Аналитика: Какая работа вам подходит? Трудоустройство. Подходящая работа

Согласно закону «О занятости населения в Российской Федерации» при решении органами службы занятости вопроса о присвоении гражданину статуса безработного одним из важнейших условий является невозможность подбора для него подходящей работы.

Дело в том, что правительства многих стран с рыночной экономикой стараются выработать различные подходы к смягчению социальных последствий безработицы. Один из таких методов - дифференцированный подход при трудоустройстве безработных, назначении пособий по безработице различным группам людей. Безработный вправе без ущерба для себя отказаться от предложенной ему так называемой неподходящей (для него) работы, но не должен без негативных последствий отказываться от предложенной ему подходящей (для него) работы.

Таким образом, он на определенный срок сохраняет себя в своей профессиональной, а значит, и в социальной группе, оставаясь на определенном месте в социальной иерархии общества. Это позволяет безработному чувствовать себя более уверенно как в материальном, так и в моральном плане. Что же касается государства, то оно сохраняет сложившуюся социальную структуру общества, препятствуя тем самым ее деградации - изменению в сторону роста количества людей, относящихся к так называемым низам общества, всегда недовольным условиями своей жизни в рамках существующего государственного строя.

В международное право юридический термин «подходящая работа» впервые был введен Конвенцией Международной организации труда (МОТ) «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам». Авторы этой Конвенции исходили из того, что применение термина «подходящая работа» является ключевым в системе оказания помощи безработным как при поиске для них работы, так и при выплате пособия по безработице. Для того чтобы иметь основание на получение пособия, безработные граждане должны оказаться в положении, в котором невозможно подыскать подходящую работу.

Термин «подходящая работа» имеет важное значение и для работодателей: чем больше профессионально-квалификационный уровень нанимаемых безработных отвечает профилю и потребностям предприятия, тем меньше дорогостоящая для работодателей текучесть кадров. Даже если требование о «подходящей работе» может в некоторых случаях привести к продлению срока выплаты пособий в рамках установленного максимального периода, оно себя оправдывает. При этом некоторое увеличение времени поиска работы будет не столько мешать, сколько способствовать более тщательному отбору вариантов имеющихся вакансий и подбору более подходящей гражданам работы, а в дальнейшем будет способствовать снижению текучести кадров.


Конвенция МОТ.№ 44 указывает на возможные критерии подходящей работы:

Þ владение профессии, навыков, способностей, образования, профессионального опыта;

Þ местонахождение предлагаемой работы, учет времени, затрачиваемого на проезд к месту работы и необходимость смены местожительства;

Þ вознаграждение за работу, условия труда;

Þ непричастность к трудовым конфликтам и др.

Однако, в силу социально-экономических различий стран критерии лежащие в основе определения «подходящей работы» также различаются: где-то они «размыты» и могут трактоваться не однозначно и не всегда в пользу безработного; где-то они чрезмерно конкретизированы, пытаясь предусмотреть все возможные ситуации.

В соответствие со статьей 4 закона «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует:

Ö профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки;

Ö условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ);

Ö состоянию здоровья;

Ö транспортной доступности рабочего места.

Остановимся более подробно на каждом из указанных условий.

Профессиональная пригодность работника определяется, прежде всего, уровнем профессиональной подготовки и опытом работы. Основные пути профессиональной подготовки -обучение в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования, а также профподготовка на производстве или краткосрочных курсах. Профессиональное образование должно быть подтверждено соответствующим дипломом (свидетельством) образовательного учреждения. Сведения о квалификационных разрядах по рабочим профессиям записываются в трудовую книжку. В случае, если гражданин длительный срок не работал в соответствии с имеющимся профессиональным образованием, может быть целесообразно восстановление его квалификации.

При наличии у гражданина высшего и среднего профессионального образования подбор подходящей работы может проводиться по обеим профессиям, с учетом опыта работы как по одной, так и по другой профессии. В целях более точного определения профессиональной пригодности граждан при направлении их на должности служащих целесообразно пользоваться квалификационными характеристиками, содержащимися в тарифно-квалификационных справочниках. Если гражданин имеет несколько рабочих профессий, поиск работы ведется по каждой из них. При отсутствии вакансий, соответствующих профессиональному образованию, с согласия гражданина предлагаются другие варианты работы.

К сожалению, в статье 4 нет четкого разъяснения относительно «условий последнего места работы», однако, ряд правоведов относит к ним оплату труда по последнему месту работы: предлагаемая Службой занятости работа не может считаться подходящей, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (См. Жданова И., Привалов В., Филатова Л. Подходящая и неподходящая работа//Пресс-аналитик. Информационно-аналитический бюллетень/Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда С.-Петербурга. – СПб., 2000. № 1-2).

Средний заработок по последнему месту работы включает в себя, в общем случае, фиксированную часть (например, оклад по штатному расписанию), и, кроме того, надбавки, премии и другие выплаты. Указываемый же в заявке работодателя предлагаемый заработок зачастую включает в себя только фиксированную часть, что не всегда отражает величину фактического заработка, который будет получать претендент на вакантное место и, в ряде случаев, может привести к отнесению подходящей работы к категории неподходящей. Наряду с этим необходимость однозначного учета, без всяких исключений, именно среднего заработка зачастую делает невозможным подбор подходящей работы для граждан - инвалидов, имеющих высокий средний заработок до установления инвалидности.

При подборе подходящей работы следует учитывать, что для граждан, принимавших участие в оплачиваемых общественных работах в период нахождения их на учете в органах службы занятости в качестве безработных, полученные за выполненные работы денежные суммы не считаются заработком по последнему месту работы.

Гражданам, у которых средний заработок превышал величину прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, может быть предложена работа с заработной платой, равной прожиточному минимуму.

Состояние здоровья. Если у гражданина имеются ограничения к различным видам работ по состоянию здоровья, то подбор подходящей работы производится с учетом заключения КЭК поликлиники. Для инвалидов подходящей считается только та работа, которая соответствует рекомендациям, указанным в справке МСЭ и в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Транспортная доступность рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Кроме того, оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:

¨ Впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности). Подбор подходящей работы для указанной категории граждан ведется с учетом состояния здоровья и транспортной доступности рабочего места.

¨ Отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы, уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, о также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действие;

¨ состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

¨ обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Законодательством также оговариваются те ситуации, при которых работа не может считаться для гражданина подходящей. Таковой не будет работа, если:

¨ она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

¨ условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

¨ предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже прожиточного минимума исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Когда гражданин обращается за помощью в трудоустройстве, он желает получить работу, которая соответствует профессии или специальности, полученной гражданином.

Также предоставляемая работа должно подходить отвечать требованиям общедоступности, состоянию здоровья. Иначе гражданин имеет полное право отказаться от такой работы, а служба занятости должна начать поиск другой подходящей работы.

В этой статье:

Условия предоставления подходящей работы

При предоставлении работы гражданину, нуждающемуся в трудоустройстве, она должна подходить с учетом следующих критериев:

  • Соответствовать его профессиональной пригодности
  • Иметь схожие условия работы по последнему месту, где исполнял трудовые функции гражданин
  • Должно учитываться состояние здоровья, позволяющее выполнять тот или иной вид или объем работы
  • Наличие транспортной доступности к месту работы, при этом максимальная доступность определяется службой занятости самостоятельно

Если предоставленная работа не будет отвечать вышеперечисленным критериям, то гражданин имеет полное право отказаться от данной работы. Допускается возможность отказаться дважды от подходящей работы, после чего можно утратить статус безработного, однако это не относится к работе, которая считается для него неподходящей.

Работа, которая не может считаться подходящей

Есть ряд условий, при которых гражданин может отказаться от работы, так как она будет считаться неподходящей:

Во-первых, если потребует сменить постоянное место жительства гражданина без его согласия.

Во-вторых, выполняемая работа не будет соответствовать общеустановленным правилам в области труда и нормам по охране труда.

В-третьих, если предлагаемая работа будет оплачиваться ниже среднего заработной платы, которую гражданин получал ранее на работе.

Таким образом, можно требовать предоставления иной работы, которая будет удовлетворять гражданина и не подпадать под условия неподходящей работы.

Цель государственной поддержки предоставить возможность трудиться, но при этом не причинять дискомфорт при осуществлении трудовой функции.

Государственная поддержка граждан в занятости и трудоустройстве

Гражданин, обладая правом на труд, может его реализовать только при необходимой поддержке со стороны государства. Государственная поддержка выражается в виде предоставления гарантий в занятости и трудоустройстве.

Гарантии государства заключаются в разработке программ, позволяющих повысить мобильность рынка труда и его национальную защиту.

Занятость призвана дать равные возможности всем гражданам, которые способны трудиться и приносить пользу обществу. Государство обеспечивает поддержку и развитие малого бизнеса, к которому относятся лица, желающие заниматься предпринимательской деятельностью.

В процессе поиска работы, государство гарантирует безработным получение пособия по безработице.

Пока гражданин находится на учете в службе занятости, ему исчисляется страховой стаж не весь период нахождения на учете.

Размер пособия, выплачиваемого безработному, постоянно подвергается индексации с учетом изменений уровня жизни населения. В каждом регионе предусматривается дополнительный коэффициент к минимальному размеру пособия.

В процессе трудоустройства, гражданин имеет право на получение квалифицированной помощи специалистов в сфере труда, получение консультаций, возможности получить профессиональное обучение.

Также если гражданина полностью устраивает предоставленная работа, но она связана с переездом на новое место жительства, гражданин имеет право на содействие со стороны службы занятости в переселении на новое место жительства.

В. Власов
Источник: Работа и зарплата

В последнее время значительно интенсифицировались процессы, связанные с трудоустройством. В прошлом году в государственные службы занятости Москвы и Московской области обратились около полумиллиона граждан. Причем это

В последнее время значительно интенсифицировались процессы, связанные с трудоустройством. В прошлом году в государственные службы занятости Москвы и Московской области обратились около полумиллиона граждан. Причем это лишь малая часть тех, кто стремится улучшить свое положение.

Среди способов поиска работы на первом месте традиционно остается обращение к друзьям, родственникам и знакомым (58,1 %), на втором - в государственную службу занятости населения (33,1 %), далее - непосредственно к работодателю (28,8 %), подача объявлений в прессу и отправка резюме в кадровые агентства. Поэтому ежегодно только в столице активными поисками подходящей вакансии заняты почти 1,5 млн. граждан.

Но что такое подходящая работа? Тот, кто не может ответить на этот вопрос, уподобляется герою сказки, которого послали туда, не знаю, куда, и просили найти то, не знаю, что. И таких соискателей, как показывает практика обращений в службу занятости, достаточно, особенно среди молодежи, только начинающей трудовую деятельность.

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает определение подходящей работы, которое может служить ориентиром для успешного трудоустройства. Так, она должна соответствовать «профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места».

Рассмотрим эти критерии.

Первый признак - учет профессии, навыков, способностей, образования, профессионального опыта. Профессиональную пригодность гражданина определяет уровень его профессионального образования, подтвержденный соответствующим документом. Это может быть диплом, аттестат, свидетельство и тому подобное. Важным фактором является опыт работы по имеющейся специальности, а также по другим специальностям, приобретенным в процессе трудовой деятельности. Не нужно забывать и об уровне квалификации, определяемом разрядом, классом, категорией или ученой степенью. Работодатели, заботясь о конкурентоспособности своей фирмы, предъявляют эти профессиональные и квалификационные требования своим работникам. Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, также их учитывает.

В целях более точного выяснения профессиональной пригодности гражданина для вакантной должности можно пользоваться квалификационными характеристиками, содержащимися в тарифно-квалификационных справочниках. Если кандидат имеет несколько профессий, то поиск работы следует проводить по каждой из них. При этом служба занятости отдает предпочтение той специальности, по которой соискатель работал в последнее время, а также учитывает пожелания работника и наличие вакансий на рынке труда. Если вы пытаетесь найти вакансию для «белого воротничка», то к вам будут предъявлены требования из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. Справочником пользуются на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Тем, кто претендует на место для «синих воротничков» (работники физического труда) и хочет подробнее узнать типичные требования к персоналу, рекомендуем обратиться к Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих. В нем тарифно-квалификационная характеристика каждой профессии имеет два раздела. Раздел «Характеристика работ» содержит описание действий, которые должен уметь выполнять рабочий. В разделе «Должен знать» вы найдете основные требования, предъявляемые к последнему в отношении специальных знаний, а также знаний положений, инструкций, норм и правил и других руководящих материалов, методов, средств, необходимых для выполнения тех или иных работ. С квалификационными справочниками можно ознакомиться в службах занятости.

Второй признак подходящей работы - размер заработной платы и условия труда. Конечно, всем хочется получить место, где уровень вознаграждения был бы выше, а условия труда более благоприятными, чем на прежней работе. К сожалению, такое «попадание в десятку» бывает нечасто. Обычно чем-то приходится жертвовать, например, иметь небольшой, но твердый заработок или много работать и хорошо зарабатывать без каких бы то ни было гарантий.

Вместе с тем нужно иметь в виду, что на величину зарплаты, помимо воли и желания работодателя, существенно влияют и рыночные факторы. Один из них - спрос и предложение на рынке труда. Когда спрос превышает предложение, оплата определенного вида труда повышается. На сегодняшний день спрос на высококвалифицированных работников не удовлетворен в полной мере, а это ведет к увеличению заработной платы специалистам со средним и высшим образованием. С другой стороны - спрос на неквалифицированную рабочую силу в ряде отраслей падает, что отрицательно сказывается на заработках людей, не обладающих средним уровнем образования.

Другим рыночным фактором, воздействующим на размер вознаграждения за труд, является конкуренция на рынке труда. Здесь соперничество ведет к приближению уровня заработной платы к равновесной цене труда. Это означает, что конкуренция выступает уравнительницей заработков. В масштабе региона устанавливают примерно одинаковую оплату труда работникам определенной профессии с равным уровнем образования и квалификации. Проще говоря, рынок труда утверждает принцип - «равная оплата за равный труд».

В ряде отраслей экономики Москвы человек, ищущий подходящую работу, может столкнуться с ее низким уровнем оплаты, например в торговле, строительстве, на транспорте, что вызвано широким использованием дешевой иностранной рабочей силы.

Тем, кто думает посвятить себя работе на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи , не советуем проявлять торопливость и с ходу соглашаться на предлагаемую вакансию. Согласно официальной статистике в этих секторах в целом по стране около четверти работающих трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

Обратим особое внимание на ограничения по труду для лиц в возрасте до 18 лет и женщин. Так, согласно ст. 265 Трудового кодекса РФ (далее - ТК) запрещено применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Ст. 253 ТК ограничивает применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещено применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Третий признак подходящей работы - состояние здоровья. Здесь принимают во внимание возраст гражданина, его физические недостатки, имеющиеся хронические заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболеваний. К сожалению, очень часто в погоне за высокими заработками люди не обращают внимания на режим работы, экологические условия внешней среды, охрану труда на рабочем месте. Это оборачивается заболеваниями, в том числе хроническими, вплоть до наступления инвалидности. Для инвалидов подходящей можно считать только ту работу, которая соответствует рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии.

Четвертый признак подходящей работы - транспортная доступность рабочего места. Его максимальную удаленность от места жительства безработного определяет соответствующий орган местного самоуправления данной территории. На практике величину устанавливают субъекты РФ с учетом развития сети общественного транспорта или для всех работников, или в зависимости от категорий граждан, нуждающихся в трудоустройстве, например для инвалидов, женщин, имеющих детей, и т. д. Например, в Москве для одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей-инвалидов, есть ограничения: они должны тратить на дорогу от дома до работы не более одного часа, а инвалиды и беременные женщины - до 45 минут. Служба занятости учитывает как протяженность маршрутов различного вида общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая, метро, электрички и др.), так и места пересадок с одного вида транспорта на другой, с тем чтобы время в пути от дома до работы было минимальным.

Таковы признаки подходящей работы. И если действовать под девизом «Бороться и искать, найти и не сдаваться!», то есть шансы, преодолев все трудности, занять достойное место в жизни.

В. ВЛАСОВ

«Жить - хорошо», - утверждают одни. «А хорошо жить - еще лучше», - добавляют другие. И с этим, как говорится, не поспоришь. Но в жизни бывает всякое, и так же очевидно, что, потеряв работу, о благополучии говорить уже не приходится. Только бы выжить! К сожалению, в условиях рыночных отношений от потери работы практически никто не застрахован. Куда нужно обращаться, какие документы готовить, какие положены выплаты? С этими вопросами к кадровикам обращаются нередко, а в тяжелой ситуации так важно дать грамотные рекомендации и советы. Наша статья поможет вам разобраться в этих вопросах и при необходимости оказать помощь тем сотрудникам, которые по каким-либо причинам увольняются из вашей организации, а найти новую работу своими силами им не удается.

Безработица - одна из глобальных социально-экономических проблем современности. Для российского общества, в котором в течение продолжительного периода безработица официально не признавалась, а распределение трудовых ресурсов с целью поддержания полной занятости происходило в административном порядке, данная проблема является относительно новой. Тем не менее это не снижает ее остроты.

Кстати сказать

Безработица (англ. - unemployment) - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (трудоспособного, экономически активного населения) не находит применения своему труду, не получает работу. Безработица отражает несовпадение предложения рабочей силы и спроса на нее на рынке труда, их количественное и качественное несоответствие.

Сейчас уровень безработицы в России даже ниже, чем до начала кризиса - осени 2008 г. Современные проблемы мировой экономики не должны оказать особого влияния на рынок труда в России. Общая численность безработных в стране за полгода сократилась на 1,2 млн человек: с 5,8 млн человек в январе текущего года до 4,6 млн в июне, или с 7,8% до 6,1% от экономически активного населения. Впервые по этому показателю мы вышли на докризисный уровень.

Численность официально зарегистрированных безработных за период январь - июнь 2011 г. снизилась на 164 тыс. человек - до 1,4 млн человек; число не полностью занятых граждан - на 220 тыс. человек. Количество вакансий в России, по данным на конец июня, сравнялось с числом безработных. Коэффициент напряженности на рынке составляет 1.

В современных условиях рыночной экономики, преодоления последствий финансово-экономического кризиса любой человек может столкнуться с трудностями при поиске работы. Одна из форм социальной защиты безработных - предоставление пособия по безработице.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим выплату пособий по безработице, является Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости). А претендовать на такую поддержку гражданин может только после того, как получит статус безработного. Иными словами, для получения пособия надо, чтобы государство признало его безработным.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАН БЕЗРАБОТНЫМ?

Согласно Закону о занятости «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней». Таким образом, для признания гражданина безработным его положение должно отвечать ряду условий.

Условие 1. Гражданин является трудоспособным. Это означает, что, во-первых, он должен быть старше 16 лет (независимо от пола) и моложе 60 (мужчины) или 55 лет (женщины). Во-вторых, он должен быть признан трудоспособным по состоянию здоровья. Инвалиды предоставляют индивидуальную программу реабилитации (ИПР), составленную органами медико-социальной экспертизы (МСЭ), где указано, какими видами деятельности им разрешено заниматься.

Обратите внимание! Полный перечень тех, кто признается занятым (и, соответственно, не может быть признан безработным), см. на www.сайт

Условие 2. Гражданин не является занятым, т. е. в настоящее время у него нет ни работы, ни заработка. Это означает, что гражданин:

  • не работает по трудовому, гражданско-правовому или авторскому договору;
  • не находится ни на какой оплачиваемой работе (включая сезонные, временные работы, работу по совместительству);
  • не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет;
  • не учится на очном отделении в образовательном учреждении и т. д.

Условие 3. Гражданин готов незамедлительно воспользоваться первым предложением подходящей работы со стороны службы занятости.

Подходящая работа

Подходящей считается такая работа (в т. ч. временного характера), которая соответствует ряду факторов.

Фактор 1. Профессиональная пригодность и подготовка гражданина.

Профессиональная пригодность оценивается по документам об образовании, записям в трудовой книжке, документам о повышении квалификации. При подборе работы предпочтение отдается той профессии, по которой лицо работало перед обращением в службу занятости. Разумеется, учитываются и личные пожелания.

Фактор 2. Условия последнего места работы.

Соответствие, о котором идет речь, прежде всего, касается вопросов оплаты и охраны труда. Заработная плата по предлагаемой работе должна быть не ниже среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. В то же время, если среднемесячный заработок на прежнем месте работы гражданина превышал величину прожиточного минимума, установленную в данном регионе (субъекте Федерации), то данное правило на него не распространяется. В этом случае подходящей считается работа с оплатой не ниже величины прожиточного минимума в регионе.

Предположим, на прежней работе гражданин получал 20 000 руб., а величина прожиточного минимума в регионе - 10 693 руб. (как в Москве в I квартале 2011 г.). Тогда подходящей для него будет считаться работа с оплатой от 10 693 руб. в месяц. А вот от зарплаты менее 10 693 руб. он может смело отказываться.

Если же заработок на прежней работе в том же регионе составлял, например, 10 000 руб. (меньше прожиточного минимума), то подходящей будет считаться работа с заработком от 10 000 руб.

По сложившейся практике учитывается также режим работы предприятия, с которого уволился гражданин, продолжительность рабочего времени, характер выполняемой работы.

Фактор 3. Состояние здоровья безработного.

К примеру, человек по профессии «химик» страдает аллергией на то или иное вещество. При этом круг предприятий химической промышленности, на которых он может работать, ограничивается.

Фактор 4. Транспортная доступность рабочего места. Максимальную удаленность места работы от места жительства гражданина определяют органы службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Словарь кадровика

Бывают ли такие ситуации, когда любая оплачиваемая работа считается подходящей?

Действительно, в некоторых случаях таковой является любая оплачиваемая работа, включая труд временного характера. Любая предложенная работа будет считаться подходящей в случаях, если безработный:

  • ищет работу впервые и при этом не имеет профессии;
  • за год, предшествующий обращению в службу занятости, увольнялся за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия более одного раза;
  • прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность или вышел из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законом порядке;
  • ищет работу после длительного (более одного года) перерыва;
  • направлен на обучение, но оказался отчисленным за виновные действия;
  • отказался повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • состоит на учете в службе занятости более 18 месяцев и при этом более трех лет не работает;
  • обратился в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

КТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАН БЕЗРАБОТНЫМ?

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о занятости некоторые категории граждан не могут быть признаны безработными.

Категория 2. Граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в т. ч. досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Обратите внимание! Решение о проверке документов и об отказе в признании безработным принимает сотрудник органов службы занятости

Категория 4. Лица, которые представили в органы службы занятости документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для признания их безработными.

Категория 5. Граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Категория 6. Лица, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных.

РЕГИСТРАЦИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

НА № 2‘2011 Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения на основании решений о признании граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными (п. 2 Порядка регистрации безработных граждан, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2010 № 847н).

Нередко сотрудники, которые увольняются из нашей организации, спрашивают, стоит ли им вставать на учет в органы службы занятости, если они не смогут быстро найти работу. От таких действий мы их, конечно, не отговариваем. Более того, хотим даже сделать небольшую памятку уволенному, чтобы такой сотрудник точно знал, какие шаги ему следует предпринять для регистрации в органах службы занятости. Помогите, пожалуйста, разобраться, какие документы необходимо предъявить для этого в службу занятости?

Гражданам, потерявшим работу, для постановки на учет необходимо предъявить:

  • трудовую книжку (или заменяющие ее документы);
  • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;
  • справку о среднемесячном заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Эта справка не нужна, если гражданин ищет работу после длительного (более года) перерыва или если в течение года до признания безработным суммарное время его оплачиваемой работы составляло менее 26 недель (в пересчете на полный рабочий день, полную рабочую неделю).

Для тех, кто впервые ищет работу (ранее не работал), не имеет профессии (специальности), необходимо предъявить:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • документ об образовании.

Если лицо получает пенсию по инвалидности, ему нужно представить заключение МСЭ о рекомендуемом характере и условиях труда, а также индивидуальную программу реабилитации инвалида. Если имеются те или иные проблемы со здоровьем, желательно представить соответствующие медицинские справки. Так как работу будут подбирать, учитывая состояние здоровья гражданина, то важно с самого начала правильно сориентировать работников службы занятости на то, какой именно труд является подходящим.

С какого момента гражданин считается безработным?

Обратите внимание! Решение о признании лица безработным принимается не позднее 11 дней со дня подачи всех требуемых документов

Служба занятости принимает решение о признании лица безработным не позднее 11 дней со дня подачи всех необходимых документов. В течение этого времени служба занятости может предложить гражданину варианты работы или же получения профессиональной подготовки (если он устраивается на работу впервые). Если он согласится с одним из предложенных вариантов, то до признания безработным дело не дойдет. Если же за это время подходящей работы не найдется, лицо получит статус безработного.

При этом начало безработицы отсчитывается со дня подачи заявления. И соответственно первая выплата пособия производится спустя месяц после этого дня.

С какой частотой нужно проходить перерегистрацию в службе занятости?

Сроки перерегистрации устанавливаются органами службы занятости, но она должна происходить не более двух раз в месяц.

Безработные граждане, не явившиеся на перерегистрацию в качестве безработных в установленные государственными учреждениями службы занятости сроки, могут подтвердить наличие уважительных причин неявки, предъявив документы, выданные в установленном законодательством РФ порядке уполномоченными органами и организациями. Такими документами являются:

  • листок нетрудоспособности;
  • повестка о прохождении медицинской комиссии при призыве на военную службу, на военные сборы, привлечении к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе;
  • документы, подтверждающие участие в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя;
  • повестка в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого и т. д.

Если гражданину по тем или иным причинам в установленном порядке отказали в присвоении статуса безработного, он имеет право повторно обратиться в службу занятости только спустя один месяц со дня отказа.

В нашей организации проводится сокращение штата. Многих работников, подлежащих сокращению, мы смогли перевести на имеющиеся вакансии, но, к сожалению, всех не трудоустроили. В течение срока предупреждения сотрудники работу найти не смогли, и сейчас просят их проконсультировать по поводу того, стоит или не стоит им вставать на учет в службу занятости. Встать на учет я, конечно, им посоветовала. Средний заработок за третий месяц они смогут получить только при этом условии, если, конечно, раньше работу не найдут. Но есть такие вопросы, на которые я сразу им ответить не смогла. Вот, например, их интересует, что они должны будут делать, если предлагаемая работа не будет их устраивать? Что мне им посоветовать?

Действительно, подобранная органами по трудоустройству работа может показаться гражданину неподходящей. Причин тому может быть несколько. Не исключено халатное исполнение обязанностей со стороны сотрудников органов службы занятости. Возможно, сам гражданин недостаточно подробно проинформировал специалистов по трудоустройству о том, какого рода работа ему нужна. Практика показывает, что учет требований безработного во многом зависит и от того, какое впечатление он произведет на сотрудника службы занятости. Поэтому нелишним будет отнестись к поиску работы с помощью службы занятости так же, как к самостоятельному поиску работы, а к встрече с сотрудником службы занятости - как к собеседованию при приеме на работу.

Далее следует помнить главное: навязать гражданину любую работу по принципу «все равно он безработный» в службе занятости не имеют права. Закон достаточно детально определяет понятие подходящей работы, которую обязаны предлагать сотрудники службы занятости населения (хотя, разумеется, по договоренности могут подыскивать и другие варианты).

В то же время, отказываясь от предложений подходящей работы в период безработицы, гражданин рискует тем, что ему могут приостановить выплату пособия.

РАЗМЕРЫ, ПОРЯДОК И СРОК ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ

Закон о занятости населения определяет две основные категории безработных.

Категория 2. Все остальные граждане, в т. ч.: впервые ищущие работу (ранее не работавшие); возобновляющие поиски работы после длительного (более одного года) перерыва; уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; уволенные по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия и др. (п. 2 ст. 30 Закона о занятости).

Существуют свои особенности при выплате пособия людям предпенсионного возраста. Так, в соответствии с п. 1 ст. 32 Закона о занятости гражданам, не достигшим возраста 60 (мужчины) и 55 лет (женщины) и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренное ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях), продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается - сверх установленных 12 месяцев - на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в ст. 10 и 11 Закона о трудовых пенсиях. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

В зависимости от того, к какой категории отнесен безработный, ему назначают период времени, в течение которого он будет ежемесячно получать пособие по безработице в определенном размере.

Время, в течение которого безработному выплачивается пособие, в свою очередь, разбивается на два периода. Разница между двумя периодами выплат лишь в том, что для каждого из них определен свой размер пособия (для второй категории безработных размер пособия одинаков в первом и во втором периоде). Никаких «промежуточных комиссий», которые бы по окончании периода решали, продолжать или останавливать выплаты, нет и быть не может.

Бывшие наши сотрудники нередко по старой памяти звонят в кадры и хотят получить консультацию по интересующим их вопросам. Мы никому не отказываем, со всеми сохранились очень хорошие отношения. Так почему бы не помочь людям? Тем более что еще неизвестно, как повернется, может, они к нам работать вернутся. Но есть такие моменты, когда мы сомневаемся, сможем ли дать грамотный ответ. Один наш сотрудник в настоящее время безработный и получает пособие по безработице. Его интересует, может ли продлеваться срок выплаты этого пособия?

Выплата пособия по безработице не производится в следующие периоды:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы, привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Эти временные интервалы не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и, соответственно, продлевают его.

Пособия для первой категории безработных

Чтобы быть включенным в первую категорию, необходимо, чтобы в течение 12 месяцев перед началом безработицы у гражданина было не менее 26 календарных недель оплачиваемой работы на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели). Или же он должен проработать на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) столько, чтобы суммарное время работы за год составило не менее 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Первый период выплаты пособия по общему правилу не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Если по истечении 12 (18) месяцев безработный так и не смог трудоустроиться, то начинается второй период выплаты пособия той же продолжительности. Общий период выплаты пособия в итоге не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Размеры пособия

В первом 12-месячном периоде со дня регистрации в органах службы занятости пособие начисляется в процентном отношении к среднемесячному заработку, который подсчитывается за последние три месяца по последнему месту работы (службы):

  • в первые три месяца - в размере 75%;
  • в следующие четыре месяца - в размере 60%;
  • в дальнейшем - в размере 45%.

Обратите внимание! На 2012 год минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., а максимальная -4900 руб. (постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 888)

Каков бы ни был порядок определения пособия, его размер ограничен максимальной величиной пособия по безработице. В то же время он не может быть ниже минимальной величины пособия. Максимальный и минимальный размеры пособия определяются ежегодно.

Соответственно и размер пособия будет заключен в этих пределах. Единственное исключение касается жителей регионов, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях (например, на Крайнем Севере). В этих районах минимальная и максимальная величина пособия увеличиваются на районный коэффициент.

Во втором 12-месячном периоде пособие по безработице выплачивается в минимальном размере (в районах с тяжелыми природно-климатическими условиями - увеличенном на районный коэффициент).

Пособия для второй категории безработных

Пособие безработным, относящимся ко второй категории (в т. ч. прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства), выплачивается в два периода, но они более короткие, чем для безработных первой категории. Каждый период не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев.

Общий период выплаты пособия по безработице в этом случае не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Величина пособия для безработных второй категории установлена в минимальном размере (на 2012 год - 850 руб.).

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ВЫПЛАТ

При некоторых условиях выплата пособия по безработице может приостанавливаться. Период, на который приостанавливается выплата, засчитыва-ется в общий период выплаты пособия по безработице и не продлевает его.

Обратите внимание! Время приостановки выплат не может превышать трех месяцев

Выплата пособия по безработице приостанавливается в ряде случаев.

Случай 1. Отказ от двух вариантов подходящей работы.

Случай 2. Отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости со стороны граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.

Случай 3. Явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

Случай 4. Увольнение с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия.

Случай 5. Нарушение лицом без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.

Случай 6. Самовольное прекращение гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Может ли выплата пособия по безработице полностью прекращаться?

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях, если:

  • гражданина признали занятым;
  • служба занятости направила гражданина на обучение, причем по месту обучения полагается стипендия;
  • гражданин длительно (более месяца) не является в службу занятости без уважительных причин;
  • гражданин переехал в другую местность (устраиваться на работу потребуется через местную службу занятости);
  • гражданин попытался добиться выплаты пособия путем подделки документов, предоставления ложной информации или другим обманным путем - с момента обнаружения подделки, выяснения истинной информации и т. п.;
  • гражданин приговорен к исправительным работам или лишению свободы;
  • гражданину назначили трудовую пенсию по старости (в т. ч. досрочно) или пенсию по старости либо за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • гражданин написал письменное заявление с отказом от посредничества службы занятости в поиске работы.

Кроме того, размер пособия по безработице органы службы занятости могут сократить на 25% на срок до одного месяца (с обязательным уведомлением безработного) в двух случаях.

Случай 1. Неявка без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости.

Случай 2. Отказ без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.