С приближением весны изменилось поведение зимующих птиц. Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушки

Нина Александровна Волкова
Наблюдение за птицами в марте на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке в марте.

Поведение птиц весной (гнездование)

март 1 неделя

h4]Наблюдение «О чём поют воробышки в последний день зимы?»

Задачи. Обобщить представления детей о жизни птиц в зимний период. Расширять знания о воробьях. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

По лесному календарю сейчас месяц «дотерпи до весны». Как вы думает, почему он так называется?

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

– Мы дожили! Мы выжили!

– Мы живы, живы мы!

В. Берестов

Почему воробышки поют в последний день зимы «Мы дожили! Мы выжили! Мы живы, живы мы!»?

Почему птицам трудно найти корм зимой?

Почему птицы зимой часто погибают?

Как мы помогали птицам пережить зиму?

Какие изменения произошли в природе?

Почему птицам сейчас легче живётся, чем зимой?

Какие изменения произошли в поведении воробьёв весной?

Сегодня последний день зимы, завтра по календарю наступит весна. Солнце пригревает сильнее, день становится длиннее, воробьи радуются, весело чирикают.

Вспомним с вами, как жили птицы зимой.

Воробьи и голуби

В гости прилетели, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями) .

Грустные, нахохлившись,

На берёзу сели. // Присесть, встать

Лапки поднимали,

Пёрышками согревали. // Встать на одну ногу, постоять

Зёрнышки искали,

Ничего не увидали // Наклон, выпрямиться, пожать плечами.

Мы кормушки смастерили,

Птичек в гости пригласили. // Ударяют кулачок о кулачок.

Зимующим птицам рады мы,

Мы насыплем им еды. // Имитация, рассыпают корм.

март 2 неделя

Целевая прогулка в сквер (парк) «В Иванов день птицы гнёзда обретают».(9 марта)

Задачи. Формировать интерес детей к народным приметам. Расширять знания о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Развивать любознательность, наблюдательность.

Рассказ педагога (в группе, перед прогулкой).

По народному календарю 9 марта – Иванов день. Народные приметы говорят, что в Иванов день птица гнездо обретает. Как вы думает, что это означает?

Обретает, то есть птица подыскивает место для гнезда, начинает строить.

Цель нашей прогулки: поведение птиц в марте. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят изменения в поведении птиц. Вспомним правила наблюдения за птицами.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Напомнить детям, что зимующие птицы всё ещё нуждаются в помощи людей.

Весёлые упражнения «Зимующие птицы».

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Рассказ педагога. Весной воробьи галдят – места для гнёзд делят. В Иванов день птицы гнездо обретают. Обретают, то есть начинают гнёзда строить. Люди помогают птицам: поправляют старые скворечники в садах, сооружают новые. Народная примета говорит, если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - лето будет холодным.

март 3 неделя

Рассказ педагога «Почему так говорят “Грач на горе – так и весна на дворе”»

Задачи. Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Обогащать представления детей о птицах. Развивать мышление, внимание, память.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Недавно я услышала такую народную примету «Грач на горе - так и весна на дворе». Как вы думаете, почему так говорят?

Грач – это кто?

Ещё в полях лежит снег, но уже появились первые проталины. Весной в старину дети малые по улицам бежали, грачей закликали.

Грачи - киричи

Летите, летите,

Дружную весну

Несите, несите!

Грачи – это наши первые весенние гости. Только пригреет солнышко, зажурчат ручейки, запестреют в полях проталины, смотришь – и грачи уже прилетели из тёплых стран. Вот они, чёрные, как угли, разгуливают по проталинам, копошатся в оттаявшей земле: то зёрнышко найдут, то корешок откопают. Ранней весной грачам не очень-то сытно живётся.

Но вот пройдёт неделя, другая, подсохнут поля, выйдут земледельцы землю пахать. Тут грачам самое раздолье: ходят целой стаей вслед за плугом, выбирают из свежей пашни разных личинок, жучков, слизняков. Молодцы, грачи! Ведь все эти жуки да личинки – наши враги. Они хоть и маленькие, а вред приносят большой – хлеб портят. Поэтому русский народ грача уважает.

Наблюдательные люди знают, что если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку своих гнёзд, то весна будет скорой и дружной. А вот если птицы, посидев на гнёздах непродолжительное время, снова взлетают, холода продержатся ещё несколько дней. Земледельцы использовали грачей как своего рода посевной календарь: если птицы сели на гнёзда, то уже через неделю можно выходить в поле.

Как вы думаете, можно ли увидеть грача в городе?

Почему грачи живут ближе к деревням?

Грачи питаются червяками, насекомыми, поэтому они селятся там, где легче найти себе пищу.

Весёлые упражнения «Грачи».

Грачи в поле прилетали,

Червячков везде искали. // Взмахи руками, наклон, выпрямились.

Важно по полю ходили,

Не одного не пропустили. //

Ходьба на месте, с высоким подниманием колена (бедра).

Дружно взлетели,

К деревьям полетели. //

Гнезда строить начинают,

Веточки собирают. // Наклоны вперёд.

Вот такие молодцы,

Чёрные грачи. // Руки на пояс, поворот туловища вправо, поворот влево.

март 4 неделя

Наблюдение «Всякая птица по-своему поёт».

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, умение различать на слух голоса птиц. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Я слышу пение птицы. Интересно, какая птица спряталась на дереве. А вы как думаете?

Дети слушают пение птиц.

Можете ли вы по пению птицы узнать, какая птица спряталась на дереве?

Цель. Упражнять в умении различать голоса птиц, образовывать от звукоподражаний глаголы.

Руководство.

Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

«Чик-чирик, чив-чив»? (Воробей). Что делает воробей?. (Чирикает).

«Стр-стр, ча-ча-ча!»? (Сорока). Что делает сорока?. (Стрекочет).

«Кар-кар»? (Ворона). Что делает ворона?. (Каркает).

«Свири-свир»? (Свиристель). Что делает свиристель?. (Свиристит)

«Рюм-рюм-рюм»? (Снегирь). Что делает снегирь?. (Рюмит).

Всякая птица по-своему поёт. По пению птицы можно узнать, какая птица спряталась недалеко от нас. Грачи, приветствуя друг друга, кричат «Ках» или «Крах».

Весёлые упражнения «Грачи».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Исследование «Можно ли перелётным птицам вернуться домой?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнить и расширить представления о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Можно перелётным птицам домой возвращаться?

Или лучше им на юге остаться?

Дайте точный мне ответ,

Возвращаться им, иль нет.

Вопрос: можно ли перелётным птицам вернуться домой. Выяснить: есть ли корм для птиц. Задание понятно?

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Вывод. Земля оттаяла, в ней можно найти червяков, появляются насекомые. Перелётным птицам можно возвращаться домой.

Рассказ педагога. Ранней весной из тёплых стран возвращаются в родные края вестники весны – скворцы. Скворец – крупная, красивая птица. Оперение скворца чёрное, с металлическим блеском. Присмотревшись можно увидеть фиолетовые и зеленоватые отливы в оперении. Перья скворца покрыты белыми пятнышками. Клюв длинный и острый, весной жёлтый, а к осени темнеет. Ноги красновато-коричневые.

Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков – скворечников и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса и поля. Песенка у скворушки красивая, звонкая. Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой.

Скворцы никогда не остаются без дела. Они оберегают наши поля, огороды, сады, являются верными друзьями человека. Весь день скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотясь в поле, в лесу, на поляне, собирают для птенцов корм. Скворцы всеядны. Весной и летом они питаются насекомыми, червями, гусеницами, пауками, а поздним летом переходят на растительную пищу, поедая различные семена и фрукты.

Скворцы

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Шорыгина Т. А.

Рассказ педагога Народный праздник «Жаворонки». (22 марта)

Задачи. Обогащать представления детей о птицах. Формировать представление о народных культурных традициях. Развивать мышление, внимание, память.

Беседа.

Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В. А. Жуковский

Жаворонок – неприметная серо–бурая птичка, маленькая, как воробей. Знаменит жаворонок своим пением. Ранней весной, когда на полях ещё лежит снег поёт свою песню жаворонок. Стремительно взмывая в небо, трепеща крылышками, взлетая всё выше, и выше жаворонок исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива звонкая песня жаворонка.

22 марта – старинный народный праздник – Жаворонки. По народному поверью считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы.

Хозяйки с утра тесто месили, печенье – жаворонки лепили, в печке запекали, детей угощали. Угощали да приговаривали «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Дети жаворонки вверх поднимали, в поле бежали, весну закликали.

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И просили у жаворонка счастья да здоровья.

Жаворонки, жаворонки!

Летите из-за моря,

Несите здоровья

Кому крошку, кому ложку,

А мне целую лепёшку!

Игра «Жаворонок».

Дети стоят по кругу. Ребёнок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,

Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик в группе. Дети открывают глаза, ищут колокольчик. Тот, кто первый найдёт, поднимает колокольчик, и говорит «Я – жаворонок!». Игра повторяется.

Наблюдение «Перелётные птицы».

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Почему осенью многие птицы улетели в тёплые края?

Насекомоядные птицы улетели, потому что исчез корм, которым они питались: насекомые. Водоплавающие птицы улетели, потому что замёрзли реки и озёра, где они кормились.

Наступила весна. Как вы думаете, перелётные птицы вернутся домой?

Почему вы считаете, что перелётные птицы вернутся домой?

Каких перелётных птиц вы знаете?

Какие перелётные птицы уже вернулись из тёплых стран? (грачи, скворцы, жаворонки)

Наступила весна. Появляются насекомые, поэтому насекомоядные птицы возвращаются на Родину. Первыми прилетели грачи, а за ними скворцы, жаворонки. А скоро прилетят и другие птицы.

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей, // Бег по кругу.

И подснежник маленький

Вырос на проталинке. //

Возвращаются скворцы –

Работяги и певцы, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся. // Кружатся на месте.

Г. Ладонщиков

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Целевая прогулка в сквер (парк) «Поведение птиц весной».

Задачи.

Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Шорыгина Т. А.

Цель нашей прогулки: поведение птиц весной. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят не только голубей и воробьёв, но и многих других птиц, которые прилетели в наш город весной. Во время путешествия нужно внимательно наблюдать за птицами. Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей, // Бег по кругу.

И подснежник маленький

Вырос на проталинке. //

Присесть, встать, руки вверх, через стороны вниз (раскрывается цветок).

Возвращаются скворцы –

Работяги и певцы, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся. // Кружатся на месте.

Г. Ладонщиков

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Весной вся природа оживает. Птицы радуются наступлению тёплой погоды. Они поют песни, ищут места для гнёзд, некоторые птицы строят свои гнёзда.

Исследование «Чем заняты воробьи?»

Задачи. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Формировать реалистические представления о птицах. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Что весна птицам подарила?

Что в их жизни изменила?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: чем заняты воробьи, что за дела у них весной. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Воробьи громко чирикают, собирают с земли веточки, травинки, лоскутки, бумажки и всё это несут на деревья.

Рассказ педагога.

Во второй половине марта воробьи разбиваются на пары и приступают к постройке гнёзд. Строительство гнезда - дело нелёгкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювах пёрышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают. Воробьиная пара вместе строит гнездо.

Исследование «Что изменилось в поведение птиц весной?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнять и расширять знания о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Что весна птицам подарила?

Что в их жизни изменила?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Вопрос: что изменилось в поведении птиц весной. Выяснить: как ведут себя птицы весной и почему они так себя ведут. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Солнце весной светит ярче, греет сильнее, много тепла и света. Птицы радуются теплу, поют песни, строят гнёзда.

Рассказ педагога.

Птицы заботливые родители. Весной самцы ищут для своей семьи место для гнезда, и пением привлекают самок. Птицы вместе строят гнёзда. Гнездо - это птичий домик. Разные птицы строят гнёзда по-своему, но чаще всего гнездо напоминает чашу, сплетённую из веток и травы. Внутри гнездо выстлано свежей травой и пухом. Одни птицы строят гнёзда на ветках деревьев, чтобы спрятать его среди листвы, другие на земле прячут гнёзда в траве.

Крупные птицы, например, орлы, аисты, строят гнёзда из толстых веток. Кажется, что это просто куча мусора. Но внутри гнездо выстлано мягкой травой и пухом. Есть среди птиц настоящие мастера. Например, одни ласточки выкапывают себе лапками норки в глинистом берегу, другие лепят своё гнездо – корзинку из сырой земли и слюны и прикрепляют гнездо к крыше дома.

А маленькая птичка ремез плетёт своё гнездо из пуха, шерсти, трав. Гнездо ремеза похоже на варежку, только вместо большого пальца вход в гнездо. В таком гнезде птенчиком тепло и безопасно. Ни какой хищник не достанет птенцов.

Наблюдение «Почему птицы живут рядом с людьми?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между окружающей средой и жизнью птиц. Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Весной лесные птицы возвращаются домой, в лес, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов.

Почему воробьи и голуби весной не улетают из городов в лес?

Как вы думаете, где воробьи и голуби строят свои гнёзда в городе?

Городские воробышки строят свои гнёзда под козырьком подъезда или балкона. Сизые голуби строят свои гнёзда под крышами, на чердаках, на карнизах каменных домов, в нишах среди лепных украшений.

Где легче найти корм: в лесу или возле людей?

Где живёт больше хищных птиц и животных: в лесу или в городе?

Какие хищные животные угрожают птицам в городе?

А кто, кроме кошек может разрушить гнездо, погубить птенцов?

Птицы живут рядом с людьми потому, что они защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Люди должны оберегать птиц и птичьи гнёзда.

Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Разговор-размышление «Почему перелётные птицы возвращаются в родные края?»

Задачи. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Закреплять представления детей о птицах. Воспитывать любовь к Родине.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Журавлики-журавли,

Вы куда свой путь вели?

Где летали?

«Мы в чужих небесах,

Мы в чудесных лесах

Побывали».

Расскажите, журавли,

Как на том краю земли

Зимовали.

«Мы в далёкой стране,

По родной стороне

Тосковали».

Платон Воронько

Тёплые края, чудесные леса, почему же птицы возвращаются в родные края, туда, где они родились? (ответы детей)

Педагог выслушивает мнение всех детей, уточняя источник полученной информации.

А какие перелётные птицы вернутся в наши края?

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

– Где же лучшая земля? –

Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края!

Платон Воронько

Мудрая народная пословица говорит "Всякому мила своя сторона". Птицы всегда возвращаются в родные края, туда, где они родились.

Рассказ педагога.

Журавли летят клином и громко курлычут, приветствуя родные края. Немного отдохнув после долгого перелёта, журавли огляделись, прошлись на высоких ногах, словно на ходулях по болотцу и стали искать, опустив длинный клюв в болотную воду, червяков, жучков, лягушек и головастиков.

Весной журавли устраивают игры и танцы. Подходит журавль к журавлихе, встаёт перед ней и кланяется, кивает головой, приглашая потанцевать. Журавль с журавлихой подпрыгивают, приседают, перебирают ногами, машут крыльями. Сначала птицы танцуют медленно, а потом все быстрее и быстрее. Скоро со всего болота собирается журавлиная стая, птицы образуют вокруг танцующей пары круг, а потом, не в силах удержаться, и сами пускаются в весёлый пляс.

К нам, в Челябинскую область прилетают из тёплых краёв белые журавли, серые журавли и журавель-красавка. Журавель-красавка редкая птица, она занесена в Красную книгу.

Импровизация «Танец журавля».

Представьте, что вы журавли. Вы танцуете, высоко поднимая колени, подпрыгиваете, приседаете, перебираете ногами, машете крыльями. Сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее.

150 миллионов лет назад от предков динозавров произошли птицы. Сильно изменяясь, они приобретали разнообразные формы, повадки, размеры. Это позволило им со временем заселить все континенты, освоить самые разные экологические ниши.

Чтобы попасть в царство пернатых, человеку не нужно отправляться за тридевять земель. Птицы – рядом с нами. Всё время на глазах у человека.

Чную литературу о повадках зимующих птиц.

Птицы – одни из самых своеобразных животных, населяющих нашу планету. Птицы удивительно разнообразны по внешнему облику, встречаются во всех без исключения уголках земного шара и наиболее многочисленны среди всех наземных животных. Орнитологи – специалисты, изучающие птиц, - насчитывают около 8700 видов.

Птицы – одни из наиболее заметных представителей животного царства. Даже в центре крупных городов, где практически не осталось естественных зеленых насаждений, отсутствует почвенный покров, много людей и транспорта, можно встретить снующих под ногами воробьев и голубей или услышать в воздухе голоса стремительно летающих стрижей и ласточек.

Фауна птиц нашей республики разнообразна и насчитывает около 300 видов из 19 отрядов.

Они являются неотъемлемой частью природы и населяют различные лесные территории, поля и луга, сады и огороды, берега водоемов, города и селения. Наиболее многочисленными являются мелкие воробьинообразные, или воробьиные. Многие представители этого отряда птиц хорошо известны и узнаваемы в природе, например синицы, ласточки, соловьи, щеглы, снегири.

1. 2. Зимующие птицы.

Бывают птицы разными: К их перышкам взъерошенным

Одни боятся вьюг Не пристают снежинки,

И улетают на зиму Они и под порошами

На добрый, теплый юг. Резвятся для разминки.

Другие – те народ иной: Но если долго снег идет

В мороз над лесом кружат, И долго длится вьюга,

Для них разлука с родиной Тогда, друзья, приходится

Страшнее зимней стужи. Пичугам нашим туго.

Синичкин день.

Много на Руси памятных дней и праздников. Одним из таковых является и Синичкин день, который, по народному календарю, выпадает на 14 ноября. В этот день прилетают зимние птицы, а зимним гостям люди рады, как и весенним. И всех их встречает Синичка.

Из всех пернатых синицы наиболее полезны. Замечено, что синички не боятся ни раскачивающихся на ветру подвесок, ни узких лазов к корму.

Лучший корм для синиц – семечки подсолнуха, зёрна конопли, репейника. Любят синицы и обрезки мяса, сыра, а в холода – несолёные жир и сало. Кусочки сала подвешивают к ветке с помощью большой проволочной булавки. Жир можно горячим залить в пластмассовые баночки, а после застывания подвесить в опрокинутом виде.

Это мои любимые птички. У них красивое оперение: жёлтое брюшко, чёрная шапочка и очень беленькие щёчки, крылышки в чёрных и белых полосках.

Много у нашего народа любимых птиц, а вот снегири, самые любимые. Снегирей мы чаще видим зимой. Они хорошо видны на фоне выпавшего снега и очень красивы в своих ярко-красных нарядах.

В отличии от синиц, они – птицы солидные, не суетятся, не торопятся. Снегири ещё и «рыцари»: самцы, как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины самке.

Клест считается святой птицей. Если присмотреться, клюв его похож на крестик. Обитают клесты в еловых и сосновых лесах и кормятся семенами хвойных растений, которые созревают именно зимой. В феврале у клестов появляются птенцы. Один из родителей всегда находится в гнезде, чтобы птенцы не замерзли.

Свиристель.

Свиристели имеют ярко-бурую окраску и завидный хохолок на голове. Всю зиму они перелетают с места на место, подъедая урожай ягод и плодов с различных деревьев и кустарников.

Воробьи живут стаями, гнезда устраивают в различных укрытиях в зданиях, жилищах. В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранить тепло тела.

Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны, воробьи и галки ночуют стаями прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. А тетерева и рябчики прячутся под снегом.

1. 3. Зимняя подкормка птиц.

Трудно птицам жить зимой, Вот в этот самый трудный час

Корм себе найти. Спасенья птицы ждут от нас!

Кто их может кроме нас Кормите их! Согрейте!

От голода спасти? Повесьте домик на суку,

Сугробами засыпаны Рассыпьте крошки на снегу,

Бугры, дворы, дорожки, А то и манной кашки

Не могут пташки отыскать И оживут бедняжки.

Ни зернышка, ни крошки. По небу весело скользя,

И вот летают все слабей Взлетят пернатые друзья

Ворона, галка, воробей. И пропоют, чирикая:

Скорей на помощь, дети! «Спасибо вам великое!»

15 января – самая середина зимы – традиционно отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми - практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу. А хороший слой жира под кожей еще и образует дополнительную защиту от морозов.

Зимняя подкормка птиц - уже довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться - различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой, даже типично лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тетка, и он заставляет на определенное время забыть о естественной осторожности.

Глава II. Мои наблюдения.

Наблюдать за птицами я начала с 14 ноября. Кормушку мы вешаем каждый год в середине ноября, а снимаем, как только растает снег. Кормим птиц пшеном, потому что хлеб, семечки, рис, гречу они едят плохо. Зерно насыпаем в определенное время три-четыре раза в день, поэтому птицы знают, когда им ждать еду. Количество корма зависит от температуры на улице. Когда холодно, насыпаем больше корма. За зиму они съедают примерно тридцать килограммов пшена.

Этой зимой ее первая половина выдалась на редкость мягкой. Но вот в начале января ударили морозы, выпал снег, и теперь птицам стало трудно добывать себе корм. При взгляде на какую-нибудь пичужку, распушившую перья от холода, пытающуюся усидеть на ветви дерева под напором ветра, поневоле сжимается сердце. Настало время помочь нашим пернатым друзьям, благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Какое удовольствие наблюдать за птицами возле кормушки! Тем более что зимой они легко идут на контакт с человеком, можно приучить брать пищу с рук.

В кормушку прилетали в основном воробьи, синиц было совсем мало. Но когда мы повесили кусочек свежего несоленого сала, которое очень любят синицы, их стало в птичьей столовой гораздо больше. Что важно – сало обязательно должно быть несолёным, иначе птичка может погибнуть. Синички очень забавно держатся за него своими крохотными лапками и отщипывают по кусочку. Две-три едят, остальные ждут на ветках своей очереди.

Синички гораздо культурнее воробьев, они не устраивают у кормушки потасовок. Воробьев прилетает много. Их трудно считать, они непоседливы, ведут себя шумно, постоянно дерутся. Их часто гоняют галки. Им тоже хочется корма. Когда мы замечаем это безобразие, то обязательно приходим на помощь воробьям.

Выводы и предложения

Подводя итог проделанной работе можно сделать вывод, что подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, различными жирами - маргарином, маслом и т. п. Повесьте на гвоздь за окном в старой авоське пачку маргарина или кусок плавленого сырка. Синицы быстро найдут лакомство. Птицы привыкают к людям в комнате, и через несколько дней вы сможете наблюдать за их возней с расстояния всего в несколько сантиметров, через оконное стекло. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черного ржаного давать нельзя). Лучше использовать измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби.

Для снегиря и других зерноядных птиц с лета и осени сушат пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т. д. Для свиристели и дроздов-рябинников - гроздья ягод, калины, рябины, черной и красной бузины. Охотно лакомятся ими и снегири, но в отличие от предыдущих видов едят не ягоды, а косточки.

Самые простые в изготовлении кормушки из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан, засыпать корм и подвесить на веревочке к дереву.

Заключение.

Таким образом, в проделанной работе мы рассмотрели и проанализировали поведение птиц в зимний период используя научные источники и собственное наблюдение.

Цель исследования: Проанализировать поведение птиц в зимний период достигнута. Птицы разных видов отдают предпочтение определенному виду корма. Количество птиц возле кормушки в разную погоду не одинаково. В холода птиц больше.

Гипотеза: Количество птиц, прилетающих к кормушке, зависит от погодных условий и вида корма, выдвинутая вначале работы, подтвердилась полностью.

Наблюдая птиц, можно заметить, как закономерно по сезонам года меняется их активность. Эта смена отражает повышение или понижение уровня жизнедеятельности в зависимости от того, в какую фазу годового цикла вступает организм птицы в данный период. Он жестко «запрограммирован» на несколько таких фаз, и поведение птиц , даже их облик настолько зависит от времени года, что кажется, будто мы имеем дело с различными существами: зимой - с одними, летом - с другими. Зимой активность птиц значительно понижена и имеет лишь одну цель – добыча пищи.

Половые различия между птицами зимой будто отсутствуют. Самцы и самки практически не различимы друг от друга до наступления весны. И лишь перед приходом весны самцы становятся яркоокрашенными, чтобы привлечь своим видом самок (в мире людей – все наоборот!).

Эти изменения легко проследить, присмотревшись к домовым воробьям . Зимой самец лишь немного ярче самки, наряд его тусклый и неброский. К весне на сером фойе ярко вырисовывается черный «галстук» и «платочек» на голове. С осени этот костюм прятался под буровато-серыми кончиками перьев, а с приходом «весны света» кончики обносились, и обнажилось нарядное оперение, которое называют брачным нарядом.

Чем ближе весна, тем сильнее меняется и поведение птиц. Дружные стайки синиц , обычные на кормушках зимой, вдруг перестают ими интересоваться. Между самцами возникают ссоры. Стайки начинают таять, и вот уже встречаются только парочки синиц - самец и самка. Весна вносит сумятицу в воробьиные компании. То тут, то там на обтаявшем асфальте возникают коллективные ссоры. Часто думают, что это дерутся самцы. Но присмотритесь к такой «драке». В центре компании сидит серенькая самка и раздает удары толпящимся вокруг «ухажерам». Чтобы завоевать ее расположение, самец должен сначала найти место для будущего гнезда и показать самке. Никто из бесквартирных самцов не пользуется ее благосклонностью.

Совсем иначе ведут себя весной поползни. Зимой они не терпят себе подобных. И самцы и самки держатся поодаль друг от друга. Стайку синиц, как правило, сопровождает один поползень. То же можно сказать о дятлах. При встрече двух птиц обычно возникают драки. Весной ситуация постепенно меняется: самец и самка перестают сторониться друг друга, временами между ними еще возможны короткие стычки, но в общем заметно взаимное тяготение. Общее возбуждение выражается и в новых весенних звуках. Агрессивное отрывистое бульканье поползней переходит в призывный громкий свист, за который их называют «ямщиками». Иногда самец начинает булькать на самку, а затем, словно спохватившись, без перерыва переходит на свист.

Еще раньше, в тихие серенькие январские дни, большие синицы начинают издавать характерное двойное позвякивание, предваряющее песню. Оно так и называется — подпесня. С наступлением солнечных дней, в конце января - начале февраля, она переходит в первую весеннюю песню среднерусского леса. Весенние нотки можно услышать и в карканье ворон, и в чириканье воробьев - это тоже своеобразное пение, весенний ток. Дробь дятла тоже несет функции песни и относится к инструментальным звукам, в которых не участвует голос.

Удлиняется день, и уровень активности птиц продолжает повышаться. Объединившись в пары, они начинают занимать строго определенные участки леса, которые в дальнейшем станут окрестностями гнезда. У многих птиц самец сначала выбирает место для гнезда, а потом уже приводит к нему самку. Если будущая квартира ей не понравится, самцу приходится подыскивать новую. Так поступают воробьи, скворцы, дятлы. Самец большого пестрого дятла особым замедленным полетом привлекает самку в окрестности будущего дупла, которое потом сам же и долбит. Частые барабанные дроби служат предупреждением возможному сопернику, так же как и демонстрация ярких белых рулевых перьев и предъявление противнику мощного клюва, удлиненного черными «усами». При установлении границ участков между самцами часто возникают ссоры. Их можно наблюдать у зябликов , самцы которых возвращаются с зимовок раньше самок и делят территорию на гнездовые участки. Только когда они поделены, самцы начинают петь, заявляя о своем праве на площадь и о готовности принять будущую «хозяйку». Так обстоит дело у большинства птиц. Но есть и исключения.

Когда у одного самца бывает помногу самок - у глухарей, тетеревов, многих куликов, — гнездовой участок выбирает только самка. Так же обстоит дело у уток , у которых пара сохраняется очень недолго, только до окончания откладки самкой яиц. Затем самцы собираются в стаи и уходят линять в «крепкие», труднодоступные, скрытые места или на открытую воду.

У колониальных птиц участки чрезвычайно малы. Чайка считает «своим» такой кусочек суши, до границы которого она может дотянуться клювом, не сходя с гнезда. Чайки-моевки делают гнезда на узких уступах, где едва помещается одна птица. Тем не менее, перебранки с соседками на их базарах - обычное дело. В колониях кайр и пингвинов , где птицы размещаются «плечо к плечу», участков вообще нет. Помногу лет подряд существуют гнездовые участки у птиц, объединяющихся в пары на всю жизнь,- лебедей, гусей, аистов, воронов, хищных птиц. Эти птицы занимают большие территории - до нескольких квадратных километров.

Птицы, улетающие или уплывающие за кормом особенно далеко от гнездовий, часто вовсе не имеют индивидуальных участков. Основная причина итого - разделение гнездовой территории и кормовой базы. Именно так формировались в процессе эволюции поселения колониальных птиц - грачей, ласточек, чаек , некоторых дроздов. Например, певчий дрозд , собирающий корм и лесу, защищает обширную территорию вокруг гнезда, которая служит и кормовым участком. А дрозды-рябинники , летающие кормиться из леса, где размещаются их гнезда, на поля, считают «своим» практически только дерево, на котором расположено гнездо. Поэтому гнезда рябинников размещены гораздо теснее, чем гнезда других видов дроздов. Их поселения приближаются к настоящей колонии. Преимущества такого образа жизни очевидны - это коллективная защита от врагов. Под защитой колониальных птиц чувствуют себя в безопасности и многие одиночно гнездящиеся. Например, гнездам уток, лысух, куликов не страшны хищники, если по соседству расположено шумное поселение чаек.

После определения границ участка вся энергия птиц, очень высокая в это время года, бывает направлена на строительство гнезда. Это одна из самых своеобразных и

сложных форм поведения, свойственных птицам. Приведем несколько примеров. Самец певчего дрозда собирает в лесу гнилушки и опилки из трухлявых пней. Эту массу,

размоченную водой или слюной, он передает самке. Та кладет опилки на дно будущего гнезда и грудью размазывает их по стенкам, вращаясь как волчок. После многоразового оштукатуривания гнездо несколько дней сохнет, а потом уже самка начинает откладку яиц.

Дрозд и его гнездо

Обитатели северных морских островов — тупики — роют поры в мягкой почве лапами и мощным плоским клювом. Колония тупиков находится глубоко под землей. Норы длинные — до 3 м - и извилистые, па конце с гнездовой камерой. Ходы соседних нор сливаются, образуя подземный птичий город. Почва каждый год так хорошо перекапывается и обильно удобряется, что местная флора получает прекрасные условия для развития. Такие яркие цветы, как на колониях тупиков, не встречаются больше нигде среди скудной северной растительности.

Колония тупиков

Синицы-гаички сами выщипывают гнездовое дупло в мягкой древесине гнилых осин или берез. Это единственные синицы, которые могут сами построить себе жилище. На постройку у пары гаичек уходит больше двух недель.

Биологическое значение гнезда в жизни птиц огромно. Снесенные яйца, а затем и вылупившиеся птенцы размещены в нем очень компактно, и это не случайно – именно таким образом создаются наиболее благоприятные условия для развития потомства. Яйца располагаются в нем так, что занимают наименьшую возможную поверхность. Это особенно заметно у куликов . Четыре их крупных грушевидных яйца лежат в гнездовой ямке так, что насиживающая самка как раз прикрывает их своим телом. Сам материал гнезда обеспечивает оптимальные температурные условия для развития яиц, а затем птенцов. Последнее особенно важно, так как малыши птенцовых птиц не способны поддерживать постоянную температуру тела. Лежа тесной кучкой, они легче противостоят охлаждению. Подросшие птенцы полностью занимают всю чашку гнезда, что тоже способствует сохранению тепла. Основную роль по поддержанию температуры в гнезде играет насиживающая самка.

Жизнь птиц зависит от смен времён года и строго подчиняется природным циклам, и зима - самый сложный период в жизни птиц.

Наблюдения за живой природой покажут, как с приближением весны изменилось поведение зимующих птиц.

Быстрая навигация по статье

Зимующие птицы и приближение весны

Следя за изменениями в поведении зимующих птиц, можно найти признаки приближающейся весны: ясными солнечными февральскими днями слышно звонкое пение синиц, оживляются вороны, в лесу слышно дробь дятла. Однако главным признаком наступления весны считают прилёт грачей.

В марте зимующие птицы меняют своё поведение на более заметное: длиннохвостые синицы подолгу греются на солнышке и в их пении появляются новые весенние нотки. С приближением весны птицы начинают готовиться к периоду гнездования, поэтому новые "песни" можно услышать даже от зимующих у нас соек и сорок.

С появлением первых проталин и сходом снега с полей, начинается массовый прилёт перелётных птиц и в "птичьем царстве" начинается заметное оживление и суета. Зимующие птицы и прилетевшие активно ищут место для гнезда. С приближением весны у птиц начинается период токования — всё громче и веселее слышен птичий щебет.

Наблюдение за птицами

Наблюдать за изменением поведения птиц лучше всего на лесных опушках — лес ещё укрыт снегом, зато на опушке снег уже сошёл. По вечерам зимующие птицы собираются в стайки (ночью ещё холодно).

Вечерний воздух наполняется птичьим гамом и щебетом, а днём на лесных опушках наступающая весна приготовила для птиц природные кормушки - проталины.

Весенние ненастья и временные возвращения холодов, возвращают птиц к зиме. Их поведение изменяется: они снова тянутся к жилищу человека — перелетают небольшими стайками с дерева на дерево и в их щебете не слышно весенних песен.

К концу апреля у большинства зимующих птиц в гнёздах уже отложены яйца.

Ведя наблюдения за природой, можно увидеть первые весточки приближения весны даже по тому, как изменяется поведение зимующих в наших краях птиц.

С давних времен человека привлекали птицы. Мечта о свободном полете в безоблачной синеве неба не оставляла умы ученых, философов и простых обывателей. Наблюдение за парящими пернатыми побудило мифологического Икара к созданию крыльев и бесстрашному полету к солнцу. Проходят годы, а люди, поднимая голову к небу, с легкой завистью смотрят вслед улетающим птицам.

Зимующие птицы

С наступлением холодов многие птицы улетают в южные страны, но некоторые остаются зимовать на прежних местах обитания. Наблюдение за птицами зимой может доставить огромное удовольствие любознательным малышам. Заботливые родители охотно отвечают на возникающие в детских головках немыслимые вопросы.

Среди зимующих птиц особо можно выделить синицу. Эта небольшая птичка с яркой желтой грудкой - частый гость приготовленных людьми кормушек. За ней очень интересно наблюдать.

Интересны также важные и степенные вороны, расхаживающие по городским паркам в поисках пропитания. Блестящие перья, отливающие смолянистыми оттенками, переливаются в солнечных лучах, придавая птицам особой горделивости.

На белоснежном снегу, подобно капелькам алой крови, россыпи ягод рябины привлекают снегирей. Красногрудый зимний гость является настоящим символом трескучих морозов, пушистого снега и Нового года.

Наблюдение за птицами у кормушки вызывает трогательное ощущение заботы о крохотных вездесущих воробьях. Привычные и родные птицы в зимние холода большими стаями слетаются к ним в поисках пропитания. Кажется, что только бойкую сороку не пугает приход зимы. Наполняя пространство заливистым треском, с особым азартом прыгает она по ветвям деревьев.

Синица — знакомая с детства птица

Интересной, увлекательной и познавательной может стать зимняя прогулка. Наблюдение за птицами позволяет заметить особенности и повадки, которым в повседневной жизни не придают особого значения. Знакомая с детства верткая синица на самом деле является лесным обитателем. Лишь с наступлением суровой зимы она вынуждена прилетать в населенные пункты в поисках пропитания.

Мало кто знает, что привычных зимних жителей нельзя кормить Синицы оставляют часть корма в зобу, где крошки начинают набухать, вызывая брожение. Такой процесс может привести к гибели желтогрудой певуньи.

Особенности полета синицы

Наблюдение за птицами зимой позволит заметить интересную особенность. Крохотная синица никогда не ест семечку целиком. Прижимая ее лапкой к ветке, она проклевывает оболочку и только тогда приступает к трапезе, отщипывая маленькие кусочки мякоти. Полет синицы - отдельная тема, на примере которой можно заметить способность птицы экономно расходовать силы.

Летают птахи очень быстро, однако взмахивают крыльями редко. Наблюдая за полетом, можно заметить, как крохотные желтогрудки ныряют вниз, затем устремляются в небесную высь, выделывая в воздухе головокружительные трюки. Очень интересно наблюдать за полетом птицы при замедленном воспроизведении видеосъемки, однако даже невооруженным глазом можно увидеть характерные особенности.

Ворона — умная птица

Вороны, вопреки расхожему мнению, очень умные птицы, именно о них дальше пойдет рассказ. Наблюдение за птицами, представляющими семейство Вороновые, иногда может позволить заметить действительно удивительные вещи. Частые гости городских скверов и парков, выискивают на земле блестящие предметы. Постоянные наблюдатели рассказывают увлекательные истории о том, как птицы собирают кусочки фольги, обертки от конфет, крышки от бутылок. Предварительно сделав в снегу небольшую ямку, свои находки вороны надежно прячут, старательно укрывая снегом тайные места.

Отдельного упоминания достойно воронье жилище. Птицы строят свои гнезда на верхушках деревьев, при этом делают это так, что никакой ветер не способен сбросить гнездо с высоких крон. Отламывая тонкие веточки, степенные вороны бережно несут их в гнездо. Казалось бы, на земле множество старых веток, но для птицы они не представляют интереса. Прошлогодние палочки могут быть слишком сухими и ломкими, издавать неприятный запах гнили. Такой материал совершенно непригоден для постройки надежного гнезда.

Снегирь — вестник зимы

Наблюдение за зимующими птицами особенно интересно, когда прилетает вестник зимы — снегирь. Обладатель красной грудки еще со времен Советского Союза запомнился как частый персонаж новогодних открыток. Прилетает снегирь с наступлением зимних холодов из северных стран, оставаясь в наших краях на зимовку.

Особенностью ярких птичек можно назвать их необъяснимую связь. Снегири образовывают пары один раз, соблюдая верность выбранному партнеру в течение всей жизни. Теплые отношения между птицами заметны в заботливом ухаживании. Часто можно наблюдать, как яркий самец подкармливает свою самку, расцветка которой значительно скромнее, чем у зимнего красавца.

Период гнездования у птиц начинается в середине апреля. Простенькое гнездо, способное вместить до 5 яиц, самка насиживает в течение двух недель. А спустя 18-20 дней появившиеся птенцы покидают родное гнездо. В один год самка способна привести два выводка представителей семейства Вьюрковые.

Домовый воробей — самая распространенная птица

Воробей - самый известный представитель пернатых не только среди тех, кто ведет наблюдение за птицами у кормушки, но и по всему Небольшая птичка с характерным оперением и знакомым каждому чириканьем часто поселяется вблизи населенных пунктов. Прилетевший из воробей легко приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. В местах поселения человека пернатый житель с легкостью находит пропитание.

Благодаря высокой плодовитости воробьи образуют большие стаи, живущие по соседству. Уже в начале марта птицы разбиваются на пары и начинают обустройство гнезда. Кладка яиц, состоящая из 7-10 штук, насиживается самкой в течение 12-14 дней. Уже на 10-й день после вылупления молодые воробьи покидают родное гнездо.

Наблюдение за птицами зимой показывает, что воробьи проводят холодный период в местах постоянного гнездования, в отличие от некоторых пород, улетающих на зимовку в теплые края. Люди, неравнодушные к птицам, обустраивают кормушки, к которым с каждым днем слетается все большее количество пернатых.

Осенние миграции птиц

Особой популярностью пользуются среди орнитологов наблюдения за птицами осенью. Закончив период размножения, многие представители пернатых отправляются на активные поиски пропитания. Большинство уже в конце лета начинает готовиться к миграции. Период, предшествующий отлету в южные страны, занимает несколько месяцев. В этот временной отрезок у птиц начинается линька, происходит смена оперения. Обильное пропитание позволяет сформировать подкожный жировой запас, помогающий пернатым совершать длительные перелеты.

Прощание с осенью

Начало осеннего сезона - наиболее интересное время для любителей познавательных экскурсий. Именно в этот период птицы массово покидают насиженные места, начиная осеннюю миграцию. Наверное, сложно найти человека, который никогда не видел, как улетают в теплые страны журавли. Красивый ровный клин, состоящий из множества птиц, с громким курлыканьем отправляется на южные просторы. Прощальная песня журавлей многим навевает легкий осадок грусти как свидетельство окончания теплого времени года.

Как будто сама природа прощается с последними каплями уходящего бабьего лета, ожидая прихода холодной суровой зимы. С наступлением первых холодов ценители живой природы снова с нетерпением ждут момента, когда можно устроить наблюдение за птицами зимой.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.