Цветные фотографии прокудина горского. Дореволюционная россия в цветных фотографиях сергея прокудина-горского


Общий вид Ростова с колокольни Всесвятской церкви.

Вы наверное все наслышаны об этом человеке. Цветный фотографии Российской Империи обязательно связывают с этим фотографом. Он оставил нам уникальный снимки прошлого нашей Родины. На самом деле очень много работ и фотографий (вот один их больших архивов). Предлагаю посмотреть еще раз его работы и почитать подробнее об этом удивительном человеке, опередившем свое время!


Шайтанский завод, прекративший работу в 1905 году.

С первого взгляда может показаться, что этот снимок сделан в наше время, но нет, этому снимку уже сто лет. На фотографии изображен автор этого снимка, Сергей Михайлович Прокудин-Горский. 1909 году он получил приказ Николая II, оставить очный документ о прошлом, чтобы можно было изучить историю Российской Империи по таким цветным фотографиям.

Полоцк. Николаевский собор.

Материки. Часовня во имя Божьей Матери и сосна, на которой явилась икона.

Представляю цветные фото России столетней давности пионера цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Начало 20 века было ознаменовано удивительными научными открытиями и изобретениями, многие из которых на целые десятилетия опередили своё время. Среди них — цветная фотография по методу цветоделения, технически весьма сложному, но дававшему результат поразительно высокого качества.

В 1903 году одним из пионеров этого метода и первым цветным фотографом России стал Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863—1944), представитель древнего дворянского рода Владимирщины. Этот человек посвятил весь свой талант ученого и кипучую энергию подвижника одной грандиозной цели — запечатлеть «в натуральных красках» всю ширь и богатство великой страны, которая называлась Российской империей.

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горскогою
(по материалам сайта http://www.prokudin-gorsky.org/ , который ведёт исследование и популяризация наследия С. М. Прокудина-Горского и блог проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" https://oldcolor.livejournal.com/ )

Под "народом" Сергей Михайлович, как и многие русские интеллигенты, понимал прежде всего крестьянство - хранителя русской самобытности, традиционного уклада, основу Российского государства.
Поэтому основные этнографические снимки представлены прямо-таки поэтическими, живописными образами крестьянского труда на фоне природы, главным образом в северных губерниях (ныне это Вологодская область). Прочие слои "народа" представлены преимущественно уральскими рабочими, некоторые из которых мало отличимы от крестьян. Простые горожане, обыватели, купцы попадали в кадр лишь случайно на общих видах городов. Другие представители русского общества запечатлены на снимках этюдного характера, но это уже как бы отдельная тема для одного из следующих обзорных постов - "Служивая Россия".
В единичных экземплярах у Прокудина-Горского есть также снимки деятелей культуры (Л. Тостой, Ф. Шаляпин), государственных деятелей (правители Бухары и Хивы), священнослужителей, портреты неизвестных дам, в т.ч. явно дворянского сословия.

Обзор начнём с красивейшего снимка "Обед на покосе". сделанного в июле 1909 г. на берегу Шексны близ Череповца:



Думаю, никто не будет спорить, что эта работа заслуживает названия "фотокартина", отличается совершенством композиции, излучает светлую "ауру", наполняет зрителя чувством безмятежного покоя. Не случайно репродукция именно этого снимка стояла в комнате Прокудина-Горского в годы эмиграции.

Вообще, на берегах Шексны была сделана самая большая и красивая серия крестьянских этюдов.
Вот крестьяне на покосе около старинного посада Крохино:


Ныне это затопленное водами Волго-Балта место стало печально известно видами гибнущего на глазах круизников крохинского храма, оставленного в 1964 г. умирать среди волн. Этот храм - своего рода символ "Русской Атландиты". Властям на него наплевать, лишь небольшая группа волонтёров-энтузиастов пытается спасти руины стен, обкладывая их мешками.
Однако в 1909 г. эта земля была полна жизни и сил и ничто, казалось, не предвещало беды:


Что стало с этими крестьянами Белозерья? В Белозерске стоит памятник в честь воинов Великой Отечественной. На его гранитной стене - бесчисленные имена погибших. Этот маленький город и Белозерский район тогда потеряли своих земляков больше, чем, например, США своих солдат в десятилетней Иракской кампании.

У Леушинского монастыря, давно затопленного водами очередного водохранилища, был сделан снимок "Монастырской сенокос":


Вероятно, где-то поблизости, у берегов Шексны снимался "На сенокосе около привала":


Ещё один "Сенокос" там же:

Венцом шекснинской этнографической серии являются портреты крестьянских девушек, сделанные в деревне Топорня (где от Мариинской системы отходит канал герцога Вюртембергского).
"Крестьянские девушки" с ягодами стали одним из символом коллекции Прокудина-Горского, фрагментом этого снимка оформлен соответствующий раздел сайта Библиотеки Конгресса США:


В этом снимке завораживает замечательная яркость красок крестьянских нарядов.
Одна из участниц позировала отдельно для снимка "Девушка с земляникой":


Ради такого случая она надела сразу четыре вида бус:


Вот уже нарядилась так нарядилась!

Мариинский альбом завершают два загадочных снимка "На жнитве":


Те же двое плюс ещё трое:


Могли ли на территории нынешней Вологодской области убирать пшеницу в июле?
У меня есть предположение, что эти снимки были "пристроены" в Мариинский альбом автором по сходству сюжета, однако в действительности они сделаны на Урале летом 1907 г. На чём основано это предположение?
Как известно, Прокудину-Горскому часто приходилось бывать на Урале по делам Товарищества Гатчинских медеплавильных и ста-лелитейных заводов. Об одной из таких поездок, состояв-шейся летом 1907 года, он пишет в своём обращении к чи-тателям журнала «Фотограф-Любитель» (1907. № 8. с 227-229) : «Недавно вернулся я с Урала, где пришлось побывать не только в городах и го-родишках, но и во многих селах и деревнях. Фотография не была специальной задачей моей поездки, и хотя со мною и были аппараты, но пользоваться я предполагал ими очень мало. По той же причине не была взята и походная палатка для снаряжения кассет. Красоты некоторых месте-чек увлекли меня, однако, настолько, что я израсходовал псе заряженные дома кассеты и пришлось воспользоваться любезностью фотографа одного из маленьких заводских местечек. В той небольшой части Урала, которую я видел, меня поразили размеры и зажиточность сёл и многих деревень - я был в одном из богатых по урожаям уездов.

Большинство сёл имело по две. по три и по четыре церкви. Уже поверхностный осмотр показывал, что о нужде тут и речи нет, а если можно чего желать, то к хорошему прибавить ещё лучшее. В одном из таких богатых сёл мне пришлось пронести неделю. Кое-какие мотивы заинтересовали меня, и я приступил к фотографированию. Как только я появил-ся с камерой на улице, тотчас же сделался предметом вни-мания крестьян, как мужчин, так и женщин. Немедленно начались предложения снять портреты, и по заявлении, что я портретов не снимаю, каждый говорил, что «ты не сумлевайся, мы деньги заплатим».

История эта повторялась изо дня в день, как в этом селе, так н в других, которые я посетил, и можно было насчитать по 100 человек в каждом, которые охотно фотографировались. (...) Из любезности к хозяевам, у которых мне пришлось жить несколько дней, я согласился снять семейную группу. Конечно, отправились надевать лучшие платья, причем женщины ни за что не хотели оставаться в светло-голубых юб-ках, которые были на них надеты, говоря, что этот цвет вый-дет, как белый, - что некрасиво. Все хорошо знали, что на прямом солнечном свете сниматься нехорошо, н сами указа-ли мне отличное по освещению место для съёмки. К установ-ке группы все относились с должным вниманием и без ма-лейшего шутовства. Из беседы после съёмки я узнал, что в селе есть любитель фотографии, но очень плохой. Присутст-вие его приносит всё-таки свою пользу и в таких селах при-езжему фотографу работать будет значительно легче».
По всей видимости, снимки "На жнитве" и являются результатом одной из таких импровизированных фотосессий.
Вполне вероятно, что тем летом 1907 г. Прокудин-Горский сделал ещё один замечательный этнографический снимок, не связанный ни с одной из известных нам экспедиций - "Крестьянка мнет лен. Пермская губ.":


Снимок явно постановочный: крестьянка вырядилась и даже надела золотые украшения. Ну двух кадрах у неё серьёзное лицо, на третьем она не выдержала и расплылась в улыбке:-)

Прокудин-Горский снимал русских крестьян не только в "коренных" губерниях, но и на далёких окраинах империи.
Так, в выжженой солнцем Муганьской степи Бакинской губернии был сделан снимок "Семья поселенца. Пос. Графовка":


Это фото стало знаменитым, поскольку украсило обложку альбома Р. Олсхауза "Фотографии для царя" (Нью-Йорк, 1980 г.) - первого издания, посвященного Прокудину-Горскому и его коллекции.
Царское правительство пыталось проводить русскую колонизации в некоторых окраинных районах, создавая компактные ареалы русских поселений. Помимо Мугани, другим местом крупного колонизационного проекта стала так называемая Голодная степь - пустынная область на границе современного Узбекистана и Казахстана.
Сосланный в Ташкент опальный великий князь Николай Константинович но собственные средства начал строительство в Голодной степи ирригационных каналов, чтобы превратить бесплодный земли в хлопковый и животноводческий оазис. Он пригласил тысячи русских крестьян, которым раздавал осваиваемые земли, помогал обустраиваться на новом месте. Вскоре на левобережье Сырдарьи возникли посёлки с названием Надеждинский, Никольский, Спасский, Романовский, Духовской, Обетованный.
Прокудин-Горский в 1911 г. сделал подробнейший фотоотчёт об этом ирригационном и колонизационном проекте, в том числе замечательный снимок "Переселенческий хутор в Надеждинском поселке с группой крестьян":


Вот его фрагмент, чем-то напоминает образы из фильма "Белоге солнце пустыни":

Рабочий люд у Прокудина-Горского представлен довольно разнообразно, это далеко не только индустриальные рабочие.
На Мариинской системе сделан снимок, подписанный как "Пильщики на Свири", хотя на самом деле это снято в устье реги Вытегры:



Лица людей ярко освещены заходящим вечерним солнцем. Они серьёзны и полны достоинства:
Ещё крупнее:

Трудно представить, что скоро их всех захлестнёт исторический водоворт: они уйдут воевать с германцем, потом станут создавать советы, ревкомы, окажутся на фронтах гражданской.
Было бы интересно узнать реальные судьбы людей на этом и других подобных снимках, но сделать это уже практически невозможно.

Сплавщики на реке Ковжа, тот же 1909 г.:

Строители плотины в Кузминском Рязанской губернии, 1912 г:


Это один из лучших постановочных снимков, поскольку создается иллюзия моментальной съемки людей в движении, на самом деле пильщики замерли на три секунды.

Рабочие на строительстве плотины в подмосковном Белоомуте (фрагмент снимка):

Конечно, больше всего рабочего люда Прокудин-Горский запечатлел на Урале.
Вот знаменитый портретный снимок "Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода":


Самое интересное заключается в том, что в 1987 г. Рональд Рейган подарил этот снимок (очевидно, в виде репродукции) Горбачеву. Снимок был передан на хранение в музей... Нижнего Тагила.
Сильное впечатление производит фото "Работа на Бакальском руднике":


Здесь поражает примитивность методов горной добычи в 20 веке. При этом снимок сделан на Тяжелом руднике, где буквально накануне приезда Прокудина-Горского ввели встрой первую в России канатную дорогу для спуска руды (кстати, иностранного производства):

На том же Тяжелом руднике сделан интересный групповой снимок "Накатка дров для обжига руды", который лучше смотреть в виде фрагмента:


Эта разномастная братия уральских рабочих кажется несёт в себе не меньше русской самобытности, чем крестьянство:


На Урале рабочие жили часто в небольших поселениях при заводах и часто их облик действительно мало отличался от крестьянского.
Бакальские рудники по уральским меркам были ещё передовым горнодобывающим производством. Прокудину-Горскому в объектив попадался и гораздо более примитивный уровень хозяйствования, как, например, на снимке "Промывка руды бурого железняка на Шиловском руднике в 7 верст. от дер. Макаровой" (фрагмент):


У мастера можно найти и сцены труда квалифицированных рабочих, например, "Формовка художественного литья" (Касли):


Сцена отгрузки готовой продукции, фрагмент снимка "Механическая мастерская для отделки художественного литья":

Галерею образов русского народа дополняют различные этюдные работы.
В альбоме небогатой на съемки живой натуры Волжской экспедиции можно найти такой чудный сюжет как "За пряжей. В деревне Изведово":


А это крестьянин-проводник у истока реки Западная Двина (фрагмент снимка):


Достаточно динамичен сюжет снимка "Монахи за работой: посадка картофеля", сделанного в Гефсиманском скиту Ниловой пустыни на озере Селигер:

Весьма интересен снимок "Рыбацкие поселения на озере Селигер":


В результате захватывающего расследования, длившегося несколько недель, удалось установить, что это вид центральной набережной в г. Осташкове!
При увеличении видна корзина с довольно богатым уловом:

Рыбакам у Прокудина-Горского посвящено ещё два этюда.
Это фрагмент снимка "На озере", которое в результате не менее интересного расследования оказалось озером Зюраткуль в Челябинской области:

На другом фрагменте - дедушка-рыболов на уральской реке Исеть:

Городских обывателей удается лишь иногда подлядеть на общих видах.
Вот, например, жители Златоуста:


А это - барышни Екатеринбурга:


Осташковцы:

Есть вещи, в которые сложно поверить, но они были на самом деле. Мы в погоне за своим будущим не всегда оглядываемся назад. Наши предки творили невиданные чудеса, о которых знает далеко не каждый.


1910 год. На склоне холма около Артвина (территория современной Турции) Прокудину-Горскому позирует женщина в национальном армянском костюме.

Предлагаю восполнить огромный пробел и обратиться к временам начала 20 века. Именно тогда фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский при поддержке императора Николая II сделал фотообзор Российской Империи. Да какой!

Прокудин-Горский фотографировал местности, людей, архитектуру страны с использованием специальной камеры для фотографий собственной конструкции.

Эта чудо-камера умела делать из трех черно-белых фотоснимков три фотоснимка в синем, зеленом и красном каналах. После этого фотопластинки совмещались и получалось цветное изображение. Для этого надо было вставлять фотопластинки в три разных проектора и направлять их на экран.

Прокудин-Горский в начале 20 века делал цветные фотографии, причем с высоким качеством изображения.

Уверен, что вы сейчас смотрите на эти фотографии и думаете, что все это неправда, и что на самом деле это фотошоп или, на худой конец, современная подделка под старину. Трудно поверить, что фотографии сделаны еще до Первой мировой войны. Но это так.

При написании этого поста я пользовался материалами библиотеки Конгресса. Более подробно о работах Прокудина-Горского можете ознакомиться по адресу loc.gov/exhibits/empire.


1910 год. Касли, художественное литье. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промышленных районов, Российская империя».


1910 год. Женщина на реке Сим


1909 год. Часовня на месте, где был основан город Белозерск


1910 год. Грузия, вид на Тифлис (Тбилиси)


1910 год. Хорезм. Хан Российского протектората Исфандияр II Джурджи Бахадур


Увеличенное фото Исфандияра. Здесь ему 39 лет. Правил Хорезмом до момента своей смерти в 1918 году


1910 год. Берег реки Сим, мальчик-пастух


1910 год. Гидроэлектростанция в Иолотань Туркменистана. На фото генераторы переменного тока производства Венгрии, установленные внутри энергоблока электростанции


1910 год. Дагестанские женщины


1909 год. На фото Пинхус Карлинский, 84 лет от роду, руководитель Черниговского шлюза на 66 году службы


1910 год. Артвин (сейчас Турция)

Редчайшие цветные фотографии Прокудина-Горского (70 фото)

Случайно наткнувшись недавно в сети на колоритную фотографию старика-сарта, я не придал особого значения тому, что фотография была цветная. Ну, фотография, как фотография. Какой-то старик в халате, ничем не отличающийся от беженцев из Таджикистана-Афганистана, часто появляющихся в последнее время на экранах ТВ, а то и на улицах нашего города. Фотограф Прокудин-Горский.

Вскоре ещё раз во время беседы в сети всплыла эта фамилия в разговоре о виртуальной библиотеке Конгресса США. Поспешив зайти на сайт библиотеки конгресса, я провисел в сети остаток ночи, скачивая файл за файлом поразительные картины жизни Российской империи, запечатлённые в цвете фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским ещё в начале прошлого века.

Заинтересовавшись прежде всего фотографиями из среднеазиатского цикла, снятыми в 1911 году, я невольно просмотрел в поисках нужного материала десятки снимков. Постепенно проходил шок оттого, что это ЦВЕТНЫЕ фотографии начала 20 века. Я увидел ожившие картины-иллюстрации к русской классике. Великолепные пейзажи. Серию этнографических снимков, запечатлевших представителей многих народов империи. Бытовые зарисовки, индустриальные картины поры юного российского капитализма.

Просматривая слайд за слайдом, я чувствовал изменение своего представления о дореволюционной России. Она оказалась несколько другой, нежели виделась по прочитанным книгам, увиденным фильмам. Книги заставляют работать воображение - а оно субъективно. Старые фотографии обычно настолько плохого качества, что кажутся мёртвыми, надуманными. Фильмы вообще штука постановочная, да и не существовало практически в ту пору документального кино. Фотографии же Прокудина-Горского запечатлели полноцветные картины из реальной жизни. Позже прочёл высказывание Сергея Михайловича о содействии фотографии делу просвещения: "Память, поддержанная визуально, благодаря интересно представленному предмету, далеко превзойдет наши обычные способы запоминания ".


И всё же откуда сто лет назад взялся цвет?
Как это было сделано?
Ведь ещё совсем недавно - лет 30-40 назад цветное фото было экзотикой. Ещё на моей памяти псевдо цветные раскрашенные снимки…

Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала "Фотограф-любитель", Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту - составить фотолетопись российской империи.

По рекомендации Великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.

За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.

А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках.

"В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее".

Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи Прокудина-Горского, и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов возник возник вопрос о публикации первого "Истории русского искусства" под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.

Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. И случилось почти чудо - казалось, потерянные навсегда образы ожили."

Автор Сергей Михайлович Прокудин-Горский


































































Эти цветные снимки были сделаны в период между 1909 и 1912 годами фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863-1944) при поддержке царя Николая II.

Он использовал специальный фотоаппарат, который последовательно делал три черно-белых снимка через красный, зеленый и голубой фильтры. Это позволило позднее воссоединить их и спроектировать с помощью фонариков с фильтрами, чтобы получились фотографии с почти естественными цветами. Из-за высокого качества фотографий вкупе с яркими цветами зрителям трудно поверить, что эти снимки делались 100 лет назад, до Октябрьской революции и даже до Первой мировой.

Спонсор поста: Сериал в отличном качестве.

Армянка в национальном костюме позирует фотографу на холме недалеко от Артвина (сейчас принадлежит Турции) в 1910 году.

Автопортрет у реки Королисцхали, ок. 1910 года. Прокудин-Горский в костюме и шляпе сидит на камне у реки в Кавказских горах, недалеко от Батуми, на восточном побережье Черного моря.

Каслинские мастера за работой, примерно 1910 год. Фото из альбома «Виды Уральских гор, обзор промышленного района, Российская империя».

Женщина сидит в тихом местечке на реке Сим, которая является частью бассейна Волги, 1910 год.

Часовня на месте, где был основан город Белозерск, 1909 год.

Вид на Тбилиси из церкви святого Давида, 1910 год.

Исфандияр Юрджи Бахадур, хан региона Хорезм (Хива, теперь часть современного Узбекистана), ок. 1910 года.

Детальный снимок Исфандияра Юрджи Бахадура. Эта фотография была сделана в начале его правления в 1910 году, когда ему было 39 лет. Он правил Хорезмом до самой смерти в 1918 году.

Генераторы, сделанные в Будапеште, в зале генераторной станции в Иолотане, Туркменистан, на реке Мургхаб, 1910 год.

Пинкхус Карлински - 84 года, 66 из которых он отдал службе в армии. Контролер шлюзовых ворот Чернигова, которые являются частью системы Мариинских каналов. Фото сделано в 1909 году.


Группа еврейских детей с учителем в (ныне Узбекистан), 1910 год.

Кладка цемента для шлюза плотины в 1912 году. Рабочие и прорабы позируют для фото, на минуту прервав приготовления к разливу цемента для основания шлюза плотины через реку Ока, недалеко от Белоомута.

Женщина народности сарт в парандже в Самарканде, Узбекистан, около 1910 года. До революции 1917 года словом «сарты» называли узбеков, живших в Казахстане.

Прокудин-Горский едет по рельсам мурманской железной дороги на дрезине у Петрозаводска, вдоль Онежского озера в 1910 году.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.