Взаимодействие глобальных проблем. Глава III

Проблемы современности и будущее человечества – именно эти вопросы волнуют всех современных политиков и учёных. Это вполне объяснимо. Ведь от решения современных проблем действительно зависит будущее Земли и всего человечества.

Происхождения термина

Термин «глобальные проблемы» стал появляться в научной литературе в конце 60-ых годов прошлого века. Так учёные охарактеризовали и новые проблемы, появившиеся на стыке промышленной и информационной эпох, и старые, существовавшие в системе «человек – природа – общество», усугубившиеся и обострившиеся в современных условиях.

Рис 1. Загрязнение окружающей среды

Глобальные проблемы – это проблемы, которые невозможно решить силами одной страны или одного народа, но, при этом, от их решения зависит судьба всей человеческой цивилизации.

Причины возникновения

Учёные выделяют две большие группы причин, приведших к появлению глобальных проблем.

  • Перерастание локальных проблем, конфликтов и противоречий во всемирные (это обусловлено процессом глобализации, объединения и обобщения человечества).
  • Активная преобразующая деятельность человека, влияющая на природу, политическую ситуацию и социум.

Виды глобальных проблем

К глобальным проблемам стоящим перед человечеством относятся три большие группы проблем (современная классификация).

Таблица «Список глобальных проблем человечества»

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Группа Суть проблем (характеристика) Примеры основных глобальных проблем, входящие в группу
Интерсоциальные глобальные проблемы Проблемы, существующие в системе «общество – общество», связанные с сохранением безопасности и мира на планете 1. Проблема предотвращения мировой ядерной катастрофы.

2. Проблема войны и мира.

3. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

4. Создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов.

Экологические проблемы Проблемы, существующие в системе «общество – природа», связанные с преодолением различных экологических проблем 1. Сырьевая проблема.

2. Продовольственная проблема.

3. Энергетическая проблема.

4. Предотвращение загрязнения окружающей среды.

5. Предотвращение исчезновения различных животных и растений.

Социальные проблемы Проблемы, существующие в системе «человек-общество», связанные с преодолением сложных социальных проблем 1. Демографическая проблема.

2. Проблема сохранения здоровья человека.

3. Проблема распространения образования.

4. Преодоление отрицательных воздействий НТР (научно-технической революции).

Все глобальные проблемы связаны друг с другом и влияют друг на друга. Невозможно решать их по отдельности, необходим комплексный подход. Именно поэтому были выделены приоритетные глобальные проблемы, суть которых схожа, и от решения которых зависит ближайшее будущее Земли.

Представим зависимость проблем друг от друга схематически и назовём глобальные проблемы человечества в порядке их значимости.

Рис 2. Связь глобальных проблем друг с другом

  • Проблема мира (разоружения стран и предотвращения нового мирового глобального конфликта) связана с проблемой (далее «–») преодоления отсталости развивающихся стран.
  • Экологическая проблема – демографическая проблема.
  • Энергетическая проблема – сырьевая проблема.
  • Продовольственная проблема – использование Мирового океана.

Интересно, что решение всех глобальных проблем возможно, если попробовать решить самую главную и актуальную на сегодняшний момент проблему – мировое освоение космоса.

Общие черты (признаки) глобальных проблем

Несмотря на то, что глобальных проблем на современном этапе развития человечества много, все они имеют общие черты:

  • они затрагивают жизнедеятельность всего человечества сразу;
  • они являются объективным фактором развития человечества;
  • они требуют настоятельного решения;
  • они предполагают международное сотрудничество;
  • от их решения зависит судьба всей человеческой цивилизации.

Рис 3. Проблема голода в странах Африки

Основные направления разрешения мировых проблем и угроз

Для решения глобальных проблем необходимы усилия всего человечества, и не только материальные и физические, но и психологические. Для того чтобы работа была успешной, необходимо

  • сформировать новое планетарное сознание, постоянно информировать людей об угрозах, давать им только актуальную информацию, обучать;
  • разработать эффективную систему сотрудничества стран в вопросе решения глобальных проблем: изучение, контроль за состоянием, предотвращение усугубления ситуации, создание системы прогнозирования;
  • сконцентрировать большое количество сил именно на решении глобальных проблем.

Социальные прогнозы существования человечества

Исходя из того, что в настоящий момент происходит усугубление и расширение списка глобальных проблем, учёные делают социальные прогнозы существования человечества:

  • пессимистический прогноз или экологический пессимизм (есликратко, то суть прогноза сводится к тому, что человечество ждёт масштабная экологическая катастрофа и неизбежная гибель);
  • оптимистический прогноз или научно-технический оптимизм (учёные надеются, что НТП приведет к тому, что глобальные проблемы разрешаться).

Что мы узнали?

Термин «глобальные проблемы» не новый, и он не обозначает только те проблемы, которые появились в конце XX века. Все глобальные проблемы имеют как свои особенности, так и схожие черты. Они взаимосвязаны и решения одной проблемы зависит от своевременного разрешения другой.

Тема «Глобальные проблемы современности» является одной из основных на уроках обществознания в школе. На тему «Глобальные проблемы, угрозы и вызовы» делают доклады и пишут рефераты, причём нужно не только привести примеры проблем, но и показать их связь, и объяснить, как возможно справится с той или иной проблемой.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 275.

Историческое своеобразие и социальная уникальность глобальной ситуации, сложившейся в начале третьего тысячелетия, властно требуют от человечества нового политического мышления, высокой моральной ответственности и беспрецедентных практических действий как во внутренней политике отдельных стран, так и в международных отношениях, как во взаимодействии общества с природой, так и во взаимоотношениях между самими людьми. Современная глобальная ситуация сплела все противоречия нынешней эпохи в единый, нерасторжимый «тугой узел», развязать который в состоянии лишь социальное и духовное обновление человеческого общества, новое мышление в соединении с новой практической деятельностью.

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы.

В свою очередь, эту экологическую проблему можно решить лишь на пути нового типа экономического развития, плодотворно используя потенциал научно-технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. О том, какие перспективы в этом отношении открывает научно-технический прогресс, свидетельствуют теоретические расчеты, согласно которым -- даже по сравнению с лучшими мировыми показателями -- затраты энергии для производства стали могут быть снижены в 4 раза, алюминия -- в 6, цемента -- в 5, для переработки нефти -- в 9, производства бумаги -- в 125 раз. Еще больше возможностей для экономии природных ресурсов содержится в прекращении их расточительного использования, когда до 90--95% из них составляют отходы конечного потребления человеком.

Тесная связь с очевидностью выявляется также между экономической отсталостью и стремительным ростом населения в развивающихся странах. Так, в первые послевоенные годы разрыв в уровне национального дохода на душу населения между развитыми и развивающимися странами составлял 10: И хотя темпы экономического роста за истекшие десятилетия в целом в развивающихся странах были значительно выше, чем в развитых, к настоящему времени этот разрыв увеличился до 12: вследствие более высоких темпов роста населения в развивающихся странах.

Статистические расчеты показывают: если бы ежегодный прирост населения в развивающихся странах был таким же, как в развитых, то контраст между ними по уровню дохода на душу населения сократился бы к настоящему времени до 1:8 и мог бы оказаться в сопоставимых размерах на душу населения вдвое выше, чем сейчас. Однако сам этот «демографический взрыв» в развивающихся странах, как считают ученые, обусловлен их сохраняющейся экономической, социальной и культурной отсталостью.

Продолжая рассматривать вопрос о взаимосвязи глобальных проблем, необходимо отметить, что от решения проблем межнациональных отношений во многом зависят сохранение мира и преодоление экономической и культурной отсталости тех или иных стран.

Энергетическая проблема тесно связана с такими глобальными проблемами, как экологическая, демографическая, проблема освоения Мирового океана, проблема предотвращения техногенных аварий и катастроф. Последнее из отмеченного наиболее ярко проявляется на примере атомных электростанций, необходимость строительства которых обусловлена существующими потребностями в электроэнергии; в то же время возведение указанных электростанций повышает риск катастроф глобального масштаба с непредсказуемыми последствиями для людей и окружающей среды.

Ещё раз убеждаюсь, что всё в этом мире взаимосвязано, если не природой, то самим человеком

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы. В свою очередь, эту экологическую проблему может решить лишь на пути нового типа экологического развития, плодотворно используя потенциал научно- технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. И хотя темпы экологического роста за истекшие четыре десятилетия в целом в развивающихся времени этот разрыв увеличился. Статистический расчеты показывают: если бы ежегодный прирост населения в развивающихся стран был таким же, как в развитых, то контраст между ними по уровню дохода на душу населения сократился бы к настоящему времени. До 1:8 и мог бы оказаться в сопоставимых размерах на душу населения вдвое выше, чем сейчас. Однако сам этот «демографический взрыв» в развивающиеся странах, как считают ученые, обусловлен их сохраняющейся экономической, социальной и культурной отсталостью. Неспособность человечества развить хотя бы одну из глобальных проблем самым отрицательным образом повлияет на возможность решения всем остальных.

В представлении некоторых западных ученых взаимосвязь и взаимообуслоленость глобальных проблем образуют некий «порочный круг» неразрешимых для человечества бедствий, из которого либо вообще нет выхода, либо единственное спасение состоит в немедленном прекращении экологического роста и роста населения. Такой подход к глобальным проблемам сопровождается различными алармистскими, пессимистическими прогнозами будущего человечества.

Заключение

На современном этапе развития человечества столкнулось, быть может, с наиболее горячей проблемой – как сохранить природу, поскольку никто не знает, когда и в каком виде можно подвинуться экологической катастрофе. А человечество еще даже близко не подошло к созданию общемирового механизма регулирования природопользователя, но продолжает уничтожать колоссальные дары природы. Нет сомнения, что изобретательный человеческий ум в конце, концов все же найдет им замену. Но вот человеческий организм, выдержит ли он, сможет ли он приспособится к ненормальным условиям жизни?.

Гибельно это не только для природы, но и для человека и его культуры , которая во все времена придавала гармонию отношениям человека с природой. Поэтому создать новую искусственную среду означало бы уничтожить и культуру.

Человек не может существовать без природы не только физически (телесно), что само собой разумеется, но и духовно.

Смысл современности экологической этики заключается в том, чтобы поставить над ценностью природопреобразовательной деятельности высшие нравственные ценности человека. При этом принцип ценностного равноправия всего живого (равноценности) предстает как основа экологической этики.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЮЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

I. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения , подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человека соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным учёным Н.И. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапланированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами , с другим человеком , с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

С5 (1). Назовите 3 основные глобальные проблемы современности.

С 6. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами третьего мира с проблемой предотвращения новой мировой войны.

С6 (1). Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности .

С7 (1). Сегодня в связи с существованием глобальных проблем современности довольно громко звучат призывы к отказу от научно – технического прогресса, прекращению исследований в области новейших технологий. Разделяете ли вы данную точку зрения? Соответствуют ли эти призывы концепции устойчивого развития? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

С7 (2). Выступая на научной конференции, учёный – эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идёт к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответы к заданиям темы « Глобальные проблемы современности»

Часть 1


1 - 1
3 – 3
5 – 2
7 – 4
9 – 1
Часть 3

  1. С1 – С4
С1.

1) реалии современного общества:

- «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;

- «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;

2) сущность нового понимания гуманистического идеала:

«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».


  1. «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится…как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;

  2. «свобода понимается как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

  3. «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».
С3 . Гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм по следующим причинам:

  1. установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды;

  2. необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества;

  3. существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество;

  4. установка господства распространилась и на отношения человека к себе подобным, общественным интересам.
С4 . Отношения людей «с тем, что находится вне человека»:

  1. «отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;

  2. «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;

  3. «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;

  4. «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;

  5. «отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.

  1. С1 – С4
С1 . Автором выделены следующие проблемы:

Ограниченность ресурсов;

Проблема «Север – Юг»;

Демографическая;

Последствия НТР.

С2 . Предположения:

Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальной преобразовательной деятельности (и средств уничтожения жизни на планете);

Формирование общества потребления, в котором скорость и комфорт являются одними из господствующих ценностей.

С3 . Примеры, подтверждающие утверждение автора:

Коммунистические идеологии;

Идеология Просвещения;

Иллюзия всемогущества науки и возможность её победы над голодом и болезнями.

С4 . Преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами в ближайшее время вряд ли возможно , так как этому препятствует следующее:

Ситуация неконтролируемой рождаемости в условиях ограниченности ресурсов и неблагоприятных условий жизни;

Малая доля участия в мировом разделении труда;

Рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «бедных» стран.

С5 (1). Основные глобальные проблемы современности:

Экологическая;

Демографическая;

Проблема «Север – Юг».

С6 (1). Примеры взаимосвязи глобальных проблем современности:

Угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны переводить вредные, экологически опасные производства в страны третьего мира, что обостряет проблему «Север – Юг»;

Угроза международного терроризма в современных условиях тесно связана с проблемой предотвращения ядерной войны, сохранения мира (террористы пытаются получить доступ к технологиям производства оружия массового поражения);

Демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает отставание от развитых в экономическом отношении стран.

С6 (2). Примеры, раскрывающие глобальный характер экологических проблем современного мира:

Потепление климата приводит к таянию полярных льдов и к повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, т.е. ставится под угрозу среда существования человечества;

От загрязнения почв, атмосферы и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран континентов;

Исчезновение отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.

Подробное решение параграф § 27 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011

Вопросы и задания:

1. Объясните, в чём проявляется многообразие современного мира.

XX век был наполнен многими масштабными событиями, изменившими облик мира. Если мы посмотрим на современную политическую карту, то вместо империй и колониальных владений, существовавших в конце XIX – начале XX в., увидим на ней свыше 200 суверенных государств, большинство из которых обрели независимость в течение XX столетия.

На сегодняшний день На планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи; в современном мире существует более 200 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства; эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей.

Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни.

Многообразен религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений; велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.

Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.

2. Назовите основные группы противоречий, существовавших в мире во второй половине XX в. Какими были пути их разрешения? *Какие из них вы считаете эффективными? Чем вы можете это доказать?

Основные группы противоречий, существовавших в мире во второй половине ХХ века

1. противостояние двух систем – «капиталистического» Запада и «социалистического» Востока. В течение нескольких десятилетий в этом противостоянии сосредоточивались основные противоречия мирового развития. Государства, не входившие в указанные два блока, т. е. большинство стран Латинской Америки, Азии и Африки, назывались тогда «третьим миром».

2. противоречия между «Севером» и «Югом» - группой развитых индустриальных держав и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. Они были обусловлены многими обстоятельствами, в том числе значительными различиями в уровнях экономического и социального развития, неоколониалистской политикой транснациональных корпораций, обострившимися проблемами народонаселения и использования природных ресурсов в развивающихся странах, их возраставшим внешним долгом и др.

3. сепаратистские движения (сепаратизм – стремление к обособлению, отделению тех или иных территорий по национально-этническому, религиозному или иному признаку).

4. фундаменталистские движения. Их сторонники выступают против следования западным образцам, против идей рационализма, технократизма, политического плюрализма и т. д. Они настаивали на строгом соблюдении исконных, «фундаментальных» для данного общества норм жизни и отношений между людьми. Нередко подобные движения приобретают очень жёсткий, наступательный характер. Так произошло с исламским фундаментализмом, в котором требование вернуться к истокам ислама сочетается с идеями объединения всех правоверных и решительной борьбы с отступлениями от предписаний мусульманской религии. В конце XX в. фундаменталисты активно действовали в Иране, Афганистане, Алжире, Пакистане и других странах. В некоторых случаях, например в Иране и Афганистане, они добивались значительного политического влияния, приходили к власти. Там, где не удавалось получить государственную поддержку (как в Египте, где группа «братья-мусульмане» после убийства президента А. Садата была поставлена вне закона), возникали группы заговорщиков, осуществлявшие террористические акции против общественных деятелей, журналистов, иностранных туристов и т.д.

Наблюдая проявления цивилизационного, социального, этнонационального, религиозного многообразия мира в конце XX в., нельзя не заметить, что на протяжении этого столетия значительно расширились возможности людей избирать способ существования, путь развития – традиционный или новый, учитывающий опыт других, либо особенный. Вместе с тем стремление той или иной общности, группы людей утвердить свои ценности и законы, попирая права, свободу и жизнь других, приводило к самым тяжёлым, трагическим последствиям.

Я считаю, что наиболее эффективным способом решения конфликта является умение договорится.

3. *Как вы думаете, может ли расширение контактов между народами, распространение новейших технических достижений и средств массовой информации, утверждение общепринятых норм международных отношений привести к унификации, однообразию мира? Аргументируйте свою точку зрения.

Да, я считаю, что расширение контактов между народами, распространение новейших технических достижений и средств массовой информации, утверждение общепринятых норм международных отношений привести к унификации, однообразию мира. Причем это единообразие будет создано по западному образцу. В силу большей развитости США и Западные страны навязывают свою культуру, образ жизни и взгляды другим государствам, что приводит к потере их собственной уникальности.

4. Поясните, какие задачи ставили перед собой национальные движения в конце XX в. Какие методы использовались для решения этих задач?

Национальные движения в конце ХХ века ставили перед собой сепаратистские цели, т.е. стремятся к обособлению, отделению своих территорий по национально-этническому, религиозному или иному признаку. В течение нескольких десятилетий такие движения действуют, например, в Испании (в Стране Басков), Индии (среди сикхов – на севере страны и тамилов – на юге), Турции (среди курдского населения) и др. Сепаратисты чаще всего используют нелегальные, террористические методы. В Испании баскская организация ЭТА осуществляла убийства высших государственных чиновников и военных, в Индии от рук сепаратистских заговорщиков погибли руководители страны И. Ганди и Р. Ганди.

5. Покажите, в чём заключается взаимосвязь глобальных проблем современности.

Противоречия в отношениях между государствами, народами, группами людей породили две мировые войны, множество региональных конфликтов и войн, оружие массового уничтожения и гонку вооружений. Предотвращение угрозы мировой термоядерной войны стало одной из глобальных проблем человечества. Так называют проблемы, связанные с существованием и жизнеобеспечением людей, требующие для своего решения коллективных усилий всего мирового сообщества. В их числе: сохранение и защита природной среды; обеспечение жителей планеты продовольственными, энергетическими и сырьевыми ресурсами; преодоление социально-экономической отсталости и нищеты; демографическая проблема – достижение сбалансированного соотношения между ростом населения (за вторую половину XX в. его численность в мире увеличилась от 2 до 5 млрд человек) и развитием производительных сил; ликвидация наиболее опасных болезней; комплексное использование ресурсов Мирового океана, освоение космического пространства.

Острота указанных проблем состоит в том, что они отражаются на повседневной жизни миллионов людей. Бесхозяйственное, безответственное отношение к природной среде привело к катастрофическому загрязнению воздуха и водоёмов, истреблению многих видов животных и растений, уничтожению лесов и т. д. Вследствие загрязнения атмосферы появились «кислотные дожди», «парниковый эффект», началось разрушение озонового слоя Земли.

Бичом крупных городов стал смог (фотохимический туман), при котором людям не рекомендуется выходить на улицу. «Кислотные дожди» в середине 1970-х годов причинили огромный ущерб лесам Европы, под их воздей ствием пострадали от трети до половины лесных площадей. В результате загрязнения в Швеции оказались «мёртвыми» 18 тыс. из существующих в стране 100 тыс. озёр. «Парниковый эффект» ведёт к глобальному потеплению климата на Земле, что ставит под угрозу сельское хозяйство засушливых районов, а многие островные и прибрежные территории могут быть затоплены вследствие повышения уровня моря.

Тяжёлый удар природной среде нанесло истребление лесов. Если в начале 1980-х годов в мире ежегодно вырубалось 10 – 12 млн га леса, то спустя десятилетие – почти в 2 раза больше. Особенно широким фронтом велось наступление на тропические леса Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Между тем эти леса называют «лёгкими планеты», обогащающими атмосферу кислородом, в них обитает более половины всех существующих на Земле видов растений и животных. Уничтожение лесов, особенно в горных районах, ведёт к изменению рельефа, гидрологических условий, вследствие чего возникают катастрофические наводнения, оползни и др.

Серьёзная экологическая проблема во многих регионах мира - наступление пустыни. Площадь пустынь и полупустынь, занимающих более трети земной суши (а в Африке - свыше 55%), с каждым годом увеличивается. Это происходит под влиянием естественных факторов и вследствие деятельности человека – вырубки деревьев и кустарников, подсечно-огневого земледелия, которое существует у некоторых африканских народов, «перевыпаса» скота и т. д. Опасности опустынивания подвержены территории более чем 100 стран, большинство из которых составляют развивающиеся государства. В начале 1980-х годов от сильной и длительной засухи пострадали свыше половины стран Африки, голод охватил около 200 млн жителей.

Несмотря на достижения науки и техники, в последние десятилетия XX в. человечество столкнулось с глобальной продовольственной проблемой. По оценкам международных экспертов, в конце столетия в мире систематически недоедали более 1 млрд человек, страдали от голода свыше 150 млн. Большинство из них проживали в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Здесь голод являлся уделом 25% населения, в отдельных государствах этот показатель достигал 40%. Ежегодно в мире умирали от голода и вызванных недоеданием заболеваний 13 млн человек, 75% из них составляли дети. В то же время в странах Запада немало людей усиленно боролись с перееданием, ожирением и избыточным весом, применяли специальные низкокалорийные диеты.

Глобальные проблемы тесно связаны между собой. Быстрый рост населения ведёт к более интенсивному использованию природных ресурсов, обостряет продовольственную проблему. В результате экологических катастроф сотни тысяч людей, лишившихся жилья и средств к существованию, становятся беженцами, что углубляет социальные проблемы, вызывает межнациональные и этнические столкновения. Массовое недоедание и голод во многих странах Африки, Азии, Латинской Америки порождены не только природными бедствиями (засухами, наводнениями, неурожаями), но в первую очередь – экономической и социальной отсталостью. Подсчитано, что природные ресурсы Африки при рациональном их использовании, охране и восстановлении могут обеспечить производство продовольствия, достаточного для всего населения континента, даже если его численность увеличится в 2 – 3 раза.

6. Дайте характеристику деятельности международных организаций по преодолению наиболее острых противоречий и решению проблем в современном мире. Используйте также текущую информацию газет, телевидения.

В начале 1970-х годов настоящий шок в странах Запада вызвали доклады учёных, входивших в Римский клуб (основан в 1968 г. группой исследователей из разных стран для рассмотрения проблем, имеющих глобальное значение). В них предсказывалось, что в скором будущем человечество окажется перед лицом катастрофы, вызванной нехваткой продовольствия, энергии, сырья и загрязнением биосферы. Обоснованность подобных опасений подтверждалась конкретными свидетельствами экологического неблагополучия во многих регионах – в начале 1970-х годов наблюдался ряд неурожаев, отмечалось выпадение «кислотных дождей» и т. д. Названные в докладах проблемы стали предметом обсуждения в международных организациях, научных кругах. Были предприняты конкретные шаги, направленные на их решение.

Организующую роль в практическом решении большинства глобальных проблем взяли на себя учреждения ООН. В районы стихийных бедствий доставлялась продовольственная и медицинская помощь. В места военных конфликтов направлялись миссии наблюдателей, группы по примирению, специальные представители, а в случае необходимости – части Вооружённых сил ООН по поддержанию мира («голубые каски»). Миротворческие войска действовали в Конго, на Кипре, на Ближнем Востоке, в Анголе, Афганистане, Боснии и др. В 1988 г. Вооружённым силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира.

Значительный вклад в решение глобальных проблем человечества вносят общественные организации и движения. Выше говорилось о борьбе за мир и безопасность. Среди экологических движений с середины 1970-х годов выделились «зелёные». Их деятельность началась в странах Западной Европы как «гражданская инициатива» в защиту окружающей среды. В ней участвовали люди разных профессий и возрастов, политических взглядов, религиозной принадлежности. Постепенно «зелёные» включились в антиядерные выступления, обратились к проблемам безработицы и другим социальным вопросам, показывая тем самым, что проблемы выживания человека в современном мире имеют множество взаимосвязанных сторон. В начале 1980-х годов движение «зелёных» в некоторых странах оформилось в политические партии. Их представители были избраны в парламенты ряда государств и в Европейский парламент.

В последние десятилетия XX в. активными действиями заявила о себе международная организация «Гринпис» (в переводе с английского – «зелёный мир»). Её участники устраивали демонстрации протеста около военных объектов, в местах, где возникала угроза экологического бедствия. Значительную часть их работы составляли практические акции по спасению живой природы.

8. *Выскажите своё суждение о том, что может сделать отдельный человек для решения глобальных, наиболее острых проблем современности. Приведите аргументы, конкретные примеры.

Я считаю, что поскольку глобальные проблемы касаются всех вместе и каждого в отдельности, в их разрешении должны участвовать международные правительственные и общественные организации, руководители и обычные граждане, взрослые и дети. Смысл действий заключается не только в преодолении последствий уже случившихся экологических или социальных бедствий, но и в устранении их причин. Гораздо легче сохранить лес, озеро, реку, чем потом возрождать в них жизнь. А главное – в движении к гармоничному, безопасному миру нельзя поставить точку.

Например, все мы можем противостоять загрязнению природы, следуя элементарным правилам – просто убирать за собой мусор.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.