чрезвычайно высокий риск для здоровья и жизни.

Как стать каскадером

Не смотря на то, что профессия каскадер очень востребована, на сегодняшний день не существует учебных заведений, в которых бы готовили этих специалистов.

Обычно ими становятся молодые люди, занимающиеся спортом или артисты цирка. То есть у мужчины, желающего стать каскадёром, должна быть определённая подготовка: акробатика или гимнастика, различные виды борьбы, конный и парашютный спорт.

Более точное объяснение, что собой представляет работа трюкача – это промежуточное звено между актёрами и спортсменами. Задача такого специалиста заключается в том, чтобы подменить артиста на время съёмок в трудных и опасных сценах, поэтому каскадер должен не только уметь выполнять определённый трюк, но ещё быть и чисто внешне похожим на актёра, которого он подменяет. Иногда режиссёр отдаёт небольшую роль представителю этой профессии, если требуется показать минимум актёрского мастерства и выполнить множество трюков.

Поскольку данная работа связана с постоянным риском, то профессиональных специалистов на сегодняшний день совсем немного. К ним предъявляются очень высокие требования и труд их хорошо оплачивается.

Кататься на водных лыжах, лазать по стенам зданий, участвовать в уличных драках или карате-поединках… Заниматься всем этим очень круто, а представьте, если это часть вашей работы. Хорошо звучит? Если да, тогда, возможно, вы отлично подходите на должность каскадера. Но такая работа не просто подразумевает постоянный риск и жизнь на грани. Нужно рассчитывать риск и контролировать его, постоянно быть в хорошей физической форме и, конечно же, профессионально выполнять свою работу.

Шаги

Первая часть: Развитие навыков

    Развивайте широкий спектр навыков. Специализация на чем-то одном, разумеется, поможет вам получить профессию. Если вы эксперт в боевых искусствах, гимнаст или скалолаз, это замечательно. Но, чем больше вы умеете, тем больше у вас шансов поразить постановщиков трюков и подходить на роли, для которых требуется владение многими навыками. Если вы хотите стать каскадером, полагается, что в вы преуспели в одной-двух сферах. Вот самый распространенный набор навыков, которыми может владеть каскадер:

    • Борьба: Профессиональные навыки в боксе, борьбе или боевых искусствах.
    • Прыжки: способность прыгать с разной высоты (иногда выше третьего этажа), а также приземляться на батут.
    • Езда и вождение: профессиональные навыки вождения автомобиля, мотоцикла, либо навыки верховой езды.
    • Подвижность и силовые качества: высокий уровень исполнения гимнастических элементов или навыков скалолазания.
    • Навыки плавания и ныряния: высокий уровень навыков плавания или ныряния с аквалангом, умение исполнять трюки под водой.
    • Нетрадиционные виды спорта: профессиональные навыки акробатики, фехтования или исполнение трюков на тросе.
  1. Необходимо знать профессиональную лексику. Если, начиная карьеру каскадера, вы хотите казаться человеком, который знает свое дело, вам необходимо владеть терминологией этой сферы. Если постановщик трюков начинает рассказывать о работе с тросами, но у вас нет ни малейшего понятия, о чем идет речь, так вы далеко не уйдете. Вот то, что вам необходимо знать:

    • Работа с тросами : способность профессионально использовать снаряжение, ремни и жилеты для исполнения трюков в воздухе, включая серии действий при полете или падении.
    • Акробатика : выполнение гимнастических элементов без использования специального оборудования. Акробатические трюки включают в себя переворот, фляк назад, кувырок, кувырок через плечо, мягкое падения, полет-кувырок, рондат-фляк, рондат-переворот вперед, колесо и др.
    • Падения с высоты : Способность падать с высоты третьего этажа и более, безопасно приземляясь на специальную мягкую коробку или надувное приспособление. Вам нужно знать виды падений, например, падения с переворотом, вниз головой и кувырком.
    • Фехтование : отличное владение мечом, шпагой, рапирой или клинком в поединке. Сюда входят навыки фехтования или участие в постановочных сценах битв.
    • Езда верхом : способность уверенно и безопасно ехать верхом и управлять лошадью, а также падать, запрыгивать на лошадь или сражаться на мечах во время езды.
    • Пневматическая подкидная доска : приспособление, которое использует сжатый воздух и систему гидравлики, чтобы высоко подбрасывать каскадера. Как правило, эту доску используют для создания эффекта взрыва, запуская каскадера в воздух, как будто он летит вперед, назад или кувыркается в полете.
  2. Вы можете пройти специальный курс подготовки. Несмотря на то, что вам не нужно получать степень бакалавра по данной специальности или проходить формальное обучение, специальная подготовка все же не помешает. Возможно, вы уже профи в определенных сферах, от гонок на мотоциклах и до карате, но если вы хотите улучшить свой арсенал, вам необходимо найти место с хорошей репутацией, где вы сможете подточить свои навыки.

    • Такая подготовка не гарантирует трудоустройство и иногда может стоить приличных денег, но если вы хотите улучшить свои навыки, это самый безопасный способ это сделать.
  3. Найдите наставника. Несмотря на то, что посещение курсов ради улучшения своей подготовки или получения новых навыков – это хороший способ улучшить свои способности и повысить свой рейтинг каскадера, есть еще один способ увеличить свои шансы. Это найти наставника. Если вы восхищаетесь трюками и постановками, например, Сергея Головкина, Александра Иншакова и других известных каскадеров, заниматься под их руководством будет для вас большой честью.

    • Это не значит, что вы должны надоедать известным каскадерам. Если вы попадете в круг их общения или найдете способ с ними познакомиться, спросите у них, как улучшить свои навыки – это принесет вам огромную пользу. Вероятно, вы сможете это сделать позже, когда наладите контакт с этим человеком. Если у вас нет опыта в сфере трюков, мало шансов, что вы сможете найти наставника, разве что если у вас есть хорошие связи.

Вторая часть: Поиск работы

  1. Сделайте фотографию. Если вы хотите, чтобы вас воспринимали всерьез как профессионала, вам необходимо сделать черно-белую фотографию крупным планом 20×25 см. Возможно, вам придется воспользоваться услугами профессионального фотографа, либо найти надежного и талантливого фотографа среди друзей, у которого есть профессиональный фотоаппарат. Результат будет того стоить. Вас не воспримут всерьез, если вы вручите фото, сделанное с помощью обычного фотоаппарата или дешевого Polaroid, так что серьезно подойдите к этому. Благодаря хорошему снимку, вы будете выглядеть как профессионал, к тому же, постановщикам трюков будет проще определить, подходите вы им по внешности или нет.

    • Ваш снимок – это как визитка каскадера. Если у вас его не будет, тогда как люди, с которыми вы сотрудничаете, вас запомнят?
  2. Составьте резюме. На первый взгляд может показаться, что вам не нужно резюме, поскольку работа каскадера, в основном, физическая, но на самом деле это не совсем так. Как и в любой другой работе, резюме играет большую роль, поскольку помогает работодателю определить, соответствуете ли вы его требованиям. Главное - не забывайте, что нужно быть честным. Не пытайтесь удивить людей, говоря о качествах, которых вы на самом деле не имеете, иначе вам это может вылезти боком и даже угрожать здоровью, если вас возьмут на работу. Вот самые важные части, которые вы должны включить в свое резюме:

    • Ваш рост, вес, размер обуви и другие физические параметры.
    • Членство в ассоциации (см. ниже).
    • Список фильмов или телепрограмм с вашим участием, если имеются.
    • Список навыков или особых способностей, например, скалолазание, ныряние с аквалангом, бокс или боевые искусства.
  3. Вступите в ассоциацию каскадеров. Если вы проживаете в США, членство в ассоциации вам необходимо для официального трудоустройства и съемке в фильмах, клипах, на телевидении. В США основными такими организациями выступают Гильдия киноактеров США (Screen Actors Guild, SAG) и Американская федерация актеров телевидения и радио (American Federation of Television and Radio Artists). В России (Ассоциация каскадеров России), Украине (Международная ассоциация каскадеров-профессионалов «Украина» и др.) и других странах СНГ членство в ассоциации не обязательно, но является преимуществом.

    • В Гильдию киноактеров США трудно попасть. Если вам очень сильно повезет, вы сможете в нее «проскользнуть», если будете единственным, кто соответствует конкретным требованиям для исполнения определенных трюков (например, только у вас будет рост 140 см, и вы будете иметь навыки скалолазания).
    • Другой способ попасть в ассоциацию – это попробовать начать работу в Гильдии либо другой ассоциации для каскадеров в качестве массовки как минимум на протяжении 3 дней. После каждого рабочего дня забирайте свой ваучер. В конце у вас будет шанс обменять эти три ваучера на членство в организации, но такая возможность вам все же не гарантируется.
  4. Найдите первую работу. Если вам повезет, вы сможете получить проект вне ассоциации благодаря вашему фото и резюме. Но если вы хотите взяться за более крупные задачи и найти работу в ассоциации, тогда вам необходимо получить от этой организации список съемок. В нем вы найдете картины, которые снимаются в вашем регионе. Вам нужно будет отправить свое фото, резюме и короткое письмо постановщику трюков и надеяться, что вас возьмут.

    • Даже если вас не взяли на проект, у постановщика останется ваше резюме на будущее.
    • Пока вы ждете звонка, узнайте больше о работе на съемочной площадке (посредством ассоциации), чтобы понимать, с чем вы имеете дело.
  5. Будьте терпеливы. Возможно, вы не получите работу сразу же. Или вам может повезти, и вас возьмут, но потом вы будете месяц ждать следующего приглашения на проект. Это естественно. В этот бизнес очень сложно попасть, особенно без связей, и ожидание – его неотъемлемая часть. Несмотря на то, что вам нужно пытаться достичь своей цели, вы должны быть готовы подыскать на это время другую работу, но надеяться на успех, даже если сначала вас не будут брать на проекты.

  6. Подумайте о другой профессии. Каскадер – интересная и захватывающая работа, но вы не сможете им быть всю жизнь, так как либо вы получите травму, либо постареете или просто не захотите заниматься рискованной работой. Если вы устали работать каскадером, но получили огромный опыт, вам не обязательно полностью покидать свою сферу. Вместо этого вы можете поискать более высокую, руководящую должность в области выполнения трюков. Например:

    • Специалист по оборудованию: для этой задачи необходимо не только быть опытным каскадером, но и понимать принцип работы оборудования для исполнения трюков. На первом месте у вас всегда должна быть безопасность. Вы будете выполнять много заданий: от испытания и демонтажа оборудования на съемочной площадке до правильного размещения тентов и батутов для падений, а также крепления тросов и закрепление ремней должным образом.
    • Постановщик трюков: это руководитель постановки трюков, человек, который тесно сотрудничает с режиссером для согласования последовательности действий в фильме или даже при надобности предлагает альтернативные сценарии трюков. Этот человек ставит трюки, нанимает команду каскадеров, управляет бюджетом и заботится о безопасности выполнения всех трюков.
    • Режиссер второго плана: в отличие от постановщика трюков, который координирует их выполнение, режиссер второго плана отвечает за съемку каскадеров на деле. Вы будете снимать их в действии, а также делать кадры на натуре, которые можно будет использовать в послесъемочном процессе. Несмотря на то, что режиссеры второго плана могут быть бывшими каскадерами, они также должны иметь опыт в съемке и режиссерской деятельности.

Третья часть: Достижение успеха

  1. Следуйте указаниям. Вы можете думать, что у вас будет больше шансов на успех, если вы попытаетесь удивить съемочную группу, выставляя напоказ все свои суперспособности. Когда вы станете каскадером-ветераном, ясно, что у вас будет больше свободы действий, и с вами даже, возможно, будут советоваться, как с постановщиком трюков или продюсером. Но когда вы только пытаетесь попасть в этот бизнес, важно быть как можно более уступчивым и выполнять указания.

    • Нужно, чтобы вы запомнились тем, что с вами легко работать. Зачем? Затем чтобы в дальнейшем вам снова предложили работу.
    • Когда вы выполняете указания, важно быть вежливым и рассудительным при общении с группой. Если вы сомневаетесь, как исполнить трюк, сразу же спросите, но не придирайтесь к мелочам и не замедляйте процесс съемки.
  2. Готовьтесь долго работать. Быть каскадером – не значит выпрыгнуть с вертолета за три дубля и на этом закончить. Возможно, вам понадобится работать по 14 часов в сутки, по ночам, а также быть на протяжении всего процесса физически и морально готовым. Это работа на целый день, и как только вас станут приглашать на достаточное большое количество проектов, вам придется полностью посвятить необходимое время подготовке, чтобы успешно выполнить свою задачу на съемочной площадке. В начале вы можете совмещать эту работу с другой, но как только ваша карьера пойдет вверх, вы должны быть готовы полностью посвятить себя профессии каскадера.

    • Это означает, что вам необходимо быть выносливым, чтобы достичь успеха в этой работе. Если вы чувствуете, что валитесь с ног после часа борьбы или не прочь вздремнуть после нескольких часов скалолазания, вам необходимо улучшать моральную и физическую выносливость.
      • Со временем, возможно, вам будет сложнее жить на чемоданах, так как нужно будет уделять время семье, когда она появится.
  3. Оставайтесь в хорошей физической форме. Пик карьеры для большинства каскадеров - это возраст от 20 до 40 с лишним лет. В этот период вам нужно держать себя в как можно лучшей форме. Для этого нужно не подвергать себя риску, не важно, на работе вы или с друзьями. Также необходимо не злоупотреблять пищей и напитками, так как ваше тело ослабнет, и вы можете себя плохо чувствовать, когда нужно будет приступать к работе. Питайтесь здоровой пищей, достаточно отдыхайте и как можно чаще тренируйтесь, совмещая упражнения для сердечно-сосудистой системы и силовую подготовку, чтобы быть в достаточно хорошей форме для выполнения своей работы.

    • Еще один способ оставаться в хорошей форме – это продолжать совершенствовать свои навыки, будь то карате или плавание.
    • Если вы хотите оставаться сильным физически, нужно быть сильным и морально. Для того чтобы избежать опасности на работе, вам необходимо быть сосредоточенным, а также иметь позитивный взгляд на жизнь, если хотите в будущем достичь успеха.
  • Когда вы будете выполнять трюки впервые, не пытайтесь всех удивить, а спокойно выполните элемент.

Предупреждения

  • Вам необходимо развивать навыки расчета и управления риском, а не создавать его. Хороший каскадер, прежде всего, заботится о безопасности, а не подвергает свою жизнь риску.

Каскадерами называют исполнителей опасных и сложных трюков, которые чаще всего используются в кинематографе. Задача каскадера заключается в дублировании основного актера, который физически не подготовлен для выполнения того или иного трюка – хотя некоторые тренированные актеры вполне успешно сами выполняют каскадерскую работу.

В основном профессию каскадера выбирают сильные и гибкие молодые люди, являющиеся поклонниками риска, экстрима и адреналина.

При подмене или дублировании основного актерского состава для съемок выбирают каскадеров, которые походят на актеров телосложением. Затем их соответственно гримируют и в процессе выполнения трюка не снимают в анфас, поэтому зрители обычно не замечают подмены и считают, что трюк выполнялся самими актерами. Из-за этого каскадера считается одной из самых хорошо оплачиваемых, но неблагодарных работ – ведь каскадер остается никому не известным «расходным материалом» и часто получает очень серьезные травмы, после которых вернуться в строй уже практически невозможно.

Что нужно будущему каскадеру

Чтобы стать каскадером, в первую очередь, конечно же, нужно обладать отличным здоровьем и хорошей физической подготовкой. Для выполнения трюков нужно постоянно поддерживать свою форму, отказаться от вредных привычек и периодически самосовершенствоваться. Также необходимым требованием является вступление в Гильдию актеров кино – это обязательное правило для всех профессиональных каскадеров.

Каскадеру желательно иметь какое-нибудь рискованное хобби – альпинизм, паркур, сплав по горным рекам, прыжки с высоток и так далее.

Чтобы в полной мере освоить профессию, начинающему каскадеру нужно пройти курсы подготовки профессиональных каскадеров, где обучают технике, правилам безопасности и другим премудростям работы трюкача. При этом каскадер должен быть готов к большим физическим и умственным нагрузкам, поэтому слабые отсеиваются довольно быстро.

Чтобы получить работу, нужно сделать резюме и разослать его агентам, которые занимаются кастинговым подбором каскадерского состава для съемок. Конкуренция в этой профессии довольно велика, поскольку подготовленных смельчаков сегодня хватает – однако «свежие» молодые каскадеры, которые умеют качественно выполнять любые трюки, будет цениться всегда и везде.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.