Для чего необходим этап идентификации рисков. Экспертные системы

Рассмотрим более детально этапы разработки ЭС (рисунок 4).

Этап идентификации. На данном этапе идентифицирует­ся задача (задачи), определяются участники процесса проектирования, их роли, ресурсы и цели.

Определение участников и их ролей сводится к установлению количества экспертов и инженеров по знаниям, а также форм их взаимоотношения. Обычно в основном цикле разработки ЭС участвует не менее трех-четырех человек - один эксперт, один или два инженера по знаниям и один программист, привлекаемый для модификации и согласования инструментальных средств. К процессу разработки ЭС могут привлекаться и другие участники. Например, инженер по знаниям иногда приглашает других экспертов, чтобы убедиться в правильности своего понимания основного эксперта, представительности тестов, демонстрирующих особенности рассматриваемой задачи, совпадении взглядов различных экспертов на качество предлагаемых решений. Кроме того, для сложных приложений целесообразно привлекать к основному циклу разработки несколько экспертов. Однако в этом случае, как правило, требуется, чтобы один из экспертов отвечал за непротиворечивость знаний, сообщаемых всеми экспертами, т. е. выполнял функции руководителя экспертов.

Применяются следующие формы взаимоотношения экспертов и инженеров: эксперт выполняет роль информирующего или роль учителя, а инженер - ученика. По нашему мнению, фор­ма «учитель - ученик» больше соответствует методологии ЭС. Вне зависимости от выбранной формы взаимоотношений инженер по знаниям должен быть готов и способен изучить особенности той предметной области, в рамках которой предстоит работать создаваемой ЭС. Несмотря на то что основу знаний ЭС будут составлять знания эксперта, для достижения успеха инженер по знаниям должен использовать (особенно в начале работы) дополнительные источники знаний в виде книг, инструкций, отчетов, которые ему рекомендовал эксперт.

Идентификация решаемой задачи заключается в составлении ее неформального (вербального) описания. В этом описании указываются: общие характеристики задачи; подзадачи, выделяемые внутри данной задачи; ключевые понятия (объекты), характеристики и отношения; входные (выходные) данные; предположительный вид решения; знания; примеры (тесты) решения задачи.

Цель этапа идентификации задачи - охарактеризовать задачу и структуру поддерживающих ее знаний и таким образом обеспечить начальный импульс для развития БЗ. Если исходная задача оказывается слишком сложной с точки зрения имеющихся ресурсов, то этап идентификации может потребовать несколько итераций.

В ходе идентификации задачи (задач) необходимо ответить на следующие вопросы: какие задачи предлагается решать ЭС и как они могут быть охарактеризованы и определены; на какие подзадачи разбивается каждая задача и какие данные они используют; каковы основные понятия взаимоотношения, исполь­зуемые при формулировании в ходе решения задач; какие знания релевантны решаемой задаче; какие ситуации препятствуют решению; как эти препятствия будут влиять на ЭС.

В процессе идентификации задачи инженер и эксперт работают в тесном контакте. Начальное неформальное описание задачи экспертом используется инженером по знаниям для уточ­нения терминов ключевых понятий. Эксперт конкретизирует описание задачи, объясняет, как решать ее и какие рассуждения лежат в основе решения. После нескольких циклов уточняющих описаний эксперт и инженер по знаниям получают окончательное неформальное описание задачи.

При проектировании ЭС типичными ресурсами являются: источники знаний, время разработки, вычислительные средства (возможности ЭВМ и программного ИС) и объем финансирования. Для достижения успеха эксперт и инженер должны использовать при построении ЭС все доступные им источники знаний. Для эксперта источниками знаний могут быть его предшествующий опыт по решению задачи, книги, конкретные примеры задач и реализованных решений, а для инженера по знаниям - опыт в решении аналогичных задач, методы решения и представления знаний, программное ИС. При установлении (назначении) времени разработки необходимо иметь а виду, что сроки разработки и внедрения ЭС составляют (за редким исключением) не менее года (при трудоемкости 5 чел./лет). Задача определения ресурсов является весьма важной, поскольку ограниченность какого-либо ресурса существенно влияет на процесс разработки. Так, при недостаточном объеме финансирования предпочтение может быть отдано не разработке оригинальной новой системы, а адаптации существующей.

Идентификация целей заключается в формулировании в яв­ном виде целей построения ЭС. При этом важно отличать цели, ради которых создается ЭС, от задач, которые она должна решать. Примерами возможных целей являются: формализация неформальных знаний экспертов; улучшение качества решений, принимаемых экспертом; автоматизация рутинных аспектов работы эксперта (пользователя), тиражирование знаний эксперта.

На первом этапе инженер по знаниям должен ответить на основной вопрос: подходят ли методы инженерии знаний для решения предложенной задачи. Для положительного ответа на этот вопрос необходимо, чтобы задача относилась к узкой, специальной области знаний и для ее решения не требовалось использовать то, что принято называть «здравым смыслом». Кроме того, качество ЭС зависит в конечном итоге от уровня сложности решаемой задачи и ясности ее формулировки. Задача не должна быть ни слишком легкой, ни слишком трудной. Говоря другими словами, назначение ЭС в том, чтобы решать некоторую задачу в данной области, а не в том, чтобы быть экспертом в этой области. Для обеспечения ясности формулировки задачи следует обратить внимание на точное описание входа-вы­хо­да и наличие разнообразных примеров решения рассматриваемой задачи.

Этап концептуализации. На этом этапе эксперт и инженер по знаниям эксплицируют ключевые понятия, отношения (упомянутые на этапе идентификации) и характеристики, необходимые для описания процесса решения задачи. На этапе концептуализации определяются следующие особенности задачи: типы доступных данных; исходные и выводимые данные, подзадачи общей задачи; используемые стратегии и гипотезы; виды взаимосвязей между объектами предметной области, типы используемых отношений (иерархия, причина - следствие, часть - целое и т. п.); процессы, используемые в ходе решения задачи; типы ограничений, накладываемых на эти процессы; состав знаний, используемых для решения задачи; состав знаний, применяемых для оправдания (объяснения) решения.

Для определения перечисленных характеристик задачи целесообразно составить детальный протокол действий и рассуждений эксперта в процессе решения хотя бы одной конкретной задачи.

Протокол обеспечивает инженера по знаниям словарем терминов (объектов) и некоторым приблизительным представлением о тех стратегиях, которые использует эксперт, кроме того, он помогает ответить на многие другие вопросы, возникающие в ходе разработки. На этом этапе инженер по знаниям рассматривает вопросы, относящиеся к представлению знаний и методам решения, но говорить о выборе конкретных способов и методов здесь еще рано.

На этапе концептуализации (как и на этапе идентификации) может потребоваться несколько повторных взаимодействий между экспертом и инженером по знаниям, что приводит к значительным затратам времени. Опыт разработок ЭС убеждает в том, что на данном этапе невозможно (да и не нужно) добиться корректности и полноты разрабатываемой ЭС. Необходимо как можно раньше переходить к следующим этапам (формализации и выполнению). На этом этапе у инженера по знаниям появляются некоторые соображения о представлении знаний и ИС.

Инженер по знаниям на этапе концептуализации должен обеспечить достаточность введенных ключевых понятий и отношений для описания всех имеющихся примеров решения рассматриваемой проблемы.

Этап формализации. На данном этапе все ключевые понятия и отношения, введенные на этапе концептуализации, выражаются на некотором формальном языке, предложенном (выбранном) инженером по знаниям. Он определяет, подходят ли имеющиеся ИС для решения рассматриваемой проблемы или необходимы оригинальные разработки. Выходом этапа формали­зации является описание того, как рассматриваемая зада­ча может быть представлена в выбранном или разработанном формализме.

Процесс формализации зависит от трех основных факторов: структуры пространства поиска, характеризующей особенности решаемой задачи; модели, лежащей в основе процесса решения задачи; свойств данных рассматриваемой задачи.

Чтобы понять структуру пространства поиска, необходимо формализовать понятия (объекты, их характеристики и значения) и определить, как они могут связываться друг с другом при образовании гипотез, используемых для направления поиска. При этом следует ответить на вопросы: являются понятия примитивными или имеют внутреннюю структуру; нужно ли представлять причинные и пространственно-временные отношения между понятиями и должны ли они быть определены явно; необходима ли иерархия гипотез; относится коэффициент определенности (или другие средства для выражения мнения) только к окончательным гипотезам или он нужен для промежуточных гипотез; необходимо ли рассматривать понятия и процессы на различных уровнях абстракции.

Важный шаг в процессе формализации знаний - построение модели исследуемой задачи, т. к. наличие модели позволяет генерировать решение. Могут быть использованы и поведенческие, и математические модели. Если эксперт применяет при рассуждении и обосновании решения хотя бы простейшую поведенческую модель, то это позволяет выработать важные понятия и отношения. Если же эксперт использует математическую модель (аналитическую или статистическую), то она может быть непосредственно включена в ЭС как для формирования решения, так и для объяснения (оправдания) причинных отношений, обнаруживаемых в БЗ.

Для формализации знаний весьма важно понимать природу данных предметной области. Необходимо определить свойства данных, которые существенно влияют на решение исходной проблемы. Это могут быть следующие свойства: объяснимость (необъяснимость) данных в терминах гипотез; тип отношений между данными (причинные, определительные, корреляционные); объяснимость (необъяснимость) взаимосвязанности данных, гипотез и целей в процессе решения; редкость (обильность) или недостаточность (избыточнность) данных; определенность (неопределенность) данных, т. е. необходимость использования коэффициентов уверенности; зависимость (независимость) интерпретации данных от порядка их появления во времени; стоимость приобретения данных и знаний; метод их приобретения (какие вопросы необходимо задавать для получения данных); способ извлечения необходимых характеристик объектов из входного сообщения (сигнал, изображение, текст на естественном языке, устная речь и т. п.); надежность (ненадежность), точность (неточность) данных; согласованность (не согласованность), полнота (неполнота) данных.

Часто на этапе формализации выясняется, что для различных частей общей задачи нужны различные языки или ИС.

Этап выполнения. Цель этого этапа - разработка одного или нескольких прототипов ЭС, решающих требуемые задачи. Затем на данном этапе по результатам этапов тестирования и опытной эксплуатации создается конечный продукт, пригодный для промышленного использования. Разработка прототипа состоит в программировании его компонентов или выборе их из имеющихся ИС и наполнении БЗ. Проектирование первой версии прототипа ЭС следует начинать, как только будет хорошо понят первый тестовый пример.

Обычная ошибка разработчиков при создании прототипа состоит в том, что процесс приобретения знаний откладывают до полного завершения программирования. Тем самым эта наиболее трудоемкая часть работы отодвигается на поздние этапы, и в процессе накопления знаний приходится вносить изменения в уже готовые программы. Поэтому следует начинать процесс приобретения знаний, как только составлены или выбраны программы, позволяющие работать с простейшим представлением знаний и простейшими управляющими структурами, а следовательно, максимально рано приступать к выполнению отдельных подзадач, чтобы обнаружить необходимость дополнительных знаний для их решения. Иными словами, первый прототип экспертной системы - демонстрационный (ЭС-1) должен появиться через несколько месяцев (обычно два-три), а не через годы после начала работы.

Разработка прототипа - чрезвычайно важный шаг в создании системы. Некоторые программы прототипа могут войти в окончательную версию ЭС. Однако не это наиболее важная цель разработки прототипа. Главное, чтобы прототип обеспечил проверку адекватности идей, методов и способов представления, выбранных при создании данной ЭС, решаемым задачам. Функционирование первого прототипа должно подтвердить, что выбранные методы решений и способы представления пригодны для успешной реализации по крайней мере ряда задач из области экспертизы, а также показать, что с увеличением объема знаний и улучшением стратегии поиска ЭС сможет дать высококачественные и эффективные решения всех задач данной предметной области. При разработке первого прототипа обычно оставляют в стороне вопросы, требующие значительных трудозатрат: понимание и синтез фраз ограниченного естественного языка; построение сложных моделей; учет сложных временных, причинных и модальных отношений; понимание намерений пользователей (экспертов); моделирование рассуждений, содержащих неточные понятия.

Итак, можно сделать вывод, что в первом прототипе реализуется (используется) простейшая процедура вывода. При его создании основная цель - получить решение задачи, не заботясь пока об эффективности.

После разработки первого прототипа необходимо расширить круг задач, решаемых системой для того, чтобы собрать пожелания и замечания, которые будут учтены в очередной версии системы (ЭС-2). Для этого осуществляется развитие ЭС-1 путем добавления следующих компонентов: «дружественного» интерфейса; средств для исследования как БЗ, так и цепочек выводов, генерируемых системой (что обеспечивает прозрачность системы и понимаемость ее разработчиком); средств хранения библиотеки задач, решенных системой. Библиотека необходима для того, чтобы при каждой модификации системы можно было проверить, решаются ли все старые задачи и в новой версии. Расширенная версия ЭС-1 может рассматриваться как исследовательский прототип ЭС.

В ходе приобретения знаний инженер по знаниям должен получить знания от эксперта, структурировать их и представить в виде, понятном ЭС. Данный процесс сложен и длителен, т. к. эксперт часто или не осознает, какими знаниями он пользуется, или не может их вербализовать.

Для достижения эффективного функционирования ЭС
необходимо осуществить структурирование знаний. Наиболее важ­ным средством для этого являются абстрактные понятия промежуточного уровня. Во многих случаях данные понятия могут явно не упоминаться (а возможно, и не осознаваться) экспертом. Инженер по знаниям должен выделять такие понятия, обнаруживая сходные действия эксперта при обработке различных ситуаций.

При представлении правил в виде, понятном ЭС, особое внимание следует уделять двум ситуациям: некоторое правило слишком громоздко; имеется много похожих правил. Громоздкость правила может объясняться тем, что в нем отражено несколько фактов из данной предметной области. Если это так, то правило надо разбить на несколько мелких. Вторая ситуация возникает тогда, когда в предметной области существует понятие, явно не указанное экспертом, а возможно, и не имеющее имени. В этом случае новое понятие необходимо ввести в явном виде, присвоить ему специальное имя и, используя его, сформулировать одно правило взамен группы подобных.

Выполнение экспериментов с расширенной версией ЭС-1, анализ пожеланий и замечаний служат отправной точкой для создания второго прототипа. Процесс разработки ЭС-2 итеративный. Анализ результатов прогонов тестовых примеров позволяет выявить недостатки ЭС и разработать пути для их устранения. Этот итеративный процесс может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности предметной области, гибкости выбранного представления и степени соответствия управляющего механизма решаемым задачам (возможно, потребуется разработка ЭС-3 и т. д.). При разработке ЭС-2, кроме перечисленных задач, решаются следующие:

Анализ функционирования системы при значительном расширении БЗ;

Исследование возможностей системы в решении более широкого круга задач и принятие мер для обеспечения таких возможностей;

Анализ мнения пользователя о недостатках систем, о том, какую дополнительную помощь он хочет получить от ЭС
и т. п.;

Создание системы ввода-вывода, осуществляющей анализ или синтез предложений ограниченного естественного языка, что позволит пользователю общаться с ЭС-2 в форме, близкой к форме общения со стандартными учебниками для данной области.

Если ЭС успешно прошла этап тестирования, то она
может классифицироваться как промышленная система.

Этап тестирования. В ходе этого этапа осуществляется оценка выбранного способа представления знаний и ЭС в целом. Как только ЭС оказывается в состоянии обработать от начала до конца два или три примера, необходимо приступать к проверке на более широком круге примеров, чтобы определить недостатки БЗ и управляющего механизма (процедур вывода). Инженер по знаниям должен подобрать примеры, обеспечивающие всестороннюю проверку ЭС.

Обычно выделяют следующие источники неудач в рабо-
те системы: тестовые примеры, ввод-вывод, правила вывода, управляющие стратегии.

Наиболее очевидной причиной неудачной работы ЭС явля­­ются недостаточно показательные тестовые примеры. В худшем случае тестовые примеры могут оказаться вообще вне предметной области, на которую рассчитана ЭС, однако чаще множество тестовых примеров находится в рассматриваемой предметной области, но является однородным и не позволяет охватить всю предметную область. При подготовке тестовых примеров целесообразно квалифицировать их по подпроблемам предмет­ной области, выделяя стандартные случаи, определяя границы трудных ситуаций и т. п.

Ввод-вывод можно характеризовать данными, приобретенными в ходе диалога с экспертом, и заключениями, предъяв­ленными ЭС в ходе объяснений. Иногда методы приобретения данных не дают нужных результатов, т. к. задавались неправильные вопросы или собрана не вся необходимая информация. Кроме того, вопросы системы могут быть трудными для понимания, многозначными и не соответствующими знаниям пользователя. Ошибки при вводе часто возникают из-за неудобного для пользователя входного языка. В ряде приложений для пользователей удобен ввод не только в печатной, но и в звуковой форме, может понадобиться ввод и в графическом виде.

Выходные сообщения (заключения) системы могут оказаться непонятны пользователю (эксперту) либо потому, что
их слишком много, либо потому, что их слишком мало. Они могут быть организованы, упорядочены способом, непонятным (неудобным) пользователю, кроме того, выражены на неподходящем для пользователя уровне абстракции с использованием незнакомой ему лексики.

Типичным источником ошибок в рассуждениях являются правила вывода. Важная причина здесь - неучет зависимостей между правилами (точнее, между их означиваниями). Дело в том, что правила редко независимы друг от друга, хотя на первом этапе отладки удобно считать их таковыми. Среди других причин несоответствий в рассуждениях можно отметить ошибочность, противоречивость и неполноту правил. Если неверна посылка правила, то это может привести к использованию правила в неподходящем контексте. В данной ситуации система не замечает частных подслучаев. Если ошибочно действие правила, то конечный результат трудно предсказать. Правило может быть ошибочно, если при корректности его условия и действия на­рушено соответствие между ними. Так как правила зависят друг от друга, важно учесть возможность влияния одних правил на другие. Контекстные зависимости следует принимать во внимание, в частности, при расстановке различных коэффициентов, характеризующих правила. Необходимо принять меры против порождения гипотез (промежуточных заключений), которые правдоподобны каждая в отдельности, но комбинируются в
бессмысленные последовательности. Требуется разработать спе­циальные правила, препятствующие образованию ошибочных комбинаций.

Весьма часто к ошибкам в работе ЭС приводят управляющие стратегии. Возможно, изменение стратегии необходимо, если ЭС рассматривает сущности в порядке, отличном от «естественного» для эксперта. Последовательность, данные которой рассматриваются ЭС, не только влияет на эффективность работы системы, но и может вызвать изменение конечного результата. Например, рассмотрение правила X до правила Y иногда приводит к тому, что правило Y всегда будет игнорироваться системой. Изменение стратегии необходимо и в случае неэффективной работы ЭС. Кроме того, недостатки в управляющих стратегиях могут привести к чрезмерно сложным заключениям и объяснениям ЭС.

Критерии, с помощью которых оценивается ЭС, зависят от того, с чьей точки зрения дается оценка. Например, при тестировании ЭС-1 оценка осуществляется с точки зрения экспертов, для которых важна в первую очередь полнота и безошибочность правил вывода. При тестировании промышленной системы оценка производится в основном инженером по знаниям, которого интересует эффективность работы ЭС. При тестировании ЭС после опытной эксплуатации оценка осуществляется пользователем, заинтересованным в первую очередь в удобстве рабо­ты и получении практической пользы.

Этап опытной эксплуатации. На данном этапе проверяется пригодность ЭС для конечного пользователя. Здесь ЭС должна продемонстрировать решение всех возможных задач при работе с различными пользователями. Целесообразно организовать функционирование ЭС не на стенде разработчика, а на месте работы пользователей. К этому этапу следует переходить лишь после того, как эксперты будут уверены, что система успеш­но справится практически со всеми требуемыми задачами, чтобы ошибки в решениях не создавали у пользователя отрицатель­ного представления о ЭС. Пригодность ЭС для пользователя определяется в основном удобством работы с ней и ее полезностью. Под полезностью ЭС понимается способность ее в ходе диалога определять потребности пользователя, выявлять и устранять причины неудач в работе, а также удовлетворять потребности пользователя (т. е. решать поставленные задачи). Другими словами, пользователю важно довести «до сознания» ЭС свою информационную потребность, несмотря на возможные ошибки, допускаемые им из-за недостаточного знания ЭС. Конечно, для пользователя имеют значение также полнота и правильность решений, но эти характеристики должны быть проверены экспертом на предыдущем этапе.

Под удобством работы ЭС понимается естественность взаимодействия с ней (общение в привычном, не утомляющем пользователя виде), ее гибкость (способность настраиваться на различных пользователей, а также учитывать изменения в квалификации одного и того же пользователя) и устойчивость к ошибкам (способность не выходить из строя при ошибочных действиях неопытного пользователя).

По результатам эксплуатации может потребоваться не только модификация программ и данных (совершенствование или изменение языка общения, диалоговых средств, средств обнаружения и исправления ошибок настройка на пользователя и т. д.), но и изменение устройств ввода-вывода из-за их неприемлемости для пользователя. По результатам этого же этапа принимается решение о переносе системы на другие ЭВМ (например, для расширения сферы использования ЭВМ и/или снижения ее стоимости). После успешного завершения этапа опытной эксплуатации и использования различными пользователями ЭС может классифицироваться как коммерческая.

Модификация системы. В ходе создания ЭС почти посто­янно осуществляется модификация. Можно выделить следующие виды модификации системы: переформулирование понятий и требований, переконструирование представления и усовершен­ствование прототипа (см. рисунок 4).

Усовершенствование прототипа осуществляется в процессе циклического прохождения через этапы выполнения и тестирования для отладки процедур вывода. Циклы повторяются до тех пор, пока система не будет вести себя ожидаемым образом. Изменения, осуществляемые при усовершенствовании, зависят от выбранного способа представления и класса задач, решаемых ЭС. Если в процессе усовершенствования желаемое поведение не достигается, то необходимо осуществить более серьезные модификации архитектуры и БЗ.

Возврат от этапа тестирования на этап формализации приводит к пересмотру выбранного ранее способа представления знаний. Данный цикл называют переконструированием .

Если возникшие проблемы еще более серьезны, то после неудачи на этапе тестирования может потребоваться возврат на этапы концептуализации и идентификации. В этом случае речь будет идти о переформулировании понятий , используемых в системе, - о проектировании всей системы практически заново.

Введение

Актуальность проблем идентификации рисков предопределяется, главным образом, тем, что сбор информации требует адекватных методических подходов, необходимости внедрения в практику научно обоснованных методов.

Идентификация рисков является ключевым элементом процесса управления риском. От ее правильной организации в значительной степени зависит, насколько эффективными будут дальнейшие решения и удастся ли фирме в достаточной мере защититься от угрожающих ей рисков.

Цель работы - изучить особенности определения и способы идентификации рисков.

  • - определить систему идентификации рисков;
  • - рассмотреть организацию идентификации рисков.

Предмет исследования - изучение методов идентификации рисков. Объект исследования - методы идентификации рисков. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение и др.

идентификации рисков.

Для оценки рисков и принятия связанного с ними решения необходимо собрать исходную информацию об объекте - носителе риска. Эта первичная стадия носит название идентификации риска. Она включает два основных этапа: сбор информации о структуре объекта и идентификацию опасностей или инцидентов.

Существует множество методов, помогающих получить информацию о характеристиках отдельных рисков, присущих определенному виду деятельности. Поэтому, чтобы решить поставленную задачу, целесообразно использовать комплекс методов. Необходимо постоянно следить за эффективностью использования таких методов, чтобы вносить в них усовершенствования, которые могут оказаться полезными в дальнейшем.

Невозможно однозначно сказать, какие методы будут наиболее эффективными в каждом конкретном случае. Задача существенно облегчается, если риск менеджер является специалистом практиком в данной области хозяйственной деятельности, будь то промышленное производство, финансы или коммерция.

Работа по сбору информации и идентификации рисков помогает обнаружить большинство опасностей, но, как правило, через некоторое время проявляются новые. Это может быть связано с накоплением опыта и статистических данных, а также с внедрением новых технологий и использованием других материалов.

Поэтому важной составной частью организации деятельности в данной области является создание специальной программы по контролю и идентификации новых рисков. Такая программа должна планироваться отделом предприятия по управлению риском или риск менеджером. Какой бы план противостояния рискам ни был выработан, он должен иметь собственный бюджет и экономическое обоснование, чтобы затраты на выявление рисков не превысили ущерб от них.

Распознавание рисков достаточно трудоемко и требует специальных знаний. Оптимальным в такой ситуации является привлечение для работы независимых фирм или экспертов в области оценки рисков и страхования.

Получение исходной информации о производственных объектах. Это возможно с помощью:

  • - стандартизованных опросных листов;
  • - анализа первичных документов управленческой и финансовой отчетности;
  • - анализа данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;
  • - составления и анализа диаграммы организационной структуры предприятия;
  • - составления и анализа карт технологических потоков производственных процессов;
  • - инспекции производственных подразделений;
  • - консультации специалистов в данной технической области;
  • - экспертизы документации специализированными консалтинговыми фирмами Королькова Е.М. Риск-менеджмент: управление проектными рисками: Учебное пособие для студентов экономических специальностей, 2013, С. 94.

Полученная информация должна быть надлежащим образом проанализирована и структурирована. Основная цель такой работы - установить взаимосвязи между отдельными данными из разных источников.

Ряд особенностей имеет распознавание финансовых и коммерческих рисков предприятия. Основное значение в данном случае приобретает анализ финансовой документации предприятия. Для этого не обходимо готовить специфические опросные листы, а также адаптировать и ряд других методов выявления риска. риск консалтинговый управленческий

1. Структурные диаграммы. Эти диаграммы относятся к графическим методам получения информации о возможных рисках. Метод предназначен для анализа особенностей структуры предприятия и вытекающих из этого рисков. Полученные данные полезны для оценки прежде всего внутренних предпринимательских рисков, связанных с качеством менеджмента, организацией сбыта и рекламы и т.д., а также коммерческих рисков (рис. 1).

Рис. 1.

Структурные диаграммы позволяют определить несколько форм возможного внутреннего риска: дублирование функций, их зависимость и концентрацию. Например, может оказаться, что какой-либо отдел имеется также и во всех дочерних компаниях. В этом случае несоответствие стандартов проведения работ может создать определенные риски в настоящем и в будущем. Такая форма риска называется дублированием.

Существуют разные подходы к построению структурных диаграмм. Все многообразие управленческих форм компаний можно условно разделить на вертикальные, горизонтальные и смешанные структуры, в частности матричные, ячеистые и др.

2. Карты потоков. Карты потоков, или потоковые диаграммы, графически изображают отдельные технологические процессы производства и их взаимосвязь. Потоком на таких картах называется перемещение некоторых материальных ценностей от одного структурного элемента диаграммы к другому. Эти карты полезны для распознавания основных элементов производственного процесса, от которых зависит его надежность и устойчивость. Такие элементы называют узловыми, поскольку нарушение их нормального режима работы или выход из строя прерывают весь производственный процесс или приводят к возникновению критических по аварийности ситуаций. Процесс, зафиксированный в конкретной карте, может охватывать какой-то один вид деятельности организации, все внутренние производственные процессы или отдельную технологическую цепочку. В ходе анализа карта потоков помогает увидеть существующие "узкие места" проекта или потенциальные рискованные ситуации (рис.2).


Рис. 2.

Анализ карты потоков позволяет предусмотреть последствия, связанные, например, с аварией на складе сырья и комплектующих и прекращением поступления сырья на последующие этапы производства. Точно так же можно исследовать последствия инцидентов, происшедших на складе готовых узлов или в цехе упаковки готовой продукции.

Таким образом, карта потоков позволяет установить критические области производственного процесса и грубо оценить масштабы того или иного инцидента. Элементы, критические для работы всей системы, находятся в последовательных ветвях системы. В то же время нарушение работы элементов в одной из параллельных ветвей приведет, скорее всего, к меньшим убыткам, поскольку материальные по токи смогут некоторое время проходить по другим ветвям, которые продолжают нормально функционировать.

Карты потоков могут выполняться с разной степенью сложности. Кроме того, потоковые диаграммы позволяют отражать как материальные, так и финансовые потоки между подразделениями фирмы. Например, карта потоков может показывать процесс сборки изделия в модифицированном виде. Например, на ней фиксируются не материальные потоки, а денежные эквиваленты запасов и добавленной стоимости, переходящей в процессе каждой стадии в готовый продукт.

Основные преимущества представления карты потоков в модифицированном виде состоят в возможности:

  • - получения количественной оценки потенциальных убытков в случае перебоев на одной из стадий технологического цикла;
  • - зрительного восприятия риск менеджером различных путей перераспределения ресурсов между параллельными ветвями системы;
  • - обнаружения и минимизации потенциальных убытков.

В настоящее время существуют мощные программные средства для персональных компьютеров, в частности ERP системы (системы комплексного управления ресурсами), позволяющие существенно упростить моделирование структуры предприятия и потоков ресурсов внутри него. Ограниченность применения карт потоков как метода распознавания риска состоит в следующем:

  • - метод ориентирован только на внутренние процессы;
  • - не устанавливает причин уязвимости отдельных стадий производственного процесса.

Все это требует одновременно использовать иные методы для получения исходной информации о рисках. Например, карты потоков могут дополняться сведениями о возможной частоте и тяжести прошлых убытков, полученными из опросных листов.

3. Причинно-следственная диаграмма. Диаграмма, которую предложил один из крупнейших японских теоретиков менеджмента Каору Исикава (рис. 3), в разных источниках упоминается как "рыбий скелет" или "дерево проблем", которое отражает то же самое, но схема при этом разворачивается на 90 градусов. Королькова Е.М. Риск-менеджмент: управление проектными рисками: Учебное пособие для студентов экономических специальностей, 2013, С. 99


Рис. 3. Диаграмма Исикавы ("рыбий скелет"):

1 - главные причины; 2 - вторичные причины, влияющие на главные; 3 - причины, влияющие на вторичные, и т.д.

Диаграмма Исикавы позволяет провести анализ и структурировать все факторы риска, которые влияют на результат анализа. Инструмент весьма практичен для анализа причин, приводящих к возникновению рисков. Работу с диаграммой Исикавы рекомендуется проводить по следующим этапам:

  • - сбор всех рисков, каким либо образом влияющих на проект;
  • - группировка рисков по смысловым и причинно следственным блокам;
  • - ранжирование рисков внутри каждого блока;
  • - анализ получившейся картины;
  • - отбрасывание рисков, на которые невозможно повлиять;
  • - игнорирование малозначащих и непринципиальных рисков.
  • 4. Прямая инспекция. Описанные выше методы распознавания риска удобны тем, что получать данные можно, не выходя из офиса, т.е. используя современные средства связи. Однако не исключено, что при изучении опросных листов, финансовой документации или карт потоков некоторые моменты окажутся неясными и вызовут дополнительные вопросы. Кроме того, при заполнении в подразделениях предприятия подготовленных для них форм отчетности по рискам могут быть упущены важные факторы. Поэтому для получения дополнительной информации и проверки на местах ее достоверности и полноты риск менеджеры могут организовывать инспекционные поездки на предприятия.

Эффективность инспекции напрямую зависит от квалификации осуществляющих ее сотрудников. Если риск менеджеры обладают достаточно высокой квалификацией и имеют большой опыт работы, то они отметят те важные нюансы, которые могут быть упущены респондентами опросных листов и другими специалистами, осуществляющими технологические операции.

Прямая инспекция позволит также идентифицировать и уточнить отдельные аспекты разрабатываемой программы управления рисками, оценить возможные затраты на управление на данном предприятии и дать рекомендации по регулированию уровней рисков.

При планировании посещения любого объекта необходимо прежде всего определить перечень задач, которые должны быть решены в процессе инспекции, и учесть ряд специфических факторов. Кроме того, следует выстроить некую логическую схему идентификации рис ков таким образом, чтобы свести к минимуму возможность упустить что либо существенное.

Один из способов решения этой задачи - подготовка для каждого из объектов специальных карт, содержащих перечень вопросов и сведений, которые предстоит уточнить. В процессе инспекции такие кар ты должны быть заполнены для каждого объекта. Они определяют содержание и структуру инспектирования, уменьшают время пребывания на объекте и снижают опасность упустить что либо важное.

На практике инспекции проводят либо неожиданно, либо заблаговременно извещая о ее проведении.

Приведем примерный перечень вопросов, которые могут быть решены либо уточнены в процессе инспекции:

  • - расположение объекта и степень близости к населенным пунктам, другим промышленным объектам;
  • - наличие и состояние основных и оборотных фондов;
  • - общая характеристика и состояние особо опасных агрегатов;
  • - описание и оценка системы управления (общий и финансовый менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет);
  • - подробности недавних происшествий или заявленных претензий, если оборудование было застраховано.

После того как инспекция проведена, необходимо все результаты оформить в виде отчета, где для каждой запланированной задачи указываются:

  • - цель обследования;
  • - дата и место проведения;
  • - краткое содержание проведенных бесед с сотрудниками;
  • - полученные данные и материалы;
  • - результат обследования;
  • - резюме.

По итогам инспекции в общую базу данных предприятия необходимо внести уточнения, касающиеся списка оборудования, идентифицированных рисков, а также выработать рекомендации по пересмотру существующего уровня риска и методам его регулирования. Если риски были застрахованы, то риск менеджеры обязаны немедленно известить страховщиков обо всех установленных в ходе инспекции изменениях, существенных для договора страхования.

Еще одним важным инструментом риск менеджмента является аудит инвестиционного проекта, связанный, в том числе с анализом финансовой и управленческой отчетности. Этот анализ проводится в соответствии с хорошо отработанными методиками финансового анализа (как предприятий, так и инвестиционных проектов).

Особенно велика роль проводимого анализа в случае, если в проекте предусмотрена схема финансирования в виде банковского кредита.

Идентификация продукции - это процедура, которая позволяет установить соответствие конкретной однородной продукции, подлежащей подтверждению соответствия стандартам, нормам, ГОСТам, требованиям, предъявляемым к данной модели, типу (виду) продукции в нормативной и нормативно-технической документации или другой информации по продукции (товару). Основное понятие продукции - это результат труда, добытый или изготовленный человеком для удовлетворения общественных или личных потребностей. Продукция в сертификации - это объект подтверждения соответствия ее потребительских качеств и безопасности. Продукцией является всякая продукция, производимая и/или реализуемая на территории Российской Федерации, экспортируемая за пределы РФ, а также, импортная продукция, ввозимая в РФ для её последующей реализации и эксплуатации. Чтобы правильно определить какому нормативному документу подлежит исследуемая продукция: обязательной сертификации, декларированию или продукция не входит в перечни по обязательному подтверждению соответствия, орган по сертификации и эксперт должны ее идентифицировать по определенным признакам и свойствам, т.е. установить соответствие самой продукции и описанию на неё. Вся информация по продукции предоставляется заявителем. По результатам идентификации выдается заключение о соответствии (не соответствии) продукции описанию и образцу. Только теперь можно перейти к дальнейшим этапам подтверждения соответствия продукции.

Идентификация бывает потребительская, товарно-партионная, видовая или ассортиментная, сортовая, качественная и специальная. При любом виде идентификации самым основным источником является маркировка и этикетка продукции, нормативные документы (ТУ, ТО, ГОСТы), различная техническая документация, товарно-сопроводительные документы. Все, что может указывать на потребительские свойства, показатели безопасности, категории продукции. Для каждого вида продукции существуют специфические характеристики, позволяющие правильно идентифицировать продукцию. Испытания продукции предусматривают испытания групп продукции на разные показатели. Например, это могут быть микробиологические, органолептические, физико-химические показатели (парфюмерно-косметическая продукция), показатели на электромагнитную совместимость (электротехническая продукция) и т.п. Основная цель идентификации продукции - это защита потребителя от возможности приобретения некачественной продукции, защита от недобросовестного изготовителя или поставщика, обеспечение безопасности продукции для окружающей среды, здоровья и жизни потребителя. Неправильная идентификация продукции, например, промышленного оборудования, которая эксплуатируется на потенциально опасных объектах, может привести к авариям, техногенным катастрофам или другим необратимым негативным последствиям. Идентифицировать продукцию необходимо также тогда, когда Заявитель предоставил потребителям или контролирующим организациям неполную и/или неточную информацию о продукции.

Идентифицировать продукцию необходимо по параметрам, признакам, показателям и требованиям к конкретной группе продукции и которых достаточно для подтверждения соответствия, что и будет являться основание для выдачи разрешительного документа на определенный срок и по выбранной схеме. Методами идентификации можно считать действия компетентных органов, аккредитованных в системе сертификации РФ, направленные на определение принадлежности продукции к конкретной группе продукции по кодам ОКП, наименования продукции, области применения и предотвращение введения потребителя в заблуждение в период реализации и эксплуатации. К методам идентификации относится: экспертиза и проверка документов, визуальный осмотр, органолептический метод, испытания, Результат идентификации - это заключение, подписанное экспертом в установленном законом порядке. Заключение оформляется на специальном бланке и подписывается экспертом, который имеет свидетельство компетентности на данный конкретный вид продукции. Практическое применение идентификации продукции отражено в разрешительном документе. Это - сертификат или декларация ГОСТ Р, сертификат соответствия или декларация техническому регламенту России или Таможенного союза.

Указания на идентификацию продукции:

  1. наименование продукции по коду ОКП и группе продукции и конкретизация, если к данному коду относится ряд однородной продукции;
  2. торговая марка, что является отличительным признаком любой продукции;
  3. серия, тип, модель, артикул;
  4. нормативный документ, по которому продукция изготавливается - ГОСТ, ТУ, рецептура, СанПиН, и т.д., а также, могут быть перечислены пункты нормативных документов; (если в документе прописывается ТУ, то эксперт должен проверить совпадает ли код ОКП и первые четыре цифры ТУ, если продукция импортная, то код ОКП присваивается экспертом, как раз, исходя из описания и маркировки продукции).

Код ТН ВЭД присваивают таможенные представители или логистические службы и для органов по сертификации в РФ код имеет важное информационное значение.

Например:

  • «Изделия санитарно-гигиенического назначения торговой марки «Lotus»: полотенца бумажные в рулонах, арт. Х, ХХ, ХХХ.
  • ТУ-5463-001-ХХХХХХХХ-2008
  • Серийный выпуск
  • Код ОКП 546351,
  • ТН ВЭД 4818209100

Пример данной записи из декларации ГОСТ Р может о многом сказать специалистам и компетентным органам. Подтверждение соответствия нормативным документам на игрушки для детей является обязательной процедурой, так как основным аспектом здесь является обеспечение безопасного применения данной продукции для детей и подростков. Распространяется требование на всю производимую в России и ввозимую из-за рубежа продукцию предназначенную для детей возрастом до 14 лет. Ранее, до 01 июля 2010 года, предшествующим сертификату ГОСТ Р документом было санитарно-эпидемиологическое заключение.

С первого же июля 2010 г. выдача СЭЗ была отменена и заменена, на часть продукции, свидетельством о госрегистрации. Что касается детской продукции, то в перечень на госрегистрацию вошла не вся детская продукция, а только ее часть. Игрушки исключили из перечня на госрегистрацию. Предметом идентификации детских игрушек является определение категории продукции, т.е. относится ли она к категории «для детей» или нет, предназначена ли она для детей до 14 лет. Это могут быть игры, куклы, машины развивающие игрушки по возрастам, образовательные игры и т.д.

Классификация применяется следующая:

  • по возрасту - (для новорожденных, 3-4 месяца, 1-2 года, свыше 3 лет и т.д.);
  • по материалу исполнения (металлические, деревянные, пластмассовые, из меха и т.д.);
  • по типу устройства (механические, электронные и т.д.);
  • обучающие и развивающие (игры, головоломки, конструкторы и т.д.);
  • по внешнему виду (изображающие, имитирующие, музыкальные, посуда и т.д.).

После проведённой идентификации выпускают сертификат, который должен оформляться в строгом соответствии с существующими стандартами и действующими нормами и гостами.

Решением Таможенного Союза № 798 от 23.09.2011 г. был утвержден текст Технического Регламента «О безопасности игрушек». Целью разработки является установление единых требований к игрушкам для применения на таможенной территории России, Белоруссии, Казахстана. Требования, предъявляемые к игрушкам должны защищать жизнь и здоровье детей, лиц, присматривающих за ними, а также, предупредить действия, которые могут ввести в заблуждение потребителей. Также как и при обязательной сертификации ГОСТ Р идентификации данной продукции для подтверждение ее на соответствие ТР ТС имеет первостепенное значение. Появились отличительные черты в маркировке продукции, в частности, маркировка единым знаком обращения на таможенной территории. Поставщики и изготовители обязаны следовать нормам Технического Регламента ТС, а органы по сертификации четко соблюдать правила по которым происходит подтверждение соответствия на данную продукцию.

Идентификация - это основной начальный этап для эксперта и органа по сертификации, который определяет принадлежность продукции, подчеркивает ее свойства и потребительские качества, и, главное, защищает потребителя от фальсификации продукции и информации о ней.

Содержание идентификации и анализа рисков: Основной целью идентификации и анализа рисков является формирование у лиц, принимающих решения, целостной картины рисков, угрожающих бизнесу фирмы, жизни и здоровью ее сотрудников, имущественным интересам владельцев/акционеров, обязательствам, возникающим в процессе взаимоотношений с клиентами и другими контрагентами, правам третьих лиц и т.п. В данном случае важен не только перечень рисков, но и понимание менеджерами того, как эти риски могут повлиять на деятельность фирмы и насколько серьезными могут быть последствия. В результате такого исследования будет правильно организована система управления рисками, которая обеспечит приемлемый уровень защиты фирмы от этих рисков.

Идентификация и анализ рисков предполагает проведение качественного, а затем и количественного изучения рисков, с которыми сталкивается фирма.

Качественный анализ предполагает обнаружение рисков, исследование их особенностей, выявление последствий реализации соответствующих рисков в форме экономического ущерба, раскрытие источников информации относительно каждого риска.

Предварительным шагом стадии количественной оценки рисков является получение информации о них. Такая информация должна содержать следующие данные, необходимые для оценки степени предсказуемости риска: частота (вероятность) возникновения и размер убытков, т.е. распределение ущерба, а также другие характеристики, которые требуются для дальнейшего анализа рисков.

Основной шаг стадии количественной оценки рисков - обработка собранных данных. Она должна обслуживать цели последующего процесса принятия решений по управлению риском. Для выявления факторов риска и степени их воздействия могут быть использованы различные методы статистической обработки данных, в том числе корреляционный и дисперсионный анализ, анализ временных рядов, факторный анализ и другие методы многомерной классификации, а также математическое моделирование, включая имитационное.

Этапы идентификации и анализа рисков: Можно предложить множество критериев для выделения этапов процесса идентификации и анализа рисков. Наиболее распространенным является степень подробности исследования риска. В соответствии с ней можно выделить следующие этапы:

Осмысление риска, т.е. качественный анализ, сопровождаемый исследованием структурных характеристик риска (опасность - подверженность риску - уязвимость). Это очень важный этап, так как он определяет, с чем столкнется в дальнейшем менеджер по рискам, и тем самым задает границы принятия решений в процессе риск-менеджмента;

Анализ конкретных причин возникновения неблагоприятных событий и их отрицательных последствий. Данный этап представляет собой подробное изучение отдельных рисков (причинно-следственные связи между факторами риска, возникновением неблагоприятных событий и вызванным ими появлением ущерба). Такое исследование обеспечивает основу для принятия решений в рамках управления риском;

Комплексный анализ рисков. Указанный этап предполагает изучение всей совокупности рисков в целом, что дает цельную, комплексную картину рисков, с которыми сталкивается фирма. Это позволяет проводить единую политику по управлению риском. В ряде случаев не все перечисленные этапы реализуются в практике риск-менеджмента конкретных фирм, но наиболее полный и комплексный вариант включает все три этапа. Как правило, это характерно для крупных фирм, занимающихся сложным бизнесом.

Под стадией следует понимать отдельный и самостоятельный этап в развитии какого-либо процесса.

Процесс исследования, проводимый с целью разрешения вопро­са о тождестве, складывается из следующих основных стадии:

1) осмотр исследуемых объектов;

2) раздельное исследование объектов;

3) сравнительное исследование объектов;

4) оценка результатов сравнения и формулирование выводов.

На первой стации происходит изучение всех имеющихся объек­тов, предоставленных для идентификации. Необходимость этой ста­дии сводится к тому, что именно здесь определяется, имеется ли все необходимое для идентификации, что представляют собой объекты идентификации, не претерпели ли они каких-либо изменений после их получения, пригодны ли они для идентификации.

В стадии раздельного исследования идентифицирующий и иден­тифицируемый объекты (в том числе сравнительные образцы) изучаются изолированно друг от друга. Необходимость данной стадии обусловлена следующей целью – выявить как можно большее ко­личество признаков (общих и частных), отразившихся в следах и ха­рактеризующих объект идентификации.

Изучая общие признаки объекта по его отображению, выясня­ют, что это за объект и каково его целевое назначение, какую он имеет форму, размеры. В результате происходит отнесение объекта к определенной группе.

Выявленные в следе (отображении) общие признаки сопоставляются общими признаками идентифицируемого (проверяемого) объек­та. При несовпадении общих (групповых) признаков процесс иден­тификации прекращается и формулируется вывод об отсутствии тождества.

Установив совпадение объектов по групповой принадлежности, приступают к анализу и синтезу частных признаков. Главная задача этой стадии - выявить идентификационные признаки. Для этого уясняют сущность каждого признака: его устойчивость (воспроиз­водимость), идентификационную значимость. На данной стадии эксперт широко использует сведения предметных наук, являющих­ся основой криминалистических экспертиз: трасологии, судебной баллистики, судебного почерковедения и т. д. В каждой из них опре­делены общие и частные идентификационные признаки, разработа­ны методы их выявления и изучения.

В ходе следующей стадии происходит сопоставление частных признаков сравниваемых объектов и делается их оценка. Это са­мый ответственный и сложный этап всей идентификации. Трудность в оценке сопоставляемых идентифицируемых признаков и их комп­лексов заключается в том, что наряду с совпадениями всегда прихо­дится иметь дело с некоторыми различиями. К тому же сама оценка совпадающих и различающихся признаков носит во многом еще субъективный характер и в значительной мере зависит от опыта лица, осуществляющего идентификацию.

Оценивая соответствие или несоответствие признаков, необхо­димо определить, являются ли несходство, несовпадение, различия признаков существенными или нет, можно ли ими пренебречь как несущественными, предварительно объяснив причины различия. Определив соответствие признаков, осуществляют анализ их совпа­дения, который может выражаться многозначно.

На завершающем этапе идентификации формулируются вы­воды о наличии или отсутствии тождества. При этом делается упор как на результаты исследования, так и на научные основы иденти­фикации данного рода объектов, собственный опыт, результаты обобщения практики. Выводы должны логически вытекать из ис­следования и не противоречить промежуточным выводам, которые были сформулированы на разных стадиях исследования. По своей природе выводы могут быть утвердительными (устанавливающи­ми факт тождества) и отр1щатсль1швди(исключаю11шми тождество). По форме выражения различают выводы категорические (досто­верные) и вероятные (предположительные).

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.