Конвенция о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя. Конвенция мот трудовые отношения Ст 4 конвенции международной организации труда 158

КОНВЕНЦИЯ N 158
о прекращении трудовых отношений по
инициативе предпринимателя*

Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшиеся 2 июня 1982 года на 68-ю сессию,

прнинимая к сведению существующие международные нормы, содержащиеся в ,

отмечая, что со времени принятия Рекомендации 1963 года о прекращении трудовых отношений в законодательстве и практике многих государств-членов произошли значительные изменения в вопросах, изложенных в указанной Рекомендации,

считая, что эти изменения сделали целесообразным принятие новых международных норм по этому вопросу, учитывая, в частности, серьезные проблемы в этой области, вызванные экономическими трудностями и технологическими изменениями, которые произошли за последние годы во многих странах,

постановив принять ряд предложений о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя, что является пунктом 5 повестки дня сессии,

решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает 22 июня 1982 года нижеследующую конвенцию, которая будет называться Конвенцией 1982 года о прекращении трудовых отношений.

Раздел I. Методы, сфера применения и определения

Раздел I
Методы, сфера применения и определения

Статья 1

Положения настоящей Конвенции применяются посредством законодательства или правил, за исключением случаев, когда они применяются путем коллективных договоров, решений арбитражных или судебных органов или любым другим способом, соответствующим национальной практике.

Статья 2

1. Настоящая Конвенция распространяется на все отрасли экономической деятельности и на всех работающих по найму лиц.

2. Государство-член может исключать из сферы применения всех или некоторых положений настоящей Конвенции следующие категории работающих по найму лиц:

a) трудящихся, нанятых по договору о найме на определенный срок или для выполнения определенной работы;

b) трудящихся, проходящих испытательный срок или приобретающих необходимый стаж, заранее установленный или имеющий разумную продолжительность;

c) трудящихся, нанятых на непродолжительный срок для выполнения случайной работы.

3. Предусматриваются соответствующие гарантии против использования договоров о найме на определенный срок, цель которых уклониться от предоставления защиты, предусмотренной настоящей Конвенцией.

4. В той степени, в какой это необходимо, компетентным органом или соответствующим учреждением каждой страны могут быть приняты меры, по консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, с целью исключения из сферы применения Конвенции или ее отдельных положений таких категорий работающих по найму лиц, условия занятости которых регулируются специальными соглашениями, обеспечивающими в целом защиту, в любом случае эквивалентную защите, предусмотренной настоящей Конвенцией.

5. В той степени, в какой это необходимо, компетентным органом или соответствующим учреждением каждой страны могут быть приняты меры, по консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, для исключения из сферы применения Конвенции или ее отдельных положений других ограниченных категорий работающих по найму лиц, в отношениии которых возникают частые проблемы, имеющие существенное значение, в свете особых условий занятости соответствующих трудящихся или размера или характера предприятия, на котором они заняты.

6. Каждое государство-член, ратифицирующее настоящую Конвенцию, в первом докладе о ее применении, представляемом согласно статье 22 Устава Международной организации труда , перечисляет любые категории, которые могли быть исключены в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи, указывая причины такого исключения, и в последующих докладах сообщает о состоянии своих законодательства и практики, касающихся исключенных категорий, а также о том, в какой степени Конвенция проведена или ее проведение в жизнь предполагается в отношении таких категорий.

Статья 3

Для целей настоящей Конвенции термины "увольнение" и "прекращение трудовых отношений" означают прекращение трудовых отношений по инициативе предпринимателя.

Раздел II. Нормы общего применения

Раздел II
Нормы общего применения

Подраздел A. Обоснование прекращения трудовых отношений

Статья 4

Трудовые отношения с трудящимися не прекращаются, если только не имеется законных оснований для такого прекращения, связанного со способностями или поведением трудящегося или вызванного производственной необходимостью предприятия, учреждения или службы.

Статья 5

Следующие причины не являются, в частности, законным основанием для прекращения трудовых отношений:

a) членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или, с согласия предпринимателя, в рабочее время;

b) намерение стать представителем трудящихся, выполнение в настоящее время или в прошлом функций представителя трудящихся;

c) подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя, по обвинению в нарушении законодательства либо правил или обращение в компетентные административные органы;

d) раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение;

e) отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству.

Статья 6

1. Временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой не является законным основанием для увольнения.

2. Определение того, что является временным отсутствием на работе, степень необходимости медицинского свидетельства и возможные ограничения применения пункта 1 настоящей статьи определяются методами, указанными в статье 1 настоящей Конвенции.

Подраздел B. Процедуры, применяемые до и во время прекращения трудовых отношений

Статья 7

Трудовые отношения с трудящимися не прекращаются по причинам, связанным с его поведением или работой, до тех пор, пока ему не предоставят возможность защищаться в связи с предъявленными ему обвинениями, кроме случаев, когда от предпринимателя нельзя обоснованно ожидать предоставления трудящемуся такой возможности.

Подраздел C. Процедура обжалования решения о прекращении трудовых отношений

Статья 8

1. Трудящийся, который считает, что его уволили необоснованно, имеет право обжаловать это решение, обратившись в такой беспристрастный орган, как суд, трибунал по трудовым вопросам, арбитражный комитет или к арбитру.

2. В случаях, когда прекращение трудовых отношений было санкционировано компетентным органом, пункт 1 настоящей статьи может применяться с учетом национальных законодательства и практики.

Статья 9

1. Органы, указанные в статье 8 настоящей Конвенции, наделяются полномочиями рассматривать причины увольнения и другие обстоятельства дела, а также выносить решение об обоснованности увольнения.

2. Чтобы бремя доказывания необоснованности увольнения не возлагалось только на трудящегося, методами, указанными в статье 1 настоящей Конвенции, предусматриваются первая или вторая или обе следующие возможности:

a) время доказывания наличия законного основания для увольнения, как это определено в статье 4 настоящей Конвенции, лежит на предпринимателе;

b) упомянутые в статье 8 настоящей Конвенции органы наделяются полномочиями выносить решение о причине увольнения с учетом представленных сторонами доказательств и в соответствии с процедурами, предусмотренными национальными законодательством и практикой.

3. В случаях увольнения по причинам, вызванным производственной необходимостью предприятия, учреждения или службы, органы, указанные в статье 8 настоящей Конвенции, наделяются полномочиями устанавливать, действительно ли трудовые отношения прекращены по этим причинам, однако пределы их полномочий принимать решение о том, являются ли эти причины достаточно обоснованными для прекращения трудовых отношений, определяются методами осуществления, указанными в статье 1 настоящей Конвенции.

Статья 10

Если органы, указанные в статье 8 настоящей Конвенции, устанавливают необоснованность увольнения, и если они в соответствии с национальными законодательством и практикой не имеют полномочий или не считают практически возможным отменить решение об увольнении и/или отдать распоряжение или предложить восстановить трудящегося на прежней работе, они наделяются полномочиями отдавать распоряжение о выплате соответствующей компенсации или такого другого пособия, которое может считаться целесообразным.

Подраздел D. Срок предупреждения об увольнении

Статья 11

Трудящийся, с которым намечено прекратить трудовые отношения, имеет право быть предупрежденным об этом за разумный срок или имеет право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьезного проступка, то есть такого проступка, в связи с которым было бы нецелесообразно требовать от предпринимателя продолжать с ним трудовые отношения в течение срока предупреждения.

Подраздел E. Выходное пособие и другие виды защиты дохода

Статья 12

1. Трудящийся, трудовые отношения с которым были прекращены, имеет право, в соответствии с национальными законодательством и практикой, на:

a) выходное пособие или другие аналогичные виды пособий в связи с прекращением трудовых отношений, размер которых зависит, в частности, от стажа работы и размера заработной платы и которые выплачиваются непосредственно предпринимателем или из фонда, созданного из взносов предпринимателей;

b) пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным или других форм социального обеспечения таких, как пособия по старости или инвалидности, выплачиваемые на общих основаниях, представляющих право на эти пособия;

c) сочетание таких пособий и выплат.

2. Трудящемуся, который не удовлетворяет необходимым условиям для получения пособия из фонда страхования по безработице или фондов помощи безработным на общих основаниях, не выплачивается какое-либо из указанных в подпункте 1а настоящей статьи пособий или выплат только по той причине, что он не получает пособия по безработице согласно подпункту 1b.

3. Методами применения, указанными в статье 1 настоящей Конвенции, может предусматриваться лишение права на пособие или выплаты, указанные в подпункте 1 а настоящей статьи, в случае увольнения за серьезный проступок.

Раздел III. Дополнительные положения, касающиеся прекращения трудовых отношений по экономическим, технологическим, структурным или аналогичным причинам

Раздел III
Дополнительные положения, касающиеся прекращения
трудовых отношений по экономическим, технологическим,
структурным или аналогичным причинам

Подраздел A. Консультации с представителями трудящихся

Статья 13

1. Когда предприниматель планирует прекращение трудовых отношений по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера, он:

a) своевременно предоставляет соответствующим представителям трудящихся относящуюся к этому вопросу информацию, включая информацию о причинах предполагаемых увольнений, числе и категориях трудящихся, которых это может коснуться, и сроке, в течение которого они будут произведены;

b) как можно раньше предоставляет возможность, согласно национальным законодательству и практике; соответствующим представителям трудящихся провести консультации о мерах по предотвращению увольнений или сведения их числа к минимуму и о мерах по смягчению неблагоприятных последствий любого увольнения для соответствующих трудящихся, в частности, таких, как предоставление другой работы.

2. Методами, предусмотренными в статье 1 настоящей Конвенции, применение пункта 1 настоящей статьи может быть ограничено случаями, когда численность трудящихся, которых планируется уволить, составляет по меньшей мере определенное число или процент работников.

3. Для целей настоящей статьи термин "соответствующие представители трудящихся" означает представителей трудящихся, признанных в качестве таковых национальными законодательством или практикой в соответствии с Конвенцией 1971 года о представителях трудящихся .

Подраздел В. Сообщение компетентному органу

Статья 14

1. Когда предприниматель планирует произвести увольнение по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера, он в соответствии с национальными законодательством и практикой как можно раньше сообщает об этом компетентному органу, предоставляя ему соответствующую информацию, включая письменное изложение оснований увольнения, число и категории трудящихся, которых оно может коснуться, и срок, в течение которого его намечено осуществить.

2. Национальные законодательства или правила могут ограничивать применение пункта 1 настоящей статьи случаями, когда численность трудящихся, которых планируется уволить, составляет по меньшей мере определенное число или процент работников.

3. Предприниматель сообщает компетентному органу об увольнении, упомянутом в пункте 1 настоящей статьи, за минимальный до его осуществления срок, устанавливаемый национальными законодательством или правилами.

Раздел IV. Заключительные положения

Раздел IV
Заключительные положения

Статья 15

Официальные грамоты о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации.

Статья 16

1. Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех членов Международной организации труда, ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором.

2. Она вступит в силу через двенадцать месяцев после даты регистрации Генеральным директором Ратификационных грамот двух членов Организации.

3. Впоследствии настоящая Конвенция вступит в силу для каждого члена Организации через двенадцать месяцев после даты регистрации его ратификационной грамоты.

Статья 17

1. Каждый член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, по истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсировать ее заявлением о денонсации, направленным Генеральному директору Международного бюро труда и зарегистрированным им. Денонсация вступает в силу через год после даты ее регистрации.

2. Для каждого члена Организации, который ратифицировал настоящую Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовался предусмотренным в настоящей статье правом на денонсацию, Конвенция будет оставаться в силе на следующие десять лет, и впоследствии он сможет денонсировать ее по истечении каждого десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.

Статья 18

1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает всех членов Международной организации труда о регистрации всех ратификационных грамот и заявлений о денонсации, направленных ему членами Организации.

2. Извещая членов Организации о регистрации полученной им второй ратификационной грамоты, Генеральный директор обращает внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.

Статья 19

Генеральный Директор Международного бюро труда направляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций исчерпывающие сведения о всех ратификационных грамотах и заявлениях о денонсации, зарегистрированных им в соответствии с положениями предыдущих статей.

Статья 20

В случаях, когда Административный совет Международного бюро труда считает это необходимым, он представляет Генеральной конференции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает целесообразность включения в повестку дня Конференции вопроса о ее полном или частичном пересмотре.

Статья 21

1. Если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:

a) ратификация каким-либо членом Организации новой, пересматривающей конвенции, влечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 17, незамедлительную денонсацию настоящей Конвенции при условии, что новая, пересматривающая конвенция, вступила в силу;

b) со дня вступления в силу новой, пересматривающей конвенции, настоящая Конвенция закрыта для ратификации членами Организации.

2. Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и содержанию для тех членов Организации, которые ратифицировали ее, но не ратифицировали пересматривающую конвенцию.

Статья 22

Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.



Текст документа сверен по:
"Конвенции и рекомендации, принятые
Международной Конференцией Труда", том II

Конвенции МОТ также являются источниками трудового права, которые непосредственно применимы при регулировании трудовых отношений. Например, в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" сделана ссылка на п. 1 ст. 1 Конвенции N 29 о принудительном или обязательном труде.

При регулировании трудовых отношений применению подлежат конвенции МОТ, которые ратифицированы нашим государством.

В настоящее время ратифицированы следующие конвенции МОТ:

1) Конвенция N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве;

2) Конвенция N 11 о праве на ассоциацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве;

3) Конвенция N 13 о применении белил в малярном деле;

4) Конвенция N 14 о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях;

5) Конвенция N 15 о минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров на флоте;

6) Конвенция N 16 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов;

7) Конвенция N 23 о репатриации моряков;

8) Конвенция N 27 об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах;

9) Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде;

10) Конвенция N 32 о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке судов;

11) Конвенция N 45 о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода;

12) Конвенция N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю;

13) Конвенция N 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках;

14) Конвенция N 58 о минимальном возрасте допуска детей на работу в море;

15) Конвенция N 59 о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность;

16) Конвенция N 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы;

17) Конвенция N 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации;

18) Конвенция N 73 о медицинском освидетельствовании моряков;

19) Конвенция N 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности;

20) Конвенция N 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на промышленных работах;

21) Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах;

22) Конвенция N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле;

23) Конвенция N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию;

24) Конвенция N 90 о ночном труде подростков в промышленности;

25) Конвенция N 92 о помещениях для экипажа на борту судов;

26) Конвенция N 95 об охране заработной платы;

27) Конвенция N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров;

28) Конвенция N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности;

29) Конвенция N 103 об охране материнства;

30) Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда;

31)Конвенция N 106 о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях;

32) Конвенция N 103 о национальных удостоверениях личности моряков;

33) Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий;

34) Конвенция N 112 о минимальном возрасте для принятия на работу моряков;

35) Конвенция N 113 о медицинском осмотре рыбаков;

36) Конвенция N 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации;

37) Конвенция N 119 о снабжении машин защитными приспособлениями;

38) Конвенция N 120 о гигиене в торговле и промышленности;

39) Конвенция N 122 о политике в области занятости;

40) Конвенция N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках;

41) Конвенция N 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках;

42) Конвенция N 126 о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов;

43) Конвенция N 133 о помещениях для экипажа на борту судов;

44) Конвенция N 134 о предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков;

45) Конвенция N 138 о минимальном возрасте для приема на работу;

46) Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов;

47) Конвенция N 147 о минимальных нормах на торговых судах;

48) Конвенция N 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;

49) Конвенция N 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала;

50) Конвенция N 150 о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация;

51) Конвенция N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде;

52) Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов;

53) Конвенция N 160 о статистике труда; 54) Конвенция N 156 о трудящихся с семейными обязанностями;

55) Конвенция N 116 о частичном пересмотре конвенций МОТ;

56) Конвенция N 162 об охране труда при использовании асбеста;

57) Конвенция N 179 о найме и трудоустройстве моряков;

59) Конвенция N 137 о социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах;

60) Конвенция N 152 о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах.

Нормативы перечисленных Конвенций МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений. Однако при этом следует помнить, что они могут быть применены лишь к отношениям, возникшим после введения в действие Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. До этого момента положения конвенций МОТ непосредственно при регулировании трудовых отношений не применялись.

Данные положения могли быть применены лишь после их включения в нормы внутреннего законодательства. В настоящее время на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила конвенций МОТ должны непосредственно применяться при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Для этого не требуется повторения положений конвенций МОТ в нормах внутреннего законодательства. Хотя до введения в действие Конституции РФ могут быть применены лишь положения конвенций МОТ, которые были воспроизведены в нормах российского законодательства.

Другие положения конвенций МОТ до указанного срока не применялись. Например, Конвенция МОТ N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю (1935 г.), ратифицирована 4 июня 1956 года. Однако до 7 октября 1992 года, то есть до вступления в силу изменений, внесенных в КЗоТ РФ 25 сентября 1992 года, в нашем государстве была установлена рабочая неделя продолжительностью 41 час. В связи с этим работники в период с 4 июня 1956 года до 7 октября 1992 года работали сверх нормы, установленной Конвенцией МОТ N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, еженедельно по одному часу. Однако данная переработка не противоречила внутреннему законодательству.

Нормы конвенций МОТ в тот период непосредственно не применялись, поэтому требования работников об оплате в повышенном размере переработанных сверх установленного названной Конвенцией норматива часов, то есть о признании их сверхурочной работой, удовлетворению не подлежат.

Однако после принятия Конституции РФ положения конвенций МОТ подлежат непосредственному применению. В связи с чем при наличии противоречий между правилом, включенным в конвенцию МОТ, и положениями внутреннего законодательства применению подлежат нормы международно-правовой регламентации труда.

К примеру, в настоящее время на основании внутреннего законодательства труд военнослужащих используется на гражданских объектах. Хотя в ст. 1 Конвенции МОТ N 105 об упразднении принудительного труда говорится о том, что государство берет на себя обязательства не использовать принудительный или обязательный труд в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития.

Военнослужащий не может отказаться от выполнения порученной ему командованием работы, так как на службе он выполняет обязанности, для которых добровольно своих услуг не предлагал. Поэтому использование лиц, проходящих срочную службу, для выполнения работ на гражданских объектах, является использованием труда военнослужащих, не предложивших свои услуги добровольно для выполнения обязанностей, связанных с прохождением военной службы, в качестве метода использования рабочей силы для нужд экономического развития.

Налицо нарушение положений названной Конвенции, которая имеет более высокую юридическую силу, чем внутреннее законодательство, позволяющее привлекать военнослужащих к труду на гражданских объектах. Более того, в ч. 2 ст. 2 Конвенции МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде говорится о том, что труд лиц, отбывающих наказание по приговору суда, не может быть передан в распоряжение частных лиц, компаний или обществ.

Данное правило применимо по аналогии и к труду военнослужащих, призванных на военную службу, которые должны исполнять обязанности военной службы, а не создавать прибыль для частных лиц. На основании названных Конвенций МОТ лица, незаконно привлеченные к принудительному труду, могут требовать восстановления нарушенного права, а также компенсации причиненного морального вреда, поскольку в рассматриваемом случае нарушается их нематериальное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, и не привлекаться к выполнению работ, для исполнения которых они не предложили добровольно своих услуг.

Таким образом, перечисленные ратифицированные Конвенции МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений, они подлежат применению и в тех случаях, когда нормы российского законодательства вступают в противоречие с их предписаниями.

Однако не только ратифицированные конвенции МОТ подлежат применению на территории Российской Федерации. В настоящее время действует Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года, которая опубликована для официального применения ("Российская газета", 16 декабря 1998 года).

В п. 2 названной Декларации говорится о том, что все государства - члены МОТ, даже если они не ратифицировали соответствующие конвенции МОТ, имеют обязательства, вытекающие из самого факта их членства в МОТ, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.

К числу таких принципов Декларация относит:

1) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

2) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

3) действенное запрещение детского труда; 4) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

В связи с чем можно сделать вывод о том, что на территории Российской Федерации должны применяться не только ратифицированные конвенции МОТ, но и нератифицированные конвенции МОТ, в которых имеются нормы, обеспечивающие реализацию перечисленных принципов.

Из Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда вытекают следующие юридически значимые обстоятельства, наличие которых влечет возникновение у правоприменителей обязанности по применению нератифицированных конвенций МОТ.

Во-первых, таким обстоятельством является наличие конвенции МОТ, имеющей в своем содержании определенное правило поведения.

Во-вторых, к числу этих обстоятельств относится наличие непосредственной связи имеющегося в конвенции правила поведения с реализацией перечисленных принципов.

В-третьих, таким обстоятельством следует назвать нарушение перечисленных принципов при регулировании труда в связи с невыполнением правил поведения, имеющихся в содержании нератифицированной конвенции МОТ.

Практически в каждой конвенции МОТ имеются положения, которые направлены на обеспечение принципа о недопустимости дискриминации в области труда и занятий. В связи с чем они могут быть применены при регулировании трудовых отношений. Например, подлежит применению Конвенция МОТ N 158 о прекращении трудовых отношений, которая возлагает на работодателя бремя доказывания наличия законного основания для увольнения работников, а также не допускает прекращение трудовых отношений в связи с временной нетрудоспособностью.

Очевидно, что правила данной Конвенции призваны не допустить дискриминации при проведении увольнения работников, в том числе по признаку наличия у них временной нетрудоспособности. Применению подлежат и положения Конвенции МОТ N 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, гарантирующие приоритетное удовлетворение требований работников при неплатежеспособности работодателя по сравнению с другими привилегированными требованиями, в частности, по сравнению с требованиями государства и системы социального страхования.

Правила данной Конвенции также призваны не допустить дискриминации прав работников по сравнению с другими кредиторами работодателя в случае его неплатежеспособности.

Таким образом, на территории Российской Федерации должны применяться нормы не только ратифицированных конвенций МОТ, но и положения нератифицированных конвенций МОТ, которые направлены на реализацию основополагающих принципов и прав в сфере труда, которые определены в качестве таковых Декларацией МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

  • Трудовое право

Помимо российского законодательства для регулирования трудовых отношений большое значение имеют международные правовые нормы, которые вырабатываются на основе изучения, обобщения и тщательного отбора наиболее ценных и универсально значимых национальных норм. Конституция Российской Федерации предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К таким международным договорам относятся Конвенции Международной организации труда (МОТ), выражающие ее позицию по широкому кругу социально-трудовых проблем и являющиеся международными стандартами труда, т.е. нормами, обязательное применение которых обеспечивает соблюдение основных прав и свобод граждан в сфере труда и их защиту.

Трудовое право

Ряд нормативных актов по вопросам труда принят Советом Европы (СЕ). Содержание трудовых отношений объективно обусловливается уровнем развития экономики, производительных сил общества.

Современным трудовым правом устанавливаются минимальные и пороговые, процедурные и процессуальные стандарты, в рамках которых субъекты трудовых отношений могут определять свои права и обязанности. Но различные стандарты, действующие в разных странах, могут значительно влиять на конкурентоспособность предпринимателей, применяющих наемный труд, на мировом рынке.
Международное регулирование труда — это система закрепленных в международных актах и соглашениях стандартов правового регулирования труда.

Конвенция мот № 158. о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя

Когда Работодатель планирует прекращение трудовых отношений по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера, он: a) своевременно предоставляет соответствующим представителям работников относящуюся к этому вопросу информацию, включая информацию о причинах предполагаемых увольнений, числе и категориях работников, которых это может коснуться, и сроке, в течение которого они будут произведены; b) как можно раньше предоставляет возможность, согласно национальным законодательству и практике; соответствующим представителям работников провести консультации о мерах по предотвращению увольнений или сведения их числа к минимуму и о мерах по смягчению неблагоприятных последствий любого увольнения для соответствующих работников, в частности, таких, как предоставление другой работы. 2.

Конвенции международной организации труда

Внимание

Например, подлежит применению Конвенция МОТ № 158 о прекращении трудовых отношений, которая возлагает на работодателя бремя доказывания наличия законного основания для увольнения работников, а также не допускает прекращение трудовых отношений в связи с временной нетрудоспособностью. Очевидно, что правила данной Конвенции призваны не допустить дискриминации при проведении увольнения работников, в том числе по признаку наличия у них временной нетрудоспособности.


Применению подлежат и положения Конвенции МОТ № 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, гарантирующие приоритетное удовлетворение требований работников при неплатежеспособности работодателя по сравнению с другими привилегированными требованиями, в частности, по сравнению с требованиями государства и системы социального страхования.

Часть3. конвенции международной организации труда

Инфо

Представителям трудящихся предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции. Требования Конвенции № 135 учтены в нормах Трудового кодекса и статье 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», которая так и называется «Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и неосвобожденным от основной работы».


В Трудовом кодексе для представителей работников установлены также дополнительные гарантии: в период ведения коллективных переговоров для них устанавливается особый режим привлечения к дисциплинарной ответственности, изменения и расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Рабочее время Ряд конвенций МОТ посвящен вопросам рабочего времени.

Основные конвенции мот по вопросам регулирования рынка труда

Помимо рассмотренных вопросов, Конвенция «О защите заработной платы» предусматривает защиту заработной платы также в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке (ст. 11). «Трудящиеся, занятые на этом предприятии, будут пользоваться положением привилегированных кредиторов либо в отношении заработной платы, которую они должны получить за услуги, оказанные в предшествовавший банкротству или ликвидации период, который будет определен национальным законодательством, либо в отношении заработной платы, сумма которой не превосходит суммы, предписанной национальным законодательством». В развитие этих положений в апреле 2012 года была ратифицирована Конвенция № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя».

Конвенции мот регулирующие трудовые отношения

Важно

Поэтому использование лиц, проходящих срочную службу, для выполнения работ на гражданских объектах, является использованием труда военнослужащих, не предложивших свои услуги добровольно для выполнения обязанностей, связанных с прохождением военной службы, в качестве метода использования рабочей силы для нужд экономического развития. Налицо нарушение положений названной Конвенции, которая имеет более высокую юридическую силу, чем внутреннее законодательство, позволяющее привлекать военнослужащих к труду на гражданских объектах.


Более того, в ч. 2 ст. 2 Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде говорится о том, что труд лиц, отбывающих наказание по приговору суда, не может быть передан в распоряжение частных лиц, компаний или обществ.

Конвенция мот трудовые отношения

Конституционный Суд указал, что эта норма ограничивает права работодателя и дает профсоюзным активистам необоснованные преимущества по сравнению с другими работниками. В этой связи ФНПР начала активную работу о срочной ратификации 135-й Конвенции МОТ, дабы впоследствии восстановить защиту от увольнения профлидеров в первичных организациях. Рассматриваемая Конвенция предусматривает, что термин «представители трудящихся» означает лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным законодательством и практикой. Это представители профсоюзов, назначенные или КОНВЕНЦИИ МОТ И ТРУДОВОЕ ПРАВО РОССИИ избранные профсоюзами или членами таких профсоюзов, или выборные представители, а именно представители, свободно избранные трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законодательства.

В соответствии со статьей 3 Конвенции каждое государство-член МОТ, ратифицирующее Конвенцию, принимает обязательства, которые предусматривают защиту требований трудящихся посредством привилегии (раздел II), либо обязательства, предусматривающие защиту требований трудящихся с помощью гарантийных учреждений (раздел III), или обязательства, вытекающие из обоих разделов. Выбор указывается в заявлении, сопровождающем ратификацию.

В этой связи в федеральный закон о ратификации включен соответствующий текст заявления. Действующее законодательство РФ устанавливает один из предусмотренных Конвенцией механизмов защиты трудовых прав работников – привилегию при удовлетворении требований кредиторов.

Конституционный Суд признал не соответствующей Конституции РФ часть 4 ст. 261 ТК РФ в редакции, ограничивающей права отцов. Рассматривая дело о соответствии ТК РФ Конституции (часть 4 ст.

19 о равных правах, свободах и возможностях их реализации для мужчин и женщин), Суд принял во внимание также Конвенцию МОТ № 156 и признал положения части 4 ст. 261 ТК РФ не соответствующими Конституции «… в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми».
Статья 10 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), развивая смысл этой конституционной нормы, несколько изменена: «если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права (в Конституции указаны только законы), применяются правила международного договора». Реализация данного положения означает, что нормы международного права следует рассматривать как нормы прямого действия, которые КОНВЕНЦИИ МОТ И ТРУДОВОЕ ПРАВО РОССИИ должны применяться всеми государственными органами, включая суды.


При обосновании своих требований как граждане, так и юридические лица могут ссылаться на нормы международного права. Конвенции МОТ, как и иные международные договоры, приобретают юридическую силу после их ратификации.

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 2 июня 1982 года на свою шестьдесят восьмую сессию, принимая к сведению существующие международные нормы, содержащиеся в Рекомендации 1963 года о прекращении трудовых отношений, отмечая, что со времени принятия Рекомендации 1963 года о прекращении трудовых отношений в законодательстве и практике многих Членов Организации произошли значительные изменения в вопросах, изложенных в указанной Рекомендации, считая, что эти.изменения сделали целесообразным принятие новых международных норм по этому вопросу, учитывая, в частности, серьезные проблемы в этой области, вызванные экономическими трудностями и технологическими изменениями, которые произошли за последние годы во многих странах, постановив принять ряд предложений о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя, что является пятым пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего двадцать второго дня июня месяца тысяча девятьсот восемьдесят второго года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1982 года о прекращении трудовых отношений.

РАЗДЕЛ I. МЕТОДЫ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья 1

Положения настоящей Конвенции применяются посредством законодательства или правил, за исключением случаев, когда они применяются путем коллективных договоров, решений арбитражных или судебных органов или любым другим способом, соответствующим национальной практике.

Статья 2

1. Настоящая Конвенция распространяется на все отрасли экономической деятельности и на всех работающих по найму лиц.

2. Член Организации может исключать из сферы применения всех или некоторых положений настоящей Конвенции следующие категории работающих по найму лиц:

a) работников, нанятых по договору о найме на определенный срок или для выполнения определенной работы;

b) работников, проходящих испытательный срок или приобретающих необходимый стаж, заранее установленный и имеющий разумную продолжительность;

c) работников, нанятых на непродолжительный срок для выполнения случайной работы.

3. Предусматриваются соответствующие гарантии против использования договоров о найме на определенный срок, цель которых уклониться от предоставления защиты, предусмотренной настоящей Конвенцией.

4. В той степени, в какой это необходимо, компетентным органом или соответствующим учреждением каждой страны могут быть приняты меры, по консультации с заинтересованными организациями работодателей и работников, где таковые существуют, с целью исключения из сферы применения Конвенции или ее отдельных положений таких категорий работающих по найму лиц, условия занятости которых регулируются специальными соглашениями, обеспечивающими в целом защиту, в любом случае эквивалентную защите, предусмотренной настоящей Конвенцией.

5. В той степени, в какой это необходимо, компетентным органом или соответствующим учреждением каждой страны могут быть приняты меры, по консультации с заинтересованными организациями работодателей и работников, где таковые существуют, для исключения из сферы применения Конвенции или ее отдельных положений других ограниченных категорий работающих по найму лиц, в отношении которых возникают частные пpoблемы, имеющие существенное значение, в свете особых условий занятости соответствующих работников или размера или характера предприятия, на котором они заняты.

6. Каждый Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, в первом докладе о ее применении, представляемом согласно статье 22 Устава Международной Организации Труда, перечисляет любые категории, которые могли быть исключены в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи, указывая причины такого исключения, и в последующих докладах сообщает о состоянии своих законодательства и практики, касающихся исключенных категорий, а также о том, в какой степени Конвенция проведена или ее проведение в жизнь предполагается в отношении таких категорий.

Статья 3

Для целей настоящей Конвенции термины “увольнение” и “прекращение трудовых отношений” означают прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя.

РАЗДЕЛ II. НОРМЫ ОБЩЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

ПОДРАЗДЕЛ А. ОБОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья 4

Трудовые отношения с работниками не прекращаются, если только не имеется законных оснований для такого прекращения, связанного со способностями или поведением работника или вызванного производственной необходимостью предприятия, учреждения или службы.

Статья 5

Следующие причины не являются, в частности, законным основанием для прекращения трудовых отношений:

a) членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или, с согласия работодателя, в рабочее время;

b) намерение стать представителем работников, выполнение в настоящее время или в прошлом функций представителя работников;

c) подача жалобы или участие в деле, возбужденном против работодателя, по обвинению в нарушении законодательства либо правил или обращение в компетентные административные органы;

d) раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение;

e) отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству.

Статья 6

1. Временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой не является законным основанием для увольнения.

2. Определение того, что является временным отсутствием на работе, степень необходимости медицинского свидетельства и возможные ограничения применения пункта 1 настоящей статьи определяются методами, указанными в статье 1 настоящей Конвенции.

ПОДРАЗДЕЛ В. ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДО ИЛИ ВО ВРЕМЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья 7

Трудовые отношения с работникам не прекращаются по причинам, связанным с его поведением или работой, до тех пор, пока ему не предоставят возможность защищаться в связи с предъявленными ему обвинениями, кроме случаев, когда от работодателя нельзя обоснованно ожидать предоставления работнику такой возможности.

ПОДРАЗДЕЛ С. ПРОЦЕДУРА ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЯ О ПРЕКРАЩЕНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья 8

1. Работник, который считает, что его уволили необоснованно, имеет право обжаловать это решение, обратившись в такой беспристрастный орган, как суд, трибунал по трудовым вопросам, арбитражный комитет или к арбитру.

2. В случаях, когда прекращение трудовых отношений было санкционировано компетентным органом, пункт 1 настоящей статьи может применяться с учетом национальных законодательства и практики.

Статья 9

1. Органы, указанные в статье 8 настоящей Конвенции, наделяются полномочиями рассматривать причины увольнения и другие обстоятельства дела, а также выносить решение об обоснованности увольнения.

2. Чтобы бремя доказывания необоснованности увольнения не возлагалось только на работника, методами, указанными в статье 1 настоящей Конвенции, предусматриваются первая или вторая или обе следующие возможности:

a) бремя доказывания наличия законного основания для увольнения, как это определено в статье 4 настоящей Конвенции, лежит на работодателе;

b) упомянутые в статье 8 настоящей Конвенции органы наделяются полномочиями выносить решение о причине увольнения с учетом представленных сторонами доказательств и в соответствии с процедурами, предусмотренными национальными законодательством и практикой.

3. В случаях увольнения по причинам, вызванным производственной необходимостью предприятия, учреждения или службы, органы, указанные в статье 8 настоящей Конвенции, наделяются полномочиями устанавливать, действительно ли трудовые отношения прекращены по этим причинам, однако пределы их полномочий принимать решение о том, являются ли эти причины достаточно обоснованными для прекращения трудовых отношений, определяются методами осуществления, указанными в статье 1 настоящей Конвенции.

Статья 10

Если органы, указанные в статье 8 настоящей Конвенции, устанавливают необоснованность увольнения, и если они в соответствии с национальными законодательством и практикой не имеют полномочий или не считают практически возможным отменить решение об увольнении и/или отдать распоряжение или предложить восстановить трудящегося на прежней работе, они наделяются полномочиями отдавать распоряжение о выплате соответствующей компенсации или такого другого пособия, которое может считаться целесообразным.

ПОДРАЗДЕЛ D. СРОК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБ УВОЛЬНЕНИИ

Статья 11

Работник, с которым намечено прекратить трудовые отношения, имеет право быть предупрежденным об этом за разумный срок или имеет право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьезного проступка, то есть такого проступка, в связи с которым было бы нецелесообразно требовать от работодателя продолжать с ним трудовые отношения в течение срока предупреждения.

ПОДРАЗДЕЛ Е. ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ И ДРУГИЕ ВИДЫ ЗАЩИТЫ ДОХОДА

Статья 12

1. Работник, трудовые отношения с которым были прекращены, имеет право, в соответствии с национальными законодательством и практикой, на:

a) выходное пособие или другие аналогичные виды пособий в связи с прекращением трудовых отношений, размер которых зависит, в частности, от стажа работы и размера заработной платы и которые выплачиваются непосредственно работодателем или из фонда, созданного из взносов работодателей;

b) пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным или других форм социального обеспечения таких, как пособия по старости или инвалидности, выплачиваемые на общих основаниях, предоставляющих право на эти пособия;

c) сочетание таких пособий и выплат.

2. Работнику, который не удовлетворяет необходимым условиям для получения пособия из фонда страхования по безработице или фондов помощи безработным на общих основаниях, не выплачивается какое-либо из указанных в подпункте 1 а настоящей статьи пособий или выплат только по той причине, что он не получает пособия по безработице согласно подпункту 1 b.

3. Методами применения, указанными в статье 1 настоящей Конвенции, может предусматриваться лишение права на пособие или выплаты, указанные в подпункте 1 а настоящей статьи, в случае увольнения за серьезный проступок.

РАЗДЕЛ III. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ, СТРУКТУРНЫМ ИЛИ АНАЛОГИЧНЫМ ПРИЧИНАМ ПОДРАЗДЕЛ А. КОНСУЛЬТАЦИИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАБОТНИКОВ

Статья 13

1. Когда Работодатель планирует прекращение трудовых отношений по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера, он:

a) своевременно предоставляет соответствующим представителям работников относящуюся к этому вопросу информацию, включая информацию о причинах предполагаемых увольнений, числе и категориях работников, которых это может коснуться, и сроке, в течение которого они будут произведены;

b) как можно раньше предоставляет возможность, согласно национальным законодательству и практике; соответствующим представителям работников провести консультации о мерах по предотвращению увольнений или сведения их числа к минимуму и о мерах по смягчению неблагоприятных последствий любого увольнения для соответствующих работников, в частности, таких, как предоставление другой работы.

2. Методами, предусмотренными в статье 1 настоящей Конвенции, применение пункта 1 настоящей статьи может быть ограничено случаями, когда численность работников, которых планируется уволить, составляет по меньшей мере определенное число или процент работников.

3. Для целей настоящей статьи термин “соответствующие представители работников” означает представителей работников, признанных в качестве таковых национальными законодательством или практикой в соответствии с Конвенцией 1971 года о представителях работников.

ПОДРАЗДЕЛ В. СООБЩЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОМУ ОРГАНУ

Статья 14

1. Когда Работодатель планирует произвести увольнение по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера он в соответствии с национальными законодательством и практикой как можно раньше сообщает об этом компетентному органу, предоставляя ему соответствующую информацию, включая письменное изложение оснований увольнения, число и категории работников, которых оно может коснуться, и срок, в течение которого его намечено осуществить.

2. Национальные законодательство или правила могут ограничивать применение пункта 1 настоящей статьи случаями, когда численность работников, которых планируется уволить, составляет по меньшей мере определенное число или процент работников.

3. Работодатель сообщает компетентному органу об увольнении, упомянутом в пункте 1 настоящей статьи, за минимальный до его осуществления срок, устанавливаемый национальными законодательством или правилами.

РАЗДЕЛ IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15

Официальные документы о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации.

Статья 16

1. Настоящая Конвенция связывает только тех Членов Международной Организации Труда, чьи документы о ратификации зарегистрированы Генеральным Директором.

2. Она вступит в силу через двенадцать месяцев после даты регистрации Генеральным Директором документов о ратификации двух Членов Организации.

3. Впоследствии настоящая Конвенция вступит в силу для каждого Члена Организации через двенадцать месяцев после даты регистрации его документа о ратификации.

Статья 17

1. Каждый Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, по истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсировать ее посредством акта о денонсации, направленным Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации. Денонсация вступает в силу через год после даты регистрации акта о денонсации.

2. Для каждого Члена Организации, который ратифицировал настоящую Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовался предусмотренным в настоящей статье правом на денонсацию, Конвенция будет оставаться в силе на следующие десять лет, и впоследствии он сможет денонсировать ее по истечении каждого десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.

Статья 18

1. Генеральный Директор Международного Бюро Труда извещает всех Членов Международной Организации Труда о регистрации всех документов о ратификации и актов о денонсации, направленных ему Членами Организации.

2. Извещая Членов Организации о регистрации полученной им второго документа о ратификации, Генеральный Директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.

Статья 19

Генеральный Директор Международного Бюро Труда направляет Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций исчерпывающие сведения о всех документах о ратификации и актах о денонсации, зарегистрированных им в соответствии с положениями предыдущих статей.

Статья 20

В случаях, когда Административный Совет Международного Бюро Труда считает это необходимым, он представляет Генеральной Конференции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает целесообразность включения в повестку дня Конференции вопроса о ее полном или частичном пересмотре.

Статья 21

1. Если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:

a) ратификация каким-либо Членом Организации новой, пересматривающей конвенции, влечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 17, незамедлительную денонсацию настоящей Конвенции при условии, что новая, пересматривающая конвенция, вступила в силу;

b) со дня вступления в силу новой, пересматривающей конвенции, настоящая Конвенция закрыта для ратификации Членами Организации.

2. Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и содержанию для тех Членов Организации, которые ратифицировали ее, но не ратифицировали пересматривающую конвенцию.

Статья 22

Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.