Ученые доказали, что мудрость приходит с возрастом. Какой возраст в жизни лучший Какой возраст самый мудрый

Социологи из британского центра исследований объявили, что выяснили, какой возраст в жизни человека самый лучший . Раньше эта цифра называлась очень приблизительно - между 25 и 60 годами. Теперь же ученые, расспросив 2 тысячи респондентов в возрасте от 40 лет и старше, обнаружили, какой возраст люди посчитали самым счастливым для себя, а также какие ключевые факторы делают человека счастливым на разных этапах жизни.

Вопрос самого счастливого времени в жизни интересовал исследователей и раньше. Например, в 2013 году психологи из Лондонской школы экономики на базе анкетирования 20 тысяч людей из разных стран мира просчитали, что в судьбе каждого среднестатистического человека есть два «пика счастья» - 23 года , когда человек молод, лишен негативного опыта и полон надежд, и 69 лет , когда он накопил жизненную мудрость и знает цену вечным ценностям. Немного раньше британские социологи указали в качестве «возраста счастья» цифру 58 - именно ее чаще всего называли в опросе большинство из 1000 пенсионеров старше 60 лет.

Как утверждают авторы свежего исследования, большинство взрослых людей называют максимально счастливым возрастом 34 года , так как к этому моменту обычно тот, кто хотел, уже сумел реализовать себя: создать семью и родить детей, получить образование, достичь успехов в карьере и отложить определенный капитал. Впрочем, соглашаются ученые, чувствовать себя счастливым можно в любом возрасте, только причины для этого будут отличаться. Какие же факторы наиболее ценны для основных возрастных категорий?

20 лет и старше

  • Молодость и здоровье.
  • Меньше ответственности и больше свободы, чем у старшего поколения.
  • Большинству людей нравится своя внешность.
  • Многие женятся.
  • Все заработанные деньги можно тратить на себя.
  • Встреча с первой настоящей любовью, самые трогательные свидания и бурные романы.
  • Все близкие еще рядом.
  • Рождение первенца.
  • Множество отношений с интересными людьми.
  • Время активных путешествий.

30 лет и старше

  • Счастье видеть, как растут дети, и воспитывать их.
  • Встреча с настоящей любовью.
  • Приходит умение ценить мелкие радости жизни.
  • Путешествия приобретают новый вкус.
  • Вырабатывается умение принимать правильные решения.
  • Подъем по карьерной лестнице, хороший заработок.
  • Осмысленное вступление в брак.
  • Получение новой работы или смена профессии.
  • Приобретение собственного дома.
  • Переезд на новое место жительства.

40 лет и старше

  • Ощущение внутренней гармонии.
  • Наслаждение семейной жизнью.
  • Встреча со своей любовью.
  • Совершенствование родительского опыта, времяпрепровождение с подросшими детьми.
  • Опять появилось время для себя, хобби и увлечений.
  • Ощущение себя успешным человеком.
  • Удалось отложить сбережения, обеспечить материальное благополучие.
  • Вступление в брак (для многих - повторно) или начало жизни «с чистого листа» после развода.
  • Переезд в новый, более просторный дом.
  • Забота о здоровье и внешнем виде принесла плоды: удалось похудеть, привести себя в форму.

50 лет и старше

  • Достижение финансового и психологического комфорта.
  • Работы стало меньше, а времени на себя - больше.
  • Снова можно путешествовать.
  • Появление внуков.
  • Дети начали жить самостоятельно.
  • Вступление в брак.
  • Выход на пик карьеры.
  • Избавление от прежних болезней или вредных привычек.
  • Празднование «круглых» годовщин семейной жизни, встречи с родными и близкими.
  • Ощущение себя в хорошей форме, когда сочетаются жизненный опыт и энергия.

60 лет и старше

  • Выход на пенсию.
  • Возможность путешествовать, самостоятельно выбирая маршруты.
  • Появилось время сосредоточиться на собственных хобби и интересах.
  • Можно работать только ради собственного удовольствия.
  • Пришло умение ценить каждый момент в жизни.
  • Наконец можно расслабиться: больше никому ничего не надо доказывать.
  • Можно получать новые знания, искать единомышленников по увлечению.
  • Появление внуков или правнуков.
  • Есть время уделить должное внимание своему здоровью.
  • Вступление в брак.

Что примечательно, один из ключевых факторов счастья - любовь и брак - вспоминали представители всех возрастных категорий, правда, значимость романтических чувств оценивали по-разному. Еще интересная деталь: большинство опрошенных отметили, что, хоть чувство ностальгии по событиям молодости у них достаточно сильное, но с возрастом они все же стали более счастливыми.

Тех, кто посчитал себя вообще несчастными в жизни, оказалось немного - всего 10% от общего количества. Почти половина опрошенных оценили свою жизнь в целом как счастливую, еще примерно 40% отметили, что было всего поровну. А одним из важнейших секретов счастья, согласно выводу ученых, является умение ценить радости каждого возраста , не жалеть об упущенных возможностях и не мучить себя воспоминаниями о допущенных ошибках...

Народные представления подтверждены научными экспериментами. Ученые доказали, что люди более старшего возраста, несмотря на общее снижение интеллектуальных способностей, обладают заметно большей мудростью по сравнению с молодыми, а потому их мнение должно учитываться в дебатах и при принятии законов. С подробностями - корреспондент Олеся Грачева.

Грачева: Когда к человеку приходит мудрость - уже в молодости или только в старости? Поиском ответа на это вопрос озадачились ученые Мичиганского и Техасского университетов. Собрали 247 добровольцев молодого (до 40 лет), среднего (до 59 лет), и старшего (после 60 лет) возраста. Психологи попытались оценить способность испытуемых разрешать конфликты. По их мнению, именно это признак мудрости. В первом эксперименте добровольцам предлагали прочитать три газетных статьи с описанием трех несуществующих общественных конфликтов, якобы происходящих в малоизвестных странах. Например, конфликт в Джибути, где одна этническая группа выступает за сохранение традиций, другая - за включение в современный цивилизованный мир. Второй эксперимент проводили с теми же испытуемыми, но через год после первого. На этот раз им давали прочитать три реальных письма с описанием конфликтов между родственниками. Во время каждого эксперимента ученые обсуждали с подопечными конфликт и по возможности находили выход из ситуации. Анализ результатов показал, что старшая группа превосходит молодую. Пожилые люди продемонстрировали рассуждения более высокого порядка, видение разных путей, меньшую категоричность и большую способность идти на компромисс. То есть, по мнению авторов, оказались более мудрыми. Мужчины и женщины по мудрости не различались. С выводами американских ученых не поспоришь, ведь мудрость приходит с годами, уверен руководитель Российского общественного движения социально-психологической помощи Марк Сандомирский.

Сандомирский: Известная фраза "Мои года, мое богатство" как раз применима к данному случаю. Дело в том, что жизненный опыт, который человек накапливает с годами, так называемый интеллектуальный капитал, он может в дальнейшем конвертировать, превращать, более правильно распоряжаться своими знаниями.

Грачева: Единственное, в чем старшие испытуемые уступают молодым и людям среднего возраста, - в величине так называемого подвижного интеллекта, то есть скорости мышления и объему рабочей памяти. Несмотря на это, пожилые люди более тонко и объективно разбираются в конфликтах. С этим тезисом согласна директор института возрастной физиологии Российской Академии образования Марьяна Безруких.

Безруких: Результаты исследования не расходятся с общепринятыми представлениями о том, что с возрастом люди становятся менее конфликтными, способны более беспристрастно судить о ситуации, могут смотреть на проблему со стороны, могут абстрагироваться от излишних эмоций. Это вполне обоснованно. Человек, который прожил уже достаточно большую жизнь, понимает, что не всегда эмоции помогают разобраться в ситуации, не всегда стоит считать, что вот эта ситуация пиковая и нет выхода из этой ситуации.

Грачева: Американские ученые предложили учитывать мнение старшего поколения при принятии законов, приглашать в качестве консультантов и в других вопросах. Однако психологи оговариваются: в уравнении "мудрость пропорциональна возрасту" есть исключения.

В своей книге «Мозг на пенсии» профессор когнитивной нейропсихологии Андре Алеман рассказывает о видах памяти, возрастных изменениях мозга и дает рекомендации, как сохранить здравое сознание на протяжении жизни. В продолжение спецпроекта «Третий возраст» публикуем отрывки из главы, посвященной феномену мудрости, ее взаимосвязи с взрослостью и психофизиологическими особенностями мозга.

Что такое мудрость?

Во все времена, в каждой культуре имелись люди, воспринимавшиеся своими соплеменниками как хранители мудрости. Обычно ими были седые старцы, ценимые за свои религиозные и философские знания и опыт. Они давали остальным ответы касательно главных жизненных вопросов. Но как может быть мудрым человек, клетки головного мозга которого отмирают, а уровень внимания и концентрации снижается? Для ответа на данный вопрос мы в первую очередь должны определить, что такое мудрость, и проследить, действительно ли она появляется с возрастом. Если это так, нам придется сопоставить этот факт с наблюдаемыми изменениями в мозге.

Русскоязычная версия книги "Мозг на пенсии" вышла в издательстве МИФ.

Научный подход всегда требует определения понятия. Но поскольку очень нелегко точно определить, что же такое мудрость, исследователи обычно используют разные формулировки. Возможно, сейчас стоит дать такое определение: мудрость - это способность понимать сложные ситуации и таким образом формировать правильное поведение, результат которого удовлетворит как можно большее количество людей и приведет к положительному результату для всех. Но эта формулировка не вполне удовлетворяет нас. Чтобы попытаться установить, что же люди понимают под мудростью, один исследователь разработал специальный опросник. Его заполнили более 2000 читателей журнала GEO. Во многих ответах фигурировали: способность понять сложные вопросы и отношения, знание и жизненный опыт, самоанализ и самокритика, принятие интересов и ценностей другого человека, эмпатия и любовь к человечеству, желание совершенствоваться. Такое понимание мудрости характерно для большинства людей. Американские психиатры Томас Микс и Дилип Джесте добавили еще два качества к этому списку: эмоциональная стабильность и способность принимать решения в неоднозначных ситуациях. И, наконец, юмор. Хотя обычно он не расценивается как важная составляющая мудрости, чувство юмора является обязательным для самопознания - необходимой составляющей истинной мудрости. Жанна Луи-за Кальман, француженка, прожившая 122 года, отличалась остроумием. В ее сто двадцатый день рождения журналист, несколько нерешительно, выразил надежду, что он сможет поздравить ее в следующем году. «А почему нет, - ответила Кальман. - Вы выглядите довольно молодо».

Хотя в течение тысячелетий люди признавали важность мудрости, до недавнего времени это понятие почти полностью отсутствовало в медицинских исследованиях старения. Возможно, потому что западная культура акцентирует свое внимание на интеллекте и потому уже успела тщательно изучить когнитивные навыки и логическое мышление. Но знание, навыки и эрудиция - не то же самое, что и мудрость, связанная с более широким пониманием жизни и умением делать выбор в неоднозначных ситуациях, а также достигать баланса между такими противоположностями, как сила и слабость, сомнения и уверенность, зависимость и независимость, мимолетность и бесконечность. Мы считаем людей мудрыми, если они способны дать хороший совет в трудных обстоятельствах, а их суждения гармоничны.

Но исследование мудрости не стоит ограничивать только ныне живущими людьми. Мы можем посмотреть, что говорится о мудрости в старинных трактатах различных культур. В большинстве случаев речь о текстах религиозного характера. Самый известный пример западной культуры - Библия. В Книге Притчей Соломоновых мудрость ценится выше, чем драгоценные металлы или украшения: «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото. Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею». Задолго до Августина древнегреческие и древнеримские философы, оказавшие большое влияние на западную культуру, придавали большое значение мудрости. Софокл (V век до н. э.) написал в «Антигоне»: «Мудрость - высшее благо для нас». Точно так же восточная культура в течение многих веков придавала огромное значение мудрости. Ее представление об этом понятии имеет много общего с западными идеями. Бхагавадгита, написанная в Индии около V века до н. э., является основной работой о мудрости. Она рассматривает мудрость как совокупность жизненных событий, способность управлять эмоциями, сохранять самообладание, любить бога, сострадать, быть способным на самопожертвование - все это относится и к западному пониманию мудрости.

Как рассуждают пожилые люди

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) сделал существенный вклад в наше понимание когнитивного развития детей. Он описал четыре стадии, последней из которых является стадия «формальных операций». Она обычно начинается в 11-летнем возрасте и переходит во взрослую жизнь. Человек на этой стадии развития способен к логическим рассуждениям и к решению абстрактных задач; другими словами, он может представить логические решения проблемы и проверить их методом проб и ошибок. Неверные решения постепенно устраняются, и то, что остается, является правильным.

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы воздействия на него.

Основываясь на терминологии Пиаже, бихевиористы ввели понятие «постформальной операции», включающее в себя неопределенность и гибкость мышления и использующееся для описания сложных противоречивых повседневных задач, имеющих разные решения. В одном эксперименте участникам из разных возрастных групп предлагалось решить проблему студентки, переписавшей в своей работе текст из Википедии. Студентка признала, что взяла целые абзацы из Википедии, но утверждала, будто ей не говорили, что она должна была предоставить свои источники, и не объяснили, как это сделать. Испытуемых спросили, как бы они поступили в данном случае, будучи членами экзаменационной комиссии. Данные студентам указания четко гласили, что плагиат - серьезное нарушение, за которое студент может быть отчислен из университета. Чтобы найти решение, испытуемым нужно было поставить себя на место другого человека. И каков был результат? Большинство молодых людей решили, что студентка должна быть отчислена. Это следствие формальных операций, описанных Пиаже. Такое заключение казалось логичным: правило было нарушено, поэтому должен быть наложен соответствующий штраф. Большинство пожилых испытуемых прибегли к постформальным операциям. Прежде чем принять решение, нужно получить больше информации. Действительно ли студентка не знала о правилах? Как давно она учится? Было ли четко объяснено, что такое плагиат? В зависимости от ответов на эти вопросы пожилые люди, вероятно, пришли к тому же самому заключению, что и их младшие коллеги, но они рассмотрели данную проблему с точки зрения студентки и учли последствия штрафа.

Чем старше, тем мудрее?

Правда ли, что с возрастом мы становимся мудрее? К сожалению, не все из нас. В любом возрасте есть люди, мысли и поступки которых нельзя назвать мудрыми, хотя это не означает, что они не стали мудрее. Мудрость составляет жизненный опыт, наши взлеты и падения. Но ее очень трудно измерить. Согласно одному исследованию немецких ученых, если вы предложите людям сложные задачи и попросите у них оптимальные решения, большинство пожилых справятся с этим не лучше, чем люди средних лет. Интересно, что пожилые, как и молодые, лучше решают задачи, типичные для их возрастной группы. В эксперименте одни задачи привлекли внимание молодых людей, а другие - пожилых. Примером задачи для молодых людей стала история Майкла, 28-летнего механика, отца двух маленьких детей, узнавшего, что завод, где он работает, закроется через три месяца. Майкл не сможет найти подходящей работы там, где живет. Его жена - медсестра, только что получившая хорошо оплачиваемую работу в местной больнице. Майкл не знает, должны ли они переехать в другой город, где он найдет работу, или им стоит остаться, и ему придется сидеть дома с детьми. Какое решение лучше для следующих трех-пяти лет? Какая дополнительная информация необходима, чтобы принять решение?

Примером задачи для пожилых стала дилемма Сары, 60-летней вдовы. Окончив недавно курсы по управлению персоналом, она открыла свое дело, о котором давно мечтала. Однако ее сын недавно потерял жену и остался с двумя маленькими детьми. Она может или ликвидировать компанию и переехать к сыну, чтобы сидеть с внуками, или помочь ему оплачивать няню. Какое из решений лучше? Какая дополнительная информация необходима, чтобы решить проблему? Пожилые испытуемые (в возрасте 60–81 года) с большим энтузиазмом решали проблему Сары, в то время как группа молодых людей (25–35) предлагала удачные решения для Майкла. Чтобы получить звание «мудрого», участники должны были перечислить различные аспекты задачи, предложить несколько решений, перечислить все за и против, оценить риски и, наконец, разработать планы дальнейших действий или пересмотреть принятые ранее решения.

Некоторые пожилые люди, так же как и люди среднего возраста, не станут заниматься сложными задачами, требующими конкретных решений. Это вызвано тем, что такой процесс вовлекает краткосрочную память и исполнительные функции (например, способность планировать и сочувствовать). Пожилым людям, со временем утратившим определенные навыки, сложнее придумать ряд решений и сравнить их друг с другом. Хотя неповрежденные познавательные функции не обязательно приводят к мудрости, они действительно помогают в решении сложных задач. Вы можете оставаться мудрыми, особенно в знакомых ситуациях, даже если ваши умственные способности снизились. Но при столкновении с новыми проблемами, требующими обработки большого количества информации, ухудшение краткосрочной памяти и познавательной гибкости работает против вас.

Черепаха и заяц

В 2004 году нейропсихологи Калифорнийского университета описали пациента, которого они назвали Финеасом Гейджем нашего времени. Это имя отсылало к железнодорожному рабочему из XIX века, одному из самых известных пациентов в истории нейропсихологии. Полученные им повреждения головного мозга рассказали нам о функциях таинственной префронтальной коры. В 1848 году с Гейджем произошел несчастный случай: после взрыва металлический прут вошел в череп ниже левой глазницы и вышел через макушку. К изумлению его коллег, он выжил и даже выписался из больницы всего два месяца спустя. Но он изменился: как сказал его близкий друг, «Гейдж больше не был Гейджем. Хотя его способность к рассуждению и наблюдению и память не были повреждены, его личность радикально трансформировалась. Человек, который раньше был трудолюбивым, энергичным и обладал организаторскими способностями, стал нетерпеливым, сквернословящим и неспособным к сочувствию. Гейдж больше не мог оценить ситуацию и был не в состоянии управлять своими эмоциями. У него постоянно случались приступы гнева, и он не мог планировать свои действия. Реконструкция его мозга, основанного на сохранившемся черепе, показывает, что поврежденной оказалась нижняя часть префронтальной коры.

Современный Финеас Гейдж, обнаруженный в 2004 году, получил повреждения в 1962-м, когда его джип подорвался на мине в ходе военной операции. В результате взрыва металлический каркас ветрового стекла пробил его череп в лобной части. Как и в случае с Гейджем, его умственные способности, казалось, не пострадали. Его интеллект не был поврежден, и он демонстрировал хорошие результаты на нейропсихологических тестах. Однако в плане социальных отношений все оказалось уже не так радужно. Он показал расторможенное поведение и неспособность контролировать себя, что приводило к проблемам во взаимодействии с окружающими. Он потерял работу, развелся с женой и перестал общаться с детьми. По словам гериатрического психиатра Дилипа Джесте, повреждение префронтальной коры приводит к противоположности мудрости: импульсивности, социально неодобряемому поведению и эмоциональной неуклюжести. Вместе с коллегами Джесте впервые составил карту отделов головного мозга, отвечающих за мудрость. Ученые приписывали важную роль префронтальной коре.

Нейропсихолог Элхонон Голдберг описывает похожий случай в своей книге «Парадокс мудрости». Он рассматривает префронтальную кору как дирижера, а другие отделы мозга - как оркестр. Префронтальная кора не играет музыку, но координирует, объединяет и направляет. Вот почему люди с повреждениями префронтальной коры все еще способны к выполнению множества задач, но сталкиваются с проблемами в сложных ситуациях, например в случае социальных контактов. Голдберг также указал на две другие функции префронтальной коры. Первой является наша способность сочувствовать, второй - умение активировать определенную последовательность действий, особенно в трудных случаях. Например, если вы в течение долгого времени были руководителем, вы автоматически понимаете, какие шаги стоит предпринять в определенных ситуациях. Голдберг приводит пример Уинстона Черчилля, страдавшего от случайных ментальных ошибок, что не мешало ему оставаться блестящим лидером даже в достаточно солидном возрасте.

К мудрости имеют отношение четыре отдела головного мозга. Во-первых, это вентромедиальная префронтальная кора, задействованная в эмоциональных отношениях и принятии решений. Во-вторых, внешняя часть префронтальной коры (технически, дорсолатеральная префронтальная кора), отвечающая за рациональное мышление и определение стратегии решения проблем. В-третьих, кора передней части поясной извилины, фиксирующая конфликты конкурирующих интересов и разделяющая рациональное мышление и эмоции. И, наконец, расположенное глубоко в мозге полосатое тело, которое активируется раздражителями, связанными с вознаграждением.

Исследование показало, что пожилые люди более сфокусированы на вознаграждениях, следующих за хорошими решениями, чем на негативных последствиях ошибок. Это означает, что они сосредоточены на нахождении правильных ответов больше, чем на предотвращении ошибок. Если вы хотите научить 75-летнего человека пользоваться компьютером, то лучше сконцентрироваться на том, что он делает хорошо, чем постоянно указывать на промахи или напоминать, что какие-то действия выполняются иначе. Молодому человеку, объясняя новое задание, можно просто сказать: «Вперед, ты на правильном пути!» - но с пожилым такая стратегия не сработает. Это объясняется возрастными изменениями в функционировании определенных областей головного мозга: кора передней части поясной извилины, ответственная за обнаружение ошибок, активируется не так быстро (у большинства людей количество серых клеток с возрастом сокращается), в то время как структуры формирующие «премиальную систему», остаются незатронутыми.

Используя электроэнцефалограмму, чтобы измерить электрическую активность мозга, команда немецких исследователей обнаружила, что пик мозговой деятельности произошел у молодых людей и людей среднего возраста, когда им сообщили, что они сделали ошибку. Этот пик указывает на активность коры передней части поясной извилины. Чем выше был пик (и, следовательно, выше активность мозга), тем быстрее человек учился на ошибках. Но у пожилых испытуемых пик активности оказался намного слабее. Пожилые люди используют другие области мозга для обучения, прежде всего префронтальную кору, играющую важную роль в работе оперативной памяти. Хотя функции данной мозговой области также изменяются, многим пожилым людям удается получить от этого выгоду. Они делают это, частично мобилизуя дополнительную мозговую деятельность.

В целом пожилые люди испытывают больше трудностей с новыми задачами, чем с теми, при решении которых они используют накопленные знания, основанные на личном опыте. Хорошая «база данных», созданная за долгие годы, помогает им легко решать множество повседневных проблем. Доктор Оари Мончи из университета Монреаля, объясняя результаты своих исследований мозговой деятельности пожилых людей, любит ссылаться на одну из басен Эзопа. В гонке между черепахой и зайцем побеждает именно черепаха, хоть она и намного медленнее. Она знает, как лучше всего использовать свои способности, в то время как высокомерный заяц во время гонки спит. Мончи и его коллеги попросили пожилых и молодых людей классифицировать слова во время процедуры МРТ. Слова могли быть сгруппированы по рифме, по значению и по их первой букве, но исследователи постоянно изменяли правила, не сообщая об этом испытуемым. Если классификация по рифме (стол - пол) была изначально правильна, то внезапно она становилась неверной, и испытуемым приходилось решать, должны ли они начать категоризировать по значению (пол - дом). Пожилые участники, в отличие от молодых, не показывали увеличения мозговой активности в ответ на негативный результат («Неправильно!»). Однако они демонстрировали повышение мозговой активности, когда должны были делать новый выбор. То есть они больше вовлекались в продумывание новых стратегий выполнения задачи. А это более яркий отклик, чем простая реакция на предупреждение об ошибке.

Становимся ли мы мудрее с возрастом?

Давно хотел обсудить вопрос:
- А становимся ли мы мудрее с возрастом?

Ведь очевидно,что в 5 или 10 лет человек ещё многого не знает и не понимает.
Значит в 20 лет он гораздо мудрее, чем в 10?

Тогда возникает вопрос, до какого возраста человек становится умнее и мудрее?
Или это происходит непрерывно?

Под катом очень много букв. Кому не интересны долгие рассуждения, лучше не читать.

Возможно, что к 40 годам человек еще больше знает и понимает
Где-то в возрасте около 30-40 лет человек перестает накапливать знания.
Он что-то узнает, что-то забывает, но общее количество знаний остается постоянным. Возраст, в котором это происходит, зависит от конкретного человека, но, наверное, это рано или поздно происходит у всех.
Просто потому, что общаясь с человеком за 60 или за 70, не видишь, что он обладает каким-то огромным объемом знаний.
Еще с годами у многих теряется скорость памяти. Человек что-то знает, но не может быстро это вспомнить.

Одно дело – знать, совсем другое дело – уметь делать правильные выводы на основе имеющихся знаний.
Получается, что в период 30-40 лет человек вступает в период «насыщения» знаниями.
Если в 20 лет человек легко может просто накапливать знания, то в 40 лет человек забывает столько же, сколько узнает нового.

И многие люди с годами начинают понимать, что мир так сложен, что его не понять логикой. Его гораздо легче и правильнее понимать интуицией.
То есть, если мир настолько сложен, что сознание не может его полностью правильно понять, то нужно стремиться понимать мир на неком подсознательном уровне.
И многие люди с годами все больше и больше доверяют интуиции (подсознательному пониманию мира).
Интуиция – это хорошо, но только надо учиться ею правильно пользоваться.
Интуиция правильно работает тогда, когда меньше всего выдаешь желаемое за действительное. А это довольно трудно, если ты сильно заинтересован в определенном результате:)

Да, именно так. Именно наша "заинтересованность" предвзятость и предубежденность чаще всего и не дают нормально воспринимать подсказки интуиции.
Чем духовно чище, чем менее греховен человек, чем больше он победил и усмирил свои страсти, тем легче и правильнее он воспринимает голос интуиции, голос совести.

Получается, что более духовно зрелый человек и лучше слышит свою совесть и свой внутренний голос.
То есть, получается, что мудрый человек зачастую мудр не потому, что он больше знает, а потому, что он более победил свои страсти, а значит ему больше открыт внутренний голос, он лучше его слышит.

Как ведет себя человек, который не умеет себя вести и не владеет собой?
Он смотрит на окружающий мир.
И когда видит что-то, что ему почему-то не нравится, он тут же говорит или пишет об этом со всей своей энергией.

И совершенно не задумывается, действительно ли это плохо, или это просто вопрос вкусов.

То, что мы видим, может быть для нас плохо эстетически или быть чем-то вредным или опасным.
Если оно просто не нравится нам эстетически, плохо выглядит и пр. Это одно.
А если то, что мы видим – это что-то плохое и опасное. Это другое.
А если мы видим нечто недостойное, что-то аморальное, что-то вредное. Это – третье.

Допустим, я вижу новый автмобиль Жук Ниссан. И с моей точки зрения – это самый уродливый и ужасный автомобиль. Я могу высказать своё отношение. Ну не нравится мне Жук и все. В этом случае вряд ли будет много мудрости в том, что мне нравится Жук или не нравится.
Мудростью, пожалуй будет, сдержать своё мнение, не высказывать его. Вдруг кому-то это мнение покажется обидным, если кто-то купил себе этот Жук.

А если я вижу, например книгу Сергея Минаева «Духлесс». Я считаю своим долгом высказать свое отрицательное мнение об этой книге.
Сказать, что эта книга во-первых безобразная в художественном отношении, а кроме того она примитивно-безнравственна, так как ничему хорошему не учит, ее читать – это не только время терять, но и наносить себе вред.

На мой взгляд, уже будет мудрым, в аккуратной форме высказать свое отношение к этой книге, чтобы предостеречь тех, кто еще не читал это творение. Чтобы те, кто не знает, ненароком не напились воды из отравленного колодца, чтобы не потеряли время и не нанесли себе вред.

На мой взгляд, совершенно очевидно, что мудрость ум или их отсутствие зависят не столько от возраста, сколько от конкретного человека.
Человек может быть глупым в молодости и потом превратиться в старого дурака.

Мы как раз говорим о среднем человеке, то есть сравниваем человека с самим собой, но в разные возрасты.

Становится ли человек мудрее с возрастом?

Я бы сказал так, если человек работает над собой, если человек улучшает и свой багаж знаний, человек вряд ли сможет увеличивать объем знаний, но он может улучшать качество знаний, человек может расти духовно.

И вот, если человек растет духовно, то время работает на него,
а если человек духовно деградирует, то время работает против него.

Поэтому можно сказать так
– Если человек улучшается, то он станет лучше с возрастом, а если ухудшается, то он станет только хуже.

Единственное, что происходит неотвратимо – человек с возрастом теряет естественную прыть.
Ему уже просто меньше хочется или хотя бы меньше можется грешить.

Человек с возрастом волей-неволей становится меньшим грешником.
Если молодому хочется попрелюбодействовать 7 раз в неделю, то человеку за 60, это вполне может быть не по силам.

Так что с возрастом происходит некоторое естественное угасание страстей.
С этой точки зрения пожилые люди становятся мудрее – у них меньше уровень страстей, меньше предвзятостей и меньше соблазнов. Пожилого человека труднее раскрутить «за конфетку».

У нас есть только две возможности.
Либо мы признаем, что люди за 50 в среднем мудрее, чем люди до 30, либо не признаем.
Но если мы не признаем это, то отсюда логически следует, что человек не умнеет с годами. Что человек с годами деградирует.

Вы готовы признать тот факт, что вы вчера были умнее, чем вы сегодня?
Вы легко признаете тот факт, что вы сегодня умнее, чем вы вчера.
Но готовы ли вы признать что сегодня вы глупее, чем будете завтра?

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.