Психологическое восприятие. Основные свойства восприятия

То видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаются в целостное восприятие , переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Процесс восприятия

Было бы глубоко ошибочным думать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложным восприятиям) является простым суммированием отдельных ощущений или, как часто говорили психологи, результатом простых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (это отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

Существуют теории, посвященные процессу распознавания образов . В этих теориях “основное внимание уделено вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные впечатления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты, и непосредственны. Опыт инженеров показывает, что такое представление весьма далеко от истины. Нет машин, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.

Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак — функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду Предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.

Виды восприятия

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие , напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.

Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Свойства восприятия

Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность . Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константность

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета — относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз больше количества света, чем мел в сумерки). Явление, константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константностью восприятия величины предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется, видимая величина его остается почти неизменной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольших удалениях предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда дополнительных факторов, среди которых особенно большое значение имеет напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях.

Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (смотрит прямо, сбоку) благодаря движению глаз по контурным линиям предметов, и выделению характерных сочетаний контурных линий; известных нам по прошлому опыту.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Может быть, это врожденный механизм?

В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. Строители же постоянно видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность — неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизируется следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

Последнее обновление: 07/06/2015

Восприятие позволяет нам чувствовать мир вокруг нас. Подумайте обо всём, что вы воспринимаете каждый день. В любой момент вы можете увидеть знакомые предметы вокруг себя, ощутить прикосновение к своей коже, почувствовать аромат любимого блюда или услышать, как сосед сверху включил музыку. Всё это составляет наш сознательный опыт и позволяет нам взаимодействовать с миром и людьми вокруг нас.

Что такое восприятие?

Восприятие - чувственное познание мира вокруг нас, оно включает в себя как перцепцию стимулов окружающей среды, так и действия в ответ на них. Через процесс восприятия мы получаем информацию о свойствах и элементах окружающей среды, которые имеют решающее значение для нашего выживания.

Восприятие не только создает нашу картину мира; оно позволяет нам действовать в рамках нашей окружающей среды.

Восприятие включает в себя осязание, зрение, вкус, обоняние, проприоцепцию (способность организма обнаруживать изменения в положении тела), а также познавательные процессы, необходимые для обработки информации (узнавание лиц, знакомых запахов).

Процесс восприятия и его элементы

Процесс восприятия представляет собой последовательность шагов, которая начинается с события, происходящего в окружающей среде, за которым следует восприятие нами стимула и наши действия в ответ на него. Этот процесс происходит постоянно; мы не тратим много времени или усилий на анализ самого процесса восприятия, поскольку в любой отдельный момент мы воспринимаем слишком большое количество стимулов.

Процесс преобразования света, который попадает на сетчатку, в реальный визуальный образ происходит бессознательно и автоматически.

Для того, чтобы полностью понять, как работает процесс восприятия, давайте разобьём его на элементы:

  • стимулы окружающей среды;
  • стимул, привлёкший внимание;
  • перенос изображения на сетчатку;
  • трансдукция (преобразование) изображения;
  • нейронная обработка сигнала;
  • восприятие;
  • узнавание;
  • действие.

Рассмотрим их поподробнее.

Стимул окружающей среды

Мир полон стимулов, которые могут привлечь наше внимание используя наши органы чувств. Стимулом окружающей среды может стать всё, что может быть воспринято - всё, что можно увидеть, потрогать, попробовать на вкус, понюхать или услышать. Кроме того, нельзя забывать и о проприоцепции - нашей способности ощущать движения рук и ног, а также изменения в положении тела по отношению к объектам окружающей среды.

Например, представьте, что вы находитесь на утренней пробежке в местном парке. Пока вы тренируетесь, ваше внимание могут привлечь самые разные стимулы: лёгкий ветерок; играющий со своей собакой человек; проезжающий мимо автомобиль, из приоткрытых окон которого раздаётся громкая музыка; утка, плескающаяся в пруду неподалёку. Всё это-стимулы окружающей среды, которые выступают в качестве отправной точки для процесса восприятия.

Стимул, привлёкший внимание

Данный стимул - конкретный объект окружающей среде, на котором сосредотачивается наше внимание.
В большинстве случаев мы фокусируемся на стимулах, которые нам знакомы - например,это может быть лицо друга в толпе незнакомых людей. Иногда - наоборот, на стимулах, которые обладают некоторой новизной для нас.

Давайте вернёмся к предыдущему примеру с парком. Представим, что во время тренировки вы сконцентрировались на утках, плавающих в близлежащем водоёме. Стая уток представляет собой как раз стимул, привлёкший ваше внимание. На следующем этапе восприятия будет преобладать уже визуальный процесс.

Перенос изображения на сетчатку

Далее стимул преобразуется в изображение на сетчатке. Вначале свет проникает через роговицу и зрачок, попадая на хрусталик. Роговица помогает сфокусировать свет, а радужная оболочка глаза контролирует размер зрачков, необходимый для того, чтобы определить, сколько света нужно.

Как вам, возможно, уже известно, изображение на сетчатке на самом деле перевернуто. На данном этапе восприятия это не так уж и важно, поскольку это изображение ещё не воспринимается нами, и позже эта визуальная информация будет изменена.

Трансдукция (преобразование) изображения

После этого изображение на сетчатке преобразуется в электрические сигналы, что позволяет передавать в мозг визуальные сообщения с тем, чтобы они интерпретировались.

Сетчатка содержит много фоторецепторов - палочек и колбочек. Палочки отвечают, прежде всего, за сумеречное зрение (восприятие объектов в условиях низкой освещенности), в то время как колбочки связаны с восприятием цвета и формы при нормальном уровне освещенности.

Палочки и колбочки содержат белок (ретиналь), который отвечает за преобразование света в визуальные сигналы, которые затем передаются в мозг с помощью нервных импульсов.

Нейронная обработка сигнала

На следующем этапе электрические сигналы подвергаются нейронной обработке. Путь определённого сигнала зависит от его модальности (т.е. звуковой это сигнал или визуальный).

По нейронам, расположенным по всему телу, электрические сигналы поступают от рецепторов к головному мозгу. В нашем предыдущем примере изображение уток, плавающих в пруду, поступает на сетчатку, преобразуется в электрический сигнал, а затем обрабатывается с помощью нейронов.

О том, что вы на самом деле воспринимаете стимул и осознаёте его присутствие в окружающей среде, можно говорить только на следующем этапе.

Восприятие

Именно на данном этапе мы осознаём присутствие раздражителя. Но одно дело - просто быть в курсе его существования, и совсем другое - полностью осознавать его.

Узнавание

Восприятие подразумевает не только осознание стимулов. Нашему мозгу необходимо классифицировать и интерпретировать то, что он воспринимает. Наша способность интерпретировать информацию, получаемую в процессе восприятия, и придавать смысл, значение объекту - и есть следующий элемент.

Так, находясь в парке и наблюдая за утками, на данном этапе вы понимаете, что это утки и что они плавают в воде.

Этап узнавания является неотъемлемой частью восприятия, так как он позволяет нам понять мир вокруг нас. Распределяя объекты по категориям, мы можем понимать мир вокруг нас и реагировать на него.

Действие

Последний этап процесса восприятия предполагает какое-то действие в ответ на стимул окружающей среды - мы можем повернуть голову для того, чтобы удобнее было рассматривать уток, или, наоборот, отвернуться от них, чтобы посмотреть на что-то ещё. Это может быть как небольшое действие (к примеру, моргание в ответ на пыль, принесённую ветром), так и целая серия (например, несколько действий, направленных на помощь человеку в беде).


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Которые получают информацию из окружающего мира и передают в мозг для обработки и понимания, что человек видит, слышит, нюхает или с чем контактирует. Восприятие в психологии – это уже психический процесс, который заключается не столько в анализе информации, поступающей из органов чувств, сколько в проявлении собственного отношения к ней. Выделяют виды восприятия, а также рассматривается его развитие у детей.

Простыми словами интернет-журнал сайт называет восприятие субъективной интерпретацией человеком поступающей информации извне. Человек не столько смотрит на что-то, сколько оценивает, нравится оно ему или нет. Человек не столько слышит звуки, сколько испытывает эмоции, выражающие его отношение к услышанному. Человек не столько чувствует, сколько анализирует, нравится ему ощущения или нет.

Другими словами, восприятие – это отношение человека к той информации, которая поступает к нему через органы чувств. Вот почему все люди живут в одном и том же мире, только их отношение к нему отличается.

Откуда берется разочарование? Вы во что-то верили, на что-то надеялись, мечтали, представляли. А тут хлоп… и все оказалось не таким, каким вам виделось. Вы разочарованы. И все почему? Потому что вы жили только тем, что происходило в вашем воображении. Вы не замечали реальности такой, какая она есть. Если случилось что-то хорошее, то вы радовались, словно ребенок, приукрашивая и еще больше наделяя красками событие. Если случалось что-то плохое, то над вами словно зависали тучи и царила метель.

Сказки – то, во что верят маленькие детки, и то, во что не прекращают верить взрослые люди. Женщины мечтают встретить своих принцев, которые рассмотрят в них прекрасных дев, когда они неухожены и некрасивы. Мужчины думают о том, что их должны почитать и уважать только потому, что они мужчины, воины, сильные люди. Но не существует рыцарей на этой планете. Мужчина не может любить женщину, которая элементарно не любит саму себя настолько, чтобы иметь красивый внешний вид. Невозможно уважать человека, если он при этом не проявляет приятных качеств характера. Когда мужчина бьет, его невозможно уважать. Страх есть, но это не уважение.

Следует понимать, что сказки – это фантазии людей. Но жизнь куда более прозаична и проста, чем в сказках. Эмоции – еще один аспект в жизни человека, который мешает ему трезво смотреть на мир. Замечали когда-либо за собой, как вы принимали решения на эмоциях, а потом корили себя за неверный выбор? Вы счастливы или злитесь и принимаете решение, которое абсолютно не помогает вам выйти из сложившейся ситуации. Люди изменяют на эмоциях, врут, обманывают, убивают, разрушают. Но если бы они могли не обращать внимания на эмоции, а трезво анализировать ситуацию, то просто уходили, когда им уже не рады, не вступали в спор, когда видели бы, что человек стоит на своем, продолжали бы вести себя добродушно, понимая, что человек боится, поэтому отгораживается и что-то утаивает. Эмоции закрывают реальность от глаз человека, который руководствуется только двумя понятиями – хорошо и плохо, нравится и не нравится.

Как же думает человек, который без эмоций смотрит на окружающий мир, стараясь увидеть именно его, а не то, что он хотел бы увидеть? Он просто смотрит на реальное положение дел и думает: «Что уместно и не уместно? Чего я хочу достичь в данной конкретной ситуации и как мне этого сделать с учетом обстоятельств, которые происходят на самом деле, в реальности?». На эмоциях человек зачастую приукрашивает, добавляет от себя. Страхи и комплексы тоже участвуют в процессе создания искаженной картины мира. Например, на вас пристально смотрят люди. Если вы привыкли, что окружающие вами недовольны, тогда вы будете думать, что с вами что-то не так. Хотя в реальности люди на вас просто смотрят, и у каждого из них есть свои причины, которые могут быть как плохими, так и хорошими.

Отсутствие эмоций и веры в то, что жизнь должна быть сказочной, позволяет вам отрезвиться, успокоиться, принять жизнь такой, какая она есть. Реальность не жестока и не несправедлива. Просто она не такая, как описывается в сказках. Люди могут лицемерить, лгать или притворяться. Это нормально, как и то, что есть люди, которые искренне ведут себя с окружающими. Жизнь не должна быть сказкой, поскольку она такая, какая есть. И если вы хотите жить в сказке, то будете не раз разочаровываться в том мире, в котором живете. А ведь вы должны понимать, что фантастические истории – это выдумки, а живет человек в реальности. Трезвый взгляд на мир лишает вас разочарования. Поэтому, если не хотите страдать, тогда перестаньте верить в сказки и познайте тот мир, в котором вы живете на самом деле.

Что такое восприятие?

Восприятием называется психическая деятельность, которая выдает результат в виде образа постороннего предмета. Восприятие – это не процесс или не анализ окружающего мира, а уже сформированный образ, конечный результат, который учитывает знания, опыт, желания, мировоззрение, убеждения и прочие психические составляющие человека.

Особенностями восприятия являются:

  1. Структурность.
  2. Предметность.
  3. Константность.
  4. Целостность.
  5. Осмысленность.
  6. Избирательность.

Восприятие вызывает много интереса у психологов, поскольку благодаря той системе, которой пользуется человек в оценивании окружающего мира, можно говорить о том, как он будет жить и к чему придет в итоге. Восприятие ситуаций, людей, окружающих явлений и предметов диктует, как человек будет жить, с какими мыслями идти к своим целям, какими друзьями себя окружать.

Восприятие – это субъективная оценка окружающего мира, в котором человек живет. Как он к нему относиться, на то и обращает внимание, с тем чаще всего контактирует, в том и живет.

Человек зачастую мыслит субъективными суждениями. Каждый видит объективную реальность такой, какой ее не видит другой человек. Вы видите грязный песок на берегу моря, а другой человек замечает в этом месте прекрасную курортную базу, благодаря которой можно заработать много денег.

Уже давно не является тайной то, что все люди могут видеть в одном и том же явлении разные вещи. Это называется «субъективное видение объективной реальности». Другими словами, мир является одним для всех, но сами люди смотрят на него через призму собственных страхов, суждений, желаний, целей, привычек и т. д. Заметив человека, лежащего на обочине дороги, одни подумают, что это бомж, другие – алкоголик, третьи вообще помогут ему, поскольку будут думать, что он попал в беду. Хотя в реальности все видят человека, который лежит на обочине дороги.

Субъективное видение заставляет подумать над тем, что то, как вы смотрите на мир, является правдой. Навстречу к вам идет мужчина и улыбается. Одни могут подумать, что он хочет познакомиться, а другие сразу примут его за маньяка, от которого нужно защищаться.

Реальность для всех одна, но каждый человек придает ей тот окрас, который ему наиболее выгоден. Кто-то видит мир в ярких красках, а кто-то – в темных. Оптимисты радуются жизни, а пессимисты во всем замечают плохие стороны. Миру все равно, что вы о нем думаете, как интерпретируете происходящее, потому что он будет действовать по тем законам, которые в нем существуют, независимо от ваших мыслей.

Вам дан выбор: продолжать смотреть на мир через собственные «розовые» или «серые» очки, чтобы замечать только хорошее или только плохое, либо все-таки открыть свои глаза и посмотреть на него в реальности. Вы видите человека на обочине дороги, а не бомжа или алкоголика. Не нужно придумывать, кем он является, как здесь оказался, в чем нуждается. От ваших мыслей-догадок реальность не изменится.

Только от вашего выбора, ходить «в очках» или смотреть на мир трезвым взглядом, зависит качество вашей жизни. Ведь на каждом шагу вам приходится делать выбор. В зависимости от того, как вы смотрите на конкретную ситуацию, вы принимаете то или иное решение. Если вы смотрите через призму своих «очков», тогда поддаетесь собственным страхам, комплексам, желаниям. А если вы объективно смотрите на мир, тогда принимаете решение, которое действительно вам выгодно.

Например, вам предлагают повышение по должности, которое потянет за собой увеличение количества рабочих часов. Будучи в «очках», вы поддадитесь желанию получать больше денег, поэтому согласитесь на повышение без раздумий. Однако после этого столкнетесь с недовольством своей семьи: теперь вас можно будет увидеть дома лишь в ночное время суток. Смотря на ситуацию объективно, вы задумаетесь над тем, что вам важнее: получать много денег, но при этом не видеться с семьей, или уделять время любимому человеку и детям, но остаться на прежней должности с такой зарплатой, которая позволяла удовлетворять ваши насущные нужды?

Смотря на мир объективно, появляется шанс выбирать именно то, что удобно вам, а не вашим страхам, желаниям, комплексам или стереотипам, которые в вас «внедрили» средства массовой информации и общество. Вы выбираете самостоятельно, а не под давлением каких-то факторов.

Выбирайте и помните, что миру все равно, как вы на него смотрите. Однако качество вашей жизни будет зависеть от того, как вы будете смотреть на окружающий мир.

Мир одинаков для всех людей. Все воспринимают его через органы чувств. Однако картинка этого мира, которая сформируется в голове у отдельного человека, будет зависеть от того, как он отнесется к полученной информации, какую оценку поставит.

Виды восприятия

Разделяют такие виды восприятия:

  1. Преднамеренное. Человек намеренно обращает свой взор на некий предмет с целью его изучения или использования в своей деятельности.
  2. Непреднамеренное. Человек не имеет цели воспринимать окружающий мир, поэтому в его поле зрения хаотично попадаются предметы и явления, которые его окружают.

Наблюдение является одним из видов восприятия. Здесь человек безоценочно смотрит на окружающий мир с целью трезвого взгляда на него. Если человек хочет понять, что на самом деле происходит в мире, тогда нужно просто за ним наблюдать, не оценивать, всецело воспринимать и изучать. Кстати, таким способом наблюдения обладают дети, которые еще не оценивают, а просто смотрят, что их окружает и как ведут себя люди.

По модальности восприятие бывает:

  1. Зрительным – когда информация воспринимается глазами и формируется зрительный образ.
  2. Слуховым – когда информация воспринимается ушами.
  3. Осязательным – когда информация воспринимается тактильно.
  4. Обонятельным – когда информация поступает через нос.
  5. Вкусовым – когда информация поступает через рецепторы во рту.

Более сложными формами восприятия являются:

  • Восприятие пространства – когда человек понимает, какой формы, цвета и размера предмет, что обеспечивается получением информации через несколько органов чувств.
  • Восприятие времени – пока не изучено.
  • Восприятие движения – обеспечивается органами зрения, которые замечают изменение предмета в пространстве.

Как человек воспринимает окружающую информацию? На это влияют следующие факторы:

  1. Ситуация, в которой она воспринимается. В благоприятной обстановке человек более спокойно и положительно относится к информации, нежели в неблагоприятной.
  2. Глубина понимания. Чем лучше человек разбирается в сути ситуации, тем легче он воспринимает ее, не драматизирует.
  3. Характеристики самого явления или предмета, который человек воспринимает.
  4. Стереотипы – когда человек воспринимает предмет так, как воспринимают его другие люди, которые уже выразили свое отношение и настроили человека на определенный лад.
  5. Чистота информации. Человек понимает больше, когда информация выдается прямо и неискаженно. Если же информация искажается, тогда ее трудно понять.

Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком первоначально происходит на уровне оценивания его внешних данных. Сначала человека встречают по его одежке, внешности и состоянию внешнего здоровья. И здесь есть несколько способов восприятия:

  1. Когда человек внешне красив, кажется, что он всегда находится в хорошем настроении, что является заблуждением.
  2. Если человек в чем-то похож на другого человека, тогда ему приписывают качества того, на кого он похож.
  3. Оценивание человека происходит на уровне отдельных элементов его внешности. Каждый взгляд говорит о наличии у человека определенного склада характера.
  4. Оценивание человека происходит на социальном уровне, когда оценивается его одежда и атрибуты. Так, порванные штаны будут наталкивать на мысль о том, что человек беден, а деловой костюм – об интеллигентности.

Нередко люди даже не вступают в контакт друг с другом, а уже по внешним данным понимают сами для себя, будут они продолжать общение или нет. Нередко внешняя оценка не совпадает с отношением, которое возникает к человеку в процессе общения с ним и узнавания его. Однако бывают ситуации, когда первое впечатление совпадает с последующим оцениванием.

Итог

Восприятие оказывает важную роль в жизни человека, поскольку на том, какие оценки человек выставляет окружающему миру, так он к нему относится, создает определенный эмоциональный фон и формирует цели, к которым потом начинает стремиться.

Восприятие для человека - ощущение созерцаемого, для животных - чувственное созерцание, чувственное обоняние и т.д.; по приоритету для жизнедеятельности органов чувств.

Познание возможно на основе восприятия, оно не может быть восприятием. Ощущения - то, что нас выделяет из мира животных, способность опредмечивать среду.«Чувственное познание» не является восприятием. «Предметы окружающего мира» и «непосредственное субъективное представление» это скорее производные восприятия. «Предметы окружающего мира» возможны лишь в нашем «представлении», как уже структурированная реакция нервной системы на среду, в виде уже сложившихся образов или явлений. Окружающий мир – это наше представление о среде, но не сама среда. Что в действительности есть и происходит за пределами диапазона нашего восприятия, какие явления, и в каком качестве, нам мало известны. Предметы и явления окружающего мира, являются субъектами среды, вследствие чего «предметность окружающего мира» и «непосредственное субъективное представление», по существу, являются уже оформленным нами содержанием, что можно выразить, как – представление о среде субъективно, и дано в предметности и явлении, как окружающий мир. Как видим, предметы и явления не даются в готовом виде, а постепенно формируются нашей нервной системой, благодаря нашей способности своеобразно воспринимать среду. Это долгий процесс, в котором задействованы помимо восприятия, дающего материал для будущих конструкций, и другие механизмы, в частности наша способность к структурированию, что приводит к построению из этого материала законченных конструкций и их взаимосвязь. Процесс познания в этой череде завершающий, и основан на ощущениях, а не на чувствах. Так что невозможно объяснить восприятие, когда оно подменяются субъектом, полученным посредством этого восприятия, тем более, когда само восприятие подменяется некоторым «чувственным познанием». Это не объект восприятия, а субъект, причем такой субъект, который в период формирования сопоставляется со средой в процессе восприятия. «Непосредственное субъективное представление» предполагает, прежде всего, наличие предмета представления, что возможно при способности формировать образы, что, в свою очередь, складывается из элементов полученных так же на основе восприятия. Как видим, есть некоторые неточности, которые привносят путаницу и приводят к непроизвольной подмене понятий. Процесс восприятия мы подменяем сформированными образами предметов или явлений, сложившимися на основе восприятия, но они сами по себе не являются восприятием. Источником и предметом восприятия является среда, а образы и явления - предметом сопоставления со средой посредством восприятия.

Различные трактовки восприятия

Часть психологов продолжает рассматривать восприятие как синтез ощущений , при этом ощущения трактуются как возникающие в результате непосредственно чувственного познания субъективные переживания силы, качества, локализации и других характеристик воздействия стимулов на органы чувств .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Выделяются четыре операции или четыре уровня восприятия: обнаружение , различение , идентификация и опознание . Первые два относятся к перцептивным, последние - к опознавательным действиям.

    Обнаружение - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия - различение , или собственно восприятие. Конечный результат её - формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие восприятия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

    Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

    Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

    Свойства восприятия

    • Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
    • Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
    • Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
    • дистального объекта при изменении проксимального стимула.
    • Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
    • Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.
    Осмысление состоит из этапов:
    1. Селекция - выделение из потока информации объекта восприятия
    2. Организация - объект идентифицируется по комплексу признаков
    3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

    Константность восприятия

    Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула , способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отражённый свет изменяется если переместить его из слабо освещённой комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонён к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклонённый квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности.

    Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика - Таулесса:

    K = V − P R − P {\displaystyle K={\frac {V-P}{R-P}}}

    где V {\displaystyle V} - высота прямоугольника-измерителя, которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона, R {\displaystyle R} - высота квадрата эталона, P = R ⋅ cos ⁡ α {\displaystyle P=R\cdot \cos \alpha } , где α {\displaystyle \alpha } - угол наклона квадрата-эталона.

    Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.

    Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

    Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер - если он на большом расстоянии - малый угловой размер, если на маленьком расстоянии - большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается «регрессом к действительным объектам» . Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии . Так иллюзия Понцо показывает, как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам, которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный, чем отрезок, расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен «ближе» к наблюдателю.

    Факторы восприятия

    Внешние

    • размер
    • интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
    • контрастность (противоречие с окружением)
    • движение
    • повторяемость
    • новизна и узнаваемость

    Внутренние

    • стереотипность восприятия, установка восприятия: ожидание увидеть то, что должно быть уви́дено по прошлому опыту
    • потребности и мотивация : человек видит то, в чём нуждается или что считает важным
    • опыт : человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом
    • я-концепция : восприятие мира группируется вокруг восприятия себя
    • личностные особенности: оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты , напротив, - в неблагоприятном
    • принцип резонанса - соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее
    • принцип защиты - противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже
    • принцип настороженности - угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего

    Формы и принципы восприятия

    • Фигура - фон - восприятие выделяет фигуру из фона.
    • Константность - объекты длительное время воспринимаются одинаково.
    • Группировка - однообразные стимулы группируются в структуры.
    Принципы группировки:
    • Близость - расположенное рядом воспринимается вместе.
    • Подобие - схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
    • Замкнутость - человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
    • Целостность - человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
    • Смежность - близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
    • Общая зона - стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

    Результат восприятия

    Результатом процесса восприятия становится построенный образ.

    Образ - субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств .

    Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации , то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении .

    Восприятие в зоопсихологии

    Восприятие присуще главным образом высшим живым существам ; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.

    К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию , идентификацию , каузальную атрибуцию .

    Эффекты восприятия

    Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

    • Эффекты стереотипизации:
    • Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) - общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
    • Эффекты последовательности:
    • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.
    • Эффект новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
    • Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
    • Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
    • Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
    • Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
    • Эффект гипервзыскательности - руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
    • Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
    • Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
    • Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
    • Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше.
    • Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
    • Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
    • Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
    • Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
    • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

    Атрибуция

    Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому человеку.

    Процесс познания внешнего мира - одна из областей, изучаемых психологией. Современная наука является в этом вопросе продолжательницей и правопреемницей древней философии, уходящей корнями в античность. На сегодняшней день ученые мужи от психологии пришли к консенсусу по поводу основных понятий, которые описывают восприятие. Процесс этот довольно сложен и до конца еще не изучен, однако общее представление о нем можно для себя составить, усвоив несколько понятий. Итак, существует два устойчивых термина для описания этой функции человеческого мозга: восприятие и ощущение.

    Ощущение и восприятие: определения понятий

    Современная западная психология утверждает, что взаимодействие человека с миром начинается с ощущений. Последние представляют собой простые отражения в человеческом сознании различных явлений внешнего мира, воспринимаемых пятью органами чувств. Ощущения не передают всей картины окружающей среды, но только те ее стороны, которые непосредственно входят в соприкосновение с человеком. Далее мозг анализирует полученную от ощущений информацию и составляет окончательное представление о внешней реальности. Восприятие - это и есть этот заключительный результат. В отличие от базовых элементов познания, оно является сложным составным процессом, включающим в себя отдельные ощущения как структурные компоненты.

    Пример разницы восприятия и ощущений

    Чтобы наглядно продемонстрировать разницу, которую имеют между собой ощущение и восприятие, представим себе индивида, поедающего яблоко. Ясно, что, во-первых, он держит фрукт рукой, и его мозг воспринимает это как отдельное тактильное ощущение. Во-вторых, кусая яблоко, этот человек явственно чувствует его вкус - сладость, кислинку и пр. Это также дает мозгу информацию от ощущения. В-третьих, зрительное восприятие яблока - тоже только отдельное чувство, предоставляемое глазами - одним из органов чувств. В-четвертых, поедая плод, человек ощущает его специфический запах. Информация о нем также передается в мозг в качестве независимого ощущения. Наконец, в-пятых, надкусывая яблоко, человек слышит характерный треск, потому что в это время получает слуховое восприятие. Таким образом, входя в контакт с фруктом, индивид имеет пять совершенно независимых ощущений. Но сложные психические механизмы синтезируют всю информацию от них и предоставляют сознанию единую картину, единое представление о яблоке, то есть целостную картину реальности. Это совокупное, составное видение окружающей среды, которое представляет собой восприятие мира.

    Но есть одна тонкость, когда ощущение может быть тождественно восприятию. Например, если человек не ест яблоко, не вдыхает его аромат, а только держит его с закрытыми глазами. В таком случае он получает только одно ощущение - тактильное, а потому и целостная картина воспринимаемой реальности будет состоять только из одного ощущения. По крайней мере до тех пор, пока человек не откроет глаза.

    Роль ощущений

    Психологические теории отводят важное место таким элементарным процессам, как ощущения. Они представляют собой фундамент, на котором строится вся совокупность сложнейших психических процессов. Не только целостное восприятие не могло бы появиться без ощущений, но также и мышление не могло бы функционировать без опыта соприкосновения с внешними объектами, который они предоставляют.

    Механизм ощущений

    Восприятие - это, как мы выяснили, обработанный мозгом совокупный комплекс ощущений. Что же необходимо, чтобы сделать сами первичные чувства возможными? Во-первых, конечно же, нужен сам внешний объект - источник ощущений. Во-вторых, необходим набор инструментов, которые помогут субъекту войти с ним в контакт и получить от него информацию. Такие функциональные приспособления организма в западной психологии носят название анализаторов. Автором термина является знаменитый российский ученый, академик И. П. Павлов. Согласно его же теории, анализаторы имеют трехчастную структуру, состоящую из рецепторов, проводников и центра.

    Рецепторы

    Рецепторами называются те нервные окончания, которые входят в непосредственный контакт с внешними объектами и обеспечивают восприятие информации через раздражение.

    Соответственно, располагаются они в органах чувств - глазах, ушах, языке, носовой полости, коже. Такие рецепторы носят наименование экстерорецепторов, то есть рецепторов, направленных вовне, на внешний мир. Именно они являются основой для первичных ощущений окружающей действительности. Но вместе с ними существует и другая группа рецепторов, направленных на внутренние ощущения человека - голод, жажда и т. п. Эти нервные окончания называются интерорецепторами.

    Проводники

    Проводниками, или проводящими путями, называются нервные нити, берущие начало в рецепторах и оканчивающиеся в нервных центрах. Задача этих связей - передавать нервные сигналы от рецепторов к центру анализатора.

    Центр

    Центр анализатора - это мозг. Точнее, различные его участки, которые отвечают за вверенную им область органов чувств. Одни части мозга отвечают за зрительное восприятие, другие - за тактильное, и так далее. Центр анализатора, принимая сигнал от рецепторов посредством проводников, преобразовывает его в конкретное ощущение, которое чувствует человек.

    Таковы особенности восприятия внешнего мира - на самом деле мы не можем непосредственно ощущать вкус или запах. Наш мозг только воссоздает, реконструирует ощущения на основании полученных данных от рецепторов. И вся панорама многообразных ощущений существует лишь в голове человека.

    Число ощущений

    Как уже было замечено, всего человек обладает пятью органами чувств. Однако, согласно современной психологии, свойства восприятия состоят не из пяти, как следовало бы ожидать, а из шести ощущений. Дело в том, что моторика, которую исследователи также классифицируют в качестве источника элементарного познания, не является органом чувств. Это ее свойство добавляет в общую копилку ощущений шестое чувство, называемое кинестетическим.

    Зрительные ощущения

    Среди ученых нет единогласного мнения по поводу того, какой из органов чувств, а соответственно, какое ощущение, является наиболее важным, то есть несущим наибольшее количество ценной информации аналитическому центру мозга, формирующему конечное восприятие. В психологии, точнее в ее основных течениях, сегодня ведущая роль отводится зрению. Считается, что большая часть информации (вплоть до 80%), из которой складывается восприятие, - это визуальный контакт. Так это или нет, во всяком случае очевидно, что зрительная функция - весьма важный источник сведений о внешнем мире. Ее органы чувств - пара глаз, которые на физическом уровне воспринимают информацию от световых колебаний. Правильная работа глаз позволяет воспринимать фотонные волны в цветовом спектре, что впоследствии позволяет мозгу генерировать все то множество красок, которыми окрашен в нашем сознании мир.

    Следует заметить, что цвета бывают хроматические, то есть те, которые образуют цветовой спектр, наблюдаемый, например, в радуге. Противоположны им ахроматические. Их всего три - черный, белый и серый.

    Слуховые ощущения

    Вслед за зрительной информацией весьма важную роль в человеческой жизни играет способность распознавать звук. Последний представляет собой важный способ коммуникации и не только. Звуковые волны, которые воспринимают слуховые рецепторы, по характеру чувствования делятся на две группы. Первая включает в себя шумовые ощущения, то есть звуки, не имеющие ритмичной структуры в колебаниях звуковой волны. В противоположность им ритмично организованные волны носят название музыкальных ощущений.

    Кинестетические ощущения

    Жизнедеятельность большинства людей предполагает значительную подвижность - ходьба, печатание, одевание и множество других повседневных действий, которые нельзя выполнить, не задействовав моторную функцию. Отсюда проистекает важность четкости двигательных ощущений для жизни, ведь без них даже донести ложку до рта было бы крайне затруднительно. Эти кинестетические чувства, как уже было сказано выше, порождаются не органами чувств, а нервными окончаниями, распределенными по всему телу.

    Осязательные ощущения

    Осязательные ощущения также важны для коммуникации людей с окружающим миром, а кроме того, они же обеспечивают более глубокое восприятие человека человеком. Особенно это заметно в сексуальном контексте, но также и в воспитании детей, и в других формах взаимоотношений. Достаточно вспомнить, например, традицию рукопожатия. Другими словами, осязание имеет непосредственное значение как для продолжения рода (а значит, и сохранения вида), так и для развития общества в целом.

    Некоторые люди, а именно слепоглухонемые, то есть обделенные возможностью видеть и слышать, вообще используют тактильные ощущения в качестве единственной формы коммуникации с другими людьми.

    В целом, психологи выделяют два вида осязательного чувства: тактильное и температурное. Последнее отвечает за распознавание тепла и холода, а первое охватывает весь остальной комплекс многообразных ощущений, связанных с прикосновением.

    Вкусовые ощущения

    Чувство вкуса у человека развито довольно хорошо, гораздо сильнее, нежели чем обоняние. Кроме языка, к органам восприятия этого ощущения относится область мягкого неба.

    Состоит чувство вкуса из четырех составляющих: горечь, сладость, кислотность и соленость. За каждый из них ответственна определенная часть языка и конечная комбинация всех четырех факторов составляет все то многообразие вкусовых оттенков, которое знакомо человеку.

    Синестезия ощущений

    Особенности восприятия человека таковы, что иногда несколько базовых ощущений могут синтезироваться в одно. В психологии этот феномен обозначается термином «синестезия». Чаще всего подобное соотношение возникает между зрительным и звуковым чувствами. Человек переживает синестезию как устойчивую ассоциативную связь между оттенками и звуками. К примеру, некоторые мелодии могут иметь свой характерный цвет в восприятии таких людей.

    Другой вариант синестезии, хотя и более редкий, - это синтез зрительного ощущения с обонятельным. Такого рода связь наделяет различные цветовые оттенки собственным запахом. Развивается подобный феномен у людей, чья работа связана с обонянием, например у сомелье или парфюмеров.

    Измерение ощущений

    В психологии существует специальный раздел, в область исследования которого входит изучение взаимоотношений между силой раздражителя и яркостью переживаемого ощущения. Называется этот отдел науки психофизикой. Ее задача состоит в том, чтобы построить адекватную систему вычисления порогов ощущений и разработать соответственную ей шкалу измерения.

    Психофизики предлагают называть порог возникновения чувства, то есть то минимальное воздействие раздражителя, ниже которого ощущение пропадает, абсолютным нижним порогом. Соответственно, абсолютным верхним порогом будет та степень воздействия, выше которого ощущение также исчезнет.

    Примерами такого рода пределов для слухового восприятия человека являются частоты ниже 16 Гц (инфразвук) и выше 20 кГц (ультразвук).

    Адаптация органов чувств

    Продолжительные контакты раздражителей и рецепторов инициирует процесс, называемый адаптацией ощущений. Иначе говоря, органы чувств, приспособившиеся к регулярному воздействию, могут снизить свою чувствительность до полного игнорирования воздействия. Такая адаптация называется отрицательной. В том случае, если под действием продолжительного контакта с раздражителем интенсивность ощущений нарастает, адаптация носит название положительной.

    Самая подвижная адаптация у человека наблюдается к зрительным ощущениям, а наименее гибкая - к слуховым и к переживанию боли.

    Формирование восприятия

    Вся совокупность описанных выше ощущений формирует восприятие. Важную роль в этом процессе играет память, которая позволяет человеку запоминать опыт, приобретенный в процессе взаимодействия с внешним миром. Таким образом начинает развиваться восприятие у детей - в процессе игр, манипуляций с предметами, ползания и хватания всего подряд. Возможность хранения памяти суммирует всю полученную информацию в форме опыта и постоянно обогащает его в течение всей жизни. Он, в свою очередь, позволяет мозгу и сознанию сформировать целостное представление о внешнем мире. Важно отметить, что восприятие - это не просто сумма собранных в пучок ощущений. Это синтез, который позволяет на основе ряда чувств воспринимать мир целостно, не препарируя его в сознании на различные составляющие части.

    Типы и виды восприятия

    В психологии человека специалисты выделяют сразу несколько типов и видов восприятия. В настоящее время это более-менее сложившаяся и универсальная система, принятая повсеместно. Как и везде, развитие восприятия идет от простого к сложному. Наиболее простой тип основан на одном из ощущений. Таковым может быть прослушивание музыки или вдыхание аромата цветка. В данных примерах восприятие строится одним анализатором на основании одного раздражителя. Если в процесс отражения включается несколько ощущений, как, например, при просмотре кинофильма или при составлении букета, то восприятие относится к сложным типам.

    Кроме этого, восприятие в психологии подразделяется на несколько видов. Данная классификация основана на различении типов самих воспринимаемых объектов. Так, специалисты выделяют в отдельные виды восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения и даже восприятие человека человеком. Последнее называется по-научному социальной перцепцией.

    Восприятие времени основано на смене внутренних процессов человеческой психики, а потому в значительной степени субъективно.

    Восприятие пространства дает представление о форме, величине и расположении предметов в трехмерной действительности. Перемещение же объектов по оси координат формирует восприятие движения. Последнее бывает относительным и безотносительным. Относительное воспринимает перемещение объекта в зависимости от других предметов. Безотносительное же, напротив, воспринимает объект в изоляции от посторонних.

    Предметность и константность восприятия

    Предметность и константность - это свойства восприятия, различаемые современными психологами.

    Предметностью называется конкретность объекта, то есть его наличность и объективное присутствие в пространстве и во времени. В противоположность этому психологи выделяют сугубо умозрительные, абстрактные понятия и категории, которые являются не продуктами отражательного процесса и объектом восприятия, а плодом мышления или воображения. Поэтому воспринимаемыми могут быть только феномены, обладающие характеристикой предметности. Это называется объективным началом.

    Восприятие в психологии наделяется также свойством константности, то есть способностью сознания сохранять за предметом его существенные характеристики вне зависимости от расстояния до человека. То есть один и тот же объект, например, большой воздушный шар, удаляясь от человека, все равно будет интерпретироваться сознанием как большой воздушный шар. Это свойство психики делает возможным различать перспективу и адекватно ориентироваться в пространстве.

    Расстройства восприятия

    Дисфункция восприятия вызывает сбои в координации и коммуникации субъекта и объекта. До некоторой степени можно намеренно вызвать такое расстройство, используя особенности человеческой психики.

    Этим пользуются, например, фокусники, прибегая к помощи различных инструментов, приспособлений и суммы определенных психологических знаний.

    Иной путь воздействия на процесс восприятия - принятие психотропных веществ, вызывающих галлюцинации и видения.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.